Как научиться рисовать человеческие портреты. Как нарисовать автопортрет с фотографии, учимся рисовать картину с фотографии

  • 12.05.2019
  • Категория:
  • У записи: Комментарии к записи Как нарисовать портрет? отключены
  • Дата публикации: Июль 1, 2014

В одном из предыдущих уроков мы учились рисовать . Теперь я покажу вам, как нарисовать портрет мужчины карандашом. Рисовать будем харизматичного датчанина по имени Николай Костер-Вальдау. Всего скорее, этот актер знаком вам по роли Джейме Ланистера в знаменитой киноэпопее «Игра престолов», хотя он снимался и во многих других фильмах и сериалах. В первом сезоне актер предстает пред нами в образе злодея и крайне неприятного человека. Однако, в скором времени мы начинаем скорее симпатизировать Джейме, чем осуждать его деяния. Видимо такова задумка режиссера.

Итак, чем отличается мужской портрет от женского? Как правило, у мужчин более широкий подбородок. Нижняя челюсть мужчины имеет достаточно острые углы. Типично мужскими чертами лица являются выступающие скулы и бровные дуги. У женщин, напротив, линии подбородка и скул более сглаженные, округлые. Представим, что все мы скульптуры из глины. Какими приемами воспользовался бы мастер при работе с глиной, чтобы скульптуры мужчин без труда можно было отличить от изваяний женщин? Черты лица женщин он вылепил бы тонкими инструментами, более аккуратно проработал. А лица мужчин мастер обработал бы более грубо, «обрубовочно». Впрочем, из всех правил есть исключения.

В этом уроке мы рассматриваем тему, как нарисовать портрет человека. Однако, помните, что художникам очень полезно время от времени заниматься и скульптурой. Когда вы лепите руками объем головы – все выпуклости и впадины, будь то скулы, глазницы, – вам гораздо проще становится . Обязательно попробуйте создать скульптурный портрет человека, когда вам представится такая возможность. Не всё можно рассмотреть глазами, большую роль играют прикосновения.

Кроме этого, как можно чаще рекомендую рисовать с натуры, а не с фотографии. В чем разница? Когда мы видим перед собой объемные предметы (людей), а не картинки, мы имеем возможность обойти нашу натуру и выбрать тот ракурс, который кажется наиболее интересным. На фото такая возможность отсутствует. , мы зачастую сталкиваемся с трудностями, так как не всегда можем рассмотреть строение каких-либо элементов. В реальности можно подойти ближе к объекту и изучить его более детально.

Будьте готовы к тому, что идеальное сходство на портрете появится не сразу. Возможно, вам понадобится нарисовать 50-100 портретов, прежде чем вы увидите, что рисунок похож на портретируемого. Поэтому не ждите сразу же прекрасных результатов. Работа может разочаровать. Но ваши последующие рисунки будут все лучше и лучше. Упражняйтесь как можно чаще и, со временем, результаты обязательно вас порадуют.

Как нарисовать портрет мужчины поэтапно?

Давайте внимательно присмотримся к человеку, которого мы собираемся нарисовать. У Николая Костер-Вальдау типично мужские черты лица – массивная нижняя челюсть, широкие скулы, достаточно крупный нос (актер признался, что сломал его в детстве), мощная шея. Его лицо имеет форму почти правильного прямоугольника, который к низу сужается и образует резко очерченный подбородок.

Начнем рисовать портрет с овала лица. Не забудьте оставить достаточно места по краям листа для прически, шеи и плеч.

Как известно, изображение людей является одним из наиболее сложных направлений в искусстве. Для того чтобы красиво нарисовать фигуру мужчины, женщины или ребенка, начинающему художнику нужно обладать не только определенными профессиональными навыками, но и знаниями анатомии, а также уметь соблюдать пропорции. Портрет, созданный с помощью простого карандаша, представляет собой один из самых романтичных подарков, какие только можно сделать своими руками. Наверняка каждый из нас хотя бы в мечтах задумывался о том, как нарисовать портрет с фотографии. Не стоит стесняться своей неопытности, попытайтесь выполнить рисунок карандашом, ведь это по силам даже тем портретистам, которые делают свои первые шаги в творчестве.

Начало работы

Перед тем как начать рисовать портрет, следует изучить фотографию, какое положение занимает голова изображаемого человека, как она повернута относительно вертикали и горизонтали. Обязательно уделите должное внимание пропорциональным соотношениям (размерам, а также взаимному расположению) глаз, носа, ушей и рта. Точное соблюдение пропорций при нанесении первых штрихов – это немаловажный залог сходства конечного изображения с лицом на фотографии. Ознакомьтесь с представленными на рисунке среднестатистическими пропорциями человеческого лица, а затем сравните их с исходным изображением на фотоснимке. Если они немного расходятся, нет ничего страшного, так как именно в отклонениях от стандарта и заключается индивидуальность живого человека, запечатленного с помощью фотоаппарата.

Для получения более подробной информации об особенностях строения человеческого черепа, которые могут понадобиться при изображении портрета, всегда можно обратиться к анатомическому атласу. Нанесите легкими линиями общий контур овала лица, волос, линии губ, носа, глаз и бровей.

После этого можно начинать разбор плоскостей лица. На этом этапе следует обозначить высоту носа плоскостью. Для того чтобы лучше видеть объем, ее можно заштриховать. Таким образом следует поступать со всеми участками будущего портрета, которые находятся в тени. Далее обозначаем плоскости губ, скулы, расположенной ближе к нам, а также плоскость глаз, которая соединяется с бровями. На этой стадии создания портрета достаточно легко наметить геометрические особенности, присущие лицу изображаемого человека, не вырисовывая его даже плавными линиями.

Выполняем детализацию лица

Снимите верхний слой карандаша, воспользовавшись ластиком-клячей, чтобы нанесенные ранее линии стали почти невидимыми. После этого приступаем к прорисовке всех черт лица. Округляем их, дабы придать портрету максимальное сходство с фотографией.

Не секрет, что глаза часто называют зеркалом души человека – они очень выразительны. Поэтому нет нужды доказывать важность точной передачи их расположения и формы. Для того чтобы нарисованные на бумаге глаза выглядели более живыми, склеру (так называется белая часть глаза) не нужно изображать белоснежной, так как на самом деле ее цвет изменяется под влиянием собственной тени и тени, которую на нее бросает веко. Нанесите блики на нижнее веко и внутренний уголок глаза.

На рисунке, приведенном ниже, показана сферичность глаза, а также то, как веки опираются на глаза. Здесь же начинающий художник может ознакомиться с последовательностью изображения глаз на портрете, начиная с выделения освещенных и затененных участков (2 и 3) и заканчивая нанесением бликов и теней. Надо отметить, что у женщин и мужчин разных возрастных категорий глаза отличаются. К примеру, у женщин ресницы, как правило, бывают длиннее и гуще, а брови – тоньше и более четко обрисованы, нежели у мужчин.

Рот по своей выразительности не слишком уступает глазам. Именно губы являются местом перехода слизистой оболочки к коже. Этим и обусловлен их характерный розовый цвет. Изображая губы на портрете, следует помнить, что они являются самым подвижным элементом на лице, способным принимать ту или иную форму. Верхняя губа, как правило, бывает тоньше, чем нижняя.

Многие, рисуя портрет с фотографии, сталкиваются с проблематичностью изображения носа, который с различных точек зрения смотрится абсолютно по-разному. Главная задача – суметь передать основной контраст тени и света на носу, дабы рисунок не оказался перегруженным лишними элементами. Обычно, но не во всех случаях, максимум света приходится на кончик носа и переносицу, а самая густая тень падает на основание ноздрей (рисунок).

Что касается ушей, то их форма сильно варьируется у разных людей, но не имеет ярко выраженных особенностей у представителей сильного и прекрасного пола. Несмотря на то что на фотоснимках уши зачастую бывают скрыты прической, профессиональные художники рекомендуют не пренебрегать ими, в частности их максимально выразительным и точным положением по бокам головы. Длина уха у взрослых приблизительно равна длине носа (см. рисунок). У детей уши пропорционально немного больше.

Штриховка, проработка полутонов как важные этапы рисования портрета

По завершении работы над детализацией лица приступаем к началу штрихования. Прежде следует стереть все лишние линии, имеющиеся на портрете, так как после начала прокладывания тона возможности сделать это с достаточной аккуратностью уже не будет. Определенных правил штриховки нет – каждый делает так, как ему удобнее. Профессиональные художники советуют начинать штриховку с наиболее темных частей портрета. В дальнейшем можно будет отталкиваться от них, дабы не затемнить слишком сильно одежду, глаза, кожу.

Придавая тон коже лица, одежде и волосам, не следует использовать клячу (если, конечно, не поставили случайно пятно на будущий портрет). Если вы – правша, то интенсивную штриховку полутонов следует начинать с верхнего левого угла листа, во избежание размазывания того, что уже изобразили. Соответственно, левше нужно все делать зеркально. На данной стадии допускается незначительная проработка фона.

Высветление и затемнение – последние этапы работы над портретом с фотографии

По окончании штриховки, если вы все сделали правильно, получится практически готовый портрет, который, однако, не будет смотреться объемно. Для исправления этой недоработки необходимо высветлить некоторые места на лице, такие как кончик носа, надбровные дуги, верхняя часть скул, склера глаз, нижняя губа и иногда подбородок. Воспользовавшись клячей, художник может прорисовать маленькие складки, имеющиеся на губах, и морщинки, в результате чего портрет станет более живым. Осветление волос следует выполнять в местах самых больших переломов форм. В этом случае они будут казаться блестящими и более реалистичными.

После высветления приступаем к заключительному этапу – затемнению тех участков, где нужно продемонстрировать пространство. Такими местами могут быть уши, кромка волос, фон, складки, имеющиеся на волосах. После этого портрет будет практически готов. Однако у вас в любом случае останутся ненужные штрихи, пятна от пальцев, испачканных карандашом. Поэтому следует в последний раз взять в руки клячу и ликвидировать все то, что зрительно вам кажется лишним.

Прочитав данную статью, не следует воспринимать ее в качестве готового руководства к тому, как нарисовать портрет человека с фотографии. Ведь даже при максимальном сходстве получившегося портрета с фотоснимком мы всегда имеем место для творчества. Вы вовсе не обязаны, перерисовывая, в точности копировать все, что вам не хочется видеть на портрете. Перед вами чистый лист, готовый к воплощению всех задумок. Как известно, фотография не всегда получается удачной по всем критериям. Ну а художник, работая над портретом, может додумать, скорректировать и получить в результате то, что оказалось не по силам, по причине специфики творческого процесса, фотографу.

Первое, что нужно сделать — это нарисовать овал ГОЛОВЫ , не овал лица и не вскрытую черепную коробку, а именно голову ПОЛНОСТЬЮ. Если быть точнее, голова похожа на перевернутое яйцо.

Ровно по середине рисуем вертикальную, прямую линию (ось симметрии). Она нам поможет нарисовать симметрично все части лица.

Будет странно смотреться портрет, у которого один глаз больше другого и находятся на разной высоте. Брррр… Поэтому, все будем выравнивать относительно середины лица.

Делим длину всей головы на две равные части. Проводим горизонтальную линию. На этой линии мы будем рисовать глаза, но чуть позже. Сначала найдем расположение всех остальных деталей.

У верхней части головы делаем засечку определяющую линию роста волос т.е. тут будет начинаться лоб. Делаем мы это примерно, «на глаз». Оставшаяся часть будет лицом.

Длину лица делим на три равные части . Первая линия, как я и сказала — начало волос, вторая-брови, третья -край носа.

На линии глаз, той что находится ровно по середине ГОЛОВЫ, рисуем глаза . Обратите внимание, расстояние между глаз равно длине одного глаза.

Зрачки у нас не находятся ровно по середине глаза, а немного прячутся под верхнее веко.

Рисуем нос. С длиной мы уже определились, осталось определиться с шириной. Обычно, ширина крыльев носа равна расстоянию между глаз. Не забывайте проверять симметричность лица т.е. замерять расстояние от правой и левой части до линии по середине.

В сегодняшнем уроке мы научимся изображению портрета. Наш урок будет состоять из нескольких этапов. Используем в нашем портрете исключительно карандаш. Распределяем наше занятие на этапы, чтоб не пропустить ни малейшей детали изображения портрета. Приступим к работе, «прихватив» с собой: карандаш, лист бумаги и великое желание творить!
1 этап заключается в изображении карандашом контура, состоящего из линий. Контур изображается, так сказать, от руки, лишние линии убираем стёркой!

На втором этапе мы накладываем штрихи там, где есть затемнение волос, для этого необходимо использовать механический карандаш 3В 0.5. Рисуем в основных направлениях.

На третьем этапе заштриховываем тёмные места. Нужно очень аккуратно и с большим вниманием просмотреть их направление, чтобы у нас получились действительно волосы, а не какой-то сноп соломы!

Четвёртый этап также заключается в нанесении штрихов в направлении роста волос. Необходимо в то же время удлинить линии, затемнить необходимые участки портрета:

Пятый этап. Поработаем немного над волосами. Они должны приобрести некий стиль, для этого необходимо затемнить нужные нам участки волос. Сейчас нужно очень аккуратно наносить штрихи, а также мы должны избежать бликов. Далее совет: для более комфортного штрихования – поворачивайте ваш лист бумаги:

Шестой этап. Мы должны закончить работу с причёской. Вернёмся обратно, затемнив слой волос:

Этап седьмой включает в себя растушевку. Неважно какую, она может быть как чистой, так и грязной! Растушевываем волосы по направлению их роста. Не допускайте пересечения штрихов, в противном случае ваша работа будет выглядеть грязной и неаккуратной. Разглаживать нужно только по направлению!

Этап восьмой. Продолжаем дальше наше обучение изображения портрета. Далее необходимо немного поработать с бликами. Нужно как бы «вытянуть» линии там, где есть блики, для этого используем острую стёрку. Это нужно сделать так, чтобы блики были вместе со штрихами карандаша и осветляли необходимые нам места:

Девятый этап – это прорисовывание карандашом мягкостью 3В, можно мягче, затемнённых участков. Также дорисуем прямые волосы к завиткам головы, лица. Однако лицо трогать сейчас не будем. Нам нужно получить своеобразный вид волос, для этого применяем штрихи для отдельных волосинок, различного рода нажимы.

Десятый этап. Поэтапное изображение глаз портрета.

На одиннадцатом этапе мы получили вот такое изображение:

Этап № 12. Добавим коже лица немного тональности:

Этап № 13. Наконец, мы получили готовый портрет, изображая его поэтапно!

Здравствуйте, уважаемые читатели моего блога. С вами на связи, Тимур Мустаев. Совсем недавно, я начал увлекаться рисованием карандашом. Мой приятель, так хорошо владеет им, что я попросил у него пару занятий. А еще я попросил его, написать статью, именно для новичков в рисовании, таких как я, где подробно описаны все этапы рисования. Сегодня, в этой статье, он делится своими советами и секретами.

Прежде чем начать, хочу раскрыть секрет, как научился рисовать мой приятель. Он прошел видеокурс "Рисуем портрет по фотографии " и результат на лицо. Тем более автор курса, обещает полный возврат средств, если не научитесь рисовать. Но как говорит мой друг, это просто не возможно! Курс очень понятный и все показано на примерах.

Что-то нарисовать, это непросто, но процесс освоения техники создания портрета пойдет намного быстрее, если взять на вооружение несколько советов из этой статьи.

Ведь как бывает, вроде бы рисуешь, стираешь, снова рисуешь, изводишь «тонны» бумаги, а результатов нет. В чем же причина таких неудач?


Все дело в том, что, пытаясь нарисовать глаза, нос или другие части модели, начинающие упускают из виду то, что картина должна писаться от целого к частному.

Как рисовать портрет карандашом поэтапно для начинающих? Двигаясь от простого к сложному. Приведу пример. Помните, как возникает человек из тумана? Сначала появляются неясные очертания. С исчезновением дымки становятся отчётливее черты лица. Также должно быть на бумаге.

Существуют три ракурса: профиль, анфас и полуоборот - так называемые три-четверти.

Начинающим можно посоветовать попробовать написать портрет человека, сидящего в три четверти или сбоку. Затем, когда техника создания лица в полуобороте будет отточена, можно будет заняться более сложными техниками, писать лицо анфас.

Впрочем, если вы верите в свои силы, можно попробовать нарисовать и прямо сидящего человека с натуры.

С чего начинать?

Каркас или основа портрета - это овал головы и точки расположения глаз, ушей, подбородка, носа, бровей. Чтобы вам было понятнее, покажу как размечать контуры лица. Возьмём, к примеру, портрет девушки.

Какую форму головы она имеет? Яйцевидную? Круглую? Овальную с квадратным подбородком?


Карандаш вытяните в руке, направляя его в сторону модели. Отметьте расстояние между верхушкой головы и подбородком на бумаге. Ширину отмечаем также. Теперь поставьте все эти величины на бумаге с помощью точек, не забывая о пропорциях, масштабе.

Для рисования с фото измеряйте параметры линейкой, наметьте предполагаемую ширину и высоту головы. Напишите форму головы.

Помните, что ширина головы составляет ¾ высоты. В реальности могут быть отклонения в 1-2 см. Так что, тщательно измерьте высоту и ширину, проверьте их соотношение.

Очертания должны быть лёгкими и нежными, еле заметными. Для этого подойдёт карандаш HB. Теперь вы готовы к следующему этапу.

Многие пытаются овладеть искусством рисования портрета, но у них не выходит. То нос бывает раздувшимся, как у свиньи, то глаза - чересчур маленькими. Важно на этом этапе сверять эталон с оригиналом (моделью или фото).

Каждый человек имеет свои особенности. Это могут быть широкие скулы, крупный нос картошкой, глубоко сидящие глаза. Присматривайтесь и замечайте. А как обычно рисуете вы? С чего начинаете свою работу?


Эталон

Золотое правило портретистов - это так называемый эталон. С него впоследствии лепят уникальный шедевр, то есть лицо.

Он вобрал в себя следующие составляющие:

  1. Отрезок ровно посередине между макушкой головы и подбородком обозначает линию глаз.
  2. Следующая черта проходит посередке между линией бровей и концом подбородка. Это линия носа.
  3. Поделите отрезок между носом и подбородком на три части. Нижняя граница верхней трети и есть место расположения губ. Оно может быть немного выше или ниже, все зависит от особенностей человека.
  4. Чтобы найти линию бровей, поделите высоту головы на три с половиной. Половина от трех частей обозначает линию роста волос. Вторая за ней черта - линия бровей. Третья черта - линия носа.

После того, как наметили овал, отметьте выступающие элементы:

  • скулы;
  • подбородок.

Поделите лицо на пополам по вертикали. В случае с полуоборотом посмотрите пример.

Линия проходит и делит «яйцо» пополам. Одна половина должна быть меньше, чем вторая, так как находится дальше.

Обрубочная голова

В профессиональных художественных школах начинающие портретисты изучают так называемую «обрубку». Это голова человека, представленная в упрощённом варианте.

Мы с вами попробуем нарисовать своеобразный обрубок нашей модели в простом исполнении.

Это второй этап.

Отметьте особенности человека:

  • толщину скулы, впадающие и выпирающие части лица, своего рода рельеф;
  • толщину переносицы, основания носа;
  • ширину и высоту глаз, их расположение;
  • толщину и ширину губ;
  • брови, их изгиб, направление, толщину;
  • форму подбородка: треугольный, квадратный и т. д.

Теперь, позвольте показать вам, как рисовать глаза.

Сферические зеркала

Глаза представляют собой круглую сферу. Эту округлость и необходимо передать на листе. При этом белок глаза никогда не оставляют белым, а оттеняют, добавляя объела. Чтобы было видно, что глаз имеет шаровидную форму.

Найти глаз довольно легко. Поделите ширину головы на пять частей. 2-ая и 4-ая части представляют глаза. Но это пропорции для анфаса. Как рисовать глаза в полуобороте?

В этом случае вы просто отмечаете ту самую глазную впадину, выемку или височную часть головы и уже от неё пляшете. Отмеряете самый дальний глаз, он по величине меньше, чем второй. Измеряете расстояние между глазами и намечаете на бумаге. Также повторяете для другого глаза.

Наметьте глаз четырёхугольником, отметив ширину и высоту насечками.

Внимательно присмотритесь к модели или фото. Какой разрез глаз имеет оригинал? Как относятся ширина к высоте глаза?

Набросайте отрезки, показывающие положение век.

При этом нижнее веко никогда не делают тёмным. Присмотритесь, как изобразить толщину нижнего века. Оно на тон темнее белка глаз.

Нос

Теперь приступаем к созданию плоскости носа. Для этого необходимо знать несколько соотношений:

  1. Проведите от уголков внутреннего века вниз линии, параллельные друг другу. Наметьте расположение крыльев носа.
  2. При создании лица в полуобороте вторая линия, идущая от дальнего глаза, скроется за переносицей.

Постройте трапецию в основании носа, предварительно начертив линии спинки носа. Для этого поставьте карандаш параллельно вертикальной оси и запомните угол между спинкой носа и осью, перенесите на бумагу.

Губы

Расположение губ можно найти так. Если поделить высоту головы на 8 частей, то пятая линия вниз от макушки головы составит линию губ.

Рот пишите так, как будто он нарисован на цилиндре.

Верхняя губа должна равняться 1/3 от высоты губ. Ширина губ равна расстоянию между центром зрачков. В полуобороте измеряйте на фото и подгоняйте к своему масштабу.

Есть еще одна мерка ширины губ: она равна отрезку в полторы глаза.

Уши

Как рисовать уши посмотрите на картинках. Ухо располагается между бровными и носовыми линиями.

На портрете в ¾ мужчина изображён с одним ухом, второе ухо «спряталось». Запомните, ухо должно располагаться под наклоном к голове.

Его можно определить, если провести прямую, соединяющую яремную впадину и ухо. Или просто приложив карандаш к фото, на глаз измерив угол наклона.

Памятка

И ещё некоторые правила:

  1. Если вы пишете портрет человека по пояс, определите ось, которая делит лицо пополам, чтобы можно было определить местоположение глаз, носа и ушей, бровей и т. д. Она проходит через яремную впадину или между ключицами в центре;
  2. Ширина головы по линии глаз есть 2/3 от её высоты;
  3. Самая широкая часть головы является основой для нахождения ширины нижней челюсти (¾ от большей величины).

Детализация

Третий этап создания портрета включает в себя детальную прорисовку. Удалите лишние линии, начните добиваться сходства с фото. При этом замеряйте ширину глаз, носа и других частей и сравнивайте их с шириной лица. Рисуйте плавные линии, округлости.

Последний заключительный этап - штриховка.

Штрихуйте с тёмных участков постепенно переходя на самые светлые. В последнюю очередь высветлите, добавьте бликов зрачкам, кончику носа и другим частям.

Картина готова.

Напоследок хочу сказать вам, что портреты могут быть без штриховки. Например, линейный портрет использует в качестве изобразительного средства линию.

Посмотрите, как рисовать девушку.