Лучшее сочинение по повести "белый бим черное ухо". "Белый Бим Черное ухо": анализ произведения Троепольского Г.Н

  • 16.04.2019

Произведение Г.Н. Троепольского говорит о добре и зле, дружбе человека и животного. Основной герой – собака Бим. Охотничий щенок еще в месяц от рождения был отдан новому хозяину – Ивану Ивановичу. Бим имел нетипичный для своей породы окрас, поэтому его не приняли в стаю других сородичей. Несмотря на все трудности, пес оставался добрым и веселым, ведь рядом с ним всегда был его самый лучший друг – хозяин. Мне кажется, что этим автор особенно хотел показать стойкость и силу духа собаки.

Иван Иванович был очень добрым человеком, работавшим журналистом и воевавшим в отечественной войне. Он по-настоящему любил Бима и всегда брал с собой на охоту в лес.

Так прошло три счастливых года, но вскоре Иван Иванович сильно заболел, и с любимым питомцем пришлось расстаться из-за необходимой операции на сердце. Бима поручают соседке.

Грустно звучали прощальные слова хозяина, но Бим не мог понять их значения. Псу оставалось только невыносимо долго ждать, оставаясь в неведении о причинах отсутствия лучшего друга.

Вскоре тоска от расставания с Иваном Ивановичем становится для Бима совершенно невыносимой, и тот решается на опасный шаг – самостоятельно попытаться найти исчезнувшего хозяина. Пес выскакивает из квартиры приглядывавшей за ним соседки и выходит на улицу.

Путь оказывается полным суровых испытаний, и Биму приходится не раз столкнуться со злыми людьми и жестокостью. Однако, во время путешествия пес также встречается с сердобольными и отзывчивыми людьми, которые по-разному помогали, но забрать его к себе не могли. В итоге, Бим попадает в приют для собак.

Иван Иванович, пройдя лечение, узнает адрес и с надеждой срочно пребывает в приют, куда был отправлен Бим после отлова. К сожалению, к тому моменту пес уже был убит по наговору злой соседки. Хозяин приезжает в лес, в котором часто гулял с Бимом, и в память о нем четыре раза стреляет в воздух: за каждый год собачьей жизни. Иван Иванович горько скорбит по другу, признавая его непоколебимую верность и стойкость.

Пес искренне, до последних секунд своей короткой жизни, продолжал искать любимого друга. Даже погибая, он долго царапался в дверь фургона с надеждой. Как мало ему хотелось – просто быть рядом с хозяином!
Автор повести поднимает вопрос защиты природы перед читателями, но не только. Передавая мир глазами самого чистого и преданного существа, он раскрывает философские проблемы человечества. Так, автор указывает на продажность и корыстность некоторых людей. Жестокость и безразличие раскрыты отношением черствых людей, которые встречались Биму в его поисках друга. Книга автора обрела заслуженный успех и была многочисленно переиздана, а также переведена на множество языков мира.

Неслучайна задумка автора о том, что Иван Иванович искал спасения от жестокости мира в спокойном лесу. Так, именно это место олицетворяет искренность и неиспорченность, то, что еще не смогли погубить людские пороки.
Я считаю, что все люди могут искать спасения от жестокости самостоятельно и работая над собой. До тех пор, пока отдельные люди не способны понять важность и ценность природы, они не смогут по-настоящему любить проявления живого и понимать их ценность.

Пес, являясь главной фигурой книги, не прожил жизнь бессмысленно и оставил добрую память о себе. Он сумел подружить ребят, ищущих его, а также помог найти хороших знакомых Ивану Ивановичу.

Книга через демонстрацию многих мучений и страданий двух друзей – человека и собаки - показала не только жестокую реальность, но и нечто большее. Жизнь Бима учит тому, что настоящие верность и дружба не боятся никаких трудностей и могут стоить целой жизни.

5 класс, 7 класс, аргументы

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Лиза Мохова в романе Тихий Дон Шолохов

    Лиза приходится дочерью купцу Сергею Платоновичу Мохову с хутора Татарского. Помимо отца семья Лизы состоит из мачехи и брата по имени Владимир. Отец с мачехой мало уделяли времени воспитанию своих детей.

  • Образ автора в Слове о полку Игореве 9 класс сочинение

    В мировой литературе не так уж много произведений, которыми зачитывались бы всё новые и новые поколения. Именно к числу таких редких шедевров и принадлежит «Слово о полку Игореве». И хотя создано оно было в далёком XII веке

  • Сочинение рассуждение Победа над страхом придает нам силы

    Страх убивает… Именно он заставляет многих отступать перед первыми неприятностями. Когда человек борется за свою цель, ему часто мешают её достичь различные невзгоды, страх перед которыми побеждает стремление добиться желаемого.

  • Сочинение про рябину

    Растет в наших лесах стройная красавица рябина. Она привлекает внимание в любое время года. Осенью рябинушка превращается в настоящую красавицу!

  • Анализ рассказа Куприна Ю-ю

    Речь идёт об умной, очаровательной кошке. Это доброе, отзывчивое, поражающее своими повадками животное. Коричневая, пушистая кошечка, понравилась мальчику и получила прозвище Ю – Ю.

Есть произведения не только русской, но и советской литературы, не прочитать которые - значит очень серьезно себя обделить. Такие книги надо читать, причем неоднократно и в разном возрасте. Они заставляют задумываться о вечных истинах и непреходящих человеческих ценностях.

«Белый Бим Черное ухо»: краткое содержание

По сюжету это очень незамысловатая повесть. Об умном псе, которого взял к себе писатель и охотник, о его жизни с любимым хозяином. Повесть ведется как бы от лица трех рассказчиков: хозяина, самого Бима и автора. Причем впечатления Бима тоже передает автор, но стиль повествования при этом кардинально меняется. Детство, охота, общение с мудрым и беззаветно любимым человеком - вот счастливая жизнь Бима до заболевания хозяина. Этот пес и есть Белый Бим Черное ухо. Краткое содержание не может дать представление о восприятии Бимом человеческого мира, о всех переживаниях собаки, о всех злоключениях, которые выпали на его голову.

Бим ищет своего дорогого хозяина и погибает буквально за несколько часов до того, как того выписывают из больницы. Если не читать книгу «Белый Бим Черное ухо», краткое содержание не поможет посочувствовать Биму, он так и останется одной из собак, которым просто не повезло.

По повести был снят фильм, который в настоящий момент известен даже лучше, чем само произведение. Надо признать, что режиссер неоднократно применил распространенные мелодраматические приемы. Фильм - душещипательная история, тогда как книга, если вчитаться, еще и повествование о советском обществе. Много ведь таких: потерялись, оказались бездомными, брошенными из-за гибели хозяев или по их безответственности. Не все из "потеряшек", конечно, умны так, как Бим, понимают слова, настолько интеллигентны, но все они смотрят на мир с таким же доверием, как и он. В книге Бим, конечно, сильно очеловечен, он мыслит и действует не по инстинктам, а как человек. Именно это и вызывает такую сильную эмоциональную реакцию.

Кинолента «Белый Бим Черное ухо», краткое содержание которой уложится в две строчки, двухсерийный. И все это - злоключения Бима, которые смотрятся на одном дыхании.

Но сочувствуя Биму в книге, все ли готовы так же повести себя и в жизни? Произведение "Белый Бим Черное ухо" умиляет и заставляет плакать, но учит ли оно чему-нибудь? Или эмоции остаются сами по себе и на поступки не влияют? Кто-нибудь готов приютить бездомную собаку? Таких в наших городах очень много, но у почти всех людей они вызывают лишь раздражение. Книга «Белый Бим Черное ухо», содержание которой многие знали с детства, научила доброте совершенно не всех. Почему так происходит? Почему самая замечательная литература, самые изысканные не меняют человека автоматически, просто из-за сильного впечатления, которое они произвели? Для того чтобы сделаться добрее, человечней, необходимо проводить громадную внутреннюю работу. Каждое новое поколение должно обязательно читать подобные книги, чтобы научиться внимательнее относиться к тем, кто рядом.

Нина Шилова
Отзыв о прочитанной повести Троепольского «Белый Бим - Чёрное ухо» для учеников 5–6 классов

Я прочитала грустную повесть Г . Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо » .Эта книга не только о верном и до конца преданном сеттере Биме,но и о добрых и злых людях,о взаимоотношении человека и природы.

Главным героем является охотничий пёс Бим,он белый с чёрным ухом и чёрной лапой ,другое ухо у него –рыжее,добрые и умные глаза. Его хозяином стал добрый Иван Иванович-участник войны,жил он с осколком в груди. Когда ему ему стало очень плохо,он попал в больницу. С этого времени у Бима начались все беды.

Очень жаль, что собака не могла понять смысла прощальных слов человека. Бим не знал,куда уехал добрый друг,ему оставалось только ждать его. Но от расставания он очень скучал и решил пойти на поиски любимого хозяина. Это было опасное путешествие,в котором пёс узнал,что на свете бывают не только хорошие люди,но и плохие. Плохие -Тётка,Клим, Серый,Семён Петрович и другие. Добрые и отзывчивые люди – Толик , Степановна,Люся,Даша,Петровна,Алёша; они в чём-то помогли Биму на его трудном пути к дорогому другу, хотя не нашли хозяина собаки. Бим продолжал искать Ивана Ивановича. Во время поисков пёс стал инвалидом : ему прищемило лапу на стрелке. Стараниями добрых людей Бим поправился. Его новый друг Толик выгуливал его,но его родители были против такого общения. Злой дядька ударил собаку по голове и развесил объявление, что Бим- бешеный. От Клима он получил травму, даже охнул,как человек. .Противная тётка отправила доброго пса на живодёрню. В свои последние минуты жизни он царапался в дверь фургона долго-долго, до последнего дыхания. Бим умер от долгих мучений и тоски по любимому Ивану Ивановичу.

Но жизнь Бима не была бессмысленной,она отразилась добром на многих судьбах- сдружила Толика и Алёшу,родители Толика изменили своё отношение к Биму и разрешили сыну держать дома собаку,помогла Ивану Ивановичу найти новых знакомых.

В своей повести автор показывает большую дружбу и взаимопонимание между человеком и собакой, а также доброту, преданность и человечность. Человек всегда должен оставаться человеком добрым, способным к состраданию. Очеловечивая страдающее животное, собаку Бим, автор показывает людей, которые утеряли в себе человечность. .Писатель открыл мне внутренний мир собаки со всеми её переживаниями,радостями и заставил меня задуматься о многом, о друге человека- собаке, которая готова служить верой и правдой, проходя через беды и несчастья. Он призывает меня и всех людей любить, беречь, не предавать их. Вот этим и привлекло меня это произведение.

Мне очень понравилась повесть Г . Троепольского ,она глубоко затронула мою душу-было грустно и печально,а в глазах моих стояли слёзы. Я поняла, что в жизни надо быть добрым, справедливым и милосердным человеком, как Иван Иванович. Люди, пожалуйста, будьте же такими!

Публикации по теме:

В рамках недели физкультуры,проводился квест "В поисках сокровищ" для ребят 1-4 классов. Собрав детей в коридоре школы,разделили.

Искусство развивает в ребенке способность воспринимать прекрасное в жизни, раскрывает перед ним огромный мир чувств и возвышенных мыслей.

Здравствуйте, гости моей страницы! Хотела вам показать работы моих учеников 6 класса,которые,совсем недавно ездили от детской школы искусств.

Нравственное воспитание на уроках литературного чтения на примере повести А. А. Лиханова «Крутые горы» Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям.

Отзыв Отзыв на просмотренную НОД в подготовительной к школе группе по ФМП с использованием ИКТ на тему: «Путешествие в страну Математики» Воспитатель:.

Отзыв на НОД Отзыв На НОД по художественно – эстетическому развитию в первой младшей группе на тему: «Листопад» Воспитатель: Дата проведения: Программное.

Повесть Г. Троепольского "Белый Бим Черное ухо". Наделение животных языком и разумом. Проверка персонажей отношением к Биму, жизнь у Ивана Ивановича. Нравственная красота личности как особая форма духовной значимости. Трагичность судьбы собаки в повести.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения по теме: «Белый Бим Чёрное ухо» Г.Н.Троепольский»

Тема урока: «Белый Бим Чёрное ухо» Г.Н.Троепольский

1. Образовательная: рассмотреть главных героев рассказа и их поступки, продолжать совершенствовать технику чтения, учить давать полные ответы на поставленные вопросы.

2. Коррекционно-развивающая: развивать общие интеллектуальные умения: приёмы анализа и синтеза; развивать активный словарь учащихся; устную монологическую речь через ответы и рассуждения вслух.

3. Воспитательная: воспитание общечеловеческих ценностей: человеколюбие, сострадание к беззащитным.

Ход урока:

1. Организационный момент
-Какое сегодня число? Кого нет в классе?

2. Языковая разминка
-Сделайте глубокий вдох и на выдохе прочитайте согласные одного ряда.
Б Т М П В Ч Ф К Н Ш Л Ж З Ц С
К В М С П Л Б Ш Г Р Б Л С Т
П Р Л Г Н Т В С Ч Ц Ф Б Х Н М
В М Р Г К Т Б Д З Щ З Б Ч В Н

Поставить цель перед учащимися: Сегодня на уроке будем читать, отвечать на вопросы, работать с текстом, делать анализ прочитанного, высказывать своё мнение.

3. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.
- Кто автор произведения «Белый Бим Чёрное ухо»?
(Г.Н. Троепольский)
На доске вывешивается портрет писателя и название повести.
-Назовите главного героя повести.
Итак, главный герой повести – Бим. Сегодня мы поговорим о его судьбе, его друзьях и врагах и о том, какой след оставил он на земле.
-Я думаю,что наш урок можно назвать так: “Бим в нашем сердце…”. Как вы считаете?
На доске вывешивается портрет Ивана Ивановича и Бима
-Какой он Бим? (Вспомните внешность, необычную окраску, родословную)
Наряду с другими достоинствами автор называет ее интеллигентной собакой.
-Как вы понимаете это слово? Давайте посмотрим в словаре.
Запись на доске слова «Интеллигентный» (выдержка из словаря)

Словарная работа
Интеллигентный – образованный, культурный.
-А почему Бим интеллигентный? (Благородный по происхождению, тонко чувствует поведение людей, голос, мимику. У него своя собачья гордость: не ест дичь, не рвет подранков. Интеллигентная собака не может жить без доброты человека и без того, чтобы делать человеку добро).
-Можно ли отнести эпитет “интеллигентный” к хозяину Бима?

Какие ситуации напоминают вам об этом? (Не хочет убивать дичь, переживает, что дал взятку водителю автобуса).
-Что для Ивана Ивановича было особенно важно в отношениях с Бимом? (Спасение от одиночества: “забывал войну, невзгоды, одиночество”, “усталые, добрые, ласковые после охоты”, “дружба, казалось, будет вечной”).

На чем строились их отношения?
-Какие чувства они испытывали друг к другу?(привязанность, верность, дружеские чувства)
-Давайте, ребята, по порядку вспомним, как попал Бим к Ивану Ивановичу? (на доске слова-опоры: увидел необычного щенка, понравился, спас от смерти)
-Вспомним, ребята, как развивались события в жизни Бима.
1. Бим попал домой к Ивану Ивановичу.
2. Воспитание Бима
3. Обучение охоте
4. Зашевелился осколок
5. Ивана Иванович в больнице
6. Бим ищет хозяина
7. Мытарство Бима: встреча с плохими людьми
8. Возвращение Ивана Ивановича из больницы: поиски Бима
9. Гибель Бима

Внимательно читали повесть, ребята, молодцы!

Физминутка.

4. Новая тема
-Сегодня мы продолжим работу и проследим за историей, которая произошла с Бимом и узнаем, чем всё это закончилось. Будем сопереживать и постараемся ответить на вопрос, кто виноват в гибели Бима?

На доске вывешивается вопрос урока: «Кто виноват в гибели Бима?»

1) Работа по тексту
(Выборочное чтение)
- Найдите и прочитайте, как встретила Степановна Ивана Ивановича?
- Как отнёсся Иван Иванович к известию о пропаже Бима?
- Обвинил ли он Степановну, что Бим пропал?
(Работа по группам: мальчики анализируют поведение Ивана Ивановича, а девочки – Степановны)

Запись на доске:
Степановна Иван Иванович

1. Заботливая 1. С благодарностью за заботу
Скромная (стеснялась
что её хвалят)
2.Огорчилась, что Бим пропал 2. Задумался
3. Переживала 3. Решительно отправился
на поиски Бима

2)Чтение 2 части «по-цепочке»

3)Анализ прочитанного
-Давайте, проследим, как Иван Иванович искал своего друга Бима?
-Куда решил в первую очередь пойти Иван Иванович?(в карантинный участок)
-Сколько дней прошло, как Бим ушёл от Толика? (3 дня)
-В какой день попал Иван Иванович в карантинный участок? (в выходной)
-Почему сторож не пускал Ивана Ивановича на участок?
-Почему сторож смягчился и запустил Ивана Ивановича?
-Ребята, как вы думаете, каким надеялся Иван Иванович увидеть Бима?
-Какие люди помогали Ивану Ивановичу искать Бима? (добрые)

4)Чтение 3 части учителем

5)Беседа по содержанию
-Что было в душе у Ивана Ивановича, когда он шёл к фургону? (надежда)
-Допускал ли он мысль, что Бим погиб? (нет)
-Какую страшную картину увидел Иван Иванович в фургоне?
(Просмотр фрагмента гибели Бима)
-Кто же виноват в гибели Бима? (плохие, жестокие люди)
-Какая душа была у этих людей? (чёрствая)
-Что же убило Бима? (равнодушие, чёрствость, предательство людей)

6)Чтение учителем стихотворения «Не будь жестоким»

Собачка на обочине сидела,
Голодная, со сломанной ногой,
И на людей так жалобно смотрела,
Но люди обходили стороной.
Собачка жалобно скулила
И от прохожих помощи ждала,
А от голода и боли выла,
Была под сорок градусов жара.
Но люди проходили мимо,
Едва лишь на щенка взглянув,
Другие пробегали торопливо,
И головы не повернув.
Я тоже мимо проходил,
Я в школу очень торопился,
Спасая от жары, под куст собачку посадил,
В надежде после школы возвратиться,
Я ей сказал: «Пойду из школы – заберу,
Ты, потерпи немножко,
И накормлю, и напою,
И вылечу больную ножку.»
В тот день мне на уроке не сиделось,
Всё грезились её глаза,
Молящие, просящие, как в горе у людей,
И с них катилась крупная слеза.
Когда к собачке подошёл,
Она уже мертва была,
Напрасно на людей смотрела,
Напрасно от бездушных помощи ждала.
И тут ко мне девчушка подбежала:
«Вот этим камнем Вовка Сидоров убил.»
И на валявшийся булыжник показала,
Что весь в крови испачкан был.
И крикнуть захотелось громко:
- Что же вы, люди, так черствы,
Не помогаем братьям меньшим в горе,
И не спасаем от беды!
Где ж ваша человечность и добро,
Иль при рождении не досталось,
Или с годами вас покинуло оно,
Или не гложет вас сомнение,
Что когда-нибудь вот так же, в горе и беде,
Кто-нибудь бездушный, без стеснения,
Камень злобы не положит на душу тебе.

5.Заключительная часть урока
Слово учителя
-Я надеюсь, что вы поняли смысл произведения Г.Н.Троепольского. Если человек красив душой, он обязательно добрый. К доброму тянутся, ему радуются, его любят, с ним хочется дружить. Однако, в жизни встречаются чёрствые, равнодушные и жестокие люди.
-Ребята, с какими бы героями повести вы не хотели бы встретится в жизни, а с какими бы дружили?

Запишите имена этих героев в таблицу.

Добрые Плохие

6.Итог урока
-Какие чувства у вас вызвала эта история?
-Какой эпизод повести взволновал вас больше всего?
-Почему повесть так названа?
-Как бы вы поступили, если бы вы встретили в своей жизни Бима?
- Бим прошел через многое за свою короткую четырехлетнюю жизнь: он
познал доброту и нежность людей, учился сам этим человеческим качествам. И потому, пройдя через ад испытаний, он не утратил способности любить людей, не озлобился и все шел с единственным желанием найти своего друга... Он верил нам, людям.

Индивидуальная работа.
Чтение текстов по индивидуальным карточкам.

7.Оценивание

8.Домашнее задание

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Управление образования Исполнительного комитета

Тукаевского муниципального района

XIV республиканская научно-практическая конференция школьников имени Л.Н.Толстого

Секция «Творческие работы, посвященные книгам-юбилярам»

Сочинение «Книга о человечности»

(по повести Г.Троепольского «Белый Бим Черное ухо»)

Работа ученицы 9 класса

МБОУ «Яна Булякская ООШ»

С татарским языком обучения

Харисовой Айзили Раушановны

Руководитель: учитель русского

Языка и литературы

Салахова Флюра Рафхатовна

Т. 89625718625

2016 год

Есть книги, которые сопровождают нас в течение всей жизни. «Белый Бим Чёрное ухо» - моя самая любимая книга. Это повесть, прославившая воронежского писателя Гавриила Троепольского. Написанная в 1971 году и посвященная А.Т.Твардовскому, она приобрела успех сразу после выхода в свет.

Книга выдержала большое количество переизданий, переведена более чем на 15 языков мира. В 1975 году за повесть писатель удостоен Государственной премии СССР. В 1977 году по одноимённой книге Гавриила Троепольского режиссёром Станиславом Ростоцким был снят двухсерийный художественный фильм «Белый Бим Чёрное ухо»

Первый раз я её прочитала в третьем классе, а после открывала ещё раз шесть или семь. Эта книга привлекает к себе внимание интересным названием, а когда прочитаешь первые строчки, потом уже будет не оторваться.

Сам писатель так определил назначение своего произведения: «В моей книге единственная цель – говорить о доброте, доверии, искренности, преданности».

Я хочу процитировать слова писателя, которые тронули меня до глубины души и заставили прочитать эту книгу: «Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необыкновенным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все они и не так уж часто обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни, естественной основой самого существа, когда благородство души - само собой разумеющееся состояние…».
Эта повесть - сентиментальная история преданного пса, неожиданно попавшего в беду. Шотландский сеттер Бим, наделенный с рождения белым окрасом, не соответствующим стандартам породы, живёт вместе со своим хозяином, одиноким пенсионером Иваном Иванычем, который любит свою собаку и систематически вывозит её на охоту в лес. У хозяина и собаки складываются трогательные отношения взаимного уважения, понимания. «…Теплая дружба и преданность становились счастьем, потому что каждый понимал каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать. В этом основа, соль дружбы».

Однажды Иван Иваныч попал в больницу, а Бим, потеряв хозяина, по недосмотру соседки выскакивает из квартиры. Путешествуя без надзора, Бим встречает множество людей – добрых и злых, старых и молодых. Всех их мы видим глазами собаки. Бим подвергается разному отношению: от жалости и попыток помочь до жестокости.

Друзья Бима - это те добрые и отзывчивые люди, которые в чём-то помогли Биму на его трудном пути к дорогому другу. Они жалеют Бима, видят, что пес попал в беду. Разговаривают с ним, как с человеком, изливают ему свою душу. Все они любят животных, сочувствуют им, это черта хорошего человека.

Враги Бима – это те люди, которые не любят животных, они не способны на милосердие и сострадание, они жестоки и равнодушны к чужому несчастью, живут только собственными интересами и потребностями.
Автор не дает недоброжелателям Бима имен. Они не достойны этого. Враги Бима имеют только клички.

Пройдя многие испытания и почти дождавшись хозяина, во время отлова собак Бим попадает в приют. Но хозяин застаёт на месте уже только тело Бима. «… Иван Иваныч положил руку на голову Бима – верного, преданного, любящего друга. Запорхал редкий снежок. Две снежинки упали на нос Бима и … не растаяли…»

Иван Иваныч переживал: ведь собака стала частью его души, скрасила его одиночество.
Каждый любитель животных очень тяжело переносит разлуку со своим любимцем. Мы ждем при возвращении домой, что, когда откроем дверь, нам навстречу выбежит тот, за кого мы поручились в своё время. Тот, кому мы дали обещание всегда любить его, заботиться о нём, беречь изо всех сил. Ни одно животное не может обманывать, лицемерить и предавать. Эти качества присущи только людям, но, к счастью, далеко не всем.

Автор открывает читателю внутренний мир собаки со всеми его переживаниями, радостями, вопросами и несчастьями, и снова и снова подчёркивает превосходство этих животных: «А на палой жёлтой траве стояла собака – одно из лучших творений природы и терпеливого человека». Опять же указывает, что без этих верных друзей наша жизнь была бы куда более скучной и бесцельной: «…раздвоение личности в длительном одиночестве в какой-то степени неизбежно. Веками от этого спасала человека собака».

«Белый Бим Чёрное ухо» заставляет задуматься о многом. Например, о роли собаки в нашей жизни. Зачем она дана человеку? Чтобы у человека был преданный друг, готовый служить верой и правдой до конца своих дней, проходя сквозь все беды и несчастья. Почему же порой люди бывают так жестоки к этим прекрасным животным? Наверное, они просто не понимают, что собака – лишь внешне животное, а внутри неё живёт человеческая душа, и что это существо очень-очень нужно человеку, что без него наша жизнь сильно изменится. Надо беречь их, любить и не предавать, ведь собака никогда так не сделает – кое-чему нам надо у них поучиться.

Эта повесть произвела на меня неизгладимое впечатление. Она в который раз доказала мне, что лучше друга, чем собака, нам – людям никогда не найти. Автор показал нам это на примере Бима – умнейшего существа, подчеркнув, что за образом Бима скрываются все собаки, в независимости от породы, возраста и уровня воспитанности, любящие и преданные друзья человечества.

Хотя повесть кончается трагично, короткая жизнь собаки отразилась добром на многих судьбах. У отца и матери Толика она растопила лед эгоизма, сдружила Толика и Алешу; молодой Иван, один из собаководов, навсегда оставил свое занятие. Иван Иваныч ощутил в себе, в той пустоте, которая осталась после потери друга, теплоту. Это были два мальчика, их привел к нему Бим. И они придут не раз.

Смерть собаки – укор для всех.

Л.Н.Толстой писал: «Сострадание к природе так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью сказать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными».

Жестокость людей идет от их равнодушия, а равнодушие - это духовная смерть; когда утрачивается способность сострадать, сочувствовать чужому страданию, человек перестает быть человеком.

Человек всегда остается человеком, сыном природы и ее защитником. Осенний лес неподражаем. Он храм для раздумий. "В осеннем солнечном лесу,- пишет автор,- человек становится чище". Но каждый ли? Человек, пришедший безжалостно убивать, не сможет этого почувствовать.

Каждый, кто прочитал эту книгу, по мысли автора, должен заглянуть в себя и спросить: "А не потерял ли я еще человечность, могу ли, как и прежде, назвать себя верным сыном своей матери-природы?"