Картотека дидактических игр по декоративному рисованию. Картотека дидактических игр по изо в старшей группе

  • 29.04.2019

Дидактические игры для уроков изобразительного искусства.

Тема: ПЕЙЗАЖ

1. Из чего состоит пейзаж? (игра с картинками)

Цель: закрепить знания о жанре пейзажа, его отличительных и составных особенностях и частях. Отбирать только те картинки, на которых изображены элементы присущие жанру пейзажа, обосновать свой выбор.

Материал: картинки с изображением элементов живой и неживой природы, предметные. Можно использовать открытки.

























2. Собери пейзаж.

Цель: закрепить знания о составных элементах пейзажа, о признаках времен года.

По собственному замыслу составить композицию по задуманному сюжету (осенний, летний, весенний, зимний)

Материал: цветные изображения деревьев, цветов, трав, гор, озер, и.т. д, отражающие сезонные изменения в природе.

1. облако, туча, с которой идет дождь, цветы, грибы, кустарник, береза, елка, рябина, кузнечик, бабочка.

2. зеленая трава, облако, из которого идет снег, лист клена (желтый) рябины, желтая трава, сугробы, болото, солнце, река покрытая льдом, радуга.

3. Жанр живописи.

Цель: закрепить знания об изображении пейзажа, его признаках. Найти его среди других жанров и обосновать свой выбор, составить описательный рассказ, характеризующий выбранный пейзаж.

Материал: репродукции картин по разным жанрам (портрет, натюрморт, пейзаж).

Найди жанр живописи.

Пейзаж натюрморт портрет


4. Времена года.

Цель: закрепить знания детей о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года. Выбрать цветные карточки, присущие осени, лету, весне, зиме.

Закрепить знания о классификации цвета: теплые и холодные, легкие и тяжелые.

Материал: разнообразные карточки со всевозможными оттенками теплых и холодных цветов. Используйте в игре художественные тексты о временах года.

Четверо художников,

Столько же картин

Белой краской выкрасил

Все подряд один.

Лес и поле белые,

Белые луга.

У осин заснеженных

Ветки, как рога…. (зима)

У второго-синие

Небо и ручьи.

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

На снегу прозрачные

Льдинки-кружева.

Первые проталинки,

Первая трава… (весна)

На картине третьего

Красок и не счесть:

Желтая, зеленая,

Голубая есть…

Лес и поле в зелени,

Синяя река,

Белые, пушистые

В небе облака (лето)

А четвертый золотом

Расписал сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды

Всюду бусы-ягоды

Зреют по лесам.

Кто же те художники?

Догадайся сам! (осень)

В первом ряду нарисованы картинки (времена года), во втором ряду находятся цвета в неправильном порядке.

Расставить стрелками, к каким картинкам соответствуют цвета. Нарисовать любые цвета.

Лето


Осень


Зима

Весна

5. Части суток.

Цель: определить, к какой части суток (утро, день, вечер, ночь) относятся предложенные пейзажи. Обосновать свой выбор коротким описательным рассказом. Выбрать цветную карточку. С которой ассоциируется та или иная часть суток.

Материал: репродукции с пейзажами, которые ярко выражают части суток. Цветные карточки (розовых, желтых, голубых, сиреневых, синих оттенков)

Используйте в игре художественные тексты о частях суток.

Утро.

Весенний лес хранит в секрете,

Что он увидел на рассвете,

Как ландыш держит на весу

В стеклянных чашечках росу.

День.

День работал целый день

Переделал много дел;

И жалел под вечер,

Что заняться нечем.

Вечер.

Постукивает поезд вдалеке,

Плеснула рыба в розовой реке,

Присело солнце за притихший лес…

День погрустил немного и исчез.

Ночь.

Звезд полно- и в небе, и в воде.

На земле- ни огонька нигде.

Звери и букашки спать легли.

Тишина от неба до земли.

Утро


День

Вечер

Ночь

6. Перспектива

Цель: закрепить знания о перспективе, линии горизонта, удаленности и приближении предметов. Переднем и заднем плане картины.

Материал: картинная плоскость с изображением неба и земли и четкой линией горизонта. Силуэты деревьев, домов, облаков, гор разной величины (маленькие, средние, большие)


7. Жанр пейзажа.

Аппликация. «За горами, за долами, за дремучими лесами»

Цель: закрепить знания детей о жанре пейзажа, особенностях изображения, обратить внимание на перспективу, задний и передний план. Рассмотреть ряд репродукций с изображением гор, долин, обратить внимание на удаленные и приближенные объекты, на цветовую гамму картин.

Предложить вырезать из цветной бумаги холмы трех размеров: большие, средние, маленькие. Большими выложить передний план, средними-средний, маленькими-задний план. На переднем плане вырезать большие деревья, цветы, на заднем-маленькие силуэты.

Материал: цветная бумага разных оттенков.


Художественное слово к жанру пейзажа.

Пейзаж.

Если видишь на картине,

Нарисована река,

Живописные долины

И дремучие леса,

Белокурые березки

Или старый крепкий дуб,

Или вьюга, или ливень,

Или солнечный денек.

Нарисованным быть может

Или север, или юг.

И любое время года

Мы в картине разглядим.

Не задумываясь, скажем:

Называется пейзажем!

Загадки.

1. Он летает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

Он на солнышке румяный,

Под луною голубой.

Он за ворот и в карманы

Залетает нам с тобой.

Он и белый, и мохнатый,

И пушистый, как медведь.

Раскидай его лопатой,

Назови его теперь! (снег)

2. Зимнее стекло

Весною потекло (лед)

3. Не снег и не лед,

А серебром деревья уберет. (иней)

4. Рассыпала Лукерья

Серебряные перья,

Закрутила, замела.

Стала улица бела… (метель)

5. Виден край,

Да не дойдешь…(горизонт)

6. От кого, мои друзья,

Убежать никак нельзя?

Неотвязно в ясный день

Рядом снами бродит…. (тень)

7. Шагаешь - впереди лежит,

Оглянешься-домой бежит. (дорога)

8. Пробегает рощу-

Моет и полощет,

Пробежала вдоль лужка-

Искупалапастушка. (река)

9. В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка. (ручей)

10. Два братца

В воду глядятся,

Век не сойдутся. (берега)

11. Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои примеряя косынки.

Глядятся в него молодые березки,

Свои перед ним поправляя прически,

И месяц, и звезды-

В нем все отражается.

Как это зеркало называется? (пруд, озеро)

12. Крашеное коромысло

Над рекой повисло. (радуга)

13. Неизвестно, где живет.

Налетит – деревья гнет.

Засвистит – по речке дрожь.

Озорник, а не уймешь. (ветер)

14. Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе. (облака)

15. Поглядите, поглядите-

Потянулись с неба нити!

Что за тоненькая нить

Землю с небом хочет сшить? (дождь)

16. Большой подсолнух в небе,

Цветет он много лет,

Цветет зимой и летом,

А семечек все нет. (солнце)

17. У бабушки над избушкой

Висит хлеба краюшка.

Собаки лают, достать не могут. (месяц)

18. Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват,

А порой такой красивый-

Кружевной и синий-синий! (небо)

19. Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем. (лес)

Картотека дидактических игр

по ИЗО в детском саду

Д/И «Большой – маленький»

Цель. Развивать умение видеть красоту природы, анализируя природные объекты и выделяя их свойства 9 величину). Учить сравнивать изображения.

Задание. Карточки с изображением больших и маленьких предметов (рыбы, цветы, листья и т.д.) игра может напоминать лото: на карточках больших слева – два объекта (большой и маленький, справа – две пустые клетки такого же размера, маленькие карточки с теми же изображениями).

Д/И «На что похоже?»

Цель. Развивать сенсорные операции, художественно – творческие способности.

Задание. На столе выкладываются несколько овощей и фруктов. Ребёнок называет свойства одного из них, а потом говорит, на что он похож или что на него похоже. Найти.

Д/И « Вершки – корешки»

Цель. Обогащать сенсорный опыт, учить анализировать изображение растения, выделяя его части, развивать умения сравнивать, учить составлять изображе6нпия из двух частей, образующих единое целое, закреплять названия растений, развивать чувство формы, цвета.

Задание. Сложить карточку из двух частей по принципу «вершки – корешки».

Д/И «Ягоды, овощи, фрукты»

Цель. Развивать умение анализировать, сравнивать (такой же), учить классифицировать (подбери все овощи, фрукты, ягоды по цвету), выкладывать ряды, состоящие из одинаковых изображений.

Д/И «Разрезные картинки»

Цель. Учить действиям анализа и синтеза, умение выделять части целого и из частей составлять целое, учить правильно называть получившееся изображение, развивать чувство формы, пропорции, детали.

Д/И «На лугу (в поле, в лесу и т.д.) расцвели красивые цветы»

Цель. Развивать восприятие цветов и оттенков, умение подбирать по цвету:

На лугу расцвели цветы тёплой цветовой гаммы;

-……холодной…….

-……разные…….

Д/И «Тёплый – холодный»

Цель.

Задание два листа, в середине одного круг красного цвета (тёплый), в середине другого круг синего цвета (холодный). Детям предлагаются разложить карточки – картинки, которые соответствуют цвету круга на листах.

Д/И «Подбери наряд»

Цель. Учить различать тёплые и холодные тона, формировать умение подбирать наряд для сказочных персонажей, развивать творческое воображение, чувство вкуса, речь.

Материал. Куклы; Снежная Королева. Огневушка –Поскакушка набор нарядов в определённой гамме.

Задание. Рассмотреть таблицы холодных и тёплых тонов.

Кому подходит наряд из холодных тканей и каких?

Кому можно сшить наряд из тёплых тонов?

Какой наряд подходит для Снежной Королевы?

Нарядите куколку.

Что случится, если мы перепутаем наряд?

Варианты вопросов можно менять.

Д/И «Подбери цвет сказочным героям»

Цель: учить выбирать цветовую гамму для отображения понятий добро и зло. Развивать творчество и фантазию.

Материал. Силуэты сказочных противоположных персонажей. (Баба Яга и Василиса. Квадраты и треугольники из цветной бумаги различной цветовой гаммы.

Задание. Разложить в разные стороны: для Бабы Яги квадраты, Василисы треугольники. Выбирая определённую цветовую гамму, учитывая характер того или иного персонажа.

Баба Яга. Какая она? Во что одета? Где живёт? Чем занимается?

Василиса. Какая она? Во что одета? И т.д.

Д/И «Дорисуй животных»

Цель: отработка технических навыков рисования животных.

Материал. Листы с нарисованными геометрическими формами и линиями. Используйте за основу геометрические формы: овал, прямоугольник, круг, трапецию и т.д.

Линии: прямую, волнистую, замкнутую ит.д.

Задание. На первом этапе можно дать образцы, рисунки животных.

На 2 этапе рисунки должны выполняться по замыслу ребёнка.

Д/И «Цветное чаепитие у Маши и Даши»

Куклы приглашают подружек на чай. Помоги им сервировать стол. Посмотри: посуды много, а кукол две. Значит, всю посуду нужно и разделить поровну на два сервиза. Но не просто так: это Маше, это Даше. Давай подумаем вместе, как разделить лучше посуду.

Посуда одинаковая по цвету?

А какого цвета одежда у кукол?

Какая посуда подходит к кукле с красным бантиком?

А какую посуду можно отобрать для куклы в синем?

Назови, что каждая из кукол поставит на стол для своих гостей.

Д/И «Шарфики и шапочки»

Эти мишки собрались на прогулку. Шарфики они уже завязали, а шапочки перепутали. Помоги им разобраться, где и чья шапочка.

Как же это узнать? Подсказка – посмотри на шарфики.

Назови цвета шапочек по порядку - сверху вниз,а теперь наоборот - снизу вверх.

Вспомни, каким цветом твоя шапочка?

Посмотри на мишек и скажи, по цвету они одинаковые или разные?

(это разные оттенки коричневого цвета)

Какой мишка тебе нравится больше всех?

Дидактические игры на занятиях по изодеятельности в детском саду»

Иногда объяснить ребенку какой-то материал бывает очень сложно. И конечно еще сложнее объяснить его так чтобы он его запомнил. И здесь на помощь воспитателю приходят дидактические игры. Они применяются в образовательном процессе с самого начала обучения ребенка рисованию. Я предлагаю вашему вниманию примеры таких игр, которые я использую в своей работе.

1. Игра «Цветные корзинки»

Первая игра используется с самыми маленькими детьми и называется "Цветные корзинки".
Цель игры: игра направлена изучение цветов детьми 2,5-3,5 лет, запоминание названий основных цветов, развитие речевых навыков дошкольников, развитие наблюдательности, памяти.
Ход игры: детям предлагается собрать в корзинки перепутанные предметы, ребенок тянет любую карточку, но положить ее он должен в корзинку того же цвета, при этом громко назвать цвет и предмет который он выбрал.

2. Игра «Морское дно»

Цель игры: развитие навыков художественной композиции, развитие речи, логического мышления, памяти.

Очень распространенная игра, которую можно использовать не только на изодеятельности, но и в других образовательных областях. Детям демонстрируется морское дно (пустое), и нужно сказать, что все морские жители захотели поиграть с нами в "Прятки", а чтобы их найти нужно отгадать про них загадки. Тот кто угадал, вешает жителя на фон. Получается законченная композиция. Воспитатель мотивирует детей к изобразительной деятельности. (Хорошо использовать со средней и старшей группами). Таким же образом можно изучать с детьми и другие темы сюжетных композиций: «Летний лужок», «Лесные жители», «Осенний урожай», «Натюрморт с чаем» и т.п. Можно пригласить к доске несколько детей и попросить их составить разные композиции из одних и тех же предметов. Данная игра развивает сообразительность, реакцию, композиционное видение.


3. Игра «Кони расписные»

При закреплении знаний народных росписей или при проведение мониторинга в старшей и подготовительной группах можно использовать вот такую не сложную игру.
Цель: закрепление знаний основных мотивов русских народных росписей («Гжель», «Городец», «Филимоново», «Дымка»), закреплять умения отличать их среди других, правильно называть, развивать чувство колорита.
Ход игры: ребенку, необходимо определить на какой полянке будет пастись каждая из лошадок, и назвать вид прикладного творчества, по мотивам которого они расписаны.

4. Игра «Волшебный пейзаж»

Одна из наиболее сложных тем это конечно изучение перспективы в пейзаже - далекие предметы кажутся меньше, ближние больше. Для этого тоже удобнее использовать игру.
Цель игры: учить детей видеть и передавать в рисунках свойства пространственной перспективы, развивать глазомер, память, композиционные навыки.
Ход игры: Ребенку необходимо расставить в кармашки деревья и домики по размеру, в соответствии с их перспективной удаленностью. (подготовительная группа).


5

Игра «Собери пейзаж»

На примере пейзажа также удобно развивать и чувство композиции, знания явлений окружающей природы. Для этого удобно использовать данную дидактическую игру.
Цель игры: формировать навыки композиционного мышления, закреплять знания сезонных изменений в природе, закреплять знание понятия «пейзаж», развивать наблюдательность, память.
Ход игры: ребенку предлагается из набора печатных картинок составить пейзаж определенного сезона (зима, весна, осень или зима), ребенок должен подобрать предметы, соответствующие именно этому времени года, и при помощи своих знаний построить правильную композицию.



6.Игра «Разложи и сосчитай матрешек»

Цель игры: закреплять знания о русской матрешке, развивать умения отличать этот вид творчества от других, развивать навыки порядкового счета, глазомер, скорость реакции.
Ход игры: На доске висят листочки с нарисованными силуэтами матрешек, вызываются три ребенка и они на скорость должны разложить матрешек по ячейкам и сосчитать их.


7. Игра «Матрёшкин сарафан»

Цель игры: развивать композиционные навыки, закреплять знания детей об основных элементах росписи русской матрешки, закреплять знания и русской национальной одежде.
Ход игры: На доске нарисованные силуэты трех матрешек, воспитатель вызывает трех детей по очереди, они на выбор одевают каждый свою матрешку.


Каждую из этих игр можно нарисовать самим или изготовить при помощи компьютера и цветного принтера.


Дидактические игры для дошкольников

Дидактические игры на занятиях по изодеятельности в детском саду»

Матвеева Евгения Александровна, воспитатель МДОУ – детский сад №16 «Малышок», г. Серпухов, М.О.

Иногда объяснить ребенку какой-то материал бывает очень сложно. И конечно еще сложнее объяснить его так чтобы он его запомнил. И здесь на помощь воспитателю приходят дидактические игры. Они применяются в образовательном процессе с самого начала обучения ребенка рисованию. Я предлагаю вашему вниманию примеры таких игр, которые я использую в своей работе.

1. Игра «Цветные корзинки»

Первая игра используется с самыми маленькими детьми и называется "Цветные корзинки".
Цель игры: игра направлена изучение цветов детьми 2,5-3,5 лет, запоминание названий основных цветов, развитие речевых навыков дошкольников, развитие наблюдательности, памяти.
Ход игры: детям предлагается собрать в корзинки перепутанные предметы, ребенок тянет любую карточку, но положить ее он должен в корзинку того же цвета, при этом громко назвать цвет и предмет который он выбрал.

2. Игра «Морское дно»

Цель игры: развитие навыков художественной композиции, развитие речи, логического мышления, памяти.

Очень распространенная игра, которую можно использовать не только на изодеятельности, но и в других образовательных областях. Детям демонстрируется морское дно (пустое), и нужно сказать, что все морские жители захотели поиграть с нами в "Прятки", а чтобы их найти нужно отгадать про них загадки. Тот кто угадал, вешает жителя на фон. Получается законченная композиция. Воспитатель мотивирует детей к изобразительной деятельности. (Хорошо использовать со средней и старшей группами). Таким же образом можно изучать с детьми и другие темы сюжетных композиций: «Летний лужок», «Лесные жители», «Осенний урожай», «Натюрморт с чаем» и т.п. Можно пригласить к доске несколько детей и попросить их составить разные композиции из одних и тех же предметов. Данная игра развивает сообразительность, реакцию, композиционное видение.

3. Игра «Кони расписные»

При закреплении знаний народных росписей или при проведение мониторинга в старшей и подготовительной группах можно использовать вот такую не сложную игру.
Цель: закрепление знаний основных мотивов русских народных росписей («Гжель», «Городец», «Филимоново», «Дымка»), закреплять умения отличать их среди других, правильно называть, развивать чувство колорита.
Ход игры: ребенку, необходимо определить на какой полянке будет пастись каждая из лошадок, и назвать вид прикладного творчества, по мотивам которого они расписаны.

4. Игра «Волшебный пейзаж»

Одна из наиболее сложных тем это конечно изучение перспективы в пейзаже - далекие предметы кажутся меньше, ближние больше. Для этого тоже удобнее использовать игру.
Цель игры: учить детей видеть и передавать в рисунках свойства пространственной перспективы, развивать глазомер, память, композиционные навыки.
Ход игры: Ребенку необходимо расставить в кармашки деревья и домики по размеру, в соответствии с их перспективной удаленностью. (подготовительная группа).


5

Игра «Собери пейзаж»

На примере пейзажа также удобно развивать и чувство композиции, знания явлений окружающей природы. Для этого удобно использовать данную дидактическую игру.
Цель игры: формировать навыки композиционного мышления, закреплять знания сезонных изменений в природе, закреплять знание понятия «пейзаж», развивать наблюдательность, память.
Ход игры: ребенку предлагается из набора печатных картинок составить пейзаж определенного сезона (зима, весна, осень или зима), ребенок должен подобрать предметы, соответствующие именно этому времени года, и при помощи своих знаний построить правильную композицию.


6.Игра «Разложи и сосчитай матрешек»

Цель игры: закреплять знания о русской матрешке, развивать умения отличать этот вид творчества от других, развивать навыки порядкового счета, глазомер, скорость реакции.
Ход игры: На доске висят листочки с нарисованными силуэтами матрешек, вызываются три ребенка и они на скорость должны разложить матрешек по ячейкам и сосчитать их.

7. Игра «Матрёшкин сарафан»

Цель игры: развивать композиционные навыки, закреплять знания детей об основных элементах росписи русской матрешки, закреплять знания и русской национальной одежде.
Ход игры: На доске нарисованные силуэты трех матрешек, воспитатель вызывает трех детей по очереди, они на выбор одевают каждый свою матрешку.


Каждую из этих игр можно нарисовать самим или изготовить при помощи компьютера и цветного принтера.

Сборник дидактических игр

В сборнике представлены дидактические игры для работы с детьми дошкольного возраста на занятиях изобразительным искусством и художественным трудом.

Адресовано педагогам дополнительного образования художественно-прикладной направленности, воспитателям детских садов.

Введение ……………………………………………………………….. 4

Дидактические игры

для занятий рисованием …………………………….………………… 5

Дидактические игры

для занятий лепкой …………………………………………………....... 6

Дидактические игры

для занятий аппликацией ……………………………………………. 7

Введение

Как известно, игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, она имеет большое значение для интеллектуального развития ребенка, для уточнения его знаний об окружающем. Игра, как никакая другая деятельность, в силу своей специфики обеспечивает детскую активность, самодеятельность. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности, развивают творческие способности детей.

В сборнике представлены дидактические игры, которые можно использовать на занятиях изобразительным искусством и художественным трудом с детьми 5-7 лет.

Для удобства использования все игры распределены по видам деятельности: рисованию, лепке, аппликации. Дидактические игры, используемые на занятиях по рисованию, направлены на закрепление знаний о цвете и его оттенках, развитие фантазии детей. Игры, используемые на занятиях по лепке, помогают закрепить представление детей о плоских и объемных геометрических формах, развивают творческую фантазию детей, мелкую моторику рук, активизируют поисковую деятельность ребенка. Выполняя игровые задания с бумагой, дети закрепляют умения вырезывать различные геометрические фигуры из бумаги, составлять композицию по замыслу, развивают воображение, творческие способности.

Данный сборник будет интересен педагогам дополнительного образования художественно-прикладной направленности, воспитателям детских садов.

Дидактические игры для занятий рисованием

«Все цвета вокруг нас»

Задачи: закрепить знания о цвете и его оттенках; упражнять в нахождении заданного цвета или оттенка в окружающих предметах.

Ведущим такой игры может быть педагог или дети.

Такую игру можно использовать как динамическую паузу на занятии.

Ход игры: водящий называет какой-либо цвет, а участники игры находят предмет такого цвета.

«Подбери цвет и оттенок»

Задачи: закрепить представление о цвете и оттенках знакомых овощей и фруктов; упражнять в употреблении названий оттенков цвета: темно-красный, светло-зеленый и др.

Ход игры: педагог показывает овощ или фрукт и просит назвать его цвет или оттенок.

«Теплые и холодные краски»

Цель: закрепить знания о теплых и холодных цветах

Ход игры:

1–й вариант: раздать детям карточки с теплыми и холодными цветами, попросить объединиться тех, у кого карточки с теплыми цветами и тех, у кого с холодными.

2-й вариант: выбрать двух ребят – капитанов, которые набирают команду, один выбирают ребят с карточками теплых цветов, а второй с карточками холодных цветов.

«Дорисуй предмет, пользуясь заданной формой»

Цель: развивать фантазию детей

Ход игры:

Раздать листы бумаги, на каждом из которых нарисован круг радиусом 4 см. Дети на занятии работают простыми и цветными карандашами.

Педагог говорит: «Ребята, сегодня к нам на занятие пришел гость. Вы готовы поиграть?» Чипполино: «Ребята, сейчас я покажу вам свой рисунок – вот этот круг. Попробуйте угадать, что я хотел нарисовать при помощи этого круга, и изобразите это на своих листах. Только нельзя увеличивать и уменьшать круг, изменять его форму». Дети дорисовывают круг. Чипполино на руках у педагога (педагог ходит между рядами) просматривает работы. Не все сразу догадываются, как можно изобразить предмет, пользуясь уже готовой формой круга, бывают и ошибки. И тогда Чипполино в непринужденной форме указывает на них, помогает переделать работу. Когда рисунки почти готовы, он подводит итог: «Совершенно верно, все это я и хотел нарисовать!» Рисунки получились такие разные. Чипполино добавляет: «Просто я такой хитрый, мне одного круга мало».

В конце занятия он помогает устроить выставку детских работ.

Дидактические игры для занятий лепкой

«Лепим фигуры»

Цель: передать форму выбранного животного, соблюдая пропорции; вылепить фигурку животно­го (зайчика, собаки, котенка).

Ход игры:

Загадываются загадки:

На дворе сидит,

Дом сторожит,

Кто к хозяину идет,

Она знать дает

Дети отгадывают, педагог выставляет игрушку-собачку и спрашивает: «А как вы догадались?» Дети объясняют (словами загадки).

Мохнатенький, усатенький,

Есть начнет - песни поет.

(Котенок)

Проводится аналогичная работа.

Маленький, беленький,

По лесочку прыг-прыг!

По снежочку - тык, тык!

Выясняется, как ребята узнали, что это зай­чик.

«Кто есть кто или что есть что»

Задачи: активизировать поисковую деятельность ребенка, совершенствовать умения лепить из пластилина предметы разной формы.

Ход игры: ребятам предлагается задумать и вылепить два разных изображения, чтобы можно было угадать, кто есть кто (например, жук и гусеница) или что есть что (например, яблоко и банан). Автор работ демонстрирует их ребятам, а те угадывают, кто или что перед ними.

Дидактическая игра «Формы»

Задачи: закрепить представление о плоских и объемных геометрических формах. Создать поисковую ситуацию: вылепить из пластилина объемные формы, глядя на схематичное или неполное изображение на плоскости.

Варианты игры: педагог предлагает детям вылепить:

Три разных шара, которые могут быть разными по размеру, окраске или по двум признакам сразу. Во что можно превратить каждый из них и все вместе.

Вылепить три разных круга. (Как можно это сделать?)

Вылепить три разных кубика. (Во что можно превратить каждый из них и все вместе?).

Вылепить три разных квадрата.

Вылепить три разные пирамиды. (Во что можно превратить каждую из них и все вместе?).

Вылепить три разных треугольника. (Как можно это сделать?)

Вылепить несколько геометрических тел.

Вылепить несколько геометрических фигур.

Вылепить домик из нескольких форм.

Вылепить лесенку.

«Пластилиновая живопись»

Задачи: развивать творческую фантазию детей, чувство цвета, мелкую моторику руки.

Ход игры: ребятам предлагается смешать 2 - 3 кусочка пластилина разного цвета, до получения причудливых разводов и пятен и вылепить из полученной массы вазу, кашпо или скульптуру.

«Детская площадка»

Задачи: развивать творческую фантазию детей, мелкую моторику руки.

Ход игры: педагог показывает детям изображение игровой площадки на которой стоят качели и горка, просит детям подумать, что еще можно разместить на игровой площадке, затем предлагает вылепить свою детскую площадку на которой хотелось бы поиграть.

Дидактические игры для занятий аппликацией

«Собери урожай»

Задачи: формировать уме­ния подбирать цвет и форму заготовки в соответствии с выбранным фруктом.

Ход игры: дети вырезывают из цветной бумаги овощи и фрукты, а затем в прикрепленные к доске корзины собира­ют урожай: в первую корзину кладут овощи, во вторую – фрукты.

«Украсим рукавички»

Задачи: развивать воображение, умение составлять композицию по замыслу.

Ход игры: педагог предлагает детям украсить рукавички, вырезанные из цветного картона. Дети придумывают узор, вырезывают элементы узора из цветных полосок (круги, полоски, различные фигуры), располагают узор в середине силуэта, по краю, наклеивают все детали.

«Продолжи узор»

Задачи: формировать умение соблюдать симметрию и ритм, развивать творческие способности, самостоятельность.

Ход игры: каждый играющий получает цветную карту с половинкой узора и выкладывает недостающую часть узора из цветных элементов, точно повторяя их расположение, цвет и форму.

«Необычный зоопарк»

Задачи: закрепить умение вырезывать круги из квадратов, развивать творческую фантазию детей.

Ход игры: педагог предлагает совершить путешествие в сказочную страну, где живут необычные животные, состоящие из кругов и полукругов: у них туловище, голова, уши и даже хвост круглые или полукруглые. Дети вырезывают разного размера круги из заранее приготовленных квадратов и составляют из них изображение животного. Из полученных изображений животных составить выставку «Необычный зоопарк».

«Человек в движении»

Цель: развивать творческую фантазию детей

Ход игры: педагог дает сведения об основных пропорциях фигуры человека, затем на доске размещает волшебный квадрат, состоящий из нескольких прямоугольников. Затем, размещая прямоугольные части квадрата на доске, педагог дает представление об основных пропорциях фигуры человека: размер туловища с головой равен длине ног, колено делит ногу пополам, длина рук равна длине ног и т.п. детям предлагается изобразить фигуру человека в движении с помощью «волшебного квадрата».


Лутай Марина Игоревна