Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого из романа «Герой нашего времени» Лермонтова. Сравнительная характеристика грушницкого с печориным

  • 26.04.2019

В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» автор раскрывает перед читателем ряд образов, которые не только ярко демонстрируют разные человеческие судьбы и характеры, но и являются типичными представителями своего времени – тридцатых годов ХІХ века. Время это сложное и противоречивое: в воздухе витает недовольство, однако активных действий практически никто не предпринимает. Тот же, кто смеет возмущаться, тут же ссылается на Кавказ, подальше от Москвы и Петербурга. Молодое поколение современной автору России – это растерянные, потерявшиеся во времени и пространстве люди, не знающие, куда применить свой ум, свой талант, свою энергию.

Печорин и Грушницкий – это тоже дети своего времени. Их многое роднит: оба тщеславны и самолюбивы, всегда стремятся обратить на себя внимание, быть в центре светских разговоров и сплетен, постоянно ищут на свои головы приключений. И Грушницкий, и Печорин желают предстать в глазах общества уникальными, необыкновенными. Так, Грушницкий даже солдатскую шинель способен превратить в атрибут франтовства. «Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект – их наслаждение…». Произвести эффект стремится и Печорин – то напускной холодностью и равнодушием, то страстными речами и взглядами. И ему это успешно удается, особенно в глазах романтических красавиц. Однако настоящей, благородной жизненной цели у этих героев нет – им просто скучно, они не знают, чем себя занять. Слова «скука» и «скучно» встречаются в произведении Лермонтова, пожалуй, чаще других – как отпечаток времени, как символ потерянного поколения.

Печорин и Грушницкий, тем не менее, сильно отличаются друг от друга. Несмотря на напускную самоуверенность и чрезмерное франтовство, Грушницкий оказывается человеком очень уязвимым, неуверенным в себе, недальновидным и неопытным во многих ситуациях. Свои слабости он пытается скрыть то под солдатской шинелью, то под вычурным офицерским мундиром. Он готов довериться Печорину даже в сердечных делах и не замечает, как тот открыто насмехается над ним. Хуже всего то, что он оказывается трусом, не способным противостоять чужому мнению, не способным достойно принять своё поражение, и подлым предателем, который готов стрелять в безоружного человека.

Печорина же Лермонтов наделяет незаурядным аналитическим умом и сильной волей, которые помогают герою предвидеть и предвосхищать события, предугадывать поступки других людей. Печорин развлекается, предполагая ход событий, и ликует, когда его предположения оправдываются. Однако ликует недолго, ему очень скоро наскучивает все: и светские развлечения, и внимание барышень, и военные баталии. Ему скучно, потому что благодаря своему острому уму, образованности, умению разбираться в людях он способен заранее видеть исход события. Так, например, происходит с княжной Мери, чье внимание Печорин стремился привлечь лишь для того, чтобы насолить Грушницкому, ради развлечения. Когда же он влюбил в себя девушку, то сразу потерял к ней интерес, оставил с разбитым сердцем и без всякой надежды на взаимность. Люди для Печорина лишь игрушки, лишь возможность сделать жизнь веселее. За героем стоит вереница обиженных им людей, разбитых сердец и судеб – Максим Максимыч, Бэла, княжна Мери, Вера, контрабандисты…

Печорин, в отличие от Грушницкого, не слеп в отношении самого себя. Он постоянно анализирует свои поступки, он честен перед самим собой, способен увидеть противоречивость своей натуры: «У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку». Печорин готов и осудить самого себя: «Я иногда себя презираю… не оттого ли я презираю и других?.. Я стал не способен к благородным порывам; я боюсь показаться смешным самому себе».

Хотя Грушницкий и представляет Печорина как своего приятеля, друзьями они, конечно, никогда не были. Печорин признается: «я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать». Между Печориным и Грушницким возникает конфликт. Грушницкий был для Печорина такой же игрушкой, марионеткой, как и все остальные. А слабохарактерность и недалёкость Грушницкого, его самовлюбленность и желание выглядеть героем в глазах друзей и общества еще больше усугубляют обстоятельства. С легкостью отбивая Мери у Грушницкого, Печорин выигрывает очередное пари, заключенное с самим собой. Но выигрывает ли? Несчастная, разбитая судьба Мери и смерть Грушницкого – вот главные призы этой победы.

Печорин задумывается: «Зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…». Почему автор наделяет Печорина таким характером, такой судьбой, зачем сталкивает с Грушницким? В начале произведения Лермонтов сам признается: «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Не претендуя на роль лекаря и не предлагая лекарства от всех болезней, автор все же посчитал нужным вскрыть недостатки современного ему общества, возможно, втайне надеясь, что, узнав себя, кто-то задумается и изменится. Спустя почти два столетия, сам того не подозревая, Лермонтов предупреждает и нас, поколение ХХІ века, об опасности таких человеческих пороков, как эгоизм и самовлюбленность, трусость и предательство, бездействие и пустое прожигание жизни.

На вопрос Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого? Желательно таблица. Спасибо) заданный автором Дарья Серебрякова лучший ответ это Печорин по происхождению аристократ, получил светское воспитание. Выйдя из-под опеки родных, он «пустился в большой свет» и «стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями» . Легкомысленная жизнь аристократа ему вскоре опротивела, наскучило и чтение книг. После «нашумевшей истории в Петербурге» Печорина ссылают на Кавказ. Рисуя внешность своего героя, автор несколькими штрихами указывает не его аристократическое происхождение: «бледный» , «благородный лоб» , «маленькая аристократическая рука» , «ослепительно-чистое белье» . Печорин – физически сильный и выносливый человек. Он наделен незаурядным умом, критически оценивающим окружающий мир. Он размышляет над проблемами добра и зла, любви и дружбы, над смыслом человеческой жизни. В оценке современников самокритичен: «Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья» . Он прекрасно разбирается в людях, не удовлетворяется сонной жизнью «водяного общества» и дает уничтожающие характеристики столичным аристократам. Наиболее полно и глубоко внутренний мир Печорина раскрывается в повести «Княжна Мери» , где происходит его встреча с Грушницким.
Грушницкий – юнкер, он самый обыкновенный юноша, мечтающий о любви, «звездочках» на погонах. Производить эффект - его страсть. В новом офицерском мундире, расфранченный, пахнущий духами, он отправляется к Мери. Он – посредственность, ему присуща одна вполне простительная в его возрасте слабость – «драпироваться в необыкновенные чувства» , « страсть декламировать» . Он как бы стремится играть модную в то время роль разочарованного героя, «существо, обреченное каким-то тайным страданиями» . Грушницкий – вполне удавшаяся пародия на Печорина. Вот почему молодой юнкер так не приятен ему.
Своим жалким поведением Грушницкий, с одной стороны, подчеркивает благородство Печорина, а с другой, как будто стирает всякие различия между ними. Ведь Печорин и сам подглядывал за ним и княжной Мери, что, безусловно, не было поступком благородным. Да и княжну он никогда не любил, а просто использовал ее доверчивость и любовь для борьбы с Грушницким.
Грушницкий, как человек недалекий, вначале не понимает отношения к нему Печорина. Грушницкий кажется себе человеком самоуверенным, весьма проницательным и значительным: «Мне жаль тебя, Печорин» , - снисходительно говорит он. Но события не уловимо развиваются по замыслу Печорина. И вот уже юнкер, обуреваемый страстью, ревностью и негодованием, предстает перед нами в ином свете. Он оказывается не таким уж и безобидным, способным на месть, бесчестность и подлость. Тот, кто совсем недавно, играл в благородство, сегодня способен выстрелить в безоружного человека. Сцена дуэли раскрывает сущность Грушницкого, стреляйте, я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места… Грушницкий отвергает примирение Печорин хладнокровно стреляет в него. Ситуация становится необратимой Грушницкий погибает испив чашу стыда раскаяния и ненависти до конца.
Накануне дуэли, вспоминая прожитую жизнь, Печорин задумывается над вопросом: зачем он жил? для какой цели родился? И тут же сам отвечает: «А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные» . И тут Печорин понимает, что он давно играет «роль топора в руках судьбы»
Итак, образ Грушницкого помогает раскрыть главное в центральном герое романа. Грушницкий - кривое зеркало Печорина - оттеняет истинность и значительность переживаний этого «страдающего эгоиста» .

Главный герой романа - Печорин - жил в тридцатые года девятнадцатого столетия. Это время можно охарактеризовать, как года пасмурной реакции, которая настала после разгрома декабристского восстания 1825 года. В это время человек передовой мысли не мог найти применение своим силам. Невера, сомнение, возражение стали особенностями сознания молодого поколения. Идеалы родителей они отвергли еще «с колыбели», а вместе с этим усомнились и в моральных ценностях как таких. Вот почему В. Г. Белинский сказал, что «Печорин глубоко страдает», не находя применение необъятным силам своей душу. Создавая «Героя нашего времени», Лермонтов изображал жизнь таким, которым она была на самом деле. И он нашел новые художественный средства, которых еще не знала ни российская, ни западная литература и которые захватывают нас до этого дня соединением свободного и широкого изображения лиц и характеров с умением показывать их объективно, «выстраивая» их, раскрывая одного героя сквозь восприятие другого

Давайте же детальнее рассмотрим двух героев романа - Печорина и Грушницького. Печорин за происхождением аристократ, получил светское воспитание. Выйдя из-под опеки родных, он «пустился в большой мир» и « стал наслаждаться бешено всеми приманками». Легкомысленная жизнь аристократа ему в скором времени надоедливая, надоело и чтение книг. После «громкой истории в Петербурге» Печорина засылают на Кавказ. Рисуя внешность своего героя, автор несколькими штрихами указывает не его аристократическое происхождение: «бледный», «благородный лоб», «маленькая аристократическая рука», «слепяще-чистую белизну». Печорин - физически сильный и выносливый мужчина. Он наделен незаурядным умом, критически оценивает окружающий мир. Он размышляет над проблемами добра и зла, любви и дружбы, над смыслом человеческой жизни. В оценке современников самокритичный: «Мы не способные более к большим жертвам нет для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Он чудесно разбирается в людях, не удовлетворяется сонной жизням « водного общества» и дает уничтожают характеристики столичным аристократам. Наиболее полно и глубоко внутренний мир Печорина раскрывается в повести «Княжна Мери», где происходит его встреча с Грушницким. Грушницького - юнкер, он самый обычный юноша, который виднеется о любви, «звездочках» на погонах

Вырабатывать эффект - его страсть. В новом офицерском мундире, принаряженной, что пахнет духами, он отправляется к Мере. Он - посредственность, ему присущая одна целиком можно извинить в него возрасте слабость - «драпироваться в необыкновенные чувства», «страсть декламировать». Он будто хочет играть модную в то время роль разочарованного героя, «существо, обреченное каким-то тайным страданиями». Грушницького - целиком удачная пародия на Печорина. Вот почему молодой юнкер так не приятный ему. Своим жалким поведением Грушницкий, с одной стороны, подчеркивает благородство Печорина, а из другого, как будто стирает всякие расхождения между ними. Ведь Печорин и сам подсматривал за ним и княжной Мери, которая, безусловно, не было поступком благородным. Да и княжну он никогда не любил, а просто использовал ее доверчивость и любовь для борьбы с Грушницким. Грушницкий, как человек недалекий, сначала не понимает отношения к нему Печорина. Грушницкий кажется себе человеком самоуверенной, очень проникновенным и значительным: «Мне жаль тебя, Печорин», - снисходительно говорит он

Но события не улавливается развиваются по замыслу Печорина. И вот уже юнкер, возмущенный страстью, ревностью и негодованием, возникает перед нами в другом свете. Он оказывается не таким уже и невинным, способным на месть, постыдность и подлость. Тот, кто совсем недавно, играл в благородство, сегодня способен выстрелить в безоружного человека. Сцена дуэли раскрывает сущность Грушницкого, стреляйте, я себя пренебрегаю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете я вас зарезаю ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места … Грушницкий отбрасывает примирение Печорин хладнокровно стреляет у него. Ситуация становится необратимой Грушницкий гибнет выпив чашу стыда раскаяния и ненависти до конца. Накануне дуэли, упоминая прожитую жизнь, Печорин задумывается над вопросом: зачем он жил? для которой цели родился? И здесь же сам отвечает: «А, наверное, она существовала, и, наверное, было мне назначение высокая, потому что я ощущаю в душе моей силы необъятные». И здесь Печорин понимает, что он давно играет «роль топоры в руках судьбы». «Необъятные силы души» - и мелкие, негодные Печорина поступки; он хочет «любить весь мир» - и приносит людям одно лишь зло и несчастья, наличие благородных, высоких стремлений - и мелкие чувства, владеют душой; жажда полноты жизни-и полная безнадежда, осознание своей обреченности. Печорин одинокий, положение его трагически, он в самом деле «лишний человек».

Лермонтов назвал Печорина «героем в свое время», протестуя этим против романтичности идеализированного представления о современнике, изобразивши образ Грушницкого как пародию на романтизм. Герой для автора - не образец для наследования, а портрет, составленный из пороков всего поколения в него развитии. Итак, образ Грушницкого помогает раскрыть главное в центральном героя романе. Грушницького - кривое зеркало Печорина - видтиняе истинность и значимость переживаний этого «страдает эгоиста», глубину и исключительность его натуры. Но в ситуации с Грушницким с особой силой раскрывается и вся опасность, которая таится в глубине этого человеческого типа, разрушительная сила, которая заложена у индивидуалистической философии, присущий романтизма. Лермонтов не стремился выносить моральный приговор

Он лишь с огромной силой показал все безодни людской души, лишенной веры, просякнуту скептицизмом и разочарованием. Печоринство было типичной болезнью времени. И не об этих или людях поколения 30-х лет прошлого столетия сказал М. Ю. Лермонтов в знаменитой «Думе»: «… Над миром мы пройдем без шума и следа, набросили столетий ни мысли плодовитого НЕ гениям начатого работы».

В своем романе «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтов изображает типичных представителей своего времени – тридцатых годов девятнадцатого века. Глубина и противоречивость характера главного героя наиболее отчетливо проявляется в соотнесении его с остальными персонажами, одним из которых является Грушницкий.

Юнкер Грушницкий – самовлюбленный тип, которого заботит только собственная личность. Печорин тоже привык «баловать свое самолюбие…», но это не мешает ему внимательно изучать окружающих его людей.

Григорий Печорин презирает высший свет с его ничтожными интересами и коварными интригами. Грушницкий же, напротив, мечтая попасть в светское общество, стремится завести знакомства с аристократами и овладеть общепринятыми манерами.

Печорин мучительно страдает от одиночества и отсутствия в его жизни благородных целей. Для Грушницкого разочарование – лишь дань моде и шанс «поинтересничать».

Юнкер не отличается особым умом. «Ты дурак!» - говорит ему драгунский капитан. В Григории Александровиче же мы видим живой и глубокий ум, который позволяет ему давать меткие характеристики окружающим и философски рассуждать о природе людей, дружбе, любви.

Грушницкий – человек трусоватый. «Трус!» - бросает ему капитан. Печорин рассудительно смел: прежде чем обезвредить убийцу Вулича, он продумывает свои действия.

Юнкер «Говорит…скоро и вычурно…». Главный герой немногословен: «…во-первых, потому, что слушать менее утомительно; во-вторых, нельзя проговориться; в-третьих, можно узнать чужую тайну…».

В острых моментах романа Грушницкий становится подлым и даже опасным. Отказ Мери толкает юнкера на откровенную низость: он становится источником слухов о ней. Накануне дуэли Грушницкий совершает новую подлость, выпуская пулю в безоружного человека. В натуре же Печорина отчетливо проявляются мужество и благородство. Главный герой не только «защитил… от клеветы» княжну Мери на дуэли, но и честно прервал романтическую связь с ней.

Между Печориным и Грушницким есть определенное сходство: оба дворянского происхождения, оба военные, оба весьма самолюбивы. При этом между молодыми людьми пролегает духовная, нравственная и социальная пропасть, превращающая их в непримиримых противников.

Сочинение 2

От того, как развиваются отношения между героями в том или ином произведении, зависит понимание, разрешение его конфликта, определение основной мысли.

Запоминающиеся события романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", в котором участниками стали Печорин и Грушницкий, содержат полные характеристики людей того поколения, чьи образы автор раскрыл на страницах романа. Противопоставление героев, демонстрация их общих черт представлены для выявления недостатков, которые портят людей, приводят к нежелательным последствиям.

Молодость, образованность, начало военной карьеры - все, что можно пожелать любому уважающему себя, стремящемуся к блестящему будущему человеку. Именно это и есть у героев. Однако каждый из них по-разному использует представленные судьбой возможности.

Являясь главным героем романа, Печорин привлекает к себе внимание каждого члена общества, где бы ни появился. Грушницкий всеми силами добивается внимания к себе. Помимо того, что был "хорошо сложен", пускает в ход напыщенные речи.

Пытливость ума Печорина, наблюдательность делают его внутренний мир богаче, так как он отличается желанием и умением изучать людей, анализировать их поступки. Грушницкий "не знает людей и их слабых струн", ему не интересен процесс познания чужой души. Характерны лишь поверхностные суждения, набор красивых фраз. Заостряя внимание на себе, уверен в действии подобного способа на людей.

Полное равнодушие к окружающим, к любви, дружбе Печорина говорит об его усталости. Любопытство вызывает только то, что на время может украсить его свободное время, избавить от скуки. Соперник с радостью окунается в атмосферу веселья и любви.

Проводя в подсознании психологический эксперимент с людьми, находящимися рядом с ним, Печорин понимает, что зачастую вызывает у них обиду и озлобленность. Но не оставляет себя без критики, не щадит, открывая причины поступков. Грушницкий не способен найти в себе слабые и сильные стороны, так как его себялюбование и уверенность в достоинствах перекрывают рассудок. Он всегда пытается произвести впечатление внешностью или новым чином. Не видит причин для осуждения себя.

Остроумием наделен каждый из героев, но Грушницкий "никого не убьет одним словом". Замечания же Печорина порой оскорбительны, унижают адресата.

Вокруг главного героя романа всегда царит таинственность. Грушницкий искусственно пытается создать ее, однако он прост в любой обстановке, ничем не отличаясь от других.

Несмотря на бесконечные мыслительные процессы Печорина, бурю эмоций, он выступает как бесчувственный собеседник, у которого "на лице ничего не заметно". Холодность, расчет, скрытность являются внешним проявлением внутренней борьбы чувств. Каждая мысль Грушницкого имеет выражение на лице. Это и страдание, и нежность, и задумчивость.

На основании различий и сходства в характеристиках героев можно сделать вывод об ошибках людей поколения, которое хотел изобразить автор.

Вариант 3

М.Ю.Лермонтов поставил перед собой цель изобразить в романе «Герой нашего времени» все поколение. Одним из главных персонажей, который помог раскрыть образ Печорина, это Грушницкий. Именно он возник в романе «Княжна Мери».

В данном эпизоде здесь наиболее глубоко выявляется духовный мир персонажа. Момент, когда Печорин встречается с Грушницким, считается завязкой повести. Ведь именно тогда вся жизнь Печорина представляет собой опыт не только над собой, но и остальными людьми. Грушницкий же не выступает в роли изувера, с которым можно было бы вести борьбу, однако Печорин относится к нему презрительно. Почему же молодой юнкер так не нравится Печорину? Ведь это обычный юноша, мечтающий о любовных отношениях, почестях и эполетах офицера. Он обыкновенный молодой человек,стремящийся играть модную тенденцию среди молодого поколения героя, который разочарован в жизни и обречен на переживания. Может быть Грушницкий, таким образом, хочет показать, насколько представлен в этом обществе Печорин, и поэтому тот, так ненавидит юнкера. Но он настолько фальшив, а высокомерия и двуличности как раз Григорий и не выносит.

Печорин, обидевшись на Грушницкого, мстит ему, влюбляя в себя Мери, в которую влюблен его противник. Грушницкому же не понятны отношения Печорина к нему, а именно его игры против него, которая уже началась. Вначале он даже относится к Григорию снисходительно, так как он представляет его прозорливым и важным человеком. Однако, когда Мери пылает чувствами к нашему персонажу, то Грушницкий перед нами предстает мстительным и подлым.

Поступок, задуманный Печориным, становится трагическим. Когда он вызвал Грушницкого на дуэль, чтобы защитить честь Мери, он экспериментирует над юнкером, заставляя его выстрелить в себя, зная, что оружие находится в холостом состоянии. И тот, кто недавно хвалился своим великодушием, стреляет в безоружного человека. В данном случае проявились демонические силы натуры Печорина, а именно он делал зло с великим искусством. Григорий остается жить, но убивает при этом соперника.

В произведении образ Грушницкого выступает в роли кривого зеркала Печорина, оттеняя настоящие переживания эгоистичного человека и незаурядную натуру. Но в ситуации с Грушницким особенно сильно раскрывается всю опасность в философии индивидуализма. Автор же только глубоко проник во все уголки человеческой души, которая была без веры и проникнута полным разочарованием.

Также читают:

Популярные сегодня темы

  • Сочинение описание картины Перова Тройка 4, 6 класс

    Перов Василий Григорьевич русский художник в жанре пейзаж. Все свое детство его семья была в разъездах. В 20 лет Василий Григорьевич поступает в Москву. Там он учится в школе живописи и ваяния. Будущий художник хорошо учился, искусство давалось ему легко

  • Сочинение Становление характера Васютки 5 класс по рассказу Васюткино озеро Астафьева

    Детство главного героя рассказа «Васюткино озеро» Астафьева прошло в тайге. Автор тоже вырос в этих непростых условиях, поэтому может многое рассказать об этом. Васютка с ранних лет уже умел охотиться на птиц и вкусно её приготовить

/ / / Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого

В произведении Лермонтова «Герой нашего времени» образы Печорина и Грушницкого по ходу происходящих событий меняются.

Молодые люди встретились, когда проходили вместе лечение в Пятигорске. Между мужчинами сразу завязывается «дружба», а вместе с ней приходи и некое соперничество. Каждый пытается добиться расположение Московской княжны Мери, используя свои методы. Для этого Грушницкий пытается предстать перед девушкой в лучшем свете. Он проводит с ней вечера, осыпает комплиментами и всячески старается угодить княжне.

В свою очередь делает все наоборот. Его целью становится даже не ее расположение, а именно искренняя любовь Мери. Мужчина дерзок и холоден. Он не ищет с ней свиданий, а их как бы случайные встречи очень эффектны, но очень коротки. Все это дает преимущество перед изрядно надоевшим Грушницким.

Печорин очень самоуверен. Он по достоинству оценивает свои силы, возможности, внешность, в отличие от своего товарища. Грушницкий испытывает комплексы неполноценности из-за своего здоровья и «солдатской шинели». Да, он стесняется того, что он юнкер, а не офицер. Но как только молодой человек меняет звание, то с ним сразу же происходят перемены. Грушницкий становится увереннее, наглее, а его былая робость лишь изредка проявляется только при встречах с княжной.

Меняется и Печорин. Теперь на светских раутах он не обходит Мери стороной, а наоборот всюду ее сопровождает. Мужчина ведет себя очень галантно, иногда показывая лучшие стороны своего характера.

Понимает, что Мери больше не испытывает к нему симпатии. Она, на свою беду влюбляется в его «оппонента», и даже ждет от Печорина предложения о замужестве. И в этот момент мужчина решает отомстить. План его мести низок по своему содержанию, но обида настолько сильна, что подталкивает Грушницкого к действию.

Печорин добившись от девушки желаемого, а именно чувств, решает, что пора остановится. Он «отбил» ее у товарища, и ему уже становится не интересно продолжение. Он не отвечает девушке на взаимность, и та в слезах покидает «рандеву».

Печорин поддается провокацию Грушницкого, и вызывает его на дуэль. Он узнает о существующем заговоре, и тоже готовится к поединку.

Во время дуэли оба мужчины знают, что ружье второго дуэлянта не заряжено. Только Грушницкий сильно нервничает и начинает сожалеть о том, что может произойти. Григорий же наоборот спокоен и держится уверенно. Когда оппонент дает осечку – Печорин не собирается убивать бывшего друга. В какой-то момент, мужчина даже опускает заряженный мушкет. Накануне дуэли, он заставил своего секунданта зарядить оружие, уличив при этом заговорщиков во лжи.

Однако Грушницкий противится милосердию бывшего друга. Он настаивает на том, чтобы тот выстрелил. Молодой человек, испытывает стыд, разочарование от жизни и сильнейшую злость на Печорина и Мери. Для себя он уже все решил – он не хочет жить. Он слаб и сдается, не видя дальнейшего смысла существования.

Разница между мужчина очевидная. Одному – все дается нелегко. Ему мало везет, но он хочет обрести семью, счастье, любовь. У другого, есть все, а если все же чего-то нет, то мужчина это «завоюет» любой ценой. Он ищет приключений, чтобы не «зачерстветь» совсем, а любовь старается избегать, сравнивая ее со страданьем.