В детстве Л.Н. Толстой мечтал сделать всех людей счастливыми

  • 26.06.2020




Самым активным и ярким проявлением народной войны было армейское и крестьянское партизанское движение. Знаменитые предводители партизан Д.В. Давыдов, А.Н.Сеславин, А.С. Фигнер 9 ноября 1812 года пленили 2 тыс. рядовых, 60 офицеров и генерала Ожеро. Одним из крупнейших партизанских отрядов был отряд Г.М. Курина. В октябре он дал французам 7 боев и освободил от них город Богородск (ныне Ногинск).








3. Отправляя Петю Ростова в отряд Денисова, генерал: А) разрешил ему там остаться до начала военных действий Б) запретил участвовать в военных действиях В) разрешил участвовать в военных действиях 4. Пленного барабанщика Денисов решил: А) отослать вместе с другими пленными Б) оставить у себя В) расстрелять




7. Петя мечтал участвовать в бою, потому что хотел: А) совершить подвиг Б) отомстить врагу В) быть полезным в трудную минуту 8. «Музыкальный» сон Пети – свидетельство того, что: А) юный герой талантлив в музыке Б) гармония в музыке понимается Петей как гармония в жизни, где нет места войне В) Пете присущи богатое воображение, фантазия и романтизм





Источники материалов. 1. Автор-составитель Т.Ф. Курдюмова. Учебник-хрестоматия по литературе. 5 класс. М.: Дрофа О.Б. Беломестных, М.С. Корнеев, И.В. Золотарева. Поурочные разработки по литературе 5 класс. Издание 2-е, дополненное. М.: Вако Автор-составитель Т.М. Амбушева. Литература. 5 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии Т.Ф. Курдюмовой. Волгоград: Учитель

Ответ оставил: Гость

Как часто мы говорим: «Какой красивый человек! » А что значит «красота» ? Мне кажется, в это емкое понятие входит прежде всего внутреннее, душевное содержание, когда человек живет в гармонии с окружающим миром и самим собой, занимается любимым делом, осознает свою пользу для общества, самодостаточен, ему не нужно одурманивать себя алкоголем и наркотиками, чтобы чувствовать счастье. Он видит красоту, «разлитую всюду»: в природе, душах близких ему людей, в произведениях искусства, музыке. Ведь жить без духовной пищи невозможно. Насколько бедна и бессмысленна была бы наша жизнь, не будь в ней творчества в самом широком понимании этого слова. Можно любую работу выполнять с радостью, делать ее с каждым разом лучше и лучше, внося элемент творчества, частицу своей прекрасной души. Это по плечу каждому человеку.
Надо только захотеть, постараться овладеть какой-либо профессией, ибо безделье ведет к деградации. Очень хорошо сказал об этом И. С. Тургенев устами своего героя Базарова. Полемизируя с Павлом Петровичем («Отцы и дети») , Евгений говорит: «Вот вы уважаете себя и сидите сложа руки» . Как хорошо обрисовано главное условие самоуважения и взаимоуважения в человеческом обществе - необходимостью трудиться! Действительно, разве может тунеядец, бездельник, лентяй вызывать уважение; презрение, жалость, желание помочь, но только не восхищение. Красота, если она истинная, всегда самореализуется. Ведь не важно, чем человек занят, если он творит вокруг себя добро и красоту, делает порученное дело с полной самоотдачей, а по-другому и нельзя, если с ним хорошо и интересно, хочется ему подражать. Только раб выполняет работу из-под палки, а свободный гражданин, умеющий оценивать свои способности, должен стремиться к совершенству вместе с прогрессом. Дух захватывает от мысли, что человек не песчинка, он способен преобразовать мир, но только в основе должно лежать желание множить красоту, разлитую вокруг. Она вернется назад сторицей.
И наоборот, нельзя безнаказанно множить зло, уничтожать красоту, созданную до тебя предшествующими поколениями. Когда я вырасту, стану архитектором. В XXI веке все значительно изменится. Я буду строить необычайно красивые и удобные здания. Мне хочется преобразовать эту землю, на которой мы живем. Но для этого надо много учиться, чтобы не испортить созданное до тебя - нельзя каждому поколению начинать все «с чистого листа» . Мы не иваны, не помнящие родства. У России богатая история, которую творили разные люди, что греха таить, но лучшие ее страницы написаны великими предками: Александром Невским, Дмитрием Донским, Сергием Радонежским, поэтами, художниками, музыкантами и зодчими, заложившими эталон красоты. Я верю, что в XXI веке вырастет и воспитается прекрасный человек, о котором мечтали Пушкин и Лермонтов, Достоевский и Некрасов. Но это случится не по мановению волшебной палочки. Для этого необходимо много и упорно трудиться над собой: быть искренним, идти к людям с открытыми душой и сердцем.
Для меня идеалами красоты являются литературные герои, созданные фантазией художников, отражающих свои взгляды в ту или иную эпоху: Татьяна Ларина и «тургеневские девушки» , Наташа Ростова и княжна Марья, Кутузов и Тихон Щербатый, Сотников и Зоська Норейко. Да что говорить, есть много литературных героев, на кого я хочу походить, не копируя поведение, жесты, одежду, манеру держать себя. Главное - воспитать в себе светлую душу, желание помогать людям, беречь землю, на которой родился, и выполнять честно свою работу. Разве этого мало? ! Вполне достаточно, чтобы быть гармоничной личностью, цельной натурой, а значит, и красивым человеком. Эта красота не меркнет со временем, а год от года становится ярче, изысканнее, ценнее.

Ответ оставил: Гость

Кленовый лист оторвался от ветки и полетел... он пролетал над крышами домов и чувствовал себя свободной птицей в небе. И наконец ветер утих и лист плавно упал в реку и его унесло быстрым течением. Кленовый лист вынесло на землю, его нашёл Маленький ёжик и унес в свою норку. И листик сладко уснул в своей зимней постельке.

В романе Л. Толстого «Война и мир» Петя Ростов не является главным героем. Но именно главы с описанием его пребывания в отряде Денисова и трагической гибели в полной мере показывают бесчеловечность и жестокость любой войны. Предлагаем краткое содержание «Пети Ростова» - 7-9 глав 3 части 4 тома.

В отряде Денисова

С тех пор как Петя Ростов попал в свой полк, а затем и в действующую армию, он пребывал в возбужденном и радостном состоянии. Однако ему всегда казалось, что все самое геройское происходит где-то там, без него. Поэтому, узнав об отправке человека к Денисову, Петя стал говорить генералу, что это должен быть именно он. Просьбу удовлетворили, но с условием ни в коем случае не участвовать в действиях отряда и, выполнив задание, сразу же вернуться назад. Так начинается «Петя Ростов», отрывок из романа «Война и мир».

Когда Денисов поинтересовался у героя, может ли он остаться, герой смешался. Отправляясь в отряд, Петя был уверен, что он действительно тут же вернется назад. Но увидев французов и узнав, что нынешней ночью непременно будет атака, молодой человек решил, что уважаемый им до этого дня генерал - дрянь, а Денисов и его товарищи - герои. Следовательно, никак нельзя покидать отряд в трудное для него время.

За ужином

В избе офицеры устроили стол, на котором были водка и ром, хлеб и жареная баранина. Петя поедал душистое мясо, и ему казалось, что в этот момент он влюблен во всех людей. Юноша обратился к Давыдову и попросил отправить его в самую главную… и дать команду. Во время разговора он подарил одному из офицеров свой а потом вспомнил об изюме, что привез с собой: «Я привык жевать что-нибудь сладкое». А еще пообещал прислать кофейник, который недавно приобрел у маркитанта.

Висеня - так прозвали солдаты пленного - сидел у костра. Петя пригласил его в караулку, уверив, что ничего плохо ему не сделают. Действительно, мальчика накормили, одели в кафтан и решили оставить при партии. Все это время герой старался не обращать на француза внимания, но раздумывал, уместно ли дать ему денег.

Встреча с Долоховым: краткое содержание

Петя Ростов много слышал об этом человеке, и когда он вошел в избу, герой поразился простоте его внешнего вида. Гвардейский офицер был выбрит, петлицу сюртука украшал Георгий, а на голове красовалась простая фуражка. Долохов снял бурку и стал расспрашивать Денисова о положении дел. Поговорили о приезде Ростова, ответах генералам, состоянии войск противника. Выслушав, Долохов произнес, что необходимо точно узнать состав последних, потому предложил кому-либо из присутствующих отправиться с ним в разведку. Петя тут же вскрикнул: «Я!», чем вызвал недовольство Денисова.

Заметив барабанщика, офицер начал говорить о неразумности оставлять в живых пленных. Денисов, придерживавшийся иной точки зрения, вступил с ним спор, во время которого Петя соображал. Он многого не понял из услышанного и отнес все к тому, что большие все знают. При этом непременно решил противостоять Денисову и отправиться в разведку. Наконец, Долохов напрямую спросил у Ростова: «Едем?». И юноша в ту же минуту дал утвердительный ответ.

В разведке: краткое содержание

Петя Ростов и Долохов переоделись во французскую форму и, проехав лагерь, направились к мосту. «Попадемся - не дамся живым», - прошептал юноша. Вдруг послышался окрик на французском. Долохов уверенно пояснил, что отстал с товарищем от своего полка и хотел бы найти полковника. Часовой ответил, что командование находится в господской усадьбе, и всадники направились дальше.

Во дворе фермы горел костер, у которого сидели несколько человек. Долохов и с ними завел разговор. Много ли русских на дороге, каково положение дел в войске, сколько пленных в отряде - вот его краткое содержание. Петя Ростов - Толстой неоднократно это подчеркивает - испытывал страх, что сейчас их обман раскроется, но держался стойко. А офицер все расспрашивал. Наконец, он попрощался, и всадники направились дальше. У моста Долохов просил передать Денисову, что утром нужно будет наступать по сигналу, а сам остался на этой стороне.

Ночь перед боем

Денисов очень волновался в ожидании юноши, потому убедившись, что разведка прошла нормально, заснул. А Петя, все еще пребывавший под впечатлением, отправился на двор, где рассказал сидевшему под фурой казаку о поездке. Затем попросил наточить свою саблю и присел рядом. Ростову вдруг показалось, что он находится в каком-то волшебном мире, где вместо караулки была пещера, вместо костра - глаз чудовища, а сам он сидел на высокой башне. Все вокруг было нереальным, и Петя закрыл глаза. В его голове звучала торжественная музыка, которая становилась все громче и отчетливее. Наконец, он понял, что это было во сне. Сквозь дрему он руководил звуками, внимая их красоте. Совсем еще мальчишка, добрый, открытый и далекий от мира жестокости, в котором оказался, - такой может быть в этот момент характеристика героя.

В бою

Сев в седло, Ростов вновь попросил Денисова дать какое-нибудь задание, тот же приказал держаться рядом и никуда не соваться. Однако когда прогремел сигнальный выстрел, Петя помчался вперед. Он проехал мост и уже не разбирал, где свои, а где враги. Подскочив к толпе, увидел, как француз сжимал древко пики, направленной на него. Это еще больше подзадорило юношу, и с криком «ура!» он помчался туда, где раздавалось больше всего выстрелов. Во дворе господского дома заметил Долохова, приказывавшего ждать пехоту. Но Петей владело такое чувство, что он не послушался офицера, а все с тем же криком понесся дальше. Вдруг молодой человек стал странно размахивать руками, выпуская поводья, и сбиваться с седла. В тот момент, когда лошадь остановилась перед тлевшим костром, Петя упал. Его ноги и руки задергались, хотя голова не шевелилась: ее пробила пуля. Так погиб совсем еще юный Петя Ростов.

Отрывок из романа «Война и мир» завершается тем, как к уже мертвому мальчику подошел Долохов и после слов: «Готов» отдал приказ не брать раненых. А подъехавший Денисов повернул к себе бледное лицо юноши, затем быстро отвернулся и отошел, издав звуки, напоминавшие собачий лай.

Занятие № 15

Петя Ростов в партизанском отряде

Цели:

    воспитательная:

    воспитание любви к вдумчивому чтению произведений русской литературы, внимательного отношения к слову;

    воспитание гуманизма, активной жизненной позиции, гражданского долга и патриотизма;

    образовательная:

    обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе исследования романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» по теме занятия;

    создание условий для осознания значения войны в жизни человека;

    развивающая:

    совершенствование навыков работы с текстом, умения анализировать прочитанное;

    формирование умения проводить поиск информации в источниках разного типа;

    формирование собственной позиции по обсуждаемым проблемам.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид урока: урок-практикум.

Методические приёмы: беседа по вопросам, пересказ текста, выразительное чтение текста, просмотр эпизодов из художественного фильма, сообщения студентов.

Прогнозируемый результат:

    знать художественный текст ;

    уметь находить самостоятельно материал по теме и систематизировать его.

Оборудование : тетради, художественный текст, компьютер, мультимедиа, презентация, художественный фильм.

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

    Слово преподавателя.

Светлы и лучезарны дни,

Когда освещены лучами солнца мирного они.

Но если же грозой военной небосклон объят

И дети от разрывов бомб не спят,

То детство превращается в страданье,

В какое-то чудовищное испытанье.

Таким испытанием и была Отечественная война 1812 года для Пети Ростова.

    Обсуждение темы и целей урока.

III . Совершенствование знаний, умений и навыков.

    Слово преподавателя.

Исследователь творчества Л. Н. Толстого Бычков в своем очерке отметил: «Образ Пети Ростова является одним из самых волнующих в «Войне и мире».

    Когда впервые мы встречаемся с Петей в романе?

Мы впервые его встретили во время именин Наташи: толстый маленький мальчик, поспоривший с Наташей, что на именинном обеде она задаст свой отчаянно-весёлый вопрос о пирожном; он вертелся вокруг Николая и Денисова, приехавших в отпуск, как всякий мальчишка, который восхищается старшим братом-военным; но мы всё ещё не замечали его: он маленький.

Когда пришло письмо от Николая о его ранении, девятилетний Петя сурово сказал сестрам: «Вот видно, что все вы, женщины, - плаксы... Я так очень рад и, право, очень рад, что брат так отличился. Все вы нюни!.. Кабы я был на месте Николушки, я бы еще больше этих французов убил...». Он с упоением играл во взрослого мужчину - эта игра продолжалась до самого 1812 года, до наступления новой войны.

    В каком возрасте Петя попадает на войну?

В пятнадцать лет.

    Анализ эпизода «Петя Ростов в партизанском отряде»

    Как оказался Петя в партизанском отряде Денисова?

Петя просит генерала, у которого он служил ординарцем, отправить его в партизанский отряд с письмом, а затем упросил Денисова остаться в отряде.

    О чем он рассказывает Денисову?

«...О том, как он проехал мимо французов и как он рад, что ему дано такое поручение, и что он был уже в сражении под Вязьмой и что там отличился один гусар».

    Какой вид имел Петя?

Петя был «растрепанный, насквозь промокший и с сбившимися выше колен панталонами». Разговаривая с Денисовым, он поправляет под шинелью панталоны так, чтобы никто не заметил, «стараясь иметь вид как можно воинственнее».

    Слово преподавателя.

Петя в войне видит что-то увлекательное, как во всем, что меняет течение обыденной жизни, он «невоинственный» человек. Он подавляет в себе лучшее, ростовское - неприязнь к убийству, к насилиям

    Как реагирует Петя на рассказ Тихона Щербатого об убийстве француза?

Сначала он смеется со всеми, но потом «Петя понял на мгновенье, что Тихон этот убил человека», и «ему сделалось неловко. Он оглянулся на пленного барабанщика, и что-то кольнуло его в сердце. Но эта неловкость продолжалась одно мгновение. Он почувствовал необходимость повыше поднять голову, подбодриться...» Эти ощущения напоминают ощущение Николая Ростова в островненском деле, когда он взял в плен француза с «домашним лицом». Николай Ростов тоже не понимал, зачем ему убивать этого человека, чем он перед ним виноват. И оба они, и Петя и Николай, подавляют в себе эти добрые, человеческие чувства.

    В каком состоянии находился в эти дни Петя Ростов?

Он «находился в постоянно счастливо-возбужденном состоянии радости на то, что он большой, и в постоянно восторженной поспешности не пропустить какого-нибудь случая настоящего геройства».

    Почему он остается у Денисова?

Потому что «ему было бы стыдно уехать от них в трудную минуту». В Пете, как и в Николае, нет стремления найти дело полегче. «...Вы меня пустите в самую... в главную...» И это у него не от желания отличиться, выделиться («Мне не нужно наград...»), а от постоянного стремления быть в самом важном, интересном месте. Толстой любуется его непосредственностью, искренностью.

    Как относится Петя к людям?

Он был «в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям...» К этому состоянию пришел князь Андрей после долгих жизненных исканий и заблуждений. Пете же это чувство «любви ко всем людям» дано от природы. Он не только людей любит, он любит и мир вещей.

    Случайно ли появляется рядом с Петей в повествовании французский барабанщик?

Для создания более полной характеристики Пети Л.Н.Толстой описывает сцену общения Пети и мальчика-француза.

    Расскажите эпизод. Индивидуальное задание.

    Какие черты характера Пети проявляются в этом эпизоде?

Конечно, доброта. Он жалеет пленного мальчика-барабанщика, причем это чувство в нем сильнее даже желания казаться взрослым. Он хочет спросить о мальчике. «Спросить бы можно, - думал он, - да скажут: сам мальчик и мальчика пожалел... Ну, да все равно», - и он просит разрешения покормить пленного.

    Кому это чувство к пленному понятно и кто смеется над ним?

«Да, жалкий мальчишка, - сказал Денисов, видимо не найдя ничего стыдного в этом напоминании. - ...Позвать его». И солдаты тоже любовно относятся к мальчику. Казаки называют его «Весенним», а мужики и солдаты - «Висеней». «В обеих переделках это напоминание о весне сходилось с представлением о молоденьком мальчике». Долохов же называет этого мальчика «молодчиком» и смеется над жалостью к нему. «Вот молоденькому графчику в шестнадцать лет говорить эти любезности прилично, а тебе-то уж это оставить пора», - говорит он Денисову, выражая убеждение, что пленных брать не нужно.

    Но на чьей стороне Толстой в споре Денисова и Долохова о пленных?

Конечно, на стороне Денисова, заявившего: «И смело скажу, что на моей совести нет ни одного человека». Всех пленных он отправляет под конвоем в город. Долохов же не только убивает пленных, - он находит «особенное удовольствие говорить об этом предмете». Денисову на войне «неловко»; Петя Ростов тоже чувствует себя «неловко», когда слушает Тихона, только что убившего человека. Долохов же с удовольствием говорит об убийствах, и у Тихона рожа расплывается в сияющую улыбку, когда он рассказывает, как убил француза. Быть человеком и на войне дано не всякому.

Долохов и в мирное время отличался жестокостью. Изменилась лишь сфера приложения его холодной храбрости. Война открыла ему великие возможности испытывать свою храбрость и убивать людей.

    Чем же все-таки нравится Долохов Пете?

Хладнокровием, храбростью. Петя хочет подражать Долохову и потому едет вместе с ним в разведку.

Участие Пети в войне, во всякого рода рискованных предприятиях - это нечто противное его существу. Петя - носитель жизни и любви, а не смерти и ненависти. И в войне-то он видит только то, как проявляются «чудесные» качества людей. Петя - сама жизнь и любовь - даже как будто не знает о возможности смерти на войне. Зато об этом знает Денисов.

    Как отвечает Денисов на просьбу Пети отпустить его в разведку с Долоховым?

«...Уж его я ни за что не пущу». Денисов, вероятно, не одного человека отправлял на смерть, а вот Петю не может.

    Расскажите эпизод «Петя в разведке». Индивидуальное задание.

    Как встречает Денисов Петю, возвратившегося из разведки?

«Слава богу! - крикнул он. - Ну, слава богу! - повторял он, слушая восторженный рассказ Пети. - И черт тебя возьми, из-за тебя не спал!» Денисов интуитивно чувствует, что мир Пети - это, больше чем чей-либо, мир жизни и любви.

    Чтение эпизода «Сон Пети перед боем».

    Какие картины видит во сне Петя?

Петя видит мирные картины. Человек на войне живет миром. Как и положено для детства, мир этот представлен в виде волшебного царства, в котором ничего не было похожего на действительность. В этом мире раскрываются все лучшие, таинственнейшие, прекраснейшие свойства, таящиеся в людях и предметах. «Большое черное пятно, может быть, точно было караулка, а может быть, была пещера, которая вела в самую глубь земли... Может быть, что под фурой сидит просто казак Лихачев, а очень может быть, это - самый добрый, храбрый, самый чудесный, самый превосходный человек на свете, которого никто не знает». Пете слышится музыка.

    Как музыка помогает понять душевное состояние Пети?

Светлая, спокойная, лиричная музыка помогает понять состояние мальчика. Петя спокоен, умиротворен. В его сне нет ни грохота баталий, ни шума, ни боя, ни славы. Наоборот – тишина и спокойствие. Мирные звуки в его детской душе вытесняют чуждые ему звуки войны. Из реального мира врывается только ржание лошадей, да звук натачиваемой сабли. Они не нарушают хора, но звучат тревожно.)

    Как вы думаете, почему Л.Н.Толстой, прежде чем приступить к изображению боя, описывает «ночь перед боем», «волшебный сон Пети»?

Два противоположных по характеру эпизода – лирический и героический, мирный и военный. Чем больше контрастность, противоположность этих сцен, тем ужаснее воспринимается картина боя и гибель Пети. Это не ночь перед боем, это ночь перед смертью.

    Что говорит Пете Лихачев, который его будит?

«Готово, ваше благородие, надвое хранцуза распластаете », Лихачев дает Пете саблю, которую натачивал по его просьбе. Реальная жизнь со всей своей жестокостью вторгается в Петины сны. В этом «надвое распластаете» - вся жестокость и раздробленность мира, столь чуждого Петиной музыке.

    Пересказ эпизода «Смерть Пети». Индивидуальное задание.

Петя погибает, так и не успев совершить героического поступка, о котором он мечтал. Вот он скачет к месту боя и... не успевает. «Опять опоздал, мелькнуло в голове Пети». Гибнет он бессмысленно. Долохов приказывает подождать пехоту. «Подождать?.. Ура-а! - закричал Петя и, не медля ни одной минуты, поскакал к тому месту, откуда слышались выстрелы и где гуще был пороховой дым». Опять перед нами «безумство храбрых» с ударением на первом слове. С Петей погиб его мир любви и счастья. Денисов видит «запачканное кровью и грязью, уже побледневшее лицо Пети». Сцена гибели Пети - новое проклятие войне, ее бессмысленной жестокости.

    Посмотрим кинофрагмент из фильма С.Бондарчука «Война и мир».

    Чем отличаются фрагменты?

Во время чтения у нас складывается впечатление и о самом Денисове, а в фильме не показаны его переживания о гибели Пети.

    Как Долохов и Денисов воспринимают смерть Пети?

Долохов два раза сказал: «Готов!», «как будто выговаривание этого слова доставляло ему удовольствие». А Денисов вспомнил слова Пети: «Я привык что-нибудь сладкое», - и «казаки с удивлением оглянулись на звуки, похожие на собачий лай, с которыми Денисов быстро отвернулся, подошел к плетню и схватился за него». Вся атмосфера гибели Пети - трагическая.

    Слово преподавателя.

Для Л.Н.Толстого, имеющего военный опыт, война была противоестественным явлением. Петя погиб в 15 лет. И страшная весть о его гибели еще придет домой к матери и отцу, разрушив благополучие и счастливую жизнь семьи Ростовых. Война делает несчастными всех, несет одни страдания и мучения. Вот она страшная и жестокая правда войны.

«Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Все недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой – этим непосредственнейшим выражением красоты и добра», - эти слова принадлежат Льву Толстому.

IV . Информация о домашнем задании.

1. Чтение текста.

Пьер в романе «Война и мир».

2. Индивидуальные задания. Пересказ эпизода «Дуэль Пьера с Долоховым».

3. Сообщение «Пьер на Бородинском поле».

V . Подведение итогов.

VI . Рефлексия.

УРОК

ПЕТЯ РОСТОВ В ПАРТИЗАНСКОМ ОТРЯДЕ

(«О бедном гусаре замолвите слово»)

Цели урока:

1)усовершенствовать навыки чтения и приемы работы с книгой;

2)развить навыки творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий рассказа; развить культуру устной речи учащихся;

3)привить любовь к слову, воспитывать патриотизм.

Оформление урока:

Репродукции картин: А.Дюрер. Богородица с Христом и святой Анной. Р Санти. Сикстинская Мадонна. Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. Икона Владимирской Богоматери. Иллюстрация из журнала «Кругозор». Песня из кинофильма «Звезда пленительного счастья», фуга И.С.Баха, музыка Н.Рота к кинофильму «Крестный отец», роман «Война и мир».

Ход урока

1 Словарная работа.

На доске слово «палитра», запись в тетрадь его лексических значений.

Палитра.1.Небольшая дощечка, пластинка, на которой живописец смешивает краски. 2.Подбор красочных сочетаний в картине, цветовая гамма.3.Совокупность выразительных художественных средств.

2. Проверка домашнего задания. Повторение терминов:

цитата, фрагмент, эпизод, композиция.

Отображение на доске схемы сюжета рассказа.

3. Краткое вступительное слово учителя, постановка цели урока.

4. Аналитическая беседа.

Анализ эпизода «Ночь перед боем».

Какие звуки слышит Петя, выйдя во двор? Что он видит?

(Материал для беседы: капли, падающие с деревьев; ржание лошадей; негромкие голоса; храп…)

Это какие звуки: войны или мирной жизни?

Что вы можете сказать о человеке, который слышит эти звуки?

Какой это человек?

(Петя умеет видеть красоту в обычных вещах).

«Сон» Пети.

Какие картины возникают в воображении мальчика?

(Материал для беседы:

Петя был «в волшебном царстве, в котором не было ничегопохожего на действительность: большое черное пятно, может быть, была каркулка, а, может быть, пещера; красное пятно, может быть, огонь, а, может быть, глаз огромного чудовища…; может быть, проходил гусар, а. может быть, его не было;)

(Черные, красные).

Какие это цвета? Радостные? Почему автор использует их?

(Это цвета тревоги, войны. Петя еще не знает о том, что погибнет. В его вплетаются тревожные ноты. Но мальчик еще «в волшебном царстве, в котором все было возможно».

Еще какие картины «видит» Петя?

(Чтение отрывка от слов «Он поглядел на небо…» до слов «рукой можно было достать его»).

(Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения).

Найдите эпитеты (волшебное небо; черное, чистое небо);

олицетворения (облака бежали; небо поднималось над головой; небо спускалось совсем);

сравнение (тучки, как черные пятна).

Какова роль изобразительно-художественных средств языка? Зачем автор использует их?

(Произвести впечатление чего-то волшебного, чудесного, живого; передать чувство восхищения героя прекрасной природой. Душа Пети поет, последний раз в жизни наслаждаясь прекрасной красотой земли. Петя – добрый, честный, чистый мальчик, открытый миру, людям, красоте).

Пересказ двух отрывков из эпизода «Ночь перед боем».

(Звучит фуга И.С.Баха).

Как этот эпизод связан с последующим эпизодом «Первый бой и смерть Пети»?

(Эти два эпизода противопоставляются, в последующем эпизоде автор показывает весь ужас войны и свое отношение к ней).

2.Анализ эпизода «Первый бой и смерть Пети Ростова».

Что чувствует Петя накануне боя? Каково его внутреннее состояние?

Найдите и процитируйте строки.

(Волнение, возбуждение: «глаза горели огнем, озноб пробегал по спине»;

«во всем теле что-то быстро и равномерно дрожало»).

О чем мечтает мальчик?

(Сердце его горит, он мечтает совершить подвиг).

Как он ведет себя в бою? Прочитайте цитату.

(«Как раздались первые звуки топота, крика, Петя, ударив свою лошадь и не слушая Денисова, поскакал вперед.

Ура! Ребята…наши…прокричал Петя и поскакал по улице туда, откуда слышались частые выстрелы и где гуще был пороховой дым.»).

Прочитайте вслух эпизод гибели Ростова Пети.

(«Петя скакал на своей лошади…»).

(Звучит музыка Н.Рота).

Как прореагировали на смерть Пети Денисов и Долохов?

О чем слова Долохова: «Брать не бедем»?

(Для Долохова гибель Ростова – один из эпизодов войны. Рыдание Денисова не признак слабости, а а проявление человечности).

Слово учителя.

Гибель Пети принесла беду в семью Ростовых. Мать Пети из цветущей женщины превратилась в дряхлую старуху.

«Смерть Пети оторвала половину ее жизни. Душевная рана матери не могла залечиться. Через месяц после известия о смерти Пети, заставшего ее свежей и бодрой пятидесятилетней женщиной, она вышла из своей комнаты полумертвой старухой».

Эта душевная рана наполовину убила графиню.

Демонстрация репродукций картин великих мастеров и иконы Владимирской Богоматери.

Перед вами репрдукции картин А.Дюрера «Богородица с Христом и святой Анной», великого итальянца Леонардо да Винчи «Мадонна Лита» и «Сикстинская Мадонна» и национальная святыня нашей земли – икона Владимирской Божьей Матери».

Что сближает все эти работы? Прекрасная и вечная тема материнства. Посмотрите, с каким трепетом, нежностью и любовью прижимают они к сердцу своих детей. Разве для гибели рождаются дети и русские, и французы?

Война убивает не только детей, но и матерей.

Аналитическая беседа.

Прочитайте цитаты.

(«…Один упал в грязь под ногами Петиной лошади», «У одной избы столпились казаки. Из серой толпы раздался страшный крик», «Первое, что увидел Петя, было бледное, с трясущейся нижней челюстью лицо француза», «Без шапки, с красным нахмуренным лицом, француз в синей шинели отбивался штыком от гусаров, а потом француз упал».)

Мы видим наших врагов Петиными глазами.

Что в глубине души чувствует он, глядя на них?

(Сочувствует им, проявляя человечноть. Война убивает детей Божьих, независимо от того: француз он или русский).

Слово учителя.

Чтение фрагмента романа Л.Н.Толстого «Война и мир» (т.3,часть вторая, глава 39).

«Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете?»

Измученным, без пищи и отдыха. Людям с той и другой стороны начинало одинаково приходить сомнение о том, следует ли им еще истреблять друг друга, и на всех лицах было заметно колебанье, и в каждой душе одинаково поднимался вопрос: «Зачем, для кого мне убивать и быть убитому? Убивайте, кого хотите, делайте, что хотите, а я не хочу больше!» Мысль эта к вечеру одинаково созрела в душе каждого. Всякую минуту могли все эти люди ужаснуться того, что они делали. Бросить все и побежать куда попало.»

Казалось, что сама природа оплакивала своих детей, убиенных на поле брани.

3.Рассаз ученика о Пете Ростове. Индивидуальное задание – образец ответа подготовленного школьника.

4.Рефлексия.

(Сострадание, любовь к людям, любовь к Родине, желание защитить ее, что есть война и что есть честь).

5.Слово учителя.

Любить человека дорогого, близкого можно человеческой любовью, но только врага можно любить божеской любовью.

Звучит песня из кинофильма «Звезда пленительного счастья».

На фоне песни обращаемся к иллюстрации из журнала «Кругозор».

Перед вами великое Бородинское поле, на высоких постаментах – двуглавые орлы. А вот фельдмаршал М.И.Кутузов.

Благодаря ему и русским солдатам, таким, как Петя Ростов, стоит наша Россия, державная и бессмертная. Россия, чья нерушимость завоевана кровью и потом нашего народа.