Театральные вузы с бюджетными местами. Актерские университеты США: лучшие вузы для будущих звезд

  • 07.04.2019

Показаны записи 1-13 из 13

Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой
АРБ им. А. Я. Вагановой

БИИЯМС
Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова
ВГИК

ВТУ им. М.С.Щепкина

ИРТ

Институт современного искусства

МГИК

МИТУ-МАСИ
Российская Государственная специализированная академия искусств
РГСАИ
Российский университет театрального искусства – ГИТИС
ГИТИС-РАТИ
Сергиево-Посадский филиал Всероссийского государственного университета кинематографии имени С. А. Герасимова
Сергиево-Посадский филиал ВГИК

ТИ им. Б. Щукина

Школа-студия МХАТ

Театральные вузы: институты и университеты

Театр не отображающее зеркало, а — увеличивающее стекло.

Маяковский В.

Великое и волшебное театральное искусство возвышает жизнь человеческого духа на сцене и со сцены. Как говорил Ромен Роллан: «Театр должен просвещать ум. Он должен наполнять светом наш мозг...» Этому определению вполне соответствует русский театр, который славится на весь мир не только своими постановками, но и знаменитой школой обучения актёрскому мастерству. Многие театральные училища и институты существуют при известных театрах.

У театра великая будущность, как у всего, что имело великое прошлое.

Карел Чапек

Театральные ВУЗы свято чтят традиции актёрской школы XIX века и продолжают обучение на том же высоком уровне. Преподаватели ВУЗов, состоявшиеся в театре как актёры и режиссёры, самоотверженно передают свой опыт студентам.

В театральных ВУЗах готовят не только актёров. Существуют и другие направления подготовки, кроме актёрского мастерства:

  • режиссура;
  • драматургия;
  • сценография;
  • музыкально-театральное искусство.

Помимо специального образования, театральные ВУЗы дают основательные знания по литературе, мировому искусству, истории театра — русского и мирового. По окончании института выпускники могут состояться в любой творческой работе: в театре, кино, в качестве педагогов театральных студий.

Если б то состояние души артиста, которое называется вдохновением, продолжалось бы беспрерывно, нельзя было бы и одного дня прожить.

Чайковский П.И.

ТОП-5 самых именитых театральных ВУЗов России выглядит следующим образом:

  • Высшее театральное училище им. М.С. Щепкина при Малом театре России ;

Традиционно, лучшие театральные ВУЗы находятся в Москве и Санкт-Петербурге. Но и в других городах России театральные институты славятся своей образовательной школой — Казани, Уфе, Екатеринбурге, Смоленске, Хабаровске, Ярославле и других городах России.

Театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. Изъян в идее пьесы нельзя ничем закрыть. Никакая театральная мишура не поможет.

Станиславский К.С.

Поступление в театральный институт отличается от поступления в другие ВУЗы тем, что помимо результатов ЕГЭ необходимо выдержать творческий конкурс — прослушивание в 3-4 тура, написать сочинение. На этапах прослушивания требуется прочесть наизусть стихи, басни, прозу, проявить танцевальные, музыкальные, импровизационные способности. Заинтересовать комиссию и успешно пройти прослушивание — главное испытание при поступлении. Всё остальное — вторично. Учёба в любом российском театральном ВУЗе даёт качественное театральное и гуманитарное образование.

Актёр или режиссёр театра — это не только профессия, но и призвание, самоотдача, вдохновение. Кроме таланта и трудолюбия требуется самый настоящий кураж, позволяющий удерживать внимание и интерес зрителей долгое время.

Среди абитуриентов всегда было много желающих стать актёрами. Эта профессия привлекает своей яркой внешней стороной, рождая множество мифов. Но рано или поздно молодое дарование понимает, что театральных студий и курсов недостаточно для профессионального роста. В нашей стране много городов, где обучают этой привлекательной профессии. Но всё же самые популярные - это театральные Нами составлен их рейтинг по популярности и престижности.

ГИТИС

Этот вуз считается крупнейшим у нас в стране и в Европе, пользуется он известностью и в других странах. Здесь можно получить образование по разным специальностям для работы в театре на нескольких факультетах.

ГИТИС отличается разнообразием методик преподавания, в зависимости от того, кто является художественным руководителем курса. Готовят здесь специалистов для разных видов театрального искусства, не только для драматического театра. Вуз считается творчески более свободным, так как не привязан к какому-либо театру, в отличие от некоторых других институтов. Здешняя режиссёрская школа очень котируется. Дата основания - 1878 год. В Москве ГИТИС является старейшим театральным Но если рассмотреть то можно найти ещё старше. Например, СПбГАТИ открылась в 1779 году.

Школа-студия при МХТ им. А. П. Чехова

Дата основания студии - 1943 год. Несмотря на то что в названии фигурирует слово "школа", по факту это высшее учебное заведение. В театральном кругу считается очень престижной, открытой всему новому, хотя открылась позже, чем другие. Правда, есть мнение, что уровень преподавательского состава бывает неровным: от всеми признанных мэтров до малоизвестных мастеров.

Имеется три факультета: актёрский, сценографии и театральной технологии, продюсерский, также множество разнообразных кафедр. Студенты здесь загружены полностью, в отличие от ГИТИСа: мастерство актёра проходит каждый день по два раза. Учебный театр пользуется популярностью у зрителей. Проводятся открытые экзамены по профильным предметам, что может быть интересным для абитуриентов. Также студенты советуют: чтобы поступление в театральный вуз увенчалось успехом с большей вероятностью, полезно больше узнать о набирающем учеников мастере.

Театральный институт имени Бориса Щукина при театре имени Евгения Вахтангова

Год основания - 1914-й. Между собой называют Щукинским, или Щукой. Институт отличается тем, что ориентирован на яркую индивидуальность будущего актёра, чему способствует атмосфера творческого настроя в учебном процессе, которую активно поддерживает ректор Евгений Князев.

Есть два и режиссёрский. Существует ещё магистратура «Театральное искусство», где учатся два года и аспирантура по двум направлениям: «Теория и история искусства» и «Искусствоведение», там учатся три года. Считается, что Щука возглавляет список театральных вузов по особому подходу к подбору преподавательского состава. Здесь в основном преподают те, кто сами выросли в этих традициях и продолжают передавать их новым поколениям.

Театральное училище им. Михаила Щепкина при Малом театре

Год основания - 1809 год. Это небольшой институт, потому что выпускает только артистов. Говорят, что здесь при поступлении на положительное решение комиссии влияет типаж: русские богатыри и красавицы имеют больше шансов. В народе этот вуз называют Щепкинским, или Щепкой.

В основном здесь также стараются развивать педагогическую преемственность. Все театральные вузы отличает строгость к соблюдению правил внутренней институтской жизни, но Щепка среди них более консервативна. Актёрское мастерство преподаётся в традиционном классическом стиле - это придаёт вузу свою характерную черту.

ВГИК

Год основания - 1919-й. Во ВГИКе есть разные факультеты, где готовят специалистов для телевидения, кино. При этом обучение построено на системе творческих небольших мастерских. Общение между педагогами и студентами построено на доверительном отношении друг к другу, которое помогает создать благоприятную дружескую атмосферу.

ВГИК отличается тем, что принимает ребят в 25 лет и старше, чем не могут похвастаться другие театральные вузы. Данное учебное заведение имеет такое преимущество, как своя киностудия с техническим оснащением, достаточным, чтобы создавать дипломные фильмы. В институте ведётся научная и исследовательская работа, есть аспирантура, где готовят к педагогической и научной деятельности. Существует очная и заочная форма обучения. Очная форма есть на всех факультетах, заочная - на операторском, сценарно-киноведческом и экономическом факультете.

Особенности поступления

Чтобы приступить к обучению, нужно пройти творческий конкурс, который является решающим. Этим отличается поступление в театральный вуз, здесь ЕГЭ влияет на возможность учиться на бюджетной основе, но не гарантирует самого факта зачисления. Одного таланта и желания недостаточно, необходимо много работать над собой, жертвовать временем и силами. Эти требования сохраняют актуальность на всё время обучения, так как театральные вузы выделяются среди прочих очень высоким процентом отсева.

При каждом вышеперечисленном институте существуют подготовительные курсы по специальностям. Знатоки советуют готовиться к поступлению как минимум за полгода, а лучше за год. Необходимо подобрать программу, выучить, разобрать и начитать на публику (можно читать друзьям и близким), чтобы на практике научиться справляться со скованностью. Можно нанять репетитора и заниматься индивидуально, если позволяет финансовое положение. К выбору репетитора следует подойти очень тщательно: навести справки, попросить показать диплом. Имеет смысл поступать во все вышеперечисленные театральные вузы сразу - так шанс пройти конкурс увеличится.

Главное - очень захотеть

Не всем может повезти учиться на актёра в Москве, но если желание действительно сильное, то можно попытать счастье в другом городе. Например, театральные вузы Санкт-Петербурга также очень котируются среди профессионалов. Главное для абитуриента - иметь боевой настрой и максимальную готовность жертвовать собой.

Настоящими актёрами эта профессия воспринимается как служение зрителю, а не просто как обычная работа. Потому что самоотдача в ней - высочайшая. Ежедневные репетиции при полной физической и психической выкладке, практически круглосуточная работа над ролью, публичность. И только потом актёр может рассчитывать на аплодисменты и успех у зрителей.

Напоследок ещё раз перечислим лучшие так называемую знаменитую большую пятёрку: ГИТИС, МХАТ, Щукинское, Щепкинское, ВГИК.

Институты актерского мастерства США хорошо известны за пределами Штатов. В рейтинге университетов, специализирующихся на обучении исполнительским видам искусств от QS World University Rankings 2016, первое место занимает именно американское учебное заведение - The Juilliard School. А выпускники театральных вузов США блистают на лучших подмостках мира и покоряют ковровые дорожки международных кинофестивалей, прославляя имена своих альма-матер.

Программы актерского образования в США

Студенты, выбравшие в качестве основного направления своей учебы театр, изучают самые разные аспекты драматического искусства - начиная от дизайна костюма, заканчивая актуальными тенденциями в современном театре. Не остаются в стороне и другие медиа: студенты могут целенаправленно готовиться к актерской или режиссерской карьере в кино и на телевидении.

Степень, которую получают будущие актеры, режиссеры и сценаристы по завершению обучения в университете называется Bachelor of Arts (BA) или Bachelor of Fine Arts (BFA). Некоторые вузы предлагают также магистерские программы - Master of Fine Arts.

Надо сказать, что изучать актерское мастерство или историю театра можно не только в институтах актерского мастерства. Подобные программы предлагают многие гуманитарные колледжи. Однако на рынке труда во всех странах мира выше всего ценятся именно дипломы специализированных школ.

Лучшие университеты актерского мастерства в США

The Juilliard School, Нью-Йорк

The Juilliard School много лет удерживает звание лучшего учебного заведения мира, обучающего будущих актеров, музыкантов, танцоров. В 2016 году школа в очередной раз возглавила глобальный рейтинг университетов, специализирующихся на обучении исполнительским видам искусств , от QS World University Rankings.

Yale School of Drama, Нью-Хейвен

Yale School of Drama занимает в указанном выше рейтинге 25-ю позицию. В школе есть программы по всем театральным специальностям: актерское мастерство, дизайн костюма, дизайн освещения, дизайн звука, режиссура, драматургия и драматическая критика, театральный менеджмент и др. В копилке учебного заведения больше бродвейских постановок и номинаций на Tony Award, чем у любой другой театральной школы Америки.

Tisch School of the Arts, Нью-Йорк

Tisch School of the Arts готовит не только театральных актеров. В списке программ школы фигурируют также такие курсы как игра в кино и на телевидении. Среди персон, связанных с Tisch, множество знаменитых кино- и театральных актеров, режиссеров, драматургов и продюсеров: Энн Хэтуэй, Вуди Аллен, Мартин Скорсезе, Оливер Стоун, Дебра Мессинг и др.

UCLA, Лос-Анджелес

В отличие от многих других учебных заведений в рейтинге, UCLA не является театральным вузом. Однако университетские программы подготовки актеров, танцоров, режиссеров уверенно конкурируют с аналогичными курсами в специализированных вузах. Многие выпускники UCLA сегодня работают на Бродвее и в Голливуде.

Также в Топ-25 попали такие американские учебные заведения как 25 UC San Diego, The Old Globe & University of San Diego Shiley Graduate Theatre Program, Columbia, A.R.T. at Harvard, CalArts, Rutgers, Carnegie Mellon, American Conservatory Theater, DePaul, University of Washington, UC Irvine, USC School of Dramatic Arts, Brown, Boston University, University of North Carolina, University of Wisconsin, Actors Studio Drama School at Pace University.

Стоимость обучения в университетах актерского мастерства в США

Обучение в престижном театральном вузе в Америке стоит немалых денег. Например, год учебы в Yale School of Drama обойдется в сумму порядка 30 000 долларов. На учебные материалы, проживание и питание придется потратить еще около 20 000 долларов в год.

При этом многие американские вузы не прочь оплатить (полностью или частично) учебу талантливым студентам. В том же Yale School of Drama максимальный размер стипендии достигает 35 500 долларов.

Как правило, стипендии присуждают на основании академических успехов студента, портфолио работ, включающего фото-, видео- и другого формата материалы и/или прослушивания.

Pace University , занявший в рейтинге The Hollywood Reporter 25-ю позицию, тесно сотрудничает с Фондом Кевина Спейси, который выделяет стипендии для студентов театрального отделения.

Размер финансовой помощи составляет 10 000 долларов в год - четверть от общей стоимости обучения в Actors Studio Drama School. Ежегодно стипендию присуждают 7 выдающимся студентам, выбравшим специализацию в следующих областях: актерское мастерство, театр, музыкальный театр, режиссура, театральное/кинопроизводство.

Преподавательский состав Института Телевидения и Радиовещания "Останкино" включает высококвалифицированных специалистов, среди которых профессора, доценты, деятели литературы и искусства, отмеченные за профессиональный труд на телевидении государственными наградами, имеющие ученые степени и почетные звания.
Большинство из них хорошо известны в стране по своей работе на радио и телевидении.

Российская академия театрального искусства - ГИТИС (РАТИ-ГИТИС) - крупнейший театральный ВУЗ в Европе и один из крупнейших в мире. В ГИТИСе учатся студенты почти всех специальностей, связанных со сценическим искусством: режиссеры драмы, музыкального театра, эстрады, цирка, актеры этих же направлений, театроведы и балетмейстеры, сценографы и продюсеры.

Школа-студия при Московском Художественном Театре является государственным образовательным учреждением. Полное название — «Школа-студия (вуз) им. Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТ им. А. П. Чехова». Существует с 1943 года. Открыто три факультета: актёрский (обучение - 4 года), постановочный (обучение - 5 лет) и продюсерский (обучение - 5 лет). Форма обучения - дневная.

Высшее театральное училище (институт) имени М.С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре - старейшее высшее театральное учебное заведение в России.

Высшее театральное училище имени Б. В. Щукина, с 2002г. - Театральный институт имени Бориса Щукина при Государственном Академическом театре имени Евгения Вахтангова - высшее театральное учебное заведение Российской Федерации. Институт готовит специалистов по направлениям: «Актёр драматического театра и кино» и «Режиссёр театра».

Екатеринбургский государственный театральный институт (ЕГТИ) - один из ведущих театральных вузов России наряду с вузами Москвы и Санкт-Петербурга. Является единственным в Уральском регионе высшим театральным учебным заведением.

Институт Русского театра - негосударственное образовательное учреждение, образованное при поддержке Министерства образования и Министерства культуры РФ. Задачей института является сохранение и развитие традиций русской театральной школы, заложенных К.Станиславским, В.Немировичем-Данченко, Е.Вахтанговым, А.Таировым, В.Мейерхольдом. Институт имеет свой учебный театр, балетные классы, современные аудитории, оснащенные всей необходимой аудио, видео и мультимедийной техникой и оборудованием.

Государственное образовательное учреждение города Москвы «Центр образования «МОНОТОН»»(ГОУ ЦО «МОНОТОН») является нетиповым образовательным учреждением для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности в области театрального и сценического искусства.

© В. Богданов / РИА Новости

Желающие учиться на актера пробуются нередко во все театральные вузы - Щепкинское училище, Щукинское училище, Школу-студию МХАТ и РАТИ/ГИТИС (и даже в один нетеатральный ВГИК). Большинству неважно куда - лишь бы взяли. Среднестатистический абитуриент понятия не имеет о том, куда он поступает и чем одна школа отличается от другой. Поэтому, уже стоя под заветной дверью, делятся слухами, более или менее фантастическими. Больше всего мифов на тему того, в каком вузе на что смотрят. В цене любые подробности: «все зависит от типажа»; «во ВГИК могут взять даже 25-летних, а в театральные вузы берут молоденьких»; «во МХАТе нужны мальчики»; «ГИТИС и Щука - школы более игровые»; «Щука похожа на цирк: здесь нужно выкинуть какой-нибудь номер»; «а ГИТИС как большая психбольница»; «во МХАТ в этом году набирает Рыжаков: ходят слухи, что на прослушивании мальчишек просят читать рэп».

В Щепке, как утверждают, приветствуется определенный типаж: статные русские парни богатырского телосложения и благовоспитанные девицы с косой и высоким голосом. Студентка актерско-режиссерского курса ГИТИСа рассказывает, что в период учебы в Щепке играла одних только бабушек с Урала, потому что щепкинская школа ориентирована на амплуа и внешность решает все. Студенты Школы-студии МХАТ полагают, что в ГИТИСе легче получить скидку на фактуру: «Во МХАТе меня никогда, ни разу не просили предъявить характерность, а в ГИТИСе мне сразу сказали: “Почитай как пьяная”». А сами гитисовцы говорят обратное: «У нас педагоги не подгоняют тебя под готовую схему, а пытаются разглядеть твою индивидуальность и идти от нее. В ГИТИСе смотрят на твой внутренний мир, а в Щуке - на внешность». Про то, какую именно внешность ценят в Щуке, показания расходятся с точностью до наоборот. Кто говорит, что сюда берут однотипных красавцев и красавиц, из года в год одних и тех же: высоких, темноволосых и «героичных». А кто - что в Щуке любят смешных, чудных, этаких дурачков, и чем моложе, тем лучше. Ректор Щукинского училища Евгений Князев уверяет: «Бывает, к нам поступают те, которые не проходят никуда: роста маленького и голос не такой - а мы находим в них какую-то индивидуальность».

Школа-студия МХАТ - вуз, наиболее открытый новым веяниям. Студенты тут чувствуют себя на хорошем счету, уверенно говорят о своих перспективах и легко идут на сравнение с другими театральными школами: «В Щуке больше внимания уделяют движению, но там у студентов слишком много свободного времени: актеры учатся полтора часа в день - это на третьем-то курсе! А у нас свободной минуты нет. Занятия по мастерству проходят два раза в день, утром и вечером, иногда приходится готовить по два этюда сразу. А в ГИТИСе занятия мастерством три раза в неделю - ну как это может быть?»

© Сергей Пятаков / РИА Новости

Щепкинское училище лидирует в первую очередь в обеспечении безопасности. На вахте ГИТИСа я набрала номер деканата актерского факультета, представилась, и меня сразу пропустили. В Щуке охранник сам вызвался вылавливать мне актеров в толпе абитуриентов. А охрану Школы-студии МХАТ я и вовсе миновала незамеченной. Щепкинское училище было первой (и, признаться, единственной) школой, в которой с меня потребовали официальное письмо на имя ректора и служебный пропуск, удостоверяющий право задавать вопросы студентам и абитуриентам Высшего театрального училища (института) им. М.С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России. Это была первая традиция, с которой я столкнулась, едва переступив порог старейшей театральной школы.

От новых веяний студентов тут охраняют примерно так же рьяно. Воспитывают в духе патриотизма. Щепкинцы в разговоре со мной не стеснялись пафоса и возвышенных слов: Щепка хранит классические традиции, а традиции - это хорошо; классику уловить сложнее, чем современность; театр всегда был отражением социальной жизни; ставить пьесы нужно как написано; театр должен отсеивать пошлость; любое действие должно быть психологически оправданно; все должно быть по-настоящему, как в жизни. Спрашиваю: «Какой спектакль из последних понравился, запомнился? В каком театре?» - «В Малом. Последний потрясающий спектакль - “Пиковая дама”… Не помню, чья постановка».