Наскальные рисунки елангаш как найти координаты. Петроглифы долины елангаш

  • 31.05.2019

March 12th, 2010 , 12:07 pm

Есть в Горном Алтае место которое называют по разному, местные говорят урочище Сары-Сатак, на картах написано Урочище Елангаш, я его назвал долиной реки Елангаш.

Попасть в эту долину можно свернув направо в село Ортолык, не доезжая до Кош-Агача в сторону Южно Чуйских хребтов. Сначала дорога идёт по степи называемой Чуйской (верхний заглавный кадр как раз из тех мест). На земле (точнее смеси песка и глины) там ничего нет кроме редкой травы да нор местных тарбаганов, это такие сурки на которых охотятся местные:) Зато в небе облака разыгрывают шоу которое можно наблюдать часами:)

Сама река небольшая, вода в ней когда чистая то бывает ярко изумрудного цвета.

Вдоль реки пастбища и плюшевые горы, которые действительно покрытые очень мягкой травой.

Но по мере приближения к истокам Елангаша, вокруг начала проступать каменистая порода.

И вот уже совсем близко белый конус принадлежащий священной вершине Джаниикту. Название которой происходит от сочетания слов Джан - уважительное обращение в тюркских языках, Иик (Ийык)- Дух места, Туу - гора ("Великий дух горы")

Но любой кто оказывается в этом месте должен знать, что место это необычное здесь на протяжении 18 км, найдено более 14 000 рисунков (петроглифов) – произведений эпохи бронзы и в раннескифского времени.
Петроглифы - это наскальные рисунки, оставленные на камнях и скалах во многих местах земного шара. Пришедшие к нам из глубины веков уникальные памятники наших предков кладут начало истории изобразительного искусства. Несмотря на то, что наскальные рисунки изучаются около 200 лет, они до сих пор остаются загадкой. Самое интересное чем красивее и точнее нарисован рисунок тем больше ему веков, видимо чем дальше тем все проще

Изучение наскальных рисунков Алтая ведется больше столетия, но даже сейчас, ни один исследователь не может с полной уверенностью определить точное число петроглифических памятников. Большинство рисунков, относятся к эпохе бронзы. Рисунки отражают сложный и длительный процесс исторического развития культуры охотников, скотоводов и кочевников Алтая. По мнению исследователей, наскальное искусство было связано с культом камней и гор.

В долине реки Елангаш (Дьалангаш, Дъелангаш) находится самое известное и богатое место скопления наскальных рисунков.

Высказывается мнение, что рисунков может достигать 90 тысяч, а самым древним из них более 11 тысячи лет! Поля камней с рисунками протянулись на 18 километров по обоим берегам реки Елангаш, и до полутора километров в ширину. Наиболее распространенными сюжетами петроглифов являются олени, козлы, процессия быков, антропоморфные фигуры, верблюды, колесницы, борьба зверей и т.д. Рисунки выполнены в технике точечной выбивки и граффити.


На сегодня, учёными скопировано более 30 000 рисунков. Особенно целенаправленными и результативными были исследования Алтайского отряда ИИФФ СО АН СССР по изучению петроглифов Чуйской степи. Итогом 11 полевых сезонов, 1969 - 1979 годов, стало издание пяти сводных монографий, в которые вошло 14 000 скопированных рисунков. Ещё 15 000 рисунков Елангаша, хранятся в фондах Института этнографии (Санкт-Петербург) и ждут своей публикации. Наиболее часто звучат имена исследователей Елангаша: академик Окладников А.П. и Окладникова Е.А., этнограф Тощакова Е.М., профессор Кубарев В.Д.


Многие рисунки, найденные в долине Елангаш, это не отдельные изображения, а сцены из жизни.

<< Так на рисунке, выразительная сцена поединка четырех пеших лучников.

Лучники держат в руках большие луки с натянутой тетивой, хорошо переданы форма кибити луков в виде буквы «М», что можно считать признаком рефлексирующих луков.

Самые информативные наскальные изображения находятся в верховьях реки, они были открыты в 1972 году, при проведении археологической разведки в Юго-Восточном Алтае. В устье ручья Турай, впадающего справа в реку Елангаш, на заглаженных ледником коренных выходах, сконцентрированы петроглифы эпохи бронзы. Среди них также отмечены скопления рисунков колесниц, быков, оленей, лошадей, козлов, верблюдов и всадников.


Простая схема поможет самостоятельно ориентироваться в эпохах когда выполненны рисунки.

Добрать в долину Елангаш и посмотреть наскальные рисунки можно только на полноприводном автомобиле. Река Елангаш берёт начало с покрытых вечными снегами склонов Южно-Чуйского хребта. Сначала необходимо добраться до села Ортолык, проехать село насквозь в направлении дороги на старый Бельтир (Кызыл-Маны), в самом начале бельтирской дороги будет хорошо накатанный поворот налево, с него и начинается дорога в долину Елангаш. Покрытие каменистое, нужно быть осторожнее с покрышками автомобиля. Проехав три стоянки, дорога выходит в водоводной трубе, служащей для орошения. Нужно переехать за трубу и двигаться в направлении линии гор, труба останется по правую руку, и некоторое время будет идти вдоль дороги. Здесь дорога несколько раз петляет и раздваивается, держитесь направления в сторону гор и не отклоняйтесь далеко от маршрута. "За трубой" дорога значительно ухудшается, несколько раз спускается к реке, идёт вдоль самого берега. В скором времени появится стоянка пастухов. Уже здесь можно попытать счастье в поиске рисунков, но число их незначительно. Лучше продолжать двигаться дальше. Но на пути придётся преодолеть несколько бродов, заболоченных участков. На пути встретится ещё два зимовья.



Самое верхнее зимовье
Постоянно в них никто не живёт и можно остановиться на ночлег. У зимовий число рисунков очень велико. Переходя от камня к камню можно легко находить древние изображения. Далее последнего зимовья проехать очень проблематично, а ещё лучше сделать стоянку у

(Джаланаш, Jалангаш , Джелангаш, Джеланаш); Jаан-Jалангаш (Ялангаш, Елонгаш). южноалт. jаланташ - голый, без леса, лишенный растительности.

Петроглифы (наскальные изображения или надписи) - высеченные изображения на каменной основе (от др.-греч. πέτρος - камень и γλυφή - резьба).

Посланья старины глубокой. Рисунки на скалах, оставленные даже не предками, а далёкими и неведомыми пращурами. Впрочем, не такими уж и неведомыми. Учёные разгадывают код древних художников, восстанавливают условия современной им жизни, этнические типы племён и народов, оставивших свои знаки на камнях Елангаша.

Картина складывается поразительная. Здесь обнаружены рисунки всех тюркских и скифских культур, в течение многих веков процветавших на Алтае, совместно или же сменяя друг друга. Самые старые изображения были нанесены на здешние скалы, возможно, еще в неолите. На камнях высечены различные животные, некоторые из которых теперь даже и не встречаются на Алтае, изображения людей, жанровые сценки. Это сцены охоты, в том числе с собаками. Всадники на конях. Женщина-мать. Шаман за камланием. Воин в вооружении. Есть мнение, что феноменальное, по сравнению с соседними ущельями, количество и разнообразие петроглифов в долине Елангаша объясняется тем, что на протяжении долгого времени и различных эпох через долину неизменно проходили торговые и миграционные пути.

При всём разнообразии наскальных изображений особенно завораживают рисунки с животными. Иногда они схематичны, а иногда выполнены натуралистично и мастерски. Зачастую это не просто статичные изображения, многие звери показаны в движении. Древним художникам удивительным образом удалось передать и характер своих моделей. Олени — грациозные и стремительные. Быки — огромные и грозные. Верблюды — медлительные и меланхоличные.

А ещё урочище невероятно живописно. Оно полностью оправдывает своё название: здесь вы не найдёте ни одного дерева. Зато в верховьях есть несколько озёр, на лугах множество цветов. Это и символ гор, нежный эдельвейс, и горная астра, и пронзительно-синяя горечавка, и скромные лютики, и многие другие. В Елангаше живёт, наверное, самое большое стадо сарлыков. Эти горные быки по невероятности внешнего вида делят первое место с верблюдами в местном хит-параде. Суровые, лохматые, как сенбернар, и неуклюжие на первый взгляд звери, прыгают по скалам с грацией ланей. Они обитают на высотах не менее 1500 метров над уровнем моря. А в безлесной долине Елангаша им живётся особенно комфортно.





Озеро в долине























Ранняя весна в Елангаш. Июнь

Удивительная природа, разнообразный ландшафт и климат, это не единственная прелесть нашего региона. Алтай - это слепок истории мира. Здесь великое множество курганов, стоянок древнего человека, каменных баб и наскальных рисунков. Вот как раз о последних, о петроглифах, как их по научному называют, я и расскажу...

Мест, где расположены наскальные рисунки на Алтае много, но наиболее крупное скопление расположено в долине реки Елангаш. Можно сказать, это целая галерея народного творчества, разных эпох, разных цивилизаций. По общедоступным данным, рисунков здесь найдено около 30 тысяч.

Долина расположена на склонах Южно-Чуйского хребта, дорога сюда есть, но плохого качества и достаточно сложная. Так, что если вы путешествуете самостоятельно имейте введу, без высоко поднятой машины проезд может быть затруднен. В определенный месяц, например в июне и вовсе не доступен, ввиду глубоких бродов.

Сама по себе долина расположена недалеко от крупного районного центра Кош-Агач (примерно 45 км). Двигаться необходимо в сторону села Ортолык, а далее по дороге на село Бельтир. Подъезжая ближе к горам не пропустите крупный поворот налево в сторону широкой долины с огромной ледяной вершиной (координаты поворота на Яндексе: 49.997820, 88.377211)

Наскальные рисунки начинаются уже на въезде в долину. Если в вас давно затаился Шерлок Хомс, то вы обязательно найдете рисунки даже на самых маленьких камнях и выступах. Но, а если вы хотите хлеба и зрелищ, то сразу езжайте дальше до самого крупного скопления рисунков в долине (координаты Яндекса: 49.851495, 88.085508)

В основном, это изображения животных — олени, бизоны, кабаны, дикие кони; среди них и такие, которые ныне на земле уже не водятся — длинношерстые мамонты, саблезубые тигры. Такие композиции приблизительно датируются VI-IV тысячелетиями до н. э.. А самые ранние изображения, где преобладают «портреты» зверей, относятся к верхнему палеолиту, то есть были созданы сорок — двадцать тысяч лет то му назад.

20 июля 2009 года, мы отправились в фототур с фотографом Александром Фроловым и молодым художником Мариной Павловной в еще неизведанное нами место - урочище Елангаш. От Чемала нам предстояло преодолеть около 500 км по Чуйскому Тракту, в очень ограниченный срок, поэтому остановок практически не делали. Тем не менее, разведали старую дорогу через перевал Чике-Таман, с которой открывается превосходный вид на серпантин М-52. Всю дорогу накрапывал дождик, что совсем не радовало команду, особенно Сашу. В Акташе запаслись продуктами и встали на ночевку на берегу Чуи, неподалеку от «памятника советским дуракам» - недостроенной ГЭС. С утра, завтрак и горячий душ!!! Это потрясающее благо в горах! Погода вновь оставляла желать лучшего, но нужно ехать дальше.

«Где-то на 860-ом километре, слева от трассы, Вы можете наблюдать стадо дикопасущихся верблюдов!» - Так началось наше очередное погружение в Пространство без Времени - высокогорный Алтай. Верблюды позволили нам сделать отличную фотосессию и ретировались, когда из проезжающего автобуса выбежали еще человек десять туристов с фотоаппаратами. Въезжаем в Чуйскую Степь - все небо серо-белое, местами идет дождь и лишь справа две вершины ледников освещены солнцем. Взяли направление к солнцу - в урочище Елангаш, к Южно-Чуйским Белкам. Долина реки Елангаш знаменита огромной коллекцией петроглифов в Горном Алтае - свыше 30 000 наскальных рисунков разбросаны по долине, где веками обитали люди, которые оставили после себя множество курганов - захоронений, рисунков и массу вопросов для историков и археологов.

Степь - каменная пустыня на высоте около 2 000 метров над уровнем моря, окаймленная белыми шапками ледников. Удивительной была встреча со стаями крупных и голодных комаров - на такой высоте и при отсутствии по близости водоемов. К вечеру добрались до места стоянки, поставили лагерь, приготовили ужин, пошел грибной дождик и берега Елангаша соединились двумя Радугами. Легли спать пораньше, так как завтра нам предстоял треккинг. Утро началось с быстрого завтрака и покорения «моста», прокинутого в самом живописном месте течения Елангаша, где река сужается скалами, превращаясь в бурлящий поток. Отправились на поиски петрографического комплекса. Долго искать не пришлось, первые рисунки были обнаружены на ближайшем большом камне - мегалите. В основном, встречались изображения козлов, реже рисунки благородных моралов, оленей, антропоморфных фигур - грибоголовых людей, лучников и т.д. Современные «художники» также оставили свой след в наскальной живописи долины - к сожалению, вандализм присутствует и в этом сокровенном месте. Отчего просто не нарисовать еще одного козла, ведь суть от этого не поменяется?! И желательно, не поверх старых рисунков, а хотя бы рядом. Помимо человека, сама Природа «заметает следы» древних - мох, мертвой хваткой, облепляет камни. Археологи датируют петроглифы Елангаша гунно-сарматским временем - II - V вв до н.э., т.е. Железным Веком. И ведь, с тех пор в этих краях мало что изменилось - вокруг те же горы, стада дикопасущегося домашнего скота и стоянки-зимовья чабанов.

Петроглифы увели нас до небольшой речки, впадающей в Елангаш и мы свернули к леднику, на альпийский луг. Многоцветье растительности и ледяная бурная вода реки на фоне освещенных солнцем белков горы Тесетой. Любопытные суслики, сурки и другие грызуны - обитатели этого высокогорного оазиса без устали сновали то там, то тут, изрядно веселя всю группу. Миновав царства птиц и пауков, перед нами открылся потрясающий вид на сползший вдоль речки кусок ледника, под которым раскинулся огромный зеленый луг, где паслось большое стадо сарлыков - яков. Немного отдохнув на снегу, мы отправились в обратный путь. Солнце было в зените, но жары не ощущалось, прохлада от воды и ветерок с Белков создавали очень комфортные температуры для треккинга. Несмотря на продолжительность прогулки, тело абсолютно не ощущало усталости, напротив, чувствовался прилив сил и идти было очень легко.*

Вернувшись в лагерь, пообедав и осознав, что сил действительно много, мы решили сократить время предстоящего завтра пути в 900 км. до Новосибирска, собрали лагерь и через два с половиной часа добрались до М-52. По дороге попали в пробку на асфальтной дороге - ожидающие в скором времени приплода телочки возвращались с пастбища по домам. После нескольких вежливых попыток уговорить их свернуть с асфальта, наша Делика съехала на щебенку:). Переночевали в лесу на берегу Чуи, неподалеку от трассы.

На обратном пути, Солнце позволило сфотографировать стрелку - место слияния серо-мутной Чуи и изумрудно-молочной Катуни, а далее вновь пошел дождь, но он уже никого не огорчал:)

*По приезду, мне попалась на глаза статья из журнала Discovery (Май’09) - «В прямом Эфире», где прекрасно был объяснен момент получения телом энергии за счет физических нагрузок, в том числе от горных треккингов.