«Мертвые души», анализ произведения Гоголя. Живые тела

  • 30.06.2020

Друзья, это рецензия на поэму Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» и пусть об этом произведении сказано-пересказано, и подобная рецензия, скорее всего, будет полнейшим «баяном», я не могу ничего сказать о замечательной книге замечательного автора, о котором будут говорить еще целые поколения после меня, в чем я уверена.
Здесь я опущу даже тот факт, насколько мистична и интересна для исследователей и поклонников фигура самого Гоголя и сколько загадок скрывает его биография.
Так что поговорить о творчестве Гоголя никогда не будет лишним. Еще в школе меня зацепили «Мертвые души», и сейчас после многих лет, я решила перечитать этот роман, точнее поэму, ведь сам автор называет свое произведение поэмой.
Многие наверняка видели интернет-мэм про Гоголя: Хочешь удивить девушку? Будь непредсказуемым – назови роман поэмой.
Подтолкнул меня перечитывать поэму именно тот факт, что во Львове во всех сувенирных лавках появилась коллекция одежды (футболки) под названием «Украина, знай своих героев». И на футболках изображены Тарас Шевченко, Леся Украинка, Иван Франко и конечно же Николай Гоголь! Но авторы на футболках выглядят, как современные молодые люди: татуированный Гоголь, «Шева» с курительной трубкой, одетые в худи и модные. Футболки мне очень понравились и я бы хотела и себе приобрести такого «гоголя».
Но речь не об этом, а о «Мертвых душах». Как я и сказала, в школе произведение мне понравилось, но читая его, будучи уже сформировавшейся личностью, впечатление у меня еще более глубокое. И, зная побольше об обществе, читать становится намного интереснее, тонкий юмор Гоголя становится ближе и каждый уникальный персонаж его поэмы, напоминает о современниках.
Такое внимание Гоголя к деталям в быте, внешности героев, их поведении просто не может не вызывать восхищения! Сама себя в поэме Гоголь характеризует как внимательного и наблюдательного автора, который подсмотрел, подслушал, описал. И он несомненно является таким. Он описывал время, в котором жил сам, но разве можно сказать, что его поэма не актуальна по сей день? Мне кажется, в каждом персонаже, можно найти частичку себя, правда зачастую частичку постыдную, которую люди обычно стараются скрывать от других. Гоголя же срывает завесу с каждого персонажа, изобличает и выставляет напоказ все, что скрыто. Но при этом автор не осуждает ни одного из своих героев, потому что он пишет о людях, а люди остаются людьми, со всеми своими недостатками. Также читая про Чичикова, Коробочку, Манилова, Собакевича, Ноздрева и Плюшкина просто не возможно не проводить параллели со знакомыми из реальной жизни, с которыми посчастливилось пересекаться. Несомненно описанные Гоголем типажи продолжают жить во многих людях в наше время. Как он сам говорит «вероятно он еще не перевелся на земле».
А общество? Возможно оно стало еще более коррумпированным, корыстным, лживым, заискивающим, приспособленческим с главным принципом «рука руку моет», полным сплетен, дурной славы, или ошеломляющей слепой популярности.
Главный герой Чичиков – типичный приспособленец, терпеливый и заискивающий, готовый на все, чтобы продвинуться по карьерной лестнице, можно сказать хамелеон, который ради собственных целей найдет подход к любому человеку и ловко вывернется из любой каверзной ситуации, так что остальные увидят лишь как засверкают его пятки.
Еще в школе меня рассмешил такой персонаж, как Плюшкин. Прочитав о нем сейчас, мне стало его жаль. Моим новым любимым героев стал Ноздрев! Одно его описание чего стоит:
<Лицо Ноздрева, верно, уже сколько-нибудь знакомо читателю. Таких людей приходилось всякому встречать немало. Они называются разбитными малыми, слывут еще в детстве и в школе за хороших товарищей и при всем том бывают весьма больно поколачиваемы>…<Они скоро знакомятся, и не успеешь оглянуться, как уже говорят тебе «ты». Дружбу заведут, кажется, навек: но всегда почти так случается, что подружившийся подерется с ними того же вечера на дружеской пирушке. Они всегда говоруны, кутилы, лихачи, народ видный. Ноздрев в тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был в осьмнадцать и двадцать: охотник погулять.>…<Чуткий нос его слышал за несколько десятков верст, где была ярмарка со всякими съездами и балами; он уж в одно мгновенье ока был там, спорил и заводил сумятицу за зеленым столом, ибо имел, подобно всем таковым, страстишку к картишкам. >…<И что всего страннее, что может только на одной Руси случиться, он чрез несколько времени уже встречался опять с теми приятелями, которые его тузили, и встречался как ни в чем не бывало, и он, как говорится, ничего, и они ничего.>
…<И наврет совершенно без всякой нужды: вдруг расскажет, что у него была лошадь какой-нибудь голубой или розовой шерсти, и тому подобную чепуху, так что слушающие наконец все отходят, произнесши: «Ну, брат, ты, кажется, уже начал пули лить».>…<Чем кто ближе с ним сходился, тому он скорее всех насаливал: распускал небылицу, глупее которой трудно выдумать, расстроивал свадьбу, торговую сделку и вовсе не почитал себя вашим неприятелем; напротив, если случай приводил его опять встретиться с вами, он обходился вновь по-дружески и даже говорил: «Ведь ты такой подлец, никогда ко мне не заедешь». Ноздрев во многих отношениях был многосторонний человек, то есть человек на все руки. В ту же минуту он предлагал вам ехать куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять все что ни есть на все, что хотите.>…<Вот какой был Ноздрев! Может быть, назовут его характером избитым, станут говорить, что теперь нет уже Ноздрева. Увы! несправедливы будут те, которые станут говорить так. Ноздрев долго еще не выведется из мира>.
Ну а разве вы не встречали разбитного Ноздрева, у которого вся жизнь - вечеринка? Или не встречали женщину среднего возраста, недалекую, но при этом способную навести паники и поднять людей чуть ли не на бунт, такую как помещица Коробочка? Думаю, встречали.
Но веселье быстро заканчивается. 24 февраля 1852 года Николай Васильевич сжёг почти законченный второй том «Мёртвых душ», а в конце первой части он писал, что задумывал превратить поэму в трилогию. Так что к сожалению, нам не суждено узнать, чем закончатся приключения хитрого Чичикова. Для нас он навсегда останется героем, едущим в своей бричке по разбитым русским дорогам, вперед к своим мечтам и стремлениям. Мы можем только догадываться, сколько еще шума он бы натворил.
Я советую всем перечитать произведение Гоголя «Мертвые души», потому что каждый раз в этой книге можно подметить что-то такое, что не замечалось раньше. Либо снова встретиться с героями и вспомнить, что где-то их уже видел. Своими глазами.

РЕЦЕНЗИЯ НА ПОЭМУ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»
Каждый раз я с особым трепетом открываю томик «Мертвых душ» Н. В. Гоголя и с большим интересом и вниманием перечитываю это произведение. В свое время я нашел в этой поэме ответы на те вопросы, которые меня волновали, я многое для себя открыл,

благодаря воззрениям этого писателя, и до сих пор смотрю на Россию, с ее причудами и странностями, с небольшой долей гоголевской иронии. Когда я читал «Мертвые души» в первый раз, меня особенно поразили глубина и искренность чувств, испытываемых Гоголем к России. И меня чрезвычайно увлекла какая-то особенная, присущая только Гоголю ирония. Поэтому сейчас, когда вдруг представился случай написать именно о «Мертвых душах», я живо ухватился за эту возможность.
Прежде всего я хотел бы сказать несколько слов об истории создания поэмы. Гоголь писал свое произведение, находясь за границей: большая часть поэмы была написана в Париже, другая же- в Италии. Это, наверное, объясняет ту необыкновенную нежность автора к Родине. И из своего «прекрасного далека» Гоголь восхищается красотой и величием России: «Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросано и неприютно в тебе; не развеселят, не испугают взоров дерзкие дива природы, венчанные дерзкими дивами искусства… Открыто - пустынно и ровно все в тебе; как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин невысокие твои города; ничто не обольстит и не очарует взора». Гоголь восклицает: «Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе?»
Но, полагаю, рано увлекся я красотой и силой гоголевских лирических отступлений, прежде было бы уместно сказать все-таки о некоторых особенностях композиции, об идее «Мертвых душ». Сюжет поэмы был подарен А. С. Пушкиным, которого Н. В. Гоголь необычайно любил и уважал. Приступая к поэме, Гоголь сказал, что хочет показать всю Русь. В своем произведении автор хотел ответить на вопрос: «Русь, куда несешься ты?» Для раскрытия темы и мысли Гоголь использует сложную, многомерную композицию, которая перекликается с композиционной архитектоникой «Божественной комедии» Данте. Гоголь как бы показывает круги ада:первый круг - помещики, второй - чиновники, третий
высшие чиновники («Повесть о капитане Копейкине»), Особый смысл заключен и в названии поэмы. Мертвые души - это не крестьяне, не мужики, это - помещики. Причем каждый помещик в поэме является воплощением определенного людского порока. Также следовало бы объяснить, почему «Мертвые души» - поэма. Конечно же, будет недостаточно простого упоминания того, что сам автор так определил жанр своего произведения. Только благодаря лирическим отступлениям мы можем назвать «Мертвые души» поэмой. В лирических отступлениях Гоголь отвечает на главные вопросы бытия. Ответы же на эти вопросы дают нам, в свою очередь, совершенно ясное представление о главной идее «Мертвых душ»: показать судьбу России, ее будущее.
В своем сочинении я хотел бы подробнее остановиться на лирических отступлениях. По своему содержанию и назначению можно выделить несколько типов лирических отступлений. Одни характеризуют героев, подчеркивая какие-то важные черты их характера, другие же выделяют глобальные особенности русского народа, третьи выражают личные чувства автора к той или иной проблеме.
Но все эти лирические отступления пронизывает, связывая воедино, необычайная любовь автора к России.
Мне кажется, было бы логично начать с лирического отступления, совершенно четко выявившего особенности сатиры Гоголя. Автор сравнивает судьбы двух писателей. Счастлив тот писатель, «который проходит мимо характеров скучных, противных, поражающих печальною своею действительностью…». И горька и скучна дорога писателя, дерзнувшего выставить «всю страшную, потрясающую жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров…». Гоголь пишет, что такой писатель никогда не познает славу, такому писателю не избежать современного лицемерного суда, «который отведет ему презренный угол в ряду писателей, оскорбляющих человечество». В конце концов останется писатель-сатирик одиноким, «как бессемейный путник, остается он один посреди дороги», не оценят люди его таланта, не понимают они, «что много нужно глубины душевной, дабы озарить картину, взятую из презренной жизни, и возвести ее в перл созданья». И заканчивает Гоголь свое лирическое отступление словами, которые как нельзя лучше характеризуют в целом сатиру Гоголя: писатель-сатирик озирает жизнь «сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы». Эта фраза- ключ к пониманию творчества Гоголя. В каждом слове Гоголя чувствуется одновременно и смех, и какая-то печаль. Гоголь видит все недостатки российской действительности, он их высмеивает, но это все его глубоко трогает и задевает, как человека, по-настоящему любящего Россию. Гоголь все раны Отчества воспринимал как свои. Нашлись даже такие, кто упреки и Гоголя в отсутствии патриотизма, но именно нм автор посвятил лирическое отступление о Кифее Мокиевиче и Мокии Кифовиче. В нем автор говорит, что эти самые патриоты «думают не о том, чтобы не делать дурного, а о том, чтобы только не говорить, что они делают дурное». Гоголь же чувствует на себе обязанность сказать всю правду: «Кто же, как не автор, должен сказать святую правду? »
В своих лирических отступлениях Гоголь умеет очень тонко подметить все особенности русского характера. Какие замечательные строки посвящены русскому мужику! Главное в этих лирических отступлениях то, что Гоголь очень объективно воспринимает, видит русский народ: автор подмечает и некоторую «мечтательность» русского мужика, он способен философствовать над самыми пустейшими предметами, русскому мужику присуща суеверность, которая зачастую только мешает ему работать, но в то же время как замечательно Гоголь описывает мужиков-мастеровых, одаренных, прекрасных работников-богатырей. Гоголь верит в высокое предназначение России, так как русский народ обладает живым умом, который отражается в метко сказанном русском слове: «…нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало…» «Выражается сильно российский народ». В русской нации уже исконно заложена талантливость, русский народ обладает живым и бойким умом: «…живой и бойкий русский ум, что не лезет за словом в карман, не высиживает его, как наседка цыплят, а влепливает сразу, как пашпорт на вечную носку…» Наиболее проникновенные лирические отступления посвящены России.
Гоголь восхищается красотой русской земли, в ее красоте нет ничего необычайного, ее красота заключается в простоте и необычайной гармоничности природы и духа самого народа. Эта красота завораживает автора, как она завораживает каждого поистине русского человека. Гоголь буквально вскрикивает: «[Русь.] Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе? Почему слышится и раздается немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине твоей, от моря до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовет, и рыдает, и хватает за сердце?.. Русь! чего же ты хочешь от меня? Что глядишь ты так, и зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?..» Гоголь восхищался необъятными просторами России: «Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?» И действительно, что заключается в этих просторах России? Россия - земля, любимая Богом, но ей и испытания даются жесточайшие. Но Русь бесшабашно относится к своему предназначению, сколько раз стояла Россия на краю пропасти! Олицетворением Руси в поэме становится птица-тройка. «Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи». Правит же тройкой «не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы…» Чтобы понять Русь, ее предназначение, нужно обладать не просто умом, нужно уметь чувствовать ее дыхание. И тут вспоминается А. И. Солженицын, когда он говорит, что в народ выбираются по душе. Русь, как птица-тройка, несется: «…только дрогнула дорога да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход! и вон она понеслась вдали, как что-то пылит и сверлит воздух». А куда понеслась, что впереди? Неизвестно. Так и Русь: летит куда-то, бросается из крайности в крайность, а зачем? И заканчивает Гоголь «Мертвые души» всем известным лирическим отступлением о птице-тройке: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая не- обгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим гудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключено в сих неведомых светом конях?.. Русь, куда ж несешься ты, дан ответ? Не дает ответа… Летит мимо все, что ни есть но земле, и, косясь, постора- ниваются и дают ей дорогу другие народы и государства». Гоголь пишет, неведомая сила заключена в полях, и, действительно, Россия обладает громадным потенциалом. «Дают ей дорогу другие государства». Верно, Русь, бросаясь в крайности, «перещеголяла» многих, и другие государства боятся, что Россия выкинет еще что нибудь, от нее можно ожидать всего.
И, конечно же, говоря о нтице-тройке, нельзя не сказать, что в ней-то сидит Чичиков, предприниматель. И, как мы теперь видим, Чичиков прекрасно въехал в нашу современную действительность. Ни и одной стране не было афер такого размаха, как у нас.
И в завершение хотелось бы сказать, что поэма «Мертвые души» осталась необычайно актуальной и по сей день. Та же бюрократия, та же бесхозяйственность, не говоря уже о том, что в каждом из нас живут Манилов, Собакевич, Коробочка, Ноздрев, да и Плюшкин тоже. Недаром призывал Гоголь в минуты уединенных бесед с самим собой заглянуть внутрь собственной души и задать тяжелый вопрос: «А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?»

Читала первый том и сохранившиеся части второго. Оценка поставлена за первый том.

Гоголь, Гоголь, не могу сказать, что ты разный, но почему-то по-разному интересный (иногда, правда, не очень). "Мёртвые души" - это одно из тех произведений школьной программы, которое я вспоминаю с теплом. И наконец-то я его перечитала; я очень рада, что впечатление абсолютно не смазано, порой я чуть не пищала от восторга, когда читала описание некоторых характеров.
В самом деле, как может не заманить читателя Манилов, приятный во всех отношениях, мечтатель, а какие милые отношения с женой, премилые детки, как мил в общении, поступках, манерах...ах, то есть тьфу, аж зубы сводит. А мой любимый Плюшкин? То ли баба, то ли мужик, неопрятный, прижимистый накопитель, который тащит-тащит-тащит и не отдаёт. Одним словом, "звезда". Как можно докатиться до такой жизни? А можно! Да-да, можно, и нам покажут как. Не менее интересны были образы других надутых Чичиковым помещиков.

И оооочень интересен своей безынтересностью был сам главный герой, коллежский советник Павел Иванович Чичиков. А впрочем...Кто его знает, кто такой этот мутный тип. Ни толст, ни тонок, ни стар, ни млад, "куда ни повороти - везде порядочный человек". Даже речи свои произносил "совершенно как следует" ни громки и тихо. Скажите мне, разве не удивляет всё это? Хоть бы одна червоточина. Как нам повезло, что мы с вами - читатели, и мы "не дураки", всё видим-знаем, заранее предупреждены и вооружены. А так бы попадись нам этот типчик, повелись бы, как пить дать.

Очень люблю книги, где раскрываются или "вскрываются" социальные заковырки, так сказать. Со стороны ох как забавно на это всё смотреть, читаешь такой и негодуешь, ругаешь героев. А потом глянешь в зеркало, да немного и чутка опечалишься. Во всех обществах всех времён будут существовать такие типы людей: льстящие, добивающиеся всего любым способом, скряги, всех вокруг поносящие, заискивающие, преувеличивающие и храбрящиеся. Первый том меня удовлетворил на сто процентов.

А вот отрывки из второго нет. Да и не должны были, поскольку, как оценивать недомолвки и недоговорки? Единственное скажу: Чичиков там такой Чичичков. Очень интересно бы узнать, куда завели его новые похождения? Появляются новые интересные типажи. И что самое удивительное, есть там один положительный герой (в отличие от первого тома, где одни "ущербные"). Это учитель гимназии, который находит правильный подход к ученикам-мальчикам и пытается их подготовить к жизни как с помощью полезных (!) знаний, так и психологически. А не только учит "приятному времяпрепровождению и основам добродетелей", как описывалось современное образование в 1 томе. В общем, раздразнил писатель и сжёг, как так можно?

Художественная глубина и масштаб произведения "Мертвые души" говорят о том, что его вполне можно считать главным в творческой биографии Николая Гоголя. Автор долго и кропотливо работал над его созданием, начав с понимания того, что в первую очередь писателю все проблемы и сюжетную линию, а также характер героев, следует пропустить через себя. Давайте разберем анализ "Мертвых душ" Николая Гоголя.

Скромное начало великой поэмы

Анализ поэмы "Мертвые души" Гоголя мы начнем с того, что в первом томе произведения автор наметил только общие черты и назвал это "бледным началом". Как у Гоголя возника идея сюжета, ведь чтобы продумать в деталях такую серьезную вещь, нужен соответствующий подход и прочное основание?

Оказывается, идею заняться новой поэмой подал Гоголю не кто иной, как Александр Пушкин. Поэт сказал, что у него есть в наметках сюжет, который он сам бы хотел использовать, но порекомендовал заняться этим Николаю Васильевичу. Но важно запомнить, что самое главное: Пушкин "подсказал" ведущую идею поэмы, а сюжет он обозначил в общих чертах. Гоголь сам прекрасно развил сюжетную линию, ведь он знал немало реальных историй, в основу которых легли разные аферы с "мертвыми душами".

Например, включим в анализ поэмы "Мертвые души" один такой случай из жизни Гоголя. Когда он был совсем молодым еще человеком и проживал в Миргороде, он услышал достаточно подробно подобную историю - некоторых крепостных крестьян, которые уже умерли, выгодно было числить живыми, по крайне мере, до предстоящей ревизии. Такая практика распространилась по России, и на официальных бумагах только после ревизии таких крестьян начинали считать мертвыми. Ввиду этого до так называемой "ревизской сказки" помещикам приходилось продолжать оплату налогов в виде подушной подати.

В чем суть аферы с "мертвыми душами"

Когда крестьянин оставался "живым" лишь на официальных бумагах, его могли подарить, продать или заложить, что выгодно было при некоторых мошеннических аферах. Помещика можно было соблазнить тем, что крепостной не приносил больше дохода, а так можно выручить за него какую-то сумму. Находился покупатель, который в случае проведения сделки начинал владеть очень даже реальным состоянием.

Изначально Гоголь, учитывая эту основу аферы, определил для своего произведения такой жанр, как авантюрно-плутовской роман. В таком духе уже писали некоторые авторы того времени, и их романы пользовались достаточно большим успехом, хотя по художественному уровню были не такими высокими. По ходу работы Гоголь видоизменил жанр, и это важная деталь в анализе поэмы "Мертвые души". После того как стала понятна общая задумка произведения и четко сформировалась идея, сам Гоголь обозначил жанр - поэма. Поэтому из авантюрно-плутовского романа он превратился в поэму.

Анализ поэмы "Мертвые души" - особенности произведения

Если говорить о масштабности идеи Гоголя в отношении поэмы "Мертвые души", то видно, как она разрасталась, потому что первоначально автор хотел отразить только "один бок" России, а позднее своим тезисом Гоголь показал, что пересмотрел не только жанровую модель, но и богатство идеи. Суть его тезиса заключается в мысли: "вся Русь" должна отразиться в поэме. Новый замысел был настолько широк и богат, что в тесных рамках авантюрно-плутовского романа его было практически не воплотить. Поэтому этот жанр стал играть роль оболочки, но утратил главную роль.

Поговорим немного о главном герое поэмы Чичикове. Его происхождение окутано тайной, и это тот самый прием, который Гоголь применил, чтобы в полной мере раскрыть его образ. Проводя анализ поэмы "Мертвые души", становится совершенно очевидно, что Чичиков - это человек середины. У него недурная внешность, то есть и красавцем его не назовешь, и он не уродлив. Не толстый он, и не тонкий. Возраст тоже непонятен - не молодой, в то же время и не старый. Как читатели, мы не знаем историю жизни Чичикова, пока не доходим до чтения последней главы.

В одиннадцатой главе становится видна пошлая натура этого человека. О его происхождении опять же сказано весьма туманно, опять подчеркнуто, что он и не подлый, но и не геройского склада. Главное качество Чичикова - это то, что он "приобретатель". Можно сделать выводы по тому, как Гоголь называет его "средним" человеком. Это значит, что он не особо отличается от всех остальных, но в его характере усилена черта, присущая многим - Чичиков готов наживаться, гнаться за красивой жизнью и при этом у него почти нет глубоких целей в жизни, и он духовно пустой.

русская классика

Обзор книги Гоголя «Мертвые души»

Еще при жизни писателя современники (К. С. Аксаков, С. П. Шевырев) окрестили его знаменитый роман русской «Илиадой». По прошествии полутораста лет эта оценка никак не устарела. Роман-поэма Гоголя входит в число немногих книг, которые определяют само лицо русской литературы. И ее дух тоже. Для нынешних времен идеи «Мертвых душ» не менее актуальны, чем для середины прошлого столетия. Разве не к нашим дням обращены слова заключительного аккорда гоголевской поэмы: «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Нет ответа»? Найдется ли сегодня хоть один человек, кто бы вразумительно ответил на вопрос классика? Нет такого! И никогда не будет!

И бессмертные типажи, созданные Гоголем, - куда как актуальны. Начиная с искателя мертвых душ - Чичикова, чья главная отличительная черта - приобретательство. Человек-приобретатель - разве не наш он современник? Не знамение теперешней России? Сколько новоявленных Чичиковых - прирожденных приобретателей - рыщут нынче по миру в поисках своих «мертвых душ». Купить, продать, обмануть, нажиться всеми правдами и неправдами, а там - хоть трава не расти. Какой народ? Какая страна? После нас - хоть потоп. Все остальное - точь-в-точь по Гоголю. Вот он - современный герой-приобретатель:

Кто же он? Стало быть, подлец? Почему ж подлец, зачем же быть строгу к другим? Теперь у нас подлецов не бывает, есть люди благонамеренные, приятные, а таких, которые бы на всеобщий позор выставили свою физиогномию на публичную оплеуху, отыщется разве каких-нибудь два, три человека, да и те уже говорят о добродетели. Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение - вина всего; из-за него произвелись дела, которым свет дает название не очень чистых. «…» Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти, и все не похожи одна на другую, и все они, низкие и прекрасные, вначале покорны человеку и потом уже становятся страшными властелинами его.

Последняя фраза достойна уст великого философа. Впрочем, Гоголь и был философ. Ибо, как хорошо известно, русская философия долгое время творилась главным образом через русскую литературу - поэзию, прозу, публицистику, критику и эпистолярный жанр. «Мертвые души» - одна из самых философских книг. И одновременно - одна из самых поэтических. Она так и поименована автором - поэма. Поэма о России! О ее народе! О его героях! Чичиковы, маниловы, коробочки, собакевичи, ноздревы, Плюшкины - все они плоть от плоти нашего народа. Значит, такие мы и есть. «Неча на зеркало пенять…» - как заметил тот же Гоголь в другом месте.

Кстати, те, кого обычно относят к категории «народ», развенчаны писателем с той же откровенной беспощадностью, что и представители так называемого «высшего общества». И не только слуга Петрушка, кучер Селифан да два мужика, философствующие в самом начале романа о колесе брички: доедет оно до Москвы али до Казани. Но и сама соль народа, его краса и слава - кузнецы, непререкаемые герои песен и сказок - представлены Гоголем без всяких прикрас и преувеличений, а такими, какими они были и остаются на самом деле:

… Кузнецы, как водится, были отъявленные подлецы и, смекнув, что работа нужна к спеху, заломили ровно вшестеро. Как он [Чичиков] ни горячился, называл их мошенниками, разбойниками, грабителями проезжающих, намекнул даже на страшный суд, но кузнецов ни чем не пронял: они совершенно выдержали характер - не только не отступились от цены, но даже провозились за работой вместо двух часов целых пять с половиною.

Вот тебе и «куем мы счастия ключи»! Кстати, о счастье. Если взглянуть на героев Гоголя с этой стороны (с точки зрения классической концепции эвдемонизма, то есть учения о счастье - см.: эссе о Фейербахе), то все они - во многом - воплощение уже достигнутого счастья. Разве не счастлив Чичиков, приобретая очередную порцию мертвых душ? Или Собакевич, сбагрив негодный «товар»? А счастливец Манилов? дебошир Ноздрев? скопидомка Коробочка? сверхскопидом Плюшкин? Их представления о достигнутом счастье вполне соответствуют учению эвдемонистов о стремлении человека к счастью как главной движущей силе всякого социального развития. Но такое ли счастье нужно людям? Этот немой вопрос как раз и задает Гоголь вместе со своими бессмертными типажами.

Гоголь создал грустную поэму, потому что грустна сама жизнь. «Боже, как грустна наша Россия!» - произнес Пушкин, прочитав рукописные наброски к «Мертвым душам». Грустная книга о грустной России. Но Россия невозможна без святой веры в ее величие и бессмертие, в ее неисчерпаемую таинственность и сказочное сияние. И потому всего этого не может не быть в поэме Гоголя. И там все, конечно, это есть. И вся она - гимн России, торжествнный и величавый:

Русь! Русь! вижу тебя, из чудного, прекрасного далека тебя вижу; бедно, разбросанно и неприютно в тебе; не развеселят, не испугают взоров дерзкие дива природы, венчанные дерзкими дивами искусства. «…» Открыто-пустынно и ровно все в тебе; как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин невысокие твои города; ничто не обольстит и не очарует взора. Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе? Почему слышится и раздается немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине твоей, от моря до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовет, и рыдает, и хватает за сердце? Какие звуки болезненно лобзают и стремятся в душу и вьются около моего сердца? Русь! чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи? И еще, полный недоумения, неподвижно стою я, а уже главу осенило грозное облако, тяжелое грядущими дождями, и онемела мысль пред твоим пространством. Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему? И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою отразись во глубине моей; неестественной властью осветились мои очи: какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!

Но вот что еще поразительно: гоголевское «прекрасное далеко» - не только солнечная Италия, откуда он обращался к соотечественникам. Сегодня - это уже временная категория, и великий русский писатель обращается из своего далекого времени к нашему настоящему и не нашему будущему, к той России, в которую он всегда беззаветно верил и в которую верит и учит всех нас!