Энрико карузо биография. Краткая биография энрико карузо

  • 01.06.2019

Биография князя Василия 2 Васильевича Темного

Василий 2 Васильевич (Темный) — (рожд. 10 марта 1415 г. - смерть 27 марта 1462 г.) Сын Василия 1 Дмитриевича. Великий князь московский. При Василии 2 велась длительная междоусобная война. Против него выступала коалиция удельных князей под началом его дяди - галицкого князя Юрия Дмитриевича и его сыновей Василия Косого и Дмитрия Шемяки. Вместе с этим велась борьба с Казанью и великим княжеством Литовским. Великокняжеский престол несколько раз переходил к галицким князьям (1433–1434), которые пользовались поддержкой Новгорода и Твери.

Василий был ослеплен в 1446 году Дмитрием Шемякой (отсюда и «Темный»), но в конечном счете одержал в начале 50-х гг. XV века победу.

Василий Темный смог ликвидировать почти все мелкие уделы внутри Московского княжества, укрепляя великокняжескую власть. В результате походов 1441–1460 гг. в значительной степени возросла зависимость от Москвы Суздальско-Нижегородского княжества, Новгорода Великого, Пскова, Вятки.

По приказанию Василия 2 митрополитом был избран русский епископ Иона (1448 г.), что ознаменовало провозглашение независимости русской церкви от константинопольского патриарха и способствовало укреплению международного положения Руси.

Биография Василия 2 Темного

Происхождение. Наследство

1425 год, 27 февраля — скончался великий князь владимирский и московский Василий 1 Дмитриевич, оставив свой удел, «примыслы» и великое княжество своему единственному сыну Василию, которому в то время не исполнилось еще и 10-ти лет. Начало княжения Василия ознаменовалось эпидемией чумы и сильной засухой в 1430 — 1448 гг. Положение юного великого князя на престоле было непрочное. У него были дядья, удельные князья Юрий, Андрей, Петр и Константин Дмитриевичи. Старший из них, Юрий Дмитриевич, сам претендовал на великое княжение. Князь Юрий полагал, что порядок наследования не мог устанавливать Василий 1, потому как он определялся духовной их отца - Дмитрия Донского. Юрий Дмитриевич считал, что, в соответствии с этим завещанием, после смерти Василия великокняжеский престол должен был унаследовать именно он, князь Юрий, как старший из рода .

Борьба за власть

В борьбе за власть Юрий Дмитриевич опирался, с одной стороны, на поддержку свояка - великого князя литовского Свидригайла Ольгердовича, а с другой - на заступничество перед ханом своего друга, влиятельного ордынского мурзы Тегини. Однако московские бояре, во главе которых был талантливый дипломат Иван Дмитриевич Всеволожский, хорошо разбирались в сложившейся расстановке сил. Иван Дмитриевич смог настроить большинство ордынских мурз против Тегини, а значит, сделал их сторонниками своего князя.

Суд в Орде

Когда же на суде у хана Юрий Дмитриевич стал обосновывать свои претензии на великое княжение ссылаясь на древнее родовое право, московский дипломат одной фразой смог добиться ханского решения в свою пользу, сказав: «Князь Юрий ищет великого княжения по завещанию отца своего, а князь Василий - по твоей милости».

Хан, очень довольный таким проявлением покорности со стороны московитов, велел выдать ярлык Василию и даже приказал было Юрию Дмитриевичу, в знак подчинения ханской воле, вести под уздцы коня с восседавшим на нем великим князем.

Начало междоусобиц

Поводом к продолжению войны послужил такой эпизод. 1433 год — во время свадьбы Василия Васильевича его мать, Софья Витовтовна, сорвала драгоценный золотой пояс с другого Василия - сына Юрия Дмитриевича. Чуть ранее кто-то из старых бояр поведал Софье, что этот пояс принадлежал некогда Дмитрию Донскому, а потом был украден и оказался в семье Юрия Дмитриевича. Скандал, что и говорить, выше громким: князь появился на свадебном пиру в ворованной вещи! Конечно, Василий Юрьевич и его брат Дмитрий Шемяка тут же покинули Москву. Их отец, Юрий Дмитриевич, воспользовался этим поводом и двинул войско на племянника.

В сражении на Клязьме меньшее по численности войско великого князя потерпело поражение от Юрия Дмитриевича, а сам Василий был схвачен и отослан Юрием в Коломну. На Святой неделе в 1434 г. Юрий Дмитриевич вступил в Москву, однако оказался в ней нежеланным гостем. На следующий год Юрий снова разгромил войско великого князя и в очередной раз вступил в Москву, которую вынужден был раньше покинуть из-за враждебности бояр и дворян. В плен попали мать и жена московского князя, бежавшего в Нижний Новгород. Неожиданно Юрий скончался.

Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия 2

Исторический портрет Василия Темного

В большинстве своем историки считают Василия 2 Темного вполне заурядной личностью, не отличающейся какими либо дарованиями. Масштабы этой личности кажутся несоизмеримы с тем «морем бед», которое ей довелось преодолевать. Трагичность судьбы Василия отмечается всеми исследователями. Хотя, справедливости ради надо заметить, что много страданий великий князь претерпел по своей вине. И все же победу над многочисленными соперниками - талантливыми и коварными - сложно объяснить лишь разумностью и опытностью советников и отлаженностью государственной системы. Надо отдать должное упорству Василия Темного, способности после поражения снова начинать борьбу и умению, говоря современным языком, «подбирать кадры». В той многолетней войне, которую довелось вести Василию со своими врагами, противоборствующие стороны не стеснялись в выборе средств, действуя хитростью и силой. Вряд ли уместно обелять и Василия, и его противников.

Междоусобицы продолжаются

Василий 2 вернулся в Москву, заключил мир с сыновьями покойного: Василием, Дмитрием Шемякой и Дмитрием Красным. Но первый из них нарушил клятву, напав на Москву, но оказался в плену и был ослеплен (почему и получил прозвище Косой). Шемяку задержали в Москве, куда он приехал, чтобы пригласить великого князя Василия 2 на свою свадьбу. Поздней их смог примерить троицкий игумен Зиновий.

Тем временем была сделана попытка объединить католическую и православную церковь. 1441 год, март — в Москву с Флорентийского церковного собора, где был принят акт об объединении христианских церквей под главенством римского папы, вернулся митрополит Исидор. Светские власти и духовенство сделали попытку склонить его к отказу от унии, но, видя как упорствует митрополит, заточили его в Чудов монастырь, откуда он бежал в Тверь, а потом в Рим.

В плену у татар. Ослепление

1445 год — Василий 2 попал в плен к татарским царевичам Махмутеку и Якубу. Шемяка просил татар не отпускать великого князя, однако тот смог освободиться, пообещав огромный выкуп. Кроме денег, он был должен отдать несколько областей своего княжества «в кормление» царевичам. Но розданные в кормление «грады и волости» принадлежали Москве только формально. Князь Василий умудрился посадить пришедших с ним казанцев мало того что в глушь, так еще и на спорные земли.

1446 год — Дмитрий захватил Москву и взял в плен обеих великих княгинь. Самого Василия схватили в Троице-Сергиевом монастыре и ослепили в Москве, отсюда прозвище Темный.

Свидание Дмитрия Шемяки и Василия Темного

После ослепления

Он получил в удел Вологду, но в скором времени снова начал вести борьбу в союзе с тверским князем Борисом Александровичем, на дочери которого, Марии, был женат его сын Иван. 1446 год, декабрь — Василий Темный смог вернуть столицу и престол, но война продолжалась. 1450 год — Дмитрий Шемяка прибыл в Новгород, где 18 июля 1453 г. был ослеплен агентами Василия 2. Если ранее князья захватывали в плен, свергали с престола и калечили своих родственников, то теперь великий князь решился на убийство двоюродного брата, если, конечно, сведения об отравлении верны.

1456 год — московское войско разгромило новгородцев. Новгородская республика вынуждена была отказаться от самостоятельности во внешнеполитических делах. Когда в январе 1460 г. великий князь с сыновьями Юрием и Андреем прибыл в Новгород поклониться местным святыням, на вече обсуждался вопрос об убийстве гостей, и только архиепископу Ионе удалось отговорить горожан от этой затеи.

Смерть

Василий 2 Темный болел сухотной болезнью (туберкулез). Его лечили обычным в те времена способом: по нескольку раз зажигать на различных частях тела трут. Это, разумеется, не помогло, а в местах множества ожогов развилась гангрена. 27 марта Василий 2 Темный скончался, завещав своему старшему сыну и соправителю Ивану Великое княжество Владимирское и самый обширный удел. Княжич Иван, будущий , прозванный Великим, получил в свое распоряжение эффективную корпорацию, которая была полностью лишена внутренней конкуренции. Очень скоро она станет самым крупным государством Европы.

Итоги правления

Централизация великокняжеской власти
Подчинение Московскому княжеству мелких удельных княжеств
Увеличение влияния Москвы на Суздаль, Псков, Новгород
Сохранение религиозной самостоятельности

По биографии Василия II Темного, великого князя Московского, можно было снять русскую версию «Игры престолов». Он вошел в историю как слабый монарх, лишившийся глаз во время междоусобиц, но именно его политика подготовила почву для объединения Руси.

«Богоизбранный»

В 1425 году умирает великий князь Василий I Дмитриевич. Прямым наследником становился его 10-летний сын – Василий. Но звенигородский князь Юрий, брат Василия I, опираясь на завещание Дмитрия Донского, объявил свое право на престол. Ведь именно ему отец завещал бразды правления в случае смерти брата. Узурпатору воспротивился митрополит Фотий. Он попытался усовестить Юрия, убедить отказаться от притязаний на трон и примириться с племянником. Однажды случилось так, что Фотий, пытаясь надоумить звенигородского князя отказаться от престола, приехал в Углич, где находилась резиденция Юрия. Последний к приезду митрополита пригласил всех своих подданных: бояр, воевод, слуг, чернь, - пытаясь показать, какова его сила в борьбе за великокняжеский престол. Фотий лишь усмехнулся: «крестьяне не войны, а сермяги не латы», и уехал, не дав благословения ни Юрию, ни народу. Сразу после отъезда митрополита в Угличе началась страшная эпидемия. Верующий народ решил, что это кара Божья за крамольные мысли против наследника и восстал против Юрия. Пришлось князю ехать к Фотию и просить прощения. «По молитве влыдыки мор прекратился», и Юрий согласился уступить престол племяннику. Так Василий II получил свой трон при поддержке церкви и воли случая.

Предсказание судьбы

Дабы узаконить свое княжение, Василию необходимо было получить ярлык из рук золотоордынского хана. Велик был его страх перед поездкой, он помнил о судьбах многих неудачливых князей: Александр Невский умер от изнеможения на обратном пути, Михаил Тверской был зверски убит в Сарае. Перед тем, как отправиться в путь, он обращается за предсказанием к знаменитой московской провидице Фотинии. Василий Васильевич получил следующее пророчество: все его враги будут низвергнуты, и он вернется в Москву «на белом коне… Но берегись однако. Да, на белом коне вернешься ты в Москву, но придет время – белый свет померкнет для тебя». Пройдет время, и будет ослеплен князь Василий II – так исполнится прорицание Фотинии, и для Василия навсегда померк белый свет.

Великое милосердие и иудин грех

В 1446 году, находясь в состоянии борьбы за великокняжеский престол, Василий II отправился молиться Троицкую лавру, где его схватили и пленили давние враги – Иван Можайский, Дмитрий Шемяка и Борис Тверской. По их приказанию Василия ослепляют, после чего он и получает свое прозвище «Темный». Одним из исполнителей был московский боярин Никита Константинович. Слепого Василия вместе с женой отправили в Углич. Но уже через пол года Василию удалось вернуть престол. В 1448 году преданные Василию люди отыскали преступника Никиту. Оказавшись перед ослепленным им же князем, боярин Никита трепетал, кинулся ему в ноги, моля о легкой смерти. И был прощен. Обратился он к князю тогда со следующими словами: «Государь всемилостивейший, хочу быть до конца дней своих в оскорблении скорбном – хоть глумцом и скоморохом, хоть псом смердящим, только бы искупить грех страшный». Князь поверил ему и сделал его своим поводырем. Также боярин Никита выполнял и дьяческие обязанности: составлял по требованию князя грамоты-приказы. В результате общения Василия и Никиты обнаружилась у них одна общая любовь – к полевым цветам. Часто приходили они на луг и часами бродили среди зарослей цветов, самодержавец и его палач. Прошло время, и узнал Василий, что его жена Марья Ярославна подарила ему сына. Обрадовался князь, но тут же пoник, отведя лицо в сторону Никиты: «Родился сын, а я никогда его не увижу». Никита кинулся в ноги князю, но тот отстранил его. Вскоре Никита, мучимый совестью, покончил с собой.

Случай на свадьбе

Единственной женой Василия II была Марья Ярославна. На их свадьбу съехались многие именитые гости. Один их них - Василий Косой - приехал в богатом золотом поясе, усаженном дорогими каменьями. Старый боярин Петр Константинович рассказал историю этого пояса матери великого князя, Софье: мол, пояс этот был дан суздальским князем Дмитрием Константиновичем в приданое за дочерью Евдокиею, шедшею замуж за Дмитрия Донского. Тысяцкий Василий Вельяминов подменил этот пояс другим, меньшим по цене, а настоящий отдал сыну своему Николаю, за которым была другая дочь князя Димитрия Суздальского, Марья. Так с рук на руки и попал пояс к Василию Косому как подарок от тестя, в нем он и явился на свадьбу великого князя. Софья Витовтовна, прознав, что за пояс был на Косом, при всех сняла его с князя как собственность своего семейства. Юрьевичи, оскорбленные таким позором, тотчас выехали из Москвы. Свадебный инцидент стал поводом к войне.

В борьбе за чистоту веры

Сильным союзником в борьбе Василия II за великокняжеский престол выступала Русская православная церковь, самая богатая митрополия в составе Константинопольского патриархата. К ней обращалось само греческое духовенство за подаянием. В этих условиях русская церковь нашла возможность отделения от константинопольской патриархии. Особенно к этому стремился честолюбивый рязанский епископ Иона, которого поддерживал князь Василий. Нужен был только подходящий случай. В 1439 году патриарх Исидор дал свое согласие на создание Флорентийской унии, объединившей Восточную и Западную церкви. Это шло в разрыв с интересами Русской церкви и стало основанием для низложения Исидора. По приказу Василия II в 1448 году русский епископ Иона был избран митрополитом, что стало знаком провозглашения независимости русской церкви от константинопольского патриарха и укрепило международное положение Руси.

Соправитель

Василий II лично занимался воспитанием сына, в будущем Ивана III, который станет знаменитым объединителем русских земель. Дабы приучить его к государственной деятельности, он назначил его своим соправителем. Впоследствии сам Иван, признав эту практику удачной, повторит ее на своем сыне – Иване Молодом. В 1460 году юный Иван удачно выступает против войск хана Ахмата. Назначив своего сына в качестве соправителя, Василий подготовил почву для будущего взлета могущества Русского государства при его преемнике.

Мучительный уход

К концу жизни Василий II заболел сухоткой (последняя стадия нейросифилиса). По всей его спине появлялись гнойные нарывы, которые он пытался лечить мазью на основе ртути, прижигая раны. Также прибегал он к обычному в то время способу – по несколько раз зажигал на разных участках тела трут. Естественно, это не помогло, лишь развило гангрену. Хотел он уйти в монастырь, но этому воспрепятствовали его близкие. В марте 1462 года великокняжеский слепец скончался в великих муках.

Энрико Карузо (1873-1921) - итальянский оперный певец. Он родился 25 февраля 1873 года в семье бедных рабочих. Родители видели в сыне инженера, но он с детства мечтал стать музыкантом. Только невероятное трудолюбие вкупе с талантом помогло мальчику выбраться из нищеты, стать известным на весь мир. Даже сейчас люди продолжают чтить его память, вспоминать великолепное исполнение лирических и драматических произведений. Особенно хорошо у музыканта получались традиционные неаполитанские песни. Примечательно, что у Карузо было минимальное музыкальное образование. Он обучался в вечерней школе. Преподавателем для тенора стал пианист Скирарди и маэстро де Лютно. Также юношу обучал бархатный баритон Миссиано.

Тяжёлое детство

Энрико был третьим ребёнком в бедной семье, после его появления у Марчелло и Анны-Марии Карузо родилось ещё четверо детей. Как известно, всего мать родила за свою жизнь 18 детей, но выжило только 12 из них. Семья проживала в одном из бедных промышленных районов Неаполя. После окончания начальной школы мальчик отказался учиться дальше, хотя родители видели в нём инженера. Он хотел идти к своей мечте, посвятить жизнь музыке, поэтому отправился в хор небольшого местного храма.

В возрасте 15 лет будущий певец потерял мать. После её смерти он устроился работать в автомастерскую к своему отцу. Одновременно с этим Энрико начал подрабатывать, выступая на церковных праздниках в Сан Джованелло. Карузо считал, что в церкви погибшая мать сможет услышать его пение, поэтому посвящал этому занятию всё своё время. Прихожане восхищались его тенором, иногда даже предлагали спеть для своих возлюбленных. За это они щедро платили талантливому парню.

Позднее он начал выступать на улицах. Именно тогда Энрико услышал педагог Гульельмо Верджине. Он пригласил юношу на прослушивание, вскоре тот стал учеником известного дирижёра Винченцо Ломбарди. Преподаватель во всём поддерживал своего подопечного, именно он организовал первые концерты для Карузо в местных барах и ресторанах. Кроме того, педагог посоветовал сменить имя Эррико (данное при рождении) на более благозвучный псевдоним.

Первое появление на сцене

Шестнадцатого ноября 1894 года состоялся дебют исполнителя на сцене «Театро нуово». Он исполнил партию в опере Морелли «Друг Франческо», певцу удалось сразу привлечь внимание зрителей и критиков. Через некоторое время он спел в опере «Сельская честь», затем исполнил заглавную партию в «Фаусте». В 1895 Энрико впервые отправился на гастроли за границу.

Одной из первых стран, которые посетил Карузо, стала Россия. После этого он выступал во многих населённых пунктах, завоевав себе армию поклонников по всему миру. В 1900 г. музыкант впервые появился на сцене легендарного театра «Ла Скала», который находится в Милане.

Всемирный успех

После гастролей в Европе певец впервые выступил в Лондоне, это случилось в 1902 году. Через год он повторил успех в Нью-Йорке, исполнив роль Герцога Мантуанского на сцене «Метрополитен-опера». Зрители высоко оценили талант тенора, с того времени он стал главной звездой американского театра. Энрико регулярно пел партии из французских и итальянских опер. Его репертуар насчитывал огромное количество произведений.

Свой первый серьёзный гонорар певец потратил на увеселительные заведения. Позже он несколько раз появлялся на сцене в нетрезвом виде, из-за этого чуть было не испортил свою карьеру. Кроме того, Энрико ежедневно выкуривал по две пачки египетских сигарет. Он рисковал своим здоровьем и голосом ради пагубной привычки, не задумываясь о последствиях.

Именно Карузо стал первым оперным исполнителем, который согласился записать голос на граммофонные пластинки. Благодаря этому его репертуар сохранился на долгие годы. Сейчас существует около 500 записанных дисков певца.

Личная жизнь

Энрико производил невероятное впечатление на женщин. Когда его карьера только начиналась, юноша намеревался жениться на дочери руководителя театра. Но в последний момент он передумал, сбежал с церемонии с балериной. Спустя некоторое время музыкант познакомился со своей коллегой Адой Гиачетти. Она была старше его на десять лет, но разница в возрасте не помешала бурному роману.

Вскоре после знакомства влюблённые начали жить в гражданском браке. За 11 лет супруга родила четверых сыновей. Из них остались в живых только Родольфо и Энрико, названные в честь персонажей «Риголетто». Женщина пожертвовала карьерой ради семьи, но Карузо не захотел остепениться. Он регулярно флиртовал, хотя и не изменял Аде. В итоге жена не выдержала, она сбежала с водителем семьи.

Тенор разозлился на возлюбленную, в отместку он начал встречаться с её младшей сестрой. Гиачетти подала в суд с требованием вернуть украденные драгоценности, она не собиралась мириться с бывшим мужем. Закончилась эта история тем, что Аде удалось добиться от супруга выплаты ежемесячного пособия.

В возрасте 45 лет Энрико встретил свою первую официальную жену. Ею стала дочь американского миллионера Дороти Парк Бенжамин. Она была младше супруга на 20 лет. Отец отказывался давать благословение на их союз, он даже лишил дочь наследства. В это время музыкант сходил с ума от ревности. Он хотел откормить жену до такого состояния, чтобы её не считали привлекательной другие мужчины.

Последнее появление Карузо на сцене датируется 24 декабрем 1920 годом. Он сильно заболел из-за перенесённой аварии, поэтому вернулся в Италию. Тенор умер от плеврита 2 августа 1921 г., его похоронили в Неаполе. Отпевание происходило в церкви Сан-Франческо-ди-Паола. После смерти мужа Дороти издала две книги о его жизни. Они были написаны в 1928 и 1945 гг., состояли преимущественно из любовных писем от певца для любимой супруги.

"У него был орден Почетного легиона и английский Викторианский орден, немецкий орден Красного орла и золотая медаль на ленте Фридриха Великого, орден офицера Итальянской Короны, ордена бельгийский и испанский, даже солдатский образок в серебряном окладе, который называли русским «орденом Святого Николы», бриллиантовые запонки - дар Императора Всероссийского, золотая шкатулка от герцога Вандомского, рубины и алмазы от английского короля… - пишет А. Филиппов. - О его проделках рассказывают до сих пор. Одна из певиц прямо во время арии потеряла кружевные панталоны, но успела запихнуть их ногой под кровать. Радовалась она недолго. Карузо поднял штанишки, расправил их и с церемонным поклоном поднес даме… Зрительный зал взорвался от хохота. На обед к испанскому королю он пожаловал со своими макаронами, уверяя, что они намного вкуснее, и предложил гостям отпробовать. Во время правительственного приема он поздравил президента Соединенных Штатов словами: «Я рад за вас, ваше превосходительство, вы почти так же знамениты, как я». По-английски он знал лишь несколько слов, о чем было известно очень немногим: благодаря артистизму и хорошему произношению он всегда легко выходил из затруднительного положения. Лишь однажды незнание языка привело к курьезу: певцу сообщили о скоропостижной кончине одного из его знакомых, на что Карузо просиял улыбкой и радостно воскликнул: «Прекрасно, когда увидитесь с ним, передайте от меня привет!»

Он оставил после себя порядка семи миллионов (для начала века это безумные деньги), поместья в Италии и Америке, несколько домов в Соединенных Штатах и Европе, коллекции редчайших монет и антиквариата, сотни дорогих костюмов (к каждому прилагалась пара лакированных штиблет)".

А вот что пишет польская певица Я. Вайда-Королевич, выступавшая с гениальным певцом: «Энрико Карузо, итальянец, родившийся и выросший в волшебном Неаполе, в окружении дивной природы, итальянского неба и палящего солнца, был очень впечатлителен, импульсивен и вспыльчив. Силу его таланта составляли три основные черты: первая - это чарующий горячий, страстный голос, который невозможно сравнить ни с каким другим. Красота его тембра заключалась не в ровности звучания, а, наоборот, в богатстве и разнообразии красок. Карузо своим голосом выражал все чувства и переживания - временами казалось, что игра и сценическое действие для него излишни. Вторая черта таланта Карузо - безграничная в своем богатстве палитра чувств, эмоций, психологических нюансов в пении; наконец, третья черта - его огромный, стихийный и подсознательный драматический талант. Я пишу „подсознательный“ потому, что его сценические образы не были плодом тщательной, кропотливой работы, не были рафинированы и отделаны до мельчайших деталей, а словно тут же рождались его горячим южным сердцем».

Энрико Карузо родился 24 февраля 1873 года на окраине Неаполя, в районе Сан-Джованьелло, в семье рабочего. «С девяти лет он начал петь, своим звучным, красивым контральто сразу же обратил на себя внимание», - вспоминал позднее Карузо. Его первые выступления состоялись недалеко от дома в небольшой церкви Сан-Джованьелло. Окончил Энрико лишь начальную школу. Что касается музыкальной подготовки, он получил минимально необходимые знания в области музыки и пения, приобретенные у местных преподавателей.

Уже подростком Энрико поступил на фабрику, где работал его отец. Но он продолжал петь, что для Италии, впрочем, неудивительно. Карузо даже принял участие в театральной постановке - музыкальном фарсе «Разбойники в саду дона Раффаэле».

Дальнейший путь Карузо описывает А. Филиппов:

"В Италии того времени было зарегистрировано 360 теноров первого класса, 44 из которых считались знаменитыми. В затылок им дышали несколько сотен певцов рангом пониже. При такой конкуренции у Карузо было мало перспектив: вполне возможно, что его уделом осталась бы жизнь в трущобах с кучей полуголодных детей и карьера уличного солиста, со шляпой в руке обходящего слушателей. Но тут на помощь, как это обычно и бывает в романах, пришел Его Величество Случай.

В опере «Друг Франческо», поставленной меломаном Морелли за свой счет, Карузо довелось сыграть престарелого отца (партию сына пел шестидесятилетний тенор). И все услышали, что голос у «папы» гораздо красивее, чем у «сынишки». Энрико тут же пригласили в итальянскую труппу, собирающуюся на гастроли в Каир. Там Карузо прошел жесткое «боевое крещение» (ему случалось петь не зная роли, прикрепив лист с текстом на спину партнерши) и впервые заработал приличные деньги, на славу прогуляв их с танцовщицами местного варьете. В гостиницу Карузо вернулся под утро верхом на осле, весь облепленный тиной: спьяну он упал в Нил и чудом спасся от крокодила. Развеселая пирушка была лишь началом «большого пути», - гастролируя на Сицилии, он вышел на сцену полупьяным, вместо «судьба» пропел «гульба» (по-итальянски они тоже созвучны), и это едва не стоило ему карьеры.

В Ливорно он поет «Паяцев» Леонкавалло - первый успех, затем приглашение в Милан и роль русского графа со звучным славянским именем Борис Иванов в опере Джордано «Федора»…"

Восхищение критиков не знало предела: «Один из самых прекраснейших теноров, которых мы когда-либо слышали!» Милан приветствовал певца, какого еще не знали в оперной столице Италии.

15 января 1899 года уже Петербург впервые услышал Карузо в «Травиате». Карузо, смущенный и тронутый теплым приемом, отвечая на многочисленные похвалы русских слушателей, говорил: «О, не благодарите меня - благодарите Верди!» «Прекрасным Радамесом был Карузо, возбудивший всеобщее внимание своим красивым голосом, благодаря которому можно предполагать, что в скором времени этот артист станет в первый ряд выдающихся современных теноров», - писал в своей рецензии критик Н.Ф. Соловьев.

Из России Карузо отправился за океан, в Буэнос-Айрес; затем поет в Риме и Милане. После ошеломляющего успеха в «Ла Скала», где Карузо пел в «Любовном напитке» Доницетти, даже дирижировавший оперой Артуро Тосканини, весьма скупой на похвалы, не выдержал и, обняв Карузо, сказал. «Мой бог! Если этот неаполитанец будет продолжать так петь, он заставит весь мир заговорить о себе!»

Вечером 23 ноября 1903 года состоялся дебют Карузо в Нью-Йорке, в театре «Метрополитен». Он пел в «Риголетто». Знаменитый певец сразу и навсегда завоевывает американскую публику. Директором театра был тогда Энри Эбей, который сразу же подписал контракт с Карузо на целый год.

Когда позже директором театра «Метрополитен» стал феррарец Джулио Гатти-Казацца, гонорар Карузо принялся неуклонно расти с каждым годом. В итоге он получал столь много, что другие театры мира уже не могли соперничать с ньюйоркцами.

Пятнадцать лет руководил командор Джулио Гатти-Казацца театром «Метрополитен». Он был хитер и расчетлив. И если иногда раздавались возгласы, что гонорар сорок, пятьдесят тысяч лир за одно выступление чрезмерен, что ни один артист в мире не получал подобной платы, то директор только посмеивался.

«Карузо, - говорил он, - стоит импресарио меньше всех, поэтому никакой гонорар не может быть для него чрезмерным».

И он был прав. Когда Карузо участвовал в спектакле, дирекция повышала цены на билеты по своему усмотрению. Появились барышники, скупавшие билеты по любой цене, а потом перепродававшие их в три, четыре и даже в десять раз дороже!

«В Америке Карузо с самого начала сопутствовал неизменный успех, - пишет В. Торторелли. - Влияние его на публику росло день ото дня. Летопись театра „Метрополитен“ констатирует, что подобного успеха здесь не имел ни один другой артист. Появление имени Карузо на афишах было каждый раз большим событием в городе. У дирекции театра оно вызывало осложнения: большой зал театра не мог вместить всех желающих. Приходилось открывать театр за два, три, а то и за четыре часа до начала спектакля, чтобы темпераментная публика галерки спокойно заняла свои места. Кончилось это тем, что театр на вечерние спектакли с участием Карузо стали открывать в десять часов утра. Зрители с сумочками и корзинками, заполненными провизией, занимали наиболее удобные места. Почти за двенадцать часов приходили люди, чтобы услышать волшебный, чарующий голос певца (спектакли начинались тогда в девять часов вечера)».

Карузо был занят в «Метрополитен» только во время сезона; по окончании его он выезжал в другие многочисленные оперные театры, осаждавшие его приглашениями. Где только певец не выступал: на Кубе, в Мехико, в Рио-де-Жанейро и Буффало.

Скажем, с октября 1912 года Карузо совершил грандиозное турне по городам Европы: он пел в Венгрии, Испании, Франции, Англии и Голландии. В этих странах, как в Северной и Южной Америке, его ждал восторженный прием радостных и трепетных слушателей.

Как-то Карузо пел в опере «Кармен» на сцене театра «Колон» в Буэнос-Айресе. В конце ариозо Хозе в оркестре прозвучали фальшивые ноты. Они остались не замеченными публикой, но не ускользнули от дирижера. Сойдя с пульта, он, вне себя от ярости, направился к оркестрантам с намерением сделать выговор. Однако дирижер заметил, что многие солисты оркестра плакали, и не посмел сказать ни слова. Смущенный, возвратился он на свое место. А вот впечатления импресарио об этом спектакле, напечатанные в нью-йоркском еженедельнике «Фоллиа»:

«До сих пор я считал, что ставка 35 тысяч лир, которую запрашивал Карузо за один вечерний спектакль, была чрезмерной, а сейчас убежден, что для такого совершенно недосягаемого артиста никакая компенсация не будет чрезмерной. Вызвать слезы у оркестрантов! Задумайтесь над этим! Ведь это Орфей!»

Успех приходил к Карузо не только благодаря волшебному голосу. Он хорошо знал партии и своих партнеров по спектаклю. Это позволяло ему лучше понять произведение и намерения композитора и органично жить на сцене. «В театре я просто певец и актер, - говорил Карузо, - но для того, чтобы показать публике, что я не тот и не другой, а настоящий характер, задуманный композитором, мне приходится мыслить и чувствовать именно как человеку, которого имел в виду композитор».

24 декабря 1920 года Карузо выступил в шестьсот седьмом, и своем последнем, оперном спектакле в «Метрополитен». Певец чувствовал себя очень плохо: в течение всего спектакля он испытывал мучительную, пронизывающую боль в боку, его сильно лихорадило. Призвав на помощь всю свою волю, он пропел пять актов «Дочери кардинала». Несмотря на жестокую болезнь, великий артист держался на сцене твердо и уверенно. Сидящие в зале американцы, не зная о его трагедии, неистово аплодировали, кричали «бис», не подозревая, что слышали последнюю песню покорителя сердец.

Карузо уехал в Италию и мужественно боролся с болезнью, но 2 августа 1921 года певца не стало.

Не только величайший талант, но и человек с уникальным характером, о гранях которого можно судить по интересным случаям, которые происходили с артистом.

Шутник и любитель розыгрышей

Потрясающий голос, легендарная личность - Энрико Карузо знаком общественности как непревзойденный гений, однако современники певца знали его и как человека с отличным чувством юмора. Причем проявлял он его иногда прямо на сцене. До сих пор вспоминают случай: одна из певиц случайно потеряла во время исполнения партии кружевные панталоны. Но никто этого не заметил, потому как девушка успела пихнуть их ногой под стол. Никто, кроме Карузо. Он медленно подошел к столу, поднял панталоны и с важным видом поднес их певице.

Известно и его пренебрежительное отношение к политикам. Так, на встрече с испанским королем в его резиденцию Карузо явился со своими макаронами, уверяя, что они вкуснее королевских. До сих пор цитируют и его знаменитое обращение к американскому президенту - «Господин Президент, вы почти так же знамениты, как я».

Тенор-катастрофа

Энрико Карузо несколько раз становился свидетелем и иногда участником катастроф. Однажды в Сан-Франциско, где гастролировал Карузо, прошло землетрясение. Пострадала и гостиница, в которой проживал певец. Но тогда Карузо отделался лишь испугом и снова нашел место для юмора. Когда друзья тенора встретили его в полуразрушенной гостинице с мокрым полотенцем на плече, он пожал плечами и сказал: «Я же говорил, что случится непоправимое, если я возьму верхнюю ноту». Еще несколько раз жизни певца угрожала опасность: однажды прямо во время спектакля произошел взрыв в театре, после этого в особняк Карузо проникли грабители, а еще певца шантажировали мошенники, вымогая крупную сумму денег.

Энрико Карузо. Фото: www.globallookpress.com

Избирательный профессионал

Карузо одним из первых оперных певцов начал записываться на граммофонных пластинках, и делал это в крупных масштабах. Так, певец записал около 500 альбомов, каждый из которых расходился огромным числом копий. Самыми продаваемыми стали «Смейся, паяц!» и «Паяц». Известно также, что Карузо чрезвычайно трепетно относился к композициям и предпочитал исполнять все партии на языке оригинала. Он считал, что никакой перевод не может донести до зрителей всех задумок композитора.

Плохой актер

Несмотря на безупречный голос, которым восхищался весь мир, Карузо частенько упрекали в отсутствии актерских навыков. Особенно старалась пресса и завистники. Но фраза, которую однажды произнес Федор Шаляпин заставила замолчать всех ненавистников: «За те ноты, ту кантилену, ту фразировку, которой обладает великий певец, вы обязаны простить ему все».

Верный профессии

Энрико Карузо знал не только все свои партии, но и партии всех своих партнеров по спектаклю: вживаясь в образ, он не выходил из него, пока не затихнут последние аплодисменты. «В театре я просто певец и актер, но для того, чтобы показать публике, что я не тот и не другой, а настоящий характер, задуманный композитором, мне приходится мыслить и чувствовать именно как человеку, которого имел в виду композитор», - говорил Карузо.

Последний свой спектакль, 607-й по счету, Карузо играл уже тяжело больным. Он вытерпел все мучительные 5 актов оперы, после чего окончательно слег. Зрители кричали «Бис», не зная, что слышали знаменитого тенора в последний раз.