Сравнительный анализ образов онегина и чацкого.

  • 15.04.2019

Он возвратился и попал,

Как Чацкий, с корабля на бал.

А. Пушкин

Что сближает и что разделяет Онегина и Чацкого? Как мы видим, в этих строчках А. С. Пушкин сравнивает свое­го героя с Чацким. Но почему именно с Чацким, на первый взгляд, совершенно на него не похожим? Но в том-то и дело, что на пер­вый взгляд…

Сын богатого барина, «наследник всех своих родных», Евге­ний Онегин предстает перед нами пустым светским франтом, ко­торому «наука страсти нежной» заменила все истинные чувства. Это эгоист, думающий только о себе, о своих желаниях и удоволь­ствиях, не обращающий внимания на чувства, интересы и страда­ния других людей:

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать.

Совсем не таким видится нам Чацкий. Хотя он также выходец из дворянской семьи и воспитан в доме Фамусова - типичного представителя «серого» общества, однако он умен и безукоризнен­но честен, искренен и остроумен. Характеристика Чацкого, как типичного представителя молодого поколения 1810-1820 годов, тем или иным образом участвующего в общественной деятельно­сти, наиболее ярко отражена в словах Софьи:

Остер, умен, красноречив,

В друзьях особенно счастлив,

Вот об себе задумал он высоко…

Охота странствовать напала на него.

Он любит Россию, и эта любовь порождает в нем ненависть к рабству и угнетению народа. Чацкий занимался литературной ра­ботой, был на военной службе, имел связи с министрами, но ушел от этого, потому что, говорит он: «Служить бы рад - прислужи­ваться тошно». Он - мятущийся мыслитель, герой того времени, из тех людей, чье сердце «не терпит немоты», а потому раскрыва­ющий все сокровенно обдуманное даже и перед ничтожествами, «глупцами». Чацкий смеется над Фамусовым и его окружением, остро вышучивает их жизнь и нравы.

Онегин другой, он совершенно равнодушен ко всему: к при­роде, к судьбе русского народа. Он скучает и в городе, и в дерев­не, Хотя можем ли мы полностью винить его в этом? Вряд ли. Положительные качества Евгения не могли получить развития по вине скверного воспитания и жизненной обстановки, В то время в богатые дома было принято приглашать для обучения детей иностранцев. Зачастую, однако, это оказывались довольно безграмотные люди, искавшие в России легких заработков, и, соответственно, не способные дать должного воспитания, Следу­ет сказать, что Онегин, получив самое поверхностное образова­ние, все же стремился пополнить и расширить его. Он легко всту­пает в спор с Ленским по серьезным политическим, историчес­ким и философским вопросам, разговаривает как равный с рав­ным. Это свидетельство того, что, как и Чацкий, он уровнем выше окружения.

Существенная разница между героями состоит в их личных чув­ствах, отношении к любви, браку. Чацкий серьезно любит Софью, видит в ней будущую жену. Однако Софья не может полюбить его, так как при всех своих положительных качествах, она все же пол­ностью принадлежит «фамусовскому» миру, И здесь его ждет силь­ный удар. Борьба с обществом отягощается личной драмой героя. В отличие от Чацкого, Онегин отрицает счастье в браке, не верит в любовь. Хотя способность испытывать глубокие чувства не совсем чужда ему; мы узнаем, что когда-то и он мог верить в любовь, но свет убил эту веру. Новая встреча с Татьяной пробуждает в сердце Евгения любовь небывалой силы. Он даже заболевает и чуть не умирает от любви. И здесь Евгения ждет окончательный крах его надежд на личное счастье. Таким образом, трагичность их судеб уже объединяет наших героев.

Но это не единственное их сходство. Подтверждением тому служат изменения; которые происходят с Онегиным после убий­ства Ленского. В нем нарастает чувство собствен ной неполноцен­ности и бесполезности. Мы больше не видим холодного и расчет­ливого эгоиста, каким он казался в начале романа. Евгений уже не может, как прежде, думать только о себе, не замечать чувств и пе­реживаний людей, быть равнодушным к страданиям русского на­рода под гнетом крепостников. Как отличается этот Онегин от Онегина из первых глав романа! И как теперь явно его сходство с героем комедии Грибоедова.

Но основное, что объединяет Онегина и Чацкого, это неприя­тие их обществом. Евгений, как и Чацкий, умнее и честнее тех людей, которые их окружают. Поэтому он враждебен своим сосе­дям; они злословят о нем:

«Сосед наш неуч; сумасбродит;

Он фармазон; он пьет одно

Стаканом красное вино;

Он дамам к ручке не подходит;

Все да, да нет; не скажет да-с Иль нет-с».

Таков был общий глас.

Точно так же рассуждают о Чацком гости Фамусова: «Шампан­ское стаканами тянул. - Бутылками-с, и пребольшими. - Нет-с, бочками сороковыми». Старуха графиня находитте же слова, что и соседи Онегина: «Что? К фармазонам в клоб? Пошел он в басурманы?» Общество «немыслящих» отвергает Чацкого, его «никто простить не хочет», потому что умный (деятельный) молодой человек является помехой их спокойному процветанию. Именно поэто­му Фамусов и заявляет, что «умнику» не место в московском свете.

Вот главное, что объединяет этих, казалосьбы, разныхлюдей - Евгения Онегина и Александра Чацкого; вот в чем их общая траге­дия. Общество не прощает им того, что они много выше среднего человека своего круга. Посредственность, самолюбивая ничтож­ность - вот кто счастлив в этом обществе. «Молчалины блажен­ствуют на свете!»

После победы России в Отечественной войне 1812 года, во время которой русская нация пережила необыкновенный, подъем патриотического самосознания, единения всех слоев народа под знаменем освобождения Родины, в стране наступил период реакции. Россия превратилась в жандарма Европы, а вольнолюбивые настроения передовой части русского дворянства игнорировались самодержавием. Страна разделилась на два противоборствующих лагеря: реакционеров-крепостников и демократической интеллигенции, готовившей революционный государственный переворот. Была и третья общественная группа в дворянской среде, которая не вступала в тайные общества, но политический строй в России воспринимала критически. В бессмертной комедии "Горе от ума" и в "Евгении Онегине" в образах главных героев воплотились различные движения в дворянском сословии первой четверти XIX века.

Чацкий и Онегин - ровесники, представители столичной аристократии. Это молодые, энергичные, образованные люди. Оба они стоят выше своей социальной среды, потому что умны и рассудительны и видят всю пустоту и никчемность светского общества. Чацкий гневно клеймит тех людей, которые являются столпами дворянского общества:

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Онегину тоже "наскучил света шум", его праздность, суета, бездуховность. Он испытывает жестокое разочарование от бесцельного прожигания жизни и, "условий света свергнув бремя", отправляется в свое имение.

Оба героя достаточно образованны: Чацкий "славно пишет, переводит", Онегин "читал Адама Смита", "знал довольно по-латыне". Безусловно, это люди одного круга, уровня развития, критически воспринимающие действительность, мучительно ищущие свой путь в жизни. Я уверена, что они были бы интересными собеседниками друг для друга, встретившись где-нибудь на балу в Москве. Я уже как бы вижу, как они отпускают колкие, критически остроумные замечания в адрес важных, с сановным видом проходящих почтенных гостей. "Пустейший человек, из самых бестолковых", - отозвался бы Чацкий о самом надутом, преисполненном напускного самоуважения государственном чиновнике, а Онегин бы со "страждущей спесью" в лице непременно согласился бы с ним.

Но на этом, на мой взгляд, сходство героев заканчивается.

Их объединяет лишь одинаковое общественное положение и критическое восприятие действительности, презрение к "свету пустому". Но Чацкий человек социально-активный, деятельный, истинный патриот. Он искренне хочет служить своему отечеству, применить свои знания во благо народа, труд для него не является тяжелым бременем, в просвещении он видит источник прогресса.

Онегин же, "условий света свергнув бремя", не находит никакого применения своим знаниям потому, что "труд упорный ему был тошен". У него нет никаких идеалов, и мысль посвятить свою жизнь кому-то или чему-то никогда не посещает его. Страдая от осознания бессмысленности светского образа жизни, от своей отчужденности, Онегин не ищет применения своим способностям. Ему даже в голову не приходит заняться созидательной работой.

Чацкий своим имением "управлял оплошно", то есть хорошо относился к крестьянам. Он всей душой возмущен подневольным положением крепостных. Чацкий сознательно отпускает на волю своих крепостных, подтверждая, что его общественные взгляды не расходятся с практикой.

Онегин же совершенно безразличен к судьбе своих крестьян, "чтоб только время проводить", "ярем он барщины старинной оброком легким заменил; и раб судьбу благословил". Вся его реформаторская деятельность на этом закончилась. Онегин озабочен только своим душевным покоем, положение крестьян он облегчил постольку, поскольку считал это прогрессивным, созвучным времени и прочитанным книгам.

Столь же различны герои и в главном - в любви. Чацкий искренне любит Софью, он верит в жизнь, в высокие идеалы. Конечно, он идеализирует свою возлюбленную, и столкновение действительности с идеалом жестоко ранит его. Гордость его уязвлена, разочарование - болезненно. Сколько боли и горечи, уязвленного самолюбия и гневного упрека звучит в его последнем монологе! Но Чацкий не сломлен, не побежден. Он сознает, что Софья - порождение того общества, пороки которого он с гневом обличает. Чацкий переживает эту жизненную драму болезненно, как человек с чистым, большим сердцем, но это - не драма всей его жизни. Чацкий - личность социально-активная, он полон светлых идей преобразования общества, впереди у него - насыщенная трудом и борьбой жизнь. Мне кажется, он примкнет к декабристам.

Душа Онегина опустошена обилием мелких страстей, победных романов. Он не способен на большое чувство. Евгений достаточно чуткий и благородный, но он настолько эгоистичный, что отрекается от настоящей любви, которая могла бы придать его жизни высокий смысл и душевную гармонию. Но отказавшись от любви, Онегин обрек себя на полное одиночество. Критическое отношение к действительности, незаурядный ум при отсутствии четких общественных идеалов, неизбежно влекут к жизненной трагедии.

Запоздалая, невостребованная любовь Онегина - символ жизненного краха.

В образах Чацкого и Онегина воплощены два направления в общественной жизни дворянства начала XIX века: сознательный, активный протест против несправедливого общественного строя и пассивное неприятие устаревших социальных порядков, мучительный поиск гармонии в себе самом, путь в никуда.

Чацкий и Онегин.

«Горе от ума» А. С. Грибоедова и «Евгений Онегин» А. С. Пушкина - произведения, посвя­щенные одному периоду жизни России. Эта эпоха была знаменательной для страны. После войны 1812 года глубоко изменилось мнение интеллиген­ции о народе, который поднялся на вершину славы и могущества, освободив Европу от тирании Наполеона, но остался по-прежнему бесправным, темным. Главные герои этих произведений Чац­кий и Онегин - представители передовой дворян­ской интеллигенции. Авторы рассматривают их характеры, судьбы в неразрывной связи со време­нем, с общественным движением.

Судьбы Чацкого и Онегина во многом схожи. Онегин - сын «промотавшегося» дворянина. Чацкий воспитывался в доме богатого дяди. Легко представить, какое образование они получили. Чацкий с усмешкой вспоминает указательный перст учителя, внушавшего своим ученикам, что для русских без немцев нет счастья.

Злая ирония слышится в его вопросе:

Что нынче, так же, как издревле,

Хлопочут набирать учителей полки,

Числом поболее, ценою подешевле?

Пушкин, говоря о воспитании Онегина, спра­ведливо замечает:

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь.

Чацкого и Онегина еще более сближает их от­ношение к обществу, к «свету». Онегин, устав от балов, светских обедов, бежит из столицы в дерев­ню. Но и здесь его ждет «вечный разговор про дождь, про лен, про скотный двор». Его привы­чки, поведение, «души тоскующая лень» вызыва­ют у соседей недоумение и недовольство.

Чацкий, горячо любя Софью, не смог остаться в доме ее отца. Ему все казалось там безжизненно. В Москве «вчера был бал, а завтра будет два». Мо­лодому, пытливому уму нужна пища, нужны новые впечатления. Чацкий надолго уезжает из столицы. «Хотел объехать целый свет», - гово­рит он о себе. Онегин, живя в деревне, тоже почув­ствовал свою никчемность, свою бесполезность, неспособность быть другом (отношения с Лен­ским), любить (отношения с Татьяной). «Им овла­дело беспокойство, охота к перемене мест».

«Перемена мест», наблюдения, раздумья, вы­званные этим, не проходят для героев бесследно. Пушкин называет своего Онегина, возвращающе­гося из путешествия, «очень охлажденным и тем, что видел, насыщенным». Таким образом оконча­тельно складываются мировоззрения Чацкого и Онегина. Это уже не юнцы, а взрослые люди, с богатым жизненным опытом за плечами. И вот те­перь начинают сказываться коренные различия этих литературных типов. Онегин видит пустоту окружающей жизни, праздное барство, ложь и фальшь, царящие вокруг, но он и не думает актив­но с ними бороться. Он слишком воспитан, слиш­ком хладнокровен, чтобы произносить в гостиных Петербурга обвинительные речи перед толпой хо­хочущих глупцов. Его протест выражается в дру­гом. Он всем своим обликом являет молчаливый укор. Пушкин так описывает Онегина:

Но кто это в толпе избранной

Стоит безмолвный и туманный?..

Мелькают лица перед ним,

Как ряд докучных привидений.

Совсем иначе ведет себя Чацкий. Он легко раз­дражается, личная драма делает его особенно уяз­вимым. Появившись на балу у Фамусова, он уст­раивает, по выражению И. А. Гончарова, такую «кутерьму», что его принимают за сумасшедшего. В его действиях нет холодного расчета, эгоизма, которые свойственны Онегину.

Оружие Чацкого - карающее слово. Он требу­ет «службы делу». Он тяготится среди пустой праздной толпы «мучителей, зловещих старух, вздорных стариков». Чацкий требует места и сво­боды своему веку. Он возвещает, что на смену «веку минувшему» идет новый, несущий идеал «свободной жизни».

Гончаров в статье «Мильон терзаний» говорит о типичности Чацкого и Онегина. Эти типы неиз­менно будут возникать в переломную эпоху. Оне­гины - «лишние» в своей среде люди, их появле­ние всегда свидетельствует о неблагополучии, о назревающем крахе общественного устройства. Эти люди на голову выше своих современников, их отмечает прозорливость и «резкий, охлажден­ный ум».

Чацкие продолжают, развивают начатое «лиш­ними» людьми, они не только молчаливо осужда­ют, презирают. Чацкие открыто ненавидят, обли­чают, высмеивают.

«Чацкий - искренний и горячий деятель», - говорит И. А. Гончаров.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

/ / / Сравнительная характеристика Онегина и Чацкого

Оба героя являют собой новый тип в литературе того времени – «лишний человек». Онегин и Чацкий интеллектуально превосходят многих людей своего окружения, но они одиноки, никем по-настоящему не поняты. И поэтому герои не могут найти свое место в обществе, не находят счастья в любви.

Александр Чацкий – нравственный человек, живущий по строгим моральным принципам. Его девиз прекрасно раскрывает его сущность: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Чацкий готов служить интересам страны, общества, однако не привык унижаться перед высшими чиновниками. Герой ведет себя честно и просто, как с равными себе людьми, так и с людьми высшего ранга. Он не умеет подобно Скалозубу притворяться ради карьерного роста. Власть и деньги не имеют для героя большого значения. Он ищет для себя достойный образец для подражания – человека Великого и по-настоящему достойного.

Герой Грибоедова умен, любознателен. Он постоянно находится в поиске высокой благородной цели.

Чацкий искренен в любви. Полюбив Софью, он стремится защищать ее от всего мира.

Герой не боится говорить правду в лицо, раскрывать обман. Он ненавидит фальшь и лесть, которыми постоянно пользуются люди высшего общества. Духовные рабы, подлые сплетники вызывают презрение у Чацкого.

Александру Чацкому свойственен максимализм. Он – идеалист, который борется против лицемерия и зла своего времени.

Герой – патриот своей страны. Молодой человек яро выступает против таких «язв» общества, как крепостное право, неравноправие граждан страны. Ему близка философия рационализма. Он готов отстаивать идеи эпохи Просвещения. Чацкий верит в победу разума. Он пытается достучаться до людей при помощи эмоциональных речей, но ему это не удается. Общество начинает отторгать его, делая «лишним человеком».

Чацкий, как и Онегин – одинок и не понят. Их порывы найти идеал не воплощаются в действия. А значит – они попросту бесполезны.

Евгений Онегин чувствует себя чужаком в своем окружении. Поначалу он испытывал наслаждение, блистая на балах, но очень быстро ему это надоело. Ведь его блестящий ум, идеи по-настоящему никто не мог оценить. В любовных отношения Онегин тоже скоро поостыл. Ему слишком легко доставались женские сердца, что привело к его равнодушию и цинизму. Герой все еще в глубине души жаждал найти идеал, но разум отказывался в такое верить. Возможно, поэтому Онегин отказывает Татьяне (а может в большей мере самому себе?) в настоящей любви.

Онегин заболевает «русской хандрой». Его уже ничто не радует из привычного образа жизни, а отыскать интерес в чем-то новом он не может. Почему так? Онегин оторван от природы, малознаком с родной культурой. Он – человек без настоящих корней. Среда, в которой он воспитывался, насквозь фальшива и поэтому не удовлетворяет духовные потребности.

Причина одиночества Онегина в его воспитании. С детства ему многое позволяли, не перетруждали наукой, но настоящей любви родных людей он не ощущал. Вот и вырос герой эгоистом.

Онегин Александра Пушкина и Чацкий Александра Грибоедова – разные типажи людей, но их объединяет конфликт с обществом, одиночество, что делает их «лишними людьми».

Примерный текст сочинения

Вкритическом этюде «Мильон терзаний» И. А. Гончаров написал:«Ставить рядом с Онегиным Чацкого нельзя: строгая объективностьдраматической формы не допускает той широты и полноты кисти, как эпическая.Наверное, он имел в виду то, что в комедии „Горе от ума“ Чацкогохарактеризует только собственная речь и слова других персонажей. А образОнегина в романе Пушкина получает более полное и подробное освещение. Сам авторв лирических отступлениях высказывает свое отношение к герою. Кроме того, онрассказывает о его детстве, воспитании, образовании, переносит действие изПетербурга в провинцию, знакомит нас с кругом его умственных интересов. АЧацкий проживает в комедии всего один день.

Мнетоже нелегко сравнить Чацкого и Онегина, но я попробую это сделать, ведь этоготребует тема сочинения. Начать, как ни странно, я хотела бы с того, что у этихгероев есть немало общего. Во-первых, они жили в одно время, когда наиболеепрогрессивная часть дворянства, осознав страшный разрыв между нравственноймощью русского народа и его бесправным положением, стала высказывать протестпротив крепостного права и абсолютной монархии и начала объединяться в тайныеполитические общества. Оба они принадлежат к дворянскому сословию, для обоиххарактерна „охота к перемене мест“. Им не везет в любви, у них нескладываются отношения с обществом. Но на этом, пожалуй, сходство и заканчивается.

Чацкий- натура кипучая, борец. Он выступает в пьесе как обличитель всего того, чтоотжило и мешает развиваться новому, прогрессивному. Герой жаждет дела,полезного для России; для этого у него есть ум, эрудиция, талант, энергия ичестность. Но он разрывает связи с министрами, так как ему „прислуживатьсятошно“, и считает, что служить надо „делу, а не лицам“.

Онегинже - эгоист и скептик, мысли которого заняты совсем другим, хотя он читал АдамаСмита, Гердера, Руссо и других известных западноевропейских ученых и философов.Онегин постоянно пребывает в состоянии скуки, хандры, он не приучен к труду,поэтому все попытки заняться чем-то полезным ему быстро надоедают.

Чацкийне боится высказывать свои мысли во враждебном окружении. За это его лютоненавидят, даже на балу у Фамусова объявляют сумасшедшим. Об Онегине же»свет решил, что он умен и очень мил". Чацкий пренебрегает мнениемфамусовского общества, так как осознает свою правоту и пытается отстаивать ее.Я не думаю, что он «три часа по крайней мере, пред зеркаламипроводил», как это делал Онегин, «боясь ревнивых осуждений».

Чацкийне только видел пороки общества и тяготился ими, но и боролся против«чужевластья мод», подхалимства и низкопоклонства, жестокогоотношения господ к своим крепостным.

Онегинже - человек пассивный. Он не ищет поводов к конфликтам с окружающими, выражаясвое недовольство пустой, бессмысленной жизнью света лишь своим угрюмым инадменным видом. А в остальном, скучая и раздражаясь, Евгений послушно живет позаведенному порядку, курсируя между театрами, ресторанами и балами. Он, какдолжное, принимает заграничную моду, французский язык, европейскую литературу.Чацкого не оставляет равнодушным слепое поклоненье иностранцам. Ему горько, чтона русской земле «господствует еще смешенье языков: французского снижегородским».

По-разномуотносятся герои и к любви. Чацкий, выросший вместе с Софьей, полюбил ее. Эточувство было с ним всегда. Три года путешествия не уничтожили, а еще большеукрепили его. Чацкий приезжает в Москву, полный любви и надежд. Ведь он невходит, а вбегает на сцену, стремясь скорее увидеть Софью. Его речь, обращеннаяк ней, эмоциональна и взволнованна. Онегин не в состоянии испытывать подобныхчувств.

Какрано мог он лицемерить,

Таитьнадежду, ревновать,

Разуверять,заставить верить,

Казатьсямрачным, изнывать…

Новсе-таки, получив трогательное послание Татьяны, Онегин поступил благородно. Онотверг ее любовь, подавил пробуждающиеся чувства, сделав и ее, и себянесчастными на всю жизнь. Чацкий страдает от того, что ему предпочлиподленького, ничтожного человека. Онегин же сам разрушил свою судьбу. По мнениюБелинского, Онегин мог прийти в дальнейшем к декабризму. Он пережил и ужас, ираскаяние, и любовь. А Чацкий предстает перед нами как сложившаяся личность,как выразитель новых, прогрессивных идей.

Мнебольше нравится Чацкий. Именно его я воспринимаю как героя своего времени, аОнегина лишь как типичного представителя. С Чацким мы знакомы всего один день,а с Онегиным несколько лет. Зато Онегину, чтобы стать похожим на Чацкого,потребуются годы, если это вообще возможно. Я думаю: нет ничего хорошего в том,что человек еще в молодости теряет интерес к жизни. Лучше, если он будет полонэнергии, стремлений. Чацкий готов, как и Пушкин, «отчизне посвятить душипрекрасные порывы», Поэтому мои симпатии на его стороне.

Список литературы

Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.kostyor.ru/