М. А

  • 13.04.2024

Все их сюжеты можно условно поделить на следующие виды и подвиды: на заданное число конгруэнтных и подобных ей фигур (такие фигуры получили название «делящихся»); определённым количеством прямых на максимально возможное число частей, не обязательно равных. Трансформирование – требуется разрезать одну фигуру так, чтобы их её частей можно было сложить вторую заданную фигуру

Задача 1. Квадрат содержит 16 клеток. Разделите квадрат на две равные части так, чтобы линия разреза шла по сторонам клеток. (Способы разрезания квадрата на две части будем считать различными, если части квадрата, полученные при одном способе разрезания, не равны частям, полученным при другом способе.) Сколько всего решений имеет задача?

При построении ломаной, чтобы не потерять какое-либо решение, можно придерживаться такого правила. Если следующее звено ломаной можно нарисовать двумя способами, то сначала нужно заготовить второй такой же рисунок и выполнить этот шаг на одном рисунке первым, а на другом вторым способом (на рис. 3 показаны два продолжения рис. 2 (а)). Аналогично нужно поступать, когда способов не два, а три (на рис. 4 показаны три продолжения рис. 2 (б)). Указанный порядок действий помогает найти все решения.

Задача 2 Прямоугольник 4 × 9 клеток разрежьте по сторонам клеток на две равные части так, чтобы из них затем можно было сложить квадрат.

Решение. Посмотрим, сколько клеток будет содержать квадрат. 4 · 9=36 - значит, сторона квадрата - 6 клеток, так как 36=6 · 6. Как разрезать прямоугольник - показано на рис. 95 (б). Это способ разрезания называют ступенчатым. Как из полученных частей составить квадрат - показано на рис. 95 (в).

Задача 3. Можно ли квадрат 5× 5 клеток разрезать на две равные части так, чтобы линия разреза шла по сторонам клеток? Ответ обоснуйте.

Решение. Нельзя, так квадрат состоит из 25 клеток. Его нужно разрезать на две равные части. Поэтому в каждой части должно быть по 12, 5 клеток, а значит, линия разреза будет проходить не по сторонам клеток.

Пентамино 12 фигур, каждая из которых состоит из пяти одинаковых квадратов, причем квадраты «соседствуют « друг с другом только сторонами. «ПЕНТА» - «ПЯТЬ» (с греческого)

Пентамино Игра, заключающая в складывании различных фигур из заданного набора Придумана американским математиком С. Голомбом в 50 – ые годы XX века

№ 1. Выложите плитками 2*1 пол в комнате размером 5*6 (сплошной паркет). Пусть у нас имеется неограниченный запас прямоугольных плиток размером 2*1, и мы хотим выложить ими пол прямоугольной формы, причем никакие две плитки не должны перекрываться.

В этом случае одно из чисел p или q должно быть четно. Если, например, p=2 r, то пол можно выложить так, как показано на рисунке. Но в таких паркетах есть линии разрыва, которые пересекают всю «комнату» от стены до стены, но не пересекают плитки. А на практике используются паркеты без таких линий – сплошные паркеты.

Естественно возникает вопрос, при каких p и q прямоугольник p*q допускает сплошное разбиение на плитки 2*1?

№ 3. На листе клетчатой бумаги размерами 10*10 клеток наметьте разрезы, с помощью которых можно получить как можно больше целых фигур, изображенных на рисунке. Фигуры, изображенные на рисунке, можно переворачивать.

Ответ: В данном случае умещается 24 целых фигуры. Других способов, при которых получается больше целых фигурок, пока не найдено.

Доску размером 8× 8 разрезали на четыре части и сложили из них прямоугольник размером 5× 13. Откуда появилась лишняя клетка? 8 8 13 5 64 квадратика 65 квадратиков

Доску размером 8× 8 разрезали на четыре части и сложили из них прямоугольник размером 5× 13. Откуда появилась лишняя клетка? 8 8

Доску размером 8× 8 разрезали на четыре части и сложили из них прямоугольник размером 5× 13. Откуда появилась лишняя клетка? 2 1 3 4

Доску размером 8× 8 разрезали на четыре части и сложили из них прямоугольник размером 5× 13. Откуда появилась лишняя клетка? 1 2 3 4

Ответ: Диагональная линия левого рисунка не прямая; на точном рисунке виден параллелограмм площади 1, как и следовало ожидать.

Последовательность Фибоначчи j 1 = 1, j 2 = 1, j 3 = 2, j 4 = 3, j 5 = 5, j 6 = 8, j 7 = 13, j 8 = 21, j 9 = 34, j 10 = 55, j 11 = 89, . . . обладает следующим свойством: квадрат числа Фибоначчи на 1 отличается от произведения предшествующего ему и следующего за ним чисел Фибоначчи; точнее говоря, jn 2 + (– 1)n = jn – 1 jn + 1.

Например, при n = 6 формула превращается в равенство 82 + 1 = 5 · 13, а при n = 7 - в равенство 132 – 1 = 8 · 21. Советую нарисовать картинки, аналогичные рисунку к условию задачи, для нескольких других значений n.

Транскрипт

1 М. А. Екимова, Г. П. Кукин МЦНМО Москва, 2002

2 УДК ББК Е45 Е45 Екимова М. А., Кукин Г. П. Задачи на разрезание. М.: МЦНМО, с.: ил. Серия: «Секреты преподавания математики». Эта книга является первой книгой серии «Секреты преподавания математики», призванной изложить и обобщить накопленный опыт в области математического образования. Данный сборник представляет собой одну из частей курса «Развивающая логика в 5 7 классах». Ко всем задачам, приведенным в книге, даны решения или указания. Книга рекомендуется для внеклассной работы по математике. ББК ISBN c Кукин Г. П., Екимова М. А., c МЦНМО, 2002.


3 Введение В настоящее время традиционный взгляд на состав предметов, изучаемых школьниками, пересматривается и уточняется. В школьную программу вводятся различные новые предметы. Одним из таких предметов является логика. Изучение логики способствует пониманию красоты и изящества рассуждений, умению рассуждать, творческому развитию личности, эстетическому воспитанию человека. Каждый культурный человек должен быть знаком с логическими задачами, головоломками, играми, известными уже несколько столетий или даже тысячелетий во многих странах мира. Развитие сообразительности, смекалки и самостоятельности мышления необходимо любому человеку, если он желает преуспевать и достигнуть гармонии жизни. Наш опыт показывает, что систематическое изучение формальной логики или фрагментов математической логики следует отложить на старшие классы средней школы. Вместе с тем, развивать логическое мышление необходимо как можно раньше. Фактически, при изучении учебных предметов в школе рассуждения и доказательства появляются лишь в 7 классе (когда начинается систематический курс геометрии). Для многих учеников резкий переход (не было рассуждений стало много рассуждений) непосильно тяжел. В курсе развивающей логики для 5 7 классов вполне можно научить школьников рассуждать, доказывать, находить закономерности. Например, при решении математических ребусов надо не только угадать (подобрать) несколько ответов, но и доказать, что получен полный список возможных ответов. Это вполне посильно пятикласснику. Но в процессе преподавания логики в 5 7 классах средних школ учителя сталкиваются с определенными трудностями: отсутствие учебников, дидактических материалов, пособий, наглядных материалов. Все это приходится составлять, писать и рисовать самому учителю. Одна из целей этого сборника облегчить учителю подготовку и проведение занятий. Дадим некоторые рекомендации по проведению уроков перед работой со сборником.


4 4 Введение Начинать обучать школьников логике желательно с пятого класса, а может быть, и раньше. Преподавание логики должно вестись непринужденно, почти в импровизационном стиле. Эта видимая легкость на самом деле требует от учителя большой и серьезной подготовки. Неприемлемо, например, вычитывать интересную и занимательную задачу из толстой рукописной тетради, как иногда делают учителя. Рекомендуем проводить занятия в нестандартной форме. Необходимо использовать на уроках как можно больше наглядного материала: различных карточек, картинок, наборов фигур, иллюстраций к решению задач, схем. Не стоит заниматься с младшими школьниками одной темой в течение длительного времени. При разборе темы нужно стараться выделять основные логические вехи и добиваться понимания (а не зазубривания) этих моментов. Необходимо постоянно возвращаться к пройденному материалу. Это можно делать на самостоятельных работах, командных соревнованиях (во время уроков), зачетах в конце четверти, устных и письменных олимпиадах, матбоях (во внеурочное время). Необходимо также использовать на занятиях развлекательные и шуточные задания, иногда полезно сменить направление деятельности. Данный сборник представляет собой одну из частей курса «Развивающая логика в 5 7 классах» «Задачи на разрезание». Эта часть апробировалась на уроках логики в 5 7 классах школы-лицея 74 г. Омска. Задачами на разрезание увлекались многие ученые с древнейших времен. Решения многих простых задач на разрезание были найдены еще древними греками, китайцами, но первый систематический трактат на эту тему принадлежит перу Абул-Вефа, знаменитого персидского астронома Х века, жившего в Багдаде. Геометры всерьез занялись решением задач на разрезание фигур на наименьшее число частей и последующее составление из них той или иной новой фигуры лишь в начале XX века. Одним из основоположников этого увлекательного раздела геометрии был знаменитый составитель головоломок Генри


5 Введение 5 Э. Дьюдени. Особенно большое число существовавших ранее рекордов по разрезанию фигур побил эксперт австралийского патентного бюро Гарри Линдгрен. Он является ведущим специалистом в области разрезания фигур. В наши дни любители головоломок увлекаются решением задач на разрезание прежде всего потому, что универсального метода решения таких задач не существует, и каждый, кто берется за их решение, может в полной мере проявить свою смекалку, интуицию и способность к творческому мышлению. Поскольку здесь не требуется глубокое знание геометрии, то любители иногда могут даже превзойти профессионалов-математиков. Вместе с тем, задачи на разрезание не являются несерьезными или бесполезными, они не так уж и далеки от серьезных математических задач. Из задач на разрезание родилась теорема Бойаи Гервина о том, что любые два равновеликих многоугольника равносоставлены (обратное очевидно), а затем и третья проблема Гильберта: верно ли аналогичное утверждение для многогранников? Задачи на разрезание помогают как можно раньше формировать геометрические представления у школьников на разнообразном материале. При решении таких задач возникает ощущение красоты, закона и порядка в природе. Сборник «Задачи на разрезание» разбит на два раздела. При решении задач из первого раздела ученикам не понадобится знание основ планиметрии, а будет нужна именно смекалка, геометрическое воображение и достаточно простые геометрические сведения, которые известны всем. Второй раздел это факультативные задачи. Сюда вошли задачи, для решения которых понадобится знание основных геометрических сведений о фигурах, их свойствах и признаках, знание некоторых теорем. Каждый раздел разбит на параграфы, в которые мы постарались объединить задачи на одну тему, а они, в свою очередь, разбиты на уроки, содержащие каждый однородные задачи в порядке возрастания их трудности. В первый раздел входит восемь параграфов. 1. Задачи на клетчатой бумаге. В этом параграфе собраны задачи, в которых разрезание фигур (в основном это квадраты и прямоугольники) идет по сторонам клеток. Параграф содержит 4 урока, рекомендуем их для изучения учащимися 5-х классов.


6 6 Введение 2. Пентамино. В этом параграфе собраны задачи, связанные с фигурами пентамино, поэтому для проведения этих уроков желательно раздать детям наборы этих фигур. Здесь два урока, рекомендуем их для изучения учащимися 5 6-х классов. 3. Трудные задачи на разрезание. Здесь собраны задачи на разрезание фигур более сложной формы, например, с границами, являющимися дугами, и более сложные задачи на разрезание. В этом параграфе два урока, их мы рекомендуем проводить в 7-х классах. 4. Разбиение плоскости. Здесь собраны задачи, в которых нужно находить сплошные разбиения прямоугольников на плитки прямоугольной формы, задачи на составление паркетов, задачи о наиболее плотной укладке фигур в прямоугольнике или квадрате. Рекомендуем этот параграф изучать в 6 7-х классах. 5. Танграм. Здесь собраны задачи, связанные с древней китайской головоломкой «Танграм». Для проведения этого урока желательно иметь эту головоломку, хотя бы сделанную из картона. Этот параграф рекомендуем для изучения в 5-х классах. 6. Задачи на разрезание в пространстве. Здесь учащихся знакомят с развертками куба, треугольной пирамиды, проводятся параллели и показываются различия между фигурами на плоскости и объемными телами, а значит различия в решении задач. Параграф содержит один урок, который рекомендуем для изучения учащимися 6-х классов. 7. Задачи на раскраску. Здесь показано, как раскраска фигуры помогает решать задачу. Доказать, что решение задачи на разрезание какой-нибудь фигуры на части возможно, нетрудно, достаточно предоставить какой-нибудь способ разрезания. А вот доказать, что разрезание невозможно, труднее. Сделать это нам помогает раскраска фигуры. В параграфе три урока. Их рекомендуем для изучения учащимися 7-х классов. 8. Задачи с раскраской в условии. Здесь собраны задачи, в которых требуется раскрасить фигуру определенным образом, ответить на вопрос: сколько цветов понадобится для такой раскраски (наименьшее или наибольшее количество) и т. д. В параграфе семь уроков. Их мы рекомендуем для изучения учащимися 7-х классов. Во второй раздел входят задачи, которые можно решать на дополнительных занятиях. Он содержит три параграфа.


7 Введение 7 9. Превращение фигур. В нем собраны задачи, в которых одна фигура разрезается на части, из которых составляется другая фигура. В этом параграфе три урока, на первом рассматривается «превращение» различных фигур (здесь собраны достаточно легкие задачи), а на втором уроке рассматривается геометрия превращения квадрата. 10. Разные задачи на разрезание. Сюда входят различные задачи на разрезание, которые решаются различными методами. В этом параграфе три урока. 11. Площадь фигур. В этом параграфе два урока. На первом уроке рассматриваются задачи, при решении которых нужно разрезать фигуры на части, а потом доказывать, что фигуры равносоставлены, на втором уроке задачи, при решении которых нужно использовать свойства площадей фигур.


8 Раздел 1 1. Задачи на клетчатой бумаге Урок 1.1 Тема: Задачи на разрезание на клетчатой бумаге. Цель: Развивать комбинаторные навыки (рассмотреть различные способы построения линии разреза фигур, правила, позволяющие при построении этой линии не терять решения), развивать представления о симметрии. Задачи решаем на уроке, задача 1.5 на дом Квадрат содержит 16 клеток. Разделите квадрат на две равные части так, чтобы линия разреза шла по сторонам клеток. (Способы разрезания квадрата на две части будем считать различными, если части квадрата, полученные при одном способе разрезания, не равны частям, полученным при другом способе.) Сколько всего решений имеет задача? Указание. Найти несколько решений этой задачи не так уж сложно. На рис. 1 некоторые из них показаны, причем решения б) и в) одинаковы, так как полученные в них фигуры можно совместить наложением (если повернуть квадрат в) на 90 градусов). Рис. 1 Но найти все решения и ни одно решение не потерять уже труднее. Заметим, что ломаная, делящая квадрат на две равные части, симметрична относительно центра квадрата, Это наблюдение позволяет шаг


9 Урок за шагом рисовать ломаную с двух концов. Например, если начало ломаной в точке A, то конец ее будет в точке B (рис. 2). Убедитесь, что для данной задачи начало и конец ломаной можно нарисовать двумя способами, показанными на рис. 2. При построении ломаной, чтобы не потерять какое-либо решение, можно придерживаться такого правила. Если следующее звено ломаной можно нарисовать двумя способами, то сначала нужно заготовить второй такой же рисунок и выполнить этот шаг на одном рисунке первым, а на другом вторым способом (на рис. 3 показаны два продолжения рис. 2 (а)). Аналогично нужно поступать, когда способов не два, а три (на рис. 4 показаны три продолжения рис. 2 (б)). Указанный порядок действий помогает найти все решения. Рис. 2 Рис. 3 Рис Прямоугольник 3 4 содержит 12 клеток. Найдите пять способов разрезания прямоугольника на две равные части так, чтобы линия разреза шла по сторонам клеток (способы разрезания считаются различными, если части, полученные при одном способе разрезания, не равны частям, полученным при другом способе) Прямоугольник 3 5 содержит 15 клеточек и центральная клетка удалена. Найдите пять способов разрезания оставшейся фигу-


10 10 1. Задачи на клетчатой бумаге ры на две равные части так, чтобы линия разреза шла по сторонам клеток Квадрат 6 6 разграфлен на 36 одинаковых квадратов. Найдите пять способов разрезания квадрата на две равные части так, чтобы линия разреза шла по сторонам квадратов Задача 1.4 имеет более 200 решений. Найдите хотя бы 15 из них. Урок 1.2 Тема: Задачи на разрезание на клетчатой бумаге. Цель: Продолжать развивать представления о симметрии, подготовка к теме «Пентамино» (рассмотрение различных фигурок, которые можно построить из пяти клеточек). Задачи Можно ли квадрат 5 5 клеток разрезать на две равные части так, чтобы линия разреза шла по сторонам клеток? Ответ обоснуйте Разделите квадрат 4 4 на четыре равные части так, чтобы линия разреза шла по сторонам клеток. Сколько различных способов разрезания вы найдете? 1.8. Разделите фигуру (рис. 5) на три равные части так, чтобы линия разреза шла по сторонам квадратов. Рис. 5 Рис. 6 Рис Разделите фигуру (рис. 6) на четыре равные части так, чтобы линия разреза шла по сторонам квадратов Разделите фигуру (рис. 7) на четыре равные части так, чтобы линии разрезов шли по сторонам квадратов. Найдите как можно больше решений.


11 Урок Разделите квадрат 5 5 клеток с вырезанной центральной клеткой на четыре равные части. Урок 1.3 Тема: Задачи на разрезание на клетчатой бумаге. Цель: Продолжать развивать представления о симметрии (осевой, центральной). Задачи Разрежьте фигуры, изображенные на рис. 8, на две равные части по линиям сетки, причем в каждой из частей должен быть кружок. Рис. 8 Рис Фигуры, изображенные на рис. 9, надо разрезать по линиям сетки на четыре равные части так, чтобы в каждой части был кружок. Как это сделать? Разрежьте фигуру, изображенную на рис. 10, по линиям сетки на четыре равные части и сложите из них квадрат так, чтобы кружочки и звездочки расположились симметрично относительно всех осей симметрии квадрата. Рис. 10


12 12 1. Задачи на клетчатой бумаге Разрежьте данный квадрат (рис. 11) по сторонам клеток так, чтобы все части были одинакового размера и формы и чтобы каждая содержала по одному кружку и звездочке Разрежьте квадрат 6 6 из клетчатой бумаги, изображенный на рис. 12, на четыре одинаковые части так, чтобы каждая из них содержала три закрашенные клетки. Урок 1.4 Рис. 11 Рис. 12 Тема: Задачи на разрезание на клетчатой бумаге. Цель: Научиться разрезать прямоугольник на две равные части, из которых можно сложить квадрат, другой прямоугольник. Научиться определять, из каких прямоугольников, разрезав их, можно составить квадрат. Задачи Дополнительно задачи 1.23, 1.24 (эти задачи можно рассмотреть в начале урока для разминки) Прямоугольник 4 9 клеток разрежьте по сторонам клеток на две равные части так, чтобы из них затем можно было сложить квадрат Можно ли прямоугольник 4 8 клеток разрезать на две части по сторонам клеток так, чтобы из них можно было составить квадрат? Из прямоугольника 10 7 клеток вырезали прямоугольник 1 6 клеток, как показано на рис. 13. Разрежьте полученную фигуру на две части так, чтобы из них можно было сложить квадрат Из прямоугольника 8 9 клеток вырезали закрашенные фигуры, как показано на рис. 14. Разрежьте полученную фигуру на две равные части так, чтобы из них можно было сложить прямоугольник 6 10.


13 Урок Рис. 13 Рис На клетчатой бумаге нарисован квадрат размером 5 5 клеток. Покажите, как разрезать его по сторонам клеток на 7 различных прямоугольников Разрежьте квадрат на 5 прямоугольников по сторонам клеток так, чтобы все десять чисел, выражающих длины сторон прямоугольников, были различными целыми числами Разделите фигуры, изображенные на рис. 15, на две равные части. (Разрезать можно не только по линиям клеток, но и по их диагоналям.) Рис. 15


14 14 2. Пентамино Разрежьте фигуры, изображенные на рис. 16, на четыре равные части. 2. Пентамино Рис. 16 Урок 2.1 Тема: Пентамино. Цель: Развитие комбинаторных навыков учащихся. Задачи Фигуры домино, тримино, тетрамино (игру с такими фигурками называют тетрис), пентамино составляют из двух, трех, четырех, пяти квадратов так, чтобы любой квадрат имел общую сторону хотя бы с одним квадратом. Из двух одинаковых квадратов можно составить только одну фигуру домино (см. рис. 17). Фигуры тримино можно получить из единственной фигуры домино, приставляя к ней различными способами еще один квадрат. Получится две фигуры тримино (рис. 18). Рис. 17 Рис Составьте всевозможные фигуры тетрамино (от греч. слова «тетра» четыре). Сколько их получилось? (Фигуры, полученные поворотом или симметричным отображением из каких-либо других, не считаются новыми).


15 Урок Составьте все возможные фигуры пентамино (от греч. «пента» пять). Сколько их получилось? 2.3. Составьте фигуры, изображенные на рис. 19, из фигурок пентамино. Сколько решений имеет задача для каждой фигуры? Рис Сложите прямоугольник 3 5 из фигурок пентамино. Сколько различных решений у вас получится? 2.5. Составьте фигуры, изображенные на рис. 20, из фигурок пентамино. Рис. 20


16 16 2. Пентамино Урок 2.2 Тема: Пентамино. Цель: Развитие представлений о симметрии. Задачи В задаче 2.2 мы составляли все возможные фигуры пентамино. Посмотрите их на рис. 21. Рис. 21 Фигура 1 обладает следующим свойством. Если ее вырезать из бумаги и перегнуть по прямой a (рис. 22), то одна часть фигуры совпадет с другой. Говорят, что фигура симметрична относительно прямой a оси симметрии. У фигуры 12 тоже есть ось симметрии, даже две это прямые b и c, а у фигуры 2 осей симметрии нет. Рис Сколько осей симметрии имеет каждая фигура пентамино? 2.7. Из всех 12 фигур пентамино сложите прямоугольник Несимметричные куски разрешается переворачивать Сложите из двенадцати фигур пентамино прямоугольник 6 10, причем так, чтобы каждый элемент касался какой-нибудь стороны этого прямоугольника.


17 Урок Разрежьте прямоугольник, изображенный на рис. 23 (а), по внутренним линиям на две такие части, из которых можно сложить фигуру с тремя квадратными отверстиями размером в одну клетку (рис. 23 (б)). Рис Из фигурок пентамино сложите квадрат 8 8 с вырезанным посредине квадратом 2 2. Найдите несколько решений Двенадцать пентамино уложены в прямоугольник Восстановите границы фигур (рис. 24), если каждая звездочка попадает ровно в одно пентамино. Рис. 24 Рис Двенадцать фигур пентамино уложены в коробку 12 10, как показано на рис. 25. Попробуйте разместить еще один комплект пентамино на оставшемся свободном поле.


18 18 3. Трудные задачи на разрезание 3. Трудные задачи на разрезание Урок 3.1 Тема: Задачи на разрезание фигур более сложной формы с границами, являющимися дугами. Цель: Научиться разрезать фигуры более сложной формы с границами, являющимися дугами, и составлять из полученных частей квадрат. Задачи На рис. 26 представлены 4 фигуры. Одним разрезом поделите каждую из них на две части и сделайте из них квадрат. Бумага в клеточку облегчит вам решение задачи. Рис Разрезав квадрат 6 6 на части, сложите из них фигуры, изображенные на рис. 27. Рис. 27


19 Урок На рис. 28 изображена часть крепостной стены. Один из камней имеет столь причудливую форму, что если вытащить его из стены и положить иначе, то стена станет ровной. Изобразите этот камень На что пойдет больше краски: на окрашивание квадрата или этого необычного кольца (рис. 29)? Рис. 28 Рис Разрежьте вазу, изображенную на рис. 30, на три части, из которых можно сложить ромб. Рис. 30 Рис. 31 Рис. 32 Урок 3.2 Тема: Более сложные задачи на разрезание. Цель: Попрактиковаться в решении более сложных задач на разрезание. Задачи решаем на уроке, задача 3.12 на дом Разрежьте фигуру (рис. 31) двумя прямолинейными разрезами на такие части, из которых можно сложить квадрат Разрежьте изображенную на рис. 32 фигуру на четыре равные части, из которых можно было бы сложить квадрат Разрежьте букву Е, изображенную на рис. 33, на пять частей и сложите из них квадрат. Части переворачивать обратной стороной не


20 20 4. Разбиение плоскости разрешается. Нельзя ли обойтись четырьмя частями, если разрешить переворачивать части обратной стороной? 3.9. Крест, составленный из пяти квадратов, требуется разрезать на такие части, из которых можно было бы составить один равновеликий кресту (то есть равный по площади) квадрат Даны две шахматные доски: обыкновенная, в 64 клетки, и другая в 36 клеток. Требуется каждую из них разрезать на две части так, чтобы из всех полученных четырех частей составить новую шахматную доску клеток У краснодеревщика имеется кусок шахматной доски 7 7 клеток из драгоценного красного дерева. Он хочет, не теряя материала и проводя Рис. 33 разрезы только по краям клеток, распилить доску на 6 частей так, чтобы из них сделать три новых квадрата, все разных размеров. Как это сделать? Можно ли решить задачу 3.11, если количество частей должно равняться 5, а общая длина разрезов 17? 4. Разбиение плоскости Урок 4.1 Тема: Сплошные разбиения прямоугольников. Цель: Научиться строить сплошные разбиения прямоугольников плитками прямоугольной формы. Ответить на вопрос, при каких условиях прямоугольник допускает такое разбиение плоскости. Задачи (а) решаем на уроке. Задачи 4.5 (б), 4.6, 4.7 можно оставить на дом. Пусть у нас имеется неограниченный запас прямоугольных плиток размером 2 1, и мы хотим выложить ими пол прямоугольной формы, причем никакие две плитки не должны перекрываться Выложите плитками 2 1 пол в комнате размером 5 6. Ясно, что если пол в прямоугольной комнате p q выложен плитками 2 1, то p q четно (так как площадь делится на 2). И обратно: если p q четно, то пол можно выложить плитками 2 1.


21 Урок Действительно, в этом случае одно из чисел p или q должно быть четно. Если, например, p = 2r, то пол можно выложить так, как показано на рис. 34. Но в таких паркетах есть линии разрыва, которые пересекают всю «комнату» от стены до стены, но не пересекают плитки. А на практике используются паркеты без таких линий сплошные паркеты. Рис Выложите плитками 2 1 сплошной паркет комнаты Попытайтесь найти сплошное разбиение на плитки 2 1 а) прямоугольника 4 6; б) квадрата Выложите плитками 2 1 сплошной паркет а) комнаты 5 8; б) комнаты 6 8. Естественно возникает вопрос, при каких p и q прямоугольник p q допускает сплошное разбиение на плитки 2 1? Мы уже знаем необходимые условия: 1) p q делится на 2, 2) (p, q) (6, 6) и (p, q) (4, 6). Также можно проверить еще одно условие: 3) p 5, q 5. Оказывается, эти три условия оказываются и достаточными. Плитки других размеров Плитками 3 2 выложите без разрывов а) прямоугольник 11 18; б) прямоугольник Выложите без разрывов, если это возможно, квадрат плитками Можно ли, взяв квадрат клетчатой бумаги размерами 5 5 клеток, вырезать из него 1 клетку так, чтобы оставшуюся часть можно было разрезать на пластинки 1 3 клетки? Урок 4.2 Тема: Паркетажи.

22 22 4. Разбиение плоскости Цель: Научиться покрывать плоскость различными фигурами (причем паркетажи могут быть с линиями разрыва или сплошными), или доказывать, что это невозможно. Задачи Один из наиболее важных вопросов теории разбиения плоскости: «Какой формы должна быть плитка, чтобы ее копиями можно было покрыть плоскость без пробелов и двойных покрытий?» На ум сразу же приходит довольно много очевидных форм. Можно доказать, что существуют только три правильных многоугольника, которыми можно покрыть плоскость. Это равносторонний треугольник, квадрат и шестиугольник (см. рис. 35). Существует бесконечное множество неправильных многоугольников, которыми можно покрыть плоскость. Рис Разделите произвольный тупоугольный треугольник на четыре равных и подобных ему треугольника. В задаче 4.8 мы разбили треугольник на четыре равных и подобных ему треугольника. Каждый из четырех получившихся треугольников можно в свою очередь разбить на четыре равных и подобных ему треугольника и т. д. Если двигаться в обратном направлении, то есть складывать четыре равных тупоугольных треугольника так, чтобы получился один подобный им треугольник, но в четыре раза большей площади, и т. д., то такими треугольниками можно замостить плоскость. Плоскость можно покрыть и другими фигурами, например, трапециями, параллелограммами Покройте плоскость одинаковыми фигурами, изображенными на рис. 36.

23 Урок Замостите плоскость одинаковыми «скобками», изображенными на рис. 37. Рис. 36 Рис Имеются четыре квадратика со стороной 1, восемь со стороной 2, двенадцать со стороной 3. Можно ли из них сложить один большой квадрат? Можно ли сложить квадрат какоголибо размера из деревянных плиток указанного на рис. 38 вида, используя плитки обоих видов? Урок 4.3 Тема: Задачи о наиболее плотной укладке. Рис. 38 Цель: Сформировать понятие об оптимальном решении. Задачи Какое наибольшее число полосок размерами 1 5 клеток можно выкроить из квадрата клетчатой бумаги 8 8 клеток? У мастера есть лист жести размером кв. дм. Мастер хочет вырезать из него как можно больше прямоугольных заготовок размером 3 5 кв. дм. Помогите ему Можно ли прямоугольник клетки разрезать без остатка на прямоугольники размером 5 7? Если можно, то как? Если нет, то почему? На листе клетчатой бумаги размерами клеток наметьте разрезы, с помощью которых можно получить как можно больше целых фигур, изображенных на рис. 39. Фигуры, изображенные на рис. 39 (б, г), можно переворачивать.

24 24 5. Танграм Рис Танграм Урок 5.1 Тема: Танграм. Цель: Познакомить учащихся с китайской головоломкой «Танграм». Попрактиковаться в геометрическом исследовании, конструировании. Развивать комбинаторные навыки. Задачи Говоря о задачах на разрезание, нельзя не упомянуть о древней китайской головоломке «Танграм», возникшей в Китае 4 тыс. лет назад. В Китае ее называют «чи тао ту», то есть умственная головоломка из семи частей. Методические рекомендации. Для проведения этого урока желательно иметь раздаточный материал: головоломку (которую могут изготовить сами школьники), рисунки фигур, которые нужно будет сложить. Рис Изготовьте головоломку сами: переведите на плотную бумагу квадрат, разделенный на семь частей (рис. 40), и разрежьте его Используя все семь частей головоломки, составьте фигурки, изображенные на рис. 41.

25 Урок Рис. 41 Рис. 42 Методические рекомендации. Детям можно раздать рисунки фигур а), б) в натуральную величину. И поэтому школьник может решать задачу, накладывая части головоломок на рисунок фигуры и тем самым подбирая нужные части, что упрощает задачу. А рисунки фигур

26 26 6. Задачи на разрезание в пространстве в), г) можно дать в меньшем масштабе; следовательно, эти задачи решать будет труднее. На рис. 42 даны еще фигурки для самостоятельного составления Попробуйте придумать свою фигурку, используя все семь частей танграма В танграме среди его семи частей уже есть треугольники разных размеров. Но из его частей можно еще складывать различные треугольники. Сложите треугольник, используя четыре части танграма: а) один большой треугольник, два маленьких треугольника и квадрат; б) один большой треугольник, два маленьких треугольника и параллелограмм; в) один большой треугольник, один средний треугольник и два маленьких треугольника Можно ли составить треугольник, используя только две части танграма? Три части? Пять частей? Шесть частей? Все семь частей танграма? 5.6. Очевидно, что из всех семи частей танграма составляется квадрат. Можно или нельзя составить квадрат из двух частей? Из трех? Из четырех? 5.7. Из каких различных частей танграма можно составить прямоугольник? Какие еще выпуклые многоугольники можно составить? 6. Задачи на разрезание в пространстве Урок 6.1 Тема: Задачи на разрезание в пространстве. Цель: Развивать пространственное воображение. Научиться строить развертки треугольной пирамиды, куба, определять, какие развертки неверные. Попрактиковаться в решении задач на разрезание тел в пространстве (решение таких задач отличается от решения задач на разрезание фигур на плоскости). Задачи У Буратино была бумага, с одной стороны оклеенная полиэтиленом. Он сделал заготовку, изображенную на рис. 43, чтобы из нее клеить пакеты для молока (треугольные пирамиды). А лиса Алиса может сделать другую заготовку. Какую?

27 Урок Рис Кот Базилио тоже достал такой бумаги, но он хочет клеить кубы (пакеты для кефира). Он сделал заготовки, изображенные на рис. 44. А лиса Алиса говорит, что некоторые можно сразу выбрасывать, потому что они не годятся. Права ли она? Рис Пирамида Хеопса имеет в основании квадрат, а ее боковые грани равные равнобедренные треугольники. Буратино лазил наверх и измерил угол грани при вершине (AMD, на рис. 45). Получилось 100. А лиса Алиса говорит, что он перегрелся на солнце, ведь такого не может быть. Права ли она? 6.4. Какое минимальное число плоских разрезов нужно сделать, чтобы разделить куб на 64 маленьких кубика? После каждого разреза разрешается перекладывать части куба как угодно Деревянный куб покрасили снаружи белой краской, затем каждое его ребро Рис. 45 разделили на 5 равных частей, после чего распилили так, что получились маленькие кубики, у которых ребро в 5 раз меньше, чем у исходного куба. Сколько получилось маленьких кубиков? У скольких кубиков окрашены три грани? Две грани? Одна грань? Сколько осталось неокрашенных кубиков? 6.6. Арбуз разрезали на 4 части и съели. Получилось 5 корок. Может ли такое быть?

28 28 7. Задачи на раскраску 6.7. На какое наибольшее число частей можно разрезать блин тремя прямолинейными разрезами? Сколько частей может получиться при трех разрезах каравая хлеба? 7. Задачи на раскраску Урок 7.1 Тема: Раскраска помогает решать задачи. Цель: Научиться доказывать, что некоторые задачи на разрезание не имеют решений, с помощью удачно выбранной раскраски (например, раскраска в шахматном порядке), тем самым совершенствовать логическую культуру учащихся. Задачи Нетрудно доказать, что решение задачи на разрезание какойнибудь фигуры на части возможно: достаточно предоставить какойнибудь способ разрезания. Найти все решения, то есть все способы разрезания, уже труднее. А доказать, что разрезание невозможно, тоже достаточно трудно. Сделать это в некоторых случаях нам помогает раскраска фигуры Взяли квадрат клетчатой бумаги размером 8 8, отрезали от него две клетки (левую нижнюю и правую верхнюю). Можно ли полученную фигуру полностью покрыть «доминошками» прямоугольниками 1 2? 7.2. На шахматной доске стоит фигура «верблюд», которая каждым ходом сдвигается на три клетки по вертикали и одну по горизонтали, или на три по горизонтали и одну по вертикали. Может ли «верблюд», сделав несколько ходов, попасть в клетку, соседнюю исходной по стороне? 7.3. В каждой клетке квадрата 5 5 сидит жук. По команде каждый жук переполз на одну из соседних по стороне клеток. Может ли после этого оказаться так, что в каждой клетке снова будет сидеть ровно один жук? А если бы исходный квадрат имел размеры 6 6? 7.4. Можно ли разрезать квадрат клетчатой бумаги размером 4 4 на один пьедестал, один квадрат, один столбик и один зигзаг (рис. 46)?


М. А. Екимова, Г. П. Кукин МЦНМО Москва, 2002 УДК 514.11 ББК 22.151.0 Е45 Е45 Екимова М. А., Кукин Г. П. Задачи на разрезание. М.: МЦНМО, 2002. 120 с.: ил. Серия: «Секреты преподавания математики». Эта

В.А. Смирнов, И.М. Смирнова, И.В. Ященко КАКОЙ БЫТЬ НАГЛЯДНОЙ ГЕОМЕТРИИ В 5 6 КЛАССАХ Результаты ГИА и ЕГЭ по математике показывают, что основная проблема геометрической подготовки учащихся связана с недостаточно

Задачи на решётках В. В. Вавилов, О. Н. Герман, А. В. Устинов 1 Базисы решёток 1. Пара векторов a = me 1 + ne 2 и b = ke 1 + le 2, где m, n, k, l целые числа, тогда и только тогда порождает ту же решетку,

И. В. Яковлев Материалы по математике MathUs.ru Разрезания Геометрические фигуры называются равными, если их можно наложить друг на друга так, чтобы они полностью совпали. 1. Разрежьте каждую фигуру на

В.А. Смирнов, И.М. Смирнова ГЕОМЕТРИЯ Пособие для подготовки к ГИА Задачи на выбор верных утверждений 2015 1 ВВЕДЕНИЕ Данное пособие предназначено для подготовки к решению геометрических задач ГИА по математике.

Тест 448 Вертикальные углы 1. Если углы не вертикальные, то они не равны. 2. Равные углы являются вертикальными углами, только если они центрально - симметричны. 3. Если углы равны и их объединение имеет

И. В. Яковлев Материалы по математике MathUs.ru Примеры и конструкции 1. (Всеросс., 2018, ШЭ, 5.2) Девочка заменила каждую букву в своём имени её номером в русском алфавите. Получилось число 2011533.

ЛЕКЦИЯ 24 ПЛОСКИЕ ГРАФЫ 1. Формула Эйлера для плоских графов Определение 44: Плоским графом называется изображение графа на плоскости без самопересечений. Замечание Граф не есть то же самое, что плоский

Среднее (полное) общее образование М.И.Башмаков Математика 11 класс Сборник задач 3-е издание УДК 372.851(075.3) ББК 22.1я721 Б336 Башмаков М. И. Б336 Математика. 11 класс. Сборник задач: среднее (полное)

В.А. Смирнов 1. Распознавание фигур 1. Какой многогранник называется кубом? 2. Сколько у куба вершин, ребер, граней? 3. Изобразите куб на клетчатой бумаге. 4. Какой многогранник называется параллелепипедом?

В.А. Смирнов, И.В. Ященко ФИГУРЫ В ПРОСТРАНСТВЕ Пособие для подготовки к ЕГЭ 2013 ВВЕДЕНИЕ Данное пособие предназначено для подготовки к решению геометрических задач ЕГЭ по математике. Его целями являются:

1 научиться использовать геометрический язык и геометрическую символику для описания предметов окружающего мира; проводить несложные рассуждения и обоснования в процессе решения задач, предусмотренных

МАТЕМАТИКА 5.1-5.3 классы (технологический профиль) Банк заданий модуль «Геометрия» «Треугольники и четырехугольники. Прямые и окружность. Симметрия. Многогранники» Основные теоретические сведения, необходимые

Задания на Третий Минский городской открытый турнир юных математиков 2016 (младшая лига, 5-7 классы) 10-12 марта 2016 года Предварительные заявки с указанием учреждения образования, руководителя, его телефона

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 30» Центрального района г. Барнаула КОНСУЛЬТАТИВНО-РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ на тему: «Знакомство детей дошкольного

1 Правило крайнего Игорь Жук (Альфа, 1(4), 1999) Рассмотрим для начала следующие три задачи: Задача1. На бесконечном листе клетчатой бумаги в каждой клетке записано некоторое натуральное число. Известно,

Знание это самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само оно не приходит. Абу-р-Райхан ал-буруни «Понятие площади многоугольника» Геометрия 8 класс 1 ХАРАКТЕРИСТИКА МНОГОЧЛЕНОВ Замкнутая ломаная,

Пояснительная записка 1. Общая характеристика курса Данная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и предназначена

Мастер-класс «Геометрия и стереометрия на ЕГЭ по математике, часть 1. Октябрь 2017. Для решения задач необходимы знания о геометрических фигурах и их свойствах, вычислении площадей плоских фигур, объемах

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 2» Приложение 3.20. Рабочая программа по курсу «Наглядная геометрия» 5-6 классы Разработчики: Овчинникова Н.В.,

Тема 1. Четность 1. На столе лежат 13 шестеренок, соединенных в замкнутую цепочку. Могут ли все шестеренки вращаться одновременно? 2. Может ли прямая, не содержащая вершин замкнутой 13 звенной ломаной,

Разбор задач третьей части заданий 1 2 Электронная школа Знаника Разбор задач третьей части заданий 4 класс 6 7 8 9 10 А В А В Г Задача 6 Внутри туннеля через каждые 10 м расположены контрольные пункты.

IX Всероссийская смена «Юный математик». ВДЦ «Орлёнок». VI Турнир математических игр. Математическая игра «Дуэль». Младшая лига. Решения. 08 сентября 2013 года 1. В двух группах учится одинаковое количество

Занимательные задачи с кубиками Задача 1. Занумеруйте 8 вершин кубика порядковыми числами (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8) так, чтобы сумма номеров на каждой из шести его граней оказалась одинаковой (рис. 1а).

Банк заданий по математике 6 класс «Многоугольники и многогранники» 1. Многогранник это замкнутая поверхность, составленная из: параллелограммов многоугольников и треугольников многоугольников многоугольников

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Заочная школа МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ 0-й класс, задание 3. Новосибирск

Рабочая программа учебного предмета «Мир знаков и чисел» 5 класс 1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Мир знаков и чисел» овладение геометрическим языком, использование его для описания

Внеклассное занятие по наглядной геометрии в 7 классе. Тема: «Геометрия ножниц. Задачи на разрезание и складывание фигур»

И.М. СМИРНОВА, В.А. СМИРНОВ ГЕОМЕТРИЯ НА КЛЕТЧАТОЙ БУМАГЕ Учебное пособие для общеобразовательных учреждений Москва 2009 ПРЕДИСЛОВИЕ Предлагаемое пособие содержит пятьдесят шесть задач на построение и

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ 2 ПРЕОБРАЗОВАНИЯ 1 Понятие преобразования Пример 1. Преобразование концентрических окружностей друг в друга. Окружность с 1 преобразуется в концентрическую ей окружность c 2 как показано

Осенний физико-математический интенсив «100 часов» ПОЛИМИНО Игры и головоломки с клетчатыми фигурами Хозин Михаил Анатольевич Дзержинск, 29 октября 2 ноября 2016 г. ЧТО ТАКОЕ ПОЛИМИНО? Всем известно домино

7 фигур нарисованы по точкам как показано на рисунках ниже. C А G B F Покажите, как из этих элементов составить фигуры на рисунках ниже D E А) (балла балл 0 баллов) Б) (балла балл 0 баллов) В) (3 балла

ЕГЭ 2010. Математика. Задача B9. Рабочая тетрадь Смирнов В.А. (под редакцией А. Л. Семенова и И.В.Ященко) М.: Издательство МЦНМО; 2010, 48 стр. Рабочая тетрадь по математике серии «ЕГЭ 2010.Математика»

1) IDm2014_006 ответы конкурсного тура 2) Руководитель команды Пояркова Ольга Сергеевна 3) Технический исполнитель (координатор) нет 4) URL веб-странички с ответами конкурсного тура (если есть) не 5) Таблица

10.1 (технологический профиль), 10.2 (профильный уровень) 2018-2019уч.год Примерный банк заданий для подготовки к тестированию по математике, раздел «Геометрия» (учебник Атанасян Л.С., профильный уровень)

И. М. Смирнова, В. А. Смирнов Правильные, полуправильные и звездчатые многогранники Москва Издательство МЦНМО 010 УДК 514.11 ББК.151.0 С50 Оглавление С50 Смирнова И. М., Смирнов В. А. Правильные, полуправильные

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ ЦЕНТР Математика 0 класс ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ Новосибирск I. Проектирование

2016 2017 учебный год 5 класс 51 Расставьте в записи 2 2 2 2 2 скобки и знаки действий так, чтобы получилось 24 52 Аня лжет по вторникам, средам и четвергам и говорит правду во все остальные дни недели

Тема 16. Многогранники 1. Призма и её элементыя: Призма это многогранник, две грани которого являются равными многоугольниками, находящимися в параллельных плоскостях, а остальные грани параллелограммами.

Геометрия до геометрии. КПК, Геометрия, Третье Занятие (Максимов Д.В.) 28 июня 2017 года Наглядная геометрия Куб 3x3x3 сложен из 13 белых и 14 темных кубиков. На каком из рисунков он изображен? Снизу изображен

7 класс 7.1. Может ли оказаться, что эту задачу правильно решит 1000 участников олимпиады, причем среди них мальчиков будет на 43 больше, чем девочек? 7.2. Лада и Лера загадали по натуральному числу. Если

Комитет Администрации Змеиногорского района Алтайского края по образованию и делам молодежи Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Змеиногорская средняя общеобразовательная школа с углублённым

Вступительный экзамен в Вечернюю математическую школу при факультете ВМК МГУ имени М. В. Ломоносова (29 сентября 2018 года) 8-9 классы 1. Команды «Математики», «Физики» и «Программисты» сыграли в футбол

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана «Средняя общеобразовательная школа 11» ПРОГРАММА внеурочной деятельности кружка «Юный математик» для 1-4 классов Программа по внеурочной

Тема I. Четность Задача 1. Квадратная таблица 25 25 раскрашена в 25 цветов так, что в каждой строке и в каждом столбце представлены все цвета. Докажите, что если расположение цветов симметрично относительно

1. Множества. Операции над множествами 1. Верно ли, что для любых множеств A, B выполняется равенство A \ (A \ B) A B? 2. Верно ли, что для любых множеств A, B выполняется равенство (A \ B) (B \ A)

Код раздела Требования (умения), проверяемые заданиями итоговой работы Открытый банк заданий по предмету «Математика» для обучающихся четвёртого класса Задания 4. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ

Изображение многогранников За изображение фигуры принимается фигура, подобная ее проекции на некоторую плоскость. Выбирается такое изображение, которое дает верное представление о форме фигуры, является

Задачи для 5 класса Сайт элементарной математики Дмитрия Гущина www.mathnet.spb.ru в коробочке 5. Кто выиграет, если будет играть наилучшим образом? 2. В квадрате 5 5 проведены линии, разбивающие его на

Управление образования администрации Красногвардейского района Муниципальное общеобразовательное учреждение «Калиновская средняя общеобразовательная школа «Утверждаю: Директор МБОУ «Калиновская СОШ» Белоусова

Двенадцатая всероссийская олимпиада по геометрии им. И. Ф. Шарыгина Четырнадцатая устная олимпиада по геометрии г. Москва, 17 апреля 2016 года Решения задач 8 9 класс 1. (А. Блинков) В шестиугольнике равны

Задания Г -11.5.16. S бок = P осн. * H формула для нахождения боковой поверхности призмы Г -11.5.17. S бок = 1 P осн. * h формула для нахождения боковой 2 поверхности пирамиды 6. Разные задачи Г-10.6.1.

VIII командно-личный турнир «Математическое многоборье» 2 7 ноября 2015 года, г. Москва Геометрия (решения) Младшая лига 1. Дана окружность и ее хорда. В концах хорды к окружности проведены касательные

1. На клетчатой бумаге нарисовали фигуру. Разделите её на 4 одинаковые
части по линиям клетчатой бумаги. Найдите все возможные фигуры, на которые
можно разрезать данную фигуру согласно условию задачи.
Р е ш е н и е.
2. Из квадрата 5 5 вырезали центральную клетку. Разрежьте получившуюся
фигуру на две равные части двумя способами.
Р е ш е н и е.

3. Разделите прямоугольник 3 × 4 на две равные части. Найдите как можно
больше способов. Разрезать можно лишь по стороне квадрата 1 × 1, и способы
считаются разными, если получаемые фигуры не будут равными при каждом
способе.
Р е ш е н и е.
4. Разрежьте фигуру, изображённую на рисунке, на 2 равные части.
Р е ш е н и е.
5. Разрежьте фигуру, изображённую на рисунке, на 2 равные части.

Р е ш е н и е.
6. Разрежьте фигуру, изображенную на рисунке, на две равные части по
линиям сетки, причем в каждой из частей должен быть кружок.
Р е ш е н и е.
7. Разрежьте фигуру, изображенную на рисунке, на четыре равные части

Р е ш е н и е.

8. Разрежьте фигуру, изображенную на рисунке, на четыре равные части
по линиям сетки, причем в каждой из частей должен быть кружок.
Р е ш е н и е.
9. Разрежьте данный квадрат по сторонам клеток так, чтобы все части
были одинакового размера и формы и чтобы каждая содержала по одному
кружку и крестику.
Р е ш е н и е.

10. Разрежьте фигуру, изображенную на рисунке, по линиям сетки на
четыре равные части и сложите из них квадрат так, чтобы кружки и крестики
расположились симметрично относительно всех осей симметрии квадрата.
Р е ш е н и е.
11. Разрежьте квадрат 6 6 клеток, изображенный на рисунке, на четыре
одинаковые части так, чтобы каждая из них содержала три закрашенные клетки.

Р е ш е н и е.
12. Можно ли разрезать квадрат на четыре части так, чтобы каждая часть
соприкасалась с тремя остальными (части соприкасаются, если у них есть общий
участок границы)?
Р е ш е н и е.
13. Можно ли разрезать прямоугольник 9 4 клеток на две равные части по

то как это сделать?
Р е ш е н и е. Площадь такого квадрата – 36 клеток, то есть его сторона – 6
клеток. Способ разрезания представлен на рисунке.

14. Можно ли разрезать прямоугольник 5 10 клеток на две равные части по
сторонам клеток так, чтобы из них можно было бы составить квадрат? Если да,
то как это сделать?
Р е ш е н и е. Площадь такого квадрата – 50 клеток, то есть его сторона –
больше 7, но меньше 8 целых клеток. Значит, такой прямоугольник разрезать
требуемым способом по сторонам клеток нельзя.
15. Было 9 листов бумаги. Некоторые из них разрезали на три части. Всего
стало 15 листов. Сколько листов бумаги разрезали?
Р е ш е н и е. Разрезали 3 листа: 3 ∙ 3 + 6 = 15.

Учебное занятие: Геометрические задачи (на разрезание)

Цель занятия:

    развитие интереса к предмету

    развитие творческих способностей учащихся

    развития внимания, памяти, навыков самостоятельной и коллективной работы

    развитие умственной самодеятельности, сообразительности и «смекалки»

Ход занятия:

Сегодня геометрические задачи (на разрезание) будут связаны с одной на вид простой геометрической фигурой.

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад.

Как зовут его?

Главной заслугой квадрата стало использование его, как удобной единицы площади. Действительно, квадратами очень удобно замащивать плоские участки, а скажем, кругами такого не сделаешь без дыр и наложений. Часто математики вместо слов «нахождение площади» говорят «квадрирование».

Так, задача о нахождении площади круга называется задачей о квадратуре круга. Квадрат-главное действующее лицо в теореме Пифагора.

Задание №1

Задание №2

Квадрат на 20 равных треугольников

Разрезать квадратный кусок бумаги на 20 равных треугольников и сложить из них 5 равных квадратов.

Задание №3

Из креста – Квадрат

Крест, составленный из пяти квадратов, требуется разрезать на такие части, из которых можно было бы составить один квадрат.

Задание №4

Квадрат содержит 16 клеток. Разделите квадрат на две равные части так, чтобы линия разреза шла по сторонам клеток.

Способов несколько.

Задание №5

Разрежьте квадрат 7×7 на пять частей и переложите их так, чтобы получилось три квадрата: 2×2, 3×3 и 6×6.

Задание №6

Разрежьте квадрат на 4 части одинаковой формы и размера так, чтобы в каждую часть попало ровно по одному заштрихованному квадрату.

Задание №7

Сколько всего квадратов на рисунке?

Разделить квадрат на более мелкие квадратики одинаковой площади очень просто: достаточно провести сетку равноотстоящих прямых, параллельных сторонам квадрата. Количество полученных квадратиков будет квадратом, да, да! Именно поэтому произведение двух одинаковых чисел назвали квадратом. А можно ли разрезать квадрат на несколько квадратиков, среди которых нет одинаковых?

Этот вопрос долго оставался нерешенным. Многие даже выдающиеся математики считали, что такое разрезание невозможно. Но в 1939 году было построено разбиение квадрата на 55 различных квадратов. В 1940 году были найдены два способа разбиения квадрата на 28 различных квадратов, за тем-на 26 квадратов, а в 1948 году было получено разбиение на 24 различных квадрата. В 1978 году было найдено разбиение 21 различный квадрат и доказано, что разбиение на меньшее число различных квадратов найти уже нельзя.

И закончим сегодняшнее занятие занимательной игрой, связанной тоже с квадратом, «Танграм»

На рисунке показан квадрат, разделенный на 7 частей, из которых можно складывать разнообразные фигуры из альбома, предоставленным учителем.

  1. Квадрат содержит 16 клеток. Разделите квадрат на две равные части так, чтобы линия разреза шла по сторонам клеток. (Способы разрезания квадрата на две части будем считать различными, если части квадрата, полученные при одном способе разрезания, не равны частям, полученным при другом способе.) Сколько всего решений имеет задача?
  2. Прямоугольник 3Х4 содержит 12 клеток. Найдите пять способов разрезания прямоугольника на две равные части так, чтобы линия разреза шла по сторонам клеток (способы разрезания считаются различными, если части, полученные при одном способе разрезания, не равны частям, полученным при другом способе).
  3. Прямоугольник 3Х5 содержит 15 клеточек и центральная клетка удалена. Найдите пять способов разрезания оставшейся фигуры на две равные части так, чтобы линия разреза шла по сторонам клеток.
  4. Квадрат 6х6 разграфлен на 36 одинаковых квадратов. Найдите пять способов разрезания квадрата на две равные части так, чтобы линия разреза шла по сторонам квадратов. Примечание: задача имеет более 200 решений.
  5. Разделите квадрат 4×4 на четыре равные части так, чтобы линия разреза шла по сторонам клеток. Сколько различных способов разрезания вы найдете?
  6. Разделите фигуру (рис.5) на три равные части так, чтобы линия разреза шла по сторонам квадратов.

7. Разделите фигуру (рис.6) на четыре равные части так, чтобы линия разреза шла по сторонам квадратов.

8. Разделите фигуру (рис.7) на четыре равные части так, чтобы линии разрезов шли по сторонам квадратов. Найдите как можно больше решений.

9. Разделите квадрат 5×5 клеток с вырезанной центральной клеткой на четыре равные части.

10. Разрежьте фигуры, изображенные на рис.8, на две равные части по линиям сетки, причем в каждой из частей должен быть кружок.

11. Фигуры, изображенные на рис.9, надо разрезать по линиям сетки на четыре равные части так, чтобы в каждой части был кружок. Как это сделать?

12. Разрежьте фигуру, изображенную на рис.10, по линиям сетки на четыре равные части и сложите из них квадрат так, чтобы кружочки и звездочки расположились симметрично относительно всех осей симметрии квадрата.

13. Разрежьте данный квадрат (рис.11) по сторонам клеток так, чтобы все части были одинакового размера и формы и чтобы каждая содержала по одному кружку и звездочке.

14. Разрежьте квадрат 6×6 из клетчатой бумаги, изображенный на рис.12, на четыре одинаковые части так, чтобы каждая из них содержала три закрашенные клетки.