Михаил Шемякин. Совсем другой художник

  • 30.06.2019

12 октября 2017 в Музее русского импрессионизма состоялось официальное открытие выставки «Михаил Шемякин. Совсем другой художник», где был представлен экспериментальный формат знакомства с жизнью и творчеством мастера – саундпроменад «ШЕМЯКИН». В нем персонажи оживают, общаются, вступают в диалог со зрителем, провоцируют, буйствуют, влюбляются и умирают . Выставка будет открыта для посещения с 13 октября 2017 по 17 января 2018 года.

Ретроспектива произведений русского художника-импрессиониста первой половины XX века Михаила Федоровича Шемякина, ученика Валентина Серова и Константина Коровина, объединила более пятидесяти работ из музеев России, ближнего зарубежья и московских частных коллекций. Среди них Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Нижнетагильский музей изобразительных искусств, художественные музеи Астрахани, Пензы, Тулы, Рязани и многие другие. Одна из работ, портрет легендарного основателя кондитерской фирмы «Фабрично-торговое товарищество А. И. Абрикосова и сыновей» (ныне концерт «Бабаевский»), никогда ранее не была представлена. Третьяковская галерея, где сейчас хранится портрет, передала Музею право первый раз представить полотно широкой публике.

Специально для выставки Музей русского импрессионизма совместно с драматургом Юлией Поспеловой и создал аудиоспектакль, основанный на неопубликованных воспоминаниях сына художника и документальных материалах, – саундпроменад «Шемякин» . Это принципиально новый формат знакомства с выставкой, где зрителей ждет встреча с десятками персонажей, за каждым из которых стоит жизнь реального человека. Здесь можно услышать, как солистка Большого театра исполняет арию из новой оперы C.В. Рахманинова, узнать, как Ф.И. Шаляпин пытался изобразить монаха с портрета авторства Шемякина и примерить на себя роль скрипача И.В. Гржимали, который готовится к самому важному выступлению в своей жизни. Того самого Гржимали, на чьей скрипке виртуозно играет Владимир Спиваков.

В этот вечер первыми отправились на саундпроменад по выставке Михаила Федоровича Шемякина Борис Щербаков, Михаил Грушевский, Снежина Кулова, Светлана Абрамова, Елена Ищеева, Андрей Назимов, Анжелика Каширина, Мари Коберидзе, Антонина Клименко, Барт Дорса, Джеймс Корриган, Иосиф Райхельгауз и другие.

Торжественно открыли выставку основатель Музея русского импрессионизма Борис Минц и Юлия Петрова, директор Музея.

Об аудиоспектакле рассказали его автор, драматург МХАТ им. А. П. Чехова Юлия Поспелова и актер «Мастерской Дмитрия Брусникина» Василий Буткевич: «Оказалось невероятно интересно заниматься этим проектом, и тем более запустить его именно в музейном пространстве. На нас произвела огромное впечатление сама задумка: по выставке тебя водит не экскурсовод, а непосредственно сам художник. Всего записывалось четыре актера, но из их голосов был создан целый мир. Процесс реализации доставил и авторам, и актерам огромное удовольствие.

Этой выставкой Музей русского импрессионизма обращается к своей миссии - говорить о русских импрессионистах, а именно о мастере, которого Коровин сравнивал с Рафаэлем, а Маяковский признал как «реалиста-импрессиониста-кубиста» - о Михаиле Шемякине. Нет, не о нашем современнике, а о «совсем другом художнике».

К выставке издан иллюстрированный каталог с ранее не опубликованными архивными материалами.

Аудиоспектакль по выставке «Михаил Шемякин. Совсем другой художник».


Вы приходите на выставку Михаила Шемякина. Вам известно лишь, что он не тот Михаил Шемякин, который создал скульптуру Петра, а совсем другой художник. Где-то вы прочитали, что он самобытный русский импрессионист, ученик Серова и Коровина. Эти слова, кажется, призваны рассказать о нем, но разве от них стало понятнее, что перед вами за человек?

«…Рождество.

Ёлку нарядили в гостиной.

Нам нельзя заходить в гостиную.

Мы с Федей стоим возле закрытых дверей и ждем…

В залах вы найдете десятки портретов. Среди них есть высокий статный старик, нежная обнаженная в жемчужных тонах, элегантная дама с проседью, неуклюжий извозчик в синем до пят кафтане, да мало ли еще, кого вы там встретите! Все они реальные персонажи, за каждым из них стоит своя история, у каждого – своя судьба. Кто они, какую жизнь прожили и почему сегодня вы пришли на них посмотреть?

…В зале темно, я смотрю в окно,

на Большой Никитской вечер.

Рождество – это когда бог стал человеком.

Папа, наверное, сейчас раскладывает подарки.

Вот бы мне набор гвардейцев в коробке.

Синие сумерки,

И небо, и снег, и все кругом - синее…

К нам в руки попали уникальные материалы – неопубликованные воспоминания сына художника. Его тоже звали Михаил, как и отца. В них он рассказывает о жизни в консерваторской квартире (да-да, он жил в консерватории на Большой Никитской), о встрече отца с П. И. Чайковским, Ф. И. Шаляпиным, Н. А. Бердяевым и еще сотней современников, о которых мы разве что можем прочитать в книгах. Он вспоминает, как Лиля Брик с Владимиром Маяковским собирали розовые пионы во дворе их дачи на Акуловой горе и как С. В. Рахманинов убеждал солистку «Большого театра» Надежду Салину исполнить партию в его новой опере. Изучив материалы, мы поняли, что можем рассказать своему зрителю больше, сделать героев картин объемными и живыми.

Это папа идет к двери,

Сейчас он распахнет высокие двери

и начнется праздник.

Сейчас будет елка,

вся в разноцветных блестящих шарах

и разных фигурках – зайцах, медведях, ангелах,

хлопушках, серебряной мишуре.

Вот двери открываются…

Опираясь на архивные документы и воспоминания сына художника, мы совместно с драматургом Юлией Поспеловой и актерами «Мастерской Дмитрия Брусникина» создали аудиоспектакль по выставке, где рассказали от первого лица о героях с полотен художника.

на маленьком столике

у самой елки

плетеная корзинка –

гиацинты в горшочках.

Корзинку дедушке подарил

Отец улыбается.

Федя с очень серьезным лицом –

Закусил губу, он распаковывает подарок…»

Здесь персонажи живут, общаются, вступают в диалог со зрителем, провоцируют, буйствуют, умирают и влюбляются. Все, что требуется – это лишь надеть наушники, нажать кнопку «Пуск» и отправиться вслед за художником на променад по его простой и одновременно удивительной жизни.

Музей русского импрессионизма

Музей русского импрессионизма был открыт для посетителей в мае 2016 года. Он расположился в историческом комплексе промышленных зданий конца XIX века. Уникальный проект реставрации и создания современного музейного пространства был реализован британским архитектурным бюро John McAslan + Partners.

Основную экспозицию составляют картины из коллекции основателя музея Бориса Минца: работы выдающихся российских художников Константина Коровина и Валентина Серова, Станислава Жуковского и Игоря Грабаря, Константина Юона и Бориса Кустодиева, Петра Кончаловского и Александра Герасимова.

Своей миссией музей считает популяризацию русского искусства в целом и его импрессионистической составляющей в частности, как в России, так и за рубежом. Музей заслужил уважение международного музейного сообщества и является членом Международного совета музеев ICOM.

Более тысячи квадратных метров выставочных площадей, мультимедийный зал, образовательная интерактивная зона, учебная студия, кафе, магазин с книжной и сувенирной продукцией – новый музей является культурным пространством, объединяющим выставочную работу с научной, издательской и просветительской деятельностью.

Драматург. Пьесы опубликованы в журналах «Современная драматургия», «Кольцо А», «Процесс». В 2016 году вышел авторский сборник пьес под названием «Серые мальчики». Спектакли по пьесам Юлии Поспеловой поставлены в МХАТ им. Чехова, Санкт-Петербургском городском театре, Севастопольском ТЮЗе, Вышневолоцком драматическом областном театре, Югорском художественном театре, театре «Северная Сцена» и др.

«Мастерская Дмитрия Брусникина»

Роли озвучивали: Василий Буткевич, Мария Крылова, Василий Михайлов и Екатерина Боровикова.

Курс Дмитрия Брусникина в Школе-студии МХАТ (2011 – 2015).
На курсе работали режиссеры Юрий Квятковский, Марина Брусникина, Алена Хованская, Сергей Щедрин, Михаил Мокеев, Алексей Розин, Максим Диденко, Наталья Ворожбит и др.
Руководитель курса – актер МХТ им. Чехова, режиссер, профессор, заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств РФ Дмитрий Брусникин.
Журнал «Афиша» назвал курс Дмитрия Брусникина в Школе-студии МХАТ событием сезона 2012-2013. Спектакли Мастерской идут в ведущих московских театрах – «Практика», Театр.doc, Учебный театр Школы-студии МХАТ.

Натурщица.1905

С 13 октября по 17 января Музей русского импрессионизма представит ретроспективу произведений самобытного русского художника-импрессиониста первой половины XX века Михаила Федоровича Шемякина — «Михаил Шемякин. Совсем другой художник». Выставку назвали так, чтобы посетители ошибочно не приняли импрессиониста Шемякина за нашего современника, скульптора-метафизика Шемякина. В состав экспозиции известного мастера войдет более 50 работ из музеев России, ближнего зарубежья и московских частных коллекций. Некоторые произведения будут экспонироваться впервые.

Михаил Шемякин учился у Валентина Серова и Константина Коровина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. От наставников молодой художник перенял любовь к жанру портрета и смелую импрессионистическую манеру письма. Мастерство рисовальщика Шемякин отточил в Мюнхене, в студии Антона Ажбе. Один из последних рисунков «Монах», сделанных художником в школе Ажбе (он будет представлен на выставке), заметил и оценил Федор Шаляпин, однажды зашедший в гости в квартиру Ивана Гржимали. Сын художника вспоминал: «Подойдя к рисунку, не оборачиваясь, он молча смотрел на него. Потом оглянулся, и гости увидели двух “Монахов”: одного на рисунке, а другого великолепно, как только он мог это сделать, “сыграл” Шаляпин. Раздались дружные аплодисменты. “Здорово!” — сказал Шаляпин и пожал руку моему отцу».

Судьба сводила художника с множеством выдающихся современников, каждый из которых не смог остаться равнодушным к его творчеству. Владимир Маяковский назвал его «реалист — импрессионист — кубист». Эта парадоксальная характеристика на удивление проницательна. Как реалист, Шемякин не позволял себе упрощать и искажать натуру ради живописного эффекта. Подобно кубистам, он каждый раз подходил к натуре одновременно аналитически и с пылким любопытством, будто видел лицо человека или букет гиацинтов впервые. Но с самого начала творческого пути и до конца жизни приемы импрессионизма были его самыми любимыми.

Приглашаем участников проекта «Сноб» первыми увидеть работы импрессиониста Шемякина на торжественном открытии выставки.

С 13 октября по 16 января Музей русского импрессионизма представит ретроспективу произведений самобытного русского художника-импрессиониста первой половины XX века Михаила Федоровича Шемякина - «Михаил Шемякин. Совсем другой художник». В состав экспозиции известного мастера войдет более пятидесяти работ из музеев России, ближнего зарубежья и московских частных коллекций. Среди них Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Нижнетагильский музей изобразительных искусств, художественные музеи Астрахани, Пензы, Тулы, Рязани и многие другие. Некоторые произведения будут экспонироваться впервые.

Этой выставкой Музей русского импрессионизма обращается к своей миссии - говорить именно о русских импрессионистах. Речь пойдет о мастере, которого Коровин сравнивал с Рафаелем, а Маяковский признал как «реалиста-импрессиониста-кубиста», — о Михаиле Шемякине. Нет, не о нашем современнике, а о «совсем другом художнике».

РУССКИЙ ИМПРЕССИОНИСТ

Михаил Шемякин учился у Валентина Серова и Константина Коровина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. От наставников молодой художник перенял любовь к жанру портрета и смелую импрессионистическую манеру письма. Мастерство рисовальщика Шемякин отточил в Мюнхене, в студии Антона Ажбе. Один из последних рисунков «Монах», сделанных художником в школе Ажбе, будет представлен на выставке. Эту работу заметил и оценил Федор Шаляпин, однажды зашедший в гости в квартиру Ивана Гржимали. Сын художника вспоминал: «Подойдя к рисунку, не оборачиваясь, он молча смотрел на него. Потом оглянулся, и гости увидели двух «Монахов»: одного на рисунке, а другого великолепно, как только он мог это сделать, «сыграл» Шаляпин. Раздались дружные аплодисменты. «Здорово!» - сказал Шаляпин и пожал руку моему отцу».

Интересно, что в это время Михаил Шемякин отдает предпочтение трехцветной монохромной палитре, тем самым наполняя работы особым перламутровым светом. Художник обходился белилами, светлой охрой и жженой слоновой костью, дающей бархатистый теплый черный. Впоследствии Михаил Шемякин посвятит несколько лет жизни исследованию черного цвета и его оттенков.

«ХУДОЖНИК МУЗЫКАНТОВ»

В 1901 году художник женился на своей сокурснице Людмиле Гржимали, дочери известного в Москве чешского скрипача Ивана Войтеховича Гржимали. Долгие годы Михаил Шемякин жил в квартире тестя, располагавшейся прямо в правом крыле Московской консерватории. В гостиной мастер не раз писал своих родственников-музыкантов и их друзей, часто бывавших в гостеприимной семье. Михаила Шемякина называли «летописцем музыкальной Москвы» первой половины ХХ века, а потому портретам музыкантов отведено центральное место на выставке. Посетителей ждет встреча с чередой образов великих исполнителей, среди которых тесть художника Иван Гржимали, композитор Александр Гедике, скрипач Франтишек Ондржичек, виолончелистка Хана Любошиц, певица, солистка Большого театра Надежда Салина.

Михаил Шемякин. Портрет скрипача

ДИНАСТИЯ: АБРИКОСОВЫ — ШЕМЯКИНЫ

Отдельным блоком представлена серия семейных портретов. Михаил Шемякин любил писать свою жену Людмилу Гржимали, сыновей Федора и Михаила (в будущем тоже художника). Михаилу Федоровичу удавалось ярко и поэтично передавать радость материнства, прелесть и значимость обыденных домашних забот, безмятежный мир ребенка. Особенно колоритен портрет знаменитого деда художника — фабриканта Алексея Абрикосова. Глава кондитерской фирмы «Фабрично-торговое товарищество А. И. Абрикосова сыновей» (ныне концерн «Бабаевский»), внук оброчного крестьянина, Алексей Иванович мальчиком был в услужении у одного немца, торговавшего сахаром, а впоследствии стал владельцем одной из трех самых крупных кондитерских фабрик в России. Портрет был так похож, что вошедший утром в кабинет Абрикосова истопник с вязанкой дров в первую минуту попятился, сказав: «Извините, Алексей Иванович, я не знал, что вы встали». После поступления в музейные фонды эта работа никогда не экспонировалась. Третьяковская галерея, где сейчас хранится портрет, передала Музею право первый раз представить полотно широкой публике.

Михаил Шемякин. Портрет А.И. Абрикосова (1902)

ПЛЕНИТЕЛЬНЫЕ ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ

Шемякинские женские портреты заслуживают отдельного внимания. Среди них можно выделить многочисленные образы жены художника, роскошную «Даму в светлом» — портрет сестры Людмилы Шемякиной, Анны Егоровой. Но наиболее притягательными кажутся образы натурщиц. Шемякин не раз писал любимую модель Валентина Серова — Веру Калашникову. Ее выразительные серо-зеленые глаза и копна темных, уложенных в высокую прическу волос моментально узнаются и притягивают взгляд. Своим первым этюдом с Веры мастер был недоволен: в сердцах он бросил картонку в угол мастерской, где та пролежала почти 20 лет, пока ее не нашел Аполлинарий Васнецов. Этюд так понравился художнику, что он повесил его над кроватью. Спустя год Михаил Шемякин предпринял еще одну попытку изобразить Веру Ивановну. Рисунок получился необыкновенно тонким, за что живописец заслужил одобрение от очень скупого на похвалы Валентина Серова, а Константин Коровин не скрывал восторга: «Рафаэль!»

Михаил Шемякин. Натурщица (1905)

ГИАЦИНТЫ

Невозможно представить себе выставку Михаила Шемякина без гиацинтов. К ним у художника была особая любовь: он не раз писал эти нежные цветы, которые всегда появлялись в доме Гржимали-Шемякиных под Новый год. По чешской традиции дома на Рождество было принято украшать весенними цветами. Сын художника, Михаил Михайлович Шемякин, вспоминал: «Ёлка была большая. На ней было много украшений. Горели цветные свечки. Разноцветные блестящие стеклянные шары и фигурки сияли бликами <…> В гостиной было много живых растений и цветов: большой фикус, гортензии, кактусы, гиацинты. Мы, дети - я и мой старший брат, - ждали у дверей в большой соседней комнате - «зале». Папа распахивал высокие двери, и перед нами являлась ёлка, во всем её блеске и сиянии! Её мой отец <…> написал в картине «Гиацинты у ёлки». Плетеная корзинка с гиацинтами в горшочках, которую изобразил мастер, в своё время была подарена И. В. Гржимали Львом Толстым.

Михаил Шемякин. Гиацинты ночью (1912)

РЕАЛИСТ-ИМПРЕССИОНИСТ-КУБИСТ

История жизни Михаил Шемякина пестрит подобными подробностями. Судьба сводила его с множеством выдающихся современников, каждый из которых не смог остаться равнодушным к творчеству художника. Однажды, собирая с детьми грибы недалеко от Акуловой горы, где Шемякины снимали дом, художник встретил Владимира Маяковского. Вместе с Лилей Брик они часто приходили к ним во двор за розовыми пионами. «Неожиданно перед нами выросла высокая, широкоплечая фигура без рубашки, в разглаженных брюках, с полотенцем на плече. Коротко остриженная голова. - вспоминал сын художника Михаил. - А, Шемякин! — сказал поэт. — Видал Вашу работу на выставке. Вы — реалист - импрессионист - кубист». Эта парадоксальная характеристика на удивление проницательна. Как реалист, Шемякин не позволял себе упрощать и искажать натуру ради живописного эффекта. Подобно кубистам, он каждый раз подходил к натуре одновременно аналитически и с пылким любопытством — будто видел лицо человека или букет гиацинтов впервые. Но с самого начала творческого пути и до конца жизни приемы импрессионизма были его самыми любимыми.

Вслед за выставкой работ Арнольда Лаховского и Елены Киселевой Музей русского импрессионизма продолжает знакомить публику с творчеством незаслуженно забытых мастеров. Неформатные, не подходящие под стандарты советской идеологии авторы, их именам не нашлось места в прошлом столетии, но спустя больше полувека они вновь обретают своего зрителя, потому что настоящее искусство вне времени.

К выставке будет издан иллюстрированный каталог с ранее не опубликованными архивными материалами.

Как подготовиться в выставке?
1. Агеева М.В. Михаил Шемякин. Серия «Мастера живописи». Издательство «Белый город». 2009г.
2. Шемякин М. Ф. Воспоминания. К 100-летнему юбилею Московского училища живописи, ваяния и зодчества. 1845-1945// Панорама искусств, 12. Рассказы о художниках и писателях. М.: Советский художник, 1989. С. 264
3. Агеева М.В. Михаил Федорович Шемякин. 1875-1944: альбом-каталог - Нижний Тагил: «Нижнетагильский музей изобразительных искусств», 2006.
4. Михаил Шемякин. Совсем другой художник: каталог выставки - М.: «Музей русского импрессионизма», 2017.

С 13 октября по 17 января Музей русского импрессионизма представит ретроспективу произведений самобытного русского художника-импрессиониста первой половины XX века Михаила Федоровича Шемякина – «Михаил Шемякин. Совсем другой художник». В состав экспозиции известного мастера войдет более пятидесяти работ из музеев России, ближнего зарубежья и московских частных коллекций. Среди них Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Нижнетагильский музей изобразительных искусств, художественные музеи Астрахани, Пензы, Тулы, Рязани и многие другие. Некоторые произведения будут экспонироваться впервые.

Этой выставкой Музей русского импрессионизма обращается к своей миссии - говорить именно о русских импрессионистах. Речь пойдет о мастере, которого Коровин сравнивал с Рафаелем, а Маяковский признал как «реалиста-импрессиониста-кубиста», - о Михаиле Шемякине. Нет, не о нашем современнике, а о «совсем другом художнике».

РУССКИЙ ИМПРЕССИОНИСТ

Михаил Шемякин учился у Валентина Серова и Константина Коровина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. От наставников молодой художник перенял любовь к жанру портрета и смелую импрессионистическую манеру письма. Мастерство рисовальщика Шемякин отточил в Мюнхене, в студии Антона Ажбе. Один из последних рисунков «Монах», сделанных художником в школе Ажбе, будет представлен на выставке. Эту работу заметил и оценил Федор Шаляпин, однажды зашедший в гости в квартиру Ивана Гржимали. Сын художника вспоминал: «Подойдя к рисунку, не оборачиваясь, он молча смотрел на него. Потом оглянулся, и гости увидели двух «Монахов»: одного на рисунке, а другого великолепно, как только он мог это сделать, «сыграл» Шаляпин. Раздались дружные аплодисменты. «Здорово!» – сказал Шаляпин и пожал руку моему отцу».

Интересно, что в это время Михаил Шемякин отдает предпочтение трехцветной монохромной палитре, тем самым наполняя работы особым перламутровым светом. Художник обходился белилами, светлой охрой и жженой слоновой костью, дающей бархатистый теплый черный. Впоследствии Михаил Шемякин посвятит несколько лет жизни исследованию черного цвета и его оттенков.

«ХУДОЖНИК МУЗЫКАНТОВ»

В 1901 году художник женился на своей сокурснице Людмиле Гржимали, дочери известного в Москве чешского скрипача Ивана Войтеховича Гржимали. Долгие годы Михаил Шемякин жил в квартире тестя, располагавшейся прямо в правом крыле Московской консерватории. В гостиной мастер не раз писал своих родственников-музыкантов и их друзей, часто бывавших в гостеприимной семье. Михаила Шемякина называли «летописцем музыкальной Москвы» первой половины ХХ века, а потому портретам музыкантов отведено центральное место на выставке. Посетителей ждет встреча с чередой образов великих исполнителей, среди которых тесть художника Иван Гржимали, композитор Александр Гедике, скрипач Франтишек Ондржичек, виолончелистка Хана Любошиц, певица, солистка Большого театра Надежда Салина.

ДИНАСТИЯ: АБРИКОСОВЫ - ШЕМЯКИНЫ

Отдельным блоком представлена серия семейных портретов. Михаил Шемякин любил писать свою жену Людмилу Гржимали, сыновей Федора и Михаила (в будущем тоже художника). Михаилу Федоровичу удавалось ярко и поэтично передавать радость материнства, прелесть и значимость обыденных домашних забот, безмятежный мир ребенка. Особенно колоритен портрет знаменитого деда художника - фабриканта Алексея Абрикосова. Глава кондитерской фирмы «Фабрично-торговое товарищество А. И. Абрикосова сыновей» (ныне концерн «Бабаевский»), внук оброчного крестьянина, Алексей Иванович мальчиком был в услужении у одного немца, торговавшего сахаром, а впоследствии стал владельцем одной из трех самых крупных кондитерских фабрик в России. Портрет был так похож, что вошедший утром в кабинет Абрикосова истопник с вязанкой дров в первую минуту попятился, сказав: «Извините, Алексей Иванович, я не знал, что вы встали». После поступления в музейные фонды эта работа никогда не экспонировалась. Третьяковская галерея, где сейчас хранится портрет, передала Музею право первый раз представить полотно широкой публике.

ПЛЕНИТЕЛЬНЫЕ ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ

Шемякинские женские портреты заслуживают отдельного внимания. Среди них можно выделить многочисленные образы жены художника, роскошную «Даму в светлом» - портрет сестры Людмилы Шемякиной, Анны Егоровой. Но наиболее притягательными кажутся образы натурщиц. Шемякин не раз писал любимую модель Валентина Серова - Веру Калашникову. Ее выразительные серо-зеленые глаза и копна темных, уложенных в высокую прическу волос моментально узнаются и притягивают взгляд. Своим первым этюдом с Веры мастер был недоволен: в сердцах он бросил картонку в угол мастерской, где та пролежала почти 20 лет, пока ее не нашел Аполлинарий Васнецов. Этюд так понравился художнику, что он повесил его над кроватью. Спустя год Михаил Шемякин предпринял еще одну попытку изобразить Веру Ивановну. Рисунок получился необыкновенно тонким, за что живописец заслужил одобрение от очень скупого на похвалы Валентина Серова, а Константин Коровин не скрывал восторга: «Рафаэль!».

ГИАЦИНТЫ

Невозможно представить себе выставку Михаила Шемякина без гиацинтов. К ним у художника была особая любовь: он не раз писал эти нежные цветы, которые всегда появлялись в доме Гржимали-Шемякиных под Новый год. По чешской традиции дома на Рождество было принято украшать весенними цветами. Сын художника, Михаил Михайлович Шемякин, вспоминал: «Ёлка была большая. На ней было много украшений. Горели цветные свечки. Разноцветные блестящие стеклянные шары и фигурки сияли бликами В гостиной было много живых растений и цветов: большой фикус, гортензии, кактусы, гиацинты. Мы, дети – я и мой старший брат, – ждали у дверей в большой соседней комнате – «зале». Папа распахивал высокие двери, и перед нами являлась ёлка, во всем её блеске и сиянии! Её мой отец написал в картине «Гиацинты у ёлки». Плетеная корзинка с гиацинтами в горшочках, которую изобразил мастер, в своё время была подарена И. В. Гржимали Львом Толстым.

РЕАЛИСТ-ИМПРЕССИОНИСТ-КУБИСТ

История жизни Михаил Шемякина пестрит подобными подробностями. Судьба сводила его с множеством выдающихся современников, каждый из которых не смог остаться равнодушным к творчеству художника. Однажды, собирая с детьми грибы недалеко от Акуловой горы, где Шемякины снимали дом, художник встретил Владимира Маяковского. Вместе с Лилей Брик они часто приходили к ним во двор за розовыми пионами. «Неожиданно перед нами выросла высокая, широкоплечая фигура без рубашки, в разглаженных брюках, с полотенцем на плече. Коротко остриженная голова. – вспоминал сын художника Михаил. – А, Шемякин! - сказал поэт. - Видал Вашу работу на выставке. Вы - реалист – импрессионист – кубист». Эта парадоксальная характеристика на удивление проницательна. Как реалист, Шемякин не позволял себе упрощать и искажать натуру ради живописного эффекта. Подобно кубистам, он каждый раз подходил к натуре одновременно аналитически и с пылким любопытством - будто видел лицо человека или букет гиацинтов впервые. Но с самого начала творческого пути и до конца жизни приемы импрессионизма были его самыми любимыми.

Вслед за выставкой работ Арнольда Лаховского и Елены Киселевой Музей русского импрессионизма продолжает знакомить публику с творчеством незаслуженно забытых мастеров. Неформатные, не подходящие под стандарты советской идеологии авторы, их именам не нашлось места в прошлом столетии, но спустя больше полувека они вновь обретают своего зрителя, потому что настоящее искусство вне времени.

К выставке будет издан иллюстрированный каталог с ранее не опубликованными архивными материалами.

Как подготовиться в выставке?

1. Агеева М.В. Михаил Шемякин. Серия «Мастера живописи». Издательство «Белый город». 2009г.

2. Шемякин М.Ф. Воспоминания. К 100-летнему юбилею Московского училища живописи, ваяния и зодчества. 1845-1945// Панорама искусств, 12. Рассказы о художниках и писателях. М.: Советский художник, 1989. С. 264

3. Агеева М.В. Михаил Федорович Шемякин. 1875-1944: альбом-каталог – Нижний Тагил: «Нижнетагильский музей изобразительных искусств», 2006.

4. Михаил Шемякин. Совсем другой художник: каталог выставки – М.: «Музей русского импрессионизма», 2017.

С 13 октября по 17 января Музей русского импрессионизма представит ретроспективу произведений самобытного русского художника-импрессиониста первой половины XX века Михаила Федоровича Шемякина – «Михаил Шемякин. Совсем другой художник». В состав экспозиции известного мастера войдет более пятидесяти работ из музеев России, ближнего зарубежья и московских частных коллекций. Среди них Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Нижнетагильский музей изобразительных искусств, художественные музеи Астрахани, Пензы, Тулы, Рязани и многие другие. Некоторые произведения будут экспонироваться впервые.

Этой выставкой Музей русского импрессионизма обращается к своей миссии - говорить именно о русских импрессионистах. Речь пойдет о мастере, которого Коровин сравнивал с Рафаелем, а Маяковский признал как «реалиста-импрессиониста-кубиста», - о Михаиле Шемякине. Нет, не о нашем современнике, а о «совсем другом художнике».

РУССКИЙ ИМПРЕССИОНИСТ

Михаил Шемякин учился у Валентина Серова и Константина Коровина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. От наставников молодой художник перенял любовь к жанру портрета и смелую импрессионистическую манеру письма. Мастерство рисовальщика Шемякин отточил в Мюнхене, в студии Антона Ажбе. Один из последних рисунков «Монах», сделанных художником в школе Ажбе, будет представлен на выставке. Эту работу заметил и оценил Федор Шаляпин, однажды зашедший в гости в квартиру Ивана Гржимали. Сын художника вспоминал: «Подойдя к рисунку, не оборачиваясь, он молча смотрел на него. Потом оглянулся, и гости увидели двух «Монахов»: одного на рисунке, а другого великолепно, как только он мог это сделать, «сыграл» Шаляпин. Раздались дружные аплодисменты. «Здорово!» – сказал Шаляпин и пожал руку моему отцу».

Интересно, что в это время Михаил Шемякин отдает предпочтение трехцветной монохромной палитре, тем самым наполняя работы особым перламутровым светом. Художник обходился белилами, светлой охрой и жженой слоновой костью, дающей бархатистый теплый черный. Впоследствии Михаил Шемякин посвятит несколько лет жизни исследованию черного цвета и его оттенков.

«ХУДОЖНИК МУЗЫКАНТОВ»

В 1901 году художник женился на своей сокурснице Людмиле Гржимали, дочери известного в Москве чешского скрипача Ивана Войтеховича Гржимали. Долгие годы Михаил Шемякин жил в квартире тестя, располагавшейся прямо в правом крыле Московской консерватории. В гостиной мастер не раз писал своих родственников-музыкантов и их друзей, часто бывавших в гостеприимной семье. Михаила Шемякина называли «летописцем музыкальной Москвы» первой половины ХХ века, а потому портретам музыкантов отведено центральное место на выставке. Посетителей ждет встреча с чередой образов великих исполнителей, среди которых тесть художника Иван Гржимали, композитор Александр Гедике, скрипач Франтишек Ондржичек, виолончелистка Хана Любошиц, певица, солистка Большого театра Надежда Салина.

Михаил Шемякин. Портрет скрипача

ДИНАСТИЯ: АБРИКОСОВЫ - ШЕМЯКИНЫ

Отдельным блоком представлена серия семейных портретов. Михаил Шемякин любил писать свою жену Людмилу Гржимали, сыновей Федора и Михаила (в будущем тоже художника). Михаилу Федоровичу удавалось ярко и поэтично передавать радость материнства, прелесть и значимость обыденных домашних забот, безмятежный мир ребенка. Особенно колоритен портрет знаменитого деда художника - фабриканта Алексея Абрикосова. Глава кондитерской фирмы «Фабрично-торговое товарищество А. И. Абрикосова сыновей» (ныне концерн «Бабаевский»), внук оброчного крестьянина, Алексей Иванович мальчиком был в услужении у одного немца, торговавшего сахаром, а впоследствии стал владельцем одной из трех самых крупных кондитерских фабрик в России. Портрет был так похож, что вошедший утром в кабинет Абрикосова истопник с вязанкой дров в первую минуту попятился, сказав: «Извините, Алексей Иванович, я не знал, что вы встали». После поступления в музейные фонды эта работа никогда не экспонировалась. Третьяковская галерея, где сейчас хранится портрет, передала Музею право первый раз представить полотно широкой публике.

Михаил Шемякин. Портрет А.И. Абрикосова (1902)

ПЛЕНИТЕЛЬНЫЕ ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ

Шемякинские женские портреты заслуживают отдельного внимания. Среди них можно выделить многочисленные образы жены художника, роскошную «Даму в светлом» - портрет сестры Людмилы Шемякиной, Анны Егоровой. Но наиболее притягательными кажутся образы натурщиц. Шемякин не раз писал любимую модель Валентина Серова - Веру Калашникову. Ее выразительные серо-зеленые глаза и копна темных, уложенных в высокую прическу волос моментально узнаются и притягивают взгляд. Своим первым этюдом с Веры мастер был недоволен: в сердцах он бросил картонку в угол мастерской, где та пролежала почти 20 лет, пока ее не нашел Аполлинарий Васнецов. Этюд так понравился художнику, что он повесил его над кроватью. Спустя год Михаил Шемякин предпринял еще одну попытку изобразить Веру Ивановну. Рисунок получился необыкновенно тонким, за что живописец заслужил одобрение от очень скупого на похвалы Валентина Серова, а Константин Коровин не скрывал восторга: «Рафаэль!»

Михаил Шемякин. Натурщица (1905)

ГИАЦИНТЫ

Невозможно представить себе выставку Михаила Шемякина без гиацинтов. К ним у художника была особая любовь: он не раз писал эти нежные цветы, которые всегда появлялись в доме Гржимали-Шемякиных под Новый год. По чешской традиции дома на Рождество было принято украшать весенними цветами. Сын художника, Михаил Михайлович Шемякин, вспоминал: «Ёлка была большая. На ней было много украшений. Горели цветные свечки. Разноцветные блестящие стеклянные шары и фигурки сияли бликами <…> В гостиной было много живых растений и цветов: большой фикус, гортензии, кактусы, гиацинты. Мы, дети – я и мой старший брат, – ждали у дверей в большой соседней комнате – «зале». Папа распахивал высокие двери, и перед нами являлась ёлка, во всем её блеске и сиянии! Её мой отец <…> написал в картине «Гиацинты у ёлки». Плетеная корзинка с гиацинтами в горшочках, которую изобразил мастер, в своё время была подарена И. В. Гржимали Львом Толстым.

Михаил Шемякин. Гиацинты ночью (1912)

РЕАЛИСТ-ИМПРЕССИОНИСТ-КУБИСТ

История жизни Михаил Шемякина пестрит подобными подробностями. Судьба сводила его с множеством выдающихся современников, каждый из которых не смог остаться равнодушным к творчеству художника. Однажды, собирая с детьми грибы недалеко от Акуловой горы, где Шемякины снимали дом, художник встретил Владимира Маяковского. Вместе с Лилей Брик они часто приходили к ним во двор за розовыми пионами. «Неожиданно перед нами выросла высокая, широкоплечая фигура без рубашки, в разглаженных брюках, с полотенцем на плече. Коротко остриженная голова. – вспоминал сын художника Михаил. – А, Шемякин! - сказал поэт. - Видал Вашу работу на выставке. Вы - реалист – импрессионист – кубист». Эта парадоксальная характеристика на удивление проницательна. Как реалист, Шемякин не позволял себе упрощать и искажать натуру ради живописного эффекта. Подобно кубистам, он каждый раз подходил к натуре одновременно аналитически и с пылким любопытством - будто видел лицо человека или букет гиацинтов впервые. Но с самого начала творческого пути и до конца жизни приемы импрессионизма были его самыми любимыми.

Вслед за выставкой работ Арнольда Лаховского и Елены Киселевой Музей русского импрессионизма продолжает знакомить публику с творчеством незаслуженно забытых мастеров. Неформатные, не подходящие под стандарты советской идеологии авторы, их именам не нашлось места в прошлом столетии, но спустя больше полувека они вновь обретают своего зрителя, потому что настоящее искусство вне времени.

К выставке будет издан иллюстрированный каталог с ранее не опубликованными архивными материалами.

Как подготовиться в выставке?

1. Агеева М.В. Михаил Шемякин. Серия «Мастера живописи». Издательство «Белый город». 2009г.
2. Шемякин М. Ф. Воспоминания. К 100-летнему юбилею Московского училища живописи, ваяния и зодчества. 1845-1945// Панорама искусств, 12. Рассказы о художниках и писателях. М.: Советский художник, 1989. С. 264
3. Агеева М.В. Михаил Федорович Шемякин. 1875-1944: альбом-каталог – Нижний Тагил: «Нижнетагильский музей изобразительных искусств», 2006.
4. Михаил Шемякин. Совсем другой художник: каталог выставки – М.: «Музей русского импрессионизма», 2017.