Татары делятся на какие этнические группы. Истории татар и татарского языка (краткий исторический экскурс)

  • 02.05.2019

Каждый народ имеет свои отличительные черты, которые позволяют почти без ошибок определить национальность человека. Стоит заметить, что азиатские народы весьма схожи между собой, поскольку все являются потомками монголоидной расы. Как можно определить татарина? Чем отличается внешность татар?

Уникальность

Без сомнения, каждый человек уникален, независимо от национальной принадлежности. И всё-таки имеются некие общие черты, которые объединяют представителей расы или национальности. Татар принято относить к так называемой алтайской семье. Это тюркская группа. Предки татар были известны как земледельцы. В отличие от других представителей монголоидной расы, татары не имеют ярко выраженных черт облика.

Внешность татар и изменения, которые нынче проявляются у них, вызваны во многом ассимиляцией со славянскими народами. И правда, среди татар иногда обнаруживают светловолосых, порой даже рыжих представителей. Этого, например, нельзя сказать об узбеках, монголах или таджиках. Имеют ли особенности глаза татар? У них не обязательно имеется узкий разрез глаз и смуглая кожа. Есть ли некие общие черты внешности татар?

Описание татар: немного истории

К числу наиболее древнейших и многолюдных этносов относятся татары. В Средние века упоминания о них будоражили всех вокруг: на востоке от берегов Тихого океана и до Атлантического побережья. Самые разные ученые включали упоминания об этом народе в свои труды. Настроение этих записей было явно полярное: одни писали с упоением и восхищением, другие же ученые выказывали страх. Но объединяло всех одно — никто не оставался равнодушным. Совершенно очевидно, что именно татары оказали огромное влияние на ход развития Евразии. Им удалось создать самобытную цивилизацию, которая воздействовала на самые разные культуры.

В истории татарского народа были как взлеты, так и падения. Периоды мира сменялись жестоким временем кровопролития. Предки современных татар приняли участие в создании сразу нескольких сильных государств. Несмотря на все превратности судьбы, им удалось сохранять как свой народ, так и самобытность.

Этнические группы

Благодаря трудам антропологов стало известно, что предками татар были не только представители монголоидной расы, но и европейцы. Именно этот фактор обусловил разнообразие во внешности. Более того, самих татар принято разделять на группы: крымские, уральские, поволжско-сибирские, южно-камские. Поволжско-сибирские татары, черты лица которых имеют наибольшие признаки монголоидной расы, отличаются следующими признаками: темные волосы, ярко выраженные скулы, карие глаза, широкий нос, складка над верхним веком. Представители этого типа немногочисленны.

Лицо поволжских татар продолговатое, скулы не слишком выражены. Глаза большие и серые (или карие). Нос с горбинкой, восточного типа. Телосложение правильное. Вообще мужчины этой группы достаточно рослые и выносливые. Кожа у них не смуглая. Такова внешность татар с Поволжья.

Казанские татары: внешность и обычаи

Облик казанских татар описывается так: крепко сложенный сильный мужчина. От монголов заметен широкий овал лица и несколько суженный разрез глаз. Шея короткая и крепкая. Мужчины редко носят густую бороду. Подобные особенности объясняются слиянием татарской крови с разными финскими народностями.

Брачный обряд не похож на религиозное действо. От религиозности — лишь чтение первой главы Корана да особая молитва. После брака молодая девушка не сразу переселяется в дом своего супруга: еще год она будет жить в своей семье. Любопытно, что её новоиспеченный муж приходит к ней как гость. Татарские девушки готовы ждать своего возлюбленного.

Лишь немногие имеют двух жен. И в тех случаях, когда это происходит, есть свои причины: например, когда первая уже состарилась, а вторая — более молодая — теперь ведёт домашнее хозяйство.

Наиболее часто встречаются татары европейского типа — обладатели русых волос и светлых глаз. Нос узкий, орлиный или с горбинкой. Рост невысокий — у женщин около 165 см.

Особенности

В характере мужчины-татарина были замечены некоторые особенности: трудолюбие, чистоплотность и гостеприимство граничат с упрямством, самолюбием и равнодушием. Уважение к старшим — вот что особенно отличает татар. Было отмечено, что представители этого народа склонны руководствоваться разумом, подстраиваются под ситуацию, законопослушны. Вообще синтез всех этих качеств, особенно трудолюбия и упорства, делает мужчину-татарина очень целеустремлённым. Такие люди способны добиваться успеха в карьере. Работу доводят до конца, имеют привычку добиваться своего.

Чистокровный татарин стремится получать новые знания, проявляя завидную усидчивость и ответственность. У крымских татар отмечается особое равнодушие и спокойствие в стрессовых ситуациях. Татары весьма любопытны и разговорчивы, а вот во время работы упорно молчат, видимо, чтобы не потерять концентрацию.

Одна из характерных черт — чувство собственного достоинства. Проявляется в том, что татарин считает себя особенным. Как следствие наблюдается некое высокомерие и даже надменность.

Чистоплотность выделяет татар. В своих жилищах они не терпят беспорядка и грязи. Причем это не зависит от финансовых возможностей — как богатый, так и бедный татарин ревностно следит за чистотой.

Мой дом — твой дом

Татары — народ очень гостеприимный. Готовы принимать у себя человека, независимо от его статуса, веры или национальной принадлежности. Даже при скромном достатке они проявляют радушное гостеприимство, готовые разделить с гостем скромный обед.

Огромной любознательностью выделяются татарские женщины. Их привлекает красивая одежда, они с интересом наблюдают за людьми других национальностей, следят за модой. Татарки весьма привязаны к своему дому, посвящают себя воспитанию детей.

Татарские женщины

Какое же удивительно создание — татарская женщина! В её сердце заложена безмерная, глубочайшая любовь к своим близким, к детям. Её предназначение — нести мир людям, служить образцом миролюбия и нравственности. Женщину-татарку отличают чувство гармонии и особая музыкальность. Она излучает некую одухотворенность и благородство души. Внутренний мир татарки полон богатств!

Татарские девушки с юных лет нацелены на крепкий, долговечный брак. Ведь они хотят любить мужа и воспитывать будущих детей за прочными стенами надежности и доверия. Недаром гласит татарская поговорка: «Женщина без мужа, что конь без узды!» Слово мужа для неё — закон. Хотя остроумные татарки дополняют — на любой закон, однако, найдется и своя поправка! И всё же это преданные женщины, которые свято чтят традиции и обычаи. Однако не надейтесь увидеть татарку в черной парандже — это стильная дама, которой свойственно чувство собственного достоинства.

Внешность татар весьма ухоженная. У модниц в гардеробе можно наблюдать стилизованные вещи, которые подчеркивают её национальную принадлежность. Вот, к примеру, есть обувь, которая имитирует читек — национальные кожаные сапожки, которые надевают татарские девушки. Еще один пример — аппликации, где узоры передают потрясающую красоту земной флоры.

А что к столу?

Женщина-татарка — прекрасная хозяйка, любящая, гостеприимная. Кстати, немного о кухне. Национальная кухня татар достаточно предсказуема в том, что основу главных блюд нередко составляют тесто и жир. Даже много теста, много жира! Конечно, это далекое не самое здоровое питание, хотя гостям, как правило, предлагаются экзотические блюда: казылык (или вяленая конина), губадия (представляет собой слоеный пирог с большим разнообразием начинок, от творога до мяса), талкыш-калева (невероятно калорийный десерт из муки, масли и меда). Запить же всё это богатое угощение можно айраном (смесь катыка и воды) или традиционным чаем.

Подобно мужчинам-татарам, женщины отличаются целеустремлённостью и настойчивостью в достижении целей. Преодолевая трудности, они проявляют смекалку и находчивость. Всё это дополняется большой скромностью, щедростью и добротой. Поистине, татарская женщина — это прекрасный дар свыше!

«Поскреби любого русского, там найдешь татарина» – гласит народная поговорка, намекая на 300-летнее татаро-монгольское иго, правившее Русью. Но что интересно, генетические исследования последних лет показали, что в русском генофонде практически нет азиатских или уральских маркеров. Или иго было какое-то ненастоящее, или татары пришли на Русь совсем не из Монголии. Что же это за загадочный народ и почему происхождение второго по численности этноса в России – вот уже много лет предмет ожесточенного спора многочисленных ученых?

Потомки болгар

Теорий о происхождении татарского народа на сегодня три. И все они абсолютно исключают друг друга, при этом имея каждая свои армии поклонников. Часть историков отождествляет казанских татар с теми монголо-татарами, которые в XIII веке покорили Русь и другие страны Восточной Европы. Другие историки утверждают, что нынешние татары – конгломерат тюрко-финских племен Среднего Поволжья и завоевателей-монголов. Третья теория гласит, что татары являются прямыми потомками камских булгар, получивших от монгол лишь название – «татары». У последней теории более всего доказательств. В XIX веке энциклопедия Брокгауза и Ефрона писала: «Булгары волжские – народ тюркского происхождения, к которому впоследствии примкнули еще элементы финский и даже славянский. Из этих трех элементов по Волге и Каме образовалось могущественное и культурное государство. До Х века господствующей религией у Булгар была языческая; с начала же десятого столетия ее заменил ислам. В последующей своей истории государство приходило в частые столкновения с русскими, вело с ними торговлю и даже имело на них некоторое влияние, но потом вошло в состав Русского государства, исчезнув с исторической арены навсегда». Точная этимология слова «болгар», от которого образовано «булгар», «балкар», «малкар» и т. д., неизвестна. Существующие толкования этимологии этого слова самые разнообразные, часто противоречивые, и перед языковедами стоит задача раскрытия его первоначального значения. Во всяком случае, компонент «ар» в этом этнониме, видимо, означает понятие «человек», «мужчина» из персидского или тюркского слова «ар» или «иp». Возможно, это имя было дано болгарам другими народами, но было принято ими с давних пор как самоназвание. Они называли себя булгарами еще в те времена, когда жили на Северном Кавказе, Приазовье, Придонье. Неспроста их страна называлась Великой Болгарией, от имени самоназвания народа.

Этот этноним они принесли с собой и на Дунай, который затем стал самоназванием нового этноса – дунайских болгар. Принесли они это название и на берега Камы, в Среднее Поволжье, которое, как самоназвание, сохранялось там в течение многих сотен лет и живет в сознании народа до наших дней, даже несмотря на упорное стремление называть их татарами в течение более чем 500 лет. В середине прошлого века советские ученые на основе анализа многочисленных археологических памятников установили, что и после вхождения в состав Руси культура булгар развивалась по старой традиции. Говоря об антропологии современных татар, отмечалось, что они представляют собой европеоидную группу с незначительной монгольской примесью, «что монголы, пройдя огнем и мечом Волжскую Булгарию, не осели в Среднем Поволжье и не оказали заметного влияния на формирование современных татар». Также было установлено, что язык современных татар является естественным и прямым продолжением языка булгар. Выдающийся тюрколог-языковед и историк, член-корреспондент АН СССР А.Ю. Якубовский заявил: «Население Татарской республики, занимающее территорию былого Булгарского княжества, отсюда не уходило, никем не было истреблено и живет по сие время; мы действительно с уверенностью можем сказать, что этнический состав татар составляют древние булгары, включившие в себя еще новые элементы, пока еще плохо обследованные, и только впоследствии получившие имя татары». Так что уже почти 100 лет назад ученые склонились к мнению, что современные татары по своему происхождению не имеют никакого отношения к монголам и являются прямыми потомками булгар.

Маленькое, но грозное племя

Казалось, что вопрос о происхождении татар решен на всех уровнях и аспектах и в дальнейшем будет навсегда покончено с неверным употреблением этого этнонима. Однако привычное восприятие татар как соплеменников Чингисхана оказалась настолько устойчивым и упрямым, что отождествление татар с монголами продолжается до наших дней. «А все дело в том, – пишет доктор филологических наук А.Г. Каримуллин, – что история этнонима «татары» совсем иная, чем история народа». Происхождение названия «татары» привлекло внимание многих исследователей. Одни выводят этимологию этого слова от «горного жителя», где «тат» якобы имеет значение «гора», а «ар» – «жителя». При такой этимологии кажется, что этноним «татар» тюркского происхождения.Встречаются попытки объяснить этимологию «татар» от тунгусского слова «та-та» в значении «стрелок из лука», «тащить», «тянуть». В греческой мифологии «тартар» означает «потусторонний мир, ад», а «тартарин» – «житель ада, подземного царства». Западноевропейские народы именно в смысле «тартар» и воспринимают название «татары». Многие авторы происхождение слова «татар» ведут от китайского языка. Под именем «та-та», «да-да», или «татан» еще в V веке в Северо-Восточной Монголии и Манчжурии жило одно монгольское племя. Это племя было довольно воинственным, тревожило не только соседние родственные монгольские племена, но не оставляло в покое и китайцев.

Поскольку набеги племени та-та приносили немалые хлопоты могущественным китайцам, последние стремились представить их дикарями, варварами. Позже китайские историки это название, выдаваемое ими за варварское, распространили и на своих северных соседей, на недружественные им народы, в том числе и на немонгольские племена Азии. С легкой руки китайцев название «татары», как синоним презрительным «варвары», «дикари», проникло в арабские и персидские источники, а затем и в Европу. Чингисхан за обиды, нанесенные его племени татами, заявил: «С давних пор татарский народ губил наших отцов и дедов. За отцов и дедов местью отомстим». И собрав все силы, уничтожил это племя физически. Советский историк-монголовед Е.И. Кычанов в связи с этим пишет: «Так погибло племя татар, еще до возвышения монголов давшее свое имя в качестве нарицательного всем татаро-монгольским племенам. И когда в далеких аулах и селениях на Западе через двадцать-тридцать лет после той резни раздавались тревожные крики «Татары!», мало было среди надвигавшихся завоевателей настоящих татар, осталось лишь грозное имя их, а сами они давно лежали в земле родного улуса». Чингисхан запретил называть монголов ненавистным ему именем «татары», и когда европейский путешественник Рубрук в 1254 году прибыл в ставку монгольских войск, его об этом специально предупредили. Но это название к тому времени нашло уже такое широкое распространение в Азии и Европе, вплоть до берегов Атлантического океана, что такими административными мерами нельзя было вычеркнуть его из памяти народов.

Великие и ужасные

Империя монголов распалась еще в XV веке, но западные историки и иезуитские миссионеры даже в XVIII веке продолжали именовать «тартарами» все восточные народы, «распространившиеся от Волги до Китая и Японии, на юге от Тибета через всю нагорную Азию до Ледовитого океана». Средневековая Европа, чтобы устрашить народные массы, наделяла «тартаров» рогами, косыми глазами, рисовала кривоногими и каннибалами. В средневековой западноевропейской литературе с татарами отожествляли и русских, а Московию параллельно именовали «Тартарией». В таких «благоприятных» условиях священникам, официозным идеологам и историкам не стоило особого труда представить татар варварами, дикарями, потомками монгольских завоевателей, что привело к смешению в одном названии различных народов. Следствием этого является, прежде всего, искаженное представление о происхождении современных татар. Все сказанное, в конечном счете, приводило и приводит к фальсификации истории многих тюркских народов, в первую очередь современных татар.

Остается еще один, наверное, самый сложный вопрос – а когда же сами булгары начали именоваться татарами, а их язык стал татарским? На Руси и после присоединения Казанского ханства еще долго знали их жителей как булгар или же называли казанцами, ясно отличали от «татар». Между булгарами-казанцами и русскими испокон веков существовали дружественные, добрососедские отношения, отношения взаимопомощи и поддержки. В летописях рассказывается, что в голодные, неурожайные годы на Руси булгары всегда спешили на помощь своим соседям – везли на десятках судов булгарский хлеб голодающему русскому народу, булгарские мастера строили в русских городах замечательные сооружения, церкви. Но в моменты обострения отношений между властями Казани и Москвы русские князья и церковники начали называть казанцев «татарами», выражая этим свое недовольство ими. Казанцы не пошли на добровольную христианизацию и после ликвидации своей государственной самостоятельности в течение веков упорно сопротивлялись ассимиляторской политике. В этих условиях, кроме поголовного обвинения татар в пантюркизме и панисламизме, казанцев начинают изображать как потомков монгольских завоевателей, бывших монгольских орд, разоривших русские земли и державших в угнетении народ в течение сотен лет. Задним числом к «татарам» причислили и половцев, населявших южнорусские степи и часть Киевской Руси еще до нашествия монголов, боровшихся рука об руку с русскими против монгольских завоевателей.

Современные генетические данные, характеризующие популяции Евразии, показали, что наличия каких-либо особенностей у татар, которые можно было бы отнести к следам «титульной нации» Золотой Орды, не выявлено. По генетическим данным, татары в целом – это типичная популяция Северной Европы. И это, как и было сказано в начале статьи, можно объяснить одной из двух гипотез. Либо Золотая Орда была политическим образованием Восточной Европы, не оказавшим заметного влияния на развитие народов Урало-Поволжского региона и, прежде всего, предков казанских татар, либо генетический портрет ее «титульной нации» был идентичен генетическому портрету современных татар и русских. А из всех исследований, которые написаны о происхождении татар, можно сделать вывод, что основательно запутанная история этого народа может преподнести еще множество удивительных открытий.

В нашей стране много народов-незнакомцев. Это не правильно. Мы не должны быть чужими друг другу.
Начнем с татар — второго по численности этноса России (их почти 6 млн.).

1. Кто такие татары?

История этнонима «татары», как это частенько бывало в средневековье, — это история этнографической путаницы.

В 11-12 веках степи Центральной Азии населяли разные монголоязычные племена: найманы, монголы, кереиты, меркиты и татары. Последние кочевали вдоль границ китайского государства. Поэтому в Китае название татар переносилось на другие монгольские племена в значении «варвары». Собственно татар китайцы называли белыми татарами, жившие севернее монголы именовались черными татарами, а обитавшие еще дальше, в сибирских лесах монгольские племена — дикими татарами.

В начале XIII века Чингисхан предпринял против настоящих татар карательный поход в отместку за отравление своего отца. Сохранился приказ, который владыка монголов отдал своим воинам: уничтожить всех, кто ростом выше тележной оси. В результате этой бойни татары как военно-политическая сила были стерты с лица земли. Но, как свидетельствует персидский историк Рашид-ад-дин, «из-за их чрезвычайного величия и почетного положения другие тюркские роды при всем различии их разрядов и названий стали известны под их именем, и все назывались татарами».

Сами монголы никогда себя татарами не называли. Однако постоянно контактировавшие с китайцами хорезмские и арабские купцы принесли в Европу название «татары» еще до появления здесь войск Бату-хана. Европейцы сближали этноним «татары» с греческим названием ада — Тартар. Позднее европейские историки и географы использовали термин Тартария как синоним «варварского Востока». Например, на некоторых европейских картах XV-XVI веков Московская Русь обозначена как «Московская Тартария» или «Европейская Тартария».

Что же касается современных татар, то они ни по происхождению, ни по языку не имеют абсолютно никакого отношения к татарам XII-XIII-го веков. Поволжские, крымские, астраханские и другие современные татары унаследовали от центрально-азиатских татар лишь название.

У современного татарского народа нет единого этнического корня. Среди его предков были гунны, волжские булгары, кипчаки, ногайцы, монголы, кимаки и другие тюркско-монгольские народы. Но еще больше на формирование современных татар оказали влияние финно-угры и русские. Согласно антропологическим данным, больше чем у 60% татар преобладают европеоидные черты и лишь у 30% — тюрко-монгольские.

2. Татарский народ в эпоху Чингизидов

Возникновение на берегах Волги Улуса Джучи было важной вехой в истории татар.

В эпоху Чингизидов татарская история стала поистине всемирной. Достигла совершенства система государственного управления и финансов, почтовая (ямская) служба, унаследованная Москвой. Более 150 городов возникло там, где недавно простирались бескрайние половецкие степи. Одни их названия звучат как волшебная сказка: Гульстан (страна цветов), Сарай (дворец), Актюбе (белый свод).

Некоторые города по своим размерам и численности населения намного превосходили западноевропейские. Например, если Рим в XIV веке имел 35 тысяч жителей, а Париж — 58 тысяч, то столица Орды, город Сарай, — более 100 тысяч. По свидетельству арабских путешественников, в Сарае были дворцы, мечети, храмы других религий, школы, общественные сады, бани, водопровод. Здесь жили не только купцы и воины, но и поэты.

Все религии в Золотой Орде пользовались одинаковой свободой. По законам Чингиз-хана за оскорбление религии полагалась смертная казнь. Духовенство каждой религии было освобождено от уплаты налогов.

Бесспорным является вклад татар в военное искусство. Именно они научили европейцев не пренебрегать разведкой и резервом.
В эпоху Золотой Орды был заложен огромный потенциал к воспроизводству татарской культуры. Но Казанское ханство продолжало этот путь большей частью по инерции.

Среди осколков Золотой Орды, рассыпавшихся по границам Руси, Казань имела для Москвы наибольшую важность в силу ее географической близости. Раскинувшееся на берегах Волги, среди дремучих лесов мусульманское государство представляло собой любопытное явление. Как государственное образование Казанское ханство возникло в 30-х годах XV века и за недолгий срок своего существования сумело проявить свое культурное своеобразие в исламском мире.

3. Взятие Казани

120-летнее соседство Москвы и Казани было отмечено четырнадцатью крупными войнами, не считая почти ежегодных пограничных стычек. Впрочем, долгое время обе стороны не стремились покорить друг друга. Все изменилось, когда Москва осознала себя «третьим Римом», то есть последней защитницей православной веры. Уже в 1523 году митрополит Даниил предначертал дальнейший путь московской политики, сказав: «великий князь всю землю казанскую возьмет». Спустя три десятилетия Иван Грозный исполнил это предсказание.

20 августа 1552 года 50-тысячное русское войско расположилось лагерем под стенами Казани. Город обороняли 35 тысяч отборных воинов. Еще около десяти тысяч татарских всадников скрывались в окрестных лесах и тревожили русских внезапными налетами с тыла.

Осада Казани продолжалась пять недель. После внезапных нападений татар со стороны леса больше всего русскому войску досаждали холодные осенние дожди. Насквозь промокшие ратники даже думали, что непогоду насылают на них казанские колдуны, которые, по свидетельству князя Курбского, при восходе солнца выходили на стену и творили всякие чары.

Все это время русские ратники под руководством датского инженера Размуссена рыли подкоп под одну из казанских башен. В ночь на 1 октября работы были закончены. В подкоп заложили 48 бочек с порохом. На рассвете грянул чудовищный взрыв. Ужасно было видеть, говорит летописец, множество истерзанных трупов и искалеченных людей, летящих в воздухе на страшной высоте!
Русское войско бросилось на приступ. Царские знамена уже развевались на городских стенах, когда к городу подъехал сам Иван Грозный с гвардейскими полками. Присутствие царя придало московским ратникам новые силы. Несмотря на отчаянное сопротивление татар, через несколько часов Казань пала. Убитых с обеих сторон было такое множество, что в некоторых местах груды тел лежали вровень с городскими стенами.

Гибель Казанского ханства не означала гибели татарского народа. Наоборот, именно в составе России собственно и сложилась татарская нация, получившая, наконец, свое подлинно национально-государственное образование — республику Татарстан.

4. Татары в русской истории и культуре

Московское государство никогда не замыкалось в узких национально-религиозных рамках. Историки подсчитали, что среди девятисот наиболее древних дворянских родов России, великорусы составляют всего одну треть, между тем как 300 фамилий являются выходцами из Литвы, а другие 300 — из татарских земель.

Москва Ивана Грозного казалась западноевропейцам азиатским городом не только по своей необычной архитектуре и застройке, но и по количеству проживавших в ней мусульман. Один английский путешественник, посетивший Москву в 1557 году и приглашенный на царский пир, отметил, что за первым столом сидел сам царь с сыновьями и казанскими царями, за вторым — митрополит Макарий с православным духовенством, а третий стол был целиком отведен черкесским князьям. Кроме того, в других палатах пировало еще две тысячи знатных татар!

На государевой службе им было отведено не последнее место. И не было случая, чтобы татары на русской службе изменили московскому царю.

Впоследствии татарские роды дали России огромное количество представителей интеллигенции, видных военных и общественно-политических деятелей. Назову хотя бы некоторые фамилии: Алябьев, Аракчеев, Ахматова, Булгаков, Державин, Милюков, Мичурин, Рахманинов, Салтыков-Щедрин, Татищев, Чаадаев. Князья Юсуповы были прямыми потомками казанской царицы Суюнбике. Род Тимирязевых происходит от Ибрагима Тимирязева, фамилия которого буквально означает «железный воин». Генерал Ермолов имел своим предком Арслан-Мурзу-Ермола. Лев Николаевич Гумилев писал: «Я чистокровный татарин и по линии отца и по линии матери». Расписывался он «Арсланбек», что в переводе означает «Лев». Перечислять можно до бесконечности.

На протяжении веков культура татар также была вобрана Россией, и теперь многие исконно татарские слова, предметы быта, кулинарные блюда вошли в сознание русского человека так, как будто свои собственные. По словам Валишевского, выходя на улицу, русский человек надевал башмак, армяк, зипун, кафтан, башлык, колпак . В драке он пускал в дело кулак. Будучи судьей, приказывал надеть на осужденногокандалы и дать ему кнута . Отправляясь в дальний путь, он садился в сани к ямщику . А, встав из почтовых саней, заходил в кабак , заменивший собой древнерусскую корчму.

5. Религия татар

После взятия Казани в 1552 году культура татарского народа сохранялась прежде всего благодаря исламу.

Ислам (в его суннитской версии) — традиционная религия татар. Исключение составляет небольшая их группа, которая в XVI—XVIII веках была обращена в православие. Они так и называют себя: «кряшен» — «крещеные».

Ислам в Поволжье утвердился еще в 922 году, когда правитель Волжской Булгарии добровольно обратился в мусульманскую веру. Но еще большее значение имела «исламская революция» Узбек-хана, который в начале XIV века сделал мусульманство государственной религией Золотой Орды (кстати, вопреки законам Чингиз-хана о равенстве религий). В результате Казанское ханство стало самым северным оплотом мирового ислама.

В русско-татарской истории был печальный период острого религиозного противостояния. Первые десятилетия после взятия Казани ознаменовались гонениями на ислам и насильственным насаждением христианства среди татар. Только реформы Екатерины II в полной мере легализовали мусульманское духовенство. В 1788 году открылось Оренбургское духовное собрание - орган управления мусульман, с центром в Уфе.

В XIX веке внутри мусульманского духовенства и татарской интеллигенции постепенно созрели силы, ощущавшие потребность в отходе от догм средневековой идеологии и традиций. Возрождение татарского народа началось именно с реформы ислама. Это религиозно-обновленческое движение получило название джадидизма (от арабского ал-джадид — обновление, «новый метод»).

Джадидизм стал существенным вкладом татар в современную мировую культуру, впечатляющей демонстрацией способности ислама к модернизации. Основным итогом деятельности татарских религиозных реформаторов явился переход татарского общества к исламу, очищенному от средневекового фанатизма и отвечающему требованиям времени. Эти идеи глубоко проникли и в толщу народа, прежде всего через джадидистские медресе и печатную продукцию. Благодаря деятельности джадидистов у татар к началу XX века вера в основном отделилась от культуры, а политика стала самостоятельной сферой, где религия занимала уже подчиненное положение. Поэтому сегодня российские татары являются в полной смысле слова современной нацией, которой совершенно чужд религиозный экстремизм.

6. О казанской сироте и незваном госте

Русские издавна говорили: «Старинная пословица недаром молвится» и потому «на пословицу ни суда, ни расправы». Замалчивать неудобные пословицы — не лучший способ достичь межнационального взаимопонимания.

Итак, «Толковый словарь русского языка» Ушакова следующим образом поясняет происхождение выражения «сирота казанская»: первоначально так говорилось «о татарских мирзах (князьях), старавшихся после покорения Казанского ханства Иваном Грозным получить от русских царей всевозможные поблажки, жалуясь на свою горькую участь».

Действительно, московские государи считали своей обязанностью ласкать и приваживать татарских мурз, особенно если те решали переменить веру. Согласно документам, такие «казанские сироты» получали около тысячи рублей ежегодного жалованья. Тогда как, например, русскому лекарю полагалось всего 30 рублей в год. Естественно, что такое положение дел порождало зависть у русских служилых людей.

Позже идиома «казанская сирота» потеряла историко-этническую окрашенность — так стали говорить о всяком, кто лишь прикидывается несчастным, стремясь вызвать сочувствие.

Теперь — о татарине и госте, кто из них «хуже», а кто — «лучше».

Татары времён Золотой Орды, если им случалось приехать в подчинённую страну, вели себя в ней, как господа. Наши летописи полны рассказов о притеснениях татарских баскаков и о жадности ханских придворных. Русские люди невольно привыкли всякого татарина, пришедшего в дом, считать не столько гостем, сколько насильником. Вот тогда-то и стали говорить: «Гость на двор — и беда на двор»; «И гости не знали, как хозяина связали»; «Краюшка не велика, а гостя чёрт принесёт — и последнюю унесёт». Ну, и — «незваный гость хуже татарина».

Когда времена переменились, татары в свою очередь познали, каков он — русский «незваный гость». У татар тоже немало обидных изречений о русских. Что с этим поделаешь?

История — это непоправимое прошлое. Что было, то было. Только правда лечит нравы, политику, межнациональные отношения. Но следует помнить, что правда истории — это не голые факты, а понимание прошлого ради того, чтобы жить правильно в настоящем и будущем.

7. Татарская изба

В отличие от других тюркских народов, казанские татары столетиями жили не в юртах и кибитках, а в избах. Правда, в соответствии с общетюркскими традициями у татар сохранился способ отделения женской половины и кухни особым занавесом — чаршау. Во второй половине XIX века взамен старинных занавесей в татарских жилищах появилась перегородка.

На мужской половине избы находилось почетное место для гостей и место хозяина. Здесь же выделялось пространство для отдыха, накрывался семейный стол, проводились многие домашние работы: мужчины занимались портняжным, шорным ремеслом, плетением лаптей, женщины трудились за ткацким станком, сучили нити, пряли, катали войлок.

Передняя стена избы от угла до угла была занята широкими нарами, на которых покоились мягкие пуховики, перины и подушки, у бедняков заменяемые войлоками. Нары в моде и по сей день, ибо за ними традиционно было закреплено почетное место. Кроме того, они универсальны по своим функциям: могут служить местом работы, приема пищи, отдыха.

Обязательным атрибутом интерьера были красные или зеленые сундуки. По обычаю они составляли непременную часть приданого невесты. Помимо основного назначения — хранения одежды, тканей и других ценных вещей - сундуки заметно оживляли интерьер, особенно в сочетании с живописно уложенными на них постельными принадлежностями. В избах богатых татар сундуков было так много, что иногда их ставили друг на друга.

Следующий атрибут интерьера татарских сельских жилищ являлся яркой национальной особенностью, причем характерной только для мусульман. Это популярный и повсеместно почитаемый шамаиль, т.е. написанный на стекле или бумаге и вставленный в раму текст из Корана с пожеланиями мира и благополучия семье. Характерной деталью интерьера татарского жилища также были цветы на подоконниках.

Традиционные татарские деревни (аулы) располагаются вдоль рек и дорог. Эти поселения отличает теснота застройки, наличие многочисленных тупичков. Постройки располагаются внутри усадьбы, а улицу образовывает сплошная линия глухих оград. Внешне татарскую избу почти не отличишь от русской - вот только двери отворяются не в cени, а внутрь избы.

8. Сабантуй

В прошлом татары в массе своей были сельскими жителями. Поэтому их народные праздники были связаны с циклом сельскохозяйственных работ. Как и у других земледельческих народов, особо ожидаемой у татар была весна. Это время года встречали праздником, который получил название «Сабан туе» — «свадьба плуга».

Сабантуй - очень древний праздник. В Алькеевском районе Татарстана обнаружен надгробный камень, надпись на котором гласит, что усопшая почила в 1120 году в день Сабантуя.

Традиционно перед праздником юноши и пожилые мужчины начинали сбор подарков к Сабантую. Самым ценным подарком считалось полотенце, которое получали с молодых женщин, вышедших замуж после предыдущего Сабантуя.

Сам праздник отмечали состязаниями. Место их проведения назывался «майдан». Состязания включали в себя скачки, бег, прыжки в длину и высоту, национальную борьбу корэш. Во всех видах состязаний принимали участие только мужчины. Женщины лишь наблюдали со стороны.

Состязания проводились по веками выработанному распорядку. Начинали их скачки. Участие в них считалось престижным, поэтому на деревенские скачки выставляли коней все, кто мог. Наездниками были мальчики 8—12 лет. Старт устраивали в отдалении, а финиш — на майдане, где их поджидали участники праздника. Победителю дарили одно из лучших полотенец. Владельцы скакунов получали отдельные призы.

В то время когда наездники отправлялись к месту старта, проводились другие состязания, в частности бег. Участники подразделялись по возрасту: мальчики, взрослые мужчины, старики.

После завершения состязаний люди расходились по домам угоститься праздничными кушаньями. А через несколько дней, в зависимости от погоды, приступали к севу яровых культур.

Сабантуй и по сей день остается самым любимым массовым праздником в Татарстане. В городах это однодневный праздник, а в сельской местности он состоит из двух частей: сбора подарков и майдана. Но если раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), то теперь — в честь их окончания, в июне.

Особенностью татарской национальности выступает отсутствие ярко выраженных черт внешности, что позволило бы безошибочно отличить ее представителей от других народов. Их облик различен, в зависимости от этнической группы, к которой они принадлежат. Однако антропология все же выделяет признаки, как выглядят татары, с учетом характерных особенностей.

Как определить татарина: типичные черты национальности

Татары (самоназвание «татарлар») относятся к тюркской группе, белой расе. С древнейших времен многолюдный этнос воздействовал на развитие Евразии. История Средних веков повествует, как нация держала в напряжении обширную территорию от Тихого океана до Атлантического побережья.

Разнообразие типов внешности народа обусловлено его происхождением, поскольку среди предков татар были представители как монголоидной, так и европейской расы. Этим же объясняется распространенность и многолюдность нации.

Смешанность расы, к какой относятся татары, позволяет видеть среди ее представителей темноволосых и светлых, рыжих, кареглазых, с серыми глазами и так далее.

В зависимости от того, откуда произошли и где живут, выделяют множество видов данной национальности.

К ним относятся:

  • казанские;
  • касимовские;
  • сибирские;
  • астраханские;
  • пермские;
  • крымские татары;
  • мишари;
  • тептяри;
  • кряшены;
  • нагайбаки и прочие.

Численность нации в России на 2010 год, согласно данным википедии, 5,3 миллиона человек. В процентном соотношении показатель, сколько татар от общего числа населения, составляет 3,87%. По распространенности в РФ национальность признана второй после русских. В мире насчитывается около миллиона татар, они составляют более половины населения Республики Татарстан (53%), а в США, согласно статистике, живут только 2-7 тысяч человек.

Представители нации говорят на татарском языке, какой включает западный и казанский диалекты. В религии народа встречаются мусульмане, православные христиане (Кряшены) или атеисты (нет веры в Бога). Преимущественно в своем вероисповедании татары принадлежат к суннитам, а не к шиитам.

Помогает определить национальность по чертам лица характеристика антропологических типов.

У татар их выделяют 4:


Для каждого из них характерны черты, представленные на фото.

Форма головы

Для татар характерны мезокефалия или суббрахикефалия (черепной указатель 76-80), то есть преимущественно встречается среднеголовость, умеренно длинный и широкий череп и овал лица.

Монголоидному типу свойственна брахикефалия, то есть короткоголовость. При этом лицо широкое и уплощенное.

На фото изображен телеведущий Алмаз Гараев и актер и телеведущий Тимур Батрутдинов.

Алмаз Гараев

Тимур Батрутдинов

Глаза

Считается, что для татар характерны монгольский разрез глаз, их узкая форма. Однако это необязательно, преимущественно эпикантус встречается у монголоидного типа, слабо развит у сублапоноидного.

Остальным антропологическим типам такие признаки несвойственны.

Цвет варьируется: татары встречаются голубоглазые, с карими глазами. Но наиболее распространенными считаются зеленые.

На фото представлен певец, актер и режиссер Дмитрий Бикбаев.

По его внешности сложно определить татарина.

Более характерный типаж представлен ниже - певец, актер, композитор, продюсер, кинорежиссер Ренат Ибрагимов.

Нос

Форма органа обоняния у татар разнообразна. Обычно нос широкий, с прямой спинкой или невыраженной горбинкой. Для понтийского типа характерен опущенный кончик, для монголоидного и сублапоноидного - низкое переносье.

На фото изображены певец, актер, предприниматель, композитор, продюсер Тимати (Тимур Юнусов) и успешный теннисист Марат Сафин.

Марат Сафин

Волосы

Преимущественно для татар характерен черный цвет волос. Но в отличие от узбеков, монголов, таджиков, встречаются и светловолосые представители национальности. У татар возможен русый и рыжий цвет.

На фотографиях изображены российский футболист Руслан Нигматуллин и актер Марат Башаров.

Руслан Нигматуллин

Марат Башаров

Внешность татар

Обобщенный образ, какими бывают татары, представляет человека среднего роста со смешанной пигментацией глаз и волос, умеренно широким овалом лица, носом прямым или с горбинкой. Мужчины выделяются крепко сложенным телом, коренастостью, женщины, наоборот, хрупкостью.

Внешность татар иногда значительно отличается, в зависимости от принадлежности к определенному этносу.

Казанских

Среди татар данной этнической группы часто наблюдаются европейские черты внешности: русые волосы, иногда рыжие, светлые глаза, узкий нос, прямой или с горбинкой. Такой типаж сходен со славянами.

От монголов может присутствовать широкий овал лица и суженные глаза.

Для мужчин характерен средний рост, крепкое телосложение, короткая шея. Это обусловлено смешением крови с финскими народностями.

На картинке изображены казанские татары-знаменитости.

Крымских

Татары этой группы появились в XV веке. Живут ее представители на юге Украины, в России, Румынии, Турции, Узбекистане (куда депортированы из Крыма в середине XX века).

Чистокровным крымским татарам присуща внешность, близкая к славянской. Настоящие представители нации имели высокий рост, русые или рыжие волосы, светлые глаза и кожу.

Однако соседство с азиатами внесли характерные черты в образ национальности. Многие татары приобрели соответствующий тип лица, темные волосы и глаза, смуглость.

После возврата в Крым народ возрождает утерянные самобытные обычаи и традиции.

На фото представлены крымские и казанские татары, где прослеживаются черты, чем между собой отличаются этнические группы.

Урала

История татар на Южном Урале мало изучена, сегодня Челябинская область насчитывает огромное количество общин.

Антропологический тип представителя национальности представлен на рисунке.

Часто встречаются темные волосы и глаза, возможно зауженные, широкий овал лица и нос, выделяющиеся скулы, большие уши.

Поволжских

Для татар этой группы свойственны признаки монголоидной расы. Это проявляется темными волосами, серыми или карими глазами со складкой на верхнем веке, широким носом, иногда с горбинкой, обычно светлой кожей.

Мужчины отличаются крепким телосложением, ростом выше среднего.

Сибирских

Характерна восточная внешность, которую визуально легко отличить от русской. Свойственна смесь европеоидного и монголоидного типов. Иногда внешность сибирских татар сравнима с узбекской.

У представителей национальности отмечаются темные волосы и глаза, выделяющиеся скулы, широкий нос восточного типа. Телосложение правильное, мужчинам характерны крепость и выносливость.

Горьковских (Нижегородских)

Выступают субэтносом татар-мишарей. Их характерный признак - цокающий нижегородский говор. Живут в Нижнем Новгороде, Дзержинске и татарских селах.

Преобладает понтийский антропологический тип внешности, проявляющийся темной или смешанной пигментацией глаз и волос, носом с горбинкой и опущенным кончиком, средним ростом. Возможны европеоидные черты, отличающиеся от предыдущих светлым цветом волос и глаз. Монголоидный тип внешности немногочислен.

Астраханских

Группа татар, сформированная на территории современной Астраханской области. Считаются потомками тюркоязычного населения Золотой Орды, имеют свой диалект.

В ходе исторического развития народность испытала влияние ногайцев.

Для внешности астраханских татар более свойственны монголоидные черты, чем европеоидные. Отмечается темный цвет волос и глаз, некоторая их узость, широкие овал лица и нос.

Как выглядят татарки

Черты внешности представительницы слабого пола татарской национальности схожи с таковыми у мужчин. Большинство из них имеют европейский этнос, однако и монголоидный тип распространен часто.

На фото представлены различные типажи татарской внешности: известная журналистка и телеведущая Лилия Гильдеева и красавица Мисс «Молодежь Татарстана-2012» Альбина Замалеева.

Лилия Гильдеева

Альбина Замалеева

Лицо

Для девушек татарочек характерны округлый овал лица, невыраженный прищур глаз, возможно наличие эпикантуса. Их цвет варьируется от голубого до черного. Чаще встречаются зеленые глаза.

На фото представлена певица АсылъЯр (Алсу Зайнутдинова).

В ее биографии отмечено, что она самая первая в истории, кто исполнил песню на татарском языке на Международном конкурсе «Евровидение».

Цвет волос также разнообразен, среди татарок наблюдаются блондинки, брюнетки, шатенки, рыжие.

На фото представлены Олимпийская чемпионка, Европы, России по художественной гимнастике, депутат Государственной думы Алина Кабаева и модель Диана Фархуллина.

Алина Кабаева

Диана Фархуллина

В зависимости от типа внешности, кожа смуглая или светлая. Часто она белее, чем у представительниц славянской национальности.

Фигура

Большинству татарских женщин свойственны стройные фигуры, хрупкость и изящество. Пример этому - актриса театра и кино Чулпан Хаматова.

Рост у татарок средний, около 165 сантиметров, длинные ноги нехарактерны. Некоторым представительницам нации присуща квадратность фигуры: широкие плечи наряду с такими же бедрами. Подчеркивает красоту татарских женщин узкая талия.

На фотографии изображена знаменитая фотомодель Ирина Шейк (Шайхлисламова), татарка по отцовской линии.

Особенности характера и менталитета

Чтобы понять, кто такие татары, важно знать от кого они произошли. Происхождение наложило отпечаток на их внешность и образ жизни.

Кратко теория, откуда взялись татары, называет местом формирования корней нации древнее государство Волжскую Булгарию. Их предками выступают булгары. Тюркско-булгарский этнос пришел с азиатских степей и осел в Среднем Поволжье. В X-XIII веках народность создала собственную государственность. Преимущественно идет речь о волго-уральской группе, другие разновидности рассматриваются как отдельные общности. Например, теория татаро-монгольского происхождения уменьшает или даже отрицает участие Волжской Булгарии в истории казанских татар.

Часто возникает спор о том, что татары - это все-таки азиаты или европейцы. Он обусловлен расовым смешением. Генетики утверждают, что нация в большинстве своем европеоиды, в меньшинстве - монголоиды.

На фото изображены парни и девушки татары в национальных костюмах.

На менталитет и культуру народа влияет его религия - они исповедуют ислам, который приняли 21 мая 922 года.

Характер мужчины татарина отличается упрямством, равнодушием. Однако при этом он трудолюбив, гостеприимен, обладает чувством собственного достоинства, что иногда воспринимается как самолюбие и высокомерие. Крымских татар выделяет спокойствие, предприимчивость в стрессовых ситуациях. Они карьеристы, стремятся к знаниям и новым возможностям.

Какие мужчины татары в отношениях, обусловлено их характером: они надежны, разумны, законопослушны, целеустремленны. Религия допускает многоженство, но оно встречается крайне редко. Обычно вторую жену, более молодую, приводят в дом для помощи в быту, когда состарилась первая.

Жена татарка послушна и покорна мужу, предана в любви, с детства девушек настраивают на долговечный и единственный брак. Женщины любознательны, чистоплотны, гостеприимны, внимательны к людям, любят готовить и воспитывать детей. Среди блюд, что едят татары, выделяются казылык (вяленая конина), губадия (слоеный пирог), талкыш калеве (десерт), чак-чак. Основу кулинарных шедевров составляют тесто и толстый слой жира.

Татарские женщины следят за модой, интересуются новинками и любят красивую одежду: несмотря на покорность мужу, верность обычаям и традициям, в черной парандже ее не встретить.

На фото изображена певица Алсу (Сафина/Абрамова).

Считается, что татарки страстные в постели, а мужчины искусные любовники.

Религия не запрещает браков с иноверцами, поэтому встречаются жена татарка, муж русский и наоборот. Такие семьи вполне счастливы, каждый из членов придерживается своих религиозных убеждений. От смеси русских и татар рождаются метисы. Дети смешанных кровей часто внешне симпатичные, соединяя в себе черты 2 национальностей.

Интересным фактом выступает появление у некоторых грудничков признака принадлежности к монголоидной расе - специфического пятна (монгольского). Такая татарская отметина у ребенка представляет собой синеватый участок кожи на ягодицах, крестце, бедрах.

Иногда его принимают за синяк, хотя это считается признаком восточной крови. С возрастом пятно исчезает.

Татаров выделяет поклонение и уважение к старшим.

Интересен брачный обряд. После свадьбы парень и девушка не живут вместе еще год. Считается правильно, что в это время молодая остается с родителями, а муж (по-татарски слово звучит «ир») приходит в качестве гостя.

Отличия от других наций

Сопоставив между собой внешности татар и сходных народов, выделяют идентичные и отличительные черты.

Например, башкиры тоже относятся к тюркской семье, имеют сходный язык и придерживаются той же религии. Однако во внешности различия присутствуют. Татарам преимущественно характерны европеоидные черты, башкирам - монголоидные.

Башкирка

Есть теория, что евреям присуще сходство с татарами. Это обусловлено похожим строением ДНК. Приверженцы гипотезы считают, что большинство ашкеназских евреев не относилось к Израилю и являются тюрками.

Общее присутствует между татарами и турками. Это их принадлежность к тюркским народам.

Также тесную связь татары имеют с казахами. Раньше они причислялись к одному народу, связанному тюркской общностью. Однако по внешности национальности отличить несложно.

Для визуального сравнения на картинке представлены антропологические типы различных народов.

Стереотипы

О татарском народе сложено множество стереотипов, правых и неверных, которые себя изжили или по сей день выступают их отличительными чертами.

  • Незваный гость хуже татарина! - фразеологизм относится ко времени, когда русские пребывали под гнетом ига. Татары были жестокими захватчиками, проявляли насилие, свирепость. Русские соответственно считали их противным народом и ненавидели всем сердцем. Поэтому незваный гость в пословице выступает неожиданным захватчиком, как татарва, как их пренебрежительно называли на Руси.
  • Татары хитрые и скупые. Народу характерны бережливость, они не любят транжирить средства. Татарин рачителен и зажиточен, создает себе комфортные условия жизни, с умом распоряжаясь финансами.
  • Самолюбие и высокомерие. Иногда татары называют себя особенными, обосновывая тем, что великим людям присущи их корни. Это выступает причиной, почему представителей нации не любят. Однако превознести свой народ и считать лучше других свойственно и иным национальностям.
  • Любители чая. Без напитка не проходит ни одно мероприятие или встреча.
  • Гостеприимство . Татары доброжелательны и любознательны. Они рады принять в доме гостей. Хозяева поставят на стол изысканные татарские лакомства и поддержат приятную беседу

ТАТАРЫ, татарлар (самоназвание), народ в России (второй по численности после русских), основное население Республики Татарстан .

По данным Переписи населения 2002 года, в России живет 5 млн 558 тыс. татар . Живут в Республике Татарстан (2 млн человек), Башкирии (991 тыс. человек), Удмуртии, Мордовии, Марийской Республике, Чувашии, а также в областях Волго-Уральского региона, Западной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Проживают в Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Киргизии, Туркмении, Азербайджане, Украине, Литве, Латвии и Эстонии. По данным Переписи 2010 года в России живут 5310649 татар.

История этнонима

Впервые этноним "татары" появился среди монгольских и тюркских племен в 6-9 веках, но закрепился как общий этноним лишь во второй половине 19-начале 20 века.

В 13 веке в составе монголов, создавших Золотую Орду, находились покоренные ими племена, в том числе тюрки, называвшиеся татарами. В 13-14 веках численно преобладавшие в Золотой Орде кыпчаки ассимилировали все остальные тюрко-монгольские племена, но усвоили этноним "татары". Так же называли население этого государства европейские народы, русские и некоторые среднеазиатские народы.

В ханствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, татарами именовали себя знатные слои кыпчакско-ногайского происхождения. Именно они сыграли главную роль в распространении этнонима. Однако среди татар в 16 веке он воспринимался как уничижительный, а вплоть до второй половины 19 века бытовали другие самоназвания: месельман, казанлы, болгар, мишэр, типтэр, нагайбек и другие - у волго-уральских и нугай, карагаш, юрт, татарлы и другие - у астраханских татар. Кроме месельман, все они являлись местными самоназваниями. Процесс национальной консолидации привел к выбору объединяющего всех самоназвания. Ко времени переписи 1926 года большинство татар называли себя татарами. В последние годы небольшое количество в Татарстане и других регионах Поволжья именуют себя булгары или волжские булгары.

Язык

Язык татар относится к кыпчакско-булгарской подгруппе кыпчакской группы тюркской ветви алтайской языковой семьи и имеет три основных диалекта: западный (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный (сибирско-татарский). Литературная норма сформировалась на основе казанско-татарского диалекта при участии мишарского. Письменность на основе кириллической графики.

Религия

Большинство верующих татар - мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба . Население бывшей Волжской Булгарии было мусульманским с 10 века и оставалось таковым в составе Орды, в силу этого выделяясь среди соседних народов. Затем, уже после вхождения татар в состав московского государства, их этническое самосознание еще сильнее переплелось с религиозным. Часть татар даже определяли свою национальную принадлежность как "меселман", т.е. мусульмане. При этом у них сохранялись (и отчасти сохраняются по сей день) элементы древней доисламской календарной обрядности.

Традиционные занятия

В основе традиционного хозяйства волго-уральских татар в 19 - начале 20 века было пашенное земледелие. Выращивали озимую рожь, овес, ячмень, чечевицу, просо, полбу, лен, коноплю. Также занимались огородничеством, бахчеводством. Пастбищно-стойловое животноводство некоторыми чертами напоминало кочевое. Например, лошади в отдельных районах целый год паслись на подножном корму. Охотой всерьез занимались только мишари. Высокого уровня развития достигали ремесленное и мануфактурное производство (ювелирное дело, валяльно-войлочное, скорняжное, ткацкое и золотошвейное), работали кожевенные и суконнные заводы, была развита торговля.

Национальный костюм

Мужчин и женщин состоял из шаровар с широким шагом и рубашки, на которую надевалась безрукавка, часто расшитая. Женский костюм татар отличался обилием украшений из серебра, раковин каури, стекляруса. Верхней одеждой служил казакин, а зимой - стеганый бешмет или шуба. На голове мужчины носили тюбетейку, а поверх нее меховую шапку или шляпу из войлока. Женщины носили расшитую бархатную шапочку и платок. Традиционная обувь татар - кожаные ичиги на мягкой подошве, поверх которых надевали галоши.

Источники: Народы России: Атлас культур и религий/ отв.ред. В.А. Тишков, А.В. Журавский, О.Е. Казьмина. - М.: ИПЦ "Дизайн. Информация. Картография", 2008.

Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл. ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6