Семья - любовь и верность. Поздравления с днем семьи, любви и верности мужу

  • 20.09.2019

Не все то, что приходит к нам из Европы, несет в себе пользу. Европейский образ жизни, стремление быть похожими на «них», привели к тому, что институт семьи в последние 30 лет утратил свое первоначальное значение для многих молодых людей. На первое место вышла карьера, материальная обеспеченность и нежелание брать на себя ответственность за других людей.

Все начинается с семьи

Вариант праздничного сценария

Ведущий: "Бабушки и мамы, братья, сестры и папы, дедушки, дяди и тети! Добрый день! Как же замечательно вместе провести День любви, семьи и верности! И наш праздничный концерт начинают самые маленькие!"

Выходят дети и поют песню о семье

В: "Дорогие взрослые, для каждого из вас в слове «семья» есть свой смысл, давайте послушаем, что о семье говорят ваши малыши!"

На экране нарезка видео с высказываниями детей о семье.

В: "У каждого праздника обязательно должен быть свой знак, символ. Есть он и у нашего, семейного торжества".

Выходит девочка в костюме ромашки и рассказывает стихи:

"Белая ромашка - солнце в серединке,

По краям белеют лепесточки-льдинки.

Я сорву ромашку, сяду, погадаю,

Что меня он любит, теперь точно знаю!

(раздает всем гостям ромашки)"

Р: "Пусть у каждого из вас теперь живет маленькое солнышко и согревает вашу семью!"

В: "Утро всегда доброе, когда в доме пахнет выпечкой, когда за большим столом собираются все самые родные! А чтобы застолье было вкусным, давайте попросим у бабушки наши любимые оладушки!"

Выходят дети и поют песню «Бабушка, испеки оладушки»

В: "В семье всегда принято помогать. И поскольку мы - это тоже большая семья, давайте посмотрим, как ребята умеют помогать друг другу".

Конкурс на лучшее повязывание галстука мальчикам и на лучшую прическу для девочек.

В: "А теперь наши ребята расскажут, как сильно они любят своих пап и мам".

Выходят дети и читают стихи про родителей.

В: "И в завершение нашего праздника давайте вспомним самые трогательные моменты из истории каждой семьи".

На экране появляется презентация, созданная из семейных фотографий всех участников праздника, сопровождается песней о семье.

Праздник любви, семьи и верности в детском саду - очень ответственное событие, впрочем, как и другие праздники. Воспитывать любовь к семье нужно не только у детей, но и у их родителей. Чем чаще будут проходить подобного рода мероприятия, тем скорее в наших семьях будет мир и гармония.

Этот праздник имеет религиозные корни, но отмечать его начали сравнительно недавно - в 2008 году. Если быть последовательным, то один праздник выделили на основе другого - 8 июля в православной традиции чтут память святых, чья жизнь легла в основу понимания благочестивой и достойной семьи.

История праздника

Князь Петр однажды слег с тяжким недугом (проказой). Он не мог вылечиться, а потому решил проверить сон, который ему приснился. Во сне говорилось, что избавить его от недуга может дочь сборщика дикого меда - Феврония. Девушка, которая обладала уникальными способностями, пообещала помочь. Но за это она попросила князя сделать ее своей женой. Князь согласился, имея недоброе намерение обмануть девушку. Но Феврония, вылечив его, оставила на теле одну ранку.

Когда недобросовестный правитель сбежал, болезнь разыгралась с новой силой. Ему пришлось вернуться, раскаяться и выполнить свое обещание. Девушка стала его женой, но впоследствии князь нисколько не пожалел о своем решении. Они прожили счастливую долгую жизнь вместе. Были в этой жизни и испытания. Бояре хотели изгнать правителя, если он не выгонит свою жену. Он подумал и ушел вместе с Февронией жить простым человеком.

Но начавшаяся смута заставила предателей опомниться. Они вымолили прощение, князь с княгиней вернулись и успешно правили до преклонных лет. Когда муж с женой стали совсем старыми, они отправились в разные монастыри, приняли постриг и молились о том, чтобы уйти в один день. Так и случилось. Следуя завещанию, их положили в одном гробу, в гробнице из одного камня. Бог забрал души супругов 8 июля. С тех пор этот день почитается православными людьми, а с 2008 года отмечается и светский праздник, посвященный семье.

Православная церковь 8 июля отмечает день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских — покровителей семейного благополучия, взаимоуважения и искренней любви. Их брак многие века является образцом христианского супружества.

Их история напоминает добрую сказку о любви - большой и чистой. Они служат примером для всех влюбленных, ведь жили в горе и радости, богатстве и бедности, и их никто не смог разлучить, даже смерть.

История большой любви

Согласно житию святых, благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого князь Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить.

И тогда князю приснился вещий сон, что его может исцелить дочь пчеловода Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Девушка с детских лет изучала травы и обладала даром целительства, и даже дикие звери слушались ее и не смели проявлять агрессию.

Князь полюбил Февронию за ее благочестие, мудрость и доброту и дал обет жениться на ней после исцеления. Девушка исцелила князя, однако он не сдержал своего слова. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила князя, и он женился на исцелительнице.

Когда Петр унаследовал княжество после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания и потребовали, чтобы князь бросил ее. Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание.

В изгнании молодая мудрая княгиня всячески поддерживала опечалившегося супруга. Когда в доме были трудности с едой и деньгами, она всегда находила чудесный выход. Петр по-прежнему боготворил свою супругу и ни разу не упрекнул в том, что ради нее ему пришлось отречься от княжества и жить в лишениях.

Вскоре в Муроме началась смута, бояре перессорились, добиваясь освободившегося княжеского престола, пролилась кровь. Тогда опомнившиеся бояре собрали совет и решили звать князя Петра обратно. Князь и княгиня вернулись, и Феврония сумела заслужить любовь горожан. Они правили долго и счастливо.

Святые

В преклонных летах Петр и Феврония приняли постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, и молили Бога, чтобы умереть в один день, и похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.

Предание гласит, что они действительно отошли в мир иной в один день — это случилось 8 июля 1228 года по новому стилю. Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе.

После того как такое чудо свершилось во второй раз, монахи похоронили святых супругов вместе в городе Муроме в соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Примерно через 300 лет после смерти князь Петр Муромский и его супруга Феврония были причислены к лику святых. Православная церковь объявила их покровителями семьи, а мощи святых обрели покой в Свято-Троицком женском монастыре в городе Муроме.

День семьи, любви и верности

Память о чудесах и подвигах этих святых передавалась из поколения в поколение. Православный праздник отмечают во многих странах мира, но главные торжества проходят в Муроме.

Жители Мурома, где всегда почитали святых супругов, решили объединить День города с православным праздником. Так с 2008 года зародился новый российский праздник, воспевающий любовь и преданность.

Символом праздника чистой и бескорыстной любви стала ромашка — цветок, который пользуется особой популярностью у всех влюбленных. Позже у Дня семьи появилась собственная медаль, на одной из сторон которых изображена ромашка, а на другой — лики Петра и Февронии.

Медаль традиционно вручается семейным парам, в которых царят любовь и взаимопонимание.

Восьмое июля в России стало аналогом Дня всех влюбленных, который католики справляют 14 февраля. День Петра и Февронии празднуется как день влюбленных.

Традиции и приметы

С праздником дня Петра и Февронии связано много обычаев и примет.

По традиции, люди идут в церковь молиться о любви, семейном счастье, сохранении брака и благополучии. Они просят заступничества у святых, если взаимоотношения между супругами испортились и осталась надежда только на божественную помощь.

У иконы святых Петра и Февронии можно молиться о семейном счастье, о рождении детей, о здоровье близких и даже о том, чтобы удачно выйти замуж. Многие верующие признавали тот факт, что после обращений и просьб к этим святым, их семейная жизнь налаживалась.

В этот день в старину по обычаям молодые праздновали помолвку. На Руси такая церемония являлась аналогом современного брачного договора. Пары обменивались кольцами и давали друг другу клятву верности в присутствии родителей и приглашенных. С этого момента они получали статус жениха и невесты.

Продолжительность такого соглашения имела срок примерно от трех до шести месяцев, по истечению которого принималось окончательное решение.

В день Петра и Февронии можно было узнать погоду на последующие 40 дней. Считается, если 8 июля ясно, значит, и все 40 дней будет стоять ясная и теплая погода.

В день семьи, любви и верности проводят также различные гадания и обряды, связанные с семьей, замужеством, свадьбой, рождением детей, установлением мира в семье и сохранением любви между супругами.

Материал подготовлен на основе открытых источников

День семьи, любви и верности – важный праздник, который уже успел завоевать особенный трепет у россиян. Какие особенности этой праздничной даты необходимо отметить?

Когда нужно отмечать праздник?

День, посвященный семьи, принято отмечать каждый год 8-ого июля. Праздник учрежден в 2008 году по инициативе депутатов Государственной Думы Российской Федерации. При этом дата не является выходным днем. В 2016 году праздник отмечается в 9-й раз.

Кто отмечает праздник?

День семьи, любви и верности отмечает большинство граждан, не ориентируясь на собственный материальный достаток, возраст и социальный статус. Самое важное – это планирование юридически оформить романтические отношения или создать ячейку общества.

Люди принимают во внимание устоявшиеся традиции и особенности истории праздника для того, чтобы воспользоваться возможностью привлечь в свою жизнь настоящее везение в любви. Например, символом Дня семьи является ромашка, которую можно подарить своим близким людям.

История праздника на самом деле напоминает сказку. Считается, что такая любовь, как у супружеской пары, почти никогда не встречается в нашем мире. Петр и Феврония имеют прямое отношение к празднику, ведь без них не было бы столь замечательного дня. Петр и Феврония являются наилучшим примером для всех влюбленных пар, ведь супруги жили друг с другом в горе и радости, богатстве и бедности. К тому же святую пару не разлучила даже мирская смерть.

История Дня Петра и Февронии.

События романтической истории, которая и в XXI веке, служит примером для многих людей, развернулись в XIII столетии. К настоящему времени дошло сказание о Петре и Февронии, которое рассказывает о том, как в российском городе Муром жил князь Павел со своей супругой. К жене Павла начал прилетать змей-оборотень. Княгиня узнала о том, что со змеем справится только младший брат князя, а именно Петр. Так и произошло: Петр убил мечом змея-оборотня, но его кровь попала на кожу, вызвав многочисленные язвы на руках и лице.

Петр отправился в Рязанскую землю, которая славилась многими лекарями. В Рязанской земле, в небольшой деревне Ласкова, княжич сумел найти девушку из крестьянской семьи, Февронию. Девушка обладала красивой внешностью, милым и добрым характером, была благочестивой, мудра и умела общаться даже с дикими животными. Феврония обладала ценными знаниями относительно свойств различных трав и могла лечить различные недуги. Феврония удивила Петра мудростью и способностью разгадывать разнообразные загадки. Она согласилась вылечить князя, но при этом она должна была стать его супругой.

Петр был измучен заболеванием, поэтому он согласился на все условия. Он пообещал Февронии, что она станет его законной супругой, если сможет побороть его недуг. Однако обещание оказалось невыполненным, в результате чего болезнь вновь настигла Петра. Девушка повторно вылечила своего избранника, после чего бракосочетание все-таки состоялась, Феврония стала супругой, княгиней.

Постепенно Петр понял, насколько сильно он любит Февронию. Однако бояре из Мурома начали требовать расставания супружеской пары. На это ни Петр, ни Феврония не могли пойти, поэтому они решили отказаться от княжества. Супруги уехали в небольшую деревню, расположенную вдали от Мурома.

Однако вскоре между боярами возникли серьезные разногласия, в результате чего Петра и Февронию попросили вернуться домой. Бояре в действительности осознали собственную ошибку, раскаялись. Петр и Феврония вернулись в Муром, и княгиня благодаря своему здравомыслию сумела заслужить любовь, уважение всего народа.

В пожилом возрасте супруги стали монахами, приняли постриг в разных монастырях. Они молили Господа умереть в один день. Феврония, несмотря на то, что занималась вышивкой, решила вставить иголку в работу, сложить ее, лечь на постель и ожидать гибели. Супруги умерли 8-ого июля (25-ого июня по старому стилю) 1228 года.

Петр и Феврония остались вместе даже в потустороннем мире. Они завещали похоронить их вместе. Супруги подготовили специальную гробницу, выполненную из одного камня и обладающую только тонкой перегородкой. Несмотря на это, тела были помещены в разные обители. Однако на следующий день тела оказались вместе, что оказалось чудом. Так происходило трижды до совместного погребения.

Петра и Февронию канонизировали на церковном соборе 1547 года. В настоящее время их мощи хранятся в Свято-Троицком монастыре. Супругов принято почитать как покровителей семьи. Петра и Февронию причислили к лику святых только в XVI столетии, приблизительно через 300 лет после их гибели.

В наши дни многие люди отмечают День семьи, любви и верности, но не так шикарно, как 14-ое февраля, День всех влюбленных. При этом важные традиции все-таки существуют.

Традиции Дня семьи, любви и верности.

В праздник принято обращаться к святой супружеской паре для того, чтобы помолиться о любви, семейном браке, возможности жить в согласии и благополучии. В День семьи, любви и верности многие люди просят благословения на бракосочетание у своих родителей. Обращаясь к святым супругам, молодые люди просят найти большую, настоящую любовь, а люди постарше просят о семейном счастье. Таким образом, праздник обладает определенным оттенком религии.

Светское празднование принято с 1990-х годов. Однако всероссийский масштаб День семьи, любви и верности обрел только в 2008 году. Это, вне всяких сомнений, способствует тому, что праздник становится все более важным и ценным, позволяет многим людям задуматься о том, что на самом деле нужно попробовать официальные отношения.

Государственные власти каждый год вручают ценную медаль «За любовь и верность». Данная награда достается только тем семьям, которые сумели прожить вместе не менее 25 лет. Данная медаль обладает поистине значимым внешним оформлением, так как на ней изображается символ праздника и лики святых супругов, которые по-прежнему являются примером для многих семей. У медали есть уникальный лозунг, а именно «За любовь и верность семье».

Многие молодые люди верят в то, что брак, который будет заключен 8-ого июля, сулит продолжительную семейную жизнь, способную стать обеспеченной и счастливой. В связи с этим, многие пары решают проводить бракосочетание именно 8-ого июля.

Праздник является народно-православным, поэтому он отмечается на разных уровнях. В каждом случае праздник оказывается поистине интересным и особенным. К тому же принято считать, что в этот день русалки уходят вглубь водоемов, поэтому можно отпускать любимых мужчин на рыбалку. Если же ориентироваться и на то, что существуют такие мнения относительно праздника, можно отметить и тесную связь с народными обрядами, природой.

В церквях принято проводить службу. Многие прихожане молятся Петру и Февронию, молясь за счастье семей, верность, взаимопонимание, крепкую любовь и здоровье близких людей.

Как вы можете убедиться: праздник отмечается по-разному, но он всегда окрыляет людей разного возраста, позволяет еще ярче почувствовать ценность счастья.

Какими гаданиями могут заниматься девушки?

В этот праздничный день принято проводить разнообразные гадания, имеющие прямое отношение к замужеству, семейной жизни, развитию отношений, рождению детей.

Среди наиболее востребованных гаданий необходимо отметить разнообразные гадания с зеркалом. Данный способ не предполагает участия третьих лиц. Зеркало может использоваться по-разному, но оно всегда позволяет найти подробные и честные ответы на личные вопросы. Например, гадание рекомендуется проводить в полночь в пустом доме. На пол нужно поставить 2 зеркала, причем одно должно стоять перед вами, а другое – позади. Свечу нужно поставить между собой и зеркалом, расположенным спереди. В полночь можно увидеть отражения, которые позволят понять, что же произойдет в будущем.

Гадание на любовь мужчины с зеркалом на желание – это интересный обряд. Вы должны взять зеркало небольших размеров и широкую емкость, которую нужно предварительно наполнить чистой водой. Помните о том, что вопрос должен быть сформулирован четко и правильно. Ответ может быть только один: «Да» или «Нет». Зеркало необходимо 3 раза погрузить в воду, причем после 3-его погружения нужно посмотреть в него. При наличии четкого отражения вы можете рассчитывать на осуществление желания. Однако искаженное отражение говорит об обратном и является дурным предзнаменованием.

При желании вы можете провести гадание на семью. Для этого на стол нужно поставить графин с водой. Используйте только прозрачную емкость. За графином нужно поместить зеркало. С 3-х сторон должны находиться горящие свечи. Вы должны смотреть в зеркало. Все что вы увидите, запоминайте. Увиденные моменты обязательно сбудутся.

Вне всяких сомнений, обрядов, которые предполагают использование зеркал, на самом деле много, но вы должны помнить о том, что они могут заключать в себе определенную опасность и иногда даже представлять угрозу.

Девушки часто гадают, используя свечи. Такие обряды удивляют простотой и правдивостью, благодаря чему и становятся поистине популярными. Наилучшее время для гадания – это вечер. Вы должны оставить только горящие свечи, устранив любые другие источники света. Вы можете использовать простые или окрашенные свечи из воска, но они обязательно должны иметь определенный оттенок магии. Например, красные свечи имеют отношение к любви, пурпурные – к отношениям и авторитету, зеленые – к семье и финансам, синие – к здоровью. В гаданиях можно наблюдать за пламенем, направлению стечения воска. Допустим, в тех ситуациях, когда воск стекает по обеим сторонам используемой свечи, присутствует вариативность, по левой стороне – ответ «нет», по правой стороне – ответ «да».

В России, в Муроме, хранятся мощи святых Петра и Февронии. Мощи хранятся в Свято-Троицком женском монастыре. В этот монастырь приезжают многие паломники, которые желают помолиться святым супругам, попросить помощи в личных отношениях, совета. Однако не только святые мощи остались в виде памяти.

В Екатеринбурге, рядом с Храмом-на-Крови, находится памятник Петру и Февронии. Кроме этого, памятник установлен в Подмосковье, в Клине. В некоторых других городах также можно встретить такие памятники.

О жизни святых супругов рассказывает древнерусское произведение «Повесть о Петре и Февронии», написанное в XVI столетии. Эта повесть многократно переписывалась, но и в наши дни ее изучают.

До революции в России день 8-ого июля отмечали праздник, посвященный семье. Однако затем, до 2008 года, о нем забыли, после чего праздник все-таки был официально учрежден.

В 2008 году был представлен исторический фильм, посвященный Петру и Февронии.

Отмечаем праздник по-особенному.

Вы можете отметить праздник со своими близкими людьми, создать уникальные традиции. День, посвященный семьи, - это молодой праздник, который на самом деле не обладает богатыми и ценными традициями. Несмотря на это, вы можете по-особенному отметить праздник со своей семьей.

Вы можете приготовить праздничный стол и собрать за ним всех своих близких людей, насладиться общением и развлечениями. При желании можно украсить помещение и придумать какой-то уникальный сценарий.

Украшение помещения позволяет создать праздничную атмосферу. Используйте для этого плакаты, воздушные шары, яркие гирлянды. Наилучший вариант – это отправиться на дачу, где можно еще больше почувствовать домашний уют. Вы можете использовать ромашку в виде декора. Деток можно присоединить к подготовке праздника, ведь на самом деле он является особенным днем семьи.

Вы можете приготовить вкусный и сладкий стол. Особенные требования отсутствуют, но обязательно приготовьте любимые блюда своей семьи.

Развлекательная программа может включать разнообразные игры и конкурсы. Помните о том, что времяпровождение с семьей, хорошие отношения со своими близкими людьми – это самое важное.

Статьи о Дне Семьи Любви и Верности

Что-то меня с самого начала смущало в этом названии. И слова хорошие, правильные, нужные, и намерения учредителей, несомненно, благие… а что-то не то. Наверное, дело в последовательности. Ритмичности была принесена в жертву логичность.

Примерно то же (в логическом плане), что сказать: «месячник ГИБДД, бескорыстия и скоростного режима». В данном случае ГИБДД – институт, учрежденный для обеспечения безопасности дорожного движения, а бескорыстие и скоростной режим – наугад выхваченные добродетели (и тем более ценные, чем они редко встречаются) инспекторов и опекаемых ими водителей транспортных средств, необходимые для эффективной деятельности не к ночи будь помянутой службы.

Точно так же, как семья – общественный институт, а любовь и верность – добродетели (далеко не единственные, можно было бы с не меньшим основанием упомянуть и о целомудрии, кротости, терпении и др.), без которых этот институт не эффективен. Понятия хотя и взаимосвязанные (кто ж спорит?), но неоднородные, а потому их перечисление через запятую вызывает у меня, старого «шкраба», желание взять ручку и что-то подправить. Ну, что ж поделаешь… издержки педстажа.

Впрочем, не только в неоднородности дело. Последовательность членов перечисления тоже не должна быть случайной.

Например, апостол Павел, перечисляя три главные добродетели – веру, надежду и любовь (1 Кор. 13; 13) – идеально логичен: вера просвещает ум, через нее познается истина; надежда рождается от веры и сосредоточена в благах, о которых сказано: «…не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2; 9); а любовь – плод жизни по вере и в надежде, она «зачинается» в как бы формируемой ими среде, питается ими (это касается не только духовной, но и естественной любви, для которой доверие – первое условие выживания, любовь стремится верить и до конца надеется… даже и после конца).

Любовь – то, ради чего нужны вера и надежда, которые упразднятся в день будущего века, а любовь пребудет в вечности.

Однако нелогичность формальная – это зачастую симптоматичная «оговорка по Фрейду». Данный случай – не исключение. В перечислении «семья, любовь и верность» представлены две неоднородные понятийные категории – социальная («семья») и нравственная («любовь» и «верность»).

На первом плане – семья. Оно и понятно: государственное благополучие напрямую зависит от стабильности общества, основой которого является институт семьи. Защита и укрепление семьи как общественного института (а в наше время, к сожалению, более актуально говорить не столько об укреплении, сколько именно о защите) – политическая задача, значимость которой трудно переоценить.

Это как раз тот случай, когда инстинкт самосохранения побуждает «поворачиваться лицом» к традиционным ценностям (нечто похожее наблюдалось, когда началась эпидемия : социальные опросы показали, что супружеская верность возросла в цене).

На втором плане – нравственные добродетели, которые обеспечивают нерушимость брачного союза: любовь и верность. Симптоматично, в данном случае, подчиненное положение этих ценностей, как средств обеспечения жизнедеятельности «ячейки общества». Как бы подспудно проводится мысль о подчиненности всех ценностей государственным интересам: «Жила бы страна родная, – и нету других забот…».

Причем страна – это не народ, не коллективная личность, не духовно-нравственные приоритеты общества, а именно держава: геополитическое единство, организуемое государственной машиной, исходя из чего та машина лучше, которая обеспечивает этому геополитическому субъекту максимальное могущество, безопасность от внешнего врага, экономическую стабильность (не каждому в отдельности, а вообще: «средняя температура по больнице»). Любой ценой.

Если ради могущества державы (как нам это преподносится) надо поступиться нравственными ценностями, мы относимся к этому с пониманием («а при чем тут совесть и политика?», «благо страны превыше всего», «лес рубят – щепки летят» и т.п.). Если, наоборот, ради той же цели требуется опереться на нравственное начало, мы с таким пафосом начинаем рассуждать о прописных истинах, словно они и не средства вовсе для политической цели, а смысл всей нашей жизни.

Мы к ним апеллируем вовсе не в надежде укрепить свое земное благополучие, а наоборот, что вы?!.. – это мы под предлогом государственного строительства и достижения общественной стабильности (понятия общие, объединяющие всех граждан, независимо от религиозной принадлежности), провозглашаем и насаждаем высшие христианские ценности! Под предлогом, а не во имя!

Свежо, как говорится, предание…

Любовь и верность воспитываются в семье, это так. Но что под ними понимается? Всегда ли они понимаются как находящиеся в органичной связке, или верность – протез любви, а любовь – гарант единства семьи в случае неверности второй половины? И обе эти добродетели важны именно как обеспечивающие социальную стабильность «ячейки» (что бы внутри нее ни происходило)?

Что-то в этом есть фальшивое, лицемерное. Не в том смысле, что всепрощающая любовь достойна презрения или верность не имеет смысла, когда любовь прошла. А в том, что все это напоминает анекдот о том, как известного миллиардера спросили, верно ли говорят, что он разбогател, когда убедился, что деньги – это не главное, успех предприятия важнее?

«Не совсем так, – ответил „владелец заводов, газет, пароходов“. – Кардинальные изменения произошли после того, как мне удалось убедить в этом моих работников».

Людям говорят о возвышенном, стимулируют их нравственное чувство, апеллируя к великим и непреходящим ценностям, изображая распирающее изнутри волнение и священный трепет, всхлипывая и сморкаясь или, наоборот, гневно сверкая очами, изображая негодование (это уже в зависимости от «политического момента» и конкретной темы), а при этом думают-то о другом… Вот что противно-то.

И противно не только потому, что лицемерие – оно, ведь, само по себе отвратительно, но и потому, что, при таком отношении, КПД государственной поддержки нравственного возрождения общества – минимальный.

Любовь и верность… Две неразрывно связанные между собой добродетели. Два чувства, двуединый подвиг. На самом деле, нет любви без верности, и нет верности без любви. Можно сколько угодно в ответ привести примеров из семейной жизни, когда любят и при этом , но все же любят, а потому всегда возвращаются, или когда не любят, и не любили никогда, но даже в мыслях не позволяли себе изменить второй половине.

Таких примеров, и в самом деле, немало. Только не о том они все. В первом случае речь не о любви, а о чем-то с долей (быть может, большой) ее примеси, а во втором – не о верности вовсе, во всяком случае, не о верности второй половине, а, скорее, каким-то принципам.

Любовь располагает к верности, верность обусловлена любовью. Собственно, только любовь и может породить истинную верность. Невозможно быть верным тому, кого не любишь. Речь не о том, что, если чувство угасло, то и о верности не может быть речи. Любовь не исчерпывается влюбленностью.

Некоторые люди даже склонны чрезвычайно категорично разделять понятия любви и влюбленности, что также является крайностью, но если спадает первоначальный жар, и смерч, снесший крышу, скрывается за горизонтом, давая возможность заняться ремонтно-восстановительными работами, любовь может продолжить расти, если она и до того была, а вот, если это была влюбленность, да и только…

Тут очень много зависит от супружеской пары, обнаружившей, что они «маленько поторопились» с браком: решат ли они, что их свадьба была ошибкой и, вдохновленные мифом об андрогене, «разбегутся» в поисках «вторых половинок», или станут «просто жить»?

В первом случае все, казалось бы, ясно: «признались, что нет любви», врать не хотят, изменять – тоже, а потому освобождают друг друга от взаимных обязательств и – врассыпную!.. (Отдельный вопрос, так уж ли это решение безгрешно, и всё ли они учли, воображая, что не погрешают против верности?)

Во втором – все намного сложнее. Вариант формального сохранения брака, когда супруги оставляют за собой «право налево», мы не рассматриваем. Тут всё слишком просто: ни о какой верности речи быть не может, на нее, собственно, никто и не претендует. Интерес представляет ситуация, когда супруги, как говорится, «хранят супружескую верность».

Почему, «как говорится», и почему «хранят…» в кавычках? Потому, что не всякое воздержание от интимных связей на стороне – это уже автоматически верность. Не исчерпывается этим супружеская верность.

Верность супружескому долгу не может быть внешней, формальной. Верность вообще не может быть наружной, как и любая другая добродетель. Если человек, стиснув зубы, «исполняет супружеский долг» в рамках отдельно взятого брачного союза, это говорит не о супружеской верности, т.е. не о верности своей второй половине, и даже не о верности Богу, если брак венчанный, а о верности принципам, убеждениям, себе, наконец.

Это верность чему-то, что любишь, чем дорожишь в душе. Например, дорожишь самоуважением, но знаешь, что, если позволишь себе слабость, не сможешь себя уважать. Ну и… терпишь. Верность тут, конечно, есть. И достойная уважения, порой даже удивления, но это еще не супружеская верность, если она ограничивается «нехождением налево». Потому что верен человек может быть лишь тому, что/кого любит.

В данном случае – своим принципам, долгу, идеалам, себе, как носителю всего этого багажа «Супер-Эго». А супружеская верность на то и супружеская, что предполагает любовь между супругами, между теми, кто сопряжен едиными узами и сообща тянет один воз.

Верность целомудренна в широком смысле этого слова, то есть не только в плане воздержания от поползновений по ту сторону супружеского непорочного ложа. Целомудрие предполагает здравое видение реальности, целостную картину мира, систему ценностей, соответствующую замыслу Божию, и вытекающие отсюда мысли, решения и поступки.

Целомудрие по своей сути не может быть безбожным. То есть, целомудрие не только не отрицает Бога, но оно необходимо теоцентрично. А теоцентричность, в свою очередь, структурирует всю иерархию ценностей, формирующую духовный, этический и эстетический вкус. А поскольку любовь (не абы какая, а та самая триединая любовь к Богу, себе и ближнему) – высшая добродетель, то целомудрие без любви – не целомудрие, а просто самоограничение.

Казалось бы, о чем речь? Ведь мы рассматриваем ситуацию, когда влюбленность испарилась, а любви, как выяснилось, и не было (ну, или она пыталась окопаться в душе, но спасовала, звякнув о плитняк эгоизма). А о том речь, что супружеская верность коренится в целомудрии, которое зрит Бога, а «Бог есть любовь» (1 Ин. 4; 8).

Целомудрие, как любая добродетель, развивается, а не возникает вдруг. Поэтому и о боговидении мы говорим, понимая не только тот дар, которого сподобились избранные, но и основание, которое каждый призван положить в сердце своем самим стремлением к чистоте сердечной. А Господь, как известно, «и намерения целует».

Нет верности без целомудрия, нет целомудрия без любви – той самой, «не абы какой», без которой любая другая любовь беззащитна от примесей вражьих. Не «абы какой», а свободной, то есть, зависящей от нашего произволения, потому и заповеданной. Полюбить любовью стихийной невозможно «по заказу». Стихийно в нас возникают и эротическая любовь (не путать с мимолетной влюбленностью, тем более с похотью), и дружеская, и так же стихийно, в силу кровных уз, действует родовая любовь.

А вот любовь к Богу, а так же к себе и ближнему как носителям Его образа – эта любовь заповедуется, потому что быть ей или не быть зависит от того, хотим ли мы этого и насколько; готовы ли мы не только принять дар ее семени в свою душу, но собираемся ли трудиться над возделыванием того, что из него прозябнет?

Если человек, на какой-то стадии семейной жизни не обнаружив к своей второй половине ни былой влюбленности, ни любви-эроса, поступится своим эгоизмом, отведет очи ясные от себя-любимого и вспомнит, что вот это существо, разочаровавшее его, обманувшее его ожидания – тот самый ближний, которого любить заповедует Господь, и попытается искренне эту заповедь исполнить, тогда (и только тогда) в отношении него можно будет говорить и о целомудрии, и о верности.

Даже если эти добродетели будут прихрамывать, но они все же будут в нем, в отличие от тех, кто и не касался ни верности, ни целомудрия (хотя бы и проявил железную выдержку), потому что не усиливался любить во Христе.

Любовь и верность – высочайшие добродетели. Они не могут рассматриваться как средства даже для таких высоких ценностей как семейные, потому что семья значима в здешней, преходящей жизни, тогда как нравственные ценности формируют бессмертную душу.

Не любовь и верность – средства поддержания благополучия института семьи, а через это и всего общества в целом, и государства, но наоборот: семья должна служить средством, воспитательной средой для формирования этих добродетелей, которые, естественно, в свою очередь, благотворно отразятся на состоянии как той конкретной семьи, в которой они взращиваются, так и на институте семьи в целом.

Только в таком порядке и никак иначе следует расставлять приоритеты. В противном случае получим ересь саддукейскую постсоветского разлива.