Сочинение на тему "Гроза" Островского. Темы сочинений по драме Островского "Гроза"

  • 26.04.2019

ТРАГИЧЕСКАЯ СУДЬБА КАТЕРИНЫ (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)


Драма Островского «Гроза» написана в 50-60-х годах XIX века. Это время, когда в России существовало крепостное право, но уже ясно виделся приход новой силы - разночинцев-интеллигентов. В литературе появилась новая тема - положение женщины в семье и обществе.
Центральное место в драме занимает образ Катерины. Взаимоотношение с остальными героями пьесы и определяет ее судьбу. Многие события в драме происходят под раскаты грома. С одной стороны, это природное явление, с другой - символ душевного состояния, поэтому каждый из героев характеризуется через отношение к грозе. Катерина безумно боится грозы, что показывает ее душевное смятение. Внутренняя, никому не видимая гроза бушует и в душе самой героини.

Чтобы понять трагическую судьбу Катерины, рассмотрим, что же представляет собой эта девушка. Детство ее прошло в патриархально-домостроевское время, которое наложило отпечаток на характер героини и на ее взгляды на жизнь. Детские годы Катерины были счастливыми и безоблачными. Мать ее очень любила, по выражению Островского, «души в ней не чаяла». Девушка ухаживала за цветами, которых было в доме много, вышивала «по бархату золотом», слушала рассказы богомолок, ходила с матерью в церковь. Катерина - мечтательница, но мир ее грез далеко не всегда соответствует действительности. Девушка и не стремится понять действительную жизнь, она в любую минуту может отказаться от всего, что ее не устраивает, и снова окунуться в свой мир, где она видит ангелов. Воспитание придало ее мечтам религиозную окраску. Эта девушка, такая неприметная на первый взгляд, обладает сильной волей, гордостью и независимостью, которые проявились уже в детстве. Еще будучи шестилетней девочкой, Катерина, обидевшись на что-то, убежала вечером на Волгу. Это был своеобразный протест ребенка. А позже, в разговоре с Варей, она укажет на еще одну сторону своего характера: «Такая уж я зародилась горячая». Ее свободная и независимая натура раскрывается через стремление летать. «Отчего люди не летают так, как птицы?» - эти на первый взгляд странные слова подчеркивают независимость характера Катерины.
Катерина предстает перед нами как бы в двух ракурсах. С одной стороны, это сильная, гордая, независимая личность, с другой - тихая, религиозная и покорная судьбе и родительской воле девушка. Мать Катерины была убеждена, что ее дочь «будет любить всякого мужа», и, польстившись на выгодный брак, выдала ее замуж за Тихона Кабанова. Катерина не любила своего будущего мужа, но безропотно подчинилась воле матери. Более того, она в силу своей религиозности считает, что муж дается Богом, и пытается полюбить его: «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю». Выйдя замуж за Кабанова, Катерина попала совсем в другой, чуждый ей мир. Но покинуть его нельзя, она замужняя
женщина, понятие греховности связывает ее. Жестокий, замкнутый мир Калинова отгорожен незримой стеной от внешнего «безудержно огромного» мира. Мы понимаем, почему Катерина так мечтает вырваться из города и полететь над Волгой, над лугами: «Вылетела бы в поле и летала бы с василька на василек по ветру, как бабочка».
Заключенная в «темное царство» невежественных диких и кабановых, столкнувшись с грубой и деспотичной свекровью, инертным мужем, в котором не видит поддержки и опоры, Катерина протестует. Ее протест выливается в любовь к Борису. Борис мало чем отличается от ее мужа, разве что образованностью. Он учился в Москве, в коммерческой академии, у него шире кругозор в сравнении с другими представителями города Калинова. Ему, так же как и Катерине, трудно ужиться в среде Дикого и Кабановых, но он такой же инертный и безвольный, как и Тихон. Борис ничего не может сделать для Катерины, он понимает ее трагедию, но советует ей покориться судьбе и этим самым предает ее. Отчаявшаяся Катерина упрекает его в том, что тот загубил ее. Но Борис только косвенная причина. Ведь Катерина не боится людского осуждения, она страшится гнева Божьего. Главная трагедия происходит в ее душе. Будучи религиозной, она понимает, что изменить мужу - грех, но сильная сторона ее натуры не может смириться со средой Кабановых. Катерина терзается страшными муками совести. Она разрывается между законным мужем и Борисом, между праведной жизнью и падением. Она не может себе запретить любить Бориса, но сама себя казнит в душе, считая, что своим поступком отвергает Бога. Эти страдания доводят ее до того, что она, не выдержав мук совести и опасаясь кары Божьей, бросается в ноги к мужу и признается ему во всем, отдавая свою жизнь в его руки. Душевные муки Катерины усиливает гроза. Не зря Дикой говорит, что гроза посылает наказание. «Я и не знала, что ты так грозы боишься», - говорит ей Варвара. «Как, девушка, не бояться! - отвечает Катерина. - Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами...» Удар грома
был последней каплей, переполнившей чашу страдания Катерины. На ее признание окружающие реагируют каждый по-своему. Кабанова предлагает зарыть ее в землю живой, Тихон же, наоборот, прощает Катерину. Муж простил, Катерина как бы получила отпущение грехов. Но осталась неспокойной совесть, да и желаемой свободы она не обрела и вновь вынуждена жить в «темном царстве». Муки совести и боязнь навсегда остаться среди Кабановых и превратиться в одну из них приводят Катерину к мысли о самоубийстве. Как же могла набожная женщина решиться на самоубийство? Сносить мучения и то зло, которое здесь, на земле, есть, или же уйти от всего этого по своей воле? Катерина доведена до отчаяния бездушным отношением к ней людей и муками совести, поэтому она отвергает возможность остаться жить. Гибель ее была неминуема.
В образе своей героини Островский нарисовал новый тип самобытной, цельной, самоотверженной русской девушки, бросившей вызов царству диких и кабановых. Добролюбов справедливо назвал Катерину «светлым лучом в темном царстве».

Сочинение на тему «Гроза» Островского А. Н. - непременный атрибут учебной программы по русской литературе для десятого класса средней школы. И данное произведение действительно заслуживает такого признания.

Пьеса, заложившая краеугольный камень в репертуар национального театра, не может быть забытой. Само появление на русской сцене произведений Островского, взамен иноземным водевилям, было знаковым. Оно вызвало ощутимый резонанс в обществе.

О восприятии драмы

Школьникам, пишущим сочинение на тему «Гроза», важно пояснить, что пьеса создавалась в предреформное время, накануне отмены крепостного права. В то время одним из наиболее актуальных вопросов общественной жизни являлось положение женщины в семье и обществе. Они не только были полностью бесправны, но и постоянно подвергались насилию. Потребность эмансипации (в правильном смысле этого слова) была весьма яркой.

Учителю не стоит упускать из виду, что для большинства школьников это одно из первых прочитанных ими драматических произведений. Возможно, что у учащихся, в большей степени привыкших читать и анализировать рассказы, повести, романы, восприятие пьесы вызовет некоторые трудности.

Как писал Максим Горький о жанре драмы, такое произведение - наиболее сложно для понимания. Оно лишено, в отличие от других форм литературы, прямой подсказки (комментария автора, описания внешности, события). Драматург также не рассказывает своему зрителю (читателю) о личности героя драматического произведения, о его жизни.

Все это читатель (зритель) узнает, следя лишь за действиями персонажей, их репликами и жестами. Поэтому сочинение на тему «Гроза» достаточно трудоемко для школьников.

Чтобы сформировать мнение о произведении, важно понимание самого сюжета драмы.

Для пьесы «Гроза» он общеизвестен. Невестка Катерина до своего замужества проживала в любви и ласке в доме родителей. Выйдя замуж за Тихона, она попадает в дом его матери, купчихи Кабанихи. Здесь царит домострой и практикуется жесткая дискриминация, особенно касательно молодой жены. Тихон, человек безвольный и регулярно пьянствующий, полностью подконтролен и подчинен матери.

Катерина, разочаровавшись в муже, влюбляется в образованного племянника купца Дикого Бориса. Затем испуганная грозой и случайной встречей с сумасшедшей старухой невестка, на свою беду, признается об измене мужу в присутствии свекрови. Вместо прощения молодая женщина получает немилосердное отношение.

Ее любовник вскоре уезжает по приказу Дикого по делам купеческим в Сибирь. Катерина же сводит счеты со своей несчастной жизнью, бросаясь в Волгу.

Об образе грозы

Школьное сочинение на тему «Гроза» посвящается различным персонажам, однако в любом случае в нем должен отражаться основной конфликт произведения. Созданный автором уникальный образ грозы этому способствует.

Само это природное явление, начавшись в первом действии, длится непрерывно и параллельно всему раскрытию автором основного конфликта сюжета. К четвертому акту драмы набирает свою максимальную силу гроза.

Островский сочинение свое (а не только название драмы) снабдил сквозным символом.

Это гроза. Она, словно бич Божий, не внушает ужас порядочному человеку и талантливому самоучке-инженеру Кулигину, который уверен «убивает не гроза, убивает благодать» (под «благодатью» этот образованный человек понимает патриархальность, домострой, одним словом - все душащее ростки нового в жизни России). Благодать в понимании Кулигина - это сам город Калинов, с его Кабанихами и Дикими, в котором жители не могут жить по-человечески.

Во-вторых, гроза у Островского - это то, что происходит в жизни Катерины. Она, полюбив Тихона и надеясь на счастливую жизнь, совершила фатальную ошибку, попытавшись жить совместно с его матерью. Несчастная сталкивается с удушающей атмосферой этой семьи, предельно бессердечным, немилосердным домостроем, а затем и с предательством любовника.

В-третьих, гроза символизирует предвестие социальных перемен полуфеодальной страны, загнавшей себя в тупик развития безоглядным и безголовым угнетением народа.

Художественно, актуально и взвешенно показал современникам неизбежность социальных перемен своим произведением «Гроза» Островский. Сочинение подобной пьесы потребовало от драматурга крайне глубоких и выразительных художественных средств. И такие нашлись: мощный разлив реки Волги, яркие и характерные персонажи, трогающий душу русского человека сюжет.

Катерина Кабанова

Главной героине трагически заканчивающейся пьесы уделил основное внимание Добролюбов в своей статье «Луч света в темном царстве». Под влиянием удушающего гнета Кабановых (как считает Добролюбов) в Катерине возникает протест, выраженный знакомой всем любителям фразой «Отчего люди не летают?».

Затем отчаявшаяся героиня наивно надеется, что любовь к Борису (племяннику Дикого) вырвет ее из удушающего кабановского дома. Но молодой человек, ее последняя надежда, предает ее, что окончательно сломило героиню.

Заметим: мнение Николая Александровича Добролюбова о главном образе драмы не может быть воспринято абсолютно верным. Хотя оно и хрестоматийно, но не единственно. Это закономерно.

Как резонансный посыл всему российскому обществу писал свое сочинение Островский («Гроза»). Катерина, соответственно, (как персонаж) рассматривается столпами литературной критики не единодушно. И отзыв на этот посыл поступил, и весьма достойный.

В отличие от Николая Добролюбова, Дмитрий Писарев воспринял героиню как угнетаемую, страдающую часть того же «темного царства». Он определил образ невестки Кабановых как меланхоличный, не умеющий сладить со своими заблуждениями и страхами. Критик утверждал: несмотря на подкупающую душевность, истинную христианскую кротость, открытое и душевное отношение к окружающим, не может Катерина, лишенная ориентиров в жизни, быть «лучом света». Соответственно, не могут русские читатели (следуя выводам Добролюбова) ее считать «героем времени».

Кабанова Марфа Игнатьевна

Нередко посвящается отрицательным персонажам драмы школьное сочинение по пьесе «Гроза». Учащиеся пишут о купчихе Кабанихе и о купце Диком. Характерно, что мать Тихона выступает в драме как более изощренный, более опасный апологет махровой человеконенавистнической патриархальщины.

По словам Добролюбова, она «грызет постоянно и неотступно» чуждую себе по воспитанию и по духу Катерину, фактически единолично доводя молодую женщину до самоубийства. Кабаниха - безжалостный и последовательный тиран в своей семье, добивающийся абсолютного повиновения и подчинения.

Дикой Савел Прокофьевич

Сочинение по пьесе «Гроза» (касательно отрицательных героев), кроме матери Тихона, упоминает и нахрапистого, беспредельничающего, всесильного в Калинове тирана - купца Савла Прокофьевича Дикого. Вся власть города подкуплена им. Он унижает мещан и домашних, преследует их, да так немилосердно, что те от него «по чердакам да подвалам прячутся». Причем весь его гнев - искусственный, напускной. Хитрый купец давно понял, что, инсценируя неадекватную жестокость, он добивается своих целей.

Однако сам Дикой, защищая «темное царство» Калинова, все же признает первенство Кабанихи в мастерстве угнетения. И это неслучайно, ведь он действует не по наитию, а купчиха - опираясь на довольно стройную старозаветную мораль и превратно истолкованные постулаты веры. Кабаниха в драме выступает ханжой масштаба шекспировского.

Заключение

Драматическое произведение как жанр лишено авторских комментариев. Поэтому не всем школьникам просто удается написать по нему сочинение по литературе.

«Гроза» Островского вскрывает не просто отдельную остроумную историю (как «Ревизор» Гоголя). Она - более глобальна и трагична. Созданный воображением Александра Николаевича город Калинов - это условная модель всей России средины XIX века. Его люди несчастны, угнетаемы.

Однако в воздухе над ними витает гроза, для одних она - воплощение кары Божьей за грехи, для других - символ грядущих перемен.

На литературе нам задали сочинение по произведению Гроза Островского за 10 класс. Гроза Островского, и ставшее символичным темное царство, было написано в 1859 году. Работа автора переносит нас во времена преддверия крестьянских реформ.

Сочинение на тему Гроза Островского

По пьесе Островского нам нужно написать и его я начну с того, что уже вначале мы переносимся в жестокий и ужасный мир. Читая работу понимаешь, насколько мы счастливые людьми, ведь очень страшно становится, когда представляешь ту несвободу и удушающую атмосферу Темного царства, где Дикой с легкостью мог ударить, а Кабанова и того хуже. Ее смысл жизни заключается в том, как бы лишний раз кого-нибудь запугать или унизить. В пьесе Островского мы видим безвольное существо в лице сына Кабановой Тихона. Это плод Домостроя, когда во всем и везде нужно подчиняться своим родителям. Видим мы и Бориса, племянника Дикого, что не смог вырваться из мира условностей. Он не смог поступить как велит сердце, а живет и действует как положено.

В пьесе Гроза есть и женские образы. Так, мы видим лихую Кабанову. Есть в произведении и ее дочь с сильным характером, поэтому получалось у нее изворачиваться и быть циничной.

Одним из самых ярких образов пьесы Островского Гроза является образ Катерины. Это единственно живой персонаж, который может любить. Катерина — луч света в мире, где живут наши герои. В этом темном царстве, где не смогла жить героиня, выбрав для себя смерть.

Если говорить о названии произведения, то смысл неоднозначный, и тут я отмечу, что смысл названия произведения зависит от самих героев. Так, из-за своей любви к другому, из-за измены, у Катерины бушует гроза в душе. Кулигин в грозе видит невежество людей, с которым нужно бороться. Для Тихона гроза — это его мать, которой он подчиняется. Для Бориса представляется людская гроза, людская молва, которая страшнее природного явления, поэтому он бежит, оставив Катерину. Но не все так плохо. Назвав свое произведение Гроза, Островский показал нам, что вскоре грядут перемены, ведь после каждой грозы выходит солнце и оно обязательно появится из-за туч и в этот раз.

Как известно, человек – существо социальное, он не может жить вне общества; с другой стороны, и благополучие общества в целом зависит от каждого конкретного человека. Над проблемой этого взаимодействия задумывались мыслители всех времён: философы, историки, социологи… И конечно же, она нашла отражение в художественной литературе. Мы подобрали 5 аргументов для итогового сочинения по направлению «Человек и общество» из пьесы А.Н. Островского «Гроза».

  1. Семья – первая и самая важная социальная группа, в которую попадает человек. Катерина, выросшая в атмосфере любви и заботы, после замужества оказывается в семье Кабановых, где царит тирания. Глава рода, богатая купчиха Марфа Игнатьевна по прозвищу Кабаниха, требует от окружающих беспрекословного повиновения и изводит их придирками и упрёками. И если дети Кабанихи, Варвара и Тихон (муж Катерины), привыкли к этому, то для Катерины жизнь в такой обстановке нестерпима. Та же атмосфера подавления и унижения царит во всем Калинове, поэтому в данном примере личности некуда деться от тлетворного общества. Отчаяние и одиночество толкают бедную женщину на измену, а затем и на самоубийство.
  2. Протест Катерины направлен не только против порядков в семье Кабановых. Она сознательно совершает два тяжких греха, идя против моральных устоев целого общества. При этом она больше боится Божьего суда, нежели людского; да и кому «бросить в неё камень», если все вокруг грешны? И если само общество принимает тяжкое положение, в котором находилась героиня, как норму? Поэтому вопрос о личной вине Катерины – с одной стороны, и о влиянии социальных обстоятельств – с другой, остаётся открытым. Однако на этом примере можно однозначно сказать, как социум может повлиять на личность: спровоцировать на бесплодный бунт, довести до отчаяния, лишить нравственной опоры, и все это ради того, чтобы подмять под себя индивидуальность.
  3. Что же за общество составляют жители Калинова? На примере этого города Островский изображает нравы и порядки российского мещанства. На первый взгляд, главная его черта – верность традиционному укладу жизни, но в реальности она оборачивается глубокой отсталостью (недаром Н.А. Добролюбов называет это место «тёмным царством»). В этом плане показателен разговор Дикого и Кулигина: Дикой: «Да гроза-то что такое по-твоему, а? Ну, говори!» Кулигин: «Электричество». Дикой (топнув ногой): «Какое еще там елестричество! Ну как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается…». Страшнее всего, что такое общество производит себе подобных людей, плодя невежество и тормозя развитие, как каждого отдельного человека, так и целого государства. Значит, социум может не только развивать, но и отбрасывать человека назад, к ханжеству и глупости старых укладов.
  4. Обратим внимание на то, какие социальные позиции занимают основные герои пьесы. Дикой и Кабаниха – типичные представители «тёмного царства» и его оплот. Что им свойственно? «Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пикнуть не смели» – вот как ведут себя богачи, но, несмотря на это, пользуются уважением. Бедняки же работают день и ночь, спят по три часа в сутки. А что же дети состоятельных людей? Они, будучи молодыми, «гуляют», а потом либо продолжают терпеть гнёт «диких» и «кабаних», либо уходят в лучшие места (как Варвара и Кудряш). Вот и получается, что некому изменить существующие порядки, а тираны и самодуры остаются самыми влиятельными горожанами. Личности, может, и могли бы изменить социум, но никто не решается пойти на риск, потому что всем дорого свое спокойствие. Даже Катерина ничего не добилась своим «одиночным пикетом», ведь никто не захотел поддержать ее, а один в поле не воин.
  5. «Лучом света в тёмном царстве» можно назвать не только Катерину, но и механика-самоучку Кулигина. Он единственный, кто пытается привнести в дремучую жизнь Калинова хоть толику цивилизации: поставить на бульваре часы, приделать к домам громоотводы… Более того, Кулигин – настоящий альтруист, он не требует никакой награды за свой труд и готов даже потратить средства от собственных изобретений во благо народа. К сожалению, он не в силах побороть устоявшиеся за долгие годы порядки. На примере Кулигина А.Н. Островский показывает: в конфликте с обществом отдельному человеку не выйти победителем.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Драма А.Н.Островского "Гроза" одно из самых известных произведений писателя. В нём присутствует множество тем: и любви, и свободы, и крепостничества. И, конечно, главная мысль, которая красной нитью проходит через всё произведение отражена в названии пьесы.

Гроза - это и природное явление, и нависшая над городом опасность, и символ эпохи.

С самого начала повествования, в первом действии, мы слышим разговор двух героев о нравах Калинова. Кудряш и Кулигин являются второстепенными персонажами, но несмотря на это они несут важную смысловую нагрузку. Их беседа завязана вокруг Дикого. Этот герой одарён автором говорящей фамилией, действительно, ему как будто чужды человеческие понятия. Этот герой своеобразная гроза для всех домашних, а также для дворовых людей, внезапный его гнев держит в страхе всю округу.

Ещё один эпизод, в котором присутствует Дикой и один из героев, которые первыми появляются на сцене, Кулигин. В этом эпизоде Кулигин просит денег у Дикого для постройки часов и громоотвода, герой хочет сделать что-то полезное и хорошее, хоть как-то пошевелить закостенелое общество. Но он получает отказ, оказывается глупость и недальновидность Дикого ещё более глубока, чем нам может показаться, он категорически против сооружения, ведь гроза, по его мнению, посылается людям в наказание, а часы и вовсе не нужны (отсутствием часов автор, вероятно, подчеркивает то, что развитие Калинова отстаёт, образование отсутствует и до сих пор царят грубые крепостные порядки).

Главная героиня произведения Катерина живет с мужем в доме его матери Кабанихи. Кабановы, такова их говорящая фамилия, и она не требует лишних разъяснений. Свободолюбивая Катерина томится под гнётом этой жестокой женщины, настоящей грозы для всего своего дома. Лишь благовоспитанность и мудрость Катерины позволили ей долгое время продержаться под её властью, но только внешне, внутренне же героиня всегда остаётся свободной.

Многое в жизни Катерины связано с грозой. Она боиться этого природного явления, падает в обморок, её интуиция подсказывает ей, что должно произойти что-то, что решит её судьбу. И она признается в своём поступке с Борисом, и понимает: больше жить в доме Кабановых она не может. Ведь Кабаниха стала грозой не только для неё, но и для сына. Он бежит из дома, чтобы провести на свободе несколько дней.

Что касается Катерины, то и саму её можно назвать грозой для устаревших устоев калиновцев. В финале она как будто бросает вызов рабству и угнетению, которое царит в городе. На протяжении всего действия чувствуется напряжение, гроза нависла над самодурами Калинова.

Многое указывает на то, что власти Кабанихи и Дикому угрожает опасность. Кудряш отказывается подчиняться им, а в конце исчезает вместе с Варварой, которая также только создаёт видимость подчинению Кабанихе, но на деле же занимается тем, что считает нужным.

И, конечно, слова Кулигина в конце пьесы утверждают в мысли о том, что недолговечна власть Диких и Кабановых, гроза надвигается на них. Кулигин напоминает им, что телом Катерина может принадлежать им, но душой она свободна.

Смысл названия этой пьесы очень многозначителен. Много раз она встречается как природное явление, находит отражение в образах и характерах персонажей и сама словно является действующим лицом. Вся атмосфера произведения отражена в названии замечательной и до сих пор популярной и любимой пьесы А.Н.Островского "Гроза".

Смысл заглавия, названия пьесы Островского Гроза

А.Н. Островский является одним из самых выдающихся писателей XIX века, его произведения рассказывают нам о борьбе человечности, доброты, отзывчивости с подлостью, алчностью и злобой. Автор в каждом своей книге показывает добрых, наивных героев, сталкивающихся с жестокой реальностью мира, которая приводит их к полнейшему разочарованию в жизни, убивает всё хорошее, что в них есть.

"Гроза" - вершина творческих исканий драматурга. Ведь эта пьеса положила начало такой монументальной теме, которую в последствии не раз как основную в своих произведениях использовали различные писатели современники и последующих веков. Что же так впечатляет читателей на протяжении трех веков?

Катерина в переводе с греческого значит "чистая", Островский повествует нам о том, как прогнившие до самых костей люди вокруг угнетают ее и загоняют в угол, потому что чувствуют в ней силу и понимают, она для них начало конца.
Эту хрупкую, наивную девушку не назовешь волевой или сильной, она не совершила подвига, напротив, ее поступок можно воспринять, как слабость, но смерть героини стала протестом против существующего порядка, своим примером она развязала руки всем угнетенным. Ее образ - "лучик света", символ борьбы с жестокими, эгоистичными людьми, ломающими жизни всех вокруг, то есть с "темным царством".

В последние дни, недели своей жизни Катерина жутко боялась грома, считая, что на ее голову снисходит божье наказание за грехи, она была настолько непорочная, что не понимала, гроза пришла убить не ее, молнии и гром раскалывают на части мир тех, кто обижал ее, мраку пришел конец.

Катерина сыграла роль солдата, который бежит впереди всех с флагом, призывая бороться, роль солдата, который пробуждает силу и сопротивление в душах. Ведь после ее смерти запротестовали все молчавшие и терпевшие до этого. Кабанов наконец-то осознал и понял, в случившемся виновата его мать тиран, но и его совесть не спокойна, потому что он не смог предотвратить трагедии. Кудряш и Варвара решают бежать, оставить позади Дикого и Кабаниху, жизнь которых станет невыносимой, если им будет некого притеснять и не на кого будет вылить свою грязь.

Гроза, несущая смерть темному царству, прежним ужасным устоям - вот главный смысл и значение пьесы Островского.

У Александра Николаевича избитая и банальная тема борьбы добра со злом показана в совершенно уникальном свете и воспринимается достаточно остро. Я считаю это очень важное произведение, которое стоит прочесть каждому.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Почему люди бывают жестоки друг к другу?

    Жестокость является способом возвыситься за счет другого, установить собственную личность, ценность этой личности, путем воздействия на другого. На самом деле жестокость представляет собой безвыходный вариант со стороны человека

  • Характеристика Антона Григорьевича Рубинштейна в рассказе Тапер Куприна образ

    Рубинштейн - профессиональный российский пианист, музыкант, дирижёр, добродушная, бескорыстная, великодушная личность, которая считалась довольно почитаемой личностью среди общества

  • Собачье сердце история создания и судьба повести Булгакова

    Собачье сердце – одно из самых известных произведений М.А. Булгакова. Эта повесть представляет собой остросоциальный сатирический взгляд на Советское государство.

  • Сочинение по картине Будущие летчики Дейнеки 6 класс

    На переднем плане картины изображена набережная. Аккуратная, высокая, она выложена из отполированного руками и ветром светлого камня

  • Сочинение рассуждение по рассказу Радуга Бахмутова

    У каждого человека есть воспоминания из детства. Одни события расплываются мутным пятном, другие оставляют яркие впечатления, запоминаясь с мельчайшими подробностями и деталями. А вместе и с событием запоминается каждая эмоция, испытанная в тот момент