Образ и характеристика гриши добросклонова в поэме кому на руси жить хорошо некрасова сочинение. Образ и характеристика Гриши Добросклонова в поэме “Кому на Руси жить хорошо”: описание в цитатах

  • 27.04.2019

Чтоб землякам моим

И каждому крестьянину

Жилось вольготно-весело

На всей святой Руси!

Н. А. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо

В образе народного заступника Гриши Добросклонова воплотился авторский идеал положительного героя. Этот образ явился итогом раздумий Н. А. Некрасова о путях, ведущих к счастью русский народ. Правдиво, но очень по-этично поэт сумел отобразить лучшие черты характера Гриши — оптимистически настроенного борца, тесно свя-занного с народом и верящего в его великое и светлое будущее.

Рос Гриша в нищете. Его отец, Трифон, сельский дья-чок, жил «беднее захудалого последнего крестьянина», был вечно голоден. Мать Гриши, Домна, — «батрачка безответ-ная на каждого, кто чем-нибудь помог ей в черный день». Сам Гриша учится в семинарии, которая для него была «кормилицей». Как ни плохо кормили их в семинарии, юноша последним куском хлеба делился с матерью.

Рано задумался Гриша о жизни, и в пятнадцать лет он уже твердо знал, «кому отдаст всю жизнь свою и за кого умрет». Перед собой, как и перед любым думающим чело-веком, он ясно видел лишь две дороги:

Одна просторная Дорога — торная. Страстей раба...

По этому пути движется жадная к соблазну толпа, для которой смешна даже мысль «о жизни искренней». Это дорога бездушья и жестокости, поскольку «за блага брен-ные» там кипит «вечная, бесчеловечная вражда-война».

Но есть и вторая дорога: Другая — тесная, Дорога честная, По ней идут Лишь души сильные, Любвеобильные, На бой, на труд...

Григорий Добросклонов выбирает именно этот путь, поскольку видит свое место рядом с «униженными» и «оби-женными». Это дорога народных заступников, революцио-неров, и Гриша не одинок в своем выборе:

Немало Русь уж выслала Сынов своих, отмеченных Печатью дара божьего, На честные пути...

Гриша обладает не только светлым умом и честным бунтующим сердцем, он наделен и даром красноречия. Он умеет убедить мужиков, которые прислушиваются к нему и верят его словам, утешить их, разъяснить, что в появле-нии таких людей, как Глеб-предатель, виноваты не они, а «крепь», которая родила и «грехи помещика», и грехи Гле-ба и «несчастного Якова». Материал с сайта

Нет крепи — Глеба нового Не будет на Руси!

Григорий лучше, чем остальные, понимает великую силу слова, поскольку он — поэт. Его песни поднимают дух крестьянам, радуют вахлаков. Еще совсем юный Гриша может привлечь своими песнями внимание обездоленного народа к идее протеста и повести за собой. Он верит, что народная сила — это «совесть спокойная, правда живу-чая», поэтому ощущает «в груди своей силы необъятные».

Свое счастье Григорий Добросклонов находит в любви к родине и народу, в борьбе за его свободу, и этим он не только отвечает на вопрос странников о том, кто счастли-во живет на Руси, но и является олицетворением понима-ния Некрасовым истинного назначения своего творчества, своей жизни.

/ / / Образ Григория Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Создавая поэму « », Николай Некрасов хотел посвятить ее народу, простому и самоотверженному. Поет нередко наблюдал за теми людьми, которые до последнего боролись за свою свободу, за свое счастье. Именно поэтому, в своей поэме, автор решил создать образ борца, который все отдаст за народ.

Таким персонажем становится Григорий Добросклонов. Родился и жил он в такой бедной семье, что мать его хлеб слезами солила. Отец Григория, дьяк по прозванию, был еще беднее самого несчастного крестьянина. Поэтому, мальчишка с ранних лет насмотрелся на ужасы голодной жизни.

В свои пятнадцать лет он твердо знал, за кого отдаст жизнь свою. Григорий Добросклонов стремится помочь всем нуждающимся. Он появляется там, где слышно горе, где есть зов о помощи.

Герой не задумывается о своем личном богатстве и благополучие. Настоящий революционер готов хоть сейчас распрощаться со своей жизнью, чтоб изменить судьбу народа к лучшему. И в своих помыслах Григорий был не одинок. Множество людей готовы были участвовать в протесте против такой «собачьей» жизни.

Добросклонова не пугают все те трудности, которые могут возникнуть на пути к свободе. Григорий до последнего верит в силу и победу народа, который находился на грани, на последней точке кипения. Мысль о том, что многомиллионные народные протесты в скором времени заполонят земли русские, тешит и радует его. Речи и слова Добросклонова заводят толпу, они оказывают магическое действие на окружающих, вдохновляя на борьбу и на победу.

Григорий Доброскловов – сильный, смелый, волевой герой некрасовской поэмы. Такой человек может стать настоящим вождем и повести за собой народное восстание. Своим призванием он считает борьбу за права угнетенных и обездоленных. Ведь сколько простому народу можно гнуть спины для других, сколько можно терпеть унижение и безвольно подчинятся.

На главный вопрос поэмы о том, кому же все-таки хорошо живется на Руси, Николай Некрасов отвечает: «борцам за народное счастье».

Один из спорных для некрасоведов вопросов - роль Григория Добросклонова и смысл этого образа в поэме «Кому на Руси жить хорошо» : создавал ли Некрасов образ «заступника народного», борца за народное счастье, «разночинца, революционера 60-х гг. и революционного народника 70-х гг.», или просветителя, воспитателя народа. В черновой редакции главы, как отмечают исследователи, был «яснее истинный смысл образа Гриши Добросклонова - народного заступника. Именно здесь Некрасов сравнивал его с Ломоносовым и предрекал ему тяжкую судьбу: «чахотку и Сибирь». «Чахотка» и «Сибирь» были, безусловно, точными указаниями на революционную, противоправительственную деятельность Гриши Добросклонова. Но Некрасов еще на начальном (доцензурном) этапе работы зачеркнул строки: «Ему судьба готовила / Путь громкий, имя славное / Народного заступника, / Чахотку и Сибирь». Только по воле издателей поэмы уже в советское время эти строки были включены в текст. Но вопрос, почему автор отказался от этих строк, напрямую указывающих на революционную деятельность героя, - остается. Сделал ли это Некрасов в результате автоцензуры, т.е. заранее зная, что строки не будут пропущены? Или это было вызвано изменением концепции образа Гриши?

Возможное объяснение отказа Некрасова от указаний на трагическую судьбу Гриши Добросклонова нашел Н.Н. Скатов, который увидел причину в стремлении создать обобщенный образ представителя молодого поколения. «С одной стороны, - пишет исследователь, - он (Гриша Добросклонов) человек совершенно определенного быта и образа жизни: сын бедного дьячка, семинарист, простой и добрый парень, любящий деревню, мужика, народ, желающий ему счастья и готовый бороться за него. Но Гриша - и более обобщенный образ молодости, устремленной вперед, надеющейся и верующей. Он весь в будущем, отсюда некоторая его неопределенность, только намеченность. Потому-то Некрасов, очевидно, не только из цензурных соображений, зачеркнул уже на первом этапе работы стихи».

Споры вызывает и место героя в повествовании. К.И. Чуковский склонен был отводить этому герою ключевую роль. Собственно, появление такого героя, как Гриша Добросклонов, и стало для исследователя важнейшим аргументом в определении композиции поэмы. «Счастье» народного заступника Гриши Добросклонова и должно венчать, по мнению К.И. Чуковского, поэму, а не восторженный гимн «благодетельнице»-губернаторше, который звучит в «Крестьянке». Как итоговый в размышлениях Некрасова о «счастье» воспринимают образ Гриши Добросклонова и другие исследователи. По предположению Л.А. Евстигнеевой, «в следующих главах центральной фигурой поэмы должен был стать Гриша Добросклонов, образ которого только намечен в «Пире...».

Но есть и иная точка зрения, согласно которой Гриша Добросклонов - не кульминация поэмы, не ее венец, а всего лишь один из эпизодов в поисках крестьян. «Встреча с Григорием Добросклоновым, - полагают исследователи, - была одним из эпизодов путешествия странников - важным, знаменательным, принципиальным и т.д., но все же лишь эпизодом, который вовсе не означал окончания их поисков». Эту же позицию разделяет и В.В. Жданов, автор книги «Жизнь Некрасова»: «Маловероятно, что все линии пути многосложного повествования, все многообразие образов и характеров можно свести к Грише Добросклонову, - утверждает он, - вероятно, что это один из этапов на пути к завершению всего труда». Ту же мысль высказывает и Н.Н. Скатов: «Сам по себе образ Гриши не ответ ни на вопрос о счастье, ни на вопрос о счастливце». Исследователь мотивирует свои слова тем, что «счастье одного человека (чьим бы оно ни было и что бы под ним ни понимать, хотя бы и борьбу за всеобщее счастье) еще не разрешение вопроса, так как поэма выводит к думам о «воплощении счастья народного», о счастье всех, о «пире на весь мир».

Для такого понимания роли героя есть все основания: путешествие мужиков, действительно, не должно было заканчиваться на Вахлачине. И в то же время, трудно согласиться и с тем, что Гриша Добросклонов - всего лишь один из многочисленных героев. Не случайно в образе Гриши Добросклонова явственны черты столь дорогих некрасовскому сердцу людей - Добролюбова и Чернышевского.

Но проблема заключается не только в определении места героя в поэме. Спорным представляется вопрос о том, принимал ли Некрасов «счастье» Григория Добросклонова как высшее представление о счастье? Обращаясь к этой проблеме, К.И. Чуковский утверждает, что в своем творчестве Некрасов соотносил с представлением о счастье жизнь только богатых и влиятельных людей, например, счастливым был назван «владелец роскошных палат» из стихотворения «Размышление у парадного подъезда». Но это утверждение не совсем точно. У Некрасова было и другое понимание счастья. И оно тоже выразилось в его лирике. Счастливцем, например, он называл И.С. Тургенева:

Счастливец! из доступных миру
Ты наслаждений взять умел
Все, чем прекрасен наш удел:
Бог дал тебе свободу, лиру
И женской любящей душой
Благословил твой путь земной.

Несомненным слагаемым «счастья» для Некрасова была не праздность, а труд. И потому, рисуя картины счастливого будущего в поэме «Горе старого Наума», Некрасов воспевает «вечный бодрый труд над вечною рекою». Известно и такое некрасовское признание. В мае 1876 г. сельская учительница Малоземова написала ему письмо - отклик на прочитанную поэму, которая завершалась главой «Крестьянка». Учительнице казалось, что поэт не верит «в существование счастливых людей», и она старалась разубедить его: «Я уже стара и очень некрасива, - писала она, - но очень счастлива. Сижу у окна в школе, любуюсь природой и наслаждаюсь сознанием своего счастья... В прошлом моем много горя, но я считаю его благом-счастьем, оно выучило меня жить, и без него я не знала бы наслаждения в жизни...». Некрасов ответил ей много позднее - его письмо датировано 2 апреля 1877 г.: «Счастие, о котором Вы говорите, составило бы предмет продолжения моей поэмы. Ей не суждено окончиться». Означают ли эти слова, что в дальнейшем автор хотел продолжить рассказ о жизни Гриши Добросклонова? Ответить на этот вопрос невозможно. Но нельзя не заметить, что Гришино понимание счастья действительно близко счастью сельской учительницы. Так, когда благодарный Грише за добрые слова, за помощь, Влас желает ему счастья, как он его понимает, счастья крестьянского:

Дай Бог тебе и серебра,
И золотца, дай умную,
Здоровую жену! -

Гриша Добросклонов отвечает несогласием с таким пониманием счастья, противопоставляет ему свое:

Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай Господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно-весело
На всей святой Руси!

Исследователями давно отмечена близость судьбы и образа Гриши Добросклонова с судьбами и личностями Николая Чернышевского и Николая Добролюбова. Семинаристское прошлое, происхождение Чернышевского, черты личности Добролюбова и даже его фамилия - становятся непосредственными источниками образа. Известно и то, как Некрасов воспринимал своих сотрудников по «Современнику»: в стихотворениях, посвященных Добролюбову и Чернышевскому, их судьбы утверждаются как воплощение идеальной судьбы. Но можно отметить еще целый ряд деталей, которые свидетельствуют об особенной значимости для автора образа Гриши Добросклонова. Некрасов явно сакрализирует образ Гриши: представляя Гришу как «посланца Божьего», отмеченного «печатью дара Божьего». На путь, избираемый им, - «дорогу тесную», «честную», призывает ангел милосердия. Песня «Средь мира дольнего», которую поет ангел милосердия, в черновой редакции называлась «Куда идти?» Исследователи видят в этом названии явную аналогию с названием романа Чернышевского «Что делать?» Но можно предположить и другой источник этих слов: они перекликаются со словами апостола Петра, вопрошавшего, как свидетельствуют древние апокрифы, Христа о цели его пути: «Куда идешь?» Отвечая на вопрос Петра, Христос сказал: «В Рим, чтобы снова принять распятие». «После этого Христос возносится на небо, а Петр, видя в словах Христа провозвестие своей мученической смерти, возвращается в Ром, где его распинают вниз головой». Эта аналогия также позволяет увидеть высший смысл Гришиного пути. Интересно отметить, что первоначально имя некрасовского героя было - Петр.

Но автор не случайно отказывается от этой прямой аналогии с судьбой последователя Христа, как отказывается и от прямых указаний на революционную деятельность Гриши Добросклонова. Гриша предстает как просветитель, «сеятель знанья на ниву народную», который и призван «сеять разумное, доброе, вечное». Характерно, что стихотворение, призывающее «сеятелей знанья на ниву народную», было написано одновременно с главой «Пир на весь мир». Но если в стихотворении «Сеятелям» Некрасов сетовал на «робость» и «слабость» сеятелей, то в поэме он создает образ героя, наделенного и целеустремленностью, и нравственной силой, и пониманием народной души. Рожденный в народной среде, испытавший все его горести и печали, он знает и народную душу, и пути к народному сердцу. Он знает, что может «оживить» Русь. Жизнь, отданная возрождению народной души, просвещению народа, и мыслится Некрасовым как счастье. Именно поэтому Некрасов и заканчивает свою поэму словами:

Быть бы нашим странникам под родною крышею,
Если б знать могли они, что творилось с Гришею.
Слышал он в груди своей силы необъятные,
Услаждали слух его звуки благодатные,
Звуки лучезарные гимна благородного -
Пел он воплощение счастия народного!..

Следует согласиться с В.И. Мельником, который пишет о том, что поэт воспевал «всякую жертву человека, всякий подвиг - лишь бы он делался во имя других людей. Такое самопожертвование стало как бы религией Некрасова».

Наделяя своего героя истинно «счастливой» судьбой, Некрасов тем не менее не завершает главу возвращением странников в родные деревни. Их путешествие должно было продолжиться. Почему? Ведь заключительные строки указывали не только на согласие автора с таким пониманием счастья, но и на то, что странники уже были готовы его разделить. Один из возможных ответов на этот вопрос дал Г.В. Плеханов, известный революционный деятель. Он увидел причину такой концовки в том, что народ и «народные заступники» не были едины в своих стремлениях. «В том-то и дело, что странники-крестьяне разных деревень, порешившие не возвращаться домой, пока не решат, кому живется весело, вольготно на Руси, - не знали того, что творилось с Гришею, и не могли знать. Стремления нашей радикальной интеллигенции оставались неизвестны и непонятны народу. Ее лучшие представители, не задумываясь, приносили себя в жертву его освобождению, а он оставался глух к их призывам и иногда готов был побивать их камнями, видя в их замыслах лишь новые козни своего наследственного врага - дворянства».

Это замечание, отражающее действительные реалии русской жизни, все же не совсем справедливо по отношению к некрасовской поэме: Гриша не предстает как борец-одиночка в поэме, «вахлаки» и слушают его, и прислушиваются к его мнению. И все же Некрасов не хотел завершить искания своих героев в Вахлачине. Странствие должно продолжиться, и, как справедливо пишет один из исследователей, «неизвестно, к чему оно может привести мужиков. Ведь поэма строится на основе развития авторской идеи, а Некрасову очень важно показать, чему учатся странники во время путешествия, что, в частности, они почерпнули из тех новых встреч, о которых рассказывается в «Пире...». Поэтому события, изображенные в «Пире...», вовсе не должны быть концовкой поэмы, напротив, они становились новым стимулом в дальнейших поисках семи мужиков, дальнейшем росте их самосознания».

Григорий Добросклонов появляется в эпилоге поэме, о его значение нельзя сравнить с простым завершением произведения.

Образ и характеристика Гриши Добросклонова – это попытка автора вселить в души читателя оптимизм и веру в будущее.

Описание отца героя и жизни в его доме

Григорий - сын дьячка Трифона. Отец занимает низшую ступень среди служителей церкви. Отец очень беден, представить, как живет семья священника сложно. Он беднее

«захудалого последнего крестьянина».

В доме Трифона две комнаты – каморки. В одной стоит печь, которая дымит. Другая – в высоту больше 2 метров (сажень), пригодная только для лета. В хозяйстве нет коровы, лошади. От Трифона ушли собака и кот. Мать была доброй и заботливой. Она прожила недолго. Женщина думала о самом насущном – о соли, ей как в песне «Соленая» приходилось готовить для сына на слезах. Два образа – мать и Родина – слились в один. Сделать их жизнь лучше стало целью Гриши.

Учеба героя

Дьяк отправил сына в духовную семинарию. Так было положено на Руси. Живет Григорий в страшной бедности, но его тяга к знаниям поражает. В час ночи просыпается парень и ждет утра, когда им принесут ситник. Еда была безвкусной и не сытной. На семинаристах экономил «хапуга-эконом». В описании семинарии нет данных об учителях, предметах, классах. Некрасов здесь скуп на слова: темно, холодно, угрюмо, строго, голодно. За каждым наречием встает страшная картина. Зачем раскрашивать словами то, что темно в реальности. Отец гордится успехами сына, но не пытается улучшить его существование, он сам был вечно голодным.

Характер Григория

Можно уже из описания детских лет и учебы заметить отличительные особенности характера Григория. Он твердо идет к своей цели. Такое стремление доступно не многим, но уже появлялись молодые люди, которые несли в массы знания и свет. Григорий делится умными мыслями с простыми мужиками. Он взамен получает еду. Некрасов подчеркивает, что герой – особый человек. У него дар от Бога, умение разглядеть в обычном важное, донести слово до сердца. Григорий – вожак. Он увлекает за собой. Рабы, нищие, обиженные слышат и понимают речи парня. Их покоряет искренность семинариста. Он рдеет, как девушка, но не позволяет гневу вырваться наружу. Добросклонов талантлив. Он пишет песни, которые поет народ.

Мечты героя

Григорий – заступник, воин, смелый человек. Он с детских лет наметил свой путь. Еще ребенком слушал песни матери, он понимает, как велика песенная сила, как проникает она вглубь людей. Песни – душа народа. Они передают проблемы и лечат их, сдерживают негативные порывы, воспитывают оптимизм и веру в себя. Григорий с помощью песен пытается поднять крестьян на защиту своих прав. Образованный юноша видит, в чем причина русской нищеты:
  • крепостничество;
  • тяжелый непосильный труд;
  • разгул пьянства среди мужиков;
  • страшная нищета и голод;
  • жадность и лень барства;
  • невежественность простого народа.
Григорию обидно за страну, которую он любит всей душой. Такого патриотизма нет ни у кого из героев поэмы.

Прототип Гриши

Н.А.Некрасов подобрал герою фамилию, сказывающую, кто был прототипом персонажа. Добросклонов – Добролюбов. Основа общая – добро. Это люди, которые несут добро в массы народа. Исходя из фамилий, можно выяснить важные характеристики. Один склоняет людей к добрым делам, другой – любит всех и надеется, что каждый человек изначально добр. У героя поэмы и публициста много общего:
  • уникальная целеустремленность;
  • трудолюбие;
  • одаренность и талант.
Объединяет литературный персонаж и реальное лицо трагедия детства. Они остались без матери, которая оставила в душе силу и воспитала характер сыновей. Герой и его прототип стремятся изменить окружающий их мир.

Выбор героя

Григорий – представитель революционно настроенных молодых людей, которые в будущем обеспечат народу достойную жизнь. Судьба героя – яркий путь, громкое имя, слава заступника и защитника, но в этом же ряду стоят чахотка и Сибирь. Гриша много размышляет. Молодой поэт пришел к выводу, что у людей есть к счастью две дороги. Одна приведет человека к богатству, власти и почету. Это счастье строится на достижении материального благосостояния. Второй путь – духовное счастье. Оно предполагает единство с теми, кому служат, - с народом. Второй путь тяжелый и тернистый. Григорий призывает идти к заветным целям, сделать счастливыми как можно больше людей: «вольготно – весело на всей святой Руси» будут жить хлебопашец, бурлак и простой мужик. Таких, как персонаж поэмы, уже сотни, но автор верит, что их станет еще больше. Весь многомиллионный русский народ просыпается и встает на путь борьбы.

«Рать подымается – Неисчислимая, сила в ней скажется Несокрушимая!». Песня «Русь» - гимн о счастье, сила веры русской молодежи. Звуки музыки и смысл слов проникали в сердца и поднимали дух. Юноша делился своим оптимизмом, автор через него поддерживал идеи друзей – революционеров.

Некрасов, великий русский писатель, создал множество произведений, в которых он стремился открыть миру что-то новое. Исключением не является и поэма «Кому на Руси жить хорошо». Самым главным для раскрытия темы героем является Гриша Добросклонов, простой крестьянин с непростыми желаниями и мыслями.

Прототип

Последний по упоминанию, но первый по важности образ поэмы «Кому на Руси жить хорошо», - это Гриша Добросклонов. По словам сестры поэта Буткевич А. А., героя стал художник Добролюбов. Буткевич утверждала так неспроста. Во-первых, такие заявления делал сам Некрасов, а во-вторых, это подтверждается созвучием фамилий, характером героя и отношением прототипа к самоотверженным и целеустремленным борцам, выступающим на стороне народа.

Твердохлебов И. Ю. считает, что образ Гриши Добросклонова является неким слепком черт таких известных деятелей, как Белинский, Добролюбов и Чернышевский, которые в сумме создают идеал героя революции. Следует также отметить, что Некрасов без внимания не оставил и новый тип общественного деятеля - народника, который совместил в себе черты как революционного, так и религиозного активиста.

Общие черты

Образ Григория Добросклонова демонстрирует, что это яркий представитель пропагандиста революции, который стремится подготовить народные массы к борьбе против капиталистических устоев. В чертах этого героя воплотились самые романтические черты революционной молодежи.

Рассматривая этого героя, надо также учитывать, что Некрасов принялся за его создание в 1876 году, т. е. в то время, когда «хождение в народ» уже усложнялось множеством факторов. Некоторые сцены произведения подтверждают, что Грише предшествовали «бродячие» пропагандисты.

Что касается отношения Некрасова к простому рабочему народу, то здесь он высказал свое особенное отношение. Его революционер ведет он жил и рос на Вахлачине. Народный заступник Гриша Добросклонов - это герой, который хорошо знает свой народ, понимает все обрушившиеся на него беды и печали. Он является одним из них, поэтому не вызывает сомнений или подозрений у простого мужика. Гриша - это надежда поэта, его ставка на представителей революционного крестьянства.

Сборный образ

Сам поэт отмечает, что в образе Гриши он запечатлел черты которые были характерны революционно настроенной молодежи 1860-1870-х годов, французским коммунарам и прогрессивным представителям крестьянства. Исследователи утверждают, что образ Гриши Добросклонова несколько схематичен. Но это легко объясняется тем, что Некрасов создавал новый исторический тип героя и не мог до конца изобразить в нем все, что хотел. На это повлияли и условия, сопутствовавшие созданию нового типа, и исторические особенности времени.

Некрасов раскрывает свое видение общественного деятеля, конкретизируя глубокие исторические корни борьбы народа, изображая духовную и политическую связь героя с судьбой и надеждами народа, систематизируя их в образах конкретных личностей и индивидуальных особенностях биографии.

Характеристика героя

Образ народного заступника Гриши Добросклонова описывает простого парня из народа, который жаждет бороться со сложившимися социальными слоями. Он стоит на одном уровне с простыми крестьянами и ничем от них не отличается. Уже в самом начале своего жизненного пути он узнал, что такое нужда, голод и бедность, и осознал, что этим явлениям необходимо противостоять. Для него порядки, царившие в семинарии, были результатом несправедливого социального уклада. Уже во время учебы он осознал все тяготы семинарской жизни и смог их осмыслить.

В 60-х годах XIX века семинаристы росли на сочинениях вольнолюбивых русских авторов. Из среды учащихся клерикалов вышло множество писателей, например, Помяловский, Левитов, Чернышевский и другие. Революционная закалка, близость к народу и природные способности делают образ Гриши Добросклонова символом народного вожака. В характере юного семинариста собраны характерные юношеские черты, такие как непосредственность, застенчивость, совмещавшиеся с самоотверженностью и твердой волей.

Чувства героя

Гриша Добросклонов полон любви, которую он изливает на свою мать-страдалицу, на свою родину и народ. В поэме даже имеет место конкретное отображение его любви к простым людям, которым он помогает «по мере сил». Он жнет, косит, сеет и отмечает праздники вместе с простыми крестьянами. Он любит проводить время с другими ребятами, бродить по лесу и собирать грибы.

Он видит свое личное, персональное счастье в счастье других, в крестьянский радости. Не так уж и просто защищать униженных, но Гриша Добросклонов делает все, лишь бы облегчить судьбу обездоленных.

Раскрытие образа

Гриша открывает свои чувства через песни, и через них же указывает путь к счастью простого мужика. Первая песня обращена к интеллигенции, которую герой стремится побудить защищать простой народ, - в этом весь Гриша Добросклонов. Характеристика следующей песни объясняется просто: он мотивирует народ на борьбу, стремится научить крестьян «быть гражданином». Ведь именно это является целью его жизни - он жаждет улучшить жизнь бедного сословия.

Образ Гриши Добросклонова раскрывается не только в песнях, но и в его благородном, лучезарном гимне. Семинарист посвящает себя воспеванию времени, когда на Руси станет возможна революция. Чтобы объяснить, будет революция в будущем или она уже пустила первые ростки, Некрасов использовал образ «третьеводни», который в поэме упоминается четырежды. Это не историческая деталь, сгоревший дотла город - символ низвержения крепостных устоев.

Вывод

Осознание бродячих мужиков, которые пытаются выяснить, кому же на Руси жить хорошо, того, как им использовать свои силы для улучшения жизни народа, является итогом поэмы. Они поняли, что единственный способ сделать людей счастливыми - это искоренить «крепь», сделать всех вольными - на такую мысль их наталкивает Гриша Добросклонов. Характеристика его образа подчеркивает существование двух основных проблемных линий: кто «счастливее» и кто «грешнее», - которые в результате разрешаются. Самыми счастливыми для Гриши являются борцы за народное счастие, а самыми грешными - предатели народа. Григорий Добросклонов - это новый революционный герой, двигатель исторической силы, которая закрепит свободу.