Солнечный моцарт. «Вселенная Моцарта Якушина вселенная моцарта

  • 15.06.2019

Моцарт - это универсальный гений. Говорить о Моцарте - это все равно, что говорить о боге...

Эдвард Григ

Ох, как трудно осилить легкость Моцарта!

Натан Перельман

Я не вполне уверен в том, что ангелы, намереваясь воздать хвалу Господу, играют именно Баха, но я уверен вполне, что друг для друга они играют Моцарта, и господь радуется, слушая их

Карл Барт

Если человеку плохо, надо, пожалуй, слушать Моцарта. Потому что грусть у него очень специфическая. Она всегда с отблеском надежды, а человек не должен ее терять, пока жив.

Владимир Спиваков

Нет ничего более совершенного, чем Моцарт. Высшая точка красоты.

Сергей Танеев

Цитаты из книги: Моцарт в квадрате. - М.: Классика-XXI, 2008.

Моцарта часто называют композитором "чистой музыки", как бы профильтрованной с точки зрения формы, ясности изложения, определённости во всём, в том числе и в воплощении эмоций. Примеряя к нему выверенные оценочные критерии классицизма (такие, как квадратность, симметрия построений, обязательное чередование контрастов, гладкость мелодики и голосоведения), музыковеды прошлых веков в прямом смысле засушили представление о его музыке. Они никак не решались признать за личностью Моцарта романтическую натуру, склонную к крайним проявлениям эмоциональности - экспрессии, демонизму, налётам импрессионизма, сюрреализма, мистицизма. Любые намёки на личностную исповедальность, на связь с жизненными событиями или на программный характер музыки тут же отвергались, как необоснованные. Музыку Моцарта отделили от всех "страданий молодого Вертера": дескать, он создавал свои творения, ориентируясь лишь на отвлечённые музыкальные образцы, устремлённые к гедонистическому идеалу.
Лишь в конце XX века представление о первоосновах музыкального мышления Моцарта в корне изменилось, что связано с глобальным изменением "музыкального мышления" самих слушателей. Начался новый этап постижения феномена Моцарта, теперь он коснулся и тех сочинений (особенно ранних), которым в прошлом почти не уделяли внимания.

Ирина Якушина,
"Вселенная Моцарта"

В.А. Моцарт - письмо к сестре, Милан, 24 августа 1771 года:
"Над нами живет скрипач, под нами еще один, рядом с нами - учитель пения, который дает уроки, в последней комнате напротив нас гобоист. Это весело, когда сочиняешь! Подает много идей".

Когда бы все так чувствовали силу / Гармонии! Но нет: тогда б не мог / И мир существовать; никто б не стал / Заботиться о нуждах низкой жизни;/ Все предались бы вольному искусству. / Нас мало избранных, счастливцев праздных, / Пренебрегающих презренной пользой, / Единого прекрасного жрецов. / Не правда ль?..

А.С.Пушкин,
"Моцарт и Сальери",
1830г.

О Моцарте нам известны две вещи: во-первых - его убил Сальери, и во-вторых -он написал потрясающие мелодии для мобильных телефонов.

Б.Тарасенко
"Тот самый Моцарт",
наши дни.

Имя Моцарта вошло в духовную жизнь человечества как «символ самой музыки»

Б. Асафьев

Последний концерт для клавира - тоже бесспорное порождение гениального мастерства и творческой фантазии, фантазии, отмеченной чертами уже знакомой нам «вторичной наивности». Богатейшие и глубочайшие связи между solo и tutti, прозрачность звучания, полное слияние галантности и учености - все это столь совершенно, что вопрос о стиле здесь несуществен. Таково прощальное утверждение бессмертия.

А. Эйнштейн

Самый трудный композитор? -
Моцарт!

Святослав Рихтер

"Музыка господина Моцарта уже на первом представлении восхитила знатоков. Исключение составили разве что те, кто из любви к себе и тщеславия никогда не признает достоинств за чужими творениями. Музыка Моцарта <...> содержит так много красот и настолько богата разнообразными мыслями, что подобное могло бы быть создано только прирожденным гением."

Конечно, есть некоторые вещи из ранних 1780-х или поздних 1770-х, которые я выношу – такие произведения как «Сераль», например, – они влетают в одно ухо и вылетают из другого, но как музыку заднего плана я вполне могу ее терпеть.<...> Ну конечно, меня заставляли, и если быть до конца честным, в некоторых случаях мне даже нравилось их играть для своего собственного удовольствия. Они дают некое удовольствие от исполнения, немного более сильное, чем Клементи, и немного более слабое, чем Скарлатти. Но всегда, когда приходило время составлять программу для какого-нибудь выступления, я успешно заменял Моцарта чем-нибудь из позднего Гайдна или раннего Бетховена, и реально я ни разу не исполнял Моцарта публично до двадцати пяти лет.

Гленн Гульд

"Мои дети покорили почти всех"
Леопольд Моцарт,
частное письмо. Декабрь 1763,
Версаль

С 21 по 31 января в различных концертных залах Москвы пройдет юбилейный, Х фестиваль "Ты, Моцарт, бог...", который порадует любителей классической музыки новыми интересными программами, подготовленными солистами и коллективами Москонцерта. Все фестивальные выступления будут посвящены творчеству гениального австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта.

По словам Эйнштейна, "в музыке Моцарта можно увидеть всю Вселенную". Действительно, в ней присутствуют любовь и совершенство, неисчерпаемый запас энергии и тайнодействие, полет фантазии, гармония сфер и, наверное, разговор с Богом. Моцарту были доступны все музыкальные жанры и формы. Научные открытия доказывают, что музыка Моцарта лечит, несет в себе целительные силы. Говоря аллегорически, на весах жизни - два пути: слишком короткая жизнь гения и невероятно длинная, уходящая в бесконечность, жизнь его творений. Для человечества всегда будет стоять знак вопроса - в чем тайна его композиторского дара? Видимо, разгадка невозможна, так как и сам Моцарт не смог бы ответить на этот вопрос, сказавший когда-то: "Я не слышу в своем воображении части музыки последовательно, я слышу ее всю сразу. И это наслаждение!"

Открытие фестиваля состоится 21 января в музее "П. И. Чайковский и Москва". Камерные сочинения композитора прозвучат в исполнении ансамбля солистов "OPUS POSTH", художественный руководитель ансамбля и солистка - Т. Гринденко (скрипка). В концерте принимает участие М. Рубинштейн (флейта).

Выступление ансамбля - это всегда открытие, современное прочтение гениальной классики. Контрдансы, флейтовые квартеты и дивертисменты прозвучат в этот вечер для любителей камерной музыки.

В этом же зале 24 января слушателей ждет интереснейшая встреча не только с музыкой Моцарта, но и с исполнителями. В концерте участвуют великолепные музыканты - заслуженный артист России Г. Муржа (скрипка), В. Ямпольский (фортепиано), Н. Савинова (виолончель) и С. Полтавский (альт). Творческое содружество талантливых музыкантов всегда преподносит свои сюрпризы. Дополняя друг друга, обогащая и раскрывая, они создают новое прочтение музыки Моцарта. Скрипичная соната, фортепианные трио и квартет в их исполнении - это заново прочтенный Моцарт, может быть, неожиданный и непривычный.

26 января в роскошной старинной усадьбе Зубовых, в самом центре Москвы, для вас будут играть лауреаты международных конкурсов струнный "Доминант Квартет" и солисты Н. Белоколенко-Каргина (флейта), И. Федоров (кларнет). Встреча с молодыми музыкантами - это всегда радость. Их мастерство, музыкальность и владение инструментом подчас поражают и вызывают восторг. В концерте прозвучат камерные сочинения композитора - "Stadler" Квинтет для кларнета и струнных, струнный "Диссонанс" и флейтовый квартеты.

27 января - день рождения Моцарта. Поэтому именно в этот день каждый год продолжает звучать его божественная музыка. Amadeus в переводе означает "возлюбленный Богом". В Музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки состоится вечер, в котором будет участвовать большой состав музыкантов, в том числе - Камерный оркестр "Московская камерата", дирижер - заслуженный артист России Н. Соколов, лауреаты международных конкурсов Л. Семенова (скрипка), Н. Белоколенко-Каргина (флейта), а также М. Агафонова (сопрано), Е. Смолина (сопрано), А. Виноградов (баритон), А. Гладков (баритон), И. Ушуллу (бас). Поклонники вокальной музыки услышат популярные арии из опер "Волшебная флейта", "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан", "Похищение из сераля". А мастерство и виртуозность продемонстрируют солисты-инструменталисты в исполнении флейтового и скрипичного концертов.

30 января в зале Москонцерта на Пушечной выступит коллектив, о котором можно сказать: это феноменальный ансамбль, состоящий из единомышленников, музыкантов высочайшей культуры, тонкого вкуса и безупречного мастерства. Их концерты - яркие и запоминающиеся. В этот вечер сочинения Моцарта прозвучат в исполнении Государственного струнного квартета им. М. И. Глинки и лауреата международных конкурсов Н. Богдановой (фортепиано).

Закрытие фестиваля состоится 31 января в Малом зале Московской консерватории. В заключительном концерте участвуют известные исполнители - Г. Муржа (скрипка), С. Полтавский (альт) и А. Гугнин (фортепиано), а также Камерный оркестр "Времена года" под руководством заслуженного артиста России В. Булахова - идейного вдохновителя и истинного поклонника музыки Моцарта. Прозвучат две симфонии композитора, Симфония-кончертанте для альта и фортепианный концерт.

Добавим, что в рамках фестиваля пройдут еще два необычных концерта. Особенность в том, что в них принимают участие любительские коллективы. И это неслучайно. Вот уже много лет дирижер Камерного оркестра "Времена года" В. Булахов проводит общественную работу с детьми, любительскими ансамблями, хорами, прививая им любовь к настоящей классической и современной музыке, взращивая своих будущих слушателей. 22 января в Литературном музее А. С. Пушкина выступят сразу несколько коллективов: хор "Глиссандо" Детской школы искусств г. Щелково под руководством Л. Ю. Абрамовой, ансамбль "Бигэмчик" и театр-студия "Гармония" - два коллектива, которые стали единым целым благодаря их бессменному руководителю И. Г. Барановой. 26 января в ДШИ №11 в программе из произведений Моцарта участвуют преподаватели и учащиеся школы.

Под таким названием в ДШИ №5 им. Д. Д. Шостаковича состоялась II Всероссийская научно-практическая конференция, которую организовала кафедра вокального искусства.

В прошлом году конференция была посвящена 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского и имела столь оглушительный успех, что было решено сделать подобные профессиональные собрания ежегодными. Помощь в организации и проведении этого мероприятия оказали Управление культуры города Курска, учебно-методический центр комитета по культуре Курской области, детская школа искусств №5 им. Д.Д. Шостаковича и Петровская академия наук и искусств (г. Санкт-Петербург).

Вольфганг Амадей Моцарт – одно из величайших имён в истории музыкальной культуры. Моцарт прожил, как известно, очень короткую жизнь, всего 35 лет. Каждые пять лет празднуют юбилейные даты гения мировой музыкальной культуры: 2016 год – 260 лет со дня рождения и 225 лет со времени его кончины.

Кафедра вокального искусства имела решающий «пакет выступлений» в весьма серьёзной и насыщенной программе конференции. Это и концерт студентов кафедры в сопровождении инструментального ансамбля Лаборатории концертно-оперного творчества под управлением Заслуженного деятеля искусств РФ проф. Г.С. Львовича, и мастер-классы заслуженной артистки РФ и.о. заведующего кафедрой вокального искусства ЮЗГУ, проф. И. Ф. Стародубцевой и лауреата всероссийских и международных конкурсов, доц. Л.М. Таракановой, доклады доц. Н. А. Синянской и ст. преп. Л. В. Колесниковой, выступления преподавателей кафедры – пианистов О. Ю. Едемской, В. В. Норцова, А. В. Антонюка.

Во II научно-практической конференции расширилось участие музыкантов города и области (Халино, Камыши, Глушково, Пристень, Суджа и др.), а также появились новые иногородние участники – из Белгорода и Майкопа.

Стоит отметить интерес музыкальной общественности города и области к исполнительским силам, взращиваемым в собственной среде. Студенты Курского музыкального колледжа (под руководством Г.А. Фёдоровой) успешно исполнили трио Моцарта си-бемоль мажор для фортепиано, скрипки и виолончели, представили содержательный доклад (класс Н.К. Скубко). Зрители по достоинству оценили интересные выступления Т.В. Беляниной (ДШИ №7 г. Курска), М.Ю. Артёмова (Курский музыкальный колледж им. Г. В. Свиридова).

Поставив одной из задач повысить интерес к серьёзным проблемам классической музыки, музыкальной науки, музыкального образования на всех его уровнях, кафедра вокального искусства уже за такой малый срок добилась заметных результатов.

Н.А. Синянская, доцент кафедры вокального искусства

Фото Полины Бессоновой



Занимательный путеводитель по всем произведениям В. А. Моцарта. — СПб.: "Музыка", 2005. — 682 с. — ISBN 5-85772-019-2Книга предлагает читателю занимательное путешествие по музыкальным произведениям Вольфганга Амадея Моцарта. Вместе с самим Моцартом и его современниками-музыкантами Л.Моцартом и М. Моцарт, М.Гайдном и Й.Гайдном, Л.Боккерини и А.Вебер, А.Сальери и Л. ван Бетховеном читатель побывает во всех Галактиках и Созвездиях Вселенной Моцарта, узнает подробности о создании, строении, содержании более 600 его сочинений и сделает для себя множество удивительных открытий. Это - не обычный путеводитель: в нем нет ни нотных примеров, ни строгой систематизации, ни развёрнутого анализа форм. По форме - это увлекательный, фантастический роман с чередою необычных персонажей и мистических приключений. Он предназначен как музыкантам, так и обычным меломанам, слушателям, знакомым с музыкой Моцарта и уже полюбившим её, но в силу разных причин ограничившим своё знакомство двадцатью-тридцатью его произведениями, так называемым "джентльменским набором". Книга призвана убедить такого слушателя прослушать все, какие только можно, сочинения Моцарта, ибо среди них нет ни одного, не заслуживающего внимания.Слушать Моцарта и умом, и сердцем (вместо предисловия)
Пролог
Прогулка 1 (по клавирным Сонатам)
Прогулка 2 (по клавирным сочинениям)
Прогулка 3 (по 4-ручным клавирным сочинениям и музыке для механизмов)
Прогулка 4 (по фортепьянным Концертам)
== Между прогулками:
1. Излюбленные формы Моцарта
Прогулка 5 (по Сонатам для клавира и скрипки)
Прогулка 6 (по клавирным Ансамблям)
Прогулка 7 (по ранним струнным Квартетам)
Прогулка 8 (по поздним струнным Квартетам)
== Между прогулками:
2. Мажор и минор Моцарта
Прогулка 9 (по струнным Квинтетам и Трио)
Прогулка 10 (по Ансамблям и Концертам с солирующими духовыми)
== Между прогулками:
3. Лейттемы Моцарта
Прогулка 11 (по Концертам для скрипки с оркестром)
Прогулка 12 (по Серенадам)
Прогулка 13 (по Дивертисментам и танцевальной музыке)
== Между прогулками:
4. Легко ли слушать Моцарта?
Прогулка 14 (по Симфониям)
Прогулка 15 (по масонской музыке)
Прогулка 16 (по Мессам)
Прогулка 17 (по церковной музыке)
== Между прогулками:
5. Многоликий Моцарт
Прогулка 18 (по сольной и ансамблевой вокальной музыке)
Прогулка 19 (по ранним Операм и сочинениям для сцены)
Прогулка 20 (по Операм в поисках героини)
== Между прогулками:
6. Для кого сочинял Моцарт?
Прогулка 21 (по Операм в поисках героя)
Прогулка 22 (по Операм в поисках правды)
Прогулка 23 (по Опере "Волшебная флейта")
Основные даты жизни и творчества Моцарта
Список произведений Моцарта (по жанрам)
Словарь терминов
Иностранные термины
Литература

"Это - не обычный путеводитель: в нем нет ни нотных примеров, ни строгой систематизации, ни развёрнутого анализа форм. Он предназначен как музыкантам, так и обычным меломанам, слушателям, знакомым с музыкой Моцарта и уже полюбившим её, но в силу разных причин ограничившим своё знакомство двадцатью-тридцатью его произведениями, так называемым "джентльменским набором". Книга призвана убедить такого слушателя прослушать все, какие только можно, сочинения Моцарта, ибо среди них нет ни одного, не заслуживающего внимания.

Конечно, методы убеждения не всесильны. Человек сам должен решать, что ему милее - музыка Чайковского или Вагнера, Шнитке или классический джаз. Замечено, что интерес к музыке Моцарта заново пробуждается у меломанов во второй половине жизни, когда уже отбушевали романтические бури молодости. Известно, что после прохождения сорокапятилетнего рубежа у человека усиливается инстинкт самосохранения. Какое отношение имеет к нему музыка Моцарта? Самое прямое: человек инстинктивно чувствует, что она вернёт ему силы и здоровье. Если любителя музыки с некоторых пор преследуют телесные или душевные недуги - ему не поможет ни Чайковский, ни Вагнер. Только Моцарт! Поражают последние исследования в области лечебных свойств моцартовской музыки. Она лечит болезни сердца, печени, эндокринной системы, неврозы, мигрень, гипертонию, различные психозы и даже шизофрению. Известно, что даже растения и животные подзаряжаются чудодейственной энергией моцартовских мелодий и ритмов. Часто на страницах книги можно встретить фразу: "музыка воздействует на физическом уровне". Это означает, что музыка Моцарта способна влиять не только на подсознание, но и на нерегулируемые головным мозгом физические процессы. Например, при её прослушивании может участиться или замедлиться сердцебиение, пробежать дрожь по телу, прилить кровь к голове. С ритмом стука сердца - вообще чудеса: иногда Моцарт заставляет биться сердце слушателя точно в предложенном им ритме музыки! Достаточно прослушать некоторые скрипичные сочинения или теноровые арии, чтобы убедиться в этом.

Наверное, многим слушателям хотелось бы почерпнуть информацию о сочинениях Моцарта, минуя разбор их форм и технических особенностей. Но при всём желании отобразить достоинства музыки без специальной терминологии невозможно. Как объяснить, к примеру, в каком разделе музыка наиболее впечатляюща? Для этого нужно ориентироваться в порядке смены разделов. Хорошо ещё, во времена Моцарта музыкальная форма была упорядоченной. Не обойтись и без перечисления жанровых, интонационных, ладово-гармонических особенностей того или иного сочинения. Всё это требует знаний по теории музыки. Если пробелов в таких знаниях много, можно посоветовать отдельное изучение глав "Между прогулками" и "Словаря терминов" в конце книги. В "Словаре терминов" имеются так же указания на использование того или иного приёма в творчестве Моцарта, так что он буден полезен и знатокам."
(с сайта автора)