План-конспект занятия по художественной литературе на тему: Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой. Занятия по ознакомлению с художественной литературой в детском саду

  • 06.05.2019
Тема: Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко».

Программное содержание:

Образовательные задачи : продолжать знакомить детей с русскими народными сказками;

формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности; учить видеть и различать добро и зло;

Развивающие : развивать воображение, внимание, желание творчески работать; развивать внимание, речь; пробуждать у дошкольников желание самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.

Воспитательные: воспитывать чувство доброты и отзывчивости; воспитывать интерес к сказкам;

воспитывать бережное и уважительное отношение к книгам.

Словарная работа: кузнец, бобовое зернышко, сбить маслица

Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; эмоционально воспринимает русскую народную сказку «Петушок и бобовое зернышко» и выражает свое отношение к ее персонажам.

Материалы и оборудование: иллюстрации к сказке «Петушок и бобовое зернышко» и к др. р.н.с., иллюстрации к д/и.

Ход ООД.

На магнитной доске иллюстрации к русским народным сказкам.

Воспитатель. Дети, сегодня мы с вами поговорим о сказках. Любите ли вы сказки? Скажите, пожалуйста, чему учат сказки? (доброте, уму-разуму, смекалке, смелости…). Какие сказки вы знаете? Каких добрых сказочных героев вы знаете? А какие сказочные герои вам не нравятся? Почему? Воспитатель: А сейчас мы дадим нашим глазкам отдохнуть! Встаньте со стульчиков и пройдите, пожалуйста, на ковер.

Дети становятся полукругом воспитатель перед ними.

Зрительная гимнастика с применением предмета (колобок на палочке)

Прикатился колобок,

Круглый и румяный бок!

Вверх скок, (воспитатель направляет предмет вверх, вниз, вправо, влево, а дети следят за предметом только глазами)

Вниз скок, Вправо скок, Влево скок!

Покружился, поскакал, (вращение глазами по кругу) И от всех он убежал!

Воспитатель: Молодцы! Хорошо, наши глазки отдохнули.

А сейчас садимся за столы.

Я загадаю вам загадки, а вы попробуйте угадать, что это за сказочный герой?

Загадка о петушке.

Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко».

Воспитатель предлагает насмотреть иллюстрации к сказке.

Вопросы:

Что случилось с петушком? Почему он подавился? Что стала просить курочка у хозяйки?

Что сказала хозяйка? Что просила коровка принеси? Что просил хозяин принести?

Что нужно сделать, чтобы получить масло? Что нужно делать, чтобы не подавиться?

Какой была курочка? (Быстрой, заботливой, вежливой.) А петушок какой? (Неосторожный, быстрый, глуповатый, торопливый, выскочка) Кто вам в сказке понравился? Почему? Чему учит нас эта сказка? (быть осторожным, не торопиться, не отвлекаться во время еды, заботиться о своем близком)

Физкультминутка.

Быстро встаньте, улыбнитесь, Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись, Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали и на месте пошагали.

Игра «Закончите предложение, используя слово «чтобы».

1) Курочка пошла к хозяйке, чтобы...

2) Курочка пошла к коровке, чтобы. ..

3) Курочка пошла к хозяину, чтобы...

4) Курочка пошла к кузнецу, чтобы…

5) Курочка бежала быстро, чтобы…

6)Корова даст молока, чтобы…

7) Мы прочитали эту сказку, чтобы…

Игра «Кого не стало?» (С иллюстрациями-персонажами из сказки)

Игра «Скажи ласково» (масло-маслица, молоко-молочко, хозяйка-хозяюшка, трава-травушка, курица- курочка, петух-петушок)

Итог занятия. Какую сказку мы сегодня читали? Какая игра вам больше понравилась?

Название: Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие речи, Старшая группа

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ детский сад № 222
Месторасположение: город Ульяновск

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой
по образовательной области «Речевое развитие»
в старшей группе

Тема: Чтение русской народной сказки ʺЗолотое веретеноʺ

Цель : Познакомить детей с русской народной сказкой, вызвать у детей интерес к прялке, познакомить с ее назначением, воспитать уважительное отношение к труду взрослых.

Оборудование : прялка, веретено, шерсть, носки вязаные, магнитофонная запись.

Ход занятия

— Ребята, я вас сегодня приглашаю в эту волшебную избу. Мы тут уже были. Какая это изба? (Русская)

— Сегодня мы ближе познакомимся с одним предметом. Что это такое, кто знает? (Прялка)

— Ребята, для чего нужна прялка? (Прясть)

— Правильно. Много-много лет назад прялка жила во всех домах и помогала людям. Ее берегли. Прялку некоторые украшали цветами, расписывали яркими узорами.

Вот это сиденье, на нее садились. А вот сама прялка. Вот эта прялка в виде листочка, эта – в виде гребешка…

Ребята, есть еще один предмет, без которого невозможно прясть. Кто знает, что это за предмет? (Ответы детей)

Очень нужен мне помощник,

Веретенце-озорник,

Без него я не работник.

Появись пред нами вмиг. (Магнитофонная запись)

— Как этот предмет называется? (Веретено)

— Ребята, чтобы лучше запомнит, повторим вместе: веретено.

— Оно из чего сделано? (Из дерева)

— Дерево обрабатывается легко, это первая причина, по которой веретено изготавливали из дерева. Вторая – веретено из дерева получается легкое, чтобы руки не уставали у прях.

— Ребята, у нас есть прялка, веретено. Теперь мы можем прясть? (Нет)

— А почему? (Нет шерсти)

Прежде чем я буду прясть,

Шерсти нужно вам набрать.

Можно попросить немного

У овечки шерсти дать. (Магнитофонная запись)

— Вот и шерсть. Кто дает шерсть? (Овцы)

— Что еще можно прясть? (Пух)

— Кто дает пух? (Коза, кролик)

— А сейчас посмотрит, как прядутся нити.

Шерсть вставляют в прялку,

Чешут редким гребешком,

Ловко скручивают нитку

Озорным веретеном. (Магнитофонная запись) (Показываю )

— Что делают из этих ниток? (Вяжут теплые носки, одежду)

Из волшебной нитки этой

Вяжут теплые носки,

Варежки, шарфы и шапки,

Все они зимой нужны! (Магнитофонная запись) (Показываю носки, варежки, одежду )

— Вязаная из шерсти одежда теплая. Зимой мы все ее надеваем, чтобы не было холодно.

— А сейчас, ребята, давайте отгадаем загадку.

Верчусь – потею, только более толстею. (Ответы )

— А сейчас садитесь за стол удобнее и послушайте русскую народную сказку «Золотое веретено».

— О ком эта сказка? (Об Аннушке)

— Какая беда случилась с Аннушкой? (Уронила веретено в колодец)

— Кого встретила Аннушка на своем пути? (Хозяина воды, ручей, березку, коней, Бабу Ягу)

— Что сказал Хозяин воды? Ручей? Березка?..

— Как Аннушка вернулась домой?

— Чем закончилась сказка?

Еще раз читаю.

Пересказ детьми. Пересказ оценивается.

Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой. Чтение произведения Б. Житкова "На льдине"

ЗАДАЧИ :
Углублять и расширять знания детей о творчестве Бориса Житкова.
Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание произведения, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значения. Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения. Воспитывать у детей интерес к детской художественной литературе. Учить вести себя в трудных и конфликтных ситуациях.
МАТЕРИАЛЫ: портрет Б.Житкова; книга с иллюстрациями, атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Рыбалка»: льдины, рыболовные снасти, удочки,рюкзаки, бинокль.

ХОД ЗАНЯТИЯ

В начале занятия воспитатель собирает детей вокруг себя.
- Ребята,я хочу сегодня познакомить вас с детским писателем,который очень много путешествовал и о своих путешествиях рассказывал детям в рассказах. Его зовут Борис Степанович Житков.
- Сейчас я вам прочитаю его рассказ "На льдине. А почему произведение так называется вы узнаете из содержания рассказа,так что внимательно слушайте.(Воспитатель читает детям рассказ).
- Что я вам сейчас прочитала?Как называется рассказ?Кто автор?
- Так почему он так называется?

- Кем был Володин папа?Каким он показан в рассказе?
- Как они оказались на льдине?
- Как спасли рыбаков?Кто им помог?
(Воспитатель читает выборочно более интересный эпизод.Показывает детям иллюстрацию.)
- Кокой эпизод можно отнести к иллюстрации?Обратить внимание детей, что на иллюстрации можно увидеть самолет.Прослушать мнения детей.Обобщить ответы детей.
- Это момент,когда Володя увидел самолет и крикнул всем "Самолет!" и все тоже стали кричать и махать шапками.
- Молодцы!
- А как назывался этот рассказ?
Как зовут писателя,который написал такой интересный рассказ?
- О ком вы узнали из рассказа?
- А как бы вы повели себя на месте этого мальчика?
(В конце занятия воспитатель предлагает детям обыграть сюжет рассказа).
- Ребята, вы хорошо отвечали, а сейчас посмотрим, как вы умеете дружно играть.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Тема:

“В гостях у писателя С. Я. Маршака”.

Цели и задачи: Обобщить знания детей о писателе, его произведениях. Продолжать учить детей заучивать наизусть стихотворения. Развивать интонационную выразительность речи, артистические способности дошкольников.

Воспитывать интерес к литературе, желание знакомиться с творчеством Маршака.

Оборудование: книги С. Я. Маршака, иллюстрации к его произведениям, портрет писателя, атрибуты костюмов для чтения-драматизации стихов, схематические рисунки для заучивания наизусть, поделки оригами, цветные карандаши.

Предварительная работа:

Чтение детям и слушание в аудиозаписи произведений С.Я. Маршака. Словесные игры и упражнения на развитие темпа, тембра, мелодики речи и логического ударения. Разучивание наизусть отрывков из стихотворений “Усаты – полосатый”, “Вот какой рассеянный”, “Багаж”, “Урок вежливости” и их инсценировка. Изготовление с детьми поделок оригами “кошка”

Ход занятия

Сегодня мы с вами отправимся в гости к писателю и поэту С. Я. Маршаку. Взгляните на его портрет. Он прожил долгую жизнь – 77 лет. Его книги знаете вы, ваши мамы, папы и даже бабушки и дедушки.

Сейчас дети нашей группы выступят перед вами. А вы посмотрите, послушаете и вспомните названия этих произведений.

1) Стала девочка учить котенка говорить:
– Котик, скажи: мя-чик.
А он говорит: мяу!
– Скажи: лошадь.
А он говорит: мяу!
– Скажи э-лек-три-че-ство.
А он говорит: мяу-мяу!
Все “мяу” да “мяу”!
Вот какой глупый котенок!

2) Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать.
В рукава просунул руки-
Оказалось, это брюки.
Он отправился в буфет
Покупать себе билет.
А потом помчался в кассу
Покупать бутылку квасу.

3) Выдали даме на станции
Четыре зеленых квитанции
О том, что получен багаж:
Диван, чемодан, саквояж,
Картина, корзина, картонка
И маленькая собачонка.

4) Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести:
– В гостях, медведь
Нельзя реветь,
Нельзя грубить и чваниться.
Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу.

А теперь взгляните на эти иллюстрации. Узнаете, к каким сказкам или стихотворениям они нарисованы?

Ребята, вы знаете, оказывается, Маршак учился в Англии в Лондонском университете и много ездил по стране. Во время этих поездок он узнавал разные английские стихи, потешки и перевел их для нас на русский язык.

Сегодня мы выучим наизусть небольшое стихотворение, которое называется “Разговор”

Тетя Трот и кошка
Сели у окошка,
Сели рядом вечерком
Поболтать немножко.
Трот спросила: Кис-кис-кис,
Ты ловить умеешь крыс?
– Мурр, – сказала кошка,
Помолчав немножко.

Разбор текста. Примерные вопросы детям.

1) Назовите главных героев стихотворения.
2) Как вы думаете тетя Трот какая хозяйка для своей кошки? Опишите ее характер.
3) Как тетя Трот разговаривает с кошкой?
4) Какая интонация слышится в ее голосе?
5) А какой вам представляется кошка? Расскажите про нее.
6) Как вы считаете, что хотела сказать кошка своим “мурр”?

Рассмотрим схематические рисунки, которые помогут выучить это стихотворение.

Дети рассказывают по желанию стихотворение по схеме с помощью воспитателя, а потом самостоятельно.

В конце нашего занятия, я предлагаю разрисовать “кошек” оригами, которых мы сделали с вами заранее. Пусть у вашей кошки будет своя особенная окраска и свой характер.

Тема:

“На сказочном дворе”.

Цели и задачи: Вспомнить с детьми значение слова “сказка”. Обобщить знания детей о знакомых сказках.Учить детей творческому рассказыванию; связывать в единую сюжетную линию выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст.Учить детей на основе знакомого сюжета сказки придумывать новую сказку, содержательно и эмоционально рассказывать её, используя выразительные средства, традиции начала сказки и окончания. Развивать речевое творчество дошкольников.Воспитывать интерес к литературе, любовь к книге, доброжелательное и корректное отношение друг к другу.

Оборудование: набор плоскостных фигурок сказочных героев, мультимедийное оборудование (проектор, экран).

Ход занятия

– Ребята, сегодня мы с вами поговорим о сказках. Что такое сказка? Как вы думаете?

(Ответы детей)

Кто придумывает сказки?

Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей её впусти,
Потому что сказка – птица,
Чуть спугнёшь – и не найти.

Предлагаю вам поиграть со сказками.

Давайте соберём букет из знакомых и любимых вами сказок. Называйте сказки и внимательно смотрите на экран.

Интерактивная игра “Букет из сказок”

– А я сейчас проверю, как хорошо вы знаете сказки.

Прослушайте внимательно и отгадайте, что же это за сказка:

Интерактивная игра “Угадай сказку”

Он от дедушки ушёл,
Он от бабушки ушёл.
Круглый сам, румяный бок,
А зовётся … (Колобок )

Только за козой закрылась дверь,
Тут как тут уже голодный зверь…
Знает сказку каждый из ребят:
Это … (Семеро козлят )

На печи лежал Емеля,
Долго мучился бездельем.
А потом пошло везенье,
Всё … (По щучьему веленью )

Он не низок, не высок,
И не заперт на замок,
Весь из брёвен, из досок
Стоит в поле … (Теремок )

Где и когда приключилось такое?!
Мышка разбила яйцо золотое.
Дед горевал. И печалилась баба…
Только кудахтала … (Курочка Ряба )

Тянут дедка, бабка, внучка,
Тянет маленькая Жучка,
Кошка с мышкой тянут крепко…
Догадался? Это … (Репка )

Сказочная физминутка “Буратино”

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.

Ребята, вы любите сочинять сказки? Попробуйте сейчас сами это сделать. Я думаю у вас получится.

Предлагаю вам разделиться на три группы по цвету ваших бейджиков. Каждая группа подходит к своему столу. Герои из каких сказок пришли к вам в гости? (Курочка Ряба, Колобок, Три медведя). Но обратите внимание, среди знакомых вам сказочных героев есть и новые персонажи. Постарайтесь сейчас сочинить сказку на новый лад, при этом, чтобы сохранился сюжет, но поменялся конец. Что произошло бы в вашей сказке, если в ней оказались новые герои?

Ваша сказка должна быть небольшой, законченной. Помните, в сказке всегда добро побеждает зло.

(Работа в малых группах со сказками)

А теперь давайте послушаем ваши сказки. (Прослушивание сказок)

Ребята, какие вы молодцы! У вас получились интересные, необычные, не похожие друг на друга сказки. Чуть позже, в свободное время вы можете нарисовать рисунки к своим новым сказкам.

Подготовительная группа

Тема:

“Путешествие по сказкам К. И. Чуковского”.

Цели и задачи: Обобщить знания детей о писателе, его произведениях. Формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям. Развивать воображение, речетворческие способности у детей. Воспитывать интерес к литературе, любовь к книге и чтению.

Оборудование: Книги К. И. Чуковского, портрет писателя, иллюстрации к его произведениям, атрибуты костюмов для чтения – драматизации стихов, рисунки по сказкам К. И. Чуковского.

Предварительная работа: Чтение детям и слушание в аудиозаписи произведений Чуковского. Экскурсия в городскую библиотеку. Выставка рисунков детей и родителей “Мои друзья из книг Чуковского.

Ход занятия

Воспитатель. Сегодня мы с Вами отправимся в путешествие. А куда – догадайтесь сами. Из какого стихотворения эти строки, и кто автор?

Как у наших у ворот
Чудо-дерево растёт,
Чудо-чудо, чудо, чудо
Расчудесное.
Ни листочки на нём,
Ни цветочки на нём.
А чулки и башмачки,
Словно яблоки!
Маша по саду пойдёт,
Маша с дерева сорвёт
Туфельки, сапожки,
Новые калошки.
А для Мурочки такие
Крохотные голубые
Вязаные башмачки,
И с помпончиками,
Вот такое дерево!

Дети: “Чудо-дерево” К.И. Чуковского.

Воспитатель: Правильно. (Звенит телефон, воспитатель берёт трубку.) У меня зазвонил телефон. Кто говорит?

Дети: Слон.

Воспитатель. Откуда?

Дети. От верблюда.

Воспитатель. Что Вам надо?

Дети. Шоколада.

Воспитатель. А вы откуда всё это знаете?

Дети. Из книги К.И. Чуковского “Телефон”

Воспитатель. Правильно, эти стихи написал К.И. Чуковский.

Посмотрите на его портрет. Корней Иванович Чуковский жил давно, когда ваши дедушки и бабушки были такими же маленькими, как вы сейчас. У него было четверо детей: две дочери и два сына. Он очень любил их, часто играл с ними в прятки, в салочки, купался с ними, катал их на лодке, читал им книжки. Но однажды случилось несчастье. Его маленький сын тяжело заболел. У мальчика была высокая температура, он не мог уснуть, плакал. Чуковскому было очень жалко своего сынишку, хотелось его успокоить, и он на ходу стал придумывать и рассказывать ему сказку. Сказка мальчику понравилась, он перестал плакать, внимательно слушал и на конец уснул, а через несколько дней совсем поправился. После этого случая Чуковский стал сочинять сказки. И придумал их очень много.

– А вы любите сказки?

Наши дети приготовили вам сюрприз. Они расскажут вам отрывки из произведений Корнея Чуковского, а вы попробуйте отгадать название.

1 ребенок:

Прыг, да прыг
Да чик-чирик,
Чики-рики-чик-чирик!
Взял и клюнул Таракана,
Вот и нету Великана.
Поделом великану досталося,
И усов от него не осталося. (“Тараканище”)

2 ребенок:

Ой Вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы пойдите-ка, немытые, домой,
Я водою Вас умою ключевой,
Я почищу Вас песочком,
Окачу Вас кипяточком,
И Вы будете опять,
Солнышко сиять. (“Федорино горе”)

4 ребенок:

Я злодея зарубил!
Я тебя освободил!
И теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться! (“Муха-Цокотуха”)

5 ребенок:

Говорю тебе, злодей,
Выплюнь солнышко скорей!
А не то, гляди – поймаю,
Пополам переломаю.
Будешь ты, невежа, знать
Наше солнце воровать! (“Краденое солнце”)

– Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?

Айболит – (доктор)
Бармалей – (разбойник)
Федора – (бабушка)
Каракула – (акула)
Мойдодыр – (умывальник)
Тотошка, Кокошка – (крокодильчики)
Цокотуха – (муха)

Расшифруйте имена сказочных героев. Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, чтобы получились имена сказочных сказочных героев.

К Р К Д Л Ф Д Р А Б РМ Л Й

Понравилось вам, ребята, путешествовать по сказкам Корнея Ивановича Чуковского? Почему вы любите эти сказки? Чему они вас учат?

А сейчас давайте пройдем к нашей книжной выставке и еще раз перелистаем эти удивительные книги.

ТЕМА: ЧТЕНИЕ СКАЗКИ «ВЕРШКИ И КОРЕШКИ»

Программные задачи: Познакомить детей со сказкой. Учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей. Обогащать словарный запас детей. Упражнять в умении отвечать на поставленный вопрос. Поощрять попытку высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос. Воспитывать культуру речевого общения: участвовать в беседе, выслушивая детей, уточнять их ответы.

Словарь: потешка, вершки, дуброва, ботва, воз, рожь, урожай, сеять, пахать, жать, заломать, накопать, натаскать, срезать, народная, злой, сильный, ленивый.

Методы и приемы: чтение сказки, объяснение, показ, дидактическая игра, беседа, указание, поощрение, сюрпризный момент, пословицы о труде.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Ребята посмотрите сколько гостей к нам пришло. Давайте поздороваемся.

Дети: здравствуйте.

Наша беседа совсем неслучайно началась с этого слова. Говоря по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу здоровья, добра, благополучия.

Ребята, приготовьте ладошку, поставьте на нее пальчик, а теперь повторяйте за мной все движения и слова.

Сорока-ворона кашу варила,водят пальцем по ладошке

Деток кормила.

Этому дала, он дрова рубил.загибают по очереди пальцы

Этому дала, он дрова носил.

Этому дала, он печку топил.

Этому дала, он воду носил.

А этому не дала, он дрова не рубил,грозят пальчиком

Печку не топил, воду не носил,

Сиди голодный.

Что мы с вами рассказали?(Дети: Стихотворение) Это русская народная потешка. Как вы понимаете слово «потешка»? (Дети: Сказка) Для чего она нужна? Развлекать или раньше говорили потешать малышей. Потеха от слова потешать. Русский народ сочинял не только потешки, но и песенки, сказки, чтобы занимать своих детей. С давних времен люди рассказывали их своим детям, те вырастали и рассказывали своим, и так далее. Вот так сказки и дошли до наших дней. Эти старые сказки стали печатать в книгах, рисовать к ним картинки. Сегодня я познакомлю вас с русской народной сказкой «Вершки и корешки».
Слушайте внимательно. Я буду задавать вопросы.

2. Чтение сказки

В тексте нам встретилось такое слово «вершки», что оно означает? (Это то, что у растений находится над землей.) А слово «ботва» вам приходилось когда-нибудь слышать? Листочки у растений, которые нельзя есть, и называют ботвой. Показываю картинку (Морковь).

«Положил мужик репу на воз и повез в город». Что это за «воз» такой? (Дети: Телега) А как вы понимаете выражение «жать рожь»? (Дети: Убирать урожай)

3. Беседа по содержанию сказки

Как называется сказка? (Дети: «Вершки и корешки»)

Кто ее сочинил? (Дети: Народ)

Значит это... русская народная сказка.

Каким вам показался в сказке медведь? Какими словами можно сказать о нем? (Дети: Он жадный, злой, ленивый, глупый)

Давайте вспомним, что делал в сказке медведь. (Дети: Грозился: «Мужик, я тебя заломаю». Договорился с мужиком «и ушел в дуброву». Пришел свою долю забирать. Как репу попробовал, так грозно заревел. Дожидался, когда мужик опять приедет за урожаем и стал требовать свою долю).

А что можно сказать о мужике? (Дети: Мужик умный, обхитрил медведя)

Чем он занимался в сказке? (Репу сеет. Пашет да работает. Репу копает. Репу наклал на воз и повез в город продавать. На другой год посеял рожь. Приехал жать).

Как одним словом назвать все, что он делал? (Дети: Трудился)

Вспомните, как разделил мужик урожай в первый раз? (Дети: Медведю - вершки, себе -корешки

А во второй? (Дети: Медведю – корешки, а себе – вершки)

Как думаете, почему мужик не захотел делиться с медведем по-честному, обхитрил его? (Дети: Мужик не захотел делиться с медведем по-честному, потому что тот ему не помогал)

Кто в сказке вышел победителем? (Дети: Победителем в сказке оказался мужик)

Почему сильного медведя победил слабый мужик? (Дети: Потому, что мужик был умным. А еще, в сказке добро побеждает зло)

В жизни тоже так бывает, что ум побеждает силу. В народе есть такая пословица: «Разум силу победит». Что такое «разум»? (Дети: Разум – это ум) Кто повторит пословицу? Что она означает? (Дети: она означает, что умный может победить сильного) А другая пословица говорит: «Не потрудиться, так и хлеба не добиться». Как вы ее понимаете? (Дети: Для того, чтобы добиться хлеба и любой другой еды, надо потрудиться)

4. Физминутка: речь с движением «В огороде»

У мужика в сказке каждый раз был хороший урожай. Давайте и мы в огород пойдем, урожай соберем.

В огород пойдем,

Урожай соберем.

Мы морковки натаскаем,имитация движений

И картошки накопаем,

Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный, очень вкусный, показывают круг

Щавеля нарвем немножкоимитируют

И вернемся по дорожке,идут по кругу, взявшись за руки

5. Дидактическая игра «Вершки и корешки»

В сказке медведь показан глупым, а был бы чуть-чуть поумнее, знал бы у каких овощей съедобные вершки, а у каких - корешки, с ним бы такого не случилось. А вам знакомы все вершки и корешки? Сейчас проверим.

Воспитатель на фланелеграф выставляет вершки (картинки) со словами: «Вершок - вершок, где твой корешок?» Ребенок находит подходящий корешок – овощ (картинку) и подставляет, называя его: Вот, это морковь. И так далее.

6. Давайте вспомним, какую сказку мы слушали?(«Вершки и корешки»). А чтобы вы не забыли сказку, вы раскрасите репку, а дома родным вы расскажите сказку.

Берем стульчики и садимся за столы. Раскрашивание репки.

7. Подведение итогов. Оценка работы детей

Молодцы, ребята! Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались. (Дети: Играли с пальчиками. Слушали сказку «Вершки и корешки». Играли в игру «Урожай». Находили вершки и корешки, разукрашивали репку)

Сказка «Вершки и корешки»

Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь:- Мужик, я тебя сломаю.

Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.

Быть так,- сказал медведь.- А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.

Сказал и ушел в дуброву.

Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубровы вылезает:

Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.

Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки. Отдал мужик медведю всю ботву. А репу наклал на воз и повез в город продавать.

Навстречу ему медведь:

Мужик, куда ты едешь?

Еду, медведюшка, в город корешки продавать.

Дай-ка попробовать - каков корешок? Мужик дал ему репу. Медведь, как съел:

А-а! - заревел.- Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сла-деньки. Теперь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю.

На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается:

Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю. Мужик говорит:

Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.

Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь наклал на воз и увез домой.

Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог. Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.