"кладовая солнца" - анализ произведения пришвина. Презентация на тему ""Кладовая солнца" М

  • 24.07.2019

Рассказ Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца» повествует о сиротах, о том, как они справлялись с трудностями, как учились жить без родителей.

Главных героев автор описывает очень скрупулёзно. Девочка, Настя, старшая в семье, представляется читателю ответственной и очень трудолюбивой. Она с веснушками на лице, со светлыми волосами, хрупкая и очень умная. Всегда уступала брату, старалась сделать как лучше и во всем ему помогала. Автор называет ее золотой курочкой на высоких ножках. На мой взгляд, Михаил Михайлович недаром дал такое прозвище Насте. На протяжении всего рассказа, он пишет о ней с уважением. Настя вставала до восхода солнца, выгоняла стадо коров на пастбище и, не ложась спать, занималась всеми делами по хозяйству до самой ночи.

Митрашу, брата главной героини, автор описывает как «маленького мужичка в мешочке». Он научился у отца некоторому ремеслу и занимался мужскими делами по хозяйству. Результат своего ремесла Митраша продавал или обменивал. Так и жили сироты, устраивая свой быт.

Автор рассказа очень точно делит обязанности по хозяйству между детьми. Оставшись одни, без родителей, Настя и Митраша занимаются бытовыми делами вместе. «Золотая курочка на высоких ножках и мужичок в мешочке» занимаются женскими и мужскими делами по хозяйству соответственно. Такое разделение труда между детьми и дает им, на мой взгляд, ту сплоченность и дружбу, которая должна быть между родными людьми.

Как-то раз дети решают идти за клюквой. В лесу они расходятся по разным тропам. Митраша попадает в болото и долго не может выбраться, а Настя увлекшись собиранием клюквы забывает про брата. Найти друг друга детям помогает собака лесника по кличке Травка.

Михаил Пришвин назвал свой рассказ «Кладовая солнца» потому, что в лесных болотах очень много торфа. Во времена Отечественной войны данное горючее было очень ценно, да и остается ценным по сей день.

По моему мнению, автор рассказа очень точно передал всю атмосферу, которая должна быть между детьми, которые остались без родителей. Пришвин показал братско-сестринскую любовь. Настя и Митраша всегда были вместе, жили в мире. Ведь они остались одни на целом свете, и роднее друг друга у них никого нет. Автор наглядно показывает в своем произведении, что может случиться, если брат и сестра не будут ладить друг с другом.

После прочтения рассказа «Кладовая солнца», каждый читатель задастся вопросом: как я отношусь к своей сестре или своему брату? Ведь роднее сестры или брата у человека никого нет. Они всегда должны быть вместе и помогать друг другу. А чтобы лучше понять, как следует относиться к родному человеку, стоит прочесть данный рассказ.

Анализ Кладовая солнца - где правда, а где сказка

Произведение написано в 1945 году, поэтому его сюжет и герои рассказа, соответствуют тому тяжёлому для страны времени.

Сюжет прост. В какой-то русской деревне живут мальчик и девочка. Живут одни, потому что сироты – папа их погиб на войне, а мама умерла от болезни. Девочке 12 лет, мальчику 10 лет. У них есть дом, у них есть домашние животные: корова, овцы, куры.

Начиная читать рассказ, сразу понимаешь, что это – выдумка. Не может быть, чтобы в деревне у ребят не было родственников. Не может быть, чтобы детей погибшего красноармейца не устроили в детский дом. И как в таком возрасте они управлялись с хозяйством, которое и взрослому не под силу?

Дальше события развиваются так. Обычное деревенское дело: дети пошли в лес собирать ягоду (клюкву). Девочка, конечно, с лукошком, а мальчик, по нынешней терминологии – «крутой», берёт с собой ружьё и компас. Ну, компас понятно – игрушка, а вот ружьё-то по высоте выше десятилетнего мальчика. Как он его нести будет? Но автор придумывает оправдание: в лесу живёт одинокий и голодный волк. Вот для защиты от волка и взято с собой ружьё.

Должен заметить, что сказочность и в названии рассказа: «Кладовая солнца». Это, по задумке автора, название болота. Но русские торфом печи никогда не топили. У нас дров было достаточно. И такое название болоту никогда бы не дали. Далеки они были от научной идеи, что торф, уголь и нефть – это концентрат солнечной энергии.

Пошли, значит, мальчик и девочка в лес и, конечно, поссорились (как в сказке – не пей водичку – козлёночком станешь). Не послушался братик свою сестру: не по тропинке пошёл, а по компасу. Дошёл до болота и там провалился в топь. Слава Богу, ружьё было с ним! Он за ружьё ухватился и не утонул.

А тут и бездомная собака (друг человека) пришла на помощь и вытащила его из болота. И злого волка он потом застрелил. Затем, сестрица, собрав клюквы, нашла его, и они вернулись домой. А в деревне уже все переполошились: куда дети подевались? Такая вот полусказочная история.

Написан рассказ красиво, а чему он нас учит? Может быть, живите дружно, любите собак и убивайте волков. Или – не ходите, дети в лес одни: там волки живут.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Франта в рассказе Старый гений Лескова сочинение

    В литературной среде есть множество произведений основанных на реальных событиях, которые рассказывают нам геройствах определённых лиц, которые благодаря своим врождённым качества

  • Сочинение Язык что одежда 9 класс рассуждение

    Язык - это то, что отличает человека от животных. В нём собраны лучшие мысли людей. Язык - это своего рода одежда человека. Его визитная карточка. По одной сказанной фразе сразу можно узнать многое о человеке.

  • Эвелина в повести Слепой музыкант Короленко сочинение

    Одним из второстепенных персонажей произведения является Эвелина Яскульская, представленная писателем в образе молодой девушки, ставшей супругой главного героя рассказа слепого с рождения музыканта Петра Попельского.

  • Сюжет и композиция поэмы Мцыри

    Михаил Юрьевич написал поэму в 1839 году. Она стала вершиной русской классики. Создавая ее, он взял за основу поэмы Байрона, но смог внести и свои особенности. «Мцыри» обрисовывает обычного героя романтической поэмы

  • Нигилизм Базарова в романе Отцы и дети Тургенева сочинение с цитатами

    В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» одной из проблем является противоборство барской и демократической России. Евгений Базаров, главный герой произведения, называет себя «нигилистом».

данный файл содержит максимально подробный план урока литературы по теме: "М.М.Пришвин. Кладовая солнца" в 6 классе по программе В.Я.Коровиной с определением целей урока,оборудованием,с конкретными домашними заданиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: М.М.Пришвин «Кладовая солнца».

Цели: познакомить с фактами жизни и творчества М.М.Пришвина;

Проанализировать прочитанный отрывок из повести «Кладовая солнца».

Задачи: обратить внимание на портретные характеристики героев;

Показать значение пейзажа в раскрытии переживаний героев;

Раскрыть особенности жанра сказки-были.

Оборудование: мультимедийный проектор для показа портрета М.М.Пришвина и иллюстраций к повести «Кладовая солнца»,фонохрестоматия (музыкальные пьесы К.Дебюсси).

Ход урока.

1.Проверка домашнего задания

а). Пересказ событий сказки «Неизвестный цветок» от имени цветка,а потом от имени Даши.

б) .Слушание письменных отзывов на одно из прочитанных произведений А.П.Платонова.

2.Слово учител я.М.М.Пришвин.

Михаил Михайлович Пришвин родился в 1873г. Неподалеку от Ельца, в дворянском имении Хрущево, принадлежавшем отцу, происходившему из елецких купцов. Он рос среди крестьянских детей, учился в елецкой гимназии и был исключен оттуда за крупную ссору с учителем. Потом Пришвин учился в реальном училище в Тюмени, сдал экстерном экзамены за курс классической гимназии, поступил в Рижский политехнический институт. В 1899 г. Пришвин едет в Германию, в Лейпциг,откуда возвращается четыре года спустя с дипломом агронома. Он работает на опытной сельскохозяйственной станции, готовит себя к научно-педагогической деятельности в лаборатории академика Д.Н.Прянишникова. Но пробудившийся интерес к литературе заставляет его резко изменить свою судьбу.

С 1905 г. Пришвин становится писателем-путешественником, этнографом. Он много ездит по стране, выпускает книги, сотрудничает в газетах.

В детской литературе Пришвин остался как автор нескольких сборников рассказов («Лисичкин хлеб», «Зверь-бурундук», «Дедушкин валенок» и др.),сказки-были «Кладовая солнца» и замечательного переложения автобиографической повести канадского индейца «Серая сова».

Его первые книги родились еще до революции 1917 г., а путешествия его продолжались в течение всей жизни: начиная с Севера, он прошел через азиатские степи на Дальний Восток, и каждое его путешествие завершалось новой книгой.

Михаила Пришвина можно назвать истинным певцом природы. В глубине пришвинского восприятия природы лежит переживание ее как поэтической сказки. Он писал: «Чувство природы есть чувство жизни личной, отражаемой в природе: природа-это я. Труднее всего говорить о себе, оттого так и трудно говорить о природе».

Сказка-быль «Кладовая солнца» была написана в 1945 г., после окончания Великой Отечественной войны. События,изложенные в сказке,имеют реальную основу.В ней рассказывается о судьбе двух детей, Насти и Митраши,которые осиротели после смерти родителей. Хотя в основу произведения положены приключения детей, случившиеся с ними в течение одного дня в лесу, а не военные события,все же именно воспоминания писателя о суровой и мужественной жизни советских людей во врем войны,о близком его сердцу Переславском крае послужили материалом для книги.

3.Работа над содержанием повести «Кладовая солнца».

Особенность сказки-были в том,что она написана от первого лица. Образ рассказчика представляет значительный интерес,так как придает определенную жизнеутверждающую тональность всему произведению. С большой теплотой и лаской, с оттенком мягкого юмора характеризует рассказчик внешность детей, их дружную жизнь, нелегкий труд.

Обратимся к прочитанной дома части рассказа(с.39-57) и запишем план к прочитанному.

Примерный план

1.Описание Насти и Митраши.

2.Отношение детей друг к другу.

3.Настя и Митраша собираются за клюквой.

4.Решение Митраши отправиться за ягодой на Палестинку.

5.Описание Блудова болота.

6.Спор Насти и Митраши о том, по какой тропе идти дальше.

7.Антипыч и его собака Травка.

8.Жизнь Травки в лесу после смерти Антипыча.

9.Митраша пришел в Слепую Елань.

10.Митраше грозит гибель в трясине.

4.Беседа с классом.

Где и когда происходит действие в произведении Пришвина «Кладовая солнца»?

Как дети относились друг к другу? Что, на ваш взгляд, было особенно удивительным в их жизни?

Куда решили направиться дети за клюквой? Почему их мнения разделились?

Перескажите своими словами сцену спора Насти и Митраши. Обратите внимание,как ведет себя природа. Можно ли определить,на чьей стороне автор?

Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе? Почему он попал в беду?

Зачем писатель вставляет в свое повествование рассказ о ели и сосне, растущих

Какую смысловую нагрузку несут старый лесник Антипыч и его собака Травка?(Старый охотник Антипыч обещает передать понятый им смысл жизни через собаку Травку.)

Антипыч подшучивает над самоуверенностью, желанием все легко получить из жизни из чужих рук, над неумением понимать природу. На примере своего отношения с Травкой старик показывает, каким может и должно быть взаимопонимание между человеком и животным.Даже после смерти лесника Антипыча Травка следует тем же правилам, которые ей внушили.

5.Подведение итогов.

Своеобразие сказки-были Пришвина-раскрытие человека через природу, через отношение человека к природе.Пришвин писал: «Я ведь, друзья мои,пишу о природе, сам же только о людях и думаю» .Поэтому значительное место в «Кладовой солнца» занимает природа,так как в замысел писателя входило показать единство человека и природы, неразрывную связь всего существующего на земле.

Показывая взаимосвязь между человеком и природой, Пришвин раскрывает человека через природу. Еще не возник спор между детьми, но все вокруг охватывает тревожная напряженность, как бы предвещая драматические события: ветер рванул, елка нажала на сосну,и сосна простонала. Разгоревшийся спор между детьми воспринимается с большой остротой благодаря тому эмоциональному аккомпанементу,который создается природой: злой ветер рванул, деревья,прокалывая друг друга,зарычали,завыли,застонали.

Когда на пути Митраши встает грозное Блудово болото, уродливые старушки-елочки цепляются за мальчика, не желая пропускать его в глубь своего царства, вороны каркают,чуя близкую добычу.

Домашнее задание

2.Подготовить устную характеристику Насти и Митраши.

3.Письменно ответить на вопросы 2 и 3(с.72)


Повесть эта в еще большей степени, чем рассказы писателя, двупланова. Первый план составляет рассказ о том, как брат и сестра, Митраша и Настя, пошли за клюквой, о беде, случившейся с детьми, из которой они вышли с помощью собаки Травки, о победе над старым злым волком Серым Помещиком. В финале произведения сообщается, что всю собранную клюкву Настя с Митрашей подарили эвакуированным из Ленинграда детям. Как и в других произведениях Пришвина, в «Кладовой солнца» передана поэзия леса, сообщены интересные наблюдения художника за повадками зверей (сорок, зайца, лисы, лося); есть в ней и рассказ о том, как образуется торф и какие возможности он в себе таит. Внешняя канва сюжета не исчерпывает философских идей Пришвина, переданных в предельно обобщенной форме сказки, составляющей второй план произведения. Обращение писателя в 40-е годы к жанру сказки было не случайно. Победа советского народа над фашизмом укрепила убежденность художника в том, что самые смелые сказочные идеи осуществимы. И писатель стремится создать «современную правдивую сказку», главной идеей которой, по емкому определению В. Д. Пришвиной, становится «победа высокого человеческого начала в жестокой природе»1. Форма сказки с ее предельным обобщением, выходом в общечеловеческие законы морали помогает писателю расширить художественное время своего повествования, включив в него и прошлое и будущее. «Кладовая солнца» - это не только образное определение торфа, аккумулировавшего в себе тепло солнца и ждущего вмешательства человека, чтобы отдать ему на пользу солнечную энергию. «Кладовая солнца» - это в первую очередь символ человеческой деятельности прошлых поколений на пользу поколений будущих, деятельности, материализованной в повести в образах проложенной через болото неизвестными людьми тропы и Травки2. Люди, по мысли художника, вкладывали себя в природу и тем самым утверждали человечность. В этот единый исторический поток вливаются юные герои повести Митраша и Настя, наделенные качествами исследователей и открывателей жизни. «Их носики,- пишет Пришвин,- можно было видеть и на колхозных полях, лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах». Перед детьми открывается нелегкий путь к человечности. На нем очень важно найти свою дорожку, тропинку и в то же бремя не сбиться с пути. Вот почему писатель не только не осуждает, как это кажется некоторым исследователям, но даже восхищается ‘характерами своих героев, не пожелавших избрать чужой путь, выбравших свои дорожки. Характерно, что «в споре своем, по какой тропке идти, дети одного не знали, что большая тропа и малая, огибая Слепую елань, обе сходились на Сухой речке, больше уже не расходясь, в конце концов выводили на большую переславскую дорогу», а там вели к счастливой палестинке- цели похода героев повести. Несчастья Насти и Митраши вызваны не тем, что каждый из них пошел своей дорогой, а тем, что Митраша, игда более легкий путь, пренебрег человеческой тропой и попал в Слепую елань. В свою очередь, Настя, увлеченная сбором клюквы, дала волю нечеловеческому чувству жадности (великолепна сцена, когда лось не признал в грязной ползающей дейбч’ке человека и принял ее за животное и забыла о брате. Мягкими красками, но вполне определенно показывает писатель, какими тяжелыми физическими и нравственными страданиями расплачиваются дети за свою ошибку: еще бы немного, и символ зла - волк Серый Помещик, ненавидящий людей, мог бы торжествовать победу. Но человеческие добрые качества были прочно заложены в детях. Вовремя опомнилась «золотая уточка» Настя и нашла брата; мобилизовал свою находчивость Митраша и спасся с помощью Травки, наделенной опытом служения людям, опытом, который веками воспитывал человек в ее собачьих предках. Так смыкается настоящее (жизнь Митраши и Насти) с прошлым, сделанным для них неведомыми людьми, и уходит в будущее, где детям предстоит еще большая жизнь, первым шагом которой была победа над собой, над Серым Помещиком и щедрый дар ленинградским детям. Так приводит Пришвин своих героев и читателей к мысли, что «большая человеческая правда… есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь». Среди многочисленных толкований этого слова есть у Пришвина и такое, наиболее близкое к идее «Кладовой солнца»: «Большая вода выходит из своих берегов и далеко разливается. Но и малый ручей спешит к большой воде и достигает даже и океана. * Только стоячая вода остается для себя стоять, тухнет… * Так и любовь у людей: большая обнимает весь мир, от нее всем хорошо. И есть любовь простая, семейная, ручейками бежит в ту же прекрасную сторону. * И есть любовь только для себя, и в ней человек тоже как стоячая вода». Пройдет несколько лет, и художник повторит эту мысль, еще более заострив ее, в своем последнем произведении - в «Корабельной чаще»: «Сил своих на добро не жалеть, не считать», «жить хорошо и трудиться, а не гоняться в одиночку за счастьем». Слова эти стали этическим завещанием писателя потомкам. Лирический герой Пришвина всегда умнее, наблюдательнее своих читателей. Он делится с детьми опытом, передает им свою мудрость. Другое дело, что мудрость эта проникнута не житейской мелкой моралью, а ощущением сопричастности с большим миром, открывающимся проницательному взгляду художника. В этом мире царит культ Человека - творца и преобразователя жизни. «По Вашим книгам, Михаил Михайлович,- писал М. Горький в статье о Пришвине,- очень хорошо видишь, что Вы человеку - друг… Ваше чувство дружбы к человеку так логически просто исходит из Вашей любви к земле, из «геофилии» Вашей, из «геооптимизма»… Ваш человек очень земной и в хорошем ладу с землею». Художественный мир Пришвина так же невозможен без поэзии, как невозможен он без юмора. Добрая улыбка над человеком, над животным создает атмосферу радости, смягчает драматизм жизни, укрепляет уверенность в могуществе человечества. М. М. Пришвин - выдающийся знаток языка, художник слова, «охотник за словом». В уже упоминавшейся статье М. Горького о Пришвине есть и такое признание: «Вы привлекли меня к себе целомудренным и чистейшим русским языком Ваших книг и совершенным умением придавать гибкими сочетаниями простых слов почти физическую ощутимость всему, что Вы изображаете». Речь Пришвина - это сплав народной лексики («путик», «падун», «Берендеи», «кощеева цепь», «осударева дорога», «охота за счастьем» и т. д.) с языковой культурой революционной интеллигенции России конца XIX - начала XX века. И вместе с тем столь прихотливое сочетание стилевых и ритмических пластов никогда не лишало индивидуальности произведений художника. Книги Пришвина, в которых слышится его неторопливая, чуть насмешливая речь, пронизанная поэзией жизни, правды и человечности, наполненная символически-философскими обобщениями,- явление в русской литературе неповторимое, рождающее в душе читателя «источник радости» - качество, необходимое творцу.

Сочинение

Повесть эта в еще большей степени, чем рассказы писателя, двупланова. Первый план составляет рассказ о том, как брат и сестра, Митраша и Настя, пошли за клюквой, о беде, случившейся с детьми, из которой они вышли с помощью собаки Травки, о победе над старым злым волком Серым Помещиком. В финале произведения сообщается, что всю собранную клюкву Настя с Митрашей подарили эвакуированным из Ленинграда детям. Как и в других произведениях Пришвина, в «Кладовой солнца» передана поэзия леса, сообщены интересные наблюдения художника за повадками зверей (сорок, зайца, лисы, лося); есть в ней и рассказ о том, как образуется торф и какие возможности он в себе таит.

Внешняя канва сюжета не исчерпывает философских идей Пришвина, переданных в предельно обобщенной форме сказки, составляющей второй план произведения. Обращение писателя в 40-е годы к жанру сказки было не случайно. Победа советского народа над фашизмом укрепила убежденность художника в том, что самые смелые сказочные идеи осуществимы. И писатель стремится создать «современную правдивую сказку», главной идеей которой, по емкому определению В. Д. Пришвиной, становится «победа высокого человеческого начала в жестокой природе»1. Форма сказки с ее предельным обобщением, выходом в общечеловеческие законы морали помогает писателю расширить художественное время своего повествования, включив в него и прошлое и будущее.

«Кладовая солнца» - это не только образное определение торфа, аккумулировавшего в себе тепло солнца и ждущего вмешательства человека, чтобы отдать ему на пользу солнечную энергию. «Кладовая солнца» - это в первую очередь символ человеческой деятельности прошлых поколений на пользу поколений будущих, деятельности, материализованной в повести в образах проложенной через болото неизвестными людьми тропы и Травки2. Люди, по мысли художника, вкладывали себя в природу и тем самым утверждали человечность.

В этот единый исторический поток вливаются юные герои повести Митраша и Настя, наделенные качествами исследователей и открывателей жизни. «Их носики,- пишет Пришвин,- можно было видеть и на колхозных полях, лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах».

Перед детьми открывается нелегкий путь к человечности. На нем очень важно найти свою дорожку, тропинку и в то же бремя не сбиться с пути. Вот почему писатель не только не осуждает, как это кажется некоторым исследователям, но даже восхищается ‘характерами своих героев, не пожелавших избрать чужой путь, выбравших свои дорожки. Характерно, что «в споре своем, по какой тропке идти, дети одного не знали, что большая тропа и малая, огибая Слепую елань, обе сходились на Сухой речке, больше уже не расходясь, в конце концов выводили на большую переславскую дорогу», а там вели к счастливой палестинке- цели похода героев повести.

Несчастья Насти и Митраши вызваны не тем, что каждый из них пошел своей дорогой, а тем, что Митраша, игда более легкий путь, пренебрег человеческой тропой и попал в Слепую елань. В свою очередь, Настя, увлеченная сбором клюквы, дала волю нечеловеческому чувству жадности (великолепна сцена, когда лось не признал в грязной ползающей дейбч’ке человека и принял ее за животное и забыла о брате. Мягкими красками, но вполне определенно показывает писатель, какими тяжелыми физическими и нравственными страданиями расплачиваются дети за свою ошибку: еще бы немного, и символ зла - волк Серый Помещик, ненавидящий людей, мог бы торжествовать победу. Но человеческие добрые качества были прочно заложены в детях. Вовремя опомнилась «золотая уточка» Настя и нашла брата; мобилизовал свою находчивость Митраша и спасся с помощью Травки, наделенной опытом служения людям, опытом, который веками воспитывал человек в ее собачьих предках.

Так смыкается настоящее (жизнь Митраши и Насти) с прошлым, сделанным для них неведомыми людьми, и уходит в будущее, где детям предстоит еще большая жизнь, первым шагом которой была победа над собой, над Серым Помещиком и щедрый дар ленинградским детям. Так приводит Пришвин своих героев и читателей к мысли, что «большая человеческая правда… есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь». Среди многочисленных толкований этого слова есть у Пришвина и такое, наиболее близкое к идее «Кладовой солнца»: «Большая вода выходит из своих берегов и далеко разливается. Но и малый ручей спешит к большой воде и достигает даже и океана.

* Только стоячая вода остается для себя стоять, тухнет…
* Так и любовь у людей: большая обнимает весь мир, от нее всем хорошо. И есть любовь простая, семейная, ручейками бежит в ту же прекрасную сторону.
* И есть любовь только для себя, и в ней человек тоже как стоячая вода».

Пройдет несколько лет, и художник повторит эту мысль, еще более заострив ее, в своем последнем произведении - в «Корабельной чаще»: «Сил своих на добро не жалеть, не считать», «жить хорошо и трудиться, а не гоняться в одиночку за счастьем». Слова эти стали этическим завещанием писателя потомкам. Лирический герой Пришвина всегда умнее, наблюдательнее своих читателей. Он делится с детьми опытом, передает им свою мудрость. Другое дело, что мудрость эта проникнута не житейской мелкой моралью, а ощущением сопричастности с большим миром, открывающимся проницательному взгляду художника.

В этом мире царит культ Человека - творца и преобразователя жизни. «По Вашим книгам, Михаил Михайлович,- писал М. Горький в статье о Пришвине,- очень хорошо видишь, что Вы человеку - друг… Ваше чувство дружбы к человеку так логически просто исходит из Вашей любви к земле, из «геофилии» Вашей, из «геооптимизма»… Ваш человек очень земной и в хорошем ладу с землею».

Художественный мир Пришвина так же невозможен без поэзии, как невозможен он без юмора. Добрая улыбка над человеком, над животным создает атмосферу радости, смягчает драматизм жизни, укрепляет уверенность в могуществе человечества.

М. М. Пришвин - выдающийся знаток языка, художник слова, «охотник за словом». В уже упоминавшейся статье М. Горького о Пришвине есть и такое признание: «Вы привлекли меня к себе целомудренным и чистейшим русским языком Ваших книг и совершенным умением придавать гибкими сочетаниями простых слов почти физическую ощутимость всему, что Вы изображаете». Речь Пришвина - это сплав народной лексики («путик», «падун», «Берендеи», «кощеева цепь», «осударева дорога», «охота за счастьем» и т. д.) с языковой культурой революционной интеллигенции России конца XIX - начала XX века. И вместе с тем столь прихотливое сочетание стилевых и ритмических пластов никогда не лишало индивидуальности произведений художника. Книги Пришвина, в которых слышится его неторопливая, чуть насмешливая речь, пронизанная поэзией жизни, правды и человечности, наполненная символически-философскими обобщениями,- явление в русской литературе неповторимое, рождающее в душе читателя «источник радости» - качество, необходимое творцу.

Тема: М. М. Пришвин «Кладовая солнца».

Цели: познакомить учащихся с биографией М. М. Пришвина, его творчеством; раскрыть особенности жанра сказки-были; проанализировать прочитанный отрывок из произведения «Кладовая солнца»; развивать грамотную речь; воспитывать любовь к чтению.

Оборудование: портрет М. М. Пришвина; иллюстрации к произведению «Кладовая солнца»; выставка книг писателя.

План урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

III. Сообщение новой темы.

IV. Изучение нового материала.

V. Закрепление.

VI. Итог урока.

VII. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сосредоточить внимание учащихся. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний.

Проверить домашнее задание. Закрепить знания, полученные на прошлом уроке.

III. Сообщение темы и целей урока.

На доске портрет Михаила Михайловича Пришвина.

Сегодня на уроке мы познакомимся с великим русским писателем Михаилом Михайловичем Пришвиным. Узнаем о важных фактах из его жизни. Начнём знакомство с его произведением «Кладовая солнца».

IV. Изучение нового материала.

М. М. Пришвин родился в 1873 году в купеческой семье, в дворянском имении Хрущево города Ельца. Его образование началось с елецкой гимназии, после Пришвин окончилРижский политехнический институт. Получив диплом агронома, он получает работу на опытной сельскохозяйственной станции. Готовясь к научно-педагогической деятельности в лаборатории академика Д. Н. Прянишникова, он строил планы на будущее. Но судьба приготовила для Михаила Михайловича другое направление. В 1905 г. Пришвин становится писателем-путешественником, этнографом. Он много путешествует по странам. Его издания печатают в известных журналах. Пришвиным была написана автобиографическая повесть «Серая сова». Писателя можно назвать истинным певцом природы.

Какие произведения Пришвина вы помните из программы начальной школы? («Лисичкин хлеб», «Зверь-бурундук», «Дедушкин валенок»). Демонстрируется выставка книг писателя.

Как объяснить жанр сказка-быль?

- «Кладовая солнца» написана в 1945 г., после окончания Великой Отечественной войны. Это не просто выдуманная история, событие имели место быть в реальной жизни. Писатель пытается описать трудную жизнь детей, Насти и Митраши, их дружбу, переживания. Сказка-быль написана от первого лица.

(Иллюстрация к рассказу М. Пришвина "Кладовая солнца" )

Чтение текста

Чтение вслух учителем и заранее подготовленным учеником начала сказки-были «Кладовая солнца» по частям. Одновременно составляя план.

1. Описание Насти и Митраши.

2. Отношение детей друг к другу.

3. Дети собираются за клюквой.

4. Решение Митраши отправиться на Палестинку.

5. Описание Блудова болота.

6. Спор детей.

7. Антипыч и его собака Травка.

8. Жизнь Травки в лесу после смерти Антипыча.

9. Митраша пришел в Слепую Елань.

10. Митраше грозит гибель в трясине.

Какой характер у детей?

Как вы думаете, как он к ним относится?

Где и когда происходит действие?

Что больше всего запомнилось в отношениях между Настей и Митрашей?

Куда решили отправится главные герои?

Почему между ними возник спор?

Найдите в тексте описание природы при споре детей.

Почему Митраша попал в беду?

Какую роль в произведении играет старый лесник Антипыч и его собака Травка?

Что такое кладовая солнца?

Посмотрите на иллюстрации, которые висят на доске. найдите в тексте подходящие описания.

V . Закрепление нового материала.

  • Имя Пришвина (Михаил)
  • Диплом, какого специалиста получил Пришвин, окончив Рижский политехнический институт? (агронома)
  • Произведение писателя « Лисичкин ………?» (хлеб)
  • Главный герой произведения «Кладовая солнца» (Митраш)
  • Верный друг Антипыча (Травка)
  • Название болота (Блудово)

Самостоятельная работа (по вариантам).

1-й записывает в тетрадь описание Митраша, 2-й описание Насти. Проверка.

VI. Итог урока.

Поблагодарить детей за урок. Выставить оценки.

VII. Домашнее задание.