Мандельштам О - Царское село (чит. С.Юрский)

  • 06.04.2019

Тихий парк Царского Села таит множество загадок. По его аллеям бродят призраки, где-то в укромном уголке прячется след Янтарной комнаты, под землёй скрывается императорский метрополитен, а может быть, где-то в нём есть и другие тайны, до сего дня неведомые историкам.

«Поедем в Царское Село!»

Судьба Саарской мызы

Одной из территорий, занятых русским войском в ходе Северной войны, оказалась усадьба Саари Мойс («мыза на возвышенности»). В 1702 году, когда это случилось, вряд ли кто-то мог предположить, что за жемчужина загородного зодчества вырастет на этом месте всего за полстолетия.
Сначала перспективные земли достались, разумеется, оборотистому Меншикову, и лишь в 1710 году Саарская мыза, как её окрестили на русский манер, была передана супруге Петра I Екатерине. Всего через год самодержец объявил свою супругу государыней, а вслед за этим событием все её владения стали официальной царской резиденцией. До наших дней не сохранилось ни описаний, ни изображений мызы, поэтому историки могут лишь предполагать, что усадьба состояла из скромного деревянного дворца с хозяйственными постройками и небольшого плодового сада. В единственной сохранившейся описи упомянуты всего шесть помещений царских хором: столовая, уборная, спальня, «камора перед спальней», «передняя прихожая» и главная «середняя комната». Последняя, как видно из той же описи, богато украшалась коврами, картинами и гравюрами.
Вблизи дворца находились конюшенный двор, двор приказчика, овин, гумно и прочие «подсобные» строения. Принято считать, что весь комплекс Саарской мызы был не столько дачей или увеселительным замком, сколько традиционной русской усадьбой, не затронутой ещё европейскими преобразованиями. Первый каменный дворец начали строить в окончательно переименованном Царском Селе только в 1718 году, вокруг него выросли заводики для производства кирпичей и изразцов, образовались деревни из привезённых на работы крестьян, и поместье Екатерины понемногу обрело светский лоск.
Вскоре усадьба обзавелась и первыми собственными легендами. Пошли разговоры о подземных ходах в парке, которые будто бы тайно выкопали по приказу Екатерины. Ходы понадобились государыне для встреч с возлюбленным Вильямом Монсом, но едва о них узнал царь, их тут же засыпали. Историки полагают, что подземные ходы могли пригодиться не только для любовных свиданий, но и как запасной «путь отхода», вовсе не лишний в эпоху дворцовых переворотов.

Янтарная комната - старая и новая

В 1735 году Царское Село унаследовала дочь Петра Елизавета. Позже, заняв российский престол, она сделала все, чтобы придать своей вотчине подлинно императорский блеск. При ней архитектор Растрелли выстроил Большой дворец, самым редкостным украшением которого стал Янтарный кабинет. Комната, впервые в истории европейского интерьера оформленная «солнечным камнем», попала в Россию как подарок Петру Великому от прусского монарха Фридриха. При жизни Петра Янтарная комната так и не была собрана ни в одном из дворцов, вспомнила о ней лишь Елизавета. Первоначально интерьер хотели использовать в Зимнем дворце, но затем последовало распоряжение императрицы «без всякого повреждения» перенести его в Царское Село. Приказ был исполнен буквально: 75 гвардейцев в руках несли ящики с «янтарным кабинетом» все 25 вёрст от Петербурга до загородной резиденции. Растрелли ещё дополнил декор кабинета зеркалами, панно из камня и золоченой деревянной резьбой. Свой окончательный вид Янтарная комната обрела только в 1770 году. Хрупкий материал сильно страдал от сквозняков, перепада температуры и печного отопления, и за следующую пару столетий его реставрировали четыре раза. Очередные работы намечались на 1941 год, но их проведению помешала война. Царское Село оккупировали фашистские войска, и комнату из «солнечного камня» вывезли в Германию как ценный трофей. Она так и затерялась на просторах послевоенной Европы, подбросив учёным до сих пор не разгаданную историческую загадку.

Знаете ли вы что…

В 1924 году под Летним садом были найдены туннели, прорытые по приказу Петра I. Они вели к Марсову полю и на другой берег Фонтанки. Однако в 1925 году ходы были засыпаны и с тех пор их не могут обнаружить.

На поиски уникального интерьера ушло несколько десятилетий, но они так и не увенчались успехом. Существует ряд версий местонахождения Янтарной комнаты от исчезновения её при пожаре Кёнигсбергского замка до гибели вместе с пароходом «Вильгельм Густлофф», утопленным «личным врагом фюрера» Александром Маринеско. В 2000 году министр по делам культуры ФРГ вернул в Россию фрагменты подлинной Янтарной комнаты, случайно обнаруженные у некоего нотариуса. В свете этих событий наиболее вероятна версия о том, что уникальный интерьер благополучно вывезли в Германию, где он и рассеялся по частным коллекциям. А в Царском Селе к 2003 году Янтарная комната была воссоздана заново и открыта для посетителей.

«Отечество нам Царское Село»

В начале XIX века во флигеле Екатерининского дворца открылось учебное заведение, совершенно новое для России. По замыслу Александра I, там должны были готовить не просто образованных чиновников, а людей, способных принять участие в грядущих преобразованиях Российского государства. По крайней мере, с первым выпуском расчёт оказался верным: из 30 принятых на обучение мальчиков почти все стали заметными фигурами в культурной либо политической жизни империи. Самыми известными из них сделались два Александра - Пушкин, прославивший Россию на поэтическом поприще, и Горчаков, ставший последним канцлером империи.
Распорядок дня лицеистов был довольно строг: они вставали в шесть часов утра, а через час уже начинались занятия. Уроки чередовались с прогулками и отдыхом, много времени отводилось на чтение. Весьма поощрялись упражнения учеников в разнообразном сочинительстве, на уроках словесности часто давалось задание описать заданную тему в стихах или прозе. Постепенно из рассказов, стихов, эпиграмм и прочего творчества создавались рукописные журналы, а затем литературные опыты воспитанников лицея начали появляться в солидных изданиях.
К сожалению, после 1820 года «вольный лицейский дух» перестал устраивать правительство, и оно приложило много сил, чтобы вместо него внедрить в сознание учеников «дух казармы». Чтобы сделать процесс необратимым, спустя два года лицей передали в ведомство военно-учебных заведений, и на этом историю царскосельской «кузницы талантов» можно было считать законченной.

Тайны императорского метро

В эпоху царствования Николая II легенды о подземных ходах Царского Села получили новую пищу. Очевидцы утверждали, что иногда из-под земли бывают слышны выстрелы, звон оружия и крики. Говорили, что это призраки офицеров, которые в 1917 году задумали освободить из рук большевиков императора и его семью. Но их обнаружили, убили и бросили прямо под землёй, а ходы замуровали. Вывезти же Романовых из Царского Села предполагалось будто бы по подземной железной дороге.
А началось всё с подготовки к трёхсотлетию дома Романовых в 1904 году. Царскосельский парк был закрыт для посещения, на его территории велись обширные земляные работы. Причём работники набирались исключительно из числа заключённых. Парк в это время охраняли казачьи сотни, которым было строго наказано соблюдать полную секретность. Ни в парк, ни из парка не могла пролететь даже птица. Работами руководил сенатор Николай Гарин - самый загадочный из имперских чиновников. Бывший помощник военного министра, он брал на себя все наиболее грандиозные тайные проекты, затеянные двором.
Интересно, что о строительстве императорской подземки не сохранилось никаких документов: стоило кому-то обнаружить хоть тонкую нить, ведущую к его истории, - она моментально обрывалась, словно и не было никакого николаевского метро. Многие очевидцы заявляли, что могут показать линии проложенной при Николае II подземки, но всякий раз оказывалось, что на предполагаемом месте ничего нет, кроме бетонных стен. Возможно, все ходы в таинственное метро были основательно забетонированы большевиками в первые годы после революции. В наши дни учёным удалось обнаружить пустоты под главной аллеей парка в сторону горы Парнас, Китайского театра и Александровского дворца на глубине около восьми метров, но проникнуть в них так никому и не удалось.
Учёные считают, что в 1913 году к трёхсотлетию дома Романовых центральный туннель императорского метро всё же был пущен в ход. Удивительно то, что его никому не показали, о нём ничего не узнала пресса, и даже любитель фотографии император Николай II не оставил о «стройке века» ни единого снимка. Словом, загадочный метрополитен до сих пор не обнаружен и продолжает ожидать своего исследователя, как и прочие тайны Царского Села, уже известные и ещё не найденные.

Поедем в Царское село!
Там улыбаются мещанки,
Когда уланы после пьянки
Садятся в крепкое седло…
Поедем в Царское село!
Казармы парки и дворцы,
А на деревьях – клочья ваты
И грянут «здравия» раскаты
На крик «здорово, молодцы!»
Казармы, парки и дворцы…

Так писал когда-то, представляя себе Царское село едва ли не столетней давности, Осип Мандельштам. Удивительно, но и сегодня, спустя ещё век, кажется, что город Пушкин так же встретит гостей звоном шпор, стуком карет и барабанной дробью на плацу… Конечно, таких звуков сегодня в Царском мы не встретим, но во всём остальном город остаётся оазисом, тихой крепостью классицизма. По-петербургски перпендикулярные улицы с двух-трёхэтажными домами нежатся в зелени, радуют душу тишиной, отсутствием суеты. Приехать сюда стоит не только ради величия и блеска дворцов и парков – но ещё за вдохновением, ощущением гармонии и покоя. Путешествие сюда, даже если вы уже видели главные величественные ансамбли, может быть весьма познавательным. Итак, что же ещё посмотреть в Царском селе? Сделаем допущение, что два главных дворца вы уже посетили, Лицей и Знаменская церковь осмотрены, Екатерининский и Александровский парки исследованы. По Федоровского городка рекомендуем прогуляться с экскурсией (коих у «Прогулок по Петербургу» две – за авторством Жерихиной Е.И. и Анненкова В.К.) – объект предстанет более рельефным. Мы же сконцентрируемся на местах для самостоятельного посещения.

Не так давно для посетителей открыт после ремонтно-реставрационных работ один из исторических павильонов в Александровском парке - Белая башня. Романтического вида строение в неоготическом стиле располагается совсем рядом с Александровским дворцом. Сегодня это, во-первых, прекрасная смотровая площадка – поднявшись на башню, с высоты 32-х метров вы увидите не только нескончаемую зелень окрестных парков, но и Федоровский собор, купола дворцового флигеля Екатерининского дворца, центр города Пушкина и южные окраины Петербурга. А во-вторых, Белая башня интересна и сама по себе как экскурсионный объект – в 20-е годы XIX века её возвели для того, чтобы дети императора Николая I - великие князья Александр, Николай, Михаил и Константин - тренировались здесь в военном искусстве и занимались гимнастикой. В башне один над другим располагались залы различного назначения: гостиная, столовая и буфетная, кабинет, спальня, гардеробная и библиотека. Экскурсовод расскажет о том, как проводили здесь время великие князья, что представляли собой помещения. Что касается интерьеров, - они восстановлены в наше время по фотографиям начала ХХ века (работа началась в 1990-е годы и длилась с некоторым перерывом до 2012 года) – во время Великой отечественной войны сооружение сильно пострадало. Но даже изготовленные заново, впечатляют лепные потолочные плафоны, наборный паркет. После открытия павильона было принято решение продолжить благородную образовательную традицию, которая всегда присутствовала в стенах этого сооружения – сейчас в павильоне функционирует интерактивный центр. Центр проводит познавательные детские программы, а также приглашает на обучение в «Школу рыцарей и принцесс» - курс, где ваш ребёнок погрузится в сказочный мир Средневековья - узнает больше о культуре и истории этого периода, познакомится со средневековыми танцами и ремёслами (такими как изготовление гравюр и витражей), а в итоге пройдёт церемонию посвящения и станет самым настоящим рыцарем или принцессой. (Вход на башню – только с экскурсией, по набору группы из примерно 15 человек).


Рассмотрев с высоты всё Царское село, отправимся исследовать его предметно. Выйдя из Александровского парка рядом с дворцом, идите налево по Дворцовой улице, и через два квартала на углу вашему взору предстанет небольшой светло-желтый домик с балконом в мезонине. Ради этого маленького зданьица стоит приехать в Царское село. Домик, кажется, воплощает квинтэссенцию уюта здешних мест, а его фасады впитали многолетнюю игру солнечных лучей. Небольшое строение по адресу Дворцовая улица, 2 – это дача А.С. Пушкина в Царском селе. В этом доме Пушкин и его молодая жена Наталья Николаевна провели лето и начало осени 1831 года, спустя несколько месяцев после свадьбы, состоявшейся в Москве. Дом выстроен в 1827 году в стиле ампир, владелица его – вдова придворного камердинера Анна Кузьминична Китаева. Пушкин с женой арендовали восемь из одиннадцати комнат, остальные три занимала сама хозяйка с дочерьми. В 1958 году здесь открылся музей. Теперешняя экспозиция демонстрирует жилые комнаты – буфетную, столовую, гостиную, будуар Натальи Николаевны, её спальню (которая представлена как условный дамский кабинет) и, конечно, рабочий кабинет поэта, который помещается во втором этаже. На экскурсии вы узнаете, что подавали у Пушкиных на обед, как был устроен их быт и как проходил день молодых супругов. Работал в этом доме Александр Сергеевич много и плодотворно. Здесь он написал письмо Онегина к Татьяне, которое завершало его работу над романом в стихах, «Сказку о царе Салтане», ряд стихотворений, подготовил к изданию «Повеcти Белкина». Рассматривая кабинет поэта, кажется, волевым усилием преодолев два века, можно вообразить его в этой комнате, простой и светлой. «На большом круглом столе, перед диваном, находились бумаги и тетради, часто несшитые, простая чернильница и перья; на столике графин с водой, лед и банка с кружовниковым вареньем, его любимым», - писала А.О. Смирновой-Россет.

Для Пушкина Царское село было связано с трепетными воспоминаниями о юности, начале его поэтической дороги, он наслаждался пребыванием здесь. А царскосельское общество, включая императорскую чету и двор, любовались поэтом и его женой. Один из современников писал, что в то лето «в Царском селе многие ходили нарочно смотреть на Пушкина, как он гулял под руку с женою, обыкновенно около озера. Она бывала в белом платье, в круглой шляпе, и на плечах свитая по-тогдашнему красная шаль». Ещё одна цитата Смирновой-Россет о царскосельской жизни четы Пушкиных – дама описывает катание на дрожках: «Я сяду с его женой, а он на перекладине, впереди нас, и всякий раз, бывало, поёт во время прогулок». Ощущение счастья – возможно, главное, что исправно хранит этот маленький мемориальный музей.


Музей-дача располагается на пересечении Дворцовой и Пушкинской улиц (имя поэта она получила в 1949 году). Если пройти по последней два квартала, мы окажемся на зеленой площади с храмом в центре. Повернём направо на Леонтьевскую, и в паре шагов – небольшой казенного вида дом с крупной надписью «музей» на фронтоне. Историко-литературный музей города Пушкина располагается в здании бывшего Управления полицмейстера по адресу Леонтьевская ул., 28. В музей ведут массивные деревянные двери, за которыми, кажется, совершенное безмолвие. Так, собственно, и оказывается – кроме приветливых смотрителей, посетителей обычно немного. Однако экспозиции музея интересны, и будут интересны не только царскосёлам! Самая важная из них – историческая, разместившиеся на третьем и втором этаже. Как развивался городок вокруг императорской резиденции и насколько он был похож на то, что мы видим сейчас. Рассмотрите виды Царского села начала ХХ века – в теперешнем Пушкине не так много осталось памятников архитектуры модерна, а на фото центральные улицы города в необычных причудливых строениях. Полезно зайти сюда и после экскурсии по Федоровскому городку – в экспозиции музея представлены его проектные чертежи и планы интерьеров. Вообще, историко-архитектурная часть экспозиции очень хороша – в голове выстраивается общая пространственно-временная картина. Однако есть ощутимый минус – в некоторой части выставки на подписях фотографий и чертежей вы не найдёте адресов строений. Если вы не очень хорошо знаете Пушкин, стоит заказать экскурсионное обслуживание и задать все вопросы экскурсоводу (стоимость – 700 рублей за небольшую группу взрослых (от 1 до 8 человек), заказывать просят заранее).

В продолжении исторической экспозиции на втором этаже примечательны уголки, которые рассказывают о медицинских и учебных заведениях Царского села. Лучший по сравнению с городом климат позволял организовывать здесь лечебные заведения, к началу ХХ века здесь было 8 медицинских учреждений и 15 приютов и богаделен. Не менее славны и учебные заведения Царского села. На 30 тысяч жителей в 1909 году здесь было 19 учебных заведений замечательно высокого класса. Учитывались все аспекты учебного процесса: подбирались талантливые педагоги и передовые программы, выверенно распределялась нагрузка, сами здания учебных заведений строились специально с учётом учебных нужд. «Продукт» педагогической системы ярко охарактеризовал Корней Чуковский, написавший про царскоселов: «… им был присущ тот изысканный лоск, по которому мы, коренные петербургские жители, безошибочно узнавали людей, воспитанных Царским селом».

Вместе с учениками и преподавателями царскосельских гимназий мы плавно переместимся в соседний, литературный зал, посвященный поэтам Серебряного века. Иннокентий Анненский, Николай Гумилёв и, конечно же, Анна Ахматова – эти люди бродили по аллеям здешних парков. Кроме этих трёх фамилий вы узнаете несколько новых - малоизвестных, но достойных внимания. Рядом с синопсисом жизни и творческого пути приведены стихи. Отдельный зал посвящен истории Царского села во время Великой отечественной войны. Любопытное, несомненно кого-то заинтересующее, вкрапление - экспозиция, посвященная скаутскому движению в Царском селе. В целом, музей очень информативен, но по посещении, возможно, вы оставите пару пожеланий в книге отзывов и предложений. После визита в музей, вполне вероятно, вам захочется разыскать увиденное на улицах. Рассматривать Пушкин, гулять здесь можно бесконечно. Составим, например, такой маршрут. Выйдя из музея, отправляйтесь дальше по Пушкинской улице, затем поверните направо и через пару минут вы окажетесь на Набережной улице. Идите дальше по ней - слева развернётся меланхолический пейзаж каскадных прудов, а по правую руку вы увидите несколько примечательных зданий, например, Николаевскую мужскую гимназию - директором которой был Иннокентий Анненский, а одним из учеников – Николай Гумилёв. Здание в стиле эклектики, напоминающее о византийской или грузинской архитектуре, притянет ваше внимание. Чуть далее по Набережной – лютеранская кирха в неоготическом стиле. Не доходя до церкви, сверните на мостик, разделяющий каскадные пруды. За ним вас встретят свадебные кортежи – они стремятся в ЗАГС (здание Запасного дворца) по правую сторону улицы.

А мы с вами вглядимся за ограду по левую сторону Советского переулка – там, скрытый мрачными елями с билибинских картин, прячет свои залы Дворец княгини Палей. Ольга Валериановна Палей – жена великого князя Павла Александровича, дядюшки императора Николая II. Сына княгини Палей вы уже встречали в историко-литературном музее, Владимир Палей - молодой человек, оставивший по себе память как солдат и поэт. Когда-то этот дворец хранил несметные богатства, непродолжительное время в 20-е годы ХХ века здесь был музей, теперь же здание представляет печальную, гнетущую картину. Хочется надеяться, что когда-нибудь оно оживёт.

Развеяться от набежавшей грусти вам поможет, конечно, природа. В конце Советского переулка откроется вход в ещё один из местных парков – Отдельный. Масштабы его впечатляют – парк тянется до самого Павловска, впрочем, углубляться туда или нет - решите сами. Тем более что живописный пейзаж представится вам с первых минут. В Отдельном парке вы сразу увидите пруд с неожиданным, казалось бы, невозможным здесь песчаным пляжем. Купаться здесь нельзя, но это, пожалуй, плюс – так парк только приобретает больше романтичности.Вдоль парка тянется красивейший Софийский бульвар – если вы пойдёте по нему в нужном направлении (выйдя из парка – направо), он приведёт вас к железнодорожному вокзалу. Электричка привезёт на вас на изысканный Витебский вокзал – эстетически это самый правильный способ завершить визит в Царское село.

И возвращайтесь сюда! Чтобы увидеть дачи в стиле модерн, по-гречески гармоничный Софийский собор Ч. Камерона, может быть даже добраться до остатков Баболовского дворца в одноименном парке. За пушкинским вдохновением…

Жанр: документальный, видео экскурсия
Цикл передач об истории и событиях далеко не провинциального села.
Авторская программа Ивана Саутова - директора Государственного музея-заповедника "Царское Село".
25 верст от Санкт-Петербурга до Царского Села были лучшей дорогой в России. Летом туда переезжал двор, и Царское Село превращалось "в маленький блистательный Петербург". Там царила праздничная жизнь, оттуда Романовы правили Россией. Главными героями авторской программы директора ГМЗ "Царское Село" Ивана Саутова являются цари, литераторы, архитекторы...

Проект Бэллы Курковой
Режиссёры-постановщики: Ольга Высоцкая, Михаил Трофимов

Производство: ООО "Лен ТВ" по заказу ГТРК "Культура"

Ведущий: Иван Саутов

Участие в фильмах:

"Я даже и не мечтал, что побываю в таких местах, в таких дворцах и интерьерах. Подержу в руках детскую винтовку Царевича Алексея Романова или саблю, прошедшую Чесменское сражение. Буду сниматься в настоящей кузнице и в закрытых для обычных посетителей залах питерских музеев. Почти сон, почти сказка.
За время съёмок произошло немало удивительных совпадений. Один мистический случай не могу забыть по сей день. Это было под вечер в Юсуповском дворце на Мойке, осталось доснять последние запланированные кадры. Наша немногочисленная группа валилась с ног после целого рабочего дня, а я с трудом пытался держаться в кадре бодро и работать так же, как 10 часов назад. Наконец, долгожданная фраза "Стоп! Снято! На сегодня всё!" произнесена, и я иду переодеваться в гардероб Юсуповского Дворца, который нам любезно предоставили для съёмок. На стульчике возле зеркала лишь одна пожилая женщина, питерская интеллигентка с ясными и внимательными глазами, какие бывают у тех, кто пережил Блокаду. На мне шелковый шейный платок, сюртук тёмного сукна, зауженные брюки со штрипками и остроносые туфли, лицо усталое и печальное.
"А вот и Принц Гамлет" – произносит с улыбкой гардеробщица, предсказывая события, которые произойдут в моей актёрской жизни намного позже. Кто бы мог тогда думать, кто бы мог предполагать?!
Этот сериал считаю чудесным подарком судьбы, прикосновением к русской истории и огромным обретением для себя."

"Жизнь - вечный праздник"

Наконец-то это чудо было готово! Можно было показать новый царскосельский дворец дипломатам и придворным. Он строился 11 лет. И когда дворец "засиял" своей неземной красотой среди окружающих его лесов, Елизавета Петровна Романова пришла в восхищение. Она тогда не знала, что в этом дворце ей отпущено прожить всего два года.

В роли Управителя Николай Лазарев

Фрагменты фильма

Кадры из фильма:

"Плыть хочется"

Большое Царскосельское озеро. Уникальное озеро. Как сейчас говорят, энергетическое... Оно, пожалуй, не имеет себе равных по числу поэтических строк, посвящённых ему в разное время. А сколько биографий начиналось здесь, на его берегах!

В роли флаг-юнкера Николай Лазарев

Фрагменты фильма

Кадры из фильма:

"Царскосельский арсенал"

Царскосельский арсенал. Некогда прекрасный павильон в виде шестиэтажной башни, живописно расположился в Александровском парке Царского Села. Строить его начал Адам Менелас, а завершил уже после его смерти архитектор Тон. Но главное - это, потрясающее воображение, собрание оружия, которое здесь находилось.

В роли хранителя Арсенала Николай Лазарев

Фрагменты фильма

Кадры из фильма:

goldfond в Осеннее очарование царскосельских парков

В субботу, воспользовавшись замечательной погодой, отправились в Царское село, посмотреть отреставрированные Агатовые комнаты в камероновой Холодной бане.

Презрев русскую народную поговорку "Кто рано встаёт, тому Бог подаёт", приехали туда в половине третьего. Подошли к павильону и радость от встречи с прекрасным начала меркнуть на глазах, т.к. увидели длинную толстую очередь, уныло переминающуюся перед входом.
А когда посмотрели на регламент впуска посетителей (по 15 человек каждые 20 минут) и пересчитали по головам стоящих впереди, поняли, что наша идея накрылась медным тазом.
Во дворец мы тоже не пошли, ограничившись внешним осмотром



Но, поскольку у нас с собой было, то решили просто погулять по паркам, полюбоваться осенней природой и парковой архитектурой, тем более, что давно так просто не гуляли.

Камеронова галерея
Вход - выход


Сама галерея


Пандус и висячий мост. Над замковыми камнями сводов высечены маски древних богов: Юпитера, Юноны, Минервы, Марса и Меркурия.


Вид на Большой пруд и павильон Грот


Сам Грот. Арх. Ф-Б.Растрелли


Павильон Эрмитаж. Проектировал М.Земцов, досртаивался под руководством Ф-Б.Растрелли


Морейская колонна.Эта памятник воинской славы в часть побед морской пехоты русского флота под командованием генерал-майора Ф. Г. Орлова на полуострове Морея во время первой Архипелагской экспедиции 1769-1774 годов в Средиземном море.Арх. А.Ринальди


Памятная доска на колонне

Народ на аллеях развлекался, как мог. Самый популярный головной убор в парке


А самое популярное фото - с подброшенными листьями. Издалека сняла каких-то ребят, которые по очереди фотографировали девушку, подбрасывающую листья


Рыбак на Большом пруду что-то мелкое при нас выловил


Турецкая баня. Это не просто красивый павильон, а памятник в честь победы в русско-турецкой войне 1828-1829 годов. Был возведен в 1852 году по указу Николая I Арх. И.А.Монигетти


Напротив, посередине пруда, - Чесменская колонна, была сооружена по проекту арх. А. Ринальди в 1778 году, в честь победы над турками у берегов Средиземного моря в 1770г.


А совсем рядом с Турецкой баней - Мраморный или Палладиев мост. Образцом для Мраморного моста, сооруженного по модели В. И. Неелова, послужили мосты в английских парках Стоу и Уилтон, созданные на основе проекта А. Палладио.


Несмотря на целую серию прохладных дней, в парке ещё много живых цветов


А какие красивые деревья на берегах прудов и проток!


И островки, поросшие соснами!


Павильон Пирамида, построен в неоегипетском стиле. Пирамиды было две: на этом месте первоначально построил пирамиду архитектор В.И.Неёлов, а позже, после её обветшания, вторую - уже Ч.Камерон


Мостики через протоки


А недалеко от Орловских ворот


находится Башня-руина, сооруженная в 1771 году по проекту архитектора Ю. М. Фельтена.
Это опять-таки, памятник, возведенный в честь блестящих побед русского оружия в период русско-турецкой войны 1768—1774 годов.


На замковом камне арки высечена надпись: «На память войны, объявленной турками России, сей камень поставлен».


Башня со всех сторон:


За деревьями виднеется Китайская деревня (Арх. В.Неёлов и Ч.Камерон)


А это Китайская или Скрипучая беседка. Арх. Ю.Фельтен


Китайский мостик


Концертный зал, построенный в 1782 - 1788 годах - одна из ранних работ арх. Дж. Кваренги в России.


Рядом с ним - Кухня-руина построена арх. Дж. Кваренги в 1780-х годах из частей древних мраморов, вывезенных при императрице Екатерине Великой из Греции. Когда-то в этом павильоне хранилась часть коллекции мраморов, которые доставлялись государыне из Рима Рефенштейном, ведшим там все ее дела по художественной части.


Барельеф над входной дверью


В промежутках между колоннами и верхнем участке стен было установлено 6 гипсовых барельефов, изготовленных скульптором Концецио Альбани. Барельефы были нарочно повреждены, чтобы придать им облик глубокой древности. С антиками в соседстве располагаются известняковые фризы, исполненные и специально «состаренные» этим же скульптором (выполнившим и другие детали отделки). Гипсовые барельефы Альбани уподоблены остаткам композиций из мрамора. На них повторяются 3 сюжета, которые были позаимствованы у древних оригиналов: Юпитер - царь богов и его жена Юнона с атрибутами (павлином и орлом), скорбящая Деметра (Церера) и служанка, омывающая ее ноги, Диана и Аполлон.