Ты отошла, и я в пустыне…. Вопрос: До завтра нужно срочно!!! Краткий анализ стихотворения А.Блока "Родина" (не "Россия") Ты отошла, и я в пустыне К песку горячему приник

  • 28.04.2024

Александр Александрович Блок

Ты отошла, и я в пустыне
К песку горячему приник.
Но слова гордого отныне
Не может вымолвить язык.

О том, что было, не жалея,
Твою я понял высоту:
Да. Ты — родная Галилея
Мне — невоскресшему Христу.

И пусть другой тебя ласкает,
Пусть множит дикую молву:
Сын Человеческий не знает,
Где приклонить ему главу.

«Христос, ведомый Духом в пустыню» (Уильям Хол, 1908 год)

В 1908 году в письме к режиссеру Константину Сергеевичу Станиславскому Блок признался, что тема России - его главная жизненная тема, вершина поэтического пути, итог творческих исканий. 1907 и 1908 гг. - переломное время для Александра Александровича. В этот период в лирике поэта начался новый этап. Блок стал искать незыблемые ценности в окружающей реальности и находить их в первую очередь в приобщении к родной стране, то есть к народным бытийным основам. Вполне естественно, что истоки цикла «Родина» кроются как раз в 1907-1908 гг. Над ним поэт работал на протяжении почти десяти лет. В окончательном варианте цикл открывается стихотворением «Ты отошла, и я в пустыне…», написанном одним из первых и датируемым 1907 годом.

В анализируемом тексте мотивы религиозные тесно переплетены с любовной тематикой. В первой строфе речь идет о расставании мужчины с дорогой сердцу дамой. Разлука с ней приносит лирическому герою невероятные страдания. В то же время возникают ассоциации с новозаветной историей, повествующей о том, как Дьявол в пустыне искушал Христа, только завершившего сорокадневный пост.

«Искушение Христа» (Хуан де Фландес, XVI век)

После длительного воздержания от пищи и воды плоть Спасителя смирилась. Именно поэтому язык его не способен слова гордого молвить. Согласно христианской вере, смирение - сильнейшее оружие против искушения, идущего от бесов. Во втором четверостишии Блок напрямую говорит, что пустынный страдалец - Иисус Христос. В образе его возлюбленной предстает Галилея - область, где значительную часть жизни провел Спаситель. Почему Сын Божий в стихотворении назван «невоскресшим»? Любимая родина - Галилея - покинула и предала его. Он скончался вдали от нее, будучи распятым за стенами Иерусалима. Согласно мысли Блока, воскрешение становится невозможным, если смерть наступила не на родной земле. В финальной строфе переживания героя достигают апогея. Любовь его к Галилее сильна, но не взаимна. После трагического расставания с возлюбленной он остается совершенно один, ему становится негде «приклонить главу». При этом Христос назван не Сыном Божьим, как принято в христианстве, а Сыном Человеческим.

«Ты отошла, и я в пустыне…» — одно из самых личных стихотворений цикла «Родина». В произведении лирический герой оказывается предан бесконечно любимой им родиной. Поэтому смерть вдали от нее одновременно и счастье для него, и величайшая трагедия.

«Ты отошла, и я в пустыне…» Александр Блок

Ты отошла, и я в пустыне
К песку горячему приник.
Но слова гордого отныне
Не может вымолвить язык.

О том, что было, не жалея,
Твою я понял высоту:
Да. Ты — родная Галилея
Мне — невоскресшему Христу.

И пусть другой тебя ласкает,
Пусть множит дикую молву:
Сын Человеческий не знает,
Где приклонить ему главу.

Анализ стихотворения Блока «Ты отошла, и я в пустыне…»

В 1908 году в письме к режиссеру Константину Сергеевичу Станиславскому Блок признался, что тема России – его главная жизненная тема, вершина поэтического пути, итог творческих исканий. 1907 и 1908 гг. – переломное время для Александра Александровича. В этот период в лирике поэта начался новый этап. Блок стал искать незыблемые ценности в окружающей реальности и находить их в первую очередь в приобщении к родной стране, то есть к народным бытийным основам. Вполне естественно, что истоки цикла «Родина» кроются как раз в 1907-1908 гг. Над ним поэт работал на протяжении почти десяти лет. В окончательном варианте цикл открывается стихотворением «Ты отошла, и я в пустыне…», написанном одним из первых и датируемым 1907 годом.

В анализируемом тексте мотивы религиозные тесно переплетены с любовной тематикой. В первой строфе речь идет о расставании мужчины с дорогой сердцу дамой. Разлука с ней приносит лирическому герою невероятные страдания. В то же время возникают ассоциации с новозаветной историей, повествующей о том, как Дьявол в пустыне искушал Христа, только завершившего сорокадневный пост. После длительного воздержания от пищи и воды плоть Спасителя смирилась. Именно поэтому язык его не способен слова гордого молвить. Согласно христианской вере, смирение – сильнейшее оружие против искушения, идущего от бесов. Во втором четверостишии Блок напрямую говорит, что пустынный страдалец – Иисус Христос. В образе его возлюбленной предстает Галилея – область, где значительную часть жизни провел Спаситель. Почему Сын Божий в стихотворении назван «невоскресшим»? Любимая родина – Галилея – покинула и предала его. Он скончался вдали от нее, будучи распятым за стенами Иерусалима. Согласно мысли Блока, воскрешение становится невозможным, если смерть наступила не на родной земле. В финальной строфе переживания героя достигают апогея. Любовь его к Галилее сильна, но не взаимна. После трагического расставания с возлюбленной он остается совершенно один, ему становится негде «приклонить главу». При этом Христос назван не Сыном Божьим, как принято в христианстве, а Сыном Человеческим.

«Ты отошла, и я в пустыне…» — одно из самых личных стихотворений цикла «Родина». В произведении лирический герой оказывается предан бесконечно любимой им родиной. Поэтому смерть вдали от нее одновременно и счастье для него, и величайшая трагедия.

Блок вернулся в революционный Петербург из Шахматова! осенью. Он видел нарастание революционной обстановки и, судя по воспоминаниям, 17 октября даже нес на демонстрации красный флаг. Не случайно во втором издании «Нечаянной Радости» поэт один из разделов озаглавил «1905». Вошло туда и стихотворение «Митинг».

Пейзаж в раннем творчестве Бунина - это не просто зарисовки художника, проникновенно ощущающего красоту родных полей и лесов, стремящегося воссоздать панораму мест, где живет и действует его герой. Пейзаж не только оттеняет и подчеркивает чувства героя. Природа в ранних рассказах Бунина объясняет человека, формирует его эстетические чувства. Вот почему писатель стремится уловить все ее оттенки.

Первый «краткий очерк жизни и творчества» Приблудного был опубликован А.Скриповым в 1963 г. Близкий товарищ поэта, ведший переписку с ним на протяжении 1929- 1936 гг., Скрипов опубликовал большое число не известных ранее материалов. Его работа, обладающая несомненными достоинствами достоверного свидетельства, очевидно, не утратила своей ценности и в настоящее время, однако на ней в полной мере отразились свойственные отечественному литературоведению 60-х годов взгляды и оценки, подобные следующим...