Николай гоголь похоронен заживо. Необычное в жизни Н

  • 12.06.2019

5 (100%) 42 vote[s]

Тайны Гоголя , его творчество наполнено противоречием. В истории человечества немало гениальных имён, среди которых видное место занимает великий русский писатель XIX века Николай Васильевич Гоголь (1809-1852). Уникальность этой личности состоит в том, что вопреки тяжёлому душевному недугу он создал шедевры литературного искусства и до конца жизни сохранял высокий интеллектуальный потенциал.

Сам Гоголь в одном из писем к историку М.П. Погодину в 1840 году пояснял вероятность подобных парадоксов так:

«Тот, кто создан творить в глубине души, жить и дышать своими творениями, тот должен быть странен во многом».

Николай Васильевич, как известно, был великим тружеником. Чтобы придать законченный вид своим произведениям и сделать их максимально совершенными он переделывал их несколько раз, без жалости уничтожая слабонаписанное.

Все его произведения, как и творения других великих гениев, были созданы невероятным трудом и напряжением всех душевных сил.

Известный русский литератор-славянофил Сергей Тимофеевич Аксаков одной из причин болезни и трагической гибели Гоголя считал его «необъятную творческую деятельность».

Попробуем в очередной раз рассмотреть несколько, казалось бы, взаимоисключающих факторов в жизни Гоголя.

Тайны Гоголя. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

В развитии мистических наклонностей Гоголя немаловажную роль сыграла наследственность. По воспоминаниям родных и близких, дед и бабка по линии матери Гоголя были суеверны, религиозны, верили в приметы и в предсказания.

Тётка по линии матери (воспоминания младшей сестры Гоголя Ольги) была со «странностями»: шесть недель смазывала голову сальной свечой, чтобы «предотвратить поседение волос», была крайне нерасторопной и медлительной, подолгу одевалась, к столу всегда опаздывала, «приходила только ко второму блюду», «сидя за столом, гримасничала», пообедав, «просила дать ей кусок хлеба».

Один из племянников Гоголя (сын сестры Марии), оставшись круглой сиротой в 13 лет (после смерти отца в 1840 году и матери в 1844 году), в дальнейшем, по воспоминаниям родных, «помешался в уме» и покончил жизнь самоубийством.

Младшая сестра Гоголя Ольга в детстве плохо развивалась. До 5 лет плохо ходила, «держалась за стенку», отличалась плохой памятью, с трудом усваивала иностранные языки.

В зрелом возрасте стала религиозной, боялась умереть, ежедневно посещала церковь, где подолгу молилась.

Другая сестра (по воспоминаниям Ольги) «любила фантазировать»: среди ночи будила горничных, выводила в сад и заставляла их петь и плясать.

Отец писателя Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (ок. 1778 — 1825) был крайне пунктуален, педантичен. Имел литературные способности, писал стихи, рассказы, комедии, обладал чувством юмора. А.Н. Анненский писал о нём:

«Отец Гоголя необыкновенно остроумный, неистощимый балагур и рассказчик. Написал комедию для домашнего театра своего дальнего родственника Дмитрия Прокофьевича Трощинского (отставной министр юстиции), и тот оценил его оригинальный ум и дар слова».

А.Н. Анненский полагал, что Гоголь «от отца унаследовал юмор, любовь к искусству и театру». В то же время Василий Афанасьевич был мнительным, «искал у себя разные болезни», верил в чудеса и предначертания судьбы. Женитьба его носила странный, похожий на мистику характер.

Свою будущую жену увидел во сне в 14-летнем возрасте.

Ему приснился странный, но довольно яркий сон, запечатлевшийся на всю жизнь.

У алтаря одной церкви Пресвятая Богородица показала ему девочку в белых одеждах и сказала, что это его суженая. Проснувшись, он в тот же день поехал к своим знакомым Косяровским и увидел их дочь, очень красивую годовалую девочку Машу, копию той, которая лежала у алтаря.

С тех пор он нарёк её своей невестой и ждал много лет, чтобы жениться на ней. Не дождавшись её совершеннолетия, сделал предложение, когда ей минуло только 14 лет. Брак оказался счастливым. Супруги в течение 20 лет, до самой смерти Василия Афанасьевича от чахотки в 1825 году, ни одного дня не могли обходиться друг без друга.

Мать Гоголя Мария Ивановна (1791-1868) , имела неуравновешенный характер, легко впадала в отчаяние. Периодически отмечались резкие смены настроения. Согласно историку В.М. Шенроку, она была впечатлительной и недоверчивой, а «её подозрительность доходила до крайних пределов и достигала почти болезненного состояния». Настроение нередко менялось безо всякой видимой причины: из оживлённой, весёлой и общительной она вдруг становилась молчаливой, замыкалась в себе, «впадала в странную задумчивость», по нескольку часов сидела, не меняя позы, глядя в одну точку, не реагируя на обращения.

По воспоминаниям родственников, Мария Ивановна в быту была непрактичной, покупала у разносчиков ненужные вещи, которые приходилось возвращать, легкомысленно бралась за рискованные предприятия, не умела соразмерять доходы с расходами.

О себе она позже писала: «Характер у меня и у мужа весёлый, но иногда на меня находили мрачные мысли, я предчувствовала несчастья, верила снам».

Несмотря на раннее замужество и благосклонное отношение со стороны супруга, вести домашнее хозяйство так и не научилась.

Эти странные свойства, как известно, легко узнаются в поступках таких известных гоголевских художественных персонажей, как «исторический человек» Ноздрёв или четы Маниловых.

Семья была многодетной. У супругов родилось 12 детей. Но первые дети появлялись на свет мёртворождёнными или умирали вскоре после рождения.

Отчаявшись родить здорового и жизнеспособного ребёнка, она обращается к святым отцам и к молитве. Вместе с мужем едет в Сорочинцы к знаменитому доктору Трофимовскому, посещает храм, где перед иконой святого Николая Угодника просит послать ей сына и клянется назвать ребёнка Николаем.

В тот же год в метрической ведомости Спасо-Преображенской церкви появилась запись: «В местечке Сорочинцы месяца марта, 20-го числа (сам Гоголь отмечал день рождения 19 марта) у помещика Василия Афанасьевича Гоголя-Яновского родился сын Николай.

Восприемник Михаил Трофимовский».

С первых же дней своего появления на свет Никоша (так называла его мать) стал самым обожаемым существом в семье даже после того, как через год родился второй сын Иван, а затем последовательно несколько дочерей. Своего первенца она считала посланным ей Богом и прочила ему великое будущее. Всем говорила, что он гениален, раз убеждению не поддавалась

Когда он был ещё в юношеском возрасте, она стала приписывать ему открытие железной дороги, паровой машины, авторство литературных произведений, написанных другими лицами, чем вызывала его негодование.

После неожиданной смерти мужа в 1825 году стала вести себя неадекватно, разговаривала с ним, как с живым, требовала выкопать для неё могилу и положить её рядом.

Потом впала в оцепенение: перестала отвечать на вопросы, сидела, не шевелясь, глядя в одну точку. Отказывалась принимать пищу, при попытке накормить резко сопротивлялась, стискивала зубы, бульон вливали в рот насильно. Такое состояние продолжалось две недели.

Сам Гоголь считал её не совсем здоровой психически. 12 августа 1839 года он писал из Рима сестре Анне Васильевне: «Слава богу, наша маменька теперь стала здоровой, я имею в виду её душевную болезнь». В то же время она отличалась добросердечностью и мягкостью, была гостеприимной, в её доме всегда было много гостей. Анненский писал, что Гоголь «от матери унаследовал религиозное чувство и стремление приносить людям пользу».

Умерла Мария Ивановна в возрасте 77 лет скоропостижно от инсульта, пережив сына Николая на 16 лет.

На основании сведений о наследственности можно предположить, что на развитие душевных недугов, а также склонность к мистике Гоголя оказала частичное влияние психическая неуравновешенность матери, а литературное дарование он унаследовал от отца.

Тайны Гоголя. ДЕТСКИЕ СТРАХИ

Детство Гоголя прошло в селе Васильевка (Яновщина) Миргородского уезда Полтавской губернии, недалеко от исторических памятников-имений Кочубея и Мазепы и места знаменитой Полтавской баталии.

Никоша рос болезненным, худеньким, физически слабым, «золотушным». На теле часто появлялись нарывы и высыпания, на лице – красные пятна; часто слезились глаза.

По словам сестры Ольги, его постоянно лечили травами, мазями, примочками, разными народными средствами.

Тщательно оберегали от простуды.

Первые признаки душевного расстройства с мистическим уклоном в виде детских страхов были замечены в 5-летнем возрасте в 1814 году. Рассказ о них самого Гоголя был записан его приятельницей Александрой Осиповной Смирновой-Россет:

«Мне было лет пять.

Я сидел один в одной из комнат в Васильевке. Отец и мать ушли.

Со мной осталась одна старуха няня и та куда-то отлучилась.

Спустились сумерки.

Я прижался к углу дивана и среди полной тишины прислушивался к стуку длинного маятника старинных стенных часов.

В ушах шумело. Что-то надвигалось и уходило куда-то. Мне казалось, что стук маятника был стуком времени, уходящего в вечность.

Вдруг слабое мяуканье кошки нарушило тяготивший меня покой. Я видел, как она, мяукая, осторожно кралась ко мне. Я никогда не забуду, как она шла, потягиваясь, ко мне и мягкие лапы слабо постукивали о половицы когтями, а зелёные глаза искрились недобрым светом. Мне было жутко. Я вскарабкался на диван и прижался к стенке.

«Киса, киса», – позвал я, желая приободрить себя. Я соскочил с дивана, схватил кошку, легко отдавшуюся мне в руки, побежал в сад, где бросил её в пруд и несколько раз, когда она хотела выплыть и выбраться на берег, отталкивал её шестом.

Мне было страшно, я дрожал и в то же время чувствовал какое-то удовлетворение, может быть, это была месть за то, что она меня испугала. Но когда она утонула и последние круги на воде разбежались, водворились полный покой и тишина, мне вдруг стало ужасно жалко кошку.

Я почувствовал угрызение совести, мне показалось, что я утопил человека. Я страшно плакал и успокоился только тогда, когда отец высек меня».

По описанию биографа П.А. Кулиша, Гоголь в том же 5-летнем возрасте, гуляя в саду, услышал голоса, видимо, устрашающего характера.

Он дрожал, пугливо озирался, на лице было выражение ужаса. Эти первые признаки душевного расстройства родные расценили как повышенную впечатлительность и особенность детского возраста.

Им не придали особого значения, хотя мать стала его оберегать ещё тщательнее и уделять внимания ещё больше, чем другим детям.

Николай Васильевич Гоголь-Яновский по развитию не отличался от своих сверстников, кроме того, что в 3 года выучил алфавит и стал писать мелом буквы. Обучался грамоте одним семинаристом сначала дома вместе со своим младшим братом Иваном, а затем один академический год (1818-1819) в Высшем отделении 1-го класса Полтавского поветового училища. В возрасте 10 лет перенёс тяжёлое душевное потрясение: во время летних каникул в 1819 году заболел 9-летний брат Иван и через несколько дней скончался.

Никоша, который был очень дружен с братом, долго рыдал, стоя на коленях у его могилы. Домой был приведён после уговоров. Это семейное несчастье оставило глубокий след в душе ребёнка. Позже, будучи гимназистом, он часто вспоминал брата, написал балладу «Две рыбки» о своей дружбе с ним.

По воспоминаниям самого Гоголя, он в детстве «отличался повышенной впечатлительностью». Мать часто рассказывала о леших, демонах, о загробной жизни, о страшном суде для грешников, о благах для людей добродетельных и праведных.

Воображение ребёнка живо рисовало картину ада, в котором «терзались муками грешники», и картину рая, где пребывали в блаженстве и довольстве праведные люди.

Позже Гоголь писал: «Она так страшно описывала вечные муки грешников, что это потрясло меня и разбудило самые высокие мысли». Несомненно, эти рассказы повлияли на появление детских страхов и тягостных кошмарных представлений. В этом же возрасте у него периодически стали появляться приступы заторможенности, когда он переставал отвечать на вопросы, сидел неподвижно, глядя в одну точку. В связи с этим мать стала чаще выражать беспокойство о его нервно-психическом здоровье.

Литературный талант Гоголя впервые заметил литератор В.В. Капнист. Будучи в гостях у родителей Гоголя и прослушав стихи 5-летнего Никоши, он заявил, что «из него будет большой талант».

Тайны Гоголя. ЗАГАДОЧНОСТЬ НАТУРЫ

Многое в жизни Гоголя было необычным, даже его появление на свет после молитвы в храме у иконы Николая Угодника. Необычным, а временами и загадочным, было его поведение в гимназии, о чём он сам писал родным: «Я почитаюсь загадкой для всех. Никто не разгадал меня окончательно».

В мае 1821 года 12-летний Николай Гоголь-Яновский был определён в первый класс Нежинской гимназии высших наук, для прохождения 7-летнего курса обучения.

Это престижное учебное заведение было предназначено для мальчиков из состоятельных семей (аристократов и дворян). Условия для проживания были неплохими. Каждый из 50 воспитанников имел отдельную комнату. Многие находились на полном пансионном обеспечении.

Из-за его скрытности и загадочности гимназисты называли его «таинственный Карла», а из-за того, что он иногда во время разговора внезапно замолкал и не заканчивал начатой фразы, его стали называть «человеком мёртвой мысли» («закупорка мысли», по А.В. Снежневскому, один из симптомов, характерный для шизофрении). Иногда его поведение казалось непонятным для воспитанников.

Один из воспитанников гимназии, в будущем поэт И.В. Любич-Романович (1805-1888) вспоминал: «Гоголь иногда забывал, что он человек. Бывало, то кричит козлом, ходя у себя по комнате, то поёт петухом среди ночи, то хрюкает свиньёй».

На недоумение гимназистов обычно отвечал: «Я предпочитаю быть в обществе свиней, чем людей».

Гоголь часто ходил с опущенной головой. По воспоминаниям всё того же Любича-Романовича, он «производил впечатление человека глубоко занятого чем-то, или суровым субъектом, пренебрегающим всеми людьми. Наше поведение он считал кичливостью аристократов и знать нас не хотел».

Непонятным для них было и его отношение к оскорбительным выпадам в его адрес. Он игнорировал их, заявляя: «Я не считаю себя заслуживающим оскорблений и не принимаю их на себя». Это злило его гонителей, и они продолжали изощряться в своих злых шутках и издевательствах.

Однажды прислали к нему депутацию, которая торжественно вручила ему в качестве подарка огромный медовый пряник. Он швырнул его в лицо депутатам, ушёл из класса и не появлялся две недели.

Загадкой был и его редкий талант, превращение заурядного человека в гения. Не было этой загадкой только для его матери, которая чуть ли ни с раннего детства считала его гением. Загадкой была его одинокая скитальческая жизнь в разных странах и городах.

Загадкой было и движение его души, то наполненной радостным восторженным восприятием мира, то погруженной в глубокую и мрачную тоску, которую он называл «хандрой». Позже один из воспитателей Нежинской гимназии, преподававший французский язык, писал о загадочности превращения Гоголя в гениального писателя:

«Он был очень ленив. Пренебрегал изучением языков, особенно по моему предмету.

Он всех передразнивал и копировал, клеймил прозвищами.

Но характера был доброго и делал это не из желания кого-либо обидеть, а так, по страсти.

Любил рисование и литературу. Но было бы слишком смешным думать, что Гоголь-Яновский будет знаменитым писателем Гоголем. Странно, право странно».

Впечатление загадочности Гоголя придавала его скрытность. Позже он вспоминал: «Я никому не поверял свои тайные помышления, не делал ничего, что могло выявить глубь моей души. Да и кому и для чего высказал бы себя, чтобы посмеялись над моим сумасбродством, чтобы считали пылким мечтателем и пустым человеком».

Будучи взрослым и самостоятельным человеком, Гоголь писал профессору С.П. Шевырёву (историк): «Скрытен я из боязни напустить целые облака недоразумений».

Но особенно странным и непонятным показался случай неадекватного поведения Гоголя, взбудоражившего всю гимназию. В этот день Гоголя хотели наказать за то, что во время богослужения, не слушая молитвы, разрисовывал какую-то картину. Увидев вызванного к нему экзекутора, Гоголь так пронзительно вскрикнул, что напугал всех.

Воспитанник гимназии Т.Г. Пащенко так описал этот эпизод:

«Вдруг сделалась страшная тревога во всех отделениях: «Гоголь взбесился»! Сбежались мы и видим: лицо у Гоголя страшно исказилось, глаза сверкали диким блеском, волосы натопорщились, скрегочит зубами, изо рта идёт пена, бьёт мебель, падает на пол и бьётся.

Прибежал Орлай (директор гимназии), осторожно дотронулся до плеч. Гоголь схватил стул и замахнулся. Четыре служителя схватили его и отвели в особое отделение местной больницы, где находился два месяца, отлично разыгрывая роль бешеного».

По данным других воспитанников в больнице Гоголь лежал только две недели. Посещавшие его гимназисты не верили, что это был приступ болезни. Один из них писал: «Гоголь до того искусно притворился, что убедил всех в своём помешательстве». Это была реакция его протеста, выразившаяся в бурном психомоторном возбуждении.

Она напоминала кататоническое возбуждение с истерическими компонентами (сведения о пребывании его в больнице и заключение врачей в доступных источниках отыскать не удалось). После его возвращения из больницы гимназисты с опаской посматривали на него, обходили стороной.

Гоголь не особенно следил за своей внешностью. В юности был небрежен в одежде. Воспитатель П.А. Арсеньев писал:

«Наружность Гоголя непривлекательна. Кто бы мог подумать, что под этой некрасивой оболочкой кроется личность гениального писателя, которым гордиться Россия».

Непонятным и загадочным для многих осталось его поведение, когда в 1839 году 30-летний Гоголь сутками просиживал у постели умирающего юноши Иосифа Виельгорского.

Он писал своей бывшей ученице Балабиной: «Я живу его умирающими днями. От него несёт запахом могилы. Мне шепчет глухо внятный голос, что это на короткий срок. Мне сладко сидеть возле него и глядеть на него. С какой радостью я принял бы на себя его болезнь, если бы это помогло возвратить ему здоровье». М.П. Погодину Гоголь писал, что сидит день и ночь у постели Виельгорского и «не чувствует усталости». Некоторые даже заподозрили Гоголя в гомосексуализме. До конца своих дней Гоголь оставался для многих его друзей и знакомых и даже для исследователей его творчества необычной и загадочной личностью.

Тайны Гоголя. ПОГРУЖЕНИЕ В РЕЛИГИЮ

«Почти сам не ведаю, как пришел я ко Христу, увидевши в нём ключ к душе человеческой», – писал Гоголь в «Авторской исповеди». В детстве, по его воспоминаниям, несмотря на религиозность родителей, он был равнодушен к религии, не очень любил посещать церковь и слушать длинные богослужения.

«Я ходил в церковь потому, что приказывали, стоял и ничего не видел, кроме ризы попа, и ничего не слышал, кроме противного пения дьячков, крестился потому, что все крестились», – вспоминал он позже.

Будучи гимназистом, по воспоминаниям друзей, он не крестился и не клал поклоны. Первые указания самого Гоголя о религиозных чувствах имеются в его письме к матери в 1825 году после смерти отца, когда был на грани самоубийства:

«Благословляю тебя, священная вера, только в тебе нахожу утешение и утоление моей горести».

Религия стала доминирующей в его жизни в начале 40-х годов XIX века. Но мысли о том, что в мире есть какая-то высшая сила, которая помогает ему создавать гениальные произведения, появились у него в возрасте 26 лет. Это были самые продуктивные годы в его творчестве.

По мере углубления и усложнения душевных расстройств Гоголь стал чаще обращаться к религии и молитвам. В 1847 году он писал В.А. Жуковскому: «Здоровье моё так хило и временами бывает так тяжко, что без Бога не перенести». Своему другу Александру Данилевскому он сообщал, что желает обрести «свежесть, которой объемлется душа моя», а сам он «готов идти по пути, начертанному свыше. Надо покорно принимать недуги, веря, что они полезны. Не нахожу слов, как благодарить небесного промыслителя за мою болезнь».

По мере дальнейшего развития болезненных явлений увеличивается и его религиозность. Друзьям говорит, что он теперь без молитвы не приступает «ни к какому делу».

В 1842 году на религиозной почве Гоголь знакомиться с набожной старушкой Надеждой Николаевной Шереметевой, дальней родственницей известнейшего графского рода. Узнав, что Гоголь часто посещает церковь, читает церковные книги, помогает бедным людям, она прониклась к нему уважением. Они нашли общий язык и до самой её смерти переписывались.

В 1843 году 34-летний Гоголь пишет друзьям:

«Чем глубже вглядываюсь я в жизнь свою, тем лучше вижу чудное участие Высшей силы во всём, что касается меня».

Набожность Гоголя с годами все больше углублялась. В 1843 году его приятельница Смирнова заметила, что он «до того погружен в молитвы, что не замечает ничего вокруг». Он стал утверждать, что его «создал Бог и не скрыл от меня назначения моего».

Затем написал из Дрездена странное письмо Языкову, с недомолвками и неоконченными фразами, нечто вроде заклинания:

«Есть чудное и непостижимое. Но рыдания и слёзы глубоко вдохновенны. Я молюсь в глубине души, да не случиться с тобой сего, да отлетит от тебя тёмное сомнение, да будет чаще на душе твоей светлость, какой объят я сию минуту».

С 1844 года стал говорить о влиянии «нечистой силы». Аксакову он пишет: «Ваше волнение – это дело чёрта. Эту скотину бейте по морде и не смущайтесь. Хвалился чёрт всем миром владеть, да Бог не дал власти». В другом письме советует Аксакову «читать ежедневно «Подражание Христу», а по прочтении предайтесь размышлению».

В письмах всё больше звучит поучительный тон проповедника. Библию стал считать «высшим созданием ума, учителем жизни и мудрости». Стал всюду носить с собой молитвенник, бояться грозы, считая её «наказанием Божьим».

Однажды в гостях у Смирновой читал главу из второго тома «Мёртвых душ», и в это время неожиданно разразилась гроза.

«Невозможно представить, что стало с Гоголем, – вспоминала Смирнова. – Он трясся всем телом, прекратил чтение, а позже объяснил, что гром – это гнев Бога, который погрозил ему с неба за то, что читает неоконченное произведение».

Приезжая в Россию из-за границы, Гоголь обязательно посещал Оптину пустынь. Познакомился с епископом, с настоятелем и братией. Стал опасаться, что Бог покарает его за «кощунственные произведения».

Эту мысль поддерживал священник Матфей, который внушал, что в загробной жизни за такие сочинения его будет ждать страшная кара. В 1846 году один из знакомых Гоголя, Стурдза, увидел его в Риме в одной из церквей.

Он усердно молился, клал поклоны. «Я нашёл его искушённым огнём страданий душевных и телесных и стремящегося к Богу всеми силами и способами своего ума и сердца», – писал в своих воспоминаниях ошеломлённый свидетель.

Несмотря на страх перед наказанием Божьим, Гоголь продолжает работать над вторым томом «Мёртвых душ». Будучи за границей в 1845 году, 36-летний Гоголь получил уведомление о принятии его 29 марта в почётные члены Московского университета:

«Императорский Московский университет, уважая отличие в учебном свете и заслуги в литературном труде по части русской словесности Николая Васильевича Гоголя, признаёт его почётным членом с полной уверенностью в содействии Московскому университету во всём, что успеху наук может способствовать». В этом важном для него акте Гоголь усмотрел тоже «промысел Божий».

С середины 40-х годов Гоголь стал находить много пороков в себе. В 1846 году составил молитву для себя: «Господи, благослови на сей грядущий год, обрати его весь в плод и труд многотворный и благотворный, весь на служение тебе, весь на спасение души.

Осени светом высшим своим и прозрением пророчества великих чудес твоих.

Да снидет на меня Святой дух и двигнет устами моими и уничтожит во мне греховность, нечистоту и гнусность мою и обратит меня в свой храм достойный. Господи, не отлучайся от меня».

С целью очищения от грехов Гоголь предпринимает в начале 1848 года поездку в Иерусалим. Перед поездкой посетил Оптину пустынь и просил священника, настоятеля и братию молиться за него, послал деньги священнику Матфею, чтобы он «молился за его телесное и душевное здоровье» на все время его поездки.

В Оптиной пустыни он обратился к старцу Филарету: «Ради самого Христа молитесь обо мне. Просите настоятеля и всю братию молиться. Путь мой труден».

Прежде чем отправиться к святым местам в Иерусалим, Гоголь написал для себя заклинание в виде обращения к Богу: «Душу его наполни благодатной мыслью во все время его поездки. Удали от него духа колебания, духа суеверия, духа помыслов мятежных и волнующих пустых примет, духа робости и боязни».

С этого времени у него появляются идеи самообвинения и самоуничижения, под влиянием которых он пишет послание своим соотечественникам: «В 1848 году небесная милость отвела руку смерти от меня. Я почти здоров, но слабость возвещает, что жизнь на волоске.

Знаю, что нанёс огорчение многим, а других восстановил против себя. Моя поспешность была причиной того, что мои произведения предстали в несовершенном виде. За всё, что встретиться в них оскорбительного, прошу простить меня с тем великодушием, с каким только русская душа прощать может. В моём общении с людьми было много неприятного и отталкивающего.

Отчасти это происходило от мелочного самолюбия. Прошу простить соотечественников литераторов за моё неуважение к ним. Прошу прощения у читателей, если в книге встретиться что-либо неудобное. Прошу выставить все мои недостатки, какие есть в книге, моё неразумение, недомыслие и самонадеянность. Прошу всех в России молиться за меня. Я же у гроба Господня буду молиться за всех соотечественников».

Одновременно Гоголь пишет завещательное распоряжение следующего содержания: «Находясь в полном присутствии памяти и в здравом рассудке, излагаю свою последнюю волю. Прошу помолиться о душе моей, угостить обедом нищих. Завещаю не ставить над моей могилой никаких памятников. Завещаю никому не оплакивать меня.

Грех на душу возьмёт тот, кто будет почитать смерть мою значительной утратой. Прошу не предавать меня земле, пока не появятся признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что во время моей болезни на меня находят минуты жизненного онемения, сердце и пульс перестают биться. Завещаю моим соотечественникам книгу мою под названием «Прощальная повесть». Она была источником слез никому не зримых. Не мне, худшему из всех, страждущему тяжкой болезнью собственного несовершенства, произносить такие речи».

По возвращении из Иерусалима он пишет письмо Жуковскому:

«Я удостоился провести ночь у гроба Спасителя и приобщился «святых тайн», но не стал лучше».

В мае 1848 года поехал к родным в Васильевку. Со слов сестры Ольги, «приехал со скорбным лицом, привёз мешочек с освящённой землей, иконки, молитвенники, сердоликовый крестик». Будучи у родных, ничем не интересовался, кроме молитв, посещал церковь.

Друзьям писал, что после посещения Иерусалима увидел у себя еще больше пороков.

«У гроба Господня я был как будто за тем, чтобы почувствовать, как много во мне холода сердечного, себялюбия и самомнения».

Вернувшись в Москву, посетил в сентябре 1848 года С.Т. Аксакова, который заметил резкую перемену в нём: «Неуверенность во всем. Не тот Гоголь» . В такие дни, когда по его словам, «наступало освежение», он писал второй том «Мёртвых душ».

Первый вариант книги он сжёг в 1845 году, чтобы написать лучший. При этом объяснил:

«Чтобы воскреснуть, надо умереть». К 1850 году он написал 11 глав уже обновлённого второго тома.

Хоть он и считал свою книгу «греховной», но не скрывал, что у него материальные соображения: «много долгов московским литераторам», с которыми хотел расплатиться.

В конце 1850 года предпринял поездку в Одессу, так как зиму в Москве переносил плохо. Но и в Одессе чувствовал себя не лучшим образом. Временами были приступы меланхолии, продолжал высказывать идеи самообвинения и бред греховности. Был рассеян, задумчив, усердно молился, говорил о «страшном суде» за гробом.

По ночам из его комнаты «слышались вздохи» и шёпот: «Господи, помилуй». Плетнёву из Одессы писал, что ему «не работается и не живется». Стал ограничивать себя в еде. Похудел, выглядел плохо. Однажды приехал ко Льву Пушкину, у которого были гости, которых поразил его измождённый вид, а бывший среди них ребёнок, увидев Гоголя, расплакался.

Из Одессы в мае 1851 года Гоголь поехал в Васильевку. По воспоминаниям родных, во время пребывания у них ничем не интересовался, кроме молитв, читал ежедневно религиозные книги, с собой носил молитвенник.

Со слов сестры Елизаветы, был замкнутым, сосредоточенным на своих мыслях, «стал холодным и равнодушным к нам».

Идеи греховности все больше укреплялись в его сознании. Перестал верить в возможность очищения от грехов и в прощение от Бога.

Временами становился тревожным, ждал смерти, ночью плохо спал, менял комнаты, говорил, что ему мешает свет. Часто молился, стоя на коленях. В то же время вел переписку с друзьями.

Видимо, испытывал одержимость «нечистой силой», так как одному из друзей писал: «Чёрт ближе к человеку, он бесцеремонно садится на него верхом и управляет, заставляя делать дурачества за дурачествами».

С конца 1851 года и до смерти Гоголь из Москвы не выезжал. Жил на Никитском бульваре в доме Талызина в квартире Александра Петровича Толстого. Был полностью во власти религиозных чувств, повторял заклинания, написанные им еще в 1848 году:

«Господи, отгони все обольщения лукавого духа, спаси бедных людей, не дай лукавому возвеселиться и овладеть нами, не дай врагу поглумиться над нами».

Из религиозных соображений стал соблюдать пост даже не в постные дни, очень мало ел. Читал только религиозную литературу.

Переписывался со священником Матфеем, который призывал его к покаянию и к подготовке к загробной жизни.

После смерти Хомяковой (сестра его умершего друга Языкова) стал говорить, что он готовиться к «страшной минуте»: «Всё для меня кончено». С этого времени стал покорно ждать конца своей жизни.

Член Русского географического общества (РГО) города Армавира Фролов Сергей

1 апреля исполняется 200 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. В истории русской литературы трудно найти фигуру более загадочную. Гениальный художник слова оставил после себя десятки бессмертных произведений и столько же тайн, до сих пор неподвластных исследователям жизни и творчества писателя.

Еще при жизни его называли и монахом, и шутником, и мистиком, а в его творчестве переплелись фантастика и реальность, прекрасное и безобразное, трагичное и комическое.

С жизнью и смертью Гоголя связано множество мифов. Уже несколько поколений исследователей творчества писателя не могут прийти к однозначному ответу на вопросы: почему Гоголь не был женат, зачем он сжег второй том "Мертвых душ" и сжигал ли вообще и, конечно же, что погубило гениального писателя.

Рождение

Точная дата рождения писателя долгое время оставалась загадкой для его современников. Сначала говорилось, что Гоголь родился 19 марта 1809 года, затем 20 марта 1810 года. И только после его смерти из публикации метрики было установлено, что будущий писатель появился на свет 20 марта 1809 года, т.е. 1 апреля по новому стилю.

Гоголь родился в крае, овеянном легендами. Рядом с Васильевкой, где было имение его родителей, находилась известная ныне всему миру Диканька. В те времена в деревне показывали дуб, у которого проходили свидания Марии с Мазепой и сорочку казненного Кочубея.

Еще мальчиком отец Николая Васильевича ездил в храм в Харьковской губернии, где был чудесный образ Божьей матери. Однажды он увидел во сне Царицу Небесную, которая указала на дитя, сидевшее на полу у Ее ног: "...Вот твоя жена". Вскоре он узнал в семимесячной дочери соседей черты того ребенка, которого видел во сне. На протяжении тринадцати лет Василий Афанасьевич продолжал следить за своей суженой. После того, как видение повторилось, он попросил руки девушки. Через год молодые поженились, пишет hrono.info .

Таинственный Карло

Через некоторое время в семье появился сын Николай, названный в честь Святителя Николая Мирликийского, перед чудотворной иконой которого Мария Ивановна Гоголь дала обет.

От матери Николай Васильевич унаследовал тонкую душевную организацию, склонность к богобоязненной религиозности и интерес к предчувствию. Отцу же его была присуща мнительность. Неудивительно, что Гоголя с детства увлекали тайны, вещие сны, роковые приметы, что позже проявилось на страницах его произведений.

Когда Гоголь учился в Полтавском училище, скоропостижно скончался его младший брат Иван, слабый здоровьем. Для Николая это потрясение было настолько сильным, что его пришлось забрать из училища и отправить в Нежинскую гимназию.

В гимназии Гоголь прославился как актер гимназического театре. По словам товарищей, он неустанно шутил, разыгрывал друзей, подмечая их смешные черты, совершал проделки, за которые его наказывали. При этом он оставался скрытным - о своих планах никому не рассказывал, за что получил прозвище Таинственный Карло по имени одного из героев романа Вальтера Скотта "Черный карлик".

Первая сожженная книга

В гимназии Гоголь мечтает о широкой общественной деятельности, которая позволила бы ему совершить нечто великое "для общего блага, для России". С этими широкими и смутными планами он приехал в Петербург и испытал первое тяжелое разочарование.

Гоголь публикует свое первое произведение - поэму в духе немецкой романтической школы "Ганс Кюхельгартен". Псевдоним В.Алов спас имя Гоголя от обрушившейся критики, но сам автор так тяжело воспринял провал, что скупил в магазинах все нераспроданные экземпляры книги и сжег их. Писатель до конца своей жизни так никому и не признался, что Алов - это его псевдоним.

Позднее Гоголь получил службу в одном из департаментов министерства внутренних дел. "Переписывая глупости господ-столоначальников", молодой канцелярист внимательно присматривался к жизни и быту своих коллег чиновников. Эти наблюдения пригодятся ему потом для создания знаменитых повестей "Нос", "Записки сумасшедшего" и "Шинель".

"Вечера на хуторе близ Диканьки", или детские воспоминания

После знакомства с Жуковским и Пушкиным вдохновленный Гоголь принимается писать одно из своих лучших произведений - "Вечера на хуторе близ Диканьки". Обе части "Вечеров" были изданы под псевдонимом пасечника Рудого Панька.

Некоторые эпизоды книги, в которой настоящая жизнь переплеталась с легендами, были навеяны детскими видениями Гоголя. Так, в повести "Майская ночь, или Утопленница" эпизод, когда мачеха, превратившаяся в черную кошку, пытается задушить дочку сотника, но в результате лишается лапы с железными когтями, напоминает реальную историю из жизни писателя.

Как-то родители оставили сына дома, а прочие домочадцы легли спать. Вдруг Никоша - так называли Гоголя в детстве - услышал мяуканье, а через мгновение увидел крадущуюся кошку. Ребенок был напуган до полусмерти, но у него хватило мужества схватить кошку и выбросить в пруд. "Мне казалось, что я утопил человека", - писал позже Гоголь.

Почему Гоголь не был женат?

Несмотря на успех своей второй книги, Гоголь все еще отказывался считать литературный труд своей главной задачей. Он преподавал в женском Патриотическом институте, где часто рассказывал юным барышням занимательные и поучительные истории. Слава о талантливом "преподавателе-рассказчике" даже дошла до Санкт-Петербургского университета, куда его пригласили читать лекции на кафедре всеобщей истории.

В личной жизни писателя все оставалось без перемен. Существует предположение, что Гоголь никогда не имел намерения жениться. Между тем многие современники писателя считали, что тот был влюблен в одну из первых придворных красавиц Александру Осиповну Смирнову-Россет и писал ей, даже когда она уехала с мужем из Петербурга.

Позднее Гоголь был увлечен графиней Анной Михайловной Виельгорской, пишет gogol.lit-info.ru . С семьей Виельгорских писатель познакомился в Петербурге. Образованные и добрые люди сердечно приняли Гоголя и оценили его талант. Особенно подружился писатель с младшей дочерью Виельгорских Анной Михайловной.

В отношении графини Николай Васильевич мнил себя духовным наставником и учителем. Он давал ей советы, касающиеся русской литературы, стремился поддержать в ней интерес ко всему русскому. В свою очередь, Анна Михайловна всегда интересовалась здоровьем, литературными успехами Гоголя, чем поддерживала в нем надежду на взаимность.

По семейному преданию Виельгорских, Гоголь решился сделать предложение Анне Михайловне в конце 1840-х годов. "Однако предварительные переговоры с родственниками сразу же убедили его, что неравенство их общественного положения исключает возможность такого брака", - сообщается в новейшем издании переписки Гоголя с Виельгорскими.

После неудачной попытки устроить свою семейную жизнь Гоголь писал Василию Андреевичу Жуковскому в 1848 году, что не должен, как ему кажется, связывать себя никакими узами на земле, в том числе и жизнью семейной.

"Вий" - "народное предание", придуманное Гоголем

Увлечение историей Украины вдохновило Гоголя на создание повести "Тарас Бульба", вошедшей в сборник 1835 года "Миргород". Экземпляр “Миргорода” он передал министру народного просвещения Уварову для поднесения императору Николаю I.

В сборник вошло одно из самых мистических произведений Гоголя - повесть "Вий". В примечании к книге Гоголь написал, что повесть "есть народное предание", которое он передал именно так как слышал, ничего не изменив. Между тем, исследователями до сих пор не найдено ни одного произведения фольклора, которое точно напоминало бы "Вий".

Имя фантастического подземного духа - Вия - было придумано писателем в результате соединения имени властителя преисподней "железного Ния" (из украинской мифологии) и украинского слова "вия" - веко. Отсюда - длинные веки гоголевского персонажа.

Бегство

Встреча в 1831 году с Пушкиным имела для Гоголя судьбоносное значение. Александр Сергеевич не только поддерживал начинающего писателя в литературной среде Петербурга, но и подарил ему сюжеты "Ревизора" и "Мертвых душ".

Пьеса "Ревизор", впервые поставленная на сцене в мае 1836 года, была благосклонно принята самим государем-императором, который в обмен на экземпляр книги подарил Гоголю бриллиантовый перстень. Однако критики оказались не столь щедрыми на похвалы. Пережитое разочарование стало началом затяжной депрессии писателя, который в этом же году уехал за границу "размыкать тоску".

Впрочем, решение об отъезде трудно объяснить только реакцией на критику. Гоголь собрался в путешествие еще до премьеры "Ревизора". Он уехал за границу в июне 1836-го, исколесил чуть ли не всю Западную Европу, дольше всего пробыв в Италии. В 1839 году писатель возвращался на родину, но через год вновь объявил друзьям об отъезде и пообещал привезти в следующий раз первый том "Мертвых душ".

В один из майских дней 1840 года Гоголя провожали его друзья Аксаков, Погодин и Щепкин. Когда экипаж скрылся из виду, они заметили, что черные тучи заволокли половину неба. Внезапно сделалось темно, и друзьями овладели мрачные предчувствия о судьбе Гоголя. Как оказалось, неслучайно…

Болезнь

В 1839 году в Риме Гоголь схватил сильнейшую болотную лихорадку (малярию). Ему чудом удалось избежать смерти, но тяжелая болезнь привела к прогрессирующему душевному и физическому расстройству здоровья. Как пишут некоторые исследователи жизни Гоголя, болезнь писателя. У него начали случаться припадки и обмороки, что характерно для малярийного энцефалита. Но самым страшным для Гоголя были видения, посещавшие его во время болезни.

Как писала сестра Гоголя Анна Васильевна, за границей писатель надеялся получить от кого-нибудь "благословение", и когда проповедник Иннокентий подарил ему образ Спасителя, то писатель воспринял его как знак свыше ехать в Иерусалим, к Гробу Господню.

Однако пребывание в Иерусалиме не принесло ожидаемого результата. "Ещё никогда не был я так мало доволен состоянием сердца своего, как в Иерусалиме и после Иерусалима, - говорил Гоголь. - У Гроба Господня я был как будто затем, чтобы там на месте почувствовать, как много во мне холода сердечного, как много себялюбия и самолюбия".

Лишь ненадолго болезнь отступила. Осенью 1850 года, оказавшись в Одессе, Гоголь почувствовал себя лучше, он вновь стал бодрым и веселым как и прежде. В Москве он прочитал отдельные главы второго тома "Мертвых душ" своим друзьям, и, видя всеобщее одобрение и восторг, начал работать с удвоенной энергией.

Однако, как только второй том "Мертвых душ" был дописан, Гоголь ощутил опустошенность. Все больше им стал овладевать "страх смерти", которым когда-то мучился его отец.

Тяжелое состояние усугубляли беседы с фанатичным священником - Матвеем Константиновским, который укорял Гоголя в его мнимой греховности, демонстрировал ужасы Страшного суда, мысли о которых мучили писателя с раннего детства. Духовник Гоголя потребовал отречься от Пушкина, перед талантом которого Николай Васильевич преклонялся.

В ночь на 12 февраля 1852 года произошло событие, обстоятельства которого до сих пор остаются загадкой для биографов. Николай Гоголь молился до трех часов, после чего взял портфель, извлек из него несколько бумаг, а остальное велел бросить в огонь. Перекрестившись, он вернулся в постель и неудержимо заплакал.

Считается, что в ту ночь он сжег именно второй том "Мертвых душ". Однако позже рукопись второго тома нашли среди его книг. А то, что было сожжено в камине, до сих неясно, пишет "Комсомольская правда" .

После этой ночи Гоголь еще больше углубился в собственные страхи. Он страдал тафефобией - боязнью быть заживо похороненным. Этот страх был столь силен, что писатель неоднократно отдавал письменные поручения хоронить его только тогда, когда появятся явные признаки трупного разложения.

В то время врачи не могли распознать его психическое заболевание и лечили снадобьями, которые только ослабляли его. Если бы медики своевременно начали лечить его от депрессии, писатель прожил гораздо дольше, пишет Седмица.Ru , цитируя доцента Пермской медицинской академии М. И. Давидова, проанализировавшего сотни документов, изучая болезнь Гоголя.

Тайна черепа

Николай Васильевич Гоголь умер 21 февраля 1852 года. Его похоронили на кладбище Свято-Данилова монастыря, а в 1931 монастырь и кладбище на его территории были закрыты. Когда останки Гоголя переносили на , обнаружили, что из гроба покойного украден череп.

По версии профессора Литературного института, писателя В.Г.Лидина, присутствовавшего на вскрытии могилы, череп Гоголя был извлечен из могилы в 1909 году. В том году меценат и основатель театрального музея Алексей Бахрушин подговорил монахов добыть для него череп Гоголя. "В Бахрушинском театральном музее в Москве имеются три неизвестно кому принадлежащие черепа: один из них, по предположению, - череп артиста Щепкина, другой - Гоголя, о третьем - ничего не известно", - писал Лидин в своих воспоминаниях "Перенесение праха Гоголя".

Слухи об украденной голове писателя позднее мог использовать Михаил Булгаков, большой почитатель таланта Гоголя, в своем романе "Мастер и Маргарита". В книге он написал об украденной из гроба голове председателя правления МАССОЛИТа, отрезанной трамвайными колесами на Патриарших прудах.

Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

Одной из самых мистических личностей в русской литературе является Н. В. Гоголь. Он был при жизни скрытным человеком и унес с собою множество тайн. Зато оставил гениальные произведения, в которых сплетаются фантастика и реальность, прекрасное и отталкивающее, смешное и трагичное.

Здесь летают ведьмы на метле, влюбляются друг в друга парубки и панночки, принимает напыщенный вид мнимый ревизор, Вий поднимает налитые свинцом веки и убегает от А писатель неожиданно прощается с нами, оставляя в восхищении и недоумении. Сегодня мы поговорим о последней его шараде, оставленной потомкам, - тайне могилы Гоголя.

Детство писателя

Гоголь появился на свет в Полтавской губернии 1 марта 1809 года. До него в семье уже рождалось двое мертвых мальчиков, поэтому о рождении третьего родители молились Николаю Чудотворцу и назвали первенца в его честь. Гоголь был болезненным ребенком, над ним много тряслись и любили больше других детей.

От матери ему передались религиозность и склонность к предчувствиям. От отца - мнительность и любовь к театру. Мальчика влекли тайны, страшные истории, вещие сны.

В 10 лет его с младшим братом Иваном отправили в Полтавское училище. Но обучение длилось недолго. Брат умер, что сильно потрясло маленького Николая. Его перевели в Нежинскую гимназию. Среди сверстников мальчик отличался любовью к розыгрышам и скрытностью, за что его называли Таинственный Карло. Так рос писатель Гоголь. Его творчество и личная жизнь во многом определились первыми детскими впечатлениями.

Художественный мир Гоголя - творение сумасшедшего гения?

Произведения писателя удивляют своей фантасмагоричностью. На их страницах оживают ужасающие колдуны ("Страшная месть"), восстают по ночам ведьмы во главе с чудищем Вием. Но вместе с нечистью ожидают нас и карикатурные картины на современное общество. Приезжает в город новый ревизор, покупаются Чичиковым мертвые души, показывается русская жизнь с предельной честностью. А рядом - абсурд "Невского проспекта" и знаменитого "Носа". Как родились в голове писателя Николая Васильевича Гоголя эти образы?

Исследователи творчества до сих пор теряются в догадках. Много теорий связано с сумасшествием писателя. Известно, что он страдал от болезненных состояний, во время которых наблюдались перепады настроения, крайнее отчаяние, обмороки. Возможно, нарушенное мышление и побудило Гоголя написать столь яркие, необычные произведения? Ведь после перенесенных страданий наступали периоды творческого вдохновения.

Однако психиатры, изучавшие творчество Гоголя, не находят признаков помешательства. По их мнению, страдал писатель от депрессии. Безысходная печаль, особая чувствительность свойственны многим гениальным личностям. Именно это помогает им глубже осознавать окружающую реальность, показывать ее с неожиданных сторон, поражая читателя.

Писатель был застенчивым и закрытым человеком. К тому же он обладал хорошим чувством юмора и обожал розыгрыши. Все это породило множество легенд о нем. Так, излишняя религиозность заставляет предположить, что Гоголь мог состоять в секте.

Еще больше толков вызывает тот факт, что писатель не был женат. Есть предание, что в 1840-х годах он делал предложение графине А. М. Вильегорской, но получил отказ. Ходила молва и о платонической любви Николая Васильевича к замужней даме А. О. Смирновой-Россет. Но все это слухи. Как и разговоры о гомосексуальных склонностях Гоголя, от которых он якобы пытался избавиться с помощью аскез и молитв.

Много вопросов вызывает смерть писателя. Мрачные мысли и предчувствия одолевали его после окончания второго тома "Мертвых душ" в 1852 г. В те дни он общался с духовником Матвеем Константиновским. Последний убеждал Гоголя отказаться от греховной литературной деятельности и уделять больше времени духовным исканиям.

За неделю до Великого поста писатель подвергает себя жесточайшей аскезе. Он почти не ест и не спит, что негативно отражается на здоровье. В ночь на он сжигает в камине бумаги (предположительно - второй том "Мертвых душ"). С 18 февраля Гоголь не встает с постели и готовится к смерти. 20 февраля врачи принимают решение начать принудительное лечение. Утром 21 февраля писатель умирает.

Причины смерти

Как умер писатель Гоголь, гадают до сих пор. Ему было всего 42 года. Несмотря на плохое самочувствие в последнее время, такого исхода никто не ожидал. Точный диагноз врачи не смогли поставить. Все это породило множество слухов. Рассмотрим некоторые их них:

  1. Самоубийство. Перед кончиной Гоголь по собственной воле отказался от еды и вместо сна молился. Он сознательно готовился к смерти, запретил лечить себя, не слушал увещеваний друзей. Возможно, он ушел из жизни по собственной воле? Однако для человека религиозного, боящегося ада и дьявола, это не представляется возможным.
  2. Психическая болезнь. Возможно, причиной такого поведения Гоголя стало помутнение рассудка? Незадолго до трагических событий скончалась Екатерина Хомякова, сестра близкого друга писателя, к которой он был привязан. 8-9 февраля Николаю Васильевичу приснилась собственная смерть. Все это могло пошатнуть его неустойчивую психику и привести к излишне суровому аскетизму, последствия которого оказались ужасающими.
  3. Неправильное лечение. Гоголю долго не могли поставить диагноз, подозревая то кишечный тиф, то воспаление желудка. Наконец, консилиум лекарей постановил, что у больного менингит, и подверг его недопустимым при таком диагнозе кровопусканиям, теплым ваннам, холодным обливаниям. Все это подорвало и так ослабленный долгим воздержанием от пищи организм. Писатель скончался от сердечной недостаточности.
  4. Отравление. По другим источникам, врачи могли спровоцировать интоксикацию организма, троекратно выписав Гоголю каломель. Это было вызвано тем, что к писателю приглашали разных специалистов, которые не знали о других назначениях. В результате больной скончался от передозировки.

Похороны

Как бы то ни было, но 24 февраля состоялось погребение. Оно было общественным, хотя друзья писателя возражали против этого. Могила Гоголя первоначально находилась в Москве на территории Свято-Даниловского монастыря. Гроб принесли сюда на руках после отпевания в церкви мученицы Титианы.

По воспоминаниям очевидцев, на месте, где находится могила Гоголя, внезапно появился черный кот. Это вызвало много толков. Поползли предположения, что душа писателя переселилась в мистическое животное. После погребения кот бесследно исчез.

Николай Васильевич запретил ставить памятник на своей могиле, поэтому был установлен крест с цитатой из Библии: "Горьким словом моим посмеюся". Его основой стал гранитный камень, привезенный из Крыма К. Аксаковым ("Голгофа"). В 1909 году, в честь столетия со дня рождения писателя, могилу реставрировали. Была установлена чугунная ограда, а также саркофаг.

Вскрытие могилы Гоголя

В 1930 году Даниловский монастырь был закрыт. На его месте решено было устроить приемник-распределитель для несовершеннолетних преступников. Кладбище срочно реконструировали. В 1931 году могилы таких выдающихся людей, как Гоголь, Хомяков, Языков и др., были вскрыты и перенесены на Новодевичье кладбище.

Происходило это в присутствии представителей культурной интеллигенции. Согласно воспоминаниям писателя В. Лидина, на место, где похоронили Гоголя, они прибыли 31 мая. Работы заняли весь день, так как гроб находился глубоко и вставлен в склеп через специальное боковое отверстие. Останки обнаружили с наступлением сумерек, поэтому не было сделано никаких фотографий. В архивах НКВД хранится акт вскрытия, в котором не содержится ничего необычного.

Однако, согласно слухам, это было сделано для того, чтобы не поднимать шум. Картина, открывшаяся присутствующим, потрясла всех. По Москве немедленно поползла страшная молва. Что же увидели люди, присутствовавшие на Даниловском кладбище в тот день?

Похороненный заживо

В устных беседах В. Лидин рассказывал, что в могиле Гоголь лежал, повернув К тому же обшивка гроба была исцарапана изнутри. Все это послужило поводом для ужасных предположений. Что, если писатель впал в летаргический сон и его похоронили живым? Возможно, очнувшись, он пытался выбраться из могилы?

Интерес подогревал тот факт, что Гоголь страдал тофефобией - страхом быть погребенным заживо. В 1839 году в Риме он перенес тяжелейшую малярию, что привело к поражению мозга. С тех пор у писателя наблюдались обмороки, переходящие в длительный сон. Он очень боялся, что в таком состоянии его примут за мертвого и похоронят раньше времени. Поэтому перестал спать в постели, предпочитая дремать полусидя на диване или в кресле.

В своем завещании Гоголь приказывал не хоронить его до появления явных признаков смерти. Так возможно ли, что воля писателя не была выполнена? Правда ли, что Гоголь перевернулся в могиле? Специалисты уверяют, что это невозможно. В качестве доказательств они указывают на следующие факты:

  • Смерть Гоголя была зафиксирована пятью лучшими врачами того времени.
  • Николай Рамазанов, снимавший с великого тезки знал о его страхах. В своих воспоминаниях он констатирует: писатель, к сожалению, спал вечным сном.
  • Череп мог быть повернут из-за смещения крышки гроба, что нередко случается с течением времени, либо во время переноски на руках к месту захоронения.
  • Разглядеть царапины на истлевшей за 80 лет обивке было невозможно. Это слишком большой срок.
  • Устные рассказы В. Лидина противоречат его письменным воспоминаниям. Ведь, согласно последним, тело Гоголя было найдено без черепа. В гробу лежал только скелет в сюртуке.

Легенда о пропавшем черепе

Об обезглавленном теле Гоголя, кроме В. Лидина, упоминают присутствовавшие при вскрытии археолог А. Смирнов, а также В. Иванов. Но стоит ли верить им? Ведь историк М. Барановская, стоявшая рядом с ними, видела не только череп, но и сохранившиеся на нем светло-каштановые волосы. А литератор С. Соловьев не разглядел ни гроба, ни праха, зато обнаружил в склепе вентиляционные трубы на случай, если умерший воскреснет и ему понадобится чем-то дышать.

Тем не менее история о пропавшем черепе была настолько "в духе" автора Вия, что получила свое развитие. Согласно легенде, в 1909 году, во время реставрации могилы Гоголя, коллекционер А. Бахрушин уговорил монахов Даниловского монастыря выкрасть голову писателя. За хорошее вознаграждение они отпилили череп, и он занял свое место в театральном музее нового хозяина.

Тот хранил его тайно, в саквояже патологоанатома, среди медицинских инструментов. Уйдя из жизни в 1929 году, Бахрушин унес с собой тайну местонахождения черепа Гоголя. Впрочем, могла ли история великого фантасмагорика, которым являлся Николай Васильевич, закончиться на этом? Безусловно, ей было придумано продолжение, достойное пера самого мастера.

Поезд-призрак

Однажды к Бахрушину пришел внучатый племянник Гоголя, лейтенант флота Яновский. Он прослышал про украденный череп и, угрожая заряженным оружием, потребовал вернуть его семье. Бахрушин отдал реликвию. Яновский решил похоронить череп в Италии, которую Гоголь очень любил и считал вторым домом.

В 1911 году в Севастополь прибыли корабли из Рима. Их целью было забрать останки соотечественников, погибших в период Крымской кампании. Яновский уговорил капитана одного из судов, Боргозе, захватить с собою ларец с черепом и передать русскому послу в Италии. Тот должен был захоронить его по православному обряду.

Однако Боргозе не успел встретиться с послом и отправился в очередное плавание, оставив необычный ларец в своем доме. Младший брат капитана, студент Римского университета, обнаружил череп и задумал попугать друзей. Ему предстояла поездка в веселой компании через самый длинный туннель того времени на Римском экспрессе. Молодой повеса прихватил череп с собой. Перед тем как поезд въехал в толщу гор, он открыл ларец.

Тут же состав окутал необычный туман, среди присутствующих началась паника. Боргозе-младший и еще один пассажир на полном ходу спрыгнули с поезда. Остальные испарились вместе с Римским экспрессом и черепом Гоголя. Поиски состава не увенчались успехом, тоннель поспешили замуровать. Но в последующие годы поезд видели в разных странах, в том числе на Полтаве, родине писателя, и в Крыму.

Возможно ли, что там, где похоронили Гоголя, находится лишь его прах? В то время как дух писателя странствует по миру в призрачном поезде, так и не обретя покоя?

Последнее пристанище

Сам Гоголь хотел быть упокоенным с миром. Поэтому оставим легенды любителям фантастики и перенесемся на Новодевичье кладбище, где были перезахоронены останки писателя 1 июня 1931 года. Известно, что перед очередным погребением почитателями таланта Николая Васильевича были выкрадены "на память" куски сюртука, обувь и даже кости усопшего. В. Лидин признавался, что лично он взял частичку от одежды и поместил ее в переплет "Мертвых душ" первого издания. Все это, конечно, ужасно.

Вместе с гробом на Новодевичьем кладбище были перевезены оградка и камень "Голгофа", служивший основой для креста. Сам крест на новом месте устанавливать не стали, так как советская власть была далека от религии. Где он теперь, неизвестно. Более того, в 1952 году на месте могилы был поставлен бюст Гоголя работы Н. В. Томского. Это было сделано вопреки завещанию писателя, который, как человек верующий, призывал не почитать его прах, а молиться о душе.

Голгофу отправили в мастерскую гранильщиков. Там камень нашла вдова Михаила Булгакова. Ее муж считал себя учеником Гоголя. В трудные минуты он часто ходил к его памятнику и повторял: "Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью". Женщина решила установить камень на могиле Булгакова, чтобы и после смерти Гоголь незримо оберегал его.

В 2009 году, к 200-летнему юбилею Николая Васильевича, было решено вернуть месту его захоронения первоначальный вид. Памятник демонтировали и передали в Исторический музей. Черный камень с бронзовым крестом вновь установили на могиле Гоголя на Новодевичьем кладбище. Как найти это место, чтобы почтить память великого писателя? Могила находится в старой части кладбища. С центральной аллеи следует свернуть направо и найти 12-й ряд, участок № 2.

Могила Гоголя, как, впрочем, и его творчество, таят в себе множество тайн. Разгадать их все вряд ли удастся, да и нужно ли? Своим близким писатель оставил завет: не скорбеть о нем, не связывать его с прахом, который грызут черви, не беспокоиться о месте захоронения. Он хотел увековечить себя не в гранитном памятнике, а в своем творчестве.

«В минуту закипел самовар, был разведен алебастр и лицо Гоголя было им покрыто. Когда я ощупывал ладонью корку алебастра - достаточно ли он разогрелся и окреп, то невольно вспомнил завещание (в письмах к друзьям), где Гоголь говорит, чтобы не предавали тело его земле, пока не появятся в теле все признаки разложения. После снятия маски можно было вполне убедиться, что опасения Гоголя были напрасны; он не оживет, это не летаргия, но вечный непробудный сон», - сообщал о проделанной работе скульптор Николай Рамазанов литератору Нестору Кукольнику в письме от 22 февраля 1852 года.

Слухи же о том, что Гоголь перевернулся в гробу, появились после перезахоронения останков писателя - с ликвидируемого кладбища Свято-Даниловского монастыря на кладбище монастыря Новодевичьего: 31 мая 1931 года вскрыли могилу и обнаружили, что голова писателя наклонена влево. Что многими исследователями объясняется просто: работы велись почти через 80 лет после погребения, к тому времени доски гроба прогнили и просели под тяжестью земли, надавив в первую очередь на череп, из-за чего он повернулся. Или же его так задела сместившаяся, опять-таки под тяжестью земли, крышка.

Свою лепту в разговоры про переворот Гоголя внесли писатели, присутствовавшие тогда при эксгумации. Мало того, объявили о том, что в могиле классика вообще не было черепа. Владимир Лидин, к примеру, оставил такой мемуар: «Вот что представлял собой прах Гоголя: черепа в гробу не оказалось, и останки Гоголя начинались с шейных позвонков: весь остов скелета был заключён в хорошо сохранившийся сюртук табачного цвета; под сюртуком уцелело даже бельё с костяными пуговицами; на IX были башмаки, тоже полностью сохранившиеся; только дратва, соединяющая подошву с верхом, прогнила на носках, и кожа несколько завернулась кверху, обнажая кости стопы. Башмаки были на очень высоких каблуках, приблизительно 4-5 сантиметров, это даёт безусловное основание предполагать, что Гоголь был невысокого роста. Когда и при каких обстоятельствах исчез череп Гоголя, остаётся загадкой. При начале вскрытия могилы, на малой глубине, значительно выше склепа с замурованным гробом, был обнаружен череп, но археологи признали его принадлежавшим молодому человеку» («Перенесение праха Гоголя», 1946). Он же приводил версию, что череп выкрали при реставрации могилы писателя в 1909 году и - по заказу купца Алексея Бахрушина, мецената и основателя театрального музея, ныне носящего его имя. В коллекции этого собирателя, как утверждали злые языки, имелся еще и череп актера Щепкина...

Позже Лидин рассказывал студентам Литинститута, где преподавал в 70-е годы, что череп у Гоголя все же был, но - повернутый. Что заставило изначально сочинять эти небылицы? Скорее всего, это были попытки как-то сгладить собственное неприглядное поведение: некоторые из присутствовавших при вскрытии могилы литераторов пытались утащить от останков по клоку себе на память. Сам Лидин одно время хвастал, что якобы отрезал от гоголевского сюртука кусок, который использовал для футляра под первое издание «Мертвых душ». И наблюдавший перезахоронение Всеволод Иванов возмущался, что такие писатели не могут зваться высокодуховными людьми. За что, видимо, «высокодуховные люди» после приписали ему кражу гоголевского ребра...

В 80-е годы писатель Юрий Алехин, у которого все тот же Лидин вел семинар прозы и от которого он лично слышал, что череп в гробе все же был, работал в Литературном музее и предпринял собственное расследование по окончательному «возвращению» головы на место - в очередной раз и снова не без участия литераторов (Юрия Бондарева, Андрея Вознесенского) пошли слухи о том, что покойному Гоголю лежалось не спокойно. В частности, Алехин нашел в ЦГАЛИ результаты экспертизы, проведенной сотрудниками НКВД при вскрытии могилы - там и намека на нечто подобное нет.

Точку же в «истории с переворотом» поставил известный литературовед, главный редактор академического полного собрания сочинений Н.В. Гоголя, профессор РГГУ Юрий Манн, относительно недавно обнаруживший в рукописном отделе РНБ (бывшей библиотеки им. Салтыкова-Щедрина) оригинал письма скульптора Рамазанова, снимавшего посмертную маску с лица Гоголя - отрывок из него и процитирован здесь в самом начале.

А перипетии с гоголевским черепом все-таки нашли свое отражение в литературе. Не случайно же, говорят, Михаил Булгаков отрезал в своей знаменитой книге Берлиозу голову трамваем, которую затем похитили из гроба. А писатель Анатолий Королев в том числе и об этом целый роман сочинил - «Голова Гоголя» (1992).

Тайна смерти Гоголя до сих пор не дает покоя как огромному количеству ученых и исследователей, так и простым людям, среди которых даже те, кто далек от мира литературы. Наверное, именно такая всеобщая заинтересованность и повсеместное обсуждение с множеством самых разных предположений и послужили тому, что вокруг смерти писателя возникло столько легенд.

Несколько фактов из биографии Гоголя

Николай Васильевич прожил короткую жизнь. Родился он в 1809 году в Полтавской губернии. Смерть Гоголя пришлась на 21 февраля 1852 года. Похоронен он был в Москве, на кладбище, расположенном на территории Данилова монастыря.

Он учился в престижной гимназии, однако там, как он считал вместе со своими друзьями, ученики получали недостаточно знаний. Поэтому будущий писатель тщательно занимался самообразованием. Одновременно с этим, Николай Васильевич уже тогда пробовал себя в писательской деятельности, правда, работал в основном в стихотворной форме. Гоголь проявлял интерес и к театру, особенно его привлекали комические произведения: уже в школьные годы он обладал непревзойденным чувством юмора.

Как утверждают специалисты, вопреки сложившемуся мнению, у Гоголя не было шизофрении. Однако он страдал маниакально-депрессивным психозом. Болезнь эта проявляла себя по-разному, но самое сильное ее проявление состояло в том, что Гоголь панически боялся, что его похоронят заживо. Он даже в кровать не ложился: ночи и часы дневного отдыха проводил в креслах. Этот факт оброс огромным количеством домыслов, из-за чего в головах многих сложилось мнение, что все именно так и произошло: писатель, мол, уснул летаргическим сном, и его похоронили. Но это вовсе не так. Официальной версией уже долгое время является то, что смерть Гоголя имела место быть еще до его погребения.

В 1931 году было решено раскопать могилу, дабы опровергнуть распространившиеся тогда слухи. Однако на поверхность опять всплыла ложная информация. Говорили, что тело Гоголя находилось в неестественной позе, а внутренняя обшивка гроба была исцарапана ногтями. Тот же, кто способен хоть немного проанализировать ситуацию, конечно, усомнится в этом. Дело в том, что за 80 лет гроб вместе с телом если и не полностью разложился в земле, то уж точно не сохранил бы никаких следов и царапин.

Загадкой является и непосредство смерть Гоголя. Последние несколько недель жизни писатель чувствовал себя очень плохо. Ни один врач тогда не мог объяснить, в чем же причина быстрого увядания. Из-за чрезмерной религиозности, особенно обострившейся в последние годы жизни, в 1852 году Гоголь начал пост на 10 дней раньше положенного срока. При этом он свел потребление пищи и воды к абсолютному минимуму, доведя себя тем самым до полного изнеможения. Не влияли на Гоголя даже уговоры друзей, умолявших его вернуться к нормальному образу жизни.

Даже спустя столько лет Гоголь, смерть которого для многих стала настоящим потрясением, остается одним из самых читаемых писателей не только на постсоветском пространстве, но и во всем мире.

Тайны смерти Николая Гоголя

Судьба Николая Васильевича Гоголя до сих пор поражает своей мистической стороной. Его жизнь, кажется, состоит из случайностей и загадок. Но больше всего интересна тайна его смерти, не раскрытая до сих пор.

Широко известно, что Николай Гоголь страдал так называемой тафофобией - боязнью быть похороненным заживо. Мы знаем это не только из сообщений современников, но и из личных дневников писателя. Появился у него этот страх в молодости, после того как он переболел малярийным энцефалитом. Болезнь протекала очень тяжело и сопровождалась глубокими обмороками. Гоголь очень боялся, что во время одного из таких приступов его примут за мертвого и похоронят заживо. Уже в последние годы жизни этот страх достиг своего апогея - писатель практически не спал и никогда не ложился в кровать. Максимум, что он мог себе позволить - вздремнуть в кресле.

Сейчас всё чаще говорят, что страхи Гоголя оправдали себя, и писателя действительно похоронили заживо. Слухи эти пошли после перезахоронения тела Гоголя. После вскрытия гроба было замечено, что скелет лежит в неестественном положении - слегка наклонившись вбок. Также говорят и о том, что крышка гроба писателя была расцарапана изнутри, что наводит на мысли о том, что похороненный человек всё же был жив. Однако это всего лишь слухи и трудно понять, что из них действительно правда.

Известна любопытная история, которую до сих пор рассказывают на могиле Николая Васильевича. В 1940 году скончался другой знаменитый русский писатель, Михаил Булгаков, всегда считавший себя учеником Николая Гоголя. Его жена, Елена Сергеевна, пошла выбирать камень на надгробие покойному мужу. Случайным образом, из груды заготовочных могильных плит она выбрала только одну. Её приподняли, чтобы выгравировать на ней имя писателя, но тут же поняли, что на ней уже есть другое имя. Когда они разглядели, что там написано, они удивились еще больше - стало очевидно, что это надгробный камень, пропавший с могилы Гоголя. Таким образом Гоголь как будто дал знак родственникам Булгакова, что он наконец-то воссоединился со своим выдающимся учеником.

По сей день никто не может узнать истинную причину смерти великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя. По официальной версии Николай Васильевич умер в 8 часов утра 21 февраля 1852 года, в Москве. Но существует так же множество версий, выдвинутых, как современниками писателя, так и исследователями, жившими гораздо позже. Многие версии противоречат друг другу, во многих доказывается, что дата смерти была намного позднее, а некоторые ученые вообще утверждают, что великого русского классика похоронили еще живым.

Начнем с официальной версии и последних дней жизни писателя. За несколько дней до смерти Гоголь перестает выходить из дома, почти не принимает пищу и почти не спит. В ночь с 11 на 12 февраля 1852 года он сжигает второй том Мертвых душ. Все это время ему помогают врачи и родные, но сам писатель уже готовится к смерти и просит его не беспокоить. Тем ни менее 20 февраля собирается консилиум и писателя собираются принудительно лечить, в результате писатель все-таки умирает. Похороны проходили 24 февраля 1852 года на кладбище Данилова монастыря в Москве.
Наряду с тысячами бессмертных произведений, оставленных писателем, так же остались и тысячи версий его гибели.
Одной из версий смерти Н.В. Гоголя была душевная травма в связи с скоротечной кончиной сестры близкого друга.
Еще одна не менее оригинальная версия, что Гоголь покончил с собой. Она очень легко опровергается в связи с сильной верой писателя. Для него это был страшный грех.
Так же оригинальной является версия смерти от недостатка кислорода в связи с погребением заживо. Этот вывод был сделан на основе эксгумации после 80 лет захоронения. Писатель В. Лидин стал первым источником информации об эксгумации Гоголя. Именно он заявил, что гроб писателя хорошо сохранился, обивка гроба изнутри была изодрана и расцарапана, в гробу же был неестественно скрученный скелет с повернутой головой.
И в 1852 году Гоголь умер по весьма мистическим, до настоящего времени спорным обстоятельствам.

Николай Васильевич Гоголь был большим любителем розыгрышей. Покинув этот мир, он оставил нам немало удивительных, порой мистических, загадок.

Как известно, авторитетные профессора медицины, вызванные к постели умирающего писателя, не смогли найти причину его стремительного угасания. Предположения были самые разные - от менингита, брюшного тифа или малярии - до душевного помешательства или религиозной мании.

Источники: fb.ru, pwpt.ru, kokay.ru, medconfer.com, video.sibnet.ru

Одежда средневекового рыцаря

Это были очень тяжелые боевые костюмы, а меч, который так любили все средневековые конные воины, еще...

Правление Владимира, сына Святослава

Князь Владимир был сыном Святослава, внуком Игоря и святой Ольги, правнуком же Рюрика, призванного на княжение из варягов. ...

Асгард – город богов

Асгард – город богов. Поэтому вместе с Одином землей и небом правят еще двенадцать богов-асов. Старший...