Модельный устав (не юридическое лицо). Модельный устав государственной академии наук

  • 21.09.2019

Те, кто частенько посещают регистраторов в государственных администрациях, либо же следят за изменениями и развитием законодательной базы, которая регулирует отношения в области корпоративного права, не раз слышали о таком понятии как модельный устав. Слышать слышали, но большая часть, иногда даже и сами юристы, не совсем понимают, что это такое. В этой статье мы постараемся объяснить понятие модельного устава и сферу его применения, тем самым продолжая информационный блок об учредительных документах в нашем блоге.

Для начала, как всегда немного истории. С развитием разного рода правоотношений, включая корпоративные, законодатель постоянно пытается внести изменение в их нормативную базу, дабы усовершенствовать и облегчить их регулирование. Так, летом 2011 года были внесены изменения в основные нормативно-правовые акты, которые регулируют порядок создания и организацию юридических лиц, которые несли в себе весьма интересные в тоже время странные новинки, которые якобы упростят обыденную жизнь предпринимателя. Одной из них и есть модельный устав.

Что же такое модельный устав? Исходя из общего определения – это документ, который устанавливает порядок организации и управления конкретного общества и на основании которого оно ведёт деятельность. Только самым важным моментом является то, что этот документ (модельный устав) утверждается не собственниками, а Кабинетом министров. Забавно, не так ли? Дабы понятнее было, общими словами модельный устав можно описать как свод правил, утверждённый Кабмином, и по желанию участников берущийся за основу документ при ведении деятельности.

Использование модельного устава кардинально отличается от использования привычного для всех печатного варианта. Прежде всего, нужно отметить, что на основании модельного устава может совершать деятельность только хозяйственное общество в форме общества с ограниченной ответственностью. Никакие другие организационно-правовые формы не могут использовать модельный устав. Это первое. Второе. Решение о том, работать на основании модельного устава или обычного принимает исключительно высший орган общества (общее собрание участников). Причём такое решение может быть принято как при первичной регистрации, так и в процессе ведения деятельности. Третье, модельный устав не подаётся для регистрации и дальнейшего совершения сделок в печатном виде. Это как любое постановление Кабинета министров, положения которого являются публичными и могут изменяться лишь только ним. Не лишним будет отметить то, что модельный устав не содержит ведомостей о наименовании компании, её юридическом адресе, а также составе учредителей.

Теперь рассмотрим возможность применения модельного устава. Опять немного истории. Когда положения о модельном уставе вступили в силу, т.е. можно было уже реализовывать возможность работы с ним, опираясь на нормы соответствующих законов, зарегистрировать компанию на основании модельного устава было невозможно в течении 4х месяцев. Ответ на вопрос: «почему?», довольно прост. Потому как Кабинет министров его не утвердил. Вот такая хохма. Люди, которые пытались как-то узнать у регистраторов о модельном уставе, получали ответы в стиле: «да мы и сами не знаем что это такое! Мы его даже в глаза не видели!». Даже когда Кабмин утвердил его, положения, которые он содержит, в основном дублируют положения профильных законов. При ведении деятельности основную роль в организации компании отходит решениям участников (протоколам).

Используя модельный устав, работа с банковскими учреждениями вообще может существенно осложниться по причине непонимания сотрудников банка понятия «модельный устав». Бабы не грешить лукавым словом на все банки, можно выделить пару-тройку, специалисты которых осведомлены о работе компаний на модельном уставе, но это скорее исключение.

Большим минусом в работе с модельным уставом является также невозможность самостоятельного внесения изменений в него. Изменения вносятся лишь Кабмином. В результате получается такая ситуация; в случае внесения Кабинетом Министров изменений в модельный устав, такие изменения касаются всех обществ, которые работают на его основании.

Практика показывает, что использование модельного устава большая редкость. Об этом факте говорят цифры. К примеру, в центральном районе города Киева из 64 000 зарегистрированных юридических лиц только 10 работают на основании модельного устава.

Давая рекомендации относительно работы с модельным уставом, специалисты нашей советуют всё-таки воздержаться от использования этого «прогрессивного» документа, давая предпочтение уставу печатной основы, утверждённого участниками. Хотя при желании специалисты из нашей компании смогут помочь создать компанию на основании модельного устава.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Об утверждении Модельного устава

)

На основании статьи 27 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», руководствуясь статьей __ Устава ________ , _________ решил:

1. Утвердить Модельный устав территориального общественного самоуправления в ______ (наименование муниципального образования) .

2. Рекомендовать Модельный устав территориального общественного самоуправления в ______ (наименование муниципального образования) к использованию при разработке уставов территориального общественного самоуправления, не являющегося юридическим лицом.

3. Настоящее решение вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования.

от «__»_______ 20_ г.

№ __ Глава муниципального образования

Утвержден

решением ___

(наименование

представительного органа

муниципального образования)

от «__»_______ 20_ г.

Модельный устав

территориального общественного самоуправления в ______________(наименование муниципального образования )

1. Общие положения

1.1. Территориальное общественное самоуправление в _______ (наименование муниципального образования) (далее – ТОС) – это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории _____ (наименование муниципального образования) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

1.2. Полное наименование: территориальное общественное самоуправление «_______» ________ (наименование муниципального образования) .

Сокращенное наименование: ТОС «______».

1.3. ТОС осуществляется в границах: _______.

Границы территории, на которой осуществляется ТОС (далее – территория ТОС), установлены _____________ (реквизиты решения представительного органа муниципального образования, устанавливающего границы территории, на которой осуществляется ТОС).

1.4. ТОС не является юридическим лицом.

1.5. Органы ТОС находятся по адресу: _________.

1.6. ТОС имеет бланки и иную атрибутику (эмблемы) с указанием полного наименования ТОС.

2. Цель, задачи и основные направления деятельности ТОС

2.1. Основной целью ТОС является самостоятельное и под свою ответственность осуществление гражданами собственных инициатив по вопросам местного значения.

2.2. Задачами ТОС являются:

1) развитие общественной инициативы граждан, проживающих на территории ТОС, повышение их активности и ответственности в осуществлении собственных инициатив по вопросам местного значения;

2) обеспечение учета интересов граждан, проживающих на территории ТОС, при рассмотрении органами местного самоуправления _______ (наименование муниципального образования) вопросов местного значения и принятии по ним решений;

3) обеспечение исполнения решений, принятых на собраниях граждан и конференциях граждан (собраниях делегатов);

4) содействие органам местного самоуправления _______ (наименование муниципального образования) в решении вопросов местного значения.

2.3. Основными направлениями деятельности ТОС являются:

1) разработка, принятие и реализация планов и программ развития территории ТОС с учетом плана и программы комплексного социально-экономического развития _____ (наименование муниципального образования) ;

2) подготовка и внесение предложений в планы и программы комплексного социально-экономического развития _____ (наименование муниципального образования) ;

3) внесение в органы местного самоуправления _____ (наименование муниципального образования) проектов правовых актов _____ (наименование муниципального образования) , предложений по вопросам местного значения, затрагивающих интересы граждан, проживающих на территории ТОС, в том числе по вопросам организации транспортного обслуживания в границах ______ (наименование муниципального образования) , создания условий для обеспечения ______ (наименование муниципального образования) услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

4) внесение предложений в _____ (наименование представительного органа муниципального образования) или главе _____ (наименование муниципального образования) о проведении опроса граждан на всей территории _____ (наименование муниципального образования) или на части его территории для выявления их мнения;

5) благоустройство территории ТОС;

6) организация участия граждан, проживающих на территории ТОС, в работах по обеспечению сохранности жилого фонда и благоустройству территории ТОС;

7) общественный контроль в области охраны окружающей среды и за выполнением санитарных правил на территории ТОС;

8) общественный земельный контроль на территории ТОС;

9) участие в деятельности по развитию сферы образования в ______ (наименование муниципального образования) ;

10) участие в деятельности по развитию сферы культуры в ________ (наименование муниципального образования) ;

11) участие в деятельности по развитию сферы здравоохранения в ______ (наименование муниципального образования) ;

12) участие в деятельности по развитию сферы физической культуры и спорта в _____ (наименование муниципального образования) ;

13) участие в создании условий для организации досуга, а также в организации обустройства мест отдыха граждан, проживающих на территории ТОС;

14) участие в организации и осуществлении мероприятий по работе с детьми и молодежью в ______ (наименование муниципального образования) без вмешательства в деятельность государственных, негосударственных и муниципальных образовательных учреждений;

15) содействие осуществлению благотворительной деятельности в ______ (наименование муниципального образования) ;

16) содействие в установленном законом порядке правоохранительным органам в поддержании общественного порядка на территории ТОС;

17) участие в обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории ТОС;

18) участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах ______ (наименование муниципального образования) ;

19) информирование граждан, проживающих на территории ТОС, о деятельности и решениях органов местного самоуправления _______ (наименование муниципального образования) , затрагивающих интересы граждан, проживающих на территории ТОС, а также о деятельности и решениях органов ТОС;

_) … (иные направления) .

3. Осуществление ТОС и участие в осуществлении ТОС

3.1. ТОС осуществляется непосредственно гражданами посредством проведения собраний граждан и конференций граждан (собраний делегатов), а также деятельности органов ТОС.

3.2. Граждане, проживающие на территории ТОС, участвуют в осуществлении ТОС посредством проведения на территории ТОС опросов граждан, анкетирования граждан, а также обсуждения проектов правовых актов ____ (наименование муниципального образования) , а также посредством иных форм участия.

4. Собрание граждан и конференция граждан (собрание делегатов)

4.1. К исключительным полномочиям собрания граждан относятся:

1) внесение изменений и дополнений в настоящий Устав, принятие новой редакции настоящего Устава;

2) избрание председателя и секретаря собрания граждан;

3) определение структуры и численного состава органов ТОС;

4) избрание членов органов ТОС;

5) принятие планов деятельности органов ТОС по реализации планов и программ развития территории ТОС;

6) утверждение отчетов о деятельности органов ТОС.

4.2. Собрания граждан и конференции граждан (собрания делегатов) вправе принимать решения о внесении исполнительным органом территориального общественного самоуправления проектов правовых актов____ (наименование муниципального образования) , предложений о проведении опросов граждан, проживающих на всей территории _______ (наименование муниципального образования) или части его территории, коллективных обращений в органы местного самоуправления ____ (наименование муниципального образования) .

4.3. Очередное собрание граждан проводится не реже __ раз в год.

Внеочередное собрание граждан может быть проведено по инициативе:

1) инициативной группы граждан, проживающих на территории ТОС, численностью не менее ___ человек;

2) органов ТОС;

3) органов местного самоуправления _______ (наименование муниципального образования) .

Очередное и внеочередное собрание граждан назначается руководителем исполнительного органа ТОС.

4.4. Собрание граждан считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины граждан, проживающих на территории ТОС, достигших 16-летнего возраста.

4.5. На собрании граждан избираются председатель и секретарь собрания граждан из числа присутствующих участников собрания граждан.

4.6. В ходе собрания граждан секретарь собрания граждан ведет протокол, в котором отражается информация, указанная в п. 4.25 настоящего Устава.

Протокол подписывается председателем и секретарем собрания граждан.

Счетная комиссия избирает председателя и секретаря счетной комиссии из числа своих членов.

4.9. Решения собрания граждан принимаются открытым голосованием простым большинством голосов от числа присутствующих участников собрания граждан.

Решения собрания граждан о внесении изменений и дополнений в настоящий Устав, принятии новой редакции настоящего Устава принимаются большинством в 2/3 голосов от числа присутствующих участников собрания граждан.

4.10. Решения собрания граждан подписываются председателем и секретарем собрания граждан.

4.12. Решения собрания граждан носят обязательный характер для органов ТОС.

4.13. Конференция граждан (собрание делегатов) может назначаться и проводиться в случае, если число граждан, проживающих на территории ТОС, достигших 16-летнего возраста, превышает __ человек.

4.14. Избрание делегатов для участия в конференции граждан (собрании делегатов), председателя и секретаря конференции граждан (собрания делегатов) осуществляется на собраниях граждан, назначаемых и проводимых в порядке, установленном п. 4.2−4.11 настоящего Устава.

4.15. Исполнительный орган ТОС определяет нормы представительства в целях избрания делегатов для участия в конференции граждан (собрании делегатов) с соблюдением требований, установленных настоящим пунктом.

Представительство не может быть менее:

1) __ делегата от __ граждан, проживающих на территории, на которой проживает до __ граждан;

2) __ делегата от __ граждан, проживающих на территории, на которой проживает __ и более граждан.

4.16. Председатель собрания граждан извещает граждан, избранных делегатами для участия в конференции граждан (собрании делегатов), о результатах собрания граждан в течение пяти дней со дня составления списка делегатов.

4.17. К полномочиям конференции граждан (собрания делегатов) относится принятие решений по вопросам, указанным в п. 4.1 настоящего Устава.

4.18. Конференция граждан (собрание делегатов) считается правомочной, если в ней принимают участие не менее 2/3 избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины граждан, проживающих на территории ТОС, достигших 16-летнего возраста.

4.19. На конференции граждан (собрания делегатов) секретарь конференции граждан (собрания делегатов) ведет протокол, в котором отражается информация, указанная в п. 4.25 настоящего Устава.

Протокол подписывается председателем и секретарем конференции граждан (собрания делегатов).

4.21. Решения конференции граждан (собрания делегатов) принимаются открытым голосованием простым большинством голосов от числа присутствующих делегатов.

Решения конференции граждан (собрания делегатов) о внесении изменений и дополнений в настоящий Устав, принятии новой редакции настоящего Устава принимаются большинством в 2/3 голосов от числа присутствующих участников конференции граждан (собрания делегатов).

4.22. Решения конференции граждан (собрания делегатов) подписываются председателем и секретарем конференции граждан (собрания делегатов).

4.23. Решения конференции граждан (собрания делегатов) подлежат опубликованию в средствах массовой информации или обнародованию иным доступным для информирования граждан способом.

4.24. Решения конференции граждан (собрания делегатов) носят обязательный характер для органов ТОС.

4.25. В протоколе собрания граждан, конференции граждан (собрания делегатов) указываются соответственно:

1) дата и место проведения собрания граждан, конференции граждан (собрания делегатов);

2) инициаторы проведения собрания граждан, конференции граждан (собрания делегатов);

3) фамилия, имя, отчество председателя собрания граждан, конференции граждан (собрания делегатов), секретаря собрания граждан, конференции граждан (собрания делегатов), а также состав счетной комиссии собрания граждан, конференции граждан (собрания делегатов);

4) общее число граждан, обладающих правом на участие в ТОС;

5) число граждан, присутствующих на собрании граждан, конференции граждан (собрании делегатов);

6) вопрос, вынесенный на повестку дня собрания граждан, конференции граждан (собрания делегатов);

9) решение собрания граждан, конференции граждан (собрания делегатов);

10) иная необходимая информация.

5. Органы ТОС

5.1. Органами ТОС являются:

1) Совет (вариант : Комитет) ТОС;

2) … (иные органы ТОС) .

5.2. В целях осуществления территориального общественного самоуправления в период между собраниями граждан, конференциями граждан (собраниями делегатов) формируется исполнительный орган ТОС − Совет (вариант : Комитет) ТОС.

5.3. Совет (вариант : Комитет) ТОС считается сформированным с момента принятия решения собрания граждан или конференции граждан (собрания делегатов) об утверждении состава Совета (вариант : Комитета) ТОС.

Совет (вариант : Комитет) ТОС формируется на ___ года (лет).

5.4. Число членов Совета (вариант : Комитета) ТОС не должно превышать __ человек.

Члены Совета (вариант : Комитета) ТОС из своего состава избирают руководителя и секретаря Совета (вариант : Комитета) ТОС.

5.5. К полномочиям Совета (вариант : Комитета) ТОС относятся:

1) представление интересов граждан, проживающих на территории ТОС;

2) обеспечение исполнения решений, принятых на собраниях граждан и конференциях граждан (собраниях делегатов);

3) осуществление основных направлений деятельности ТОС, указанных в п. 2.3 настоящего Устава;

4) внесение в органы местного самоуправления ____ (наименование муниципального образования) проектов правовых актов____ (наименование муниципального образования) , подлежащих обязательному рассмотрению органами местного самоуправления ____ (наименование муниципального образования) и их должностными лицами, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов;

5) внесение в органы местного самоуправления ____ (наименование муниципального образования) предложений о проведении опросов граждан, проживающих на всей территории _______ (наименование муниципального образования) или части его территории;

6) внесение коллективных обращений в органы местного самоуправления ____ (наименование муниципального образования) ;

7) инициатива проведения внеочередного собрания граждан или конференции граждан (собрания делегатов);

8) внесение на собрание граждан или конференцию граждан (собрание делегатов) предложений о внесении изменений и дополнений в настоящий Устав, принятии новой редакции настоящего Устава;

9) внесение на собрание граждан предложений по кандидатурам в делегаты для участия в конференции граждан (собрании делегатов);

10) внесение на собрание граждан или конференцию граждан (собрание делегатов) предложений о прекращении своих полномочий;

11) внесение на собрание граждан или конференцию граждан (собрание делегатов) предложений о прекращении осуществления ТОС;

12) подготовка и внесение на утверждение собрания граждан или конференции граждан (собрание делегатов) отчета о своей деятельности до окончания календарного года либо по требованию собрания граждан или конференции граждан (собрания делегатов), но не чаще __ раз в год.

5.6. Очередное заседание Совета (вариант : Комитета) ТОС проводится не реже __ раз в месяц.

Внеочередное заседание Совета (вариант : Комитета) ТОС может проводиться по инициативе руководителя Совета (вариант : Комитета) ТОС.

5.7. Заседание Совета (вариант : Комитета) ТОС считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины членов Совета (вариант : Комитета) ТОС.

5.8. Заседания Совета (вариант : Комитета) ТОС проводятся руководителем Совета (вариант : Комитета) ТОС.

Заседания Совета (вариант : Комитета) ТОС проводятся в открытом порядке.

5.9. Решения Совета (вариант : Комитета) ТОС принимаются открытым голосованием простым большинством голосов от числа присутствующих членов Совета (вариант : Комитета) ТОС.

Решения Совета (вариант : Комитета) ТОС подписываются руководителем и секретарем Совета (вариант : Комитета) ТОС.

6. Основания прекращения полномочий органов ТОС и их членов

6.1. Основаниями прекращения полномочий органа ТОС являются:

1) решение собрания граждан или конференции граждан (собрания делегатов) о прекращении полномочий органа ТОС;

2) истечение срока полномочий органа ТОС;

3) прекращение осуществления ТОС;

4) вступление в законную силу решения суда о прекращении полномочий органа ТОС.

6.2. Основаниями прекращения полномочий члена органа ТОС являются:

1) решение собрания граждан или конференции граждан (собрания делегатов) о прекращении полномочий члена органа ТОС;

2) письменное заявление члена органа ТОС о сложении своих полномочий;

3) смена места жительства члена органа ТОС на место жительства, находящееся вне пределов территории ТОС;

4) прекращение полномочий органа ТОС;

5) вступление в законную силу в отношении члена органа ТОС обвинительного приговора суда;

(вариант: 5) вступление в законную силу в отношении члена органа ТОС обвинительного приговора суда с назначением наказания, связанного с лишением свободы;);

6) вступление в законную силу решения суда, которым член органа ТОС ограничен в дееспособности либо признан недееспособным;

7) вступление в законную силу решения суда, которым член органа ТОС признан безвестно отсутствующим либо объявлен умершим;

8) смерть члена органа ТОС.

7. Порядок прекращения осуществления ТОС

7.1. Основаниями прекращения осуществления ТОС являются:

1) принятие собранием граждан или конференцией граждан (собранием делегатов) решения о прекращении осуществления ТОС;

2) вступление в законную силу решения суда о прекращении осуществления ТОС.

7.2. Совет (вариант : Комитет) ТОС в течение пяти дней с момента принятия решения, указанного в подпункте 1 пункта 7.1 настоящего Устава, направляет в регистрирующий орган письменное уведомление о прекращении осуществления ТОС с приложением решения, а также уведомляет граждан, проживающих на территории ТОС, о прекращении осуществления ТОС посредством опубликования решения в средствах массовой информации или обнародования иным доступным для информирования граждан способом.

Совет (вариант : Комитет) ТОС в течение пяти дней с момента вступления в законную силу решения, указанного в подпункте 2 пункта 7.1 настоящего Устава, направляет в регистрирующий орган письменное уведомление о прекращении осуществления ТОС с приложением решения, а также уведомляет граждан, проживающих на территории ТОС, о прекращении осуществления ТОС посредством опубликования решения в средствах массовой информации или обнародования иным доступным для информирования граждан способом.

Два года назад, а именно 27 августа 2011 года вступил в силу Закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно введения принципа государственной регистрации юридических лиц на основании модельного устава". Документ предусматривает возможность создания и существования юридического лица на основании модельного устава, которым, согласно части первой статьи 1 Закона “О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей” является типовой учредительный документ, утвержденный Кабинетом Министров Украины.

Модельный устав может использоваться для создания и осуществления деятельности различных по организационно-правовой форме юридических лиц и должен содержать правила, регулирующие права, обязанности и отношения, связанные с созданием, управлением и осуществлением хозяйственной деятельности таких юридических лиц.

Сейчас, существует только один модельный устав, который был утвержден постановлением Кабмина от 16.11.2011 г. № 1182 - это Модельный устав общества с ограниченной ответственностью. На сегодня общество с ограниченной ответственностью является наиболее популярной формой ведения бизнеса и самой высокопроизводительной, ведь именно эти предприятия создают большую часть ВВП страны. Юридические лица, имеющие организационно-правовую форму общества с ограниченной ответственностью составляют количественно около полумиллиона и составляют близка 50-ти процентов от общего количества зарегистрированных в нашей стране юридических лиц. Большое внимание к этой организационно-правовой формы свидетельствует тот факт, что проекты законов об обществах с ограниченной ответственностью регистрировались в Парламенте как в прошлом шестого созыва (№5507 от 30.12.2009р.), так и нынешнего седьмого созыва (№2011 от 14.01.2013р. и №2011-1 от 25.01.2013р.).

Каких же удалось достичь результатов за те два года, что действуют модельные уставы? Целью внедрения модельного устава является удешевление и упрощение открытия и ведения бизнеса, а также улучшение инвестиционной среды в нашей стране. Следует отметить, что не в последнюю очередь благодаря внедрению модельного устава, Украина в прошлом году по результатам исследования Всемирного банка и Международной финансовой корпорации “Doing Business - 2013” (“Ведение бизнеса - 2013”) “в общем зачете” улучшила свои показатели на 15 пунктов. А по такому критерию как “открытие (регистрация) бизнеса” аж на 66 рейтинговых пунктов (перемещения в рейтинге по 116-й по 50-ю позицию)!

Без всякого сомнения, регистрация юридического лица по модельному уставу имеет ряд значительных преимуществ. Среди них, прежде всего, отсутствие необходимости тратить время и средства на составление учредительного документа. Кроме того, модельный устав невозможно подделать, его не нужно подавать для регистрации, не нужно нотариально заверять подписи учредителей на нем, не нужно подписывать (заверять подписи нотариально) новую редакцию (изменения) устава в случае изменения адреса, состав участников, размер уставного капитала, видов деятельности, наименования и внесение других изменений в устав. Также не нужно учитывать все требования законодательства к содержанию учредительных документов; не нужно заверять копию устава для открытия банковского счета и т.п. Для регистрации нового общества с ограниченной ответственностью с использованием модельного устава достаточно лишь сослаться в решении об учреждении общества на договоренность учредителей приобщиться к модельному уставу и отметить это в регистрационной карточке.

Для уже существующих обществ с ограниченной ответственностью законодатель также предусмотрел возможность отказаться от бумажного устава и приобщиться к модельному. Для перехода юридического лица на деятельность на основании модельного устава необходимо лишь предоставить государственному регистратору:

  1. решение участников общества о переходе на модельный устав;

  2. регистрационную карточку о подтверждении сведений о юридическом лице с соответствующей отметкой;

  3. экземпляр оригинала устава для проставления штампа о том, что юридическое лицо с соответствующей даты осуществляет деятельность на основании модельного устава.
Датой осуществления деятельности юридическим лицом на основании модельного устава будет считаться дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей.

Исходя из преимуществ, которые имеет внедрение и ведение предпринимательской деятельности на основании модельного устава следует констатировать, что это нововведение в украинском законодательстве значительно упрощает ведение малого и среднего бизнеса. Следовательно, с облегчением вас, украинские бизнесмены!

Подготовлен модельный устав государственной академии наук

Органы исполнительной власти при участии экспертного сообщества подготовили модельный устав государственной академии наук - документ, на основе которого предлагается согласовывать подходы к оценке проектов уставов конкретных академий - РАН, РАМН, РАО и пр. Мы предлагаем этот типовой устав вашему вниманию вместе с предваряющей его пояснительной запиской.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту модельного устава государственной академии наук

Общие положения

Проект Модельного устава государственной академии наук разработан в целях реализации:
Положений Федерального закона № 202-ФЗ от 4 декабря 2006 г., внесшего изменения в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политики» в части регулирования деятельности государственных академий наук;
«Программы модернизации функций, структуры и механизмов финансирования академического сектора науки», разработанной в во исполнение Поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию, состоявшегося 26 октября 2004 г.

Проект Модельного устава государственной академии наук разработан федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации с целью проведения единой государственной политики в отношении государственных академий наук и согласования подходов к оценке проектов уставов государственных академий наук. При разработке проектов уставов государственных академий наук учет положений Модельного устава является обязательным. При несоответствии или неполном соответствии проектов уставов государственных академий наук Модельному уставу проекты уставов государственных академий наук будут возвращены для доработки указанным академиям без рассмотрения по существу. Уровень организации работ по приведению уставов государственных академий наук в соответствие с Модельным уставом будет учитываться при утверждении в должностях руководителей государственных академий наук в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Проект Устава исходит из следующих базовых принципов:

Введение программно-целевого финансирования фундаментальных исследований в государственных академиях наук и переход от управления затратами к управлению результатами в академическом секторе науки;
Сохранение ключевой роли научного сообщества при формировании приоритетов фундаментальных исследований;
Повышение ответственности руководителей за результаты деятельности;
Сохранение преемственности с ныне действующими уставами государственных академий наук.

Основные новации проекта Устава

В системе управления государственных академий наук

Разделение функций научного руководства и административно-финансового руководства:
выполнение Президиумом государственной академии наук как постоянно действующим органом Общего собрания экспертно-аналитической функции и функции контроля качества научной деятельности;
формирование Правления – коллегиального исполнительного органа, осуществляющего функции оперативного управления всей деятельностью государственной академии наук в составе Президента и вице-президентов государственной академии наук;
расширение полномочий и ответственности Президента государственной академии наук.

Демократизация принятия наиболее важных управленческих решений:
Общее собрание государственной академии наук принимает решение по кандидатуре Президента и утверждению Устава при числе делегированных на Общее собрание научных работников научных организаций, подведомственных государственной академии наук, в количестве не менее числа членов государственной академии наук.

Повышение открытости системы управления и общественно-государственный контроль:
создание коллегиального органа управления - Наблюдательного совета государственной академии наук, включающего представителей Администрации Президента Российской Федерации, Федерального собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, научного сообщества – который принимает решения по ключевым вопросам, связанным с формированием бюджета государственной академии наук, механизмами финансирования, распоряжением федеральным имуществом, создания, реорганизации и ликвидации подведомственных организаций.

Сокращение издержек на администрирование
ограничения на численность управленческого аппарата государственных академий наук.

В системе финансирования фундаментальных исследований в государственных академиях наук

Существенное повышение уровня и прозрачности конкурсного финансирования:
формирование программ фундаментальных исследований с финансированием на конкурсной основе инициативных научных проектов.

Стимулирование результативной научной деятельности подведомственных организаций:
создание системы стимулирования результативной научной деятельности организаций, подведомственных государственной академии наук, с использованием рейтингования однопрофильных научных организаций.

В кадровой политике государственных академий наук

Система назначения и ответственности руководителей организаций, подведомственных государственной академии наук
аттестации и конкурсы на замещение соответствующих должностей.

Возрастные ограничения на занятие должностей, связанных с административным руководством
директор института – 65 лет с возможностью ежегодного продления контракта по решению учредителя до 70 лет; зам. директора – 65 лет; президент – 70 лет; вице-президенты – 65 лет.

Сохранение в науке ученых преклонного возраста, в том числе работавших руководителями научных организаций:
введение должности «научный руководитель» для ученых, не менее 5 лет замещавших должность директора института и достигших предельного возраста.

Проект

МОДЕЛЬНЫЙ УСТАВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ НАУК

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. Академия имеет подведомственные организации, включая научные организации, организации научного обслуживания, организации социальной сферы, иные организации.

3. Академия наделена правом управления своей деятельностью, правом на создание, реорганизацию и ликвидацию подведомственных организаций, правом владения, пользования и распоряжения передаваемым ей имуществом, находящимся в федеральной собственности, в том числе правом на создание, реорганизацию и ликвидацию подведомственных организаций, закрепление за подведомственными организациями федерального имущества, а также правом на утверждение уставов подведомственных организаций и назначение руководителей подведомственных организаций. Реестры федерального имущества, передаваемого Академии, а также перечень организаций, подведомственных Академии, утверждается Правительством Российской Федерации.

4. Организации, подведомственные Академии, создаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Устав организации, подведомственной Академии, утверждается Правлением Академии.

5. Органами управления Академии являются Общее собрание, Наблюдательный совет, Президент, Правление, Президиум государственной академии наук.

6. Академия ежегодно представляет Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации:

доклады о состоянии фундаментальных наук, прикладных наук в Российской Федерации и о важнейших научных достижениях, полученных российскими учеными; отчеты о своей научно-организационной деятельности, финансово-хозяйственной деятельности; предложения о приоритетных направлениях развития фундаментальных наук, прикладных наук, а также направлениях поисковых исследований.

6. Академия является юридическим лицом, созданным в форме бюджетного учреждения без ограничения срока деятельности. Особенности правового положения Академии установлены Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике». Академия обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета в органах Федерального казначейства, может иметь текущие счета (в том числе валютные) в банках и иных кредитных организациях Российской Федерации и других государств в с оответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Академия имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и обозначением своего полного наименования, штампы и бланки со своим наименованием, товарные знаки и другие реквизиты юридического лица, утвержденные и зарегистрированные в установленном законом порядке.

7. Реорганизация и ликвидация Академии осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ЧЛЕНЫ АКАДЕМИИ

8. Членами государственной академии наук являются действительные члены Академии (академики), члены-корреспонденты Академии, избираемые Общим собранием Академии. Выборы членов Академии проводятся в соответствии с настоящим Уставом и Положением о выборах, утверждаемым Общим собранием Академии.

9. Действительными членами Академии избираются ученые, обогатившие науку трудами первостепенного научного значения. Членами-корреспондентами Академии избираются ученые, обогатившие науку выдающимися научными трудами. Членами Академии избираются ученые, являющиеся гражданами Российской Федерации. Члены Академии избираются пожизненно.

10. Главная обязанность членов Академии состоит в том, чтобы обогащать науку новыми достижениями. Члены Академии ежегодно представляют в Президиум Академии отчеты о своей научной деятельности. В случае непредставления членом Академии в течение трех лет отчетов о своей научной деятельности Общее собрание Академии вправе принять решение о прекращении выплаты ему ежемесячного оклада за звание члена Академии.

12. Общее собрание Академии может принять решение о прекращении членства в Академии, если в отношении члена Академии имеет место вступивший в законную силу приговор суда.

13. Член Академии имеет право в любое время прекратить свое членство, направив в адрес Общего собрания Академии личное заявление. С даты направления такого заявления он не считается членом Академии.

14. Численность действительных членов и членов корреспондентов Академии определяется Общим собранием Академии, утверждается Наблюдательным советом Академии и представляется им для утверждения в Правительство Российской Федерации. Выборы членов Академии проводятся один раза в два года. Предложения по размеру окладов за звания действительных членов, членов-корреспондентов Академии вносятся Президентом Академии по согласованию с Наблюдательным советом Академии в Правительство Российской Федерации.

15. Члены Академии участвуют в управлении деятельностью Академии в качестве членов Общего собрания Академии. Члены Академии имеют право вносить на рассмотрение Наблюдательного совета Академии научные и научно-организационные вопросы и участвовать в их обсуждении.

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ НАУК

Общее собрание Академии

12. Органами управления Академии являются:
Общее собрание Академии;
Президиум Академии;
Президент Академии и Правление Академии;
Наблюдательный совет Академии.

13. Общее собрание Академии является высшим органом управления государственной академии наук.

14. Членами Общего собрания Академии являются действительные члены и члены-корреспонденты Академии, а также научные работники научных организаций, подведомственных Академии, делегированные сроком от одного года до пяти лет этими организациями по квотам, устанавливаемым Общим собранием Академии. Численный состав научных работников научных организаций, подведомственных Академии, делегированных на Общее собрание, для участия в голосовании по выборам Президента Академии и принятию Устава Академии, не может быть менее числа членов Академии. Предусматривается ротация научных работников делегируемых научными организациями, подведомственными Академии, на Общее собрание Академии не менее, чем на 30% каждые 2 года. Научные работники делегируемые научными организациями, подведомственными Академии, на Общее собрание Академии, избираются учеными советами этих организаций тайным голосованием.

15. Общее собрание Академии правомочно, если на нем присутствует большинство его членов; решения принимаются большинством голосов присутствующих (за исключением случаев, предусмотренных Положением о выборах в Академии и настоящим Уставом).

16. Члены Академии обязаны принимать участие в работе Общего собрания Академии. Научные работники, делегированные на Общее собрание Академии научными организациями, подведомственными Академии, обязаны принимать участие в работе Общего собрания Академии.

17. К исключительной компетенции Общего собрания Академии относятся следующие вопросы:

определение основных направлений фундаментальных исследований, проводимых Академией;
осуществление экспертных и прогнозных функций по основным направлениям социально-экономического развития Российской Федерации по поручениям Правительства Российской Федерации;
принятие Устава Академии, изменений и (или) дополнений к нему и представление Устава Академии на утверждение в Правительство Российской Федерации;
избрание членов Наблюдательного совета от Академии и принятие решений о досрочном прекращении их полномочий в соответствии с настоящим Уставом и Положением о Наблюдательном совете Академии; избрание Президента Академии,
представление кандидатуры избранного Президента Академии для утверждения Президенту (Правительству) Российской Федерации;
принятие решения о досрочном прекращении полномочий Президента Академии;
избрание Президиума Академии и принятие решений о досрочном прекращении полномочий членов Президиума в соответствии с настоящим Уставом;
избрание и досрочное прекращение полномочий Комиссии по Уставу,
выборы Председателя и членов Комиссии по Уставу Академии; принятие Положения о выборах в Академию и Положения о Наблюдательном совете Академии;
по представлению Наблюдательного совета Академии принятие решения о создании, реорганизации и ликвидации отделений Академии, региональных отделений Академии;
утверждение отчетного доклада Президиума Академии о научных достижениях Академии в истекшем году;
слушание и обсуждение докладов в рамках повестки дня заседаний Общего собрания;
избрание членов Академии и иностранных членов Академии в соответствии с настоящим Уставом и Положением о выборах в Академию;

по представлению Президента Академии утверждение и внесения в Правительство Российской Федерации плана фундаментальных научных исследований в Академии;
утверждение численности на текущий финансовый год аппарата Наблюдательного совета Академии;
принятие постановлений Общего собрания Академии.

Все персональные вопросы решаются Общим собранием Академии тайным голосованием.

18. Общее собрание Академии созывается по мере надобности, но не реже одного раза в год. О дате проведения Общего собрания Академии должно быть объявлено за четыре месяца до его созыва. Вопросы для обсуждения на Общем собрании Академии представляются Наблюдательному совету Академии членами Общего собрания, учеными советами научных организаций, подведомственных Академии. Наблюдательный совет Академии с учетом внесенных предложений формирует повестку заседания Общего собрания Академии.

19. Комиссия по уставу Академии обязана организовать публичное обсуждение изменений в Устав Академии, предлагаемого для утверждения Общему собранию Академии.

Президиум Академии

20. Президиум Академии является органом управления Академии, выполняющим экспертно-аналитические функции и контрольные функции в отношении научной деятельности Академии и подведомственных ей научных организаций и является постоянно действующим органом Общего собрания Академии.

21. Члены Президиума Академии избираются Общим собранием Академии из числа действительных членов Академии по представлению Президента Академии в количестве одиннадцати человек сроком на 5 лет. Члены Президиума могут быть отозваны досрочно по решению, принятому Общим собранием. Совмещение должности члена Президиума Академии с замещением иной оплачиваемой должностью в Академии не допускается.

22. К компетенции Президиума Академии относятся следующие вопросы:
экспертное сопровождение решений Общего собрания Академии по определение основных направлений фундаментальных исследований, проводимых Академией и подготовки предложений по основным направлениям социально-экономического развития Российской Федерации по поручениям Правительства Российской Федерации;
подготовка ежегодных докладов Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации в соответствии со статьей 5 настоящего Устава;

участие в разработке плана фундаментальных научных исследований в Академии;
разработка системы показателей научной деятельности организаций, подведомственных Академии; организация мониторинга научной деятельности организаций, подведомственных Академии, и подготовка предложений в Наблюдательный совет Академии по его результатам;
организация экспертизы научных проектов фундаментальных исследований, выполняемых научными организациями, подведомственными Академии, другими научными организациями и высшими учебными заведениями Российской Федерации;

разработка предложений по координации фундаментальных научных исследований в Российской Федерации;
утверждение планов фундаментальных научных исследований научных организаций, подведомственных Академии.

23. Заседания Президиума Академии проводятся не реже одного раза в месяц. Заседания Президиума правомочны, если на указанном заседании присутствует более половины его членов. Решение принимается большинством голосов, присутствующих на заседании.

24. Председателем Президиума Академии является Президент Академии.

25. Президиум Академии в рамках исполнения своих полномочий может организовывать научные советы по важнейшим проблемам фундаментальных научных исследований, а также комитеты и комиссии, действующие на общественных началах.

26. Для обеспечения деятельности Президиума Академии создается административный аппарат Президиума Академии в количестве не более 35 человек.

Наблюдательный совет Академии
27. Наблюдательный совет Академии является коллегиальным органом управления Академии.

28. Наблюдательный совет Академии образуется в составе девяти человек, в том числе:
три представителя Академии;
три представителя Правительства Российской Федерации;
представитель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
представитель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
представитель Администрации Президента Российской Федерации.

29. Формирование состава Наблюдательного совета Академии производится в соответствии с настоящим Уставом и Положением о Наблюдательном совете Академии.

30. Заседание Наблюдательного совета Академии правомочно, если на нем присутствует большинство его членов; решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов Наблюдательного совета Академии.

31. Члены Наблюдательного совета Академии избирают из своего состава Председателя Наблюдательного совета. Президент Академии не может быть избран Председателем Наблюдательного совета.

32. Председатель Наблюдательного совета организует его работу, созывает заседания Наблюдательного совета и председательствует на них.

33. Наблюдательный совет избирается сроком на пять лет. По решению Общего собрания Академии полномочия членов Наблюдательного совета от Академии, могут быть прекращены досрочно. При этом Общее собрание Академии может избрать новых членов Наблюдательного совета являющихся членами Академии, на оставшийся срок до очередных выборов Наблюдательного совета Академии. Периодичность проведения заседаний Наблюдательного совета - не реже одного раза в месяц на основании плана работы Наблюдательного совета, утверждаемого этим советом. Внеочередное заседание Наблюдательного совета собирается для решения неотложных вопросов по требованию его Председателя.

34. Представители органов власти и/или управления РФ, входящие в состав Наблюдательного совета Академии, могут в любое время быть заменены по решению соответствующего органа власти и/или управления.

35. Члены Наблюдательного совета от Академии избираются Общим собранием Академии из числа членов Общего собрания Академии в соответствии с Положением о Наблюдательном совете Академии.

36. Решения по вопросам деятельности Наблюдательного совета принимается простым большинством голосов. Каждый член Наблюдательного совета обладает одним голосом. Передача голоса одним членом Наблюдательного совета иному лицу, в том числе другому члену Наблюдательного совета, запрещается.

37. К исключительной компетенции Наблюдательного совета относятся следующие вопросы:
по представлению Правления Академии утверждение предложения к проекту федерального бюджета в части финансирования Академии;
по представлению Правления Академии утверждение годового плана бюджетного финансирования Академии, в том числе: распределение средств между направлениями фундаментальных исследований и научными организациями, между базовым и проектным финансированием, между проектами фундаментальных научных исследований в рамках программы фундаментальных научных исследований Академии;
по представлению Президента Академии принятие решения о создании, реорганизации и ликвидации организаций, подведомственных Академии;

утверждение реестров находящегося в федеральной собственности имущества, передаваемого организациям Академии в оперативное управление или в хозяйственное ведение;
утверждение по представлению Правления Академии любых сделок (или нескольких связанных сделок) с имуществом Академии на сумму, превышающую 3% годового плана бюджетного финансирования Академии;
согласование по представлению Президента Академии состава Правления Академии ;
утверждение численности на текущий финансовый год аппаратов Президиума, Президента, первого вице-президента, вице-президентов Академии.

38. Наблюдательный совет Академии решает иные вопросы, отнесенные к его обязанностям и компетенции Уставом Академии. В пределах своих полномочий Наблюдательный совет Академии принимает постановления.

39. Порядок организации работы Наблюдательного совета Академии определяется в соответствии с Положением о Наблюдательном совете Академии, утверждаемым Общим собранием Академии.

40. Наблюдательный совет Академии извещает Общее собрание о важнейших решениях, принятых им в период между сессиями Общего собрания Академии.

41. Для обеспечения деятельности Наблюдательного совета Академии создается административный аппарат Наблюдательного совета Академии в количестве не более 50 человек.

Президент Академии и Правление Академии
42. Непосредственное руководство текущей деятельностью Академии осуществляется единоличным исполнительным органом - Президентом Академии.

43. Президент избирается Общим собранием Академии из числа действительных членов Академии и утверждается в должности Президентом (Правительством) Российской Федерации. В случае неутверждения президента Академии, проводятся повторные выборы президента Академии в течении 6 месяцев, в порядке установленном настоящим Уставом. Исполнение обязанностей Президента Академии в срок до выборов возлагается на первого вице-президента Академии.

44. Президент Академии избирается сроком на пять лет.

45. Для исполнения своих обязанностей Президент Академии назначает первого вице-президента Академии и четырех вице-президентов Академии. Порядок деятельности вице-президентов Академии и распределение обязанностей между ними определяется приказами и распоряжениями Президента Академии и утвержденными им должностными обязанностями. Вице-президенты принимаются на работу по трудовому договору, срок окончания которого совпадает со сроком окончания полномочий действующего Президента.

46. Президент Академии в рамках исполнения своих обязанностей формирует аппарат Президента Академии численностью не более 150 человек.

47. Президент Академии, первый вице-президент Академии и вице-президенты Академии образуют Правление Академии. Состав Правления Академии согласовывается Наблюдательным советом Академии.

48. Президент Академии:
без доверенности действует от имени Академии, представляет ее интересы в органах государственной власти и в органах местного самоуправления, в организациях на территории Российской Федерации и за ее пределами;
распоряжается имуществом и финансовыми средствами Академии в порядке, определяемом Наблюдательным советом Академии, и в соответствии с настоящим Уставом;
заключает договоры, выдает доверенности, совершает иные юридические действия;

открывает счета Академии в органах Федерального казначейства, учреждениях банков и иных кредитных учреждения в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации;
возглавляет разработку и реализацию кадровой политики Академии;
решает иные вопросы руководства деятельностью Академии.

49. Осуществляя свои полномочия, Президент Академии издает приказы и распоряжения.

50. Совмещение должности Президента Академии с другой оплачиваемой руководящей должностью не разрешается.

51. Правление Академии является коллегиальным исполнительным органом Академии и совещательным органом при Президенте Академии. Председателем Правления Академии является Президент Академии.

52. Для обеспечения деятельности членов Правления Академии (за исключением Президента Академии) создаются аппарат первого вице-президента Академии в количестве, не превышающем 25 человек, и аппараты вице-президентов Академии в количестве, не превышающем 20 человек каждый.

53. К компетенции Правления Академии относятся следующие вопросы руководства текущей деятельностью Академии:

разработка предложений по основным направлениям текущей деятельности Академии, в том числе проектов годового бюджета, бюджетов на среднесрочную и долгосрочную перспективу, стратегий и программ развития Академии, предложений по внесению изменений в указанные документы;
определение кадровой и социальной политики Академии;
утверждение уставов организаций, подведомственных Академии, и вносимых в них изменений;
осуществление текущего контроля за деятельностью организаций, подведомственных Академии согласно разработанным критериям оценки;
утверждение в должности директоров научных организаций, подведомственных Академии, назначение руководителей других организаций, подведомственных Академии, применение к ним мер поощрения и дисциплинарной ответственности;
представление Наблюдательному совету Академии на утверждение годового плана бюджетного финансирования Академии, включая распределение средств между отделениями и научными организациями, между базовым и проектным финансированием, распределение средств между ведомственными программами Академии;
представление в Правительство Российской Федерации годового отчета о выполнении плана бюджетного финансирования Академии и отчета об использовании Академией средств из внебюджетных источников;

по представлению отделений Академии или Президента Академии подготовка для Наблюдательного совета Академии предложений о создании, реорганизации и ликвидации организаций, подведомственных Академии, и предложения по закреплению за ними федерального имущества, определению размеров бюджетного базового финансирования;
утверждение состава и содержания ведомственных и региональных целевых программ Академии, утверждение механизма и критериев конкурсного отбора;
проведение конкурсов в рамках ведомственных и региональных целевых программ Академии в соответствии с установленными регламентами;
рассмотрение и принятие решения о заключении коллективных договоров и соглашений, утверждение внутреннего документа, регламентирующего общие положения мотивации труда;
подготовка материалов и проектов решений по вопросам, подлежащим рассмотрению Наблюдательным советом Академии;
анализ результатов работы организационной работы подведомственных Академии организаций и выработка обязательных для исполнения указаний по совершенствованию их работы;
утверждение внутренних документов, регламентирующих вопросы, входящие в компетенцию Правления Академии, за исключением документов, утверждаемых Общим собранием Академии и Наблюдательным советом Академии.

ИМУЩЕСТВО И ФИНАНСЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ НАУК

54. Академия осуществляет права владения, пользования и распоряжения передаваемым ей имуществом, находящимся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом. Реестры федерального имущества, передаваемого Академии, утверждаются Правительством РФ. В состав имущества Академии и подведомственных ей организаций входят: здания, сооружения, оборудование, приборы, суда научно-исследовательского флота, транспортные средства, средства связи и другое имущество, обеспечивающее деятельность и развитие Академии.

55. Перечень организаций, подведомственных Академии, утверждается Правительством Российской Федерации. Организации, подведомственные Академии, не вошедшие в указанный перечень, ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации в срок не более 6 месяцев с даты утверждения указанного перечня Правительством Российской Федерации, если иная подведомственность этих организаций не определена Правительством Российской Федерации в установленном порядке.

56. Организации, подведомственные Академии, владеют, пользуются и распоряжаются федеральным имуществом, закрепленным за ними передаваемым им в оперативное управление или в хозяйственное ведение, в соответствии с законодательством Российской Федерации и их уставами. Реестры федерального имущества, переданного указанным организациям в оперативное управление или в хозяйственное ведение, утверждаются Наблюдательным советом Академии.

57. Академия, подведомственные ей организации имеют право сдавать в аренду без права выкупа временно не используемое ими имущество, находящееся в федеральной собственности, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и постановлениями Наблюдательного совета Академии. Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности, используются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

58. Права Академии и подведомственных ей организаций на выделенные им в установленном порядке земельные участки определяются земельным законодательством Российской Федерации.

59. Финансирование Академии осуществляется за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

60. Академия является получателем и главным распорядителем средств федерального бюджета, в том числе средств, предназначенных для финансирования деятельности подведомственных организаций (включая организации научного обслуживания и организации социальной сферы), а также для осуществления государственных инвестиций в целях поддержки и развития научной, производственной и социальной инфраструктур Академии.

61. Средства федерального бюджета на проведение фундаментальных научных исследований выделяются Академии в соответствии с программой фундаментальных научных исследований государственных академий наук, которая принимается Правительством Российской Федерации на срок не менее пяти лет.

62. Академия разрабатывает и вносит в Правительство Российской Федерации план фундаментальных научных исследований в Академии. Указанный план включает основные направления фундаментальных научных исследований в Академии, с разбивкой на крупные проекты фундаментальных научных исследований с приложением бюджетных проектировок для обеспечения указанных исследований на срок не менее пяти лет.

63. Предложения по бюджетным проектировкам, прилагаемые к плану фундаментальных научных исследований в Академии, включают расходы на обеспечение деятельности подведомственных организаций (базовое финансирование) и расходы на реализацию проектов фундаментальных исследований (проектное финансирование).

64. Расходы на обеспечение деятельности подведомственных организаций формируются на основе механизма финансового стимулирования результативной деятельности организаций на основе рейтингов их научной продуктивности. Научным организациям, демонстрирующим стабильно высокую результативность профильной деятельности, выделяются дополнительные финансовые ресурсы. Для этих целей используется не менее 20% совокупного объема базового финансирования научных организаций, подведомственных Академии, ежегодно.

65. Расходы на реализацию проектов фундаментальных исследований формируются для грантовой поддержки наиболее дееспособных научных групп и отдельных ученых на основе принципов проектного финансирования, конкурентности , объективной экспертизы, строгой отчетности. Обязательно выделяются специальные программы на поддержку молодых исследователей.

66. В пределах полученного финансирования Академия самостоятельно определяет численность работников и систему оплаты труда в подведомственных организациях, а также основные направления расходования полученных средств в с оответствии с федеральными законами и принятыми в соответствие с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

67. Доходы Академии, подведомственных ей организаций от разрешенной их уставами деятельности и имущество, приобретенное ими за счет таких доходов, поступают в самостоятельное распоряжение указанных организаций, учитываются на отдельном балансе и используются на уставные цели.

68. Академия осуществляет учет имущества, обязательств и хозяйственных операций и отчитывается перед государственными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ПРИНЦИПЫ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ И ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

69. Приоритетами кадровой политики и трудовых отношений в Академии является поощрения результативного научного труда, обеспечение динамизма кадрового потенциала, поддержка молодых исследователей. Кадровая политика и трудовые отношения в Академии регулируются трудовым законодательством Российской Федерации, настоящим Уставом и принятыми в соответствие с ними нормативными правовыми актами.

70. Оплата труда научных работников организаций, подведомственных Академии, увязывается с научной результативностью их работы, оцениваемой объективными критериями:
количество публикаций в научных журналах мирового уровня с высоким индексом цитирования;
участие в международных проектах;
участие в международных и общероссийских конференциях, семинарах и школах;
подготовка научных кадров (докторов наук, кандидатов наук, магистров);
отзыв международных экспертов о деятельности и квалификации научного сотрудника.

71. Оплата труда руководителей научных организаций, подведомственных Академии, увязывается с научными достижениями руководимых ими организаций (число публикаций в научных изданиях мирового уровня с высоким индексом цитирования, средний возраст научных сотрудников, качество и возраст используемого оборудования, объем финансирования научных исследований, приходящийся на одного научного сотрудника, участие в международных проектах и др.).

72. Принципами кадровой политики Академии является: ротация кадров на административных должностях; привлечение молодёжи в академический сектор науки, создание для этого материальных, организационных и моральных условий.

73. Трудовые договоры с научными работниками, с руководителями структурных подразделений и обособленных структурных подразделений научных организаций могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора.

74. Заключению трудового договора с научными работниками и руководителями структурных подразделений научных организаций, а также переводу на должность научного работника или руководителя структурного подразделения научной организации предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности. Положение о порядке проведения конкурса для замещения должностей научных работников и руководителей структурных подразделений научных организаций утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

75. Конкурс на замещение должности научного работника или руководителя структурного подразделения научной организации, занимаемой работником, с которым заключен трудовой договор на неопределенный срок, проводится один раз в пять лет.

76. Конкурс на замещение должности руководителя структурного подразделения научной организации проводится также по достижении руководителем структурного подразделения возраста шестидесяти пяти лет, если с момента избрания по конкурсу данного руководителя структурного подразделения прошло более одного года.

77. Допускается заключение трудового договора на замещение должности научного работника или руководителя структурного подразделения научной организации без избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности при приеме на работу по совместительству или в создаваемые научные организации до начала работы ученого совета - на срок не более одного года, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы , - до выхода этого работника на работу.

78. Не проводится конкурс на замещение:
должностей научных работников и руководителей структурных подразделений научных организаций, занимаемых беременными женщинами;
должностей научных работников и руководителей структурных подразделений научных организаций, занимаемых по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет.

79. Если работник, занимающий должность научного работника или руководителя структурного подразделения научной организации по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, по результатам конкурса не избран на должность или не изъявил желания участвовать в указанном конкурсе, то трудовой договор с ним прекращается в соответствии с пунктом 2 статьи 336.5 Трудового Кодекса Российской Федерации.

80. При избрании работника по конкурсу на замещение ранее занимаемой им по срочному трудовому договору должности научного работника или руководителя структурного подразделения научной организации новый трудовой договор с работником может не заключаться. В этом случае действие срочного трудового договора продлевается по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.

81. При переводе на должность научного работника или руководителя структурного подразделения научной организации в результате избрания по конкурсу на соответствующую должность срок действия трудового договора с работником может быть изменен по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.

82. До истечения срока избрания по конкурсу, предусмотренному частью третьей настоящей статьи, или в течение срока срочного трудового договора в целях подтверждения соответствия работника занимаемой им должности научного работника или руководителя структурного подразделения научной организации может проводиться аттестация. Положение о порядке проведения аттестации научных работников и руководителей структурных подразделений научных организаций утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

83. В научной организации, подведомственной Академии, по решению ученого совета, согласованному с Президиумом Академии, может учреждаться должность научного руководителя. При этом в устав научной организации в установленном порядке вносятся соответствующие изменения. Лицо, замещающее должность научного руководителя, как правило, должно иметь опыт работы в должности директора научной организации. Совмещение должностей директора и научного руководителя не допускается. Кандидатура на должность научного руководителя института представляется в ученый совет этого института Президиумом Академии.

84. Научный руководитель института избирается на заседании ученого совета тайным голосованием простым большинством голосов на срок до пяти лет.

85. Научный руководитель института по согласованию с его директором осуществляет следующие полномочия:
участвует в деятельности органов самоуправления института;
участвует в разработке концепции развития института и приоритетов научной деятельности института;
представляет институт в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями;
участвует в решении вопросов совершенствования научной, организационной и управленческой деятельности института.

86. Функции и полномочия директора научной организации, подведомственной Академии, ученого совета, научного руководителя, а также обязанности и права научных работников научной организации определяются уставом этой организации.

87. В организациях, подведомственных Академии, должности руководителей и заместителей руководителей организаций, руководителей обособленных структурных подразделений этих организаций замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от времени заключения трудовых договоров. По представлению ученого совета организации учредитель имеет право продлить срок пребывания руководителя организации в своей должности до достижения им возраста семидесяти лет. С заместителями руководителя организации, подведомственной Академии, заключается срочный трудовой договор, срок окончания которого совпадает со сроком полномочий руководителя организации.

88. Должность Президента Академии замещается лицом в возрасте не старше семидесяти лет. Должности первого вице-президента Академии, вице-президентов Академии, замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от времени заключения трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие данного возраста, при наличии вакантных должностей переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации. С первым вице-президентом, вице-президентами Академии заключается срочный трудовой договор, срок окончания которого совпадает со сроком полномочий Президента Академии.

21 апреля этого года в продолжение пошагового упрощения ведения предпринимательской деятельности Верховная Рада приняла Закон № 3262-VI, который вносит изменения в некоторые законодательные акты относительно внедрения принципа государственной регистрации юридических лиц на основании модельного устава. Этот Закон вступит в действие 28 августа 2011 года (через три месяца с дня его опубликования в официальной прессе).

21 апреля этого года в продолжение пошагового упрощения ведения предпринимательской деятельности Верховная Рада приняла Закон № 3262-VI, который вносит изменения в некоторые законодательные акты относительно внедрения принципа государственной регистрации юридических лиц на основании модельного устава. Этот Закон вступит в действие 28 августа 2011 года (через три месяца с дня его опубликования в официальной прессе).

Власть очень позитивно высказывается о новшестве, приводя такие аргументы, как:

модельный устав уменьшает риски подделки учредительных документов,

уменьшает затраты на изготовление учредительных документов, поскольку уже нет необходимости обращаться с этой целью к юридическим компаниям,

не требует нотариального заверения.

Рассмотрим, что принесет нам Закон №3262-VI и как его положения повлияют на деятельность предпринимателей.

Закон №3262-VI предусматривает внесение в ст. 1 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей» (далее - Закон о госрегистрации) нового термина «модельный устав» - это типовой учредительный документ, утвержденный Кабинетом Министров Украины, который используется для создания и осуществления деятельности юридических лиц соответствующих организационно-правовых форм, содержит установленные законом правила, которые регулируют правовой статус, права, обязанности и отношения, которые связаны с созданием, управлением и осуществлением хозяйственной деятельности соответствующих юридических лиц.

Законом внесено изменения в ГК, ХК, Закон «О хозяйственных обществах» и Закон о госрегистрации. В соответствии с такими изменениями субъект хозяйствования теперь может быть создан и работать на основе модельного устава (как альтернатива обычному), разработанного специально для выбранной им организационно-правовой формы. Закон №3262-VI предполагает внесение изменений в ГК и ХК, на основании которых юридическое лицо частного права может на своем собрании участников утвердить модельный устав и он с момента государственной регистрации станет ее уставным документом.

Вместе с тем при создании юридического лица, которое будет действовать на основе модельного устава, в решении о его создании учредители должны будут указывать всю необходимую информацию, которая ранее указывалась в самом уставе, это: вид (например, общество с ограниченной ответственностью), его наименование, местонахождение, предмет и цели деятельности, состав учредителей и участников, размер уставного капитала, размеры частей участников, порядок внесения ними вкладов. Предусматривается, что вся остальная информация, регулирующая деятельность юридического лица, будет находиться в модельном уставе и такой устав смогут взять для пользования все желающие.

В решении о создании юрлица, действующего по модельному уставу, необходимо будет указывать всю необходимую информацию, которая ранее указывалась в самом уставе

По поводу государственной регистрации тоже внесены существенные изменения, которые предусматривают, что при регистрации юридического лица в регистрационной карточке ставиться отметка о регистрации предприятия с модельным уставом. Также Закон о госрегистрации дополнен положениями о внесении изменений в Единый государственный реестр о предприятии, которое действует на основании модельного устава. Так, предусматривается, что при внесении изменений в реестр по поводу смены учредителей юридического лица, изменения местонахождения/названия юридического лица, уставного капитала дополнительно, кроме других документов, юридическое лицо обязано для регистрации таких изменений подать регистратору оригинал или нотариально заверенную копию решения уполномоченного органа юридического лица об этом изменении. Кроме того, предусмотрено также, что каждое юридическое лицо, которое уже зарегистрировано, имеет право перейти на работу на основе модельного устава, а юридическое лицо, которое работает по модельному уставу, в случае необходимости внесения изменений в регулирование своей деятельности в любой момент может перейти на старую систему и утвердить на собрании участников свой устав.

Также важно заметить, что государственные органы готовятся к вступлению в силу нового Закона о модельном уставе и разработали модельные уставы для ООО и ЧП, которые были размещены на сайте Министерства экономического развития и торговли Украины в проекте постановления Кабинета Министров Украины «Об утверждении модельных уставов». Считаем, что содержание представленных уставов подойдет для юридических лиц, которые будут заниматься элементарной деятельностью (например, продавать товары, предоставлять популярные услуги), поскольку они содержат только общие положения. Но где же модельные уставы для других организационно-правовых форм, смогут ли они пользоваться этим новшеством?

Предложенные госорганами модельные уставы подойдут только для тех юридических лиц, которые будут заниматься элементарной деятельностью

Прикинув навскидку, думаем, все-таки регистрация по модельному уставу будет дешевле для учредителей, ведь нотариус заверяет подписи учредителей на уставе, прошивает его, соответственно это затраты, а устав еще и нужно составить, согласовать между учредителями - тоже затраты. Если раньше устав нужно было фактически купить у юристов, то сейчас знающие люди смогут его просто распечатать с сайта. Подделать устав тоже не возможно, поскольку его практически нет (он общий - модельный). Но все ли это вопросы, волнующие учредителей?

Регистрация с модельным: легко ли, быстро ли?

Ситуация вроде бы понятная: учредители задумали создать юридическое лицо, выбирают организационно-правовую форму и решают остальные немаловажные вопросы (размер уставного капитала, доли каждого, кто будет управлять, когда и как). Допустим, они узнают о таком новшестве как модельный устав (пока, правда, не понятно откуда, но могу предположить, что органы регистрации возьмут на себя полномочия разъяснять людям все привилегии нового законодательства) и решают работать с ним. Какие документы следует подавать для госрегистрации юрлица?

Закон №3262-VI вносит изменения в ст. 24 Закона о госрегистрации, дополняя ее ч. 7, в которой указывает, что в случае регистрации юридического лица на основании модельного устава в регистрационной карточке делается отметка со ссылкой на типичный учредительный документ. И все. А какой документ подавать, если в перечне документов осталось: «два экземпляра учредительных документов» и ничего не сказано о том, что их не нужно подавать при наличии модельного устава?

Важность вопроса, кстати, очень велика, поскольку, если регистратору подать не полный пакет документов, он может оставить их без рассмотрения (ч. 11 ст. 24 Закона о госрегистрации) и учредителям нужно будет снова подавать пакет документов. Применим системный анализ: если в новой норме ч. 4 ст. 56 ХК сказано, что модельный устав «после его принятия участниками становится учредительным документом», значит нужно подавать его регистратору как учредительный документ. Это подтверждает и то, что в проекте постановления Кабмина Модельный устав ООО утверждается общим собранием участников «Протокол № ____ от ________». Но тогда возникает вопрос, зачем же его подавать на регистрацию, если он модельный, типичный для всех ООО. В общем, уже возникают вопросы у юристов, не говоря о рядовых гражданах - потенциальных учредителях.

Дальше возникает вопрос по поводу дешевизны процесса. Как уже говорилось выше, при регистрации учредителям (а позже и при внесении различных изменений в ЕДР) нужно будет указать основную идентифицирующую информацию в своем решении (в ООО - это Протокол общего собрания). При использовании модельного устава в таком решении (протоколе) необходимо будет указать все, что могло быть указано в обычном уставе. Таким образом, на решения учредителей идет значительная нагрузка.

В статье 4 Закона Украины «О хозяйственных обществах» предусмотрено, что учредительные документы должны содержать сведения о виде общества, предмете и целях его деятельности, составе основателей и участников, наименовании и местонахождении, размере и порядке образования уставного (составленного) капитала и прочее. Этот перечень схож с той информацией, которую обязательно нужно указать в решении учредителей при регистрации с модельным уставом (ее перечень приводился выше). Таким образом, решение учредителей становиться таким себе мини-уставом и все последующие решения участников (об изменении названия, местонахождения, состава учредителей) будут являться, так сказать, основной ценностью юридического лица. Не думаем, что тут можно будет обойтись без юридической помощи, поскольку уверены, что при регистрации юридического лица с модельным уставом регистратор свой пристальный взор обратит теперь на решение учредителей и правильность указания в нем всей информации о будущем юридическом лице.

Решение о создании юрлица на основании модельного устава становится таким себе мини-уставом

Важно, что есть положительная сторона Закона №3262-VI - предоставление права выбора учредителю: подавать решение в оригинале или нотариально заверенное. Конечно же, лучше сделать несколько экземпляров решения и подавать его в оригинале. Экономия денежных средств присутствует. Но возникает скептический вопрос: а не могут ли сделать такое же решение недоброжелатели или часть учредителей втайне от других, с которыми они в ссоре, и вследствии этого зарегистрировать в ЕДР то, что нужно отдельным людям для достижения их личных целей? Считаем, что экономия средств и времени не главные вопросы для учредителей. Создание юридического лица - это залог его будущей успешной работы, поэтому важно иметь надежные учредительные документы, заверенные нотариально, поскольку до регистратора любого мошенника будет проверять еще и нотариус.

Необходимо также задать вопрос законодателю: какие организационно-правовые формы юрлиц могут использовать модельные уставы? Закон №3262-VI вносит изменения, как мы уже говорили, в ГК, ХК, Закон Украины «О хозяйственных обществах». В ХК законодатель использует общий для всех юридических лиц термин «субъект хозяйствования», ГК - «юридическое лицо частного права». В Законе Украины «О хозяйственных обществах» в ст. 4 добавлено нормы о применении модельного устава, которые относятся ко всем видам хозяйственных обществ, на основании этого предполагаем, что и к акционерным обществам модельный устав, если он будет разработан, тоже сможет быть применен. Также возникает вопрос: возможно ли применение модельного устава к юридическим лицам, которые ведут некоммерческую хозяйственную деятельность. Закон №3262-VI вступает в силу, но уже существуют риски его неработоспособности, поскольку модельные уставы для различных организационно-правовых форм юридических лиц (кроме ООО и ЧП) еще не поданы на рассмотрение общественности и не приняты Кабинетом Министров Украины.

Модельный устав и счет в банке: понятия несовместимые?

Представляя регистрацию предприятия по модельному уставу, приходим к выводу, что, безусловно, кроме обещанной легкости появятся и проблемы.

Допустим, юридическое лицо уже зарегистрировано, получена справка статистики, справки с фондов, произведена постановка на учет в налоговой инспекции, следующая стадия - открытие счета в банковском учреждении. Открытие счета регулирует Инструкция о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранной валюте, утвержденная постановление НБУ 12.11.2003 г. №492. Пункт 3.2 вышеприведенной Инструкции предоставляет перечень документов, которые необходимо подать для открытия счета, среди них и «копию должным образом зарегистрированного учредительного документа (устава / учредительного договора / учредительного акта / положения), засвидетельствованную органом, который осуществил регистрацию, или нотариально».

Без «обычного» устава открыть счет в банке будет невозможно

Практика многих лет показала, что большинство банковских учреждений, кроме как нотариальную копию устава, любую другую не принимают вообще. Сейчас, в связи с новыми изменениями в Закон о госрегистрации, которые разрешают подавать регистратору только копию учредительного документа, у многих юридических лиц возникают проблемы с открытием счета, поскольку банки не принимают обычную копию устава. А если юридическое лицо выбирает модельный устав, его положения общие для всех юридических лиц этой организационно-правовой формы, подавать его для открытия счета нет смысла. Но без устава счет для новоиспеченного юридического лица банковские сотрудники не откроют однозначно, поскольку они руководствуются Инструкцией №492 и перечнем, который в ней указан. Как быть, снова-таки вопрос должны решить государственные органы.

Существование этих вопросов может свести на нет позитивный эффект от принятия нового Закона №3262-VI о модельных уставах. Пользование такими уставами, бесспорно, может значительно упростить открытие и деятельность компаний, но думаем, что только небольших, которым не требуется какое-либо особенное регулирование их деятельности (например, при отсутствии в ООО дирекции и разграничения обязанностей исполнительного и генерального директора). Кроме того, для достижения позитивного эффекта от принятого Закона №3262-VI важно также осуществление его реализации Кабинетом Министров Украины, государственными регистраторами, поскольку предполагаем, что именно они будут разъяснять учредителям детали новшества и особенности его применения.

Внедрение модельного устава оцениваем в целом как позитивное, но его еще нужно реализовать, организовать процесс. Возможно, многие люди (и юристы в том числе) не знают или не сталкивались с тем, что сейчас творится в органах регистрации. Не только люди не знают, как применить законодательные новшества, упрощающие создание юридического лица, но и регистраторы. Многие продолжают регистрировать по старым нормам, ожидая четких указаний «сверху», некоторые уже сделали сами первые шаги по реализации новых норм.

Считаем, что с применением Закона 3262-VI затраты на регистрацию действительно могут уменьшаться и срок создания юридического лица будет меньше, но для многих этот вопрос, как мы уже говорили, сейчас не первостепенный. В вопросах упрощения предпринимательской деятельности важны, например, для ООО, изменение количества участников ООО с 10 на 100 человек, отмена внесения половины размера уставного капитала до регистрации юридического лица, отмена его минимального размера для ООО (который составлял не меньше 100 минимальных заработных плат), введение правила оплаты уставного капитала ООО до окончания первого года деятельности ООО со дня государственной регистрации. Также считаем важным и применение электронной подачи документов на регистрацию юридических лиц. Если удастся должным образом наладить систему электронной подачи документов, такое новшество значительно упростит подачу документов и уберет очереди под кабинетами регистраторов, а это намного важнее, чем некоторые другие шаги по упрощению госрегистрации предприятий.

Кравчук Виктория,

юрист Юридической фирмы «София»