Принцесса Укока. История находки

  • 06.05.2019

Вопрос этот местным жителям давно не даёт покоя. И особенно обострился в нынешнем году после сильнейшего наводнения и небывалого града. Общественность разглядела в катаклизмах мистическую подоплёку и потребовала... предать земле мумию, найденную в горах Алтая 21 год назад.

Проклятие Укока

Раскопки на плато Укок (плоскогорье на границе с Китаем и Монголией) начала в 1993 г. Наталья Полосьмак, сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН. Её внимание тогда привлёк полуразрушенный курган, и чутьё не подвело археолога. В кургане обнаружилась деревянная погребальная камера, заполненная льдом. Её вскрывали несколько дней, растапливая горячей водой из кружек. И когда открыли — ахнули (см. инфографику). Судя по антуражу захоронения, покойница при жизни была знатной особой, скорее всего, жрицей. Она была облачена в головной убор с золотыми деталями, в руках держала палочку из лиственницы, а сами руки были украшены татуировкой, изображающей алтайского грифона. Бесспорно, это была сенсация. Благодаря льду мумия прекрасно сохранилась. Дальнейшие исследования показали, что женщина жила более 2500 лет назад и умерла в возрасте 25 лет.

Но тогда у учёных была иная забота: как избежать конфликтов с местным населением? Оно встало кордоном, чтобы не допустить раскопок. «Через одну маленькую девочку, жившую в деревне, было предсказание: учёные выкопают знатную жрицу, которая навлечёт на нашу землю несчастья, — рассказывает Акай Кине, филолог, зайсан (глава) алтайского рода телес . — Власти тогда дали добро на раскопки, но люди были против. Писали письма, перекрывали дорогу. В итоге учёные копали в другом месте, но предсказание, как видите, сбылось».

Алтайцы уверены, что женщина, найденная археологами, не кто иная, как Белая Госпожа, «хранительница покоя Ак-Кадын». Согласно легендам, она стоит на страже врат подземного мира и не даёт духам и прочей нечисти прорываться в наш мир, который и без того не назовёшь счастливым. Шаманы считают её прародительницей Алтая и ныне живущих там людей. А стало быть, тревожить её прах никак нельзя. Многочисленные беды, выпавшие с тех пор на долю региона, — месть Белой Госпожи, уверены они.

Начать с того, что, когда «алтайскую принцессу» (она же «принцесса Укока», как
окрестили её журналисты) откапывали, задрожала земля, хотя учёные это опровергают. Затем вертолёт, на котором перевозили мумию, совершил аварийную посадку. Ну а потом пошла череда катаклизмов — лесные пожары и ураганы, землетрясения и наводнения... К примеру, Чуйское землетрясение 2003 г. Даже возросший уровень самоубийств (а по Алтаю прокатилась целая эпидемия суицидов) местные жители связывают с гневом «принцессы».

Когда «алтайскую принцессу» (она же «принцесса Укока», как окрестили её журналисты) откапывали, задрожала земля. Фото: РИА Новости / Александр Кряжев

Время не пришло

И вот катастрофическое наводнение 2014 г. Разрушены плотины и мосты, затоплены населённые пункты, тысячи людей остались без крыши над головой. Несколько человек погибли. Общественность, связанная с традиционными языческими верованиями, вновь заговорила о «принцессе Укока». Вспомнили некоторые «пророчества». Так, в 2012 г. при проведении религиозного ритуала одному верующему было откровение: «принцесса» собирается пару лет отдохнуть, но на третий год напомнит о себе. Через другого она «заявила», что если её наконец не захоронят, то она сама вернётся в свой дом, причём приплывёт туда на лодке! Пошли слухи, что вода уже затопила Национальный музей в Горно-Алтайске, где хранится мумия, и добралась до его главного экспоната.

Скульптурный портрет, созданный по черепу женщины, умершей 2,5 тысячи лет назад, останки которой были найдены во время раскопок на горном плато Укок на Алтае. Фото: РИА Новости / Юрий Заритовский

«Последней каплей стал град, он был размером с куриное яйцо и побил много домов и машин, — вздыхает Акай Кине. — Тогда мы стали собирать подписи за захоронение "принцессы Укока". Сейчас их 20 тыс., это 10% населения республики! Мы не призываем закопать её насовсем. Главное — вернуть мумию на плато Укок, на место погребения. Там можно оборудовать для неё капсулу, создать необходимые условия для хранения, обеспечить учёным доступ к ней. Мы даже готовы собрать на это средства!»

Учёные, разумеется, воспринимают инициативу скептически. Называют её суеверием и предрассудками. На строительство музея, где хранится саркофаг с «принцессой», ушло 765 млн руб. — немалая сумма. И что, теперь пойти на поводу у мракобесов, вопрошают они, и лишиться уникального научного материала? Оппоненты отвечают: «Мы мракобесы? И это лишь потому, что просим не тревожить прах наших предков? Почему вы не копаете останки своей прабабушки? Для вас это аморально? Но также и для нас аморально, когда достают из земли нашу прародительницу!»

Ситуация крайне любопытная: научный подход к реальности вошёл в противоречие с мировоззрением целого народа. К чему это приведёт? Кстати, толкователи алтайского эпоса обращают внимание, что «зона влияния» Белой Госпожи распространяется далеко за пределы их региона. В пророчествах, пусть и в образной форме, говорят они, описаны события на Украине. И даже более глобальные катаклизмы, вплоть до мировой войны. А в татуировках мумии, считают шаманы, скрыта важная для человечест-ва информация. Просто время для её расшифровки ещё не пришло.

Самые известные мумии мира

«Принцесса Укока»

Где находится : Национальный музей им. Анохина (Горно-Алтайск, Россия).

История: Найдена в ходе раскопок в 1993 г. Захоронение сделано в V-III вв. до н. э. В могиле помимо мумии лежали останки коней с сёдлами и сбруей, что говорило о высоком статусе женщины. Но позже академик В. Молодин опроверг мнение, что это «принцесса»: «Мумия принадлежит представительнице среднего социального слоя». На требования общественности захоронить мумию учёные отвечают, что это собственность Минкультуры и решение должно приниматься на федеральном уровне.

«Принцесса Укока» найдена в ходе раскопок в 1993 г. Захоронение сделано в V-III вв. до н. э. Фото: РИА Новости / Александр Кряжев

Где находится : Долина Царей (Луксор, Египет).

История: Этот фараон правил Египтом в 1332-1323 гг. до н. э. и ничем особо не выделялся. Знаменит тем, что его гробница, вскрытая в 1923 г., оказалась почти не тронутой грабителями и сохранилась до наших дней. В ней найдено много предметов и произведений искусства той эпохи.

С именем Тутанхамона связывают легенду о «проклятии фараонов». Вслед за вскрытием саркофага последовала череда несчастных случаев, приведших к гибели 22 человек, так или иначе причастных к исследованиям.

Тутанхамон. Фото: www.globallookpress.com

Где находится : Иволгинский дацан (Бурятия, Россия).

История: 15 июня 1927 г. бывший глава буддистов Восточной Сибири погрузился в состояние глубокой медитации, приказав ученикам «навестить его спустя 30 лет». Тело поместили в кедровый ящик и закопали. В 2002 г. его извлекли и не обнаружили никаких посмертных изменений и признаков разложения. Учёные объяснений феномену не нашли. Сейчас тело Итигэлова хранится в монастыре близ Улан-Удэ и служит объектом поклонения тысяч паломников. Буддисты считают, что он до сих пор жив. С его «возвращением» связывают поднятие уровня и качества жизни в Бурятии.

Хамбо-лама Итигэлов. Фото: Кадр youtube.com

Эци (Тирольский ледяной человек)

Где находится : Археологический музей Южного Тироля (Больцано, Италия).

История: Обнаружена в 1991 г. двумя немецкими туристами в Альпах. Старейшая мумия человека, найденная в Европе, её возраст — 5300 лет. Некоторые учёные считают, что при жизни Эци был колдуном: при нём найден амулет. С мумией связывают гибель 7 человек.

Эци. Фото: Commons.wikimedia.org

Ленин

Где находится : Мавзолей Ленина (Москва, Россия).

История: Основатель партии большевиков и советского государства умер в 1924 г. Его тело было решено сохранить путём бальзамирования. Историки считают, что идея принадлежала Сталину , который хотел создать новую религию для пролетариата. Но есть мнение, что в те годы многие верили: скоро учёные научатся воскрешать мёртвых и Ленина оживят. Сейчас мумию регулярно подвергают обработке. Эксперты считают, что при должном уходе она может сохраняться сколь угодно долго. Есть много мумий, забальзамированных аналогичным способом: это врач Н. Пирогов , политики Хо Ши Мин, Мао Цзэдун, Ким Ир Сен, Ким Чен Ир и др.

Репродукция картины "В.И. Ленин в Мавзолее". Народный художник РCФСР Евгений Александрович Кацман. Центральный музей В.И. Ленина в Москве. Фото: РИА Новости / С. Коган

Многим известна мумия женщины, которая была найдена на Алтае и стала носить имя Алтайской принцессы Укока Очы-Бала . После того как принцессу достали из естественного места захоронения, где она покоилась более 2 тысяч лет, её переместили в Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, в Новосибирском Академгородке, где она находилась вплоть до 2012 года. В настоящее время мумия женщины находится в Национальном музее имени Анохин.

Вокруг принцессы Укока ходит много слухов и . На самом деле никто точно не знает — кем была Алтайская принцесса и как её звали. Принцесса Укока Очы-Бала — это имя, которое дали мумии журналисты и жители Республики Алтай. Укок — от имени плато, где она и была найдена. Принцесса была раскопана в могильнике Ак-Алаха в 1993 году. Судя по тому, как она была захоронена и где, археологи и исследователи с большой вероятностью утверждают, что Очы-Бала была влиятельной женщиной, отчего и получила прозвище принцесса. Местные жители верят в то, что археологами была найдена их богиня-прародительница Кыдым.

Благодаря холодному климату Алтая, Принцесса Укока очень хорошо сохранилась. Во время раскопок её нашли замурованной в куске льда. На знатность особы указывало всё — шесть коней вместе со сбруей, украшениями и сёдлами, которые были похоронены вместе со своей хозяйкой, деревянная колода, заколоченная бронзовыми гвоздями. На самой принцессе были шелковая рубашка, шерстяная юбка, войлочные носки, шуба и парик. Кроме того, на теле молодой женщины были найдены многочисленные татуировки. Судя по всему, принцесса была похоронена в V-III веках до нашей эры, когда на Алтае была развита Пазырыкская культура. Умерла принцесса в молодом возрасте, когда ей было около 25 лет.

Видео. Ученые восстановили облик жившей 2500 лет назад женщины:

Документальный фильм. Месть Алтайской принцессы:

Скифы- название применяющееся к некоторым племенам и народам, обитавшим в Восточной Европе, Средней Азии и Сибири в эпоху античности и времена Великого переселения народов.

Кто же они такие скифы?

Все помнят со школьной скамьи известные строки Александра Блока:

Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы,
С раскосыми и жадными очами!

(«Скифы» Александр Блок)

Вот такой стереотип скифов и сложился у нас, что скифы- это кочевые воинственные племена монголоидной расы, что-то типа монголо-татар.

А стереотип оказался ошибочным.

Прежде всего определимся где именно жили скифы?

Вопрос о географии Скифии сложный. Различают две ее большие части: восточную, степную, между Доном и Днепром, включая северный степной Крым, занятую кочевниками, и западную, заселенную земледельческим населением -в основном до Приднестровья и частично до Буга. Западная граница расселения скифов постоянно менялась. Влияние скифской культуры распространялось в период IV-III вв. до н. э. далеко на запад, в Карпато-Дунайскую область и фракийский мир, и на север. Более стабильной была восточная граница расселения скифов. По сведениям Геродота, она проходила по Дону, разделявшему скифов с сарматами.

В горных долинах Алтая: Пазырык, Укок и на Кош-Агачском плато, жил древний народ (его самоназвание не зафиксировано у древних авторов), известный по памятникам пазырыкской культуры. В центре Южной Сибири, в Хакасско-Минусинском районе по обоим берегам Енисея, в пределах степных и лесостепных долин и на север до линии Красноярск -Ачинск - Мариинск располагалась территория татарской культуре -наиболее мощного центра культуры скифского мира на востоке. В верховьях Енисея и долине Тувы жили племена уюкской культуры. Наконец, восточную часть скифо-сибирского мира занимала культура ордос в Восточной Азии.

Из этого перечисления очевидно, что в скифскую эпоху европейские и азиатские степи и прилегающие к ним лесостепи, полупустыни, горные долины и предгорья были заселены различными племенами в основном иранской языковой группы. В схеме классификации языков скифский язык относится к древнеиранским, а сарматский и аланский языки - к среднеиранским языкам.

Археологический материал отмечает сходство предметов изобразительного искусства (вооружение, детали конской сбруи и произведения искусства) как из южнорусских курганов скифской знати, так и из курганов, раскопанных в Южной Сибири.

В степях Евразии в скифское время наряду с местными культами сложились имеющие древнюю подоснову общие скифо-сибирские культы: предков, животных, солнца, растительных сил природы (Древа жизни), а позднее, с V в. до н. э.,- культ огня. Они были отражением представлений о мире, о Вселенной, идеи борьбы добра и зла, обожествления солнца и других сил природы, таинства круговорота в природе. Отголоски этой сложной мифологической системы прослеживаются прежде всего в погребальном обряде и искусстве так называемого звериного стиля, которые являются убедительным доказательством идеологического единства культур и народов скифо-сибирского мира.

Среди этого окружения можно выделить культуры скифского облика, настолько близкие к группе основных культур, что их инвентарь фактически ничем не отличался от скифского. К ним можно отнести культуру лесостепной Скифии, милоградскую и ананьинскую культуры на периферии скифов, на юге культуры скифского времени Узбекистана, на востоке-культура скифского времени Забайкалья. Наконец, можно отметить культуры со специфическим обрядом погребения, устройством погребальных сооружений, керамикой, хозяйственным инвентарем. Но и в них ощущается влияние скифо-сибирского звериного стиля, скифских форм предметов вооружения, бронзового и железного инвентаря. Это саргатская культура в Барабе, большереченская на Оби, культуры Красноярско-Канского района и Южного Приангарья. К тому же этнический и языковой состав этого древнего населения не был единым, здесь были и финно-угры, как, например, ананьинцы, и, возможно, прототюрки - к востоку от Енисея.

Таким образом:

Основными носителями культуры скифо-сибирского мира были древние индоиранцы. По соседству с ними жили народы финно-угорской, самодийской, протославянской, прототюркской и других групп. Культура этих народов была близка скифской вследствие взаимопроникновения из-за происходящих в то время миграционных процессов.

Как выглядели скифы?

Индоиранцы- это представители индо-европейской расы, т.е. выглядели они как мы с вами. Хорошее доказательство этому предположению является находка на плато Укок мумии молодой женщины, которую прозвали "алтайская принцесса" или "скифская принцесса".


Так выглядела принцесса Укока при жизни (реконструкция ученых)


Вкраце история такова:в 1993 году новосибирские археологи проводили раскопку кургана на плато Укок и обнаружили хорошо сохранившуюся мумию девушки. Колода, в которую было помещено тело похороненной, была заполнена льдом. Именно поэтому мумия женщины хорошо сохранилась. В камере обнаружили шесть коней под сёдлами и со сбруей, а так же деревянная колода из лиственницы, заколоченная бронзовыми гвоздями. Исследования показали, что захоронение относится к периоду пазырыкской культуры Алтая, сделано в 5-3 веках до нашей эры.Она была одета в шелковую рубашку, шерстяную юбку, войлочные носки, шуба и парик, на ее руках имелись узорчатые татуировки. Рост девушки около 172 см. Находку перевезли в Новосибирск, хотя местные жители были категорически против-нельзя тревожить прах предков. В Новосибирске мумия стала катастрофически чернеть (т.е. пошел процесс разложения тканей), ученые испугались и обратились за помощью в Москву в НИИ, который занимался мумифицированием тела Ленина. Ученые взялись восстановить кожный покров принцессы. В процессе этой работы конечно же взяли образцы тканей на исследования ДНК и обнаружилось, что принцесса не имеет отношения к тюркским народам и принадлежит к индо-европейской расе.

Эти данные подтвердила и реконструкция лица по черепу. Генетически населявший в то время народ близок к современным селькупам. Она умерла в молодом возрасте (около 25 лет от роду) и принадлежала к средним слоям пазырыкского общества. Поскольку алтайцы относятся к монголоидной расе, они с возмущением восприняли информацию ученых, посчитали, что так их лишают наследия предков.

Однако не существует особого гена, отвечающего за расу. До половины популяции алтайцев имеют Y-хромосому, принадлежащую к гаплогруппе R1a, условно считающейся восточноевропейской. С другой стороны, в разных погребениях пазырыкской культуры обнаруживаются черепа, характерные как для монголоидов, так и для европеоидов, а также промежуточные варианты. Таким образом, нет причин для сомнения в генетической связи народа пазырыкской культуры с современными народами региона.

Сильнейшее за последние полвека наводнение на Алтае вновь дало повод местным жителям заговорить о проклятии "принцессы Укока". Так коренные алтайцы называют мумию женщины, найденную археологами в 1993 году на священном плато Укок. По их мнению, потревожив гробницу, ученые навлекли на Алтай несчастья. Недавно группа алтайских общественников вновь обратилась к властям с просьбой захоронить "принцессу", чтобы избежать новых стихийных бедствий.

Авторы обращения из партии "Воля" утверждают: с тех пор, как "принцессу" извлекли из могилы, Алтай охватили лесные пожары и ураганы, а уровень самоубийств и заболеваемости заметно выросли. Участились землетрясения, которых до этого не было сто лет. Сторонники захоронения напомнили, что с самого начала вскрытие гробницы сопровождали дурные предзнаменования: небо в этот день сотрясали гром и молнии. Когда же археологи пытались вывезти мумию в Новосибирск, у их автомобилей отказали двигатели, а вертолет не взлетел.

Этим летом от катастрофического паводка на Алтае уже пострадали более 40 тысяч человек. Разрушены плотины, мосты, гидроэлектростанция, затоплены сотни населенных пунктов. Тысячи местных жителей остались без крыши над головой. Несколько человек погибли. Губернатор Алтайского края уже заявил, что регион ранее не знал бедствий такого масштаба. Среди местных жителей опять пошли разговоры о мистической подоплеке наводнения, а газеты запестрили сенсационными расследованиями.

Алтайские общественники вдруг вспомнили, что накануне наводнения "принцесса" явилась во сне одному из нашедших ее археологов и пообещала сама приплыть на родину, если ее не захоронят. Некоторые местные журналисты поторопились сообщить, что вода добралась до зловещего экспоната в Национальном музее Горно-Алтайска и едва не унесла его с собой. Но сами музейщики эту информацию опровергли и заверили всех, что мумия в безопасности.

Теперь сторонники захоронения пугают население новой мировой войной, которая наступит, если "воля принцессы не будет исполнена". В пример они приводят широко известную легенду о могиле Тамерлана, сразу после вскрытия которой в 1941 году началась Великая Отечественная.

Алтайский Тибет

Алтайские шаманы называют мумию своей прародительницей – принцессой Кыдын, покровительницей Алтая, которую почитали во все времена. Последователи народных алтайских верований полагают, что женщина была жрицей и ушла из жизни добровольно, чтобы из своего погребального кургана защищать Землю от злых духов. По одному из преданий, Кыдын стояла на страже врат подземного мира и не давала выходить на поверхность тварям, питающимся страхом людей и разрушающим гармонию существования.

В татуировках мумии, по мнению шаманов, скрыта важная для человечества информация, но время для их расшифровки еще не пришло. Некоторые даже утверждают, что "принцесса" - живая женщина, которая спит, но может проснуться, если не вернуть ее на место захоронения.

За последние двадцать лет история алтайской мумии обросла таким количеством мифов, что пересказывать их можно бесконечно. Одни называют ее убитой дочерью скифского шамана, другие – могущественной колдуньей. Это не удивительно, ведь само плато Укок, где было найдено захоронение, издревле было окутано ореолом сакральности и мистики.

Алтайцы называют Укок "началом небесного свода", где мир людей соприкасается с миром богов. Здесь запрещено резать скот, распивать спиртное, мусорить и даже громко кричать. Нарушение этих табу считается святотатством. В разные времена здесь пытались найти золото скифов и даже ворота в легендарную Шамбалу.

Очевидное и невероятное

Могилу "праматери алтайского народа" в 1993 году обнаружила группа новосибирских археологов. Мумия молодой девушки покоилась в ледяной линзе и потому хорошо сохранилась. Ученые установили, что девушка жила более 2 500 лет назад и умерла в возрасте примерно 25 лет. Никакой принцессой, по мнению экспертов, она не была и принадлежала, скорее, к средним слоям скифского общества. Мало того, согласно анализу ДНК, девушка имела индоевропейское, а не тюркское (алтайское) происхождение.

Ученые недоумевают: в середине прошлого века на пазырыкских курганах они нашли несколько не менее ценных и интересных мумий, которые сейчас хранятся в Эрмитаже. Но почему-то про них алтайская общественность не вспоминает. Зато любое чрезвычайное происшествие в регионе, выборы или дефицит местного бюджета неизбежно сопровождает шумиха по поводу захоронения "принцессы".

Винить во всех бедах ни в чем не повинные кости стало на Алтае едва ли не традицией. Кроме того, мумия Кыдын давно превратилась в один из брендов региона и чем дальше, тем больше ее захоронение будет противоречить интересам региона. Ведь на мистический экспонат в республиканский музей едут смотреть туристы со всей страны. Так что в истории с "принцессой Укока" точку ставить еще рано.

Ульяна Иванова


Принцесса Алтая (Укока )

- данное журналистами и жителями Республики Алтай название мумии женщины, обнаруженной в 1993 году археологическим отрядом под руководством Натальи Полосьмак в кургане Ак-Алаха-3 на плато Укок(Республика Алтай). Это одно из самых значимых открытий российской археологии конца XX века.

Курган представлял собой полуразрушенный памятник, который еще в древности пытались ограбить. В наше время памятник подвергся разрушению в связи с сооружением пограничных коммуникаций.

В ходе раскопок археологи обнаружили, что колода, в которую было помещено тело похороненной, заполнена льдом. Именно поэтому мумия женщины хорошо сохранилась.

Исследования показали, что захоронение относится к периоду пазырыкской культуры Алтая, сделано в 5-3 веках до нашей эры. Исследователи считают, что генетически населявший в то время народ близок к современным селькупам и уйгурам. Она умерла в молодом возрасте(около 25 лет от роду) и принадлежала к средним слоям пазырыкского общества.

На теле женщины обнаружены хорошо сохранившиеся татуировки. В кургане также обнаружены вещи, домашняя утварь и т.д.



Некоторые жители Горного Алтая после обнаружения мумии стали требовать запрета раскопок на Алтае и перезахоронения мумии. Они заявили, что алтайцы всегда знали место захоронения этой женщины, якобы«принцессы Кадын», и поклонялись ей как прародительнице алтайского народа. Однако при проверке все эти факты не нашли подтверждения.

В настоящее время мумия хранится в Институте археологии и этнографии СО РАН (Новосибирск ).

Знаки на теле принцессы, детали захоронения говорят о принадлежности к жреческим слоям высокого уровня населявших в те времена Центральную Азию скифов

Фотография мумии принцессы Укока


Специалисты установили, что так принцесса Укока выглядела при жизни


Национальный музей с почетом примет укокскую «принцессу »

В Республике Алтай приступили к реконструкции Национального музея Республики Алтай им. А.В. Анохина, которому должна быть передана на хранение мумия пазырыкской женщины из кургана Ак-Алаха-3 на плоскогорье Укок, обнаруженная в 1993 году. В течение 2008-2009 года должно быть построено новое здание музея, со специально оборудованным залом для мумии и сопроводительного погребального инвентаря. О работе Национального музея во время реконструкции рассказала корреспонденту Regrus.info директор Национального музея Республики Алтай им. А.В. Анохина Римма Еркинова.



- Расскажите об основных итогах работы музея в прошедшем году? Что было наиболее важным и жизни музея?

- Истекший год примечателен тем, что в апреле 2007 года к нам приезжал руководитель Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия Борис Боярсков. Он посещал Республику Алтай, знакомился с археологическими памятниками, музеем, музейными фондами, их сохранностью и безопасностью. Он сказал:«Неплохо ! Я не ожидал, что есть такой музей в Республике Алтай». Он увидел наши уникальные фонды – коллекции картин выдающегося алтайского художника, ученика И.И. Шишкина Г. И. Чорос-Гуркина, и очень удивился богатой коллекции. Мы воспользовались его визитом для решения нашей старой проблемы. В 1945 году на основания распоряжения Алтайского краевого совета трудящихся временно из фондов музея взяли на экспонирование в Барнауле гуркинские работы: 227 картин и более 2000 уникальных рисунков. Часть картин вернули, но рисунки так и остались. Сегодня они хранятся в Государственном художественном музее Алтайского края. Он дал распоряжение своим работникам изучить этот вопрос, чтобы рисунки художника вернули в наш музей.


В истекшем году музей выпустил несколько своих изданий. В числе которых был издан каталог работ самобытного алтайского художника Н.И. Чевалкова. Его работы хранятся в Бийске, Барнауле, Омске, Новосибирске, Иркутске. Нами впервые были опубликованы в полном объеме его работы и 35 писем, написанных своему учителю В. Гуляеву в 1920-е годы и до сих пор не опубликованные. К тому же этот труд открывает совсем забытого Чевалкова – иллюстратора школьных учебников.



В конце года мы сделали выставку талантливого алтайского художника Владимира Запрудаева, рано ушедшего из жизни и издали небольшой каталог. Мы собрали его картины с частных собраний и из Бийского краеведческого музея. Этой выставкой мы закончили наш год. Также мы впервые в 2007 году проводили«музейную ночь», которая очень понравилась посетителям, особенно молодежи. Нас постоянно спрашивают, когда будет следующая«музейная ночь».



В 2007 году мы продолжали восстановление усадьбы художника Г.И. Чорос-Гуркина в селе Анос Чемальского района Республики Алтай, где он жил и работал. Это до революции было одно из самых известных мест в Сибири. Его картины вошли в первые художественные коллекции многих Сибирских музеев. Ну и конечно, в 2007 году мы жили в ожидании начала реконструкции нашего музея.



- Как Вы восприняли решение о том, что будет построено хранилище для укокской мумии?

- Мы ожидали этого решения. Но когда меня пригласили в правительство и сообщили, это была большая радость. Это было перед крещением, перед 19 числом, и мы восприняли как добрый знак. Мы благодарны нашей укокской«принцессе ». Если бы ее не нашли, то вопрос о реконструкции музея еще дольше бы продлился. Вопрос реконструкции музея и возвращения мумии оживленно обсуждают в Горно-Алтайске, в газетах, на телевидении, по радио. Он всех волнует и интересует.



- Как строительство отразится на работе музея в 2008 году?

- Мы должны быть готовым к своего рода«эвакуации » фондов музея и рассматриваем помещения, отвечающие требованиям сохранности и безопасности музейных предметов и коллекций. Еженедельно проходит совещание на уровне министра регионального развития Республики Алтай, главного архитектора проекта и подрядчика. Проект очень интересный. Деньги отпущены большие. Освоить такой солидный объем в течение одного года очень трудно и строительство будет напряженным.


- Будут ли работать временные экспозиции музея во время строительных работ?

- В новом драмтеатре, где есть хороший выставочный зал, возможно, мы будем проводить художественные выставки. Исторические коллекции не будут развернуты из-за недостатка места.


В музей Алтая вернут знаменитую Принцессу Укока...


Нам исполняется в этом году 90 лет. Первые коллекции были приобретены в октябре 1918 года по инициативе Г.И. Чорос-Гуркина, и от этого мы отсчитываем историю музея. Юбилейные мероприятия мы перенесли на будущий год в новый музей. Оставили только проведение в октябре традиционных«Анохинских чтений», потому что приглашения были разосланы уже в декабре 2007 года.

- Каким с Вашей точки зрения будет музей после завершения строительства?

- Сегодня музей посещает 25 тысяч человек в год, и динамика положительная. Думаю, что после реконструкции в 2-3 раза увеличится посещение музея. В новом музее будет зона отдыха, кафе, сувенирная лавка и так далее, и можно будет после дальней дороги отдохнуть и спокойно походить по музею. Мы это все предусмотрели.

Загадка смерти алтайской принцессы, остаётся не раскрытой....



Для мумии создается отдельное хранилище – мавзолей. Так мы условно его называем. Но не как в Новосибирске, где она лежит в стеклянной витрине, вокруг нее можно ходить кругами и глазеть. Музейный показ человеческих останков должен делаться с большим тактом и уважением человеческого достоинства, которые присущи всем народам. В сознании местного населения«Принцесса Укок» воплощает в себе образ Прародительницы и древней Покровительницы алтайских народов, грубое обращение по отношению к которой и, в особенности, насильственный отрыв ее от родной земли воспринимаются до сих пор очень болезненно и остро. Раскопки на плато Укок еще раз заострили проблему непоправимости ошибок в сфере распоряжения культурным наследием.

Тело женщины пазырыкской культуры будет лежать в саркофаге в специальном зале, где будут экспонироваться ее одежда, головной убор и другие погребальные предметы. Рядом будет реконструкция, может быть, одного из моментов жизни Укокской принцессы, или момент её захоронения.

- Как Вы полагаете, будет ли мумия возвращена в музей в будущем году?

- Этот вопрос интересует все население Республики Алтай и наших гостей. В Вашей статье мы прочитали, что академики Вячеслав Молодин и Анатолий Деревянко согласны передать мумию, если будут созданы условия для хранения. Я сама участвовала в переговорах республиканского Министерства культуры и Сибирского отделения РАН в Академгородке, в 1998 году. Они согласились с передачей мумии, если будут созданы условия для ее хранения. Стоял тогда вопрос возврата только одной мумии, без сопроводительного инвентаря. Мы считаем, что это не соответствует ни этическим, ни юридическим нормам.

Но, тем не менее, мы начали готовить помещение. Когда оно было готово на 80%, местное Министерство культуры поставило вопрос о возвращении мумии. В ответ было заявлено, что Институт археологии и этнографии превысил свои полномочия, участвуя в переговорах, и этот вопрос будет рассматриваться на уровне Президиума СО РАН.

Эта ситуация с возвращением мумии обострилась вновь в 2003 году, во время землетрясения. Тогда было несколько тысяч обращений. Простые жители и депутаты от пострадавших районов писали во все инстанции о том, чтобы вернуть на место алтайскую мумию. В сознании народа это не только«биологический объект», как говорят ученые, а это принцесса, прародительница. Говорят даже, эпическая Очи-Бала – девушка-богатырка, которая спасла свой народ во время нашествия иноземных врагов.

Возвращение её - очень болезненный вопрос. Конечно, были и дискуссии о захоронении мумии, но я, как музейный работник, хранитель культурного наследия настаивала на том, чтобы привезти в музей, создать все условия для её хранения. Многие соглашались с моими доводами. Спасибо им и всем людям, и нашим друзьям из Германии, Швейцарии, Италии, Америки, Японии и Кореи, которые искренне желали увидеть её на Алтае, и даже хотели создать фонд её имени, собрать деньги для строительства мавзолея. Я думаю, что они будут рады и сегодня помочь нам в решении некоторых вопросов.

Укокская принцесса является неотъемлемой частью культурного наследия народов Республики Алтай. Мы относимся к ней с большим почтением. И когда ее будут торжественно вносить в Национальный музей, будут соблюдены все почести, полагающиеся для такой особы.

- Как Вы считаете, возврат мумии увеличит значение музея?

- И сейчас Национальный музей играет большую роль. У нас музей комплексный, есть хорошие коллекции по археологии, этнографии, природы, прекрасное художественное собрание. Когда к нам приезжали сотрудники из Русского музея, которые курируют художественные музеи России, то они удивились нашей небольшой, но грамотно подобранной коллекции. Мы не только храним, но и приобретаем работы художников. Они нас включили в список художественных музеев России, что для нас очень важно.

Естественно, значимость музея с привозом мумии еще больше поднимется. Мы можем стать одним из чудес России. На Алтае нельзя отдыхать как в Турции, или Египте, лежать на горячем песке, купаться в море. Здесь природой созданы уникальные условия для активного, познавательного туризма. И музей станет отправной точкой на все маршруты по явным и тайным тропам Алтая

- Организует ли музей собственные археологические экспедиции? Какие есть планы в изучении археологического наследия и участия в охране памятников?

- В 1980-е годы музей имел собственный археологический отряд. У музейных археологов были Открытые листы и они выезжали на аварийные раскопки при строительстве дорог или кошар. В 1990-е годы в связи с отсутствием средств наши экспедиции перестали работать. Археологические экспедиции сейчас могут себе позволить крупные научные центры, как Новосибирск, Кемерово, Барнаул и т.д. Национальный музей наряду с нашим госуниверситетом, Институтом алтаистики в будущем должен иметь свою археологическую экспедицию.

Я думаю, что наше Правительство не упустит шанс дать возможность местным ученым достойно участвовать во всех проектах, связанных с археологическими раскопками.

Нам не очень нравится отношение некоторых ученых, которые считают, что будто бы большая наука не может развиваться в республике. Рано или поздно мы возобновим работы на курганах в силу того, что зона расселения и строительства из-за интенсивного роста туриндустрии увеличивается. Археологические находки должны храниться и выставляться в Национальном музее. Для этого строятся дополнительные хранилища, лаборатории, экспозиционно-выставочные залы, соответствующие мировым стандартам.

Уроки истории:

Загадочную мумию алтайской принцессы Укок, которая пролежала в стенах музея Института археологии и этнографии СО РАН семнадцать лет, в ближайшем будущем вернут из Новосибирска восвояси - на Алтай. Вполне конкретные разговоры об этом, а не слухи, начались еще весной, а в начале лета окончательно прояснилось, что принцессу увезут в Национальный музей Республики Алтай после того, как там будет завершена реконструкция. Договоренность об этом была достигнута в начале июня в ходе встречи министра культуры Республики Алтай Владимира Кончева с директором Института археологии и этнографии СО РАН, академиком Анатолием Деревянко. Договора о передаче мумии пока нет, но, как заметили в СО РАН, он должен появиться сразу после того, как только специалисты осмотрят условия хранения ценного экспоната в музее.
Напомним, мумия, возраст которой более 2,5 тысячи лет, была найдена экспедицией новосибирского археолога Натальи Полосьмак на высокогорном плато Укок в 1993 году. Находку признали одним из самых значимых открытий российской археологии, после чего передали в Институт археологии и этнографии.
С тех пор ведутся постоянные споры о том, где должна храниться мумия - в Новосибирске или Горно-Алтайске. За семнадцать лет «новой жизни» принцессы чего только не было. После того как на Алтае случилось сильное землетрясение, некоторые алтайские депутаты и чиновники обвинили во всем новосибирцев. Мол, это расплата за то, что прародительницу потревожили. Затем алтайцы стращали новосибирцев плохой погодой: дождливым летом и холодной зимой. Якобы и погода, точнее непогода, тоже из-за принцессы буйствует. Мумия притянула к себе не только алтайских депутатов, морозы и дождь, но и иностранцев. Несколько лет назад жительница английского города Честелхема Сильвия Чарльзвуд приехала в Новосибирск, чтобы поднести принцессе шелковый платок на голову. Якобы Сильвия общалась с духом мумии, и тот ей сказал, что зовут принцессу Умай. И не принцесса она вовсе, а жрица. Во время общения она попросила пожилую англичанку привезти ей в Новосибирск шелковый шарфик, дабы укрыть им голову, некрасиво это как-то - нагой лежать на все обозрение. Впрочем, говорил дух с Сильвией не только о шарфиках, а о целенаправленном противодействии политике бывшего президента США Джорджа Буша (еще старшего). Умай считала, что насилие Буша способно привести к тотальному уничтожению Америки, которое повлечет за собой кризис всей цивилизации.
ДУХ принцессы просил собираться женщин в круги и пропитываться Любовью, Радостью и Благодарностью, дабы противостоять Злу и Насилию. Кто его знает, сможет ли теперь Сильвия так спокойно общаться с принцессой, которую увезут в Горно-Алтайск, все ж таки такая связь потоньше сотовой будет.
Впрочем, как заметил один из экспертов «Новой Сибири», пожелавший не раскрывать себя, отношение к мумии и курганам может быть разное, и на Алтае в том числе. Кто-то борется за то, чтобы принцессу если не захоронили, то хотя бы привезли назад. Другим на древние курганы и все, что с ними связано, вообще наплевать. Буквально на днях жители одного из поселков Венгеровского района использовали для удобрения землю с древнего кургана, где археологи вели раскопки. Из-за этого древний памятник стал осыпаться. В милиции состава преступления не обнаружили. Оказалось, что жители даже не знали, что живут рядом с древним курганом.
Как полагают эксперты, передача мумии - это не боязнь археологов плохой погоды или того, что Сильвия Чарльзвуд не сможет общаться с ней. Дело даже не в добром соседском жесте. Это решение как минимум на уровне руководства региональных правительств, а, скорее всего, на уровне Министерства культуры Российской Федерации.
Как заметил чиновник одной из федеральных служб, передача находок подобного уровня может решаться только на самом высоком уровне. При этом собеседник напомнил, что мумию нашли 17 лет назад, а в то время, скорее всего, еще действовало законодательство, согласно которому все ценности, найденные при раскопках, принадлежали государству.
С подобной точкой зрения согласна директор музея истории развития народного образования Новосибирской области Валентина Орлова:
- Это ведь памятник республиканского значения, поэтому, скорее всего, вопрос о передаче мумии на Алтай сначала решался между правительствами Новосибирской области и Алтая, а потом на уровне Министерства культуры Российской Федерации. А вообще, я не сторонник того, чтобы передавать такие находки из одного музея в другой. Зачем? Какой смысл в перевозке, если памятник архитектуры правильно хранится? Это ведь не достояние отдельной республики, а всей страны! Но, с другой стороны, в решении данного вопроса присутствовали межэтнические споры. Здесь все достаточно сложно: это уже сугубо политический вопрос, - прокомментировала Валентина Орлова.
Заместитель директора по науке музея истории СибВО Юрий Фабрика заметил, что передача экспоната из музея в музей - дело очень трудоемкое:
- У нас, к примеру, обменного фонда нет, поэтому мы с музеями своими экспонатами не меняемся. Так же, как не имеем права покупать экспонаты, если вдруг в музей поступит обращение о покупке. Был один очень неприятный случай, когда к нам принесли шапку госополченца русско-турецкой войны 1877–1878 годов, а мы не смогли ее купить - правила не позволяют, ну и денег, естественно, не было. В целом же для того чтобы отдать или поменять ценную вещь, необходим ее аналог. У нас такого никогда не было. В основном же наши экспонаты пополняются за счет горожан, - прокомментировал Юрий Фабрика.
После долгих лет споров, где должна храниться мумия, представители музейной общественности все-таки склоняются больше к тому, чтобы ее передали наконец на Алтай. Мол, надоели уже с этими обидами. Правда, будет ли эта передача бескорыстна или археологам позволят вновь приступить к редчайшим раскопкам, которые пока приостановлены из-за поправок в местном законодательстве, - пока непонятно. И еще, не приведет ли репатриация принцессы к цепной реакции: не заявятся ли завтра в Новосибирск якуты с требованием вернуть мамонта из краеведческого музея на его историческую родину?