Сценарий внеклассного мероприятия по искусству (изобразительное искусство, музыка) "Музыкальная палитра" материал (6 класс) на тему. Сценарий день музыки в школе искусств Театр: как все начиналось

  • 06.07.2019

Использован сценарий Л. Жарких «День искусств» для детей начальной школы.

«Кощей Бесцветный и Фея Радуга»

Юшкова С.Г. учитель музыки

Действующие лица.

Взрослые: Ведущий, Фея Радуга.

Дети: Кощей Бесцветный, Краски.

В зал входят дети. На столе стоят семь закрытых шкатулок.

Ведущий: Дети, сегодня у нас большая радость. Нам прислали приглашение на выставку картин. Хотите узнать от кого приглашение? Его прислала Фея Радуга. Она командует всеми красками. Краски любят её и дружны с ней, поэтому в их дворце царят радость и веселье, много музыки и разноцветья. Фея Радуга прислала нам разноцветные пригласительные билеты. (Открывает конверт). Ах! Что же случилось? Я сама держала в руках эти приглашения, и они сверкали всеми цветами радуги. А теперь почему-то все краски исчезли. Где же краски?

Входит Кощей Бесцветный.

1. Краски все, карандаши

Спрячу я, потом – ищи.

Запрещу я детям рисовать.

Только всё это не в счёт,

Что-то требует ещё

Буйная фантазия моя.

Прикажу я белый цвет

Перекрасить в чёрный цвет,

А из вас велю наделать мух.

А что сделаю потом,

Как подумаю о том –

У меня захватывает дух.

Ведущий: Всё понятно. Это Кощей Бесцветный. Это он спрятал все краски.

Кощей: Да! Да! Да! С детства не люблю всякие краски. Запер я их в шкатулках. Пока они там, вам меня никогда не одолеть!

Я в тусклость свято верю,

Рад пасмурному дню.

Любую личность серую

Люблю я и ценю.

Ведущий: А скажите, пожалуйста, Ваша Тусклость, какими ключами открываются ваши шкатулки?

Кощей: Ладно, скажу уж вам, всё равно не сможете открыть. Только правильные ответы на очень трудные вопросы откроют мои шкатулки. Да где вам! Даже я не знаю этих ответов!

Ведущий: А мы попробуем. Дети старательно занимались, многое узнали. Да и очень уж нам хочется вернуть краски.

На каждой шкатулке написан вопрос. Дети отвечают, и из шкатулки достают цветной карандаш. Кощей Бесцветный сначала злится, потом постепенно добреет.

Ведущий: Дети, какую музыку боится и больше всего не любит Кощей? (Весёлую, яркую, солнечную…)

Задания из шкатулок.

1) Послушайте и назовите музыкальное произведение и композитора (Э.Григ. Утро; В пещере горного короля.)

2) Послушайте и назовите любимый танец феи Радуги

(«Вальс цветов» - из балета «Щелкунчик» композитора П.И. Чайковского)

3) Послушайте музыку и назовите композитора и музыкальный инструмент. (Звучит органная фуга соль минор. Ответ: И.С. Бах. Орган)

4) Назовите инструменты, которые изображают героев симфонической сказки С.Прокофьева «Петя и волк» (Флейта, гобой, кларнет, фагот (птичка, утка, кошка, дедушка);

Петя – скрипка, альт, виолончель, контрабас; волк – валторны, охотники – барабаны, литавры)

5) Назовите состав оркестра русских народных инструментов

6) Какие композиторы писали музыку к сказкам. Послушайте и назовите произведения. (Н.А. Римский-Корсаков «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане». Пётр Ильич Чайковский. «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро»)

7) Помогите закончить стихи.

Пять линеек, нотный стан – это дом,

Звуки поселились в нём,

И становятся они……

Нотный стан тут на замке,

Ключ у ноты СОЛЬ в руке.

От замков ключи различны,

У неё же ключ ….

скрипичный

Пианино и рояль с виду спутаешь едва ли,

Ведь нельзя же со слоном

Спутать трёхэтажный дом. <…>

Только знай: у них давно

Есть название одно,

Не забудь - ………. произносится оно

Фортепиано.

Ведущий: Всё, Ваша Блёклость, загадки дети отгадали, задания выполнили. Краски теперь свободны!

Кощей: Молодцы! Я злым был и вредничал, потому что не знал названий всех красок. Теперь я подобрею. Но мне обидно быть Бесцветным. Может быть, вы мне поможете?

Ведущий: Дети, давайте поможем Кощею Бесцветному стать Разноцветным.

Мастер-класс учителя технологии.

Изготовление розочек из салфеток учащимися 3,4,5 классов. Учащиеся 1 и 2 классов раскрашивают пригласительные билеты.

Дети украшают плащ Кощея бумажными розами.

Звучит музыка. Выходят Фея Радуга и Краски. В руках у детей репродукции картин.

Ведущий: Дети, вы согласны, что музыка и изобразительное искусство делают нашу жизнь красивой и радостной?

Исполняется песня «Дети любят рисовать»

Был Кощей Бесцветный, стал – Разноцветный!

Фея Радуга – учитель ИЗО проводит экскурсию.

Фея Радуга – учитель ИЗО проводит экскурсию по выставке картин.

Мастер-класс учителя технологии

05-013 Новые подходы к художественно-эстетическому воспитанию длетей в дошкольном учреждении

ИТОГОВАЯ РАБОТА (университет Имени Ломоносова)

Сценарий праздника «День искусств »

Праздник играет важную роль в жизни любого ребенка. В первую очередь, для ребенка праздник – это игра , развлечение и удовольствие, хорошее настроение.

Праздник искусства – это особый праздник , его можно приурочить к любому социально важному событию в жизни нашей страны или детского сада. Главное отличие праздника искусств от традиционного праздника в детском саду заключается в том, что все праздничные мероприятия и их оформление осуществляются детскими руками.

Цель : расширять детские представления о видах изобразительного искусства (живописи, графике, скульптуре, архитектуре и дизайне, развивать творческую активность дошкольников, их умения в использовании средств художественного выражения : цвета, линии, композиции, ритма и объема для достижения своего замысла.

Оформление музыкального зала : на дверях зала афиша с приглашением на праздник ; центральная стена оформлена буквами «День искусств » ; под потолком облака из синтипона со снежинками (сделаны руками детей) ; на центральной стене занавесы из детских работ, выполненные в технике : живопись, графика; на столах оформлены выставки поделок – глиняные дымковские игрушки сделанные детьми и педагогами, архитектурные постройки из строительного материала и бумаги : дворцы, дома, крепости, замки.

Предварительная работа :

Дети нарисовали пейзажные рисунки на тему «Такая разная осень» , «Волшебница

зима», «Сказочный Новый год» ;

Оформление пригласительных билетов;

Построили из мелкого конструктора улицы города, разные вида мостов;

Из бумаги и картона сконструировали замки, башни, дома;

Вылепили и раскрасили дымковские игрушки из глины : барышни, козлики,

лошадки, индюки, уточки и т. д

Сделаны заготовки из плотного картона детали домов с прорезями;

Оформлены костюмы для взрослых артистов : живописи, архитектуры, графики,

скульптора, архитектора, дизайнера, клякс, феи изобразительных искусств ;

Создан видеоролик слайдов : дети рисуют, конструируют, лепят; пейзаж,

портрет, натюрморт;

Заучивание песен «Рисунок» комп. Протасов, «Дети любят рисовать» комп.

Шаинский, «Котик» комп. Долуханян, «Строим дом» М. Красев;

Разучивание пальчиковой игры «Дом» ;

Разучивание танца «Шмакодявка» авт. А Родиков, А. Потехин;

Записать на кассету звуки : бульканье в воде, шлепанье по лужам и др.

Материалы :

Кассеты с записями звуков : звуковой фон стройки, шлепанье, бульканье в воде;

музыкальных произведений;

Мультимедийный проектор, ноутбук, экран; диск с видеоматериалами;

2 мольберта, бумага, фломастеры, карандаши для рисования;

Плоскостные детали домиков с прорезями;

Кисточки, карандаши, краски, альбомы, баночка для воды, маркеры чёрного цвета,

куклы, игрушки;

Плоскостные «кляксы» из бумаги (одна сторона чёрного цвета, другая - цветная) .

Слайды с картинками снежных, ледяных, песочных, глиняных, гипсовых,

архитектурных скульптур.

Участники праздника : дети старшей и подготовительной групп, педагоги ДОУ, музыкальный руководитель, старший воспитатель.

(Зал украшен, дети сидят на стульях)

Старший воспитатель : В Апатитском царстве, в Российском государстве, далеко на севере есть удивительная детская страна «Улыбка (мультимедийные заставки) . В этой стране дети очень любят рисовать в техниках живописи, графики, создают скульптурные поделки и архитектурные постройки. А помогает детям «Фея изобразительных искусств » . Дети готовились к празднику «Дню искусств » : нарисовали афишу, оформили своими рисунками красочные занавесы, оформили и отправили пригласительные билеты на праздник - королеве «Живописи» , художнику «Графику» , королеве «Архитектуры» , мастеру «Скульптору» . Художник «Дизайнер» помог украсить зал к празднику .

И так праздник можно начинать !

(Звучит музыка, входит Фея изобразительных искусств )

Фея изобразительных искусств : Как красиво в этом зале! Какой сегодня

праздник ?

Дети : День искусств .

(Раздается звуки шлепанье, бульканье в воде, вбегают кляксы, разбрасывают на пол кляксы черным цветом наверх).

Фея изобразительных искусств : Кто вы? И что вы делаете?

Кляксы : Мы кляксы, а это наши следы. Мы любим их везде оставлять.

Фея изобразительных искусств : Уходите с нашего праздника , вы нам не нужны!

Кляксы : Размечтались! Не уйдём! Здесь порядок наведём!

Фея изобразительных искусств : Весь зал испачкали, что нам теперь делать, у нас

праздник ! Кто нам поможет?

(Звучит легкая музыка, входит Королева «Живопись» , одета в красивое живописное платье, на голове корона, в руках держит кисти, краски, палитру).

Королева Живопись : Здравствуйте, дети! Я, Королева «Живопись» ! Получила ваше приглашение на праздник и поспешила к вам . Дети, я вам загадаю загадки о видах живописи, а вы отгадайте (включаются мультимедийные заставки с картинками пейзажа, портрета, натюрморта).

К. «Живопись» читает стихи-загадки о каждом виде живописи, а дети отгадывают.

- «Если видишь : на картине

нарисована река

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется (пейзаж) .

Если видишь, что

с картины

Смотрит кто-нибудь

Или принц в плаще

старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина

Или Колька, твой сосед

Обязательно картина,

Называется …. (портрет) .

Если видишь на

Чашку кофе на столе

Или море в большом

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу

Или грушу, или торт

Или все предметы сразу

Знай, что это ….(натюрморт) А. Кушнер.

Королева Живопись : Молодцы, дети! А что у вас здесь произошло? Что такое на

Фея изобразительных искусств : Кляксы оставили свои следы, хотят испортить нам праздник . Помогите нам!

Королева Живопись : У меня есть идея! Давайте поиграем в игру «Подготовься к занятию по рисованию» . Задание : нужно по одному предмету перенести на стол пособия, которые необходимые на занятие по рисованию, перепрыгивая по кляксам. (на общем столе находятся кисточки, карандаши, краски, альбомы, баночки для воды; куклы, игрушки. «Кляксы» разложены по 4 в ряд на определенном расстоянии друг от друга. Участвуют 2 команды детей, каждая по 3 человека).

Кляксы : Можно мы с вами поиграем, мы всё умеем!

Фея изобразительных искусств : Дети, дадим им возможность поиграть?

Дети : Пусть играют.

Кляксы : берут игрушки, прыгают по кляксам, несут на стол, путают, у них не получается.

Королева Живопись : У вас ничего не получается, забирайте кляксы и не мешайте играть детям (соревнование с детьми) .

Фея изобразитльных искусств : Молодцы, дети, вы справились со своей задачей! Королева «Живопись» , наши дети очень любят рисовать и петь песни.

Дети исполняют песню «Дети любят рисовать» комп. Шаинский.

Фея изобразительных искусств : Оставайтесь Королева «Живопись» у нас на празднике (предлагает стул) .

Дети, кто-то к нам стучится? Давайте посмотрим!

(Входит «Художник График» , его наряд чёрно-белый с галстуком, на голове цилиндр с шахматным рисунком; в руках держит фломастеры, белые и черные листы бумаги)

Художник График : Здравствуйте, дети! Я получил ваше приглашение на праздник , рад встрече с вами.

Фея изобразитльных искусств : Уважаемый «Художник График» , мы приветствуем вас! Дети приготовили для вас развлекательную программу.

Исполняется песня «Рисунок» комп. М. Протасов

Художник График : Хорошую песню вы спели, друзья,

Сейчас поиграть предлагаю вам я.

Вот на мольберте - волшебный круг

Продолжи рисунок скорее, друг.

Дети я хотел предложить вам аттракцион «Волшебный круг» , только вот не знаю, куда-то пропали маркеры.

Кляксы : карандаши у нас, вы споёте песню, и мы отдадим маркеры.

Фея изобразитльных искусств : Вы опять нам мешаете? Вы что думаете, что дети не знают песен?

Дети исполняют песню «Котик» комп. Долуханян.

Кляксы : нам очень понравилось, возьмите ваши маркеры.

Художник График : Здорово! Давайте поиграем в игру.

Игра «Волшебный круг» .

(Ставит 2 мольберта с листами белого ватмана, на них нарисован круг) .

Художник. График : Дети, вам нужно дорисовать рисунок маркерами. Вы можете нарисовать свое любимое животное. Рассматривает рисунки, молодцы дети!

(Звучит звуковой фон «Стройка» ). Входит «Королева – Архитектура» . Костюм разрисован архитектурой города; на голове корона, на которой нарисованы храмы, башни; в руках тубус, треугольник).

Королева-Архитектура : Здравствуйте, дорогие друзья!

Фея изобразительных искусствв : Здравствуйте, гостья дорогая! Скажите, а кто вы?

Королева - Архитектура : Я «Королева-архитектура» . Пришла по приглашению на ваш праздник . Вы любите играть.

Предлагаю вам поиграть в пальчиковую игру «Дом» .

Начинайте вместе со мной :

Я хочу построить дом (руки над головой «домиком» ,

Чтоб окошко было в нем (руки перед глазами, концы пальцев рук сомкнуты в

«окошко» ,

Чтоб у дома дверь была (ладони повернуты к себе, сомкнуты боковыми частями,

Рядом чтоб сосна росла (пальцы растопырены, руки тянем вверх,

Чтоб вокруг забор стоял (руки перед собой кольцом, пальцы соединены,

Пёс ворота охранял (одна рука «пес» , мизинец отсоединить от других пальцев,

Солнце было (скрестить кисти рук, пальцы растопырены,

Дождик шел («Стряхивающие» движения,

И тюльпан в саду расцвел (предплечья прижаты, пальцы- «лепестки» смотрят вверх).

Молодцы, дети, очень интересно поиграли!

Фея изобразительных искусств : Королева-архитектура, наши дети умеют строить дома, посмотрите как ловко они это делают.

Игра «Построй дом»

(2 команды детей из 4 человек строят из заготовленных заранее листов картона с прорезями, дом - стены и крышу)

Фея изобразительных искусств : Вот какие красивые дома получились у наших детей. А ещё они знают песню.

Дети поют песню «Строим дом» М. Красев

Фея изобразительных искусств : Оставайтесь у нас на празднике королева «Архитектура» .

Дети, мы ещё пригласили в гости «Мастера-скульптора» . Давайте позовём его?

Дети (хором) : Мастер скульптор! (входит «мастер скульптор» в халате с молотком и стамеской в руках)

Мастер Скульптор : Здравствуйте, дети! Я «мастер скульптор» . Я хотел вам показать как лепить скульптуру, но у вас тут ничего нет, только готовые фигурки.

Фея изобразительных искусств : Скажите, дети, из чего можно сделать скульптуры?

Дети : из снега, глины, льда, песка и др.

Мастер-Скульптор : Правильно дети, посмотрите, какие интересные скульптуры можно сделать из разных материалов (идёт мультимедийная заставка скульптур) . Можно сделать скульптуры из глины, песка, льда, снега и т. д.

Фея изобразительных искусств : Не волнуйтесь, мастер скульптор, мы сейчас исправим ситуацию, поиграем в игру «Море волнуется»

Кляксы : Нет, не море, а скульптор волнуется!

Фея изобразительных искусств : Дети, вы не заметили, что кляксы стали делать добрые дела? (ответы детей)

Мастер-Скульптор : А я выберу себе ученика, который вместе со мной будет выбирать самую лучшую скульптурную фигуру (выбирает)

Игра «Скульптор волнуется» (аналог игры «Море волнуется» )

Фея изобразительных искусств : художник-дизайнер, давайте изменим одежду кляксам, они на нашем празднике подобрели , больше не будут вредничать.

Художник-Дизайнер : Да, конечно, вместо черной одежды, я решил им сделать яркий, красивый наряд. И сейчас мы их переоденем в праздничную одежду (прикрепляет вместе с детьми на одежду клякс яркие бантики) .

Все персонажи и дети исполняют танец «Шмакодявка» авт. А. Родиков, А. Потехин

Фея изобразительных искусств : Гостям принято дарить подарки. Давайте нарисуем большой рисунок о ваших впечатлениях о празднике (дети рисуют на обоях общий рисунок и дарят гостям. Фотография на память).

Ведущая : Дети, наш удивительный праздник «День искусств » подошёл к концу. Вы все молодцы! За ваше творчество я угощаю вас сладостями. Давайте нашим гостям скажем «До новых встреч!»

Сценарий праздника для первоклассников «Посвящение в искусство».

Данный сценарий будет полезен для педагогов дополнительного
образования при организации внеурочной деятельности. В ход Праздника вовлечены первоклассники, их родители, преподаватели и ученики школы. Следует включить в Праздник самые яркие, интересные концертные номера. Праздник «Посвящение в искусство» может стать традиционным мероприятием, своего рода «визиткой» школы. Проводится ежегодно в 1 четверти.
Цель: разнообразить формы организации музыкально-эстетической деятельности в Детской школе искусств;
Задачи: рассматривать праздник как действенное средство сплочения детей, родителей и школы в единое целое; пропаганда творческих достижений учащихся школы; эмоционально-практическое включение родителей в образовательный процесс.
Оборудование: воздушные шары, цветы для украшения концертного зала, костюмы сказочных персонажей, резная лавочка для сценки, музыкальные фонограммы, подарки для первоклассников.

Ход праздника:

Ведущая: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Мы рады приветствовать вас на необычном празднике «Посвящение в искусство». А начнем мы его со сказки.
Для детей и взрослых,
Для высоких и рослых,
Для старых и молодых,
Для полных и худых
Мы вам расскажем, как сумеем, покажем,
А вы смотрите, смекайте, на ус мотайте.
Итак, всем, без различия зарплаты и звания,
Предлагаем сказку для всеобщего внимания!
(Звучит русская народная мелодия.
Выходят 3 девочки в сарафанах и кокошниках, садятся на лавочку.)

Ведущая: Три девицы под окошком размечталися немножко.
1 девица: - Кабы я была царицей
Ведущая: - Молвит первая девица
1 девица: - Села б я за фортепьяно,
Записалась бы в сопрано,
Пела арии, романс,
Даже разучила джаз!
2 девица:- Кабы я царицей стала-
Ведущая:- Молвит девица вторая
2 девица: - Я для батюшки-царя
Танцевала бы с утра
Польки, вальсы; пируэты
Все освоила б в балете!
Ведущая: Молвит девица другая:
3 девица: - У меня мечта такая:
Кисти, краски и мольберт-
Лучшего занятья нет!
Рисовала б до утра,
Удивляла бы царя.
Ведущая: Тут в светлицу входит царь,

Стороны той государь.
(входит Царь)
Царь: Ах вы, глупые девицы!
Надо ведь всему учиться.
Чтоб талантам развиваться,
Надо много заниматься,
Посещать школу необычную,
К разным искусствам привычную.
Школа такая в моем государстве есть.
Больше таких вы не встретите мест.
Школой искусств ее все называют,
Школ таких вовсе немного бывает,
Где без устали поют,
Пляшут, лепят, дроби бьют.
В школе есть свои таланты -
Танцоры, художники и музыканты.
Отправляю сей же час
Вас, девицы, в первый класс!
Будет та из вас царицей,
Кем смогу я, царь, гордиться!
(персонажи уходят)
Ведущая: Действительно, школа наша необычная. В школе 3 отделения: музыкальное, художественное и хореографическое. И сейчас у вас есть возможность посмотреть, чему наши ученики успели научиться.
(Выступления учащихся школы, несколько музыкальных номеров.)
Ведущая: А теперь всех первоклассников я приглашаю на сцену.
(Под музыку первоклассники поднимаются на сцену.)
Клятва первоклассника:
-Клянитесь перед всеми здоровыми быть,
в школу искусств исправно ходить. (-клянусь)
-Клянитесь ребенком воспитанным быть,
не бегать по школе, а шагом ходить. (-клянусь)
-Клянись выходить в надлежащие сроки,
клянись не опаздывать ты на уроки. (-клянусь)
-Клянись, заниматься ты будешь прилично,
домой приносить «хорошо» и «отлично». (-клянусь)
-Клянись, что на выставках будешь блистать,
клянись, что в концертах начнешь выступать.(-клянусь)
-Упорством своим каждый год удивлять,
и время придет здесь диплом получать. (-клянусь)
Ведущая: Молодцы, ребята, занимайте места в зрительном зале. Но сегодня праздник не только у детей, но и у их родителей. Поднимитесь, пожалуйста, родители наших первоклассников. Поддержим их аплодисментами. Ну что, детишки, возьмем клятву у ваших мам и пап?
Клятва родителей:
-Клянитесь, будь мама ты или отец,
Ребенку всегда говорить: « молодец!» (-клянемся)
-Клянитесь за двойки его не ругать,
Во всем, что возможно, ему помогать. (-клянемся)
-Ходить на концерты, отчеты, собранья,
Не по принужденью, а только с желаньем.(-клянемся)
-В жизни ребенку пример подавать,
Искусство ценить и добро уважать. (-клянемся)
Ведущая: А сейчас я приглашаю на эту сцену директора Детской школы искусств.
(Краткое поздравительное слово. Представление педагогов.)
Клятва педагогов:
-Клянитесь, в работе своей проявлять терпенье,
В учениках пробуждать вдохновенье.(-клянемся)
-Родителей почаще в школу приглашать,
Концертами и выставками их удивлять.(-клянемся)
-На работу приходить без опоздания
И поменьше задавать домашнего задания. (-клянемся)
-Учеников своих любить
В каждом талант непременно открыть. (-клянемся)
Ведущая: Провожаем педагогов аплодисментами в зрительный зал.
И сейчас сюрприз от наших педагогов.
(музыкальный номер в исполнении педагогов)
Хорошо прошел ли праздник,
Вам судить об этом надо.
Мы довольны нашей встречей
И знакомству с вами рады.
Вам желаем без помехи
Знаний разгрызать орехи.
И пусть от улыбок засветятся лица,
И праздник еще хоть немного продлится!
(Праздник завершает выступление Хора Детской школы искусств.
Педагоги вручают первоклассникам сувенирные подарки.)

В системе профессиональной подготовки учителей начальных классов важную роль играет просветительская деятельность.

Видеолекторий “Искусство” обладает широкими возможностями не только приобщения студентов к шедеврам мировой художественной культуры, но и закладывает практические умения и навыки в проведении внеклассной работы в школе. В интересной увлекательной форме происходит развитие студентов средствами художественной культуры и осознание ими значения художественной деятельности в развитии и воспитании младших школьников. К сожалению, нельзя пройти мимо такого факта, что у нашей молодежи нет особой тяги к художественной культуре, искусству. Из-за этого их духовный мир скудеет, а пустоту в нем заполняет пошлость, безнравственность. Возникают проблемы наркомании, алкоголизма и т.д. Именно поэтому учитель начальных классов как никто другой должен осознать важность той работы, начатой в семье, детском саду по развитию духовности детей через приобщение их к миру художественной культуры и искусству.

Что такое искусство, какова его роль в жизни человека, будущего учителя. Именно с этих вопросов мы начинаем введение в художественную культуру.

Цель мероприятия – учебно-просветительская. В увлекательной форме познакомить с историей создания коллекций одного из величайших музеев мира – Эрмитажа. В процессе реализации этой цели решаются следующие задачи:

Образовательные:

  1. Раскрыть сущность искусства как средства воспитания и духовного обогащения личности будущих учителей.
  2. Систематизировать знания студентов по истории создания и значения Эрмитажа для мировой культуры.

Воспитательные:

  • Формировать интерес к просветительской работе в единстве с эстетической потребностью личности.

Развивающие:

  • развивать практические умения и навыки в проведении просветительской работы, способности к осуществлению эстетического воспитания в школе.

План подготовки заседания видеолектория “Искусство”

  1. Подготовить презентацию.
  2. Подготовить материал по истории создания Эрмитажа.
  3. Подобрать поэтический материал, цитаты по искусству.
  4. Подготовить выставку литературы по истории Эрмитажа.

Воскресное утро. Осенний пейзаж.
А небо – прозрачно и чисто.
Сегодня мы с другом идем в Эрмитаж!
Ложатся нам под ноги листья.
Мы слышали столько про этот музей
от наших знакомых, родных и друзей!
И стало неловко нам даже, что не были мы в Эрмитаже.
И вот мы в музей знаменитый спешим,
Опавшей листвою мы дружно шуршим,
И вот мы под аркой проходим,
И вот мы на площадь выходим.
А вот перед нами и Зимний дворец!
Огромный зеленый фигурный ларец!
О.Тарутин

Очередное заседание видеолектория “Искусство” посвящено 245-летию со времени начала собирания коллекции Эрмитажа.

В этом учебном году работа видеолектория связана с юбилейными датами величайших музеев мира: Лондонской национальной галерее исполняется 185 лет, национальный музей живописи и скульптуры “Прадо” в Испании отметил свое 190-летие со времени создания, старейший и крупнейший в России театральный музей им. А.А. Бахрушина в Москве перешагнул свой 115-летний рубеж, и, наконец, 245 лет со времени начала собирания коллекции Эрмитажа.

Искусство – одно из самых удивительных созданий человечества. Оно отражает действительность как некую жизненную целостность. Так же целостно оно воздействует на человека, захватывая одновременно и его ум, и его сердце. Такой способностью целостного отражения мира и целостного воздействия на человека не обладает никакое другое его творение.

Приведем цитаты об искусстве, выбранные студентами. Каждый студент выбрал из множества цитат одну, созвучную его мыслям об искусстве.

  1. Прямое назначение искусства –быть фактором эволюции интеллекта.
    (Павел Филонов).
  2. Искусство – не роскошь. Это великая радость жизни, ее вода, ее краски, ее аромат…
    (Александр Бенуа).
  3. Искусство – не забава и не развлечение, а способ высшей беседы с природой”
    (Кузьма Петров-Водкин).
  4. Искусство обладает изумительным качеством – воскрешать прошлое, показывать завтрашнее. Но сколько бы искусство не раскрывало прошлое и не забегало в будущее, оно принадлежит своему времени”.
    (Александр Дайнека)
  5. В том-то признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно, полезно. Искусство никогда не оставляло человека, всегда отвечало его потребностям и его идеалу, всегда помогало ему в отыскивании этого идеала, рождалось с человеком, развивалось рядом с его исторической жизнью”.
    (Ф. Достоевский).
  6. Только искусство делает человека человеком”.
    (К.Коровин).
  7. Искусство указывает человеку, для чего он живет. Оно раскрывает ему смысл бытия, освещает жизненные цели, помогает ему уяснить свое призвание”.
    (Огюст Роден)
  8. Красота спасет мир”.
    (Ф. Достоевский).
  9. Человек по натуре своей – художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту”.
    (М.Горький).
  10. Искусство есть одно из средств единения людей.
    (Л.Толстой).

Звучит стих Н. Заболоцкого “Некрасивая девочка”.

Искусство отражает действительность, а т.к. действительность сложна и постоянно развивается, то и искусство, отражающее ее, сложно. Сложность проявляется в том, что искусство существует во многих видах: художественная литература, архитектура, музыка, живопись, скульптура, графика, художественная фотография, дизайн.

Среди этого множества можно выделить три древнейших искусства, которые, воздействуя на зрение, слух и речь, воспитывают чувства человека. Это искусство изображения (изобразительное искусство), искусство звука (музыка) и искусство слова (литература). Без этих главных искусств невозможно представить себе ни спектакля, ни фильма, ни эстрадного концерта. Именно эти три искусства, осваивая мир в образной форме, имеют своей главной задачей, по словам Гегеля, “раскрывать истину в чувственной форме”.

Давайте попробуем разобраться в многообразии видов искусства.

В зависимости от способа изображения жизни искусства подразделяются на пространственные и временные.

Временные искусства воспринимаются на слух и длятся во времени. Это музыка и литература.

Пространственные, или пластические, искусства (их еще называют видимыми, визуальными, изящными) воспринимаются зрением и находятся в реальном пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени. Они имеют предметный характер и создаются посредством обработки вещественного материала. Пространственные, или пластические” искусства условно делят на изобразительные (графика, живопись, скульптура) и тектонические (архитектура, ДПИ и дизайн).

Но кроме искусств, пространственных и временных существуют искусства, которые опираются на синтез искусств (слова, звука и изображения). Их называют пространственно-временными, или смешанными, или синтетическими. К ним относятся: зрелищно-игровые искусства (театр, балет, эстрада, цирк, кино) и технические искусства (фотография, цветомузыка, TV, дизайн).

Важными в искусстве являются понятия “художник”, “творчество”, “произведения искусства”.

Роль художника в искусстве огромна. Слово “художник” имеет два значения. В более узком смысле имеется в виду мастер, работающий в области пластических искусств. Мы представляем себе человека, который красками и кистями создает картину.

В широком смысле художник – это творческая личность, мастер своего дела, искусник. Это человек (будь то писатель, поэт, музыкант, танцор, архитектор, режиссер), который творит искусство.

Произведения искусства создаются в мастерских, а живут они в музеях. Какие же бывают музеи?

Музеи бывают разные: художественные, литературные, музыкальные, исторические, политехнические… Но мы будем знакомиться с художественными музеями, т.е. с музеями, где хранятся, выставляются, изучаются и реставрируются произведения изобразительного искусства, декоративно-прикладного и архитектуры.

В нашей стране и за границей много художественных музеев. У нас в городе несколько музеев: Национальный музей, музей Востока, литературный музей. В любой музейной композиции экспонаты – предметы, выставленные для обозрения, – систематизированы по хронологии и национальным школам. Такая тематическая подборка и систематизация экспонатов называется экспозицией . В музеях устраиваются и вернисажи – торжественное открытие выставки со специально приглашенными лицами. Часто музеи устраивают временные выставки и обмениваются коллекциями – собраниями произведений.

(Идет демонстрация презентации).

Коллекции художественных музеев тоже различны. В одних музеях собрано искусство своего народа , или национальное искусство прошлого и настоящего . Например, таковыми являются коллекции Третьяковской галереи в Москве и Русского музея в Санкт-Петербурге . Другие музеи хранят искусство разных стран мира, т.е. зарубежное искусство . Это Эрмитаж в Санкт-Петербурге и Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве.

(Идет демонстрация презентации).

Музеи различаются не только по составу, но и по размеру своих коллекций. Одни размещаются в небольших залах, другие занимают несколько дворцов. Но каждый художественный музей хранит в себе память многих веков и народов, в нем как в зеркале отражаются художественные вкусы времени и истории человеческого общества. Накапливая мудрость красоты, музей дает нам возможность через знакомство с подлинными произведениями искусства связать прошлое с настоящим и спрогнозировать будущее, воспитывать историческую память и развивать чувство прекрасного.

Музей – это своеобразная “машина времени” . Ведь попадая в храм муз и знакомясь с произведениями всех времен и народов, мы совершаем путешествие не только в пространстве, но и во времени.

Как и когда возникли музеи? Слово “музей” произошло от греческого слова museion. Так называли священную рощу, посещаемую девятью древнегреческими музами – богинями-покровительницами искусств и науки. Музей – это храм муз.

В древности произведения искусства находились в храмах, общественных зданиях и дворцах правителей.

В средние века – в церквах и монастырях. Первые собрания с систематическим коллекционированием художественных произведений появились в ХV веке в эпоху Возрождения (например, коллекция флорентийских банкиров и покровителей искусства Медичи). Часто для лучшей сохранности коллекции помещались в застекленных лоджиях – галереях.

Так, в ХVI веке в Италии, а позже и в странах Западной Европы возникли художественные галереи – специальные помещения для хранения картин. Но это были частные коллекции.

Первым государственным музеем (т.е. музеем, взятым на попечительство и под охрану государства) стал Британский музей в Лондоне. В 1791 г. Королевское художественное собрание в Лувре стало достоянием широкой публики. Позже и в городах Европы (Мадрид, Будапешт, Прага, Мюнхен, Стокгольм) были основаны национальные музеи и галереи.

На Руси богатейшие собрания произведений искусства хранились в церквах, соборах и монастырях. С ХVII века появляются частные коллекции, принадлежавшие царям и боярам.

Первым русским публичным музеем была Кунсткамера (от немецкого слова kunsthammetr) в Петербурге, созданная Петром I в 1714 году. Кроме произведений искусства, здесь были представлены естественные диковинные предметы, собранные Петром. Это были зоологические коллекции, гербарии, минералы (295 лет со дня основания).

Богатейшие коллекции произведений искусства были собраны в царских дворцах (Зимнем дворце, Петергофе, Царском селе, Павловске) и в усадьбах и дворцах знатных дворян (Строгановых, Шуваловых, Юсуповых, Шереметьевых, Голицыных).

С ХIХ века в России излюбленным расположением музейных залов был анфиладный (от французского слова enfiler – нанизывать на нить). Анфилада последовательно сменяющих друг друга залов, дверные проемы которых расположены на одной оси, создавая сквозную перспективу в интерьере особняка или дворца.

(Идет демонстрация презентации).

Итак, наше знакомство с одним из крупнейших и наиболее посещаемых музеем мира Эрмитаж начинается. Государственный Эрмитаж является музеем мировой культуры и хранит около 3млн. памятников различных эпох, цивилизаций, народов. В Эрмитаже 6 отделов: первобытной культуры, культуры искусства античности, культуры искусства народов Востока, русской культуры, западноевропейского искусства и нумизматики. Эрмитаж занимает 5 дворцовых зданий, образующих великолепный архитектурный ансамбль Дворцовой набережной Невы. Экспонаты Эрмитажа занимают 400 залов . Коллекцию Эрмитажа можно сравнить с айсбергом, вершина которого – залы экспозиции, а более мощная. Подводная часть айсберга – его запасники, куда посетителей не пускают и где хранятся богатейшие коллекции живописи, пластики, нумизматики. Начало формирования фондов музея относится к ХVIII веку, когда русская императрица Елизавета Петровна повелела возвести Зимний дворец. Грандиозные двухсотметровые здания в стиле барокко (елизаветинское барокко) с белоснежными колоннами было воздвигнуто архитектором Растрелли всего за 8 лет (1754–1762 г). В 1762 году Екатерина II отвела несколько комнат Зимнего дворца под собственный “ермитаж” – уединение в 1764 году. (Эта дата считается временем основания Эрмитажа). Императрица приобрела 225 картин западноевропейских мастеров. Среди них – Франса Хальса, Джорджоне. Большим увлечением Екатерины II была глиптика – искусство резьбы по драгоценным и полудрагоценным камням – и книги. Основанная ею библиотека – 38000 томов.

(Идет демонстрация презентации).

Императорское собрание росло очень быстро и вскоре для коллекции было построено специальное здание – Малый Эрмитаж или “Ломотов павильон” – по имени архитектора Ж-Б. Валлен-Даламота (1764–1767). С дальнейшим ростом коллекции к малому Эрмитажу примкнул Старый Эрмитаж (второй Эрмитаж) архитектора Ю.М. Фельтена (1771–1787). В каждом из трех зданий воплотились стили ХVIIIв. – барокко (Зимний дворец), классицизм (Малый Эрмитаж) и ампир (Старый Эрмитаж). Ансамбль из 3-х дворцовых построек, расположенных вдоль берега Невы, был завершен зданием театра (архитектор Кваренги ) (1783–1787). Повторяя архитектуру апартаментов Папы римского в Ватикане, Кваренги возвел и корпус Лоджий Рафаэля . Здесь были размещены копии с фресок Рафаэля, выполненные русскими мастерами в технике масляной живописи на холсте.

Последнее (пятое) здание было построено уже в ХIХ веке по проекту баварского архитектора Лео Кленце . Это новый Эрмитаж (1839–1852 г). В 1852 году в нем открылся для всеобщего обозрения “императорский Музеум”. Подъезд нового Эрмитажа украсили десять статуй атлантов, державших на своих плечах кровлю портика. Эти замечательные статуи из монолитного гранита выполнил русский скульптор Иван Теребнев .

Императорский музей занимал лишь помещения Нового Эрмитажа. Современная же экспозиция размещается в залах Малого, Старого и Нового Эрмитажа, а также Зимнего дворца , составляющих вместе с Эрмитажным театром единый комплекс музейных зданий.

(Сопровождается демонстрацией презентации).

Общество сосредотачивает в музеях мудрость красоты, ибо она связывает живых и давно ушедших, оставивших в произведениях свои размышления о жизни, свое понимание самого главного в жизни, свое понимание красоты. Образуется общая память. Общие мысли, общая красота. Без искусства нет памяти, а без памяти нет человека, значит, нет народа. Вот почему государство, общество, отдельные люди или их сообщества собирают произведения искусства, передавая его на вечную жизнь в художественный музей.

Вопросы и задания

  1. Какие музеи вы знаете?
  2. Объясните происхождение слова “музей”.
  3. Где в древности и в средние века хранились произведения искусства?
  4. Чем отличается музей от галереи?
  5. Какие отечественные художественные музеи вы знаете?
  6. Какие крупные зарубежные художественные музеи вы можете назвать?
  7. Скажите, в каких музеях вы были?
  8. Что в переводе с французского означает слово “эрмитаж”?
  9. Кто спроектировал здание Зимнего дворца?
  10. Назови первый русский публичный музей.
  11. Как назывался излюбленный тип расположения музейных залов в России?
  12. Проверьте себя, знаете ли вы значения новых слов: “экспонаты”, “экспозиция”, “вернисаж”, “коллекция”, “анфилада”?

Литература

  1. Вачьянц А.М. Введение в мировую художественную культуру. Вариации прекрасного/ А.М. Вачьянц. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 224 с.
  2. Веснин С. Эрмитаж. Прогулка по залам и галереям/ С. Веснин, С. Кудрявцева, Пашкова Т. – СПб., Издательство П-2, 2006. – 143 с.
  3. Суслов В.А. и др. Государственный Эрмитаж и история его коллекций/ В.А Суслов, Щукин М.Б., Ходза Е.Н., Линник И.В. – М.: Советский художник, 1991. – 371 с.
  4. Шварц В. Ленинград. Художественные памятники/ В. Шварц. – Ленинград, Искусство, 1966. – 398 с.

Сценарий дня открытых дверей:

День 1

Для 1 – 6 классов

Герои: Буратино

На крыльце, возле входа в ЦДТ (при плохой погоде в холле перед входом)

Буратино: (весело)

Я – веселый Буратино, нос мой острый, нос мой длинный!

Посмотрите на меня – из полена сделан я!

(грустно) Очень сильно торопился, а потом я оступился…

Ключик свой я потерял, пока к вам друзья бежал! (плачет)

Ведущий: Это кто у нас здесь плачет? (Дети: Буратино! или Буратино: Я!)

Что за повод в этот раз? (Дети или Буратино: Потерял ключик)

Ой-ой-ой, какое горе, как же дверь теперь открыть и мир творчества увидеть, да ребят всех удивить?

Буратино: Ой ребята… помогайте, и меня вы выручайте, знаю я одно заданье не простое испытанье, ключик мой ведь не простой, ключик был мой золотой. Если справитесь с заданьем, очень сложным испытаньем, ключ вернется сам собой, только частью золотой.

Ведущий: А частичек таких 3, ни одну не упусти, сам ребятам помогай, и заданья выполняй! (уходит)

Буратино: Для начала вам ребята – предлагаю станцевать. Смотрим, повторяем – все запоминаем! (Конкурс: «Учитель танцев», Буратино под веселую музыку, показывает ребятам движения, которые они должны повторить)

Буратино : Молодцы ребята! А вот и первая частичка нашего золотого ключика.

Ведущий: Не стоит останавливаться приступаем к следующему заданию! Только слушайте внимательно, отвечайте хором и постарайтесь не запутаться в ответах!

    В Новый год до объеденья

Он ел конфеты и варенье.

Жил на крыше он, бедняжка,

Его звали…

(Чебурашка – Карлсон )

    Он играет понемножку

Для прохожих на гармошке.

Музыканта знает всяк!

Его имя - …

(Шапокляк – Крокодил Гена )

    С голубого ручейка

Начинается река.

Эту песню пели звонко

Три веселых …

(Поросенка – Крошка Енот )

    Был он тучкой дождевой,

С Пятачком ходил домой,

И, конечно, мед любил

(Гена Крокодил – Винни Пух )

Ведущий: Молодцы ребята! Прекрасно справились с заданием, а вот и вторая частичка нашего ключика.

Буратино: Осталось последнее задание! Ребята, сейчас я буду показывать движения, а вы повторяйте за мной! Ну что попробуем?

Ведущий: Мы автобус ожидали (смотрят в даль)

Увидали, побежали (бегут на месте)

Заскочили, покачались (раскачиваются в стороны, одна рука вверх, будто на поручне)

У окошка место есть? (подносят руки к глазам)

Кто устал, тот может сесть (приседают)

И про слабых не забыли? (нет качают головой)

Быстро место уступили (встают)

Мы к соседям повернулись

И друг другу улыбнулись. (Улыбаемся – улыбаемся)

Буратино: Замечательно ребята, а давайте попробуем теперь побыстрее.

(повторяется игра еще 2 раза)

Буратино: Вот ребята молодцы, потрудились от души!

Ключик собран и теперь можем отворить мы дверь!

(проходят в холл 1 этажа, открывают дверь, играет музыка)

Ведущий: Вот оно, какое царство – творчества, игры и танца.

Буратино: Ребята именно здесь живут мастера танцев, игр, рукоделия, рисования и пения. И они вас заждались… Вы хотите с ними познакомится?

Дети: ДА!

Буратино: Ну вот тогда вам карта исследования загадочных маршрутов мира творчества, ну а мне пора бежать в школу, учить азбуку! Но думаю… нет-нет, я уверен, что мы еще обязательно с вами увидимся! (убегает)

Ведущий: Ну что ребята пойдемте знакомится? (КО Рукодельница)

Простой крючок из стали
И нитки – раз и два! –
Нужны, чтоб возникали
Ажуры-кружева.

Подвластны все узоры
Крючку или игле:
Так делали уборы
И раньше на земле.

Так ниточкой волшебной
Связала, как могла,
Все наши поколения
Обычная игла.

Те связи не прервутся
И с ниткой той сейчас
Они узор вплетутся,
Чтоб радовать Вам глаз.

Ведущий: А мы продолжаем наше увлекательное путешествие по волшебному мира творчества: (Фильм про чирлидинг и аэробика)

Ведущий: Следующая мастерская – «Звонкий голос»

Шумит океан, и мурлыкают кошки,
Гудят и летают по небу букашки,
Звенят колокольчики, чашки и ложки,
И слышится пение много этажки.
И кружка, и мушка, травинка и колос
Имеют, имеют, имеют свой голос.

Ведущий: (Театральная студия)

И снова друг другу мы смотрим в глаза.

И вновь, как и прежде, солгать нам нельзя.

Быть может, мы главный открыли секрет:

Ведь радости большей, наверное, нет.

Да здравствует сцена.

(Фильм про ЦДТ)

Сценарий дня открытых дверей

«В мир творчества – мы открываем двери»

День 2

Для 7 – 11 классов

Герои: Ведущий 1

Ведущий 2

Ведущий 1: Добрый день дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на нашем празднике.

Ведущий 2: Сегодня мы откроем вам двери в увлекательный мир творчества, искусства и культуры.

Ведущий 1: Только у нас замечательное разнообразие занятий, и я уверенна, что каждому найдется что-нибудь по душе.

Ведущий 2: Ну что ж тогда не будем затягивать!

Ведущий 1: Конечно! Но и как в любом сказочном королевстве, двери в наш творческий мир просто так не открыть.

Ведущий 2: И что же делать?

Ведущий 1: Самое главное не переживать, я знаю как это сделать! Нам предстоит выполнить 2 непростых задания!

Ведущий 2: Я думаю что ребята легко с ними справятся! Правда ребята? (Дети: ДА!)

Ведущий 1: Ну тогда приступаем! Итак первое задание:

Ребята вам предлагается 2 слова: творчество и мир, вам нужно придумать на каждую букву новое слово, но самое главное чтобы они были непосредственно связаны с культурой и искусством.

Ведущий 2: Молодцы ребята! Вы прекрасно справились с заданием! А вот и второе: Каждый час и каждый день человек получается море нужной и ненужной информации благодаря телевидению, телефонам, радио и печатным изданиям. Новых сведений может быть много, не очень много и совсем мало. Такие небольшие, короткие новости назвали «Новостями одной строкой». Постарайтесь и вы составить короткую однострочную новость о каком-то произошедшем событии. При этом вы должны употребить в одном предложении данные 5 слов:

Газета, художник, фотограф, новости, тираж.

Декорирование, лента, материал, руки, творчество.

Сцена, антракт, мимика, режиссер, актер.

Ведущий 1: Замечательно ребята, вы справились и с этим заданием. И теперь мы может отворить двери нашего творческого мира!

Ведущий 2: И сделаем мы это торжественно… (перерезаем красную ленту)

Ведущий 1: Ну что давайте уже начнем знакомится с наши кружковыми объединениями и мастерами своего дела.

Быть в гуще жизненных событий,
Не пропустить больших открытий
И мастерски владеть пером,
А также русским языком,
Быть только честным и правдивым,
В своих оценках справедливым, научит вас профессионал –Светлана Викторовна!

(кружковое объединение «Юн.журналист»)

Ведущий 2: Профессионал своего дела, которого любого научит вышивке атласными лентами, бумажной пластике, декорированию предметов интерьера, поделка из бросового материала, тестопластике, квиллингу, текстилю и многому – многому другому, Оксана Владимировна!

(кружковое объединение «ДПИ – Лотос»)

Ведущий 1: По вечному кругу бегут вновь и вновь,

Не зная покоя, две стрелки часов.

Начало концерта, антракт и финал...

И снова волненьем наполнен весь зал.

Ребята, в ЦДТ имеется и театральная студия , где вы можете обучиться не только навыкам актерского мастерства, технике постановки речи и пластике, а так же сможете попробовать себя в роли настоящих режиссеров.

Ведущий 1: Ну и в завершении я предлагаю посмотреть вам фильм про все кружковые объединения ЦДТ.

(Фильм про ЦДТ)

Ведущий 2: До новых встреч!