Юные любовницы станислава говорухина. «Любовь не должна быть напоказ»: Станислав Говорухин и женщины его жизни Лужиной привил любовь к альпинизму

  • 23.06.2019

Сегодня в Госдуме подтвердили печальную новость - утром 14 июня скончался Станислав Говорухин. Режиссеру, сценаристу, актеру и художнику было 82 года. Его жизнь была полна впечатлений и переживаний, далеко не всегда приятных.

Станислав Говорухин обладал непростым характером - был слишком строг, прямолинеен, но бесконечно обаятелен, он буквально пленил , которых вокруг всегда было в избытке. Несмотря на бесчисленное количество слухов, в его жизни было только две по-настоящему близкие и дорогие женщины - первая жена и мать его единственного ребенка Юнона и вторая жена Галина, прожившая с ним более полувека. Но обо всем по порядку.

Со своей первой женой Юноной, которая позже появится и в гениальном фильме «Место встречи изменить нельзя», Говорухин познакомился в Казани. Им обоим было чуть больше 20 лет. Их брак был недолгим, но в это время успел появиться первый и единственный сын Станислава Сергей.

Тогда еще неизвестному режиссеру Говорухину пришлось переехать в Москву, чтобы заниматься карьерой, а Юнона осталась в Казани, где вскоре встретила другого мужчину и влюбилась. Несмотря на все это, бывшим супругам удалось сохранить хорошие отношения.

Из-за жизни на расстоянии Станислав не уделял должного внимания своему единственному ребенку, о чем потом жалел. Но нельзя сказать, что отношения между ними были плохими, нет, просто недостаточно близкими, вероятно, и оттого, что Говорухин-старший всегда был сдержанным в проявлении чувств.

«Я всегда чувствую себя виноватым перед Сережей, пытаюсь это наверстать на внуках», - говорил Станислав Сергеевич в одном из своих интервью.


Сергей Говорухин с сыном

Его строгий характер ощутила и Галина, причем с самой первой минуты их знакомства, которое произошло при любопытных обстоятельствах.

Свою главную музу Станислав Сергеевич встретил, когда занимался дебютным полнометражным фильмом «Вертикаль».

«Я не смогла поступить в институт после школы и пришла работать на Одесскую студию. Мне все говорили, мол, сейчас вернется экспедиция с режиссером, мгновенно в него влюбишься. А я посмотрела на его фотографию на стене - лысый, некрасивый, - в кого там влюбляться-то?» - рассказывала Галина.

Она не успела оглянуться, как влюбился сам Говорухин. Как вспоминает Галина, Станислав Сергеевич чуть ли не с первых минут решил, что «эта девочка» будет его женой.

На романтику Галине рассчитывать не приходилось (первое время), не из таких был Говорухин, для него любовь и конфетно-букетный период не были взаимосвязаны. К тому же работы было столько, что успеть бы перекинуться парой фраз и повидаться, не то что на свидание сходить.

«Я считаю, что если любовь есть, она не должна быть напоказ», - говорил режиссер.

Однако спустя некоторое время Говорухин все же растаял и не смог обойтись без чтения стихов, романтических вечеров, все это было в жизни пары, только пришлось немного подождать, когда работы поубавится.

Галина стала настоящей музой для мужа, поддерживала его в любой ситуации и всегда доверяла. Вокруг режиссера было много красивых , со многими ему приписывали романы. Да, он любил и ценил женскую красоту, но всегда оставался верен самой большой любви своей жизни - Галине.


Светлана Ходченкова в фильме «Благословите женщину»

Доверие не пропало и тогда, когда Станислав Сергеевич снимал фильм «Благословите женщину» с тогда еще начинающей звездой, 19-летней Светланой Ходченковой. Он не скрывал, что его привлекает молодая красавица, а как иначе бы он смог так точно и ярко выписать задуманный образ в фильме. Он сделал героиню Ходченковой такой, что в нее влюблялись все мужчины и считали ее своим идеалом.

Позже актриса и режиссер рассорились, он был очень возмущен, когда Светлана сильно похудела и начала играть менее глубокие роли. Без стеснения называл ее селедкой, злился не на шутку, но она не обижалась, а была благодарна учителю и поверившему в нее режиссеру. Спустя годы они помирились, она снова снялась в фильме Говорухина, так сказать, вышла из опалы.

Шли годы, молодых актрис рядом с Говорухиным меньше не становилось, ровно как и слухов о его романах. Галина уже научилась не обращать внимание на все это, ведь вместе с мужем они пережили многое, что неразрывно скрепило их союз.


Станислав Говорухин с женой Галиной

Однажды она чуть было не потеряла любимого. Во время съемок фильма «Вертикаль» Говорухин взял Галину с собой в горы. Он вместе со съемочной группой выдвинулся на вертолете на гору, и случилось непредвиденное - вертолет разбился, от него остались одни обломки, но пассажирам, в числе которых был Говорухин, и экипажу удалось спастись.

Еще один страшный момент в их жизни произошел в 2011 году. Тогда в возрасте 40 лет после инсульта скончался единственный сын Станислава Сергей. Режиссер смог пережить эту трагедию только благодаря работе и бесконечной любви и заботе жены Галины. Однако этот стресс сказался на здоровье мэтра. В конце 2017 года режиссеру удалили легкое, а весной 2018-го его общее состояние ухудшилось. Еще 13 июня Галина, будучи в хорошем расположении духа, говорила, что муж в сознании, у него все хорошо, а утром 14 июня поступили сообщения о смерти Станислава Говорухина.

Личная жизнь Станислава Говорухина вызывает много разговоров, но его это не смущает - режиссер не собирается под кого-то подстраиваться и живет так, как считает нужным. В его биографии было немало сложных периодов, например, когда рано, в пятьдесят два года, умерла его мама, а отца он не знал вообще - донской казак Сергей Говорухин был репрессирован, сослан в Сибирь, и больше домой не вернулся.

Еще одно трагическое событие в личной жизни Сергея Говорухина случилось в 2011 году, когда в пятидесятилетнем возрасте умер от инсульта его сын Сергей, тоже известный режиссер. Между ними долгое время были натянутые отношения, они почти не общались, но когда случилась беда, Станислав Сергеевич приехал в больницу к сыну и оставался с ним до конца.

На фото — Говорухин с женой Галиной Борисовной

Их непростые отношения объясняются тем, что они никогда не жили вместе - Сергей, сын Говорухина от первого брака с актрисой Юноной Каревой, от которой режиссер ушел, когда Сергей был маленьким. Во второй раз Станислав Говорухин женился на монтажере Одесской киностудии Галине, с которой живет по сей день. Супруга режиссера понимает, с каким великим человеком свела ее судьба и прощает ему все его слабости.

На фото — с Анной Горшковой

Все знают, что режиссер, автор таких известных картин, как «Десять негритят», «Место встречи изменить нельзя», «Благословите женщину» и многих других неравнодушен к молодым актрисам, и его жена смотрит на все его увлечения сквозь пальцы. Его симпатия к молодой актрисе Светлане Ходченковой, которую он, буквально, открыл кинематографу, сняв в своей картине «Благословите женщину», была настолько серьезной, что ради нее он готов был уйти от жены, но Галина не дала ему развода, потому что понимала, что все это скоро пройдет, и оказалась права.

На фото — Станислав Говорухин и Елена Дудина

Разочаровавшись в Ходченковой, Говорухин нашел себе другую музу - молодую актрису Анну Горшкову, которую он снял в своем фильме «Пассажирка». Однако этот роман оказался мимолетным, и место Горшковой вскоре заняла двадцатидвухлетняя Елена Дудина, актриса Театра им. Маяковского. Станислав Сереевич предложил ей сняться в своем фильме «Сердца четыре», и начинающая актриса, естественно, согласилась. Однако и на этот раз Говорухин снова вернулся к своей законной супруге Галине Борисовне, которая опять смиренно приняла его.

Жена режиссера оказалась мудрой и понимающей женщиной, относящейся ко всем изменам мужа, как к мимолетным увлечениям, необходимым такому творческому человеку, как Станислав Сергеевич Говорухин - ведь они дарят ему вдохновение и желание создавать что-то новое.

, Максим Галкин и другие звезды о мастереУшедший из жизни Станислав Говорухин открыл для зрителей немало актерских имен. Среди них Мария Миронова , Лариса Удовиченко , Светлана Ходченкова, Аглая Шиловская , Иван Колесников и многие другие. Каждый из них признает, что с мастером на площадке было непросто, зато результат завораживал. Мы собрали воспоминания артистов о работе со Станиславом Говорухиным.

Светлана Ходченкова, «Благословите женщину»:

«Я же была дебютанткой, которая получила первую роль в жизни - и сразу главную. Был только один момент, когда я уперлась - Станислав Сергеевич хотел, чтобы я поменяла фамилию. Не может, мол, быть у актрисы фамилии Ходченкова - язык сломаешь, да и никто не запомнит, где нужно ставить ударение. Он даже придумал мне псевдоним - Есенина. Как, говорит, красиво - Светлана Есенина. Но меня эта идея совсем не грела».

Станислав Говорухин умер на 83-м году жизни

«Это был невероятный опыт, начиная от знакомства со сценарием и заканчивая последним съемочным днем. Я безумно благодарен Станиславу Сергеевичу, который подарил мне эту возможность. Было знакомство. Я пришел, заранее прочитав сценарий, со своими мыслями, идеями, готовый бороться за роль. Но Станислав Сергеевич посмотрел на меня, выдержал паузу и, попыхивая трубочкой, сказал: «Нет, я не провожу пробы». И мы начали работать».

Максим Галкин, «Благословите женщину»:

«Не стало Станислава Сергеевича Говорухина. Цельный был человек, неделимый, одинаковый для тех и для этих. Всегда говорил, что думает актёрам, друзьям. Один из немногих, кто был около власти по убеждениям, а не из внутривенного раболепия. Говорил: «Так жить нельзя», когда так жить было модно. Если выпивал то красиво, не пьянея, шутил остроумно с каменным лицом, был настоящим мужиком. Снимал фильмы для людей и про людей. Не изменял себе. Не грузил никого своими болячками. Не завидовал. Не сплетничал. С ним всегда было интересно общаться. И при этом большой режиссер и актер. Делают ли сейчас таких человеков или производство заброшено с советских времен? Самые глубокие соболезнования от всех друзей родным и близким».

«Мне поначалу показалось, что ему вообще неинтересно, что я думаю по поводу роли, что он меня слушает вполуха. Но довольно быстро выяснилось, что он помнит каждое слово. В итоге на съемочной площадке ты буквально летаешь. Работать с ним одно удовольствие, он великолепный режиссер и мужчина. А уж когда ты чувствуешь, что он к тебе расположен, это вообще фантастика. Никогда не забуду, как он приглашал меня в свой кабинет, поил чаем, говорил о живописи и показывал свои собственные картины, которые начал писать совсем недавно - это были очень ценные минуты».

Кадр из фильма «Артистка»

Иван Колесников, «Конец прекрасной эпохи»:

«На «Мосфильм» явился с жуткого похмелья. Станислав Сергеевич задал два вопроса. Куришь? Да. Выпиваешь? Да. И мы пошли пробоваться. Попробовали одну сцену. Через несколько недель мне перезвонили и сказали, что я утвержден. Станислав Сергеевич не особо говорливый. Но мы так с ним, не побоюсь этого слова, подружились на съемках, так приятно проводили время: он сидит курит трубку, я рядом, тоже курю, мы молчим».

Кадр из фильма «Конец прекрасной эпохи»

Аглая Шиловская, «В стиле jazz»:

«Съемки у Станислава Сергеевича стали для меня дебютом в кино, мне было 17 лет. На роль пробовалось множество молодых красивых актрис, но я знала, чем покорить режиссера. Сыграла на флейте, фортепиано, спела что-то и попутно заметила, что обожаю поесть. При этом упомянула, что специально к поступлению в театральный похудела на 20 кг. А если серьезно, думаю, он искал актрису, которая вела бы себя максимально естественно. Он очень это ценил в людях».

Кадр из фильма «В стиле jazz»

Ярким примером пристрастий 75-летнего кинорежиссера была актриса Светлана Ходченкова. Говорят, что во время съемок фильма "Благословите женщину", Говорухин настолько влюбился в актрису, что собирался даже развестись. Однако его супруга Галина Борисовна не дала мужу развода, справедливо рассудив, что его страсть вскоре пройдет.

Так все и произошло. Когда Светлана из пышной русской красавицы превратилась в девушку модельной внешности, то сильно разочаровала знаменитого режиссера. "Не хочу даже говорить о ней! Превратилась в селедку, стала как все! Я вот уже получше себе актрис нашел!" - говорил тогда мэтр.

И действительно – вскоре у Говорухина появилась новая муза, 27-летняя актриса Анна Горшкова, которую мэтр снял в своём фильме "Пассажирка". На премьеру картины Станислав Сергеевич явился с актрисой в обнимку.

Однако роман с Анной продолжался недолго, ведь вскоре в жизни Говорухина появилась 22-летняя начинающая актриса Театра имени Маяковского Елена Дудина. Станислав Сергеевич приметил красотку на одном из московских актерских кастингов. Он тут же решил, что девушка удивительно похожа на молодую Ирину Алферову и предложил ей помочь с карьерой в кино.

Начинающая артистка, по слухам, не смогла устоять против предложения сняться в картине Говорухина "Сердца четырех". Год назад Говорухин и Дудина появлялись на фестивале Богдана Ступки в Киеве – они себя, как обыкновенная влюбленная пара.

Но как пишут многие СМИ, у режиссера появился серьезный соперник. Еленой Дудиной увлекся 28-летний актер Анатолий Руденко, сын актрисы Любови Руденко. Этот артист прославился своими романами с Дарьей Поверенновой и Татьяной Арнтгольц, но в случае с Еленой все по-другому – их союз уже одобрила мама актера.

Говорят, что эта парочка уже тайно расписалась. По крайней мере, Елена сменила свой статус на страничке в Facebook . Если верить ему, теперь она на замужем.

Эта измена, по слухам, очень разочаровала Станислава Сергеевича, который в очередной раз вернулся к своей законной супруге.

Такой Светлана Ходченкова нравилась Говорухину (кадр из фильма "Благословите женщину", 2003 г.)


В новом фильме Станислава Говорухина "Конец прекрасной эпохи" режиссер снял Светлану Ходченкову - актрису, которую он когда-то открыл и которую в свое время публично осудил после того, как она радикально сменила имидж.

В драме Говорухина, основанной на "Компромиссе" Сергея Довлатова, Светлана играет жену опального писателя, отправившегося работать в таллинскую газету. Перед премьерой фильма Ходченкова дала интервью "РГ".

В последний раз вы снимались у Говорухина десять лет назад, после чего в вашей жизни случилось множество режиссеров и фильмов. Это десятилетие как-то вас изменило?

Светлана Ходченкова: Надеюсь, что я выросла, стала более хорошей актрисой. Вообще я рада вернуться на съемочную площадку к Станиславу Сергеевичу - каждая актриса мечтает найти "своего" режиссера, который взял бы ее под крыло.

Вы говорили, что во время съемок "Благословите женщину" Говорухин был жестким режиссером. Получается, вы сторонница "твердой руки" на съемочной площадке?

Светлана Ходченкова: А кто сказал, что Говорухина годы как-то изменили? Он по-прежнему один из самых требовательных режиссеров. Если я вдруг забывала текст, тут же получала нагоняй. Но все это неважно, потому что главное в нашей профессии - доверие. Если веришь режиссеру, то тебе нравится любой его стиль работы - и жесткий, и либеральный. А я Станиславу Сергеевичу доверяю как самой себе. Другое дело, что я стала за эти годы увереннее в себе. У меня прорезался голос - теперь я могу с Говорухиным поспорить.

Говорухин хотел заставить поменять фамилию. Как, говорит, красиво - Светлана Есенина

В каких случаях?

Светлана Ходченкова: Это касается актерской кухни - так просто не объяснишь. Но такие режиссеры, как Говорухин, любят и умеют давить на актеров - чаще всего это идет на пользу, но случается и так, что нет. Так вот, теперь я умею за себя постоять, если чувствую, что мастер не прав.

То есть раньше в тандеме Говорухин - Ходченкова у женской части права голоса не было?

Светлана Ходченкова: Я же была дебютанткой, которая получила первую роль в жизни - и сразу главную. Был только один момент, когда я уперлась - Станислав Сергеевич хотел, чтобы я поменяла фамилию. Не может, мол, быть у актрисы фамилии Ходченкова - язык сломаешь, да и никто не запомнит, где нужно ставить ударение. Он даже придумал мне псевдоним - Есенина. Как, говорит, красиво - Светлана Есенина. Но меня эта идея совсем не грела. И, кажется, я оказалась права, когда сказала ему, что псевдоним брать не буду ни при каких обстоятельствах.

В свое время ваш уход от Говорухина широко обсуждался в прессе - он заявил, что не будет вас снимать, потому что вы сильно похудели и "стали такая как все". Когда он позвонил для того, чтобы позвать на пробы, удивились?

Светлана Ходченкова: Обрадовалась! Хотя все было немного не так - никаких проб не было, он сразу дал мне роль в своем новом фильме. Видимо, теперь я нужна ему с такой фигурой. (Улыбается). Хотя история с похудением сильно преувеличена. Я до "Благословите женщину" была моделью, и Говорухин знал о моей худобе. Истинной причиной ухода в свободное плавание была боязнь застрять в одном амплуа - и это отнюдь не амплуа "музы Говорухина". Я читала сценарии и с ужасом понимала, что режиссеры предлагают один и тот же образ.

И вы пустились во все тяжкие, снимаясь во всем без особого разбора?

Светлана Ходченкова: Скажем так - многие из пунктов моей фильмографии сегодня мне кажутся лишними, я спокойно прожила бы и без них. Это в основном комедии, но мне после серьезных драматических ролей комедийный жанр казался спасением. Наделала ошибок, но теперь жалеть об этом уже поздно - в любом случае, это опыт.

Нужно ли понимать, что теперь артистка Ходченкова перестанет бесконечно мелькать в новых российских комедиях?

Светлан Ходченкова: Конечно, я сейчас тщательнее отбираю проекты. И мне хочется, чтобы в моей карьере было побольше таких фильмов, как "Конец прекрасной эпохи". Но что-либо загадывать я боюсь. В одном уверена - если Говорухин вдруг предложит мне роль в своей картине, то я соглашусь, не раздумывая.

"Конец прекрасной эпохи" - экранизация "Компромисса" Довлатова, вокруг фигуры которого внезапно начали возникать споры - классик он или средний писатель. Вы какой точки зрения придерживаетесь?

Светлана Ходченкова: До и во время работы над "Концом прекрасной эпохи" я открыла его для себя заново. Он же потрясающе современный - и речь сейчас не только о его персонажах, но и о реалиях. Не знаю, как с этим можно спорить, достаточно просто перечитать "Компромисс".

Актерам это произведение должно быть близко - оно ведь о том, как человек прикрывается ядовитой иронией под видом добродушного цинизма, чтобы защититься от омерзительной действительности. И это едва ли не единственный способ существования в условиях бесконечного компромисса с самим собой.

Светлана Ходченкова: Но это же не только про актеров, а вообще про всех. Артисты не чаще других идут на морально-этические компромиссы. Я в начале карьеры делала много заявлений в духе "это делать не буду", "в таком виде на экране не появлюсь". В итоге делала и появлялась. И далеко не всегда это было результатом сделки с самой собой. Я взрослела и понимала, что некоторые табу вроде съемки в обнаженном виде - проблема, не стоящая серьезного обсуждения. Если это нужно для роли, я на экране разденусь. Это всего лишь вопрос зрелости актера и умения режиссера обосновать свою позицию.