Как погиб сын аллы осипенко. Алла осипенко - биография, фотографии

  • 12.06.2019

Одна из последних учениц самой Агриппины Вагановой, Алла Осипенко — утонченная, аристократичная и неординарная актриса, выступала на лучших сценах мира. Ее жизнь полна драматических событий и поворотов, но несмотря на все испытания она смогла сохранить внутреннюю свободу и любовь к искусству, которым занимается всю жизнь.

Семья, к которой принадлежит Алла Осипенко , имеет богатые культурные традиции. Ее предками были художник Владимир Боровиковский и поэт Александр Боровиковский, дед - один из первых фотографов Санкт-Петербурга Александр Александрович Боровиковский, а дядя - пианист Владимир Софроницкий.

За день до начала войны Алла стала ученицей Ленинградского хореографического училища. Все училище переехало в Пермь. Именно там, занимаясь в холодном помещении бывшей церкви в варежках и верхней одежде, она почувствовала, что « ». После окончания училища Алла начала работать в театре оперы и балета имени Кирова.

Настоящий успех пришел к ней в 1957 году после исполнения роли Хозяйки Медной горы в балете Ю. Григоровича "Каменный цветок". Помимо того, что эта роль и так отличалась своеобразной хореографией, для большего сходства с ящеркой Алла отказалась от привычной пачки и выступала в трико. Однако успех имел и обратную сторону: актрисе давали роли только одного плана, и изменить ситуацию было непросто. А после бегства на Запад , который был партнером балерины по нескольким спектаклям, в том числе и на тех злополучных гастролях в Париже, Осипенко долгие годы не разрешали участвовать в зарубежных гастролях театра.


Балерина танцевала ведущие партии во всех спектаклях, который тогда составляли репертуар Кировского театра. Однако в 1971 году Алла Осипенко уходит из труппы из-за конфликтов с руководством и удушающей атмосферы внутри . Вместе с ней ушел и ее партнер, молодой талантливый артист Джон Марковский. Несколько лет они вместе проработали в театре Л. Якобсона "Хореографические миниатюры".

Очень многие спектакли режиссера-новатора приходилось пробивать у самого высокого начальства, доказывая далеким от искусства чиновникам, что в них нет ни антисоветчины, ни порнографии. Из-за травмы ей пришлось покинуть театр. В этот период актриса снималась в кино у А. Сокурова и И. Масленникова. В 1977 году вернулась на сцену. Специально для нее поставил спектакль "Идиот" по роману Достоевского на музыку Чайковского.

После окончания своей танцевальной карьеры Алла Осипенко проработала педагогом на Западе, а потом вернулась в родной город. Она и сейчас продолжает трудиться и даже участвует в театральных спектаклях.

Заслуженная артистка РСФСР (1957).
Народная артистка РСФСР (8.03.1960).

Окончила Ленинградское хореографическое училище (класс А. Вагановой) в 1950 году.
С 1950 по 1971 год работала в Театре оперы и балета имени Кирова, где была первой исполнительницей ведущих балетных партий.
В 1971-1973 годах - солистка труппы «Хореографические миниатюры» под руководством Леонида Якобсона.
С 1973 года - солистка Ленконцерта.
С 1977 по 1982 год работала в Ленинградском театре современного балета Бориса Эйфмана, где танцевала в таких известных спектаклях как «Идиот», «Прерванная песня», «Двухголосие», «Жар-птица».
В 1966-1970 годах преподавала классический танец в ЛХУ имени Вагановой.

С 1989 по 2000 год преподает в балетных школах Европы и Америки. Ее педагогическая деятельность началась в театре Гранд-Опера в Париже, куда ее пригласил Рудольф Нуреев. В классе балерины занимались звезды французского балета и сам Нуреев. Она преподавала в знаменитой школе М. Безобразовой в Монте-Карло. Несколько лет она вела уроки классического танца в школах Флоренции, а также давала мастер-класс танцовщикам театра "Коммунале" в этом городе.
В 1995 году переезжает в США, где преподает в большой школе классического танца в г. Хартфорде (штат Коннектикут) и репетирует партии классического репертуара в компании "Хартфорд балет".
В 2000 году возвращается в Санкт-Петербург. Два года преподает в школе искусств "Кантилена". С октября 2002 года преподавала в студии классической хореографии, ею организованной.

В 2003 году она избирается президентом Международного благотворительного фонда содействия развитию танцевального искусства "ТЕРПСИХОРА".
С 2004 по 2007 гг. работала педагогом-репетитором в театре балета К. Тачкина.
С сентября 2007 года работает репетитором Императорского Михайловского театра.

театральные работы

Ленинградское хореографическое училище
1947 - Трио - «Музыкальный момент», на муз. Ф. Шуберта, постановка В. Чабукиани
1948 - Дуэт - «Размышление» П. И. Чайковского (партнёр Р. Клявин), пост. Л. Якобсона

Ленинградский ГАТОБ им. С. М. Кирова
1950 - Маша - «Щелкунчик» П. И. Чайковского, пост. В. Вайнонена
1950 - Большие лебеди - «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, пост. Л. Иванова-М. Петипа, редакция К. Сергеева
1951 - Два лебедя - «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, пост. Иванова-Петипа, ред. К. Сергеева
1951 - Фея Сирени - «Спящая красавица» ПИ.Чайковского, пост. М. Петипа, возобновление В. Пономарёва
1951 - Мария - «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, постановка Р. Захарова
1951 - Подруга Раймонды - «Раймонда» А. Глазунова, постановка М. Петипа, ред. К. Сергеева
1951 - Царица бала - «Медный всадник» Р. Глиэра, пост. Р. Захарова
1951 - Pas de trois - III акт балета «Баядерка» Л. Минкуса, постановка М. Петипа
1952 - Монна - «Жизель» А. Адана, пост. Коралли-Перро-Петипа
1952 - Трио нимф - «Вальпургиева ночь» в опере «Фауст» Ш. Гуно, постановка Л. Лавровского
1953 - Гамзатти - «Баядерка» Л. Минкуса, постановка М. Петипа
1953 - Уличная танцовщица - «Дон Кихот» Л. Минкуса, постановка Петипа-Горского
1953 - Фея Сирени - «Спящая красавица» П. И. Чайковского, пост. М. Петипа, ред. К. Сергеева
1954 - Никия - «Баядерка» Л. Минкуса, постановка М. Петипа
1954 - Одетта/Одиллия - «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, постановка Иванова-Петипа, ред. К. Сергеева
1954 - Фея Лета - «Золушка» С. Прокофьева, пост. К. Сергеева
1955 - Раймонда - «Раймонда» А. Глазунова, постановка М. Петипа, ред. К. Сергеева
1955 - Grand pas - «Лауренсия» А. Крейна, пост. В. Чабукиани
1955 - Панночка - «Тарас Бульба» В. Соловьёва-Седого, постановка Б. Фенстера
1955 - Вакханка - «Вальпургиева ночь» в опере «Фауст» Ш. Гуно, постановка Л. Лавровского
1957 - Хозяйка Медной горы - «Каменный цветок» С. Прокофьева, постановка Ю. Григоровича
1959 - 2 партии в хореографических миниатюрах «Поцелуй» («Триптих на темы Родена»), на муз. К.Дебюсси (партнёр Вc. Ухов) и «Прометей», на муз. В. Цытовича (партнёр Аскольд Макаров), «Хореографические миниатюры», постановка Л. Якобсона
1959 - Его Любимая - «Берег надежды» А. Петрова, постановка И. Бельского
1960 - Фригия - «Спартак» А. Хачатуряна, пост. Л. Якобсона
1960 - Дездемона - «Отелло» А. Мачавариани, пост. В. Чабукиани
1961 - Сари - «Тропою грома» К. Караева, постановка К. Сергеева
1961 - Мехмэнэ-Бану - «Легенда о любви» А. Меликова, постановка Ю. Григоровича
1961 - Мазурка. Прелюд. Седьмой вальс - «Шопениана», на муз. Ф. Шопена, постановка М. Фокина
1961 - Нина - «Маскарад» Л. Лапутина, постановка Б. Фенстера
1963 - 6-й вальс в хореографическом цикле «Новеллы любви» («Вальсы Равеля»), постановка Л. Якобсона (партнёр И. Уксусников)
1965 - Девушка («Жемчужина») - «Жемчужина» Н. Симонян, постановка К. Боярского
1966 - Смерть - «Человек» В. Салманова, постановка В. Катаева
1967 - Злюка - «Золушка» С. Прокофьева, постановка К. Сергеева
1974 - Красавица - «Блудный сын» С.Прокофьева, постановка М. Мурдмаа - Бенефис М. Барышникова, Ленинградский ГАТОБ им. С. М. Кирова

Другие театры
1966 - «Сиринкс», - хореографическая миниатюра на муз. К. Дебюсси, постановка Г. Алексидзе - Концертное исполнение
1966 - Дуэт Ледяной девы и Асака из балета «Ледяная дева», на музыку Э. Грига, балетмейстер Фёдор Лопухов, восстановление П. Гусева. Партнёр - И. Чернышёв - Гала-концерт в честь Ф. Лопухова, ЛГК им. Н. А. Римского-Корсакова
1968 - Клеопатра - «Антоний и Клеопатра» Э.Лазарева, постановка И. Чернышёва - Ленинградский государственный академический Малый театр оперы и балета
1975 - Партия в хореографической композиции «Рапсодия в стиле блюз», на муз. Дж. Гершвина, постановка Б. Аюханова - «Молодой балет Алма-Аты»
1975 - Партия в хореографической миниатюре «Rondo caprissioso», на муз. К. Сен-Санса, постановка Б. Аюханова - «Молодой балет Алма-Аты»
1984 - Партия в хореографической миниатюре «Сарабанда» И.-С.Баха, постановка Г. Алексидзе - Концертное исполнение
1984 - Дуэт - «Andante sostenuto» П. Чайковского, постановка Н. Долгушина - Концертное исполнение
1995 - Партия - в танц-пьесе «Вера… Надежда… Любовь… Алла», пост. Евгения Полякова - Театр имени Моссовета, 20 ноября
1998 - Партия - «Жизнь артиста», на муз. И. Кальмана, пост. К. Ласкари, реж. А. Белинский - Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии
1998 - Она - в балете-пантомиме «…но облака…», по пьесе С. Беккета, пост. Алексея Кононова, реж. Роман Виктюк - Вечер к 45-летию творческой деятельности, на на сцене БДТ, 6 января
2001 - Мод - в балете-феерии «Гарольд и Мод», по роману К. Хиггинса, пост. Алексея Кононова - Театральное агентство «Театр Дом»

Ленинградский ансамбль «Хореографические миниатюры», постановки Л. Якобсона
1971 - Партия - «Полёт Тальони», на муз. В.-А.Моцарта
1971 - Партия - «Минотавр и нимфа», на муз. А. Берга
1971 - Партия - «Жар-птица», на муз. И. Стравинского
1972 - «Лебедь» - хореографическая миниатюра на муз. К. Сен-Санса
1972 - Адажио. Дуэт. Танго - «Экзерсис-XX», на муз. И.-С. Баха
1972 - Солистка - «Блестящий дивертисмент» М. Глинки (на темы из оперы Беллини «Сомнамбула»)

«Ленконцерт»
1974 - Дуэт Джульетты и Ромео - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, пост. М. Мурдмаа
1974 - Pas de deux, на муз. А. Адана, постановка Дж. Марковского
1974 - Pas de deux - «Талисман» Р. Дриго, постановка М. Петипа, возобновлен Л. Тюнтиной
1975 - Клеопатра - одноактная композиция «Антоний и Клеопатра» Э. Лазарева, пост. И. Чернышёва

Ленинградский ансамбль балета («Новый балет»)
1977 - Ночная красавица - «Под покровом ночи» («Чудесный мандарин» Б. Бартока, постановка М. Мурдмаа
1977 - Песня - «Прерванная песня» на муз. И. Калныньша, пост. Б. Эйфмана
1977 - Партия - «Двухголосие» на муз. из репертуара «Пинк Флойд», постановка Б. Эйфмана
1978 - Жар-птица - Жар-птица» И. Стравинского, пост. Б. Эйфмана
1980 - Настасья Филипповна - «Идиот» на муз. П. И. Чайковского, постановка Б. Эйфмана
1981 - Партия - в композиции «Автографы» на муз. Л. Бетховена (партнёр Марис Лиепа), постановка Б. Эйфмана

призы и награды

Лауреат Премии им. Анны Павловой Парижской академии танца (1956).
Лауреат премии «Золотой софит» - «За творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга» (2002).
Царскосельская художественная премия (2005).
Лауреат международных фестивалей молодежи и студентов.

Оксана Олеговна Базилевич - российская актриса театра и кино, снявшаяся уже в более чем 60-ти кинопроектах. Она наиболее известна любителям современного российского кинематографа по ролям в сериалах «Такая работа», «Недлинные истории», «Нож в облаках» и многих других работах.

Оксана Олеговна Базилевич

Звезда отечественных сериалов родилась и выросла в Рязани. Ее отец был военным врачом, а мама занимала руководящую должность в профсоюзной организации. Любопытно, что мать родила будущую актрису в собственный день рождения и до сих пор считает дочку своим самым дорогим подарком. Кстати, оба родителя девочки когда-то хотели стать артистами, поэтому атмосфера в доме была соответствующая: спонтанные концерты, импровизированные спектакли, кукольный театр с плюшевыми игрушками на пальцах – все это было нормой жизни для маленькой Оксаны.


Оксана Олеговна Базилевич | Keeno.tv

Базилевич росла очень послушной девочкой, никогда не капризничала, почти совсем не плакала и, что самое удивительное, почти не болела. Она не пропустила из-за болезни ни одного дня в детском саду, что, наверное, является мировым рекордом. О профессии актрисы Оксана мечтала чуть ли не с рождения. Уже в четыре года она, насмотревшись постановок в исполнении родителей, сама пробовала ставить сценки. Конечно, как и многие дети, Базилевич часто меняла «будущую профессию» - то хотела быть певицей, то балериной, то циркачкой, а то и вообще хирургом. Но параллельно проговаривала слова «Оксана Базилевич – актриса», пробуя на вкус, как будет звучать объявление ее имени в театре.


Оксана Олеговна Базилевич

В старших классах девушка постоянно участвовала во всех школьных конкурсах наподобие «Алло, мы ищем таланты». Причем была там и ведущей, и фокусницей, и певицей в вокальной группе, и актрисой. Но поступать почему-то Оксана решила не в театральный вуз, а на филологический факультет Рязанского педагогического института. Впрочем, проучившись всего один курс, Базилевич забрала документы и отправилась в Северную столицу. Там она стала студенткой Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. И нужно сказать, студенткой весьма непредсказуемой, взбалмошной и хулиганистой.


Киномания

Такая послушная в детстве, Оксана вдруг превратилась в довольно яркую молодую женщину, способную выкинуть удивительные номера. Например, она могла на неделю, а то и месяц пропасть из института, потому что обиделась на какую-нибудь фразу педагога, или влюбилась в парня и не хочет тратить время на лекции. Но самым выдающимся, и всегда необычайно творческим, было возвращение студентки в альма-матер. Однажды девушка даже привела с собой настоящего милиционера и разыграла грандиозное представление с его участием в качестве извинения перед преподавателем.


Звезда отечественной сцены | Киномания

Окончание театрального вуза совпало с развалом Советского Союза. В тот момент многие именитые артисты оставались без работы, что же говорить о еще «зелененьких» новичках. Однокурсники Базилевич не растерялись. Из выпускников ее, а также параллельного курса была сформирована новая труппа «Фарса», получившая название в честь их первого спектакля. Молодые артисты гастролировали по всей стране. А когда была поставлена пьеса «Фантазии, или Шесть персонажей в ожидании ветра», то она неожиданно получила признание в западных странах, и театр вместе с Оксаной объездил почти всю Европу.


Фото Оксаны Базилевич | Кино 24

Кроме того, актриса приглашалась в спектакли Театра имени Ленсовета, Государственного драматического театра на Литейном, Театра эстрады имени и еще в около десятка различных театральных центров. За спектакль «Ночь Гельвера», поставленном в театре имени В. Ф. Комиссаржевской, Базилевич удостоилась высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит», а также приза зрительских симпатий общества «Театрал».

Фильмы

Впервые на экране актриса предстала в 1992 году в исторической картине «Рин. Легенда об иконе» и социальной драме «Чекист». Затем был длительный перерыв, связанный с театральной деятельностью, а снова стала наполняться фильмография Оксаны Базилевич съемками в американской экранизации «Анна Каренина», где главную роль отдали Софи Марсо. Сама русская актриса играла небольшую роль принцессы-куртизанки . При этом Базилевич была удивлена отношением – режиссер уделял внимание самым мелким деталям и очень серьезно подходил ко всем мелочам.


Дуэт и Оксаны Базилевич в фильме "Двойная фамилия" | Кино-театр

В XXI веке Оксана стала неотъемлемой частью многих отечественных сериалов. И хоть использовали ее таланты в основном для создания образов второстепенных персонажей, актриса не сходила с экранов телевизоров. Ее можно увидеть в криминальных драмах «Улицы разбитых фонарей», «Агент национальной безопасности», «Тайны следствия», «Убойная сила». Ярко раскрылись комедийные способности Базилевич благодаря сериалу-анекдоту «Вовочка» и особенно циклу новелл по юмористическим рассказам русских и советских писателей «Недлинные истории».


Базилевич в образе полковника милиции в фильме "Такая работа" | Кино-театр

Стоит выделить и такие фильмы Оксана Базилевич, как детектив «Нож в облаках», боевик «Шахматист», мелодрама «Двойная фамилия», дилогия «Один на всех», криминальная история «Сильная». Во всех картинах актриса исполняла ведущие роли. Но самым известным ее проектом на сегодняшний день считается сериал о буднях милиции «Такая работа». Там Оксана предстала в образе начальника убойного отдела, полковника полиции Валентины Калитниковой. Базилевич была очень обрадована, получив данное предложение, так как всегда любит пробовать что-то новенькое, а начальниц в погонах она ранее не играла.

Личная жизнь

Учась на втором курсе театрального института, Оксана на даче у общих знакомых познакомилась с Иваном Воропаевым. Он был сыном актера театра Комедии Геннадия Воропаева и известной балерины Аллы Осипенко, окончил когда-то тот же вуз, в котором училась Базилевич. Кстати, однокурсником Ивана был актер и музыкант . Но сам Воропаев по творческой профессии не пошел, а основал собственный бизнес.


Мужем Оксаны был бизнесмен Иван Воропаев | Теленеделя

Личная жизнь Оксаны Базилевич сложилась в одно мгновение: девушка влюбилась с первого взгляда, и как оказалось позднее – взаимно. Правда, из-за любви студентку чуть было не исключили из института – Оксана месяц не появлялась на занятиях. Вскоре молодые люди поженились и жили очень счастливо, но не слишком долго: муж Оксаны Базилевич внезапно скончался от внутреннего кровотечения. Смерть наступила так быстро, что актриса даже не успела проститься с любимым. Может быть поэтому женщина, овдовевшая в 28 лет, до сих пор говорит, что видит супруга во сне.


Сын актрисы, Денис Воропаев, окончил кадетский корпус | Теленеделя

От Ивана Воропаева у Базилевич остался единственный сын Денис. Воспитывать мальчика помогали не только бабушки и дедушки, которые водили его в школу, музыкальную студию и в творческие кружки, но и все друзья актрисы. Именно благодаря поддержке родственников и партнеров по труппе «Фарса» Оксана почувствовала себя не одинокой в этом мире. Сегодня Денис уже взрослый человек. Он окончил Институт культуры, пытается найти себя в мире кино. Кстати, Оксана Олеговна уже стала бабушкой: сын подарил ей прекрасную внучку, которая называет актрису не «бабушка», и даже не по имени, а как все ее друзья «Базя».


Молодая бабушка Оксана Олеговна Базилевич | Теленеделя

Интересно, что таланты актрисы распространяются не только на ее профессию. Увлекается Оксана Базилевич фото, написанием стихотворений и рисованием. Свои картины она пишет обязательно на полу, внимательно относится к каждому мазку кисточкой и обязательно разговаривает вслух со своими творениями во время их создания.

Фильмография

  • 2000 - Вовочка
  • 2002 - Недлинные истории
  • 2002 - Нож в облаках
  • 2004 - Шахматист
  • 2006 - Двойная фамилия
  • 2009 - Татарская княжна
  • 2011 - Сильная
  • 2012 - Один на всех
  • 2014-2016 - Такая работа
  • 2016 - Таинственная страсть

Алла Евгеньевна Осипенко, история жизни которой будет описана в статье, – легенда театра, яркая звездочка среди балерин. Она была ученицей А. Вагановой, участвовала в постановках выдающихся хореографов своего времени. Своей грацией и драматическим талантом она покорила как жителей РСФСР, так и зарубежную публику.

Алла Осипенко: биография

Алла родилась в Ленинграде 16 июня 1932 года. Она жила с матерью, няней, бабушкой Марией и двоюродной бабушкой Анной.

Мать Осипенко происходила из семьи Боровиковских. В предках у балерины были художник Владимир Лукич Боровиковский, поэт Александр Львович и фотограф Александр Александрович – тоже Боровиковские. Отец Аллы был из украинских дворян. В 37-м его посадили за то, что он начал публично поносить Советскую власть и требовать освободить царских офицеров. Мать развелась с ним. Потом, когда пришло время получать паспорт, несмотря на просьбы матери, Алла оставила за собой отцовскую фамилию, - она посчитала что иное решение будет предательством.

Призвание

Воспитывали девочку строго. Она почти все время проводила со взрослыми, ее не выпускали даже во двор. А ей не хватало общения с ровесниками, ее строптивый характер требовал вырваться из-под чрезмерной опеки. Случай представился в первом классе – она прочитала о хореографическом кружке и уговорила родных позволить ей туда вступить. Лишь бы хоть пару раз в день возвращаться позднее, не сидеть в четырех стенах! Но сама девочка в ту пору от танцев была далека – балериной хотела стать ее мать, а не она.

Но благодаря кружку Осипенко Алла Евгеньевна нашла свое призвание. Ее учитель отметил ее таланты и уговорил мать отдать свою дочь в хореографическое училище. Ее зачислили туда 21 июня 1941 года, а 22 июня началась война.

Детей перевезли в Кострому, затем в Молотов (ныне Пермь). Балету учили сначала в церкви, затем, когда их перевезли в Курье, - в бараках. «Голод и холод», - вспоминает о тех временах Алла. Ученики занимались, зачастую не снимая пальто и варежек. То были тяжелые времена, но именно в эвакуации, а возможно, благодаря ей, Осипенко навсегда влюбилась в искусство.

Новый этап

После училища Осипенко Алла пришла в Ленинградский театр оперы и балета имени Кирова (ныне Мариинский театр). Ее работа здесь далеко не всегда складывалась гладко. Первым испытанием стало тяжелое повреждение ног. Молодая двадцатилетняя Осипенко на волне вдохновения после репетиции, не сошла – выпрыгнула из троллейбуса… и почти на полтора года была вынуждена забыть о сцене. Лишь упрямство помогло ей вернуться. По ее словам, этот случай помог ей осознать, чего на самом деле она хочет.

Кировский театр оказался тяжелой школой. Он требовал особого, пробивного характера. Но вне сцены Алла была отнюдь не бойцом, напротив. Она верила критикам, подвергавшим сомнению ее таланты. Приходилось выкладываться и физически – репетиции занимали почти все время.

Венцом ее творчества стала роль в «Каменном цветке» (1957), где она танцевала в образе Хозяйки. На следующий день она проснулась знаменитой. Сама Осипенко Алла однажды заметила, что слава, возможно, пришла к ней не столько из-за таланта, сколько из-за оригинальности образа. Впервые балерина вышла на сцену лишь в одном обтягивающем трико.

КГБ

Успех имел обратную сторону. Во-первых, ее стали считать актрисой одного амплуа. Во-вторых, ее слава привлекла внимание КГБ. Особенно строго ее стали контролировать после 1961 года, когда ее партнер Рудольф Нуреев бежал из СССР. Алла была свидетелем этого бегства – знаменитого «прыжка» Нуреева.

Это произошло во время гастролей. Нуреев отказывался следовать распорядку, за что его решили отослать обратно в Москву. Но Нуреев хотел продолжить гастролировать. Он сумел вырваться и бросился к самолету, в котором его товарищи отбывали в Лондон. Не успел – и там же, в Париже, попросил политического убежища. Позднее в СССР, несмотря на его отсутствие, Нуреева осудили на семь лет за измену родине. Алла выступала его защитником.

Тем временем с Аллы в буквальном смысле не спускали глаз. В Лондоне ее поселили в отдельной комнате. Выпускали и запирали ее на ключ, нигде не оставляя без сопровождения. Она вынуждена была скрываться от поклонников, а на запросы журналистов неизменно отвечали, что Осипенко Алла не может дать интервью, так как она «рожает». В дальнейшем ей разрешали посещать лишь социалистические страны.

Алла и раньше испытывала терпение КГБ. Во время ее первых гастролей в Париже, еще в 1956 году, она (первая среди советских балерин) получила премию Анны Павловой. А однажды, выполняя просьбу знакомой, передала посылку ее сестре, сбежав при этом от наблюдателей – через черный ход.

Л. В. Якобсон

В Кировском театре Осипенко Алла сыграла в немалом количестве постановок, среди них – «Спящая красавица», «Бахчисарайский фонтан», «Золушка», «Отелло», «Легенда о любви». Но тяжелая атмосфера, скандалы, напряженные отношения с руководством, творческая неудовлетворенность – все это породило в балерине непереносимую усталость. Спустя 21 год работы в театре она его покинула.

Вместе с партнером Джоном Марковским она присоединилась к труппе Л. В. Якобсона, к его «Миниатюрам». Это был рискованный шаг – постановки Якобсона постоянно подвергали цензуре, выискивали в них признаки антисоветчины, пытались запрещать. Бунтарский характер балерины проявился и здесь. Когда комиссия запретила танцевальный номер «Минотавр и нимфа» за его «эротизм», Алла вместе с хореографом бросилась к председателю горисполкома А. А. Сизову. К их удивлению и радости, номер разрешили поставить.

Характер у Якобсона был тяжелый. Он готов был репетировать в любое время, круглые сутки. Причем репетиции проходили в маленьком неудобном помещении. Хореограф заставлял актеров полностью отдаваться работе, действовать практически на износ, до полной отдачи. Выполнять сложные, почти невозможные движения. Но Алла была рада работе с Якобсоном. Она считала его гением, боготворила его и даже была немножко в него влюблена. Так возникли постановки «Жар-птица», «Лебедь» и «Идиот», который Якобсон поставил специально для Осипенко. Но отношения балерины и хореографа постепенно дали трещину.

Когда в 1973 году Осипенко вновь получила травму, Якобсон не захотел ждать ее выздоровления.

Конец карьеры

Покинув Якобсона, Осипенко и Марковский оказались на улице. Это было трудное время, работы почти не было. Удача улыбнулась им в 1977 году, когда они сошлись с хореографом Б. Я. Эйфманом, став ведущими актерами его труппы «Новый балет». Там балерина работала до 1982 года. Но это был уже конец ее карьеры, во многом предопределенный ее разрывом с Марковским.

В дальнейшем Алла пробовалась в кино – «Голос» Авербаха, полуобнаженная Ариадна в «Скорбном предчувствии» А. Сокурова. Театральные постановки. Затем, после Перестройки, Осипенко уехала за границу, где долго преподавала хореографию. Продолжила она заниматься этим и в России.

Любовь

Балерина Алла Евгеньевна Осипенко была замужем несколько раз. Трагический след в ее жизни оставила смерть ее единственного сына, рожденного от актера Геннадия Воропаева.

Более известно ее супружество с Джоном Марковским. Их блестящий дуэт называли «парой века». Алла называла Марковского своим самым лучшим партнером. По ее словам, в танце они словно становились единым целым. В первый раз они выступили вместе в Перми, и тогда же начался их роман, хотя она была старше на двенадцать лет. Они были вместе 15 лет. После разрыва с ним Алла не смогла найти себе другого такого же партнера, по ее словам, это стало их концом как танцоров.

Учителя и кумиры

Кумиром балерины долгое время была Наталия Дудинская. Осипенко страстно подражала ей. Подражание сослужило плохую службу – ведь оно мешало проявить собственную индивидуальность, и Алле пришлось переучиваться. Были у нее и другие кумиры среди балерин, например, Вера Арбузова.

Среди людей, которые подтолкнули ее талант, Алла особенно отмечает Бориса Фенстера. В свое время он увидел и помог раскрыть способности девочки. В то время ее называли «девочка с веслом», потому что она была слишком пухленькой для балерины. Но Фенстер заметил ее и предложил ей роль Панночки в «Тарасе Бульбе». Он стал строгим наставником, заставившим ее не только похудеть, но и задуматься о себе.

Очень помогла балерине и Лидия Михайловна Тютина. Во многом благодаря ей Осипенко смогла вернуться после травмы.

Нельзя не упомянуть и Агриппину Ваганову. Она была строгим учителем, часто кричала на свою ученицу и нередко замечала, что та благодаря своему характеру закончит жизнь в мюзик-холле. Но при этом она была замечательным, неординарным педагогом.

Балерина – это звание

Как отметила в одном из интервью сама Алла Осипенко, балерина – это звание, а не профессия. И чтобы ею стать, нужен характер. Осипенко всей своей жизнью доказала это утверждение. Успех и неудачи, счастье и драма – все это сформировало ее такую неординарную личность.

«Одна из наиболее значительных фигур в своем поколении», «прелестные линии, насыщенность образа», «актриса и человек выдающихся качеств», – в таких словах балетные критики, режиссеры и даже коллеги-балерины выражали восхищение искусством Аллы Осипенко.

Родина Аллы Евгеньевны – Ленинград. Мать будущей балерины происходила из семьи, богатой художественными традициями: ее предком был художник Владимир Боровиковский, она состояла в родстве с поэтом Александром Боровиковским и пианистом . Музыку в семье любили, мать играла на фортепиано, и маленькая Алла обожала танцевать под ее исполнение. Гости умилялись, глядя на ее детские танцы, и выражали сожаление, что девочка не сможет стать балериной из-за искривленных ног. Правда, этот физический недостаток сошел на нет по мере роста, но о балетной карьере для Аллы не задумывались ни родители, ни она сама. В хореографическое искусство она пришла почти случайно.

Аллу воспитывали в традициях интеллигенции былых времен, усиленно оберегая от «дурных влияний», а ведь девочке – как и всем детям – хотелось общаться со сверстниками, поэтому, увидев однажды в школе объявлении о записи в некий кружок, она поспешила туда записаться, даже не разобравшись, чему там будут учить. Как выяснилось, кружок был хореографический. Случайность оказалась судьбоносной: наставник разглядел в девочке талант и через год занятий посоветовал родителям Аллы показать ее специалистам. Родители последовали совету, и девочка была зачислена в Ленинградское хореографическое училище. Это произошло накануне начала Великой Отечественной войны.

Воспитанники училища, в их числе и Алла Осипенко, были отправлены в эвакуацию – сначала в Кострому, затем на Урал. Занятия проходили в ужасающих условиях, в помещениях, совершенно не приспособленных для этого – то в здании церкви, то в бараке. Зимой приходилось заниматься в неотапливаемых помещениях – ученицы брались за перекладины, надев варежки, и даже вынуждены были надевать пальто. Вспоминая впоследствии эти тяжелые дни, Алла Евгеньевна говорила, что любовь к балету, взращиваемая в таких условиях, неизбежно должна была стать вечной и всепоглощающей.

Училище возвратилось в Ленинград в 1944 г. Учеба продолжается, и весьма успешно. В 1948 г. поставил для юной студентки миниатюру «Meditation» на музыку – и об Алле Осипенко заговорили за пределами учебного заведения.

Осипенко была одной из последних учениц . После завершения учебы – в 1950 г. – ее приняли в труппу Театра им. С.М.Кирова. Поначалу все складывается прекрасно, на репетициях и спектаклях молодая артистка испытывает прилив подлинного вдохновения, но именно это и стало причиной серьезного испытания: однажды при возвращении с репетиции « » эмоции настолько переполняли балерину, что из троллейбуса она не вышла, а выпрыгнула – и повредила ногу. Из-за травмы она не танцевала в течение полутора лет, но благодаря своему упорству смогла вернуться на сцену.

Среди ролей Осипенко в Кировском театре – Маша в « », Мария в « », Царица бала в « », Фея сирени в «Спящей красавице», Гамзатти в « » и множество иных партий. Но поистине «звездным часом» стала для нее роль Хозяйки Медной горы в «Каменном цветке», исполненная в 1957 г. Эта роль была примечательная не только тем, что исполнительница выходила на сцену в обтягивающих трико, без традиционной балетной пачки (что было весьма нетипично для отечественного искусства тех времен) – необычной была сама хореография, настолько, что балерина не раз слышала от коллег: «Если будешь танцевать так, как ты танцуешь «Каменный цветок», ты больше не сможешь сделать ничего – ни « », ни « ». Рядом с этой партией балерина ставит только главную роль в балете «Антоний и Клеопатра», которую она исполнила в 1968 г. в Малом театре.

На судьбу балерины негативно повлияла эмиграция – ведь Осипенко была не просто его партнершей, а последней советской балериной, танцевавшей с ним. Это стало причиной настороженного отношения к ней – не последует ли она примеру партнера? На гастроли ее выпускали крайне редко, только в социалистические страны и даже там запирали в гостиничном номере. Такие строгие меры были излишними – хоть Осипенко и не осуждала Нуриева, сама она эмигрировать не собиралась… Такая нездоровая атмосфера вокруг балерины, а также тот факт, что после успеха в «Каменном цветке» на нее смотрели как на «актрису одного амплуа», стали причиной ухода Осипенко из театра. В заявлении об увольнении она указала в качестве причины «творческую и моральную неудовлетворенность».

Вместе с нею театр покинул Джон Марковский – супруг и партнер. Их дуэт называли «дуэтом века», в танце с ним балерина ощущала полное единение. Для супругов, ставших солистами труппы , балетмейстер ставил хореографические миниатюры, которые не всегда находили понимание у современников и даже вызывали недовольство властей. Так, в миниатюре «Минотавр и нимфа» усмотрели непристойность, и знаменитой балерине пришлось лично посетить Ленинградский исполком, чтобы ее исполнение было разрешено.

Осипенко пришлось покинуть труппу в 1973 г. – балетмейстер не захотел ждать, когда она восстановится после травмы. Вместе с Марковским она выступает в сборных концертах и даже сельских клубах, а в 1977-1982 гг. – в составе труппы «Новый балет». Одной из лучших ее партий в этой труппе стала роль Настасьи Филипповны в балете «Идиот», поставленном на музыку .

С конца 1980-х гг. Осипенко ведет преподавательскую деятельность в различных труппах – американских, французских, итальянских, российских.

Алла Осипенко возглавляет Международный фонд «Терпсихора».

Музыкальные Сезоны

Все права защищены. Копирование запрещено.