Опыт и ошибки тезис. Опыт и ошибки в романе «Преступление и наказание» и в рассказе «Телеграмма

  • 19.06.2019

Что первым приходит на ум, когда мы слышим слова "опыт и ошибки"? Совершенно верно, одно из бессмертных творений нашего великого поэта Александра Сергеевича Пушкина:

О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И Опыт, [сын] ошибок трудных,
И Гений, [парадоксов] друг,
[И Случай, бог изобретатель]

Поэтому не исключаю, что разработчикам тематических направлений итогового сочинения этого года они тоже пришли на ум. И есть вероятность, что в сочинении нужно будет прослеживать путь героя к опыту через пробы и ошибки.

Словарь Д.Н. Ушакова:

"Ошибка - неправильность в действиях, поступках, высказываниях, мыслях, погрешность."

"Опыт - совокупность практически усвоенных знаний, уменья, навыков; отражение в человеческом сознании объективного мира, получаемое через посредство чувственного восприятия на основе практики изменения мира (филос.)"

Словарь Т.Ф. Ефремовой:

"Опыт - отражение в человеческом сознании законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате активного практического познания; совокупность практически усвоенных знаний, навыков; знание жизни, основанное на пережитом, испытанном."

При подготовке к итоговому сочинению, а также при выполнении заданий на дом хорошо помогают цитаты известных людей. По ним можно определить и примерные аспекты, которые могут быть заявлены в теме самого сочинения в декабре.

"Для большинства из нас опыт - это кормовые огни корабля, которые освещают лишь пройденный путь." С. Коллридж

"Опыт породил больше робких людей, чем умных." Г. Шоу

"Опыт - это имя, которое большинство людей дает наделанным глупостям или пережитым неприятностям." А. Мюссе

"Опыт не имеет никакого морального значения; опытом люди называют свои ошибки. Моралисты, как правило, всегда видели в опыте средство предостережения и считали, что он влияет на формирование характера. Они славили опыт, ибо он учит нас, чему надо следовать и чего избегать. Но опыт не обладает движущей силой. В нем так же мало действенного, как и в человеческом сознании. По существу, он только свидетельствует, что наше грядущее обычно бывает подобно нашему прошлому и что грех, совершенный однажды с содроганием, мы повторяем в жизни много раз – но уже с удовольствием." О. Уайльд

"Опыт - это школа, в которой человек узнает, каким дураком он был раньше." Г. Шоу

"Добрую часть своей жизни мы выпалываем то, что вырастили в сердце своем в юности. Операция эта называется приобретением опытности." О. Бальзак

"Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни . Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми." Д. Лихачев

"Кто никогда не совершал ошибок, тот никогда не пробовал что-то новое." А. Эйнштейн

"Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький." Конфуций

"Забыть боль так трудно - но ещё труднее помнить хорошее.

Счастье не оставляет шрамов. Мирные времена ничему нас не учат." Чак Паланик

"Вовсе нелегко отыскать книгу, которая научила нас столь же многому, как книга, написанная нами самими." Ф. Ницше

Возможно, тематическое направление "Опыт и ошибки" - не самое сложное, потому что путь большинства героев к финалу произведения - это путь проб и ошибок. Кто-то приобретает опыт и меняется, а кого-то ошибки ничему не учат. Поэтому смело можно брать практически любое произведение литературы, особенно объемное:

А.С. Пушкин "Евгений Онегин" (жизненный опыт Евгения привел его к хандре, встреча татьяны с Евгением дала ей опыт любви и разочарования);

Л.Н. Толстой "Война и мир" (Пьер Безухов, путь истинной дружбы, настоящей любви, обретения цели в жизни);

И.С. Тургенев "Отцы и дети" (Евгений Базаров - путь от нигилизма к принятию многогранности мира);

М. Булгаков "Записки юного врача" (Бомгард, приобретение профессионального опыта, его цена);

Б. Васильев "Самый последний день" ("- Политически товарищ Ковалев человек девственный, - сказал года два назад начальник отделения комиссару Белоконю - просто пришлось к случаю... - Но девственность восполняется большим опытом, товарищ комиссар. Большим опытом и исключительным старанием...");

Б. Акунин, детективы об Эрасте Фандорине;

Ч. Паланик "Бойцовский клуб" (приобретение опыта оборачивается для героя трагедией);

Д. Сэлинджер "Над пропастью во ржи" (обретение жизненного опыта Холденом);

Р. Брэдбери "451 градус по Фаренгейту" (ошибки и опыт Гая Монтэга).

На уроках литературы за весь период обучения в школе, мы познакомились с замечательными и талантливыми писателями, которые в своих произведениях поднимали самые разнообразные вопросы из жизни людей. И среди популярных тем, что были затронуты писателями, есть проблема раскаяния. И это не голословное заявление, ведь о проблеме раскаяния имеются множественные аргументы, которые я и приведу из литературы.

Проблема раскаяния аргументы

Вообще, эту тему затрагивали многие писатели, среди них и Пушкин, и Гончаров, и Достоевский, и Шукшин, и Астафьев, и Островский. И это только небольшая малость всех тех, кого я сейчас вспомнила. Но и этого достаточно, чтобы привести аргументы на тему: Проблема раскаяния, что поднималась писателями.

Так, Достоевский в своем произведении «Преступление и наказание» показал нам, насколько тяжело жить в мире среди людей, совершив ужасный поступок, в данном случае, это было убийство. Главный герой не выдержал испытаний совестью, и раскаялся в содеянном. Он признался во всем следователю и принял наказание.

Далее мы видим героя Шукшина из произведения «Калина красная», где герой мучается от того, что принес родному человеку, родной матери, столько горя. Он раскаялся, он признал свои ошибки и отказался помогать бывшим «друзьям» по криминальному прошлому, что привело к его смерти.

Нельзя не вспомнить угрызения совести мальчика, который обманул бабушку в произведении «Конь с розовой гривой». Нравственное воспитание не дает жить спокойно мальчику и он пришел к бабушке, чтобы признаться в своем обмане. Ребенок искренне раскаялся, поэтому бабушка простила и вручила тот долгожданный пряник. Сама же ситуация, описанная в произведении, где нужно найти силы, чтобы признать вину, стала уроком не только для главного героя, но и для вех нас.

Раскаяние мы видим в произведении Пушкина «Капитанская дочь», где Петр Гринев признал свои ошибки, совершенные в юношеские годы, в работе Островского «Грозы», где героиня раскаивается в своей измене.

Тема раскаяния, что затрагивали и затрагивают писатели, показывает нам, что нужно не только признать вину и раскаяться, Но и сделать ответные поступки, дабы исправить ситуацию, или искупить грехи, только тогда приходит облегчение, жизнь приобретает краски и жить становиться легче.


Каково значение ошибок в жизни человека? Всегда ли они ведут только к негативным последствиям? Есть ли смысл бояться совершать их на своем пути? Над этими вопросами рассуждает в своем тексте В.Бим-Бад.

Задуматься о проблеме роли ошибок в жизни человека профессора заставляет тот факт, что, по результатам психологических исследований, "группа делает более решительный выбор, чем выбор любого члена группы, опрашиваемого по отдельности". Причину этому явлению автор видит в страхе "ответственности за решение", что отождествляется с боязнью ошибиться (предл.24).

Позиция автора заключена в предложениях 25-27. Бим-Бад считает, что по-настоящему умный, рассудительный человек не будет сидеть сложа руки из-за страха сделать или сказать что-то не так. Наоборот, он будет действовать и выражать собственное мнение, а если в чем-то ошибется, то не опустит руки, а извлечет из сложившейся ситуации полезный жизненный урок. Поэтому профессор призывает нас "не бояться выбирать, думать и пробовать, делать и наблюдать за результатами". Я полностью согласна с мнением автора и тоже считаю, что нужно быть смелым и уверенным в себе, чтобы жить (а не существовать) достойно.

Допустить ошибку могут все, а потому боятся ее совершить не имеет смысла. Свои суждения попробую доказать на двух примерах.

В качестве первого аргумента может послужить роман А.С.Пушкина "Капитанская дочка". Находившийся всю жизнь под строгим контролем родителей Петр Гринёв многое не знал о жизни и, получив свободу, попал в ловушку. Герой познакомился со взрослым мужчиной, выпил с ним и согласился играть в бильярд на деньги. Последствия были неприятными: юноша напился до потери равновесия, проиграл большую сумму и подвел своего воспитателя Савельича. Герой долго корил себя за содеянное, но этот случай стал для него уроком на всю жизнь и в дальнейшем Петр не попадал в подобные ситуации.

Вторым аргументом может послужить история великого изобретателя Томаса Эдисона. Потерпев свыше тысячи неудач, показавших ученому как изобретать лампочку не стоит, ему все же удалось создать то, что навсегда изменило жизнь всего человечества. Для воплощения своей идеи в жизнь Томас потратил огромное количество времени, сил, денег и, конечно, нервов, к тому же на протяжении нескольких лет до великого открытия ученому приходилось выслушивать насмешки со стороны окружающих, но, несмотря ни на что, Эдисон не опускал руки и не терял веры в себя, что и помогло ученому, в конце концов, добиться поставленной цели.

Как можно заметить, от ошибок не застрахован никто - ни люди, получившие хорошее воспитание и образование, ни гениальные ученые. Так что нет никакого смысла бояться совершить их. Как говорил Г.Лихтенберг: "Великие люди тоже ошибаются, и некоторые из них так часто, что почти впадаешь в искушение считать их людьми незначительными".

Обновлено: 2017-05-08

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Аргументы по теме: «Опыт и ошибки»

Слово о полку Игореве»

Произведение древнерусской литературы, «Слово о полку Игореве» имеет актуальное значение и в наш, 21 век. В нём столько поднято проблем, столько материала для размышлений современному читателю! Опыт и ошибки. Герой «Слова…»- князь Игорь - совершает страшную ошибку: он идет на половцев с небольшой дружиной, а самое главное - никакой необходимости в его походе не было, так как за год до этого киевский князь Святослав разгромил половцев, надолго отвадив их от набегов на Русь. усь.

Игорь, руководствуясь прежде всего своими эгоистическими интересами (он хотел доказать всем князьям, что и он храбр, а его дружина тоже способна одолеть врага: «Копие хочу я преломить в половецком поле незнакомом…»), губит дружину, сам попадает в плен, а половцы, почувствовав слабость русского войска, снова возобновили набеги. Велика цена ошибки Игоря. Да, он приобрёл опыт военных действий, понял, что необходимо князю продумывать на несколько шагов вперёд свои действия. Однако жизней воинов уже не вернуть.

Автор пытается донести до князей - людей, облачённых властью -, что в их руках судьбы воинов, что прежде всего ум, проницательность, дальновидность должны быть им свойственны, чтобы меньше допускать ошибок в своих действия, а опыт накапливать победами, продуманными действиями.

А. С. Грибоедов «Горе от ума»

Гениальное произведение А. С. Грибоедова поражает многообразием тем, проблем, яркостью героев, важностью каждой детали. Тема опыта и ошибок тоже нашла своё место в пьесе. Софья, молодая девушка, воспитанная на французских романах о любви, не видит и не понимает, что чувства Молчалина ложны. Она ещё неопытна, не может понять, где истинное чувство, а где лишь игра в любовь, да ещё с далеко идущими целями (Молчалин мечтает жениться на Софье, чтобы выйти в высшее общество, продвинуться по служебной лестнице). «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь»,- вот каков принцип Молчалина.

И Чацкий, и Лиза, и даже Фамусов разгадали Молчалина, только Софья ослеплена своей любовью и видит в возлюбленном лишь положительные качества. («…уступчив, скромен, тих …»). Ну что ж, как говорит она сама, «счастливые часов не наблюдают.»

Придёт прозрение, она поймёт свою ошибку, но будет уже поздно. Как жаль, что героиня не оценила чувства Чацкого - искренние, настоящие.

Кто знает, может, этот горький опыт в будущем приведёт к тому, что она вообще потеряет веру в любовь. Но пока она любит, не понимая, что идёт к пропасти, ведь выбрала такого низкого и подлого человека.

Л.Н.Толстой « Война и мир»

Любимые герои романа « Войны и мир»! Как они прекрасны! Наташа Ростова, Андрей Болконский, Пьер Безухов. Автор показал их настолько реальными, что для читателей они стали друзьями - так близки и понятны их чувства и мысли. Герои не всегда идут по ровной дороге. Каждый из них делает свои ошибки в жизни. Но в том-то и прелесть, что они осознают их, пытаются исправить. Они совершенствуются, стремятся стать лучше - а это так привлекает читателей. Вспомним Андрея Болконского в начале романа. Сколько эгоизма и себялюбия в нём, как он мечтает о славе - любой ценой, избрав чуть ли не кумиром Наполеона. Но ранение под Аустерлицем, ясное осознание конечности жизни и бесконечности природы - всё это помогло осознать Андрею, как мелочны были его мечты, как ничтожны. («Какая красота! Как я раньше этого не замечал? Мы ничто в сравнении с чистым, голубым, бесконечным небом.»)

Он трудно будет искать свой путь -от разочарования в жизни до желания быть нужным всем. («Нет. жизнь не кончена в 31 год, вдруг окончательно, беспременно решил князь Андрей. Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это…»)

И в конце герой с народом, защищает родину, героически сражается под Бородино, получив смертельное ранение. Через ошибки к пониманию высшего смысла жизни, который заключается в любви к близким, народу, стране - такой путь проходит герой Толстого.

Ф. М. Достоевский « Преступление и наказание»

Целую теорию создаёт Раскольников- герой романа Ф. Достоевского- , согласно которой человек имеет право на гибель людей, если у него великая цель.(Власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее.»)

Он хочет проверить, а кто он сам, сможет ли он вершить судьбами людей.(«Тварь ли я дрожащая или право имею?»)

Однако понял, что не смог этого сделать. Ошибка, непродуманность его теории, жестокость и бесчеловечность её- всё это стало уроком для героя. Герой перешёл черту, отдалил себя от людей преступлением - убийством старухи- процентщицы и её сеты («Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо, раз переступив, воротиться назад невозможно»)Правда, не сразу он осознал свою ошибку. Помогла ему в этом Соня Мармеладова. Именно её любовь воскресила героя, он осознал ужас содеянного и пошёл уже по другому пути, приобретя горький опыт(«Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого.»)

М. Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы»

Сколько ошибок совершают в своей жизни герои повести М. Е. Салтыкова-Щедрина « Господа Головлёвы»! Именно эти ошибки и сделали их жизнь несчастной. Ошибки Головлёвой- в неверном выборе нравственных ценностей. Она считала, что деньги- это главное, не давала детям нравственного воспитания. А когда они выросли, выбросила каждому «кусок»- часть наследства и думала, что на этом её материнская миссия закончена. И в ответ получила безразличие и холодность детей. Одинокой умирает она, всеми покинутая и забытая.

Иудушка Головлёв. «Иудушка, Кровопивушка»,- именно так называл своего сына - Порфирия Петровича¸ его мать. Какая это низкая фигура! Всю-то жизнь он изворачивался, приспосабливался, искал выгоды. Всех он отдалил от себя, никто ему не нужен, ведь подчинил Иудушка свою жизнь одному- деньгам. Ради них, ради состояния он готов на всё. Так, Порфирий уговорил мать лишить его старшего брата- Степан- наследства; совершенно безразличен он и к судьбе другого брата- Пашки(это видно, когда он стоит у постели умирающего брата, вроде читает молитву, но столько безразличия и радости в нём, ведь всё наследство теперь достанется ему), да и матери своей он уготовил жизнь бессловесной приживалки; отказывает он в помощи и своим детям - Володеньке и Петеньке, обрекая их на смерть. Ни сочувствия, ни жалости нет в душе этого человека.

И к какой жизни пришёл Иудушка? К скучной, одинокой: «Потянулся ряд вялых, безобразных дней, один за другим утопающих в серой, зияющей бездне времени») И стоило ради этого совершать столько ошибок в жизни?

Но и у него в конце жизни происходит прозрение. И даже он способен понять, какой ошибкой была его жизнь. (. Ему становилось страшно; ему нужно было заморить в себе чувство действительности до такой степени, чтоб даже пустоты этой не было»)

И идёт он к матери на матери на могилу, чтобы попросить её прощения. Да уже поздно. По дороге герой умирает, тоже одинокий, всеми покинутый, несчастный. Тяжёлое произведение. Сложные судьбы людей показал автор. Но во всём описанном -правда. Именно так может закончиться жизнь человека, если он изберёт неверные нравственные ориентиры, если отдалится от любимых и близких людей, подчинив себя накопительству. Ради чего? Горький опыт разочарования обязательно буде т ждать каждого такого человека. Ведь главное в жизни- это люди, которые любят тебя, заботятся, которым ты нужен и дорог. А если их нет, то жизнь прожита зря и жизненный опыт окажется карточным домиком, потому что он,этот опят, ложный, а дорога, по которой шёл человек, ведёт к разочарованию и одиночеству.

Аргументы по теме: «Дружба и вражда»

А.С.Пушкин «Дубровский»

В основе сюжета повести А.С.Пушкина «Дубровский» лежит вражда между давними старыми друзьями - Кирилой Петровичем Троекуровым и Андреем Гавриловичем

Дубровским. Они когда-то служили вместе. Дубровский был человеком гордым, решительным, хорошим собеседником. За это его и ценил Троекуров и даже скучал, когда долго не виделся со своим другом.

Многое сближало героев: возраст, похожие судьбы - оба рано овдовели и имели по одному ребёнку. Даже соседи часто завидовали их дружеским отношениям. «Все завидовали согласию, царствующему между надменным Троекуровым и бедным его соседом, и удивлялись смелости сего последнего, когда он за столом у Кирила Петровича прямо высказывал свое мнение, не заботясь о том, противоречило ли оно мнениям хозяина»

Но была ли прочной эта дружба? Ведь к вражде привело, казалось бы, такое небольшое недоразумение. Слуга Троекурова, один из псарей, нечаянно оскорбил Дубровского, когда тот осматривал псарню Троекурова: «… иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее». Дубровский был намного беднее Троекурова, его задело такое унижение.

Достаточно было просто извиниться - и конфликт был бы исчерпан. Однако оба помещика оказались упрямыми. Никто не хотел уступать. И началась судебная тяжба, которая длилась долгое время, всё больше отдаляя бывших друзей друг от друга. В итоге - сумасшествие и смерть Дубровского.

Как легко дружба переросла в смертельную вражду. Почему так произошло? Скорее всего, и не было настоящей дружбы, была лишь её видимость. Настоящая дружба никогда не разрушится по пустякам. Барская спесь одного, вспыльчивость, нежелание уступить другого - этого хватило, чтобы дружба распалась, словно карточный домик. В основе дружбы лежат более крепкие отношения, стремление к взаимопониманию. А этого между героями не было.

Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»

Н. В. Гоголь в повести «Тарас Бульба» поднимает много важных проблем и тем. Есть в ней и тема товарищества.

Товарищество и дружба - это два похожих понятия. Однако товарищество включает в себя, кроме взаимопонимания и поддержки, желания быть с другом в трудные и счастливые минуты, ещё и совместную деятельность. Часто это борьба за справедливость, борьба с врагами. Товарищество - более объёмное понятие, включающее в себя дружеские отношения.

Главный герой произведения, Тарас Бульба, перед решающим сражением обращается к своим соратникам с речью о товариществе. Он вспоминает всю историю страны, когда ещё в древности нападали на неё враги. В трудные времена люди подали друг другу руки, смогли «породниться родством по душе, а не по крови». Стало формироваться товарищество.

«Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарище»,- подчёркивает Бульба.

Он осуждает тех, кто перенимает «бусурманские» традиции», на первый план ставит богатство, может продать своего. Горька будет жизнь таких людей, считает Тарас. «И проснётся оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело».

«Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество!»

Такая речь вдохновила его товарищей, смело пошли они на врага, многие погибли, как и сам Тарас Бульба, его сын Остап, но до конца остались верны товариществу, не выдали своих друзей, бились с врагами до конца.

Горька участь тех, кто встал на путь предательства. Позором стало то, что сын Тараса Андрий перешёл на сторону врага. Бульба убивает его, предателя товарищей, Родины, хотя очень тяжело было на душе отца.

Произведение Н. В. Гоголя имеет большое воспитательное значение и в наши дни. Оно учит, каким надо быть человеком, какие нравственные ценности сделать приоритетными в своей жизни, как важно уметь дружить и оставаться порядочным человеком в любой ситуации.

И. А. Гончаров « Обломов»

Андрей Штольц и Илья Обломов - два главных героя романа И.А.Гончарова «Обломов». Во многом они различны и по характеру, и по взглядам, и по действиям. Однако героев тянет друг к другу, Штольц с радостью приезжает к Обломову, а тот с неменьшим удовольствием его встречает.

Ещё в школьные голы они много времени проводили вместе, были любознательными детьми, мечтали об активной и интересной жизни. «…их связывало детство и школа – две сильные пружины, потом русские, добрые, жирные ласки, обильно расточаемые в семействе Обломова на немецкого мальчика, потом роль сильного, которую Штольц занимал при Обломове и в физическом и в нравственном отношении…»

Обломов постепенно угасал, желание и интерес пропадали в нём, а Штольц, наоборот, двигался вперёд, активно работал, стремился к чему-то.

Никто не смог вернуть Обломова к активной жизни. Даже такая деятельная, энергичная натура, как Штольц, не смог этого сделать. Он до конца хочет помочь другу: «Ты должен жить с нами, вблизи нас: мы с Ольгой так решили, так и будет.

Что ты стал? Опомнись! Разве ты к этому быту готовил себя, чтоб спать, как крот в норе? Ты вспомни все…» .Но Обломов ничего не хочет менять в своей жизни. Даже дружба оказалась не всесильной, если сам человек не захотел измениться.

В жизни сам человек делает свой выбор. Надеяться на то, что кто-то кардинально изменит твою жизнь без собственных усилий нельзя. Да, друзья помогают человеку, поддерживают его. Но всё же именно человек сам должен делать решительные действия, двигаться вперёд. К такому выводу приходят читатели после прочтения романа.

А. М. Горький «Детство»

Алексей Пешков - главный герой повести А. М. Горького «Детство» - рано остался без родителей. Жизнь в доме его деда Каширина была сложной. «Странная жизнь» здесь стала напоминать ему «суровую сказку», «хорошо рассказанную добрым, но мучительно правдивым гением». Постоянная вражда окружала мальчика в доме. «Дом деда наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми». Отношения и между взрослыми - дядьями Алёши- и между их детьми были далеко не родственными и дружескими. Дядья ждали свою долю наследства, вечно ссорились, да и дети не отставали от них. Постоянные жалобы, доносы, желание сделать другому больно, удовольствие, испытываемое от того, что кому-то плохо - вот та обстановка, в которой жил герой. Ни о какой дружбе с двоюродными братьями не было и речи.

Однако и здесь были люди, к которым тянется Алёша. Это и подслеповатый мастер Григорий, которого мальчик искренне жалеет, и подмастерье Цыганок, которому дедушка пророчил большое будущее (погиб Цыганок, когда нёс непосильный крест на могилу жены деда мальчика), и Хорошее Дело, приучивший его к чтению.

Настоящим другом стала для Алёши его бабушка, Акулина Ивановна, женщина добрая, умная, жизнерадостная, несмотря на тяжёлую жизнь, на то, что была вечно бита своим мужем. Её глаза горели «неугасимым, веселым и теплым светом». Он будто до нее спал, «спрятанный в темноте», а она разбудила, вывела на свет, сразу стала на всю жизнь другом, самым близким, понятным и дорогим человеком.

Много вокруг мальчика было вражды. Но много и доброты, понимания. Именно дружеские отношения с людьми не позволили очерстветь его душе. Алёша стал добрым, чутким, сострадающим человеком. Дружба способна помочь человеку в трудные минуты сохранить лучшие нравственные человеческие качества.

Всё начинается с детства. Так важно в этот период, чтобы детей окружали добрые, порядочные люди, ведь во многом от них зависит, каким вырастет ребёнок. К этому выводу подводит автор читателей.

Н. В. Гоголь «Мёртвые души»

Произведение «Мёртвые души» до сих пор интересно и актуально. Не случайно по нему ставятся спектакли, создаются многосерийные художественные фильмы. В поэме (именно такой жанр указал сам автор) переплетаются философские, социальные, нравственные проблемы и темы. Тема победы и поражения тоже нашла своё место в нём.

Главный герой поэмы - Павел Иванович Чичиков.Он чётко следовал наставлению своего отца: « Береги и копи копейку…Всё перешибёшь на свете копейкой ». С детства он начал копить её, эту копейку, провёл не одну тёмную операцию. В городе NN он решился на грандиозное по своим масштабам и почти фантастическое предприятие- выкупить по «Ревизским сказкам» мёртвых крестьян, а затем продать их, словно они живые.

Для этого необходимо быть незаметным и в то же время интересным каждому, с кем он общался. И Чичиков преуспел в этом: «….умел польстить каждому», «вошел боком», «садился наискось», «отвечал наклонением головы», «клал в нос гвоздичку», «подносил табакерку, на дне которой фиалки».

Сам же при этом старался не очень выделяться(« не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтоб стар, однако же и не так чтобы слишком молод»)

Павел Иванович Чичиков в конце произведения - настоящий победитель. Он сумел обманным путём нажить себе целое состояние и уехал безнаказанно. Кажется, что герой чётко следует своей цели, идёт по намеченному пути. Но что ждёт этого героя в будущем, если главной целью жизни выбрал накопительство? Не уготована ли и ему судьба Плюшкина, душа которого оказалась полностью во власти денег? Всё может быть. Но в том, что с каждой приобретённой «мёртвой душой» он сам нравственно падает - это несомненно. А это и есть поражение, ведь человеческие чувства в нём оказались подавлены приобретательством, лицемерием, ложью, эгоизмом. И хотя Н. В. Гоголь подчёркивает, что такие, как Чичиков - «страшная и подлая сила», не им принадлежит будущее, всё же не они – хозяева жизни. Как актуально звучат слова писателя, обращённые к молодёжи: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!»

И. А. Гончаров « Обломов»

Победа над самим собой, над своими слабостями и недостатками. Она многого стоит, если человек доходит до конца, до той цели, которую поставил. Не таков Илья Обломов, герой романа И. А. Гончарова. Лень празднует победу над своим хозяином. Она так крепко сидит в нём, что кажется, ничто не способно заставить героя встать со своего дивана, элементарно написать письмо в своё имение, узнать, как там дела. И всё же герой попытался сделать попытку преодолеть себя, своё нежелание что-то предпринимать в этой жизни. Благодаря Ольге, любви к ней, он стал преображаться: наконец – то встал с дивана, стал читать, много гулял, мечтал, беседовал с героиней. Однако вскоре он отказался от этой затеи. Внешне сам герой оправдывает своё поведение тем, что он не сможет ей дать того, чего она заслуживает. Но, скорее всего, это очередные отговорки. Лень снова заволокла его, вернула на любимый диван.(« …В любви нет покоя, и она движется всё куда-то вперёд, вперёд…») Не случайно «обломов» стало нарицательным словом, обозначающим человека ленивого, ничего не желающего делать, ни к чему не стремящегося.(Слова Штольца: « Началось с неумения надевать чулки и кончилось неумением жить.»)

Обломов рассуждал над смыслом жизни, понимал, что так жить нельзя, но ничего не предпринимал, чтобы изменить всё: «Когда не знаешь, для чего живешь, так живешь как-нибудь, день за днем; радуешься, что день прошел, что ночь прошла, и во сне погрузишь скучный вопрос о том, зачем жил этот день, зачем будешь жить завтра»

Не получилось у Обломова победить самого себя. Однако и поражение его не так уж и расстроило. В конце романа мы видим героя в тихом семейном кругу, его любят, о нём заботятся, как когда-то в детстве. Это идеал его жизни, вот его он добился. Тоже, впрочем, одержав «победу», ведь жизнь его стала таковой, какой он хочет её видеть. Но почему же в его глазах всегда какая-то грусть? Может, по несбывшимся надеждам?

Е. Замятин «Мы»

Роман «Мы», написанный Е. Замятиным, является антиутопией. Этим автор хотел подчеркнуть, что события, изображённые в нём, не такие уж и фантастические, что при складывающемся тоталитарном режиме может произойти нечто похожее, а главное - человек полностью потеряет своё «я», даже имени у него не будет- только номер.

Таковы главные герои произведения: он - Д 503 и она- И-330

Герой стал винтиком огромного механизма Единого Государства, в котором всё чётко регламентировано. Он полностью подчинён законам государства, где все счастливы.

Иная героиня И-330, именно она показала герою «неразумный» мир живой природы, мир, который отгорожен от жителей государства Зелёной Стеной.

Происходит борьба между тем, что положено и что запрещено. Как поступить? Герой испытывает чувства, ранее ему неизведанные. Он идёт за возлюбленной. Однако в итоге система одержала победу над ним, герой, часть этой системы, произносит: «Я уверен, что мы победим. Потому что разум должен победить». Герой вновь спокоен, он, прошедший операцию, обретший вновь спокойствие, невозмутимо смотрит на то, как гибнет под газовым колоколом его женщина.

А героиня И-330 , хотя и погибла, но осталась непобеждённой. Она сделал всё, что смогла, для жизни, в которой каждый сам решает, что ему делать, кого любить, как жить.

Победа и поражение. Они часто так рядом на пути человека. И какой выбор сделает человек- к победе или поражению- зависит и от него тоже, несмотря на то, в каком обществе он живёт. Стать единым народом, но сохранить своё «я»- это один из мотивов произведения Е. Замятина.

Слово о полку Игореве»

Главный герой « Слова…»- князь Игорь Новгород- Северский. Это смелый, отважный воин, патриот своей страны.

Его двоюродный брат Святослав, правивший в Киеве, в 1184 году одержал победу над половцами - врагами Руси, кочевниками. Игорь не смог участвовать в походе. Он решил предпринять новый поход – в 1185 году. Необходимости в нём не было, половцы не нападали на Русь после победы Святослава. Однако желание славы, эгоизм привели к тому, что Игорь выступил против половцев. Природа словно предупреждала героя о неудачах, которые будут преследовать князя - произошло солнечное затмение. Но Игорь был непреклонен.

Разум отступил на второй план. Чувства, причём эгоистического характера, овладели князем. После поражения и побега из плена Игорь понял ошибку, осознал её. Поэтому-то и поёт автор славу князю в конце произведения.

Это пример того, что человек, наделённый властью, должен всегда всё взвешивать, именно разум, а не чувства, даже если они позитивные, должны определять поведение человека, от которого зависят жизни многих людей.

И. С. Тургенев «Ася»

25-летний Н.Н. беспечно путешествует, правда, без цели и плана, знакомится с новыми людьми, а достопримечательности почти не посещает. Так начинается повесть И. Тургенева « Ася». Герою предстоит выдержать нелёгкое испытание - испытание любовью. Это чувство возникло у него к девушке Асе. В ней сочетались жизнерадостность и эксцентричность, открытость и замкнутость. Но главное - непохожесть на остальных Возможно, это связано с её прежней жизнью: она рано потеряла родителей, 13-летняя девочка осталась на руках у старшего брата- Гагина., Ася поняла, что по-настоящему полюбила Н.Н., поэтому и вела себя необычно: то замыкаясь, пытаясь уединиться, то желая обратить на себя внимание. В ней словно борются разум и чувство, невозможность заглушить в себе любовь к Н.Н.

К сожалению, герой оказался не столь решительным, как Ася, которая в записке призналась ему в своей любви. Н.Н. тоже испытывал к Асе сильные чувства: « Я почувствовал какую-то сладость - именно сладость на сердце: точно мне мёду туда налили». Но слишком долго размышлял он о будущем с героиней, откладывая решение на завтра. А завтра у любви не бывает. Ася с Гагиным уехали, а герой так и не смог найти в жизни женщину, с которой связал бы свою судьбу. Слишком сильны были воспоминания об Асе, и только записочка напоминала о ней. Так разум стал причиной расставания, а чувства оказались не способными привести героя к решительным поступкам.

« У счастья нет завтрашнего дня, у него нет и вчерашнего, оно не помнит прошедшего, не думает о будущем. У него есть только настоящее. - И то не день. А мгновение. »

А. И. Куприн «Олеся»

«Любовь не знает границ». Как часто мы слышим эти слова, да и повторяем их сами. Однако в жизни, к сожалению, эти границы не каждый способен преодолеть.

Как красива любовь деревенской девушки Олеси, живущей на лоне природы, вдали от цивилизации, и интеллигента, городского жителя Ивана Тимофеевича! Сильное, искренне чувство героев подвергается испытанию: герой должен решиться на женитьбу на деревенской девушке, да ещё колдунье, как её вокруг называют, связать жизнь с человеком, живущим по другим законам, словно в ином мире. И герой не смог сделать вовремя выбор. Разум слишком долго довлел над ним. Даже Олеся заметила неискренность в характере героя: ««Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь».

И в итоге - одиночество, ведь любимая вынуждена покинуть эти места, бежать вместе с Мануйлихой от суеверных крестьян. Любимый не стал для неё опорой и спасением.

Вечная борьба разума и чувств в человеке. Как часто она приводит к трагедии. Сохранить любовь, не теряя при этом головы, понимая ответственность за любимого - это дано не каждому. Иван Тимофеевич не смог выдержать испытание любовью.

Размышление на тему «Опыт и ошибки» всегда актуально – в любом возрасте, в любом государстве с любой ментальной ориентацией. Однако всякое подобное размышление непременно будет осуществляться на своем уровне.

К примеру, для маленького ребенка на его уровне происходит понимание правомерных или неправомерных вещей. Если рассмотреть типичную примерную ситуацию, то можно сделать определенные выводы. Например, мама посылает четырехлетнего сына в огород, чтобы тот сорвал морковь, сын возвращается, но приносит свеклу. Она начинает ему что-то укоризненно говорить, мальчик ощущает дискомфорт от того, что «принес не то, что просили», замыкается в себе и каким-то шестым чувством понимает, что допустил оплошность, но допустил он ее не по своей шалости или вредности.

Независимо от того, сколько человеку лет, он будет в равной степени относиться к своим промахам – будь то ему четыре года или сорок лет, то есть с одинаковой мерой ответственности. Он одинаково будет переживать из-за своих ошибок, и чем больше он будет ошибаться, тем быстрее придет к нему необходимый опыт в той или иной сфере его деятельности.

Вполне может случиться так, что человек в своей жизни неоднократно допускает одни и те же ошибки, как бы наступает на одни и те же грабли, которые, к слову, очень больно бьют по голове. Отсюда возникает чувство неудовлетворенности от того, что делаешь, а также сетование: «Ну почему это снова случилось со мной? Почему я не смог сделать иначе, ведь я это уже тысячу раз делал? И т.п.» Причин тому много, одна из которых – особая черта характера, когда человек торопится жить и делает все быстро в силу каких-то обстоятельств. Иными словами, хочет, как лучше, но получается все наоборот. Так примерно вел себя герой В. Шукшина Чудик («Почему ж я такой есть-то?»)

Опыт, каким бы горьким и печальным он не был, привносит в развитие личности новые витки. Да, остается в глубине души осадок от того, что сделал что-то неправильно или нерационально, однако в следующий раз, когда случится похожая ситуация, можно уже будет подстраховаться и предотвратить похожую ошибку.

Поэтому хочется посоветовать: не стоит бояться своих, ошибок, лучше улыбнуться и жить дальше…до нового промаха.

Кратое сочинение Опыт и ошибки

Возраст человека не влияет на формирование его к таким категориям, как опыт и ошибки. Никто не застрахован от них. Однако, степень ответственности у каждого разная. Иными словами, кто-то очень близко принимает это к сердцу, кто-то – нет.

Бывает так, что люди неоднократно допускают одни и те же промахи, в народе это называется «наступать снова на грабли». Отсюда не просто осадок от неудовлетворенности своей деятельностью, но и бесконечное сетование: «Ну почему это снова происходит со мной? И т.п.» Причин тому много, одна из которых – особая черта характера, когда человек торопится жить. Иными словами, хочет, как лучше, но получается все наоборот. Отсюда разочарования, обиды на судьбу.

Поэтому хочется посоветовать: не бойтесь своих ошибок, но и старайтесь думать, прежде, чем что-то совершить.

Итоговое сочинение №3 Опыт и ошибки для 11 класса

Ошибки – это часть нашей жизни. Человек учится на своих или на чужих ошибках. Говорить, что совершать ошибки – плохо, нельзя, ведь не ошибается лишь тот человек, который ничего не делает. Наш опыт складывается практически из множество ошибок в жизни. Но согласитесь, некоторые наши промахи приносили большое удовольствие, но, тем не менее, в уме мы понимаем, что что-то в этом мире делать нельзя, а что – то можно. Порой, самая большая ошибка в жизни приводит к необычным последствиям, человек вдруг может осознать, что этот промах ужасно мал, и он зря убивался из-за него.

С детства нас родители учат что можно делать и что нельзя и мы впитываем эти слова как губка не понимая, а почему именно нельзя заступить через черту запрета. Повзрослев, можно понять слова своих мама и пап, а возможно, даже и опровергнуть их опасения. Порой переступив через черту табу ты перестаешь бояться того, чего опасаются многие люди, возможно это был первый шаг на пути к счастью. Уже такой переход дает опыт человеку, для него открыты большие горизонты. Накапливание опыта совершенно не зависит от возраста, даже взрослый человек может быть глупым и неопытным, а ребенок во много раз младше его иметь богатый опыт. Опыт есть во всем, во всех человеческих сферах деятельности.

Каждую минуту человек набирается опыта или совершенствует его. Чем активней человек по жизни, тем больше опыта заложено в нем. Полезно быть любознательным, ведь ты открываешь для себя те источники, которые недоступны другим и понимаешь, почему определенное действие идет по одному пути развития. Опыт и ошибки тесно связаны друг с другом, без одного нет и второго.

Обжигаясь люди тоже набираются опыта. Так что не стоит бояться оступиться, лучше бояться, не понять, почему ты оступился, чтобы не наступить на одни и те же грабли снова.

Сочинени №4 Опыт и ошибки.

Я часто совершаю ошибки в своей жизни. Но это незначительные ошибки, так как от них никто не страдает. Но благодаря этим ошибкам я могу сделать правильные выводы для себя, набраться опыта. Я стала замечать, что мой опыт накапливается как раз из-за того, что я делаю ошибки. А сами ошибки возникают из-за того, что я не хочу слушать родителей. Я понимаю, что мама с папой правы, но любопытство порой берет вверх.

Я знаю, что ошибки совершают все люди на земле, и в этом нет ничего плохого. Опыт всегда нужен человеку, пусть даже если он и печальный. Но лучше, конечно же, набираться опыта учась, а не оступаясь.

Несколько интересных сочинений

  • Кого можно назвать жестоким человеком? Итоговое сочинение

    Многие считают жестокость изначально присущим свойством для людей, тем не менее в этом есть некоторые сомнения. К примеру, антропологические исследования первобытных цивилизаций

  • Я очень рада, что разговариваю на русском языке. Русский язык – очень богатый. Благодаря родному слову я могу выразить все свои чувства

  • Анализ рассказа Пастух Шолохова

    В произведении Шолохова «Пастух» главным героем является молодой и очень красивый парень по имени Гриша. У него на руках осталась маленькая девочка Дуня. Несколько лет назад их родители погибли, и брат сказал о том, что никуда не отдаст свою сестру

  • Анализ главы Любани произведения Путешествие из петербурга в Москву

    Любани – 4 глава легендарного произведения Радищева Путешествие из Петербурга в Москву. По мнению большинства читателей, является одной из самых известных частей данной повести. Причиной возникновения подобных

  • Сочинение Что значит быть «благодарным сыном»?

    Все ли одинаково понимают слово – благодарность? Дарить благо, значит, безвозмездно делится хорошим чем – то, быть признательным за поступок. Все грани характера, как позитивные, так и отрицательные закладываются в человеке