История создания и судьба пьесы «На дне.

  • 15.04.2019
25 января 2014

Каждый драматург мечтает создать такую пьесу, которая бы понравилась не только современникам, но и будущим поколениям. Оставаться актуальным на протяжении многих десятилетий может только то произведение, которое несет в себе какой-то смысл, учит чему-то, вскрывает нелицеприятные стороны общества, решает социальные проблемы. Именно к таким работам относится пьеса «На дне».

История написания драмы

Произведение Максима Горького «На дне» увидело свет в 1902 году. Оно было написано специально для труппы Московского художественного общедоступного театра. Данная пьеса имеет очень непростую судьбу: она пережила запреты и цензуру, на протяжении стольких лет не умолкают споры о ее идейном содержании, художественном своеобразии. Драму восхваляли и критиковали, но равнодушно к ней не относился никто. Создание пьесы «На дне» было трудоемким, работу над ней писатель начал в 1900 году, а закончил только спустя два года.

На драматургию Горький обратил внимание в начале ХХ столетия. Именно тогда он поделился со Станиславским своей задумкой создать босяцкую пьесу, в которой было бы около двух десятков действующих лиц. Автор и сам не знал, что из этого выйдет, на громкий успех он не рассчитывал, характеризовал свою работу как неудавшуюся, со слабым сюжетом, устаревшую.

Главные герои драмы

История создания пьесы «На дне» вполне прозаична. Максим Горький хотел в ней рассказать о своих наблюдениях за миром низов. К «бывшим людям» писатель относил не только обитателей ночлежек, пролетариев и странников, но и представителей интеллигенции, разочаровавшихся в жизни, потерпевших неудачи. Существовали и реальные прототипы главных героев.

Так, история создания пьесы «На дне» повествует, что образ Бубнова писатель создал, объединив характеры знакомого босяка и своего учителя-интеллигента. Актера Горький списал с артиста Колосовского-Соколовского, а из рассказов Клавдии Гросс был позаимствован образ Насти.

Видео по теме

Борьба с цензурой

Немало времени пришлось потратить на получение разрешения на постановку пьесы. Автор отстаивал каждую реплику героев, каждую строчку своего творения. В конце концов было дано разрешение, но только для Художественного театра. История создания пьесы «На дне» была непростой, сам Горький не верил в свой успех, да и власти допустили постановку, надеясь на громкий провал. Но получилось все с точностью до наоборот: пьеса имела оглушительный успех, ей посвятили огромное количество публикаций в газетах, автора неоднократно вызывали на сцену, аплодируя ему стоя.

История создания пьесы «На дне» примечательна тем, что Горький не сразу определился с ее названием. Драма уже была написана, а как назвать, ее автор не решил. Среди известных вариантов фигурировали следующие: «Без солнца», «В ночлежном доме», «На дне жизни», «Ночлежка», «Дно». Лишь в 90-х годах ХХ столетия в одном из Московских театров была осуществлена постановка пьесы под названием «На дне». Как бы там ни было, но драма была хорошо принята зрителем не только в России, но и за рубежом. В 1903 году в Берлине состоялась премьера пьесы. Драма была сыграна 300 раз подряд, а это свидетельствует о небывалом успехе.

Источник: fb.ru

Актуально

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Заволжский автомоторный техникум Творческая работа на тему: «История создания пьесы М. Горького «На дне»». Автор: обучающейся группы СА-17 Гурин Н.А. Руководитель: Груничева К.С. преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ «ЗАМТ»

2 слайд

Описание слайда:

Публикация пьесы М.Горького «На дне» Премьера в театре Россия на рубеже веков Герои пьесы Философская проблематика пьесы Главная проблема пьесы Заключение Содержание

3 слайд

Описание слайда:

Пьеса «На дне» впервые опубликована в Мюнхене в 1902 году. Она поступила в цензуру 27 августа 1902 года, а 25 сентября о ней было дано заключение, согласно которому «во всей пьесе должны быть исключены отдельные фразы и резкие, грубые выражения...».

4 слайд

Описание слайда:

Первоначально пьеса называлась «Ночлежка», потом – «Без солнца». Почему «На дне»? В названии заложен глубокий смысл. Люди, которые попали на «дно», уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. Смысл названия пьесы

5 слайд

Описание слайда:

Премьера прошла на сцене МХАТа в Москве 18 декабря 1902 года. Спектакль был сыгран 300 раз подряд; весной 1905 года отмечалось уже 500-е представление пьесы. «Первое представление этой пьесы было сплошным триумфом, - вспоминала актриса МХАТа М.Ф.Андреева. - Публика неистовствовала». На премьере автора вызывали более 15 раз. «Нечто неподдающееся описанию произошло, когда М.Горький, наконец, вышел на вызовы один, - отмечал корреспондент газеты «Русское слово». - Такого успеха драматурга мы не запомним...» В России «На дне» вышла в издательстве «Знание» в 1903 году.

6 слайд

Описание слайда:

«На дне» - М. Горький долго искал для драмы подходящее название. В начале работы над пьесой (декабрь 1900 года) Горький сообщал Станиславскому: «Плету потихоньку четырехэтажный драматический чулок со стихами, но не в стихах. <...> Чувствую, что одна сцена мне удалась - благодаря тому, что в ней главным действующим лицом является солнце...» Столь длительные поиски подходящего названия для уже написанной пьесы свидетельствуют о том огромном и, безусловно, символическом значении, которое ему придавал автор.

7 слайд

Описание слайда:

В девятисотые годы в России разразился жестокий экономический кризис. После каждого неурожая массы разорившихся, обнищавших крестьян бродили по стране в поисках заработка. А фабрики и заводы закрывались. Под влиянием тягчайшего экономического гнета появляется огромное количество босяков, которые опускаются на «дно» жизни. . РОССИЯ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ

8 слайд

Описание слайда:

Здание приюта "Бугровская ночлежка" построено в 1880–1883 г. Строительство велось на средства предпринимателя и благотворителя А.П. Бугрова. Обитатели приюта послужили прототипами пьесы Горького "На дне". Ночлежка признана объектом культурного наследия регионального значения.

9 слайд

Описание слайда:

Макет ночлежки. Рисунок, присланный Горьким Московскому Художественному театру в связи с работой над постановкой пьесы "На дне". Наверху надпись Горького: "Это может дать общее представление о внутренности ночлежки, но здесь слишком просторно, слишком много воздуха". 1902

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

«Слесарь, 40 лет». В ночлежке оказался недавно из-за тяжелых обстоятельств - болезни жены - чувствует себя среди ночлежников чужим. У него есть рабочее место, инструменты. К обитателям ночлежки относится с презрением «…Я - рабочий человек... мне глядеть на них стыдно...» Он стремится вырваться из ночлежки: «Вылезу... кожу сдеру, а вылезу... Вот... умрет жена... » Клещ суров и черств по отношению к жене, хотя, тяжело переживает ее болезнь и смерть. К концу действия он становится терпимее и внимательнее к окружающим. КЛЕЩ

12 слайд

Описание слайда:

ВАСЬКА ПЕПЕЛ 28 лет, вор. Это «аристократ» в среде ночлежников - у него здесь отдельная комната. Для ночлежников свой человек. У него водятся деньги, и он дает товарищам по их просьбе на выпивку Такой образ жизни не дает ему удовлетворения. «Иди... со мной, - говорит он Наташе, - ...брошу воровство!.. Я грамотный... буду работать... я чувствую: надо жить... иначе!.. Надо так жить... чтобы самому себя можно мне было уважать... оттого я вор, что другим именем никто никогда не догадался назвать меня... Назови ты... Наташа... пожалей меня! Несладко живу... волчья жизнь мало радует...»

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

Крючник. В ряде случаев ночлежники называют его Асаном, иногда князем - распространенной в то время обидной для татар кличкой. Татарин - своеобразный резонер, проповедующий необходимость соблюдения морали и общечеловеческого закона. Большинство его реплик в произведении именно такого характера. «Кто закон душа имеет - хорош! Кто закон терял - пропал!.. Не обижай человека - вот закон!» Но поучения Татарина выглядят комично в обществе, живущем не по законам и вне обычной морали. ТАТАРИН

15 слайд

Описание слайда:

БАРОН Тридцати трех лет. Человек без имени, в обращении к нему ночлежники используют его былой титул. Неизвестно, что его бросило на «дно», скорее всего пьянство. Сочетание характерных для аристократа манер, словечек, остатков барского лоска с условиями грязной ночлежки часто создаст комический эффект в поведении этого самого, пожалуй, нелепого человека в пьесе. «А... ведь зачем-нибудь я родился... а?» Это трагедия человека, не заметившего, как прошла жизнь и слишком поздно осознавшего это.

16 слайд

Описание слайда:

НАСТЯ «Девица, 24-х лет», сожительница Барона. От суровой и грязной жизни пытается спастись уходом в мечту, навеянную бульварными романами, один из которых, под названием «Роковая любовь», она читает в пьесе, подвергаясь насмешкам ночлежников и плача над прочитанным. В окружающей ее жизни Настя не видит ничего светлого. «Надоело мне... лишняя я здесь».

17 слайд

Описание слайда:

Странник, неизвестно откуда пришедший и неизвестно куда держащий путь. Он мягок и в речи, и в движениях, ко всем ласков и добр, не имеет и не хочет иметь врагов. Единственные слова, исходящие из его уст, - слова утешения, которые он находит практически для каждого из обитателей ночлежки ЛУКА

18 слайд

Описание слайда:

БУБНОВ Картузник, 45 лет «Все люди на земле - лишние.» «Шум - смерти не помеха.» «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… Чего жалеть?» «Все хотят порядка, да разума нехватка.» «А кто пьян да умён - два угодья в нём…» «Вовремя уйти всегда лучше.» «На что мне совесть? я – небогатый!» «Всё сказки».

19 слайд

У пьесы. М.Горького "На дне" (1902) трудная, но счастливая судьба - судьба, которой только и может пожелать самый честолюбивый автор своему детищу: более века она не сходит с театральных подмостков. Ее ставили лучшие режиссеры мира, играли самые блистательные артисты. С момента первой постановки "На дне" во МХАТе среди критиков не смолкают жаркие споры о художественном своеобразии и героях пьесы, особенностях авторской позиции, неоднозначности идейного содержания. О пьесе "На дне" писали выдающиеся деятели отечественной культуры: Л.Толстой, Чехов, И.Анненский, Блок, Бунин, Замятин, Розанов, Ремизов... Драму (и ее автора) хвалили и ругали, превозносили и поносили, но равнодушных не было и нет. Не было однозначного отношения к собственному детищу и у автора. Даже в самый пик популярности "На дне" он выражал свое недовольство не только критиками и "рецензиями", "не раскусившими" пьесу, но и самим собой -- будто не сумевшим справиться с реализацией творческого замысла (впрочем, он нередко признавался, что не владеет искусством драматургии). На склоне лет М.Горький даже утверждал, что его пьеса "неудачна", "слаба сюжетно", называл ее "устаревшей и, возможно, даже вредной в наши дни" (1933 г.). И все же прав был Л.Андреев, указывая на глубинный смысл пьесы, который невозможно до конца выразить аналитическим, рациональным словом: "Ни одна статья, ни один разговор не мог охватить драмы во всей ее ширине и глубине; всякий раз остается что-то неуловленное, какой-то остаток, в котором и заключается самая суть".

Драма "На дне" возникла как результат широких жизненных наблюдений и интенсивных философских исканий М.Горького, итог почти двадцатилетних наблюдений над миром "бывших людей", к числу которых писатель относил не только странников, обитателей ночлежек, но и часть интеллигенции - "размагниченных", разочарованных, оскорбленных и униженных неудачами в жизни. "Я очень рано почувствовал и понял, - вспоминал писатель, - что люди эти - неизлечимы. Коноваловы способны восхищаться героизмом, но сами они - не герои, и лишь в редких случаях "рыцари на час"" (1933 г.).

Об истоках замысла "На дне" сохранилось такое свидетельство М.Горького: "Конец восьмидесятых и начало девяностых годов можно назвать годами оправдания бессилия и утешения обреченных на гибель. Литература выбрала героем своим "не-героя"... Лозунг времени был оформлен такими словами: "Наше время - не время великих задач"-- "не-герои" красноречиво доказывали друг другу правильность этого лозунга и утешались стихами: "Друг мой, брат мой, усталый, страдающий брат! / Кто б ты ни был -- не падай душой! / Верь: настанет пора, и погибнет Ваал!"

Пьеса "На дне" впервые опубликована в Мюнхене в 1902 году. 10 января 1903 года состоялась премьера пьесы в Берлине. Спектакль был сыгран 300 раз подряд; весной 1905 года отмечалось уже 500-е представление пьесы. В России "На дне" вышла в издательстве "Знание" в 1903 году.

Пьеса поступила в цензуру 27 августа 1902 года, а 25 сентября о ней было дано заключение, согласно которому "во всей пьесе должны быть исключены отдельные фразы и резкие, грубые выражения...". Так, цензор С.Трубачев требовал "городового Медведева превратить в простого отставного солдата, так как участие "полицейского чина" во многих проделках ночлежников недопустимо на сцене". Запрещена была и получившая впоследствии широчайшую популярность песня "Солнце всходит и заходит...". Цензура настаивала и на изъятии из текста рассуждений ночлежников на религиозные темы. В частности, показателен следующий пример. Короткий диалог между Актером и Татарином в конце IV акта:

Актер. Татарин! Князь! За меня... помолись...

Татарин. Чего?

Актер. Помолись... за меня!..

Татарин. Сам молись... - был вычеркнут. Позже стараниями В.И. Немировича-Данченко он был восстановлен, однако с замечанием: "Можно, но чтоб Татарин не молился!".

Текст пьесы был настолько исковеркан цензурой, что в таком виде автор запретил ее ставить на театре. "Пришлось ехать в Петербург, отстаивать чуть ли не каждую фразу, скрепя сердце делать уступки и в конце концов добиться разрешения только для одного Художественного театра, - вспоминал В.И. Немирович-Данченко - первый режиссер-постановщик горьковской драмы. - От ряда бесед с тогдашним начальников Главного управления по делам печати, профессором Зверевым, у меня осталось впечатление, что "На дне" была разрешена только потому, что власти рассчитывали на решительный провал пьесы". Более того, до постановки пьесы на сцене МХАТа особым циркуляром Главного управления по делам печати было запрещено делать анонсы о ней, пока антрепренеры не предъявят цензурованные экземпляры, - постановка была разрешена голыш МХТ (первоначально, в течение нескольких месяцев, пьесы М.Горького вовсе были запрещены к постановке). В письме от 23 ноября 1902 года М.Горький отмечал: "Часть купюр цензура восстановила, и хотя это большая часть, но я недоволен". 29 ноября Немирович-Данченко подал прошение о разрешении постановки "На дне" на сцене МХАТа.

Премьера прошла на сцене МХАТа в Москве 18 декабря 1902 года. "Первое представление этой пьесы было сплошным триумфом, - вспоминала актриса МХАТа М.Ф.Андреева. - Публика неистовствовала". На премьере автора вызывали более 15 раз. "Нечто неподдающееся описанию произошло, когда М.Горький, наконец, вышел на вызовы один, -- отмечал корреспондент газеты "Русское слово". -- Такого успеха драматурга мы не запомним..."

На дне. - М. Горький долго искал для драмы подходящее название. В начале работы над пьесой (декабрь 1900 года) Горький сообщал Станиславскому: "Плету потихоньку четырехэтажный драматический чулок со стихами, но не в стихах. <...> Чувствую, что одна сцена мне удалась - благодаря тому, что в ней главным действующим лицом является солнце..." В следующем письме тому же адресату М.Горький признавался: "Мне очень хочется написать хорошо, хочется написать с радостью. <...> Мне хочется солнышка пустить на сцену, веселого солнышка, русского эдакого - не очень яркого, но любящего все, все обнимающего..." Этому замыслу соответствовало первоначальное название пьесы "Без солнца" (интересно, что именно под этим названием осуществлена постановка "На дне" в московском театре "Сопричастность" в конце 90-х годов XX века). Известны следующие варианты заглавия пьесы: "Ночлежка", "В ночлежном доме", "Дно", "На дне жизни". Название "На дне" впервые появилось лишь на афишах Художественного театра.

Столь длительные поиски подходящего названия для уже написанной пьесы свидетельствуют о том огромном и, безусловно, символическом значении, которое ему придавал автор. Стоит вспомнить слова героя неоконченной повести М.Горького "Мужик" (писавшейся практически параллельно с пьесой - в 1900 году): "...я пришел снизу, со дна жизни, оттуда, где грязь и тьма, где человек - еще полузверь, где вся жизнь - только труд ради хлеба". Он же, рассказывая о случайных встречах с бывшими товарищами, отмечает, что их приветствия ему кажутся чем-то "вроде голоса с того света". Заметим, что дно жизни и тот свет фактически выступают как синонимы. Описывая адские мучения, святой Дмитрий Ростовский указывает на такие признаки преисподней: "Будет же тамо и тоска велия, такова лютая, яко аще бы возможно было умрети, то в сладость бы ее (смерть) со тщанием ради были восприяти, но никогда не умрут"

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков)

(1868 - 1936)

Пьеса «На дне» (1902)

История создания

  • Замысел пьесы относится к началу 1900 годов. В середине октября 1902 года Максим Горький сообщил К.П. Пятницкому, что им задуман «цикл драм» из четырёх пьес, каждая из которых буде посвящена изображению определённого слоя русского общества. О последней из них в письме сказано: «Ещё одну: босяки. Татарин, еврей, актёр, хозяйка ночлежного дома, воры, сыщик, проститутки. Это будет страшно».
  • К написанию пьесы «На дне» Горький приступил в конце 1901 года. 15 июня 1902 года пьеса была окончена. Название в процессе менялось («Без лица», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни»).
  • Премьера состоялась 31 декабря 1902 года в Московском художественном театре. К.С.Станиславский не только был режиссёром-постановщиком (совместно с Немировичем-Данченко), но и сыграл роль Сатина. Он вспоминал: «Спектакль имел потрясающий успех. Вызывали без конца режиссёров, всех артистов и … самого Горького».
  • Постановка пьесы на сцене русских театров встретила большие препятствия со стороны цензуры. До 1905 года играть «На дне» разрешалось только с большими купюрами и каждый раз с согласия местных властей.
  • Впервые пьеса вышла отдельной книгой в Мюнхене (под заглавием «На дне жизни») в конце 1902 года. В России - в издательстве товарищества «Знание» в Санкт-Петербурге в конце января 1903 года. Спрос на книгу был необыкновенно велик: весь тираж первого петербургского издания в количестве 40000 экземпляров, разошёлся в течение двух недель; к концу 1903 года было продано более 75000 экземпляров - до этого подобным успехом не пользовалось ни одно литературное произведение.

Сюжет и композиция

Экспозиция

Описание обстановки ночлежки Костылева и живущих в ней «бывших людей».

Ночлежка представляет собой «подвал, похожий на пещеру. Потолок - тяжёлые, каменные своды, закопчённые, с обвалившейся штукатуркой».

Помещение как бы поделено на ячейки, в которых ютятся люди, здесь же стоят инструменты.

Обитатели ночлежки - представители социального дна, опустившиеся в силу обстоятельств.

Здесь бывший телеграфист Сатин, алкоголик Актёр, вор Васька Пепел, слесарь Клещ и его больная жена Анна, проститутка Настя, картузник Бубнов, спившийся аристократ Барон, сапожник Алёшка, крючники Татарин и Кривой Зоб. В доме бывают Квашня, торговка пельменями, и полицейский Медведев, дядя Василисы. Их связывают сложные отношения, часто происходят скандалы. Василиса, жена Костылева, любит Ваську и подговаривает его убить своего мужа, чтобы стать единоличной хозяйкой. Васька влюблён в Наталью, сестру Василисы, которую та бьёт из ревности.

Завязка

В разгар скандала в ночлежке появляется странник Лука, весёлый и добрый старик. Лука любит людей, пытается каждого утешить, дать надежду. Анне он предрекает загробное счастье, Актёру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков, Ваське и Наташе советует переехать в Сибирь. Он подобен врачу, который видит, что болезнь неизлечима, и хочет, по крайней мере, избавить от страдания.

Развитие действия

Осознание ночлежниками ужаса своего положения, зарождение надежды под влиянием «благостных» речей Луки, что жизнь станет лучше.

Кульминация

Нарастание напряжённости действия, завершающееся убийством старика Костылева и избиением Наташи.

Развязка

Крушение надежд героев: умирает Анна, кончает жизнь самоубийством Актёр, арестован Пепел.

Тематика и проблематика

Социальная

Правда о жизни социальных низов была показана с такой беспощадностью, которой мировая драматургия не знала. Обитатели «дна» выброшены из жизни по вине общества. Показан трагизм судеб «бывших людей».

Анна: «Не помню, когда я сыта была… Над каждым куском хлеба тряслась… Всю жизнь мою дрожала… Мучилась… как бы больше другого не съесть… Всю жизнь в отрепьях ходила… всю мою несчастную жизнь…»

С лесарь Клещ: «Работы нет… силы нет… Вот - правда! Пристанища, пристанища нету! Издыхать надо… Вот правда!»

В образах «хозяев жизни», содержателя ночлежки Костылева и его жены Василисы, автор подчёркивает их безнравственность.

Философская

В пьесе ставятся проблемы разобщённости людей, проблемы «горькой» правды и «возвышающей» лжи, предназначения человека и смысла жизни.

Пьеса имеет полифонический характер - в ней звучит множество голосов. Философское ядро пьесы образует столкновение двух философских «правд»: Луки и Сатина.

«На дне» - социально-философская драма.

Главные герои

Лука

  • Странник шестидесяти лет, «с палкой в руке, с котомкой за плечами, котелком и чайником у пояса».
  • Прошлое Луки неизвестно, судя по всему, у него проблемы с властями: при появлении полиции он исчезает. Лука поучает, шутит, утешает. Его речь всегда доброжелательна и тяготеет к афористичности: он говорит пословицами.
  • В афоризмах Луки выражается его жизненная философия:

- «Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха - не плоха: все - чёрненькие, все - прыгают…»

- «А все - люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрёшь…»

- «Любить - живых надо… живых…»

- «Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел…Я те скажу - вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!»

- «Тюрьма - добру не научит, и Сибирь не научит… а человек - научит … да! Человек - может добру научить… очень просто!»

- «Во что веришь, то и есть…»

Герои о Луке

Настя: «Хороший был старичок!.. А вы… не люди… вы - ржавчина!», «Он - всё видел… всё понимал…»

Сатин: «И вообще… для многих был… как мякиш для беззубых…», «Старик - не шарлатан! Что такое правда? Человек - вот правда! Он это понимал… вы - нет! Вы - тупы, как кирпичи… Я - понимаю старика… да! Он врал… но - это из жалости к вам, черт вас возьми!»; «Он - умница!.. Он … подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…»

Барон: «Как пластырь для надрывов…»; «Старик - шарлатан…»

Клещ: «Он… жалостливый был… У вас вот… жалости нет»; «Правды он … не любил, старик-то… Очень против правды восставал… так и надо! Верно - какая тут правда? И без неё - дышать нечем…»

Татарин: «Старик хорош был… закон душе имел! Кто закон душа имеет - хорош! Кто закон потерял - пропал!..»

Лука разбудил в обитателях ночлежки всё хорошее, что у них было в душе. Но в самый напряжённый момент он исчезает. Поверившие ему люди, лишившись поддержки, погружаются в отчаяние. Актёр после ухода старика повесился.

Сатин

  • Имя героя - Константин - становится известно лишь в третьем акте пьесы. Сатин когда-то работал телеграфистом, был образован, начитан, теперь же он шулер и алкоголик. Несмотря на это, в его речи мелькают слова, значение которых он когда-то знал (органон, сикамбр, макробиотика, Гибралтар, трансцендентальный); он цитирует Пушкина, использует метафорические выражения. Из истории жизни Сатина известно, что он отсидел в тюрьме: «убил подлеца в запальчивости и раздражении… Из-за родной сестры…»
  • Сатин уже ни во что не верит, себя он считает мёртвым:

«Актёр (высовывая голову с печи). Однажды тебя совсем убьют… до смерти…

Сатин. А ты - болван.

Актёр. Почему?

Сатин. Потому что - дважды убить нельзя». (Первый акт)

«Сатин (кричит). Мертвецы - не слышат! Мертвецы не чувствуют… Кричи… реви… мертвецы не слышат!..» (Второй акт)

  • Сатину не чуждо сострадание, к нему относятся с симпатией:

Клещ: «ты умеешь не обижать…»

Барон: «Ты говоришь… как порядочный человек»; «Ты умеешь рассуждать спокойно».

Сатин пытается остановить избиение Наташи, готов идти свидетелем в пользу Пепла по делу убийства Костылева.

  • Именно в монологах Сатина выражается авторская позиция:

«Человек может верить и не верит… это его дело! Человек - свободен… он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум - человек за всё платит сам, и потому он - свободен!... Всё - в человеке, всё для человека!... Чело-век! Это великолепно! Это звучит … гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!»

Конфликт

Две «правды» в пьесе

Лука

Сатин

Его правда - утешительная ложь.

«Ложь - религия рабов и хозяев… Правда - бог свободного человека

Лука считает, что страшная бессмыслица жизни должна вызывать особую жалость к человеку. Если для продолжения жизни человеку нужна ложь, надо ему лгать, его утешать. В противном случае человек не выдержит «правды» и погибнет. По его мнению, человек обязана жить вопреки бессмыслице жизни, ибо он не знает своего будущего, он только странник в мироздании, и даже земля наша в космосе странница.

Сатин предпочитает горькую правду, считает, что лгать нельзя ни себе, ни людям. Сатин не хочет жалеть и утешать человека. Лучше сказать ему всю правду о бессмысленности жизни, чтобы подвигнуть к самоутверждению и бунту против мироздания. Человек, осознав трагедию своего существования, должен не отчаиваться, а, напротив, почувствовать свою ценность. «Человек - это звучит гордо!» «Всё в человеке, всё для человека».

Лука сам не верит тому, что он говорит людям в утешение. Он стремится не к изменению общественных устоев, а к облегчению того креста, который несут простые люди.

Сатин в чём-то приемлет «правду» Луки: он защищает старика перед другими ночлежниками, именно появление Луки провоцирует Сатина на его монолог о Человеке.

Пьеса Максима Горького «На дне» до сих пор является самой успешной драмой в коллекции его произведений. Она завоевала расположение публики еще при жизни автора, сам писатель даже описывал спектакли в других книгах, иронизируя по поводу своей славы. Так чем же это произведение так зацепило людей?

Пьеса была написана в конце 1901 – начале 1902 года. Данное произведение не было наваждением или порывом вдохновения, как это обычно случается у творческих людей. Напротив, она была написана специально для труппы актёров из Московского художественного театра, созданного для обогащения культурой всех классов общества. Горький не мог представить, что из этого получится, но воплотил желанную задумку создания пьесы о босяках, где присутствовало бы около двух десятков действующих лиц.

Судьба пьесы Горького не может быть названа окончательным и бесповоротным триумфом его творческого гения. Мнения ходили разные. Люди приходили в восторг или критиковали столь противоречивое творение. Она пережила запреты и цензуру, и до сих пор каждый понимает по-своему смысл драмы.

Смысл названия

Смысл названия пьесы «На дне» олицетворяет социальное положение всех действующих лиц произведения. Первое впечатление название даёт неоднозначное, так как нет конкретного упоминания, о каком дне идёт речь. Автор даёт возможность читателю самому проявить фантазию и догадаться, о чем его произведение.

На сегодняшний день многие литературоведы сходятся на том, что автор имел в виду то, что его герои находятся на дне жизни в социальном, финансовом и нравственном смысле. Это и есть смысл названия.

Жанр, направление, композиция

Пьеса написана в жанре, имеющем название «социально-философская драма». Автор затрагивает именно такие темы и проблемы. Его направление можно обозначить как «критический реализм», хотя некоторые исследователи настаивают на формулировке «соцреализм», так как писатель акцентировал внимание публики на социальной несправедливости и вечном конфликте между бедными и богатыми. Таким образом, его работа приняла идеологический оттенок, ведь в то время противостояние между знатью и простым народом в России только накалялось.

Композиция произведения линейная, так как все действия хронологически последовательны и образуют единую нить повествования.

Суть произведения

Суть пьесы Максима Горького заключается в изображении дна и его обитателей. Показать читателям в действующих лицах пьесы маргиналов, людей, униженных жизнью и судьбой, отвергнутых обществом и разорвавших с ним связь. Несмотря на тлеющий огонёк надежды – не имеющих будущего. Они живут, спорят о любви, честности, правде, справедливости, но их слова — лишь пустой звук для этого мира и даже для их собственных судеб.

Все происходящее в пьесе носит лишь одну цель: показать столкновение философских взглядов и позиций, а также проиллюстрировать драмы отверженных людей, которым никто не протягивает руку помощи.

Главные герои и их характеристика

Обитатели дна – люди с разными жизненными принципами и убеждениями, но всех их объединяет одно условие: они погрязли в нищете, которая постепенно лишает их достоинства, надежды и веры в себя. Она растлевает их, обрекая жертв на верную смерть.

  1. Клещ – работает слесарем, 40 лет. Женат на Анне (30 лет), болеющей чахоткой. Отношения с женой являются главной характеризующей деталью. Полное безразличие Клеща к её самочувствию, нередкие побои и унижения говорят о его жестокости и черствости. После смерти Анны мужчина был вынужден продать свои рабочие инструменты, чтобы похоронить ее. И лишь отсутствие работы немного выбило его из колеи. Судьба оставляет героя без шансов выбраться из ночлежки и без перспектив дальнейшей удачной жизни.
  2. Бубнов – мужчина 45-и лет. Ранее владелец меховой мастерской. Недоволен нынешней жизнью, но старается поддерживать в себе потенциал к возвращению в нормальное общество. Потерял владение из-за развода, так как документы были оформлены на жену. Живёт в ночлежке и шьет шапки.
  3. Сатин – приблизительно лет 40, пьёт до потери памяти и играет в карты, где жульничает, чем зарабатывает себе на жизнь. Читал много книг, о чем постоянно напоминает не столько соседям, сколько самому себе в утешение, что ещё не все потеряно. Отсидел в тюрьме 5 лет за непреднамеренное убийство, совершенное во время драки за честь сестры. Несмотря на образованность и случайное падение, честные способы существования не признает.
  4. Лука – странник в возрасте 60 лет. Появился неожиданно для жителей ночлежки. Ведёт себя интеллигентно, утешает и успокаивает всех вокруг, но, словно пришёл с определённой целью. Пытается наладить отношения со всеми, давая советы, чем разжигает ещё больше споров. Герой нейтрального характера, несмотря на его добрый тон, всегда хочется усомниться в чистоте намерений. По его рассказам можно предположить, что отбывал срок в тюрьме, но сбежал оттуда.
  5. Пепел – зовут Василий, 28-ми лет. Постоянно ворует, но, несмотря на нечестный способ заработка, имеет свою философскую точку зрения, как и все. Хочет выбраться из ночлежки и начать новую жизнь. Несколько раз сидел в тюрьме. Имеет определённое положение в данном обществе за счёт тайных отношений с замужней Василисой, о которых все знают. В начале пьесы герои расстаются, и Пепел пытается ухаживать за Наташей, чтобы увезти её из ночлежки, но, в драке убивает Костылева и попадает в тюрьму под конец пьесы.
  6. Настя – молодая девушка, 24 года. Исходя из обращения с ней и разговоров, можно заключить, что она работает девушкой по вызову. Постоянно хочет внимания, чтобы в ней нуждались. Имеет связь с Бароном, но, не ту, какую она придумывает в своих фантазиях после прочтения любовных романов. На деле же она терпит грубость и неуважение от ухажера, при этом, даёт ему деньги на алкоголь. Все её поведение — сплошные жалобы на жизнь и просьбы пожалеть.
  7. Барон – 33 года, пьёт, но из-за неудачно сложившихся обстоятельств. Постоянно напоминает о своих дворянских корнях, которые помогли когда-то стать состоятельным чиновником, но не имели особой значимости при обвинения в растрате казенных средств, из-за чего герой попал в тюрьму, оставшись нищим. Имеет любовные отношения с Настей, но относится к ним, как к должному, переваливает все свои обязанности на девушку, постоянно берет деньги на пьянки.
  8. Анна – жена Клеща, 30 лет, болеет чахоткой. В начале пьесы находится в предсмертном состоянии, но не доживает до конца. Для всех героев ночлежки является неудачным предметом «интерьера», издающим лишние звуки и занимающим место. До самой смерти надеется на проявление любви мужа, но умирает в углу от безразличия, побоев и унижений, возможно, породивших болезнь.
  9. Актёр – мужчина, возраста, примерно, 40 лет. Так же, как и все жильцы ночлежки, вечно вспоминает о прошлой жизни. Добрый и справедливый человек, но чрезмерно жалеет себя. Хочет бросить пить, узнав от Луки про лечебницу для алкоголиков в каком-то городе. Начинает копить деньги, но, не успев узнать местонахождение больницы до ухода странника, герой отчаивается и кончается жизнь самоубийством.
  10. Костылев – муж Василисы, 54-летний содержатель ночлежки. Воспринимает людей лишь как ходячие кошельки, любит напоминать о долгах и самоутверждаться за счёт низменности собственных жильцов. Пытается скрыть свое истинное отношение за маской доброты. Подозревает жену в измене с Пеплом, отчего постоянно прислушивается к звукам за его дверью. Считает, что ему должны быть благодарны за ночлег. С Василисой и её сестрой Наташей обращается не лучше, чем с пьяницами, живущими за его счёт. Скупает вещи, которые крадёт Пепел, но скрывает это. По собственной глупости погибает от рук Пепла в драке.
  11. Василиса Карповна – жена Костылева, 26 лет. Ничем не отличается от мужа, но ненавидит его всей душой. Тайно изменяет мужу с Пеплом и подговаривает любовника на убийство супруга, обещая, что в тюрьму его не посадят. А к сестре не испытывает никаких чувств, кроме зависти и злобы, отчего достаётся ей больше всех. Ищет во всем для себя выгоду.
  12. Наташа – сестра Василисы, 20 лет. Самая «чистая» душа ночлежки. Терпит издевательства со стороны Василисы и её мужа. Не может довериться Пеплу с его стремлением увезти её, зная всю подлость людей. Хотя сама понимает, что пропадёт. Помогает жильцам бескорыстно. Собирается пойти навстречу Ваське, чтобы уехать, но, попадает в больницу после гибели Костылева и пропадает без вести.
  13. Квашня – 40-летняя торговка пельменями, испытавшая на себе силу мужа, который бил её на протяжении 8 лет брака. Помогает жителям ночлежки, пытается иногда привести дом в порядок. Спорит со всеми и больше не собирается выходить замуж, припоминая своего покойного супруга-тирана. В течение пьесы развиваются их отношения с Медведевым. В самом конце Квашня выходит замуж за полицейского, которого сама начинает бить из-за пристрастия к алкоголю.
  14. Медведев – дядя сестер Василисы и Наташи, полицейский, 50 лет. В течение всей пьесы пытается свататься к Квашне, обещая, что не будет таким, как её бывший муж. Знает, что племянница терпит побои от старшей сестры, но не вмешивается. Знает обо всех махинациях Костылева, Василисы и Пепла. В конце пьесы женится на Квашне, начинает пьянствовать, за что жена его бьёт.
  15. Алешка – сапожник 20-ти лет, пьёт. Говорит, что ему ничего не надо, что он разочарован в жизни. Пьёт от безысходности и играет на гармошке. Из-за буйства и пьянок часто попадает в полицейский участок.
  16. Татарин – тоже живёт в ночлежке, работает ключником. Любит поиграть в карты с Сатиным и Бароном, но всегда возмущается их нечестной игрой. Честный человек и не понимает жуликов. Постоянно говорит о законах, чтит их. В конце пьесы Кривой Зоб бьёт его и ломает руку.
  17. Кривой Зоб – ещё один малоизвестный обитатели ночлежки, ключник. Не такой честный, как Татарин. Тоже любит скоротать время за картами, спокойно относится к шулерству Сатина и Барона, находит им оправдания. Бьёт Татарина, ломает ему руку, из-за чего у него возникает конфликт с полицейским Медведевым. В конце пьесы поёт песню с остальными.
  18. Темы

    Несмотря на, казалось бы, достаточно простой сюжет и отсутствие крутых кульминационных поворотов, произведение изобилует темами, которые дают почву для размышлений.

    1. Тема надежды тянется через всю пьесу до самой развязки. Она витает в настроении произведения, но ни разу никто не упоминает о своем намерении выбраться из ночлежки. Надежда присутствует в каждом диалоге обитателей, но лишь косвенно. Как когда-то каждый из них попал на дно, так когда-нибудь они и мечтают оттуда выбраться. В каждом теплится маленькая возможность снова вернуться к прошлой жизни, где каждый был счастлив, хоть и не ценил этого.
    2. Тема судьбы также является немало важной в пьесе. Она определяет роль злого рока и его значение для героев. Судьба может быть в произведении той движущей силой, которую нельзя было изменить, что свела всех обитателей вместе. Или тем обстоятельством, всегда подверженным измене, которое нужно было преодолеть, чтобы суметь достичь больших успехов. По жизни обитателей можно понять, что они приняли свою судьбу и пытаются изменить её лишь в противоположную сторону, считая, что падать ниже им некуда. Если же кто-то из жильцов пытается предпринять попытку изменить свое положение и выбраться со дна – претерпевает крах. Возможно, автор хотел показать таким образом, что они заслужили такую участь.
    3. Тема смысла жизни выглядит достаточно поверхностно в пьесе, но, если вдуматься, то можно понять причину такого отношения к жизни героев лачуги. Каждый считает нынешнее положение дел – дном, из которого не выбраться никуда: ни вниз, ни, тем более, наверх. Герои, несмотря на разные возрастные категории, разочарованы в жизни. Они потеряли к ней интерес, и перестали видеть какой-либо смысл в собственном существовании, что уж говорить о сочувствии друг к другу. Они не стремятся к другой участи, потому что не представляют её. Лишь алкоголь иногда придаёт существованию краски, отчего ночлежники любят выпить.
    4. Тема правды и лжи в пьесе является основной задумкой автора. Данная тема является философским вопросом в произведении Горького, о котором он размышляет устами героев. Если говорить о правде в диалогах, то, её границы стираются, ибо порой герои говорят несуразные вещи. Тем не менее, в их словах скрываются секреты и тайны, раскрываемые нам по ходу сюжета произведения. Автор поднимает данную тему в пьесе, так как рассматривает истину как способ спасения обитателей. Показать героям реальное положение дел, открыв глаза на мир и на их собственную жизнь, которую они теряют каждый день в хижине? Или скрывать правду под масками лжи, притворства, потому что им так легче? Ответ каждый выбирает самостоятельно, но автор дает понять, что ему по душе первый вариант.
    5. Тема любви и чувств затрагивает в произведении, поскольку даёт возможность понять взаимоотношения обитателей. Любовь в ночлежке, даже между супругами, абсолютно отсутствует, да и вряд ли имеет возможность там появиться. Само место словно пропитано ненавистью. Всех соединила лишь общая жилплощадь и чувство несправедливости судьбы. В воздухе витает равнодушие, как к здоровым, так и к больным людям. Лишь перебранки, словно грызутся собаки, веселят ночлежников. Вместе с интересом к жизни потеряны краски эмоций и чувства.

    Проблемы

    В пьесе богатая проблематика. Максим Горький попытался в одном произведении указать актуальные, на то время, нравственные проблемы, которые, впрочем, существуют и по сей день.

    1. Первой проблемой является конфликт между обитателями ночлежки, причем не только друг с другом, но и с жизнью . По диалогам между героями можно понять их взаимоотношения. Постоянные ссоры, расхождение во мнениях, элементарные долги приводят к вечным перепалкам, что является ошибкой в данном случае. Ночлежникам нужно научиться жить над одной крышей в гармонии. Взаимопомощь облегчит быт, изменит общую атмосферу. Проблема общественного конфликта заключается в разрушении любого социума. Бедняки объединены общей проблемой, но, вместо её решения, они создают новые общими усилиями. Конфликт с жизнью заключается в отсутствии адекватного ее восприятия. Бывшие люди обижены на жизнь, из-за чего не предпринимают дальнейшие шаги к созданию другого будущего и просто плывут по течению.
    2. Другой проблемой можно выделить острый вопрос: «Истина или сострадание ?». Автор создает повод для размышления: показать героям реалии жизни или посочувствовать такой судьбе? В драме кто-то страдает от физического или психологического насилия, а кто-то умирает в муках, но получает свою долю сострадания, и это уменьшает его мучения. У каждого человека свой взгляд на происходящую ситуацию, и реагируем мы исходя из своих ощущений. Писатель в монологе Сатина и исчезновении странника четко дал понять, на чьей он стороне. Лука выступает в роли антагониста Горького, пытаясь вернуть обитателей к жизни, показать истину и утешить страдающих.
    3. Также в пьесе поднимается проблема гуманизма . Точнее, его отсутствия. Возвращаясь снова к отношениям между обитателями, и их отношению к самим себе, — можно рассмотреть данную проблему с двух позиций. Отсутствие гуманизма со стороны героев друг к другу можно увидеть в ситуации с умирающей Анной, на которую никто не обращает внимания. Во время издевательства Василисы над сестрой Наташей, унижения Насти. Появляется мнение, что, если люди оказались на дне, значит, более никакая помощь им не нужна, каждый сам за себя. Эта жестокость к самим себе обуславливается их нынешним образом жизни – постоянные пьянки, драки, несущие в себе разочарование и потерю смысла в жизни. Существование перестаёт являться высшей ценностью, когда цели к ней нет.
    4. Проблема безнравственности поднимается в связи с образом жизни, который жители ведут исходя из социального расположения. Работа Насти девушкой по вызову, игры в карты на деньги, употребление алкоголя с вытекающими последствиями в виде драк и приводов в полицию, воровство – все это последствия нищеты. Автор показывает данное поведение как типичное явление для людей, оказавшихся на дне социума.

    Смысл пьесы

    Идея пьесы Горького заключается в том, что все люди абсолютно одинаковы вне зависимости от их социального и материального положения. Все состоят из плоти и крови, отличия заключаются лишь в воспитании и характере, которые дают нам возможность по-разному реагировать на сложившиеся ситуации и действовать, исходя из них. Кем бы ты ни был, жизнь может измениться в один момент. Любой из нас, потеряв все, что имел в прошлом, опустившись на дно, — потеряет себя. Больше не будет смысла удерживать себя в рамках приличия общества, подобающе выглядеть и вести себя соответствующе. Когда человек теряет ценности, установленные окружающими, он сбивается с толку и выпадает из реальности, как произошло с героями.

    Главная мысль заключается в том, что жизнь может сломать любого человека. Сделать его равнодушным, ожесточённым, потерявшим какой-либо стимул к существованию. Безусловно, во многих его бедах будет виновно равнодушное общество, которое только подтолкнет падающего. Однако сломленные бедняки зачастую сами виноваты в том, что не могут подняться, ведь в их лени, порочности и безучастности ко всему сложно еще найти виноватых.

    Авторская позиция Горького выражается в монологе Сатина, который разлетелся на афоризмы. «Человек – звучит гордо!» — восклицает он. Писатель хочет показать, как надо относиться к людям, чтобы воззвать к их достоинству и силе. Бесконечное сожаление без конкретных практических шагов только навредит бедняку, ведь он так и будет жалеть себя, а не работать, дабы выйти из порочного круга нищеты. Это и есть философский смысл драмы. В споре об истинном и ложном гуманизме в обществе побеждает тот, что говорит прямо и честно, даже рискуя навлечь на себя негодование. Горький в одном из монологов Сатина связывает правду и ложь со свободой человека. Независимость дается лишь ценой постижения и поиска истины.

    Вывод

    Каждый читатель вынесет для себя свой определенный вывод. Пьеса «На дне» может помочь человеку понять, что в жизни стоит всегда к чему-то стремиться, потому что это дает силы идти дальше, не оглядываясь назад. Не останавливаться с мыслями, что ничего не получится.

    На примере всех героев можно увидеть абсолютное бездействие и незаинтересованность в собственной судьбе. Вне зависимости от возраста и пола, они просто погрязли в своем нынешнем положении, отговариваясь тем, что поздно сопротивляться и начинать все заново. Человек должен сам иметь желание изменить свое будущее, и при любой неудаче не винить жизнь, не обижаться на нее, а набираться опыта, переживая проблему. Обитатели ночлежки считают, что на них внезапно, за их страдания в подвале, должно свалиться чудо, которое принесет им новую жизнь, как и происходит – к ним является Лука, желающий приободрить всех отчаявшихся, помочь советом, чтобы сделать жизнь лучше. Но, они забыли, что словом не помочь упавшему, он протянул им руку, только ее никто не взял. А все лишь и ждут действия от кого угодно, но не от себя самих.

    Критика

    Нельзя сказать, что до появления на свет своей легендарной пьесы, Горький не имел какой-либо популярности в обществе. Но, можно подчеркнуть, что интерес к нему усилился именно из-за этого произведения.

    Горький сумел показать бытовые, обыденные вещи, окружающие грязных, необразованных людей под новым углом. Он знал, о чем пишет, так как сам имел опыт в достижении своего положения в обществе, он ведь был выходцем из простонародья и сиротой. Нет точного объяснения, почему именно произведения Максима Горького имели такую популярность и произвели настолько сильное впечатление на публику, ибо он не был новатором какого-то жанра, писав обо всем известных вещах. Но творчество Горького в то время было модным, обществу нравилось читать его произведения, посещать театральные постановки по его творениям. Можно предположить, что градус социального накала в России поднимался, и многие были недовольны устоявшимся порядком в стране. Монархия себя исчерпала, а народные акции последующих лет были жестко подавлены, и поэтому многие люди с удовольствием искали минусы в существующей системе, как бы подкрепляя собственные выводы.

    Особенности пьесы заключаются в способе изложения и подаче характеров персонажей, в гармоничном употреблении описаний. Одной из затронутых проблем в произведении является индивидуальность каждого героя и его борьба за неё. Художественные тропы и стилистические фигуры очень точно изображают условия обитания действующих лиц, ведь автор видел все эти детали лично.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!