Терминология искусства. Словарь специальных терминов в живописи

  • 04.03.2020

Словарь терминов

по изобразительному искусству

А брис - (от немецкого Adriss - очерк, чертеж) в изобразительном искусстве: линейный (контурный) рисунок вспомогательного характера, выполняемый при калькировании, например, в процессе работы художника над цветной литографией. В широком и менее точном значении термин совпадает по смыслу с понятием контура.

Автопортрет – портрет художника, выполненный им самим, большей частью при помощи зеркала.

Акварель - (от итальянского acquerello, от латинского aqua - вода) краски (обычно на растительном клее), растворимые водой, а также живопись этими красками .

Акриловые краски - синтетические краски, которые готовятся на основе акриловой кислоты, отличаются высокой светоносностью, водо- и термоустойчивостью, плотным сцеплением с изобразительной поверхностью.

Алла прима - техника масляной живописи быстрыми смелыми мазками, позволяющая выполнить картину (или ее фрагмент) за один сеанс, до высыхания красок.

Анималист - (от латинского animal - животное) художник или скульптор, изображающий животных.

Анималистический жанр - (от латинского animal - животное) вид изобразительного искусства, в котором главным мотивом является изображение животных.

Архитектура - (от греческого architecktion - зодчий, строитель) зодчество, искусство проектировать и строить объекты, оформляющие пространственную среду для жизни и деятельности человека. Произведения архитектуры - здания, ансамбли, а также сооружения, организующие открытые пространства (монументы, террасы, набережные и т. д.).

Акцент прием подчеркивания цветом, светом, линией и т.п. какой-нибудь детали, предмета, на которые нужно обратить внимание.

Ахроматические цвета белый, серый, черный, различаются только по светлоте и лишены цветового тона.

Б арельеф - (от французского bas-relief - низкий рельеф) вид рельефной скульптуры, в котором выпуклая часть изображения выступает над плоскостью фона не более чем на половину своего объема, распространенный вид украшения архитектурных сооружений и произведений декоративного искусства, украшаются также постаменты памятников, стелы, мемориальные доски, монеты, медали, геммы.

Батальный жанр - (от французского bataille - битва) жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место занимают сцены (в том числе морских) сражений и военных походов современности или прошлого.

Бордюр - орнаментальное украшение в виде совокупности равных фигур, повторяющихся последовательно вдоль прямой линии. Используется при обрамлении текстов и иллюстраций .

Бытовой жанр - жанр изобразительного искусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни. Бытовые жанровые сцены известны в искусстве с древнейших времен, они выделились в особый жанр в феодальную эпоху и в период формирования буржуазного общества. Периоды расцвета жанра нового времени связаны с ростом демократических и реалистических художественных тенденций, с обращением художников к изображению труда и народной жизни.

Блик элемент светотени. Наиболее светлое место на освещенной (блестящей) поверхности предмета. С переменой точки зрения блик меняет свое местоположение на форме предмета .

В атман - (англ. whatman) - плотная белая бумага, высший сорт бумаги с шероховатой поверхностью, хорошо проклеенной и прочной. Названа по имени владельца английской бумажной фабрики Дж. Ватмана.

Вернисаж - (от французского vernissage, буквально - покрытие лаком) торжественное открытие художественной выставки в присутствии специально приглашенных лиц (художников, деятелей культуры и искусства и др.)

Витраж - (от латинского vitrum - стекло) орнамент, сюжетная декоративная композиция или картина на стекле, из цветного стекла или другого материала, пропускающего свет. Живопись на стекле.

Воздушная перспектива – изменение цвета, очертания и степени освещенности предметов, возникающее по мере удаления натуры от глаз наблюдателя вследствие увеличения световоздушного пространства между наблюдателем и предметом.

Г амма красочная, гамма цветовая - в изобразительном и декоративном искусстве ряд гармонически взаимосвязанных оттенков цвета (с одним доминирующим), используемый при создании художественного произведения. Различают теплую, светлую, холодную и др.

Гамма цветовая цвета, преобладающие в данном произведении и определяющие характер его живописного решения.

Гжель, гжельская керамика - изделия керамический предприятий, расположенных в окрестностях станции Гжель Раменского р-на Московской области. Высокого художественного уровня достигла во 2-й половине XVIII века, когда простые и поливные гончарные изделия сменились майоликой (квасники, кумганы, тарелки, игрушки) с оригинальной многоцветной росписью по белой поливе, иногда с обобщенными лепными фигурками. В XIX веке производились фарфор, фаянс, и полуфаянс (в т. ч. с золотистым люстром и с синей росписью).

Городецкая роспись - русский народный художественный промысел развивавшийся с середины XIX века в районе г. Городец (ныне в области Нижнего Новгорода России). Яркая, лаконичная роспись (жанровые сценки, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.

Гравюра - (от французского gravure) 1. Печатный оттиск на бумаге с доски (дерево, линолеум, камень, металл), на которой нанесен рисунок (с помощью ножей, стамесок, долот или резцов - штихелей). 2. Вид искусства графики, включающей многообразные способы ручной обработки досок и печатания с них оттисков.

Граттаж - (от французского gratter - скрести, царапать) способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.

Гризайль - (французского gris - серый) вид декоративной живописи, выполняемой в разных оттенках какого-либо цвета (чаще серого). Применяется с XVII века, широко распространен в росписях интерьеров в стиле классицизма главным образом как имитация скульптурного рельефа .

Графика - (от греческого grapho - пишу, черчу, рисую) вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения (гравюра, литография, монотипия и др.), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь, пастель. Делится на станковую (рисунок, не имеющий прикладного значения, эстамп, лубок), книжную и газетно-журнальную (иллюстрация, оформление и конструирование печатных изданий), прикладную (промышленная графика, почтовые марки, экслибрисы) и плакат. В основе искусства графики лежит линия, контраст белого и черного или нюансное соотношение, используются штрих и пятно, фон листа.

Гуашь - (от итальянского guazzo - водяная краска) краски, состоящие из тонко растертых пигментов с водно-клеевым связующим (гуммиарабик, пшеничный крахмал, декстин и др.) и примесью белил, а также произведения искусства, выполненное этими красками. Обычно употребляется для живописи по бумаге, картону, полотну, шелку, кости.

Д екор - (от латинского decoro - украшаю) система украшения сооружений (фасада или здания) или изделия.

Декоративное искусство - область пластических искусств, произведения которой наряду с архитектурой художественно формируют окружающую человека материальную среду, вносят в нее эстетическое идейно-образное начало. Подразделяется на монументально-декоративное (создание архитектурного декора, росписей, рельефов, статуй, витражей, мозаик, парковой скульптуры), декоративно-прикладное (создание художественных изделий, предназначенных главным образом для быта) и оформительское искусство (художественное оформление празднеств, экспозиций выставок и музеев, витрин и т. п.).

Декоративно-прикладное искусство - раздел декоративного искусства, охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведениями могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. п.

Декупаж - (от французского decouper - вырезать) техника украшения, декорирования, оформления с помощью вырезанных бумажных (а также из дерева, кожи, тканей, и т. п.) мотивов по ткани, посуде, мебели и пр., которые затем наклеиваются или прикрепляются иным способом на различные поверхности. Декупаж - это коллаж и аппликация; покрытая лаком, она выглядит, как роспись.

Детализация тщательная проработка деталей изображения. В зависимости от задачи, которую ставит перед собой художник и его творческой манеры, степень детализации может быть различной.

Деталь элемент, подробность, уточняющая характеристику, менее значительная часть произведения, фрагмент .

Дополнительные цвета два цвета, дающие белый при оптическом смешивании (красный с голубовато-зеленым, оранжевый с голубым, желтый с синим, фиолетовый с зеленовато-желтым, зеленый с пурпурным). При механическом смешивании этих пар дополнительных цветов получаются оттенки с пониженной насыщенностью. Дополнительные цвета называются также контрастными.

Дымковская игрушка (вятская, кировская) - русский народный художественный промысел (ныне на территории г. Киров). Лепится из глины, обжигается и по белому меловому грунту ярко раскрашивается темперой (геометрический узор), украшается сусальным золотом. Изображает животных, всадников, дам в кринолинах, сказочные и бытовые сцены; отличается обобщенными, несколько гротескными формами.

Ж анр - (от французского genre - род, вид) исторически сложившиеся внутренние подразделения в большинстве видов искусства. В изобразительном искусстве основные жанры определяются прежде всего по предмету изображения. В живописи и графике: пейзаж (городской, сельский, индустриальный, марина), натюрморт, портрет (парадный, интимный, групповой, шарж, карикатура), исторический (мифологический), бытовой (галантный), батальный, анималистический, интерьер. В скульптуре: портрет, композиция, монумент.

Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твердую поверхность (холст, дерево, бумага, картон, камень, стекло, металл и др. обычно покрытые грунтом).

Живопись декоративная предназначена для украшения архитектуры или изделия. Выступая в единстве с их объемно-пространственной композицией, становится их элементом, акцентирует выразительность композиции или зрительно преобразует ее, внося новые масштабные отношения, ритм, колорит. Живопись декоративная – это живопись плоскостная, которая не должна нарушать плоскости поверхности иллюзорной трактовкой пространства, в ней используется условная трактовка цвета и чаще всего открытый локальный цвет.

Живопись монументальная особый вид живописных произведений большого масштаба, украшающих стены и потолки архитектурных сооружений: фреска, мозаика, панно.

Живопись по-сырому технический прием масляной и акварельной живописи. В акварели перед началом работы по- сырому бумагу равномерно смачивают водой. Когда вода впитается в бумагу и немного просохнет, начинают писать. Мазки краски, ложась на влажную поверхность, расплываются, сливаются друг с другом, создают плавные переходы. Так можно добиться мягкости в передаче очертаний предметов, воздушности и пространственности изображения.

Живопись станковая произведение живописи, имеющее самостоятельный характер.

Жостовская роспись - русский народный художественный промысел, развитый в деревне Жостово Мытищинского района Московской области России. Возник в начале XIX века. Декоративная живопись на металлических подносах (покрываемых затем лаком), изображающая букеты, фрукты; выполняемая энергичными мазками яркими масляными красками на черном или цветном фоне.

З арисовка - рисунок с натуры, выполненный, как правило, вне мастерской с целью сбора материала для более значительной работы, а также ради упражнения или со специальной целью (например, по заданию газеты, журнала). В отличие от близкого по техническим средствам наброска, в зарисовке могут быть тщательно проработаны нужные художнику детали.

И зобразительное искусство - раздел пластических искусств, объединяющий живопись, скульптуру, графику, а также фотоискусство. В основе лежит наглядный, узнаваемый образ самой действительности.

Интерьер внутренний вид, внутреннее пространство здания, любого помещения, а также изображение его в искусстве. Под интерьером понимается внутреннее пространство со всеми его элементами: отделкой, драпировками, росписями, фресками, утварью и т.д.

Искусство - художественное творчество в целом - литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм отражения действительности, форма общественного сознания, специфический род духовно-практического освоения мира, как органичное единство созидания, познания, оценки и человеческого общения. 2. В узком смысле - изобразительное искусство. 3. Высокая степень мастерства в любой сфере деятельности.

Исторический жанр - один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, социально значимым явлениям в истории общества. Основные виды произведений - исторические картины, росписи, рельефы, монументальная и станковая скульптура, миниатюра, книжная и станковая графика. Часто переплетается с другими жанрами, тесно смыкается с батальным жанром, когда он раскрывает исторический смысл военных событий.

К артина - произведение живописи, имеющее самостоятельное художественное значение и обладающее свойством законченности (в отличие от этюда и эскиза). Состоит из основы (холста, деревянной или металлической доски, картона, бумаги), грунта и красочного слоя.

Керамика - (от греческого keramos - глина) изделия и материалы из глин или их смесей с различными неорганическими соединениями, закрепленные специальным обжигом. Основными технологическими видами являются терракота, майолика, фаянс, каменная масса и фарфор.

Коллаж - (от французского collage, буквально - наклеивание) технический прием в искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре; также произведение, выполненное этим приемом. Применяется главным образом в графике ради усиления эмоциональной выразительности фактуры произведения, неожиданности сочетания разнородных материалов.

Композиция - (от латинского compositio - составление, сочинение). Способ расположения предметов на листе бумаги.

Колорит - (от латинского color - цвет, краска) в искусстве (преимущественно в живописи) система соотношений цветовых тонов, образующая определенное единство и являющаяся эстетическим претворением красочного многообразия действительности.

Контур - очертание предмета, абрис, линия, очерчивающая форму.

Конструкция – в изобразительном искусстве сущность, характерная особенность строения любой формы в натуре и в изображении, предполагающая взаимосвязь частей в целом и их соотношении.

Контражур явление восприятия предмета или объекта, стоящего против света и воспринимающегося в виде плоского силуэтного пятна.

Контраст распространенный художественный прием, представляющий собой сопоставление каких-либо противоположных качеств, способствующих их усилению. Наибольшее значение имеет цветовой и тональный контраст. Цветовой контраст обычно состоит в сопоставлении дополнительных цветов или цветов, отличающихся друг от друга по светлоте. Тональный контраст – сопоставление светлого и темного. В композиционном построении контраст служит приемом, благодаря которому сильнее выделяется главное и достигаются большая выразительность и острота характеристики образов.

Контрастность цвета тенденция воспринимать предметный цвет (его локальную окраску) независимо от изменяющихся условий освещения, его силы, спектрального состава (дневное, вечернее, искусственное).

Ластик - резинка для стирания графита на бумаге.

Лессировка - (от немецкого lasieren - покрывать глазурью) тонкие прозрачные или полупрозрачные слои красок, которые наносятся на просохшие или полупросохшие плотные красочные слои картины, чтобы изменить, усилить или ослабить цветовые тона, обогатить колорит, добиться его единства и гармонии.

Локальный цвет - в живописи, основной и неизменный цвет изображаемых объектов, условный, лишенный оттенков, которые возникают в природе под воздействием освещения, воздушной среды, рефлексов от окружающих предметов и пр. Локальный цвет – цвет, характерный для окраски данного предмета, постоянно изменяется под воздействием освещения, воздушной среды, окружающих предметов и т.д., в живописи – взятый в основных больших отношениях к соседним цветам, без детального выделения цветовых оттенков .

М азок след кисти с краской, оставляемый на основе (холсте, картоне, бумаге и т.д.). Техника живописи мазками очень разнообразна и зависит от индивидуальной манеры художника и задач, которые он перед собой ставит, от особенностей и свойств материала, в котором он работает.

Марина - (от латинского marinus - морской) картина, изображающая морской вид; тип пейзажа.

Масляная живопись - вид живописи художественными масляными красками, которые готовят растиранием неорганических пигментов в отбеленном льняном масле. Пишут преимущественно на холсте, а также на картоне, дереве, металле, покрытых специальными грунтами или на известковой штукатурке .

Миниатюра - (от латинского minium - киноварь, сурик) произведение изобразительного искусства, отличающееся небольшими размерами и тонкостью художественных приемов. Специфический вид - живописные или графические изображения (главным образом портретные), имеющие самостоятельный характер.

Моделировка – (от французского modeler - лепить) передача, выявление объема, пластики, пространственных свойств изображаемых предметов и фигур посредством светотеневых градаций (в живописи, графике) или с помощью соответствующей обработки трехмерных форм (в скульптуре).

Модель объект, предмет изображения, большей частью живая натура, главным образом человек.

Монохромный – одноцветный.

Мотив объект натуры, выбранный художником для изображения, чаще всего пейзаж.

Мотив завязка, определяющий момент цветового и живописно-пластического решения картины или этюда, в декоративно-прикладном искусстве – основной элемент орнаментальной композиции, который может многократно повторяться.

Мозаика - (от латинского musivum, буквально - посвященное музам) изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, керамические плитки и пр.), один из основных видов монументального искусства.

Мольберт - (от немецкого Malbrett) подставка, обычно деревянная, на которой художник помещает во время работы картину, рисунок и т. д. Существуют треножные мольберты и состоящие из вертикальных стоек, укрепленных на горизонтальном основании.

Монотипия - (от греческого monos - один и typos - отпечаток) вид печатной графики. Техника заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. Техника известна с XVII века, однако получила распространение только с конца XIX века.

Муляж - (от французского mouler - формовать) слепок с лица умершего (маска), с руки известного музыканта или сделанное для учебных целей серийное повторение какого-либо классического произведения скульптуры.

Н абросок - произведение графики, живописи или скульптуры небольших размеров, бегло исполненное художником. Главное назначение - быстрая фиксация отдельных наблюдений или замыслов в процессе текущей работы художника. Может исполняться с натуры либо по памяти или воображению.

Натура - (от латинского natura - природа) в изобразительном искусстве, объекты действительности (человек, предметы, ландшафт и т. п.), которые художник непосредственно наблюдает при их изображении.

Натюрморт - (от французского nature morte, буквально - мертвая натура) жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящен изображению окружающих человека вещей, размещенных как правило, в реальной бытовой среде и композиционно организованных в единую группу.

Нюанс – (от французского nuance) оттенок, тонкое различие; в изобразительном искусстве - едва заметный переход одного цветового тона в другой (в живописи), одной светотеневой градации в другую (в скульптуре, графике). Совокупность оттенков (нюансировка) применяется для достижения более тонкой моделировки объекта изображения.

О ригинальность - (от латинского originalis - первоначальный, первичный) самобытность, неповторимость эстетического объекта и субъекта, проявляющаяся в богатстве и своеобразии содержания и формы произведения искусства, в глубине и нестандартности эстетического восприятия мира, в оценке и критической интерпретации явлений искусства.

Орнамент - (от латинского ornamentum - украшение) узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, предназначенный для украшения предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений, произведений пластических искусств, тела.

Оттенок - градация тона, нюанс; в изобразительном искусстве одно из средств создания художественного произведения. Разнообразие оттенков обогащает колорит (в живописи), светотеневую моделировку (в скульптуре, графике).

Отмывка акварельная техника с использованием очень жидкой краски или туши, прием осветления краски или удаления ее с бумаги при помощи кисточки, смоченной в чистой воде, и сбор отмоченной краски промокательной бумагой.

П алитра - (от французского palette) 1. Тонкая деревянная дощечка или металлическая, фарфоровая, фаянсовая пластинка, прямоугольная либо овальная, на которой художник смешивает краски в процессе работы. 2. В переносном смысле - подбор цветов, характерный для живописной манеры данного художника.

Панно -(от латинского pannus - кусок ткани) 1. Часть стены, выделенная обрамлением (лепной рамой, лентой орнамента и т. п.) и заполненная живописным или скульптурным изображением (или орнаментом). 2. Картина, исполненная маслом, темперой и пр., предназначенная для определенного участка стены, потолка.

Пейзаж - (от французского paysage, от pays - страна, местность) жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображенная человеком природа .

Перспектива - (от латинского perspicio - ясно вижу) система изображения объемных тел на плоскости, передающая их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве, в том числе удаленность от наблюдателя. Перспектива в изобразительном искусстве выступает как выражение стремления художника к воссозданию образа реального, видимого мира.

Писанка - расписное яйцо. Восходит к языческим временам (находки в курганах), позднее перешла в обряд празднования христианской пасхи. Роспись писанок (преимущественно геометрический или растительный орнамент, строго подчиненный форме яйца) - распространенный вид декоративного искусства у многих народов (славянских и др.).

Пленэр - (от французского plein air, буквально - открытый воздух) термин, обозначающий передачу в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Пленэрная живопись сложилась в результате работы художников на открытом воздухе (а не в мастерской).

Подмалёвок - в живописи (главным образом в масляной) подготовительная стадия работы над картиной. На стадии подмалевка обычно в одном тоне прорабатывается светотенью объем изображаемых предметов и фигур, темными тонами - тени, светлыми - освещенные части картины.

Полутень один из элементов светотени. Полутень как в натуре, так и в произведениях искусства – это градация светотени на поверхности предмета, промежуточная между светом и глубокой тенью.

Полутон тон, переходный между двумя соседними малоконтрастными тонами в освещенной части предмета; в произведениях искусства – средство выразительности художественного образа. Использование полутона способствует большей тонкости моделировки форм, большей мягкости переходов тона в тон.

Портрет жанр изобразительного искусства, а также произведение, посвященное изображению определенного человека или нескольких людей (парный, групповой портрет и т.д.).

Произведение художественное - продукт художественного творчества, в котором в чувственно-материальной форме воплощен духовно-содержательный замысел его создателя - художника и который отвечает определенным критериям эстетической ценности; основной хранитель и источник информации в сфере художественной культуры.

Пропорции - (от латинского proportio - соотношение, соразмерность) соотношение величин элементов художественного произведения, а также отдельных элементов и всего произведения в целом. Различают, в частности, архитектурные пропорции и пропорции, используемые для изображения человеческого тела и лица.

Профиль вид всякого живого существа или предмета при боковом положении .

Р азмывка - техника работы кистью с обильным применением воды, дающая возможность достигать сложных и богатых живописных эффектов в рисунках бистром, сепией, тушью, акварелью.

Рельеф - (от латинского relevo - поднимаю) скульптурное изображение на плоскости.

Ретушь - обработка оригиналов (издательских изобразительных, преимущественно фотографических) путем прорисовки, усиления, удаления, ослабления отдельных участков и деталей, устранения технических дефектов с целью улучшения градационных, резкостных, цветовых характеристик изображений, и др.

Рефлекс - (от латинского reflexus - обращенный, повернутый назад, отраженный) в живописи, реже в графике отсвет цвета и света на каком-либо предмете, возникающий в тех случаях, когда на этот предмет падает отсвет от окружающих объектов (соседних предметов, неба и т. д.).

Рисунок - какое-либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств - контурной линии, штриха, пятна.

Ритм - определенная повторяемость, чередование композиционных элементов в архитектуре (проемы, колонны, аркады) или скульптуре (линии, формы, жесты), усиливающие выразительность художественного образа.

Роспись декоративная - орнаментальные и сюжетные композиции, создаваемые средствами живописи на различных частях архитектурных сооружений, а также на изделиях декоративно-прикладного искусства. Важной областью росписи декоративной является архитектурная роспись декоративная, подчиненная задачам украшения фасадов и интерьеров зданий.

С ангина - (от латинского sanguineus - кроваво-красный) карандаши (без оправы) различных красно-коричневых тонов. Природная (натуральная) и искусственная сангина состоят из каолина и окислов железа. Рисунки сангиной очень живописны. Во время работы ее можно смачивать и тем самым разнообразить толщину и плотность штриха, легко удалять ненужные линии.

Светотень градации светлого и темного, распределение различных по яркости цветов или оттенков одного цвета, позволяющее воспринимать изображаемый предмет объемным, окруженным световоздушной средой. Градации светотени (от наибольшей яркости до глубокой тени) зависят от характера освещения, специфики объемной формы предметов, его фактуры и состояния атмосферы.

Силуэт - одноцветное контурное изображение на фоне другого цвета. Названо по фамилии Этьена де Силуэт, министра при французском короле Людовике ХV (XVII век), на которого художник нарисовал карикатуру, она была сделана необычно - как тень. В силуэте фигуры людей и предметов рисуются сплошным чёрным пятном. В таком рисунке невозможно показать черты лица человека или какие-нибудь детали предметов, поэтому очертания предметов должны быть очень выразительными. Силуэты можно не только рисовать, но и вырезывать ножницами из бумаги. Выразительный силуэт может иметь также и предмет или его часть (или их изображение, например, в живописи), выделяющийся на контрастирующем фоне.

Стилизация - (от французского style - стиль) намеренная имитация формальных признаков и образной системы того или иного стиля в новом, необычном для него художественном контексте. Другими словами, упрощённое схематическое изображение предметов.

Свет в изобразительном искусстве элемент светотени. Как в натуре, так и в произведениях искусства этот термин служит для обозначения наиболее освещенных частей поверхности.

Светлота сравнительная степень отличия светлого от темного: чем дальше от темного, тем большую светлоту имеет цвет.

Светосила термин, имеющий отношение к светотени; в живописи – степень насыщенности цвета светом, сравнительная степень светлоты цвета по отношению к другим соседним цветовым тонам; в графике – степень светлоты одного тона по отношению к другому, находящемуся рядом с ним.

Светотень градация светлого и темного, соотношение света на форме. Светотень является одним из средств композиционного построения и выражения замысла произведения. Благодаря светотени зрительно воспринимаются и передаются в произведении пластические особенности натуры. В натуре характер светотени зависит от особенностей формы и материала предмета. В произведениях искусства светотень подчиняется общему тональному решению. Градация светотени: свет, тень, полутень, рефлекс, блик.

Силуэт теневой профиль, очертание, абрис предмета, одноцветное плоскостное изображение предмета или человека (темное на светлом фоне, светлое на темном фоне), нарисованное или вырезанное из бумаги или другого материала. В произведениях искусства – вид фигур или предметов, при котором их форма воспринимается без деталей и резко выраженной объемности или выглядит совсем плоской. Так, силуэтность приобретает фигура, поставленная против света. Силуэтом называются также все профильные темные изображения в графике.

Симметрия такое строение предмета или композиции произведения, при котором однородные части располагаются на одинаковом расстоянии от центральной оси любого объекта, занимающего центральное положение по отношению к ним. Подобная композиция чаще всего встречается в декоративно-прикладном искусстве. Нарушение симметрического строения у объектов, которым свойственно наличие симметрии, называется асимметрией.

Сюжет любой объект живой натуры или предметного мира, взятый для изображения, в том числе и единичный предмет. В сюжетной картине – конкретное событие или явление, изображенное в произведении. В изобразительном искусстве сюжетными в первую очередь являются произведения бытового, батального и исторического жанров.

Т ворчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т. к. всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности.

Темпера - (от итальянского temperare - смешивать краски) живопись красками, связующим веществом в которых являются эмульсии из воды и яичного желтка, а также из разведенного на воде растительного или животного клея, смешанного с маслом (или с маслом и лаком).

Тон - цветовой, одна из основных характеристик цвета (наряду с его светонасыщенностью), определяющая его оттенок по отношению к основному цвету спектра выражающаяся словами "голубой, лиловый, коричневый и т. д.; различия в названиях красок указывают в первую очередь на цветовой тон. В живописи тоном называется также основной оттенок, обобщающий и подчиняющий себе все цвета произведений и сообщающий колориту цельность.

Трафарет - (от итальянского traforo - продырявливание, прокалывание) приспособление для формирования красочного изображения или орнамента, рассчитанное на многократное повторение мотива. Применяется при трафаретной печати в художественной вышивке и набойке, в текстовом и бумажном производстве, иногда при украшении керамических изделий. Представляет собой пластину (из дерева, картона, металла и др.) с отверстием для нанесения красок.

Тень – элемент светотени, наиболее слабо освещенные участки в натуре и в изображении. Различают тени собственные и падающие. Собственными называют тени, принадлежащие самому предмету. Размещение этих теней на его поверхности обусловлено формой данного предмета и направлением источника света. Падающие – тени, отбрасываемые телом на окружающие предметы.

Техника (в искусстве) – совокупность специальных навыков и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение. Умение пользоваться художественными возможностями материала и инструментами, которые применяются для передачи вещественности предметов, объемной формы. Технические средства искусства не остаются нейтральными по отношению к содержанию, а подчинены идейно-художественному замыслу произведения.

Тон – степень светлоты, присущая цвету предмета в натуре и в произведении искусства. Тон зависит от интенсивности цвета и его светлоты. Тон в рисунке является одним из ведущих художественных средств, так как рисунок обычно одноцветен (монохромен). При помощи отношений различных тонов передаются объемность формы, положение в пространстве и освещение предметов. Тоном передается то различие предметов по светлоте, которое обусловлено в натуре разнообразием их цвета и материала. Под понятием «тон» в живописи подразумевается светосила цвета, а также насыщенность цвета. В живописи цветовые и светотеневые отношения неразрывно связаны. При этом не следует смешивать понятие «тон» с понятиями «оттенок» и «цветовой тон», определяющими другие качества цвета.

Тональность – определенное соотношение цветов или тонов, характерное для данного произведения, одна из его художественных особенностей. В графике тональность определяется степенью контраста темных и светлых тонов. В живописи понятие тонов имеет то же значение, что и цветовая гамма, так как определяет особенности цветового строя произведения наряду с цветовыми нюансами.

Тоновое изображение – изображение с различными тоновыми переходами от света к тени, т.е. с участками, имеющими разную силу тона. Типичным примером тонового изображения является масляный или акварельный рисунок одним цветом (гризайль), а также рисунок карандашом, выполненный приемом тушевки.

Третьяковская галерея - в Москве, крупнейший музей русского и советского искусства. Галерея названа по имени П. М. Третьякова, собиравшего (с 1856 г.) произведения русских художников демократического направления (главным образом передвижников.

Триптих - (от греческого triptychos - тройной, сложенный втрое) произведение изобразительного искусства, состоящее из 3 частей (картин, рельефов, рисунков и т. д.), объединенное общей художественной идеей, темой или сюжетом и часто образующее нерасторжимый ансамбль.

Тушь - черная краска, не теряющая со временем интенсивности своего тона; при сильном разбавлении водой дает серый тон. Тушь служит для черчения, рисования (пером или кистью, с применением штриховки, заливки, отмывки и т. д., часто в сочетании с карандашом, акварелью, углем).

Ф ас - (от французского слова "face" - лицо) если портрет написан так, что видно лицо человека полностью, и его глаза как бы смотрят в глаза зрителя, - портрет написан в фас. Изображение в фас есть не только в живописи, но и в скульптуре.

Флористика - искусство составления букетов, украшение цветами и растениями, одно из древнейших искусств.

Фон - (от французского Fond - "дно", "глубинная часть") любая часть изобразительной или орнаментальной композиции по отношению к включенной в нее "выступающей" (в особенности первопланной) детали. Неизобразительный фон (обычно в портрете) называется нейтральным. Действие в картине происходит либо в помещении, либо среди природы, либо на городской улице. любая среда, находящаяся за объектом, расположенным ближе, задний план изображения. В произведениях изобразительного искусства фон может быть нейтральным, лишенным изображений или включать изображение (изобразительный фон). Это - фон.

Форма – внешний вид, очертание, в изобразительном искусстве – объемно-пластические особенности предмета, во всех видах искусства – художественные средства, служащие для создания образа, для раскрытия содержания произведения. В творческом процессе находят форму, наиболее соответствующую замыслу. В любом из видов искусства форма в значительной степени определяет художественные достоинства произведения. В изобразительном искусстве художественная форма – композиционная построенность, единство средств и приемов. реализованных в художественном материале и воплощающих идейно-художественный замысел.

Формат – форма плоскости, на которой выполняется изображение (прямоугольная, овальная, круглая – рондо и т.д.). Она обусловлена его общими очертаниями и отношением высоты к ширине. Выбор формы зависит от содержания и настроения, выраженного в произведении. Формат картины всегда должен соответствовать композиции изображения. Он имеет существенное значение для образного строя произведения.

Фрагмент – часть существующего произведения или сохранившийся остаток погибшего

Х охломская роспись - по дереву, русский народный художественный промысел. Возник во 2-й половине XVII века на территории современного Ковернинского района Горьковской области (Россия); название промыслу дало с. Хохлома той же области - центр сбыта изделий хохломской росписи в XVIII - начале XX вв. Для хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота.

Художник, артист -

творческий работник в искусстве (в узком смысле - в изобразительном искусстве).

Художественные средства – все изобразительные элементы и художественные приемы, которые использует художник для выражения содержания произведения. К ним относятся: композиция, перспектива, пропорции, светотень, цвет, штрих, фактура и т.д.

Хроматические цвета – цвета, обладающие особым качеством (цветовым тоном), отличающим один от другого. Хроматические цвета – цвета солнечного спектра, создающиеся при преломлении солнечного луча. Условно цвета спектра располагаются по «цветовому кругу". Эта шкала цветов содержит большое количество переходов от холодных цветов к теплым.

Ш трих - черта, линия, выполняемая одним движением руки; одно из важнейших изобразительных средств в большинстве видов графики, в отдельных видах живописи (главным образом монументальной и декоративной), в искусстве орнамента и т. д. С помощью штриха могут быть переданы форма, контур фигур и предметов.

Э кспонат - (от латинского Exponatus - выставленный) в области изобразительного искусства: художественное произведение, выставленное для обозрения на выставке или в музее.

Эрмитаж - Государственный в Санкт-Петербурге, художественный и культурно-исторический музей, один из крупнейших музеев мира.

Эскиз - предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения или отдельной его части. В эскизе намечаются композиционное построение, пространственные планы, основные цветовые соотношения будущего произведения. Эскизы бывают графическими, живописными, скульптурными; обычно отличаются свободной, беглой манерой исполнения, но могут быть детально проработаны.

Этюд - (от французского etude, буквально - изучение) произведение, выполненное с натуры с целью ее изучения. Этюд (живописный, скульптурный, графический) часто служит подготовительным материалом при работе над картиной, скульптурой, графическим произведением и т. п.

Этюдник - неглубокий ящик деревянный с крышкой для принадлежностей живописца (масляная или акварельная живопись). Этюдники могут быть без треноги или с треногой, выпускаются этюдники-палитры.

Приложение № 1

Перечень понятий,

изучаемых по образовательной программе

«Юный художник»

СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Абрис – линейные сочетания изображаемой фигуры, ее контуры.

Абстрагирование – один из основных способов мышления. В изобразительном искусстве – процесс стилизации природных форм.

Акварельные краски – водно-клеевые из тонко растертых пигментов. Акварелью можно писать по сухой и по сырой бумаге. Иногда акварелью пользуются в сочетании с гуашью, темперой, углем. Акварельные краски обычно накладывают на бумагу прозрачным слоем, используя белый цвет бумаги, и эта прозрачность составляет главную прелесть акварели. она требует быстрой точной работы, почти не терпит исправлений, ее привлекательность заключается в яркости цвета, светоносности, прозрачности, свежести впечатления. Акварельная живопись как самостоятельная техника зародилась позднее, чем техника пастели. Расцвет акварели наступил со второй половины XVIII века. Акварельными красками работали А. Иванов, К. Брюллов, М. Врубель, В. Серов и многие другие художники. Акварель занимает промежуточное положение между графикой и живописью.

Акцент – прием подчеркивания цветом, светом, линией и т.п. какой-нибудь детали, предмета, на которые нужно обратить внимание.

Алла-прима – художественный прием в живописи, когда картина пишется без предварительных прописок, за один сеанс.

Анималистический жанр – жанр изобразительного искусства, связанный с изображением животных. Анималист уделяет основное внимание художественно-образной характеристике животного, но при этом с научной точностью передает его анатомическое строение.

Античное искусство - искусство античной эпохи; искусство Древней Греции, а также стран и народов древнего мира, культура которых развивалась под определенным влиянием древнегреческой традиции: искусство эллинистических государств, Рима и этрусков.

Архитекту́ра (лат. architectura от др.-греч. αρχι - старший, главный и др.-греч. τέκτων - строитель, плотник) - искусство проектировать, строить здания и сооружения (также их комплексы). Архитектура непременно создает материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. Архитектурой также называют облик зданий и сооружений, а также и сами здания и сооружения собирательно.

Архитектурные работы часто воспринимаются как культурные или политические символы, как произведения искусства. Исторические цивилизации характеризуются своими архитектурными достижениями. Архитектура позволяет выполняться жизненным функциям общества, в то же время направляет жизненные процессы. Однако архитектура создается в соответствии с возможностями и потребностями людей. Предметом работы с пространством является и организация населенного места в целом. Это выделилось в отдельное направление - градостроительство, которое охватывает комплекс общественно-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, санитарно-гигиенических проблем. По этой же причине трудно дать правильную оценку архитектурному сооружению, не зная градостроительства. Почти все известные градостроители имели архитектурное образование.

Ахроматические цвета – белый, серый, черный, различаются только по светлоте и лишены цветового тона.

Багет (от фр. baguette, букв. палочка) - деревянная или пластиковая планка для изготовления рамок для картин и украшения стен.

Барокко - художественный стиль, преобладающий с конца XVI до средины XVIII вв. в искусстве Европы. Основные черты барокко - парадность, торжественность, пышность, динамичность, жизнеутверждающий характер. Искусству барокко свойственны смелые контрасты масштабов, света и тени, цвета, совмещение реальности и фантазии.

Блик – элемент светотени. Наиболее светлое место на освещенной (блестящей) поверхности предмета. С переменой точки зрения блик меняет свое местоположение на форме предмета.

Бытовой жанр – жанр изобразительного искусства, определяемый кругом тем и сюжетов из повседневной человеческой жизни.

Валер - в искусстве живописи тональный нюанс, тонкое различие одного и того же цвета по светлоте. Валеры достигаются техникой лессировки. Они позволяют добиваться богатых цветовых отношений, тончайших нюансов и неуловимых переходов цвета.

Вернисаж (от франц. vernissage, буквально - покрытие лаком) - торжественное открытие выставки, в котором участвуют специально приглашенные лица: художники, критики, люди, связанные с искусством и т.д.

Воздушная перспектива – изменение цвета, очертания и степени освещенности предметов, возникающее по мере удаления натуры от глаз наблюдателя вследствие увеличения световоздушного пространства между наблюдателем и предметом.

Гамма цветовая – цвета, преобладающие в данном произведении и определяющие характер его живописного решения.

Гармония – связь, стройность, соразмерность. В изобразительном искусстве – сочетание форм, взаимосвязей частей или цветов. В рисунке – соответствие деталей целому, в живописи – цветовое единство.

Го́тика - период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV-XVI века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Но готика охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, фреску и многие другие. Готика зародилась в середине XII века на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше - вплоть до XVI века. К зданиям и произведениям искусства, содержащим в себе характерные готические элементы, но созданным в период эклектики (середина XIX века) и позднее, применяется термин «неоготика». В начале XIX века термин «готический роман» стал обозначать литературный жанр эпохи романтизма - литературу тайн и ужасов (действие таких произведений часто разворачивалось в «готических» замках или монастырях). В 1980-е годы термин «готика» начал применяться для обозначения, возникшего в это время музыкального жанра («готический рок»), а затем и сформировавшейся вокруг него субкультуры («готическая субкультура»).

Гравюра – один из видов графики, позволяющий получать печатные оттиски художественных произведений, выполненных в твердом материале (дерево, металл, линолеум и т.д.). Существуют разновидности гравюры: эстамп, гравюра станковая и книжная, выпуклая и углубленная. Выпуклая гравюра: гравюра на дереве (ксилография), гравюра ни линолеуме (линогравюра). Углубленная гравюра – резцовая гравюра, выполняемая стальными резцами, чаще всего на меди, офорт – оттиск художественного произведения, выполненного на доске, покрытой специальным лаком.

Графика – вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика объединяет рисунок и различные виды гравюр.

Граттаж (от франц. grattage, от gratter - скрести, царапать) - способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью по воску.

Гризайль – техника исполнения и произведение, выполненное кистью одной краской (преимущественно черной или коричневой); изображение создается на основе тональных отношений (тонов различной степени светлоты) – однотонная монохромная живопись.

Гуашь – водная краска, обладающая большими красящими возможностями. Краски после высыхания быстро светлеют и необходимо умение предвидеть степень изменения их тона и цвета. Гуашевыми красками пишут на бумаге, картоне, работы имеют матовую бархатистую поверхность.

Детализация – тщательная проработка деталей изображения. В зависимости от задачи, которую ставит перед собой художник и его творческой манеры, степень детализации может быть различной.

Деталь – элемент, подробность, уточняющая характеристику, менее значительная часть произведения, фрагмент.

Деформация – изменение видовой формы в изображении, используется как художественный прием, усиливающий выразительность образа.

Диптих (от греч. diptychos - двойной, сложенный вдвое) - две картины, связанные единым замыслом.

Динамичность (в изобразительном искусстве) – движение, отсутствие покоя. Здесь это не всегда изображение движения – физического действия, являющегося перемещением в пространстве, но и внутренняя динамика образа как у живых существ, так и у неодушевленных предметов. Динамичность достигается композиционным решением, трактовкой форм и манерой исполнения.

Дополнительные цвета – два цвета, дающие белый при оптическом смешивании (красный с голубовато-зеленым, оранжевый с голубым, желтый с синим, фиолетовый с зеленовато-желтым, зеленый с пурпурным). При механическом смешивании этих пар дополнительных цветов получаются оттенки с пониженной насыщенностью. Дополнительные цвета называются также контрастными.

Жанр – понятие, объединяющее произведения по признакам сходства тематики. В изобразительном искусстве различают жанры: натюрморта, интерьера, пейзажа, портрета, сюжетной картины. Жанр бывает бытовой, исторический, батальный.

Живопись – один из главных видов изобразительного искусства, передающий многообразное многоцветие окружающего мира. По технике исполнения живопись подразделяется на масляную, темперную, фресковую, восковую, мозаичную, витражную, акварельную, гуашевую, пастельную. По жанрам различают живопись станковую, монументальную, декоративную, театрально-декоративную, миниатюрную.

Живопись декоративная – предназначена для украшения архитектуры или изделия. Выступая в единстве с их объемно-пространственной композицией, становится их элементом, акцентирует выразительность композиции или зрительно преобразует ее, внося новые масштабные отношения, ритм, колорит. Живопись декоративная – это живопись плоскостная, которая не должна нарушать плоскости поверхности иллюзорной трактовкой пространства, в ней используется условная трактовка цвета и чаще всего открытый локальный цвет.

Живопись монументальная – особый вид живописных произведений большого масштаба, украшающих стены и потолки архитектурных сооружений: фреска, мозаика, панно.

Живопись по-сырому – технический прием масляной и акварельной живописи. В акварели перед началом работы по- сырому бумагу равномерно смачивают водой. Когда вода впитается в бумагу и немного просохнет, начинают писать. Мазки краски, ложась на влажную поверхность, расплываются, сливаются друг с другом, создают плавные переходы. Так можно добиться мягкости в передаче очертаний предметов, воздушности и пространственности изображения.

Живопись станковая – произведение живописи, имеющее самостоятельный характер.

Законченность – стадия в работе над произведением, когда достигнута полнота воплощения творческого замысла, или в более узком смысле, когда выполнена определенная изобразительная задача.

Зарисовка – рисунок с натуры, выполненный преимущественно вне мастерской с целью собирания материала для более значительной работы или как упражнение. В отличие от подобного по техническим средствам наброска, исполнение зарисовки может быть очень детализированным.

Интерьер – внутренний вид, внутреннее пространство здания, любого помещения, а также изображение его в искусстве. Под интерьером понимается внутреннее пространство со всеми его элементами: отделкой, драпировками, росписями, фресками, утварью и т.д.

Импрессионизм - художественный стиль в искусстве последней трети XIX - начала XX вв., оказавший огромное влияние на все последующее искусство. Для их произведений характерны изображения случайных ситуаций, смелость композиционных решений, кажущаяся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур рамой.

Исторический жанр – жанр изобразительного искусства, посвященный изображению значимых исторических событий, явлений и военных действий, в основном относится к историческому прошлому.

Картина – живописное произведение, самостоятельное по назначению. Картины различаются по жанрам. В отличие от этюда картина может отразить действительность с наибольшей глубиной, в законченной и продуманной в целом и в деталях форме.

Колорит – особенность цветового и тонального строя произведения. В колорите находят отражение цветовые свойства реального мира, но при этом отбирают только те из них, которые отвечают определенному художественному образу. Колорит в произведении обычно представляет собой сочетание цветов, обладающее известным единством. В более узком смысле под колоритом понимают гармонию и красоту цветовых сочетаний, а также богатство цветовых оттенков. В зависимости от преобладающей цветовой гаммы он может быть холодным, теплым, светлым, зеленоватым и т.д. Колорит воздействует на чувства зрителя, создает настроение в картине и служит важным средством образной и психологической характеристики.

Коллаж (от французское collage, буквально - наклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре.

Композиция – структура произведения, согласованность его частей, отвечающая содержанию, поиски путей и средств создания художественного образа, наилучшего воплощения замысла художника. Работа над композицией идет от первоначального замысла, общей его «завязки» в пластически-зримых формах до завершения произведения. При этом на основе избранной темы художник ведет разработку сюжета. К композиционному построению относится размещение изображения в пространстве или на картинной плоскости в соответствующих замыслу размере, формате и материалах. Сюда входят: выяснение центра узла композиции и подчинение ему более второстепенных частей произведения, соединение отдельных его частей в гармоническом единстве, группировка и соподчинение их с целью достичь выразительности и пластической целостности изображения.

При этом выделяются контрасты и ритмическое расположение основных масс и силуэтов в картине. В композиционном решении произведения большое значениеимеет выбор точки зрения на изображаемое. При работе с натуры к композиции относятся и поиски мотива для изображения, подбор и расстановка предметов и постановка живой модели. Работа над композицией включает также перспективные построения изображения, согласование масштабов и пропорций, тональное и цветовое решение произведения.

Конструкция – в изобразительном искусстве сущность, характерная особенность строения любой формы в натуре и в изображении, предполагающая взаимосвязь частей в целом и их соотношении.

Контражур – явление восприятия предмета или объекта, стоящего против света и воспринимающегося в виде плоского силуэтного пятна.

Контраст – распространенный художественный прием, представляющий собой сопоставление каких-либо противоположных качеств, способствующих их усилению. Наибольшее значение имеет цветовой и тональный контраст. Цветовой контраст обычно состоит в сопоставлении дополнительных цветов или цветов, отличающихся друг от друга по светлоте. Тональный контраст – сопоставление светлого и темного. В композиционном построении контраст служит приемом, благодаря которому сильнее выделяется главное и достигаются большая выразительность и острота характеристики образов.

Контрастность цвета – тенденция воспринимать предметный цвет (его локальную окраску) независимо от изменяющихся условий освещения, его силы, спектрального состава (дневное, вечернее, искусственное).

Контур – изобразительное средство в виде ограничивающей форму линии.

Коропластика - изготовление женских фигурок из обожженной глины, воска, гипса и пр.

Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII-XIX вв. В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с такими же идеями в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное - в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций). Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается. Как определенное направление сформировался во Франции в XVII веке. Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния.

Лессировка – художественный прием в живописи, в котором используется прозрачность красок. Лессировки применяются в живописи для придания цвету новых оттенков, иногда для создания нового (прозрачного) цвета, а также для усиления или приглушения интенсивности цвета. Лессировка широко распространена в акварельной живописи.

Локальный цвет – цвет, характерный для окраски данного предмета, постоянно изменяется под воздействием освещения, воздушной среды, окружающих предметов и т.д., в живописи – взятый в основных больших отношениях к соседним цветам, без детального выделения цветовых оттенков.

Мазок – след кисти с краской, оставляемый на основе (холсте, картоне, бумаге и т.д.). Техника живописи мазками очень разнообразна и зависит от индивидуальной манеры художника и задач, которые он перед собой ставит, от особенностей и свойств материала, в котором он работает.

Мастихин (с итал. mestichino - шпатель) - инструмент из гибкой стали в виде ножа или лопатки. Мастихин применяется художниками для очистки палитры или для частичного удаления незасохшей краски с картины. Также мастихин используется вместо кисти для нанесения краски ровным слоем или рельефным мазком на картину.

Материальность – передача материальных качеств предмета его тональными и цветовыми отношениями, характером светотени, бликами и рефлексами.

Миниатюра - произведение изобразительного искусства, отличающееся небольшими размерами и тонкостью художественных приемов.

Меценат - человек, который любит искусство, умеет его ценит и прекрасно в нем разбирается, его можно назвать знатоком. Это человек, который покровительствует искусству и наукам, кто вкладывает в их развитие свои собственные деньги. И хоть термин этот известен многим, но далеко не все знают, кем на самом деле был знаменитый МЕЦЕНАТ...

Итак, Меценат - фамилия реального человека. А имя - Гай Цильний. Точный год его рождения не установлен; считается, что ГайЦильний Меценат родился приблизительно в 70 году дон.э. По рождению Меценат принадлежал к высшему и наиболее состоятельному слою римских граждан - так называемым "всадникам". Но даже среди всадников он заметно выделялся знатностью и богатством. Его предки - это царский род Цильниев, правивших некогда в городе Арреции.

Юность Мецената пришлась на тот момент истории Рима, когда наполнен заговорами, гражданскими войнами и репрессиями. Пала Римская республика, началась новая эпоха - Римская империя. Но среди тех, кто боролся за власть, Мецената не было! Делом всей его жизни была не политика, а искусство. Надо сказать, что Меценат был ближайшим другом воцарившегося на троне императора Октавиана. Всякий раз, когда Октавиан покидал столицу и выезжал по делам в провинцию, он оставлял в качестве вице-правителя именно Мецената. И ни разу Октавиан об этом не пожалел, потому что его друг был талантливым дипломатом, умным и обаятельным человеком, прекрасным собеседником и щедрым... "меценатом". Своим друзьям (а это был целый круг поэтов, философов, скульпторов) он помогал по-царски. Например, поэту Вергилию помог вернуть имение, конфискованное у того в ходе гражданской войны; поэту Горацию 9 сыну выкупившего на волю раба) подарил собственное поместье в Сабине. Историки приписывают Меценату знаменитую фразу, которая однажды удержала Октавиана от подписывания смертного приговора нескольким заговорщикам: "Да полно тебе, мясник!" О силе обаяния Мецената, о его простоте, сердечности и искренней доброте писал и Вергилий в своих "Георгиках", и Гораций в "Одах" и "Посланиях", и Проперций в "Элегиях"... Быть упомянутым в этих легендарных произведениях - великая честь! А быть их вдохновителем - великая миссия... (Журнал "Эскиз" № 11, 2010)

Моделировка – передача рельефа формы изображаемых предметов и фигур в условиях того или иного освещения. В рисунке моделировка осуществляется тоном (светотенью), при этом учитывается и перспективное изменение форм. В живописи форма моделируется цветом, так как здесь тональная и цветовая стороны неразрывно связаны между собой. Степень моделировки обусловлена содержанием произведения и замыслом художника.

Модель – объект, предмет изображения, большей частью живая натура, главным образом человек.

Мозаика – это самостоятельный признанный вид искусства. Но неуловимым образом она сочетает все лучшие черты иных направлений: живописи и скульптуры, архитектуры и фрески. Порой возникает чувство, что в искусном рисунке играет некая изящная, едва уловимая мелодия. Это не удивительно, учитывая, что в переводе мозаика (musivum) звучит как "служение музам".

Мольберт (от нем. не употребляемого более malbrett - полка для живописи) - деревянный или металлический станок для живописи, на котором на различной высоте и с разными наклонами укрепляются подрамник с холстом, картон или доска.

Монохромный – одноцветный.

Мотив – объект натуры, выбранный художником для изображения, чаще всего пейзаж. Мотив – завязка, определяющий момент цветового и живописно-пластического решения картины или этюда, в декоративно-прикладном искусстве – основной элемент орнаментальной композиции, который может многократно повторяться.

Набросок – быстрый рисунок. Трактовка форм в наброске обычно отличается значительной обобщенностью, так как его цель – дать лишь общее представление о натуре. Набросок часто имеет самостоятельное значение, но могут быть и подготовительные наброски для картины.

Натура (в изобразительном искусстве) – объекты действительности (человек, предметы, ландшафт и т.д.), которые художник непосредственно наблюдает при их изображении. В выборе натуры и ее интерпретации проявляются мироощущение художника, его творческая задача. Непосредственно с натуры выполняются этюды, наброски, зарисовки, часто – портрет, пейзаж, натюрморт.

Натюрморт – жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящен изображению окружающего человека мира вещей, композиционно организованных в одну группу. Кроме неодушевленных предметов в натюрморте могут изображаться объекты природы, изолированные от естественных связей и тем самым обращенные в вещи (рыба на столе, цветы в вазе и т.д.).

Нюанс – очень тонкий оттенок или очень легкий переход от света к тени и т.п.

Испанский художник Пабло Хурадо Руис за работой

Абстрактный рисунок - изображение предмета или явления реального мира, характеризующееся изолированностью, резкостью или намеренным преувеличением изображаемого объекта. Под абстрактным рисунком также иногда понимают композицию линий, форм и цветов, которая слабо связана с предметами и явлениями реального мира.

Видоискатель - приспособление, используемое художниками для выбора удачного вида и определения границ композиции; в фотографии видоискатель является элементом фотоаппарата, который показывает границы будущего снимка.

Воображать - представлять себе, мысленно вызывать в воображении объекты и образы, недоступные в данный момент для восприятия органами чувств.

Воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Граница - воображаемая линия на рисунке (к примеру, линия горизонта, отделяющая небо от земли) либо реальная линия (контур), определяющая границы фигур или отделяющая фигуру от окружающего ее пространства.

Изображение - образ, возникающий на сетчатке глаза в результате получения мозгом от зрительной системы информации о воспринимаемом объекте.

Интуиция - непосредственное постижение истины без логического анализа; суждения, знания или мысли, которым не предшествует процесс размышлений; знание, которое приходит как внезапное озарение.

Картинная плоскость - воображаемая плоскость, подобная оконной раме. Картинная плоскость всегда расположена параллельно вертикальной плоскости, в которой находится лицо художника, и перпендикулярно лучу зрения (направлению взгляда на объект). Через картинную плоскость объект видится так, как он будет выглядеть на бумаге. В фотографической камере роль картинной плоскости играет светочувствительный слой.

Когнитивный сдвиг - смена преобладающего типа мышления, к примеру, переход от аналитического (связанного с функцией левого полушария) к пространственно-образному (связанному с функцией правого полушария) мышлению или наоборот.

Композиция - упорядоченное соотношение межу частями или элементами произведения искусства. В учебном рисунке композиция означает правильный выбор размера и расположения предмета в пределах заданного формата.

Контур - линия, определяющая границы фигур или отделяющая фигуру от пространства.

А-режим - способ переработки информации о реальности, при котором задействуются линейный, аналитический, вербальный и логический режимы мышления.

Левое полушарие - левая половина головного мозга. Является преобладающим полушарием у большинства правшей и отвечает за абстрактно-логическое (вербальное) мышление.

Леворукость - преобладающее использование левой руки для рисования и письма; левши составляют приблизительно 10% всех людей. При этом доминирующим полушарием для левшей, как и для правшей, может являться левое полушарие.

Линия глаз - воображаемая линия на портрете, которая делит голову пополам по горизонтали. На этой линии располагаются глаза. В пейзаже под линией глаз подразумевается линия горизонта.

Негативное пространство - пространство вокруг объектов рисунка. Границы негативного пространства совпадают с границами рабочей поверхности. Внутренние границы негативного пространства могут совпадать с границами объектов рисунка.

Определение пропорций - проверка соотношения элементов или частей формы между собой с помощью подручных предметов (чаще всего используется обычный карандаш, удерживаемый на вытянутой руке). Таким образом определяется положение одной части рисунка относительно другой, величина углов по отношению к горизонтали или вертикали, а также размеры частей рисунка относительно основного элемента.

Основной элемент - начальный элемент или часть композиции, которая помогает сохранить правильные пропорции в работе. При расчете пропорций основной элемент всегда принимается за единицу.

П-режим - способ переработки информации о реальности, при котором задействуется визуальный, пространственно-образный режим мышления. Этот режим мышления отвечает за одномоментное восприятие и оценку объекта и ориентирован на взаимодействие с опытом и с актуально протекающими событиями.

Перекрестное штрихование - способ создания тона или объема с помощью непрерывных линий, проведенных в двух и более направлениях.

Перспектива и пропорция - изображение объектов на плоскости в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре. В более узком смысле перспективой называют изображение, построенное на горизонтальной или вертикальной плоскости, а пропорцией - соотношение между частями рисунка.

Правое полушарие - правая половина головного мозга. У большинства правшей правое полушарие отвечает за восприятие цвета, сравнение размеров и перспективы предметов.

Ракурс - положение изображаемого предмета в перспективе, с резким укорочением удаленных от переднего плана частей.

Реализм в живописи - стремление как можно более точно и объективно передать действительность. Иногда используется как замена термина «натурализм».

Светотень - наблюдаемое на поверхности объекта распределение освещенности, создающей шкалу яркостей. Различают следующие элементы светотени: свет, падающая тень, рефлекс и собственная тень.

Символическая система - в живописи - набор символов, последовательно используемых для создания образа, к примеру, лица или фигуры. Символы обычно взаимосвязаны, поэтому использование одного символа влечет за собой следующий (подобно ассоциациям, возникающим при написании знакомых слов). Символическая система в рисовании обычно формируется в детском возрасте и, как правило, остается постоянной на протяжении всей жизни, если только не работать над ее изменением целенаправленно.

Сознание - способность воспринимать объекты, людей и окружающий мир. Близкими по смыслу словами будут «видение» или «познание».

Твердость грифеля. Карандаши различаются по твердости грифеля, которая, как правило, указана на карандаше и обозначается буквами. Т (или Н - от англ. hard) - твердый, М (или В - от англ. black) - мягкий. Карандаш средней твердости (твердо-мягкий) будет обозначен буквами ТМ или НВ. Дальнейшее деление происходит таким образом: карандаш с пометкой 8Н будет самым твердым, а 8В - самым мягким. Промежуточными значениями будут, к примеру, такие: 6Н, 4Н, 2Н, НВ, 2В, 4В, 6В. В отличие от Европы и России, в США для указания твердости используется числовая шкала, поэтому простой карандаш стандартной твердости НВ в Америке будет промаркирован как № 2 или 2В.

Тип мышления - вид мыслительной деятельности; в зависимости от преобладающего полушария выделяют абстрактно-логическое (или вербальное) и пространственно-образное мышление.

Формат - может означать форму листа для рисования (прямоугольный, квадратный, треугольный и так далее) или соотношение длины и ширины прямоугольного листа.

Характеристики цвета - светлота и яркость цвета. Любой цвет при максимальном снижении яркости становится черным, а при максимальном увеличении светлоты становится белым.

RelatedPost

Творческое и интересное занятие - рисов...


Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14

НЕОИМПРЕССИОНИЗМ (от франц. neo-impressionnisme) - течение в живописи, возникшее во Франции примерно в 1885г. Крупнейшими представителями этого течения являются Ж.Сера и П.Синьяк, которые создали художественную технику дивизионизма. Французские неоимпрессионисты и их последователи продолжали традиции позднего импрессионизма. Используя прием разложения тонов на чистые цвета, они пытались в искусстве применить открытия, сделанные в области оптики. Вместе с тем они старались отойти от фрагментарности и случайности, характерной для импрессионистов, стремились к плоскостно-декоративному созданию пейзажей и многофигурных картин-панно. Проводимое ими оптическое смешение чистых тонов спектра приводило, с одной стороны, к ощущению ослепительно белого света, а с другой стороны, к словно выцветшему белесому колориту.

НЕОКЛАССИЦИЗМ , неоклассика - термин, обозначающий различные направления в искусстве, возникшие после классицизма XVIIв., ориентирующиеся на классические образцы искусства Древней Греции, Древнего Рима и Возрождения и имевшие целью сделать их критерием современного искусства. Чаще всего термин «неоклассицизм» применяется для обозначения течения внутри стиля модерн, раннего функционализма и раннего авангардизма первой четверти XXв.

НЮАНС (франц. nuance) - то же, что оттенок.

ОБЪЕМ (англ., франц. volume, нем. Umfang, Volumen) - в живописи иллюзорное наделение предметов и фигур качествами находящегося в пространстве физического тела при помощи моделировки, светотени, линии, пластической проработки форм и перспективы. Проблема передачи объема может решаться по-разному: от полного отказа от нее (плоскостное изображение постимпрессионистов) до почти реального его воспроизведения с использованием стереоскопических эффектов.

ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА - желтый, красный, синий цвета, которые нельзя получить из смешения других цветов, но их смешение друг с другом или с дополнительными цветами дает возможность воспроизвести естественные краски окружающего мира.

ОТТЕНОК , нюанс (франц. nuance, англ. hue, нем. Schattierung) - небольшое различие одного цветового или светотеневого тона. Тщательно разработанная система оттенков способствует созданию богатого живописного колорита и тонкой проработке светотеневой моделировки.

ПАЛИТРА (франц. palette) - совокупность красок, которыми пользуется художник при создании живописного произведения.

ПАННО (франц. panneau) - живописное произведение, служащее для украшения стены, потолка архитектурного сооружения, выполненное на холсте маслом или темперой вне предназначенного ему места.

ПАСТЕЛЬ (франц. pastel, итал. pastello, от pasta - тесто) - цветные карандаши без оправы, сформованные из красочного порошка, а также живопись и рисование ими.
Пишут пастелью по шероховатой поверхности бумаги, картона, по грунтованному холсту и т.д. Причем начинают жесткими карандашами, а заканчивают мягкими. Красочный порошок растушевывают пальцами или специальной растушкой.
Работы, выполненные пастелью, отличаются бархатистой матовой поверхностью красочного слоя, звучным и чистым цветом, мягкостью красок, долго сохраняющих первоначальную свежесть. Среди импрессионистов своим увлечением пастелью выделялся Э.Дега.

ПАСТОЗНОСТЬ (от итал. pasto-so - тестообразный) - художественный прием, выражающийся в утолщении красочного слоя в результате нанесения густых мазков непосредственно на грунт или на уже просохшие слои.
Пастозность проявляется в рельефности, неровности красочного слоя, в пластичном мазке и служит для подчеркивания материальной стороны предмета и придания динамизма композиции.

ПЕЙЗАЖ (франц. paysage, англ. landscape, нем. Landschaft) - жанр изобразительного искусства или отдельные его произведения, показывающие природу и окружающую человека среду. В зависимости от того, на чем сосредоточено внимание художника, и характера изображения выделяют сельский, городской, архитектурный, индустриальный пейзаж, к особой разновидности пейзажа относятся изображения водной стихии - морской (марина) и речной пейзажи. Кроме того, пейзаж может быть историческим, показывающим облик Земли в прошлом или отражающим вечные законы развития природы, - и фантастическим, основанным на воображении художника. Большое распространение получил космический, или астральный, пейзаж - реально увиденное с Земли или придуманное звездное пространство, а также изображения планет и других космических объектов. Начиная с XVIв. пейзаж оформляется в самостоятельный жанр и появляются его основные разновидности: лирический, героический, документальный пейзаж. Это связано с творчеством таких художников, как П.Брейгель в Нидерландах, А.Альтдорфер в Германии, П.Рубенс во Фландрии , Я. ван Гойен, Рембрандт, Я. ван Рёйсдал в Голландии, Н.Пуссен, К.Лоррен во Франции, Ф.Гварди в Италии.
Основное завоевание XIXв. в области пейзажа - пленэр - привело к возникновению импрессионизма (французы Э.Мане, К.Моне, О.Ренуар), открывшего новые возможности в передаче пространства, изменений световоздушной среды, сложной цветовой гаммы. Ведущие пейзажисты конца XIX - начала XX в. (П.Сезанн, В.Ван Гог, А.Матисс во Франции, М.С.Сарьян в Армении, А.И.Куинджи, Н.К.Рерих в России) пытаются решить сложные философские проблемы, расширяют эмоциональные и ассоциативные качества пейзажной живописи.

ПЛЕНЭР (франц. plein air, букв, открытый воздух) - передача в живописи изменений, происходящих в природе в естественных условиях, под действием солнечного света, воздуха и атмосферных явлений.
Пленэрная живопись, в отличие от работы в мастерской, занимается изучением окружающей среды, рефлексов, цветовых изменений, переходов, нюансов, теней, наблюдаемых на открытом воздухе. Ее основные признаки - светлый колорит, чистый сияющий цвет, ощущение световоздушной среды и т.д.

К изобразительному искусству относится искусство, в котором художник выражает свои мысли и чувства через изображение человека, природы, предметов, явлений видимого мира и воспринимается оно зрителем при помощи зрения. Видами изобразительного искусства являются: живопись, скульптура, графика, декоративно - прикладное искусство, архитектура .

ЖИВОПИСЬ - один из основных видов изобразительного искусства. Художник воспроизводит на холсте, дереве, плоскости стены и т.п. предметы и явления реальной или фантастической действительности. Образы в живописи цветные, их создают, нанося на плоскость слой красок.

Живопись также подразделяется по технике исполнения: т е м п е р а, м а с л я н а я, ф р е с к а, а к в а р е л ь, п а с т е л ь, м о з а и к а.

Живопись также бывает: м о н у м е н т а л ь а я (больших размеров, связана с архитектурой - это фреска и мозаика); с т а н к о в а я (на картине, ограничена рамой, выполняется на мольберте масляными красками, акварелью. пастелью); д е к о р а т и в н а я (украшает предметы, архитектурные сооружения); т е а т р а л ь н а я (декорации для спектаклей); м и н и а т ю р а (очень малых размеров, на шкатулках, медальонах).

Цвет - основное средство выразительности в живописи. Цвет бывает чистым (локальным) и сложным, с оттенками. Способ наложения красок также бывает разным - эти осязаемые особенности поверхности живописных произведений называют ф а к т у р о й. Благодаря фактуре можно установить авторство картины, т.к. у каждого художника своя манера живописи, как и почерк.

Кроме того, живопись делится на жанры:

  • Бытовой (очень распространенный, изображение бытовых сцен, повседневной жизни)
  • Исторический (изображение реальных исторических событий)
  • Портрет (изображение человека; различают - п а р а д н ы й портрет, где главное - внешнее сходство и социальное положение человека и и н т и м н ы й, п с и х о л о г и ч е с к и й, где главное - передача внутреннего состояния человека, его душевных качеств; есть портреты обнаженных натур, которые называются н ю, но именно о б н а ж е н н ы х, а не голых, которые бывают только в бане или на пляже, а в искусстве всегда обнаженные или нагие).
  • Батальный (изображение военных действий, сражений)
  • Пейзаж (изображение картин природы, морской пейзаж называют " марина")
  • Натюрморт (в буквальном переводе с французского "мертвая природа", изображение неодушевленных предметов, домашней утвари, плодов, цветов, трофеев рыбалки и охоты и пр.)
  • Мифологический (изображение сказочных, фантастических сюжетов);
  • Анималистический (редкий жанр, изображение животных и птиц);
  • Интерьер (изображение помещений с мебелью. картинами и пр.).

Графика - рисунок на бумаге или картоне пером, карандашом, углем, а также рисунок, воспроизведенный с помощью специальных приспособлений и машин, печатающих рисунок в большом количестве. Произведения графики - это рисунки, гравюры, книжные иллюстрации, спичечные этикетки, плакаты, почтовые марки, карты, газетные карикатуры, товарные упаковки, афиши и т.п.

Скульптура - объемный вид изобразительного искусства. Объём - главное средство выразительности в скульптуре. Скульптура бывает к р у г л а я и р е л е ф. Круглую скульптуру можно посмотреть и обойти со всех сторон. А рельеф - это выпуклое изображение, частично выступающее на плоскости. Скульпторы используют разные материалы и соответственно, разные техники исполнения: из глины - лепка, из камня - высекание, из дерева - вырезание, из металла - отливка.

Декоративно - Прикладное искусство (сюда относятся предметы, в основном,бытовые, исполненные по законам красоты. Это одежда, мебель, посуда, украшения и т.д.).

Архитектура - не является напрямую изобразительным искусством, однако, условно ее все же относят к нему. Архитектура - это искусство создавать здания и сооружения по законам красоты. Главное в архитектуре - "Прочность. Польза. Красота." И все это взаимосвязано.

ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ.

Автопортрет - портрет художника, выполненный им самим.

Абстракционизм - направление модернизма

Алебастр - гипсовый камень , употребляемый для различных поделок.

Ампир - ("империя") , художественный стиль, возник в эпоху Наполеона, как поздний классицизм. Он предполагает помпезность, использование военной символики.

Амфора - античный глиняный сосуд с узким горлышком и двумя ручками ; обычно использовался для хранения вина и растительного масла.

Ансамбль - оформленная как целое группа зданий, сооружений.

Антитчность - культура Древней Греции и Древнего Рима.

Арабески - арабский орнамент

Акварель - живопись водяными красками, водяная краска.

Арка - дугообразное перекрытие проемов в стене (окон, дверей, ворот).

Аркада - ряд опирающихся на колонны или столбы дугообразных проемов в стене.

Архаика, Классика, Эллинизм - периоды в искусстве Древней Греции.

Архаический - древний.

Анималистический - жанр живописи, изображение животных, птиц.

Аппликация - украшение, узор или рисунок,созданный путем наложения цветных кусочковткани или бумаги.

Бюст - скульптурное изображение человека: голова или верхняя часть тела без рук.

Биеннале - выставка через каждые два года.

База - основание, нижняя часть колонны.

Базилика - продолговатое здание из трех и более нефов, причем средняя - выше других.

Барельеф - скульптурное изображение, слегка выступающее на плоскости.

Барокко - художественный стиль, буквально с итальянского "причудливый, вычурный". Художественная задача - ослепить, поразить роскошью, пышностью, иногда в ущерб чувству меры.

Ведута - сельский или городской пейзаж, точно воспроизведенный.

Витраж - выполненная из кусочков цветного стекла декоративная плоскость, вставленная в окна, двери.

Возрождение (с ит. РЕНЕССАНС) - величайший прогрессивный переворот в историии человечества.

Волюта - средняя часть капители с закрученными углами в виде завитков.

Высокий ренессанс - расцвет эпохи Возрождения.

Галерея - длинный торжественный проход, соединяющий отдельные дворцовые помещения; художественная галерея - место расположения произведений искусства

Гармония - созвучие

Глазурь - стекловидное покрытие на керамических изделиях.

Гемма - камень с вырезанным углубленным изображением.

Готический стиль - средневековый стиль в архитектуре, здания легкие, с устремленными вверх остроконечными башнями.

Графика

Гравюра - печатная графика, рисунок наносится ножом или иглой на деревянную (ксилография) или металлическую (офорт) доску, на камень (литография), линолеум (линогравюра).

Дорический, Ионический, Коринфский - ордера, стили Древней Греции.

Драпировка - ткань, художественно уложенная в складки

Живопись - вид изобразительного искусства.

Импрессионизм (в переводе с французского "впечатление") - художественное направление в искусстве. Художник изображает первое впечатление с помощью точек и мелких мазков наподобие запятых.

Инталья - резной камень с врезанным изображением.

Интарсия - мозаика, орнамент или картина из деревянных пластинок разного цвета, используемая главным образом для украшения мебели

Камея - резной драгоценный или полудрагоценный камень с выпуклым изображением.

Классицизм - художественный стиль, в переводе с латинского "образцовый", взявший за идеал традиции античности и Эпохи Возрождени я. Классицизм возвышает героическое, высокую гражданственность, чувство долга, осуждает пороки.

Карниз - выступ по краю крыши.

Капитель - верхняя часть колонны.

Капелла - небольшое строение для молитвы и других религиозных обрядов в католических соборах

Кватроченто - период раннего Возрождения.

Кубизм - направление модернизма

Лессировка - наложение слоя прозрачных или полупрозрачных красок один на другой после высыхания для углубления колорита.

Масло, Масляная живопись - живопись масляными красками.

Мозаика - техника в живописи, изображение из мелких кусочков камня, стекла (смальты).

Нэцке -японская миниатюрная скульптура.

натюрморт - жанр живописи, изображение неодушевленных предметов.

Пагода - буддийский храм.

Пастель - живопись специальными цветными мелками.

Пилоны - мощные столбы , поддерживающие перекрытие.

Псевдоготика - ложная готика, возрождавшая архитектурные формы готики.

Поп - Арт - направление модернизма

Рельеф - скульптурное изображение, частично выступающее на плоскости.

Романский стиль - средневековый стиль в архитектуре, здания тяжеловесные, массивные.

Романтизм - европейский художественный стиль, предполагает изображение переживаний сильной личности, отвергающей обывательское существование, проявляющей наивысшее напряжение творческих и душевных сил.

Свод - полукруглый потолок.

Скульптура - объемный вид изобразительного искусства.

Символизм - направление в живописи модерна

Сюрреализм - направление модернизма

Темпера - краска, разведенная на яичном желтке.

Треченто -Предвозрождение.

Фронтон - треугольная деталь под крышей с двух сторон.

Фриз - полоса украшения вдоль перекрытия.

Фреска - живопись на сырой штукатурке

Фовизм - направление модернизма

Футуризм - направление модернизма

Холст - ткань, натянутая на подрамник, прогрунтованная, для масляной живописи.

Икона - священная картина в православных странах.

Нимб - круг над головой святых, символ света вечности.

Лемех (чешуя) - тонкие деревянные дощечки , подобно чешуйкам, покрывают купола деревянных храмов.

Парсуна (персона) - портреты в начале 18-го века , схожие с иконописью.

Пастораль - идиллическая картинка, связанная с природой, с сельской жизнью.

Эстетика - наука о красоте

Экспрессионизм - направление модернизма