Джаз: что такое (определение), история появления, родина джаза. Известные представители музыкального направления

  • 10.04.2019

После того как Христофор Колумб открыл новый континент и там поселились европейцы, к берегам Америки всё чаще следовали корабли торговцев живым товаром.

Изнурённые тяжёлой работой, тоскующие по родине и страдающие от жестокого отношения надзирателей, невольники находили утешение в музыке. Постепенно необычными мелодиями и ритмами заинтересовались американцы и европейцы. Так появился джаз. Что такое джаз, и в чём его особенности, рассмотрим в данной статье.

Особенности музыкального направления

К джазу относится музыка афроамериканского происхождения, в основе которой - импровизация (свинг) и особая ритмическая конструкция (синкопа). В отличие от других направлений, где один человек пишет музыку, а другой исполняет, джазовые музыканты выступают одновременно и композиторами.

Мелодия создаётся спонтанно, периоды сочинительства, исполнения разделены минимальным промежутком времени. Так получается джаз. оркестра? Это умение музыкантов подстроиться друг под друга. При этом каждый импровизирует своё.

Результаты спонтанных сочинений сохраняются в нотной записи (Т. Коулер, Г. Арлен «Счастлив целый день», Д. Эллингтон «Разве ты не знаешь, что я люблю?» и т.д.).

С течением времени африканская музыка синтезировалась с европейской. Появлялись мелодии, сочетающие пластику, ритмичность, мелодичность и гармонию звуков (CHEATHAM Doc, Blues In My Heart, CARTER James, Centerpiece и т.д.).

Направления

Выделяют более тридцати направлений джаза. Рассмотрим некоторые из них.

1. Блюз. В переводе с английского слово означает «грусть», «меланхолия». Изначально блюзом называлась сольная лирическая песня афроамериканцев. Джаз-блюз - это двенадцатитактовый период, соответствующий трёхстрочной стихотворной форме. Блюзовые композиции исполняются в медленном темпе, в текстах прослеживается некоторая недосказанность. блюза - Гертруда Ма Рейни, Бесси Смит и др.

2. Рэгтайм. Буквальный перевод названия стиля - разорванное время. На языке музыкальных терминов «рэг» обозначает звуки, дополнительные между долями такта. Направление появилось в США, после того как за океаном увлеклись произведениями Ф. Шуберта, Ф. Шопена и Ф. Листа. Музыку европейских композиторов исполняли в стиле джаз. Позже появились оригинальные композиции. Рэгтайм характерен для творчества С. Джоплина, Д. Скотта, Д. Лэмба и др.

3. Буги-вуги. Стиль появился в начале прошлого века. Владельцам недорогих кафе требовались музыканты, чтобы играть джаз. Что такое музыкальное сопровождение предполагает наличие оркестра, разумелось само собой, но приглашать большое количество музыкантов было накладно. Звучание разных инструментов компенсировали пианисты, создавая многочисленные ритмические композиции. Буги отличает:

  • импровизация;
  • виртуозная техника;
  • особый аккомпанемент: левая рука исполняет моторную остинантную конфигурацию, интервал между басом и мелодией - две-три октавы;
  • непрерывный ритм;
  • исключение педали.

Буги-вуги играли Ромео Нельсон, Артур Монтана Тэйлор, Чарлз Эвери и др.

Легенды стиля

Джаз популярен во многих странах мира. Везде есть свои звёзды, которых окружает армия поклонников, но некоторые имена стали настоящей легендой. Их знают и любят по всему К таким музыкантам, в частности, относится Луи Армстронг.

Неизвестно, как сложилась бы судьба мальчика из бедного негритянского квартала, если бы Луи не попал в исправительный лагерь. Здесь будущую звезду записали в духовой оркестр, правда, коллектив играл не джаз. и как его исполняют, юноша открыл для себя значительно позже. Мировую известность Армстронг приобрёл благодаря старанию и настойчивости.

Основательницей джазового пения считают Билли Холидей (настоящее имя Элеонора Фейган). Пика популярности певица достигла в 50-е годы прошлого века, когда сменила сцены ночных клубов на театральные подмостки.

Непросто складывалась жизнь и у обладательницы диапазона в три октавы Эллы Фицджеральд. После смерти матери девушка сбежала из дома и вела не слишком благопристойный образ жизни. Стартом карьеры певицы стало выступление на музыкальном конкурсе Amateur Nights.

Всемирную известность имеет Джордж Гершвин. Композитор создавал джазовые произведения на основе классической музыки. Неожиданная манера исполнения покорила слушателей и коллег. Концерты неизменно сопровождались овациями. Наиболее известные работы Д. Гершвина - «Рапсодия в блюзовых тонах» (в соавторстве с Фредом Грофом), оперы «Порги и Бесс», «Американец в Париже».

Также популярными джазовыми исполнителями были и остаются Дженис Джоплин, Рэй Чарльз, Сара Вон, Майлс Девис и др.

Джаз в СССР

Появление этого музыкального направления в Советском Союзе связано с именем поэта, переводчика и театрала Валентина Парнаха. Первый концерт джаз-банда под руководством виртуоза состоялся в 1922 году. Позже А. Цфасман, Л. Утёсов, Я. Скоморовский сформировали направление театрального джаза, сочетающего инструментальное исполнение и оперетту. Для популяризации джазовой музыки много сделали Э. Рознер, О. Лундстрем.

В 40-е годы прошлого века джаз подвергался широкой критике как явление буржуазной культуры. В 50-60-х годах нападки на исполнителей прекратились. Джазовые ансамбли создавались как в РСФСР, так и в других союзных республиках.

Сегодня джаз беспрепятственно исполняется на концертных площадках и в клубах.


Реферат на тему
«Джаз – феномен негритянской музыки в культуре США и Европы первой половины XX века»

Выполнила:
Проверил:

Севастополь 2012

Введение………………………………………………………… ……………...3

      Истоки джаза………………………………………………………..4
      Влияние джаза на культуру США и Европы……………………...7
      Стили джаза первой половины XX века…………………………11
Заключение…………………………………………………… ……………….14
Список литературы………………………………… …………………………15

Введение
Джаз – это король импровизации в мире музыкальных стилей. К способам импровизации относится и фольклор, однако его замкнутость и направленность на сохранение традиций ограничивает его в плане музыкальных средств. Джаз – это гимн творческому началу, а в комбинации со смелыми импровизациями он становится отправной точкой для формирования огромного числа ответвлений. Музыка темнокожих рабов, привезенных в Америку, начала свое победное шествие по Европе и дала миру множество сложных произведений для оркестра в блюзовой манере, в стиле буги-вуги, регтайм и др. Влияние джаза распространяется практически на все виды современной музыки – от академической до популярной. Многие композиторы и исполнители самых разных стилей и течений черпают свое вдохновение именно в джазе, который практически неисчерпаем для новых идей.

Глава 1. Развитие джаза в первой половине XX века

      Истоки джаза
Творческий подъем во многих видах искусств «приветствовал» приближение XX века. Инструментальный джаз зарождался в глубинах негритянского песенного творчества, но уже конец уходящего XIX века ознаменовался симбиозом зажигательного, яркого танца кейк-уока и музыки, которая необычайно для него подходила - первыми рэгтаймами. Тем временем и в живописи, и в классической музыке, которые имели более давнюю историю и опыт, все складывалось неожиданно и революционно. Все виды искусства начинают освобождаться от сковывавших классических канонов .
В 1874 г. в Париже группа молодых художников-новаторов организовала выставку. В выставленных работах использовалась особая техника раздельных мазков, полутонов, цветных теней, передававших непостоянство, мимолетность впечатлений. Новое направление в искусстве было названо «импрессионизмом», а его самые яркие представители - Клод Моне, Пьер-Огюст Ренуар, Ка-миль Писарро, Эдгар Дега, Альфред Сислей и Поль Сезанн- «импрессионистами». Работы голландца Винсента Ван Гога, Оскара Кокошки (Австрия), Эдварда Мунка (Норвегия) проложили дорогу «экспрессионизму». Вскоре новые тенденции стали проявляться в скульптуре, литературе, архитектуре и музыке. Но была и обратная связь. Отход от классических законов гармонии был связан с именем французского композитора Клода Дебюсси, о ком заговорил музыкальный мир в 90-е годы XIX века. Произведения Клода Дебюсси и Мориса Равеля передавали еле уловимые, воздушные, лишенные конкретики чувства, несли в себе эстетику импрессионизма. Развивали это направление и экспериментировали с ритмом и другие композиторы - Арнольд Шенберг, Игорь Стравинский, Бела Барток . Скульпторы в своих работах начала XX века, как и живописцы, стремились уйти от конкретного к абстрактному (Константин Бранкузи, Генри Мур). В основе эстетики архитектуры модернизма, которую претворял в своих зданиях Фрэнк Ллойд Райт (1869-1959), лежал стиль «органичной архитектуры», полного единения с окружающим ландшафтом.
Как все новое, джаз в период своего роста был подвижен и контактен, влияя на другие виды искусств и вбирая в себя любые творческие импульсы. Многие произведения искусства начала XX века пронизаны джазом. Эти «джазовые» настроения мы можем ощутить в живописи- линиях, контурах, игре красок (например, творчество П. Пикассо отсвечивается композициями Д. Эллингтона; кубизм и абстракционизм «созвучен» произведениям Т. Монка, Ч. Мингуса, О. Колмена); в литературе - ритмика фраз Э. Хэмингуэя «подталкивает» к осмыслению стиля би-боп, роскошь и сочность фраз Ф. С. Фитцджеральда составляет единое целое с музыкой «Золотого века» джаза - свингом . Появляется целая когорта композиторов европейских и американских, современников становления джаза, склонных к поиску нового языка и приемов. Джаз косвенно влияет через академическую музыку (например, К. Дебюсси) и на классический балет. К появлению новой пластики, движений «подталкивает» скрытая связь этих искусств (в творчестве Вацлава Нижинско-го - «Послеполуденный отдых фавна»). Джазовые мотивы появляются и в костюмах по эскизам Льва Бакста - в линиях, сочетаниях красок; в первых джазовых афишах, рекламе и оформлении нотных новинок. Сюрреализм С. Дали, Р. Магритта и X. Мирро так же, как и томные звуки и тексты блюза замешаны на подсознательной секс-мотивации, которую провозгласил на весь мир в своих исследованиях начала XX века психоаналитик, ученый 3. Фрейд. Появление джаза и становление «фрейдизма» удивительно совпадают по времени.
Первые шаги джаза характеризовались эксцентричностью, несерьезностью, танцевальным характером. Джазовая музыка быстро распространялась в разных странах и носила массовый характер. Таким образом, джаз первых десятилетий становился продуктом для широкого потребления. И оказалось, что джаз - это то явление, которого так не хватало для полноты жизни.
На протяжении 20-30-х годов XX столетия джаз становится мировым любимцем, «дитем», проявлением массовой культуры . Любителями джазовой музыки были представители всех социальных слоев и это позволяет рассматривать джаз в качестве феномена, обладающего признаками всеобщности. Эта музыка становится неотъемлемой частью художественной жизни общества наравне с академической, камерной, народной музыкой, балетом.
Вкусы масс в дальнейшем диктовали специфику (массовость, танцевальный характер, внешнюю атрибутику, стиль поведения) развития и расширения джазового репертуара. Так, в 30-е годы были популярны быстрые танцы, и оркестры соревновались в зажигательности исполнений одних и тех же мелодий. Или другая крайность - уставшим танцорам нужно было играть что-то более спокойное, на этот случай в репертуар биг-бэнда были включены баллады -медленные пьесы, в которых чаще всего солировал вокалист. Было и много оркестров, игравших салонно-слащавую музыку - «sweet-bands». Огромное количество этих бэндов кануло в безвестность . Это было настоящим явлением массовой культуры 30-40-х годов.
Секрет успеха джаза в его необычайном пульсе, яркости звучания, в составе инструментов, изменении роли каждого из них, в новой манере лидеров-вокалистов. Поразительно воздействие на зрителя большого оркестра не только качеством музыкального материала, но и необычным расположением на сцене музыкантов. Чаще всего это полукруг и зритель чувствует себя в эпицентре внимания и звукового напряжения, где все артисты джазового оркестра работают на зал. Этому способствуют особые позы артистов. Сценически поставлены «вычерченные» движения раструбов духовых инструментов - кулисы тромбонов синхронно с ритмом раскачиваются из стороны в сторону, трубачи вздымают к небу свои инструменты, саксофонисты сочетают разнообразные повороты и «па», жестикулирует и улыбается пианист, нарочито демонстративна игра контрабасиста, а барабанщик, сидя «над всеми» оркестрантами, творит чудеса ритмики, а иногда и жонглерства.
Сложившийся массовый, танцевальный характер джазовой музыки подтолкнул дельцов от бизнеса развлечений к созданию целой индустрии джаза. По удачным и проверенным образцам (хитам) создавались и тиражировались их «близнецы»: мелодии, песни, напевы, уложенные в ритмические рисунки. Это было клиширование джазового репертуара . Период с конца 20-х и до начала 40-х годов своего рода рекорд по продолжительности интереса к джазовой музыке не только для Америки, но и для европейских стран. Этому способствовало удачное сочетание следующих факторов, наличие своеобразной «цепочки»: оркестры (исполнительское «звено») - танцоры (активное «звено» потребителей) - граммофонные пластинки («звено» многократно увеличивающее число поклонников - огромное число магазинов торговало пластинками по всему свету) - радиопередачи («звено» распространяющее джазовую музыку мгновенно и на любые расстояния, расширяло аудиторию слушателей по мере технического совершенствования) - реклама (это «звено» широко примененяло и вовлекало талантливых дизайнеров в искусство создания плакатов, афиш). Этот рекорд продолжительности интереса будет побит лишь рок-музыкой 60- 90-х годов.
В период 30-40-х годов среди сотен оркестров выделялись лидеры и аранжировщики биг-бэндов, которые искали свой собственный путь, стремились избавиться от коммерческой обреченности репертуара. Эти оркестры выпадали из перечня танцевальных биг-бэндов (например, Д. Эллингтона). Даже «король» свинга конца 30-х годов Б. Гудмен отметил в своих воспоминаниях, что игра в большом оркестре не приносила того творческого удовлетворения, которое достигалось в игре малым составом . Играть большим оркестром, означало «играть для танцев». Рассматривая деятельность больших оркестров на протяжении 30-40-х годов, необходимо отметить ее основные направления: игра в огромных танцевальных залах; выступления в больших клубах, имеющих сцену и соответствующее оборудование и декорации; работа в маленьких кафе и ресторанах, где с трудом размещался оркестр; концерты в престижных залах, филармониях; гастрольные поездки по Америке и выезд на турне в европейские страны.
Интерес к джазу возник в Европе в результате первых посещений американскими джазменами Старого Света. Впечатляющими были выступления в Париже ансамбля Луиса Митчелла (Louis Mitchell) «Jazz Kings» (1917 - 1925) (под его воздействием оказался Валентин Парнах, устроивший в 1922 году первый джазовый концерт в Москве). В 1919 году «Southern Syncopated Orchestra» Уилла Мариона Кука (Will Marion Cook) привез в Европу кларнетиста Сиднея Беше. В 20-30-е годы многочисленные оркестры и ансамбли приезжали с гастрольными турами в Европу. Сами европейцы пытались старательно копировать своих кумиров из США, первоначально ориентируясь на белые ансамбли, а позже и на негритянских исполнителей. Важное значение имело открытие в Париже в 1932 году «Hot Club de France» - центра джаза, который возглавил Юг Панасье. В этом клубе возник знаменитый квинтет с участием французского скрипача Стефана Граппелли (Stephane Grappelli) и цыганского гитариста Джанго Рейнхардта (Django Reinhardt). Надо заметить, что Рейнхардт был практически первым джазовым европейцем, замеченным на родине джаза: Джанго был приглашен на выступления совместно с оркестром Дюк Эллингтон. Любопытно, что скрипка в джазово-европейском контексте играла важную роль. Так в Дании ведущим джазовым музыкантом стал скрипач Свенд Асмуссен (Svend Asmussen).
В России развивался и жанр оркестра, и малые ансамбли, возникли имена Александра Цфасмана, Александра Варламова, Леонида Утесова.
На время войны возможность развития линии джаза в Европе была прервана.
      Стили джаза первой половины XX века
О точном времени возникновения и первом исполнении джаза исследователи спорят до сих пор. Одна из гипотез гласит, что джаз возник из эмоциональной духовной музыки «spirituals», которая была характерна для новообращенных в протестантскую веру негров севера США. Другая гипотеза утверждает, что джаз обязан своим рождением самобытной культуре афроамериканского Юга, которая сохранилась практически нетронутой из-за консервативных католических взглядов проживающих тут европейцев, которые презирали чуждые им негритянские обычаи. Одним словом, теорий достаточно, но все они сходятся в том, что зарождение джаза произошло в США, а Новый Орлеан, населенный свободомыслящими авантюристами, получил звание центра джазовой музыки. Именно в Новом Орлеане была выпущена первая джазовая грампластинка – запись, сделанная в студии «Victor» музыкального коллектива «Original Dixieland Jazz Band» 26 февраля 1917 года.
Утвердив свои позиции и право на существование, джаз начал разветвляться на всевозможные течения. В настоящее время таких «поджанровых» направлений насчитывается более тридцати. Одним из наиболее популярных считается блюз. Название происходит от слова «blue» - тоска, меланхолия. Это слово очень ярко иллюстрирует характер музыкального стиля. Кроме того, название связано с английским фразеологизмом «blue devils» - «дьявольская тоска», когда кошки на душе скребутся. Блюз нетороплив и неспешен, ему свойственны плавность и импровизация. Тексты блюзовых песен неоднозначны, практически всегда в них остаются недосказанные мысли. В настоящее время блюзовые песни мало распространены, в основном используются инструментальные произведения, обычно в джазовых импровизациях. Самые известные блюзовые исполнители – Луис Армстронг и Дюк Эллингтон – оказали колоссальное влияние не только на американскую музыкальную культуру, но и на мировую музыку вообще. К современным представителям блюза можно отнести, к примеру, группу «Hot Rod Band» Регтайм является еще одним специфическим направлением джаза. Он появился в конце 19-го века, а его наименование переводится как «разорванное время». Слово «rag» означает промежутки в долях такта. Регтайм стал одним из модных европейских музыкальных увлечений, переделанных афроамериканцами на новый лад. В то время особенной популярностью пользовалась романтическая фортепианная школа, в репертуар которой входили произведения Шопена, Шуберта и Листа. Их сочинения и до этого исполнялись в США, но, интерпретированные афроамериканцами, они принимали другие качества – особый ритм и динамичность. Впоследствии регтайм начали фиксировать в нотной записи, кроме того, ему был на руку тот факт, что показателем высокого семейного статуса в то время было наличие в доме фортепиано, особенно механического, на котором воспроизведение сложных мелодий регтайма было более удобным. Наиболее популярны в плане распространения регтайма стали города Канзас-Сити, Сент-Луис и Седалия (Миссури), а также штат Техас. Скотт Джоплин - один из самых знаменитых композиторов и исполнителей регтайма – родом именно из Техаса. Большим успехом пользовались его выступления в клубе «Maple Leaf». Замечательными авторами и исполнителями этого стиля стали также Джозеф Лэмб и Джеймс Скотт.
Экономический кризис начала 30-х годов в США повлек за собой распад большинства ансамблей, в том числе джазовых. В строю остались только оркестры, играющие псевдоджазовую музыку танцевального характера. Новым этапом развития джазового направления стал свинг – отшлифованный, лощеный, приглаженный музыкально-танцевальный жанр (по-английски слово «swing» означает «качание»). Слово «джаз» в то время считалось жаргонизмом, таким образом, была попытка ввести в обиход новое понятие вместо этого – «свинг». Основная черта свинга – яркое сольное импровизирование и сложный аккомпанемент.
Все исполнители свинга должны были отличаться непревзойденной техникой, гармоничностью и знанием музыкальных организационных принципов. Для подобного исполнения подходили в основном большие биг-бэнды или оркестры, ставшие популярными во второй половине 30-х годов. Постепенно сформировалась стандартная форма для оркестрового состава – 10-20 человек.
Еще одно специфическое ответвление джаза, получившее жизнь в эпоху распространения свинга – фортепианная форма исполнения блюзовых произведений, впоследствии названная «буги-вуги». Это направление впервые появилось в Канзас-Сити, распространилось по Сент-Луису и дошло до Чикаго. Буги-вуги фактически представлял собой переложенное пианистами исполнение музыкальных произведений для банджо и гитары. Именно пианинное буги-вуги привело к появлению «шагающего» баса, исполняемого левой рукой, в то время как правой руке отдавалась блюзовая импровизация. Особую роль в популяризации стиля сыграл пианист Джимми Янси. Однако на пике успеха буги-вуги оказался после появления перед широкой публикой Льюиса, Джонсона и Аммонса. Благодаря им буги-вуги из танцевальной музыки стал концертной. Впоследствии мотивы буги-вуги активно использовались свинговыми оркестрами, а также авторами и исполнителями в жанре ритм-энд-блюз. Значительное воздействие течение оказало на зарождение рок-н-ролла.

Заключение

Начало XX века ознаменовано возникновением новой художественной реальности в культуре. Джаз, одно из наиболее значимых и ярких явлений всего XX века, оказал влияние не только на развитие художественной культуры, различные виды искусств, но и на повседневную жизнь общества. В результате проведенного исследования мы приходим к выводу, что джаз в культурном пространстве XX века развивался в двух направлениях. Первое развивалось в русле коммерческой индустрии развлечений, внутри которой джаз существует и сегодня; второе направление - как самостоятельное искусство, независимое от коммерческой популярной музыки. Эти два направления позволили определить путь развития джаза от явления массовой культуры к элитарному искусству.
Джазовая музыка, преодолев все расовые и социальные барьеры, к концу 20-х годов приобретает массовый характер, становится неотъемлемой частью городской культуры. В период 30-40-х годов в связи с развитием новых стилей и течений джаз эволюционирует и приобретает черты элитарного искусства, что происходит практически и в дальнейшем на протяжении XX века.
Сегодня живы все джазовые течения и стили: традиционный джаз, большие оркестры, буги-вуги, страйд, свинг, би-боп (нео-боп), фыожн, лэтин, джаз-рок. Однако основы этих течений были заложены в начале XX века.
и т.д.................

Познакомить учащихся с музыкальным стилем - “джаз” и историей возникновения этого музыкального направления. Расширить представление о характерных особенностях стиля. Послушать знаменитых исполнителями джазовой музыки и выделить средства музыкальной выразительности, характерные для джаза: синкопированный ритм, преобладание духовых и ударных музыкальных инструментов. Пояснить значение понятий «симфоджаз» и закрепить понятия « блюз», «регтайм», «спиричуэл».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Джаз, как явление музыкальной культуры 20 столетия».

Цели и задачи:

1) познакомить учащихся с музыкальным стилем - “джаз”; историей возникновения этого музыкального направления; с характерными особенностями стиля; со знаменитыми исполнителями джазовой музыки; выделить средства музыкальной выразительности, характерные для джаза: синкопированный ритм, преобладание духовых и ударных музыкальных инструментов.

2) формировать у учащихся представления о джазовой культуре;

3) обучать культуре слушания;

4) учиться высказывать собственные мысли относительно музыкальной формы, звучания и образного содержания музыкальных произведений;

5) пояснить значение понятий «симфоджаз» и закрепить понятия «джаз», « блюз», «регтайм», «спиричуэлс»;

6) формировать вокально – хоровые навыки и уметь выделять главное в содержании и звучании музыкального произведения;

5) воспитывать эстетический вкус учащихся;

Методы и формы работы:

Коллективно – групповая, индивидуальная, проблемно – поисковые + диалог.

Оборудование: магнитофон, фортепиано, диски с записью джаза, компьютер, мультимедийная установка, раздаточный материал(картинки с музыкальными джазовыми инструментами).

Тип урока: комбинированный, развивающий (формирование новых знаний).

Ход урока:

1.Орг. момент

Эпиграф:

Джаз – это наслаждение свободой самовыражения.

Д. Эллингтон.

Джаз – это музыка. Она пользуется теми же самыми нотами, каким пользовался Бах.

Дж. Гершвин.

Если вы, слушая музыку, не притопываете ногой, вам никогда не понять, что такое джаз.

Луи Армстронг.

Мотивация

2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе(слайд №1)

Учитель -

Давайте, ребята, сейчас вместе поразмышляем о музыке.

Жизнь движется, идет своим чередом, и музыка не стоит на месте – она развивается вместе со временем. Бесспорно, Музыка – важная часть жизни любого человека. Одним из первых вопросов, которые задают при знакомстве, является: «А какую музыку ты слушаешь?» Действительно, самое типичное разделение для нашего и вашего поколения – разделение по музыкальным пристрастиям. А какую роль в твоей жизни играет музыка?

(Ответы учащихся)

Музыка сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

В наше время музыка, даже самая лучшая, стала доступней воды из крана. Но так же, как вы не станете пить любую воду, вы не должны окунаться бездумно в мир музыки. Я хочу помочь вам не захлебнуться в этом многообразии современных стилей и направлений, а понять их лучше, чтобы каждый мог сделать выбор для себя.

(Слушание и определение современных стилей в музыке)

3.Основной этап (слайд № 2)

Учитель: Сегодня на урок я пришла не одна. Со мной таинственный господин, имени которого мы не знаем. Кто он, откуда явился к нам? Каков его характер? Для нас это пока загадка. Но я предлагаю определить его имя.

Первая буква – руководитель оркестра (дирижёр) Д

Вторая буква - понятие, обозначающее разновидность музыкального произведения по различным признакам (жанр) Ж

Третья буква – сольный номер оперы (ария) А

Четвёртая буква – певец – солист, исполняющий запев З

(запевала)

Наш урок я хочу провести в виде передачи «Музыкальный калейдоскоп». Чтобы лучше представить образ Джаза, попробуем проследить историю его жизни.

Итак, мы начинаем…(слайд№ 3 )

«Если вы, слушая эту музыку, не притопываете ногой, вам никогда не понять, что такое джаз», - говорил Луи Армстронг, один из самых популярных музыкантов прошлого столетия (пример шоу икс – фактор: Яков Головко)

Слушаем Луи Армстронга «Go down mouses»

Родился джаз на юге США в начале 20-го века и с поразительной быстротой распространился по всему мир. Родиной джаза - город Новый Орлеан, где великая река Миссисипи впадает в океан.(слайд № 4)

Здесь, как и по всему югу Америки, жило много негров, бывших рабов с плантаций.

Вопрос: Как Вы думаете, трудно ли жилось неграм в ту пору? (Бичер Стоун « Хижина Дяди Тома»)

- (слайд № 5)

Джаз возник в США среди угнетённого, бесправного негритянского населения, среди потомков черных рабов, когда-то насильно увезенных со своей родины. Невольники находили утешение в музыке, негры удивительно музыкальны. Особенно тонко и изощренно их чувство ритма. В редкие часы отдыха они пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши, ударами по пустым ящикам, жестянкам – всему, что находилось под рукой. Шли годы. В памяти стирались воспоминания о музыке страны предков, на слух воспринималось то, что звучало вокруг – музыка белых. А те пели, в основном, христианские религиозные гимны. И негры тоже стали их петь. Но петь по-своему, вкладывая в них всю свою боль, надежду на лучшую жизнь. Так возникли негритянские духовные песни спиричуэлс.

Небольшие оркестры джаз – бенды разъезжали на грузовиках и телегах, и устраивали настоящие музыкальные сражения. Судила собравшаяся толпа.

Вопрос: А знаете ли Вы, какая участь ожидала побеждённый оркестр?

С шумным весельем толпа привязывала один грузовик или телегу к другому – побеждённые тащили победителей. Вот такое уличное воспитание получил в детстве наш джаз.

(слайд № 6)

Слово «jazz», первоначально «jazz-band», стало применяться в середине 1-го десятилетия 20 в. в южных штатах для обозначения музыки, создаваемой небольшими нью-орлеанскими ансамблями (в составе трубы, кларнета, тромбона, банджо, тубы или контрабаса, ударных и фортепиано (Обратите внимание на инструменты)

Сорванец с улицы подрос, и лет в 15 отправился из родного города (какого?) на людей посмотреть и себя показать. Да к тому же время пришло и о заработке подумать. (слайд № 7) Больше всего работы оказалось в двух городах Америки – Чикаго и Нью-Йорке. Работа пришлась ему по вкусу – развлекать публику музыкой и танцами в клубах и увеселительных заведениях.

Так прошла ранняя юность нашего Джаза…

А через несколько лет у Джаза уже была мировая слава. Джаз разъезжал по Америке и Европе. И везде умудрился завести верных друзей. Талантливые люди в разных странах не просто подражали Джазу, а делали это по-своему.

Когда Джаз сделался совсем знаменитым, все вокруг стали спрашивать, откуда он свои таланты унаследовал. И убедились – от серьёзного Спиричуэла, грустного Блюза, весёлого Регтайма.

Попадая из Африки в Америку в качестве рабов, негры привозили туда и свои обычаи. Музыка – одна из них.

Музыка для африканцев носит, прежде всего, социальный характер, имеет ритуальный смысл, служит выражением чувств.

Многие элементы, присущие негритянской музыкальной культуре, отражены в музыке.

1) Спиричуэлс (щелчки пальцами)

2)Блюз

3)Регтайм

Работа в терминологических словарях (слайд № 8)

Спиричуэл – повлиял на развитие джазового стиля, песни американских негров религиозного содержания . (слушание музыки спиричуэлса )

Блюз - народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком. (слайд № 9 ) (слушание музыки блюза)

Блюз вошел в мировую культуру одновременно с ранним джазом, и как казалось в те годы, в неразрывной связи с ним. Во – первых, что такое блюз вообще. Это светские лирические песни негров, живших вдоль реки Миссисипи. Это были сольные песни в сопровождении банджо или гитары. По своему жизненному содержанию блюзы совсем не похожи на возвышенные скорбные, полные веры, страдания и протеста хоровые песнопения спиричуэла. В блюзах тоска соединена с веселым отчаянием, безверием. Негритянский поэт Хьюс писал: «Блюзы на меня всегда производили впечатление беспредельно грустной музыки. Гораздо более грустной, чем спиричуэл. Это потому, что в блюзах горесть не смягчена слезами, а наоборот ожесточена смехом, противоречивым смехом горя, который рождается, когда нет веры, на которую можно опереться ».

За диким, отчаявшимся весельем блюзов скрывается трагедия всего народа.

Регтайм танцевальная музыка особого, ритмического склада. (слайд № 10)

Регтайм был музыкой, всецело предназначенной для фортепиано. Почему же из всех возможных инструментов, известных в Америке, проводником регтайма стало фортепиано?

А как вы думаете, ребята?

(Ответы учащихся)

Суть дела в том, что фортепиано было самым распространенным, самым «домашним», доступным в исполнительском смысле инструментом Америки той эпохи .(слушание музыки регтайма)

Джаз повзрослел. Надоела ему слава неугомонного весельчака и танцора. Он хотел, чтобы к нему относились внимательно и серьёзно, чтобы любили его не только в минуты шумных развлечений. Характер его становился переменчивым. Прежде его хвалили за горячий нрав, теперь его видели чересчур уж спокойным, порой даже холодным. А бывало каким-то дёрганым, нервным. И благородного общества перестал чураться – его стали видеть в филармонии и оперном театре.(Пример нашей филармонии)

Побывал он и в нашей стране, и даже в нашем городе существует (Молодежный джаз-бенд Fusion Band в программе: "Джаз-рок-фанк-соул Оркестр консерватории)

Сегодня джаз чрезвычайно разнообразен. Он включает в себя огромное количество стилей и направлений.(на листочках узнаете)

Учитель : Для закрепления материала предлагаю тесты.

Попробуем нарисовать психологический портрет Джаза:

1) учтивость, религиозность, важность – от(спиричуэлса);

2) нежность, романтичность, мечтательность – от(блюза);

3) веселый нрав, жизнерадостность, живость характера – от (регтайма).

С этим направлением в музыке вы встречались в 6 классе, вспомните прекрасную колыбельную песню из оперы Дж. Гершвина « Порги и Бесс».

(слайд № 11)

Джордж Гершвин - известный американский композитор первой половины 20 столетия. В своём творчестве он сумел объединить казалось бы несовместимое: музыку европейского позднего романтизма, джаза и эстрады.(слайд № 6)

Композитор родился в бедном районе Нью – Йорка – Бруклине и со временем не раз называл себя « воспитанником бруклинских негров.»

Чем же он так прославился?

Ведь в ту пору (первая половина 20 века) в Америке были и другие композиторы.

Гершвин был первым, кто в основу своей музыки положил негритянскую народную музыку джазового характера, сочетая ее с приемами европейской симфонической музыки. Это было неожиданно, необычно и обратило на себя внимание во всем мире.

Так возник стиль музыки, получивший название «симфоджаз».

Может, вы сами попытаетесь расшифровать это слово?

-(Это слияние симфонической музыки и джаза.)

Слушание отрывок из « Порги и Бес»

Что лежит в основе джазовой музыки? (слайд № 12)

Импровизация. Джазовый музыкант выступает и автором того, что играет.

Джазовый импровизатор это не композитор и исполнитель в одном лице, а особый тип художника. Он создаёт музыкальное произведение во взаимодействии с партнёрами по – ансамблю, поэтому импровизация -это искусство игры, диалога, многостороннего общения на языке музыки.

Ритм

Характерный сбивчивый (синкопированный) , акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов.

Роль ритма в джазе – это главное. Существование ритм. – группы принципиально для джаза. Само по себе вдохновенное чувство ритма, которое неизменно демонстрирует джазовый артист, способно вызвать восторг публики.

Джаз – ровесник XX века и одна из самых больших его знаменитостей. Ему уже более 100лет. По человеческим понятиям – старик. А по музыкальным, его возраст – сущий пустяк. Ведь очень многое в музыке живет столетиями и даже тысячелетиями.

А теперь попробуем создать образ Джаза с помощью музыкальных красок. Для этого нам нужно отобрать инструменты, характерные лишь для него.

(Учитель показывает инструменты, дети сигнализируют карточками о наличие инструмента в джаз-бэнде).

Вывод: излюбленные инструменты Джаза: труба, тромбон, кларнет, рояль, контрабас, саксофон, гитара, ударные – барабаны, тарелки.

5. ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА

Сегодня я познакомлю Вас с новой песней. Ваша задача – определить стиль, в котором она написана.

Разбор песни Исидора Бейлина(родился в 1888 году), выходца из России, который в 14 лет оказался с родителями в США и стол одним из самых известных во всём мире композиторов американской популярной музыки.

Песня « Самый лучший в мире – джаз» - разбор, исполнение.

(песня с текстом находится на парте у каждого ученика)

Учитель: Джаз – уникальное явление 20 века, музыкальный феномен. Он представляет широкую панораму звуков и вызывает множество эмоций – нужно лишь суметь их услышать и позволить наслаждаться ими.

Рефлексия:

Подводя итог, постараемся вспомнить всё, о чём говорилось на этом уроке.

1. Как же появился джаз? Откуда берутся его истоки?

2. Какие направления джаза вы сегодня услышали? (регтайм, блюз).

3. Американский композитор xx века.

4. Сочинение музыки во время её исполнения.

5. Жанр негритянской песни, повлиявший на развитие джазового стиля. Негритянская религиозная песня.

Домашнее задание

Учитель: Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание. Задание по группам: 1-я группа подготовит информацию о Луи Армстронге, 2-я группа – о Дж. Гершвине.

Анализ уровня активности учащихся, оценка знаний.

Выставление оценок за работу на уроке в журнал и дневники учащихся.

Мистер Джаз прощается с Вами. До новых встреч, юные ценители искусства!

Под музыку дети выходят из класса.


Соул, свинг?

О том, как звучит композиция в этом стиле, известно, наверное, каждому. Этот жанр возник в начале ХХ века в Соединенных Штатах Америки и представляет собой определенное соединение африканской и европейской культуры. Удивительная музыка практически сразу же привлекла к себе внимание, нашла своих поклонников и быстро распространилась по всему миру.

Джазовый музыкальный коктейль передать достаточно сложно, так как он сочетает в себе:

  • яркую и живую музыку;
  • неповторимый ритм африканских барабанов;
  • церковные песнопения баптистов или протестантов.

Что такое джаз в музыке? Определение этому понятию дать очень сложно, так как в нем звучат на первый взгляд несовместимые мотивы, которые, взаимодействуя между собой, дарят миру неповторимую музыку.

Особенности

Какими характерными чертами обладает джаз? Что такое джазовый ритм? И в чем особенности этой музыки? Отличительными чертами стиля считаются:

  • определенная полиритмия;
  • постоянная пульсация битов;
  • совокупность ритмов;
  • импровизация.

Музыкальный ряд у этого стиля красочный, яркий и гармоничный. В нем четко прослеживается несколько отдельных тембров, которые сливаются воедино. В основе стиля лежит неповторимое сочетание импровизации с заранее продуманной мелодией. Импровизацией может заниматься как один солист, так и несколько музыкантов в ансамбле. Главное, чтобы общее звучание было четким и ритмичным.

История джаза

Это музыкальное направление развивалось и формировалось на протяжении столетия. Джаз возник из самых недр африканской культуры, так как чернокожие невольники, которых привезли из Африки в Америку, чтобы понимать друг друга, научились быть одним целым. И, как следствие, создали единое музыкальное искусство.

Для исполнения африканских мелодий характерны танцевальные движения и применение сложных ритмов. Все они совместно с привычными блюзовыми мелодиями легли в основу создания совершенно нового музыкального искусства.

Весь процесс сочетания африканской и европейской культуры в джазовом искусстве начался с конца XVIII столетия, продолжался весь XIX век и только в конце ХХ столетия привел к возникновению совершенно нового направления в музыке.

Когда появился джаз? Что такое джаз Западного побережья? Вопрос достаточно неоднозначный. Появилось это направление на юге Соединенных Штатов Америки, в Новом Орлеане, ориентировочно в конце девятнадцатого столетия.

Первоначальный этап возникновения джазовой музыки характеризуется своего рода импровизацией и работой над одной и той же музыкальной композицией. Она воспроизводилась главным солистом на трубе, исполнителями на тромбоне и кларнете в совокупности с ударными музыкальными инструментами на фоне маршевой музыки.

Основные стили

История джаза началась достаточно давно, и в результате развития этого музыкального направления появилось множество различных стилей. Например:

  • архаический джаз;
  • блюз;
  • соул;
  • соул-джаз;
  • скэт;
  • нью-орлеанский стиль джаза;
  • саунд;
  • свинг.

Родина джаза наложила большой отпечаток на стиль этого музыкального направления. Самым первым и традиционным видом, создаваемым небольшим ансамблем, стал архаический джаз. Музыка создается в виде импровизации на темы блюза, а также европейских песен и танцев.

Достаточно характерным направлением можно считать блюз, мелодия которого основана на четком такте. Для этой разновидности жанра характерно жалостливое отношение и воспевание утраченной любви. Одновременно в текстах прослеживается легкий юмор. Джазовая музыка подразумевает под собой своего рода инструментальную танцевальную пьесу.

Традиционной негритянской музыкой считается направление соул, связанное напрямую с блюзовыми традициями. Достаточно интересно звучит нью-орлеанский джаз, который отличается очень точным двудольным ритмом, а также наличием нескольких отдельных мелодий. Для этого направления характерно то, что основная тема повторяется несколько раз в различных вариациях.

В России

В тридцатые годы в нашей стране был весьма популярен джаз. Что такое блюз и соул, советские музыканты узали в тридцатые годы. Отношение власти к этому направлению было весьма негативным. Изначально джазовых исполнителей не запрещали. Однако имела место достаточно жесткая критика этого музыкального направления как составляющей всей западной культуры.

В конце 40-х годов джазовые коллективы подверглись гонениям. Со временем репрессии в отношении музыкантов прекратились, однако критика продолжалась.

Интересные и увлекательные факты о джазе

Родина джаза - Америка, где сочетались различные музыкальные стили. Впервые эта музыка появилась среди угнетенный и бесправных представителей африканского народа, которых насильно увезли со своей родины. В редкие часы отдыха рабы пели традиционные песни, аккомпанируя при этом себе хлопками в ладоши, так как у них не было музыкальных инструментов.

В самом начале это была самая настоящая африканская музыка. Однако со временем она видоизменялась, и в ней появились мотивы религиозных христианских гимнов. В конце XIX века появились и другие песни, в которых был протест и жалобы на свою жизнь. Такие песни начали называть блюзом.

Основной особенностью джаза считается свободный ритм, а также полная свобода в мелодическом стиле. Музыканты, играющие джаз, должны были уметь импровизировать индивидуально или коллективно.

Со времен своего возникновения в городе Нью-Орлеане джаз успел пройти достаточно сложный путь. Он распространился сначала в Америке, а затем уже и по всему миру.

Лучшие джазовые исполнители

Джаз - особая музыка, наполненная необычной изобретательностью и страстью. Она не знает границ и пределов. Известные джазовые исполнители способны буквально вдохнуть в музыку жизнь и наполнить ее энергией.

Самым известным джазовым исполнителем считается Луи Армстронг, который почитается за свой живой стиль, виртуозность, изобретательность. Влияние Армстронга на джазовую музыку неоценимо, так как он является величайшим музыкантом всех времен.

Большой вклад в это направление внес Дюк Эллингтон, так как он использовал свой музыкальный коллектив в качестве музыкальной лаборатории для проведения экспериментов. За все годы своей творческой деятельности он написал множество оригинальных и неповторимых композиций.

В начале 80-х годов самым настоящим открытием стал Уинтон Марсалис, так как он предпочел играть акустический джаз, что произвело настоящий фурор и спровоцировало возникновение нового интереса к этой музыке.

Р оберт Паттинсон, Бойд Холбрук, Ален-Фабьен Делон, A$AP Rocky — что объединяет этих людей? Все они в свое время были лицами рекламных кампаний Dior Homme. Удивлены увидеть в списке последнее имя? А зря: A$AP Rocky связан с миром моды больше, чем может показаться на первый взгляд — он завсегдатай первых рядов на самых громких показах, а недавно и вовсе создал коллекцию для британского бренда J.W. Anderson. И Раким Майерс (настоящее имя рэпера) — далеко не единственный хип-хоп-артист, который вызывает ажиотаж в модной среде.

История взаимоотношений моды и «черной» культуры началась больше века назад, а ее стартовой точкой можно обозначить тот момент, когда в Новом Орлеане группа афроамериканских музыкантов начала экспериментировать со звучанием — так зародился новый стиль: джаз. Для джазовых музыкантов создание определенного образа с помощью одежды стало своего рода актом самоидентификации: несмотря на то, что рабство к тому моменту было отменено более чем полвека назад, афроамериканцам все еще приходилось отстаивать право считаться полноценными членами общества. Джазмены носили пижонские костюмы — белые, в полоску, непременно с платком в нагрудном кармане, — галстук-бабочку и лакированные туфли. В 1920−30-е годы джазовые музыканты в каком-то смысле получили статус законодателей моды: в Нью-Йорке происходила культурная революция (так называемый «гарлемский Ренессанс»), и в черные кварталы постепенно подтягивались «белые» любители джаза, которые перенимали вкусы местных жителей не только в музыке, но и в моде.


Луи Армстронг в компании музыкантов на выступлении в Новом Орлеане, 1920-е

Если окинуть взглядом прошлое, станет понятно, что для афроамериканцев одежда всегда представляла собой яркий культурный маркер, который, во‑первых, служил визуальным отождествлением целого сообщества, а во-вторых, помогал бедным ребятам заявить о себе, поднять самооценку и сказать: «Мы здесь, и у нас есть голос». В этом контексте первым делом приходит на ум, конечно, пример зут-сьюта, который стал для афроамериканских мужчин в 1930—1940-е годы буквально манифестом культурной стратификации. Мешковатый пиджак с нарочито расширенной линией плеча, подпоясанные на талии брюки, словно на несколько размеров больше, — сам вид зут-сьюта почти кричал о том, что его обладатель хочет в прямом и переносном смысле преувеличить свою фигуру в пространстве, стать более значимым. В конечном итоге зут-сьютеры сформировали отдельную субкультуру, которая оказала заметное влияние на модные течения белого комьюнити: от тедди-боев 1950-х до знаменитых расслабленных костюмов Джорджо Армани, с которыми он ворвался в моду в 1980-е.


Зут-сьютеры, 1943 г.

К середине 1980-х на музыкальную сцену Нью-Йорка вышли исполнители хип-хопа — нового жанра, зародившегося десятилетие назад в латиноамериканских кварталах Бронкса. Как и предшествовавшие им джазмены и зут-сьютеры, темнокожие речитативщики нашли в одежде способ самоутверждения. Парень из неблагоприятного района, где стрельба при свете дня — обычное дело, мечтает подняться с социального дна, разбогатеть и больше не чувствовать себя отбросом общества. Что он делает? Правильно, идет на рынок контрафакта и покупает футболку Louis Vuitton — атрибут, пусть и поддельный, роскошной жизни, а затем отправляется читать рэп о своей нелегкой судьбе. «Fake it till you make it» — девиз, которым первое время руководствовалась добрая половина хип-хоп-движения.


Снуп Догг и Тупак Шакур на церемонии MTV Video Music Awards, 1996

Мантра сработала: спустя несколько лет хип-хоп-артисты начали появляться на новомодном музыкальном канале MTV и неплохо зарабатывать, и уже могли позволить себе купить настоящие брендированные вещи заветных Tommy Hilfiger, Ralph Lauren (возведенный в культ нью-йоркской группировкой Lo Lifes), Louis Vuitton и Gucci. Чем большую популярность набирал сам жанр и его адепты, тем более лакомым куском становились атрибуты хип-хоп культуры для индустрии люкса. Мода, которая с конца 1950-х неизменно двигалась в сторону омоложения и того, что сегодня назвали бы «хайп», постепенно начала заходить на территорию некогда маргинальной субкультуры. И вот уже в коллекции статусного Дома Chanel осень-зима 1991/1992 находится место цепям, объемным бомберам и надетым задом наперед кепкам, а следом за ней выходит легендарная рекламная кампания, в которой Кристи Тарлингтон скачет в спортивном костюме и жемчужных бусах Chanel. А в 1996-м Джанни Версаче приглашает Тупака Шакура — знатного почитателя барочных принтов Versace — пройтись по подиуму в качестве модели.


Настоящий бум на такого рода взаимопроникновения случился с приходом нового миллениума: растущие цены на нефть обеспечили главным игрокам на мировой политической арене безбедное существование, люди начали зарабатывать и, соответственно, тратить больше, а образ жизни в стиле лакшери стал общепризнанным bon ton. Убедительнее всех его транслировали хип-хоп-артисты, которые уже позабыли, что вообще-то изначальный посыл их творчества заключался в том, чтобы продвигать глубокие идеи борьбы за права своих братьев и сестер. Они как заведенные начали снимать многомиллионные клипы, в которых щеголяли в любезно предоставленных им вещах из последних коллекций, как бы невзначай упоминали любимые бренды в своих речитативах (первым в этом деле был Грэндмастер Флэш еще в 1982 году с нэймдроппингом Calvin Klein) и участвовали в околомодных фотосессиях (все помнят иконическое фото Lil" Kim в объективе Дэвида Лашапеля, где ее обнаженное тело покрыто монограммой LV?). Новые ролевые модели для целого поколения, адепты хип-хопа одевались нарочито вычурно: драгоценные украшения с неприлично крупными камнями («bling-bling»), анималистичные принты по соседству с меховыми шубами и максимально сексуально заряженные наряды девушек несли безмолвное послание: «Посмотри, насколько я крут и что я могу себе позволить». Подобные декламации привлекли внимание больших модных домов: в конце концов, разве не такой же образ жизни они пропагандируют? Хип-хоп стал действенным маркетинговым инструментом, который стремились так или иначе задействовать все.


Мисси Эллиотт на премьере фильма «Подводная братва», 2004 г.

Вот вам лишь несколько примеров. В 2008 году Фаррелл Уильямс объединился с Louis Vuitton, чтобы создать лимитированную коллекцию украшений, а год спустя по его стопам пошел Канье Уэст — с его легкой руки ассортимент люксового бренда пополнился линейкой кроссовок. Пожалуй, именно эти два исполнителя новой волны стали наиболее влиятельными хип-хоп-фигурами в контексте моды: Фаррелл — благодаря своему отличному вкусу и шляпам в духе «Buffalo Girls» Малкольма Макларена, а Уэст — благодаря неподдельному интересу к моде, который привел его в первые ряды показов Dior и Chloé и заставил сделать маски Maison Margiela и рубашки Céline частью своих сценических костюмов. Но на этом дело не закончилось.


Канье Уэст на концерте в рамках The Yeezus Tour в маске Maison Margiela

К примеру, пришедший в 2004 году на пост креативного директора Givenchy Риккардо Тиши то и дело обращается к уличной культуре, включая в свои коллекции вещи, традиционно считавшиеся униформой рэперов: баскетбольные шорты, свитшоты и т. д. В 2013 году модному нью-йоркскому универмагу Barney’s удалось поднять вокруг своего имени настоящую шумиху, впервые в своей истории пригласив к сотрудничеству звезду хип-хопа — Jay Z. Тот вместе с такими брендами, как Balenciaga, Balmain и Proenza Schouler, работал над специальной рождественской коллекцией для универмага, вырученные средства от которой пошли на благотворительность. Хип-хоп-исполнители все чаще стали украшать собой обложки модных журналов и становиться амбассадорами почтенных брендов с приставкой «люкс». Так, в 2014 году Канье Уэст по приглашению Оливье Рустена (они близкие друзья) вместе со своей благоверной — Ким Кардашьян — снялся для рекламной кампании Balmain. В 2015-м Рианна была назначена новым лицом рекламной кампании Dior Secret Garden, став первой в истории темнокожей девушкой, получившей такую роль. Напомним, что на сегодняшний день за спиной певицы помимо прочего — коллекция обуви для Manolo Blahnik и линейка очков для Dior.



Один за другим на свет начали появляться хип-хоп-треки, воспевающие оды брендам сегмента high luxury: Jay Z и его «Tom Ford », A$AP Rocky и «Fashion Killa », Migos и «Versace », Soulja Boy и «Gucci Bandana », Канье Уэст и «Christian Dior Denim Flow ». Не говоря уже о том, что просмотр хип-хоп-клипов стал походить на игру «Угадай мелодию»: в платье из какой коллекции какого бренда появилась Ники Минаж на второй минуте «Anaconda»? Иные работы и вовсе способны перещеголять видеокампэйны брендов: так, нашумевший альбом Бейонсе «Lemonade» заставил авторитетное онлайн-издание Business of Fashion включить его в список лучших fashion-видео сезона и поставить в пример всем остальным претендентам. И действительно, эстетическая составляющая каждого клипа в составе видеоальманаха «Lemonade» заставляет говорить о нем как о полноценном fashion-феномене.


Кадр из клипаBeyonce «Formation"

Так что же было раньше — курица или яйцо? Вернее, что имеет первоочередное значение в отношениях между модной индустрией и афроамериканской культурой, которая на сегодняшний день проявляет себя преимущественно через хип-хоп? Кто получает больше выгоды: Бейонсе, которая, выгуливая в своем клипе новехонький наряд от Gucci, создает себе статус fashion-иконы? Или Gucci, для которого подобный product placement — появиться в видео одной из главных звезд современной музыкальной индустрии, поднимающей в своих песнях актуальные проблемы — от феминизма до расового равноправия, — абсолютная победа в стремлении заставить говорить о себе буквально всех? Очевидно, однозначного ответа на эти вопросы нет: если бы союз не был взаимовыгоден для обеих сторон, он вообще вряд ли случился бы. Интересно другое: два самых свежих примера — A$AP Rocky в рекламной кампании Dior Homme и Мисси Эллиотт у Marc Jacobs — не апеллируют, в отличие от предыдущих прецедентов, лишь к имиджевой, внешней стороне героев. Что Крис ван Аш, креативный директор мужской линии Dior, что Марк Джейкобс в один голос говорят: для них эти персонажи — ролевые модели, вдохновляющие не только своей манерой одеваться, но и талантом, который помог им добиться успеха. Правда это или нет, но такой подход — ключевой для современной индустрии моды и маркетинга вообще: за красивой оболочкой непременно должно скрываться нечто более стоящее и убедительное. Fashion-конгломераты начали видеть за «черной» культурой не просто bling-bling, и это большой прорыв.