Казахские националисты. Казахский национализм выходит на сцену

  • 12.04.2024

Поговорили с женщинами, проживающими в Казахстане, чьи дети были подвержены дискриминации среди титульного населения за свою национальность, цвет кожи и даже вкусовые предпочтения.

Редакция отмечает, что среди покидающих страну активность демонстрируют такие нации как русские, немцы и украинцы. Одной из немаловажных причин оттока населения эксперты считают возрастающую степень национализма агрессивного характера.

Рассказы записаны со слов мам детей, которые столкнулись с ущемлением прав по национальному признаку. Все герои попросили не раскрывать своих имен и имен детей. Редакция оставляет за ними право анонимности.

Диора, 13 лет

Мы переехали в Казахстан из Узбекистана. У мужа здесь бизнес. Когда дело стало расширяться, он перевез нас дочкой в Алматы. Диору отдали в школу с русским языком обучения в центре города. Выглядит она как представительница своей нации: широкие густые брови, большие глаза и темная кожа. Через неделю после начала учебного года, она начала просить меня выщипать ей брови. Я думала, что это просто подростковые капризы и объяснила, что пока делать ей это рано, а густые брови наоборот считаются ее отличительной чертой. Ребенок после переезда стал замыкаться в себе, хотя Диора очень светлый и открытый ребенок. Наша семья и в Узбекистане была русскоязычной, традиции и прочие вещи являются для нашей семьи лишь данью уважения к нашей нации. Мы никогда не растили ребенка в узкой узбекской среде. У нее были подружки разных национальностей и никакого буллинга она, находясь в своей стране, по отношению к другим детям не делала. И для меня первым тревожным звоночком стали ее уговоры вернуться обратно в Ташкент. Я начала расспрашивать ее о ситуации в школе. Было ясно как день, что ребенка обижают вне дома.

Диора рассказала, что в школе ее обзывают «Жамшутом» и издевательски просят построить туалет у школы. Зачинщиком и агрессором стал мальчик Алан, который пользуется неким авторитетом среди сверстников, потому что ходит на бокс и играет на домбыре на школьных концертах. То есть, этот, казалось бы, разносторонний одноклассник придумал ей «кличку» , а дети дальше по ассоциативному ряду развили издевательства на этом фоне. Я не спорю, что в постсоветском пространстве все думают, что узбеки - это дешевая рабочая сила, которая умеет только строить дома для богатых россиян и казахов. Если бы мне сказали что-то в этом духе, то я бы просто проигнорировала оскорбления. Но как объяснить ребенку, что все это стереотипное мышление жестоких одноклассников? Я ходила на собрания, поднимала вопрос, но мама Алана каждый раз на мои жалобы отвечала оскорблениями и приказывала вернуться на историческую Родину, если меня что-то не устраивает в Казахстане. Я поняла, что проблема не в мальчике, а в его семье.

Мы перевели в этом году Диору в международную частную школу, где учатся в основном дети экспатов. Надеюсь, что она больше никогда не столкнется с дискриминацией в этой стране. В любом случае, после этой ситуации, мы с мужем начали беспокоиться за безопасность нашего ребенка. У нас есть друзья-казахи. Они все высокообразованные и приятные люди. Когда узнали об этой ситуации, то все недоумевали и просили у нас прощения за маму одноклассника дочери. Наверное, в любой национальности есть плохие люди. По крайней мере, я себя так успокаиваю.

Катя, 5 лет

Наш прадед принимал участие в Великой Отечественной Войне, а Катя коренная алматинка в четвертом поколении. Все эти факты я озвучиваю, чтобы вы понимали, что для Кати Казахстан является самой настоящей Родиной. Мы никогда даже не задумывались о переезде в Россию, пока не стали чувствовать давление со стороны окружения, то есть казахов. Мы проживаем в районе первой Алматы, там, как известно, проживают старожилы этого города. За последние два года мы не заметили, как здесь все стало меняться. Район помолодел в плане жителей, и все они - представители титульной нации. В основном покупают жилье в наших старых пятиэтажках молодые семьи из разных концов Казахстана. Много среди них неработающих мам, которые сидят дома с детьми. Я сама работаю и муж тоже, ребенка оставляем в будние дни в детском саду, потому что бабушка живет в другом конце города. Естественно, что мы с новыми соседями не состоим в близких отношениях. Они зачастую с нами даже не здороваются в ответ. В выходные мы выходим с Катей на детскую площадку. Так как детей на площадке много, я всегда наблюдаю за ней с лавочки. Девочка она у нас очень коммуникабельная и может завести беседу с кем угодно, а еще она абсолютно не жадная и раздает всем свои игрушки, лишь бы с ней вместе поиграли. Однажды я заметила как ее отчитывала наша новая соседка. Я подошла и увидела как она на повышенных тонах говорит моей дочери что-то на казахском языке. Я вмешалась, Катя увидев меня, прилипла к моим ногам и буквально дрожала от страха. Женщину не остановило, что я подошла и пыталась защитить свою дочь. Причина конфликта оказалась настолько мелочной - Катя решила собрать свои игрушки и пойти домой, другая девочка не отдавала ей их и начала ее толкать. На что ребенок ответил тем же. Понимаете, такое среди детей распространенная ситуация. Но этот детский конфликт перетек в оскорбления от мамы девочки. Она начала орать на ребенка, а при виде меня и вовсе перешла на личности. Я не стала усугублять все и просто ушла за руку с дочкой домой. На следующей неделе с Катей на детской площадке никто не игрался. Я видела, что дети как-то ее отталкивают. Она сидела на песочнице и одиноко лепила фигурки. Придя домой, она разрыдалась и сказала, что остальные дети ее обзывали «сасык орыс» . Если честно, мы даже не знали, как переводиться это словосочетание. Начала расспрашивать у знакомых. Была в шоке от значения.

Наша соседка постаралась сделать козла отпущения из моей пятилетней дочери. Ничего лучше, чем издевательства на национальной почве она придумать не смогла. После этого случая мы больше не гуляем во дворе. Ходим в развивающий центр. Другие подруги рассказали о новой школьной программе, где изучение казахского языка для детей становится неподъемной ношей. Все чаще стали задумываться с мужем о переезде, но не в Россию, а в европейские страны. Несмотря на то, что по «Хабару» в Казахстане все национальности живут в мире и согласии, на деле все совсем по-другому. Национализм есть, и он очень страшный. Не казахам здесь жить, безусловно, гораздо сложнее. Я бы даже сказала опасно.

Женя, 15 лет

Наша семья - это выселенные из родных краев корейцы. Когда моего прадеда и прабабушку перевезли в Казахстан, им спасли жизнь местные жители. Поэтому с самого детства мы росли с глубоким уважением к казахской нации. Безусловно, мы бывали и в Корее, нашли там своих родственников, но Казахстан есть и остается нашим домом. Мой сын, Женя, считается активистом в школе. Все постановки, КВН и прочие активности не проходят без его участия. Успеваемость по урокам у него тоже хорошая. Любая мама будет хвалить своего ребенка, но Женя, и вправду, у нас совершенно положительный ребенок без вредных привычек и плохой компании. С сыном у нас особые отношения. У него нет от меня секретов, вплоть до амурных дел рассказывает маме. Я очень ценю доверие Жени и пытаюсь давать взрослые советы, чтобы он чувствовал ответственность за свои поступки.

В 8-м классе Женя скатился до троек, стал агрессивным, начал слушать грустные песни о безответной любви. Безусловно, я поняла, что мой мальчик влюбился. Не стала читать нотаций, решила отпустить ситуацию, чтобы он сам разобрался во всем. Первая несчастная любовь, с кем не бывает?

В конце третьей четверти, меня вызывают в школу. Приняла меня директор, начала с того, что у Жени плохая успеваемость. Я сказала, что подтянемся и все образумится, но директор не переставала крутить свою шарманку, а потом и вовсе попросила нас перевестись в другую школу. Было предчувствие, что проблема не в оценках. Мой ребенок стал кому-то мешать. По профессии я психолог, пришлось проводить полноценную сессию с директором, в итоге которой выяснилось, что у сына завязались отношения с одноклассницей Мариям. А она является дочкой чиновника, который увидел как мой сын провожал свою возлюбленную домой.

Женя и Мариям, несмотря на запреты со стороны семьи девочки, продолжали встречаться. Я так понимаю, что ей неоднократно делали предупреждения родители. В общем ее папа а-ля «большой человек» пришел к директору и попросил исключить из школы Женю иначе все спонсорство, которое он любезно оказывает учреждению, закончится, а школа потеряет отличницу Мариям. Легче было отказаться от Жени, поэтому я и сидела в кабинете с золотыми колоннами и директором с сумочкой Furla за 120 000 тенге.

Дома я поговорила по душам с сыном. Как выяснилось, Мариям не разрешают встречаться с Женей, потому что он не казах. С казахами ей дружить можно, но корейцы для семьи Мариям - это люди, которые кушают собак. Все. Занавес.

Я даже не знала как разрулить ситуацию, что сказать, как реагировать... С людской глупостью бесполезно тягаться.

К счастью, в новом учебном году Мариям уже не было. Поехала учиться в Штаты. Очень патриотичная семья, что сказать.

Интерес к опубликованной в сети карте, на которой к Казахстану «присоединили» земли соседних России, Узбекистана и Китая (карту перепечатали многие СМИ), показывает, что в отношениях между этой бывшей советской республикой и РФ что-то меняется. Примечательно, что необычно расширившимися границами иллюстрируют статьи о необходимости перехода казахского языка на латинский алфавит - экспертами это оценивается как символический разрыв с Россией. разбиралась, что стоит за картой, которая взорвала сети.

Собиратели земель

14 сентября государственное информационное агентство Казахстана карту, на которой к территории страны «присоединены» некоторые районы соседних России, Узбекистана и Китая. Граница государства Qazaqstan (Казахстан на латинице) пролегла по территории Омской и Оренбургской областей России, Синьцзян-Уйгурского автономного округа КНР, Ташкентской области Узбекистана и включала в себя Каракалпакстан, относящийся к соседнему Узбекистану.

Заметка, к которой прилагалась карта, была посвящена отнюдь не территориальным вопросам, а проблеме модернизации казахского языка. Иллюстрацию после публикации в российских СМИ оперативно снесли с сайта, но в кеш-памяти Google она осталась.

Что означает эта карта, понять сложно. С одной стороны, граница государственного образования включает в себя Оренбург и Каракалпакию - эти территории принадлежали созданной в 1920 году декретом Всероссийского центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров РСФСР Автономной Киргизской Социалистической Советской Республике. К ней правительство затем присоединяло еще и часть земель Омской губернии, а также Джетысуйской, Самаркандской и Сырдарьинской областей. В 1925 году республика была переименована в Казакскую (Казахскую) АССР (в Киргизскую Республику превратили автономию южнее, она и сейчас называется Киргизией). Столица была перенесена из Оренбурга в Кзыл-Орду, а Оренбург из Казахстана возвращен в РСФСР. К слову, улица в столице республики Астане, на которой располагается Дом министерств, до недавнего времени носила название Орынбор, то есть Оренбург на казахском . Видимо, по какому-то совпадению. Правда, ее уже переименовали в улицу Мангилик Ел - Вечной Страны.

Изображение: «Казинформ»

В 1930 году из автономии была выведена Каракалпакия, в 1932-м часть земель на юге передана Туркмении. В 1936-м была принята «сталинская конституция», согласно которой республика получила статус союзной. Можно было бы сделать вывод, что на карте отображены территории, некогда включенные в советскую республику и выведенные оттуда. Но почему тогда составители этой карты не тронули входившие в автономию районы соседней Туркмении? Зато добавили Ташкент, хотя тот в Киргизскую АССР не входил? Как объяснить появление в государстве Qazaqstan земель Китая? В КНР немало этнических казахов, и составители так обозначали места их расселения? Никаких пояснений от информационного агентства не последовало.

Карта может отражать амбиции руководства Казахстана советского периода - в 1920-е годы, когда в регионе происходило национальное размежевание, многие территории действительно оспаривались республиками друг у друга. Советский государственный деятель рассказывал, что границы советских республик в Средней Азии устанавливал сам Сталин: «Одно создание среднеазиатских республик - это целиком его, сталинское дело!» «Ведь острая борьба шла. Казахи, например, их верхушка, дрались за Ташкент, хотели, чтоб он был их столицей. Сталин собрал их, обсудил это дело, посмотрел границы и сказал: "Ташкент - узбекам, а Верный, Алма-Ата - казахам"», - вспоминал Молотов. Так что, возможно, карта отражает чьи-то мечты о несбывшемся.

Самим агентством «Казинформ» руководит Аскар Умаров, которому приписывают резко националистические взгляды. Если верить СМИ, этот медиаменеджер использовал в дискуссиях и комментариях такие выражения, как «русня», и к согражданам другой национальности обращался со словами: «Не забывайте, что вы тут навязанная диаспора, а не автохтоны, и скажи спасибо, что ваши права соблюдаются и вас, как колонизаторов в иных странах, никто не гонит». Насколько такой подход совпадает с официальной позицией Астаны? Судя по риторике высших должностных лиц, власти Казахстана ратуют за равноправие граждан, вне зависимости от этнической принадлежности. Однако, как отметил научный сотрудник Уральского регионального информационно-аналитического центра (РИСИ) , Астана фактически попустительствует националистам, чтобы приструнить русских в республике и иметь аргументы в спорах с Россией. «Не нужно питать никаких иллюзий на тот счет, что такое происходит против воли руководства Казахстана. Астане выгодно присутствие националистической риторики в общественном дискурсе», - считает он. По его мнению, у казахских националистов есть притязания на Омск и Оренбург.

«В Казахстане русских земель нет»

Журналисты республики провели в сети расследование и установили, что карта эта давно кочует по казахстанским сайтам - ею иллюстрировали в 2015-2016 годах такие материалы, как интервью «В Казахстане русских земель нет» известного писателя Герольда Бельгера, «Наша родина называется не русофильски - Казахстан, а Qazaqstan или Qazaq Republic» и «Qazaqstan: нужна не смена букв, а репозиционирование». Как видим, речь идет прежде всего о переводе казахского языка на латиницу. Так что последний инцидент вполне можно списать на эксцесс исполнителя - редакторы просто перепечатали расхожую иллюстрацию.

Более примечателен сам процесс, который в сети иллюстрируют картой с необыкновенно расширившимся Казахстаном. В дискуссиях о смене алфавита постоянно всплывает тема взаимоотношений Казахстана и России. Необходимость латинизации Астана объясняет объективными причинами - потребностью в модернизации государственного языка. Власти и общественные деятели ведут активную кампанию по разъяснению полезности и благотворности латинизации. Благодаря новой графике произойдут духовное возрождение народа, консолидация нации и интеграция в мировое цивилизационное пространство, объясняют пропагандисты и агитаторы. СМИ республики показывают , что на местах сознательные граждане целиком и полностью поддерживают языковую реформу.

В общем, с латинским алфавитом связывается все хорошее и самые радужные надежды «Модернизация языка - это часть большой программы модернизации общества. Ситуация такая, что либо мы реально модернизируемся, меняем общество, меняем себя и становимся современным продвинутым государством, либо раздираемые внутренними противоречиями еще более архаизируемся, исламизируемся и скатываемся в ряд проблемных государств», - объяснил член рабочей группы по разработке нового алфавита Айдос Сарым. Но о какой модернизации идет речь и при чем тут латинский алфавит, пропагандисты не объясняют.

Сам президент Казахстана , что кириллический алфавит искажает казахский язык. «В казахском языке нет "щ", "ю", "я", "ь". Используя эти буквы, мы искажаем казахский язык, поэтому [с введением латиницы] приходим в основу. Это важнейшее мероприятие. Но здесь наскоком нельзя, будем постепенно и вдумчиво подходить», - заявил Назарбаев, не приведя доводов в пользу того, что латиница более подходит фонетическому строю казахского языка.Поскольку убедительных доводов в пользу латинизации никто привести не может, очевидно, что мотивы лежат в политической плоскости. Иначе зачем тогда Казахстану столь затратная реформа? Ведь латинизация создает большие проблемы: возможная потеря части корпуса литературы, снижение грамотности у людей разных возрастов и так далее.

Когда в апреле 2017-го Назарбаев провозгласил в статье, опубликованной в газете «Егемен Казахстан», неизменность курса на латиницу, многие эксперты истолковали это именно как символический разрыв с Россией или как предвестник неких изменений в политике. Эксперт по Средней Азии Аркадий Дубнов также полагает , что таким образом Астана стремится отдалиться от символов, связанных с Россией и «русским миром». «Сейчас, когда у власти Назарбаев, Казахстан резких движений в сторону от России делать не будет. У нас есть . Но это сигнал Москве», - объяснил директор международных программ Института национальной стратегии Юрий Солозобов.

«Нельзя исключать и того, что статья президента является сигналом и Москве, и Западу. Для России это намек на то, чтобы она была более уступчивой в вопросах, касающихся общих экономических интересов, а для Запада - демонстрация лояльности и независимой позиции на фоне ухудшения отношений России и США», -

Назарбаев - великий компилятор. Казахстан превращается в образцовую постсоветскую республику, вбирая в себя наиболее характерные черты Украины, Белоруссии, а иногда и РФ.

За 2016 год численность самозанятых в Казахстане выросла на 42%. Казахские власти не могут пройти мимо, поэтому начинают борьбу с тунеядцами, в число которых попадут и фрилансеры. Казахские экономисты считают, что переход населения на фриланс негативно скажется на казахской экономике. Налогами фрилансеров не обложить, как и их работодателя, а когда на фриланс уходят бюджетники, их больше не заставишь голосовать за Назарбаева. Поэтому казахские власти отказываются от реформ трудового законодательства, которые могут защитить фрилансеров и их работодателей, а вместо этого будут реформировать социальную сферу, снижая пакет социальных услуг для формально безработных, и при этом трудоспособных граждан. Чувствуется гений Путина и его картофельного фюрера Лукашенко , которые тоже не любят самозанятых.

Продолжают казахи радоваться и языковой реформе . Казахстанский ученый Амангельды Айталы считает, что переход на латиницу - это «важный шаг к деколонизации, избавление от навязанного алфавита, обретение свободы». Ждем историй о древних высокоразвитых казахах, пользовавшихся латиницей и научивших ей дикие народы Европы.

Митинг в поддержку казахского языка

Смеяться можно сколько угодно, но язык - одна из важнейших частей культурного кода. И культурный код у казахов становится все более антирусским. Недавно некий Акеш Байбатыр предложил развешивать в казахских городах билборды с изображениями «врагов народа». В список врагов народа попали прорусские активисты, например, депутат парламента Ирина Смирнова, критиковавшая переход на латиницу за разрыв культурных связей с Россией.

И Байбатыр такой не один. Казахский журналист Марат Токашбашев недавно заявил о том, что Казахстан не многонациональная страна. Нация в Казахстане только одна, казахская. Все остальные лишь представители диаспор. Все по любимым федеральным лекалам. Казахам - национализм, русне - дружба народов.

Впрочем, национальную мифологию наши казахские евразийские братья предпочитают строить по лекалам украинским. Сегодня в Алма-Ате открыли памятник жертвам Ашаршылыка, казахского голодомора. Это уже второй памятник жертвам массового голода в Казахстане, причем оба созданы не по низовой инициативе местных властей, а по поручению Назарбаева. Ашаршылык казахи сравнивают с холокостом и говорят о том, что украинский голодомор и голод в Поволжье - детский лепет по сравнению с тем, что испытали на себе казахи. Виноваты, кстати, не коммунисты, виноваты русские. Так как Путин русскими не особо интересуется, на них можно отыграться.

За последние несколько лет в республике серьезно вырос уровень межэтнической отчужденности. Треть казахов и треть русских в Казахстане, по недавнему соцопросу, считают, что скоро в республике разразится крупный межэтнический конфликт. Большинство опрошенных казахов готовы сохранять с русскими только приятельские отношения, но учиться и работать вместе с ними не хотят. Казахские эксперты уже открыто говорят о том, что до гражданской войны как на Украине не дошло лишь потому, что большинство русского населения покинуло республику. Не забывают казахи и искать себе друзей: в эфире местного филиала «Радио Свобода» постоянно жалуются на имперские амбиции России и подготовку Кремлем гибридной войны против Казахстана.

Уровень национализма в Казахстане постоянно растет, а русских становится всё меньше. Если Россия не начнет влиять на казахское правительство с целью решения этой проблемы, то неизбежно грядет бойня, и обе стороны конфликта к ней готовы. Назарбаев (убежденный казахский националист) не вечен, и ему на смену придут еще более радикальные деятели.

Спасти три миллиона русских в Средней Азии может только национализм. Даже если вы толерантный и дружбанародный человек, поддержите русских националистов. Хотя бы ради казахов. Казахи так ждут гибридной войны - мы ведь не можем обмануть ожидания наших дорогих партнеров и братьев?

Националисты как общественно-политическая сила присутствуют в любой стране. Казахстан не стал из этого правила исключением: молодая республика на стадии продолжающегося строительства этнически ориентированной государственности в некоторой степени даже нуждается в национал-патриотах и их идеологии. Однако проблема казахского национализма состоит в его антироссийском , даже русофобском характере. Активизация таких сил представляет несомненную угрозу интересам России в стране-партнере и регионе в целом.

Особенность лагеря казахских националистов заключается в отсутствии влиятельных, пользующихся широкой общественной поддержкой организаций с четкой идейной платформой. Пока местное националистическое движение представлено одиночно действующими т.н. национал-патриотами , сосредоточившими индивидуальную работу в медийном и интернет-пространстве, а также в рамках ограниченных публичных акций.

Среди видных казахских нацпатов (как их часто называют СМИ) известный политолог, публицист Айдос Сарым .

Именно А. Сарыма называют в числе организаторов общественного Антиевразийского форума, проведенного в апреле 2014 г., накануне подписания договора о Евразийском экономическом союзе в Астане. Участники мероприятия тогда не скупились на критику в адрес России, заявив о недопустимости воссоздания Советского Союза в лице ЕАЭС. Да и сам политолог не выбирает выражений, характеризуя российскую политику. На ленте аккаунта в Facebook А. Сарым следующим образом оценил текущее состояние российско-казахстанских отношений: «Это надо же так! Все есть. Древняя история. Славные традиции. Богатая культура. Красноречивый эпос. Бескрайние степи. Прекрасные горы. Почти все климатические зоны. Хорошие добрые люди. Вся таблица Менделеева… И мля такой вот сосед…».

Интересное замечание А. Сарым высказал относительно роли этнических русских, составляющих 5-ю часть населения республики: «На постсоветском пространстве с наибольшими проблемами и в интеллектуальном, и в межэтническом, и в другом плане имеют те страны, которые имеют наибольшую долю русскоязычного населения. Это не говорит о том, что русские плохие. Это, скорее, говорит об отношении, как к колонии».

Несмотря на это, в конце марта 2016 г. публицист был избран в состав формируемого местной властью Общественного совета г. Алма-Аты. Одна из задач таких советов, создаваемых по всему Казахстану – предупреждать и разрешать социальные конфликты.

К лидерам местного националистического фронта относится также бывший дипломат (1992-2007 гг.) Расул Жумалы. C 2008 г. значится в числе редакторов националистически-оппозиционного издания «Exclusive», регулярно публикующего материалы антироссийского и антиевразийского характера. Активист прямо поддерживает местное маргинальное движение «Антигептил», преследующее цель прекращения пусков российских ракет-носителей с Байконура. На главной странице профиля националиста в Facebook в качестве фонового изображения размещена фотография «Протона», перечеркнутого красным крестом.

К активным деятелям националистического фронта республики можно отнести Мухтара Тайжана , ранее занимавшего экспертные должности на госслужбе (по некоторой информации, даже в Администрации Президента РК и Совете безопасности республики). Карьерное прошлое политика дает основание, по мнению многих казахстанских экспертов, предположить координацию деятельности нацпата со стороны властных структур.

Несмотря на заявление об уходе из политики в марте 2014 г., М. Тайжан в настоящее время продолжает вести националистическую пропаганду, не гнушаясь открыто антироссийских заявлений и популистских акций. В сентябре 2014 г. СМИ сообщали о том, что М. Тайжан выслал Владимиру Путину экземпляр советского учебника по истории Казахстана, якобы опровергающего слова российского президента о том, что именно Нурсултан Назарбаев стоит у истоков казахстанской государственности (имеется в виду выступление В. Путина на молодежном форуме «Селигер» в августе 2014 г.). В посте в Facebook от 30 марта 2016 г. нацпат разметил новость о падении российского штурмовика Су-25 в Приморском крае с комментарием по-казахски: «Я же говорю, что у них постоянно что-то падает. У других стран такого не бывает».

Ему же принадлежит следующая характеристика Дня Победы: «Была ли победа СССР 9 мая 1945 г. победой также и казахов как народа? Обрели ли мы свободу?.. Нет… Как до, так и после 1945 г. мы как были колониальным народом, так и продолжали оставаться, так и остаёмся». Примечательно, что именно 9 Мая часто становится объектом агрессивных нападок со стороны местных националистов, отрицающих за этим днем значение общенародного праздника.

К негласным лидерам молодежного крыла национал-патриотов относится Жанболат Мамай (редактор националистического издания «Ашык Алан» / «Трибуна»).

Популистский стиль работы молодого политика проявляется в его участии в публичных акциях, за что он даже подвергался задержанию правоохранительными органами. Ж. Мамаю принадлежат слова о том, что «голодомор в Казахстане является преступлением против человечности. Публичное отрицание геноцида казахов является надругательством над памятью миллионов жертв Голодомора и унижением достоинства казахского народа!». Отношение к текущему внутри- и внешнеполитическому курсу России нацпат выразил следующим образом: «В условиях, когда в России, вынужденной отстаивать свое право геополитического игрока, набирает силу откровенный фашизм, происходят тотальные криминализация, алкоголизация, наркотизация, когда экономика страны катится в тартарары, обещая превратить целое государство в одну масштабную зону перманентной нестабильности, Казахстану просто необходимо делать все с точностью до наоборот».

Перечисление популярных в Казахстане общественных деятелей, придерживающихся националистических лозунгов, можно продолжить поэтом, бывшим депутатом Верховного Совета СССР, с трибуны советского «парламента» осуждавшим сокрытие фактов подавления студенческих возмущений декабря 1986 г. в Алма-Ате, Мухтаром Шахановым. Сюда же относятся оппозиционеры, недавно осужденные за «разжигание межнациональной розни» – Ермек Нарымбаев и Серикжан Мамбеталин, а также тюркофил Аскар Умаров (Кумыран), активисты движения «Антигептил» Улан Шамшетов и Болатбек Блялов.

Большинство из них объединяет антироссийская, нередко переходящая в открытую русофобию позиция. Традиционными объектами националистической пропаганды являются история Казахстана в ее колониальной или антисоветской трактовке и российско-казахстанские отношения, развивающиеся, с точки зрения националистов, по имперской и экспансионистской модели. Их особое неприятие вызывает статус русского языка, в котором они видят риски строительству национальной государственности, а также «пятая колонна» из этнических русских, от которой якобы исходит угроза сепаратизма в северных регионах республики.

По понятным причинам националистические силы Казахстана ищут поддержку в Турции и на Западе. Некоторые из них получают от иностранных НПО материальную помощь, как, например, ключевой «антигептиловец» Махамбет Абжан. Последний входит в число руководителей правозащитного объединения «Шанырак», которое функционирует в т.ч. за счет грантов ЕС и американского Национального института демократии. По экспертным оценкам, финансовую и организационную поддержку казахстанским националистическим структурам оказывает турецкая сторона, что во много объясняет активизировавшиеся в последнее время тюркские симпатии местных нацпатов.

Информационное содействие местным нацпатам оказывают западные СМИ. Казахстанская редакция американского радио «Свобода» («Азаттык») широко освещала события, связанные с судебным преследованием активистов Ермека Нарымбаева и Серикжана Мамбеталина за разжигание национальной розни. Националисты были представлены в качестве жертв политического режима, а само преследование трактовалось как посягательство на свободу слова.

Представители лагеря казахских нацпатов установили контакты со сторонниками националистического движения в странах СНГ. В местной прессе появлялась неподтвержденная информация о причастности Ж. Мамая к делу русского националиста, лидеру движения против нелегальной миграции Александра Поткина (Белова). По состоянию на март 2016 г. продолжается судебное разбирательство в России по обвинению А. Поткина в легализации похищенных денежных средств (по делу БТА-банка), разжигании межнациональной розни и создании экстремистского сообщества, намеревавшегося сменить конституционный строй Казахстана. По данным некоторых казахстанских СМИ, Ж. Мамай и его напарница И. Иманбай участвовали в подборе молодежи для подготовки к экстремистским действиям (госпереворотам, цветным революциям) в тренировочном лагере в Чолпон-Ате (Киргизия) в рамках проекта «Злой казах». Сам Ж. Мамай, отрицая свое участие в этих мероприятиях, в то же время подтвердил факт встречи с А. Поткиным в феврале 2012 г.

Казахские националисты поддержали активистов Евромайдана в феврале 2014 г., выступив с трибуны в самом сердце украинской столицы. Среди ораторов были Ж. Мамай, М. Тайжан, С. Мамбеталин. В частности, М. Тайжан рассказал демонстрантам, как «население Казахстана страдает от российских военных полигонов, о вреде, наносимом [республике] Таможенным союзом, о засилье русских на Байконуре».

В заключение отметим, что говоря о казахском национализме, важно учитывать и общую специфику политической системы Казахстана, которая достаточно жестко контролируется официальной Астаной. Публичное декларирование определенной риторики любо напрямую осуществляется властью и подчиненными ей структурами, либо же допускается Акордой и нередко используется в собственных политических целях. Отсюда в экспертном сообществе Казахстана сложилось устойчивое мнение, что националистическая и антироссийская риторика присутствует в общественно-политическом дискурсе Казахстана, по меньшей мере, при «молчаливом согласии» власти.

В целом, казахский националистический лагерь, несмотря на свою текущую малочисленность, все же сформировал устойчивую идеологическую платформу, исключительно антироссийского характера. Устоявшиеся и доступные русофобские тезисы, перманентно вбрасываемые в общественный дискурс, имеют высокий взрывной потенциал и в случае обострения ситуации в стране могут быть оперативно задействованы заинтересованными внутренними и внешними силами в целях разрыва Казахстана с Россией.

Ностальгия по советскому прошлому воспринимается как «национальное предательство» и неуважение памяти «миллионов жертв советской власти» (группа в Facebook «Казакская Орда»).

Местные нацпаты нередко критикуют традиционные, связанный с советской традицией праздники: 23 Февраля, 8 Марта, День Победы, 31 декабря (группа в Facebook «Казакская Орда»).

Русский язык оценивается не иначе как «другой язык», чуждый казахской культуре (группа в Facebook «Казакская Орда»).

Националисты как общественно-политическая сила присутствуют в любой стране. Казахстан не стал из этого правила исключением: молодая республика на стадии продолжающегося строительства этнически ориентированной государственности в некоторой степени даже нуждается в национал-патриотах и их идеологии. Однако проблема казахского национализма состоит в его антироссийском , даже русофобском характере. Активизация таких сил представляет несомненную угрозу интересам России в стране-партнере и регионе в целом.

Особенность лагеря казахских националистов заключается в отсутствии влиятельных, пользующихся широкой общественной поддержкой организаций с четкой идейной платформой. Пока местное националистическое движение представлено одиночно действующими т.н. национал-патриотами , сосредоточившими индивидуальную работу в медийном и интернет-пространстве, а также в рамках ограниченных публичных акций.

Среди видных казахских нацпатов (как их часто называют СМИ) известный политолог, публицист Айдос Сарым .

Именно А. Сарыма называют в числе организаторов общественного Антиевразийского форума, проведенного в апреле 2014 г., накануне подписания договора о Евразийском экономическом союзе в Астане. Участники мероприятия тогда не скупились на критику в адрес России, заявив о недопустимости воссоздания Советского Союза в лице ЕАЭС. Да и сам политолог не выбирает выражений, характеризуя российскую политику. На ленте аккаунта в Facebook А. Сарым следующим образом оценил текущее состояние российско-казахстанских отношений:

«Это надо же так! Все есть. Древняя история. Славные традиции. Богатая культура. Красноречивый эпос. Бескрайние степи. Прекрасные горы. Почти все климатические зоны. Хорошие добрые люди. Вся таблица Менделеева… И мля такой вот сосед…» .

Интересное замечание А. Сарым высказал относительно роли этнических русских, составляющих 5-ю часть населения республики:

«На постсоветском пространстве с наибольшими проблемами и в интеллектуальном, и в межэтническом, и в другом плане имеют те страны, которые имеют наибольшую долю русскоязычного населения. Это не говорит о том, что русские плохие. Это, скорее, говорит об отношении, как к колонии».

Несмотря на это, в конце марта 2016 г. публицист был избран в состав формируемого местной властью Общественного совета г. Алма-Аты. Одна из задач таких советов, создаваемых по всему Казахстану – предупреждать и разрешать социальные конфликты.

К лидерам местного националистического фронта относится также бывший дипломат (1992-2007 гг.) Расул Жумалы. C 2008 г. значится в числе редакторов националистически-оппозиционного издания «Exclusive», регулярно публикующего материалы антироссийского и антиевразийского характера. Активист прямо поддерживает местное маргинальное движение «Антигептил», преследующее цель прекращения пусков российских ракет-носителей с Байконура. На главной странице профиля националиста в Facebook в качестве фонового изображения размещена фотография «Протона», перечеркнутого красным крестом.

К активным деятелям националистического фронта республики можно отнести Мухтара Тайжана , ранее занимавшего экспертные должности на госслужбе (по некоторой информации, даже в Администрации Президента РК и Совете безопасности республики). Карьерное прошлое политика дает основание, по мнению многих казахстанских экспертов, предположить координацию деятельности нацпата со стороны властных структур.

Несмотря на заявление об уходе из политики в марте 2014 г., М. Тайжан в настоящее время продолжает вести националистическую пропаганду, не гнушаясь открыто антироссийских заявлений и популистских акций. В сентябре 2014 г. СМИ сообщали о том, что М. Тайжан выслал Владимиру Путину экземпляр советского учебника по истории Казахстана, якобы опровергающего слова российского президента о том, что именно Нурсултан Назарбаев стоит у истоков казахстанской государственности (имеется в виду выступление В. Путина на молодежном форуме «Селигер» в августе 2014 г.). В посте в Facebook от 30 марта 2016 г. нацпат разметил новость о падении российского штурмовика Су-25 в Приморском крае с комментарием по-казахски:

«Я же говорю, что у них постоянно что-то падает. У других стран такого не бывает».

Ему же принадлежит следующая характеристика Дня Победы:

«Была ли победа СССР 9 мая 1945 г. победой также и казахов как народа? Обрели ли мы свободу?.. Нет… Как до, так и после 1945 г. мы как были колониальным народом, так и продолжали оставаться, так и остаёмся».

Примечательно, что именно 9 Мая часто становится объектом агрессивных нападок со стороны местных националистов, отрицающих за этим днем значение общенародного праздника.

К негласным лидерам молодежного крыла национал-патриотов относится Жанболат Мамай (редактор националистического издания «Ашык Алан» / «Трибуна»).

Популистский стиль работы молодого политика проявляется в его участии в публичных акциях, за что он даже подвергался задержанию правоохранительными органами. Ж. Мамаю принадлежат слова о том, что

«голодомор в Казахстане является преступлением против человечности. Публичное отрицание геноцида казахов является надругательством над памятью миллионов жертв Голодомора и унижением достоинства казахского народа!».

Отношение к текущему внутри- и внешнеполитическому курсу России нацпат выразил следующим образом:

«В условиях, когда в России, вынужденной отстаивать свое право геополитического игрока, набирает силу откровенный фашизм, происходят тотальные криминализация, алкоголизация, наркотизация, когда экономика страны катится в тартарары, обещая превратить целое государство в одну масштабную зону перманентной нестабильности, Казахстану просто необходимо делать все с точностью до наоборот».

Перечисление популярных в Казахстане общественных деятелей, придерживающихся националистических лозунгов, можно продолжить поэтом, бывшим депутатом Верховного Совета СССР, с трибуны советского «парламента» осуждавшим сокрытие фактов подавления студенческих возмущений декабря 1986 г. в Алма-Ате, Мухтаром Шахановым. Сюда же относятся оппозиционеры, недавно осужденные за «разжигание межнациональной розни» – Ермек Нарымбаев и Серикжан Мамбеталин, а также тюркофил Аскар Умаров (Кумыран), активисты движения «Антигептил» Улан Шамшетов и Болатбек Блялов.

Большинство из них объединяет антироссийская, нередко переходящая в открытую русофобию позиция. Традиционными объектами националистической пропаганды являются история Казахстана в ее колониальной или антисоветской трактовке и российско-казахстанские отношения, развивающиеся, с точки зрения националистов, по имперской и экспансионистской модели. Их особое неприятие вызывает статус русского языка, в котором они видят риски строительству национальной государственности, а также «пятая колонна» из этнических русских, от которой якобы исходит угроза сепаратизма в северных регионах республики.

По понятным причинам националистические силы Казахстана ищут поддержку в Турции и на Западе. Некоторые из них получают от иностранных НПО материальную помощь, как, например, ключевой «антигептиловец» Махамбет Абжан. Последний входит в число руководителей правозащитного объединения «Шанырак», которое функционирует в т.ч. за счет грантов ЕС и американского Национального института демократии. По экспертным оценкам, финансовую и организационную поддержку казахстанским националистическим структурам оказывает турецкая сторона, что во много объясняет активизировавшиеся в последнее время тюркские симпатии местных нацпатов.

Информационное содействие местным нацпатам оказывают западные СМИ. Казахстанская редакция американского радио «Свобода» («Азаттык») широко освещала события, связанные с судебным преследованием активистов Ермека Нарымбаева и Серикжана Мамбеталина за разжигание национальной розни. Националисты были представлены в качестве жертв политического режима, а само преследование трактовалось как посягательство на свободу слова.

Представители лагеря казахских нацпатов установили контакты со сторонниками националистического движения в странах СНГ. В местной прессе появлялась неподтвержденная информация о причастности Ж. Мамая к делу русского националиста, лидеру движения против нелегальной миграции Александра Поткина (Белова). По состоянию на март 2016 г. продолжается судебное разбирательство в России по обвинению А. Поткина в легализации похищенных денежных средств (по делу БТА-банка), разжигании межнациональной розни и создании экстремистского сообщества, намеревавшегося сменить конституционный строй Казахстана. По данным некоторых казахстанских СМИ, Ж. Мамай и его напарница И. Иманбай участвовали в подборе молодежи для подготовки к экстремистским действиям (госпереворотам, цветным революциям) в тренировочном лагере в Чолпон-Ате (Киргизия) в рамках проекта «Злой казах». Сам Ж. Мамай, отрицая свое участие в этих мероприятиях, в то же время подтвердил факт встречи с А. Поткиным в феврале 2012 г.

Казахские националисты поддержали активистов Евромайдана в феврале 2014 г., выступив с трибуны в самом сердце украинской столицы. Среди ораторов были Ж. Мамай, М. Тайжан, С. Мамбеталин. В частности, М. Тайжан рассказал демонстрантам, как «население Казахстана страдает от российских военных полигонов, о вреде, наносимом [республике] Таможенным союзом, о засилье русских на Байконуре».

В заключение отметим, что говоря о казахском национализме, важно учитывать и общую специфику политической системы Казахстана, которая достаточно жестко контролируется официальной Астаной. Публичное декларирование определенной риторики любо напрямую осуществляется властью и подчиненными ей структурами, либо же допускается Акордой и нередко используется в собственных политических целях. Отсюда в экспертном сообществе Казахстана сложилось устойчивое мнение, что националистическая и антироссийская риторика присутствует в общественно-политическом дискурсе Казахстана, по меньшей мере, при «молчаливом согласии» власти.

В целом, казахский националистический лагерь, несмотря на свою текущую малочисленность, все же сформировал устойчивую идеологическую платформу, исключительно антироссийского характера. Устоявшиеся и доступные русофобские тезисы, перманентно вбрасываемые в общественный дискурс, имеют высокий взрывной потенциал и в случае обострения ситуации в стране могут быть оперативно задействованы заинтересованными внутренними и внешними силами в целях разрыва Казахстана с Россией.

Ностальгия по советскому прошлому воспринимается как «национальное предательство» и неуважение памяти «миллионов жертв советской власти» (группа в Facebook «Казакская Орда»).

Местные нацпаты нередко критикуют традиционные, связанный с советской традицией праздники: 23 Февраля, 8 Марта, День Победы, 31 декабря (группа в Facebook «Казакская Орда»).

Русский язык оценивается не иначе как «другой язык», чуждый казахской культуре (группа в Facebook «Казакская Орда»).

М.А. Лихачев - Уральский региональный информационно-аналитический центр, г. Екатеринбург научный сотрудник

кандидат юридических наук