Новый фильм говорухина с ходченковой. Юные любовницы станислава говорухина

  • 25.06.2019

Станислав Говорухин - один из немногих продолжающих активное творчество мэтров советского режиссерского цеха. Создатель фильмов «Вертикаль», «Место встречи изменить нельзя» и «Ворошиловский стрелок» с периодичностью раз в два года выпускает картины, появление в которых - честь для любого российского актера.

Станислав Зельвенский, «Афиша» : «Про Говорухина можно говорить что угодно, но в свои 80 он живой человек, не потерявший профессию и уж про компромиссы, надо думать, знающий куда больше многих».

Основой его нового фильма как раз и стал «Компромисс» - сборник новелл Сергея Довлатова о жизни, работе и творчестве альтер эго Довлатова, ленинградского журналиста, уехавшего в Таллин в поисках большей свободы для творчества.

Иван Колесников, исполнитель главной роли : «Это фильм о любви и свободе. У него нет начала и конца. В нем все понятно и просто, потому что с того времени ничего не поменялось: журналисты и писатели все так же борются с существующими правилами. Довлатова принижали, втаптывали в грязь, а он вставал, отряхивался и шел дальше. Это правильное отношение к жизни!»

Первая полноценная экранизация Сергея Довлатова

Сейчас - волна популярности Сергея Довлатова. К 80-летию со дня рождения писателя фильмы о нем снимают и документальные («Написано Сергеем Довлатовым» Ромы Либерова), и художественные («Довлатов» Алексея Германа-младшего). Однако, как ни странно, картин по книгам самого Довлатова практически нет. Если не считать «Комедии строгого режима» с Виктором Сухоруковым в одной из главных ролей, «Конец прекрасной эпохи» - первый фильм-экранизация творчества Довлатова.

Станислав Говорухин : «Фильм "Конец прекрасной эпохи" нельзя называть экранизацией "Компромисса". Там много взято из записных книжек Довлатова, из моих собственных воспоминаний... Эта картина - по мотивам произведений Довлатова. Просто "Компромисс" - так было в договоре написано, и я не стал менять. Это же не о Довлатове. Герой некий журналист. Половина текстов там сочинена сценаристом».

Действительно, из 12 историй «Компромисса» в фильм попали только две - про репортаж к рождению 400-тысячного жителя Эстонии и про доярку-передовика производства.

Лариса Малюкова, «Новая газета» : «"Конец прекрасной эпохи" - Довлатов-лайт».

Изображение © Мосфильм, Киностудия "Вертикаль", ООО

Возвращение Светланы Ходченковой к Станиславу Говорухину

Одну из главных ролей в фильме - романтический интерес главного героя, редактора Марину - играет Светлана Ходченкова. Начало ее карьере положил именно Станислав Говорухин, позвавший студентку первого курса на главную роль в своем фильме «Благословите женщину». Однако после картины «Не хлебом единым» их творческие пути разошлись - Говорухин публично критиковал Ходченкову за смену имиджа и выбор ролей, и Светлана в его фильмах последние десять лет не появлялась. «Конец прекрасной эпохи» вновь свел актрису и режиссера.

Станислав Говорухин : «Она оказалась более правой, чем я. Поколение другое растет. И если бы она оставалась в тех же параметрах, может быть, ее и снимать бы не стали. Видите, какие теперь на экране героини. <…> Она талантливая артистка - у нее хорошая школа. Я имею в виду даже не столько Вахтанговское училище, сколько ее первую картину "Благословите женщину", в которой она работала с Ириной Купченко, Инной Чуриковой, Александром Балуевым... Работа с такими партнерами - хорошая школа».

Изображение © Мосфильм, Киностудия "Вертикаль", ООО

Дебютант в главной роли

Исполнителя главной роли, ленинградского журналиста Андрея Лентулова искали очень долго, за год пробы прошли более 500 актеров.

Станислав Говорухин : «Хотелось, чтобы он был из того времени - не знаю, получилось ли. <...> Я искал человека, совершенно непохожего на Довлатова. А получился тоже крупный, черноволосый».

Крупный и черноволосый человек - актер сериалов Иван Колесников, для которого роль в «Конце прекрасной эпохи» - дебют в большом кино.

Иван Колесников : «Я пришел на пробы в жутком состоянии, после дня рождения друга. Станислав Сергеевич спросил: "Выпиваешь?". Я честно признался - да. Я жил в Петербурге и много гулял по злачным местам и рюмочным. "Куришь?". Я курю с 13 лет. Эти качества сближали меня с главным героем, и после проб я сразу же был утвержден на роль».

Изображение © Мосфильм, Киностудия "Вертикаль", ООО

По оценкам критиков, роль Довлатова-Лентулова Колесников сыграл убедительно и свежо.

Станислав Зельвенский, «Афиша» : «Франтоватый красавец в роли довлатовского лирического героя поначалу несколько обескураживает - но есть подозрение, что двухметровый армянин с бородой вызвал бы куда больше вопросов».

Наталия Григорьева, «Новая газета» : «Исполнитель роли Лентулова Иван Колесников играет своего персонажа сложным и неоднозначным. С вечной ухмылкой на губах, будто бы несерьезный раздолбай и пьяница, у которого внутри - и в текстах - вдруг некрасовское, никому вокруг непонятное "кто живет без печали и боли, тот не любит Отчизны своей"».

Черно-белая картинка

Отказ снимать на цветную пленку не редкость для современного кино, черно-белый «Артист» Мишеля Хазанавичуса в 2011 году даже получил «Оскар» за лучший фильм. В России одна из последних работ в этом стиле - «Трудно быть богом» Алексея Германа.

Однако в руках Станислава Говорухина это скорее не специально выбранный художественный прием, а следование собственным предпочтениям.

Станислав Говорухин : «Во-первых, я люблю черно-белое кино. Во-вторых, я испытываю к нему большее доверие. Скажем, о войне я вообще не могу смотреть цветное кино. И сами кинематографисты это чувствуют и иногда цвет убавляют. Они бы тоже снимали черно-белое, но заказчик, продюсер, требует цветное - тогда очень многие убавляют цвет, когда печатают копии. А у меня фильм-ретро, это 60-е годы - и мне хотелось создать впечатление, что фильм снят в те годы, только без цензуры».

Изображение © Мосфильм, Киностудия "Вертикаль"

Производство : МОСФИЛЬМ, КИНОСТУДИЯ ВЕРТИКАЛЬ, 2015

Режиссер : Станислав Говорухин

Сценарий : Станислав Говорухин по мотивам повести Сергея Довлатова "Компромисс"

В ролях : Иван Колесников, Светлана Ходченкова, Федор Добронравов, Борис Каморзин, Дмитрий Астрахан, Лембит Ульфсак, Сергей Гармаш, Александр Робак, Элина Пяхклимяги, Кярт Таммярв, Тыну Карк, Дмитрий Ендальцев

Оператор : Геннадий Карюк

Композитор : Артем Васильев

В новом фильме Станислава Говорухина "Конец прекрасной эпохи" режиссер снял Светлану Ходченкову - актрису, которую он когда-то открыл и которую в свое время публично осудил после того, как она радикально сменила имидж.

В драме Говорухина, основанной на "Компромиссе" Сергея Довлатова, Светлана играет жену опального писателя, отправившегося работать в таллинскую газету. Перед премьерой фильма Ходченкова дала интервью "РГ".

В последний раз вы снимались у Говорухина десять лет назад, после чего в вашей жизни случилось множество режиссеров и фильмов. Это десятилетие как-то вас изменило?

Светлана Ходченкова: Надеюсь, что я выросла, стала более хорошей актрисой. Вообще я рада вернуться на съемочную площадку к Станиславу Сергеевичу - каждая актриса мечтает найти "своего" режиссера, который взял бы ее под крыло.

Вы говорили, что во время съемок "Благословите женщину" Говорухин был жестким режиссером. Получается, вы сторонница "твердой руки" на съемочной площадке?

Светлана Ходченкова: А кто сказал, что Говорухина годы как-то изменили? Он по-прежнему один из самых требовательных режиссеров. Если я вдруг забывала текст, тут же получала нагоняй. Но все это неважно, потому что главное в нашей профессии - доверие. Если веришь режиссеру, то тебе нравится любой его стиль работы - и жесткий, и либеральный. А я Станиславу Сергеевичу доверяю как самой себе. Другое дело, что я стала за эти годы увереннее в себе. У меня прорезался голос - теперь я могу с Говорухиным поспорить.

Говорухин хотел заставить поменять фамилию. Как, говорит, красиво - Светлана Есенина

В каких случаях?

Светлана Ходченкова: Это касается актерской кухни - так просто не объяснишь. Но такие режиссеры, как Говорухин, любят и умеют давить на актеров - чаще всего это идет на пользу, но случается и так, что нет. Так вот, теперь я умею за себя постоять, если чувствую, что мастер не прав.

То есть раньше в тандеме Говорухин - Ходченкова у женской части права голоса не было?

Светлана Ходченкова: Я же была дебютанткой, которая получила первую роль в жизни - и сразу главную. Был только один момент, когда я уперлась - Станислав Сергеевич хотел, чтобы я поменяла фамилию. Не может, мол, быть у актрисы фамилии Ходченкова - язык сломаешь, да и никто не запомнит, где нужно ставить ударение. Он даже придумал мне псевдоним - Есенина. Как, говорит, красиво - Светлана Есенина. Но меня эта идея совсем не грела. И, кажется, я оказалась права, когда сказала ему, что псевдоним брать не буду ни при каких обстоятельствах.

В свое время ваш уход от Говорухина широко обсуждался в прессе - он заявил, что не будет вас снимать, потому что вы сильно похудели и "стали такая как все". Когда он позвонил для того, чтобы позвать на пробы, удивились?

Светлана Ходченкова: Обрадовалась! Хотя все было немного не так - никаких проб не было, он сразу дал мне роль в своем новом фильме. Видимо, теперь я нужна ему с такой фигурой. (Улыбается). Хотя история с похудением сильно преувеличена. Я до "Благословите женщину" была моделью, и Говорухин знал о моей худобе. Истинной причиной ухода в свободное плавание была боязнь застрять в одном амплуа - и это отнюдь не амплуа "музы Говорухина". Я читала сценарии и с ужасом понимала, что режиссеры предлагают один и тот же образ.

И вы пустились во все тяжкие, снимаясь во всем без особого разбора?

Светлана Ходченкова: Скажем так - многие из пунктов моей фильмографии сегодня мне кажутся лишними, я спокойно прожила бы и без них. Это в основном комедии, но мне после серьезных драматических ролей комедийный жанр казался спасением. Наделала ошибок, но теперь жалеть об этом уже поздно - в любом случае, это опыт.

Нужно ли понимать, что теперь артистка Ходченкова перестанет бесконечно мелькать в новых российских комедиях?

Светлан Ходченкова: Конечно, я сейчас тщательнее отбираю проекты. И мне хочется, чтобы в моей карьере было побольше таких фильмов, как "Конец прекрасной эпохи". Но что-либо загадывать я боюсь. В одном уверена - если Говорухин вдруг предложит мне роль в своей картине, то я соглашусь, не раздумывая.

"Конец прекрасной эпохи" - экранизация "Компромисса" Довлатова, вокруг фигуры которого внезапно начали возникать споры - классик он или средний писатель. Вы какой точки зрения придерживаетесь?

Светлана Ходченкова: До и во время работы над "Концом прекрасной эпохи" я открыла его для себя заново. Он же потрясающе современный - и речь сейчас не только о его персонажах, но и о реалиях. Не знаю, как с этим можно спорить, достаточно просто перечитать "Компромисс".

Актерам это произведение должно быть близко - оно ведь о том, как человек прикрывается ядовитой иронией под видом добродушного цинизма, чтобы защититься от омерзительной действительности. И это едва ли не единственный способ существования в условиях бесконечного компромисса с самим собой.

Светлана Ходченкова: Но это же не только про актеров, а вообще про всех. Артисты не чаще других идут на морально-этические компромиссы. Я в начале карьеры делала много заявлений в духе "это делать не буду", "в таком виде на экране не появлюсь". В итоге делала и появлялась. И далеко не всегда это было результатом сделки с самой собой. Я взрослела и понимала, что некоторые табу вроде съемки в обнаженном виде - проблема, не стоящая серьезного обсуждения. Если это нужно для роли, я на экране разденусь. Это всего лишь вопрос зрелости актера и умения режиссера обосновать свою позицию.

В Москве в кинотеатре «Октябрь» прошла премьера фильма режиссера Станислава Говорухин «Конец прекрасной эпохи» по произведениям Сергея Довлатова.

Поздравить коллег пришли Леонид Якубович, Николай Валуев, Александр Буйнов с супругой Аленой, Вера Глаголева с двумя дочерями и многие другие. Известный архитектор Зураб Церетели подарил Станиславу Говорухину свою картину с изображением Георгия Победоносца и по просьбе именитого режиссера оставил на ней свой автограф.

Представляли фильм актеры, исполнившие главные роли - это Иван Колесников и Светлана Ходченкова. На Светлане было излишне откровенное платье, подчеркивающее все изгибы ее фигуры. И этим вечерним туалетом Светлана убила двух зайцев. Во-первых, напомнила собравшимся, что она без двух минут голливудская дива (российская актриса недавно снялась в американском блокбастере «Росомаха: Бессмертный»), а во-вторых, ясно дала понять, что слухи о ее беременности - это только слухи.

Я должен рассказать одну историю, связанную со Светланой, - сказал со сцены Станислав Говорухин. - Когда она снималась у меня в фильме «Благословите женщину», я ей предложил взять псевдоним. Но она меня не послушалась… А фамилия у актрисы сложная в произношении… И теперь, когда Света стала знаменитой и в ее фамилии постоянно делают ошибки. Надо было все-таки соглашаться со мной тогда!

Перед началом фильма Станислав Сергеевич в ироничной манере пожелал зрителям не приятного просмотра, а «приятного аппетита».

Валерия Хващевская, фото Алексея Родченко

(ИА «Столица»)



Светлану Ходченкову не зря называют любимой актрисой Станислава Говорухина. Он с самого начала разглядел в скромной белокурой девушке с ясными глазами великую актрису. Говорухин сразу предложил ей пробоваться на главную роль в фильме «Благословите женщину». Затем последовала следующая картина - «Не хлебом единым», в котором Ходченкова так же сыграла главную роль. На сегодняшний день Светлана является одной из самых востребованных молодых актрис отечественного кинематографа и счастливой женой.

- «Света, вы уже четыре месяца замужем. Супружеская жизнь вас не утомляет?»

(Светлана загибает пальцы на руке и улыбается) – Точно, пятый месяц пошел. Нет, не утомляет, зато делает меня счастливой.

- «После того, как вы вышли замуж, ваша жизнь существенным образом изменилась?».

Абсолютно ничего не изменилось, и я этому очень рада. Если бы что-то поменялось, возможно, я бы развелась. Но, слава богу, моя теперешняя жизнь меня полностью устраивает. У нас в семье царит полная гармония и взаимопонимание.

«Вышла замуж. А что в бирюльки-то играть?»

Вы замужем уже больше четырех месяцев. Не устали?

(Ходченкова удивленно повела плечами) Да, действительно, уже пятый месяц пошел. А почему я должна была устать? Я же не сижу дома взаперти в ожидании мужа с работы. Я продолжаю жить так, как жила до брака.

Вы хотите сказать, что после вашего замужества ничего не изменилось?

Именно так. Хотя… какие-то изменения, безусловно, произошли. Слегка изменился быт – на кухне прибавилось новых бытовых приборов, начиная с утюга и заканчивая холодильником. Они были в числе свадебных подарков, и теперь моя забота – найти им применение. Пока не получается. У нас ведь нет еще своего гнездышка, и пока все эти предметы сейчас живут у мамы. А мы усиленно думаем над этим вопросом.

Вы ведь не так давно знакомы с Владимиром, вам не кажется ваше замужество слишком поспешным?

Как говорит мой муж: «А что в бирюльки-то играть?». Он прав, к чему было тянуть, если это именно то, чего мы оба хотели.

Уже подумываете о детях?

Я вообще об этом не думаю. Как бог даст. В любом случае я не хочу это заранее планировать. Мне повезло, что Володя не курит и не пьет, так что в этом плане я за здоровье своих будущих детей спокойна.

Для всех, кто вас знает, превращение Светланы Ходченковой в Светлану Яглыч стало неожиданностью.

А чем плоха фамилия Яглыч? На мой взгляд, вполне благозвучная. Для всех своих поклонников в кинофильмах я остаюсь Светой Ходченковой, а по паспорту – Яглыч. Это было наше с мужем общее решение. Никакого принуждения здесь не было.

Поначалу, мама вашего будущего мужа, кажется, вас не очень-то жаловала?

Когда она смотрела фильм «Благословите женщину» с моим участием, Вова ей сказал, что актриса в главной роли и есть его возлюбленная. На что она ему ответила: «Да ты что! Она же вдвое старше тебя!». Я ведь в конце этого фильма действительно играю даму средних лет. Однако я на свекровь зла не держу, что было – то было. Сейчас мне даже приятно, что она так тогда подумала – это значит, что я прекрасно вошла в образ немолодой женщины.

Ваша свекровь имеет привычку вас поучать?

Иногда может что-то посоветовать, я к ней прислушиваюсь – она же старше, опытней. Недавно она меня научила готовить цветную капусту с сыром и майонезом. Когда я приготовила это блюдо мужу, он очень его хвалил. Да мне и самой понравилось, я вообще любительница поесть.

А глядя на вас, не скажешь.

Оказалось, что я не очень склонна к полноте. Для некоторых съемок мне даже приходилось специально набирать вес. Когда я училась на первом курсе, меня пригласили на пробы фильма «Благословите женщину» Станислава Говорухина. После того, как меня утвердили на главную роль, я вдруг решила, что мне нужно срочно худеть. И перестала есть. Первыми забили тревогу костюмеры, когда увидели, что на мне уже вся одежда болтается, как на вешалке. Пришлось отбросить эту идею и начать есть. Поправлялась я с трудом – приходилось реально есть много жареного и жирного, чтобы вновь вернуть былые формы.

Вы молоды и красивы, а Говорухин, в свою очередь, тоже недурен собой, к тому же известен…

Если вы полагаете, что у нас с ним что-то было, то придется вас разочаровать – интима у нас не было.

Это не я полагаю, это так пишут в газетах.

Неужели вы готовы верить всему, что пишут в газетах? Конечно, когда мне вдруг дали главную роль, поползли слухи. Еще бы, молоденькая студентка Щукинского училища вдруг получает главную роль у самого Станислава Говорухина – значит здесь что-то не чисто. Тем не менее, у нас ним всегда были только деловые отношения. Когда стали о нас писать, я впадала в истерику, даже просила Станислава Сергеевича подать на них в суд. Однако он быстро привел меня в чувство. Он так спокойно на все это реагировал, что я стала следовать его примеру. И теперь мне глубоко безразлично, что обо мне пишут.

При внешней своей суровости в жизни Станислав Сергеевич был теплым, душевным человеком. Он любил своих актеров, а они его. Особенно актрисы. Многим он дал путевку на большой экран. Например, по его же признанию, «родил» Светлану Ходченкову . Вот что рассказали о режиссере актрисы, которые у него снимались.

ЛУЖИНОЙ ПРИВИЛ ЛЮБОВЬ К АЛЬПИНИЗМУ

Я была уже достаточно известной благодаря картине «На семи ветрах», когда Станислав Сергеевич пригласил меня в свой дебютный фильм «Вертикаль», - вспоминает Лариса Лужина. - Меня утвердили на роль сразу, а вот с Володей Высоцким возникли проблемы. Руководство киностудии категорически возражало. А Говорухин настаивал: только Высоцкий и никто другой. Конечно, он рисковал. Кто он такой? Режиссер-дебютант. Его могли снять с картины. Но его не сняли. Более того, он сумел добиться, чтобы в фильме звучали Володины песни, что у киношных начальников тоже вызывало протест. Именно для «Вертикали» Высоцкий написал «Если друг оказался вдруг…» и чудесную «Альпинистку», которая в фильм, увы, не попала. «Вертикаль» - картина о смелости, мужестве, настоящей мужской дружбе. Такими же высокими человеческими качествами обладал Станислав Сергеевич. У него были свои принципы, которые он не предавал. Он был влюблен в горы. Занимался альпинизмом - у него был второй взрослый разряд. Заразил и нас своей увлеченностью. Мы снимались в Кабардино -Балкарии , на Эльбрусе , Чегете . Ходили в походы с рюкзаками. Говорухин - замечательный, принципиальный человек. Не говоря о том, что он был очень остроумным.


УДОВИЧЕНКО ПОДАРИЛ РОЛЬ МАНЬКИ-ОБЛИГАЦИИ

Лариса Удовиченко познакомилась со Станиславом Сергеевичем на Одесской киностудии, когда еще школьницей занималась в актерской студии и снималась в своей первой картине «Счастливый Кукушкин ». Тогда-то ее и заприметил Говорухин, пригласил в свой фильм «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Не то на роль служанки, не то возлюбленной Робинзона. При монтаже крошечную роль вырезали. Но Говорухин запомнил бойкую девчушку. И спустя семь лет позвал в «Место встречи изменить нельзя» на роль положительной героини - милиционера Синичкиной (это в нее был влюблен Шарапов). Но Удовиченко больше понравилась яркая Манька-Облигация. Актриса настояла, чтобы Говорухин дал ей именно эту роль. После чего Удовиченко стала одной из самых популярных актрис СССР . А теплые отношения с Говорухиным у Ларисы сохранились на всю жизнь.


РАДИ ХОДЧЕНКОВОЙ ПОДВИНУЛ МАРИЮ МИРОНОВУ

Распределение ролей в фильме «Благословите женщину» первоначально было другим. Сурового капитана должен был играть Алексей Гуськов , его молодую и трепетную жену - Мария Миронова . Но на второстепенную роль младшей сестры главной героини пришла пробоваться 19-летняя студентка Щукинского театрального института Света Ходченкова. И сердце Говорухина дрогнуло. Ее, а не Миронову он решил снимать в главной роли. Более того, под Ходченкову по типажу не подходил Гуськов. И его заменили на Александра Балуева .

Через два года Говорухин снял Светлану в фильме «Не хлебом единым». Говорят, Станислав Сергеевич был очарован юной актрисой не только как режиссер. Но, к счастью, страсти вовремя утихли. Ходченкова похудела на 20 килограммов: из аппетитной русской красавицы стала девушкой с подиума. «Из красавицы превратилась в селедку», - однажды разочарованно сказал о ней Говорухин. Возможно, это была обида отвергнутого мужчины. Но о Ходченковой все равно не забыл и снял ее в своей последней картине - «Конец прекрасной эпохи».


КОРМИЛ ПЕЛЬМЕНЯМИ

Говорухин открыл для кино и Анну Синякину, внучку «ворошиловского стрелка» Михаила Ульянова . Она рассказала нам:

Станислав Сергеевич увидел меня в маленькой роли в фильме Карена Шахназарова «День полнолуния», пригласил на пробы. Но моя первая встреча с ним произошла за 8 лет до этого. Мне было лет 9. Я сидела дома и переключала каналы в поисках мультиков. Наткнулась на какой-то фильм. Там из вагона выходил импозантный мужчина в кепке. Он говорил: этот поезд мог куда -то ехать, но вместо этого он стоит и ржавеет. И... я подключилась к его монологу, стала с ним разговаривать через экран. Сказала, что у нас на даче тоже стоит поезд, когда-то зеленый, а теперь ржавый. Так за разговором с «человеком из телевизора» я досмотрела фильм «Так жить нельзя».

На съемках «Ворошиловского стрелка» мне исполнилось 17, я училась в Гнесинском музучилище. В кино - новичок. А Говорухин - зрелый режиссер. Но он прислушивался к мнению актеров, в том числе к таким дебютантам, как я. Поэтому я чувствовала себя на равных со всеми. Мы собирались в номере у Станислава Сергеевича. Варили пельмени. И мы втроем - Говорухин, Ульянов и я - их уплетали. Эта сцена попала в фильм.


КСТАТИ

Татьяна ДРУБИЧ:

Он мог быть для меня братом, дядей, папой

Стас ТЫРКИН

Актриса снималась с Говорухиным в шедевре Сергея Соловьева «Асса» и в его детективе «Десять негритят».

Станислав Сергеевич был абсолютно прекрасным человеком. Он казался сложным, строптивым, а на самом деле был очень нежным и трогательным. Я не знаю, почему он всегда хотел скрыть эти свои качества. Для меня это очень большая потеря. Для меня это уход очень близкого человека, почти родственника. Станислав Сергеевич мог быть для меня братом, дядей, отцом. Как-то это неправильно, что его больше нет. И возраст его с ним не очень вязался. Сколько бы ему ни было лет по паспорту, он всегда был настоящим мужчиной. Про человека вообще больше всего объясняет то, как он уходит. Я знаю не понаслышке, как это было последние полгода. Его уход объяснил про него больше, чем его жизнь, вся его деятельность. Он был очень мужественный человек. Смотрю сейчас на него и плачу.

ИНТЕРВЬЮ

Станислав Говорухин - «Комсомольской правде»: Я хотел просто смыться и вообще не говорить об этом юбилее!

- Алло, Станислав Сергеевич, здравствуйте. Это Саша Гамов из «Комсомолки».

Приветствую, Саша.

- Я знаю, что вы всем отказали, и все плачут.

Галина Говорухина, супруга классика: Я Славу люблю так, что мне и 50 лет с ним мало...

Знаете, я думаю, это тоже все на небесах расписано. Господь Бог, если хочет наградить человека, он дает ему великую любовь. Это что-то свыше, такое какое-то чувство необыкновенное. Я говорю сейчас только за себя. Я не знаю про него ничего, не могу сказать вам. А вот меня Господь Бог наградил этим чувством любви необыкновенной. А потом он еще такой человек. Вот, например. Я как жена свидетельствую, у нас в доме такая атмосфера... – кошки, собаки, уютно. Ведь Слава же дома – это валенки, если холодно, халат. И с ним всегда интересно, не скучно