Цитатный образ ноздрева. Мертвые души характеристика образа ноздрев

  • 29.04.2019

Ноздрев – второстепенный герой в произведении Николая Васильевича Гоголя "Мёртвые души", а также третий помещик, у которого побывал Чичиков и купил мертвые души. Данного персонажа автор описывает как мужчину среднего роста с розовыми щеками, белыми зубами и чёрными бакенбардами. Выглядел он очень молодым, здоровым и энергичным.

Когда Ноздрев рассказывает Чичикову про своё возвращение с ярмарки, где он "продулся в пух". Из этого мы можем понять, что он – азартный человек. Причём, это можно сказать не только об играх, но и о том, что он даже врёт с азартом. Он настолько привык лгать, что давно уже перестал жить реальным миром, постоянно придумывая различные небылицы.

Когда в разговор вмешивается третье лицо – Мишуев, зять Ноздрева, он пытается всё время вернуть своего тестя с неба на землю. Но это совершенно бесполезно. Ноздрев врёт с вдохновением, и искренне веря в то, что сам говорит другим. Герой не хочет признавать то, что говорит лишь неправду, так как он очень упрям.

Во время разговоров, герой ведёт себя не очень прилично, он совершенно не имеет понятия об элементарных правилах этикета в обществе. Он постоянно всех перебивает, а себя же наоборот никому не даёт перебить. Кроме этого, Ноздрев очень вредный и из-за этого он всё время хочет, чтобы его реплика звучала последней в разговоре. Такое чувство, как будто никто не занимался воспитанием героя. Даже к самому Чичикову он обращался на "ты", тем самым, не имея понятия о вежливости.

Для Ноздрева вся его жизнь – сплошной праздник, который состоит из игр, охоты и пьяного разгула. Герой никогда не устает вести такой образ жизни, он быстро находит друзей, похожих на него, таких же не ценящих реальность людей.

Ноздрев весьма эмоционален. Мы можем понять это по эпитетам, которыми он говорит про своих друзей. Герой непредсказуем, поэтому хитрый Чичиков старается вести себя очень осторожно: для разговоров подбирает нужные слова или расхваливает пса, которого тот купил. В этом эпизоде Чичикову пригодилось умение приспосабливаться разными способами к людям: на грубость и фамильярность Ноздрева он отвечает с холодным спокойствием, терпя все его капризы. Но, к сожалению, Чичикову так и не удалось с ним договориться, ведь с непредсказуемым человеком очень сложно договориться.

С помощью этого героя Николай Васильевич хотел нам показать личность, для которой совершенно не важна реальность. Этот человек растрачивал всю свою накопленную энергию на всякие пустяки – игры, охоту и другие ненужные и неполезные для развития вещи. Но, тем не менее, автор с помощью разных незначительных мелочей смог подчеркнуть его индивидуальность.

Вариант 2

Николай Васильевич Гоголь создал действительно уникальное по своей сути произведение, обличающее все пороки помещиков 19 века. Поэма «Мертвые души» -- то самое произведение.

Одним из героев-помещиков является Ноздрев. Это человек, предпочитающий гулянки, ярмарки, балы и торжества. Герой является частым участником каких-то драк и конфликтов. Неудивительно, что встреча Чичикова и Ноздрева по поводу купли-продажи мертвых душ была назначена в трактире. В первый раз Ноздрев появляется на обеде у полицмейстера (1-ая глава).

Возраст Ноздрева равен тридцати пяти годам. Он много гуляет, пьет спиртные напитки и любит азартные игры. Ноздрева можно считать несуразным и никчемным хозяином своего имения, так как вся его голова забита лишь мыслями о трубках для курения и собаках. Помещик понятия не имеет о делах хозяйства и жизни ему подвластных крестьян. Зато Ноздрев содержит собственную большую псарню.

Ноздрев часто играет в карты, поэтому нередко остается вовсе без свободных денег и попадает в долги.

Что касается внешности Ноздрева, то выглядит он достаточно живо, молодо, свежо, прямо как «кровь с молоком». На голове он носит картуз. Волосы, бакенбарды и усы у него черные, щеки алые, румяные, а зубы белоснежные. Рост не низкий, но и не высокий.

Следует заметить, что Ноздрев человек невоспитанный, так как ко всем, даже к людям, что намного старше, чем сам, обращается фамильярно на «ты». Даже с Чичиковым он сразу вел себя как будто знаком с ним всю жизнь, «на короткую ногу».

Ноздрев является очень дрянным человеком. Для помещика характерно вранье, любовь посплетничать, оболгать кого-то. В свои тридцать с хвостом он по-прежнему ведет себя, как взбалмошный юноша. Поведение зрелого Ноздрева, подобно поведению его восемнадцатилетнего и двадцатипятилетнего. Остался таким же несерьезным и скандальным. Человека, как говорится, не изменишь.

Ноздрев простой, компанейский малый, разбитной. Такой тип людей в школе любят компании, но они часто могут попасть под раздачу во время драки.

Когда Ноздрев бывал на каком-то собрании или встрече, то она не могла закончиться без какой-то истории или передряги. Поэтому Николай Васильевич Гоголь называет этого помещика «историческим человеком».

Еще одно отрицательное качество героя – любительство насолить ближнему. Он мог испортить торжество дракой, прервать свадьбу, а также пустить про кого-нибудь сплетню, которая будет настоящей неправдой.

Помещик Ноздрев – разносторонне развитый человек во всех отношениях. Он при первой встрече может предложить сделку. Главное, чтобы с этого была большая выгода ему.

Сочинение на тему Ноздрёв (Мертвые души)

Ноздрёв - молодой и пышущий энергией мужчина, лет тридцати пяти. Как описывает автор, «человек темного и скромного происхождения». Свою действенность и предприимчивость Ноздрёв растрачивает на балах, кутежах и других увеселительных мероприятиях. В постоянных поисках эмоций и реализации своего темперамента, часто ввязывается в драки и диспуты.

Имея двоих детей, Ноздрёв никогда не занимался их воспитанием. Это характеризует его как безответственного человека. Факт наличия, но не за действенности, прослеживается не только в его семейных взаимоотношениях, но и в домашнем хозяйстве. Имея псарню и коллекцию оружия, он не прослыл охотником. Возможно, данное положение вещей продиктовано другой его чертой - хвастовством. Когда он рассказывал о своих владениях окружающим, у него в поголовье появлялись лошади с голубой или розовой шерстью. Просто для «красного словца» он рассказывает про заоблачную стоимость лошадей, собак и других обитателей поместья, которые у него обитают. Простые русские кинжалы в устах Ноздрёва превращались в дорогостоящие турецкие. Планирование не являлось характерной чертой героя. Он всегда делал все хаотично и импульсивно.

Он был «разбитным малым». Подружившись утром, уже вечером дружба могла быть закончена, увенчавшись дракой. Ноздрёв обожал играть в карты. И почти всегда он мошенничал. Мог пустить слух про своего товарища или даже расстроить свадьбу. Честное слово мало, что значило для разбитного помещика. Парадоксально, но губернское общество с терпимостью относилось ко всем его выходкам. И лишь, когда он перебарщивал в своих ухищрениях, его могли просто выгнать вон.

Гоголь очень наглядно описал гигантскую разницу между его внешним и внутренним миром. Ноздрёв обладал приятными внешними данными, был здоров и свеж. «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками...».Прослеживается образ русского богатыря. Но только лишь по внешним параметрам. Внутри у Ноздрёва преобладали наглость, дебоширство и бессмысленное хвастовство.

Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” - величайшее произведение мировой литературы. В омертвении душ персонажей - помещиков, чиновников, Чичикова - писатель усматривает трагическое омертвение человечества, унылое движение истории по замкнутому кругу.

Сюжет “Мертвых душ” (последовательность встреч Чичикова с помещиками) отражает представления Гоголя о возможных степенях деградации человека.“Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого”,- отмечал писатель. В самом деле, если Манилов еще сохраняет в себе некоторую привлекательность, то Плюшкин, замыкающий галерею помещиков-крепостников, уже открыто назван “прорехой на человечестве”.

Создавая образы Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина, писатель прибегает к общим приемам реалистической типизации (изображение деревни, господского дома, портрета хозяина, кабинета, разговора о городских чиновниках и мертвых душах). При необходимости дается и биография персонажа.

В образе Манилова запечатлен тип праздного, мечтателя, “романтического” бездельника. Хозяйство помещика находится в полном упадке. “Дом господский стоял на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается по дуть...” Ворует ключница, “глупо и без толку готовится на кухне”, “пусто в кладовой”, “нечистоплотны и пьяницы слуги”. А между тем воздвигнута “беседка с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: “Храм уединенного размышления”. Мечты Манилова вздорны и нелепы. “Иногда... говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост...” Гоголь показывает, что Манилов пошл и пуст, реальных духовных интересов у него нет. “В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года”. Пошлость семейной жизни (отношения с женой, воспитание Алкида и Фемистоклюса), приторная слащавость речи (“майский день”, “именины сердца”) подтверждают проницательность портретной характеристики персонажа. “В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: “Какой приятный и добрый человек!” В следующую минуту разговора ничего не скажешь, а в третью скажешь: “Черт знает что такое!” - и отойдешь подальше; если не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную”. Гоголь с потрясающей художественной силой показывает мертвенность Манилова, никчемность его жизни. За внешней привлекательностью скрывается духовная пустота.

Образ накопительницы Коробочки лишен уже тех “привлекательных” черт, которые отличают Манилова. И снова перед нами тип - “одна из тех матушек, небольших помещиц, которые... набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов”. Интересы Коробочки всецело сконцентрированы на хозяйстве. “Крепколобая” и “дубинноголовая” Настасья Петровна боится продешевить, продавая Чичикову “мертвые души”. Любопытна “немая сцена”,.которая возникает в этой главе. Аналогичные сцены находим почти во всех главах, показывающих заключение сделки Чичикова с очередным помещиком. Это особый художественный прием, своеобразная временная остановка действия, позволяющая с особой выпуклостью показать духовную пустоту Павла Ивановича и его собеседников. В финале третьей главы Гоголь говорит о типичности образа Коробочки, о незначительной разнице между ней и иной аристократической дамой.

Галерею мертвых душ продолжает в поэме Ноздрев. Как и другие помещики, он внутренне пуст, возраст не касается его: “Ноздрев в тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был в осьмнадцать и двадцать: охотник погулять”. Портрет лихого кутилы сатиричен и саркастичен одновременно. “Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками... Здоровье, казалось, так и прыскало с лица его”. Впрочем, Чичиков замечает, что один бакенбард был у Ноздрева меньше и не так густ, как другой (результат очередной драки). Страсть к вранью и карточной игре во многом объясняет то, что ни на одном собрании, где присутствовал Ноздрев, не обходилось без “истории”. Жизнь помещика абсолютно бездуховна. В кабинете “не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабля и два ружья...” Разумеется, хозяйство Ноздрева развалено. Даже обед состоит из блюд, которые пригорели или, напротив, не сварились.

Попытка Чичикова купить мертвые души у Ноздрева - роковая ошибка. Именно Ноздрев разбалтывает на балу у губернатора тайну. Приезд в город Коробочки, пожелавшей узнать, “почем ходят мертвые души”, подтверждает слова лихого “говоруна”.

Образ Ноздрева не менее типичен, чем образ Манилова или Коробочки. Гоголь пишет: “Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане; но легкомысленно непроницательны люди, и человек в другом кафтане кажется им другим человеком”.

Перечисленные выше приемы типизации используются Гоголем и для художественного восприятия образа Собакевича. Описания деревни и хозяйства помещика свидетельствуют об определенном достатке. “Двор окружен был крепкою и непомерно толстою деревянной решеткой. Помещик, казалось, хлопотал много о прочности... Деревенские избы мужиков тоже срублены были на диво... все было пригнано плотно и как следует”.

Описывая внешность Собакевича, Гоголь прибегает к зоологическому уподоблению: сравнивает помещика с медведем. Собакевич - чревоугодник. В своих суждениях о еде он поднимается до своеобразной “гастрономической” патетики: “У меня когда свинина - всю свинью давай на стол, баранина - всего барана тащи, гусь - всего гуся!” Впрочем, Собакевичу (этим он отличается от Плюшкина и большинства.других помещиков) присуща некоторая хозяйственная жилка: он не разоряет собственных крепостных, добивается известного порядка в хозяйстве, выгодно продает Чичикову мертвые души, отлично знает деловые и человеческие качества своих крестьян.

Предельная степень человеческого падения запечатлена Гоголем в образе богатейшего помещика губернии (более тысячи крепостных) Плюшкина. Биография персонажа позволяет проследить путь от “бережливого” хозяина к полусумасшедшему скряге. “А ведь было время, когда он... был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать... навстречу выходили две миловидные дочки... выбегал сын... Сам хозяин являлся к столу в сюртуке... Но добрая хозяйка умерла, часть ключей, а с ними мелких забот перешла к нему. Плюшкин стал беспокойнее и, как все вдовцы, подозрительнее и скупее”. Вскоре семья полностью распадается, и в Плюшкине развиваются невиданные мелочность и подозрительность. “... Сам он обратился наконец в какую-то прореху на человечестве”. Итак, отнюдь не социальные условия привели помещика к последнему рубежу нравственного падения. Перед нами трагедия (именно трагедия!) одиночества, перерастающая в кошмарную картину одинокой старости.

В деревне Плюшкина Чичиков замечает “какую-то особенную ветхость”. Войдя в дом, Чичиков видит странное нагромождение мебели и какого-то уличного хлама. Плюшкин живет хуже, чем “последний пастух Собакевича”, хотя он не беден. Предостерегающе звучат слова Гоголя: “И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться!.. Все может статься с человеком”.

Таким образом, помещиков в “Мертвых душах” объединяют общие черты: праздность, пошлость, духовная пустота. Однако Гоголь не был бы великим писателем, если бы ограничился лишь “социальным” объяснением причин духовной несостоятельности персонажей. Он действительно создает “типические характеры в типических обстоятельствах”, но “обстоятельства” могут заключаться и в условиях внутренней, психической жизни человека. Повторяю, что падение Плюшкина не связано прямо с его положением помещика. Разве потеря семьи не может сломить даже самого сильного человека, представителя любого класса или сословия?! Словом, реализм Гоголя включает в себя и глубочайший психологизм. Этим-то поэма и интересна современному читателю.

Миру мертвых душ противопоставлена в произведении неискоренимая вера в “таинственный” русский народ, в его неисчерпаемый нравственный потенциал. В финале поэмы возникает образ бесконечной дороги и несущейся вперед птицы-тройки. В ее неукротимом движении писатель видит великое предназначение России, духовное воскресение человечества.


Самым ярким персонажем в галерее помещиков, с которыми знакомится Чичиков, можно считать Ноздрева.

Образ и характеристика Ноздрева в поэме «Мертвые души» позволяют представить тех помещиков, которые вели разгульный образ жизни.

Внешность героя

Ноздрев – свежий молодец 35 лет. Автор описывает внешность так, как будто любуется помещиком. Но оказывается впоследствии, что только внешний вид останется в персонаже поэмы положительным. Все остальное далеко от идеала. Какие черты привлекают в помещике:

  • чернявый;
  • густые волосы;
  • недурное сложение;
  • полные щеки с румянцем;
  • белые, как снег, зубы;
  • черные, как смоль, усы-бакенбарды.
Автор пишет, что пышные бакенбарды отрастали быстро, после очередной драки и таскания помещика за волосы, они наутро цвели своей густотой, казались лучше прежних.

Ноздреву дан яркий эпитет - кровь с молоком. Здоровье «прыскало с лица его». Лицо удалое, открытое и прямое. Он небрежен в одежде и в поведении, но привлекателен и заметен в любом обществе.

Лицо помещика сразу становится знакомым. Создается впечатление, что его уже когда-то встречал, где-то видел.

Характер персонажа

Герой поэмы сразу сходится с человеком на «ты». Он не принимает ранги, чины. Для него одинаково равны полицейский и прокурор. Для такого уровня общения никто не подает повода, но и оспаривать не хочется, понимая, что можно вызвать злость и споры. Любому легче уступить, чем начать пререкаться. Автор дает такие отрицательные характеристики персонажу:
  • Дрянь;
  • Сплетник;
  • Лгун;
  • Говорун;
  • Кутила;
  • Лихач.
Ноздрев не понимает ценности дружбы. Он быстро сходится, получает тумака, забывает и снова общается как с лучшим другом. Молодец обладает даром «унюхать» предстоящее мероприятие за несколько сот верст. Он является туда, где его не ждут. Вносит «сумятицу». Решительность характера имела особенность. Помещик никогда не сомневался в своих действиях. Он не мог быть робким и неуверенным. Врал не задумываясь. Ложь не имела границ: у лошадей голубая или розовая шерсть, покупка земли соседних имений.

Личность Ноздрева

О помещике никто не отзывается лестно. Чаще можно услышать только негативные характеристики:

«…родного отца хотел продать…»;
«…родного отца хотел…проиграть в карты…»;
«… Экой скверный барин!».


Помещик не задумывается, как провести день, чем заняться. Он совершает поступки спонтанно, в одну секунду может решиться поехать неизвестно куда.

Ноздрев имел странную страсть гадить ближнему. Причем, чем ближе он начинал общаться с человеком, тем хуже старался ему сделать. Он сочинял небылицы, мешал торговым сделкам, расстраивал свадьбы. Помещик не смог сохранить семью. Его безудержный характер привел к тому, что жена быстро умерла, как живут его дети неизвестно. Есть только сведения о няньке, которой Ноздрев возит с ярмарок подарки.

«Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами…».

Классик видит их под разными одеждами, в любом обществе.

Интересы помещика

Ноздрев не меняет своих интересов. Чем увлекался в 17-18 лет, те же предпочтения остались в 35. Он любит покутить, погулять и порезвиться.

Какие увлечения имеет Помещик:

Игра в карты. Ноздрев не придерживается правил. Для него в игре главное обмануть и выиграть любым способом, чаще нечестным. Он знает множество «грязных» способов игры. Завершением обманных действий Ноздрева были: «поколачивание его сапогами», подергивание его за густые бакенбарды.

Попойки. Ноздрев пьет много, он может это делать без закуски. В пьяном виде помещик смешон и опасен: он смеется без причины, врет самым жестоким образом, лезет в драку. Помещик, находясь чаще в пьяном виде, «…нес полу трезвую речь…». Даже в обычные напитки (чай) он добавлял алкоголя.

Раскладывание карт. Ноздрев мог находиться в квартире две недели без выхода на улицу. Он получал обед в окно, позеленел и исхудал. В чем заключалось его занятие. Он подбирал карты одной талии, с меткой, которая могла помочь ему в игре.

Обмен. Помещик готов обменяться всем: ружье, собака, лошадь. Смысла в обмене не было. Выиграв на ярмарке, Ноздрев быстро накупает всякой ерунды бездумно, берет все, чтобы потом обменять на еще большую нелепость. Проиграть может даже повозку «с коляской и кучером». Домой добирается с каким-нибудь знакомым или приятелем.

Общение с Чичиковым

Павел Иванович удивился обеду у буйного хозяина. Еда не имела смысла у помещика, поэтому все было пригоревшее, недоваренное. Понять, как готовилось блюдо, было сложно. Казалось, повар укладывал в кастрюлю все, что было под рукой. Основное требование обеда – быть горячим. Ноздрев налегает на вина. Они были все разные, просто появлялись на столе и разливались по стаканам: портвейн, го-сотерн, мадера. Но Чичикову показалось, что бутылки были одинаковые, только названия разные. Вкус напитков не соответствовал.

Прислуга не обращала внимания на оформление стола, посуду и чистоту. Все стояло без определенного порядка, как и сам хозяин.

Ноздрев – третий помещик, у которого Чичиков пытается купить мертвые души. Это молодцеватый 35-летний «говорун, кутила, лихач». Н. непрерывно врет, задирает всех без разбору; он очень азартен, готов «нагадить» лучшему другу без какой-либо цели. Все поведение Н. объясняется его главенствующим качеством: «юркостью и бойкостью характера», т.е. безудержностью, граничащим с беспамятством. Н. ничего не задумывает и не планирует; он просто ни в чем не знает меры. На пути к Собакевичу, в трактире, Н. перехватывает Чичикова и везет к себе в имение. Там он насмерть ссорится с Чичиковым: тот не согласен играть в карты на мертвых душ, а также не хочет купить жеребца «арабских кровей» и получить души в придачу. Наутро, забыв обо всех обидах, Н. уговаривает Чичикова сыграть с ним в шашки на мертвые души. Уличенный в жульничестве, Н. приказывает избить Чичикова, и только появление капитан-исправника успокаивает его. Именно Н. едва не погубит Чичикова. Столкнувшись с ним на балу, Н. кричит во всеуслышание: «он торгует мертвыми душами!», чем порождает массу самых невероятных слухов. Когда же чиновники призывают Н., чтобы разобраться во всем, герой подтверждает все слухи сразу, не смущаясь их противоречивостью. Позже он приезжает к Чичикову и сам рассказывает обо всех этих слухах. Моментально забыв о нанесенной им обиде, он искренно предлагает помочь Чичикову увезти губернаторскую дочку. Домашняя обстановка в полной мере отражает сумбурный характер Н. Дома у него все бестолково: посередине столовой стоят козлы, в кабинете нет книг и бумаг и т. д. Можно сказать, что безграничная ложь Н. – это оборотная сторона русской удали, которой Н. наделен в избытке. Н. не до конца пуст, просто его безудержная энергия не находит себе должного применения. С Н. в поэме начинается череда героев, сохранивших в себе что-то живое. Поэтому в «иерархии» героев он занимает сравнительно высокое – третье – место.

Посещение Ноздрева Чичиковым.

Чичиков встретился с Ноздревым в трактире. Ноздрев стал приглашать Ч. к себе домой, тот отпирался, но вскоре согласился.

Вошедши в дом, Ч. заметил, что гостей тут не ждали.

Потом Н. повел Ч-ва в свой кабинет. В кабинете Ч. увидел на стене сабли, ружья. Это свидетельствует о том, что в этой комнате Н. никогда не занимался делами. Скорее, это была еще одна комната отдыха.

Ч. также понял, что и обед для Н-ва был не самым главным в жизни: "Что-то подгорело, что-то пересолено".

Н. также показал Ч-ву свое хозяйство. Это были собаки, к которым Н. испытывал страсть, и кони.

Ч. начинает разговор о мертвых душах. Но если Манилов и Коробочка были весьма удивлены, когда Ч. просил их продать души, то Н. отреагировал иначе. Он воспринял эту ситуацию как шанс очередного обмена, а Н. любил обмениваться вещами. он долго упрашивал Ч-ва купить то коней, то шарманку. В итоге Ч. согласился сыграть с ним в шашки, но эта игра так и не окончилась.

История с Н-вым закончилась тем, что Ч-ву пришлось сбегать из его дома, т. к. его (Ч-ва) чуть не побили.

Ноздрев - разбитной, легкомысленный человек. Он легко проигрывает в карты.

Этот человек легко может предать, ему неизвестно такое понятие, как крепкая дружба.

У него есть двое детей, которых он вообще никак не воспитывает. Это говорит о его безответственности.

Ноздрев - мастер "лить пули". Он лгун, но он лгун по принуждению. Он сознательно навязывает одну ложь на другую. Возможно, таким образом он пытается привлечь внимание к своей персоне.

Ноздрев любит хвастаться и преувеличивать. Он чуть ли не клялся Ч-ву, что в своем пруду ловил огромную рыбу.

Общество губернского города относилось к Ноздреву и его выходкам с неким равнодушием. Но и без Ноздрева они тоже не могли. Ведь жители города зовут именно Ноздрева, когда хотят узнать, кто же такой Ч. на самом деле.

Представляет собой в «Мертвых душах» Ноздрев. Насколько Манилов – натура в себя углубленная, живущая в своем собственном мире, настолько Ноздрев – натура общественная, человек, не имеющий никакого собственного мира. Это – общественный паразит, который не может существовать без людей. Хозяин он никуда не годный, семьянин – тоже. Ноздрев – картежник-шулер, барышник, собутыльник, словом, он живет только в «обществе», – чем больше народу, тем он чувствует себя лучше, тем откровеннее раскрывает он себя. Это – лгун и хвастун по профессии, крайняя степень Хлестакова , который врет только тогда, когда разыграется его фантазия. В противоположность ему, Ноздрев врет всегда, – и пьяный, и трезвый, когда это ему нужно и когда не надо, – врет, не разбирая, верят ему, или нет. Это – человек «изолгавшийся». (См. текст описания Ноздрева в «Мертвых душах» , описание его поместья и интерьера дома .)

Легкость в мыслях у Ноздрева необыкновенная, такая же, как у Хлестакова, – оттого мысль у него скачет непоследовательно, одна фраза часто логически не связывается с другой (ср. рассказ его об ярмарочных развлечениях). Жизнерадостный, суетливый, он всегда доволен жизнью. Самолюбия у Ноздрева нет, оскорблений он не боится, и поэтому, взбалмошный и задорный, он легко наносит оскорбления другим, не разбирая людей, не задумываясь о будущем. С людьми Ноздрев совершенно не считается, ни под кого не подлаживается и во всех видит только себя – то есть бесшабашного гуляку, добродушного, беззаботного плута, для которого суета и плутовство не есть средство удовлетворить корыстолюбие, а просто возможность наполнить чем-нибудь свою беспокойную жизнь, – средство занять чем-нибудь праздные силы своей пошлой, но сильной натуры. Жажда жизни, деятельности, неразумно направленная, и создает из этого героя «Мертвых душ» беспокойного человека, «истерического человека», скандалиста, который готов «нагадить» всякому, не по злобе, а вследствие «неугомонной юркости и бойкости характера».

Герой «Мертвых душ» Ноздрев. Художник М. Далькевич

Ноздрев – натура стихийная, – он не волен в своих поступках, в своих словах. Его моральное безволие удивительно сочетается у него с наличностью энергии (он может на неделю запереться в доме для подбирания карт), с решительностью и настойчивостью. В лице Ноздева Гоголь вывел в «Мертвых душах» сильного, но пошлого человека, в жизни которого нет никакой цели и смысла: он предприимчив, как Чичиков , но его предприимчивость бесцельна, бессмысленна, а потому и все существование его – безнадежная глупость. Ноздрева Гоголь не выбрал бы в герои возрождения.