Леттеринг для начинающих: как рисовать буквы и зарабатывать на этом. Как рисовать буквы

  • 14.06.2019

Современный человек окружен рекламой буквально со всех сторон: это и афиши, и баннеры, реклама по телевизору и радио и еще множество других нативных способов, которыми пользуются опытные маркетологи. Одна из последних модных тенденций, которая очень полюбилась дизайнерам, называется леттеринг. Что это такое и почему оно с каждым днем набирает все большую популярность? Давайте разбираться.

Каждый знаком с понятием каллиграфии, ведь оно возникло очень давно и сопровождает человека на протяжении всей истории. Сейчас каллиграфия считается атрибутом или даже целым отдельным видом искусства. Однако в далеком прошлом искусство красиво писать имело под собой и практическую почву. Монахи переписывали огромные рукописи и создавали настоящие шедевры, используя самые сложные техники каллиграфии.

Возникла каллиграфия в Древней Греции, в переводе это слово обозначает Греко-римское письмо имело свои особенности и отличительные черты от восточно-азиатского алфавита. При написании текстов даже использовались разные инструменты, так, к примеру, греки писали пером, а китайцы пользовались тушью и кисточками.

В отличие от каллиграфии леттеринг (что это такое, мы разберем чуть ниже) возник в прошлом столетии как яркий и эффективный инструмент рекламы любого товара. Однако сейчас он успел стать течением современного исскуства, к которому обращаются все большее количество дизайнеров, шрифтовых и арт-художников.

Отличия леттеринга от каллиграфии

Многие ошибочно предполагают, что эти два понятия являются одинаковыми по значению. Однако леттеринг, прописи которого рисуются дизайнерами, и каллиграфия - это два абсолютно разных способа написания букв. Если в каллиграфии существуют определенные правила и ограничения, то во втором случае нет никаких границ, художник вправе создавать любые шедевры и воплощать свои самые смелые идеи.

Само слово "леттеринг" с английского языка означает "писать письмо". Основная черта этого направления заключается в том, что это целый рисунок, который состоит из букв и других графических знаков.

Особенности леттеринга

Алфавит, написанный в этом стиле, не имеет своих аналогов, поэтому ни в коем случае нельзя считать леттеринг шрифтом. Ведь шрифт - это готовый набор букв, написанных определенным образом, которые повторно используются много раз. В леттеринге же каждая буква имеет свой неповторимый наклон, толщину и динамику.

Пожалуй, еще одним различием каллиграфии и леттеринга (шрифты считаем отдельным инструментом) является то, что в каллиграфии присутствуют только прописные буквы, запрещены какие-либо добавочные линии и любые мелкие рисунки. А в последнем каждая буква оформляется уникальным образом, дополняется самыми разными картинками и знаками.

Кто этим занимается?

Итак, мы разобрали основы леттеринга: что это такое и в чем его различия от привычной нам каллиграфии. Однако остается еще много вопросов, например, люди какой профессии занимаются леттерингом?

Теоретически, этим может заниматься абсолютно любой желающий, и неважно для каких целей. Существует множество специальностей, связанных с леттерингом. Вот самые известные:

  • типограф, который разрабатывает не только шрифты, но и стили оформления в целом;
  • маркетолог-дизайнер, создающий настоящие шедевры рекламы;
  • художник, который творит ради искусства;
  • тату-мастера, являющиеся самыми молодыми специалистами в этой нише.

Всех этих людей объединяет любовь к волшебному леттерингу, алфавиту (русский или же иностранный - это совсем не важно, ведь текст, написанный с любовью, будет красив на любом языке).

Инструменты для творчества

Древние каллиграфисты писали пером и чернилами. Интересно, а современные художники смогли бы творить шедевры, используя лишь этот примитив? Давайте посмотрим, какими же приспособлениями порадовал специалистов XXI век высоких технологий.

Существует огромное количество самых разных "приблуд" для творческих натур, решивших заняться леттерингом. Для начинающих и для профессионалов имеются свои инструменты. Итак, вот самые популярные канцелярские принадлежности, которые точно нам пригодятся:

  • Брашпены - это инструменты, снабженные картриджем. Напоминают обычную кисть, только их не нужно никуда макать. Они имеют множество различных насадок, форм, даже материал наконечника может быть разным. Цветовая гамма представлена в широком ассортименте. По типу брашпены делятся на три вида: на водной основе, на спиртовой и на гелевой.
  • Рейфседеры, колапены - это все инструменты, напоминающие обычную железяку с острым концом. Они обычно идут в наборе с чертежной готовальней. Ими очень удобно рисовать графический леттеринг. Шрифты получаются в готическом стиле.
  • Маркеры и электронные перья от производителя Molotow - это самая современная продукция для дизайна и рисования граффити.
  • Параллель пен - это металлическая ручка с заменяющимся картриджем. Ее отличительная особенность в том, что она имеет оригинальную конструкцию: вместо плоского пера в ней есть две пластины. Благодаря им получается более насыщенный отток чернил.

Есть еще огромное множество других инструментов для рисования и леттеринга. Русский алфавит предполагает большее разнообразие написания букв, нежели латинский, поэтому у отечественных художников наблюдается более широкий ассортимент инструментов и вспомогательных вещиц.

Для каких целей используется леттеринг?

Пожалуй, самой полезной и практичной стороной леттеринга является использование его в логотипах и рекламных баннерах. Согласитесь, яркий дизайн и оригинальный текст, выполненный вручную с затейливыми буквами и надписями, обязательно привлечет внимание большинства людей.

Конечно, помимо рекламы и маркетинга у леттеринга есть множество других направлений. Многие художники рисуют тексты для эстетического удовольствия, некоторые даже организуют целые выставки картин в стиле леттеринга. На русском и русскоязычном рынке услуг фрилансеров есть большой рейтинг самых лучших дизайнеров, которые занимаются оформлением любых вещей в стиле леттеринга.

В прошлом столетии многие предприниматели использовали эту технику. К примеру, перед булочными, мясными и другими различными лавками развешивались яркие и необычные вывески, на которых текст был нарисован от руки. Благодаря такому приему большее количество людей становилось завсегдатаем этого заведения. В современном мире происходит нечто подобное. Например, нередко можно встретить в кафе меловую доску, на которой еженедельно меняется текст и его оформление. Считается, что каллиграфия и леттеринг "оживляют" любой бренд, а помещение делают более уютным и приятным.

Как научиться леттерингу?

Искусство красиво писать является нелегким делом, требующим много терпения и времени. Обучение может занять от пары недель до целого года, в общем, все зависит от начальных навыков и таланта. В любом крупном городе существуют курсы леттеринга для начинающих, на которых очень подробно изучаются все тонкости данного направления. Идеальный вариант - это как раз курсы или же индивидуальный мастер-тренер, который научит самым базовым техникам рисования.

Многие новички, которые сейчас уже являются профессионалами в этой отрасли, обучались леттерингу самостоятельно. Благодаря огромному количеству информационных статей, мастер-классов и видео-уроков на просторах Интернета можно с легкостью освоить новую профессию. Главное - было бы желание!

Основы леттеринга

Что это такое, для чего используется? Эти вопросы мы уже разобрали, теперь стоит отдельно изучить базовые приемы и технику рисования. Итак, основной принцип леттеринга в том, что перед началом рисования, необходимо продумать будущую картинку. Лучше всего представить в голове готовый образ и следовать ему.

После создания эскиза или наброска, можно приступать к оформлению и рисованию самых мелких деталей. Именно они делают всю картину целостной и оригинальной. Вот самые первые шаги по изучению леттеринга:

  1. Применить правила и принципы рисования на практике. Тренироваться, рисуя мелкие заборчики, завитушки и просто прямые линии с наклонами и без.
  2. Отточив мастерство в одном правиле, нужно сразу приступать к следующему. Многие мастера говорят, что достичь успехов в леттеринге, алфавите можно только усердным и кропотливым трудом. Мы лишь добавим, что рисовать нужно каждый день, пусть даже и понемногу.
  3. Пробовать каждый раз новые инструменты, осваивать разнообразные техники нанесения штрихов.
  4. Обязательно посещать форумы, выставлять свои работы. Именно коллективное обсуждение дает яснее понять, где были допущены ошибки. К тому же, если планируется в будущем зарабатывать на жизнь леттерингом, необходимо завести знакомства с нужными людьми. Они как раз часто оказываются на различных выставках, арт-собраниях и форумах.

Гаджеты для творчества

Любителям техники стоит попробовать рисовать в специальных планшетах, которые предназначены именно для творчества. Они оборудованы всеми нужными инструментами, в них запрограммированы самые разные вспомогательные функции.

Пожалуй, лучшим гаджетом является графический планшет от компании Wacom. У бренда есть целая серия таких "игрушек". Каждый выбирает удобную для него модель. В любом случае планшет делает работу менее кропотливой, ведь встроенные в него программы-редакторы облегчают и ускоряют процесс рисования. Помимо планшетов для профессионального дизайнера логотипов понадобится компьютер, программы фоторедактора (Photoshop), сканер, принтер и, конечно же, бумага. Она может быть и матовой, и глянцевой. Некоторые рисуют даже на плотной бумаге (картон, обои).

Леттеринг - очаровательное хобби. Стоит овладеть буквенной магией - и можно расписывать кружки, делать открытки, постеры с любимыми фразами, футболки с цитатами и другие волшебные вещи. Рассказываем, как овладеть этим тайным знанием и нарисовать свою первую букву и фразу

Буква к букве

Научиться леттерингу можно самому. Открыв самоучитель, который, к слову, у нас недавно появился. «Буква к букве» - книга-пропись. Написала её Татьяна Чулюскина - иллюстратор, арт-директор журнала и фестивалей Seasons и создатель бренда домашнего декора «Шерри Боббинс».

«Буква к букве» наполнена дизайнерскими хитростями: шелкография, картон, нитки… Приятно даже просто листать!

В книге теория отлично подружилась с практикой: рядом с каждой темой есть несколько чистых листов, чтобы читатель тут же выполнял упражнения и оттачивал мастерство. Выбрали несколько полезных советов из «Буквы» , которые помогут вам нарисовать свою первую фразу.

Строение буквы

Главное, что нужно запомнить: шрифт - это система. Буквы единообразны и состоят из множества элементов, многие из которых повторяются. Вот важные обозначения, без которых в леттеринге никуда.

  • Жирные вертикальные и диагональные штрихи называются основными . Они должны выглядеть одинаковыми.
  • Наплывы овалов и полуовалов должны быть зрительно такой же толщины, как основные штрихи.
  • Дополнительные штрихи называются соединительными , они более тонкие, если шрифт контрастный.
  • Буквы, как птицы на ветке, сидят на базовой линии .
  • Части, выходящие за нее, называются верхними и нижними выносными элементами .


Из книги «Буква к букве»

  • Дырки от полуовалов и овалов - внутрибуквенный просвет .
  • Красивый пластичный элемент - капля - встречается не во всех шрифтах, она очень украшает буквы.
  • В антикве есть особенные элементы - засечки , они бывают односторонними и двусторонними.
  • Апроши, межбуквенные интервалы , - расстояния между соседними буквами - также должны быть зрительно уравновешены.

Упражнение № 1. Перерисуйте схему и подпишите элементы букв для лучшего запоминания.

Как рисовать буквы

В леттеринге действует глобальный принцип рисования - от общего к частному.

  • Сначала отмечаем габариты буквы (соотношение ширины к высоте).
  • Затем обозначаем основные и соединительные штрихи.
  • Рисуем внешний и внутренний овалы, если они есть.
  • И в получившуюся структуру добавляем детали.

Межбуквенные расстояния

Заметили, что не так? Если сделать расстояния между буквами одинаковыми и не учесть разность форм, то мы получим неравномерную надпись. Чтобы решить эту проблему, нужно запомнить несколько простых правил.

  • Самое большое расстояние - между соседними вертикальными штрихами.
  • Немного меньшее расстояние будет, если вертикальный штрих одной буквы граничит c округлым штрихом другой буквы.
  • Еще меньшее расстояние - между двумя округлыми элементами.
  • И еще меньшее , если прямые и округлые штрихи встречаются с диагональными соседями (А, У, Ж, а также Г, Т, если мысленно соединить их крайние точки).
  • Один из любимых приемов Татьяны Чулюскиной - уменьшить буквы, соседствующие с Г и Т, и придвинуть их ближе под горизонтальную перекладину. Это решает проблему межбуквенного расстояния и привносит интересную деталь в работу.

Пишем фразу


Из книги «Буква к букве»

Упражнение № 2. Нарисуйте фразу «Съешь же ещё этих мягких французских булок, да выпей чаю!» этим шрифтом. Это панграмма - фраза, в которой использованы все буквы алфавита. Постарайтесь понять структуру букв и увидеть подобные формы в разных буквах. Так вы на практике убедитесь, что шрифт - это конструктор, состоящий из небольшого количества элементов.


Из книги «Буква к букве»

Не рисуйте буквы идеально ровными. Живость и рукотворность - та самая прелесть хэнд-леттеринга, за которую его любят.

Мастерство в леттеринге улучшается с каждой работой. Попробуйте сделать несколько набросков и вы увидите, как складно и ладно всё будет получаться - буква к букве.

→ → → артачиться в Толково-фразеологическом словаре Михельсона

артачиться - это

артачиться

(ртачиться) - иноск.: упрямиться; в прямом смысле - ртачатся лошади (ртом), противодействуют, не слушаясь вожжей и удил

Упрямая баба пуще ртачливой лошади.

Ср. Несмотря на свое властное положение... он не артачился, когда жандармский штаб-офицер предупреждал его, что пожарные лошади существуют не для пикников, и не фордыбачил, когда прокурор являлся с протестом.

Салтыков. Пестрые письма. 7.

Ср. Дом же весь, со всем двором и садом, того не стоит, что ему дают за один сад, а он артачится!

Даль. Новые картинки русск. быта. 18. 2. Самородок.

Ср. Пикник.

См. фордыбачиться.

См. протестовать.

Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1-2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук..

М. И. Михельсон.

Ссылки на страницу

  • Прямая ссылка: http://сайт/michelson_new/287/;
  • HTML-код ссылки: Что означает артачиться в Толково-фразеологическом словаре Михельсона;
  • BB-код ссылки: Определение понятия артачиться в Толково-фразеологическом словаре Михельсона.

Леттеринг сейчас набирает такую бешеную популярность, что грех не попробовать. Тем более в векторе и тем более на стоках. Вопрос лишь в том, как правильно обработать то, что вы нарисовали перышком/кистью/ручкой, чтобы это было красивым, ровным и аккуратным?
Мне это интересно вдвойне, поскольку я по ленивости своей адепт трейса, но леттеринг предпочитаю все-таки рисовать руками. Пересказываю примерное содержание со своими личными выводами.
Самое первое и самое важное - если вы хотите, чтобы ваши буквы были ровными и красивыми, вам нужны кривые Безье . Точка. Никакие не блоб браши, не каллиграфические кисти ничего такого.
Кстати, вы знаете почему Безье? Я вот тут заморочилась и поискала
Кривы́е Безье́ или Кривы́е Бернште́йна-Безье́ были разработаны в 60-х годах XX века независимо друг от друга Пьером Безье (Pierre Bézier) из автомобилестроительной компании «Рено» и Полем де Кастельжо (Paul de Faget de Casteljau) из компании «Ситроен», где применялись для проектирования кузовов автомобилей. Ну а потом и для всех наших кривулек в векторных редакторах стали использоваться
Но я отошла от темы. Итак, как должна выглядеть идеальная надпись в кривых Безье? Вот так



Узрите красоту. Увидеть работу в иллюстраторе в таком виде можно нажав Ctrl+Y в винде, а на маке ⌘Y . Так вы видите только кривые и опорные точки, очень полезный режим именно в рисовании леттеринга. Возможно вам потребуется включить показ еще «усов» от каждой точки - Ctrl+K , либо ⌘K .
Обратите внимание, все Безье (за исключением нескольких бездомных, мы доберемся до них позже) аккуратно фиксируются в горизонтальной или вертикальной плоскости (все манипуляторы прямые). Почему это такая хорошая практика? Это уменьшает ваши варианты размещения узла и это здорово, потому что либо горизонтально, либо вертикально - никаких лишних углов, никакого мусора.
Метод может показаться немного сложным, но как только вы привыкнете к нему, он станет очень легким и удобным.

Подсказка: Удерживайте SHIFT при перетаскивании узлов, чтобы привязать их горизонтально и вертикально.

На картинке выше показаны синие точки (горизонтальные узлы) и красные (вертикальные узлы), посмотрите как они опираются друг на друга.
Однако при использовании такого метода у вас могут возникнуть некоторые проблемы. Например когда вы рисуете что то подобное:

Обратите внимание, как расположены точки, вы можете управлять положением кривой изменяя длину манипуляторов. Как оказалось все решается довольно просто.
Еще несколько приятных фактов: при использовании такого метода, вес вашего файла будет меньше - точек то тоже меньше. Вы сможете более четко управлять линией и ваши линии будут идеально ровными, к тому же как только вы привыкнете к такому методу, времени на обработку будет уходить гораздо меньше, ведь вам не нужно думать как расположить точку - вариантов всего два

Еще несколько примеров:

В общем мои выводы таковы: способ очень хорош для идеального вектора, дисциплинирует и дает возможность сделать ваши работы лучше остальных - в условиях конкуренции это очень здорово. Вы научитесь лучше управлять кривыми и ваш вектор имеет шансы стать безупречным. Не знаю как вам, мне лично эта идея очень нравится.
Практикуйте идеальный вектор и рисуйте красоту!

Смотря фильмы про будущее мы очень часто видим такую картину: одинаковые, словно клонированные, люди в одинаковой одежде. Их окружают одинаковые автомобили и дома на одинаковых улицах. Люди трудятся на благо огромных корпораций, осуществляя монотонные телодвижения перед компьютерами или перекладывая бумажки с места на место. Все вокруг бездушное и унылое, преобладают голубые, серые и белые оттенки с небольшими вставками ярких цветов для ключевых героев фильма. Наверняка это сделано для придания большей ироничности сюжету фильма. И, конечно, я отдаю себе отчет в том, что это утопия и в обозримом будущем такого не случится. Но одно я знаю точно. Я и подавляющее большинство людей никогда бы не захотели жить в таком мире.

Но некоторые отголоски такой картины можно наблюдать и сегодня. При решении многих задач мы используем шаблоны: фреймворки, конструкторы, шаблонные сайты, интерфейсы, логотипы, предметы быта и прочее. Все направлено на удешевление производства и быстрый выход на рынок. Выгода с экономической точки зрения, конечно, очевидна. Но со стороны потребителя становится скучно и однообразно.

Существует много способов «одушевить» продукт: придумать зверюшку-символ, использовать образы людей, фотографии, иллюстрации. Я расскажу вам о леттеринге. Осторожно - много картинок!

В первую очередь, нужно различать 3 понятия.

Шрифт - набор из символов, которые могут использоваться в любом порядке и служат для написания слов, предложений и текстов большого объема.

Леттеринг - уникальное рисование слова или словосочетания, изредка целых фраз, которое составляет единую композицию и предназначенное для конкретной ситуации.

Каллиграфия (с греческого «красивый почерк») это тоже ручная надпись, но, в отличие от леттеринга, все буквы должны придерживаться единого стиля и образовывать читабельный блок текста. Каллиграфией можно писать большие тексты, например грамоты или письма.

И леттеринг и каллиграфия создаются долгим и кропотливым трудом мастера. Но только леттеринг основан на вырисовывании букв и поиске уникального неповторимого сочетания символов, в то время как каллиграфия - это огромное количество повторений одних и тех же букв с целью написания текста в едином стиле.

Немного истории

Сначала были наскальные рисунки, в Древнем Египте были различные символы, потом появились буквы и цифры - человечество научилось писать. Ручное письмо было повсюду: личные письма, книги, приказы и законы. Все писалось с помощью перьев: так зародилась каллиграфия. С появлением печатных машин и, вслед за ними, компьютеров начали появляться шрифты. Это очень способствовало повышению уровня образования. Книги стали более доступны, даже простые крестьяне и рабочие, со временем, научились читать и писать. Тем временем, леттеринг с появлением письменности развивался постоянно. Нужно было как-то оформлять вывески, афиши, этикетки, обложки.

Мне попадалось много “забугорных” мастеров, но я решил сконцентрироваться на русскоязычных каллиграфах, леттерерах, дизайнерах и иллюстраторах. Находятся они, в большинстве своем, в России и на постсоветском пространстве. Попадались люди разной квалификации. Ниже я приведу список всех 226 человек. Но в первую очередь 30 тех, кто на мой взгляд круче.

Очевидно, кто-то мог не попасться мне на глаза, если есть дополнения, смело пишите в комментах.