Введенское немецкое кладбище похороненные в 1940 чернышев. Введенское немецкое кладбище

  • 29.06.2019

С давних времен на берегу Яузы, на окраине Москвы, селились пришлые люди чужой веры, ищущие в стране русинов славы и денег. Православные прозвали их немчинами, а место - Немецкой слободой.

Молодой царь Петр, приверженец европейского уклада жизни, с удовольствием бывал в слободе. Вскоре у него появился настоящий друг и соратник - швейцарец Лефорт. Он оказал большое влияние на формирование мыслей и целей Петра, а значит, и всего Российского государства. Его именем до сих пор называется район, где располагалась Немецкая слобода.

Франц Яковлевич Лефорт похоронен с почестями на вершине Введенской горы. Грозная эпитафия на памятнике вселяла страх, и со временем его разрушили, а прах перезахоронили на Введенском кладбище.

История возникновения погоста

Еще пытался ввести запрет на захоронения возле храмов, что в те времена было принято. Его дочь Елизавета во время царствования также приказывала переносить кладбища, которые могли встретиться ей на пути следования.

Окончательную точку поставили Екатерина II и чума, собравшая богатый урожай в Москве 1771 года.

За чертой города, возле Введенских гор, сейчас Лефортовский холм, на берегу речки Синички отвели участок под Немецкое (Иноверческое) кладбище. Изначально там планировалось хоронить лютеран, католиков, англиканцев.

Постепенно территория разрослась за овраг и речку. Земляной вал заменили каменной стеной. Расширили вход со стороны улицы Наличной и открыли второй с противоположной стороны на Госпитальном валу.

В XIX веке начали появляться захоронения людей других вероисповеданий. Стало иначе называться и само кладбище - Введенское.

В середине XX века территория еще раз увеличивалась. В это же время появилась стена колумбария.

История захоронений

Введенское кладбище существует более двух веков, и благодаря этому уже давно превратилось в музей под открытым небом.

По именам на могилах можно узнать о тех, кто внес определенный вклад в развитие государства, упрочил его славу и мощь.

То, что захоронения производились от разных конфессий, наложило ощутимый отпечаток на архитектуру надгробий. Памятники, некрополи и часовни представляют собой яркие образцы классицизма, готики, стиля ампир. Многие из них созданы великими мастерами.

К сожалению, надгробия на могилах до начала XIX века практически не сохранились.

Храмы и часовни

Когда-то на территории находились 2 лютеранские церкви и 14 часовен. К концу XIX века Северный вход украсила общая часовня со звонницей для отпевания. Архитектор Роде спроектировал ее в тем самым подчеркнув изначальное единство всех европейских религий.

В начале XX века появилась большая готическая часовня, оформленная деталями в стиле модерн. После революции в ней разместили административные помещения. Через 70 лет здание вернули в лоно церкви, отреставрировали и заново освятили. Сейчас в нем ведутся службы на русском и финском языках.

Кладбище Введенское примечательно тем, что здесь находятся могилы видных церковных деятелей. После революции, во время гонений служителей культа, на территории некрополя начинают хоронить православных священников. До начала Великой Отечественной войны эти могилы находились под защитой лютеранской общины Москвы.

Могилу "златоуста православия" митрополита Трифона посещал патриарх Алексий II и отслужил молебен.

Из-за тяжелой болезни избежал репрессий протоиерей Алексей Мячев. Запрет властей общаться с верующими намного сократил его жизнь. Похоронен рядом с супругой на немецком кладбище. В 2000 году причислен к лику святых. Новообретенные мощи перенесены в храм Святого Николая в Москве.

Долгое время оставалась заброшенной могила старца Зосимы. Существует история о блаженной нищенке Тамаре, которая жила на кладбище и собирала милостыню. На собранные деньги она расчистила и частично восстановила часовню семьи Эрлангер. Она же привела в порядок могилу старца и способствовала строительству небольшой часовни из металла над ней.

Благодаря этой самоотверженной женщине можно прийти на поклонение к Зосиме и попросить совета в семейных делах, помощи в выборе второй половины.

Архитектурное наследие, исторические могилы и некрополи

Старые европейские погосты больше напоминают галереи, где представлены образцы многих направлений в искусстве. Не исключение в этом кладбище Введенское. Многие и архитекторы приложили руку к изготовлению склепов, часовен, надгробий.

Об античной усыпальнице Boray до сих пор ходят легенды. До конца Второй мировой войны в арке стояла статуя Христа работы знаменитого Романелли. Во время дождя с руки спасителя стекали капли, эту воду считали святой, способной излечивать недуги.

Паломничество к статуе было несовместимым с идеологией страны того времени, статую убрали. Сейчас она находится на территории семинарии в Сергиевом Посаде.

Внутреннее убранство часовни семьи Эрлангер украшает панно, выполненное по эскизам Петрова-Водкина. В эту часовню приносят записки с просьбами, здесь творят молитву Господу, зажигают свечи. Никто уже не помнит, когда она стала привлекать православных христиан.

На главной аллее много надгробий разных стилей, датируемых первой половиной XIX века. Ярким образцом готики является могила генерала графа Палена.

Хорошо сохранился до наших дней склеп Мусиной-Пушкиной, выполненный в манере ампир. Некогда белые стены потемнели от времени, обросли мхом, но все равно сохраняют свое безмолвное величие.

С середины девятнадцатого века сохранились гранитные памятники черного и красного цвета. Ампир на кладбище представлен в виде усеченных колонн, стел, валунов.

С начала 1900 годов в надгробиях используется символика профессиональной принадлежности. На могиле Мейена - памятник в виде деталей, имеющих отношение к железнодорожному делу. У авиатора Букина памятник венчает пропеллер.

Очаровывает могила писателя Пришвина. Скульптор Коненков изваял легендарную птицу Феникс, чтобы она своими крыльями охраняла покой великого мастера описания природы.

Военные и братские могилы

Кладбище Введенское может похвастаться тем, что на его земле находится территория европейского государства. Это небольшое место, окруженное цепью, которая крепится к вкопанным в землю пушкам, является братской могилой французских солдат. Они погибли в Москве и ее окрестностях во время Отечественной войны 1812 года.

Надгробие на бывшей могиле летчиков из полка "Нормандия-Неман" просто и лаконично. Прах перевезли на родину, а надгробие стоит, как дань дружбе и единству народов в страшной войне.

Гранитные обелиски на братских могилах напоминают о беспримерном подвиге советских солдат, погибших на подступах к столице.

Могилы известных людей

То, чем может гордиться Введенское кладбище - могилы знаменитостей. Здесь нашли свое упокоение Герои войны и труда, политики, историки, военные, люди искусства, спорта, литературы.

Пожалуй, самое почитаемое место - могила «святого доктора» Гааза. Он потратил всю свою жизнь и средства, чтобы воплощать в жизнь евангелистское выражение «спешите делать добро». Все главные атрибуты его деятельности воплотились в надгробии. Тяжелый валун - символ непосильной ноши, возложенной на себя тюремным врачом, креста, который он с честью нес до последних дней. Кандалы - достижение, которым можно гордиться.

Мало кто знает, что ресторан "Эрмитаж" в Нескучном саду Москвы организовал Люсьен Оливье. Почести его салату воздает не одно поколение россиян за новогодним столом. Его могилу можно найти на 12-м участке кладбища.

Книгоиздателю Сытину благодарны молодые поэты и писатели начала XX века. Поклониться этому человеку от лица всех, кого он сделал узнаваемыми и знаменитыми, можно на 14-м участке.

Яркая личность, непревзойденный комментатор Николай Озеров покоится на 21-м участке.

Совсем недавно нашел свой последний приют на 6-м участке весельчак и балагур писатель-сатирик Аркадий Арканов.

Желающим отдать последний долг любимым актерам обязательно нужно посетить Введенское кладбище. Могилы знаменитостей можно найти без труда по указателям. Вот только несколько имен:

  • яркая и удивительная оперная дива ;
  • самая лучшая в мире бабушка Татьяна Пельтцер;
  • хозяйка квартиры на Бейкер-стрит Рина Зеленая;
  • хохотушка и певунья из «Девчат» Люсьена Овчинникова;
  • создатель бессмертных «Покровский ворот» Михаил Козаков;
  • актриса с 70-летним стажем, прекрасная

Этот список можно продолжать очень долго.

План кладбища

Изначально территория кладбища делилась по конфессиям. По два участка отводилось лютеранам и католикам. По одному - англиканам и лютеранам-реформаторам. Каждый участок также был приписан к определенному приходу.

Современное Введенское кладбище разделено на номерные участки для лучшего ориентирования и поиска нужного захоронения. Всего их тридцать. По периметру вдоль ограды расположены стены для захоронения урн с прахом.

На территории находится администрация, контора ритуальных услуг, производственные службы, церковь для отпевания.

Как добраться?

Находится в черте города, что позволяет желающим легко найти и посетить Введенское кладбище.

Как доехать от метро «Бауманская»? К сожалению, эта станция в данный момент закрыта, и путь на городском транспорте не очень удобен, так как прямого маршрута нет. Но для любителей пеших прогулок будет приятно и познавательно прогуляться. Дорога займет не более 40 минут и доставит истинное наслаждение.

Более удобный путь - от метро «Электрозаводская» на автобусе маршрута 59 или на маршрутном такси 636. Ехать около 30 минут до остановки «Музей «Лефортово».

Самый быстрый маршрут - от станций метро «Семеновская» и «Авиамоторная». Сесть на трамвай №№ 32, 43, 46 и через 25 минут выйти на остановке «Введенское кладбище». Как доехать и каким транспортом воспользоваться - зависит только от личных предпочтений и начальной точки.

Адрес и время работы

Почтовый адрес: Введенское кладбище, Наличная, 1.

Некрополь открыт для посещения:

  • октябрь-апрель - с 9.00 до 17.00;
  • май-сентябрь - с 9.00 до 19.00.

По непроверенным данным, профессиональное фотографирование со штатива и видеосъемка запрещены. Охрана ревностно следит за поведением посетителей.

Есть возможность организовать экскурсию для группы или индивидуально. За два часа можно увидеть и узнать много интересного об истории места и людях, нашедших здесь последний приют.

В этой книге собраны истории о людях и домах Москвы. Истории о тех, кого мы совсем не знаем или знаем очень мало. В городских легендах о Москве автор, журналист и москвовед Олег Фочкин через личное восприятие рассказал о не обычных местах столицы, мимо которых мы проходим каждый день и даже если замечаем их, то очень редко знаем их настоящую судьбу. На протяжении нескольких лет собранные автором истории печатались в газете «Вечерняя Москва» и вызвали большой резонанс читателей. Фактически эта книга стала результатом разговора с читателями, дополнившими ее и предложившими свои маршруты путешествий по родному городу. Немецкая слобода и Петровский парк, Замоскворечье и Тверская, Маросейка и Коломенское… И это лишь несколько названий, по которым нам предстоит пройти вместе и открыть их заново.

Из серии: Москва (Рипол)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Городские легенды (О. В. Фочкин, 2015) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Склеп исполнения желаний

Немецкое (Введенское) кладбище

Новый год – это не только праздник. Для большинства студентов это еще и очередная сессия. И хотя можно шутить, что сессия – тоже праздник, вряд ли с нами многие согласятся.

И когда подступает этот «долгожданный» «час икс», некоторые студенты используют все возможные средства и способы, чтобы получить заветные оценки и зачеты.

Так, китайские студенты вдруг вспоминают о наличии ближайших буддистских или ламаистских храмов и выставляют целые охапки свечек во славу Бога, чтобы он помог им на экзамене.

Студенты из немецкого Лейпцига обязательно заходят в самую известную в городе пивную «Фауст», чтобы потереть статую одноименного персонажа, потрогать его между рогов и привлечь удачу на свою сторону.

Многие наши юноши и девушки кладут под пятку заветный пятак…

В Москве тоже много мест, куда приходят просить о помощи студенты, да и не только они.

Одно из таких мест… Немецкое (оно же Введенское) кладбище, где расположен склеп семьи Эрлангеров. Именно сюда приходят многие жители столицы и ее гости, чтобы оставить записку с заветной мечтой или просто написать свое желание на стене.

Наверное, я бы и не вспомнил об этом месте, если бы на днях моему сыну не позвонила однокурсница, волнующаяся за исход важного экзамена. Зная, что мы живем недалеко и хорошо знаем этот район Москвы, девушка попросила проводить ее к склепу «сбычи мечт».

«Алена, может, ну его, и сама все сдашь», – пытался вяло сопротивляться сын.

Но девушка была непреклонна, и, взяв меня с собой в качестве проводника и дополнительной поддержки, наша группа отправилась на одно из самых старых столичных кладбищ, появившееся в моровом 1771 году, одновременно с Ваганьковским и Даниловским.

Надо заметить, что я и не особо сопротивлялся этому походу. Места-то вокруг исторические: Немецкая слобода, Лефортово… Воспоминания о петровском времени.

Да и архитектура здесь сохранилась, создавая иллюзию погружения в прошлое.

Разве что трамвай изредка прогрохочет, но это если идти проторенным путем…

По пути рассказываю сыну и его подруге об этих местах, потому что имею на это право. Ровно 25 лет назад вместе с друзьями и единомышленниками мы создали здесь эколого-культурное объединение «Слобода», спасавшее памятники архитектуры от, казалось, неминуемой гибели – тогда еще строящееся Третье автомобильное кольцо планировалось провести через Лефортово, варварски сломав все, что попадется на пути. Кое-что нам удалось спасти. А в ходе изысканий и сами мы значительно пополнили багаж знаний об этих местах. Кстати, многие сегодняшние лидеры «Архнадзора» тоже начинали в «Слободе» со спасения палат купца Щербакова. Но это уже другая история.

К тому Немецкому кладбищу я бегал на свидания… Здесь стояло здание филиала педагогического института, окна которого выходили на могилы. И будущие художники и учителя-дефектологи пополняли знания, глядя в окна на кладбищенских ворон.

Больше всего меня веселило, что дорога к кладбищу прямиком выходит с улицы под названием «Новая дорога». Большего несоответствия и представить нельзя.

Вот об этом я и рассказываю по пути.

Немецкое кладбище

Кладбище на Введенских горах было в городе единственным предназначенным для иноверцев. По легенде где-то здесь находится и могила Лефорта. Но где – никто не знает. Упорные исследователи продолжают ее искать и сегодня.

«Западных христиан» хоронили здесь вплоть до 1917 года. Ситуация изменилась в советское время, когда религиозная составляющая как бы отошла на второй план. И хоронить здесь стали людей всех конфессий.

Кладбище находится на высоком северном берегу реки Синички, впадающей в Яузу слева. Синичка уже давно течет в трубе, а вот рельеф, созданный ее руслом, не изменился.

Наконец, поднявшись по Новой дороге, мы заходим в ворота кладбища.

Раньше в его стенах был захоронен прах погибших во время сталинских репрессий, но родственников с годами становилось все меньше, и теперь эти места заняли «новые русские», убитые в перестрелках 90-х, либо те, кто заранее позаботился о том, чтобы упокоиться в историческом месте.

На Введенском кладбище есть и мемориал германским солдатам. Правда, это не гитлеровцы. Это братская могила участников Первой мировой, попавших в русский плен, а затем умерших здесь. На обелиске надпись: «Здесь лежат германские воины, верные долгу и жизни своей не пожалевшие ради Отечества. 1914–1918».

На другом конце кладбища находятся две французские братские могилы – летчиков из полка Нормандия – Неман и наполеоновских солдат. Над могилой французов, погибших в Москве в 1812 году, установлен величественный монумент, огороженный массивной цепью. Вместо столбов эту цепь поддерживают пушки эпохи наполеоновских войн, вкопанные жерлами в землю.

Еще одна почитаемая могила Введенского кладбища – захоронение Федора Петровича Гааза (1780–1853), врача, прославившегося своей филантропией. Доктор Гааз сделался в России примером жертвенности. Его выражение «Спешите делать добро!» стало девизом российской медицины.

Мало того что он не брал с неимущих плату за лечение, он и сам иногда безвозмездно одаривал своих нуждающихся пациентов деньгами и даже собственной одеждой. Особенно Гааз прославился помощью заключенным и каторжникам.

На оградке могилы Гааза укреплены настоящие кандалы, в каких шли ссыльные в Сибирь. Эти кандалы должны напоминать об особенной заботе «святого доктора», как его называл народ, об узниках.

Это Гааз добился, чтобы вместо неподъемных двадцатифунтовых кандалов, в которых прежде этапировали ссыльных, для них была разработана более легкая модель, прозванная «гаазовской», и еще, чтобы кольца на концах цепей, в которые заковывались руки и ноги арестанта, были обшиты кожей. Бывшие зэки и сегодня приносят цветы на могилу Гааза.

Пожалуй, в их среде таким уважением и популярностью пользуется еще только одна могила – Соньки Золотой ручки на Ваганьково. Правда, самой Соньки в этой могиле никогда не было…

Хоронили Гааза, потратившего все деньги на страждущих, за счет полиции. За его гробом шли двадцать тысяч человек! Возможно, это были самые многолюдные похороны в Москве.

Интересно описывает случай из жизни доктора Гааза писатель Викентий Вересаев:

Однажды на заседании Московского тюремного комитета, членом которого был и московский владыка митрополит Филарет, Гааз так ревностно отстаивал интересы заключенных, что даже архиерей не выдержал и возразил: «Да что вы, Федор Петрович, ходатайствуете об этих негодяях! Если человек попал в темницу, то проку в нем быть не может». На что Гааз ответил: «Ваше высокопреосвященство. Вы изволили забыть о Христе: он тоже был в темнице».

Филарет, сам, к слову сказать, много усердствующий для нужд простого народа и причисленный впоследствии к лику святых, смутился и проговорил: «Не я забыл о Христе, но Христос забыл меня в эту минуту. Простите Христа ради».

Здесь же покоится генерал Петр Пален (1778–1864), который в 1812 году, находясь со своим корпусом в арьергарде 1-й русской армии и сдерживая многократно превосходящего числом неприятеля, позволил Барклаю отойти к Смоленску и, таким образом, спас армию, а значит, и всю кампанию.

Можно здесь найти и захоронение семьи известных московских фармацевтов и аптекарей Феррейнов (этим именем нынешний небезызвестный предприниматель Брынцалов назвал свой фармацевтический завод). Много здесь и дореволюционных коммерсантов-иностранцев, к числу которых принадлежали и Эрлангеры.

Только мы подошли к склепу, как увидели там женщину – служительницу кладбища, которая смывала надписи на стене склепа.

«Чистим стены регулярно, но это бесполезно, сюда постоянно приходят новые люди в надежде на чудо», – говорит Наталья.

В часовне над склепом семейства Эрлангеров, построенной архитектором Шехтелем, находится мозаика «Христос-Сеятель» работы Константина Петрова-Водкина.

Наталья же рассказала, что эти надписи и записки называются «печалования» ко Господу.

Алена, которая пришла вместе с нами, смутилась и осторожно засунула записку со своей просьбой в створ маленького окна склепа.

А Наталья, видимо обрадовавшись неожиданным слушателям, рассказала, что с этой часовней-склепом связана одна из самых интересных историй, случившаяся на московских кладбищах в 1990-х. Собирать средства на реставрацию часовни взялся приход церкви Петра и Павла, что на соседней Солдатской улице. И батюшка благословил стоять возле часовни с кружкой некую подвижницу, может быть, даже и блаженную, – Тамару. Она же расчищала склеп под часовней от земли и векового мусора, поселившись на кладбище в шалаше. На ночь кладбище закрывалось, и тетя Тамара, как называли ее кладбищенские работники, оставалась совершенно одна в своем шалаше. Утром работники отворяли ворота кладбища, и их у ограды встречал жизнерадостный, улыбающийся человек с медной кружкой на шее. Но однажды тетя Тамара исчезла и больше никогда не появлялась на Введенских горах.

Говорят, что иногда ее и сегодня видят в Москве возле разных храмов: будто бы она стоит там с неизменной своей кружкой и все собирает пожертвования для каких-то благих целей.

Москвоведам удалось узнать, как звали «блаженную Тамару» – Тамара Павловна Кронкоянс. Десять лет полной инвалидности, приговор врачей (этой ночью она умрет), ее последняя молитва, и вдруг – чудо! Осталась жива. Она пришла на Немецкое кладбище, где прожила двенадцать лет в обычном железном вагончике, и в жару, и в стужу.

На милостыню, которую ей подавали, она восстановила из руин уникальную часовню с фреской великого русского художника Петрова-Водкина «Христос-Сеятель».

Так же на милостыню она построила медную часовню на заброшенной могиле старца Зосимы (Захарии), схиархимандрита, последнего духовника Троице-Сергиевой Лавры перед ее закрытием после революции.

Так не известная никому нищенка стала хранительницей православных святынь на Введенском кладбище… Тамара рано потеряла маму и выросла в детдоме. Она просто не могла спокойно смотреть на заброшенные могилы. Кладбище называла ласково – городок.

…А Алена, благодаря которой мы в этот раз пришли на Немецкое кладбище, сдала в итоге свой экзамен на «отлично». Она уверена, что ей помогла часовня. А сын уверяет, что и без этого предмет Алена знала лучше всех в группе…

Из истории Введенского кладбища

После революции на Немецком кладбище похоронили художника Виктора Васнецова и его брата Аполлинария Михайловича; одного из самых знаменитых издателей Ивана Сытина; архитектора, автора проекта Музея изящных искусств имени Александра III (имени Пушкина), универмага «Мюр и Мерилиз» (ЦУМ), «Чайного дома» на Мясницкой Романа Клейна. Позже – архитектора-конструтивиста Константина Мельникова; актеров Анатолия Кторова, Аллу Тарасову, Татьяну Пельтцер, Рину Зеленую, Люсьену Овчинникову; певицу Марию Максакову; режиссера Юрия Озерова и его не менее знаменитого брата, спортивного комментатора Николая Озерова; писателей Михаила Пришвина и Степана Скитальца; Роберта Штильмарка – автора «Наследника из Калькутты»; Леонида Гроссмана и Льва Гумилевского; Александра Казанцева; поэтов Софью Парнок и Дмитрия Кедрина; Веру Инбер и пародиста Александра Иванова, а также Ираклия Андроникова; Вадима Кожинова; рок-музыкантов Анатолия Крупнова и Александра Лосева; ученого-физика, лауреата Нобелевской премии Илью Франка; кинорежиссера Абрама Роома и многих-многих других известных людей страны.

А еще здесь находится могила Люсьена Оливье – известного московского ресторатора, автора легендарного салата, а также одного из основателей приложения к «Вечерней Москве» газеты «Вечерний клуб» Игоря Табашникова, трагически погибшего в 1993 году.

История семьи Эрлангеров

Антон Максимович Эрлангер, несмотря на имя, был коренным москвичом. Правда, лишь в первом поколении. Его отец, композитор и дирижер, работал одно время в Мариинском театре, потом переехал в Москву. Дедом Антона Эрлангера с материнской стороны был голландский художник ван Брюссель.

Но больше, чем искусство, его привлекали промышленное производство и предпринимательская деятельность. Антон Эрлангер построил первую в России большую паровую вальцевую мельницу. Этот многоэтажный гигант, перерабатывавший до сорока тонн зерна в сутки, вырос в 1881 году на территории Сокольнического поля. По этому образцу и сам Эрлангер, и другие российские хлебопромышленники стали строить мельницы по всей стране.

Эрлангер создал первое в России профессиональное издание по мукомольному делу и хлебной торговле «Мельник». В 1892 году Эрлангер открыл на свои средства Московскую школу мукомолов. Она существует и поныне, только называется иначе: «Технико-экономический колледж».

После смерти «мельничного короля» в 1910 году мельница в Сокольниках перешла к его братьям, а в 1918-м ее национализировали. В 1930 году мельничному комбинату присваивают имя… наркома Цурюпы, каковое предприятие носит вплоть до перестроечных времен. Сегодня это – акционерное общество под названием «Мельничный комбинат в Сокольниках».

Антон Эрлангер много жертвовал на благотворительные нужды, учреждал стипендии, помогал бедным…

Указом Президента Российской Федерации № 176 от 20 февраля 1995 года «Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» мавзолей Эрлангеров на Введенском кладбище был включен в список объектов общероссийского исторического и культурного наследия.

Внук Антона Эрлангера – его тезка Антон Александрович был известным палеонтологом, а также руководил палеонтологическим школьным кружком. Он трагически погиб в 1996 году в возрасте 89 лет, попав на улице под машину.

Полноценного образования в области геологии и палеонтологии он не получил. Воевал.

После войны работал в школе и палеонтологической секции Московского общества испытателей природы (МОИП). Зарабатывал на жизнь Антон Александрович, делая наборы учебных пособий по палеонтологии для фабрики «Природа и школа».

В конце 60-х годов он продал Палеонтологическому институту при Академии наук (ПИН) уникальную коллекцию остатков морских лилий из каменноугольных отложений Подмосковья. За это многие в ПИНе стали называть его «палеонтологическим спекулянтом». В Палеонтологическом музее при ПИНе есть еще один уникальный экспонат от Эрлангера: огромная плита известняка со скоплением морских лилий, взятая монолитом в Мячковском (Тураевском) карьере; в раскопках участвовали члены кружка Антона Александровича.

Одна из очень редких ископаемых морских лилий названа палеонтологом Арендтом в честь нашедшего ее Антона Александровича – Парамегалиокринус эрлангери.

Эрлангер умел самостоятельно определять ископаемые из самых разных геологических систем и уголков бывшего Советского Союза. Часто он делал это на глаз.

Когда Антон Александрович погиб, его похоронили на Введенском кладбище, где покоятся и его предки.

Стихи о часовне Эрлангеров:

«В тени, в тиши, вдали от сует

Стоит одиноко с древних времен,

В веках зачарован, магический склеп.

Исполнит желанье, что будет на нем».

Местная притча о часовне Эрлангеров

Жила-была женщина, которая очень любила своего мужа. Потом муж умер, а женщина ну никак не могла смириться с его смертью: отказывалась от еды, не спала, все время проводила на кладбище, оплакивая своего любимого… А в один прекрасный день написала на склепе: «Хочу, чтобы мой муж ожил». Муж, конечно, не ожил, но к склепу однажды пришел мужчина, страдающий половым бессилием, и тоже что-то написал. Надо сказать, что он был похож на покойного вдовушкиного мужа, как брат-близнец. С первого взгляда они полюбили друг друга и жили долго и счастливо…

Часовня старца Захария

Есть на кладбище часовня старца Захария, или, как его звали в монашестве, Зосимы, в которую люди специально приезжают молиться о даровании супруга или о помощи в выборе второй половины. Табличка на часовне рассказывает о Захарии-Зосиме так: «Прожил 86 лет (1850–1936), совершил много подвигов, сотворил множество чудес, засвидетельствованных очевидцами. Некоторые чудеса сотворил Бог ради Захарии еще в детстве его. Он трижды видел Троицу и трижды наяву Богоматерь; дважды ходил по воде, как по суше, по его молитве воскрес умерший, он исцелял больных и очищал от грехов. Это подвижник, достойный имени святого».

Поучения старца Захарии

Берегите совесть свою, она есть глас Божий – голос Ангела-Хранителя. Как надо беречь свою совесть, учитесь у старца отца Амвросия Оптинского. Он стяжал благодать Святого Духа. Мудрость без благодати есть безумие.

Помните слова отца Амвросия: «Где просто, там ангелов сто, а где мудрено, там ни одного». Достигайте простоты, которую дает только совершенное смирение. Достигайте в смирении любви простой, совершенной, обнимающей молитвой всех, всех…

Премудр тот, кто стяжал Духа Святого, стараясь исполнить все заповеди Христовы. И если он премудр, то и смирен.

Будьте мужественны даже тогда, когда великие испытания Господь посылает. Одолевают страсти, молитва слабеет, даже не хочется ее творить, все внимание поглощают разные желания и страсти…

Да тут как нарочно такие беды внутренние и внешние встречаются, от которых слабый человек в уныние впадает. Это страсть – уныние – мертвит все святое, все живое в человеке. Скорее тогда распнитесь крестом, молясь так, как в древности многие из подвижников молились, борясь со страстями. Читайте «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его…»

Если у кого есть, прочтите канон честному и животворящему кресту Христову, а потом распнитесь крестом и умоляйте Утешителя душ и телес наших умилосердиться над вами, простить вас и войти в душу вашу и изгнать то уныние, которое убивает вас.

Из истории

По преданию могила Франца Яна Лефорта, сподвижника Петра I, была покрыта мраморной доской с вырезанной на ней эпитафией: «Остерегись, прохожий, не попирай ногами сего камня: он омочен слезами величайшего в свете монарха…»

Ещё

Тайны Введенского кладбища
Мертвая рука и надгробие на колесах, подземные катакомбы и надписи на склепе, сакральная «Вампирка» и рецепт салата оливье, унесенный в могилу

За рекой Яузой на территории бывшей Немецкой слободы находится самый необычный некрополь Москвы — Введенское кладбище.


Налет запущенности, присущий любому погосту, здесь особый — натуральный, живой, наполненный романтикой. Вдоль аллей и тропинок тянутся гипсовые вазы и мраморные распятия, надгробные плиты с готическими надписями и необычные часовни, скорбные женские фигуры и ангелы с опущенными крыльями. Есть особая прелесть в неспешных прогулках по Введенскому кладбищу. Протискиваясь меж оград и разбирая надписи на надгробьях, испытываешь не только скорбь и уныние, но и потребность поразмышлять, открыть книгу, познакомиться с историями жизни ушедших людей.


2. Памятный знак на стеле, установленной на месте захоронения французских солдат, погибших в войне 1812 года

3. Москва. Введенское (Немецкое) кладбище. Южные ворота

4. Москва. Введенское (Немецкое) кладбище. Северные ворота

5. Москва. Введенское (Немецкое) кладбище. Северные ворота


Свое официальное название кладбище получило от Введенской горы, но в народе его чаще называли Иноверческим, или Немецким. Огражденный кирпичным забором участок площадью 20 гектаров стал кусочком Западной Европы на российской земле. Со времен Петра I здесь хоронили неправославных христиан — католиков, лютеран, англиканцев. Кладбищенская земля примирила не только представителей разных конфессий, но и тех, кто сражался друг с другом на полях брани. Пройдя через южные ворота, справа от центральной аллеи вы увидите огражденную цепью братскую могилу солдат наполеоновской армии. А слева от аллеи — обелиск в память о русских воинах, которые скончались от ран, полученных на Бородинском поле.


6. Лютеранская церковь

7. Уборка на могилах ветеранов Великой Отечественной войны

8. Уборка на могилах ветеранов Великой Отечественной войны


В середине XIX века предприимчивые европейцы устремляются в Первопрестольную. На Введенском кладбище появляются могилы зарубежных банкиров, промышленников и купцов. Но во время Первой мировой войны иностранцы массово покидают Россию. Часть могил приходит в негодность, на некоторых плитах стираются имена. В первые десятилетия советской власти на кладбище хоронят российских священников, ученых и военных. После Великой Отечественной войны появляются могилы людей творческих профессий. Кого только здесь не встретишь! Деятели театра и кино — Рина Зеленая, Михаил Козаков, Люсьена Овчинникова, балерина Ольга Лепешинская, пианист Давид Лернер, спортивный комментатор Николай Озеров, оперная певица Мария Максакова, архитекторы братья Мельниковы, историк Сигурд Шмидт, композитор Эдуард Колмановский. На главной аллее покоится актер Геннадий Бортников, которого называли «русским Жераром Филиппом», а у южной стены похоронена народная артистка Татьяна Пельтцер — «счастливая старуха», как она именовала себя.


9. Могила балерины Ольги Лепешинской

10. Могила актера Геннадия Бортникова

11. Памятник генералу Никите Лебеденко


Роковое свидание

Тишину Введенского кладбища нарушают пение соловьев и шелест вековых деревьев, шуршание осенней листвы и скрежет дворницкой лопаты. Впечатлительному человеку в этих звуках чудятся разговоры ушедших в мир иной. Это не удивительно: Введенское кладбище хранит множество тайн и преданий. Одна из легенд связана с выходцем из Шотландии генералом Гордоном — соратником Петра I, любителем выпить и подурачиться. В начале XX века из кладбищенской книги кто-то выдрал листы с указанием места, на котором находился надгробный камень шотландца, состоявшего на царской службе. С тех пор генерал бродит по аллеям в поисках утраченной могилы, стуча каблуками и пугая посетителей криками на гортанном гаэльском наречии.


12.


Другая легенда говорит, что под кладбищенским Введенским холмом находится целый город, состоящий из множества подземелий и катакомб. Войти в подземную «Введенку» можно лишь через один из старинных склепов. Но что это за склеп и в какой части кладбища он расположен, не знает никто. Зато известна история священника, чья могила украшена беломраморным крестом и скорбной статуей ангела. По рассказам современников, батюшка обладал красивым драматическим баритоном. Однажды его, что называется, попутал бес. Поп устроился в оперу и стал петь на сцене. Успех был невероятный, но вскоре у мэстро пропал голос, а потом отнялись и ноги. Священник долго страдал, обвиняя себя в том, что предал Господа, и умер только тогда, когда вымолил себе прощение.


15.


Самое печальное предание связано с историей супругов Леона и Софии Пло, похороненных в одной могиле. Муж занимался поставкой в Россию железа и чугуна, потрясающе красивая жена содержала перчаточный магазин на Кузнецком мосту. Однажды супругу показалось, что его благоверная тайно встречается с любовником. Леон заказал резчику фигуру из камня в виде полуодетой женщины, крадущейся на свидание. Когда композиция была готова, муж пришел домой и убил сначала жену, а потом — себя. Скульптуру установили в качестве надгробия. Привлекательная дама в неглиже когда-то сжимала в руках каменную розу, чьи лепестки падали на плиту. Розу отломали вандалы, зато теперь статуя всегда держит живой цветок, принесенный кем-то из посетителей.


19.


Вампирка

Инженер Максимилиан Эрлангер привез в Россию первую паровую мельницу и построил в Сокольниках комбинат, который и сейчас выпускает ржаной и пшеничный хлеб. Усыпальница «мучного короля» построена по проекту архитектора Федора Шехтеля. Внутри — освещаемая лампадой фреска художника Петрова-Водкина. Христос в цветных одеждах разбрасывает зерно на вспаханном поле. Сюжет напоминает людям о том, что они должны сеять добрые дела. Икона считается чудотворной, и многие верят, что желания, написанные на стене склепа, обязательно сбудутся. Стены часовни исписаны карандашами и фломастерами. Люди обращаются к Иисусу с просьбами о хорошей работе и желании заработать большие деньги, об исцелении от пьянства и возвращении любимого.


22. Часовня

23. Беломраморная статуя Христа перед усыпальницей Рекк-Третьяковых


Мавзолей мануфактурщика и «отца русского ситца» Людвига Кноппа выполнен в виде полуразрушенного античного портика. Однажды некий искатель приключений залез внутрь и наткнулся на мертвую руку, торчащую из-под земли. С тех пор склеп в народе называют «Вампирка». Вплоть до 1940-х годов на площадке перед портиком была установлена статуя Христа работы итальянского скульптора Рафаэлло Романелли. Приходя сюда, паломники приносили с собой воду и поливали руку Иисуса, указывающую вниз, на землю. Считалось, что стекшая вода приобретает чудодейственные целебные свойства.


25. Мавзолей Людвига Кноппа


В последние годы «Вампирка» стала сакральным местом для представителей субкультуры готов — парней и девушек с подведенными глазами, в высоких ботинках на шнуровке. Готы говорят об особой кладбищенской энергетике, которая придает им силы, об эстетике смерти и манящих тайнах загробной жизни. Судя по загадочным анаграммам, надписям со словом «Апокалипсис» и разбросанным голубиным перьям, здесь устраивают ритуальные оргии вроде «черных месс» и «балов Сатаны». Несколько лет назад на Введенском кладбище усилили охрану и снабдили участки системой видеонаблюдения. Готов стало меньше, но они все равно появляются, особенно в канун 1 ноября — Дня Всех святых и Хэллоуина. Кстати, 2 ноября, когда отмечается День всех усопших, представители римско-католической церкви во главе с кардиналом проводят на Введенском кладбище торжественную мессу и крестный ход.


28. Католическая месса в День всех усопших праведных

29. Католическая месса в День всех усопших праведных

30. Католическая месса в День всех усопших праведных


Дверь в загробный мир

На могиле Георга Лиона и Александры Рожновой высится полукруглая колоннада с мозаичным панно — копией картины художника Арнольда Беклина «Остров мертвых». К кладбищенским воротам, расположенным среди холмов, подплывает лодка, в которой находятся двое — гребец и обернутая в белую ткань женщина. Символику расшифровать несложно. В изображении гор воплощается царство мертвых — Аид. Лодочник Харон перевозит душу, закутанную в саван, через реку Стикс.


31.

32. Могила генерала Карла Стааля

33. Могила Христиана Мейена


Стоит увидеть и необычный памятник на могиле железнодорожного деятеля Христиана Мейена. Крест сварен из рельсовых полос, установленных на локомотивные колеса, надгробие украшено вагонными буферами и сцепными приборами. Не менее удивительное надгробие на могиле Аполлинария Васнецова выполнено в виде ласточкиного хвоста, напоминающего зубцы кремлевских стен. Васнецов был единственным художником, который выступил против разрушения Храма Христа Спасителя. В своих картинах он восстановил исторический вид московского Кремля — от эпохи Ивана Калиты до эпохи Дмитрия Донского. Недалеко от «ласточкиного хвоста», распустив крылья, сидит Птица Сирин. Эта работа скульптора Сергея Коненкова установлена на могиле писателя Михаила Пришвина. Запрокинув голову, сказочная птица поет вместе с деревьями и животными, о которых писал «певец русской природы».


34. Скульптура Птица Сирин — работа Сергея Коненкова на могиле писателя Михаила Пришвина

35. Могила художника Аполлинария Васнецова


На надгробии винодела Филиппа де Пре можно прочитать сообщение, высказанное языком таинственной кладбищенской символики. Мраморное надгробие — это древнеримский храмовый портал. Слева и справа изображены ветки папоротника, олицетворяющие бесконечность. Шестиконечные звезды — гексаграммы — напоминают о шести днях сотворения мира. Одна звезда обрамлена венком из роз. Роза в погребальной традиции означает победу над смертью, быстротечность и бренность жизни. Говорят, что в ночь полнолуния между звездами высвечиваются лучи, образующие на мраморе яркий латинский крест. Вся композиция — не что иное как дверь для входа в загробный мир и выхода наружу в час воскресения.


37.


Кандалы на могиле

Фердинанд Теодор фон Эйнем основал кондитерскую фабрику, знакомую нам как «Красный Октябрь» на Берсеньевской набережной, где сейчас размещаются модные заведения — галереи, театры, клубы. На своем московском предприятии порядочный немец учредил восьмичасовой рабочий день, открыл общежитие и кассу взаимопомощи, стал выплачивать пенсию лучшим работникам. Эйнем был честным промышленником и работодателем. В наши дни на его могилу приходят люди, которые хотят заниматься добросовестным бизнесом без взяток и «откатов».


40. Могила Теодора фон Эйнем

44. Указатель к могиле Люсьена Оливье


В 2008 году в ходе инвентаризации бесхозных захоронений и переучета документов на Введенском кладбище была найдена могила Люсьена Оливье — французского повара, державшего в Москве ресторан «Эрмитаж». Изобретатель знаменитого блюда, без которого не обходится ни один новогодний стол, прожил всего 45 лет. Рецепт своего чудо-салата мастер хранил в глубокой тайне и унес с собой в могилу. Часто у памятника, установленного на месте захоронения Оливье, появляются молодые люди и девушки. Студенты кулинарных вузов и техникумов приходят сюда перед экзаменами, чтобы заручиться поддержкой знаменитого гастронома.

Самое почитаемое захоронение на Введенском кладбище — могила врача Федора Гааза. Его девизом была знаменитая фраза: «Спешите делать добро!».


45. Могила доктора Гааза

46. Могила доктора Гааза

47. Могила доктора Гааза

48. Могила доктора Гааза

49. Могила доктора Гааза


Гааз отказывался брать с бедных людей плату за терапию и одаривал нуждающихся собственной одеждой. Он добился открытия лазаретов для узников, отделения осужденных от подозреваемых, отмены стрижки наголо подсудимых-женщин. Федор Гааз изобрел кандалы нового типа — более легкие и отделанные внутри кожей. Все свои деньги «святой доктор» потратил на облегчение участи больных и заключенных. Хоронили его за счет полиции. За гробом шли десятки тысяч человек. На могиле установили надгробие в виде Голгофы — камень, символизирующий гору, а сверху — крест. Памятник опоясан цепями с милосердными «гаазовскими» кандалами. По традиции, сюда несут цветы те, кто освободился из мест лишения свободы, а также граждане, пострадавшие безвинно.

Старинные московские кладбища - практически музеи под открытым небом. Здесь регулярно проводят экскурсии. По могилам знаменитостей можно изучать историю. А к некоторым захоронениям специально приходят загадать желания. Портал Москва 24 изучил все таинственные легенды и выбрал десять самых интересных.

1. Александр Абдулов (29.05.1953 - 3.01.2008), Ваганьковское кладбище Надгробный памятник актеру вдвое выше роста среднего человека. Напоминает айсберг. На вершине, рядом с православным крестом, портрет Абдулова с кинопроб на роль Ланцелота в фильме «Убить дракона».

По одной из легенд, если посмотреть прямо в глаза артисту, то вы потеряете ориентацию в пространстве и окажетесь в той части кладбища, в которую не планировали заходить. Но сделать это непросто, потому что портрет висит высоко, а взгляд артиста направлен в сторону.

Существует история, якобы на девятый день над могилой Абдулова заметили столб зеленоватого дыма, который поднимался к небу. Верующие стали говорить, что душа покинула тело.

Люди скептически настроенные, объясняли произошедшее по-другому. В этот день была пасмурная погода. Редкий луч пробил тучи и дал такой оптический эффект.

2. Люсьен Оливье (45 лет. Скончался 14 ноября 1883 года), Введенское кладбище На Введенском кладбище покоится француз Люсьен Оливье. Тот самый, автор знаменитого салата. В 2009 году на кладбище проводили ревизию, выясняли по спискам, что, где захоронено. И нашли его могилу. До этого надгробие Люсьена просто валялось на земле. Здесь до сих пор на дорожках попадаются валяющиеся надгробия.

Оливье был успешным шеф-поваром в московском ресторане «Эримтаж». Его салат пользовался успехом, но рецепт он держал в секрете. Поэтому сохранился лишь приблизительный вариант рецепта со слов гурмана. Сам Оливье его никогда не писал.

В наши дни к могиле Люсьена Оливье началось паломничество. Приходят люди, которые мечтают найти работу в ресторане или кафе, или продвинуться по карьерной лестнице в ресторанном бизнесе.

Автор проекта «Иди и смотри необычную Москву» Наталья Леонова рассказывает: «Был комический случай. Я не поверила бы, если своими глазами не увидела. Перед Новым годом провожу экскурсию, и возле могилы Оливье встречаем женщин с мешками продуктов. Я спросила: „Вы чего, еду освящаете?“ Они засмущались и говорят: „А что, Новый год скоро же. Будем салат делать“.

3. Сонька „Золотая ручка“ (1846 - 1902), Ваганьковское кладбище Преступники тоже становились символами эпохи. На Ваганьково есть могила, приписываемая удачной воровке на доверии Софье Блювштейн по прозвищу Сонька „Золотая ручка“. Эта могила до сих пор остается местом поклонения мелких уличных преступников и мошенников. Они приходят, пишут пожелания: „Сонька, помоги фартом“, оставляют деньги и цветы.

Ее кражи были настоящими авантюрами, воровка вживалась в роли как актриса. В конце концов ее поймали и отправили на каторгу. В 1890-м году ее посетил Чехов, который совершал поездку по Сибири и Дальнему Востоку. Писатель интересовался судьбой незаурядных людей, в том числе и преступников.

»На каторге писатель не узнал ее. На фотографии ему показывали молодую, красивую, обаятельную девушку. А привели ссохшуюся, сгорбленную женщину с очерствевшими руками. Ее состарил тяжелый каторжный труд", - рассказывает гид проекта «Иди и смотри необычную Москву» Владимир Ващенко. - Однако это породило легенду, что она в очередной раз улизнула от полиции. На самом деле Сонька умерла на Сахалине, где ее и похоронили".

В Москве же на могиле стоит памятник девушке, жившей еще в 18 веке. Она покончила с собой из-за несчастной любви.

4. Мария Волконская, Введенское кладбище Есть на Введенском кладбище часовня, по поверию, если на одной из ее стен написать желание, оно обязательно исполнится. В 90-е здесь началось настоящее паломничество. Люди прознали, что на Введенском кладбище похоронены дореволюционные олигархи.

Стали приходить и писать на стене материальные просьбы. Кто в отпуск слетать, кто замуж удачно выйти. По поводы работы или чтобы любимый пить бросил - много еще чего.

5. Сергей Есенин (21.09.1895 - 28.12.1925), Ваганьковское кладбище Одни из самых трудных дней для экскурсовода по Ваганьковскому кладбищу - это годовщина смерти Высоцкого и день рождения Есенина. Поклонники обоих в большом количестве посещают могилы своих кумиров.

Несмотря на это, у могилы Есенина регулярно проходят поэтические вечера, в которых участвуют даже иностранные поклонники. Стихотворение «Я последний поэт деревни» на китайском из уст филолога Кун Син Син звучит, как военная присяга.

6. Доктор Овер (18.09.1804 - 23.12.1864), Введенское кладбище В глубине Введенского кладбища скрывается склеп знаменитого в XIX веке доктора Александра Овера . Есть примета, что он помогает страдающим от заболеваний. Считается, что для этого достаточно просто сказать: «Доктор Овер» возле его часовни, и он должен помочь. На могилу врача до сих пор приносят свечки.

В свое время доктор возглавлял комиссию лечения Николая Васильевича Гоголя . У писателя случилась ужасающая агония после смерти близкой подруги - Екатерины Хомяковой.

"К сожалению, доктор Овер на заседаниях комиссии не смог настоять на своем мнении, - говорит Наталья Леонова. - Большинство членов комиссии приняли мнение доктора Клименкова, который буквально загубил Гоголя поливанием холодной водой в горячей ванной. А Овер предполагал необычное психическое состояние у Гоголя внутренней болезнью желудка".

7. Вячеслав Иваньков по прозвищу «Япончик» (02.01.1940 - 09.10.2009), Ваганьковское кладбище По жизни криминального авторитета «Япончика» можно изучать лихие 90-е в России. Вора в законе застрелили на выходе из ресторана «Тайский слон» на севере Москвы.

Когда его хоронили, кладбище было закрыто на сутки для всех посторонних посетителей. Всего же проститься с лидером криминального клан пришли около 500 человек.

"Скульптура типичная для людей такого образа жизни. Подчеркнуть величие. Он как бы сидит на табуретке, а на самом деле на троне. Взирает на нас властным взором, сверху вниз", - поясняет гид.

8. Филипп Депре (12.05.1789 - 12.08.1858), Введенское кладбище Самое необычное надгробие с точки зрения расшифровки на Введенском кладбище посвящено известному в 19 веке виноторговцу Филиппу Депре.

Считается, что оно само по себе является порталом для воскрешения мертвых. Надгробие украшено шестиконечными звездами - анемонами - одновременно с латинским равноконечным крестом.

Депре прославился торговлей вином в Москве. Постоянным его клиентом был Николай Гоголь, который имел там даже свой кредит. Как писала очевидец: «Были деньги, Гоголь платил, не было денег - Депре ждал».

9. Семейство фабрикантов Кнопов, Введенское кладбище Дореволюционный олигарх Людвиг Кноп построил на Введенском кладбище «храм». Он сохранился до наших дней и нуждается в реставрации. Но его изначально возвели в руинированном виде.

Перед храмом стояла бронзовая фигура Иисуса , который рукой указывал вниз на фигуру юродивого. «До революции тоже любили фотографироваться на кладбище, не только сегодняшние готы, - рассказывает Наталья Леонова. - И женщины очень не хотели, чтобы фигура юродивого попала в кадр. На одном из снимков дама даже присела, чтобы прикрыть юродивого».

В советские годы, когда закрывались церкви, к этому Иисусу пошло паломничество. Скульптуре приписывали чудодейственные свойства. Считалось, если слить водицы с руки Иисуса, то вода исцелит. Даже матушка Матрона в 1943 году посылала за водой на кладбище свою помощницу.

Это место еще называют вампиркой, потому что кладбище в 1990-е годы облюбовали сатанисты. Долгое время некрополь не охранялся и сюда заходили днем, вечером, ночью. На месте захоронения совершали ритуальные убийства кошек, собак, не говоря уже о всевозможных рисунках на храме.

10. Софи Пло (1859 - 1905) и Леон Пло (1853 - 1905), Введенское кладбище Музыкальная легенда витает вокруг могилы супругов Софи и Леона Пло. Часов в пять - семь вечера здесь можно услышать необычную скрипучую мелодию. Местные бабушки утверждают, что это дух некоего музыканта, который выходит после закрытия кладбища и играет на скрипке.

На самом деле недалеко от кладбища есть железнодорожная станция «Сортировочная», где в этот момент начинают сортировать составы. А также одно из зданий ФСБ , где стоят часы, которые каждый раз играют мелодию. Именно перекличка этих звуков дает такую необычную мелодию. Хотя..

Пятница, 18 Ноября 2011 г. 16:27 + в цитатник

А.В.ЛАЗАРЕВ

Ю.Н.СОЛОВЬЕВА

М.С.СОЛЮС

УСЫПАЛЬНИЦЫ ВВЕДЕНСКОГО КЛАДБИЩА

Сборник статей под редакцией Ю.Н.Соловьевой

Москва 2002

До сих пор на Введенском кладбище в Москве, или как его прежде называли Иноверческом, стоят, словно стражи, причудливые и неповторимые усыпальницы, и у каждой своя история, судьбы людей и творчество архитекторов, забвение и воскресение, прошлое и будущее. Будущее - потому, что их надо сохранить для потомков в знак памяти предкам и к истории Отечества.

Главные ворота (Южные) Введенского кладбища (1872, проект А.А.Мейнгарда).

Вход с Наличной улицы.

Северные ворота Введенского кладбища.

Мы издавна знаем, что путь наш невечен

На этой планете Земле.

Об этом расскажут могилы кладбища

И склепы глухие в скале

Казалось, нет смысла стремиться и биться,

Все кончится прахом и тьмой.

Но, нет, жизнь продлится,

И в новом ковчеге нам плыть со своей судьбой.

Там знают про наши земные свершенья,

Грехи, отступленья и взлет.

Так будем готовы предстать к Воскресенью,

Всевышний когда позовет.

Ю.Н.Соловьева


Общекладбищенская часовня (1911, проект В.А.Рудановского)

Сведения о постройке кладбищенской часовни для отпевания умерших находятся в Центральном Историческом Архиве Москвы (ЦИАМ) в 54 фонде (оп. 165, д.243). Проект этой готической, с элементами модерна, часовни выполнил и строил техник-архитектор Владимир Александрович Рудановский, инженерные расчеты на железобетонные конструкции выполнил инженер Карл-Вильям-Леон Розенблат, проект был утвержден 02.12.1911, а 21.05.1912 комиссия Московского Губернского правления, в том числе архитектора-художника Гуржиенко, докладывала, что —«Построена без отступления и рекомендуется выдать разрешение на пользование часовней». Среди подписавшихся — смотритель М.А.Клингельгефер.


Метки:

Пятница, 18 Ноября 2011 г. 18:15 + в цитатник

Бытие 23 (из Библии)

3. И отошел Авраам от умершей своей, и говорил сынам Хетовым, и сказал: 4. я у вас пришелец и поселенец; дайте мне в собственность место для гроба между вами, чтобы мне умершую мою схоронить от глаз моих. 14. Ефрон отвечал Аврааму и сказал ему: 15. господин мой! послушай меня: земля стоит четыреста сиклей серебра; для меня и для тебя что это? похорони умершую твою. 19. После сего Авраам похоронил Сарру, жену свою, в пещере поля в Махпеле, против Мамре, что ныне Хеврон, в земле Ханаанской. 20. Так достались Аврааму от сынов Хеттовых поле и пещера, которая на нем, в собственность для погребения.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Уже в ХV ст. Московское государство приходит в соприкосновение с Западной Европой. С одной стороны, военные столкновения с Литвой и Швецией, с другой - потребность в знающих специалистах, которую не могли удовлетворить своими силами, заставила обращаться к иноземцам. Обычай уводить в свою землю пленных создал в Московском государстве целые колонии литовцев, ливонцев, шведов и др. Затем появились добровольные переселенцы, выписанные из-за границы: военные, архитекторы, врачи, рудознатцы, ремесленники. С началом ХVI в. завязались торговые отношения, прежде всего, с Англией и Голландией, и в некоторых городах образовались новые землячества иностранцев. В старину иноверцы, как и русские, погребались при церквях; их хоронили в Марьиной Роще, на Лазаревском кладбище, в Немецкой слободе около Старо-лютеранской кирки Св. Михаила и Ново-лютеранской кирки Св. Ап. Петра и Павла. По Указу от 2 июля 1748г. им приказано было хоронить только в Марьиной Роще, правда, продолжалось это лишь 20 лет, и Указом Петра III разрешено было иноверцев по-прежнему погребать при церквях, так было до 1771 г., когда открыли Иноверческое кладбище на Введенских Горах в Лефортове для захоронения умерших от чумы и позже для всех иноверцев, а при городских церквах было запрещено погребать.

Предание говорит, что еще во времена Петра I на Введенской горе был погребен его приближенный и стоял памятник, а от него в сторону Головинского дворца, бывшего одно время царской резиденцией, шел довольно широкий подземный ход. По-видимому, Петр Алексеевич, переживший преображенскую трагедию, когда его врасплох чуть не застали приверженцы царевны Софьи и спешно пришлось уходить по дороге, где на каждом шагу могла быть засада, впоследствии стал более предусмотрительным.

В 1840 г. был организован Комитет для благоустройства Иноверческого кладбища, приписанного к приходам: Новой Лютеранской церкви Св. Ап. Петра и Павла, Старой Лютеранской церкви Св. Арх. Михаила, Реформаторской церкви, Католической французской и польской церквей, а также Англиканской. Каждый приход вносил свою лепту на благоустройство кладбища в соответствии с числом захороненных. Так, в 1839 г. погребено: от Ново-Лютеранской церкви - 80 умерших, Старо-Лютеранской - 60, Реформаторской - 6, Каталической французской - 22, Католической польской - 22, Англиканской - 10. Первым смотрителем стал Арендт Бернгард (ум. 1859). [В Хронике Евангельской общины в Москве сказано, что возвышенное место за военным госпиталем закреплено за Иноверческим кладбищем по указу Екатерины II в 1772 г. Книга протоколов кладбищенского комитета стала вестись с 1852 г., а каменные ворота с башнями построены в 1865—72 гг., арх. А.А.Мейнгард. Фехнер А.В. Хроника Евангелической общины в Москве. - М., 1876].

По плану 1854 г. [Центральный Исторический Архив Москвы (ЦИАМ), фонд 1629, оп. 2, д.10] ,составленному незадолго перед благоустройством Иноверческого кладбища, оно занимало меньшую территорию, влево от сегодняшней главной аллеи, справа от нее забор был всего в 15-20 м и повторял Камер-Коллежский вал. С другой стороны была низина по речке Синичке, текущей в Яузу. Место было неровное, посередине кладбища проходил овраг, но осноная нагорная часть его весьма подходила по своей почве для захоронений. Кладбище делилось на участки, относившиеся к церквям разных конфессий. В крайнем левом углу у главного входа была сторожка, рядом с ней хоронили лютеран, места ближе к главной аллее и вглубь кладбища по левой стороне относились к разным конфессиям, там были могилы католиков, лютеран и англиканцев. Вокруг оврага, в середине кладбища, хоронили католиков, и ближе к речке Синичке стоялав их сторожка, или караульня. В северо-западной части были выделены места для лютеран. Но правила иногда нарушались, и в записях на плане 1854 г. специально перечислялись на лютеранском участке могилы католиков: Оливье, Дельсаль, Цин, Фертвенгель, Бруггер, Виппер, Шерман, Вульф, Ру, Ценкер, Нилус, Новицкий-Саблер, Григориус, Шмидт, Ганц, Каспер, Гофман. А на католическом участке оказались могилы лютеран: Дельсаль, Кунич, Симонс, Фишер-Фон-Вальдгейм, Штуцман, Леонгард, Кельч, Занфлебен, Гильдебрант, Гинтер, Лименталь, Отте.

Во второй половине ХIХ в. территорию кладбища расширили до нынешней Крюковской улицы, местность выровнили, овраг засыпали; главные ворота сооружены по проекту А.А.Мейнгарда в готическом стиле и оформлены надвратной колокольней с черепичной крыше (1872). [ Справочные книги «Московский адресный Календарь» и издания «Вся Москва», М., 1875-1917 ] . Когда через них шла похоронная процессия, звонили в колокола. Ворота называли Филипповскими по имени Святого, в чей день поминовения они были заложены. Об этом напоминала надвратная икона Св. Филиппа (сейчас на ее месте икона Спаса Нерукотворного Образа). После ворот, чуть левее, установлена на пьедестале беломраморная скульптура Скорбящей Матери, выполненная для кладбища по заказу Цитемана (ее неудачно покрасили в 2001 г.). Надпись гласит: «Der Rest ist Schweigen» (пер. - Да будет воля Твоя ).

По сведениям на 1889 г., в состав Комитета входили: Левенталь Дагоберт Давидович, председатель; Гиммельгебер Юлий Юльевич; Роде Федор Иванович, управляющий построек; инспекторы: Арно Карл Карлович, Вебер Август Егорович, Даниель Иосиф Васильевич, Катуар Егор Львович, Лерх Яков Яковлевич, Овсиенский Флорентин Феликсович, Пальм Мартин Мартинович, Тангет Роберт Романович, Штильмарк Александр Александрович; смотрителем был Клингельгефер Александр Иванович (жил в здании на кладбище). [Центральный Исторический Архив Москвы (ЦИАМ), фонд 54, оп. 165, д. 243].

В 1894 г. на новой территории построили общую часовню в псевдовизантийских формах (инж. О.В.Дессин). Но поскольку на кладбище хоронили христиан разных церквей, позже в 1911 г. возвели еще одну большую часовню. Техник-архитектор В.А.Рудановский разработал ее проект в готическом стиле с элементами модерна, инженерные расчеты на железобетонные конструкции выполнил К.Розенблат. Проект утвержден 2.12.1911 г., а 21.05.1912 г. комиссия Московского губернского правления, в составе которой был архитектор А.М.Гуржиенко, докладывала, что «построена без отступления и рекомендуется выдать разрешение на пользование часовней» . [Чичерюкин В. //Московский журнал. 1993, № 12].

Согласно тем же архивным документам [Центральный Архив научно-технической документации Москвы (ЦАНТДМ), владение 743/491. Центральный Исторический Архив Москвы (ЦИАМ), фонд 54, оп. 165, д. 243] , на площадке перед этой часовней, влево, метрах в 8—10, было отведено место для фонтана, а потом на круглом основании установили бронзовую статую Христа, держащего беломраморный крест (работа скульптора Р.Романелли). Сотрудники ГНИМА (Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В.Щусева) свидетельствуют, что скульптура еще в 1980-ых гг. находилась на Донском монастыре и была упакована для перевозки. Где она сейчас - будет рассказано ниже в главе "УСЫПАЛЬНИЦА ВОГАУ".

В 1920-х гг., когда кладбище отошло в ведение Городского коммунального хозяйства, в часовне разместили контору. В 1995 г. здание передано храму Св. Троицы Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии на территории России, оно отреставрировано под руководством архитектора В.П. Райккеруса. В августе 2000 г. церковь освятили; богослужения проводятся на финском и русском языках.

В 1907 г. вблизи входа с Камер-Коллежского вала построили ворота причудливой архитектуры и двухэтажное здание в готическом стиле с элементами модерна (предположительно, по проекту А.Г.Форинта). В этом доме жил смотритель (позже директор) и размещалась контора. На кирпичах стены, выходящей к Госпитальному валу, при ее перестройке в середине 1990-х гг. обнаружено клеймо «Гусаровъ». На том месте, где сейчас здание Московского Педагогического Института, стоял в начале ХХ в. особняк председателя Комитета по благоустройству Иноверческого кладбища, в том числе и земли. Вся территория была обнесена кирпичной стеной, часть которой по Крюковской улице разрушена в 1930-х гг. и в настоящее время заменена строительными балками, что никак не гармонирует с высокохудожественным Введенским некрополем.

На бывшем Иноверческом кладбище до сих пор сохранилось немало мавзолеев, это кроме многочисленных памятников, которые по праву можно отнести к произведениям искусства. [Артамонов В.Д. Введенское кладбище.— М., 1993] . Наш рассказ пойдет о тех, кому поставлены эти усыпальницы и о строивших их архитекторах. Заметим, что в настоящее время часто эти величественные сооружения не посещаются потомками, они как бы заброшены. Это естественноЮ потому что воздвигали их для состоятельных семей, а их представителям, в первую очередь, пришлось пострадать после событий 1917 г.


Метки:

Воскресенье, 27 Ноября 2011 г. 14:58 + в цитатник

Посетим могилы тех, чье имя, избежавшее тления, заставит нас задуматься и, быть может, лучше прожить остаток дней.

А.Т.Саладин

ИЗ ЗАПИСЕЙ САЛАДИНА А.Т.

Вообще о столичных кладбищах сведений немного. Московский краевед Анатолий Тимофеевич Саладин (1876-1919)

составил рукопись в 1916-17 гг., которую издали в 1997 г. под названием «Очерки истории московских кладбищ» [Саладин А.Т. Очерки истории московских кладбищ. —М., 1997] . В ней содержатся несколько отрывочные, но любопытные сведения о временах, от нас удаленных. Саладин попытался выделить надгробия с его точки зрения выдающихся людей.

— Кладбище - это особый мир, полный воспоминаний, полных острых или тихих примеренных сожалений о тех, которые жили и которых уже нет. Родные, друзья, ушедшие «по ту сторону добра и зла», какими-то невидимыми нитями призывают живых к своим могилам.

— Великий химический процесс превращает тело человека в ничто, и ничего уже не остается в могиле, что составляло «я» человека. Но как-то невольно у могилы близких встает их образ, оживают воспоминания о них. Как будто они где-то рядом, и только какая-то легкая завеса скрывает их от имра живых.

В старину при Иоанне Грозном кладбище для иноземцев находилось за Москвой рекой, где были слободы наемного войска. Потом открыли кладбище в Марьиной Роще, на котором многие надгробия были одинаковыми: продолговатые, массивные, из тесаного белого камня, вверху они несколько расширялись. Все надписи, в большинстве на немецком языке, врезаны глубоко в камень, и потому даже через сотни лет могут быть прочитаны без особого труда. В старину надгробия были довольно примитивными: простейший крест и плита, потом на плите стали устраивать гробницы, в ней укрепилась колонна, утвердился конус, крест принял небольшие размеры и завершил пирамиду, или урну. Барокко, готика, классический стиль — все отразилось на кладбищенских памятниках.

А.Т.Саладин описал деятельность похороненного на Введенском кладбище доктора Федора Петровича Гааза и упомянул еще несколько фамилий врачей, музыкантов и архитекторов, отметил ряд художественных надгробий.

— Около большой белой часовни высится грубо отесанный обелиск розового гранита, окруженный цепью, подвешенной на столбах из стволов орудий. Это общий памятник воинам великой французской армии, погибшим в снегах России в 1812 г.


— На главной аллее ближе к входу, немного отступя от края правой стороны, невольно обращает внимание памятник на могиле Христиана Христиановича Мейена (ум.1875), основателя Комиссаровской технической школы и железнодорожного деятеля. Это огромный крест, составленный из рельсовых полос, с 4 настоящими вагонными колесами у подножия и вагонными буферами по углам, соединенными сцепными приборами.


Как ни удачна компоновка всех этих частей, общее впечатление получается странное, но идея близкого отношения покойного к железной дороге выражена вполне.

— На первой широкой аллее, пересекающей главную, налево за усыпальницей Эрлангера, выделяется красивый памятник без надписей, в духе хороших современных надгробий западной Европы, заполняющих парижское «Père Lachaise». Это выдержанный по формам склеп, с сидящей у входа женской фигуркой белого мрамора.

В белоснежном мраморе чувствуется живое тело, угадывается острая тоска, надрывающая душу.

Рядом — павильон на могиле Леона Пло (ум. 1905) с бронзовой женской фигурой у входа, как бы приглашающей переступить порог жизни и смерти, но эта фигура маловыразительна.

Надпись: Нашим оплакиваемым родителям: Леон Пло 1853-1905, Софи Пло 1859-1905.

с роскошной мозаичной картиной, изображающей ограду, по-видимому, кладбища на острове, за которой гнутся высокие кипарисы.

К воротам подплывает лодка. Впереди гребца стоит закутанная в белое женщина.

Картина полна настроения «Острова мертвых» Беклина. (Надгробие Георгия Лиона, 1853-1909 и А.И.Рожновой, 1849-1912, скульптор Замараев Г.Т., архитекторы - Антуан и Пьерт Росси).


— Недалеко от вторых ворот, с краю главной аллеи, хороша «статуя печали»

на могиле Ал. Бавастро (ум.1910), рельефно вырисовывающая античными формами женщины на сером фоне обломка гранитной стены. (На цоколе выбита надпись: модель Дзюбановъ, эскизъ Игнатьевъ, Кабановъ Мясницкая).

— Большинство памятников скромны и просты. Среди них нередко встречаются произведения настоящего искусства. Все это надгробия московских коммерсантов-иностранцев, людей, обладающих значительными средствами. Фамилии Кноп, Вогау, Иокиш, Эйнем, Бодло, Пло, Мюллер, Эрлангер и т.д. здесь пестрят на многих памятниках, напоминая вывески Мясницкой улицы и Кузнецкого моста.


Метки:

1. МАВЗОЛЕЙ КИЗМЕРА

Находится справа от главного входа,

над дверью с трудом можно разобрать даты (слева - 1786, 31 мая и справа 186…) и в середине часть фамилии KISS…

Еще выше изображен герб в виде лепнины: наверху - забрало и щит, по бокам - весы, внизу - много орденов.

В плане часовня напоминает крест, построена из крупного красного кирпича, имеет купол и украшена белым аркатурным фризом.

Внутри - хорошо сохранившийся барельеф размерами около 60 х 60 см, изображающий военного с эполетами, под ним подпись: Кизмер Иван Иванович. Предполагаем, что архитектор мог быть из военно-строительного ведомства.

Из «Московского некрополя» [Саитов В.И. Московский некрополь. В 3 Т., — СПб., 1908] :

Кизмер, Иван Иванович, генерал-от-кавалерии, кавалер орденов св. Георгия 4 кл. за 25 л., св. Александра Невскаго,

алмазами украшеннаго, Белаго Орла, св. Владимира 2-й, 3-й, 4-й ст. с мечами, св. Анны 3-й, 4-й и 2-й ст. с императорскою короной, имел золотую саблю, алмазами украшенную, с надписью «за храбрость», польский знак отличия 2-й ст., серебряные медали: за 1812 и 1814 г., за взятие штурмом крепости Варшавы 25-го и 26-го августа 1831 г., в память обороны Севастополя и бронзовую в память войны 1853-1856 гг., знак отличия безпорочной службы за 50 лет. Из дворян Петербургской губернии. Лютеранскаго исповедания. В службу вступил из Пажескаго корпуса 23 февраля 1805 г. Полковником 27 февраля 1819. Высочайшим приказом назначен командиром Мариупольскаго гусарскаго полка 10 января 1826. Генерал-майором, с назначением состоять при начальнике 3-й гусарской дивизии, 6 декабря 1827. По высочайшей воле, объявленной в приказе начальника Главного Штаба, назначен командиром резервной бригады 3-й гусарской дивизии 8 марта 1828, командиром 1-й бригады 2-й уланской дивизии 10 ноября 1830. Высочайшим приказом назначен окружным генералом 1-го округа отдельнаго корпуса внутренней стражи, с оставлением по армии, 25 декабря 1834. За отличие по службе произведен в генерал-лейтенанты 17 марта 1845. Высочайшим приказом назначен первым комендантом г. Севастополя, с оставлением по кавалерии, 20 октября 1853. В изъявлении особеннаго государя императора благоизволения за отличное исполнение служебных обязанностей по званию Севастопольского коменданта награжден орденом Белаго Орла, с грамотою за собственноручным его величества подписанием, 17 января 1855. Высочайшим приказом, 26 октября 1855 состоявшимся, назначен первым Московским комендантом. Произведен за отличие по службе в генералы-от-инфантерии, с зачислением по армейской кавалерии, 6 ноября 1863. В походах и делах против неприятеля был: 1805, 1806, 1807, 1808, 1809, 1811, 1812, 1813, 1814, 1830, 1831 г.г. Во время осады Севастополя англо-французами с 13 сентября 1854 по 27 августа 1855 находился безотлучно в этом городе по званию тамошняго перваго коменданта. Р. 31 мая 1786 умер 2 февраля 1865. Мраморный портрет-барельеф работы Т. Кирхгоф (Иноверч. кладб. На Введенских горах).

О Кизмере писал московский историк Д.И.Никифоров [Никифоров Д.И. Москва в царствование Александра II.—М., 1904] :

—Московский комендант генерал-лейтенант Кизмер был мой старый знакомый по Севастополю. Я немедленно был приглашен бывать у него, тем более, что у нас были общие свойственники. В Москве было два коменданта. Старший генерал-лейтенант И.Кизмер был только что переведен из Севастополя (где был на такой же должности). Он занимал большую квартиру в Потешном дворце в Кремле (бывший дом бояр Милославских), третий и четвертый этаж дворца; но был холостым, ему много было и третьего этажа, где находилось 12 больших комнат; четвертый этаж был не меблирован и оставался пустым. Комендантское правление, занимавшее второй этаж, на время коронации (Александра II) было перемещено за Москву-реку в дом Ильинского. Для скорейшего сообщения Кремля с Комендантским правлением был сделан временный деревянный мост через реку. В помещении Комендантского правления в Кремле была устроена квартира дежурного Генерала, генерал-адъютанта Катенина. Второй комендант в Москве был Генерал-майор барон Саморуго.

—В июле месяце московский комендант генерал Кизмер предложил мне занять при нем должность плац-адъютанта. Во время коронации императора Александра II я пробыл в Москве и неофициально пользовался правами моей будущей должности, а более состоял при дамской половине семейства коменданта.

Кизмер любил бывать в хорошем обществе высшего круга, и если почему-нибудь не мог посетить бала или раута, то требовал, чтобы я утром до выезда его из дома сообщал ему выдающиеся события вчерашнего бала.

—Во время назначения его московским комендантом он был седовласым старцем, среднего роста, тучного телосложения. Генерал Кизмер женат никогда не был, проведя свою жизнь холостым, любил рассказывать про веселые годы своей молодости. Под старость он любил окружать себя веселой женской молодежью. На вечерах его обширной комендантской квартире было постоянно пение и музыка. По вероисповеданию Кизмер был лютеранин. Кроме родственников его из семейства Костиевских и меня, к обеду обычно никого не приглашал. Кизмер подал в отставку из-за проступка своего подчиненного, на сторону которого он встал. Выйдя в отставку с награждением чином генерала-от-кавалерии, он прожил недолго и занимал несколько комнат у своего бывшего сослуживца, тогда генерала-лейтенанта Н.А.Бутурлина, дом которого был на Арбате. И.И.Кизмер похоронен на лютеранском кладбище на Введенских горах.

В книге «Список генералам по старшинству» [Список генералам по старшинству. — СПб., 1840] , изданной в 1840г., читаем:

—Кизмер Иван Иванович. Офицер - с 1808; генерал-майор - с 1827; окружной генерал 1-го Округа отдельного корпуса внутренней стражи; награжден орденами - св.Анны 4 ст. (1808), св. Владимира 3 ст. (1826), состоит на нем долг в казну 10 тыс. руб. с процентами (1829), св. Анны 1 ст. (1830), св. Георгия 4 кл., Золотая Сабля за храбрость с алмазами, 1851, пожаловано земли 2000 дес. (1838).

В фототеке Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В.Щусева имеется карточка с изображением И.И.Кизмера. Запись весьма лаконична: «Комендант Севастополя. Даты жизни 1786-1865».