Режим дня ребёнка в 1 год и 3 месяца. Режим дня и питание ребенка

  • 29.10.2018

Правильная организация режима дня - важный фактор, влияющий на здоровье ребенка. Для ребенка раннего возраста режим является основой воспитания. На протяжении первых трех лет жизни работоспособность нервной системы ребенка постоянно меняется, поэтому целесообразна смена режима в различные возрастные периоды. В возрастной период с года до трех лет режим дня меняться трижды.

Следует помнить о том, что любая информация по организации режима дня носит рекомендательный характер, каких-то строгих норм и стандартов не существует.

Режим составлен оптимально, если время кормления, укладывания спать и проведения туалета совпадают с потребностями ребенка в данный момент.

В связи с тем, что резкие изменения в суточном режиме тяжело переносятся детьми, перевод ребенка на другой возрастной режим должен быть постепенным, и не вызывать отрицательных эмоций. О правильности такого перевода будут свидетельствовать хорошее настроение малыша и ровное поведение.

При установлении режима дня, кроме возраста, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и состояние его здоровья.

Соблюдение ребенком определенного распорядка приучает его к организованности, облегчает жизнь ему и его родителям. Ребенку, соблюдающему режим, в дальнейшем будет намного легче адаптироваться к условиям детского сада.

Нарушения в здоровье малыша, которые могут возникнуть при несоблюдении режима:
. ребенок становится плаксивым, капризным, раздражительным
. частое ухудшение настроения, которое связано с переутомлением, недосыпанием
. отсутствует нормального развития нервно-психической деятельности
. трудность сформирования культурно-гигиенические навыков, опрятности.

Режим дня ребенка от года - до года и шести месяцев (1,5 лет)

На втором году жизни происходят значительные изменения в развитии малыша. В первом полугодии дети физически еще достаточно слабы, быстро устают. Высокая двигательная активность сочетается с недостаточной координацией движений. Ребенок в этом возрасте самостоятельно ходит, приседает и наклоняется. Умеет выполнять простые просьбы взрослого, правильно называет 4-6 предметов, когда ему показывают их. Начинает активно употреблять облегченные слова, при этом словарный запас быстро расширяется. Начинает самостоятельно пользоваться ложкой, но делает это пока не умело.

Сон

Ребенок спит днем два раза: первый дневной сон - 2-2,5 часа, второй - 1,5-2 часа. Подготовка ребенка (прекращение шумных игр, умывание) ко сну происходит заранее, хотя бы за полчаса до того, как его будут укладывать в постель. Укладывать спать днем и на ночь следует в один и тот же час - у детей вырабатывается условный рефлекс на время и в последующие дни ребенок сам просыпается и засыпает в установленное по режиму время. При приучении ребенка к режиму, нужно его будить, если он сам не просыпается в положенное время, допускается отклонение от точного времени на 15-20 минут. В дальнейшем, когда режим уже установлен, нежелательно будить ребенка, так как это ухудшает его настроение, поднимать малыша следует после сна по мере пробуждения, и учить одеваться, показывая и называя предметы одежды.

В летнее время года рекомендуется дневной сон ребенка осуществлять на свежем воздухе - на улице или на веранде, в крайнем случае, в помещении с открытой форточкой. С мая по август ребенка можно укладывать на ночной сон немного позже, соответственно, продлевая дневной сон.

Кормление

Кормить следует четыре раза в день (завтрак, обед, полдник и ужин), с интервалами 3-4 часа. Режим строится таким образом, чтобы ребенок после кормления бодрствовал, а затем спал до следующего кормления. Такое соблюдение правил чередования процессов обеспечивает оптимальное состояние ребенка в каждом возрастном периоде. После того, как ребенок выспится и с аппетитом поест, он спокойно и активно бодрствует до следующего сна и лучше воспринимает воздействия окружающего мира.

В этом возрасте ребенка следует приучить пользоваться ложкой самостоятельно. Сначала он учится есть ложкой густую пищу, затем жидкую. Первые две-три ложки ребенок съедает самостоятельно, затем взрослый докармливает его другой ложкой, не вынимая ложку из рук ребенка. В конце кормлении малыш сам съедает еще две-три ложки.

Бодрствование

Продолжительность периодов бодрствования в этом возрасте не должна превышать 4 - 4,5 часа. Удлинение времени бодрствования или укорочение сна нежелательно, оно может привести к переутомлению нервной системы и нарушению поведения ребенка.

Период бодрствования в основном включает в себя игру, прогулки водные процедуры. В игре в основном используются игрушки, которые можно тянуть (машинки, коляски), кубики, различные вкладывающиеся одна в другую коробочки, книжки с простыми яркими картинками, фигурки зверей, пирамидки.

Очень важна организация прогулок на свежем воздухе два раза в день (после обеда и полдника), продолжительность одной прогулки 1,5 часа, в летнее время года это время может быть увеличено до 2 часов при хороших погодных условиях.

Водные процедуры перед полдником. В этом возрасте можно использовать общие обтирания. Сначала обтирают верхние конечности, затем нижние, грудь и спинку. Начальная температура воды 33-360 . Постепенно, один раз в 5 дней, температуру воды снижают на 10 и доводят до 240. Водные процедуры - важный элемент закаливания, включение их в режим дня - неотъемлемая часть здорового воспитания.

Гигиеническое купание 2-3 раза в неделю перед ночным сном.

Одежда ребенка должна соответствовать росту, не стеснять движений, иметь минимальное количество завязок и застежек. До 1,5 лет девочкам, как и мальчикам, целесообразно надевать штанишки и кофточки, так как платье затрудняет ходьбу. Ребенок принимает участие в процессе одевания и раздевания, учится снимать простые предметы одежды (расстегнутые ботинки, майку).

В этом возрасте важно воспитывать следующие культурно-гигиенические навыки: мыть руки перед едой, садиться на детский стул, учиться самостоятельно аккуратно есть ложкой, после еды пользоваться салфеткой. Необходимо учить ребенка садиться на горшок и сидеть на нем до результата. Для приучения к опрятности детей регулярно высаживают на горшок после сна, каждые 1,5 - 2 часа во время бодрствования, до прогулки и по возвращении с неё.

Примерный режим дня для детей от 1 до 1,5 лет:

Кормление: 7 30 , 12 00 , 16 30 , 20 00 .

Бодрствование: 7 00 - 10 00 , 12 00 - 15 30 , 16 30 - 20 30 .

Сон: первый 10 00 - 12 00 , второй 15 30 - 16 30 , ночной сон 20 30 - 7 00 .

Прогулка: после обеда и полдника.

Купание: 19 00 .

Режим дня ребенка от года и шести месяцев (1,5 лет) до 2 лет



Особенности возрастного периода
Ребенок перешагивает через предмет, лежащий на полу, бегает, при умывании потирает руки под струей воды. Может назвать предметы, обобщает их по существенному признаку, знает основные части тела. Самостоятельно снимает расстегнутую обувь, держит чашку при питье, более умело пользуется ложкой. Воспроизводит в игре ранее увиденные или разученные действия: кормит куклу, складывает башню из кубиков и т. п. Он может различать 3-4 разных по форме предмета (шар, куб, пирамидка). Хорошо знает значение слов «можно» и «нельзя», но не всегда в состоянии подчиниться запрету.

После полутора лет ребенок переводится на режим с одним дневным сном.

Продолжительность дневного сна составляет 3-3,5 часа. Общая продолжительность сна в этом возрасте от 13 до 14,5 часов, из них ночной сон - 10 - 11 ч. Приучая ребенка к самостоятельности, не следует заставлять его долго, самостоятельно раздеваться перед сном - это приводит к утомлению и плохому засыпанию.

Кормление

Кормить ребенка следует четыре раза в день. Промежутки между кормлениями от 3,5 до 4,5 часов. Если ребенок в периоды между кормлениями бодрствует, этот интервал не должен превышать 3,5 часа. Ночной перерыв между ужином и завтраком составляет около 12 - 13 часов. Завтрак должен начинаться не позже, чем через час после пробуждения, ужин - не менее чем за час до укладывания ребенка, чтобы обеспечить ему спокойный сон.

Бодрствование

Периоды непрерывного бодрствования в этой возрастной группе увеличивается 5 - 5,5 часов.

Во время игры в этом возрасте ребенок уже активно задействует лопатки, мячи.

Прогулки на воздухе организуются два раза в день, после завтрака и полдника. Продолжительность прогулок такая же, как и в предыдущей возрастной группе.

Водные процедуры проводятся перед обедом. С 1,5 лет в качестве водных процедур можно использовать душ, эффект которого сильнее, чем при обтирании, так как кроме температурного воздействия ребенок испытывает и механическое. Температура воды снижается постепенно, один раз в 5 дней на 10, от 35-370 и доводится до 24 - 280. Сначала обливают спину, затем грудь, живот, в последнюю очередь руки. Длительность процедуры 1,5 минуты. Гигиеническое купание проводится 2 раза в неделю перед ночным сном.

К двум годам навык опрятности должен быть практически сформирован, но заигравшись, ребенок может забыть попроситься на горшок, поэтому им нужно об этом напоминать и высаживать на горшок перед сном и после сна.

Примерный режим дня для детей от 1,5 до 2 лет:

Кормление : 8 00 , 12 00 , 15 30 , 19 30 .

Бодрствование: 7 30 - 12 30 , 15 30 - 20 20 .

Сон: 12 30 - 15 30 , 20 30 - 7 30 .

Прогулка: после завтрака и полдника.

Купание : 18 30 .

Режим дня ребенка от 2 до 3 лет

Особенности возрастного периода

Словарный запас существенно увеличивается по сравнению с предыдущим периодом. Говорит многословными предложениями. Речь ребенка начинает приближаться к речи взрослого. Малыш ест аккуратно, надевает и снимает майку или рубашку, в течение дня проситься на горшок. Сосредоточенно занимается с игрушками, увлеченно рассматривает книжки, картинки. Третий год - это период развития самостоятельности и творческой деятельности.

Сон

На протяжении третьего года жизни ребенок может находиться на режиме с однократным дневным сном. Если ребенок категорически отказывается от дневного сна, тогда это в этом время он должен находиться в состоянии спокойного бодрствования (например, рассматривание картинок в книжке), это позволит нервной системе ребенка отдохнуть и избежать переутомления.

Кормление

Четырехразовое кормление с интервалом 3,5 - 4 часа (завтрак, обед, полдник и ужин).

Бодрствование

Каждый период бодрствования занимает 6 - 6,5 часов. Для детей, которые легко утомляются, ослабленных детей периоды бодрствования можно сократить до 5 - 5,5 часов за счет удлинения сна. Ребенок в этом возрасте уже способен на короткое время сдерживать свои действия и желания, однако по-прежнему легко возбуждается и утомляется от однообразной деятельности. Малыш может заниматься одним и тем же делом не более 20 - 30 минут. Периоды бодрствования должны состоять из рационального чередования разных видов активной деятельности ребенка. В игру ребенка включаются детские музыкальные инструменты, цветные карандаши, конь-качалка, куклы, формочки для песка.

Как и в предыдущие возрастные периоды, определенную часть периода бодрствования дети должны проводить на воздухе даже в зимнее время года, но не более 1,5 часов, так как они еще довольно быстро охлаждаются. В теплое время года прогулки могут удлиниться до 2ч, а при соответствующих условиях весь период бодрствования может быть перенесен на воздух.

Водные процедуры включают себя обливания, но для ослабленных детей может быть использование обтирание. Рекомендации по температурному режиму водных процедур, как и в предыдущих возрастных группах. Гигиеническую ванну ребенка на третьем году проводят один раз в неделю перед ночным сном.

Несмотря на то, что ребенок в основном уже умеет регулировать свои физиологические отправления, все же следует высаживать его на горшок перед сном, прогулкой и обязательно следить за аккуратностью этого процесса.

В этом возрасте важно стимулировать у детей активную самостоятельную деятельность, развивать и закреплять уже появившиеся навыки и умения постоянным их повторением.

Примерный режим дня для детей от 2 до 3 лет:

Кормление: 8 00 , 12 30 , 16 30 , 19 30 .

Бодрствование: 7 30 - 13 30 , 15 30 - 20 30 .

Сон : 13 30 - 15 30 , 20 30 - 7 30 .

Прогулка: 2 раза в день после завтрака и полдника.

Обливания: после ночного и дневного сна (зимой) и перед обедом (летом).

Купание: перед ночным сном.

Режим дня ребенка от 1 года до 1,5 лет

Малыши в возрасте от 1 года до 1,5 лет еще с трудом передвигаются в теплой одежде. Поэтому в холодное время года они мало гуляют, а потребность в свежем воздухе удовлетворяется во время сна на балконе или на улице.

Годовалый ребенок может брать чашку со стола и, удерживая ее, самостоятельно пить. В этом возрасте его начинают учить во время обеда пользоваться салфеткой, самостоятельно садиться за стол.

Возраст от 1 года до 1 года 6 мес
Кормление - 4 раза
Перерывы между кормлениями,ч 4.5 - 3.5
Бодрствование, максимальная длительность, ч - 3.5 - 4.5 Количество периодов дневного сна - 2
Общая продолжительность сна в сутки,ч - 14.5 - 13.5

Распорядок дня 1-2 года

6.30-7.30 Пробуждение, туалет, водные процедуры
7.30-8.00 Завтрак
8.00-9.30 Игра - прогулка
9.30-11.30 Сон
11.30-12.00 Обед
12.00-15.00 Игра - прогулка
15.00-16.30 Сон
15.30-16.00 Полдник
15.00-16.30 Сон
16.30-17.00 Полдник
17.00-19.30 Игра - прогулка
19.30-20.00 Ужин
20.00-20.30 Игра
20.30-6.30 Сон

Питание ребенка от 1 года до 1,5 лет

Примерное меню.

Первый завтрак
Кефир - 180мл

Второй завтрак
Вермишель отварная молочная с тертым сыром - 150г/10г
Молоко - 100мл
Печенье - 10г

Обед
Икра из свеклы с черносливом - 20г
Щи протертые на мясном бульоне - 100мл
Паштет печеночный - 50г
Пюре картофельное - 50г
Яблоко тертое - 100г
Хлеб черный - 20

Полдник
Творог со сметаной и сахаром - 40г/10г/5г
Фрукты протертые (фруктовые детские консервы) - 100г

Ужин
Пюре овощное (сборное) - 150г
Чай с молоком - 100мл
Хлеб белый с маслом - 20г/5г

----------------------
Суточный набор продуктов (г,мл).

Хлеб пшеничный - 40
Хлеб ржаной - 10
Мука - 10
Крупа, макароны - 25
Печенье - 10
Картофель - 120
Овощи разные - 150
Фрукты свежие - 100
Сахар - 60
Фрукты сухие, клюква - 15
Мясо, печень - 60
Рыба (филе) - 10
Яйцо - 1/2
Масло сливочное - 15
Масло растительное - 3
Творог - 40
Молоко - 700
Сметана, сливки - 5
Сыр - 3
Чай - 0,2
Соль - 3

До полутора лет детей лучше кормить пять раз в день. Если здоровый ребенок отказывается от последнего (пятого) кормления, то его переводят на четырехразовый ритм питания с интервалом в четыре часа. Каким бы ни был режим кормления малыша по частоте, главное, чтобы он постоянно соблюдался.
Суточный объём пищи для детей от года до полутора лет должен составлять примерно 1200 г, то есть 240-250 г на прием при пятиразовом кормлении.

Пользоваться соской в этом возрасте вредно. Оно приводит в последующем к затруднению в пережевывании пищи и отказу от любой еды, кроме жидкой. Получая же пюреобразные блюда с ложечки, малыш инстинктивно делает жевательные движения перед её проглатыванием, и тем самым готовится к приему плотных пищевых комков.

Молочные продукты играют главную роль в питании ребенка. В этом возрасте ему положено 700 мл молоко в сутки с учетом того количества, которое используется для приготовления различных блюд.
Творог – обязательный компонент питания, его можно включать в любой из приемов пищи. Можно сделать из него пудинг, добавить фрукты.
Сыр дают в тертом виде. Его можно использовать для бутербродов в смеси со сливочным маслом или добавлять к макаронам.

Яйца дают детям только куриные: либо сваренные вкрутую, либо добавляет в различные блюда. До полуторалетнего возраста рекомендуется давать только крутосваренный желток, добавляя его к овощным пюре. После полутора лет можно предлагать омлеты, как в натуральном виде, так и с различными добавками, главным образом овощными (картофель, зеленый горошек, морковь, цветная капуста).

Суточная норма мяса для детей до трех лет – 85 г. Используют нежирные сорта мяса (говядина, телятина, свинина), а также птицу.
Мясные блюда желательно давать в первой половине дня, поскольку они перевариваются дольше, а съеденные вечером излишне возбуждают нервную систему, затрудняя засыпание.
Детям варят бульон для первых блюд или готовят из фарша суфле, фрикадельки тефтели или паровые котлеты. Очень полезна ребенку печень, её лучше давать в виде паштета. К мясным блюдам хорошо добавлять неострый соус (поджаренная мука, разбавленная бульоном и заправленная сливками или сметаной). Гарнир лучше овощной.

Один-два раза в неделю вместо мяса нужно давать ребенку рыбу, отдавая предпочтение рыбному филе или сортам без мелких костей.
Но необходимо помните, что речная (озерная) рыба при нарушенном обмене веществ (экссудативном диатезе) может вызвать у некоторых детей обострение заболевания. Наиболее легко усваивается треска.
Рыбу детям до полутора лет готовят в виде фрикаделек или отваривают на пару, обязательно протирают.

Растительное масло желательно давать большей частью в сыром виде, добавляя в овощное пюре и тертые овощные блюда. Из животных сыров в небольшом количестве 1-2 раза в неделю можно давать смалец (нутряное свиное сало). Свиное (хребетное) сало, говяжий и бараний жиры не рекомендуется давать из-за трудности их усвоения.

Овощные пюре лучше готовить комбинированными, состав пюре можно менять, учитывая вкусовые особенности ребенка. Не рекомендуется увлекаться картофельным пюре из-за затрудняющего переваривание большого количества крахмала.
Суточная норма картофеля – 150 г.
Из овощей используют белокочанную капусту, морковь, свеклу, кабачки, тыкву, зеленый горошек, цветную капусту, репу, репчатый лук.

Каша – очень сытное блюдо детского питания. Её не следует давать более одного раза в день. Сейчас кашам отводится более скромное место в детском питании, так как ряд злаков (овёс, пшеница), из которых приготавливают крупу, содержит фитиновую кислоту, ухудшающую усвоение кальция из пищи, что нарушает нормальное окостенение скелета.

Ребенку второго года жизни кашу варят полувязкой. Каши, требующие длительного разваривания, сначала варят на воде, а затем добавляют молоко.
Можно сочетать каши с овощами, фруктами, мясом. Из каш в духовке можно приготовить пудинги.
Макаронные изделия используют тонкие и мелкие, готовят их с молоком, заправляют маслом и сыром.

Желательно, чтобы первое и последние кормления состояли из овощных или фруктовых пюре, различных каш, творожных или яичных блюд. Запивать их лучше кефиром или молоком.
Мед следует давать детям очень осторожно.

Обед лучше начинать с закуски в виде разнообразных салатов – из тертой моркови, очищенных от кожицы огурцов, помидоров, белокочанной капусты, зеленого салата, тыквы. Желательно добавлять в салаты мелко нарезанную зелень укропа, петрушки, лука, сельдерея – как можно раньше развивать у ребенка вкус к зеленым овощам.

Режим дня ребенка от 1,5 до 2 лет

7.00 - 8.00 - Подъем, туалет, утренняя зарядка.
8.00 - 8.30 - Завтрак.
8.30 - 12.00 - Утреннее бодрствование, прогулка, игры, занятия.
12.00 - 12.30 - Обед.
12.30 - 16.00 - Дневной сон.
16.00 - 16.30 - Полдник.
16.30 - 20.00 - Вечернее бодрствование, прогулка, купание.
20.00 - 20.30 - Ужин.
20.30 - 7.00 - Ночной сон.

Питание ребенка от 1,5 до 3 лет

У ребенка в возрасте от 1,5 до 3-х лет должно быть четырехразовое питание – завтрак, обед, полдник и ужин.
Причем в обед он должен получать примерно 40–50% всей пищевой ценности рациона, а остальные 50–60% распределяются на завтрак, полдник и ужин.
Энергетическая ценность продуктов в сутки составляет 1400–1500 ккал.
Ребенку необходимо получать в сутки 50–60 граммов белка, 70–75% которого должно быть животного происхождения; жиров – 50–60 граммов, в том числе около 10 граммов растительного происхождения; углеводов – 220 граммов.
Среднее количество первого блюда: для ребенка от 1 до 2 лет - 120-150 мл.

Количество мяса – от 100 г в 1,5 года до 120 г к 3 годам. Обычно используют говядину, телятину, нежирную свинину, мясо кролика, ягненка, конину. Полезны в детском питании субпродукты (они богаты белком и жирорастворимыми витаминами, особенно витамином А, имеют более нежную, чем у мяса, структуру, а следовательно, легче и быстрее перевариваются в ЖКТ) – печень, язык, сердце. Мясо можно готовить уже в виде паровых, духовых котлет, рагу, обжаренного фарша. Из колбасных изделий не часто и в ограниченном количестве для расширения вкусового восприятия можно давать малышу молочные сосиски и некоторые сорта вареной колбасы (диетической, молочной, докторской).

Куриное яйцо , являющееся одним из основных поставщиков белка, следует давать, в среднем, по 1/2 в день, или 1 яйцо через день и только сваренное вкрутую или в виде омлета, а также использовать их для приготовления запеканок и котлет.

В меню ребенка, если нет медицинских противопоказаний, должны включаться блюда из морских и речных сортов рыбы, за исключением жирных и деликатесных сортов (осетрина, лосось, семга, палтус) до 30–40 г/сут. Детям можно предложить вареную или обжаренную рыбу, освобожденную от костей, рыбные котлеты, биточки. Не рекомендуется копченая и консервированная рыба (за исключением специализированных детских консервов), а также икра, которая является очень жирным и высокоаллергенным продуктом.

Благодаря тому, что плодоовощная продукция содержит большое количество балластных веществ, в том числе пищевых волокон, достаточное их употребление в суточном рационе может служить профилактикой запоров. Важным свойством овощей и фруктов является их способность усиливать выделение пищеварительных соков, повышающих аппетит. Детям от 1,5 до 3 лет рекомендуется ежедневное употребление картофеля в количестве до 100–120 г/сут. (в том числе для приготовления первых блюд). Если по каким-то соображениям картофель не используется в рационе, то его в том же объеме можно заменить другими овощами. А также 150–200 г различных овощей для приготовления супов, салатов, гарниров. Особенно полезны: морковь, капуста, кабачки, тыква, свекла, томаты. В отличие от питания детей раннего возраста, в пищу ребенка старше 1,5 лет необходимо постоянно включать огородную зелень: петрушку, шпинат, салат, зеленый лук, чеснок в небольших количествах для заправки супов, салатов и вторых блюд. В этом возрасте овощной рацион расширяется за счет введения редиса, редьки, репы и бобовых культур, таких, как горох, фасоль, бобы. Овощные пюре заменяют мелко нашинкованными салатами, тушеными и отварными овощами, нарезанными мелкими кусочками.

Обязательным компонентом суточного рациона ребенка являются фрукты – 100–200 г/сут. и ягоды 10–20 г/сут. Малыши с удовольствием едят яблоки, груши, сливы, бананы, вишни (предварительно из них надо удалить косточки). Учитывая большую вероятность появления аллергической реакции на цитрусовые и экзотические фрукты, их введение в рацион должно быть крайне осторожным. Среди ягод особенно полезны черная смородина, крыжовник, брусника, клюква, черноплодная рябина, облепиха. Некоторые фрукты и ягоды обладают закрепляющим действием, так как содержат дубильные вещества. К ним относятся черника, груша, черная смородина. Это важно учитывать, если ребенок страдает запорами. Выраженным послабляющим действием обладают киви, но и другие фрукты и ягоды, съеденные в большом количестве, могут оказать такой же эффект. Различные фруктовые, ягодные и овощные соки полезны детям всех возрастов, но, если детям до года рекомендуются осветленные соки, то после 1,5 лет можно предложить малышу соки с мякотью до 100–150 мл в день после еды.

Любой новый продукт, который вы собираетесь включить в меню ребенка, необходимо давать в небольшом количестве (1–2 чайных ложки) в первой половине дня, чтобы иметь возможность проследить за реакцией организма на переносимость «новинки». При появлении признаков аллергии употребление такого продукта следует прекратить.

В питании детей старше полутора лет используются различные крупы . Особенно полезны овсяная и гречневая, богатые минеральными солями и витаминами, полноценным белком. Полезно включать в рацион такие крупы, как ячневая, пшено, перловка.
Дети этого возраста уже могут есть лапшу, вермишель в виде гарниров или молочных супов, однако этими продуктами увлекаться не стоит, так как они богаты углеводами. В среднем детям старше 1,5 лет в сутки надо давать не более 15–20 г крупы и 50 г макаронных изделий.

Сахар тоже входит в рацион питания детей. Он улучшает вкусовые качества блюд, но избыток его вреден для здоровья ребенка, так как снижает аппетит, может повлиять на обмен веществ и привести к избыточному увеличению массы тела. Ребенку в возрасте от 1,5 до 3 лет можно употреблять до 30–40 г сахара в сутки. В это количество включены легкоусвояемые углеводы – глюкоза, содержащаяся в соках, напитках, сладостях. Продукты питания, содержащие углеводы – хлеб, макаронные изделия, картофель, крупы, в том количестве, которое рекомендуется выше, не дадут ребенку необходимый для его возраста объем энергии. Физиологические особенности ЖКТ и ферментных систем организма ребенка не позволяют увеличивать объем разового приема пищи, а значит, калорийность можно восполнить только за счет легкоусвояемых углеводов. Их использование в рационе питания здорового ребенка необходимо, так как глюкоза – это энергетический субстрат для клеток головного мозга, печени, почек. Но все должно быть в разумных пределах. Сладости, которыми можно побаловать ребенка, – пастила, мармелад, фруктовая карамель, повидло, зефир. Шоколад и шоколадные конфеты не следует предлагать малышу, так как они повышают возбудимость нервной системы и могут вызывать аллергические реакции.

График годовалого малыша отличается от ежедневного распорядка новорожденного ребенка. Обусловлен этот факт интенсивным формированием ребенка. Дневное расписание оптимального режима дня ребенка в 1 год, как и раньше, объединяет полноценное питание, гигиенические процедуры, уличные прогулки, зарядку. Однако изменяются интервалы между кормлениями, объем порций, рацион питания. Некоторые гигиенические действия при водных процедурах уже можно доверить годовалому карапузу, а при ежедневных прогулках кроха все больше бодрствует.

Как организовать распорядок дня годовалового ребенка

Чтобы должным образом организовать режим дня деток, лучше приучить их жить по расписанию с первых месяцев. Если от рождения малыша у него войдет в привычку соблюдение режима, тогда по достижению годовалого возраста ему не придется кардинально перестраиваться. Примерный график, которого должны придерживаться родители двенадцатимесячного крохи, состоит из двухразового сна за день, четырехразового питания с одним полдником, нескольких прогулок на чистом воздухе, а еще утренней зарядки, развивающих активных игр и вечернего купания.

Что делать если ваш малыш – сова

По достижении одного года уже становится понятно, к какому типу цикличного ритма жизнедеятельности относится конкретное дитя. Поэтому планировать режим ребенка в 1 год нужно с учетом индивидуальных биоритмов. Малыша, имеющего биологические ритмы «совы», можно определить по трудностям с засыпанием и позднему утреннему пробуждению около 9 часов. Не нужно стараться перестраивать жизненный цикл своего чада, биоритмы определяются наследственностью.

Подкорректировать на час или два время засыпания и пробуждения у маленькой «совушки» реально. Чтобы малыш хорошо засыпал вечером, день он должен провести активно и желательно как можно больше на свежем воздухе. Ближе к вечеру занимать карапуза допускается только спокойными играми. Отлично успокаивает, расслабляет и подготавливает ко сну ванна, особенно с лавандой, мятой, мелиссой, а если после купания сделать крохе массаж, то здоровый сон обеспечен.

Распорядок дня маленького «жаворонка»

Стандартный режим дня ребенка в 1 год с биоритмами «жаворонка» коррекции не требует. Такой биологический тип «ранней пташки» для домочадцев служит часто будильником. Если попытаться приучать ребенка, предрасположенного к раннему пробуждению, чуть позже ложиться, проснется он все равно в привычное для себя время. В таком случае поведение карапуза будет весь день нервным, они становятся вялыми и капризничают. Выход у взрослых здесь только один ― организовать утренний досуг своего чада, обеспечив ему после пробуждения доступ к любимым игрушкам или занятиям.

Режим питания ребенка в 1 год

Ближе к годовалому возрасту, ночной перерыв между кормлениями длится от ужина до первого завтрака. Малыш пытается самостоятельно кушать. Этому процессу препятствовать не нужно, потому как благодаря такой самодеятельности, у чада развиваются полезные навыки, и не приходится кормить ребенка против его воли. Процесс приема пищи происходит в увлекательной познавательно-игровой форме. Если у годовалого малыша плохой аппетит, улучшить его помогут фрукты перед основным приемом еды, прогулки на чистом воздухе и подвижные игры.

Известный педиатр Е. О. Комаровский рекомендует «сотрудничать» со своим крохой при составлении его меню. Количество кормлений должно насчитывать четыре базовых приема пищи и один легкий перекус после обеда, чтобы успеть проголодаться к ужину. Объем съедаемых основных порций ребенком на завтрак, обед, ужин варьируется от 300 до 450 г и примерно 200 г на полдник. Промежуток между кормлениями составляет не больше 3-4 часов.

Распорядок дня

В период интенсивного роста годовалого малыша очень важно придерживаться правильного режима дня. У деток в этом возрасте не только стремительно развиваются все органы, но и каждый месяц появляются все новые способности. Соблюдение дневного графика позволит всем биологическим, психологическим и физиологическим процессам происходить правильно.

Утренняя гимнастика

Полноценный режим правильного дня ребенка в 1 год невозможен без зарядки. По причине избыточной активности в продолжение дня многие мамы считают, что утренняя гимнастика пока не нужна. Это не так, потому что зарядка способствует быстрой и полной активизации всех жизненно важных функций детского организма. Упражнения должны быть направлены на все группы мышц и отделы позвоночника, включая прыжки, приседания и наклоны.

Учимся умываться

Приступать к обучению малыша самостоятельно умываться нужно с момента, когда он умеет крепко стоять на ногах. Начинать нужно с простых действий: намочить ручки под струей воды, набрать ее в ладошки, ополоснуть личико и промыть глазки. Затем нужно научить карапузика чистить зубки, сначала просто щеткой, намоченной в воде. Ребенок должен освоить действия с зубной щеткой, а уже потом допускается использование пасты.

Прогулки

Гуляют с годовалыми детками два раза в день в хорошую погоду, в морозные дни можно сократить число и длительность нахождения на свежем воздухе. Продолжительность прогулок в течение дня составляет около 4-5 часов с паузами на сон и кормление чада. Годовалый ребенок на улице уже проявляет больше активности, предпочитает походить и побегать, чем сидеть в коляске.


Развивающие занятия

На возрастном этапе одного года развитие ребенка направлено как на познание окружающих предметов, так и на формирование правильных речевых навыков, интеллектуальных и творческих способностей, мелкой сенсорики и моторики. Развивающие занятия обязаны происходить в форме игры. Они не должны утомлять кроху, оптимальная продолжительность составляет от 7 до 15 минут за один подход по настроению малыша.

Гигиенические процедуры перед сном

К водным процедурам нужно приучать ребенка в самом раннем возрасте. Годовалый карапуз может уже находиться в ванночке самостоятельно под присмотром взрослых. Особенно полезно проводить гигиенические сеансы перед сном. Желательно приступать к купанию вслед за тем как малыш сходит на горшок. Самочувствие ребенка, после того как он понежится в теплой воде, улучшается. Он успокаивается и расслабляется, что способствует глубокому сну.

Сон ребенка в год

График сна годовалого малыша начинает претерпевать возрастные изменения. Продолжительность сна днем постепенно сокращается, временные промежутки увеличиваются. Все больше карапуз обходится ночным сном, а укладывать спать днем становится все сложнее. Чтобы карапуз мог уснуть в дневное время, часто одному из родителей приходится убаюкивать его лежа рядом, пока кроха засыпает. Чтобы соблюдать режим дня, если ребенок долго спит, нужно будить малыша.

Сколько должен спать малыш в сутки

Общая суточная продолжительность сна годовалого малыша составляет 14,5-16,5 часов. Из этого количества времени около 4-5 часов приходится на дневной отдых в первую и вторую фазу дня. Однако организм каждого ребенка имеет индивидуальные особенности, поэтому периоды бодрствования, а к тому же циклы дневного и ночного сна могут незначительно отличаться даже у деток с похожими биоритмами.

Дневной сон ребенка в 1 год

Правильный распорядок дня ребенка в 1 год нужно организовывать с учетом количества, продолжительности отходов ко сну днем. Нормой считается двухразовый отдых, но нередко бывает, что дитя спит только один раз. Годичного малыша уже вряд ли получится переучить, поэтому лучше подстроить все расписание под индивидуальные потребности в отдыхе своего крохи. Для этого можно увеличить время прогулок, подкорректировав дополнительно часы кормления.


Режим дня годовалого ребенка по часам

В семьях, где уже есть дети, родители знакомы с определенным распорядком на протяжении дня. Молодым родителям, ожидающим первенца, будет полезным изучить примерный график дневной активности малышей с отличительными циклическими особенностями жизнедеятельности организма. Таблица суточного режима для годовалых малышей с биоритмом «жаворонков» отражает режим дня ребенка в 1 год при раннем подъеме:

Элементы расписания

Время

6―7 часов

Водные процедуры

6:00―6:15 или 7:00―7:15

Утренняя гимнастика

6:15―6:30 или 7:15―7:30

1-й прием пищи (завтрак)

Активные игры, прогулка по свежему воздуху

2-й прием пищи (второй завтрак)

Прогулка

Полуденный перекус

Вечернее гулянье

Ночной отдых

С 19:35 до ориентировочно 6:30

Таблица дневного расписания для годовалого ребенка с биоритмом «совы». Режим правильного дня для ребенка в 1 год при позднем подъеме:

Пункты расписания

Старший воспитатель НДОУ «Детский сад «Развитие», педагог по лечебной физкультуре, воспитатель раннего возраста, Целищева Вера Николаевна.


Почему ребенку 1,6-3 лет важно соблюдать режим дня?
Правильная организация режима дня - важный фактор, влияющий на здоровье ребенка. Для ребенка раннего возраста режим является основой воспитания.
Соблюдение ребенком определенного распорядка приучает его к организованности, облегчает жизнь ему и его родителям. Ребенку, соблюдающему режим, в дальнейшем будет намного легче адаптироваться к условиям детского сада.

Какие проблемы могут возникнуть, если режим не соблюдается?
Нарушения в здоровье малыша, которые могут возникнуть при несоблюдении режима:

Ребенок становится плаксивым, капризным, раздражительным;

Частое ухудшение настроения, которое связано с переутомлением, недосыпанием;

Нарушение нормального развития нервно-психической деятельности;

Трудности в формировании культурно-гигиенических навыков, опрятности.

Итак, каким должен быть режим дня ребенка 1,:-3 лет?
Хороший, здоровый сон.
После полутора лет ребенок переводится на режим с одним дневным сном.
Продолжительность дневного сна составляет 3-3,5 часа. Общая продолжительность сна в этом возрасте от 13 до 14,5 часов, из них ночной сон - 10 - 11 ч. Приучая ребенка к самостоятельности, не следует заставлять его долго, самостоятельно раздеваться перед сном - это приводит к утомлению и плохому засыпанию.
Кормление
Кормить ребенка следует четыре раза в день. Промежутки между кормлениями от 3,5 до 4,5 часов. Если ребенок в периоды между кормлениями бодрствует, этот интервал не должен превышать 3,5 часа. Ночной перерыв между ужином и завтраком составляет около 12 - 13 часов. Завтрак должен начинаться не позже, чем через час после пробуждения, ужин - не менее чем за час до укладывания ребенка, для того чтобы обеспечить ему спокойный сон.
Бодрствование
Периоды непрерывного бодрствования в этой возрастной группе увеличиваются до 5 - 5,5 часов.
Прогулки на воздухе организуются два раза в день, после завтрака и полдника, желательно. Чем больше, тем лучше.
Водные процедуры проводятся перед обедом. С 1,5 лет в качестве водных процедур можно использовать душ, эффект которого сильнее, чем при обтирании, так как кроме температурного влияния ребенок испытывает и механическое воздействие. Температура воды снижается постепенно, один раз в 5 дней на 10, от 35-370 и доводится до 24 - 280. Сначала обливают спину, затем грудь, живот, в последнюю очередь руки. Длительность процедуры 1,5 минуты. Гигиеническое купание проводится 2 раза в неделю перед ночным сном.
Навык опрятности к двум годам должен быть практически сформирован, но, заигравшись, ребенок может забыть попроситься на горшок, поэтому им нужно об этом напоминать и высаживать на горшок перед сном и после сна.

Как начать приучать ребенка к правильному режиму дня?
Во-первых, следует помнить о том, что любая информация по организации режима дня носит рекомендательный характер, каких-то строгих норм и стандартов не существует.

Установление режима должно быть постепенным и не вызывать отрицательных эмоций. О правильности режима будут свидетельствовать хорошее настроение малыша и ровное поведение.

Как правильно по времени распределить режимные моменты малыша?
Примерный режим дня для детей от 1,5 до 2 лет:

Кормление: 8, 12, 15.30, 19.30.

Бодрствование: 7.30 - 12.30, 15.30 - 20.20.

Сон: 12.30 - 15.30, 20.30 - 7.30.

Прогулка: после завтрака и полдника.

Купание: 18.30., либо после ужина.

Что содействует хорошему аппетиту?
Желание есть возникает у ребенка в привычные часы при условии, если между установленными кормлениями ему не дают лакомств. Между тем матери зачастую пренебрегают этим правилом. Например, принеся из магазина покупки, мать не может удержаться, чтобы не дать ребенку бублик, конфету, кусок колбасы. Даже на улице, идя из магазина, некоторые матери дают детям немытые фрукты. Это не только перебивает аппетит малыша, но и ставит под угрозу его здоровье. Важно также, чтобы ребенок садился за стол в спокойном настроении, не был раздражен, возбужден, утомлен. Хорошо едят дети, которые много бывают на воздухе - это ускоряет обмен веществ и повышает потребность в возобновлении запасов энергии в организме. Наконец, следует учитывать и то, что у ребенка на втором году жизни в достаточной мере развиты вкусовые ощущения и индивидуальные склонности к той или иной пище. Поэтому необходимо по возможности подбирать пищу по вкусу ребенка. Это важно и потому, что пища, принимаемая с охотой, лучше усваивается, чем та, которая съедается через силу.

Как приучить ребенка к горшку?
1 год 3 месяца-1 год 8 месяцев — это именно тот возраст, когда ребенок начинает проситься на горшок. Взрослые должны быть внимательны к ребенку, замечать время, когда у него возникает соответствующая потребность, и сажать ребенка на горшок.
Нельзя сажать ребенка, когда у него нет в этом потребности, например, если он проснулся мокрым. Нельзя задерживать ребенка на горшке, иначе у него прерывается связь между действием, позывом и результатом. Не следует насильно сажать плачущего ребенка, чтобы у него не возникло отрицательное отношение к горшку.
Надо чтобы горшок по размерам своим был удобен ребенку.
Не следует допускать, чтобы ребенок привыкал к памперсам. Если это не будет для него неприятным, исчезает побудительная причина стремления к опрятности. Намоченные штаны необходимо немедленно сменить, обратив на это внимание ребенка.
С уверенностью можно сказать, что никакие угрозы, наказания, не помогут достигнуть цели, не приучат ребенка быть опрятным.
Следует ли сажать ребенка на горшок ночью и для этого будить его? Хорошо, если ребенок спит всю ночь, оставаясь сухим. Для этого надо не давать ему на ночь мочегонной пищи. Можно дать что-нибудь соленое (кусочек селедки). На горшок ребенка сажают перед сном и затем больше не беспокоят. Спокойный длительный сон необходим малышу для восстановления его нервных сил. Если же ребенок вертится во сне, стонет, приходится сажать его на горшок, но делать это следует спокойно, по возможности не включая света, не нарушая сна ребенка.

В возрасте 1,5-2 года режим дня ребенка становится довольно-таки устойчивым и предсказуемым. Каждый день примерно похож на предыдущий. Хотя большую роль в сложившемся режиме дня играет время дневного и ночного снов. И несмотря на то, что жесткого режима с принуждениями ребенка ко сну в определенные часы у нас нет, уже можно говорить об определенном распорядке.

Пробуждение и утренняя прогулка

Начинается наш день обычно около 8.30 утра. Дочка просыпается и сразу идет на горшочек для больших и маленьких дел. Обычно сидение на горшке у нас проходит с книжками, поэтому затягивается до получаса. После горшка я несу ее в ванную подмываться, умываться и чистить зубки .

Чуть позже 9 утра я начинаю готовить наш общий завтрак. Дочка в это время играет или . Завтракаем на кухне или в комнате перед телевизором (если увлеклась мультиками).

Часов в 10 мы начинаем собираться на прогулку. Одеваю дочку, одеваюсь сама. Выходим из дома обычно в 10.40 или около того. Гуляем обычно примерно полтора часа или чуть больше, в зависимости от того, куда ходим, и что делаем (о том, как можно весело провести время с ребенком вне дома, можно ).

Обед и дневной сон

Я стараюсь вернуться домой до того, как дочка захочет спать очень сильно. Поскольку хочу, чтобы она успела пообедать. Если дочь уснет не пообедав, она будет сосать грудь часто и много во время тихого часа, что мне не очень нравится. При пробуждении утром в 8.30, домой мне нужно успеть вернуться к 12.30. При пробуждении в 9 – к 13.

После прихода с прогулки мы обедаем, высаживаемся и переодеваемся. Эти процедуры занимают около получаса. Примерно в 13 с небольшим мы уже лежим в кровати, кормимся грудью и стараемся уснуть. Как правило, дочь уже готова уснуть в это время – сказывается и время утреннего пробуждения (уже успела устать за 5 часов), и режим, и полный желудок. Примерно в 13.40 или ближе к 14 она уже спит.

Дневной сон длится у нас, как правило, часа 2.5-3. За это время дочь просыпается 1-2 раза, кормится грудью, иногда высаживается и снова засыпает. Ближе к 17 часам дочка бодрая и веселая, готова играть с новыми силами.

Вечернее время ребенка

Я заметила, что после пробуждения дочь не очень голодна или не в настроении сразу есть. Поэтому сначала она играет, бегает и занимается своими делами. А ужинаем мы где-то в 17.30 или ближе к 18. За час после пробуждения у дочери успевает появиться аппетит, поэтому ест она без уговоров и достаточно хорошо.

После ужина мы можем пойти погулять всей семьей по улицам. Либо дочка играет во дворе сама, а я присматриваю за ней. В плохую погоду дочка играет с игрушками, рассматривает книжки или занимается чем-то еще самостоятельно или с нами (чем занять ребенка дома, можно почитать ). Когда я хочу заняться чем-то своим и у меня нет настроения играть, я могу включить ребенку мультики. В эти моменты вопрос полезности и правильности уходит на второй план).

Так, совершенно в разных занятиях проходят наши вечера. Примерно в 20-20.30 мы еще раз ужинаем всей семьей. И где-то к 21 часу мы с мужем начинаем смотреть вечерний фильм. Дочка в это время обычно продолжает играть или рассматривать книжки.

Отход ко сну

Примерно в 21.30 мы начинаем готовиться ко сну. Вечерние умывания, чистка зубов, переодевания в пижаму. Потом мы с дочкой ложимся в кровать и начинаем рассматривать детские книжки. У нас есть правило, что сказки можно слушать только лежа на подушке. Лежание в кровати настраивает ребенка на сон и расслабление, после сказок ей легче уснуть.

После примерно 15-30 минут листания книжек мы гасим свет. Далее идет ГВ (которое я в 1 год и 9 месяцев уже пытаюсь сворачивать) лежа и в темноте. Обычно после 10-15 минут сосания я говорю дочке отпустить грудь и начинаю рассказывать ей сказки по памяти, одновременно поглаживая. Сказки и поглаживания помогают дочке уснуть (ей сейчас тяжело заснуть без груди, поскольку она почти всю свою жизнь засыпала с грудью во рту). Когда дочь засыпала с грудью, это занимало до 20 минут. Сейчас, без груди, засыпание может затянуться. Обычно в 22.30 или, в крайнем случае, ближе к 23, дочь спит.

Ночной сон ребенка

Ночной сон ребенка проходит относительно спокойно, если не считать ГВ. Дочь просыпается около 12 или 1 ночи, высаживается, сосет грудь и засыпает. Потом просыпается на сосание каждые 2 часа, после 5 утра чаще – каждые полтора часа. Конечно, меня это очень утомляет (поэтому я и хочу сворачивать ГВ). Но я даю ребенку грудь, потому что не хочу ночных истерик и пробуждений. А утром ГВ помогает продлить сон до 8.30-9 утра (а не вставать в 5-6 утра потому, что ребенок за ночь проголодался). Таким образом, наш ночной сон – это 10-10.5 часов.

Кстати, сворачивание ГВ не помогает убрать ночные кормления, пока дело не дойдет до полной отмены грудного вскармливания.

Итоги

Наши дни проходят почти всегда по вышеприведенному режиму. Бывают отклонения примерно в 30 минут туда-сюда. Этот режим образовался у нас естественным путем, обрамляя дневной и ночной сны. Я не пытаюсь строго ему соответствовать, поскольку поняла, что принудить ребенка после года спать в «нужное» родителю время – это бесполезная задача (о том, как уложить ребенка спать после года, ).

Однако, после полутора лет у ребенка уже наблюдается постоянство в количестве комфортных часов сна и бодрствования (10+3 сна и по 5-6 часов бодрствования), он стабильно переходит на один дневной сон. Поэтому соблюдать режим естественным путем становится все проще, ребенок сам готов это делать. А задача родителя – помочь ему вовремя лечь спать днем и ночью, а также организовать день ребенка так, чтобы его сон был здоровым и крепким.

А какой режим сложился у вашего ребенка в 1.5-2 года? Был ли он постоянным и легко ли давалось его соблюдение?


О влиянии сна на жизнь человека

© Copyright 2024,
ctik.ru -О влиянии сна на жизнь человека

  • Рубрики
  • Здоровье
  • Ароматерапия
  • Качество жизни
  • Сновидения
  • Здоровье
  • Ароматерапия
  • Качество жизни
  • Сновидения