В сюжет детективного произведения положены реальные события. Детектив как жанр литературы

  • 26.04.2019

Инструкция

Коллекционируйте впечатления. Личный опытглавный источник вдохновения. Даже если ваша родом из другой галактики, логика событий и поступков должна быть понятна вашим будущим читателям.

Записывайте все идеи и мысли в специальную тетрадь. Старайтесь каждую мысль на новом листе, лучше приблизительно в том порядке, в каком оформите события и . Не замахивайтесь сразу на крупную форму. Начните с сюжетов, которые могут развернуться максимум на десяти печатных страницах.

Каждый день пишите по одной печатной странице (около 4000 знаков без пробелов). Если есть желание больше, не ограничивайте себя. Если хочется писать меньше, пересиливайте себя и пишите. На следующий день перечитывайте все написанное и нещадно вырезайте то, что кажется лишним. Добавляйте необходимое, меняйте фразы и .

У счастливчиков, обладающих литературным даром, подготовительный этап может занимать до полугода, а собственно запись произведения около . Первый опыт может существенно отличаться по срокам. Будьте готовы трудиться в течение долгого времени.

Во время работы над детективом читайте свеженаписанные главы друзьям, которым доверяете. Слушайте их мнение, исправляйте недочеты, которые они подмечают. Вообще старайтесь чаще смотреть на свою работу глазами читателя.

Источники:

  • детектив написать

Классический детектив - это Шерлок Холмс, Ниро Вульф и Эркюль Пуаро, неспешно распутывающие интригу. Оружие на страницах романа появляется не часто, а кровь и того реже. Ну, а современный российский детектив - это дитя американского «черного» детектив а. Крутой герой, реки крови, миллионные сделки и роковые красотки обязательны к применению. Чейз, Спиллейн и Чандлер – вот его родители. Cо времен Великой американской депрессии все подобные произведения по одному принципу. И вы тоже справитесь.

Инструкция

Придумайте героя. Книги пишутся для людей и о людях, поэтому без главного героя вам не обойтись. Как правило, автор всегда вкладывает в свои персонажи часть себя. Может быть, идеального себя, каким автор хотел бы стать, но никогда не станет. Создайте герою прошлое, и пусть оно отразится в его характере. Неудавшийся брак, служба в армии, несчастная любовь – выбирайте. Включите воспоминания о суровом прошлом в повествование, это модно.

Профессия главного героя должна быть вам близка и понятна. Если вы не отличаете сальдо от бульдо, а ЕБИТДА звучит для вас как страшное ругательство, не пишите экономические ы и не делайте главного героя бухгалтером, случайно обнаружившим многомиллионные махинации. Лучший вариант – журналист. Он по роду своей деятельности обязан везде совать нос и ни в чем не разбираться.

Найдите преступление. Используйте для этого прессу и интернет. СМИ заполнены информацией об ужасающей коррупции, вскрытых аферах и жульничестве в верхних эшелонах власти. Выберите самую интересную аферу с вашей точки зрения, приспособьте к книжной реальности и подумайте, как ваш герой может в это вляпаться.

Отталкиваясь от характера преступления, продумайте остальных персонажей. Поскольку ваш герой слабо разбирается в вопросе и влез в историю случайно, нужен консультант: вор в законе, полковник милиции , подпольный финансовый , отошедший от дел. Потом консультанта убейте. Обязательно введите в действие злодея, который окажется хорошим, и лучшего друга, который окажется предателем. Не забудьте о юморе. Забавный персонаж, регулярно попадающий впросак, украсит страницы вашего романа и сделает их живыми.

Поскольку большая часть читающей аудитории в нашей стране – , нужна любовная линия. Смешайте в одну кучу историю о Золушке, Синей Бороде, Ромео и Джульетте и Снегурочке, у вас получится отличная история . Добавьте две - три постельных сцены и счастливый финал.

Создайте структуру всего действия. Все современные детектив ы строятся по очень простому принципу:
- главный герой случайно попадает в неприятности,
- затем он начинает разбираться с неприятностями и попадает в еще большие неприятности,
- теряет жену (друга, напарника, родителей, ),
- скрывается в лесах (в Париже, в Грузии, среди бомжей),
- случайно находит союзника,
- получает в руки оружие (убойный компромат, заложника),
- влюбляется и страдает,
- наносит решающий удар,
- теряет любовь (друга, родителей, собаку) или думает, что теряет,
- узнает, кто стоит за его мучениями (лучший друг, коллега, бывшая жена, злой начальник),
- наконец-то понимает все,
- находит любовь,
- Happy End.

Сюжет - это скелет будущего детектив а, теперь нужно «мясо». Добавьте конфликты, ссоры, больше подробностей и описаний. Придумайте несколько событий, способных перевернуть ход действия с ног на голову. Местный колорит и самобытная речь персонажей обязательна.

Убедитесь, что все, что вы наворотили, логично связано, действия персонажей вытекают из их характеров, а события плавно переходят одно в другое. Завершите все сюжетные линии, любое слово, произнесенное в романе, должно иметь завершение. Конечно, если вы не планируете писать продолжение. В этом случае оставьте сюжетный хвостик, уцепившись за который, вы сможете развернуть новый роман.

Подумайте, кто из персонажей не нужен для счастливого финала, и убейте его. Если нельзя убить, отправьте в леса (в Париж, в Грузию, на помойку к бомжам). Никогда не убивайте . Это не смешно, не увлекательно и не способствует легкости чтения. Большинство читателей проецирует события романа на себя, и ребенка может оттолкнуть от дальнейшего чтения.

Не увлекайтесь долгим драк. Даже если вы специалист по восточным единоборствам, держите себя в руках. Детектив - это быстро разворачивающееся действие, а динамизм роману придают диалоги. Вкладывайте в уста героев свои мысли, но не давайте им философствовать по две-три страницы.

Сделайте речь героев понятной и простой, диалектные словечки и немного мата приветствуется. Не злоупотребляйте научными терминами и сложными словами. Учтите, что большинство читателей этих слов не знает. Главному герою придумайте некую словесную фишку, которую он будет употреблять к месту и не к месту.

Не затягивайте действие. Все должно происходить быстро. Действие, растянувшееся на года, это не детектив . Максимум, что вы можете себе позволить, это описать события, происходящие через несколько лет, и сделать из них финал. На две страницы – не больше.

Ваш читатель должен «проглотить» книгу, а уже потом подумать, зачем он это, собственно, сделал.

Видео по теме

Источники:

  • написание детектива в 2018

Детективные произведения дарят читателям остроту ощущений и новизну неожиданной разгадки. Современность породила множество авторов детективных произведений, но наиболее популярной остается классика.

Артур Конан-Дойл - создатель метода дедукции

Сэр Артур Конан-Дойл был врачом по образованию. Он много путешествовал, сталкивался с интересными врачебными случаями и оказывался втянутым в авантюры. Впоследствии, все это нашло отражение в его творчестве. Первые рассказы Конан-Дойла были написаны под влиянием Эдгара По, Чарльза Диккенса и Брета Гарта. Но впоследствии писатель выработал собственный стиль, выведя на литературную арену загадочного сыщика Шерлока Холмса, храброго офицера Жерара и ученого-энциклопедиста профессора Челленджера. Наибольшую известность Конан-Дойлу принес Холмс, использующий для разгадки новейший метод дедукции. Циничный сыщик с тонким английским чувством юмора принес автору заслуженную славу и популярен до сих пор.
Шерлоку Холмсу посвящено несколько кинофильмов и сериалов, а в Лондоне открыт музей его имени.

Эдгар По - создатель современного детектива

Этот писатель оставил после себя богатейшее литературное наследие. Он публиковал рассказы в готическом, фантастическом и юмористическом жанре, сочинял стихи. Также По известен как создатель канонов современного детектива. Его «Убийство на Морг» и «Золотой жук» вошли в классический фонд детективной прозы. По несколько классических детективных приемов, встречающихся в рассказах более поздних - появление ложного следа, шантаж сыщика или жертвы, убийства, свершенные маньяком, ложные улики. В произведениях писателя прослеживается главная идея всех - разгадка преступления ценна сама по себе, а его второстепенны.

Агата Кристи - женский взгляд на детектив

Королева детективного подарила читателю нескольких запоминающихся персонажей - неловкого, но удивительно проницательного толстячка Пуаро и скромной, но очень любопытной старушки мисс Марпл. Писательство было для Кристи настоящей страстью. По ее признанию, она придумывала свои произведения, просто убираясь в доме или общаясь с друзьями. В итоге, писательница садилась за стол, ей оставалось только занести на придуманный .
Агата Кристи всю жизнь испытывала проблемы с грамотностью и, даже будучи широко известной, была вынуждена пользоваться услугами корректора.

Герои были для нее настоящими личностями, и, по признанию Кристи, часто жили своей собственной жизнью. Агата Кристи писала не только об отвлеченных преступлениях. Она затрагивала и социальную тему, нередко критикуя британскую систему правосудия.

Инструкция

Прежде всего, для написания своей нужна идея. В произведении должна быть мысль, а не беспорядочное сюжета и героев. Определите основную идею, которую вы хотите донести. Может быть, это будет любовный , или захватывающее приключение, остросюжетный детектив, или волшебный мир . Как вы уже поняли, идея тесно перекликается с жанром, но не является им. Например, в жанре детектива, вы пишете о жизни и приключениях знаменитого детектива. В этом и будет идея.

После этого приступаем к построению сюжетной линии. В упрощенном виде сюжет можно разбить на следующие части: экспозиция, завязка, кульминация, завязка. Это классический вариант построения сюжета, но вы можете использовать свой. В любом случае необходима завязка и развязка, чтобы читатель видел осмысленное начало и конец. Продумайте заранее сюжет в общих чертах. Так называемые сюжетные повороты могут придти по ходу написания книги.

Определите основных героев. Нужно придумать их , привычки, . Описание внешности зачастую должно быть детальным. В разных ситуациях необходимо описывать одежду персонажей в тот или иной момент книги. При описании внешности старайтесь не использовать общие слова. Например, словосочетание красивая мало, что может сказать читателю. Но если будет полное описание черт лица и фигуры, то читатель сам определит ее красоту.

Кульминационные моменты нужно ставить так, чтобы читатель сразу понял, что это за событие. Используйте эпитеты и диалоги, которые могут определить эмоциональность и состояние героев в этот момент. Если вы ведете рассказ от первого лица, то нужно помнить, что дальше мыслей героя не нужно идти. Персонаж не может знать, что чувствует тот или иной человек. Он может лишь предполагать. Даже если вы планируете, продолжение книги, то обязательно подведите к финалу . Читатель должен узнать на интересующие его вопросы, которые будут возникать в ходе чтения. Поэтому дочитав до конца, и не найдя ответов на них, читатель разочаруется. Следуя инструкции и проявляя фантазию, вы сможете написать хорошую книгу.

Видео по теме

Источники:

Каждый из нас точно хотел бы стать знаменитым писателем. Но в наши дни, не обязательно иметь писательский талант. он, безусловно, важен, однако для написания бестселлера вам больше пригодятся другие навыки.

Вам понадобится

  • Прежде всего вам необходим ноутбук, желательно с качественной клавиатурой с подсветкой. Почему именно ноутбук? Да потому, что вы не должны сидеть дома в одной и той же обстановке - вы можете писать книгу на природе, в кафе или в любом другом месте. Подсветка же необходима для работы в ночное время, ведь вдохновение может прийти в любой момент!

Инструкция

Прежде всего, для своей продуктивной деятельности, советую вам овладеть навыками "слепой" печати. Так вы сможете работать быстрее, не выискивая нужную букву, и сможете запечатлить каждый полет мысли.

Выберите свой жанр написания. Возможно, вам гораздо легче будет писать романы, нежели, например, фантастику, или наоборот. Постарайтесь оценить свои способности по каждому жанру, и, возможно, совместить несколько в своем произведении. Например: фантастический роман с элементами детектива.

После выбора жанра задумайтесь над сюжетом своей книги. Возьмите блокнот, и точно опишите: каждого своего персонажа (черты лица, характер), места, где происходят действия, и окружающий мир героев (общество, природа, прошлое).

После всего этого вы можете приступить к написанию. В произведении следите за сюжетной линией, чтобы не было различных недоразумений. Например: в одной сцене персонаж любит , а в другой - фрукты. Мелочь, но при этом и очень важная деталь.

Видео по теме

Обратите внимание

Однако, для написания чего-то, по-настоящему стоящего, вам необходим и талант писателя. Если же вы не уверены в своих способностях, вы всегда можете почитать различные обучающие статьи, сходить на семинары по выбранной тематике и многое другое.

У человека всегда есть непреодолимое желание высказаться. Но не всегда получается это сделать при людях, к тому же, если твое высказывание – фантазия. Поэтому многие обращаются к бумаге. Изложить свои мысли на листе сможет не каждый, тем более написать книгу. Но даже если нет таланта, но есть упорное желание творить, тогда приступим к процессу создания произведения.

Инструкция

Прежде всего, для написания своей книги нужна идея. В произведении должна быть мысль, а не беспорядочное сюжета и жизни героев. Определите основную идею, которую вы хотите донести. Может быть, это будет , или захватывающее приключение, остросюжетный , или волшебный мир . Как вы уже поняли, идея тесно перекликается с жанром, но не является им. Например, в жанре

Жанр детективного кино в чистом виде много лет назад успешно перебрался на телевиденье, где и сейчас представлен в форме сериалов криминального характера («CSI», «Мыслить как преступник», «Элементарно»). В полнометражном кинематографе детектив существенно видоизменился, в результате смешивания нескольких жанров в один целостный сюжет. Детектив-триллер, детектив-боевик, детектив-пародия. Именно это смешивания жанров удерживает зрителя у экрана.

Головоломки, изощренные преступления, неожиданные повороты событий, харизматичные главные герои и гениальные преступники. Именно умелое сочетание всех этих элементов создают шедевр детективного триллера, который захватывает зрителя с первой секунды и до появления финальных титров.

Предлагаю посмотреть 8 лучших детективных фильмов с напряженным сюжетом.

1. Настоящий детектив

Год: 2014
Актеры: Мэттью Макконахи, Вуди Харрельсон, Мишель Монаган

Это, без преувеличения, лучший мини-сериал последних лет, созданный популярным американским телеканалом HBO, в стиле детектива нео-нуар с элементами триллера. Создателям проекта удалось заполучить в свою группу гениальных киноактеров - Мэттью Макконахи и Вуди Харрельсона, которые создали на экране сложных и увлекательных персонажей. Сериал получил не только восторженные отзывы зрителей, но и признание кинокритиков по всему миру.

Действия детектива происходят в 1995 году штате Луизиана, где изощренный маньяк убивает девушек и создает вокруг их тела некую декорацию, своеобразное послание. Два детектива, которым поручают вести расследование, ловят убийцу, но при задержании эго убивают. Дело закрывают. Параллельно сюжет смешивается с событиями, которые происходить через 17 лет. Что случилось с детективами и их карьерой? И почему полиция вновь обратилась к делу изощренного маньяка 1995 года? Это не только история одного расследования, но и история нескольких судеб, жизненная и реалистичная.

«Настоящий детектив» - одни из немногих фильмов, обладающий завораживающей атмосферой, неповторимым колоритом и великолепной музыкой.

2. Семь


Год: 1995
Актеры: Брэд Питт, Морган Фримен, Кэвин Спейси, Гвинет Пелтроу

Знаменитый психологический детектив от американского режиссера Дэвида Финчера, который получил 19 наград различных кинофестивалей. Фильм с первой минуты своей напряженной атмосферой вводит зрителя в состояния, при котором он как будто бы становится соучастником всех событий.


Действия происходят на протяжении всего семи дней, за которые старый детектив (Фримен) и его молодой напарник (Питт) ведут расследование серии загадочных убийств. Ежедневно они находят тело человека, которого маньяк покарал за один из смертных грехов, возомнив себя посланником Бога. Убийца бросает вызов полиции, не боясь наказания. И их игра с каждым днем становиться все опасней.

Весь фильм снять с полумрачным освещением, в темной цветовой гамме, в грязных, обшарпанных декорациях города, чтобы подчеркнуть атмосферу общей депрессивности. Такая атмосфера, глубоко-психологичные персонажи и впечатляющий финал вот уже двадцать лет делают фильм «Сем» одним из лучших детективов мирового кинематографа.

3. Бессонница


Год: 2002
Актеры: Аль Пачино, Мартин Донован, Робин Уильямс, Пол Дули, Хилари Свонк

Американский фильм известного режиссера Кристофера Нолана («Темный рыцарь», «Начало»). В нем сочетается не только захватывающий сюжет, напряженная атмосфера детективного триллера, но и великолепная актерская игра.

В центре сюжета – успешный детектив Дормер из Калифорнии (Пачино), который вынужден поехать на Аляску, чтобы расследовать, казалось бы, обычное убийство девушки на почве неразделенной любви. Но детектив сразу видит, что все не так просто, как кажется, и настоящий убийца умело обводит всех вокруг пальца. Дормер плохо спит из-за полярной ночи, его не покидает психологическое напряжение из-за расследования. И во время задержания он случайно убивает своего напарника. Теперь Дормер, как и убийца, пытается замести следы, и на это у него есть свои причины…

Несмотря на то, что «Бессоница» является ремейком одноименного фильма, он оказался намного успешней и ярче своего предшественника. Благодаря мрачной атмосфере, зритель начинает ощущать то же психологическое давление, что и детектив Дормер. Режиссеру удалось найти тонкую грань, с которой зрителю кажется, что он и сам участник всех событий.

4. Имитатор


Год: 1995
Актеры: Сигурни Уивер, Холли Хантер, Дермот Малруни, Гарри Конник-младший

Американский детектив с устрашающей музыкой, поддерживающей атмосферу остросюжетного триллера.
Главная героиня – доктор криминальной психологии Хадсон (Уивер), которая разбирается в мотивах и поведении серийных убийц. Когда-то она подверглась нападению маньяка, после чего из-за агорафобии долгие годы не покидает пределы своей квартиры. К ней обращаются детективы, которые ведут расследования серии убийств. Психологически Хадсон истощена и запугана, она не хочет возвращаться к работе над убийствами. До того момента, пока не осознает, что преступник в точности копирует все преступления, которые она когда-то описала в своей аналитической книге.

Сигурни Уивер - звезда психологических триллеров с детективным сюжетом. Картина с ее участием, не имея масштабных декораций и особого «подводного сюжета», все равно держит зрителя у экрана.

5. Красный дракон


Год: 2002
Актеры: Энтони Хопкинс, Эдвард Нортон, Рэйф Файнс, Харви Кейтель

Фильм-предыстория знаменитого детективного триллера «Молчание ягнят», снят по мотивам одноименной книги Томаса Харриса о жизни величайшего убийцы все времен – Ганнибала Лектора. Фильм «Красный дракон» не так известен, как его следующая часть, но не менее остросюжетен.

Детективу Уиллу Грему (Нортон) удается заподозрить Ганнибала Лектора (Хопкинс) в серии зверский убийств и посадить его за решетку. Детектив уходит в отставку и тихо живет со своей семьей, пока к нему не обращается ФБР с просьбой взять под свой контроль расследование серии необычных убийств. Гремм обращается за помощью к Лектору, так как новоиспеченный маньяк пишет Ганнибалу восхищенные письма. Полиции кажется, что они все контролируют и в скором времени обязательно поймают убийцу. Но они не подозревают, что становятся жертвами хорошо спланированной игры, где правила диктует кто-то другой…

6. Зодиак


Год: 2007
Актеры: Джейк Джилленхол, Марк Руффало, Роберт Дауни-мл.

Еще один детективный фильм от мастера напряженного триллера Дэвида Финчера. Картина основана на реальных событиях расследования зверских убийств самого известного маньяка прошлого века Зодиака, которого так и не удалось поймать. Он орудовал в Сан-Франциско на протяжении 12 лет, за которые убил 37 человек. При этом регулярно через газеты посылал полиции запутанные послания, которые так и не удалось до конца расшифровать.

Фильм повествует параллельно две истории: преступления Зодиака и расследование полиции. Для детектива (Джилленхол), который занимался делом убийцы, расследование становится делом жизни. Он понимает, что полиция посадила невинного человека, и даже после прекращения преступлений, продолжает искать улики. Он находить единственную выжившую жертву Зодиака, которая может свидетельствовать по его делу, и подбирается к Зодиаку невероятно близко…

Фильм держит в напряжении от начала до самого конца. Зритель, изначально зная финал, все равно сопереживает героям и надеется на хороший финал.

7. Пленницы


Год: 2013
Актеры: Хью Джекман, Джейк Джилленхол

Фильм «Пленницы» является примером качественного детективного фильма-саспенс. Критики отметили превосходную игру Джейка Джилленхола и грамотно структурированный сюжет, который постепенно наращивает напряжение вокруг событий.

В основе сюжета лежит история похищения двух маленьких девочек в День Благодарения. Полиция быстро задерживает подозреваемого, умственно отсталого парня Алекса, который был на месте преступления незадолго до похищения. За неимением улик, его отпускают. Отец одной из девочек (Джекман) уверен, что парень все-таки замешан в похищении. Он начинает вести собственное расследование, похищает юношу и зверски его пытает, чтобы найти дочь. Из-за пропажи Алекса, полиция начинает искать похитителя. И вот отчаявшийся отец становится преступником…

В фильме нет огромного количества событий, которые каждую минуту сменяют друг друга. Всю атмосферу в нем создают главные герои, их переживания, особенности характера и глубокий психологизм.

8. Кто вы, мистер Брукс?


Год: 2007
Актеры: Кевин Костнер, Уильям Херт, Деми Мур

«Кто вы, мистер Брукс?» - это триллер и психологическая драма в одном с Кевином Костнером в главной роли.

В центре сюжета успешный бизнесмен и примерный семьянин Эрл Брукс (Костнер). Он занимается благотворительностью, заботится о дочери и жене, а в свободное время убивает людей. Несколько лет он боролся со своими внутренними демонами, пока вновь не совершил преступление. Из-за маленькой оплошности в его деле появился свидетель, который не требует денег, а просто хочет присутствовать при следующем убийстве. В это время детективы активно ведут расследования, подбираясь все ближе к Бруксу. И когда он решает завязать со своим необычным хобби, его дочь обвиняют в убийстве. Брукс обязан спасти девочку, сохранить семью, но для этого ему предстоит совершить последнее преступление.

Хотя фильм и не имел широкой популярности, он является примером хорошего психологического детектива, который стоит посмотреть в свободное время.

Приятного просмотра!

Определение

Детектив - значение и определение понятия термина, словарь литературоведческих терминов:: Textologia.ru

ДЕТЕКТИВ (англ. - сыщик; от лат. - раскрытие) - художественное произведение с особым типом сюжета, связанным с раскрытием загадочных преступлений, противостоянием добра и зла, где, как правило, добро побеждает зло. Для детектива как жанра характерны следующие основные ограничительные признаки: 1) наличие тайны преступления (чаще всего убийства); 2) моральное и физическое столкновение на этой почве сыщика-профессионала или сыщика-любителя и преступника; 3) процесс расследования, при котором проверяются и отрабатываются различные версии случившегося, испытанию подвергаются разные подозреваемые и сам ведущий расследование; 4) установление личности преступника; 5) восстановление всех обстоятельств преступления.

Данный литературный жанр имеет уже длительную историю в европейской литературе. Его зачинателем считается американский писатель Эдгар Алан По, который в новелле «Убийство на улице Морг» (1841) впервые вывел образ сыщика-любителя, наделенного выдающимися способностями к логическому анализу.

 Д.Н. Ушаков, Большой толковый словарь современного русского языка (онлайн версия)

ДЕТЕКТИ́В дэтэ, детектива, ·муж. (·англ. detective). Сыщик, агент сыскной полиции.

Этимологический словарь русского языка. М.: Русский язык от А до Я. Издательство <ЮНВЕС>. Москва. 2003.

ДЕТЕКТИ́В Английское – detective (сыщик).

Латинское – detego (обнаруживаю).

Слово «детектив» заимствовано из английского языка во второй половине XIX в. Оно имеет два значения. Первое – «сыщик», второе – «жанр литературного произведения или кинофильма».

Производное: детективный.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Детекти́в (англ. detective , от лат. detego - раскрываю, разоблачаю) - преимущественно литературный и кинематографический жанр , произведения которого описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки. Обычно в качестве такого происшествия выступает преступление , и детектив описывает его расследование и определение виновных, в таком случае конфликт строится на столкновении справедливости с беззаконием , завершающимся победой справедливости .


Жанровые особенности детектива

Основной признак детектива как жанра - наличие в произведении некоего загадочного происшествия, обстоятельства которого неизвестны и должны быть выяснены. Наиболее часто описываемое происшествие - это преступление, хотя существуют детективы, в которых расследуются события, не являющиеся преступными (так, в «Записках о Шерлоке Холмсе», безусловно, относящихся к жанру детектива, в пяти рассказах из восемнадцати преступлений нет).

Существенной особенностью детектива является то, что действительные обстоятельства происшествия не сообщаются читателю, во всяком случае, во всей полноте, до завершения расследования. Вместо этого читатель проводится автором через процесс расследования, получая возможность на каждом его этапе строить собственные версии и оценивать известные факты. Если произведение изначально описывает все детали происшествия, либо происшествие не содержит в себе ничего необычного, загадочного, то его уже следует относить не к чистому детективу, а к родственным жанрам.

Важное свойство классического детектива - полнота фактов. Разгадка тайны не может строиться на сведениях, которые не были предоставлены читателю в ходе описания расследования. К моменту, когда расследование завершается, читатель должен иметь достаточно информации для того, чтобы на её основании самостоятельно найти решение. Могут скрываться лишь отдельные незначительные подробности, не влияющие на возможность раскрытия тайны. По завершении расследования все загадки должны быть разгаданы, на все вопросы - найдены ответы.

Ещё несколько признаков классического детектива в совокупности были названы Н. Н. Вольским гипердетерминированностью мира детектива («мир детектива значительно более упорядочен, чем окружающая нас жизнь»):

  • Обыденность обстановки. Условия, в которых происходят события детектива, в целом обычны и хорошо известны читателю (во всяком случае, сам читатель полагает, что уверенно в них ориентируется). Благодаря этому читателю изначально очевидно, что из описываемого является обычным, а что - странным, выходящим за рамки.
  • Стереотипность поведения персонажей. Персонажи в значительной мере лишены своеобразия, их психология и поведенческие модели достаточно прозрачны, предсказуемы, а если они имеют какие-либо резко выделяющиеся особенности, то таковые становятся известны читателю. Также стереотипны мотивы действий (в том числе - мотивы преступления) персонажей.
  • Существование априорных правил построения сюжета, не всегда соответствующих реальной жизни. Так, например, в классическом детективе рассказчик и сыщик в принципе не могут оказаться преступниками.

Данный набор особенностей сужает поле возможных логических построений на основании известных фактов, облегчая читателю их анализ. Впрочем, не все поджанры детектива в точности следуют данным правилам.

Отмечается ещё одно ограничение, которому практически всегда следует классический детектив - недопустимость случайных ошибок и невыявляемых совпадений. Например, в реальной жизни свидетель может говорить правду, может лгать, может заблуждаться или быть введён в заблуждение, но может и просто немотивированно ошибиться (случайно перепутать даты, суммы, фамилии). В детективе последняя возможность исключена - свидетель либо точен, либо лжёт, либо у его ошибки есть логичное обоснование.

Еремей Парнов указывает на следующие особенности классического детективного жанра:

  • читателю детектива предлагается соучастие в своего рода игре - разгадке тайны или имени преступника;
  • «готическая экзотика » -

Начиная с инфернальной обезьяны, родоначальника обоих жанров (фантастики и детектива) Эдгара По, с голубого карбункула и тропической гадюки Конан Дойля, с индийского лунного камня Уилки Коллинза и кончая уединёнными замками Агаты Кристи и трупом в лодке Чарльза Сноу, западный детектив неисправимо экзотичен. Кроме того, он патологически привержен к готическому роману (средневековый замок - излюбленные подмостки, на которых разыгрываются кровавые драмы).

  • схематичность -

В отличие от научной фантастики детектив зачастую пишется только ради детектива, то есть сыщика! Иначе говоря, преступник подстраивает свою кровавую деятельность под детектива, подобно тому как опытный драматург подгоняет роли под конкретных актёров.

Типичные персонажи

    • Сыщик - непосредственно занимается расследованием. В качестве сыщика могут выступать самые разные люди: служащие правоохранительных органов, частные детективы, родственники, друзья, знакомые пострадавших, иногда - совершенно случайные люди. Сыщик не может оказаться преступником. Фигура сыщика - центральная в детективе.
    • Сыщик-профессионал - работник правоохранительных органов. Может быть экспертом очень высокого уровня, а может - и обычным, каких много, работником полиции. Во втором случае в сложных ситуациях иногда обращается за советом к консультанту.
    • Частный детектив - для него расследование преступлений - основная работа, но он не служит в полиции, хотя может быть полицейским в отставке. Как правило, имеет чрезвычайно высокую квалификацию, деятелен и энергичен. Чаще всего частный детектив становится центральной фигурой, а для подчёркивания его качеств в действие могут вводиться сыщики-профессионалы, которые постоянно делают ошибки, поддаются на провокации преступника, встают на ложный след и подозревают невиновных. Используется противопоставление «одинокий герой против бюрократической организации и её чиновников», в котором симпатии автора и читателя оказываются на стороне героя.

    • Сыщик-любитель - то же самое, что и частный детектив, с той лишь разницей, что расследование преступлений для него - не профессия, а хобби, к которому он обращается лишь время от времени. Отдельный подвид сыщика-любителя - случайный человек, никогда не занимавшийся подобной деятельностью, но вынужденный вести расследование в силу острой необходимости, например, чтобы спасти несправедливо обвинённого близкого человека или отвести подозрение от себя. Сыщик-любитель приближает расследование к читателю, позволяет создать у него впечатление, что «я тоже мог бы в этом разобраться». Одна из условностей серий детективов с сыщиками-любителями (вроде мисс Марпл) - в реальной жизни человеку, если он не занимается расследованием преступлений профессионально, вряд ли встретится такое количество преступлений и загадочных происшествий.
    • Преступник - совершает преступление, заметает следы, пытается противодействовать следствию. В классическом детективе фигура преступника явно обозначается лишь в конце расследования, до этого момента преступник может быть свидетелем, подозреваемым или потерпевшим. Иногда действия преступника описываются и по ходу основного действия, но таким образом, чтобы не раскрыть его личность и не сообщить читателю сведений, которые нельзя было бы получить в ходе расследования из других источников.
    • Потерпевший - тот, против кого направлено преступление или тот, кто пострадал в результате загадочного происшествия. Один из стандартных вариантов развязки детектива - потерпевший сам оказывается преступником.
    • Свидетель - лицо, обладающее какими-либо сведениями о предмете расследования. Преступник нередко впервые показывается в описании расследования как один из свидетелей.

    • Компаньон сыщика - человек, постоянно находящийся в контакте с сыщиком, участвующий в расследовании, но не обладающий способностями и знаниями сыщика. Он может оказывать техническую помощь в расследовании, но главная его задача - более выпукло показать выдающиеся способности сыщика на фоне среднего уровня обычного человека. Кроме того, компаньон нужен, чтобы задавать сыщику вопросы и выслушивать его объяснения, давая читателю возможность проследить ход мыслей сыщика и обращая внимание на отдельные моменты, которые сам читатель мог бы упустить. Классические примеры таких компаньонов - доктор Уотсон у Конан Дойля и Артур Гастингс у Агаты Кристи.
    • Консультант - человек, обладающий выраженными способностями к ведению расследования, но сам в нём непосредственно не участвующий. В детективах, где выделяется отдельная фигура консультанта, она может являться главной (например, журналист Ксенофонтов в детективных рассказах

This is a Trial Version of Social Share & Locker Pro plugin. Please add your purchase code into Licence section to enable the Full Social Share & Locker Pro Version.

1) Читатель должен иметь равные с сыщиком возможности для разгадки тайны преступления. Все ключи к разгадке должны быть ясно обозначены и описаны.

2) Читателя нельзя умышленно обманывать или вводить в заблуждение, кроме как в тех случаях, когда его вместе с сыщиком по всем правилам честной игры обманывает преступник.

3) В романе не должно быть любовной линии. Речь ведь идет о том, чтобы отдать преступника в руки правосудия, а не о том, чтобы соединить узами Гименея тоскующих влюбленных.

4) Ни сам сыщик, ни кто-либо из официальных расследователей не должен оказаться преступником. Это равносильно откровенному обману – все равно как если бы нам подсунули блестящую медяшку вместо золотой монеты. Мошенничество есть мошенничество.

5) Преступник должен быть обнаружен дедуктивным методом – с помощью логических умозаключений, а не благодаря случайности, совпадению или немотивированному признанию. Ведь, избирая этот последний путь, автор вполне сознательно направляет читателя по заведомо ложному следу, а когда тот возвращается с пустыми руками, преспокойно сообщает, что все это время разгадка лежала у него, автора, в кармане. Такой автор не лучше любителя примитивных розыгрышей.

6) В детективном романе должен быть детектив, а детектив только тогда детектив, когда он выслеживает и расследует. Его задача состоит в том, чтобы собрать улики, которые послужат ключом к разгадке, и в конечном счете укажут на того, кто совершил это низкое преступление в первой главе. Детектив строит цепь своих рассуждений на основе анализа собранных улик, иначе он уподобляется нерадивому школьнику, который, не решив задачу, списывает ответ из конца задачника.

7) Без трупов в детективном романе просто не обойтись, и чем натуралистичней труп, тем лучше. Только убийство делает роман достаточно интересным. Кто бы стал с волнением читать три сотни страниц, если бы речь шла о преступлении менее серьезном! В конце концов, читатель должен быть вознагражден за беспокойство и потраченную энергию.

8) Тайна преступления должна быть раскрыта сугубо материалистическим путем. Совершенно недопустимы такие способы установления истины как ворожба, спиритические сеансы, чтение чужих мыслей, гадание, и т.д., и т.п. У читателя есть какой-то шанс не уступить в сообразительности детективу, рассуждающему рационалистически, но, если он вынужден состязаться с духами потустороннего мира, он обречен на поражение ab initio.

9) Должен быть только один детектив, то бишь только один главный герой дедукции, лишь один deus ex machina. Мобилизовать для разгадки преступления умы троих, четверых или даже целого отряда сыщиков – значит не только рассеять читательское внимание и порвать прямую логическую нить, но и несправедливо поставить читателя в невыгодное положение. При наличии более чем одного детектива читатель не знает, с которым из них он состязается по части дедуктивных умозаключений. Это все равно что заставить читателя бежать наперегонки с эстафетной командой.

10) Преступником должен оказаться персонаж, игравший в романе более-менее заметную роль, то есть такой персонаж, который знаком и интересен читателю.

11) Автор не должен делать убийцей слугу. Это слишком легкое решение, избрать его – значит, уклониться от трудностей. Преступник должен быть человеком с определенным достоинством – таким, который обычно не навлекает на себя подозрений.

12) Сколько бы ни совершилось в романе убийств, преступник должен быть только один. Конечно, преступник может иметь помощника или соучастника, но все бремя вины должно лежать на плечах одного человека. Надо предоставить читателю возможность сосредоточить весь пыл своего негодования на одной-единственной черной натуре.

13) В истинно детективном романе неуместны тайные бандитские общества, всякие там каморры и мафии. Ведь захватывающее и по-настоящему красивое убийство будет непоправимо испорчено, если окажется, что вина ложится на целую преступную компанию. Разумеется, убийце в детективном романе следует дать надежду на спасение, но позволить ему прибегнуть к помощи тайного сообщества – это уже слишком. Ни один первоклассный, уважающий себя убийца не нуждается в подобном преимуществе.

14) Способ убийства и средства раскрытия преступления должны отвечать критериям рациональности и научности. Иначе говоря, в детективный роман нельзя вводить псевдонаучные, гипотетические и чисто фантастические приспособления. Как только автор воспаряет, на манер Жюля Верна, в фантастические выси, он оказывается за пределами детективного жанра и резвится на неизведанных просторах жанра приключенческого.

15) В любой момент разгадка должна быть очевидной – при условии, что читателю хватит проницательности разгадать ее. Под этим подразумевается следующее: если читатель, добравшись до объяснения того, как было совершено преступление, перечитает книгу, он увидит, что разгадка, так сказать, лежала на поверхности, то есть все улики в действительности указывали на виновника, и, будь он, читатель, так же сообразителен, как детектив, он сумел бы раскрыть тайну самостоятельно, задолго до последней главы. Нечего и говорить, что читатель сообразительный частенько именно так и раскрывает ее.

16) В детективном романе неуместны длинные описания, литературные отступления и побочные темы, изощренно тонкий анализ характеров и воссоздание атмосферы. Все эти вещи несущественны для повествования о преступлении и логическом его раскрытии. Они лишь задерживают действие и привносят элементы, не имеющие никакого отношения к главной цели, которая состоит в том, чтобы изложить задачу, проанализировать ее и довести до успешного решения. Разумеется, в роман следует ввести достаточно описаний и четко очерченных характеров, чтобы придать ему достоверность.

17) Вина за совершение преступления не должна взваливаться на преступника-профессионала. Преступления, совершаемые взломщиками или бандитами, расследуются управлением полиции, а не писателем-детективщиком и блестящими сыщиками-любителями. По-настоящему захватывающее преступление – это преступление, совершенное столпом церкви или старой девой, известной благотворительницей.

18) Преступление в детективном романе не должно оказаться на поверку самоубийством или несчастным случаем. Завершить одиссею выслеживания подобным спадом напряжения – значит, одурачить доверчивого и доброго читателя.

19) Все преступления в детективных романах должны совершаться по личным мотивам. Международные заговоры и военная политика являются достоянием совершенно другого литературного жанра – например, романа шпионского или остросюжетного. Детективный же роман должен оставаться в уютных, домашних рамках. Он должен отражать повседневные переживания читателя и в известном смысле давать выход его собственным подавленным желаниям и эмоциям.

20) И, наконец, последний пункт: перечень некоторых приемов, которыми теперь не воспользуется ни один уважающий себя автор детективных романов. Они использовались слишком часто и хорошо известны всем истинным любителям литературных преступлений. Прибегнуть к ним – значит, расписаться в своей писательской несостоятельности и в отсутствии оригинальности.

а) Опознание преступника по окурку, оставленному на месте преступления.

б) Устройство мнимого спиритического сеанса с целью напугать преступника и заставить выдать себя.

в) Подделка отпечатков пальцев.

г) Мнимое алиби, обеспеченное при помощи манекена.

д) Собака, которая не лает и позволяет сделать в силу этого вывод, что вторгшийся человек не был незнакомцем.

е) Возложение под занавес вины за преступление на брата-близнеца или другого родственника, как две капли воды похожего на подозреваемого, но ни в чем не повинного человека.

ж) Шприц для подкожных инъекций и наркотик, подмешанный в вино.

з) Совершение убийства в запертой комнате уже после того, как туда вломились полицейские.

и) Установление вины с помощью психологического теста на называние слов по свободной ассоциации.

к) Тайна кода или зашифрованного письма, в конце концов разгаданная сыщиком.

Детективный роман - это своего рода интеллектуальная игра. Больше того, это спортивное соревнование. И создаются детективные романы по строго определенным законам - пускай неписаным, но тем не менее обязательным. Каждый уважаемый, и уважающий себя сочинитель детективов неукоснительно соблюдает их. Итак, ниже сформулировано своего рода кредо детективщика, основанное отчасти на практическом опыте всех больших мастеров детективного жанра, а отчасти на подсказках голоса совести честного писателя. Вот оно:

1. Читатель должен иметь равные с сыщиком возможности для разгадки тайны преступления. Все ключи к разгадке должны быть ясно обозначены и описаны.

2. Читателя нельзя умышленно обманывать или вводить в заблуждение, кроме как в тех случаях, когда его вместе с сыщиком по всем правилам честной игры обманывает преступник.

3. В романе не должно быть любовной линии. Речь ведь идет о том, чтобы отдать преступника в руки правосудия, а не о том, чтобы соединить узами Гименея тоскующих влюбленных.

4. Ни сам сыщик, ни кто-либо из официальных расследователей не должен оказаться преступником. Это равносильно откровенному обману - все равно как если бы нам подсунули блестящую медяшку вместо золотой монеты. Мошенничество есть мошенничество.

5. Преступник должен быть обнаружен дедуктивным путем - с помощью логических умозаключений, а не благодаря случайности, совпадению или немотивированному признанию. Ведь, избирая этот последний способ разгадки тайны преступления, автор вполне сознательно направляет читателя по заведомо ложному следу, а когда тот возвращается с пустыми руками, преспокойно сообщает ему, что разгадка все время лежала у него, автора, в кармане. Такой автор ничем не лучше любителя примитивных розыгрышей.

6. В детективном романе должен быть детектив, а детектив только тогда детектив, когда он выслеживает и расследует. Его задача состоит в том, чтобы собрать улики, которые послужат ключом к разгадке и в конечном счете укажут на того, кто совершил это низкое преступление в первой главе. Детектив строит цепь своих умозаключений на основе анализа собранных улик, а иначе он уподобляется нерадивому школьнику, который, не решив задачу, списывает ответ из конца задачника.

7. Без трупа в детективном романе просто не обойтись, и чем натуралистичней этот труп, тем лучше. Только убийство делает роман достаточно интересным. Кто бы стал с волнением читать три сотни страниц, если бы речь шла о преступлении менее серьезном! В конце концов, читатель должен быть вознагражден за беспокойство и потраченную энергию.

8. Тайна преступления должна быть раскрыта сугубо материалистическим путем. Совершенно недопустимы такие способы установления истины, как ворожба, спиритические сеансы, чтение чужих мыслей, гадание с помощью магического кристалла и т. д. и т. п. У читателя есть какой-то шанс не уступить в сообразительности детективу, рассуждающему рационалистически, но, если он вынужден состязаться с духами потустороннего мира и гоняться за преступником в четвертом измерении, он обречен на поражение ab initio [с самого начала (лат.)] .

9. Должен быть только один детектив, то бишь только один главный герой дедукции, лишь один deus ex machina [Бог из машины (лат.), то есть неожиданно появляющееся (как боги в античных трагедиях) лицо, которое своим вмешательством распутывает положение, казавшееся безнадежным]. Мобилизовать для разгадки тайны преступления умы троих, четверых, а то и целого отряда сыщиков - значит не только рассеять читательское внимание и порвать прямую логическую нить, но и несправедливо поставить читателя в невыгодное положение. При наличии более чем одного детектива читатель не знает, с которым из них он состязается по части дедуктивных умозаключений. Это все равно что заставить читателя бежать наперегонки с эстафетной командой.

10. Преступником должен оказаться персонаж, игравший в романе более или менее заметную роль, то есть такой персонаж, который знаком и интересен читателю.

11. Автор не должен делать убийцей слугу. Это слишком легкое решение, избрать его - значит уклониться от трудностей. Преступник должен быть человеком с определенным достоинством - таким, который обычно не навлекает на себя подозрений.

12. Сколько бы ни совершалось в романе убийств, преступник должен быть только один. Конечно, преступник может иметь помощника или соучастника, оказывающего ему кое-какие услуги, но все бремя вины должно лежать на плечах одного человека. Надо предоставить читателю возможность сосредоточить весь пыл своего негодования на одной-единственной черной натуре.

13. В детективном романе неуместны тайные бандитские общества, всякие там каморры и мафии. Ведь захватывающее и по-настоящему красивое убийство будет непоправимо испорчено, если окажется, что вина ложится на целую преступную компанию. Разумеется, убийце в детективном романе следует дать надежду на спасение, но позволить ему прибегнуть к помощи тайного общества - это уже слишком. Ни один первоклассный, уважающий себя убийца не нуждается в подобном преимуществе.

14. Способ убийства и средства раскрытия преступления должны отвечать критериям рациональности и научности. Иначе говоря, в roman policier недопустимо вводить псевдонаучные, гипотетические и чисто фантастические приспособления. Как только автор воспаряет на манер Жюля Верна в фантастические выси, он оказывается за пределами детективного жанра и резвится на неизведанных просторах жанра приключенческого.

15. В любой момент разгадка должна быть очевидной - при условии, что читателю хватит проницательности разгадать ее. Под этим я подразумеваю следующее: если читатель, добравшись до объяснения того, как было совершено преступление, перечитает книгу, он увидит, что разгадка, так сказать, лежала на поверхности, то есть все улики в действительности указывали на виновника, и, будь он, читатель, так же сообразителен, как детектив, он сумел бы раскрыть тайну самостоятельно задолго до последней главы. Нечего и говорить, что сообразительный читатель частенько именно так и раскрывает ее.

16. В детективном романе неуместны длинные описания, литературные отступления на побочные темы, изощренно тонкий анализ характеров и воссоздание атмосферы . Все эти вещи несущественны для повествования о преступлении и логическом его раскрытии. Они лишь задерживают действие и привносят элементы, не имеющие никакого отношения к главной цели, которая состоит в том, чтобы изложить задачу, проанализировать ее и довести до успешного решения. Разумеется, в роман следует ввести достаточно описаний и четко очерченных характеров, чтобы придать ему достоверность.

17. Вина за совершение преступления никогда не должна взваливаться в детективном романе на преступника-профессионала. Преступления, совершенные взломщиками или бандитами, расследуются управлениями полиции, а не писателями-детективщиками и блестящими сыщиками-любителями. По-настоящему захватывающее преступление - это преступление, совершенное столпом церкви или старой девой, известной благотворительницей.

18. Преступление в детективном романе не должно оказаться на поверку несчастным случаем или самоубийством. Завершить одиссею выслеживания подобным спадом напряжения - значит одурачить доверчивого и доброго читателя.

19. Все преступления в детективных романах должны совершаться по личным мотивам. Международные заговоры и военная политика являются достоянием совершенно другого литературного жанра - скажем, романов о секретных разведывательных службах. А детективный роман про убийство должен оставаться, как бы это выразиться, в уютных, домашних рамках. Он должен отражать повседневные переживания читателя и в известном смысле давать выход его собственным подавленным желаниям и эмоциям.

20. И наконец, еще один пункт для ровного счета: перечень некоторых приемов, которыми теперь не воспользуется ни один уважающий себя автор детективных романов. Они использовались слишком часто и хорошо известны всем истинным любителям литературных преступлений. Прибегнуть к ним - значит расписаться в своей писательской несостоятельности и в отсутствии оригинальности.

а) Опознание преступника по окурку, оставленному на месте преступления.
б) Устройство мнимого спиритического сеанса с целью напугать преступника и заставить его выдать себя.
в) Подделка отпечатков пальцев.
г) Мнимое алиби, обеспечиваемое при помощи манекена.
д) Собака, которая не лает и позволяет сделать в силу этого вывод, что вторгшийся человек не был незнакомцем.
е) Возложение под занавес вины за преступление на брата-близнеца или другого родственника, как две капли воды похожего на подозреваемого, но ни в чем не повинного человека.
ж) Шприц для подкожных инъекций и наркотик, подмешанный в вино.
з) Совершение убийства в запертой комнате уже после того, как в нее вломились полицейские.
и) Установление вины с помощью психологического теста на называние слов по свободной ассоциации.
к) Тайна кода или зашифрованного письма, в конце концов разгаданная сыщиком.

Ван Дайн С. С.

Перевод В.Воронина
Из сборника Как сделать детектив