Термины русской иконописи. Словарь по иконописи Словарь русских иконописцев

  • 12.04.2024

ИКОНОПИСЕЦ, -сца, м. Художник, пишущий иконы.


Смотреть значение ИКОНОПИСЕЦ в других словарях

Иконописец — богомаз
Словарь синонимов

Иконописец — иконописца, м. (книжн.). Лицо, занимающееся иконописью.
Толковый словарь Ушакова

Иконописец М. — 1. Тот, кто занимается иконописью.
Толковый словарь Ефремовой

Иконописец — -сца; м. Живописец, пишущий иконы.
Толковый словарь Кузнецова

Акиндин, Иконописец — (Анкидин) - иконописец, дьякон вологодского Софийского собора, в котором в 1645 г. подновлял образа.
Суворов, "Описание Вологодского Софийского собора", стр.

Алексеев, Иван (иконописец) — царский иконописец в Москве 1661
Большая биографическая энциклопедия

Алимпий, Иконописец — печерский чудотворец, иконописец, † 15 августа
Большая биографическая энциклопедия

Андреев, Григорий, Иконописец — дьячок новгор. церкви св. Анастасии 1660
Большая биографическая энциклопедия

Андреев, Иван (иконописец) — новгородск. иконописец, 1670 г. вытребов. в
Большая биографическая энциклопедия

Анкидинов, Иван, Иконописец — дьячок моск. женск. Георгиева мон. 1664-6
Большая биографическая энциклопедия

Арсений, Киевский Иконописец — иеромон., игум. Софрониевск. пуст. 1772 г., † в
Большая биографическая энциклопедия

Афанасьев, Артамон (иконописец) — иконописец, раб. 1684
Большая биографическая энциклопедия

Афанасьев, Дмитрий (иконописец) — ярославский иконописец 1660
Большая биографическая энциклопедия

Афанасьев, Петр (иконописец Царский) — нижегородский кормовой иконописец
Большая биографическая энциклопедия

Геннадий (иконописец) — Геннадий преподобный, иконописец черниговский, по свидетельству "Сказания о святых иконописцах", жил в Ильинском монастыре и написал в 1652 г. чудотворный образ Пресвятой Богородицы.
Исторический словарь

Вавилов, Кормовой Иконописец — царя Алексея Мих., работ. по его заказу 1664
Большая биографическая энциклопедия

Варлаам, Иконописец — архим. Хутыня Спасо-Варлаамиева мон., Новгородск. епар. 31 авг. 1621
Большая биографическая энциклопедия

Иосиф (иконописец) — Иосиф - иконописец, царский изограф, ученик Симона Ушакова. Известен как автор любопытного трактата о живописи (рукопись гр. Уварова, XVII - XVIII веков), в котором он выступает........
Исторический словарь

Исаакий (иконописец) — Исаакий - грек, в 1338 г., по поручению новгородского владыки Василия, "с другы" писал иконы для Входоиерусалимской церкви, сооруженной в 1337 г. в 9 недель.
Исторический словарь

Геннадий, Иконописец Черниговский — - преподобный, иконописец черниговский, по свидетельству "Сказания о святых иконописцах", жил в Ильинском монастыре и написал в 1652 г. чудотворный образ Пресвятыя
Большая биографическая энциклопедия

Дионисий, Иконописец — 1482 г. работал в
Большая биографическая энциклопедия

Домажир, Иконописец — (?), 1230 г. (Указ. кн. П. С. Рус. Л.
Большая биографическая энциклопедия

Екимов, Московск. Кормовой Иконописец — больш. статьи, 1650-52
Большая биографическая энциклопедия

Емельян, Строгановский Иконописец — лучшего времени процветания школы (XVII в.), работы которого - "Емельяново дело" особенно
Большая биографическая энциклопедия

АБРИС - 1. линейный контурный рисунок вспомогательного характера. 2. то же, что контур.

АДОРАЦИЯ - жест, означающий молитвенное обращение к Богу: раскрытые ладони с отставленным большим пальцем. В иконографии Богородицы - у икон типа <Оранты>.

АЗУРИТ - краска тёмно-синего цвета, медная горная синь. В Риме по месту добычи называлась <армением>. В России использовалась под общим именованием <голубец>.

АКРИЛ-ФИСТАШКОВЫЙ ЛАК - лак на основе синтетической полибутилметакриловой смолы с добавлением фисташковой смолы. Применяется в реставрации для покрытия масляной живописи и желтковой темперы.

АЛАВАСТР - узкогорлый алебастровый, либо металлический сосуд для хранения благовоний (мира). В иконописи изображается в руках жен-мироносиц и у некоторых других святых.

АЛЕБАСТР - минерал снежно-белого цвета, разновидность гипса.

АЛЛАПРИМА - приём, используемый в масляной живописи, когда краски наносятся за один сеанс, по непросохшему слою.

АНАЛОЙНАЯ ИКОНА - икона небольшого размера, посвящённая какому-либо празднику или святому. Возлагают в храме на аналой в дни этих праздников.

АССИСТ - 1. клеящий состав для наклейки золота и серебра на поверхность живописи. 2. не совсем правильно употребляется в значении - лучи и блики, исполненные золотом или серебром и составляющие рисунок одежд, волос, которые символизируют присутствие Божественного света.

АУРИПИГМЕНТ, АВРЕПИГМЕНТ, АВРИПИГМЕНТ, УРИПИГМЕНТ, ЖЕЛТЬ, РАУШГЕЛЬБ, РАЖГИЛЬ - минерал золотистого цвета и ярко-жёлтая краска, приготовляемая из него. Чернеет при соединении со свинцовыми белилами.

БАГОР, БАГР, БОГОР (от багровый - тёмно-красный) - краска вишнёво-коричневого цвета.

БАГРЯНИЦА - нить, ткань или одежда красного цвета. С клубком красной нити изображают Деву Марию на иконе Благовещение.

БАКАН, БОКАН - неяркая органическая краска растительного происхождения. Чаще всего подразумевается краска тёмно-красных оттенков.

БАЛЬЗАМ - сиропообразная липкая жидкость, выделяющаяся из-под коры деревьев хвойных пород. Используется для приготовления лаков.

БАСМА - тонкие металлические или кожаные листы с выбитым по металлической, деревянной или каменной матрице узором. Металлическая басма используется для украшения икон.

БЕЛИЛА, БЕЛЬ - в иконописи краска белого цвета.

БЕРГГРИН, БЕГРИН - минеральная краска насыщенного зелёного цвета, получаемая из малахита.

БИТЬ - золотая или золоченая обычно плоская металлическая нить, используемая в золототканном деле, золотном шитьё и т. п. См. также золотная нить.

БЛИК - самое яркое световое пятно в изображении предмета, отблеск от внешнего источника освещения при применении светотеневой моделировки в живописи.

БЛЯГИЛЬ, ЖЖЁНЫЕ БЕЛИЛА - краска жёлтого цвета, на основе двуоокиси свинца.

БОГОМАЗ - пренебрежительное название плохого иконописца.

БОЖНИК - 1. полотенце, прикрывающее иконы в красном углу. 2. местное именование полочки для икон; 3. местное просторечное именование иконописца.

БОЖНИЦА - местное именование шкафчика или полочки для икон, киота.

БОКАН - см. бакан.

БОЛЮС, ЛЕВКАСНАЯ ГЛИНА - глина, а также глинистая паста с добавлением коллагенового клея, служащая для закрепления сусального золота на позолачиваемой поверхности. Цвет болюса (различают красные, жёлтые и черные) придаёт оттенок будущей позолоте.

ВАЙМА, ВАЙМИЦА - столярное приспособление, станок для сборки деревянных изделий. В вайме сплачивается и сжимается (в простейшем случае при помощи клиньев) многочастная иконная доска.

ВАП, ВАПА - краска, всякое красящее вещество. Писать вапно - многоцветно

ВАПНИЦА - 1. коробка или иное вместилище для красок.

ВАПНОЕ ПИСАНИЕ - живопись.

ВАПНЫЙ КАМЕНЬ - минерал, пригодный для приготовления пигмента.

ВАРЗИЯ - растительная краска красного цвета.

ВАСИОТИССА - именование одного из иконографических изводов Богоматери Одигитрии: Богородица изображена стоящей с Младенцем на правой руке.

ВЕЛИКИЙ АРХИЕРЕЙ - разновидность иконографии Христа, где Он представлен в облачении архиерея как Глава Церкви - земной и небесной.

ВЕЛИКИЙ ГЛАЗ - в иконописи (преимущественно XIX веке) изображение глаза в сфере или полусфере, как символа всевидящего Бога. См. также Всевидящее Око.

ВЕЛУМ - в иконописи ткань (обычно красного цвета), перекинутая в виде полога между двумя архитектурными сооружениями. В некоторых иконах (Рождество Богородицы, Благовещение, Сретение и др.) символизирует собой прообразовательную связь между Ветхим и Новым Заветами. Часто велум обозначает, что действие происходит внутри изображённого здания.

ВЕНЕЦ - 1. головной убор византийских императоров, символ власти. В иконописи венец - атрибут царственных персон (Давид, Соломон и др.) 2. Часть оклада, помещается вокруг головы на месте нимба на иконе.

ВЕРТЕП - пещера; место действия событий, изображаемых в композициях Рождества Христова.

ВЕРХ - в иконописи верхние одежды.

ВЕТОШЬ - старая ткань, употребляемая в иконописи в качестве паволоки и в иных целях.

ВОДЯНАЯ БАНЯ - приспособление для контролируемого нагрева состава. Состоит из двух сосудов, помещённых друг в друга, больший из которых заполнен водой и нагревается внешним источником тепла. При этом внутренний сосуд не нагреется выше температуры кипения воды, что исключает перегрев и подгорание нагреваемого состава. Водяную баню применяют при приготовлении животных и растительных клеев.

ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ЖИВОПИСИ - воссоздание живописных изображений посредством написания их поверх потемневшей живописи, либо восполнение красками утраченных мест (реставрация с реконструкцией)

ВОСК - жироподобное легкоплавкое аморфное полупрозрачное горючее вещество, вырабатываемое пчёами для постройки сот и состоящее, главным образом, из сложных эфиров высших жирных кислот и одноатомных спиртов. В церковной практике воск используется для изготовления свечей. Живопись красками на основе воска (восковая живопись) называется энкаустикой. Воск применяется для составления мастик, применяемых при реставрации икон, входит в состав некоторых покрытий и т. д. Восками также могут называться природные (животные, растительные, ископаемые) или синтетические вещества, схожие по свойствам с пчелиным воском.

ВОХРА, охра - природный пигмент, земляная краска. Цвет от жёлтого до красно-коричневого.

ВОХРЕНИЕ (то же что ОХРЕНИЕ) - отдельный процесс личного письма (живопись ликов и открытых частей тела), при котором краска охристого цвета послойно наносится на освещённые части лика на иконе.

ВРЕЗОК - икона, у которой на новую доску смонтирована часть более древней иконы.

ВСЕВИДЯЩЕЕ ОКО - 1. Сложная аллегорическая композиция, символ всевидящего Бога. Появляется в русской иконографии с конца XVIII в. под западным влиянием.; 2. изображение Всевидящего Божьего глаза, вписанное в треугольник - символ Троицы. См. также Великий Глаз.

ВЫВОРОТОК - в иконописи отворот, загнутый край одежды, пишется обычно в тоне, контрастном цвету наружной стороны ткани.

ГВЕНТЫ - в иконописи тёмные линии рисунка.

ГВЕРСТА - в иконописи песок, как нежелательная примесь в пигменте.

ГИМАТИЙ - верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани. Надевался обычно поверх хитона и у шеи иногда застегивался фибулой. В иконографии - обязательный атрибут одежды ветхозаветных и раннехристианских персонажей.

ГОЛУБЕЦ - обобщённое название красок голубого и синего оттенка.

ГОРКА - один из символов пейзажа в иконописи. Иконописные горки изображаются в виде уступов с плоскими площадками - лещадками, символизирующими ступени духовного развития.

ГРАФЬЯ - 1. инструмент для процарапывания линий по поверхности грунта - игла с рукоятью-штыльком. 2. Углублённые линии, описывающие контуры рисунка, процарапанные по поверхности грунта (левкасу или штукатурке) при помощи этого инструмента. Основная функция - сохранение контуров рисунка после наложения красочных слоёв.

ГРИЗАЙЛЬ - монохромная живопись, живопись, выполненная в оттенках какого-либо одного цвета, чаще всего серого.

ГРУНТ - слой специального состава, наносимый поверх обработанной основы с целью создания нужной художнику поверхности, обеспечивающей прочное прилегание красочного слоя. В иконописи грунт называется левкасом.

ГУЛЬФАРБА - 1. жёлтая краска, имитирующая золото. 2. клеящий состав под листовое золочение.

ДАММАРА, даммарная смола - смола используемая для приготовления светостойких лаков, которые при необходимости сравнительно легко смываются. В реставрации икон даммара также применяется для составления воско-даммарной мастики. Неразбавленный даммарный лак может применяться в качестве клеевой основы под листовое золочение.

ДВИЖКИ, оживки, отметки - белильные блики, положенные поверх вохрения на личном письме (живопись ликов и открытых частей тела). Модулируют выпуклые части лица и открытых частей тела.

ДВОЙНИК - лист сусального золота из двух металлов, чаще всего, позолоченное серебро.

ДЕРЖАВА - символ царской власти в форме шара, часто с крестом на вершине. На некоторых иконах Божией Матери изображают Богомладенца с державой в руке.

ДЕСНИЦА - правая рука. В иконографии - символическое изображение благословения и покровительства Божия.

ДОЛИЧНИК - иконописец, специализирующийся в писании одежд, пейзажных стаффажей и прочих элементов иконы, кроме личного письма (живописи ликов и открытых частей тела).

ДОЛИЧНОЕ ПИСЬМО - приемы изображения одежд и прочих элементов иконы, кроме лиц и открытых участков тела.

ЕМАТИТ - минерал гематит, тонкий порошок которого применяется для полирования левкаса, а также в качестве пигмента в составе красок.

ЕРМИНИЯ - особый род наставления по иконописи. В отличие от иконописных подлинников, в ерминиях, обычно, внимание уделяется не только иконографии, но и технологии иконописи, а также богословию иконы.

ЖЕЛЕЗЦЕ - металлический инструмент, железный обломок, применяемый для обработки иконной доски, выравнивания левкаса и т. п.

ЖИТИЙНАЯ ИКОНА - икона, запечатлевшая жития святого (святых). В центре иконы располагается средник с изображением святого, по сторонам в клеймах представлены главные события его жизни и чудеса, связанные с его именем.

ЖУХЛОСТЬ - помутнение, утрата блеска и яркости красочного слоя.

ЗАПИСЬ - подправка красками, сделанная поверх первоначального красочного слоя с целью поновления иконы. Различают частичную и сплошную запись. При многократных поновлениях говорят о многослойной записи.

ЗЕРЦАЛО - изображение прозрачной сферы в руках архангела, символ предначертания, предвидения, переданного архангелу Богом.

ЗНАМЕНЩИК - мастер-иконописец, главный художник в дружине, размечающий композицию, прорисовывающий изображения и руководящий всеми работами по созданию иконы.

ЗНАМЕНЬЕ - в иконописи разметка контуров изображения (обычно более жидкой темной краской) перед письмом; знаменить - намечать состав будущей композиции, контуры изображений.

ЗОГРАФ, ИЗОГРАФ - иконописец, художник, живописец.

ЗОЛОТО-ПРОБЕЛЬНОЕ ПИСЬМО - приём в иконописи, состоящий в том, что пробел исполняется золотой или серебряной красками - творёным золотом или серебром, наносимыми на поверхность живописи штрихами и силками. Для придания большего металлического блеска производится уплотнение и шлифовка с помощью зубков.

ЗУБОК, зуб - инструмент позолотчика для шлифовки листового, сусального или твореного золота, серебра и других металлов, выполненный из зуба животного, шлифованного кремня, агата либо сердолика.

ИЗВОД - несколько изменённое, но в допустимых пределах, повторение установленного образца конкретной иконы.

ИЗОГРАФ, ЗОГРАФ - иконописец, художник, живописец.

ИЗОГРАФИЯ - культовая живопись, иконопись.

ИКОНА (греч.- образ, изображение) - священное изображение Христа, Божией матери, ангелов, святых или события из Священной и церковной истории, предназначенное для индивидуальной или церковной молитвы. От иконы с одной стороны следует отделять произведения церковного монументального искусства (фрески, мозаики и т. д.), книжную миниатюру, произведения декоративно-прикладного искусства, которые имеют меньшее самостоятельное значение и зависимы от контекста; с другой - произведения живописи религиозного содержания, основанные на авторской интерпретации библейского сюжета и обращённые к чувственному переживанию зрителя. Иконы являются объектом почитания, закрепленного догматом Седьмого Вселенского собора 787 г., по которому честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу.

ИКОННАЯ ДОСКА (дска, дцка, цка) - деревянная основа под икону. Часто представляет собой сборный из нескольких частей щит (двучастная, трехчастная доска и т. д.), в котором части склеены между собой и дополнительно соединены шпонками с тыльной стороны или с торцов. С лицевой стороны часто делается плоское углубление - ковчег, обрамленный выступом поля. Скос между ковчегом и полем называется лузгой. До покрытия грунтом (левкасом) поверхность доски проклеивается животным клеем, на места стыка составных частей, плоскости, прилегающие к торцам, сучки и прочие дефекты доски (либо на всю доску) наклеивается ткань - паволока.

ИКОНОБОРЧЕСТВО, иконоборство - еретическое движение, выразившееся в отрицании почитания священных изображений и гонениях на них. В период с VIII по IX вв. несколько раз получало официальное признание в восточной церкви. Первый этап гонений имел место при императорах Льве III Исавре (717-741 гг.) и Константине V Копрониме (741-775 гг.), когда был созван иконоборческий собор 754 года и 300 епископов единодушно осудили иконопочитание. При императрице Ирине и её сыне Константине Порфирородном (780-797 гг.) был созван VII Вселенский собор, утвердивший правило об иконопочитании. Затем гонения на иконы возобновились при Льве V Армянине (813-820 гг.) и его преемниках. Окончательное восстановление иконопочитания произошло лишь в 843 году при императоре Феодоре, в честь чего был установлен церковный праздник <Торжество Православия> (первое воскресенье Великого поста). Иконоборцы апеллировали прежде всего к ветхозаветному запрещению изображать Бога (Втор V, 8), хотя уже в самом Ветхом Завете присутствуют описания священных изображений - херувимов на ковчеге Завета, в Иерусалимском храме и др.

ИКОНОГРАФИЯ - описание и классификаций установленных видов иконных изображений.

ИКОНОПИСЕЦ, иконник - мастер, специализирующийся в создании икон. В отличие от художника, иконописец не рассматривается как автор своего произведения, он является проводником Божественной истины. По преданию, первым иконописцем был апостол и евангелист Лука.

ИКОНОПИСНЫЙ КАНОН - совокупность определённых принципов иконописи. Сами принципы написания установлены на основании догматических норм использования и почитания священных изображений в Православной Церкви.

ИКОНОПИСНЫЙ ПОДЛИННИК - практическое руководство по иконописанию с описанием и образцами конкретных иконных изображений. Указаны все детали канонических изображений различных лиц и событий (вплоть до технических приёмов письма). Иконописные подлинники подразделялись на толковые и лицевые (иллюстрированные). См. также ерминия.

ИКОНОСТАС - установленная иконами перегородка, отделяющая алтарь от остального пространства православного храма. В церковном искусстве древней Руси складывается на рубеже XIV - XV вв. Включает в себя пять (и больше) основных рядов. В центре иконостаса расположены Царские врата, по сторонам от них - Севренный и Южные врата.

ИНАКОПЬ, инокопь, инокопоть - графическое выражение световых бликов (пробелов) тонкими линиями из листиков сусального золота, приклеенные при помощи ассиста.

КАНИТЕЛЬ - тонкая металлическая проволока, туго свитая в плотную спираль. Используется в золотном шитье.

КИВОРИЙ - сень над престолом, поддерживаемая колоннами. К киворию крепились завесы, закрывающие престол в промежутках между службами. В иконописи изображение кивория символизирует алтарь.

КИНОВАРЬ, кеноварь - сернистая ртуть, HgS, краска ярко-красного цвета, применяемая в иконописи.

КИОТ, кивот - деревянный остекленный шкафчик ящик для икон.

КЛАВ, клавий - нашивное украшение в виде вертикальных полос, идущих от плеч до нижнего края одежды; служили знаками отличия римских граждан. Обязательно изображается на хитоне Христа, а также на хитонах апостолов (Петра и Павла) и архангелов.

КЛЕЕВАЯ ЖИВОПИСЬ - живопись красками, связующим которых служит клей.

КЛЕЙМО - лаконичные композиции, окружающие средник житийной иконы, и отображающие наиболее значительные события, развивающее или поясняющие сюжет средника.

КЛЕЯНКА - приспособление для варки клея на <водяной бане>.

КЛЯПИК, клепик - инструмент иконописца в виде тупого ножика с загнутым концом, применяемый для разравнивая левкаса.

КОНТРАФАКЦИЯ - в искусствоведении подделка произведения искусства с целью введение в заблуждение покупателя: искусственное придание более древнего и ценного внешнего вида, либо имитация авторства конкретного художника. В применении к иконописи употреблялось выражение <подфурная икона> (см. фурение).

КОРПУСНОЕ ПИСЬМО - в иконописи особый технический прием, когда краски накладываются плотными, непрозрачными слоями.

КРАКЕЛЮР - трещины в слоях произведений живописи.

КРАСНУШКА - разновидность икон, написанных народными умельцами. Преобладающий красно-коричневый колорит послужил основанием для названия таких икон.

КРАСНЫЙ УГОЛ, передний угол - угол крестьянской избы с восточной стороны, в пространстве между боковой и фасадной стенами, по диагонали от печи. В красном углу устраивался домашний иконостас. Наиболее светлое и почётное место избы, символический аналог алтаря православного храма.

КРУЖАЛАЛЬНАЯ ИКОНА - икона круглой формы.

КУКОЛЬ, КОКУЛЬ - островерхий головной убор схимников.

ЛАВРА - в иконописи краска голубого цвета.

ЛАЗОРЬ - любая краска синего цвета, либо получаемая из минерала лазурита. См. также голубец, лавра.

ЛАПКА, лампемзель, лампезель - инструмент позолотчика и иконописца, особая кисть, связанная веером из волосков с кончика беличьего хвоста. Используется для поддевания листка сусального золота, его переноса и наложения на подготовленную под золочение поверхность.

ЛАСТОЧКА - плоская деревянная планка, имеющая абрис банта. Её врезают в поверхность смежных склеиваемых досок иконы для дополнительного их скрепления.

ЛЕВКАС - в иконописи название грунта, представляющего собой меловой или гипсовый (алебастровый) порошок, размешанный на животном или рыбьем клею. Наносится несколькими слоями на специально подготовленную доску. После высыхания шлифуется.

ЛЕВКАСИТЬ - грунтовать иконную доску.

ЛЕССИРОВКА - тонкие прозрачные и полупрозрачные слои красок, нанесённые на просохший красочный слой для обогащения колорита.

ЛИК - 1. образ; 2. то же, что икона; 3. изображение лица на иконе.

ЛИЧНОЕ ПИСЬМО - в иконописи: изображения лиц, рук и прочих открытых частей тела. При разделении труда в иконописной мастерской личным письмом занимается отдельный мастер - личник.

ЛИЦОВКА, лишовка - окончательная доводка (шлифовка) левкаса.

ЛОКОТЕВОЙ ОБРАЗ, локтевая икона - икона размером в один локоть (38-46 см.)

МАНДОРЛА - в иконописи сияние в форме овала, в котором изображаются Христос и Богородица.

МАФОРИЙ - верхняя одежда, длинное женское покрывало, спускавшееся с головы до пят. Мафорий Богородицы - одна из важнейших реликвий, связанных с Её памятью. Изображается преимущественно в тёмно-красных оттенках.

МЕРНАЯ ИКОНА, родимая икона - икона одноимённого ребенку святого на доске размером в рост новорожденного. В XVII-XVIII вв. мерные иконы заказывались после рождения царевича. В настоящее время заметны попытки восстановить традицию мерных икон в более широких масштабах.

МИЛОТЬ - одежда из овчины мехом наружу. В милоти обычно изображают Иоанна Предтечу и некоторых других святых.

МОЗАИКА - изображение, созданное при помощи разноцветных кусочком камней или смальты, закреплённых особым растровом.

МОЛЕННАЯ ИКОНА - икона, предназначенная для индивидуальной молитвы верующего. Характерный размер моленной иконы - одна пядь (17,78 см.), отсюда название икон подобного размера - пядница.

МСТЁРА - слобода (сейчас посёлок городского типа) в Вязниковском районе Владимирской области, с XVII в. традиционный иконописный центр.

НАЛЕПОК - технический прием перевода контуров рисунка на левкас в иконописи, при котором прорись, снятая с иконы-образца при помощи липкой краски (например, на основе чесночного сока), прикладывалась к левкасу новой иконы, оставляя видимый рисунок. Иногда налепком именовалась и прорись, предназначенная для данной технологии.

НАДВРАТНАЯ ИКОНА, вратная икона - икона, установленная над воротами церкви, монастыря, города или дома.

НИМБ - условное обозначение сияния вокруг головы в изображении Христа, Богоматери, святых и т. д. Нимб Спасителя на канонических иконах обязательно содержит вписанный крест.

ОБНОВЛЕНИЕ ИКОН - чудесное, не объяснимое с точки зрения материализма, самопроизвольное прояснение изображения на иконах.

ОГЛАВНАЯ ИКОНА - икона, на которой изображена только голова персонажа (до плеч).

ОДИГИТРИЯ - один из видов иконографии Пресвятой Богородицы. На иконах <Одигитрия>, что в переводе с греческого означает <Путеводительница>, Божия Матерь изображена в торжественной позе с поднятой рукой, обращённой к Своему Сыну, как бы указывающей человечеству путь к спасению.

ОМОФОР - знак архиерейского (епископского) сана, длинная широкая полоса материи, украшенная крестами и возлагаемая на плечи поверх всех других священнических одежд. Омофор обозначает заблудшую овцу (т. е. заблудший род человеческий), а облаченный в него епископ изображает собой Христа Доброго Пастыря, взявшего заблудшую овцу на плечи.

ОПЛЕЧНАЯ ИКОНА - икона, изображающая голову и плечи персонажа.

ОПЛЕЧЬЕ - часть одежды, прикрывающая плечи.

ОПУШЬ - в иконописи: тонкая полоса, обрамляющая поле иконы, обычно яркого цвета, контрастного цвету или позолоте иконы.

ОРАНТА - один из древнейших образов Пресвятой Богородицы. В символике иконы выражены христианские догматы непорочного зачатия и двух природ Иисуса Христа: Божественной и Человеческой. Образ положил основу одному из типов иконографии Божией Матери, который так и назван - <Оранта>. <Оранта> по-латински означает <Молящаяся>.

ОХРА, вохра - природный пигмент, земляная краска. Цвет от жёлтого до красно-коричневого.

ОХРЕНИЕ (то же, что вохрение) - отдельный процесс личного письма (живопись ликов и открытых частей тела), при котором краска охристого тона послойно наносится на освещённые части лика на иконе.

ПАВОЛОКА - ткань, которая наклеивается на иконную доску перед наложением левкаса с целью предохранения доски от растрескивания и деформации.

ПАЛЕХ - село (сейчас посёлок городского типа) в Ивановской области, с XVII в. традиционный иконописный центр. В Палехе сложился особый стиль (т. н. "палехский пошиб") иконописи, отличающийся, тонкостью, "мелочностью" письма, декоративностью, вниманием к деталям вплоть до маньеризма. В 1920-х гг. иконопись Палеха вырождается в т. н. "палехскую лаковую миниатюру". Ныне палехский иконный промысел активно возрождается.

ПАРСУНА - название портрета, сохраняющего многие приёмы иконописи.

ПАРУС - в архитектуре один из элементов перекрытия крестово-купольного храма, сферический треугольник, обеспечивающий переход от квадрата в плане к окружности купола. В парусах русского православного храма располагаются, как правило, изображения четырех евангелистов.

ПАТРОНАЛЬНАЯ ИКОНА - икона, на которой изображается святой тезоименный заказчику или дарителю иконы.

ПАУЗА - узелок из редкой, обычно миткалевой, ткани, наполненный толчёным углём, мелом или иным красящим порошком. Служит для перевода рисунка посредством припороха - периодического постукивания паузой по перфорированной прориси.

ПЕЛЕНА - ткань прямоугольной формы, подвешиваемая под икону. Часто украшена вышитым крестом или соответствующим иконе сюжетом.

ПЕРЕВОД - 1. переведённый на бумагу с живописного изображения графический рисунок, прорись; 2. оттиск рисунка с прориси на иконной доске.

ПЕРЛЫ - 1. жемчуг; 2. в иконописи орнамент в виде цепочки светлых точек, иначе <жемчужник>.

ПЕРСПЕКТИВА - способ изображения пространства и предметов на плоскости. Перспектива может быть линейной и цветовой. В цветной перспективе, чем предмет удалённее от переднего плата, тем он ярче. Линейная перспектива - проецирование трёхмерного предмета на двухмерную плоскость. Подразделяется на прямую и обратную. В прямой перспективе параллельные линии сходятся в точке на лини горизонта, а в обратной - расходятся. Эффект обратной перспективы даёт необычное восприятие изображений - дальние от зрителя предметы кажутся больше, чем ближние. Для иконописания характерна обратная перспектива.

ПЛАВЬ - в иконописи жидкий слой краски, накладываемый на все элементы композиции. Края слоя плави растушевываются. В личном письме применяется несколько слоев плави.

ПЛАТЕЧНИК - иконописец, специализирующийся в писании одежд.

ПЛАФОН - роспись, исполненная непосредственно на поверхности потолочного перекрытия или на холсте, прикрепленном к перекрытию.

ПОДОКЛАДНАЯ ИКОНА, ПОДОКЛАДНИЦА - икона, на которой детально прописаны только те части, которые не закрыты окладом (лики, руки). См. также подфолежная икона.

ПОДПУСК, ПОДПУСТ - клеящий состав под листовое золочение.

ПОДФОЛЕЖНАЯ ИКОНА (от фольга) - дешёвые иконы, покрытые окладом из тисненой фольги. Часто живописный слой наносился лишь на места не закрытые окладом. См. также подокладная икона.

ПОЗЕМ - полоса в нижней части иконы, обычно коричневого или зелёного цвета - условное обозначение земли.

ПОЛЕ ИКОНЫ - обрамление иконной доски, возвышающееся над ковчегом или выделяемое цветовой обводкой на поверхности доски.

ПОЛИМЕНТ - красно-коричневый клеящий состав для листового золочения сусальным золотом. Состоит из красной глины, мыла, пчелиного воска, китового жира и специально приготовленного белка куриного яйца.

ПОНОВЛЕНИЕ - совокупность приёмов реставрации живописи, подход, направленный на удаление обветшавших и разрушающихся частей произведения и полное воссоздание утраченных частей. Реже - воссоздание произведения заново поверх померкшего, загрязненного слоя живописи.

ПРИПОРОХ - нанесение рисунка, состоящего из мелких точек порошка краски (чёрной или красно-коричневой) на поверхность левкаса. Рисунок получается за счёт периодического постукивания паузой - узелком, наполненным краской, по перфорированной прориси, прижатой к поверхности левкаса.

ПРОБЕЛ - 1. высветление отдельных частей изображения путём многократных прописок с постепенным увеличением количества белил, наносимых по ровному основному тону. Символизирует присутствие Божественного света (ср. ассист). В личном письме высветление называют, в отличие от пробела, охрением. 2. первый слой левкаса.

ПРОРИСЬ - контурный рисунок, выполненный, чаще всего, на бумаге и предназначенный для переведения контуров изображения при написании иконы. Посредством наложения на сделанную прорисовку влажного листка бумаги и тщательного его прижатия к поверхности получали оттиск - перевод (иногда его называли <слепок>). Притирая лист с полученным переводом к поверхности левкаса будущей иконы, делали второй оттиск, заменяющий оригинальную прорисовку сюжета. Прориси иногда называли <образцами>, поскольку их использовали в качестве источников при создании произведения на тот же сюжет.

ПРОТОГРАФ - первоисточник иконографии, древнейший извод определённой иконографической композиции - оригинал для более поздних икон-списков.

ПУТНАЯ ИКОНА - переносная икона небольшого размера, предназначенная для совершения молитв в пути РЕФТЬ, ревть - краска черного или темно-серого цвета на основе елового угля и известкового молока.

РИЗА - 1. верхнее облачение священника, например, фелонь; 2. изображения любых одежд на иконе; 3. часть иконного оклада, прикрывающая изображения одежд. Иногда ризами именуют оклады икон целиком.

РОСКРЫШЬ - приём Палехской школы: первоначальное равномерное распределение иконописцем красок по плоскости грунта (левкаса).

САНКИРЬ - тёмный, оливковый или коричневый тон, поверх которого кладутся остальные, более светлые слои в живописи лица, рук и других открытых частей тела.

САНОЧКА - часть кисти (инструмента) живописца, стержень утиного или гусиного пера, в который вставляются и закрепляются собранные в кисточку волоски.

СЕВЕРНЫЕ ПИСЬМА - общее название иконописных школ северной Руси: вологодской, архангельской, каргопольской и др.

СИНЬ - краска синего цвета.

СКЛАДЕНЬ - складная икона из двух (диптих), трёх (триптих) или нескольких (полиптих) частей.

СКОЛОК - иконный образец, снимок с иконы-оригинала, контуры рисунка которого составлены из рядов отверстий. Перевод рисунка со сколков осуществяется методом припороха.

СМАЛЬТА - цветное непрозрачное стекло (иногда и цветные природные камни), применяемое для изготовления мозаик.

СПИСОК - копия, выполненная с другой иконы.

СРЕДНИК - средняя основная сюжетная часть иконы с клеймами. В ней изображается главный сюжет иконы, в клеймах - развитие темы. Также средником могут называть центральную часть триптиха, полиптиха или иной многочастной композиции.

СТРОГАНОВСКАЯ ШКОЛА иконописи, СТРОГАНОВСКОЕ ПИСЬМО - условное название стилистической общности произведений иконописи, церковного шитья, фрески, эмали и т. д., сложившейся в России в конце XVI в. Названа по фамилии купцов-меценатов Строгановых, с которыми связаны наиболее характерные произведения. Отличительными особенностями считается преувеличенная сложность композиции, тонкое <мелочное< письмо, особое внимание к деталям, тщательная проработка одежд, элементов пейзажа, орнаментальных мотивов, использование светотеневой моделировки фигур. В иконописных мастерских, принадлежащих Строгановых, впервые широко применили разделение труда иконописцев на знаменщиков, доличников, мастеров палатного письма, травщиков, личников и пр. В отличие от одновременно существовавшей годуновсой школы иконописи, отличавшейся консерватизмом и следованием идеалам XV в., строгановская школа восприняла многие элементы западного живописного искусства. Наиболее известные представители строгановской школы: Прокопий Чирин, Никифор, Назарий, Федор и Истома Савины. В границах школы ранние исследователи выделяют самостоятельные <первые>, <вторые> и <третьи строгановские письма>.

СУРИК - название красок красных и красно-коричневых цветов. Представляет собой природную окись железа с небольшой примесью глинистых веществ и песчаника.

СУРЬМА - краска чёрно-фиолетового цвета, трёхсернистая сурьма Sb2S3.

СУСАЛЬНОЕ ЗОЛОТО, серебро, сусаль, сусань - тончайшие (обычно доли мкм) плёнки золота или серебра для золочения (позолотных работ).

ТАБЛЕТКА, или ПОЛОТЕНЦЕ - название икон, написанных с двух сторон холста (полотна), покрытого слоями певкаса. В обиходе же русской иконописи их называли попросту иконами на <холстяных цках> (<цка> - сокращение от <доска>) или <праздниками и святыми на полотенцах> - в зависимости от типа изображения. В целях сохранности таблетки иногда заключали в деревянные рамочки. Наиболее известны т. н. <новгородские таблетки> - небольшие двусторонние иконы XV в. на загрунтованном холсте из Софийского собора Новгорода Великого

ТАУСИНЫЙ цвет - переливчатый тёмно-синий цвет.

ТЕМПЕРА - краски, связующим веществом которых служат эмульсии - натуральные (цельное яйцо, желток, соки растений) или искусственные (водный раствор клея с маслом и др.).

ТЕРЩИК - специалист по растиранию красок.

ТИТАНОВЫЕ БЕЛИЛА - двуокись титана. Изготовляется из минерала ильменита. В настоящее время используются во всех видах живописи, кроме масляной, т.к. препятствуют окислению масла, и краска не затвердевает.

ТОЛСТИК, толстуха - жирная железистая охра красноватого оттенка.

ТОРОК - белая повязка на челе ангела с развевающимися концами - символ постоянного слушания ангелами воли Бога.

ТРАВЩИК - мастер по изображению орнаментов (трав).

УМИЛЕНИЕ - Один из основных типов икон Пресвятой Богородицы. На иконах <Умиление> обычно приводится поясное изображение Божией Матери с нежно прижавшимся к Ней Младенцем на руках. Богородица с умилением склоняется к Своему Сыну. Следует отличать от данного типа икону <Умиление> Серафимо-Дивеевскую, На которой Божия Матерь изображена без Богомладенца с крестообразно сложенными на груди руками

ФРЕСКА - живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. Одна из техник стенных росписей. В более общем смысле фресками могут назвать любые стенные росписи вне зависимости от техники исполнения.

ФРИЗА - древняя краска синего цвета.

ФРЯЖСКОЕ ПИСЬМО, фрязь - наименование стиля живописи, отличающейся внешней достоверностью в передаче материального мира. Фряжская манера появляется в России со второй половины XVII века под влиянием западноевропейского искусства.

ФУРЕНИЕ - завершающие приемы работы иконописца с целью придания свеженаписанной иконе старинного вида. Подфурить икону - состарить икону. Подфурная икона - икона, поддельная под древнюю.

ФУРИЛЬЩИК, подфурник - иконописец, работающий в технике, придающей свеженаписанной иконе вид старинной или древней, чаще всего, с целью выдачи новой иконы за более древнюю и ценную.

ЦАТА - украшение в виде полумесяца, прикрепляемая у венцу.

ЦИРОВКА - затупленная игла, вставленная в деревянный черенок. Употребляется для соскабливания краски, положенной по позолочённой поверхности левкаса, для воспроизведения тонких линий орнамента.

ЧЕРЛЕНЬ - земляная минеральная краска красно-вишнёвого цвета.

ШПОНКА - деревянный брусок, либо прибитый к тыльной или торцевой стороне иконной доски, либо вставленный в специально сделанный для этого паз. Служит для предохранения доски от деформации и скрепления нескольких досок, из которых собрана иконная доска - деревянный щит.

ЩИПЕЦ - архитектурная деталь, верхняя остроугольная часть крыши, арочной детали и пр.

ЭНКАУСТИКА - связующее вещество красок на основе специально обработанного воска. Краски наносятся в разогретом состоянии.

ЯИЧНАЯ ТЕМПЕРА - краски, связующим веществом которых является куриный желток.

ЯРЬ - яркая зеленая краска, получаемая из меди, при воздействии на неё, например, виноградным уксусом.

Адорации жест (лат. adoratio - поклонение) - в иконографии изображение молитвенной позы с воздетыми к небу руками.

Ангел Великого Совета - тип изображения Иисуса Христа в виде юноши с крыльями ангела и восьмиконечным нимбом. Также именуется «Спас благое молчание».

Ассист, асист - клеящий состав для наложения листового золота или серебра на поверхность иконы. Так же называют золотую разделку в виде лучиков.

Басма (турецк - оттиск, отпечаток) - тонкие пластинки из серебра, золота и других металлов с тисненым узором, покрывающие поверхность иконы.

Великий Архиерей - тип изображения Иисуса Христа в епископском облачении как глава Церкви - земной и небесной.

Велум (лат. veloum - парус) - в иконографии ткань, обычно красного цвета, перекинутая с одной палаты на другую для обозначения того, что действие происходит внутри здания.

Ветхий денми (древнерус. - древний, насыщенный днями) - тип изображения Иисуса Христа (в поздней иконографии - Саваофа) в виде седовласого старца.

Вохрение (древнерус. вохра - охра), охрение - одна из стадий личного письма, состоящая из послойного наложения охры.

Вседержитель или Пантократор (греч.) - один из основных типов изображения Иисуса Христа с благословляющей десницей (правой рукой) и Евангелием.

Горка, лещадка (древнерус. - колотый, плоский камень) - элемент пейзажа на иконах, изображаемый в виде уступов гор к небу как символ духовного восхождения.

Графья (греч. - начертанный, написанный) - рисунок, процарапанный по левкасу иконы или по штукатурке на стене, который затем прописывается цветом.

Движки - элемент личного письма в виде светлых тонких линий, которые символизируют нетварный, божественный свет.

Деисус, деисис (греч. - моление) - композиция, символизирующая молитвенное предстояние святых перед Иисусом Христом.

Доличное письмо - стадия работы над иконой: сначала пишется все, кроме ликов и открытых частей тела, - фон, пейзаж, палаты, фигуры, нимбы и т.д.

Елеуса (греч. - милостивая, милующая) - Умиление - тип изображения Богоматери, ласкающей Младенца Христа. Соприкосновение ликов Богомладенца и Богородицы символически передает идею Боговоплощения как соединение небесного и земного миров.

Житийная икона - икона, в клеймах которой, окружающих средник с образом святого, отражены события его жизни (древнерус. - житие) и его деяния.

Зерцало (древнерус. - зеркало) - в иконографии предмет круглой формы (диск, сфера) с изображением монограммы имени Христа или образа Эммануила.

Знамение (древнерус. - чудо, знак, посланный свыше) - тип изображения Богоматери с воздетыми в молении руками (Оранта, от лат. огаге - молиться), медальон с образом Эммануила на груди. Вариант иконы - Панагия.

Извод иконографический - вариант иконографии в пределах канонического образа.

Икона (греч. - образ, изображение, отображение) - священное изображение Господа Иисуса Христа, Богоматери, ангелов, святых или событий Священной и церковной истории, предназначенное для молитвы, написанное в соответствии с принятым каноном и в согласовании с учением Церкви.

Иконография - 1. Особенности изображения святого или священного события, согласно канону. 2. Описание и систематизация установленных каноном изображений.

Иконостас - перегородка между алтарем и центральной частью храма, на нее ставятся иконы.

Канон иконописный (греч. - правило) - свод правил, приемов, символов, принятых в иконографии для изображения того или иного образа.

Клеймо - сцена жития святого на поле житийной иконы.

Ковчег (древнерус. - ящик, ларь) - углубление в иконной доске, на которой пишется изображение.

Левкас (греч.) - белая грунтовая основа для иконной и настенной живописи.

Личное письмо - стадия работы над иконой, когда прописываются лики и открытые части тела.

Лузга - скос между полем и ковчегом, служит условной границей между миром зрителя и миром иконы.

Мандорла (итал. mandorla - миндалина) - символическое изображение сияния божественного света вокруг фигуры Христа, изредка Богородицы.

Минея (греч.) - книга или икона, в которой Праздники и святые расположены в порядке празднования их по календарю.

Нерукотворный Образ - Нерукотворный убрус (древнерус. плат, полотенце) или Спас греч.) - тип изображения Иисуса Христа, в основу которого положено предание о чудесном (нерукотворном) отпечатке лика Спасителя на ткани.

Не рыдай Мене Мати - тип изображения Богоматери, оплакивающей Спасителя перед положением ю гроб после Распятия.

Нимб (лат. nimbus - облако) - сияние вокруг головы Спасителя, Богоматери, ангелов и святых, изображаемых на иконах.

Обратная перспектива - система построения пространства в иконе, в соответствии с которой объекты располагаются на плоскости в равной удаленности и видны зрителю не с одной, а с нескольких точек зрения.

Одигитрия (греч. - Путеводительница) - тип изображения Богоматери с Младенцем на руках. Характерной особенностью является положение руки Богородицы, указывающей на Богомладенца Христа.

Оклад - накладное декоративное украшение иконы.

Олифа (лат. oleum - масло) - растительное масло, приготовленное особым способом, используется для создания защитного слоя в иконе.

Оранта - (греч. - Молящаяся) - один из основных типов иконографии Богоматери. Характерная особенность - воздетые в молении руки Богородицы и изображение Младенца на уровне груди Божией Матери.

Паволока (древнерус. пелена, покрывало) - ткань, наклеиваемая на лицевую сторону иконной доски с целью предохранения доски от деформации и растрескивания.

Парсуна (лат. persona - личность, особа), искаженное «персона», - так именовали на Руси в XVI-XVII вв. портреты.

Подлинник иконописный - практическое руководство для иконописца с описанием и образцами (так наз. Лицевой подлинник) изображений.

Подокладница - икона, которая писалась сразу же под оклад, то есть прописывались только те места, которые окладом не закрывались.

Позем (древнерус.) - изображение земли на иконах.

Поле (поля) иконы - рама вокруг ковчега на иконной доске.

Пробела, пробелка - в долйчном письме моделировка светлых частей изображения, символизирует касание божественного света.

Прорись - контурный рисунок иконного образа, используемый как подготовительный для создания иконы.

Роскрышь (древнерус.) - стадия работы над иконой, в процессе которой равномерно распределяются цвета, и краской заливают рисунок внутри обозначенных контуров.

Санкирь - в личном письме первый слой, на который кладется вохрение.

Символы евангелистов - изображения четырех животных, сопровождающих явление Бога в славе. В иконографии соотнесены с евангелистами: ангел - символ Матфея, телец - Луки, лев - Марка, орел - Иоанна.

София Премудрость Божия - тип изображения Иисуса Христа в виде ангела с восьмиконечным нимбом, восседающего на престоле. Символизирует Спасителя до Его Воплощения.

Спас в силах - тип изображения Иисуса Христа на престоле на фоне красного четверика в окружении небесных сил, символов евангелистов.

Средник - средняя часть житийной иконы.

Таблетка (франц. tableau - картина) - название, принятое в XX в. для икон, написанных на грунтованном холсте с двух сторон.

Темпера яичная - основная техника иконописи: минеральные пигменты, растертые вручную; в качестве связующего используется куриный желток.

Фреска (итал. fresco - свежий, сырой) - роспись по сырой штукатурке.

Фряжское письмо (древнерус. фрязин - итальянец) - стиль иконописи, сформировавшийся в России в XVII-XVIII вв. под влиянием западноевропейской живописи.

Царь царём - тип изображения Иисуса Христа в царских ризах.

Цата (древнерус. - монета, украшение) - подвеска к иконе в виде полумесяца.

Чин (древнерус. - порядок) - то же, что ряд в иконостасе.

Шпонка - деревянный брусок, прибитый или вставленный в паз с тыльной стороны иконы, служащий для предотвращения деформации иконной доски.

Эммануил (греч. от древнеевр. - с нами Бог) - тип изображения Иисуса Христа в младенческом или отроческом образе.

Энкаустика (греч. - выжигаю) - техника восковой живописи.

Этимасия (греч. - приготовленный) - изображение небесного престола, уготованного для Второго Пришествия Царя царей - Иисуса Христа, грядущего во славе. Изображается с лежащим на нем Евангелием и Крестом, а также сходящим на него голубем.

) () ()

янв. 10, 2006

12:58 pm - словарь иконописца..

Словарь иконописца составлен на основе "СЛОВАРЯ ИЗОГРАФА" В,В. Филатова. Мы включили в словарь в основном те термины, которые касаются технической стороны иконописания. Богословская терминология опущена.

небольшой экспериментальный иллюстрированный словарик. Пусть весьма неполный, но зато свой собственный. Дается объяснения нескольким сотням слов и понятий в разной степени связанным с иконописью. Статьи очень кратки, но все-таки, лучше знать мало обо всем, чем много ни о чём.
Словарные статьи затрагивают множество тем: технология иконописи и стенописи, сведения по иконографии и архитектуре, термины, связанные с богослужением, исторические, биографические, искусствоведческие понятия, некоторые устаревшие слова и т. д.

\до.сге/

"несколько словарных статей\\"

Адорации жест- в восточных религиях с древних времен означавший молитвенное обращение к Богу. В христианской иконографии Жест Богоматери Оранты, мучеников и преподобных: фронтально раскрытая ладонь с прямо поставленными четырьмя сомкнутыми пальцами (кроме большого). У Оранты - ладони, на уровне плеч; у мучеников и преподобных - ладони, раскрытые на уровне груди, когда левая ладонь на уровне груди, тогда в правой руке - крест (символ мученика).

Борода - Один из главных признаков иконографии ликов святых мужей в зрелом возрасте. По различию форм Б. в иконописных подлинниках названия их форм определяются сравнением с Б. особо чтимых святых, начиная с праведников и заканчивая преподобными. Например, "брада доле Захарии пророка", могут быть такие дополнения как "...узка, концы маленько подво-и лися" или "брада Павла апостола", "брада Николина" - свт. Николая Мир Ликийских, "брада аки Сергиева" - св. прп. Сергия Радонежского, "брада аки Антипина" - епископа Пергамского, много ссылок на Б. Космы и Дамиана, напр., у Иоанна Златоуста: "...брада аки Козмина, кудрявата", и т. п. Персонально описываются особенности Б. только у некоторых Святителей, а именно у Иоанна Златоуста - "браду... малу и зело ретку, размесну велию", у Макария Александрийского - "брада по колени долга, а от колен двумя космами ловилась до земли" (сведения по Б. см.: -"Иконописный подлинник" С.Большакова. М., 1903). Седая Б. всегда считалась символом мудрости и почетной старости.

Венчик - Особая повязка или бумажная лента, возлагаемая, согласно обряду Православной Церкви, на лоб усопшего христианина. На В. изображаются Иисус Христос, Богоматерь и Иоанн Предтеча в иконографии деисусного чина. Употребление В. известно со времен Иоанна Златоуста (347-407 гг.), который объяснял, что почивший украшается В. как борец, с честью подвизавшийся на поле жизни.

Волны
Изображаются в иконографии в виде чешуйчатых бугорков, спиралей; в XVIIIв. известны усложненные их изображения в виде сочетаний волнообразных линий со спиралями и даже в виде языков пламени. Обязательны в композициях Крещение, Богоявление, в клеймах житий Николы в Акафисте Богоматери "Взбранной Воеводе...".

Зерцало - Диск с монограммами Иисуса Христа в руке архангела или с изображением (поясным) Эммануила - Христа-отрока.

Круг славы- Фон в виде двух, чаще трех, кругов, вписанных один в другой для размещения полуфигуры (поясное изображение) святого. При изображении фигуры в рост (Христа, Богоматери) его преобразуют в эллипсы, которые принято называть итальянским словом - мандорла (миндалина). К.С. обычно расколеровывают в три тона: наружный светлый, средний темнее, внутренний наиболее темный.