Рудольф Нуреев, Юрий Богатырёв и другие скрытые геи из мира советских звезд. Юрий Богатырев: биография, личная жизнь, семья, жена, дети — фото Романы актера юрия богатырева

  • 26.06.2019

Биография, история жизни БОГАТЫРЕВА Юрия Георгиевича 02.03.1947, Рига - 02.02.1989, Москва Народный артист России (1988) Детство Родился Юрий Богатырев в Риге, в семье военного моряка. Затем семья Богатыревых перебралась в Ленинград, а чуть позже в Москву. С детства Юру дразнили «девчоночником», и это не случайно. Мальчик был не по-мальчишески изящен и нежен. Да и дружил белобрысый мальчик исключительно с соседскими девочками. Вместе играли в куклы – в импровизированном «кукольном театре» во дворе дома на Левобережной. Маленький режиссер сам мастерил кукол из старых маминых халатов, шил занавес, распределял роли, ставил и играл. Учась в средней школе, Юра всерьез увлекся рисованием. После восьмого класса он поступил в художественно-промышленное училище имени М. И. Калинина. Студенты училища выезжали в подмосковные леса на этюды. Там то Юра и познакомился с ребятами из кукольного театра-студии «Глобус» Владимира Штейна. Общение с ними пробудило в юноше страсть к сцене, и в 1966 году он подал документы в театральное училище имени Б.В.Щукина "Современник" По окончании в 1971 году Щукинского училища Юрий Богатырев был принят в Московский театр «Современник», где проработал до 1977 года

Вспоминает Виталий Вульф: «Я помню Юру, когда он пришел в «Современник», это был 1971 год. Тогда же пришел Фокин и Райкин. В «Современнике» его встретили очень хорошо. Всем было понятно, что пришел талантливый мальчик. Очень нервный, очень добрый, очень открытый. Я всегда поражался степенью его открытости. Его педагог Катин-Ярцев как-то позвонил мне и сказал, что больше всего беспокоится за Богатырева, потому что он так не похож на других, так беззащитен перед миром

Юра был очень теплый, приятный, в театре его любили. Всегда у него были какие-то грустные глаза. При этом у Юры была поразительная ирония по отношению ко всему - очень редкое актерское качество. Он понимал, что нельзя все принимать всерьез. …Он был очень гармоничным человеком, но жил очень негармонично»

Кино В кино Юрий Богатырев дебютировал в 1970 году в короткометражном фильме Никиты Михалкова «Спокойный день в конце войны». А известность к актеру пришла четырьмя годами позже, когда Богатырев снялся в знаменитом «вестерне» Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Действие фильма происходит в 20-е годы в маленьком губернском городке на юге России. Богатырев сыграл одну из главных ролей - красноармейца Егора Шилова, на которого падает подозрение в предательстве. Он сбежав от товарищей, один должен вернуть золото, похищенное бандитами, чтобы доказать свою невиновность

Кстати, лучшие свои драматические роли Юрий Богатырев исполнил в фильмах именно Никиты Михалкова. Это - Серж Войницев в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино» (по мотивам Чеховских рассказов, 1976), Штольц в драме «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (по произведению Гончарова, 1979), Стасик в семейной драме «Родня» (1981). К началу 80-х Юрий Богатырев был уже признанным мастером отечественного кино. Помимо уже упомянутых фильмов стоит отметить работу актера в телесериале Е.Карелова «Два капитана» (1976), снятом по одноименному роману Вениамина Карелова. Богатырев великолепно исполнил роль негодяя Ромашова, одержимого страстью к дочери капитана Татаринова Кате (Елена Прудникова)

Наиболее значительной в творчестве актера стала роль Филиппка в картине «Объяснение в любви», вышедшей на экраны в 1978 году. В этом эпическом полотне охвачена жизнь страны почти за полвека: на экране появляется и пустынная, словно умирающая Москва 1919 года, и коллективизация на селе, и стройки 1930-х гг., и трагические перипетии войны, и светлый день победы. И сквозь весь фильм проходит любовная драма журналиста по имени Филипп, соприкасающегося по долгу службы с эпохальными событиями, а в междучасье пылающего страстью к своей Зиночке - примерной хозяйке, вечно хлопочущей по дому, но всегда готовой - для разнообразия - изменять мужу

Оригинальный художник-портретист, талантливый прозаик Богатырев обладал способностью к внутреннему и внешнему перевоплощениям. В нем органически сочетались парадоксальная острота творческого мышления, богатство выразительных средств и простота исполнительского мастерства. Актеру были подвластны комедийность и драматизм, фарс и трагедия

Одна из последних работ Юрия Богатырева - костюмная лента «Дон Сезар де Базан», в которой также снялся великолепный актерский ансамбль - Михаил Боярский, Анна Самохина, Игорь Дмитриев, Михаил Светин

Трагедия жизни Без преувеличений можно сказать, что Богатырева любила вся страна. Тогда, в 80-е, трудно было представить, что жизнь известного человека может быть тяжелой и трагичной. Вспоминает Нелли Игнатьева: «Грустно, но у него было достаточно завистников. Ему безумно завидовали менее успешные коллеги. Завидовали и тому, что у него столько ролей, и тому, что он был один из самых богатых актеров того времени, - ведь Юра много снимался и имел деньги, завидовали тому, что не могли отдать ему долги. Завидовали его внешне железному здоровью. Завидовали даже тому, что одинок, а они связаны женами и детьми, которые постоянно что-то требуют. А Юра как бы никому ничего не должен»

С 1976 года Юрий Богатырев работал во МХАТе. То, с чем он там столкнулся – зависть, интриги, подлость и лицемерие - приводило его в ужас. Он даже иногда рыдал: «Я не могу, я не вынесу!». Среди мхатовцев пьянство считалось нормой. Доходило до того, что считалось, что не пить нельзя: «Кто не пьет - тот продаст». Юрий в таких количествах пить не мог, но… Пользуясь тем, что Юрий не мог отказать, спившиеся актеры по ночам приезжали к нему на квартиру. Такси и водку Богатыреву приходилось оплачивать из своих денег, которых ему и самому на жизнь не хватало

Личная жизнь Не лучше его дела обстояли и в личной жизни. Юрий так и не нашел свою настоящую любовь. Партнершами по экрану и театру он увлекался постоянно – пылко, страстно. Елена Соловей, Ольга Яковлева, Анастасия Вертинская, Светлана Крючкова… На каждой из них он хотел жениться. В мечтах. Но это были платонические чувства – светлые и чистые. Елена Соловей, живущая нынче в США, вспоминает о нем с нежностью: «Юрочка для меня всегда был большим ребенком, таким он и остался в моей памяти. Ласковым, незащищенным, бесконечно трогательным, добрым. Я всегда называла его «Юрочка». Он, как ребенок, легко обижался на ерунду. И как ребенок, быстро прощал обиду, никогда не помнил ее. Он был человеком, задержавшимся в детстве. Мне кажется, что у него не было внешней и внутренней защиты. И он всегда мечтал о несбыточном»

Со Светланой Крючковой Богатырев познакомился в 1977 году на съемках «Объяснения в любви». В кадре им предстояло есть огромную баранью ногу. И запивать ее самогоном. На самом деле в стаканы налили воду, разбавленную молоком. Богатырев в то время придерживался вегетарианской диеты. И он патетически вопрошал: «Что это вы, Света, едите? Кого вы едите?» И доказывал, что это безнравственно

Какие-то особо теплые чувства связывали его с Ией Саввиной. Они стали не просто коллегами, но друзьями, почти родственными душами – даже дни рождения у них совпадали. Правда, с разницей в десять лет – Саввина была старше. Они переписывались и старались этот день праздновать вместе. Именно гурманка Саввина отвадила Богатырева от вегетарианства. На съемках фильма «Открытая книга» Богатырев должен был обгладывать кость с кусками мяса. Он просил заменить это яблоком. Саввина возмутилась: я тебе покажу яблоко! ведь сразу видно – мясо ты ешь или яблочко! Юра сдался… Фиктивная жена? Юрий Богатырев все-таки женился. Все случилось неожиданно. Соседка Богатырева по общежитию, бывшая актриса Театра на Таганке Надежда Серая попала в сложный жизненный переплет. После скандального развода с мужем-режиссером Михаилом Али Хусейном по тогдашним законам ее должны были выселить не только из общежития, но и вообще из Москвы. Друзья-соседи стали думать, как помочь несчастной женщине с маленькой дочкой… В этот момент Надежда и познакомилась с Богатыревым. Постепенно их отношения переросли в любовь. Свадьбу они сыграли без излишнего шума, можно даже сказать тайно. Вспомиает Надежда Серая: «О нашем браке знали только соседи и мои родители. В то время мы не могли посвятить Варю и Юрину маму в наши отношения. Татьяна Васильевна тогда перенесла тяжелую операцию. И я подумала: нужна ли ей такая невестка – с ребенком на руках? Причем Юра хотел ей все открыть, но я настаивала на том, что не надо ничего рассказывать. Мы не съехались вместе тоже из-за Вари – жить втроем в крошечной комнате было бы невозможно. Все откладывали «на потом» – когда он заработает деньги на квартиру. Мы ждали, когда девочка подрастет и мы подготовим ее морально. И маму подготовим. Вот-вот… Поэтому мы с Юрой и не вели общего хозяйства, у нас была такая дружба-любовь»

Но жизнь врозь вскоре принесла свои плоды. Юрий стал отдаляться от Неадежды, и их отношения постепенно сошли на нет. Своей маме, Татьяне Васильевне, Брий Богатырев так и не рассказал о своей жене. И после его смерти Надежда не рискнула беспокоить старую женщину. Когда та увидела штамп в паспорте, Надежда сказала, что их брак был фиктивным. Так она и осталась в мнении окружающих фиктивной женой

Еще одна сторона жизни Еще об одной стороне личной жизни знаменитого актера говорить непросто. Уже в зрелом возрасте Юрий обнаружил в себе гомосексуальные наклонности. От этого он много страдал и не находил себе оправдания. Рассказывает Александр Адабашьян: «Говорить об этом трудно, это больное. Это связано, скажем так, с его нетрадиционной ориентацией. Свою "непохожесть" Юра переживал очень болезненно, в отличие от нынешних звезд, которые этим даже бравируют. Сейчас ведь даже люди нормальной ориентации с удовольствием прикидываются гомосексуалами - это модно. Престижно, практично - они ведь дружны между собой… А Юра это "открытие" в себе сделал очень поздно, врастал в это как-то очень болезненно… Он очень страдал по этому поводу, оттого что он не такой, как все… Пил, совершал в пьяном виде всякие глупости, от которых потом безумно страдал и которых стыдился… Это добавляло ему еще как бы дополнительный комплекс вины. Но, думаю, дал бы Бог ему здоровья побольше - кончились бы и его вегетарианство надуманное, и пьянка… Если бы он сжился наконец со своей, скажем, "странностью"…»

Трагическая развязка Жизнь замечательного актера Юрия Богатырева трагически оборвалась 2 февраля 1989 года. В последние годы в его жизни особенное место занимала переводчица и редактор Кларисса Столярова

Она вспоминает: «Мне позвонили ночью, я приехала на улицу Гиляровского, когда там еще находились врачи «скорой помощи», причем в смятении – ведь они ошиблись… Я была в шоке: «Что происходит? Почему мне не позвонили раньше?» Мне объяснили, что «друзья» решили, что лучше вызвать «скорую». Чем я могла бы помочь? Сейчас остается только предполагать. Прежде всего, я сразу бы позвонила его лечащему врачу Екатерине Дмитриевне Столбовой и проконсультировалась бы с ней. Я могла что-то посоветовать врачам – ведь кроме меня, никто не знал, какие препараты Юра принимал. По жуткому стечению обстоятельств, он пострадал потому, что транквилизаторы (укол врачей) наложились на тонизирующие лекарства, которые он выпил вечером. Плюс, конечно, алкоголь… Я знала, что он мечтал об Обломове, а сыграл Штольца. В те страшные дни моя дочь, художница по костюмам, сшила темно-бордовый «обломовский» халат, а затем в мастерских театра его быстро «подстарили». И мы положили его к Юре в гроб – прикрыли его ноги обломовским халатом, как символом его несбывшейся мечты, незавершенной жизни»

Юрий Георгиевич Богатырёв. Родился 2 марта 1947 года в Риге - умер 2 февраля 1989 года в Москве. Советский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1988).

Отец - Георгий Андрианович. Мать - Татьяна Васильевна.

Отец был военным моряком. В 1953 году его перевели служить в Москву, куда переехала и вся семья.

В 1963-1966 годах учился в Художественно-промышленном училище имени М. И. Калинина на коврово-ткацком отделении, которое не окончил.

Занимался во Всероссийской мастерской эстрадного искусства на отделении разговорного жанра.

В 1966-1971 годах студент Театрального училища имени Б. В. Щукина, курс Ю. В. Катина-Ярцева.

В 1971-1977 годах служил в МДТ «Современник», в 1977 году был приглашён в МХАТ и некоторое время служил в двух театрах. Одной из лучших его театральных ролей считается Клеант в спектакле «Тартюф» по пьесе Мольера.

Работы Юрия Богатырёва в театре:

Московский театр «Современник»:

1971 - «Свой остров» Р. Каугвера (постановка Г. Б. Волчек) - Янус;
1971 - «Тоот, другие и майор» И. Эркеня (постановка: А. А. Алова, В. Н. Наумова) - Священник;
1971 - «Валентин и Валентина» М. М. Рощина (постановка В. В. Фокина) - Карандашов;
1971 - «Большевики» М. Ф. Шатрова (постановка О. Н. Ефремова, Г. Б. Волчек) - Курский;
1972 - «Всегда в продаже» В. П. Аксёнова (постановка О. Н. Ефремова) - Треугольников;
1972 - «Вечно живые» В. С. Розова (постановка О. Н. Ефремова) - Марк Александрович;
1973 - «Как брат брату» Д. Рейб (постановка: А. Вайды) - Сержант;
1973 - «Белоснежка и семь гномов» Л. Е. Устинова, О. П. Табакова (постановка О. П. Табакова, Г. Б. Волчек) - гном Суббота;
1973 - «Погода на завтра» М. Ф. Шатрова (постановка Г. Б. Волчек, И. Л. Райхельгауза, В. В. Фокина) - Работник отдела кадров;
1974 - «Принцесса и дровосек» Г. Б. Волчек, М. И. Микаэлян (постановка: Г. Б. Волчек, О. И. Даля) - Водяной;
1974 - «С любимыми не расставайтесь» А. М. Володина (постановка: В. В. Фокина) - Алфёров;
1974 - «Балалайкин и К°» по роману М. Е. Салтыков-Щедрина «Современная идиллия» (постановка Г. А. Товстоногова) - Кшепшицюльский;
1974 - «Четыре капли» В. С. Розова (постановка В. В. Фокина) - Сёмин;
1975 - «Двенадцатая ночь» Шекспира (постановка П. Джеймса) - герцог Орсино;
1975 - «Эшелон» М. М. Рощина (постановка: Г. Б. Волчек, И. Л. Райхельгауза) - Автор, ведущий рассказ;
1976 - «Вишнёвый сад» (А. П. Чехова (постановка Г.Б. Волчек) - Ермолай Алексеевич Лопахин.

МХАТ (после раздела театра - МХТ имени А. П. Чехова):

1977 - «Мятеж» по роману Д. А. Фурманова (постановка: В. Н. Шиловского) - Дмитрий Андреевич Фурманов;
1978 - «Дни Турбиных» М. А. Булгаков (постановка: Л. В. Варпаховского) - Алексей Васильевич Турбин;
1978 - «Эльдорадо» А. А. Соколова (постановка О. Н. Ефремова) - Евгений;
1981 - «Возчик Геншель» Г. Гауптмана (постановка: В. П. Салюка) - Зибенгар;
1981 - «Путь» А. О. Ремеза (режиссёр В. Ю. Саркисов, постановка А. А. Васильева) - Илья Николаевич Ульянов;
1981 - «Тартюф» Мольера (постановка А. В. Эфроса) - Клеант;
1981 - «Так победим!» М. Ф. Шатрова (постановка О. Н. Ефремова, Р. А. Сироты) - член ЦК РКП(б);
1982 - «Живой труп» Л. Н. Толстого (постановка А. В. Эфроса) - Виктор Михайлович Каренин;
1983 - Старый Новый год М. М. Рощина (постановка О. Н. Ефремова) - Полуорлов;
1983 - «Чайка» А. П. Чехова (постановка О. Н. Ефремова) - Борис Алексеевич Тригорин;
1984 - «Попытка полёта» Й. Радичкова (постановка М. Киселова) - Учитель Киро;
1985 - «Юристы» Р. Хоххута (постановка Г. Флеккенштайна) - Хеммерлинг;
1986 - «Чокнутая» («Зинуля») А. И. Гельмана (режиссёр Н. Л. Скорик, постановка О. Н. Ефремова) - Фёдор Иванович;
1987 - «Перламутровая Зинаида» М. М. Рощина (постановка О. Н. Ефремова, Н. Л. Скорика) - Юрик (1987), Табак (1988).

Всесоюзная известность пришла к Юрию Богатырёву благодаря кино. Начал он сниматься в 1966 году.

Но первая действительно успешная роль, прославившая его, была в 1974-м, в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих» , в котором он сыграл Егора Шилова. Сам актёр называл режиссёра фильма своим «крёстным отцом» в кино, а для Михалкова Богатырёв стал своеобразным талисманом.

Никита Михалков впервые увидел Богатырёва в спектакле «Подросток» в Щукинском училище в роли Версилова и пригласил в свой дипломный фильм «Спокойный день в конце войны». А первый полнометражный фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих» принёс удачу обоим. Для фильма мягкому, доброму и немного неуклюжему Богатырёву пришлось специально похудеть, научиться держать по-мужски кулаки, впервые оседлать лошадь. Вместе с он совершил прыжок со скалы, и их чуть не унесло потоком горной воды.

Юрий Богатырёв в фильме "Свой среди чужих, чужой среди своих"

Юрию Богатырёву были подвластны перевоплощения в самых разных героев. В 1979 году вышел фильм Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни И. И. Обломова». Актёр видел себя и в роли Обломова, но сыграл, как сам признавался, полную свою противоположность – Штольца.

В 1978 году Юрий Богатырёв сыграл одну из лучших своих ролей в кино - Филиппка в картине Ильи Авербаха «Объяснение в любви». Запомнился и как Серж Войницев из «Неоконченной пьесы для механического пианино».

Юрий Богатырёв в фильме "Несколько дней из жизни И. И. Обломова"

Юрий Богатырёв в фильме "Мертвые души"

Юрий Богатырёв в фильме "Очи чёрные"

Юрий Богатырёв в фильме "Дон Сезар де Базан"

Всю жизнь Юрий Богатырёв увлекался живописью. В 1989 году должна была состояться первая персональная выставка его картин в Москве, но прошла она лишь после его смерти. Большая часть его живописи исчезла.

Друзья считали его бессеребреником и идеалистом. Деньги у него не задерживались. В последние годы актёр пристрастился к алкоголю, потерял форму, и его стали меньше приглашать в кино. Друзья объясняли это переживаниями актёра по поводу своей гомосексуальности.

У Юрия Богатырёва развилась депрессия, он начал принимать антидепрессанты.

В роковой для него день Юрий Георгиевич получил большой гонорар за фильм «Очи черные» и устроил вечеринку. Внезапно почувствовал себя плохо. По словам медиков, роковую роль сыграло сочетание шампанского и антидепрессантов.

Вечером 1 февраля 1989 года актёр принял перед сном лекарство, а ночью у него случился сердечный приступ. Была вызвана бригада «скорой помощи». Богатырёву был введён клофелин, несовместимый с принятыми накануне антидепрессантами. Это вызвало шок и мгновенную остановку сердца.

Юрий Богатырёв скоропостижно скончался на другой день, 2 февраля 1989 года, не дожив месяца до своего 42-летия.

Рост Юрия Богатырёва: 187 сантиметров.

Личная жизнь Юрия Богатырёва:

Актер Юрий Богатырев был нетрадиционной сексуальной ориентации, из-за чего очень страдал.

Уже в детстве он был не такой, как все мальчики, выделяясь грациозностью, изяществом и некоторой изнеженностью. Ему не нравились грубые мужские игры и драки. Зато он с удовольствием играл с девочками в куклы, шил их из старых лоскутков, придумывал им имена и наряды.

Его мама Татьяна Васильевна рассказывала, что сын любил наряжаться в ее платья, надевал шляпки и вуали, примерял бусы и кольца. Родители не придавали большого значения не мальчишескому поведению ребенка. Списывали странности на тонкость натуры, мягкость характера.

Но были у него и романы с девушками. Так, он был влюблен в Нелли Якубову, с которой они вместе занимались в кукольном театре-студии «Глобус».

"Благодаря своей одаренности Юра всегда оказывался в центре внимания – импровизировал на фортепиано, великолепно танцевал, хорошо пел", – рассказывала Нелли.

В Щукинском училище он также активно ухаживал за девушками. Его маме очень нравилась его однокурсница . Она ему говорила, что лучшей невестки не найти, но Юрий отшучивался.

От материнского внимательного глаза не ускользнуло, что настоящая влюбленность его не посещала никогда.

Своими душевными страданиями делился он и с Натальей Гундаревой. Та его пыталась утешить: "Успокойся, да, ты не такой, как все, но это твоя индивидуальная особенность. Ты разве кому-то хуже делаешь? Ты кого-то заставляешь страдать? Кому это мешает? Это твое – и все".

Какое-то время он жил с администратором МХАТа Василием Росляковым . Они и не скрывали от общих знакомых, что их связывают трогательные отношения. Потом у него появился бармен Саша Ефимов.

Однако был в его жизни и брак - официальной супругой стала актриса Надежда Серая , соседка по коммуналке. Она попала в сложную жизненную передрягу: после развода с мужем-режиссером ей грозило выселение из Москвы, срочно требовался штамп в паспорте о браке. Богатырев согласился помочь.

Фильмография Юрия Богатырёва:

1966 - Такой большой мальчик - эпизод
1970 - Спокойный день в конце войны - немецкий солдат
1972 - На дне - полицейский пристав
1974 - Свой среди чужих, чужой среди своих - Егор Петрович Шилов
1974 - Таня - Андрей Тарасович
1975 - Раба любви - Владимир Максаков
1975 - Там, за горизонтом - Дмитрий Жерехов
1976 - Два капитана - Михаил Васильевич Ромашов
1976 - Когда-то в Калифорнии - Твинг
1976 - Мартин Иден (телеспектакль) - Мартин Иден
1977 - Неоконченная пьеса для механического пианино - Сергей Павлович Войницев (Серж)
1977 - Объяснение в любви - Филиппок
1977 - Нос - Николай I
1977-1979 - Открытая книга - Андрей Дмитриевич Львов
1979 - Несколько дней из жизни И. И. Обломова - Андрей Иванович Штольц
1979 - Последняя охота - Сергей
1979 - Отпуск в сентябре - Анатолий Саяпин
1980 - Мой папа - идеалист - Борис Петров
1980 - Мятеж - Дмитрий Фурманов
1980 - Глубокие родственники - Юрик
1980 - Странный отпуск
1980 - Восьмой день творения
1981 - Две строчки мелким шрифтом - Тишков
1981 - Родня - Станислав Павлович
1981 - Телеспектакль из серии «Этот фантастический мир». Выпуск 5 - Томас Вулф
1981 - Телеспектакль из серии «Этот фантастический мир». Выпуск 6 - Никитин
1981 - Театр по Салтыкову-Щедрину
1981 - Великие имена России. Станиславский - рассказчик-комментатор
1981 - И с вами снова я - царь Николай I
1982 - Время для размышлений - Андрей
1982 - Старинный детектив - друг Дюпена, Семсон
1982 - Возчик Геншель - Зибенгар
1982 - В. И. Ленин. Страницы жизни - Илья Николаевич Ульянов, отец Ленина
1982 - Нежданно-негаданно - Илья Петрович, нотариус
1982 - Полёты во сне и наяву - озвучил роль скульптора
1983 - Карантин - дедушка
1983 - Уникум - Павел Егорович Перебереев
1983 - Кое-что из губернской жизни - Ломов, Шипучин, Ять, любовник Ниночки
1983 - Человек из страны Грин - Урбан Футроз
1984 - Мёртвые души - барин Манилов
1984 - Телеспектакль из серии «Этот фантастический мир». Выпуск 10 - полковник Ролинг
1984 - Чужая жена и муж под кроватью - Бобыницын
1984 - Злой мальчик
1985 - Повесть о первой любви (в к/ж «Ералаш» № 50) - писатель Михал Михалыч
1987 - Очи чёрные - предводитель дворянства
1987 - По привычке (в к/ж «Фитиль» № 301)
1987 - Первая встреча, последняя встреча - майор Гей
1987 - Кувырок через голову - Стурис
1987 - Телеспектакль из серии «Этот фантастический мир». Выпуск 12 - прокурор
1987 - Доченька - Ипатов
1988 - Презумпция невиновности - Григорий Степанович Козинец
1988 - Полёт птицы - Разлогов
1989 - Дон Сезар де Базан - Карл II (король Испании)


Родился 2 марта 1947 года в местечке Болдерая под Ригой.
Затем семья Юры перебралась в Ленинград.
Отец - Георгий Андрианович Богатырёв, офицер ВМФ. В 1953 году его, как одного из лучших офицеров, перевели в Москву, в распоряжение штаба МВФ.

В детстве любимым занятием будущего актёра был кукольный театр, другим увлечением - рисование.
В 1964 году, закончив восемь классов, поступил в Художественно-промышленное училище имени М.И. Калинина, чтобы стать художником по коврам.
В 1965 году стал участником детского кукольного театра «Глобус», юные актёры посещали театры, кино, музеи, вечера в Доме актёра,выступали в Домах культуры.


В 1967 году поступил в Московское Театральное училище имени Б.В. Щукина, на курс Юрия Васильевича Катина-Ярцева.
В 1971 году, после окончания Щукинского училища, был принят в труппу театра «Современник», где долго не получал серьёзных ролей. Со временем стал много играть, лучшими ролями стали герцог Орсино в «Двенадцатой ночи» по Шекспиру и Марк в пьесе Виктора Розова «Вечно живые».


В ноябре 1974 года на экраны страны вышел фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих», в котором актёр сыграл Егора Шилова - человека, несправедливо заподозренного в предательстве и доказывающего свою невиновность. Съёмки проходили в Чечне, в горных и предгорных станицах и аулах. Местные жители, знавшие толк в лошадях и джигитовке, не раз восхищались тем, как актёр ездил верхом. В седле он держался так, как будто занимался верховой ездой всю жизнь, и с лошадью управлялся как опытный наездник.
В 1977 году Олег Ефремов пригласил Юрия Богатырёва во МХАТ. Некоторое время актёр играл в двух театрах.
В 1980 году снялся в картине «Родня», ещё одном фильме Никиты Михалкова. Сыграл роль Стасика - мешковатого растяпы, которого обманывает жена, бьёт тёща, не ставит ни в грош дочь. Но Михалков хотел, чтобы этот персонаж не был столь однозначным, чтобы это был трогательный человек, который никому не приносит зла, большой ребёнок. Богатырёв сыграл его великолепно, этот образ был внутренне ему очень близок.


Заслуженный артист РСФСР (1981).
Народный артист РСФСР (март 1988 года).
После присвоения звания Богатырёв наконец-то получил свою первую однокомнатную квартиру на улице Гиляровского в Москве. Однако прожил он в ней совсем недолго.


Жизнь Юрия Богатырёва трагически оборвалась 2 февраля 1989 года. В последние годы в его жизни особенное место занимала переводчица и редактор Кларисса Столярова, с которой они встречали Новый 1989 год, последний в жизни актёра.


Юрий Богатырёв много рисовал, писал портреты друзей, композиции на темы любимых фильмов или пьес.
В конце января он готовил первую в своей жизни персональную выставку живописи в филиале Бахрушинского музея на Тверском бульваре - отобрал работы, придумал название. Она должна была открыться в Москве 6 февраля 1989 года. Но судьба распорядилась иначе. Присутствовать на её открытии ему не довелось. В этот день состоялись его похороны.


Накануне гибели актёр получил гонорар от итальянского продюсера за фильм "Очи чёрные" и вечером 1 февраля 1989 года он собрал по этому поводу компанию в своей квартире по улице Гиляровского. Ближе к полуночи Богатырёву стало плохо с сердцем. После очередного сердечного приступа ему вызвали «скорую помощь», и фельдшер, пытаясь его спасти, ввёл ему в сердце препарат не совместимый с алкоголем. Смерть актёра наступила мгновенно.


Так, в ночь с 1 на 2 февраля 1989 года не дожив месяца до собственного сорокадвухлетия в своей крохотной московской квартире ушёл из жизни Юрий Георгиевич Богатырёв.


Похоронен актёр на Писательской аллее Ваганьковского кладбища Москвы (участок № 24).
Богатырёв всю жизнь мечтал об Обломове, а сыграл Штольца. Накануне похорон Юрия, его друзья сшили тёмно-бордовый «обломовский» халат, а затем в мастерских театра его быстро «подстарили». И положили его к актёру в гроб - прикрыли его ноги обломовским халатом, как символом его несбывшейся мечты, незавершённой жизни.


Открылась выставка уже без Юрия. В том же 1989 году, в Ленинграде. А теперь её можно увидеть в Самаре.
Так или иначе, выставка его картин стала посмертной, а роли, написанные специально для Богатырёва, воплотили на экране другие. Например, ему предназначалась роль генерала Радлова в "Сибирском цирюльнике", замысел которого возник у Никиты Михалкова ещё в восьмидесятые.

Из тайника в его квартире бесследно исчезло несколько тысяч долларов - тот самый гонорар. Не менее загадочная участь постигла и богатырёвские картины: из сотен рисунков всего восемь работ хранится в Музее Бахрушина, несколько осело у близких друзей, местонахождение остальных до сих пор неизвестно.

Актёрские байки

ЛУНАТИК

По ночам пятилетний Юра регулярно вставал во сне и ходил по квартире, нарядившись в шелковый халат с черными страусами на голубом фоне (картину завершала мамина шляпа с пером, вуалькой и мушками)... Потом все аккуратно снимал и как ни в чем не бывало ложился спать дальше.
- Ведь как аккуратно вешал халат на место! - поражалась мама Юрия Богатырева Татьяна Васильевна. - Кочерга стояла рядом с халатом и не падала! Мы в таких случаях его никогда не будили и только... Потом только спросим: "Ты помнишь?" - "Нет".
C годами этот лунатизм как-то сам собой прошел...

КРЫЛАТОЕ ВЫРАЖЕНИЕ

Однажды Юрий Богатырев гостил у своих знакомых на даче под Одессой. Как-то он решил помочь хозяевам починить забор. Только он начал прибивать доску, как из-за забора высунулась соседка Фаня Наумовна и нежно, потому что она очень уважала Богатырева, сказала ему:
- Юрочка, перестань стучать, сволочь! У меня же ребенок спит!
Богатыреву это ужасно понравилось. И в Москве, когда ему надо было ночью утихомирить соседей, он высовывался в коридор и стыдил:
- Перестаньте кричать, сволочи! Я же сплю!


ПРЫЖОК

Когда снимался фильм Никиты Михалкова "Свой среди чужих, чужой среди своих" Юрию Богатыреву предложили спрыгнуть в реку с девятнадцатиметровой высоты, и он согласился. Вначале глубину реки тщательно обмеряли камнем с веревкой, и получилось очень глубоко. Когда же Юрий прыгнул, то оказалось, что камень сносило течением, а глубина была всего-то метра полтора... С такой высоты прыгать было катастрофой. К счастью, все обошлось.

ШАРЖ

Когда Юрий Богатырев работал в тетре "Современник", они вместе с Валентином Гафтом выпускали стенгазету. Гафт был литературным редактором, а Богатырев художественным. И вот однажды Юрий сделал газету один.
Гафт пришел, увидел новый номер, обрадовался. Стал его изучать, посмеялся над своими эпиграммами и тут наверху увиде... себя. Валентин Иосифович сразу помрачнел и сказал: "Ну, ладно. По-моему, уже все всё прочитали, пора снимать". Видимо шарж не понравился.

ПОРТРЕТ

Как-то сидя у актера Сергея Никоненко дома, Юрий Богатырев написал его портрет. Посмотрев его, озадаченный Никоненко сказал:
- Юра! Чего-то не очень похож-то!
На что тот ответил:
- Ты знаешь, наверное, потом будет похож.


СОПЛЯ

Однажды Юрий Богатырев был с друзьями в гостях у Райкиных. Кроме них там были Аркадий Исаакович, какой-то почитатель его таланта - рабочий завода, жена Райкина Руфь Марковна, работник нашего посольства в Японии. Все сидели в гостиной, а потом Аркадий Исаакович пригласил всех за стол.
Надо сказать, что друзья Богатырева были артистами цирка и только что вернулись из гастрольной поездки по Бельгии. Там они в магазине для розыгрышей купили всяких безделушек, в том числе и искусственную соплю, которая вставлялась в нос... И вот друзья договорились... Все сели за стол, Юра Богатырев задержался в другой комнате. А тогда у него была богатая борода и усы. И вот он появляется, прерывает разговор, встает в красивую театральную позу, скрещивает руки и говорит:
- Аркадий Исакович! Вот вы знаете, когда я последний раз посетил Париж...
Все в недоумении. Во-первых, он прервал разговор. Во-вторых, все знают, что в Париже он никогда не был! А он продолжает:
- В Париже я гулял долго по городу. Я был в Лувре, наконец-то увидел Джоконду...
Юра говорит, говорит, говорит... потом делает так: "Ап-чхи!" - и вставляет это себе в нос.
И продолжает говорить как ни в чем не бывало. И надо было видеть этих двух актеров... Как Аркадий Исаакович пытался показать Юре, что у него из носа торчит на усах! Как тот делал вид, что ничего не понимает, и чесал дальше про Лувр, про Париж и так далее...

По книге Натальи Бобровой "Юрий Богатырев не такой, как все"

Юрий Богатырев: биография, личная жизнь, нетрадиционная – обо всем об этом мы поговорим в своей статье. Жизнь этого выдающегося человека была слишком короткой для актера. В его возрасте многие выходят только на пик своей карьеры. Сам артист сделал огромный вклад в советский кинематограф и развитие творчества в СССР.

Многих читателей интересует нетрадиционная личная жизнь Юрия Богатырева, которая была тесно связана с его биографией, это все оказало большое влияние на него. Сам актер был скрытным и стеснялся своей ориентации.

Нетрадиционная личная жизнь сегодня никому не мешает, но для биографии Юрия Богатырева это был совершенно серьезный удар. Он не понимал, что ему делать со своими чувствами.

Сам артист жил с мужчинами и знакомыми по творческой деятельности не скрывая этого. Был женат, но брак не носил официального характера, а только должен был принести выгоду.

В настоящее время Юрий Богатырев является частью истории советского кинематографа, который приложил огромное количество усилий для достижения своей цели. Его природный талант был по достоинству оценен многими критиками. Съемки и работа с известными актерами того времени открыли для него самые хорошие перспективы и даже его нетрадиционная ориентация не мешала работать в Советском Союзе. Конечно же, смерть от алкоголизма не является самым приятным исходом, но все же Богатырев оставил необычайно большой вклад.

Юрий Богатырев – известный актер

Современники вспоминают актера с огромной любовью. Они знали, насколько он любил свою работу, может быть если бы не отсутствие на то время ролей, он бы не начал пить. Большая часть его биографии полна интересными историями, которые стали для него важными факторами в становлении личности.

Биография

В 1947 году в городе Рига появился на свет Юрий Богатырев. Отец артиста был военнослужащим, они постоянно переезжали. Уже через несколько лет они переезжают в столицу Советского Союза, Москву. Отсюда и начинается его становление в карьере. Начиная со школьных годов, он занимается творческой деятельностью, выступает на различных мероприятиях и принимает активное участие во всех постановках в школе.

Все это давало ему некоторое удовлетворение. Уже с детства было понятно, что у него имеются некоторые отличительные черты, то есть не как у всех мальчиков. Он был слишком мягким, женственным, но в тоже время общительным. Конечно же, это создавало некоторые сложности.

На протяжении 8 классов его талант в отрасли изобразительного искусства был замечен его учителям. После того как мальчик повзрослел, ему предложили стать художником. Именно это направление было ему по душе. В 1964 году поступил в художественное училище. Его специальность – художник по ковровым изделиям. Это давало ему определённые преимущества перед другими талантами.

Он не переставал заниматься актерской деятельностью. На протяжении всего обучения он посещал творческие кружки, участвовал в театральных постановках. Так небольшое хобби переросло в карьеру и настоящую профессию. Нетрадиционная ориентация Юрия Богатырева, не мешала ему работать в театре, и ни в коем случае никто не упрекал за его личную жизнь. Для режиссёров было самое главное сыграть роль, все остальное второстепенное. Столь короткий период времени для жизни был дан Юрию и он смог доказать, что можно сделать все для кино, и при этом остаться ни на кого не похожим.

В 1965 году актер начинает активно заниматься развитием театра «Глобус». Вместе со своей труппой он ставит кукольные постановки. Постоянные поездки по различным местам, открывали для него совершенно новые ниши этого искусства.

Он знакомился с новыми людьми. В результате Юрий решается бросить учебу в художественном училище и поступает в театральный институт. Данное решение ему далось очень легко, так как он решил посвятить свою жизнь именно этому. Театральная труппа ездила по многим городам и поселениям. Постановки собирали необычайно большое количество зрителей.

Талантливый молодой человек понимал, какую радость он приносит зрителям и хотел продолжать развиваться в этом плане. В будущем он думал, что его фильмы будут смотреть миллионы человек по всему миру и именно так и случилось.

Поступление в Щукинское училище стало для него хорошим этапом, он обучался с самыми знаменитыми актерами. На курсе он считался самым лучшим, поэтому всегда его ставили в пример. Столь важное значение он уделял учебе, что иногда его было очень сложно переубедить. К нему постоянно приходили предложения о том, чтобы сняться в театральных постановках или творческих мероприятиях, от которых он ни в коем случае не отказывался. Его сокурсниками были Варлей и Райкин, что уже говорит о его подготовке.

Обучение прошло с успехом. Он всегда был тем человеком, на которого все ровнялись. Участие в театральных постановках во время обучения проходили с невероятным аншлагом. Можно сказать, что именно его природный талант, некоторая часть характера открывали перед зрителем совершенно другого человека. Уже тогда многие преподаватели пророчили ему большое будущее. Закончив театральное училище, он занялся активной творческой деятельностью.

Первые роли были эпизодическими, то есть не первого плана, но все-таки Юрий Богатырев пытался и добивался своей цели. Человек такого профиля с огромным талантом смог найти дорогу и проложить карьеру. Сегодня о нем вспоминают только добрым словом. Райкин всегда считал Богатырева талантом, который просто невозможно превзойти. Таки люди рождаются очень редко и они действительно достойны, чтобы выступать на сцене.

Карьера

Выступление в театре «Современник» стало для него некоторым этапом в жизни, который нужно было переждать. Первое время он не мог получить достойной роли, так как все места были заняты, поэтому участвовал только в эпизодах. Но в последствие карьера стала развиваться.

Ему начали предлагать более важные роли. Такие спектакли и постановки как «Двенадцатая ночь» открыли для зрителей совершенно новые возможности о его таланте. Он продолжал далее участвовать в жизни театра «Современник» но всему этому пришел конец, когда в 1977 переходит в МХАТ, куда его долгое время приглашали. Основным человеком, который повлиял на него, стал .

Богатырев участвовал в спектакле «Двенадцатая ночь»

Роль Егора Шилова стала для него самым важным этапом в его кинематографической карьере. Он уделял особенное внимание постановке и сделал такой рывок в своем актерском таланте, что многие стали называть его одним из самых выдающихся актеров Советского Союза. На самом деле в кино он начал сниматься задолго до этого, и его фильмами были «Чайка», «На дне» и так далее. Талант был настолько сильным, что его приглашали практически все режиссеры, работающие по всему Союзу.

Актер снимался в фильме «Чайка»

Карьера на телевидение развилась таким быстрым образом, что ему иногда приходилось отвергать предложения от известных киностудий. Работа на то время с самыми известными личностями приносила ему необычайно большое удовольствие.

Съемки в самых важных картинах того времени приносили немалый доход, но в последствии начало сокращаться количество предложений.

Большое количество новых актеров, создали некоторое воздействие на самого Юрия Богатырева. По его словам некоторые начали его даже притеснять из-за ориентации. В общем, предложений сняться в фильмах, было мало, и он начал выпивать.

На сегодняшний день никого не удивишь нетрадиционной личной жизнью Юрия Богатырева и его биографией, но на то время это было чуждо советскому народу. Его воспринимали хорошо только в коллективе, так как многое понимали, что это только природное влечение. Многие фанаты и зрители презирали его за это. В последнее время открывается большое количество фактором из его жизни, о которых до этого никто не знал.

Личная жизнь

На сегодняшний день артист Юрий Богатырев оставил большой вклад в искусство, но нетрадиционная личная жизнь и короткая биография также не остаются без внимания. Многие фанаты его упрекали в этом, но нужно понимать, что человек не мог совладать со своими природными увлечениями. Может быть, именно притеснение его личности стало причиной пьянок и смерти в столь молодом возрасте.

В его жизни все-таки был один брак и штамп в паспорте. Для того чтобы помешать выселению из страны, он помог своей соседке, с которой расписался, но никаких сексуальных и личных связей у них не было. В общем, он всегда любил только представителей мужского пола. Рассматривая нетрадиционную ориентацию Юрия Богатырева, можно сказать, что его биография и личная жизнь не интересовали никого среди артистов. Многие его знакомые вообще об этом даже и не думали. Он запомнился всем добрым, отзывчивым человеком.

Личная жизнь и нетрадиционная ориентация Юрия Богатырева оставила неизгладимый отпечаток в его биографии. Снимаясь в фильмах о его личных и сексуальных увлечениях, знали практически все коллеги по цеху. Некоторые его презирали, другие, наоборот, поддерживали. Его связи были практически на виду, он никогда не скрывал всего этого. Но конец своей жизни провёл очень печально. После того как начался спад в карьере, его поглотил алкоголь. Несмотря на свой молодой возраст – 40 лет, он уже мог целыми сутками пить не работая. В результате это и привело к трагическим последствиям.

После очередной съемки он получил гонорар и созвал всех своих знакомых. Была вечеринка, после которой ему стало плохо и он уснул, после проснувшись, выпил антидепрессанты, которые несовместимы с алкоголем, начались сердечные боли. По приезду врачей, он уже находился в тяжелом состоянии. Они не знали, что Юрий принимал какие-то таблетки, и ввели ему дополнительный препарат, который и привел к летальному исходу. Вот таким печальным образом закончилась жизнь таланта, которому аплодировали миллионы.

Вышла книга воспоминаний о знаменитом артисте

В издательстве "Центрполиграф" вышла книга журналистки Натальи БОБРОВОЙ "Юрий Богатырев: не такой, как все". Друзья, возлюбленные, подруги, жена, мать и врачи артиста откровенно рассказывают о его жизни и смерти, проблемах со здоровьем, алкоголем, противоречивых отношениях с женщинами. О том, как машина МХАТа каждый вечер отвозила артиста на подмостки, а потом снова возвращала под надзор врачей. Близкие запомнили Юрия БОГАТЫРЕВА как щедрого и отзывчивого друга, "человека без кожи", талантливого актера и художника.

С любезного разрешения издательства мы публикуем сегодня отрывки из книги.

ЛЮБОВЬ И НЕНАВИСТЬ ВО МХАТе %фото.право%

Богатырева любили и ненавидели. Любили за щедрость, открытость, удачливость. И за них же ненавидели.

Вспоминает Наталья Варлей : "В Юру, по-моему, были влюблены все. А у него самого были исключительно платонические увлечения. Все знали, что он влюблен в Олю Яковлеву . Этакий "рыцарь под балконом". Он ходил на все ее спектакли - настолько был потрясен ее игрой. Это была не столько влюбленность мужчины в женщину - Яковлева была для него таким театральным божеством."

Вспоминает Нелли Игнатьева : "Грустно, но у него было достаточно завистников. Ему безумно завидовали менее успешные коллеги. Завидовали и тому, что у него столько ролей, и тому, что он был один из самых богатых актеров того времени, - ведь Юра много снимался и имел деньги, завидовали тому, что не могли отдать ему долги. Завидовали его внешне железному здоровью. Завидовали даже тому, что одинок, а они связаны женами и детьми, которые постоянно что-то требуют. А Юра как бы никому ничего не должен. …От того, с чем Юра столкнулся во МХАТе, он первое время просто приходил в ужас. Он даже иногда рыдал: "Я не могу, я не вынесу!". Он не мог выносить алкоголь в таком количестве. Ведь среди мхатовцев, увы, пьянство доходило до того, что считалось, что не пить нельзя: "Кто не пьет - тот продаст". Напомню, что тогда водку ночью продавали по бешеным ценам. И вот эти спившиеся актеры, у которых не было денег (у Юры они были, ему особо не на что было тратить их - только, пожалуй, на такси и немного на одежду), ночами ловили таксистов с водкой, на этом же такси приезжали к Юре с бутылкой, и Юра шел расплачиваться и за такси, и за водку! И потом вместе с ним начинали пить… Он приходил ко мне и плакал, рассказывая это. Он робел сказать: "Нет! Не хочу!" %фото.лево%

ЧУЖИЕ НЕВЕСТЫ

Ему везло на партнерш - талантливых, стильных, умных, красивых. Он обожал Елену Соловей, Светлану Крючкову, Екатерину Райкину…. И завидовал "по-белому" тогдашнему супругу Анастасии Вертинской Никите Михалкову. К тому же, он очень любил их сына Степу. - Я мечтал бы иметь такого сына, - как-то признался матери. Однажды Михалков даже пошутил: - Юра, женись на моей Насте. Ты ведь так Степку любишь. Но у Богатырева уже прошел запал: предмет его обожания завязал роман с Олегом Ефремовым. И он ответил другу: - А ты сам почему больше не живешь с ней? Ну и мне не надо, я ее понял! …Отвергнутый артист все-таки переживал. Иногда в компании, выпивая, заводился: - Нет, все-таки она красивая баба. Вот в "Тартюфе" я с ней играю - хороша! И пытал очередного гостя: - Ты не женат? Хочешь я тебя на Вертинской женю? …А маме больше всех нравилась его однокурсница Наталья Гундарева. Она советовала: - Юра! Женись на Наташе! Мне так она нравится! А он всерьез отвечал: - Опоздал. Уже вышла замуж. А потом… Характер крутой: как что не по ней - так и вышибет из квартиры. %фото.право%

Еще в Щукинском училище Богатырев познакомился с Надей Целиковской - младшей сводной сестрой знаменитой актрисы, будущим искусствоведом. Они стали встречаться. Тогда он впервые всерьез задумался о возможной совместной жизни с женщиной. - Но Надя поставила Юре свои условия - бросить сниматься, - говорит Татьяна Васильевна Богатырева, мать артиста. Такой жесткий ультиматум ему не подошел. Но их отношения развивались несмотря ни на что. Надя стала писать о Богатыреве, изучать его творчество. Он же всегда говорил друзьям, что она его жена. Никто, правда, не видел штампа у него в паспорте.

ЗАКОННАЯ ЖЕНА

Штамп в паспорте у Богатырева все-таки появился: он вступил в брак с соседкой по общежитию "Современника" Надеждой Серой. Все эти годы законная жена Юрия Богатырева упорно молчала. Но, видимо, время пришло, и она рассказала о совместной жизни с артистом:

"Мы с Юрой жили через стенку. У него была огромная комната, метров двадцать пять, без балкона, с окнами во двор. А подружились мы с Юрой очень просто. Однажды то ли на Первое, то ли на Девятое мая все обитатели коммуналки, естественно, сидели по комнатам и отмечали праздник. Я же старалась никого не отягощать своим присутствием. Вари (дочери Надежды от первого брака. - Прим. ред .) там еще не было - она жила у моих родителей в Минеральных Водах. И вот я вышла в коридор по каким-то своим делам - сигаретку ли стрельнуть, к телефону ли. И вдруг смотрю - стоит Юра Богатырев и плачет. Уткнулся в стенку и плачет. Мне стало так страшно! У человека, должно быть, горе! Я решила - подойду и спрошу. Скажет: "Надя, не ваше дело", - я спокойно повернусь и уйду. А вдруг ему нужна помощь?

Юра, ради бога, извините, - я ни разу к вам ни с чем не обращалась за эти несколько месяцев. Но сейчас увидела, что вы плачете. И я подумала: а вдруг вам нужна какая-то помощь? И вот выяснилось, что Юра плакал в коридоре, потому что он проводил племянника - закрыл за ним дверь и заплакал. Ему стало жалко мальчика, который учился на моряка, служил уже на Севере и ему было там тяжело. Потом, уже позже, я узнала, что действительно такая черта в характере у Юры была: когда он выпьет, на него нахлынут воспоминания... иногда это кончалось слезами. С этих пор мы как бы подружились. %фото.лево%

Мы провели с Юрой много дней и ночей за беседами-разговорами. Все эти ночные бдения, слезы, переживания - все это привело нас к близости. И в прямом, и в переносном смысле. Наши отношения зашли далеко и прямо в постель. Как у классика говорится: она его за муки полюбила, а он ее за состраданье к ним. Вообще-то я на это не надеялась - никогда и речи не было, что у нас возможен роман. Хотя какие-то разговоры были - но, скорее, шутливые… Юра даже намекал: "Надо бы, чтоб ты мальчика родила…" Однажды ко мне приехала подруга Надя из Минеральных Вод, очень красивая женщина. Часов в десять вечера я зашла в ванную - мы уже собирались ложиться спать. А Юрина комната - рядом. Выхожу из ванной, а в это время мимо проходят Юра с Севой Шиловским и с Васей Росляковым . Василий схватил меня крепко под мышку и говорит: - Серая отрава, пошли пить водку! - Не могу - у меня подруга приехала. - Сейчас и подругу принесем. - Ну, давайте посидим, выпьем. Сидим, разговариваем, выпиваем. И вдруг за столом Юра говорит: - Надя! Я прошу тебя стать моей женой! Причем это прозвучало как-то не очень официально. Было, скорее, похоже на шутку. Я отвечаю: - Да? Ну ладно, я подумаю! На что Сева Шиловский сказал: - Это надо же! Посмотрите на нее! Тут толпы баб за Юрой бегают, которые мечтают замуж! Он ей делает предложение, а она, видите ли, еще и подумает! Я говорю: - Ну ладно, в таком случае я согласна.

Мы ничего не афишировали - даже нашу свадьбу. Расписывались в загсе на Плющихе - приехали туда на такси. Гуляли в общежитии. Сами готовили стол. Собралось человек восемь-десять. Мы никого не ставили в известность. Поэтому многие потом считали, что Юра не был женат. %фото.право%

Но на своих выступлениях Юра очень часто говорил, что он женат. Правда, не уточнял, что у него жена - актриса. Он называл меня то учительницей, то инженером, то еще как-то. Мои мама и папа, конечно, все знали. Но ни Татьяна Васильевна, ни Варя тогда не должны были знать. При живом папе я не могла объяснить девятилетней девочке, что у меня появился другой муж - она и так ужасно страдала при том, что Юра обожал Варю. Татьяна Васильевна тогда перенесла тяжелую операцию. И я подумала: нужна ли ей такая невестка - с ребенком на руках? Причем Юра хотел ей все открыть, но я настаивала на том, что не надо ничего афишировать. О нас знали лишь несколько человек. У нас с Юрой никогда не было общего хозяйства, у нас была такая дружба-любовь. Я понимаю: в том, что меня считали "фиктивной женой", во многом я сама виновата. После смерти Юры, на второй день, я приехала на улицу Гиляровского. И увидела его маму в обмороке - оказывается, у ее сына есть жена! Кто такая? Она ведь ничего не знала! Да мы с Юрой уже не жили - много лет прошло! Ну не сказал он ей об этом, пожалел - мама тогда была больна. Так получилось. И когда Юру похоронили, все его друзья - и Вася Росляков, и Зина Попова - стали настаивать: надо открыть правду. А Татьяна Васильевна говорит: "Никакая ты не жена!" Я подтвердила: "Да, я "фиктивная жена!" Потому что ради Юры не хотела больную женщину еще больше расстраивать. Я поехала. Подписала все документы, отказалась от всех прав на имущество, квартиру. Попросила только на память недописанную Юрой картиночку астрологического Змея. И мне ее дали".

Ангел-хранитель

В конце 80-х годов Юрий Богатырев встретил журналистку и переводчицу Клариссу Столярову, своего ангела-хранителя.

"Некоторые пагубные наклонности Юры, которые иногда проявлялись публично, - вспоминает Кларисса , - привели к тому, что как-то он пришел на спектакль в очень плохом состоянии. И мне стоило большого труда привести его в форму - помогли компрессы, душ… И он вышел играть. Первый раз нам удалось привести его в чувство. Но в следующий раз мы уже не сумели ничего исправить. Он просто не мог выйти на сцену. У нас за кулисами началась паника. Артисты стали в замешательстве предлагать разные варианты. Даже ко мне обратились. Спектакль пришлось отменить. Скандал был серьезный - зрители очень возмущались по поводу отмены. У Богатырева могли быть крупные неприятности. Я поняла, что это дело надо срочно замять. На следующий день я уложила его в больницу. А когда в МХАТе появились журналисты и пристали к директору-распорядителю Леониду Иосифовичу Эрману с вопросом, что происходит в главном театре страны, тот отослал их всех ко мне: "Вы там сами разбирайтесь со своим Богатыревым". Я объяснила репортерам, что артист внезапно заболел. На Новый, 1989-й, год Юра выписался из больницы. И вот он спрашивает: - Ты где хочешь встречать Новый год - у меня или у тебя? - Юра, мне очень трудно куда-то ехать. Давай лучше у меня… … Этот Новый год стал рубежом в наших отношениях. Если раньше я могла сказать, что наши отношения чисто дружеские, ничего больше, то в эту ночь произошли серьезные изменения… Если раньше Юра мог меня поцеловать чисто дружески, то сейчас меня уже целовал не друг, а мужчина, который не только дружеские чувства ко мне питал. И Юра начал вести разговоры о том, что нам придумать, чтобы быть рядом. В январе 1989 года в Москве проходил фестиваль немецких театров. … Я была чрезвычайно занята, работала на нем и днем и вечером. И получилось так, что мы с Юрой почти не виделись. Он на это время остался один… И опять почувствовал себя очень одиноким. … Я переводила до поздней ночи, по четырнадцать - восемнадцать часов в сутки… И, конечно, мне было недосуг. Один раз он меня застал по телефону дома: - Как здоровье? - Ничего, спасибо… Фестиваль продолжался целый месяц. И вот наступил этот страшный день - 2 февраля. Мне позвонили ночью - я приехала на улицу Гиляровского, когда там еще были врачи "Скорой помощи"… Я была в шоке. Врачи были в смятении - ведь они ошиблись. Чем бы я могла помочь? Сейчас остается только предполагать. Я могла что-то посоветовать врачам - ведь, кроме меня, никто не знал, какие препараты Юра принимал. По жуткому стечению обстоятельств он пострадал по той самой схеме, с какой он лег в больницу: транквилизаторы (укол врачей) наложились на тонизирующие лекарства, которые он принимал вечером… Плюс, конечно, алкоголь."

БОЛЕЗНЕННАЯ НЕПОХОЖЕСТЬ

В самые тяжелые моменты жизни человека даже самые близкие люди зачастую не могут понять, что и почему с ним происходит, бессильны поддержать, помочь.

Александр Адабашьян :

Говорить об этом трудно, это больное.

Это связано, скажем так, с его нетрадиционной ориентацией. Свою "непохожесть" Юра переживал очень болезненно, в отличие от нынешних звезд, которые этим даже бравируют. Сейчас ведь даже люди нормальной ориентации с удовольствием прикидываются гомосексуалами - это модно. Престижно, практично - они ведь дружны между собой…

А Юра это "открытие" в себе сделал очень поздно, врастал в это как-то очень болезненно… Он очень страдал по этому поводу, оттого что он не такой, как все… Пил, совершал в пьяном виде всякие глупости, от которых потом безумно страдал и которых стыдился… Это добавляло ему еще как бы дополнительный комплекс вины.

Но, думаю, дал бы Бог ему здоровья побольше - кончились бы и его вегетарианство надуманное, и пьянка… Если бы он сжился наконец со своей, скажем, "странностью"…

Но это было сильнее его. Это не было ни распущенностью, ни модой, ни чем-то еще, это было действительно отклонение, с которым он пытался бороться, победить которое никак ему не удавалось.

Как его уговаривала Наташа Гундарева: "Успокойся, да, ты не такой, как все, но это твоя индивидуальная особенность. Ты разве кому-то хуже делаешь? Ты кого-то заставляешь страдать? Кому это мешает? Это твое - и все".

Одно время у Богатырева жил администратор МХАТа Василий Росляков. По словам общих знакомых, их связывали действительно трогательные отношения. Василий был на два года моложе Богатырева, весьма образованный молодой человек с несколькими высшими образованиями. Он не надолго пережил Богатырева - несколько лет назад умер от СПИДа в одной из московских клиник.

Потом квартировал на улице Гиляровского и некий бармен Саша Ефимов. Как-то Татьяна Васильевна, мать артиста, позвонила из Ленинграда - он подошел к телефону. Она, удивившись его присутствию, спросила:

А ты кто такой, Саша?

Тот невинно ответил:

А Юра мне ключи оставил - он на гастролях.

Через год после смерти Богатырева он покончил жизнь самоубийством. Почему? Эту тайну он унес с собой.