Скульптуры античных богов. Статуи греческих Богов – мировое скульптурное наследие Лаокоон и его сыновья

  • 24.07.2019

Есть много исторических фактов, относящихся к греческим Статуям (в которых мы не будем углубляться в этой подборке). Однако, не обязательно иметь диплом историка, чтобы восхититься невероятным мастерством исполнения этих великолепных скульптур. Действительно бесконечные произведения искусства, эти 25 самых легендарных греческих статуй - шедевры разных пропорций.

Атлет из Фано

Известная итальянским именем Атлет из Фано, Победоносная молодость - греческая бронзовая скульптура, которая была найдена в море Фано на Адриатическом побережье Италии. Атлет из Фано был построен между 300 и 100 годами до н.э и в настоящее время находится среди коллекций Музея Дж. Пола Гетти в Калифорнии. Историки полагают, что статуя была однажды частью группы скульптур победных атлетов в Олимпии и Дельфи. Италия до сих пор хочет вернуть скульптуру и оспаривает её вывоз из Италии.


Посейдон с мыса Артемисион
Древняя греческая скульптура, которая была найдена и восстановлена у моря Мыса Артемисион. Бронзовый Артемисион, как полагают, представляет или Зевса, или Посейдона. Все еще ведутся дебаты по поводу этой скульптуры, потому что ее недостающие удары молнии исключают возможность, что это - Зевс, в то время как ее недостающий трезубец также исключает возможность, что это - Посейдон. Скульптура всегда связывалась с древними скульпторами Майроном и Онатасом.


Статуя Зевса в Олимпии
Статуя Зевса в Олимпии - 13-метровая статуя, с гигантской сидящей на троне фигурой. Эта скульптура была создана греческим скульптором по имени Фидий и в настоящее время находится в Храме Зевса в Олимпии, Греция. Статуя сделана из слоновой кости и древесины и изображает греческого бога Зевса, сидящего на кедровом троне, украшенном золотом, черным деревом и другими драгоценными камнями.

Афина Парфенонская
Афина Парфенонская - гигантская статуя из золота и слоновой кости греческой богини Афины, обнаруженной в Парфеноне, что в Афинах. Сделанная из серебра, слоновой кости и золота, она была создана известным древним греческим скульптором Фидием и рассматривается сегодня, как самый известный культовый символ Афин. Скульптура была разрушена пожаром, который имел место в 165 до н.э, но была восстановлена и размещена в Парфеноне в 5-ом столетии.


Дама из Осера

75 сантиметровая Дама из Осера - критская скульптура, в настоящее время размещенная в Лувре в Париже. Она изображает архаичную греческую богиню в течение 6-ого столетия, Персефон. Хранитель из Лувра по имени Максим Коллиньон нашел мини-статую в хранилище Музея Осера в 1907. Историки полагают, что скульптура была создана в течение 7-ого столетия в греческий переходный период.

Антиной Мондрагон
Мраморная статуя 0.95 метра высотой изображает бога Антиноя среди массивной группы культовых статуй, построенных, чтобы поклоняться Антиною, как греческому богу. Когда скульптура была найдена во Фраскати в течение 17-ого столетия, то была идентифицирована из-за его полосатых бровей, серьезного выражения, и взгляда, который был направлен вниз. Это творение было куплено в 1807 для Наполеона и в настоящее время показывается в Лувре.

Аполлон Странгфорда
Древняя греческая скульптура сделала из мрамора, Странгфордский Аполлон был построен в период между 500 и 490 до н.э и был создан в честь греческого бога Аполлона. Его обнаружили на острове Анафи и назвали в честь дипломата Перси Смита, 6-ого виконта Странгфорда и настоящего владельца статуи. Аполлон в настоящее время размещается в 15-ой комнате британского Музея.

Кройсос из Анависоса
Обнаруженный в Аттике, Кройсос из Анависоса - мраморный курос, который когда-то служил надгробной статуей для Кройсоса, молодого и благородного греческого воина. Статуя является известной своей архаичной улыбкой. 1.95 метра высотой, Кройсос - автономная скульптура, которая была построена между 540 и 515 до н.э и в настоящее время показывается в Национальном Археологическом Музее Афин. Надпись под статуей гласит: “остановитесь и поскорбите у надгробия Кройсоса, которого убил неистовый Арес, когда он был в передних рядах.”

Битон и Клеобис
Созданные греческим скульптором Полимидисом, Битон и Клеобис - пара архаичных греческих статуй, созданных Аргивянами в 580 до н.э, чтобы поклоняться двум братьям, связанным Солоном в легенде под названием Истории. Статуя теперь находится в Археологическом Музее Дельфи, Греция. Первоначально построенные в Аргосе, Пелопоннесе, пара статуй была найдена в Дельфи с надписями на основе, идентифицирующими их, как Клеобис и Битон.

Гермес с младенцем Дионисом
Созданный в честь греческого бога Гермеса, Гермес Праксителя представляет Гермеса, несущего другого популярного персонажа в греческой мифологии, младенца Диониса. Статую сделали из Паросского мрамора. Как полагают историки, она была построена древними греками во время 330 до н.э. Она известна сегодня, как один из большинства оригинальных шедевров великого греческого скульптора Праксителя и в настоящее время размещается в Археологическом Музее Олимпии, Греция.

Александр Великий
Статуя Александра Великого была обнаружена во Дворце Пеллы в Греции. Покрытая мраморным напылением и сделанная из мрамора, статуя была построена в 280 до н.э, чтобы чтить Александра Великого, популярного греческого героя, который прославился по нескольким частям мира и провел сражения против персидских армий, особенно в Гранисусе, Иссуе и Гаугамеле. Статуя Александра Великого теперь демонстрируется среди греческих коллекций произведений искусства Археологического Музея Пеллы в Греции.

Кора в Пеплосе
Восстановленная из Афинского Акрополя, Кора в Пеплосе - стилизованное изображение греческой богини Афины. Историки полагают, что статуя была создана, чтобы служить исполненным по обету предложением во время древних времен. Сделанная во время Архаичного периода греческой истории искусств, Кора характеризуется жесткой и формальной позой Афины, ее величественных локонов и архаичной улыбки. Статуя первоначально появилась в множестве цветов, но только следы её оригинальных цветов могут наблюдаться сегодня.

Эфеб с Антикитеры
Сделанный из прекрасной бронзы, Эфеб с Антикитеры - статуя молодого человека, бога или героя, держащего сферический объект в его правой руке. Будучи творением пелопоннесской бронзовой скульптуры, эту статую восстановили в области кораблекрушения около острова Антикитера. Как полагают, она является одной из работ известного скульптора Ефранора. Эфеб в настоящее время показывается в Национальном Археологическом Музее Афин.

Дельфийский возничий
Более известный, как Хениокос, Возничий Дельфи - одна из самых популярных статуй, которые пережили Древнюю Грецию. Эта бронзовая статуя в натуральную величину изображает водителя колесницы, который был восстановлен в 1896 в Прибежище Аполлона в Дельфах. Здесь он был изначально установлен в течение 4-ого столетия, чтобы увековечить память победы команды колесницы в древних спортивных состязаниях. Первоначально часть массивной группы скульптур, Дельфийский Возничий теперь показан в Археологическом Музее Дельф.

Гармодий и Аристогитон
Гармодий и Аристогитон были созданы после учреждения демократии в Греции. Созданные греческим скульптором Антенором, статуи были сделаны из бронзы. Это были первые статуи в Греции, за которые заплатили из государственных средств. Целью создания было почтить обоих мужчин, которых древние Афиняне приняли, как выдающиеся символы демократии. Первоначальным местом установки был Керамеикос в 509 году нашей эры, наряду с другими героями Греции.

Афродита из Книдоса
Известный, как одна из самых популярных статуй, созданных древним греческим скульптором Праксителем, Афродита из Книдоса была первым представлением в натуральную величину нагой Афродиты. Пракситель построил статую после того, как он был уполномочен Косом создать статую, изображающую красивую богиню Афродиту. Помимо статуса культового изображения, шедевр стал достопримечательностью в Греции. Его оригинальная копия не пережила массивный пожар, который однажды имел место в Древней Греции, но ее точная копия в настоящее время выставлена в Британском Музее.

Крылатая Победа Самотраки
Созданную в 200 году до н.э. Крылатую Победу Самотраки, изображающую греческую богиню Нику, рассматривают сегодня, как самый большой шедевр Эллинистической скульптуры. Она в настоящее время показывается в Лувре среди самых знаменитых оригинальных статуй в мире. Она была создана в период между 200 и 190 до н.э., но не для того, чтобы почтить греческую богиню Нику, а в честь морского сражения. Крылатая Победа была установлена македонским генералом Деметриусом, после его военно-морской победы на Кипре.

Статуя Леонида I в Фермопилах
Статуя Спартанского короля Леонида Первого в Фермопилах была установлена в 1955, в память о героическом короле Леонидасе, отличившемся во время Сражения против персов в 480 до н.э. Знак был помещен под статуей, которая гласит: “Приди и Возьми”. Именно это произнес Леонидас, когда король Ксеркс и его армия попросили, чтобы они сложили свое оружие.

Раненный Ахиллес
Раненый Ахиллес является изображением героя Илиады по имени Ахиллес. Этот древний греческий шедевр передает его мучения перед смертью, будучи раненным смертельной стрелой. Сделанная из алебастрового камня, оригинальная статуя в настоящее время располагается в резиденции Achilleion королевы Елизаветы Австрийской в Кофу, Греция.

Умирающий Галл
Также известный как Смерть Галатиана, или Умирающий Гладиатор, Умирающий Галл - древняя Эллинистическая скульптура, которая была создана в период между 230 до н.э. и 220 до н.э. для Атталуса I из Пергамона, чтобы праздновать победу его группы над галлами в Анатолии. Считается, что статуя была создана Эпигонусом, скульптором династии Атталид. Статуя изображает умирающего кельтского воина, лежащего на его упавшем щите рядом с его мечом.

Лаокоон и его сыновья
Статуя, в настоящее время расположенная в Ватиканском Музее в Риме, Лаокоон и его Сыновья, также известна, как Группа Лаокоона и была первоначально создана тремя великими греческими скульпторами из острова Родос, Агесендером, Полидорусом и Атенодоросом. Эта статуя в натуральную величину сделана из мрамора и изображает троянского священника по имени Лаокоон, вместе с его сыновьями Тимбрэусом и Антифантесом, задушенными морскими змеями.

Колосс Родосский
Статуя, изображающая греческого Титана по имени Гелиос, Колосс Родосский был сначала установлен в городе Родосе в период между 292 и 280 до н.э. Признанная сегодня, как одно из Семи Чудес Древнего Мира, статуя была построена, чтобы праздновать победу Родоса над правителем Кипра в течение 2-ого столетия. Известная, как одна из самых высоких статуй Древней Греции, оригинальная статуя была уничтожена землетрясением, которое поразило Родос в 226 до н.э.

Дискобол
Построенный одним из лучших скульпторов Древней Греции в течение 5-го столетия - Мироном, Дискобол был статуей, первоначально помещенной у входа на Стадион Панатинайкон в Афинах, Греция, где первое мероприятие Олимпийских Игр было проведено. Оригинальная статуя, сделанная из алебастрового камня, не переживала разрушение Греции и никогда не восстанавливалась.

Диадумен
Найденный у острова Тилос Диадумен - древняя греческая скульптура, которая была создана в течение 5-ого столетия. Оригинальная статуя, которая была восстановлена в Тилосе, в настоящее время входит в коллекции Национального Археологического Музея в Афинах.

Троянский конь
Сделанный из мрамора и покрытый специальным бронзовым напылением, троянский конь - Древняя греческая скульптура, которая была построена между 470 до н.э и 460 до н.э, чтобы представлять троянского коня в Илиаде Гомера. Оригинальный шедевр пережил опустошение Древней Греции и в настоящее время находится в Археологическом Музее Олимпии, Греция.

Учитывая, что скульптура - древнейший вид искусства, его связь с культом в древности неразрывна. Пожалуй, абсолютное большинство сохранившихся пластических изображений каменного века, так или иначе связаны с культом и могут быть названы "скульптурами богов". Позже, когда на смену анимизму пришел тотемизм, скульптурные изображения богов стали более четкими и выраженными.

Скульптурные изображения языческих богов чаще всего выполнены в камне или вырезаны из дерева. К сожалению, свидетельств языческой культуры на территории России осталось не так уж и много. Чаще всего в музеях нашей страны есть лишь отдельные экземпляры, сохранившиеся не слишком хорошо. Среди них особо ценен так называемый Большой Шигирский идол, изготовленный в 8 тысячелетии до нашей эры. Дата впечатляет, поскольку скульптура старше фигур египетских богов, а также скульптур из Месопотамии.


Скульптуры египетских богов известны всем по картинкам в школьных учебниках. Самые монументальные из них располагались некогда в храмах Луксора и Карнака, в скальных храмах долины Нила. полны самых разных статуэток и небольших скульптур Анубиса, Сета, Хора, Исиды, Осириса и т. д. Согласно египетской традиции все скульптуры изображены либо сидящими, либо делающие шаг вперед (шаг в вечность). Идеально симметричные лица, пропорции тел строго определены каноном. Огромные глаза (египтяне считали, что одна из человеческих душ живет именно в глазах) делают египетские скульптуры выразительными и одухотворенными.


Пожалуй, именно античная культура подарила мировой культуре самые высокохудожественные сакральные скульптуры. Стоит упомянуть два шедевра великого Фидия - скульптуры Афины Парфенос и Зевса Олимпийского. Вторая фигура сохранилась лишь в мраморных копиях, дающих представление только о внешнем виде скульптуры, лишенных былого величия и реалистичности. Оригиналы статуй Афины и Зевса были выполнены в сложной хризоэлефантинной технике (деревянная основа, покрытая тонкими золотыми пластинами (волосы, одежда и оружие) и тонкими пластинами из слоновой кости (обнаженные части тела)). Использование слоновой кости делало скульптуру необыкновенно реалистичной, передающей фактуру белой, полупрозрачной кожи теплых оттенков, а золотой блеск придавал величественность и ощущение безграничного могущества богов.

Скульптуры античных богов украшают . можно увидеть скульптуры Венеры и Ники. Обе скульптуры созданы во втором веке до нашей эры. Разные авторы, разные трактовки образов, разные подходы. Но общая гармония, пластичность и мастерство, делают эти скульптуры шедеврами древнего ваяния.

Интересна фигура отдыхающего Гермеса (Национальный музей Неаполя). Свободная, раскованная поза, умиротворение и отстраненность на лице. В фигуре нет ничего “божественного”, лишь крылатые сандалии указывают на то, что перед нами бог торговли, покровитель мошенников.


Археологический музей в Афинах по праву гордится уникальной бронзовой скульптурой Посейдона, прекрасно сохранившейся в море, близ мыса Артемисон. Для этого изображения, созданного в эпоху эллинизма, характерна энергия, внутреннее напряжение и динамика. Некоторая эмоциональность, присущая всем скульптурам эллинизма, делает памятник интересным для подробного изучения.


Скульптуры богов Древнего в плане эстетики и содержания фактически повторяют работы греческих мастеров. Единственная заслуга римлян в скульптуре - это реалистичность образов. Поскольку большинство императоров были обожествлены, то во многих скульптурах Марсов, Юпитеров и Нептунов можно узнать некоторых августейших правителей великой империи.

Парк Айвазовское, Парк "Парадиз" расположен на крутых склонах амфитеатра небольшой бухты в поселке Партенит между мысом Плака и мысом Тепелер. Набережная парка также украшена оригинальными скульптурами, как, например, скульптура "Дельфины"

Скульптура «Золотые кони»

Парк Айвазовское, Парк "Парадиз" расположен на крутых склонах амфитеатра небольшой бухты в поселке Партенит между мысом Плака и мысом Тепелер. Украшение парка - скульптура "Золотые кони", подаренная парку президентом Украины Л.Кучмой

Скульптура «Олень»

Парк Айвазовское, Парк "Парадиз" расположен на крутых склонах амфитеатра небольшой бухты в поселке Партенит между мысом Плака и мысом Тепелер. Парк украшен скульптурами, водопадами, экзотическими растениями. Особенно много встречается оленей

Скульптура "Посейдон"

Образ античного мира в парке "Айвазовское" подчеркнут малыми формами архитектуры (пергола, ротонда, садовая мебель и др.), средиземноморской растительностью, скульптурой богов, героев и муз, которые здесь размещены. Посейдон - в греческой мифологии - один из богов-олимпийцев, повелитель морей, управляющий ими с помощью трезубца сын Кроноса и Реи.

Скульптура "Фавн и нимфа"

Фавн и нимфа.

Нимфа купалась в пруду. Фавн ее там увидал. Думал: -Сейчас подойду…=))

"Если имею дар пророчества, и знаю все тайны,

и имею всякое познание и всю веру,

так что могу и горы переставлять,

а не имею любви - то я ничто"

Скульптура «Флора»

Парк Айвазовское, Парк "Парадиз" расположен на крутых склонах амфитеатра небольшой бухты в поселке Партенит между мысом Плака и мысом Тепелер. В саду «Весна» царствует богиня Флора. Садовник поливает незабудки у ног юной богини распускающихся цветов.

Бронзовая статуя была найдена в море у мыса Артемисий (о. Эвбея) в 1928 году. Вторая четверть V века до н. э. - один из интереснейших периодов в развитии греческого искусства. Это время напряженных поисков, время, когда мастера скульптуры овладевают приемами реалистического изображения человеческого тела, познают выразительные возможности движущейся фигуры. В активном движении раскрывается внутреннее состояние человека.

Подлинный шедевр греческой скульптуры - созданная в эту эпоху бронзовая статуя бога Посейдона, которую обнаружили на дне моря, у мыса Артемисион. Обнаженный бог моря с телом могучего атлета представлен в момент, когда он бросает свой трезубец в противника. Величественный размах рук и упругий сильный шаг передают властный порыв разгневанного бога. С большим мастерством скульптор показал живую игру напряженных мускулов. Скользящие блики светотени на зеленовато-золотистой поверхности бронзы подчеркивают крепкую лепку форм. Двухметровая фигура Посейдона поражает глаз безупречной красотой силуэта. Вдохновенное лицо бога кажется воплощением могучей морской стихии, струн воды как бы сбегают по прическе и бороде.

Статуя Посейдона - прекрасный образец высокого искусства бронзового. В V веке до н. э. бронза стала излюбенным материалом скульпторов, так как ее чеканные формы особенно хорошо передавали красоту и совершенство пропорций человеческого тела. В бронзе работали два крупнейших скульптора V века до н. э. - Мирон и Поликлет. Их статуи, прославленные в древности, до наших дней не сохранились. О них можно судить по мраморным копиям, выполненным римскими мастерами пятьсот лет спустя после создания оригиналов, в I-11 веках н. э.

Большинство туристов, отдыхающих в Афинах, стараются не упустить возможность совершить интереснейшую прогулку на автомобиле, который в Греции довольно просто можно взять в аренду, или на экскурсионном автобусе, к легендарному мысу Сунион. Этот мыс расположен в южной части Аттики и славится тем, что на нем находятся развалины некогда величественного Храма Посейдона. Сунион всегда был заселен рыбаками, которые, выходя в Эгейское море, никогда не оставались без улова. А как может быть иначе, ведь к ним был милостив сам морской владыка Посейдон, храм которого был возведен на высокой скале прямо у моря.

В настоящий момент дорога от Афин до мыса Сунион, благодаря развитой в Греции инфраструктуре туризма и развлечений, дает возможность путешественнику не только насладиться открывающимися живописными видами, но и передохнуть в пути на одном из великолепных греческих пляжей. Вдоль дороги довольно часто можно встретить различные рестораны и бары: это не просто придорожные забегаловки, в любом из них предлагается гостям солнечной страны все великолепие ее национальной кухни. Конечная точка пути - мыс Сунион и, конечно же, поражающие своими размерами, руины Храма Посейдона.

На юге Атики находится окутанный легендами мыс Сунион. Место это славится развалинами знаменитого храма Посейдона, который дарил рыбакам из ближайших деревень богатый улов. В благодарность они построили храм в честь могущественного Бога моря на вершине скалистого утеса, у самого берега Эгейского моря.

Добраться от Афин до мыса Сунион можно по хорошей дороге среди живописных холмов. В пути перед путешественниками будут открываться прекрасные пейзажи. Отдохнуть от долгого пути можно на пляже или наслаждаясь ароматными национальными блюдами в одном из ресторанов или кафетериев вдоль дороги. Конечным пунктом приятной поездки станут скалы мыса Сунион с удивительными развалинами храма Посейдона.

Легенды о Посейдоне

Согласно мифологии, Зевс с помощью братьев Аида и Посейдона убил своего отца, который самостоятельно повелевал всеми стихиями. После его смерти власть над морями и реками досталась Посейдону. Стоит отметить, что греки не представляли своей жизни без моря. По нему проходили многочисленные торговые пути, в нем рыбаки ловили рыбу, а ныряльщики добывали раковины и жемчуг.





Не удивительно, что после великого Зевса Посейдон был главным Богом древних греков. Перед выходом в море каждый рыбак и мореплаватель приносил дары Посейдону и просил его благосклонности. Иначе великий покровитель мог рассвирепеть и разбить вдребезги судно. Бог Посейдон был очень щедр, но и справедливо карал непочтительных.

Чтобы выказать свое благоговение, греки построили святилище Посейдона, а позднее, когда оно разрушилось, воздвигли прекрасный храм. Они верили, что это принесет благосклонность могучего божества. Ведь даже обладая огромным могуществом, боги отличались наличием человеческих эмоций и страстей. Они радовались подношениям и злились за невнимание, любили и свирепствовали. Поэтому алтари и храмы, где можно было задобрить бога, стали обязательными во времена античности.

Остатки Храма Посейдона

За несколько десятилетий до постройки храма, до 480 г. до н.э., вместо храма на скале находилось святилище Посейдона, в котором люди могли оставить подарки и попросить его покровительства. Однако всего через 10 лет после постройки, во время атак персов, святилище было разрушено.

Историки и археологи солидарны, что окончание строительства храма приходится на 440 гг. до н.э. Руководил им и проектировал здание архитектор, конструировавший святилища Гефеста (бога огня) и богини возмездия Немезиды. Документального подтверждения этим догадкам не найдено, но схожесть архитектуры позволяет строить такие предположения. В древности храм не пустовал. Его постоянно посещали рыбаки и мореплаватели вплоть до I в. н.э. При раскопках развалин археологи обнаружили огромную фигуру мужчины, а также несколько человеческих фигурок значительно меньшего размера. Сейчас они перевезены в столицу и выставлены на всеобщее обозрение в Музее археологии.

Храм Посейдона – величественное сооружение, оно простояло несколько веков, но время не щадит ничего. До нашего времени почти полностью сохранились лишь двенадцать огромных колон и небольшие остатки основания. Колоннада поражает своими размерами, при длине 31,12 м её ширина составляет 13,47 м. На архитравном перекрытии сохранились картины сражений между кентаврами и лапифами, а также Тесеем и быком. Кроме монументальных развалин туристы могут насладиться великолепными красотами Эгейского моря.

Альтернативная история храма

Среди историков есть те, кто не поддерживает общее мнение относительно постройки храма Посейдона. Пораженные размерами сооружения, они уверены, что храм воздвигли не древние греки, а атланты – жители легендарной Атлантиды. Ученые считают, что стиль архитектуры расходится с типичным для античных построек. Даже в работах Платона храм Посейдона описывается как величественное сооружение, которое способно сразить любого человека.

Вид на море с мыса Сунион

В украшении стен и потолка храма использовались слоновая кость, золотые и серебряные пластины. Во внутренней части был разбит сад с гигантскими деревьями. Периметр храма украшали множество золотых скульптур с ликами царствующих особ. В главном зале на огромной колеснице восседал Посейдон в окружении нимф с дельфинами. Историки сомневаются, что люди могли создать подобное строение и предполагают вмешательство атлантов.

Что надо знать туристу?

Кто хоть раз наслаждался видами со скал мыса Сунион, возвращается снова и рекомендует другим включить эту экскурсию в туристическую программу. Великолепные пейзажи и ошеломляющие колонны храма Посейдона на мысе Сунион просто завораживают. Руины доступны к посещению ежедневно с 8:30 до 20:00, с начала апреля и до октября.

За вход на территорию исторического памятника необходимо заплатить. Стоимость билета для взрослого составляет 4 евро. Граждане стран Евросоюза, которым не исполнилось 18 лет, могут любоваться красотами абсолютно бесплатно.