Семья - любовь и верность. История любви Петра и Февронии

  • 20.09.2019

08.07.2016 - 7:00

С 2008 года в России 8 июля официально отмечается очень важный и красивый праздник – Всероссийский день семьи, любви и верности. В этом году праздник впервые пройдет в Луганской Народной Республике.

8 июля Русская Православная Церковь чтит память святых Петра и Февронии Муромских чудотворцев – православных покровителей брака на Руси, жизнь которых является примером любви и верности для всех семейных пар. Инициатива появления праздника принадлежала жителям Мурома, а в 2008 году праздник стал официальным и всероссийским. Именно такого праздника не хватало в современном обществе. Кроме того, этот русский православный и вместе с тем гражданский праздник – достойная альтернатива католическому 14-му февраля.

Супружеский союз святых Петра и Февронии был образцом христианского брака. Их жизнь – история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи. Те радости и проблемы, с которыми им пришлось столкнуться восемь столетий назад, актуальны и по сей день, – они лежат вне времени. Святые супруги являют нам именно те душевные и духовные качества человека, которые необходимы для создания подлинной семьи.

Историки связывают имена св. Петра и Февронии с князем Давидом Юрьевичем и его супругой Ефросиньей. С 1205 года, в течение 23-х лет, в Муроме правил князь Давид Юрьевич. Согласно летописям, незадолго до начала княжения он заболел страшной болезнью, тело его было покрыто язвами, и никакое лечение не помогало. Предполагается, что князь был болен проказой.

Однажды во сне Давиду Юрьевичу было видение о том, что под Рязанью, в деревне Ласковая, живёт юная девушка, по имени Ефросинья, которая одна может его исцелить. Дева была мудра не по годам и хорошо разбиралась в целебных свойствах трав. К ней и обратился за помощью будущий князь Давид.

Прежде, чем его излечить Ефросинья взяла с Давида обещанье о том, что он сделает её своей супругой. Своё слово Давид не сдержал, посчитав простолюдинку недостойной невестой. Но тогда болезнь проявилась с новой силой, и Давиду опять пришлось просить исцеления у Ефросиньи. На этот раз он сдержал обещание и взял её в жёны.

Уже в преклонном возрасте благочестивые супруги приняли монашеский постриг в разных монастырях с именами Петр и Феврония. В своих молитвах, супруги просили Бога о том, чтобы умереть в один день. Так и случилось. В 1228 году 25 июня по старому или 8 июля по новому стилю, Православные святые Пётр и Феврония ушли из мира сего в жизнь вечную.

В XVI веке супруги были причислены к лику святых.

Первый письменный текст, посвященный им, – «Повесть о Петре и Февронии Муромских» – был также написан приблизительно в XV–XVI веках. На Руси многие века существовала прекрасная традиция – устраивать помолвку 8 июля. Сегодня поклониться мощам святых Петра и Февронии Муромских можно в Свято-Троицком монастыре города Мурома.

Исследователи сходятся во мнении: несмотря на легендарную историю знакомства Петра и Февронии, сведения, повествующие об их жизни после свадьбы, вполне достоверны. Летопись также повествует о чудесном исцелении Петра, многочисленных чудесах, которые творили праведные супруги и их смерти в один день и час.

Их жизнь близка большинству из нас, а потому их история никогда не утратит своей актуальности. С житейской точки зрения, в судьбе Петра и Февронии был только один по-настоящему трудный момент. Сразу же после свадьбы перед князем Петром встает дилемма: молодая супруга или все остальное, что было в его жизни. Женитьба на крестьянке не находит поддержки у городской элиты Мурома. Бояре откровенно заявляют об этом сперва князю, а потом и самой Февронии. Они предлагают князю выбор: отречение от своего звания (а значит, изгнание и бедность) или расторжение брака.

Князь Петр тяжело переносит происходящее, но, тем не менее, делает выбор в пользу своей супруги. Отныне он больше не князь, и вместе с женой должен отправиться в изгнание. На ладье супругов везут по Оке прочь из Мурома… Эта история разрешается неожиданно быстро и благополучно.

Оказывается, князь Петр был ключевой фигурой в политической жизни влиятельного города. Борьба за власть начинается сразу же, в первую ночь после его отречения представители боярских кланов пытаются нанести упреждающий удар по противникам, что перерастает в резню. Понимая, что все это может кончиться смутой и гражданской войной, правители Мурома зовут князя обратно. Отныне вопрос о его «неравном браке» не поднимается.

Главное в этом эпизоде – причины выбора, сделанного супругами. Петр не утверждает «примат личного над общественным», а просто следует в своих поступках христианскому закону любви и милосердия. В сложной ситуации, когда можно было схитрить или подчиниться рациональным, эгоистическим соображениям, князь повинуется закону сердца. Супруга дана ему Богом, и он не может идти против воли Божией. Князь ищет не личной пользы, выгоды, но пытается следовать путем, который ему указал Господь.

В первый день изгнания между супругами состоялся диалог, который приводится в «Повести»: «Близился вечер, начали к берегу причаливать. Тут одолели блаженного князя Петра раздумья: „Как буду дальше жить, своею волею самодержавие оставив?“ Предивная же княгиня Феврония отвечает ему: – Не скорби, княже: милостивый Бог, Творец и Промыслитель всему не оставит нас в нищете!»

Они уповают на Бога и верят Ему – вот самая «несовременная», но самая важная характеристика их отношений. Супругами всегда руководит не эгоизм и поиски удобного для себя, но вера и надежда на Того, Кто дал им жизнь и благословил их брак.

Как мы помним, князь в разлуке с Февронией по Промыслу Божию снова заболевает – и это событие выражает высший смысл христианского брака. Болезнь князя – это символ ущербности самой человеческой природы, исправить которую в одиночку он не сможет.

Лекарство Петра – это сама Феврония, женщина, посланная ему Богом в спутницы жизни. Только рядом с ней князь исцелился, и только вместе они смогут подняться на новый духовный уровень: их земная любовь и любовь Божия оказываются неотделимы друг от друга. Потому Феврония и не отпускает князя: она уже чувствует, что без нее он погибнет. Со временем понимает это и сам Петр. Так начинался их совместный жизненный путь и совместный путь к Богу.

Для Православной Церкви святые Петр и Феврония Муромские имеют большое значение в первую очередь как символ особого духовного пути, на котором постижение Бога неразрывно связано с отношениями двух людей. Мужчина и женщина созданы друг для друга, их соединение – само по себе воплощает Божественный замысел. Но это соединение возможно, только если человек видит в другом человеке неповторимую личность, созданную по образу Божию. И князь ради своей жены отрекся от своего положения и добровольно отправился в изгнание и бедность. Но за эту верность он был затем вознагражден Богом.

Широко распространено представление, что настоящий христианин должен исключительно страдать в земной жизни, дабы накопить «духовный капитал» для жизни будущей. Однако история русских святых Петра и Февронии опровергает эту мысль. Жизнь во Христе становится для них настоящим счастьем, которое они находят в любви друг к другу.

Таков и смысл праздника Дня семьи, любви и верности, основанного на православных традициях и народной мудрости и проповедующего крепость и нерушимость семейных уз, благочестивое отношение супругов, уважение к родителям, любовь к детям.

Торжества в честь Дня семьи, любви и верности в этом году в Москве продлятся целых три дня – с 8 по 10 июля.

По словам главы столичного Департамента культуры Александра Кибовского, дополнительные два дня были специально отведены под торжества, чтобы в них приняло участие как можно больше людей.

Центром праздника станет парк развлечений в Царицыно, в котором будут представлены программы, интересные для любого возраста. Кульминацией торжеств в Царицыно станет праздничный концерт, а всего в городе будет организовано праздничных 27 площадок.

Праздничные события в этом году пройдут и во множестве других городов и сел по всем регионам России. Праздничные мероприятия ориентированны на интересы людей разных возрастов и разного семейного положения. В их программах запланировано чествование молодоженов и семейных пар, много лет проживших вместе, вручение памятных знаков. Романтичной и особо запоминающейся обещает стать площадка «Серенады для любимых». Здесь рыцари нашего времени смогут оригинально сделать признание в любви своим Прекрасным Дамам, исполнив для них серенаду.

Символом Дня семьи, любви и верности выбрана ромашка.

Издавна этот полевой цветок, распространенный в России, считался знаком любви. Потому что любовь понималась здесь не просто как сердечное чувство (что и символизирует «валентинка» в виде сердечка), но как судьба и жизненное испытание – и как цветок в поле, она открыта всем ветрам и морозам, но должна выстоять и выдержать любые трудности.

Именно об этом православные люди просят помощи у святых благоверных Петра и Февронии.

Чем отличается по смыслу наш День семьи, любви и верности от западного «Дня святого Валентина»?

Западный праздник тоже имеет церковное происхождение, однако очень далеко ушел от своих христианских корней. В церковном календаре под датой 14 февраля помещено упоминание о трех святых Валентинах. Все они жили в первых веках нашей эры, в период гонения на христиан, и были мучениками, погибшими за веру. Поскольку тогда церковь была единой, то эти святые почитаются и католиками, и православными.

Традиция праздновать день св. Валентина как «день влюбленных» появилась в Западной Европе с конца XIV в. Согласно народному поверью, в этот день птицы начинают искать себе пару.

Во Франции и Англии житие св. Валентина постепенно начало обрастать легендами, связанными с тайным венчанием влюблённых пар. Согласно легенде, римский император Клавдий II решил, что одинокий мужчина, не обременённый женой и семьёй, лучше будет сражаться на поле битвы во славу кесаря, и запретил воинам жениться.

Тайный христианин Валентин был полевым врачом, который сочувствовал несчастным влюблённым и тайком от всех, под покровом ночи освящал брак любящих мужчин и женщин. Вскоре деятельность святого Валентина стала известна властям, и его казнили 14 февраля 269 года. Но в темнице мученик Валентин успел познакомиться с дочерью надзирателя Юлией и перед своей казнью он написал ей признание в любви и подписал его «Твой Валентин». Прочитано оно было уже после того, как его казнили. Много веков спустя, следуя легенде, такие записки и стали называть «валентинками».

Как мы видим, в основе западного праздника тоже лежит история жертвенной любви – но она касается не целой судьбы и супружеской жизни, а только лишь истории романтического знакомства. Поэтому уже в наше время этот праздник фактически выродился в свою противоположность – вместо чистой любви он проповедует лишь случайные отношения, ни к чему не обязывающий блуд. В отличие от него, наш День семьи, любви и верности освящает именно супружескую жизнь, верность и подвиг друг для друга.

Виталий Даренский, ЛНР, для «Русской Весны»

Всероссийский праздник День семьи, любви и верности тесно связан с историей и жизнеописанием святых благоверных Петра и Февронии. Эта супружеская чета жила в городе Муроме Владимирской области в XII - XIII веках.

История их романтичной любви и примерного жития началась с настоящего чуда, о чем и сообщается в древнерусской «Повести о Петре и Февронии Муромских»: благоверный князь Пётр, вступивший на Муромский престол, болел проказой. Его тяжкий недуг не поддавался лечению, но однажды во сне князю было видение, что исцелить его сможет дева Феврония - дочь древолаза из деревни Ласковой, что в Рязанской земле. Дева исцелила князя Петра, за это он взял её в жёны и увидел насколько она работящая, хозяйственная, ласковая, добрая и понимающая. Довольно быстро Пётр по-настоящему влюбился в Февронию и не представлял, как жил без нее ранее. Их семья, где всегда царили взаимные чувства, доверие и согласие, стала символом истинной преданности.

По легенде они умерли в один день - 25 июня (по новому стилю - 8 июля) 1228 года. Их тела, положенные в разных местах, чудесным образом оказались в одном гробу, что сочли чудом. Пётр и Феврония были канонизированы православной церковью на церковном соборе 1547 года. Их мощи хранятся в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.

Традиция светского празднования дня Петра и Февронии была восстановлена муромлянами в 90-х годах, когда День города был объединён с Днём семейных ценностей и стал отмечаться 8 июля.

В 2002 году городская и сельская молодежь округа Муромвыступила с предложением возродить историческую традицию празднования Дня Петра и Февронии не только на родине святых, но и во всех уголках России.

В 2008 году проект поддержали многие общественные объединения и деятели, Русская Православная Церковь и все традиционные религиозные организации России - ведь идея празднования Дня семьи, любви и верности не имеет конфессиональных границ. Инициатива об учреждении нового государственного праздника была единодушно одобрена Советом Федерации и Государственной Думой РФ.

Оргкомитет празднования возглавила Президент Фонда социально-культурных инициатив Светлана Владимировна Медведева. Под её руководством было разработано и утверждено положение о празднике.

Символом Дня семьи выбрана ромашка - полевой цветок, самый распространённый в это время года в России, символизирующий чистоту и мечты о любви и верности.

Из года в год география празднования Дня семьи, любви и верности расширяется, и сегодня практически в каждом населенном пункте России праздник отмечается по-своему. Праздничные мероприятия проходят в этот день от Калининграда до Камчатки, а также в ближнем и дальнем зарубежье.

Одно из общих мероприятий, объединяющих празднование во всех уголках России – вручение Медали «За любовь и верность». Учрежденная Оргкомитетом праздника, медаль ежегодно вручается супружеским парам, прожившим в браке 25 и более лет, подающим пример крепости семейных устоев, воспитавшим детей достойными членами общества. С 2014 года по решению Оргкомитета праздника стало возможным награждать медалью «За любовь и верность» и смешанные браки - те, в которых один из супругов является гражданином России, а другой – иностранного государства.

Главные события Дня семьи, любви и верности традиционно проходят на исторической родине праздника в городе Муроме. Здесь организуются театральные представления, реконструкции сцен из жизнеописания святых Петра и Февронии, мастер-классы по редким ремеслам. Гости и жители города посещают ярмарки, аттракционы, участвуют в анимационных программах.

Паломники посещают святые места и прикладываются к мощам муромских чудотворцев, моля их о помощи в поисках своей второй половины, либо о согласии в семьях, уважении и взаимопонимании.

Этот праздник имеет религиозные корни, но отмечать его начали сравнительно недавно - в 2008 году. Если быть последовательным, то один праздник выделили на основе другого - 8 июля в православной традиции чтут память святых, чья жизнь легла в основу понимания благочестивой и достойной семьи.

История праздника

Князь Петр однажды слег с тяжким недугом (проказой). Он не мог вылечиться, а потому решил проверить сон, который ему приснился. Во сне говорилось, что избавить его от недуга может дочь сборщика дикого меда - Феврония. Девушка, которая обладала уникальными способностями, пообещала помочь. Но за это она попросила князя сделать ее своей женой. Князь согласился, имея недоброе намерение обмануть девушку. Но Феврония, вылечив его, оставила на теле одну ранку.

Когда недобросовестный правитель сбежал, болезнь разыгралась с новой силой. Ему пришлось вернуться, раскаяться и выполнить свое обещание. Девушка стала его женой, но впоследствии князь нисколько не пожалел о своем решении. Они прожили счастливую долгую жизнь вместе. Были в этой жизни и испытания. Бояре хотели изгнать правителя, если он не выгонит свою жену. Он подумал и ушел вместе с Февронией жить простым человеком.

Но начавшаяся смута заставила предателей опомниться. Они вымолили прощение, князь с княгиней вернулись и успешно правили до преклонных лет. Когда муж с женой стали совсем старыми, они отправились в разные монастыри, приняли постриг и молились о том, чтобы уйти в один день. Так и случилось. Следуя завещанию, их положили в одном гробу, в гробнице из одного камня. Бог забрал души супругов 8 июля. С тех пор этот день почитается православными людьми, а с 2008 года отмечается и светский праздник, посвященный семье.

Журнал «Фома» завершил фотофестиваль, посвященный семье, любви и верности. Фестиваль фотографий проводился на странице нашего журнала в соцсети «ВКонтакте» . Благодарим всех, кто принял в нем участие! Всего было прислано 168 работ, мы ради представить нашим читателям избранные фестивальные кадры. Среди них есть и профессиональные, и любительские, но главное, что все они говорят об одном – о высших ценностях семьи, любви и верности.

Андрей Толкачев. На прогулке по Куршской косе


Наталья Гомаюнова. Мои бабушка и дедушка . Они прожили вместе 57 лет.


Любовь Малышева. Три сыночка и лапочки-дочки


Наталия Казанская. Венчание пожилой пары в нашем храме . “Они постеснялись побеспокоить детей и внуков, никого не пригласили на Венчание. У меня оказался с собой фотоаппарат…”


Надежда Ткаченко

Елена Куричина. Семья Дворяниновых . Живут в Москве, работают вместе в средней школе педагогами по внеклассной работе. Денис в свободное время работает “главным героем” на всевозможных детских праздниках, а еще с друзьями ездит по детским больницам – помочь и развеселить деток, которым трудно. Катюша растит детей, их уже двое.


Любовь Малышева. Свечки


Ирина Шандрикова. Отец и сын


Изольда Исакова-Церр. Внуки

Елена Куричина. Греция, семья паломников. «Мое хобби – фотографирую везде, где бываю, пожилые пары. Эту встретила в Метеорах. Я не знаю их историю, но очень было трогательно видеть, как Он ухаживал за Ней. Думаю, что так и есть в семьях, где живет Любовь и Верность».


Мария Зарайская. Брат всегда рядом


Дмитрий Семенов. Семья Крыловых, Санкт-Петербург. Выписка из роддома


Юлия Крылова. Семья Крыловых. Крестины младшей доченьки Елизаветы. С дедушкой и папой

Нина Соколова. После успешного похода за грибами – Василий и Ольга Рыжиковы с детьми Машей, Сашей и Таней (2012 год, Чеховский район, Подмосковье)

Антон Тополов. Антоний и Наталья. «Мы повенчались год назад. Учимся и учим на отделении теологии РГУ имени С. А. Есенина. Фото сделано в летней смене православного лагеря “Святогорье”. Я – фотограф, Наталья – преподаватель на кафедре».

Алексей Сивков. Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь. Праздник Тихвинской иконы Божией Матери


Татьяна Шевченко. Семья Шевченко: священник Святослав и сыновья Семен и Максим. Пасха, 2013. Роспись пасхальных яиц

Ксения Каширина. Лето и лужи - это прекрасно!


Священник Дмитрий Фетисов. Мама


Нина Шадрина. Ванечка (сынишка) и Катюша (крестница). Архангельская область


Геннадий Комаров. «Это самый невероятно удачный кадр в моей жизни. Сын Васька сидел на скамейке. Позади скамейки гуляли другие детки. И вдруг, фотографируя сына, я увидел потрясающую картину, которая и стала называться “Обиженные” »

Наталия Казанская. Маленький пациент онкологической больницы с мамой на Литургии в больничном храме в честь иконы «Всецарица»


Дарья Баринова. Мои родители

Петр Ваницын. Счастливчики

Ирина Татарина. Счастье. Семья Марковых. Обработка фото Михаила Плаксина.


Георгий Брегеда (9 лет). Дедушка с внуком . Протоиерей Вячеслав Брегеда: «Это было в Геленджике этим летом. Мы с внуком пели песню: “Море, ты слышишь, море, твоим матросом хочу я быть”, а второй внук фотографировал».


Яна Лукина. Радость бытия


Геннадий Комаров. Два брата: новорожденный Федор и четырехлетний Василий

Ксения Каширина. Кто просыпается раньше всех?


Булат Ягудин. Семья врачей Ткачевых


Екатерина Аманова


Ия Година. Дед и внук


Анастасия Гурьянова. С папулей

Ксения Каширина. Два брата и дама


Священник Дмитрий Фетисов. Грибники

Ежегодно в России празднуется День семьи, любви и верности, учрежденный по инициативе супруги третьего президента России С.В.Медведевой. В этот день Церковь отмечает память святых благоверных Петра и Февронии Муромских. Их брак стал образцом христианского супружества, а нынешний праздник – днем любящих людей и счастливой семьи.

Прожив долгую жизнь, они умерли в один день и час в 1228 году, 25 июня по старому стилю, или 8 июля по новому стилю – в этот день совершается память святых. Праздник всегда приходится на Петров пост, поэтому венчания не совершаются, несмотря на желание многих молодоженов освятить свой брак в этом таинстве.

Поэтому в конце 2012 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об установлении дополнительной даты празднования памяти святых. Такой датой было выбрано перенесение мощей в Свято-Троицкий монастырь города Мурома, где они почивают и поныне. Это событие состоялось 19 сентября 1992.

Начиная с 2013 года Русская Православная Церковь празднует память святых Петра и Февронии не только летом, но и в сентябре – ежегодно в воскресенье, предшествующее 19 сентября, чтобы желающие могли в этот день вступить в церковный брак . В нынешнем году праздник приходится на 15 сентября.

В этот день священники обращаются в своей проповеди к теме любви, супружества и семейной жизни, а за богослужением возглашаются особые молитвенные прошения о даровании семьям “несокрушимой крепости и преуспевания в любви нелицемерной”, “сохранении супружества в единомыслии, благочестии и чистоте” .

“Да возвеселятся люди твои видением сынов и дщерей, и да умножится народ наш и благословение Твое наследуется в нем в род и род”, – говорится в одном из молитвенных прошений.

По поручению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Миссионерская комиссия при Епархиальном совете г. Москвы подготовила информационные материалы о празднике, которые выложены на сайте “Миссия в Москве” и Миссионерском портале и которые будут в печатном виде раздаваться в храмах столицы. Совокупный тираж буклетов составляет 60 тысяч экземпляров. Все желающие также могут распечатать материалы и раздать их в своем храме.

По словам председателя комиссии иеромонаха Димитрия (Першина), “Празднуя память святых Петра и Февронии, молясь о семье, мы надеемся, что и государство не лишит наши семьи поддержки, в частности, материнского капитала. Нельзя обижать маленьких, тем более самых маленьких – тех, кто только появился на свет”.

Материалы для распечатывания: