Рисуем живые эмоции. Основы анимации: как рисовать эмоции с помощью простых изменений в лице

  • 30.04.2019

Как нарисовать эмоции. Эмоции в портрете карандашом

В этом уроке мы рассмотрим как изменятся лицо человека, выражая различные эмоции. При выражении раных эмоций меняется взгляд, зрачки (сужаются или расширяются), поднимаются уши, губы растягиваются в улыбке или наоборот сужаются, и так далее:) Ниже представлены этапы написания портрета человека, наполненного такими эмоциями, как счастье, страх, презрение или ненависть, злость или гнев

Как нарисовать страх, как нарисовать испуг карандашом.

Начинаем рисунок с осевой тонкой линии, сразу определяем габариты головы.
Делим осевую линию на три равные части
Легкими линиями определяем кончик носа, направление бровей, крвизну глаз.
С помощью штриховки рисуем брови, зрачки. Глаза буду чуть-чуть расширены (от страха:)
С помощью штриховки лепим форму носа
Рисуем волосы и уши нашему персонажу, наносим штриховку на них
Рисуем рот, который будет перекошен, тем самым будет передаваться эмоция страха. Когда человек чего-то боится образуется складка между бровями. Наносим штриховку на всю поверхность нашего рисунка. Все, с изображения на вас смотрит испуганный человек

как нарисовать счатсье на лице человека

Начинаем рисунок с начертания осевой тоненькой линии карандашом, определяем габариты головы
Осевую линию делим на три равные части как и предыдущем этапе
Определяем форму головы легкой линией
Сильно не нажимая на карандаш, прорисовывем брови, нос, определяем разрез глаз
С помощью штриховки рисуем брови, зрачки. Глаза будут максимально сужены. Когда человек улыбается, вокруг образуются складочки
Рисуем рот, на щеках появятся слегка заметные ямочки, появятся ярко выраженные щеки. Рисуем уши. С помощью штриховки лепим всю нашу голову.
Нашему персонажу добавляем прическу, одеваем его. Наш рисунок готов.

Как нарисовать презрение, высокомерие

Как всегда начинаем с осевой линии. Сразу определяем габариты головы модели.
Осевую линию делим на три равные части. Это будет уровень бровей и нос.
Рисуем карандашом очертание головы
Рисуем нос и брови, намечаем шею с воротником
Рисуем глаза. Хочу обратить внимание на то, что разрез глаз будет слегка сужен. Сразу наносим штриховку на газа, наш рисунок начнёт оживать.
Намечаем складки у глаз. Потому что когда человек щурится у него образуется масса складок. Рисуем рот с чуть-чуть виднеющимися зубами. Намечаем подбородок.
Рисуем волосы и уши нашему персонажу
Заключительный этап наносим штриховку на всю поверхность нашего рисунка, места где проходит тень штриховку наносим более интенсивно. Наш рисунок готов.

Как нарисовать гнев, злость в портрете

Чертим осевую линию, где будет расположена наша голова
Делим ось на три части карандашом. Части должны быть равны
Легкими линиями определяем кончик носа. С помощью штриховки рисуем брови. Самая важная часть лица в этой эмоции это брови. Они будут иметь острые очертания.
Рисуем глаза. Брови будут нависать над глазами. С помощью штриховки показываем форму носа
Рисуем волосы и уши.
Рисуем рот. Верхней губы практически не будет видно. Рот будет максимально сжат. Наносим штриховку. Наш рисунок готов.
Все рисунок готов! Перед вами человек в гневе нарисованный карандашом

Мы видим миллионы глаз, ртов, носов, ушей и подбородков в этом мире, и каждый из них особенный. При этом, чтобы рисовать мультяшные лица, достаточно знания основ. Как только вы их освоите, добавьте к этому понимание глубины, затем следите, чтобы рисунок головы выглядел объемным (3D), а также овладейте техникой прорисовки из любого ракурса. Если вы умеете все это делать - замечательно! Однако если вы действительно хотите привлечь внимание к своему искусству, вам придется овладеть техникой, которая позволит "оживлять" персонажей с помощью выражения лица!

Кто угодно может нарисовать лицо. Рисуете окружность, добавляете несколько точек и линий - и любой взглянувший на ваш рисунок скажет, что это лицо. С одной стороны кажется, это сделать так легко, а с другой может быть очень сложно, когда появляются чувства и эмоции...

Выражения лица человека

Выражение лица человека, также как и тон голоса, легко изменить. Выражения появляются на лице не только в результате сокращения определенных мышц; на самом деле одновременно сокращаются одни мышцы, а противоположные им расслабляются. Например, одни и те же группы мышц задействованы и в смехе, и в улыбке, однако с разной интенсивностью.

Если я попрошу вас точно назвать все чувства, которые вы видите на картинке внизу, что вы скажете?


Я знаю, что вы ответите. Вы наверняка скажете, что видите изображение спокойствия и размышления. Возможно он о чем-то задумался. В действительности все не так! На этой картинке мы видим полное отсутствие эмоций, так как не задействован ни один мускул. Так как нет эмоций, наверное самым лучшим описанием станут слова "спокойное" и "расслабленное".

Совершенно естественно использовать это выражение в своих рисунках. Почему бы нет? - у 80% людей именно такое выражение лица большую часть дня! Однако у людей такое выражение лица только, когда они остаются одни. Ведь когда человек смотрит на другого человека, или когда он оказывается в определенной ситуации, неминуемо возникает реакция. А на нее будет своя реакция! В мультипликации мы раздуваем этот эффект до максимума, чтобы нашей аудитории было ясно, какие именно эмоции выражены на лице.

Примитивные эмоции

Примитивные эмоции - это такие эмоции, возникновение которых, мы, человеческие существа, не особенно-то и контролируем. Это значит, что такую эмоцию не легко срежиссировать. Скажем, она возникает внезапно, в ответ на примитивный стимул.

Примитивные эмоции выражаются вне зависимости от нашей культуры, национальности или возраста. Ниже приведу вам примеры самых основных:


  • Радость (1): уголки рта подняты вверх, брови подняты, глаза широко открыты.
  • Гнев (2): уголки рта опущены вниз, брови подняты под углом, а внутренние края опущены вниз, глаза широко открыты.
  • Страх (3): рот слегка перекошен, уголки опускаются вниз, брови подняты вверх, при этом линия бровей неровная, глаза широко открыты.
  • Печаль (4): уголки рта скруглены книзу, внутренние уголки бровей слегка приподняты, верхние веки "нависают" на глаза.

Это примитивные выражения лица, которые довольно часто появляются у нас на лице в течение жизни. Для рисования мультяшных персонажей вам необходимо овладеть этими четырьмя выражениями. На их основе мы можем создать все другие эмоции.

Есть еще пара выражений, их реже относят к примитивным, при этом и они входят в группу основных выражений.


  • Удивление (5): рот маленький, наполовину приоткрыт, брови приподняты, линия бровей слегка неровная, глаза широко открыты.
  • Досада (6): рот искривлен, перекошен, брови приопущены, внутренние кончики бровей направлены вниз, глаза закрыты.

"С какой стати ты отделяешь эти два от первой группы?" - Ответ прост: Если вы обратите внимание, каждое из этих выражений является комбинацией выражений из первой группы.

Теперь, когда вы знакомы с основными выражениями, вы наверняка удивлены, почему их так мало. Все просто: у нас есть первичные цвета , и их достаточно, чтобы смешать какие угодно цвета. Точно так же из примитивных эмоций можно составить и другие выражения лица! Взгляните:

Чтобы создать сонное выражение лица, мы взяли брови из выражения радости и добавили к ним полуприкрытые глаза из печали . Здорово, не правда?


Родственные эмоции

Это еще не все! Можно создать родственные эмоции, достаточно взять наиболее похожую эмоцию и изменить только один элемент в лице, и появится еще одна эмоция!



Заметьте, что в этих двух рисунках был изменен только рот. Мы можем выразить два вида отвращения, изменив одну-единственную часть лица! (подписи на картинке: "Блин!" и "Вонь!") Ниже еще один пример:


Напоминаю, нам достаточно было изменить рот, чтобы создать необходимую эмоцию. (Подписи на картинке: "изумлен", "опасается".)

На этот раз мы слегка перерисовываем рот и глаза, чтобы дополнить вариант основной эмоции. (Подписи на картинке: "изумлен" "в замешательстве").



Эмоции можно прорисовывать не только на основе базовых. Можно нарисовать третий уровень эмоций на основе второстепенных. Посмотрите:


Как и ранее, необходимо было только перерисовать рот. (Подписи: "сонный", "влюбленный").

Потрясающе, правда? С помощью этой техники ваши дизайны можно оживить дюжинами, а может и сотнями эмоциональных лиц!

Эмоции выражающие физическое состояние

Эмоции, основанные на физическом состоянии, полагаются на ту же концепцию базовых эмоций, но их отличие в том, что они могут принимать различные непредсказуемые формы.


Заметьте, что эмоции физического состояния также рисуются на основе примитивных эмоций. Усталость взята из печали .

Эмоцию можно выразить с помощью дополнительного элемента, например капель пота (Подпись: "жара"):



Посмотрим на еще один пример спонтанной реакции, которую мы не особо умеем контролировать. На этот раз нашего персонажа ударило током! Вкратце, он не имеет никакого контроля над своей реакцией!



Когда мы испытываем шок, это сложно контролировать, что дает нам преимущество в рисовании мультяшных персонажей - можно максимально преувеличить это выражение и добиться желаемого эффекта. В этом случае мы значительно увеличили рот.

Обратите внимание, что примитивные эмоции всегда доминируют. Шок, даже в своей неподконтрольной форме, - ничто иное как страх . Что касается эмоций физического состояния, интересно то, что в реальной жизни мы выражаем их, не особо задумываясь, как они возникают, так как мы подвержены внешним факторам и иным условиям.

Сила эмоций и дополнительные элементы

Мультяшные выражения лиц могут меняться и в зависимости от силы выражения. Меняя интенсивность, мы добиваемся очень интересных результатов:




Вегета? (Если вы не в курсе, это персонаж Dragon Ball). (Подписи под картинками: "шок", "огромный шок!")

Помимо интенсивности можно добавить дополнительные элементы, чтобы усилить эффект. На первой картинке мы добавили несколько капель пота, отлетающих от лица, чтобы подчеркнуть выражение страха. Во второй - высунут язык, чтобы усилить желаемый эффект.



Возвращаясь к страху, давайте посмотрим, как нарисовать более сильное чувству - панику!


Мы увеличили размер глаз и "заставили" персонаж прикрыть свое лицо - в результате получился потрясающий эффект"! Поздравляю! (Подпись под картинкой: "напуган до смерти").

Смена ракурса

Чтобы выражение лица произвело более глубокое впечатление, и чтобы добиться более драматического эффекта, можно сменить ракурс. То есть измените, с какой точки вы смотрите на сцену: вы сможете создавать необычные ситуации. Если вы расположите точку зрения с непривычной стороны, вы поместите своего персонажа в "неудобное" положение. Это придаст сцене больше динамики.


Вот пример того, как смена ракурса влияет на силу выражения.

Заметьте, при ракурсе сверху вниз автоматически создается эффект униженности персонажа, мы как бы "заставляем" его сжаться, он выглядит более хрупким по сравнению с угрозой. В противовес этому, при ракурсе снизу вверх персонаж выглядит более грозным. Выступающий подбородок, ухмылка и дикий взгляд создают идеальную атмосферу для запугивания!

В мультипликации у плохих персонажей зачастую большие нижние челюсти и маленькие глазки. При этом у более слабого персонажа будут крупные глаза и более выразительная, но маленькая нижняя челюсть, а рот обычно расположен ниже у подбородка. Попытайтесь применить эту технику в своих дизайнах, чтобы убедиться самим!

Игра с общепринятыми стереотипами и контекстом

Чтобы создать стереотипного персонажа, можно добавить незначительные элементы, которые дополнят контекст сцены. Некоторые из этих методов могут создать мгновенный эффект, так как мы привыкли держать в себе стереотипную информацию на протяжении всей жизни. На это влияют многие факторы, в частности: кино, телевидение и определенные люди из повседневной жизни.

Возьмем к примеру пьяницу. Спутаные волосы, небритость, тяжелые веки, нехватка зубов, - и перед нами классический пьяница-неряха. Мы растем и привыкаем, что такие черты отличают человека, который долго злоупотребляет алкоголем. Больной человек изображен более пожилым, у него набухший нос. Закрытые глаза и капли слюны указывают на то, что у него что-то не так со здоровьем.



Вот еще один пример. Картинка внизу подходит к разным контекстам. С одной стороны, человек вверху может испытывать серьезную боль, а человек внизу раздираем яростью.



Давайте добавим несколько деталей, чтобы серьезно изменить ситуацию. Видите, что произошло? Достаточно было добавить слезы и платок, и становится очевидным, что оба плачут.


Дополнительные элементы меняют контекст сцены.

Обмен сигналами

Если ко всему перечисленному добавить многочисленные способы, с помощью которых мы обмениваемся специфичными сигналами с другими людьми, наше лицо готовит нам множество сюрпризов. Это происходит потому, что, подобно физическим состояниям, мы не имеем особой власти над такими "знаками". Из-за этого мы порой совершенно неожиданно для себя реагируем, часто поддавшись воле чувств.

Ниже приведен пример "обмена сигналами". Ловелас устремил фатальный взгляд на девицу, чтобы добиться ее своей магией соблазна. Она в ответ бросает взгляд, наполненный страстью. Как вы думаете, она влюбилась в него?



Посмотрим на другой пример. Картинка внизу довольно типична в мультипликации: хорошенькая девочка "строит глазки", благодаря чему она всегда получает то, что хочет, и при этом очень мило выглядит.


Ну кто сможет устоять перед таким хорошеньким личиком?

Изменим контекст. Меняем направление взгляда, и теперь она уже смотрит в сторону от персонажа, находящегося перед ней. Теперь она выглядит более робкой. Здорово, правда?


Помимо нового направления взгляда, мы добавили небольшой румянец на щеки, и теперь перед нами совсем застенчивая девочка.

Заключение

Если вам сложно прорисовывать чувства и эмоции у своих персонажей, один из лучших способов научиться делать это - попытаться самим имитировать эти эмоции. Так вы будете тренировать личное восприятие и добавите новые техники в свой арсенал.

Выражение эмоций и чувств в мультипликации - обширная тема для изучения и заходит далеко за рамки выражений лица. Как сказано выше, мы полностью управляем своими эмоциями до тех пор, пока не теряем контроль над ними; например, пока нас не укусит собака.

Хотите провести эксперимент? Предложите своей семье сфотографироваться вместе и обратите внимание, как они все одинаково улыбаются - это контролируемая эмоция, мы умеем выражать притворную радость, если надо. А теперь хорошенько их напугайте, и вы увидите, как по-разному на их лице отобразится страх!

Надеюсь, теперь вы вдохновлены и готовы попробовать применить то, чему здесь научились - прорисовать разные эмоции на лицах своих персонажей. Не забывайте, что в мультипликации мы преувеличиваем большинство этих выражений; также вам важно понимать хотя бы основы того, с помощью чего эмоции выражаются на лице - так вы поможете своему зрителю увидеть то, что хотите передать.


Ну кто хотя бы раз не воспользовался силой соблазна в попытке завоевать чье-то сердце с помощью взгляда?

В сегодняшнем посте я дам вам несколько советов, которые помогут изобразить эмоции на лице.

Наблюдение

Давайте проясним самое главное. Лучший совет по этому вопросу - или по любому вопросу, касающемуся рисования – это одно маленькое, но сильное слово: наблюдение. Да! Всё всегда сводится к наблюдению.

Забудьте о том, что вы думаете, вы видите, и сосредоточьтесь на том, что действительно перед вами. И не просто наблюдайте во время рисования, а затем выбрасывайте рисунок в окно к концу дня. Даже когда вы не рисуете, привыкайте внимательно наблюдать за деталями, как если бы вы рисовали то, что перед вами. Подумайте о линиях и тенях, которые вы использовали бы, чтобы нарисовать то, на что смотрите.

Начните смотреть на лица людей и замечать, как их черты искажаются в зависимости от того, что они чувствуют. Мне нравится смотреть на лица и выражения людей, когда я стою в очереди в магазине или где-либо еще. Сделайте заметки в голове о том, как чьи-то глаза выглядят, когда они устали, или как они немного прищуриваются, когда искренне улыбаются. Мышцы сжимаются, растягиваются и крутятся на лице каждый раз, когда мы показываем эмоции, поэтому обратите внимание на эти движения и изучите, как они взаимодействуют в целом, чтобы выразить что-то.


Наброски с натуры

Сядьте в людное место, со скетчбуком и карандашом в руках, и сделайте набросок, рисуя людей и их выражения. Попытайтесь выяснить, что они чувствуют, через то, как их лица искажаются, и нарисуйте это.

Такой метод лучше, чем рисовать с кого-то конкретного, потому что так вы видите подлинные и откровенные выражения лица. Но несмотря на это, очень полезно, чтобы кто-то позировал для вас и выражал разные эмоции по требованию. Если нет модели рядом, зеркало будет вашим лучшим другом!


Наброски с фотографии

Существуют отличные веб-сайты, которые предлагают фотографии жестов и поз для художников, чтобы проводить свои собственные уроки рисования и практиковаться, не выходя из дома. Большим ресурсом является сайт Figure and Gesture Drawing’s expression practice (уроки рисования жестов и эмоций). Можно выбрать тип выражения, пол и продолжительность занятия.


Практика

Независимо от того, какой способ рисования вы предпочитаете, главное - практика. Держите скетчбук рядом, доставайте его и практикуйтесь, рисуя мимику лиц вокруг вас, когда у вас есть хотя бы пять минут.

Как правило, все мультяшные персонажи создаются на основе реальных людей.

Все рисованные головы, не взирая на стиль исполнения, создаются на основе реальных. Для того, чтобы превратить настоящую голову в мультяшную, нужно сделать две вещи: (1) Забыть о детализации и (2) преувеличить самые значимые элементы . Это позволит вам чётче и яснее выразить чувства персонажа и отобразить его характер. Чтобы вы поняли, что мы имеем в виду, мы ниже разместили рисунки трёх людей в исполнении четырёх художников. Их рисунки различны по типу передачи: от реалистичного до очень стилизованного. Заметьте, что при передаче внешности человека каждый художник создал уникальный непохожий образ.


В первой колонке находятся более реалистичные головы, которые по исполнению ближе всего к оригиналу. Но при этом много деталей упущено.
(вторая колонка ) Голова может выйти более мультяшной, если упростить некоторые детали, в частности глаза и волосы.
(третья колонка ) Если внешность персонажа ещё больше преувеличить и упростить форму головы, то он станет ещё больше похож на героя мультфильмов.
(четвёртая колонка ) Даже несмотря на чрезмерное преувеличение и стилизацию, головы в этой колонке схожи с теми, что находятся в первой колонке.


Практикуйте рисование разных типов голов .

Не стоит довольствоваться умением рисовать лишь парочку разновидностей голов. Продолжайте изучать новые, рисуя как с примеров, так и по памяти. На земле более 2-х миллиардов потенциальных примеров, так что вряд ли вам придётся жаловаться на отсутствие новых образов. Помните, что опыт рождается в практике.

Тест на исполнение 25 основных эмоций.


Это упражнение научит вас одинаково рисовать одних и тех же персонажей, придавая им различные выражения, и чётко изображать конкретную эмоцию. Лучший способ рисовать персонажа похожим на самого себя - это.