Что такое эбру рисование. Магия старинного эбру - рисование на воде

  • 05.07.2019

Эбру — волшебное и многогранное искусство. Волшебство происходит во время работы. Но не только. Разглядывать картины в технике эбру тоже необычайно интересно, погружаешься в какой-то гипнотическое состояние.

Техник рисования по воде великое множество. Наверное, вы замечали, что под эбру понимаются иногда очень разные картины. Название общее, но в одной технике существует множество стилей и градаций, так уж вышло.

Примечательно, что для рисования по поверхности воды всегда использовались только натуральные красители, взятые из природы. Каждая картина уникальна, поскольку с одной работы можно сделать только один отпечаток, снятый листом бумаги с кюветки.

Некоторые книги учат подряд как можно рисовать на воде, но мы не будем валить все в кучу, а разберемся что есть что. Если вы уже начали заниматься эбру, то уже многое умеете, а знаете ли вы оригинальное название, в какой технике вам больше нравится работать?

Этот стиль возник еще в древние времена, где конкретно, точно нельзя сказать, но то, что это были страны Азии, доподлинно известно. Он был возможно заимствован турками, где и был впоследствии широко распространен. Многие турецкие художники тех времен занимались только им.

Техники рисования эбру

Не знаю почему, может быть туркам свойственно так детально все классифицировать, но у них принято делить технику эбру на множество разновидностей, пусть даже на наш взгляд они отличаются друг от друга на одну копейку.

Вероятно этим видом искусства в свое время занимались многие художники в Турции, каждый из которых привнес что-то новое, раскрыл потенциал каждого отдельного варианта, возможно, творил в большинстве своем в одной технике, которая ему больше всего удавалась или нравилась, был известен этим. Примеры старинных произведений мастеров рисования на воде можно найти в турецких музеях.

Различные стили в эбру определяются соответственно использованной техникой, а также получающимися при этом образцами. Различают следующие виды:

  1. Баттал эбру (Battal Ebru)

    Баттал эбру (Battal Ebru)

    Очень нежный стиль — это основной образец, с которого начинается каждая форма эбру (за исключением кумлу). Чтобы достигать мраморного эффекта, цвета на по капелькам наносятся на поверхность жидкости, где они распространяются естественным для себя образом. Техника баттал эбру используются для каллиграфии, для обрамления или как обложки для книг.

  2. Gel-Git Ebru

    Гель-гит эбру

    Гель-гит исходит из баттал эбру благодаря использованию иглы, при этом возникает повторяющийся орнамент.

  3. Şal Ebru

    Шаль эбру

    Шаль эбру — это видоизменение предыдущей техники, при которой узоры должны рисоваться случайно.

  4. Bülbül Yuvası (или иначе «гнездо соловья»)

    Эбру «гнездо соловья»

    Возник большей частью из баттал из-за снаружи внутрь рисующихся спиралей. Используется для книжных обложек, в зависимости от размера может вмещать в себя несколько рядом стоящих спиралей.

  5. Taraklı Ebru

    эбру гребнем

    Техника рисования эбру гребнем выполняется на основе 2 варианта, в то время как гребень (tarak) тянется в единственном скользящем движении вертикально для того, чтобы на поверхности образовался ровный узор.

  6. Taraklı Şal Ebru

    Таракли шаль

    Таракли шаль — это соединение обеих выше представленных техник.

  7. Hafif Ebru

    Хафиф — разновидность шаль эбру

    Хафиф — это форма шаль эбру, которая отличается более нежными цветами, это достигается за счет большого количества воды и воловьей желчи. Часто используются для написания текстов поверх узора.

  8. Neftli Battal Ebru

    Нефтли баттал

    Нефтли баттал основан на баттал эбру, терпентин примешивается в последний цвет. Таким образом получаются характерные «пустые» пятна.

  9. Çiçek Ebru

    технике «цветок» эбру

    Он назван так по мотивам цветов (çiçek значит цветок). Как правило, обычно рисование начинается с баттал эбру зеленого цвета, который формируется при помощи иглы на ручке, таким образом появляются листочки. Цвет цветочных лепестков художник капает на конец стебелька и иглой приводит к форме цветка. Два похожих цветка могут украшать переднюю и заднюю стороны обложки книги. Necmeddin Okyay и Mustafa Düzgünman — это имена художников, которые рисовали больше всего в этой технике «цветок» эбру, у них есть изображения чудесных тюльпанов, маргариток, маковых цветков, гвоздик, фиалок и гиацинтов.

  10. Эбру с каллиграфией

    Эбру с каллиграфией, то есть с красиво написанным текстом внутри. На бумагу наносится шрифт (каллиграфия это особая художественная форма), затем гуммиарабик (смола высохшего сока акаций), поэтому обработанные места остаются неприкосновенными при марморировании. Изобретатель техники Necmeddin Okyay, который делал сначала надписи на отдельном листе бумаги, буквы вырезал, обрабатывал и приклеивал на мраморируемую бумагу.

  11. Kumlu Ebru

    Кумлу возникает, если липкая субстанция, на поверхности которой возникает рисунок эбру, начинает терять качество. Смешивают краски — индиго с водой и воловьей желчью, потом каплями наносят по краю или в центре кюветки до тех пор пока вся поверхность не заполнится цветом. Трещины, которые в итоге образуются, похожи на структуру песка, отсюда название — от слова песок. Kilcikli Ebru образуется, если в 11 технике образуются структуры, похожие на галочки (название в переводе — рыбная кость).
  12. Akkase Ebru
    Обозначение эбру, в котором находятся разные цвета для обрамления и средней части с надписями. Места, которые не должны закрашиваться, оклеиваются как при стиле 10 перед работой или намазываются гуммиарабиком. Часто можно встретить как основу стиля хафиф, а рамку с более яркими цветами. В этом случае хафиф эбру используется сначала, затем на нем подготавливается предусмотренная для шрифта часть с гуммиарабиком, и наконец, на втором этапе делается марморирование с более сочным цветом.
  13. Украшение книг при помощи эбру

    Не является разновидностью техники эбру в настоящем смысле. Для работ, которые служат для украшения книг, миниатюр или картин, сусальное золото натирается в виде стружки или прибавляется в случае Altınlı Ebru уже при смешивании красок.

  14. Hatip Ebru

    Выходит из техники баттал эбру посредством создания друг от друга удаленных точек одного цвета, внутрь которых потом вносятся один за другим новые цвета. Таким образом можно получить различные фигуры, например, сердце, «причесанное» сердце, «колесо судьбы», клевер), звезд), и так далее.

Современное искусство эбру

Рассвет техники эбру произошел прежде всего в Турции, начиная с 18-ого и вплоть до начала 20-ого веков. В 18-ом веке возрос спрос на работы эбру, изготовленные машинным способом, которые однако далеко отставали от произведений, нарисованных вручную классическим методом.

Еще дальше от классического эбру находилсь представители стиля модерн (или по-французски арт нуво) как Коломан Мозер (Koloman Moser) и Йозеф Хоффман (Joseph Hoffman). Они изображали фигуры рыб, птиц, а также абстрактные мотивы.

Под их влиянием, а также других похожих работ техника рисования на воде с последней четверти 20-ого века развивалась все дальше и дальше от ее классических истоков.

Современная техника эбру

Один из известных представителей современного эбру — это американец Христофер Вайманн (Christopher Weimann). Под влиянием его искусства оказались художники из Турции как Nedim Sönmez, Feridun Özgören, Hikmet Barutçugil, Ahmet Saral, Köksal Çiftçi, Ahmet Çoktan, Peyami Gürel, и Ali İsmail Türemen.

Характерным для современных техник эбру является симбиоз с картиной. Также сформировались различные формы, которые характеризуются в разной степени проникновением эбру в картину, а также тем, что картины получаются в стиле абстрактной, наивной живописи.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Каждый человек стремится к чему-то новому и неизвестному. Для этого они берут за основу традиционные и забытые техники. Многие художники нашли интерес в истории искусства Османской Империи (Турции). Именно там, по мнению ученых, зародилась техника рисования эбру. В переводе слово эбру -это «облачный», «волнообразный». В Европе рисунки в технике эбру называли «турецкая бумага» или «мраморная бумага».

Эбру - это старинная графическая техника, позволяющая получить в один прием красочный оттиск с поверхности воды. В результате на поверхности бумаги остается неповторимый рисунок.

Еще недавно это искусство могло исчезнуть в Турции и стать только красивым воспоминанием. Однако сегодня традиции эбру бережно сохраняются, оберегаются и имеют широкую популярность - устраиваются многочисленные выставки картин эбру, продаются шелковые шарфы, веера, книги, медальоны.

Анализ изученной литературы, интернет ресурсов и тест - опроса позволяет сделать вывод о том, что технология рисования эбру незнакома и доподлинно неизвестна. И то, что я очень люблю рисовать и экспериментировать красками определило тему нашей исследовательской работы «Технология изготовления эбру, «танцующих красок на воде».

Цель исследования: изучить технологию изготовления эбру в домашних условиях;

Задачи исследования:

- изучить историю происхождения техники рисования эбру;

- изучить технологию изготовления эбру;

- сделать танцующие краски на воде или эбру в домашних условиях;

- тест опрос;

Объект исследования: эбру как древнее искусство рисования на воде.

Предмет исследования: техника рисования эбру.

Методы исследования:

- анализ изученной литературы и Интернет-ресурсов;

- эксперимент;

- опрос;

Сроки выполнения: подготовительный - январь; основной - февраль, заключительный - март.

Гипотеза исследования: можно заменить старинный рецепт красок и воды на современный аналог, при таком же результате рисования.

Практическая значимость: изображение, созданное при помощи техники эбру, можно переводить не только на бумагу, но и на ткань, стекло, дерево и керамику. Это позволит украсить интерьер, одежду и аксессуары неповторимыми рисунками.

Глава 1. История происхождения эбру.

«Танцующие краски» , «облака и ветер », «плавающие краски », «бумага с облаками », «волнообразная бумага », - так по-разному называют искусство эбру в странах Востока. В Европе же просто говорят - «турецкая бумага», так как впервые с этим изящными, красивыми картинами европейцы встретились именно в Стамбуле.

Название произошло от персидского слова “об” (вода) + “ру” (на). На турецком его адаптировали как "эбру", что значит "на воде".

Большинство историков и искусствоведов сходятся во мнении, что техника зародилась в Турции, поскольку именно там находится наидревнейшее произведение эбру, датированное 1554 годом. Еще в 19 веке мастера красок повсеместно практиковали изображения, нанесенные на поверхность воды. Развитие и распространение напрямую связано с историей Великого Шелкового пути. Именно через него эбру попало в европейские страны, где сразу же получило название «турецкая бумага». Европейцы использовали технику для украшения книг и ценных документов. Эбру особенно пригодилось тем, кто делал на разноцветной узорчатой бумаге важные записи (указы, свидетельства) поскольку подделать такой документ не предоставлялось возможным.

Искусство эбру передавалось мастерами их ученикам из поколения в поколение. В эбру используются только натуральные материалы. Кисти сделаны из древесины розового кустарника или из конского волоса. Вязкость воды увеличена путём добавления нектара Гевена - растения, растущего в Анатолии. Выжатая их нижней части стебля, жидкость конденсируется в смолистый воск, имеющий слабые клеящие свойства.

Краски- специальные пигменты для эбру. В их состав входит животная желчь, вода и красящие вещества. Внешний вид и консистенция напоминает обычную цветную воду. [Приложение 1]

В искусстве эбру существует несколько видов. Вот некоторые из них:

    Баттал Эбру - разбрызгивание при помощи кисти краски на воду и переведение узора на бумагу.

    Эбру Шаль - повторение S-образных форм.

    Осветленное Эбру - заготовка для надписей.

    Эбру Гребенка - позволяет создать при помощи гребня орнамент из волн и других повторяющихся линий.

    Цветочный Эбру - изображение цветов.

Глава 2. Техника рисования эбру.

Смысл техники уникального рисунка на воде - эбру, заключается в специальных красках, которые не растворяются в воде. Желчь крупного рогатого скота - очень важный элемент в изготовлении красок. Она обеспечивает нахождение краски на поверхности и преодоления краской поверхностного натяжения воды. Капли краски наносят на предварительно немного загущенную воду в специальной емкости. На сегодняшний день достаточно добавить специальный загуститель.

Затем, используя различные инструменты (спицы, шила, гребни), рисуют узоры и рисунки на поверхности воды. Шило и гребень - важные части инструментов. Шило должно быть разных форм для более тонких и толстых контурных линий. Гребень служит для того, чтобы рисунок был ровным. Мастера при помощи гребня контролируют узор изображения.Один из самых главных инструментов - кисточка для разбрызгивания краски по воде. Для "вытягивания" краски в узор используются металлические палочки различной толщины и конский волос. Для узора, равномерного по всей поверхности жидкости, используются металлические "расчески" с различной толщиной зубчиков и расстоянием между ними.[Приложение 2]

После создания на поверхности воды, узор переносится на бумагу. Для этого чистый лист прикладывают к поверхности воды на несколько секунд и поднимают.Затем просушивают картину в сухом проветриваемом помещении. Картина, изготовленная в технике эбру, готова радовать, завораживающей причудливостью линий и узоров.

Глава 3.Технология изготовления эбру в домашних условиях.

Изучив технологию рисования эбру, мы решили попробовать нарисовать картину в домашних условиях несколькими способами.

1 способ рисования на воде:

    В специальный лоток налили раствор из киселя.

    С помощью спицы попробовали нарисовать различные линии.[Приложение 3]

2 способ рисования на воде:

    Взяли акриловые краски и разбавили чуть -чуть водой.

    В специальный лоток налили раствор из воды и глицерина.

    Осторожно капали кисточкой краску на поверхность воды.

    С помощью спицы попробовали нарисовать различные линии.[Приложение 4]

3 способ рисования на воде:

    Взяли специальные краски эбру для рисования на воде.

    В специальный лоток налили раствор из воды.

    Осторожно капали кисточкой краску на поверхность воды.

    С помощью спицы, шила, гребней попробовали нарисовать различные линии.[Приложение 5]

В результате можно сделать выводы:

    По результатам опроса мы выявили, что об истории происхождения эбру и технике рисования неизвестно ни кому.

    Эбру в домашних условиях нам удалось выполнить, соблюдая к нему ряд требований.

    Раствор из воды, приготовленной с помощью из крахмала и глицерина, несколько отличается по составу и краски на поверхности не держатся хорошо.

    Рисунки, нарисованные на растворе из загустителя воды и настоящими красками эбру получились лучше всего.

Заключение.

Процесс рисования эбру на деле оказался очень увлекательным! Особенно интересным оказался в том плане, что при нанесении капель красок на поверхность воды образуется непредсказуемый и завораживающий рисунок с причудливостью линий.

Я много изучила об истории создания рисунка в технике эбру и значении этого слова. Также освоила технологию рисования эбру в домашних условия несколькими способами.

Мне кажется, что полученные навыки по рисованию в технике эбру обязательно пригодятся в жизни. Возможно, я свяжу жизнь с профессией художника.

Мне очень понравилось рисовать на воде в технологии эбру, потому, что из таких доступных материалов можно создать такие красивые композиции и дарить их людям.

Список библиографии.

    Технология традиционного эбру// Сайт «Искусство росписи на воде» - http://ebru-art.ru/

    http://galinadolgikh.com/ebru-risovanie-na-vode/

    http://ru.wikipedia.org/

Рисование эбру – одна из самых фантастических техник изобразительного искусства, где вода проявляет себя с совершенно фантастической стороны. Прелесть этой техники в том, что даже самый неискушенный в рисовании человек может создавать настоящие шедевры на водной глади.

Что такое эбру?

Эбру – это рисование на воде, рисование жидкостями. Нанесение одной жидкости на поверхность другой создает невероятный эффект, в результате чего получаются неповторимые узоры, которые можно перенести на твердую поверхность – бумагу, дерево, ткань.

Рисование жидкостями возможно, только если они будут обладать разными плотностями. Так, для создания рисунков эбру необходимо замешать специальный густой раствор, на котором в последствии будут разводиться краски.

История эбру уходит в далекое прошлое настолько глубоко, что сегодня нельзя с уверенностью сказать, кто же изобрел этот необычный стиль. Одни считают, что эбру появилось в Индии, другие источники утверждают, что это достояние Туркестана. Большинство историков и искусствоведов сходятся во мнении, что техника зародилась в Турции, поскольку именно там находится наидревнейшее произведение эбру, датированное 1554 годом.

Развитие и распространение стиля напрямую связано с историей Великого Шелкового пути. Именно через него эбру попало в европейские страны, где сразу же получило название «турецкая бумага». Европейца использовали эту технику для украшения книг и ценных документов. Эбру особенно пригодилось тем, кто делал на разноцветной узорчатой бумаге важные записи (указы, свидетельства), поскольку подделать такой документ не представлялось возможным.

Как приготовить раствор для эбру

Раствор для эбру должен быть густой, чтобы краски не смешались, а остались на поверхности. Для создания густой основы используют особый растительный экстракт, добываемый из колючки гевен. Смола этого растения, высушенная на солнце, образует так называемые лепестки китре. Традиционный способ получения густого раствора требует, чтобы художник настаивал эти лепестки 2 недели, но сегодня можно приобрести готовую основу для раствора – порошковый экстракт гевен. Его нужно настаивать всего лишь 24 часа. Существуют альтернативы загустителю из гевена, приготовленные из красных морских водорослей. Их также можно приобрести в художественных магазинах.

Разведите порошок в воде, перемешайте и оставьте на 24 часа. Чтобы основа для рисования получилась однородной, пропустите ее через марлю или сито перед тем как приступить к работе. Накройте раствор газетой на несколько минут – она соберет все микроскопические пузырьки воздуха. МирCoветов рекомендует повторять такое действие после каждого окончания работы.

Материалы для рисования на воде

Помимо густого раствора вам понадобятся следующие материалы для рисования в технике эбру:

Краски – специальные цветные пигменты для эбру. В их состав входит животная желчь, вода и красящие вещества. Внешний вид и консистенция напоминает обычную цветную воду. Это объясняется тем, что для создания рисунков необходимая значительная разница в плотности основы и красок.

В искусстве рисования эбру используют несколько цветов:

  • желтый – изготовлен из сернистого соединения мышьяка;
  • синий – получают путем добавления лахорской синьки, добытой из корня особого пакистанского растения;
  • зеленый – получают, смешав синий и желтый пигменты. Если добавить побольше желтого, получится фисташковый оттенок, синего – изумрудный;
  • темно-синий – особая разновидность растительной синьки;
  • черный – получается при добавлении печной сажи. Этот материал с давних времен использовался для получения красок. Однако, несмотря на кажущуюся простоту, сделать черную краску очень сложно - сажа плохо впитывает воду и постоянно всплывает на поверхность. Чтобы предотвратить это в пигментный раствор часто добавляют сосновую хвою;
  • белый – натуральные свинцовые белила (карбонат свинца);
  • красный – получается из листьев красной капусты, которые содержат высокую концентрацию оксида железа.

По всему видно, что краски для эбру полностью натуральные. Но именно из-за этого стоит избегать попадания их в рот и на слизистые оболочки.

Кисти – они должны хорошо вбирать воду. Лучше всего покупать кисти из натурального волоса – белка, колонок. Традиционные мастера эбру пользуются кисточками из конских волос, ручка которых выполнена из обточенного стебля розы.

Шило – при помощи шила можно создавать необычные фигуры и сочетания цветов. Аккуратно двигая краски по густой поверхности, художники создают совершенно фантастические и неповторимые образы. Шилом можно даже писать портреты и пейзажи.

Если у вас нет шила, можно воспользоваться любым другим длинным и острым предметом – бамбуковой шпажкой, спицей или цыганской иголкой.

Гребешок – при помощи обычного пластикового гребня можно создавать необычные «чешуйчатые» узоры. По длине и ширине гребень должен соответствовать параметрам поддона, в котором вы будете работать. С его помощью вы сможете легко и быстро заполнить пространство красивым фоновым рисунком.

Техника рисования на воде

И вот уже готов раствор, подготовлены краски и инструменты. Добавьте на густую поверхность несколько капель краски и придайте им желаемую форму при помощи шила или гребня. Прелесть и одновременная сложность техники в том, что практически невозможно предугадать движение краски. Таким образом получаются уникальные в своем роде произведения искусства, но и достичь запланированного результата будет довольно сложно.

Когда рисунок на густой основе готов, возьмите плотный лист бумаги (ватман) или однотонную ткань и осторожно положите его на поверхность воды. Следите, чтобы вторая сторона листа не намокла. Как только лист ровно ляжет на краски, также аккуратно снимите его плавным движением. Краски полностью перешли на бумагу, оставив в вашем распоряжении чистую поверхность густой основы для создания новых шедевров! Если на воде осталось чуть-чуть краски, уберите ее при помощи газеты.

Эбру - особая техника росписи по ткани, результатом которой являются цветные линии и узоры необычайной красоты. Можно сказать, что это настоящее искусство. Даже если вы далеко не художник, в технике эбру вы сможете с лёгкостью украсить белый платок завораживающим разноцветным орнаментом. В конце работы аксессуар станет оригинальным и уникальным подарком, сделанным своими руками.

Для работы в технике эбру подготовьте:

  • белую ткань (желательно натуральную и тонкую);
  • контейнер или иную ёмкость, по размерам близкую к ширине ткани;
  • ведро или глубокую кастрюлю;
  • желаемые краски по ткани;
  • лист бумаги, по размерам близкий к ширине ткани;
  • 1 литр воды;
  • венчик;
  • пластиковые стаканчики для краски;
  • загуститель для воды (например, крахмал);
  • квасцы;
  • кисти и гребень.

1. В тёплую воду (1 литр) в кастрюле добавьте квасцы (четверть обычной чашки), размешайте полученную смесь венчиком, разбивая комки.

2. В растворе прополоскайте ткань, затем высушите её естественным образом. Тонкий платок высохнет довольно быстро.

3. Вылейте воду, налейте чистую (около 0,5 - 1 литра) и растворите в ней загуститель. Работайте строго по инструкции, указанной на упаковке загустителя. Для крахмала, например, понадобится примерно 1 ст. л. загустителя на 1 ст. л. воды. Тщательно размешайте венчиком крахмал. Оставьте смесь до тех пор, пока она основательно не загустеет.

4. Перелейте получившуюся воду в подготовленную ёмкость или контейнер для окрашивания.

5. Тем временем в пластиковых стаканчиках разведите по инструкции выбранные краски для ткани.

6. На дно контейнера с загустевшей водой уложите подготовленный лист бумаги (или, например, газету) на несколько секунд, затем достаньте. Эта нехитрая процедура уберёт нежелательные для техники эбру пузырьки воздуха, которые могли образоваться в воде.

7. Подготовьте стаканчики с краской, кисти и гребень для раскрашивания на воде.

8. Кистью возьмите краску и капните её на поверхность загустевшей воды. Повторите так со всеми цветами, пока поверхность не будет покрыта полностью цветными каплями.

9. Острым концом кисточки осторожно и медленно проведите по поверхности воды, создавая узоры. Вы можете вести кисть вдоль и поперёк, наблюдая, как изменяется рисунок.

А вот такой замечательный узор получается, если вы по поверхности воды провести гребнем:

10. Завершающая часть техники эбру: осторожно опустите ткань на поверхность с краской, подержите одну минуту и достаньте.

11. Высушите ткань естественным образом, прогладьте. Работа окончена!

Основные правила рисования в технике эбру

Турецкая техника Эбру

Как нарисовать бабочку в технике эбру