Базаров разночинец. Сочинение на тему: Базаров

  • 23.06.2020

Образ Базарова в романе «Отцы и дети» - уникальный для русской литературы. Он рисует типаж русского образованного разночинца, и этим объясняется феноменальная популярность произведения среди молодежи конца XIX века. Иван Сергеевич Тургенев продолжил пушкинскую литературную традицию изображения «героя нашего времени».

Современный аспект

Классик был прозорлив, создав актуальный и в наше время образ. Российское общество после отмены крепостного права стремительно менялось.
На арену общественной жизни вышли принципиально другие, отличные от дворян образованные люди - разночинцы. Происходила демократизация государства, исковерканного непозволительно затянувшимся во времени узаконенным рабством. Удивительно ли, что новые люди XIX века - разночинцы, находясь посреди снобистского, ханжеского окружения, зачастую выбирали радикальный путь отрицания опостылевшей морали вельмож и аристократов? Как это похоже на современных ребят-неформалов!

Базаров - человек будущего?

Тургенев, несомненно, выступает новатором, введя образ Базарова в романе «Отцы и дети». Для более полного, глубокого восприятия этого персонажа предложим литературную аналогию. Например, роман братьев Стругацких «Отягощенные злом». В нем боги - творцы мира - убеждаются в своем бессилии: начатое с благой целью любое дело приносит зло. Поэтому они превращают в нового Христа учителя Носова Георгия Анатольевича. Чем он подобен Базарову? Тем, что оба они - носители и проводники будущего, присланные в настоящее, непонятые, безвременно погибшие. Однако, образно говоря, их следы на песке не затеряны, они остались, они видимы другим.

Характеристика персонажа

Как появился образ Базарова в романе «Отцы и дети»? Прототипы его уже были в классической русской литературе. Например, трагический в личной жизни критик Добролюбов, выражавший «совесть народную». Однако реальный прототип Евгения Базарова, к сожалению, остался неизвестен. По воспоминаниям самого Тургенева, им был земской врач - попутчик в поездке по железной дороге, разговор с которым буквально потряс писателя.

Происхождение

Достаточно подробно раскрывает роман «Отцы и дети» образ Базарова. Это врач во втором поколении, его отец - полковой лекарь Василий Базаров, мать, Арина Власьевна, вышла из обедневших дворян, во владении которых осталось около двадцати душ (фактически - хутор). Выбрав отцовскую жизненную стезю, Евгений получает университетское образование. Во время учебы этот харизматичный лидер, увлеченный теорией нигилизма, подружился со своим сверстником, дворянином Аркадием Николаевичем Кирсановым. В XIX веке приятельские отношения выражались во взаимных визитах. Принцип «мой дом - моя крепость» на Руси тогда был не в чести, преобладало хлебосольство. Поэтому вполне естественным шагом для дружбы молодых людей стало приглашение Аркадия погостить в имении отца. Таким образом и происходит завязка сюжета романа «Отцы и дети».

Образ Базарова раскрывается во время пребывания героя в имении Кирсановых. У Евгения происходит мировоззренческий конфликт с отставным офицером, достаточно гордым аристократом Павлом Петровичем Кирсановым.

Студент морально выше аристократа

Эгоистичный и вспыльчивый брат хозяина имения Марьино ненавидит молодого лекаря, и когда возникает формальный повод (Базаров невинно целует Фенечку, гражданскую жену Николая Петровича), вызывает молодого человека на дуэль. Причем вполне искренно желает убить его. В отличии от своего оппонента Евгений проявляет великодушие. Он, очевидно, стреляя метко, с точностью медика всаживает пулю в ляжку промазавшего Павла Петровича. Цель этого выстрела - не принести вред, а оставить «метку на память».

Тургенев, раскрывая образ Базарова, подводит читателя к парадоксальной ситуации. Разночинец-нигилист оказывается выше и духовнее увлекающегося искусствами дворянина. Вместе с тем именно во время пребывания в имении Кирсановых проявляется трагизм образа Базарова.

Базаров и враждебный социум

Тургенев обнажает противоречие российской действительности: большинство хозяйственно активного населения страны составляют крестьяне, а общественно активного - дворяне.
Молодой нигилист в большей мере, чем аристократы, понимает крестьян и сочувствует им. Ведь он генетически связан с людьми, обрабатывающими землю.

Такие люди, как Базаров, кажутся аристократам смутьянами, потому что несут в себе мощный заряд потребности служения всему обществу. Дворяне же предпочитают односторонний процесс: чтобы чернь (большинство людей) служила им. Это - мировоззренческий конфликт, и пребывающий в нем Базаров не может себя чувствовать комфортно.

Трагизм образа Базарова раскрывается и в истории любви героя к вдове Одинцовой Анне Сергеевне. Образованная поместная дворянка проживает в своем имении Никольское, куда и приезжают медики Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров. Ее красота и ум потрясли нигилиста, он начинает понимать, что любовь выше всякого отрицания действительности.

Анна Одинцова

Анну Базаров как мужчина заинтересовал, однако женщина опасается за свой дальнейший душевный комфорт. Читатель видит, как в глазах Анны некрасивый, бесцветный на первый взгляд облик Евгения с неправильными чертами преображался и наполнялся внутренней силой, убежденностью, уверенностью в себе. Образ Евгения Базарова - пример нового поколения, желающего изменить Россию. По мнению классика, только любовь действительно служит и жизни, и развитию.

Анна Одинцова, откровенно говоря, боится одержимой направленности на «службу обществу» молодого человека. Она - женщина дворянского менталитета, неспособная стать женой-соратником. А именно в такой спутнице (подобной Ольге Ильинской из романа «Обломов») нуждается главный герой произведения.

В то же время Аркадий в Никольском знакомится со своей будущей женой, сестрой Анны, Катей. Им сойтись проще, они люди одного круга.

Базаровым по силам изменить Россию!

Образ Евгения Базарова отличен от всех предыдущих «героев времени» в русской литературе. Нигилист компетентен в сельском и приусадебном хозяйстве, он знает, как сделать жизнь краше. Едва прибыв в Марьино, имение Кирсановых, Базаров со знанием дела подсказывает, что и где следует посадить, как лучше организовать быт. Причем вчерашний студент - не просто советчик. У него самого золотые руки - Базаров мастеровит.

Евгений, не заигрывая с дворовыми, общается с ними в грубоватой народной манере. Он говорит мало, но по существу. За это и приобретает среди слуг авторитет знающего и дельного человека. Это - не мягкий Николай Петрович, которого любят, но над которым втайне посмеиваются. Это - не Павел Петрович, которого боятся и не приемлют (не случайно после дуэли он уезжает из России). Ему дано совладать с людьми.

Тургенев подводит к мысли о том, что базаровы способны изменить Россию! Хотя по житейской логике настоящее место Евгения - за операционным столом.

Россия, освободившаяся от крепостного права

На то, что Россия в XIX веке двигалась в грядущее параллельными курсами с Европой, указывает нижеприведенное сравнение. В конце XIX века огромная страна, потенциально обладающая огромными творческими силами, бросилась вдогонку за прогрессирующим обществом западных стран. Оковы рабства более не сдерживали ее.

Настало время людей - проводников прогресса. При этом характерно, что образ Базарова в романе «Отцы и дети» перекликается с персонажами классической европейской литературы.

Евгений Базаров и Джен Эйр

Знаменитый роман Шарлотты Бронте вышел в свет за 14 лет до тургеневского. Примечательна общая направленность произведений, особенно если абстрагироваться от различий пола главных героев. Оба автора выносят на всеобщее обозрение не только носителей новых общественных отношений и новой морали, но людей одухотворенных, образованных, деятельных. Вокруг них ощущается мощная жизнеутверждающая аура, которая притягивает здоровые силы общества.

Образ Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети» подобен образу Джен Эйр. Базаров гибнет, заразившись во время практической врачебной деятельности. Джен Эйр же становится единственным утешением для обнищавшего, ослепшего, покалеченного дворянина, мистера Рочестера. Однако, несмотря на трагизм, у читателя напрашивается вывод: эти образованные бунтари своим интеллектом в перспективе все-таки искоренят те родовые привилегии феодалов, которые несут другим людям дискриминацию.

Разночинец-демократ в "дворянском гнезде"

Примерный текст сочинения по И. С. Тургеневу

Название тургеневского романа указывает на конфликт поколений, благодаря смене которых происходит развитие общества. При этом старшее поколение чаще всего придерживается консервативных взглядов, а молодежь обычно привержена к новым идеям времени, которые только входят в жизнь. В то время, когда создавался тургеневский роман, в обществе наметилось расслоение в рядах интеллигенции по поводу дальнейших перспектив развития страны. Появился новый тип людей - демократов, нигилистов, отрицающих весь существующий уклад русской жизни. Эти люди, как правило, придерживались материалистических взглядов, увлекались естественными науками, в которых видели четкое и ясное объяснение всех жизненных явлений.

И. С. Тургенев обладал замечательным даром видеть и чувствовать то, что происходило в русской общественной жизни. Свое понимание назревающего социального конфликта между либералами-аристократами и революционными демократами писатель выразил в романе "Отцы и дети". Носителями этого конфликта стали нигилист Базаров и дворянин Павел Петрович Кирсанов. Мы видим здесь борьбу идей, столкновение сильных, волевых характеров, не реализовавших, однако, своих потенциальных возможностей. Трагически обрывается жизнь Базарова, драматически складывается судьба Павла Петровича. Почему же эти герои приходят к такому печальному итогу? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно проследить историю их взаимоотношений, вслушаться в их бесконечные споры, понять сущность их характеров.

Возвратимся к началу романа, рисующему приезд разночинца Евгения Базарова со своим другом и последователем Аркадием в родовое имение Кирсановых. Здесь и происходит встреча героя со своим будущим идейным противником, дядей Аркадия. Подробное описание внешности этих героев показывает, насколько они противоположны друг другу. Весь "изящный и породистый" облик Павла Петровича, его точеные, классические черты лица, белоснежные накрахмаленные воротнички, "красивая рука с длинными розовыми ногтями" обличают в нем богатого изнеженного дворянина-аристократа. В портрете Базарова автор настойчиво подчеркивает такие детали, как "широкий лоб", "крупные выпуклости просторного черепа", которые говорят о том, что перед нами человек умственного труда, представитель разночинной, трудовой интеллигенции. Внешность героев, их одежда и манера поведения сразу вызывают сильную взаимную неприязнь, которая и определяет их дальнейшие отношения. Значит, при первом знакомстве с ними бросается в глаза их противоположность, тем более, что автор настойчиво противопоставляет "плебейские манеры" Базарова изысканному аристократизму Павла Петровича. Но нельзя не заметить и сходства между ними. И Базаров, и Кирсанов - две умные, сильные и волевые личности, которые не поддаются чужому влиянию, а, наоборот, умеют подчинить себе других. Павел Петрович явно подавляет своего кроткого, добродушного брата. А Аркадий находится в сильной зависимости у своего друга, воспринимая все его высказывания как непреложную истину. Павел Петрович горд и самолюбив, называя аналогичные черты своего противника "сатанинской гордостью". Что же все-таки разделяет этих героев? Конечно, их совершенно разные взгляды, различное отношение к окружающим людям, народу, дворянству, науке, искусству, любви, семье, всему государственному укладу современной русской жизни. Эти разногласия отчетливо проявляются в их спорах, которые затрагивают многие социальные, экономические, философские, культурные вопросы, которые волновали русское общество в начале 60-х годов XIX века. Но обращает на себя внимание особый характер споров Кирсанова с Базаровым, их пристрастие к отвлеченным, общим предметам, таким, например, как авторитеты и принципы. Если Павел Петрович утверждает незыблемость авторитетов, то Базаров не признает этого, считая, что всякая истина должна подвергаться проверке сомнением. Во взглядах Павла Петровича проявляется его консерватизм, благоговение перед старыми авторитетами. Сословная барская спесь не позволяет ему воспринимать новые общественные явления, относиться к ним с пониманием. Все новое он принимает в штыки, твердо отстаивая устоявшиеся жизненные принципы. Если бы Кирсанов по-отечески мудро относился к молодому поколению, прощая ему максимализм и заносчивость, то, возможно, он смог бы понять и оценить Базарова. Но и герой-разночинец отнюдь не по-сыновнему относится к старшему поколению, с гордым презрением отрицая все культурные и нравственные ценности прошлого. Он смеется, видя Николая Петровича, играющего на виолончели, раздражается, когда Аркадий, по его мнению, "говорит красиво". Он не принимает деликатной вежливости Николая Петровича и барского высокомерия его брата.

В тихом "дворянском гнезде" Кирсановых царит культ преклонения перед красотой, искусством, любовью, природой. Красивые изысканные фразы лишены конкретных значимых дел. А нигилист Базаров жаждет настоящей гигантской деятельности, которая бы разрушила весь ненавистный ему уклад жизни. Но никаких созидательных целей герой перед собой не ставит, слишком далеко зайдя в своем отрицании. Вспомним его парадоксальные афоризмы: "Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта", "Рафаэль гроша медного не стоит" и т. д. Вообще возникает ощущение, что Базаров произносит эти фразы в полемическом задоре, чтобы шокировать своего противника. Кроме того, Евгений слишком резко нападает на поэзию, музыку, любовь. Это заставляет нас усомниться в искренности его отрицания. Создается впечатление, что Базаров пытается убедить прежде всего самого себя в том, что искусство, чувства - это чепуха, "романтизм". Он как бы пытается убить в себе и способность любить, и умение чувствовать красоту и поэзию. В правильности такого предположения убеждает нас финал романа, повествующий о безвременной случайной смерти этой могучей, недюжинной натуры. Именно здесь мы видим настоящего Базарова, в котором уже нет раздражающей самоуверенности и развязности, резкости и категоричности суждений. Он прост и человечен перед лицом надвигающейся смерти. Герой не скрывает больше свой "романтизм", трогательно прощаясь с любимой женщиной, заботясь об осиротевших стариках-родителях, думая о загадочной России, переосмысливая свое отношение к жизни. В этом последнем испытании Базаров обретает цельность и стойкость духа, которые помогают ему достойно встретить смерть.

Громадные силы этой могучей, неординарной натуры остались без применения. Узость и ограниченность базаровского нигилизма не дали ему возможности совершить что-то значительное, оставившее след в истории. Кирсановы тоже живут в своем замкнутом мире любви, поэзии, музыки, красоты, отгородившись от окружающей действительности с ее социальными проблемами и целями. Их жизнь нельзя назвать состоявшейся.

Таким образом, мы видим в романе Тургенева трагический разлад между поколениями, которые отказываются понять друг друга, соединить общие усилия для совместной благородной деятельности во имя высокой цели.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/

Сочинение на тему: Базаров. Произведение: Отцы и дети


Базаров Евгений Васильевич – разночинец, студент-медик, «нигилист». Это дерзкий, циничный, сильный человек. Он уверен в правоте своих идей, не признает других мнений, идет напролом.

Сначала Б. гостит у своего друга Аркадия Кирсанова. Здесь он доказывает свои идеи, словесно сражаясь с дядей Аркадия – Павлом Петровичем Кирсановым, дворянином и либералом.

Позже герой едет в губернский город, где знакомится с помещицей Анной Сергеевной Одинцовой. По ее приглашению живет некоторое время у нее в усадьбе, но, после неудачного объяснения Одинцовой в любви, Б. уезжает. Он, вместе с Аркадием, едет к своим родителям, куда направлялся с самого начала. Дома Б. живет недолго. Им овладевает тоска. Друзья снова отправляются к Одинцовой. Но, встретив холодный прием, приезжают вновь в Марьино (имение Кирсановых). Но и здесь герой остается ненадолго. Б. возвращается домой, где помогает отцу лечить больных крестьян. Во время вскрытия трупа он заражается «трупным ядом», болеет. Понимая, что умирает, Б. прощается со своей любовью – Одинцовой. Вскоре герой умирает. В спорах с П.П. Кирсановым нигилист-Б. провозглашает идею «полного и беспощадного» отрицания всего: крепостного строя, либеральных реформ, а вместе с ними и всех основ человеческой жизни. Б. не признает любовь, поэзию, музыку, красоту природы, философию, семью, нравственность. Тех людей, которые ценят все это, герой считает слабыми и робкими мечтателями, не желающими видеть настоящей жизни. Б. предлагает начать историю заново, уничтожив все, что было создано веками. Чтобы проверить жизненность идей Б., автор проводит героя сквозь жизненные испытания. Б. переживает любовь, одиночество, тоску. Обнаруживается, что он такой же человек, со всеми слабостями, радостями и горестями, как и другие. Внутренняя жизнь героя становится более сложной и противоречивой. В конце, многое поняв, Б. все-таки умирает. Это происходит оттого, что Тургенев не видит будущего у «нигилизма», т.к. оно не признает нравственных ценностей и естественных основ жизни. «Нигилизм», по Тургеневу, обречен на смерть.

Героем эпохи 60-х годов XIX века стал разночинец-демократ, убежденный противник дворянско-крепостнического строя, материалист, человек, прошедший школу труда и лишений, самостоятельно мыслящий и независимый. Таков Евгений Базаров. Писатель очень серьезен в оценке своего героя. Судьбу и характер Базарова он представил в истинно драматических тонах. Тургенев понимал, что судьба его героя не могла сложиться иначе.

Я считаю Евгения Базарова самым романтическим из всех литературных героев. Его личная трагедия заключена в нем самом, поскольку человек не может существовать, находясь в постоянном конфликте с самим собой. На протяжении всего романа он спорит с Павлом Петровичем Кирсановым на самые различные темы. Но о чем бы они ни говорили - об искусстве ли или о славянофильстве, - мне почему-то кажется, что он спорит не с Кирсановым, а с самим собой. Он как будто упорно старается вытравить из себя какие-то черты характера, которые делают его похожим на тех самых аристократов, " против которых он восстает.

Есть, однако, черты, выгодно отличающие его от семейства Кирсановых и им подобных. Базаров - труженик, и труд он считает необходимым условием для получения независимости, которую ценит превыше всего. Он не признает авторитетов и все подвергает строгому суду собственной мысли.

Однако многие его высказывания звучат дико, я имею в виду его рассуждения о поэзии, искусстве, природе и о любви. Он заявляет: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Рафаэль, с его точки зрения, «гроша медного не стоит». Любоваться красотой природы он не склонен: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Что же он говорит о любви? «А все-таки я скажу, что человек, который всю жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек - не мужчина, не самец». Столь же удивительно и другое его высказывание: «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество». Слова «романтизм» и «гниль» он ставит в один ряд, для него это как будто синонимы. Добрейшей души человек, тонкий и чуткий, во что бы то ни стало хочет казаться циничным и бесчувственным. А между тем полугодовалый ребенок Фенечки легко идет к нему на руки, и Базаров ничуть не удивлен: он говорит, что все дети идут к нему, потому что он знает такую «штуку». Надо сказать, такую «штуку» знают только исключительные люди, и Базаров один из них. Он мог бы быть нежным мужем и отцом, распорядись судьба по-другому. Ведь каким любящим сыном он был, хотя и старался спрятать згу любовь за той же небрежностью в обращении, за которой прятал все свои искренние чувства, например привязанность к Аркадию. Лишь с одним чувством он так и не смог совладать. Оно оказалось не меньшей стихией, чем нигилизм, исковеркавший всю его жизнь. Любовь поглотила его настолько, что не осталось следа от его цинизма и спокойной уверенности материалиста и физиолога. Он больше не «препарирует глаз», хотя и пытается бороться со своей страстью - явным опровержением всех его искусственных теорий. Признаться в любви такой женщине, как Анна Сергеевна Одинцова, может только отчаянный. романтик. Зная характер этой дамы, понимая, что для нее спокойствие важнее сильных чувств, он все-таки открывает ей свое сердце. Он получает отказ, и это горе, так же, как и любрвь, остаются с ним до его последнего вздоха. Перед смертью он хочет проститься с любимой женщиной, и его прощальные слова наполнены такой нежностью и грустью, что невольно задумываешься - тот ли это человек, который всеми силами старался уверить себя и окружающих в том, что любви не существует. Он просит Одинцову утешить родителей: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать...» Тургенев описывает уход главного героя из жизни в подлинно трагических тонах. Базаров - мятежная, страстная и сильная личность. Даже на краю могилы он ни на минуту не прекращает напряженной работы ума и сердца. Последние слова Базарова наполнены истинным драматизмом: «Я нужен России... Нет, видно не нужен. Да и кто нужен?» Трагичность судьбы Базарова можно объяснить не только его личностными качествами, но и тем, что он один из первых, из тех, кто прокладывает путь другим. Тургенев писал, что это «фигура, обреченная на гибель, пачи чаяния она все-таки стоит в преддверии будущего». И хочется верить в то, что когда-нибудь России будут нужны все люди и им не придется ломать свои души и умы для того, чтобы стать ей полезными.
Роман появился на свет в 1862 году.

В романе писатель противопоставил, с одной стороны, либералов-дворян - братьев Кирсановых, с другой стороны, - нигилиста, разночинца Базарова. Базаров был чрезвычайно прост: никогда не юлил. Говорил, что думал. Одевался просто даже в какой-то мере старомодно: балахон с кистями, шляпа с большими полями. Но это его не тревожило, он носил что есть и что удобно, мода его не волновала. Говорил он простыми всем понятными словами, не употреблял в разговоре иностранных слов. Базаров был выходцем из семьи штабного лекаря. Внешность Базарова была непривлекательна. Евгений является очень сдержанным человеком, отношения с родителями он называет любовью, хотя сам приезжает в родительский дом спустя три года. А все потому что родители и их забота мешают ему работать.

Базаров нигилист, отрицал все. Отрицал искусство, живопись, поэзию. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» , считал Евгений.

Евгений очень трудолюбив. Встает на рассвете и идет на прогулку. Даже в гостях он не церемонится и идет на утреннюю прогулку в поисках новых экспонатов для опытов. Он всегда находил общий язык с деревенскими мальчишками, они ему помогали. В своем споре с Павлом Петровичем упорно доказывает ему, что он близок к народу. Гордился тем, что его дед пахал землю.

Отрицал так же и любовь. К женщинам относился своеобразно. Увлекся Одинцовой. А позже и влюбился в нее. Их отношения были сложными. Евгению не нравился жизненный уклад Одинцовой, он всегда критиковал ее. Несомненно, они могли быть вместе. Но Одинцова понимала, что с таким молодым человеком как Базаров будет очень трудно жить. Одинцова женщина умная с довольно таки богатым жизненным опытом. Ей нужен был другой мужчина. Она была на тот момент не готова менять свою жизнь и впускать в нее Евгения. Очень сильная по своей натуре женщина.

Иван Сергеевич Тургенев своего героя провел по трем поместьям. Он путешествовал по замкнутому кругу. Возможно, Евгений Васильевич и умирает потому что автор не знает что с ним делать. Такой человек как Базаров должен был родиться не в это время. И смерть Базарова очень странная. Он по профессии медик не смог обработать рану??? Не поверю. Возможно, не желание сыграло не маловажную роль. Базаров умер от одиночества, от любовных мук. И перед самой его смертью приезжает к нему проститься Одинцова. Она раздавила его как червяка, поцеловав в лоб. Этот поцелуй был на прощание. Она знала, что могла заразиться, но не побрезгала. После он заснул. «Базарову уже не суждено было просыпаться. К вечеру он впал в совершенное беспамятство, а на следующий день умер» .
БАЗАРОВ - герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» (1862). Евгений Базаров - во многом программный образ Тургенева. Это представитель новой, разночинно-демокра-тической интеллигенции. Б. называет себя нигилистом: он отрицает основы современного ему общественного уклада, выступает против преклонения перед любыми авторитетами, отвергает принципы, принятые на веру, не понимает восхищения искусством и красотой природы, чувство любви объясняет с точки зрения физиологии. Комплекс убеждений Б.- не художественное преувеличение, в образе героя нашли отражение характерные черты представителей демократической молодежи 60-х гг. В этом контексте важен вопрос о прототипе тургеневского героя. Сам Тургенев в статье «По поводу «Отцов и детей»» (1869) называет прототипом Б. некоего доктора Д., молодого провинциального врача, который представлял для писателя новый тип русского человека. Современный исследователь Н.Чернов опровергает традиционную гипотезу о том, что доктор Д.- это уездный врач Дмитриев, случайный знакомый Тургенева. По мнению Чернова, прототипом Б. был сосед Тургенева по имению В.И.Якушкин, врач и исследователь, демократ, связанный с революционными организациями того времени. Но образ Б.- собирательный, поэтому к вероятным его прототипам можно отнести тех общественных деятелей, которых Тургенев считал «истинными отрицателями»: Бакунина, Герцена, Добролюбова, Спешнева и Белинского. Памяти последнего посвящен роман «Отцы и дети». Сложность и противоречивость взглядов Б. не позволяет признать источником образа какое-то определенное лицо: только Белинского или только Добролюбова.

Авторское отношение к Б. неоднозначно. Позиция Тургенева проявляется постепенно, по мере раскрытия самого образа, в монологах героя, его спорах с другими персонажами: со своим другом Аркадием Кирсановым, с его отцом и дядей Павлом Петровичем. Поначалу Б. уверен в своих силах, в том деле, которое он делает; это гордый, целеустремленный человек, смелый экспериментатор и отрицатель. Под влиянием различных причин его взгляды претерпевают существенные изменения; Тургенев сталкивает своего героя с серьезными жизненными испытаниями, в результате чего Б. приходится поступиться рядом убеждений. В нем проявляются черты скептицизма и пессимизма. Одним из таких испытаний становится любовь героя к Анне Сергеевне Одинцовой. Разночинец Б, чувствует себя неловко перед аристократкой Одинцовой; постепенно он обнаруживает в себе чувство, существование которого раньше отрицал.

Герой Тургенева терпит в любви поражение. В конечном счете он остается в одиночестве, его дух почти сломлен, но даже тогда Б. не желает открыть себя для простых, естественных чувств. Он жесток и требователен к родителям, как и ко всем окружающим. Только перед лицом смерти Б. начинает смутно понимать цену таких проявлений жизни, как поэзия, любовь, красота.

Важное средство создания образа Б.- речевая характеристика. Б. говорит четко и логично, его речи свойственна афористичность. Крылатыми фразами стали его выражения: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»; «Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться… загадочному взгляду?»; «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»; «Люди, что деревья в лесу, ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой».

Сложный и противоречивый образ Б. вызвал в критике споры, которые не утихают и поныне. После выхода романа даже в демократических журналах возникли разногласия по поводу трактовки образа Б. От имени «Современника» выступил М.А.Антонович. В своих статьях «Асмодей нашего времени», «Промахи», «Современные романы» он толковал образ героя как карикатуру на современную молодежь в облике обжоры, болтуна и циника. Прямо противоположную оценку дал в своих работах Д.И.Писарев. В статье «Базаров» критик раскрывает историческую значимость этого типа. Писарев считал, что России на данном этапе требуются именно такие люди, как Б.: они критически относятся ко всему, что не проверено их личным опытом, привыкли полагаться только на себя, обладают одновременно знанием и волей. Похожая полемика развернулась и в 50-60-х гг. нашего века. Точку зрения Антоновича поддержал исследователь В.А.Архипов («К творческой истории романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»»). Образ Б. неоднократно воплощался на сцене и на экране. Однако инсценировки и экранизации, выполненные слишком академично, оставались в пределах хрестоматийного чтения этого образа.


Поделиться в социальных сетях!

Разночинец Евгений Базаров

Роман “Отцы и дети”, по определению нобелевского лауреата Владимира Набокова, — это “не только лучший роман Тургенева, но и одно из самых блистательных произведений XIX века”. Центральное место здесь занимают долгие споры молодого разночинца нигилиста Евгения Базарова и стареющего аристократа Павла Петровича Кирсанова. Эти герои отличаются друг от друга всем: возрастом, социальным положением, убеждениями, внешностью.

Начнем с внешности. Вот портрет Базарова: “высокого роста в длинном балахоне с кистями”; лицо “длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум”; “темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа”; “обнаженная красная” рука. Это портрет человека несомненно умного, но плебейского происхождения и подчеркивающего свое пренебрежение социальными нормами.

А вот портрет главного базаровского оппонента: “человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки”; “на вид ему было лет сорок пять; его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Весь облик... изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов”; Тургенев также отмечает “красивую руку с длинными розовыми ногтями, — руку, казавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом”. Мы видим портрет человека незаурядного, но в отношении к собственной внешности — полную противоположность Базарову.

Старший Кирсанов — человек, чрезвычайно заботящийся о своей внешности, причем желающий выглядеть как можно моложе своих лет. Так и подобает светскому льву, старому сердцееду. Базаров, напротив, о внешнем виде нисколько не заботится. В портрете Павла Петровича писатель выделяет правильные черты и строгий порядок, изысканность костюма и устремленность к идеальным, неземным материям. Этот герой и будет отстаивать в споре порядок против базаровского преобразовательского пафоса. И все в его облике свидетельствует о приверженности норме. Даже рост у Павла Петровича средний, так сказать нормальный, тогда как высокий рост Базарова символизирует его превосходство над окружающими. И черты лица у Евгения подчеркнуто неправильные, волосы неухоженные, вместо дорогого английского костюма у него какой-то странный балахон, рука красная, грубая, тогда как у Кирсанова — красивая, “с длинными розовыми ногтями”. Зато широкий лоб и выпуклый череп Базарова говорят об уме и уверенности в себе. А у Павла Петровича лицо желчное, повышенное же внимание к туалету выдает в нем тщательно скрываемую неуверенность в собственных силах. Можно сказать, что это постаревший лет на двадцать пушкинский Онегин, живу щий в другую эпоху, в которой этому типу людей скоро уже не будет места.

Разница во внешности — разница в мировоззрении, которая проявляется в постоянных, по многим поводам, спорах героев. Так, Базаров утверждает, что “природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Евгений глубоко убежден, что достижения современного естествознания в перспективе позволят решить и все проблемы общественной жизни. Прекрасное — искусство, поэзию — он отрицает как ненужное, в любви видит только физиологическое начало. Базаров “ко всему относится с критической точки зрения”, “не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”. Павел Петрович же провозглашает, что “аристократизм — принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди” (даже слово “принцип” герой произносит “на французский манер”). Однако впечатление от этой вдохновенной оды принципам заметно ослабляется тем обстоятельством, что оппонент Базарова на первое место ставит наиболее близкий себе “принсип” аристократизма. Павел Петрович, воспитанный в обстановке безбедного усадебного существования и привыкший к петербургскому светскому обществу, не случайно на первое место ставит поэзию, музыку, любовь. Он никогда в своей жизни не занимался никакой практической деятельностью, исключая короткую и необременительную службу в гвардейском полку, никогда не интересовался естественными науками и мало что в них смыслил. Базаров же, сын небогатого военного врача, с детства приученный к труду, а не к праздности, кончивший университет, увлекающийся естественными науками, очень мало в своей короткой жизни имел дело с поэзией или музыкой, может быть, и Пушкина-то толком не читал. Отсюда и резкое и несправедливое суждение Евгения Васильевича о великом русском поэте: “...он, должно быть, в военной службе служил... у него на каждой странице: на бой, на бой! за честь России!”

Базаров не имеет и такого опыта в любви, как Павел Петрович, потому и склонен слишком упрощенно относиться к этому чувству. Старшему Кирсанову уже довелось изведать любовные страдания, именно неудачный роман с княгиней Р. побудил его на долгие годы осесть в деревне у брата, а смерть возлюбленной еще сильнее усугубила его душевное состояние. У Базарова любовные муки — столь же неудачный роман с Анной Сергеевной Одинцовой — еще впереди. Потому-то в начале романа он столь уверенно сводит любовь к известным физиологическим отношениям, а духовное в любви называет романтической чепухой. Базаров — приземленный реалист, а Павел Петрович — романтик, ориентированный на культурные ценности романтизма первой трети XIX века, на культ прекрасного. И его, конечно, коробит от базаровских высказываний насчет того, что “порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта” или что “Рафаэль гроша медного не стоит”. Здесь Тургенев с базаровской точкой зрения, безусловно, не согласен. Однако он не дает победы в этом пункте спора и Павлу Петровичу. Беда в том, что рафинированный аристократ-англоман не обладает не то что способностями Рафаэля, но и вообще никакими творческими способностями. Его рассуждения об искусстве и о поэзии, так же как и об обществе, — пустые и тривиальные, часто комичные. Достойным противником Базарову Павел Петрович никак не может быть. И когда они расстаются, Тургенев подводит итог: Кирсанов “был мертвец”. Очевидно, споры с нигилистом хоть как-то оправдывали смысл его существования, буди ли мысли. Теперь же Павел Петрович обречен на застойное существование. Таким мы его и видим за границей в финале романа.

Тургеневскому замыслу вполне отвечала победа разночинца Базарова над аристократом Кирсановым. В 1862 году в одном из писем по поводу “Отцов и детей” писатель особо подчеркивал, что “вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса... Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?., если читатель не полюбит Базарова со всею его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью — если он не полюбит, повторяю я, — я виноват и не достиг своей цели. Но "рассиропиться", говоря его словами, я не хотел, хотя через это я бы, вероятно, тотчас имел молодых людей на моей стороне. Я не хотел накупаться на популярность такого рода уступками. Лучше проиграть сражение... чем выиграть его уловкой. Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — и все-таки обреченная на гибель, — потому что она все-таки стоит в преддверии будущего...” Сам Тургенев был представителем того же поколения, что и Павел Петрович, но из героев своего романа наибольшие симпатии испытывал к молодому нигилисту Базарову, видя именно в нем животворные силы, способные изменить Россию. И в споре с Кирсановым Базаров, по убеждению писателя, да и любого вдумчивого читателя, прав в основных своих позициях: в необходимости подвергать сомнению сложившиеся догмы, неустанно трудиться на благо общества, критически относиться к окружающей действительности.

Роман “Отцы и дети”, по определению нобелевского лауреата Владимира Набокова, - это “не только лучший роман Тургенева, но и одно из самых блистательных произведений XIX века”. Центральное место здесь занимают долгие споры молодого разночинца нигилиста Евгения Базарова и стареющего аристократа Павла Петровича Кирсанова. Эти герои отличаются друг от друга всем: возрастом, социальным положением, убеждениями, внешностью.
Начнем с внешности. Вот портрет Базарова: “высокого роста в длинном балахоне с кистями”; лицо “длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум”; “темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа”; “обнаженная красная” рука. Это портрет человека несомненно умного, но плебейского происхождения и подчеркивающего свое пренебрежение социальными нормами.
А вот портрет главного базаровского оппонента: “человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки”; “на вид ему было лет сорок пять; его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Весь облик... изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов”; Тургенев также отмечает “красивую руку с длинными розовыми ногтями, - руку, казавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом”. Мы видим портрет человека незаурядного, но в отношении к собственной внешности - полную противоположность Базарову.
Старший Кирсанов - человек, чрезвычайно заботящийся о своей внешности, причем желающий выглядеть как можно моложе своих лет. Так и подобает светскому льву, старому сердцееду. Базаров, напротив, о внешнем виде нисколько не заботится. В портрете Павла Петровича писатель выделяет правильные черты и строгий порядок, изысканность костюма и устремленность к идеальным, неземным материям. Этот герой и будет отстаивать в споре порядок против базаровского преобразовательского пафоса. И все в его облике свидетельствует о приверженности норме. Даже рост у Павла Петровича средний, так сказать нормальный, тогда как высокий рост Базарова символизирует его превосходство над окружающими. И черты лица у Евгения подчеркнуто неправильные, волосы неухоженные, вместо дорогого английского костюма у него какой-то странный балахон, рука красная, грубая, тогда как у Кирсанова - красивая, “с длинными розовыми ногтями”. Зато широкий лоб и выпуклый череп Базарова говорят об уме и уверенности в себе. А у Павла Петровича лицо желчное, повышенное же внимание к туалету выдает в нем тщательно скрываемую неуверенность в собственных силах. Можно сказать, что это постаревший лет на двадцать пушкинский Онегин, живу щий в другую эпоху, в которой этому типу людей скоро уже не будет места.
Разница во внешности - разница в мировоззрении, которая проявляется в постоянных, по многим поводам, спорах героев. Так, Базаров утверждает, что “природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Евгений глубоко убежден, что достижения современного естествознания в перспективе позволят решить и все проблемы общественной жизни. Прекрасное - искусство, поэзию - он отрицает как ненужное, в любви видит только физиологическое начало. Базаров “ко всему относится с критической точки зрения”, “не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”. Павел Петрович же провозглашает, что “аристократизм - принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди” (даже слово “принцип” герой произносит “на французский манер”). Однако впечатление от этой вдохновенной оды принципам заметно ослабляется тем обстоятельством, что оппонент Базарова на первое место ставит наиболее близкий себе “принсип” аристократизма. Павел Петрович, воспитанный в обстановке безбедного усадебного существования и привыкший к петербургскому светскому обществу, не случайно на первое место ставит поэзию, музыку, любовь. Он никогда в своей жизни не занимался никакой практической деятельностью, исключая короткую и необременительную службу в гвардейском полку, никогда не интересовался естественными науками и мало что в них смыслил. Базаров же, сын небогатого военного врача, с детства приученный к труду, а не к праздности, кончивший университет, увлекающийся естественными науками, очень мало в своей короткой жизни имел дело с поэзией или музыкой, может быть, и Пушкина-то толком не читал. Отсюда и резкое и несправедливое суждение Евгения Васильевича о великом русском поэте: “...он, должно быть, в военной службе служил... у него на каждой странице: на бой, на бой! за честь России!”
Базаров не имеет и такого опыта в любви, как Павел Петрович, потому и склонен слишком упрощенно относиться к этому чувству. Старшему Кирсанову уже довелось изведать любовные страдания, именно неудачный роман с княгиней Р. побудил его на долгие годы осесть в деревне у брата, а смерть возлюбленной еще сильнее усугубила его душевное состояние. У Базарова любовные муки - столь же неудачный роман с Анной Сергеевной Одинцовой - еще впереди. Потому-то в начале романа он столь уверенно сводит любовь к известным физиологическим отношениям, а духовное в любви называет романтической чепухой. Базаров - приземленный реалист, а Павел Петрович - романтик, ориентированный на культурные ценности романтизма первой трети XIX века, на культ прекрасного. И его, конечно, коробит от базаровских высказываний насчет того, что “порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта” или что “Рафаэль гроша медного не стоит”. Здесь Тургенев с базаровской точкой зрения, безусловно, не согласен. Однако он не дает победы в этом пункте спора и Павлу Петровичу. Беда в том, что рафинированный аристократ-англоман не обладает не то что способностями Рафаэля, но и вообще никакими творческими способностями. Его рассуждения об искусстве и о поэзии, так же как и об обществе, - пустые и тривиальные, часто комичные. Достойным противником Базарову Павел Петрович никак не может быть. И когда они расстаются, Тургенев подводит итог: Кирсанов “был мертвец”. Очевидно, споры с нигилистом хоть как-то оправдывали смысл его существования, буди ли мысли. Теперь же Павел Петрович обречен на застойное существование. Таким мы его и видим за границей в финале романа.
Тургеневскому замыслу вполне отвечала победа разночинца Базарова над аристократом Кирсановым. В 1862 году в одном из писем по поводу “Отцов и детей” писатель особо подчеркивал, что “вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса... Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?., если читатель не полюбит Базарова со всею его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью - если он не полюбит, повторяю я, - я виноват и не достиг своей цели. Но "рассиропиться", говоря его словами, я не хотел, хотя через это я бы, вероятно, тотчас имел молодых людей на моей стороне. Я не хотел накупаться на популярность такого рода уступками. Лучше проиграть сражение... чем выиграть его уловкой. Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная - и все-таки обреченная на гибель, - потому что она все-таки стоит в преддверии будущего...” Сам Тургенев был представителем того же поколения, что и Павел Петрович, но из героев своего романа наибольшие симпатии испытывал к молодому нигилисту Базарову, видя именно в нем животворные силы, способные изменить Россию. И в споре с Кирсановым Базаров, по убеждению писателя, да и любого вдумчивого читателя, прав в основных своих позициях: в необходимости подвергать сомнению сложившиеся догмы, неустанно трудиться на благо общества, критически относиться к окружающей действительности.