Лубяной рисунок. Лубок русский изобразительный

  • 02.08.2019

Лубочные картинки появились на Руси в середине XVII века. Сначала их называли «фряжскими картинками», позже «потешными листами», а потом «простонародными картинками» или «простовиками». И лишь со второй половины 19 века их стали именовать «Лубками». Огромный вклад в собирательство картинок внёс Дмитрий Ровинский, издавший сборник «Русские народные картинки». В этом обзоре 20 лубочных картинок из этого сборника, разглядывать которые можно бесконечно, открывая для себя много занятного, нового и интересного.



Tempora mutantur (времена меняются) гласит латинская пословица. Ещё в первой половине 20-го века всё народное считалось недостойным внимания интеллигентных и просвещённых людей, а сами учёные считали унизительным интересоваться, например, лубочными картинками. В 1824 году известный археолог Снегирев, который написал статью о лубочных картинках и намеревавшийся прочитать ее в заседании «Общества любителей российской словесности» был обеспокоен, что «некоторые из членов сомневаются, можно ли допустить в Обществе рассуждение о таком пошлом, площадном предмете».



Мало этого, ещё в 1840-х годах Белинскому приходилось энергично защищать Даля от аристократов, которые порицали писателя за любовь к простонародью. « Мужик — человек, и этого довольно — говорит Белинский, — чтоб интересовались им так же, как и всяким барином. Мужик — наш брат по Христу, и этого довольно, чтобы мы изучали его жизнь и его быт, имея в виду их улучшение. Если мужик не учен, не образован, это не его вина », - писал Белинский.



Но даже в то время были счастливые исключения - личности, которым было под силу выполнить настоящие богатырские подвиги вопреки общественным табу. Примером такого подвига является труд Ровинского «Русские народные картинки».


«Русские народные картинки» - это три тома атласа и пять томов текста. К каждому тексу прилагается яркая лубочная картинка. Первый том атласа вмещает «Сказки и забавные листы», второй - «Исторические листы», третий - «Духовные листы». Атлас, чтобы избежать цензуры, был издан всего в 250 экземплярах. Текстовые тома - приложение к атласу. В трёх первых дано описание собранных в атласе картинок. Необходимо отметить, что каждое описание выполнено подробнейшим образом с соблюдением орфографии оригинала, указанием на более поздние образцы, указывались размеры картинки и способ гравировки. Всего в книге описано около 8000 картинок.



Четвёртый том - ценный материал для различных справок, которые могут потребоваться в работе. Четвертый том текста « заключает в себе примечания к описаниям, напечатанным в первых трех книгах, и некоторые добавления о картинках, вновь приобретенных мною, — говорил Ровинский, — после отпечатания первых трех книг ». Вторая половина этого тома - алфавитный указатель ко всему изданию.


Пятый том делится на пять глав:
. Глава 1. Народные картинки, резанные на дереве. Гравирование на меди.
. Глава 2. Откуда наши граверы заимствовали переводы (оригиналы) для своих картинок. Пошиб, или стиль, рисунка и сочинения в народных картинках. Раскраска старинных народных картинок была весьма тщательная. Заметки о народных картинках на Западе и у народов восточных, в Индии, Японии, Китае и на Яве. Народные картинки, гравированные черной манерой.
. Глава 3. Продажа народных картинок. Назначение и употребление их. Надзор за производством народных картинок и цензура их. Цензура царских портретов.
. Глава 4. Женщина (по взглядам Пчелы). Женитьба.
. Глава 5. Учение в старые годы.
. Глава 6. Календари и альманахи.
. Глава 7. Легкое чтение.
. Глава 8. Легенды.
. Глава 9. Народные увеселения. Пьянство. Болезни и лекарства против них.
. Глава 10. Музыка и пляска. Театральные представления в России.
. Глава 11. Шутовство и шуты.
. Глава 12. Шутовские листы на иностранцев. Карикатуры на французов в 1812 году.
. Глава 13. Народное богомолье.
. Глава 14. Картинки изданные по распоряжению правительства.

Даже и такое краткое оглавление указывает на бесконечное разнообразие содержания народной картинки. Лубочная картинка заменяла для народа газету, журнал, повесть, роман, карикатурное издание - все то, что должна бы была давать ему интеллигенция, смотрящая на него как на одного из своих меньших братьев.



Народные картинки стали называть лубочными вначале 20-го века. Название это учёные толкую по-разному. Одни считают, что это производная о слова «луб», на котором резали первые картинки, другие говорят о лубочных коробах, в которые укладывали картинки для продажи, а, по мнению Ровинского, слово лубочный относилось ко всему, что делалось непрочно, плохо, на скорую руку.



На Западе гравированные картинки появились еще в XII веке, и они были самым дешёвым способом донеси до народа изображения святых, Библию и Апокалипсис в картинках. В России гравирование началось в одно время с книгопечатанием: уже к первой печатной книге «Апостол», которая вышла в 1564 году, была приложена и первая гравюра - изображение евангелиста Луки на дереве. Отдельными листами лубочные картинки стали появляться только в XVII веке. Это начинание поддерживал сам Пётр I, который выписывал из-за границы мастеров и платил им жалование из казны. Прекратилась такая практика только в 1827 году.


Во второй половине XVIII века резанием досок для народных картинок занимались серебряники в селе Измайлово. Они резали картинки на дереве или меди, а печатались картины на фигурной фабрике Ахметьева в Москве, у Спаса во Спасском. Работали печатники и в Ковровском уезде, во Владимирской губернии, в деревне Богдановке, а также в Почаевском, Киевском и Соловецком монастырях.


Угощение Наполеона в России.

Купить лубочные картинки можно было в Москве в проломах у Никольской улицы, у церкви Гребневской Божьей Матери, у Троицы Листов, у Новгородского подворья и главным образом у Спасских ворот. Достаточно часто их покупали вместо деревянных образов, а также для научения детей.


Сначала картинки не подпадали под цензуру, но с 1674 года появляются указы о запрете таких картинок. Но народные картинки по-прежнему издавались и продавались, не желая знать ни о каких запрещениях, ни о каких указах. В 1850 году, по Высочайшему приказу, «московский генерал-губернатор граф Закревский, приказал заводчикам народных картинок уничтожить все доски, не имевшие цензурного дозволения, и впредь не печатать таковых без оного. В исполнение этого приказания заводчики собрали все старые медные доски, изрубили их при участии полиции в куски и продали в лом в колокольный ряд. Так и прекратило свое существование бесцензурное народное балагурство».

Часто ли сейчас встречается такое слово, как лубок? Нет, довольно редко. Это и понятно, ведь слово считается устаревшим и не каждый даже знает его значение. Так что такое лубки? Расскажем ниже.

Они были популярны в Германии, во Франции. Фабрики по их производству располагались во множестве стран и городов. Приход коробейника или посещение ярмарки были очень радостными событиями для всей семьи. Ведь каждый мог найти интересный для себя товар. Для детей - сказки, для женщин - полезные советы, для мужчин - лубки с изображениями истории и битв. Благодаря таким доскам люди стали больше узнавать о мире и своей стране. Ведь раньше они были еще более ограничены в этом.

Лубок: значение слова, смысл

Итак, лубок (в самом распространенном значении слова) - это вид народной графики, картинка, рисунок с добавлением надписей. Отличительной чертой является простота изображенных образов. Этот вид народного творчества выполняется сначала в технике гравюры на меди или ксилографии, а затем раскрашивается от руки. Изображались на них в основном герои сказок и былин.

Такое название образовано от досок особого пиления. Они назывались луб (отсюда и слово "палуба"). До того как на досках стали делать изображения, их все равно использовали для похожих целей. Например, на них выполняли чертежи, писали планы. Сначала картинки называли «фряжскими листами», а затем и просто лубками.
Значение слова лубков в толковом словаре неоднозначно. Например, лубок - это также пластинка свежего слоя коры дерева. То есть внутренняя часть коры, в основном молодых лиственных деревьев. Из нее часто делают небольшие деревянные шкатулки, ящички.

Еще одно предназначение лубков (значение слова в словаре подтверждает эту информацию) - помощь при переломе. Такое название носила шина для скорейшего сращивания костной ткани. Так называли и лукошки, коробочки, сделанные из этого материала.

Нередко лубок означает и липовую доску, на которой в дальнейшем производилась гравюра необходимого для печатания изображения. А вот намного реже слово имеет такое значение, как «литература» (лубочная литература). Такие произведения отличались предельной простотой, можно сказать - примитивностью. Таковыми они были не только по содержанию, но и по оформлению.

Лубок не всегда использовалось для изображений или изготовления коробов. Сухим лубком также покрывали и верхнюю часть крыши в деревнях. Но чтобы он был пригоден для такого, лубку было необходимо пройти определенную подготовку. Сначала его все лето сушили в лесу, затем очищали от наружной толстой корки, распаривали, а потом снова сушили под гнетом. И только потом вывозили из леса. Обязательно в распрямленном положении.

Синонимы к слову лубок

Итак, изучив значение слова лубок, 4 класс школы предполагает ознакомление с синонимами слова. Одним из основных является лыко. Лыко - это также внутренняя часть коры молодого дерева. Еще некрепкое подкорье. Как материал используется во множестве изделий.

Следующий распространенный (но менее известный) синоним - агитлубок. Агитлубок - это тот же лубок, но с агитационным наклоном. Его образы более доходчивы и емки, и они призывают к чему-либо.

Еще один малоизвестный синоним - балагурник. Балагурник — это не просто картинка, а лубок с потешным изображением, с некой сатирой или карикатурой.

В более научном плане лубок называют просто лубом. Если же брать значение не как кору, а как именно изображение, то его часто называют по-обычному - картинкой.

История лубка как графики

Зародились лубки в Китае. До восьмого века они полностью выполнялись от руки, и только начиная с него их стали выполнять в технике гравюры. Далее лубок появился и в Европе. Тут он изначально стал выполняться в технике ксилографии. Ксилография - это гравюра именно на дереве. Позже стали добавляться гравюры по меди и литография. Литография - это отпечаток изображения с чего-то плоского на бумагу. Тут же лубки стали использоваться не только как обычное изображение, но и как агитационный или Этому способствовала их простота и доходчивость.

Существовали также лубки и непристойного содержания. Популярны они были в основном в Европе, но попадали и в Россию. В основном из Франции и Германии.

Повсеместное распространение

Рассмотрим, что такое лубки в понимании жителей Востока. Его краски были намного ярче. А в конце XIX века он начал рисоваться в виде комиксов.

В XVI-XVII веках и в России появились некие «фряжские листы» или «немецкие потешные листы». Здесь изображения делались на особых досках, которые назывались луб. Стали появляться не только доски с изображениями, но и раскрашенные в этой технике коробы и шкатулки. Также встречались и бумажные лубки.

Лубки в России получили довольно широкое распространение, так как стоили недорого, выглядели красиво. Такие листы выполняли и социальную, и развлекательную роли. Именно от них пошли все современные и известные нам плакаты, комиксы, календари.

Сюжеты

Вначале сюжетами для лубков были рукописные сказания, какие-то устные рассказы, сказки или былины. После сюжеты стали браться из иностранных произведений и альманахов. Их брали из сюжетов таких писателей, как Гёте или Радклиф.

К концу XIX века стали более популярными изображения на тему Священного Писания или же портреты знаменитых и государственных деятелей. В изображения стали вкладывать более Если даже это не было агитацией, то оно все равно носило какой-то поучительный характер. Часто это были простые иллюстрации к сказкам или изображения городов.

Виды лубков

Значение слова лубок многогранно и разнообразно, а его виды можно перечислять очень долго:

  • Духовные (религиозные) - изображения, похожие на иконы. На них также могли изображаться притчи или какие-то нравоучения.
  • Сказочные - обычные иллюстрации к разнообразным сказкам. Изображения богатырей, волшебников.
  • Праздники - как ни странно, но на лубках этого типа изображались святые, а не различные празднества.
  • Философские - похожи на духовные, но без религиозного характера.
  • Исторические - сюжеты, взятые из летописей. Изображались также битвы, просто исторические события, города. Иногда даже топографические карты.
  • Юридические - изображения суда.
  • Конница - на таких лубках изображались всадники на лошадях.
  • Балагурник - карикатуры, сатирные изображения.

Производство и изготовление лубков

Производством лубков занимались граверы. Их еще называли «фряжских резных дел мастерами». Среди таких людей существовал термин «знаменование». Так называли сам процесс нанесения и покраски картинки. Поэтому обязанности обычно делились. То есть, сначала знаменщик наносил сам рисунок, а затем гравер уже его вырезал на необходимом материале. Появился и такой термин, как «перевод». Так называлось копирование лубков.

Процесс изготовления заключался в следующем: на доску сначала карандашом наносился сам рисунок, затем ножом углублялись те места, которые должны были быть белыми. Доску смазывали, а затем придавливали прессом к бумаге. В итоге на ней оставались черные контуры данного изображения.

Далее лубки раскрашивались. Очень часто этим занимались женщины с детьми. Цена лубка зависела, конечно же, от бумаги, на которой он был выполнен. Что такое лубки на самой дешевой и серой бумаге? Именно они назывались «простовиками».

Со временем технология производства улучшалась и совершенствовалась. Стали появляться не просто граверы, а художники-граверы. Они стали работать на медных пластинах с помощью разнообразных резцов. Это помогло добавить в изображения множество мелких деталей и подробностей.

Производство в России

В России первая фабрика зародилась в Москве. На ней работало множество станков, а лубки производились в огромном количестве. Цена была разной (от половины копейки, до двадцати пяти копеек).

Благодаря производству лубочных картинок появились и новые профессии. Например, «цветальщики». Такие люди раскрашивали очень большое количество лубков за короткие сроки, при этом получали довольно неплохие деньги. Индустриализация не заставила себя ждать, и профессия жила недолго, так как стали появляться литографические машины.

Популярность лубков

Первой важной причиной такой всеобщей любви является то, что лубочные картинки несли в себе функции книг и учебников, которые были недоступны обычному человеку и стоили очень дорого. Они не только обучали, но и служили некой художественной литературой, так как на них часто пересказывались былины, сказки, устные сказания.

Помимо этого, лубки служили и источниками информации, как газеты или листовки. На таких досках часто можно было найти полезные советы по медицине, или же просто развлечься изображенной на них шуткой.

Многие лубочные картинки были выполнены действительно мастерски и очень красиво. Поэтому их часто применяли как декор в своих жилищах.

Цензура

Конечно же, не стоит забывать и о том, что цензура в нашей стране всегда была тесно связана с творчеством и литературой. Прежде чем изготовить лубок, само изображение должно было пройти проверку у цензора. Если изображение не проходило ее, то всегда обязательно указывали причину, чтобы изготовитель мог исправить и снова попытать счастья. Только после полнейшего одобрения (не только рисунка, но и готового лубка) производитель получал необходимый документ, разрешающий выпуск тиража. Да и то, он не должен был превышать указанного количества. Выпуск лубяных изображений обязательно сопровождался документами, которые хранились у издателя. На каждый новый выпуск тиража оформлялись и новые документы.

Чаще всего цензоры исправляли орфографические ошибки. Но бывало и такое, что изображения не соответствовали русскому менталитету или традициям. Нарушали правила вероучения.

В современном веке

С уверенностью можно сказать, что стиль лубка не забыт и до сих пор. Многие люди знают, что такое лубки. Они используются в иллюстрировании, оформлении. Многие плакаты и календари выполняются в этом стиле и сейчас. Производится множество мастер-классов на эту тему. Также научиться технике лубка можно и в художественных школах, ремесленных мастерских.

Традиции старины никогда не забываются, в том числе и лексическое значение слова лубок. Хоть они и усовершенствованы на современный лад.

Лубок - это, по сути, гравюра, отпечатанная с деревянной основы, а позднее - металлической. Происхождение лубок ведет из Китая, откуда позднее добрался и до Европы. Разумеется, в каждой стране этот вид искусства имел свое название и особенности.

Откуда произошло название «лубок» - доподлинно неизвестно. Версий множество: вспоминают и липовые (лубовые) доски, на которых вырезались первые картинки, и лубяные короба торговцев, продававших лубки на ярмарках, а москвичи и вовсе уверены, что лубки пошли с Лубянки. Тем не менее, лубок - самое массовое искусство русского народа с XVII до XX века.

Поначалу черно-белые и «элитные», служившие для украшения царских и боярских палат, позднее русские лубки становятся массовыми и цветными. Черно-белый оттиск раскрашивали женщины, а использовали они для этого вместо кистей заячьи лапки. Эти «раскраски» зачастую бывали неумелы и неаккуратны, но встречаются среди них и настоящие маленькие шедевры с гармонично подобранными красками.

Сюжеты лубка отличались богатым разнообразием: это и народный эпос, и сказки, и нравоучения, это «заметки» по истории, юриспруденции и медицине, это и религиозные темы - и все хорошенько сдобрено юмористическими подписями, повествующими о нравах своего времени. Для народа это были и новостные листки, и образовательные источники. Лубки зачастую преодолевали огромные расстояния, переходя из рук в руки.

Печатали лубки на дешевой бумаге самоучки из народа, и они пользовались бешеной популярностью у крестьян. Хотя высшая знать искусством лубок не признавала и сохранением для потомков этих рисунков никто специально не занимался, более того - власть и церковная элита то и дело пытались его запретить. Это теперь лубок считается настоящей кладезью, сохранившей историю Руси и народный юмор, взрастившей истинные карикатурные таланты и ставшей истоком книжной иллюстрации. И, конечно же, именно лубок - прямой предок современных комиксов.

– русские народные картинки ручной работы, представляющие собой богатый и выразительный слой истории, культуры и искусства Российского государства. Эти некогда популярные изображения, отличающееся простотой и доступностью образов, красноречиво говорят о жизни и мировоззрении простых людей прошлого.

На Руси лубок появился в 16 веке. Учёные всё ещё спорят о происхождении названия «лубок». Некоторые говорят, что оно пошло от слова «луб», старорусского названия липы, на досках которой вырезали картинки. Другие же утверждают, что оно связано с лубяными коробами, в которых их разносили. А московская легенда гласит, что всё началось с Лубянки, улицы, где жили мастера лубочного искусства.

Рисунки выводили на специальным образом распиленных досках и называли «фряжскими листами», затем «потешными листами» и «простовиками». Изначально в них преобладали религиозные сюжеты, после чего лубок стал удобным и недорогим способом распространения информации, историй нравственно-поучительного характера и пропаганды. Шло время, техника лубка менялась. В 19-м веке древесина уступила место металлу и работы стали изящнее. Сюжетами служили житие святых, былины и песни, басни и портреты императорской семьи, сцены из жизни крестьян, сказок и романов, знания о далёких странах и исторических событиях.

Дорогие лубочные картины украшали царские палаты и боярские терема. Простой народ скупал на ярмарках недорогие (по цене от полкопейки) чёрно-белые лубки, отдавая предпочтение комическим рисункам. Многие представители высшего общества отказывались назвать искусством творения народных художников-самоучек. Но в наши дни русский народный лубок украшает собрания крупнейших музеев.

Для Нью-Йоркской публичной библиотеки наиболее «урожайный» период по сбору крупных и редкостных книг с гравюрами из Восточной Европы пришёлся на десятилетие с 1925 по 1935 год. Тогда советское правительство национализировало и продавало за рубеж содержимое императорских дворцовых библиотек. В одной лишь Нью-Йоркской публичной библиотеке представлены предметы из девяти императорских библиотек, а также издания, принадлежавшие 30 членам императорской семьи. Библиотека приобрела их на месте (и по хорошей цене), откомандировав для пополнения книжных фондов Ярмолинского Авраама Цалевича (1890-1975), куратора славянского отделения с 1917 до 1955 год. Он приехал в советскую Россию в 1923 году, а в 1924 вернулся в Штаты. Ценные экспонаты из фонда императорских дворцовых библиотек также приобрела Библиотека Конгресса США и Гарвардский университет. Букинист Ганс Краус написал:

«Эти [русские дворцовые] коллекции, столь малоизвестные и высоко оценённые на Западе, содержали невероятные материалы. Настолько раритетных восточноевропейских произведений в этом полушарии ещё не видели. У царей и цариц усердно служили книжные коллекционеры. Кроме приобретённых книг их собрания пополнялись многочисленными полученными в подарок изданиями, напечатанными на специальной бумаге, с роскошными переплётами, в шёлке или сафьяне и с имперским гербом. («Сага о редкой книге», 1978, стр. 90-91.)

Значительную часть библиотечной коллекции лубка занимают и произведения из собрания выдающегося деятеля культуры Российской империи, Дмитрия Александровича Ровинского (1824-1895). Он был личностью исключительно многогранной. Тайный советник, юрист и реформатор судебной системы всей душой любил искусство. Собственными усилиями он скупал материалы и издавал иллюстрированные книги, среди которых «Русские народные картины», «Русские гравёры и их произведения», «Словарь русских гравированных портретов», «Достоверные портреты московских государей», «Материалы для русской иконографии» и другие сборники. Потратив большую часть своего состояния, Ровинский собрал одну из лучших частных коллекций российской и западноевропейской графики. После его смерти экспонаты рассредоточились по различным музеям, библиотекам и другим культурным учреждениям России. На Западе же сбереглись замечательные серии томов, которые он публиковал зачастую крайне малочисленными тиражами.

На сайте Нью-Йоркской публичной библиотеки, где опубликован альбом «Русский народный лубок 1860-1870-х годов» , представленно почти 200 изображений, мы отобрали 87 наиболее интересных.


Нечаянность, 1867.



Новая песня, 1870.



Трудолюбивый медведь, 1868.



Морские сирены, 1866.



Как купчихи гуляют, 1870.



Вот как в Москве ярославцы половые трудятся, с красотками веселятся, 1870.



Похороны кота крысами и мышами, 1866.



Клеветник и змея, 1869.



Конёк-Горбунок, 1870.



Вылетел в трубу, 1872.



В Марьиной роще, 1868.



В Петербурге места нет, едет в деревню дураков обманывать, 1870.



Замечательнейший из великанов, скороходов и уродов Серпо Дидло, 1866.



Жидовская карчма, 1868.



Спор большого носа с сильным морозом, 1870.



Кащей и его желание, 1867.



Напраслина, 1867.



Небылица в лицах, 1868.



Новейший карточный оракул, 1868.



Перековка старых на молодых, 1871.



Храбрый воин Аника, 1868.



Сильный и храбрый богатырь Аника воин, 1865.



Сильный и храбрый Бова Королевич поражает Полкана богатыря, 1867.



Сильный и славный храбрый воин Аника, 1868.



Славный сильный и храбрый Бова Королевич поражает Полкана богатыря, 1868.



Славный сильный и храбрый витязь Еруслан Лазаревич, 1868.



Сильный храбрый богатырь Илья Муромец, 1868.



Сильный могучий Бова Королевич побеждает Полкана богатыря, Еруслан Лазаревич побеждает трехглавого змея, 1867.



Сильный славный храбрый богатырь Иван Царевич 1868.



Крестьянин и Смерть, 1868.



Хищные волки, напавшие на проезжающих, 1868.



Как львица воспитала царского сына, 1868.



Упрек старосты с бурмистром, 1870.



Правда и ложь, 1871.



Кринолин, 1866.



Курение цыгары, 1867.



Ловля рыбы на озере, 1870.



Мамаево побоище на Куликовом поле в 1380 году, 1868.



Муж жену веселит, 1868.



Мздоимец-ростовщик, 1870.



Нападение англичан на Соловецкий монастырь, 1868.



Переправа российских войск через Дунай 11 марта 1854 года, 1869.



Песня "Что ты спишь мужичок", 1871.



Песня про то, как жена пила пиво да мужа накормить позабыла, 1866.



Песня "Возвращение на родину из Питера промотавшегося трактирщика", 1870.



Поднесение государю хлеба-соли в Москве, 1865.



Под Одессой 10 апреля 1854 года, 1864.



Рачительное домоводство, 1870.



Раек, 1970.



Романс, 1867.



Русская крестьянская свадьба, 1865.



Шамиль Иман Чечни и Дагестана, 1870.



Сказка о том, как мастеровой черта надул, 1867.



Скупой, 1866.



Ступени человеческого века, 1866.



Травля змея и тигром, 1868.



Царь Иоанн Васильевич Грозный, 1868.


А ну-ка, Мишенька Иваныч, 1867.



Чепуха для смеху народу на потеху. Как звери с птицами охотника погребают, 1865.



Горный пейзаж, 1870.



Карл Великий и змея, 1870.



Турецкая тройка спешит с донесением турецкому Султану о занятии Карса российскими войсками, 1870



Жизнь за царя Ивана Сусанина, 1866.



Даниил длинный великан, 1868.




Катенька, 1867.


Била жинка мужика, 1867.


Била жинка мужика, 1867.


На деньги молодец наш льстится, 1867.


Песня "Я цыган молодец...", 1867.


Песня "Ходили девушки по берегу...", 1867.


Песня "Мужик пашенку пахал", 1867.


Песня малороссийская, 1868.


По владимирскую клюкву, разносчик балясник, 1867.


Прощание, 1867.


Роспись приданого, 1867.


Русская песня "Не брани меня, родная...", 1867.

РУССКИЙ ЛУБОК

Век XVIII – это эпоха расцвета удивительного искусства, русской национальной школы лубочной картинки.

Существует предание, что название улицы Лубянка в Москве, которая является продолжением улицы Сретенка, происходит от лубочных листов, которые изготовлялись и продавались здесь. Действительно, на Сретенке сохранились два удивительных архитектурных памятника, связанных с историей русского лубка. Это, прежде всего, Церковь «Успения в Печатниках». Церковь стояла в центре слободы работных людей Печатного двора. Предполагается, что первыми изготовителями лубочных картинок и стали профессиональные печатники, установившие у себя на дому простейшие типографские станки. Неподалеку выросла еще одна церковка – «Троицы в листах». У ограды этой церкви и продавали московские печатники первые лубочные картинки.

В этом районе Белокаменной и выработался в начале XVIII в. своеобразный стиль русского лубка.

Вплоть до 1727 г. большинство лубочных картинок печатаются с деревянных досок. Лишь после смерти Екатерины I, когда прекратила свое существование петербургская типография и резко сократила выпуск московская печатня, медные доски из закрывшихся типографий стали использовать для производства лубка; нашли, производя лубочные картинки, источник пропитания и оставшиеся без работы печатники.

Лубок – один из интереснейших источников изучения истории России XVIII столетия. Первый же лист в стиле лубка начала XVIII в. дает представление о состоянии нравов русского общества в начале реформ Петра. Изображает он русского купца, который уже одет в иноземное платье и которому цирюльник готовится отрезать бороду. Как известно, указом царя в 1705 г. всем, кроме священников, предписывалось носить платье по иноземной моде и всем было приказано сбрить бороды. Так что исследователи, в частности Юрий Овсянников, предполагают (и не без оснований), что этот лубочный лист был заказан непосредственно… самим Петром I.

Из желания «потрафить» царю-реформатору авторы лубочных листов эпохи петровских реформ иногда создавали достаточно забавные композиции. Вот, например, лубок под названием «Славное побоище царя Александра Македонского с царем Пором», на котором в лице Александра легко узнаются черты самого Петра I, – гравер не забыл даже тщательно вырезать излюбленные царем манжеты и шейный платок. То же самое – с листом «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Оба героя произведения мало что во французских кафтанах, да в завитых париках и в ботфортах, что, конечно же, вызывает улыбку у знатока этнографии эпохи и у любителя русских былин, так у Ильи Муромца еще и внешность Петра I.

Однако Русь никогда не оскудевала оппозиционерами. Нашлись противники – и у Петра I, и у его реформ, и особенно антипетровские настроения распространены были среди старообрядцев. Именно им приписывается авторство несколько лубочных картинок, негативно представляющих, хотя и в иносказательной форме, реформы Петра I. Особенно популярны были тогда листы с изображением кота, в которых противники Петра имели обыкновение поиздеваться над подбритыми «по-кошачьи» усами государя.

Самое широкое внимание публики сумел привлечь лубок «Как мыши кота хоронили». Полностью раскрыть тайну этой лубочной композиции довелось удивительному человеку – знатоку русской культуры, жившему, правда, уже в следующем веке, – Дмитрию Александровичу Ровинскому. Являсь высокообразованным юристом, судебным деятелем, выдающимся историком искусств, почетным членом двух российских академий – наук и художеств, он запомнился еще и как московский губернский прокурор, и как крупнейший своего времени знаток истории живописи. Д. Ровинский был автором выдающегося по объему и глубине исследования труда по истории русской иконописи и автором тонких исследований русского лубка. На собственные средства он издал 19 своих трудов, среди которых – «История русских школ иконописания», «Подробный словарь русских гравированных портретов», «Материалы для русской иконографии». Девятитомное сочинение создано им о лубке – «Русские народные картинки». Над материалами к этому сочинению он работал в библиотеках Лондона, Парижа, Берлина, Праги и пришел к выводу, что у лубка «Как мыши кота хоронили» аналогов нет и что это чисто русское произведение. Проведя тщательный анализ пояснительных надписей лубка, сопоставляя их с историческими фактами, Ровинский пришел еще к одному неожиданному выводу. Точнее сказать, к неожиданным аргументам, потому что он с самого начала был уверен: Кот – это Петр.

Познакомимся с его аргументами, ибо они интересны с точки зрения рассмотрения лубка как источника для изучения истории своего времени:

1. Кота хоронят на погребальных санях с восьмеркой лошадей. И Петра I так хоронили.

2. Кота хоронят с музыкой. Впервые оркестры на похоронах были разрешены в 1698 г. На похоронах Петра играл оркестр.

3. И титул Кота пародирует царский титул.

4. Кота везут на чухонских (финских, ингерманландских) санях, жену его зовут Чухонкой-Маланьей. Первую жену Петра, Екатерину I, в народе звали чухонкой.

5. На лубке процессию похорон Кота сопровождают мыши, представляющие разные земли. Охтенская, Олонецкая, Карельская земля были отвоеваны Петром во время войны со шведами. Есть и намек на отвоеванную Петром крепость Шлиссельбург – мышь Шушера из Шлюшина, именно так – Шлюшином в народе звали и Шлиссельбург. Как видим, не полюбился царь-реформатор, так и каждое лыко в строку, даже полезные для России завоевания отразились в лубке иронично.

6. Одна мышь на лубке курит трубку. Вольная продажа табака была разрешена Петром I.

7. Одна мышь едет в процессии на одноколке. Такие повозки появились в России лишь при Петре, который любил на них ездить.

Вывод ученого: Кот и есть Петр I.

Ответил ученый и на принципиальный вопрос: кто выпускал лубок антицарской направленности, вернее, с чьего благословения и при чьей поддержке крамольный лубок появился на свет. Ответ однозначен: при поддержке Русской Православной церкви, у которой отношения с государем не сложились. Подтверждение тому – еще один лубок первой четверти XVIII в. – «От Христа падение Антихриста». Лицо поверженного дьявола на лубочной картинке – точная копия портрета Петра I.

Так популярный в народе лубок стал для церкви, лишившейся самостоятельности в 1700 г., удобным средством сведения счетов в политической борьбе с царем.

Русский лубок – прелюбопытный повод для искусствоведческих и исторических ассоциаций, для размышлений и наблюдений над взаимовлияниями и взаимовоздействиями русского искусства и искусства стран Европы.

Вот интересный пример. Во второй половине XVIII в. стали распространяться в России лубки-перерисовки с немецких и французских народных картинок. Юрий Овсянников описывает один из лубков, созданных на мотив «Гаргантюа и Пантагрюэля». Он точно воспроизводил иллюстрацию к бессмертной истории этих двух героев романов Рабле, но под чистой русским названием: «Славный объедала и веселый подпивала». А в годы царствования Елизаветы Петровны был напечатан лубок «Пение и пляска», на котором были изображены полишинели, награвированные великим гравером Калло. Предполагается, что итальянские гравюры могли попасть в Россию при посредстве зарубежных певцов и комедиантов.

30-40 гг. XVIII в. – время расцвета развлекательных лубочных картинок, особое место среди которых занимают лубки с изображением народных празднеств и гуляний. Эти лубки – интереснейший источник изучения быта и нравов русских в XVIII столетии. Так, лубок «Медведь с козою прохлаждаются» точно воспроизводил любимое развлечение эпохи – «пляски» медведя и козы под примитивную музыку поводырей на ярмарках и гулениях.

Очень популярны были и лубки с изображением кулачных боев, также являющихся примером излюбленного русского игрового времяпрепровождения. Ни одна «масленица» не обходилась без боев-поединков или «стенки – на стенку». Сохранился лубок, специально посвященный встрече и проводам «масленицы»: на одном листе размещено 27 картинок, изображавших сцены городского гуляния с точным обозначением московских районов. Этот лубок – ценнейший источник изучения культуры быта Москвы XVIII в.

В годы правления Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны в моду вошли лубки с изображениями шутов и скоморохов. Известно, что во второй половине века было модно держать при дворе дур и дураков, карликов и уродцев (наверно, у многих читателей в памяти «Ледяной дом» Лажечникова). Следуя примеру императриц, карликов и дураков заводили и отдельные богатые помещики.

В моде были в XVIII в. и лубки, изображавшие с большой этнографической и иконографической точностью дворянский быт того времени. Лубки донесли до нас внешний вид дамских причесок, фижмы, роброны, наклеенные на личики «мушки».

Появлялись и сатиры на придворные моды, поэтому, например, «Франт и проданная франтиха» – столь популярный в середине века в Москве лубок.

Однако большая часть лубков этой эпохи создавалась в соответствии с запросами городского населения – купцов, мещан, приказчиков и очень точно отражала их быт. Лубки донесли до нас интерьеры трактиров, внутреннее убранство дома зажиточного горожанина, одежду того времени, сервировку стола… Крестьянским лубок станет лишь в XIX в.

Картины на лубках доносят до нас и сведения о международных культурных связях: сохранился до наших дней лубок-афиша, извещающая о приезде в Россию труппы английских комедиантов.

Живо откликался лубок и на военные сюжеты. Летом 1759 г., после победы русских войск над полками Фридриха Прусского, появилась лубочная картина «Русский казак бьет прусских драгун», а также отдельные лубочные листы с изображением русских гренадер.

Однако лубок содержал в себе не только историческую и этнографическую информацию, а выполнял и своеобразную литературно-культуртрегерскую миссию. В конце 60– начале 70 гг. XVIII в. лубок, и прежде всего в Москве, обращается к творчеству популярного в те годы поэта, драматурга, баснописца А. П. Сумарокова. Московский издатель лубочных листов Ахметьев использует специально написанные поэтом тексты в ритме раешника в качестве подписей к лубкам. Всего исследователям известно 13 картинок с текстами Сумарокова, пользовавшихся большой любовью в народе. В XVIII в. это был единственный пример использования текстов профессионального литератора в производстве лубков. В XIX в. издатели лубка уже обратятся к произведениям Крылова, Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Но это будет потом. А пока Сумароков был первым. Позднее стали печататься на одном листе сказки, такой лист можно было разрезать и сложить в книжку. И книжки эти сыграли в XVIII в. немаловажную роль в истории русской культуры. Фактически это были первые дешевые популярные издания, выходившие массовыми тиражами, светского содержания. В Российской государственной библиотеке в Москве хранится экземпляр издания 1750 г. Это «Жизнеописание славного баснописца Эзопа». Интереснейшие сведения о такого рода изданиях приводит в своем исследовании «Русские гравированные книги XVII–XVIII веков» С. А. Клепиков.

К лубочным книжкам относятся и буквари, календари, гадательные книжки, притчи, жития святых, также являющиеся важной составной частью книжной русской культуры XVIII в.

И последнее – крупнейшие монастыри России издавали лубки с изображением своих церквей и соборов – ценнейший источник для изучения истории православной русской архитектуры.

Из книги Кто есть кто в истории России автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Древние боги славян автора Гаврилов Дмитрий Анатольевич

РУССКИЙ БОГ У христианизированных народов прежние основные божества язычников приобретают имена христианских святых и их противников. Вернее, происходит своеобразное замещение культов древних богов культами святых или отчасти образами нечистой силы. При этом формы

Из книги Русский Нил автора Розанов Василий Васильевич

Русский Нил * * *"Русским Нилом" мне хочется назвать нашу Волгу. Что такое Нил - не в географическом и физическом своем значении, а в том другом и более глубоком, какое ему придал живший по берегам его человек? "Великая, священная река", подобно тому, как мы говорим "святая

Из книги Убийство императора. Александр II и тайная Россия автора Радзинский Эдвард

Русский че «Особенный человек» Рахметов готовит себя к служению народу. (Читатель тотчас понимал – к революции…) Закаляя себя для будущих невзгод (конечно же, будущие тюрьмы и каторга!), Рахметов ест сырое мясо и спит на гвоздях… Чтобы разделить труд с народом, дворянин

Из книги Третьего тысячелетия не будет. Русская история игры с человечеством автора Павловский Глеб Олегович

32. Беглецы от власти формируют власть. Русский как человек, втягиваемый во власть. Русский Мир и русское человечество - Кто создает из Московской Руси Россию? Люди, беглые из крепостного состояния на свободу в казаки.- Русские конкистадоры?- Они не конкистадоры, а

Из книги Истории простой еды автора Стахов Дмитрий

Русский дух Теперь мила мне балалайка Да пьяный топот трепака Перед порогом кабака. Мой идеал теперь – хозяйка, Мои желания – покой, Да щей горшок, да сам большой… Александр Пушкин. Отрывки из путешествия Онегина «Где щи – тут и нас ищи», – говаривали в старину. Щи были

Из книги Коренные различия России и Запада. Идея против закона автора Кожинов Вадим Валерианович

Русский век Вадим Валерианович ушел от нас 25 января 2001 года, в самом начале нового столетия и тысячелетия, как бы удовлетворившись тем, что предыдущий век закончился. Говорю это вполне серьезно, поскольку, так случилось, в 2000 году несколько раз спорили с ним о том, когда

Из книги Пассионарная Россия автора Миронов Георгий Ефимович

ЛУБОК. РУССКАЯ НАРОДНАЯ КАРТИНКА Лубок зародился в России именно в XVII в. и вскоре стал самым популярным в народе жанром изобразительного искусства.Сегодня лубок XVII в. внимательно изучается историками – не столько как исторический источник, сколько как источник

Из книги Тень Мазепы. Украинская нация в эпоху Гоголя автора Беляков Сергей Станиславович

Из книги Украина трех революций автора Топорова Аглая

«Русский мир» Многие обличающие Россию и российского президента статьи писались и до сих пор пишутся по-русски. Телевидение же, наоборот, украиноязычное. Конечно, очень известным телеведущим, особенно иммигрантам из России и Белоруссии вроде Евгения Киселева и Савика

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 5: Мир в XIX веке автора Коллектив авторов

Русский XIX век К началу XIX в. Российская империя сложилась как одна из крупнейших мировых держав. Ее территория охватывала 17 млн кв. км, раскинувшись от Балтийского моря до Тихого океана и от Северного ледовитого океана до Каспийского моря. Население к началу века

Из книги Масонство, культура и русская история. Историко-критические очерки автора Острецов Виктор Митрофанович

Из книги Империя для русских автора Махнач Влаидмир Леонидович

Русский город и русский дом Где жить русскому народу? Человеку современного биологического вида около 40 тысяч лет. Из них более семи тысяч лет человек живет в городе. Знаменитый Иерихон, древнейшие городские поселения на Кипре и в южной части Малой Азии ученые

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

Великий русский скульптор. Глава «Союза русского народа». Русский националист Клыков Вячеслав Михайлович (1939–2006), великий русский скульптор, Народный художник России, Президент Международного фонда Славянской письменности и культуры, Председатель Главного совета

Из книги Броня генетической памяти автора Миронова Татьяна

Русский дом и русский характер Русское миросозерцание сформировано укладом нашей жизни, испытанным тысячелетиями. Современные удобства и технологические достижения сделали народы в бытовом отношении вроде бы одинаковыми, но не надо забывать, что научно-техническая

Из книги Дело о Синей Бороде, или Истории людей, ставших знаменитыми персонажами автора Макеев Сергей Львович

Русский, он и в Африке русский Русские волонтеры вступили в бой, когда силы англичан уже многократно увеличились: британская армия на юге Африки насчитывала теперь сто двадцать тысяч человек против семнадцати тысяч воюющих буров. Вновь прибывшие английские части были