— Секрет целительной энергии созданной Моцартом музыки.

  • 02.04.2019

Музыка не только приносит нам радость, но и помогает стать умнее. С этой мыслью готовы согласиться многие из нас, впрочем, мало кто понимает, как именно. Судя по данным исследований, у ученых до сих пор нет четкого ответа. Зато есть ответ на вопрос, почему до сих пор ни один композитор не придумал «идеальной мелодии для умных».

Классика для мозга

Воздействие музыки на мозг волновало ученых не одно столетие. Этот вопрос стал актуальнее, когда проигрыватели виниловых пластинок и кассетные плееры принесли музыку в каждый дом, а потом и в каждый карман. Не говоря уже о современности, когда безграничный поток музыки на любой вкус доступен всюду, где есть интернет.

В 1991 году появилась книга французского отоларинголога Альфреда Томатиса (Alfred Tomatis) «Почему Моцарт?» . Автор утверждал, что именно прослушивание классической музыки австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта позволяет мозгу концентрироваться. Дело в том, утверждал Томатис, что тот писал свои произведения на определенной тоновой высоте, которая гармонизирует мозговые волны.

В 1993 году калифорнийские ученые Френсис Раушер, Кэтрин Кай и Гордон Шо (Frances Rauscher, Catherine Ky, Gordon Shaw) поставили эксперимент, чтобы опытным путем проверить, как музыка Моцарта влияет на интеллект.

В эксперименте приняли участие 36 студентов, поделенных на три группы. Первая группа в течение нескольких минут слушала Сонату для двух фортепиано ре мажор, К 448. Второй группе была предложена аудиоинструкция по релаксации. Участники третьей проводили время в тишине. После этого все испытуемые прошли тест IQ.

Оказалось, что у группы, которая слушала Моцарта, показатели пространственного мышления в среднем улучшились на 8-9 пунктов. Правда, длился эффект недолго: через 10-15 минут IQ вернулся к своему прежнему уровню.

Доклад о результатах исследования был опубликован в научном журнале Nature и вызвал интерес не только у специалистов, но и в обществе в целом. Хотя авторы доклада подчеркивали, что эффект «улучшения интеллекта» был кратким и затронул лишь одну из сфер - пространственно-абстрактную, общественность воодушевилась идеей поумнеть с помощью музыки. В итоге спрос на Моцарта в США неимоверно вырос.

Отсюда развилась идея - не основанная вообще ни на чем, кроме как на слухах, - что прослушивание музыки Моцарта с первых месяцев жизни влияет на формирование интеллекта. В 1998 году губернатор штата Джорджия даже распорядился вручать всем родителям новорожденных CD с произведениями композитора. Будущие американские мамы укладывались спать под симфонии и сонаты, придвигая динамики поближе к животу.

Моцарт не важен

Но в 1999 году все изменилось. В журнале Nature вышла гарвардского психолога Кристофера Чабриса (Christopher Chabris) «Прелюдия или реквием для «эффекта Моцарта?».

Родителям, которые ставят Моцарта детям, автор рассказал неутешительный факт: нет вообще никаких научных данных о пользе классических мелодий для раннего развития.

Чабрис рассказал о результатах новых экспериментов с музыкой. Если кто-либо в группе испытуемых предпочитал Моцарту, скажем, Ференца Листа, то именно от прослушивания музыки любимого композитора у слушателя возникал эффект краткосрочного улучшения мозговой активности.

Это позволило ученым предположить, что дело вовсе не в классике, а в удовольствии, которое участники эксперимента испытывают при прослушивании своей любимой музыки. Именно оно и заставляет наш мозг работать лучше.

И тем не менее остается вопрос: почему одна музыка вызывает «эффект Моцарта», а другая - нет? В поисках ответа ученые расширили поле экспериментов. Они стремились описать влияние музыки разных жанров на мозг, а также конкретизировать эмоциональный эффект от прослушивания музыки.

В этом направлении преуспел нейробиолог и психолог Дэниел Левитин (Daniel Levitin), почетный профессор Университета Макгилла в Монреале (Канада). Левитин - страстный меломан, музыкант и музыкальный продюсер. Большую часть своих работ посвятил исследованию когнитивных и эмоциональных эффектов, которые вызывает музыка. В 2007 году вышла его книга «Это твой мозг, помешанный на музыке», основанная на экспериментах, которые автор ставил в лаборатории Университета Макгилла. В том же году вышла работа британского невролога и нейропсихолога Оливера Сакса «Музыкофилия».

Музыка - это мы

Обе книги оказались в списке бестселлеров The New York Times. Основная их идея заключалась в том, что восприятие музыки - это не «побочный» и, в общем-то, бесполезный процесс для эволюции.

Напротив, способность воспринимать мелодии и совместно получать от них удовольствие - важнейший механизм социализации древних людей, утверждали авторы. По их мнению, способность радоваться музыке делала людей умнее и сплоченнее.

Работы Левитина и Сакса многие критиковали за слишком «попсовую» подачу научных фактов, которые неизбежно страдают, если объяснять их простыми словами. Тем не менее авторам удалось донести до множества людей одну важную мысль: музыка - это не таинственная «пилюля», которая способна превратить всех нас в гениев.

Каждый мозг реагирует на мелодии по-своему, так что идеального «композитора для ума», к счастью для нас всех, не существует.

Перед соревнованиями многие профессиональные бегуны слушают музыку с четким ритмом, чтобы сконцентрироваться и привести тело в тонус еще до начала забега. Это доказанный эффект, утверждает Левитин в одной из своих лекций . Но ни один спортсмен не выиграет без обычных тренировок.

Так что если вы хотите, чтобы музыка помогала вашему мозгу, сделайте свою музыкальную и интеллектуальную жизнь разнообразной. И еще научитесь понимать музыку: обратите внимание на гармонию звуков, и, возможно, они откроют вам гораздо больше, чем просто куплет и припев.

Экология потребления. Познавательно: Ритмы, мелодии и высокие частоты музыки Моцарта стимулируют и загружают творческие и мотивационные области головного мозга...

Самая необыкновенная музыка - у Моцарта: не быстрая и не медленная, плавная, но не занудная, и очаровательная в своей простоте. Этот музыкальный феномен, до конца еще не объясненный, так и назвали "эффект Моцарта".

Популярный актер Жерар Депардье испытал его в полной мере. Дело в том, что приехавший покорять Париж юный Жеже, плохо владел французским и к тому же заикался. Известный врач Альфред Томатис посоветовал Жерару каждый день по два часа как минимум слушать Моцарта! "Волшебная флейта" и в самом деле может творить чудеса - через несколько месяцев Депардье говорил как пел.

Уникальность и необыкновенная сила музыки Моцарта, скорее всего, объясняются его жизнью, в особенности обстоятельствами, которые сопровождали его появление на свет. Моцарт был зачат в редкой среде. Его предродовым существованием было ежедневное погружение в мир музыки. В доме звучала скрипка отца, который, безусловно, оказал колоссальное влияние на развитие нервной системы и пробуждение космических ритмов еще в утробе матери. Отец музыканта был капельмейстером, т. е. дирижером хоровых и музыкальных капелл в Зальцбурге, а его мать, дочь музыканта, сыграла колоссальную роль в его музыкальном развитии. Она пела песни и серенады еще на этапе беременности. Моцарт родился буквально вылепленным из музыки.

Мощь музыки Моцарта впервые привлекла общественное внимание благодаря новаторским исследованиям в Калифорнийском университете в начале 1990-х годов. В центре по нейробиологии города Ирвин, который занимается изучением процессов педагогики и памяти, группа исследователей начала изучать воздействие музыки Моцарта на студентов и подростков.

Френсис X. Раушер, доктор философии, и ее коллеги провели исследование, в котором тридцать шесть выпускников университета с факультета психологии тестировались на индекс пространственного интеллекта (по стандартной интеллектуальной шкале Стэнфор-да-Бине). Результат оказался на 8-9 пунктов выше у испытуемых, которые прослушивали в течение десяти минут Сонату для двух фортепиано ре-мажор Моцарта. Несмотря на то что эффект от прослушивания музыки продолжался всего десять - пятнадцать минут, группа доктора Раушер сделала вывод о том, что взаимосвязь между музыкой и пространственным мышлением настолько сильна, что даже простое прослушивание музыки может дать значительный эффект.

Музыка Моцарта способна "разогревать мозги", - предположил Гордон Шоу, физик-теоретик и один из исследователей, после того как были объявлены результаты. - Мы предполагаем, что сложная музыка возбуждает столь же сложные нервные модели, которые связаны с высшими формами умственной деятельности, такими как математика и . И наоборот, простая и монотонная навязчивая музыка может дать противоположный эффект.

На следующий день, после того как были опубликованы сообщения об открытиях в Ирвине, музыкальные магазины одного крупного города мгновенно распродали все записи сочинений Моцарта.

Хотя потом интерес к "эффекту Моцарта" немного пошел на убыль, поскольку несколько скептиков опубликовали свои сомнения насчет феномена. Но при более детальном изучении оказалось, что классическая музыка действительно имеет сильное влияние на человеческий мозг.

Все эксперименты по изучению феномена основаны на предположении, что музыка оказывает влияние на мозг на анатомическом уровне, делает его подвижнее. А для детей она может значить формирование нейронных сетей, оказать сильнейшее влияние на умственное развитие ребенка.

Многочисленные противники, пытаясь экспериментально доказать, что никакого "эффекта Моцарта" не существует, регулярно приходят к выводу об ошибочности своих суждений. Недавно еще один скептик изменил свое мнение насчет музыки Моцарта. Эрик Сайгел из колледжа Элмхерста в Иллинойсе воспользовался для этого тестом на пространственное мышление. Испытуемые должны были посмотреть на две буквы Е, одна из которых вращалась под углом по отношению к другой. И чем больше угол, тем труднее было определить, одинаковые буквы или разные. Миллисекунды, затраченные испытуемым на сравнение букв, и были той мерой, которой определялся уровень пространственного мышления субъекта. К удивлению Сайгеля, те испытуемые, которые перед тестом слушали Моцарта, определяли буквы гораздо точнее.

В Гарвардском университете другой скептик, психолог Кристофер Шабри, проанализировал 16 исследований "эффекта Моцарта", в которых в целом участвовали 714 человек. Он не обнаружил никакого благотворного влияния музыки великого композитора и пока пришел к выводу, что у испытуемых происходило вследствие явления, которое психологи называют "радостным возбуждением". Музыка улучшает настроение, а испытуемые - результаты тестов. Но Шабри решил продолжить серию экспериментов по изучению феномена, поэтому вполне возможно, что в скором времени лагерь сторонников "эффекта Моцарта" пополнится еще одним серьезным ученым.

Исследователи сделали вывод, что вне зависимости от вкусов или предыдущего опыта слушателей, музыка Моцарта неизменно производила на них успокаивающее действие, улучшала пространственное восприятие и возможность более ясно и четко выразить себя в процессе общения. Нет сомнений в том, что ритмы, мелодии и высокие частоты музыки Моцарта стимулируют и загружают творческие и мотивационные области головного мозга. опубликовано

Присоединяйтесь к нам в

Мы подвергли этих животных [крыс] в утробе матери и через шестьдесят дней после рождения различным видам слуховой стимуляции, а затем привели их в пространственный лабиринт. И, конечно, животные, подвергшиеся эффекту Моцарта, прошли лабиринт быстрее и с меньшим количеством ошибок. Теперь мы анатомируем животных и изучаем их мозг, чтобы нейро-анатомически точно выявить, что конкретно в мозгу изменилось от этого воздействия. Возможно, что интенсивное воздействие музыки оказывает подобные эффекты на пространственные области гиппокампа головного мозга. – Доктор Фрэнсис Раушер

То, что опыт детей в первые годы их жизни, в конечном счете определяет их схоластические способности, будущую карьеру, а также способность заводить любовные отношения, почти не подтвержден нейробиологией. – Джон Брюэр

Эффект Моцарта это термин, введенный Альфредом А.Томатисом для предполагаемого усиления развития мозга, происходящего у детей в возрасте до 3 лет, когда они слушают музыку Вольфганга Амадея Моцарта .

Идея эффекта Моцарта возникла в 1993 году в Калифорнийском университете в Ирвине у физика Гордона Шоу и Фрэнсис Раушер а, бывшего виолончелиста и специалиста по когнитивному развитию. Они изучали воздействие на несколько десятков студентов первых 10 минут «Сонаты для двух фортепиано ре мажор» (оп.448). Они обнаружили временное улучшение пространственно-временного мышления, если судить по шкале Стэнфорд-Бине. Многочисленные попытки повторить эти результаты проводились, но большинство из них оказались неудачными (Willingham 2006). Один из исследователей отметил, что «самое лучшее, что можно сказать о результатах их исследования, так это то, что прослушивание записей Моцарта на короткое время увеличивает IQ» (Линтон). Раушер продолжил изучать влияние эффекта Моцарта на крыс. Шоу и Раушер полагают, что прослушивание Моцарта улучшает пространственное мышление и память у людей.

В 1997 году Раушер и Шоу объявили, что получили научные доказательства того, что обучение игре на фортепиано и пению превосходят компьютерное обучение по развитию у детей навыков абстрактныого мышления.

Эксперимент включал в себя три группы дошкольников: одна группа получала частные уроки фортепьяно и пения, вторая группа получала частные уроки компьютера, третья группа не получала никакой подготовки. Те дети, которые проходили обучение игре на фортепьяно, показали результаты на 34% выше в тестах измерения пространственно-временных способностей, чем другие. Эти результаты показывают, что музыка однозначно развивает высшие функции мозга, необходимые для изучения математики, шахмат, науки и техники («Неврологические исследования», февраль 1997 года).

Шоу и Раушер дали толчок целой индустрии. Кроме того, они создали свой??собственный институт: Нейроинститут музыкального развития интеллекта (MIND). Они проводят многочисленные исследования, чтобы доказать удивительные эффекты музыки, они даже создали веб-сайт для отслеживания всех новостей, касающихся этих исследований.

Шоу и Раушер утверждают, что их работы была искажены. На самом деле, они показали, «что существуют структуры нейронов, которые возбуждаются один за другим и, что, кажется, есть участки мозга, которые реагируют на определенные частоты». Это не то же самое, что показать, будто прослушивание Моцарта повышает интеллект у детей. Тем не менее, Шоу не собирается ждать более убедительных доказательств, поскольку и без этого не испытывает недостатка в родителях, желающих повысить IQ собственных детей. Он выпустил книгу, а также компакт-диск с названием «Вспоминайте Моцарта». Этот диск можно заказать и купить в институте Шоу. Он и его коллеги уверены, что, поскольку пространственно-временное мышление играет существенную роль при решении когнитивных задач, стимуляция связанных с ним зон мозга при выполнении упражнений увеличит способности человека. Шоу и его сотрудники продают специальную компьютерную программу, которая при содействии бойкого мультипликационного пингвина способствует развитию пространственного мышления у всех желающих.

Шоу и Раушер дали толчок развитию целой индустрии, но СМИ и некритически настроенные люди породили альтернативную науку, поддерживающую эту индустрию. Преувеличенные и ложные утверждения о воздействии музыки стали настолько избитыми, что попытка их корректировки была бы бесполезной тратой времени. Например, Джамал Мунши, сотрудник университетской бизнес-администрации из округа Сонома, коллекционирует пикантные новости о дезинформации и легковерии. Он размещает их на своем сайте в рубрике «Странно, но факт». Там есть информация об экспериментах Шоу и Раушера, продемонстрировавших, что прослушивание сонаты Моцарта «увеличивает показатель научно-технических способностей студентов на 51 балл». На самом деле, Шоу и Раушер раздали бланки с тестами 36 студентам Калифорнийского университета и обнаружили, что при прослушивании музыки Моцарта участники демонстрировали временное улучшение на 8-9% своих личных показателей по сравнению с аналогичным тестированием, проводившимся после прослушивания релаксационной музыки. (Мунши также утверждает, что наука не может объяснить, как мухи летают. Ученые работают над этой важной проблемой , поэтому мы должны отдать им должное. Некоторые даже утверждают, что знают, как насекомые летают.)

Дон Кэмпбелл, сторонник взглядов Карлоса Кастанеды и П.Т. Барнума, преувеличивает и искажает работы Шоу, Раушера и других в свою пользу. Он сделал своей торговой маркой выражение «Эффект Моцарта» и торгует собой и своей продукцией на сайте www.mozarteffect.com . Кэмпбелл утверждает, что у него рассосался тромб в мозгу благодаря молитвам и воображаемой вибрирующей руке внутри правой стороны черепа. Легковерные сторонники альтернативной медицины не ставят под сомнение это утверждение, хотя оно является одним из утверждений, которые не могут быть доказаны или опровергнуты. Он мог бы также утверждать, что тромб рассосался благодаря ангелам. (Интересно, почему у него образовался тромб, если музыка так хорошо влияет на человека. Может быть, он слушал рэп?)

Утверждения Кэмпбелла о воздействии музыки по колоритности напоминают стиль рококо. И подобно рококо, они столь же искусственны. (Кэмпбелл заявляет, что музыка может исцелить от всех недугов). Он подает свои доказательства в повествовательной форме и неправильно их интерпретирует. Некоторые его результаты совершенно фантастичны.

Все его аргументы рушатся при малейшем вмешательстве здравого смысла. Если музыка Моцарта способна поправлять здоровье, почему сам Моцарт часто болел? Если прослушивание музыки Моцарта способствует улучшению интеллекта, почему самые умные люди не относятся к знатокам творчества Моцарта?

Отсутствие доказательств эффекта Моцарта не помешала Кэмбеллу стать фаворитом наивной и доверчивой публики, которой он читает лекции.

Когда журналу McCall’s нужен совет, как избавиться от печали с помощью музыки, когда телеканал PBS хочет взять у специалиста интервью о том, как голос может зарядить вас энергией, когда корпорация IBM нуждается в консультанте по вопросам использования музыки для роста производительности труда, когда Национальной ассоциации выживших от рака требуется оратор, умеющий говорить об исцеляющей роли музыки, они обращаются к Кэмпбеллу. (сайт Кэмпбелла)

Губернаторы штатов Теннесси и Джорджия основали программу, согласно которой компакт-диск Моцарта выдается каждому новорожденному. Законодательное собрание штата Флориды приняло закон, требующий, чтобы классическую музыку играли каждый день в финансируемых государством детских образовательных учреждениях. Сотни больниц получили бесплатные компакт-диски классической музыки в мае 1999 года от Национальной академии звукозаписи и Фонда науки. Вряд ли эти благие намерения основаны на твердых исследованиях, что классическая музыка повышает интеллект ребенка или ускоряет процесс выздоровления у взрослых.

По утверждению Кеннета Стила , профессора психологии Аппалачского государственного университета, и Джона Брюэра, руководителя Фонда имени Джеймса МакДоннела в Сент-Луисе, прослушивание произведений Моцарта в действительности не оказывается воздействия на интеллектуальную деятельность или здоровье. Стил и ее коллеги Карен Басс и Мелисса Крук утверждают, что они опирались на сообщения Шоу и Раушера, но не могли «найти какой-нибудь эффект», хотя их исследование включало 125 студентов. Они пришли к выводу, что «имеется очень мало доказательств в поддержку внедрения программ, основанных на существовании эффекта Моцарта».Их исследование, опубликованно в июле 1999 года. Два года спустя, некоторые исследователи сообщили в том же журнале, что случаи наблюдения эффекта связаны с «повышеним настроения и возбуждением» (Willingham 2006).

В своей книге Миф о первых трех годах жизни Брюэр критикует не только эффект Моцарта, но и несколько других мифов, базирующихся на неправильной интерпретации последних исследований мозга.

Эффект Моцарта является примером того, насколько в нашем мире переплелись наука и СМИ. Сообщение длиной в несколько абзацев в научном журнале становится универсальной истиной в течение нескольких месяцев, которой верят даже ученые, которые знают, как СМИ умеют искажать и извращать результаты. Другие, чуя запах денег, переходят на сторону победителя, добавляя свои собственные мифы, сомнительные утверждения и искажения в общую копилку. Тогда многие легковерные сторонники смыкают свои ряды и выходят на защиту веры, потому что на кону стоит будущее наших детей. Мы радостно покупаем книги, кассеты, диски и т. д. Вскоре в миф уже верят миллионы, считая его научным фактом. Потом процесс наталкивается на легкое критическое сопротивление, потому что мы уже знаем, что музыка может влиять на чувства и настроение. Тогда почему бы ей не влиять на интеллект и здоровье, хотя бы немного и временно? Это просто здравый смысл, не так ли? Да, и еще одна причина для скептицизма.

«Музыка способствует повышению концентрации, усиливает способность к интуитивному мышлению.»

Дон Кэмпбел

В середине прошлого века французский ученый и отоларинголог Альфред Томатис доказал: для крохи обладает магическими свойствами. Он дает ребенку чувство защищенности и уверенности, помогает расти и развиваться. Но что делать, если рядом нет родителей? В качестве заменителя Томатис предложил музыку Амадея Моцарта.

Фото © photo7ob.com

«Этот композитор — прекрасная мать. За 50 лет практики я перебрал большое количество композиторов. До сих пор продолжаю испытывать новые формы и виды музыкального искусства, такие как хоровое пение, народная музыка, классические произведения. Но сила Моцарта, особенно его скрипичных концертов, оказывает наиболее целительный эффект на человеческий организм.»
Альфред Томатис

Позднее исследования Томатиса подтвердили американские ученые. В конце прошлого века ученый Дон Кэмпбел такое целебное воздействие классики назвал эффектом Моцарта.

Почему же Моцарт?

Ученые пришли к выводу, что музыка Моцарта наилучшим образом подходит для малышей, и связывают это с тем, что сам композитор начал писать музыку в 4 года. В музыке Амадея Моцарта присутствуют плавные 20-30-секундные чередования «громко-тихо», а также много звуков высокой частоты, обладающих лечебным эффектом. Они развивают мышление и память, тренируют микроскопические мышцы среднего уха и нормализуют работу всего организма.

Музыка Моцарта способна оказать позитивное воздействие на любого человека. Однако в случае со взрослыми эффект длится всего лишь несколько минут. Психика детей гораздо восприимчивее. Некоторые ученые говорят даже о структурных изменениях мозга под влиянием классики. Так, американские психотерапевты в течение 5 лет вели наблюдения за маленькими детьми. Оказалось, что у малышей, которые 2 года посещали занятия музыкой, улучшились интеллектуальные способности и пространственное мышление.




Фото © pk.kiev.ua

Какими же целебными свойствами обладает классическая музыка?

3. Повышает интеллект и улучшает память.

Произведения Моцарта и других композиторов эпохи барокко увеличивают концентрацию внимания и успеваемость. Они активизируют оба полушария мозга, что способствует легкому и быстрому усвоению материала. Во время занятий хорошо устраивать 10-минутные музыкальные паузы, что поможет ребенку расслабиться. Психотерапевты также советуют записать ребенка в музыкальную школу — игра на любом инструменте улучшает память и развивает интеллект.

4. Успокаивает, способствует засыпанию.

На большинство взрослых длительное прослушивание произведения Баха действует как снотворное. успокаивает нервную систему, снижает давление, нормализует работу внутренних органов. В качестве снотворного малышам подойдет как классика, так и фольклор. Ребенку необходим Ваш голос: он успокаивает, дарит чувство защищенности. И в этом случае неважно, что Вы будете напевать: народную песню или произведения Моцарта.

А Вы знаете, что. ..

В детстве Жерар Депардье страдал от сильнейшего заикания. Его вылечил Альфред Томатис, который прописал будущему актеру слушать Моцарта 2 часа в день несколько месяцев подряд.

Что оставил нам Моцарт, кроме эстетического наслаждения своими шедеврами? Во всём мире учёные полагают, что музыка Моцарта повышает возможности интеллекта и укрепляет здоровье. К ней небезразличны даже растения и коровы.

Одна немецкая компания предложила воздействовать музыкой Моцарта на сточные воды. С результатами наблюдений и исследований так называемого «эффекта Моцарта» мы и предлагаем Вам познакомиться.

Интеллектуальные способности

Этот термин был впервые введён в 1995 году учёными Калифорнийского университета. Они обнаружили, что протестированные на пространственное мышление студенты демонстрировали более высокий IQ после прослушивания музыки Моцарта. Аналогичные исследования были проведены с минималистской и трансовой музыкой, командами по релаксации и аудиокнигами, но никакого эффекта не обнаружили.

Учёные Гордон Шоу, Кэтрин Кай и Франсис Роше из Центра нейробиологии обучения и памяти в своём отчёте, опубликованном в Neuroscience Letters, написали, что «36 студентов в течение 10 минут слушали сонату для двух фортепиано Моцарта, К.448. В результате в IQ тесте на пространственное мышление они набрали по шкале интеллекта Стэнфорда-Бине от 8 до 9 баллов больше, чем после прослушивания тишины или записей команд по релаксации. Длительность прослушивания составляла всего 10-15 минут».

Исследование с участием 79 студентов также показало «заметное улучшение в группе, слушавшей Моцарта, по сравнению с группой, которая слушала тишину и группой, слушавшей другие виды музыки. Исследователи заключили, что «ответ коры мозга на музыку, возможно, является «Розеттским камнем» для «кода» или языка более высокой функции мозга».

Молочная продукция

Испанское периодическое издание «Эль Мундо» в 2007 году сообщило о том, что коровы на ферме в Вильянуэва дель Пардильо, дают по 30-35 литров молока в день, на других фермахна других фермах удой с каждой коровы только 28 литров. Владелец фермы Ганс Питер Зибер признался, что его 700 коров фризской породы во время дойки слушают Концерт Моцарта для флейты и арфы. Он также утверждал, что с тех пор, как коровам стали проигрывать произведения Моцарта, молоко приобрело более сладкий вкус.

Монахи из Бретани (Франция), согласно Эй Би Си, первыми обнаружили положительное влияние музыки Моцарта на коров. В настоящее время на фермах от Англии до Израиля коровам дают слушать классическую музыку.

Влияние на здоровье недоношенных младенцев

Журнал «Педиатрия» в 2010 году опубликовал исследование израильских учёных, из которого следовало, что Моцарт помогает недоношенным детям быстрее набирать вес. В Тель-Авивском медицинском центре Сураски двадцати недоношенным младенцам два дня подряд в течение 30 минут исследователи давали слушать музыку Моцарта. Затем сравнили прирост веса у них и у младенцев, не слушавших никакой музыки.

Врачи выявили, что дети, которые слушали музыку стали спокойнее, а это привело к снижению расхода энергии в покое (РЭП).

В своей статье исследователи сделали заключение, что «у здоровых недоношенных младенцев прослушивание музыки Моцарта значительно снижает РЭП. Мы считаем, что ускоренный прирост веса в результате эффекта Моцарта можно частично объяснить влиянием музыки на РЭП».

Очистка сточных вод

В 2010 году завод по очистке сточных вод, находящийся недалеко от Берлина, апробировал звуковую систему Моцарта, произведённую немецкой компанией «Мундус». Музыка из «Волшебной флейты» звучала для микробов, поедающих биомассу. Эксперимент на заводе длился несколько месяцев и был приостановлен. Но, через год, когда пришло время очистить от осадка резервуары, обнаружилось, что вместо обычных 7000 куб.м. отстоя, требовалось вывезти только 6000.

Специалист по обработке сточных вод Детлеф Даличоу рассказал газете Märkische Allgemeine, что «отстоя нам пришлось вывезти значительно меньше».

Таким образом компания сэкономила 10 000 евро на стоимости вывоза отстоя. «Мундус» заявляет, что прилагает все усилия для того, что бы их акустические системы точно воспроизводили качество звучания концертного зала.

Рост растений

В 1970-х годах проводились исследования по влиянию различных видов музыки на растения. Какая-то музыка влияла на них хорошо, от другой они погибали. Предпочтительной, однако, была для растений музыка Моцарта.

Впервые, эксперименты по влиянию музыки на растения провела студентка Дороти Реталлак в 1973 году в лаборатории биотронного контроля колледжа штата Колорадо. Она давала растениям слушать музыку двух разных радиостанций. В первой комнате три часа в день звучал рок. Во второй — радио три часа в день играло лёгкую музыку.

Под воздействием лёгкой музыки растения росли здоровыми, их стебли тянулись к радио. Тяжёлая музыка, рок, подавляли их, листья вырастали мелкие, отворачиваясь от динамиков. Длинные и некрасивые ростки, в большинстве своём, через 16 дней погибли.

Реталлак экспериментировала с большим количеством различных стилей музыки. Растения полюбили органную музыку Баха и джаз. Они отвернулись от Лед Зеппелин и Джимми Хендрикса.

Оказалось, что более всего растениям нравилась классическая индийская музыка, исполняемая на ситаре. К музыке кантри они были абсолютно безучастны.

Виноградная лоза

Владелец виноградника и любитель музыки Карло Чиньоцци решил найти экологический способ борьбы с вредителями винограда. В 2001 году он установил динамики на своём винограднике в Тоскании площадью 24 акра. Круглые сутки растения слушали классическую музыку, в том числе и Моцарта. Карло Чиньоцци заметил, что виноградные лозы росли лучше.

Виноград, расположенный ближе к динамикам, вызревал быстрее. Вдохновлённый успехом, Чиньоцци давал слушать винограду классическую музыку, оберегая его от рок или поп-музыки.

Эстафету исследований подхватили учёные Флорентийского университета. В 2006 году сотрудники университета провели эксперимент.

Наслаждавшиеся мелодиями виноградные лозы, как сказал профессор агрономических наук Стефано Манкусо, созревали быстрее, чем те, которым не давали слушать музыку. Музыка благотворно влияла на рост лозы и общую площадь листвы.

Крысы в лабиринте

Франсис Роше, участвовавшая в первых исследованиях эффекта Моцарта в 1995 году, в 1998 году продолжила эксперименты на группе крыс. На них воздействовали музыкой Моцарта в утробе матери, и 60 дней после рождения. Как оказалось, эти крысы быстрее проходили лабиринт, чем выросшие в тишине или слушавшие музыку композитора-минималиста Филиппа Гласса, а так же белый шум.

В журнале «Нейрологические исследования» было опубликованы результаты экспериментов, проведённых в Висконсинском университете. Они показали, что «на третий день воздействия музыкой Моцарта, подопытные животные, прошли лабиринт быстрее, ошибаясь менее других крыс. Разница в результатах стала значительно больше на пятый день. Это позволяет заключить, что длительное воздействие сложной музыки улучшает обучение пространственно-временному ориентированию крыс, что сходно с результатами, наблюдаемыми у людей».

Луис Макиэлло, Великая Эпоха

(Перевод с английского)