Колокол тысячелетия руси. Тысячелетие России (памятник)

  • 23.04.2019

В преддверии празднования 1000-летнего юбилея Российского государства сюда прибыли все члены царской семьи со свитами, для проведения юбилейных мероприятий привезли 12 000 солдат, приехало множество зрителей. Население Новгорода в эти дни увеличилось почти вдвое.

История создания

Идея установки памятника 1000-летию российской государственности принадлежала Александру II и была поддержана Комитетом министров. В 1859 году провели конкурс, на который было представлено 52 работы. Победителем стал никому еще не известный выпускник Императорской Академии художеств Михаил Микешин, ему помогал скульптор Иван Шредер.

На создание памятника ушло почти полтора года. Закладка монумента состоялась 28 мая 1861 года на площади между Софийским собором и присутственными местами.

Структура памятника

Силуэт памятника ассоциируется с двумя важными символами российской и новгородской истории: атрибутом царской власти - шапкой Мономаха - и вечевым колоколом. Деление монумента на три уровня подчеркивает знаменитую формулу официальной доктрины того времени: «Православие, самодержавие, народность».

В верхней части – ангел, олицетворяющий православие, благословляет коленопреклоненную женщину — Россию. Второй уровень состоит из шести групп. Каждая представляет один из этапов развития российской государственности: от Рюрика (на южной стороне) до Петра I (на северной). Лента горельефа, идущая по кругу внизу, вмещает в себя всю историю России.

129 фигур, утвержденных Александром II, объединены в группы: государственные деятели, военные и герои, деятели культуры, просветители.

Интересно, что на памятнике нет фигуры Ивана Грозного – одного из наиболее известных представителей династии Рюриковичей. Было решено, что помещать его изображение в Новгороде неэтично, ведь царь «прославился» в том числе и жестоким погромом этого города. Зато на памятнике есть фигура Марфы-посадницы, отстаивавшей древние новгородские вольности и за это высланной Иваном III из города. В число великих литературных деятелей в последний момент, по настоянию Микешина, был включен Николай Гоголь , а вот украинского поэта Тараса Шевченко Александр II из списка вычеркнул.

Памятник 1000-летию российской государственности долгое время служил предметом всевозможных дискуссий. Большая часть общественности благосклонно приняла необычный памятник. Другие, как, например, Герцен, его активно критиковали. Но снести не решились даже большевики.

«Тысячелетие России» в годы войны и в послевоенное время

В годы Великой Отечественной войны , во время фашистской оккупации, памятник разобрали немцы. К разрушенному Новгородскому кремлю они подвели узкоколейку: демонтированные фигуры и рельефы памятника планировалось отправить в Германию. Вошедшие в кремль советские солдаты обнаружили полузасыпанные снегом фрагменты... И уже 7 ноября 1944 года после реставрации монумент был открыт вновь.

Сегодня он является отделом Новгородского государственного музея-заповедника. И напоминает нам о мудрости, мужестве и героизме тех, кто стоял у истоков создания Российского государства.

Б. П. Виллевальде Открытие памятника 1000-летия России в Новгороде в 1862 г.

Монумент «Тысячелетие России» воздвигнут в 1862 году в центре Великого Новгорода в честь 1 000-летнего юбилея призвания варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора на Русь.
Авторы монумента — скульптор Михаил Микешин и Иван Шредер, архитектор Виктор Гартман
Высота: 15,7 метров, диаметр постамента — 9 метров, вес бронзового литья — 65,5 тонн.
Памятник имеет форму колокола и содержит 128 человеческих фигур. Скульптурные изображения делятся на три уровня.

Верхний уровень скульптур.

Венчает монумент фигура стоящей на коленях перед ангелом с крестом (олицетворение православной церкви) женщины, олицетворяющей Россию. Установлена эта группа вверху на державе (эмблема царской власти), венчая композицию. Держава украшена рельефным орнаментом из крестов (символ единения церкви и самодержавия) и опоясана надписью: «Свершившемуся тысячелѣтію государства Россійскаго въ благополучное царствованіе императора Александра ІІго лѣта 1862».

Средний уровень скульптур содержит 6 групп фигур в общей сложности 17 фигур вокруг шара — державы, символизирующих различные периоды истории русского государства (согласно официальной историографии того времени). Каждая группа ориентирована на определённую часть света, что имеет символический смысл и показывает роль каждого государя в укреплении определённых рубежей государства. В данной части отражены следующие важнейшие этапы истории России:


призвание варягов на Русь (862 год)
Крещение Руси (988-989 год)
Куликовскую битву (1380 год)
Образование единой Руси (конец XIV века)
Начало династии Романовых (1613 год)
создание Российской империи (1721 год)

Нижняя часть монумента.
В ней располагается фриз, на котором помещены горельефы 109 деятелей истории, религии, науки и культуры.
Изначально планировалось, что горельеф (третий ярус) будет сюжетно повторять второй: шесть медальонов, на которых шесть эпох российского государства должны были быть изображены более развернуто — и отражать участие в жизни страны народа, таким образом завершая триаду «народностью». Однако произошло вот что. За нижний ярус памятника отвечал скульптор Петр Клодт — известнейший мастер своего времени. Работая над памятником, он оказался в подчинении у своего вчерашнего ученика — юного художника Микешина, автора монумента. Когда Клодт впервые показал Микешину и императору Александру II эскизы своих барельефов для памятника, оба сразу поняли: не то! Оказалось, Клодт просто повторил сюжеты второго яруса, ни капли их не разработав.

Памятник «Тысячелетие России». 1862 год

Микешин решил, что Клодт, не желая быть в подчинении у своего вчерашнего ученика, намеренно саботировал заказ или отнесся к нему спустя рукава. В реальности же Клодт — блестящий анималист, автор знаменитых коней на Аничковом мосту в Петербурге — просто растерялся перед непривычной для него задачей: сочинять сюжет из русской истории… Принимать эскизы Клодта было невозможно, заново объяснять ему задачу — нелепо. Надо было что-то срочно решать. И тогда Микешин от безысходности сказал императору первое, что пришло в голову: «Я мог бы предложить представить на барельефе всех достойных людей, которые по разным отраслям знания, ума и науки способствовали возвеличению России». Идею приняли. Так памятник превратился в летопись России в лицах и обрел свою главную изюминку — 109 фигур выдающихся российских деятелей. Их можно разделить на четыре группы:

Просветители. Памятник «Тысячелетие России»

Просветители.
1. Святой Кирилл. 2. Святой Мефодий. 3. Княгиня Ольга. 4. Князь Владимир. 5. Святой Авраамий Ростовский. 6. Антоний Печерский. 7. Феодосий Печерский. 8. Святой Кукша Печерский. 9. Нестор-летописец. 10. Кирилл Белозерский. 11. Стефан Пермский. 12. Алексий митрополит. 13. Сергий Радонежский. 14. Петр Могила. Митрополит Киевский. 15. Иона. Митрополит Московский. 16. Святой Савватий Соловецкий. 17. Святой Зосима Соловецкий. 18. Максим Грек. 19. Гурий. Архиепископ Казанский. 20. Константин Острожский. 21. Патриарх Никон. 22. Федор Ртищев. 23. Дмитрий. Митрополит Ростовский. 24. Григорий Конисский. Архиепископ Белорусский. 25. Феофан Прокопович. Архиепископ Новгородский. 26. Платон. Митрополит Московский. 27. Иннокентий. Архиепископ Херсонский и Таврический. 28. Макарий. Митрополит Московский. 29. Варсонофий. Архиепископ Тверской. 30. Тихон Задонский. 31. Митрофан Воронежский.

Государственные люди
1. Протопоп Сильвестр. 2. Анастасия Романова. 3. Окольничий Алексей Адашев. 4. Патриарх Гермоген. 5. Отрок Михаил Романов. 6. Патриарх Филарет. 7. Царь Алексей Михайлович. 8. Дипломат Ордын-Нащокин. 9. Боярин Артамон Матвеев. 10. Петр Великий. 11. Князь Яков Долгорукий. 12. Тайный советник Иван Бецкой. 13. Екатерина II. 14. Государственный канцлер Безбородко. 15. Григорий Потемкин. 16. Государственный канцлер князь Кочубей, 17. Александр I. 18. Михаил Сперанский. 19. Генерал-фельдмаршал Воронцов. 20. Николай I. 21. Ярослав Мудрый. 22. Владимир Мономах. 23. Гедимин, князь Литовский. 24. Ольгерд, Великий князь Литовский. 25. Витовт, Великий князь Литовский. 26. Иван III.

Военные деятели и герои. Памятник «Тысячелетие России»

Военные деятели и герои
1. Святослав Игоревич. 2. Мстислав Удалой. 3. Даниил Галицкий. 4. Александр Невский. 5. Князь Кейстут. 6. Дмитрий Донской. 7. Михаил Тверской. 8. Даниил Холмский, московский воевода 9. Михаил Воротынский. 10. Даниил Щеня, князь. 11. Марфа Борецкая (Посадница). 12. Ермак Тимофеевич. 13. Михаил Скопин-Шуйский. 14. Дмитрий Пожарский. 15. Авраамий Палицын. 16. Богдан Хмельницкий. 17. Кузьма Минин. 18. Иван Сусанин. 19. Борис Шереметев. 20. Михаил Голицын. 21. Петр Салтыков. 22. Граф Бурхард Миних. 23. Алексей Орлов. 24. Петр Румянцев. 25. Александр Суворов. 26. Михаил Барклай-де-Толли. 27. Михаил Кутузов. 28. Адмирал Сенявин. 29. Довмонт, князь Псковский. 30. Матвей Платов. 31. Петр Багратион. 32. Иван Дибич. 33. Иван Паскевич. 34. Адмирал Лазарев. 35. Вице-адмирал Корнилов. 36. Адмирал Нахимов.

Писатели и художники. Памятник «Тысячелетие России»

Писатели и художники

1. Михаил Ломоносов. 2. Денис Фонвизин. 3. Александр Кокоринов. 4. Гаврила Державин. 5. Федор Волков. 6. Николай Карамзин. 7. Иван Крылов. 8. Василий Жуковский. 9. Николай Гнедич. 10. Александр Грибоедов. 11. Михаил Лермонтов. 12. Александр Пушкин. 13. Николай Гоголь. 14. Михаил Глинка. 15. Карл Брюллов. 16. Дмитрий Бортнянский.
Среди изображенных нет Ивана IV. Его не включили в композицию памятника, памятуя кровавую расправу, учиненную опричниками в Новгороде в 1570 году.

Интересные факты.
В конкурсе на проект памятника участвовали 52 проекта, которые по условиям конкурса подавались анонимно, подписываясь девизами. Первая премия выигравшему проекту составила 4 000 рублей (целое состояние в то время). Ее получил Михаил Микешин.

А. Рокачевский. Портрет молодого М.О.Микешина. 1855 г.

2. Скульптор Михаил Микешин выиграл конкурс проектов памятника «Тысячелетию России», когда ему исполнилось 24 года! В большей мере Михаил Микешин был известен как художник—баталист. Он только что блестяще окончил Академию художеств в Санкт-Петербурге. Его дипломную работу, на которой были изображены конные гренадеры, купил сам император Николай I. Последствие он преподавал рисованию Великих княжен, но остался в истории великим скульптором, автором ряда выдающихся памятников. Следующие знаменитые памятники созданы по его проектам:
Кузьме Минину в Нижнем Новгороде
Александру II в Ростове-на-Дону
Екатерине II в Санкт-Петербурге

Государственные деятели. Памятник «Тысячелетие России»

О конкурсе на возведение памятника Михаил Микешин и его друг скульптор Иван Шредер, прочитали в газете, обедая в кафе. Решили дерзнуть и на утро следующего дня показать друг другу свои идеи. Шредер ничего не придумал и признал свое поражение, сказав, что готов работать по эскизам Микешина. А у Микешина сразу же родилось художественное решение — трехъярусный памятник, в основе композиции которого — держава. Тут как раз на руку сыграло то, что Микешин по специальности был художником-живописцем.
Будь он профессиональным скульптором, его мысль неизбежно вращалась бы вокруг стандартных для скульптуры того времени образов: фигур, статуй, конных групп, колонн и т. д. И это неминуемо разошлось бы с главным условием конкурса: изобразить тысячелетнюю историю России в развитии. Может быть, эта задача была под силу только такому, как Микешин, — дилетанту в скульптуре, не скованному академическими канонами и оттого готовому к любым оригинальным решениям.

Когда, по задумке Микешина, трехъярусную державу обступили фигуры людей — исторических персонажей — силуэт памятника стал напоминать шапку Мономаха (символ монаршей власти) и одновременно колокол (намек на вечевой колокол Новгородской республики).

3. Памятник был торжественно открыт в 1862 году в присутствии императора Александра II. В связи с возведением и торжественным открытием памятника Новгород был отремонтирован и заново замощён. Был устроен торжественный парад, торжества длились три дня.
В Новгород к этому событию приехало всё августейшее семейство с членами ближайшей свиты, было привезено до 12 тысяч солдат и офицеров, а также просто зрители. Численность населения Новгорода на несколько дней практически удвоилась. Церемония включала: крестный ход к Софийскому собору после литургии во всех храмах Новгородского кремля и в Знаменской церкви, переложение святых мощей строителя Софийского собора князя Владимира Ярославича из обветшавшей деревянной раки в новую серебряную (7 сентября); на следующий день царь принял депутацию от местных дворян, затем объехал войска, построенные для парада, а затем вместе с императрицей и свитой под колокольный звон направился в Софийский собор, где отстоял литургию. После этого крестный ход двинулся от собора к памятнику, вокруг которого стояли войска и разместилась на специально сооруженных помостах публика. С памятника было снято покрывало. За этим последовал салют из 62 пушек, военный парад, торжественный обед. Третий день празднования совпал с днём рождения великого князя Константина Николаевича. После молебна в соборе царь принял хлеб-соль, преподнесённые ему крестьянской депутацией на деревянном блюде. Затем он посетил гимназию и приют, и за этим последовал обед, а вечером бал.

4. Разрушение памятника во время Великой Отечественной войны и последующее восстановление
В августе 1941 года в Новгород вошли немцы. Немецкий генерал фон Герцог, служивший в штабе немецкой армии, осаждавшей Ленинград, приказал разобрать памятник «Тысячелетие России» и вывезти в Германию, решив сделать подарок своему другу на родине. Зимой 1943—1944 года начались работы по демонтажу. Железной дорогой успели увезти бронзовую решётку работы профессора Боссе, окружавшую памятник, а также бронзовые фонари художественной работы, стоявшие вокруг него. Разобранный памятник оккупантам вывезти не удалось. 20 января 1944 года Новгород был освобождён советскими войсками.
К этому моменту монумент представлял собой совершенно голый пьедестал, на котором оставалась нижняя половина шара-державы. Верхняя её часть была полуразрушена. Ранее окружавшие шар колоссальные фигуры были разбросаны вокруг памятника. При этом многие из них оказались испорченными: трёхметровый крест, стоявший на шаре-державе, был срублен у основания и согнут в дугу; бронзовое крепление всюду было перерублено или вырвано из своих мест. Такие небольшие детали, как шпаги, мечи, посохи, щиты бесследно исчезли.

Комитет по делам архитектуры при СНК СССР и исполком Ленинградского областного Совета депутатов трудящихся принял решение восстановить памятник в прежнем его виде в самый короткий срок, причём в числе первых объектов разорённого Новгорода. Этим занимался Ленинградский областной отдел архитектуры.
В наше время памятник «Тысячелетие России» является одним из самых знаменитых и популярных в России. Во время путешествия по древней новгородской земле вы не сможете не увидеть творение Микешина, оно находится в сердце города, перед Софией Новгородской. Разглядывать данный монумент можно в течении долгого времени. Сходится ли данная трактовка памятника с вашим восприятием тысячелетней истории России, решать вам.

Хотя столицей нашей необъятной Родины по-прежнему остается Москва, Новгород, град старинный и уважаемый, тоже внес значительный вклад в историю России, которая частично начиналась здесь. Поэтому справедливо, что памятник ”Тысячелетие России” поставлен именно здесь, в Великом Новгороде.

Впрочем, поставлен – это не совсем подходящее слово для того архитектурного комплекса, который красуется здесь. Служители царизма позаботились о том, чтобы памятник получился величественным, красивым и строгим, а также включал в себя по-максимуму самое ценное, что накопила Россия за тысячу лет своего официального существования (отчет ведется условно с тех времен, когда варяги были призваны на княжество Руси).

Фрагмент памятника. Петр I

Работали над проектом Михаил Микеншин (ему же принадлежит авторство памятника Екатерине II в Санкт Петербурге), Иван Шредер (автор памятника Крузенштерну и Нахимову), Виктор Гартман (знаменитый художник и декоратор того времени). И вот в 1862 году памятник был открыт для восхищенной публики, так что его сейчас можно считать антикварной ценностью – памятнику исполнилось более 150 лет.


Фрагмент памятника. Крещение Руси

Не восхититься памятником ”Тысячелетие России” действительно сложно – удивительно красивая и пропорциональная конструкция выполнена в форме огромного ”колокола”, увенчанного гигантской державой, её общая высота (включая крест на державе) составляет 15,7 метров.

На державе установлены скульптуры ангела (церковь) и стоящей перед ним на коленях женщины (России). Эти две фигуры, надо сказать, с начала XX века являются предметом самых горячих дискуссий. Атеисты считают, что, дескать, время России подняться с колен и перестать преклоняться перед церковью, хотя практически всю тысячелетнюю историю, которая и ”архивирована” в памятнике, православная церковь была постоянным спутником всех граждан страны – от последнего оборванца до самого царя, так что незачем так уж возмущаться.

Тема единения государства и церкви продолжается в орнаменте крестов, опоясывающем державу. Ее окружают скульптурные композиции, которые повествуют о главных исторических этапах в жизни Руси: призвание варягов, крещение Руси, Куликовская битва (изгнание татар), основание самодержавного Царства Русского, начало династии Романовых и основание Российской империи.

”Колокол” памятника покоится на постаменте (фризе, являющем нижний ярус памятника), украшенном с четырех сторон барельефами, изображающими самых важных людей в истории России, каждый – в одной из групп:

Фрагмент памятника. Кирилл и Мефодий

* “Просветители”, начиная от Кирилла и Мефодия;

* “Государственные люди” со всеми князьями и правителями России, а ещё туда попала – единственная женщина, не правившая государством, но всё-таки вошедшая в историю – Анастасия Захарьева-Юрьева, жена Ивана Грозного;

* ”Военные люди”;

Фрагмент памятника. Рюрик

* ”Писатели и художники” – под художниками подразумевались и другие люди искусства, так что на барельефе есть и актер Федор Волков, и композитор Глинка. Всего фриз украшен 109 фигурами. Все детали скульптуры выполнены из бронзы и гранита.

Фрагмент памятника. Изгнание татар (Куликовская битва)

Кстати, памятник – со всей его роскошью – был построен частично на государственные, но частично и на народные средства, хотя люди давали немного и неохотно. Впрочем, сумму в 500 тысяч рублей по тем временам собрать было бы чрезвычайно сложно. Можно только представить, какой там был откат, но это не помешало создать по-настоящему монументальный проект.


Фрагмент памятника. Основание династии Романовых

А еще под памятником ”на счастье” был заложен клад – медали царя Александра II, золотые и серебряные монеты. К сожалению, сейчас они уже не покоятся в земле. Да и сам памятник едва-едва смог продолжить свое существование. В советское время он, само собой, не мог быть выставлен напоказ, но, то ли рука не поднялась, то ли слишком много труда это требовало, памятник не разрушили,а просто закрыли в фанерный ”ящик”.

А вот немцы, занявшие город во время Великой отечественной войны, наоборот, оценили его величие и фактически разодрали на части, некоторые из них были вывезены в Германию, а некоторые просто испортились или потерялись. Возможно, именно это заставило местные власти понять, что величие России не принадлежит только царям или даже только советской власти, а портить его негоже, и тогда была реализована инициатива по восстановлению памятника ”Тысячелетие России” в полном соответствии с оригиналом – со всеми крестами, царскими орденами и прочими свидетельствами прошлого. Второй его день рождения пришёлся на 2 ноября 1944 года, когда война ещё даже не закончилась…

Сейчас памятник признан наследием прошлого, и, хотя атеисты по-прежнему недовольны коленопреклоненной Россией, ”Тысячелетие России” является одним из поводов для гордости жителей Великого Новгорода, который благодаря этим скульптурам лишь закрепил за собой звание ”сердца России”.

Анастасия Савиных,
Ксения Вильчинская

В 1862 году в Новгороде был торжественно установлен памятник, получивший название "Тысячелетие России", посвященный легендарному призванию Рюрика на княжение, состоявшемуся, согласно летописям, в 862 году.
Авторами этого монумента были скульпторы Микешин и Шредер, а также архитектор Гартман.

Долгое время перед тем, как этот проект был реализован, заняло утверждение списка исторических деятелей, достойных того, чтобы быть увековеченными на памятнике. В результате длительных дискуссий из этого списка были вычеркнуты такие люди как великий флотоводец Ушаков, выдающиеся зодчие Баженов, Казаков, Захаров и Воронихин. Не оказалось среди скульптур и барельефов изображений многих других людей, которыми должна гордиться Россия.
Отсутствие среди 17-ти "колоссальных фигур", изображающих государей, в наибольшей степени способствовавших расширению территории государства и укреплению его границ, Ивана Грозного еще можно объяснить: памятник устанавливался в Новгороде, жители которого вплоть до середины XIX века не могли простить первому русскому царю кровавой расправы, учиненной опричниками в 1570 году. Хотя при этом странно, что новгородцы не протестовали против фигуры Ивана III, хотя именно этот государь лишил Новгород независимости. Еще более странно, что Иван III изображен в царских регалиях (шапке Мономаха, со скипетром и державой в руках), что более соответствовало бы его внуку - Ивану IV. А на заднем плане - сибиряк (символ покорения Сибири, которое началось, как известно, именно при Иване Грозном).


Зато на памятнике "Тысячелетие России" разместились некоторые персонажи, которые явно выглядят на нем лишними.

И если с летописцем Нестором - лицом полумифическим еще можно согласиться, как и с Иваном Сусаниным - совершенно мифическим перснажем (легенда про "жизнь за царя" всячески поддерживалась Романовыми, и в этом их можно понять), то совершенно непонятно, почему на нем изображены фигуры литовских князей, вся политика которых была направлена против того, чтобы Московское княжество стало центром объединения Руси?

Вот Гедемин, боровшийся против Московского княжества за влияние в Пскове и Новгороде, опираясь на союз с Тверью, главным соперником Москвы в первой половине XIV века:

Вот Ольгерд с Витовтом.
Первый трижды ходил походами на Москву (в 1368, 1370 и 1372 годах), чтобы не дать князю Дмитрию Ивановичу (будущему Доскому) усилиться для продолжения процесса объединения русских земель и противостояния Орде.
А второй, постоянно лавируя между Ордой и католической Европой, меняя веру в угоду политическрй ситуации, потихоньку прибирал русские земли под себя.

Вот Куйстут.
Этот литовский князь был настроен промосковски и против Орды, в отличие от своего соправителя Ягайло. Но никакой особенной роли в истории России не сыграл.

Но бог с ними, с литовскими князьями, непонятно по каким причинам, оказавшимися среди самых выдающихся деятелей русской истории.

Вызывают вопросы и другие предпочтения.
Так, неужели адмирал Синявин более значим для русской истории, чем Крузенштерн и Лисянский, Белленсгаузен и Лазарев? Нахимову и Корнилову место на пямятнике нашлось, а вот более славным победами Апраксину и особенно Ушакову, почему-то нет.
Почему есть изображение фельдмаршала Бурхарда Миниха, но нет генералиссимуса Меншикова? Неужели заслуги перед Россией придворного интригана Миниха значительнее подвигов петровского "Алексашки", первого среди своих солдат штурморвавшего шведские крепости во время Северной войны?

То же относится и к деятелям культуры.
Многим ли известно имя архитектора Кокоринова? А между тем, этот деятель, более известный казнокрадством и самоубийством, после разоблачения растраты государственных средств, выделенных ему на постройку здания Академии художеств, чем архитектурными шедеврами, запечатлен на памятнике "Тысячелетие России".

А вот Растрелли и Росси, не говоря уже о Баженове и Казакове, на этом монументе можно и не искать.

Не нашлось место и для главных героев Куликовской битвы - князя Владимира Андреевича Серпуховского (Храброго) и воеводы Дмитрия Боброка-Волынского. Обошли вниманием первооткрывателей Хабарова и Беринга (однако не забыли легендарного Ермака). Да и многих других...

Зато не обошли вниманием церковных деятелей, имена которых мало кому теперь известны. Например, что вы знаете о неком Кукше Печерском? А его фигура на монументе присутствует:

Памятники памятникам рознь.
Монумент "Тысячеление России" в Новгороде, явялющийся объектом исторического наследия человечества с 1992 года, несомненно интересен для любого человека, которому небезразлична история России. Но все-таки лучше знать, что этот памятник, как и любые другие, представляет собой застывшие в бронзе представления не столько об истории, сколько о намерениях правших кругов предоставить историю в наиболее выгодном для себя виде.

Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.

Призвание варягов на Русь (862 год)

Если быть точными, то не 862, а 6370 год - ведь летоисчисление в эти времена было иным - годы считали от сотворения мира. Дата эта начертана на памятнике буквами с титлом, по-старинному. Первая "картина" "Тысячелетия России" - древняя Русь, еще не принявшая христианства - языческая земля. Поэтому на монументе изображен языческий бог Перун, стоящий за спиной у Рюрика - первого князя, приглашенного в Новгород княжить из варягов в том самом 6370-ом году. Об этом идет рассказ в "Повести временных лет":
"Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде..."
Рюрик стоит в звериной шкуре, у него остроконечный шлем и остроконечный щит.
К слову, эта скульптурная композиция находится с южной стороны памятника, то есть обращена к Киеву.

Крещение Руси (988 год)

Время, изменившее летоисчисление на Руси и определившее путь, по которому ей предстоит идти - время князя Владимира. Его фигура с восьмиконечным православным крестом в руке как будто движется вперед и решительно выходит из пространства памятника. Князь изображен уже "испытавшим веры" и принявшим решение о той, какую выберет он сам и его народ. По одну сторону Владимира находится скульптура язычника, разбивающего своего идола. По другую - молодая мать, с доверием взирающая на правителя и несущая крестить своего ребенка. Ее шаг повторяет шаг князя - это символический прием скульптора.
Несколько поколений изображены в этой скульптурной композиции, доминантой которой является высоко поднятый православный крест. Фигура князя Владимира обращена в сторону Византии, откуда он принес на Русь христианство.

Куликовская битва (1380 год)

С восточной стороны монумента, обращенной к Москве, изображен святой благоверный князь Дмитрий, прозванный Донским за победу в Куликовской битве. Он возвышается над поверженным татарским мурзой и попирает его ногой, а взгляд его устремлен вдаль, на восток. В руке у князя древнерусское оружие - шестопер. Дмитрий Донской, как и князь Владимир, делает шаг вперед, начиная освобождение Руси от татаро-монгольского ига и торжествуя победу христианства над язычеством. "Сказание о Мамаевом побоище" подчеркивает эту мысль:
"Начало повести о том, как даровал бог победу государю великому князю Дмитрию Ивановичу за Доном над поганым Мамаем и как молитвами пречистой богородицы и русских чудотворцев православное христианство - Русскую землю бог возвысил, а безбожных язычников посрамил".

Основание самодержавия (1491 год)

Татарин окончательно побежден, он преклонил колена и вручает царю знак власти - конский хвост, привязанный к дереву, называемый по-татарски бунчук. Иван Третий, или Иван Васильевич, при котором Русь окончательно освободилась от власти ордынских ханов и объединилась вокруг Москвы, изображен на монументе в царских ризах, шапке Мономаха, со скипетром и державой. Успешные для России войны позволили Ивану Васильевичу передать своему наследнику земли, в несколько раз большие тех, которые когда-то принял он сам. Как символ военных побед изображены на памятнике "Тысячелетие России" побежденный в битве литовец и поверженный ливонский рыцарь, чей меч сломан. Но в этой группе фигур есть еще одна, пятая, на заднем плане. Это фигура жителя Сибири, которую вскоре начнут осваивать.

Начало династии Романовых (1613 год)

Пятая скульптурная группа грандиозного памятника посвящена событиям начала XVII века и воцарению Романовых. Молодой царь Михаил Федорович, взошедший на престол 17-ти лет от роду, изображен принимающим шапку Мономаха и скипетр - символы державной власти. Но его фигура не стоит на первом плане - перед ним стоят Козьма Минин и князь Пожарский - русские национальные герои, организатор и руководитель Земского ополчения 1611-1612 гг., боровшегося против шведской и польской интервенции. Вспомним часть пламенной речи Минина, обращенной к русскому народу:
"Захотим помочь московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жён и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником".
Минин подносит молодому Романову шапку Мономаха и скипетр, а князь Пожарский изображен с обнаженным мечом, обороняющим молодого царя.

Основание Российской империи

И снова скипетр, но уже в новых руках - Петра Первого. Эта часть монумента обращена, конечно, на Север, в сторону Невы и новой столицы Российской империи - Санкт-Петербурга. Под ногами Петра - побежденный им швед, пытающийся защитить свое разорванное знамя, стоя на коленях.
Над самим Петром парит огромный ангел, чьи крылья закрывают половину шара, вокруг которого находятся все описанные скульптуры. Шар этот символизирует саму державу. Рука этого ангела вытянута вперед, то есть указывает путь на Север.
Сам Пётр I стоит в порфире, в высоких сапогах, и его голова увенчана лавровым венком. Эта группа отображает одну из самых известных эпох в истории Русского государства до середины XIX века. Она напоминает о победе русского оружия в Северной войне (1700-1721 гг.) и торжествует образование Российской империи.