Наскальная живопись животные. Наскальная живопись - прародитель художественного искусства ▲

  • 15.06.2019

Наскальные рисунки древних людей

Древние цивилизации были не слишком развиты, относительно познаний их в области химии и физики. Возможно, из-за этого появилось множество мистических теорий, обожествления явлений природы, огромное значения придавалось смерти человека, его отходу в другой мир. Наскальные рисунки древних людей могут рассказать нам о многом из того, что происходило в их жизни. На стенах они изображали земледельческие мероприятия, военные ритуалы, богов, жрецов. Одним словом всё то, из чего состоял и от чего зависел их мир.

В Древнем Египте наскальными рисунками полнятся усыпальницы и пирамиды. В гробницах фараонов, к примеру, было принято изображать весь их жизненный путь от рождения до смерти. Со всеми подробностями, наскальные рисунки описывают торжества погребения и т.д.

Самые первобытные рисунки говорят о том, человек от самого своего появления тянулся к искусству, он хотел навсегда запомнить некоторые моменты жизни. В охоте, первобытные люди видели особую красоту, они стремились изобразить грациозность и силу животных.

Древняя Греция и Древний Рим, также оставили множество наскальных свидетельств, напоминающих нам об их существовании. Всё дело в том, что у них уже была развитая письменность – их рисунки куда интереснее, с точки зрения изучения быта, нежели древние граффити.

Греки любили записывать мудрые изречения, либо случаи, которые казались им поучительными, смешными. Римляне, отмечали в наскальных рисунках доблесть солдат, красоту женщин, несмотря на то, что римская цивилизация была практически калькой с греческой, римские граффити, не отличаются не остротой мысли, ни ловкостью её передачи.

С развитием общества развивалось и настенное искусство, переходя из цивилизации в цивилизацию, и придавая ей неповторимый оттенок. Каждое общество, цивилизация оставляют в истории свой след, подобный тому, который на чистой стене оставляет надпись.

Человек тяготел к искусству всегда. Доказательством этого являются многочисленные наскальные рисунки по всей планете, созданные нашими предками десятки тысяч лет назад. Первобытное творчество является свидетельством того, что люди жили повсюду – от жаркой африканской саванны до полярного круга. Америка, Китай, Россия, Европа, Австралия – везде древние художники оставили свои знаки. Не следует думать, что первобытная живопись совсем примитивна. Встречаются среди наскальных шедевров и весьма искусные работы, удивляющие красотой и техникой исполнения, раскрашенные яркими красками и несущие в себе глубокий смысл.

Петроглифы и наскальная живопись древних людей

Пещера Куэва-де-лас-Манос

Пещера находится на юге Аргентины. Долгое время здесь обитали предки индейцев Патагонии. На стенах пещеры найдены рисунки, отображающие сцену охоты на диких животных, а также множество негативных изображений рук мальчиков-подростков. Ученые сделали предположение, что нанесение контура руки на стену – часть обряда инициации. В 1999 году пещера была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО

Национальный парк Серра-да-Капивара

После обнаружения множества памятников наскальной живописи, местность, расположенная в бразильском штате Пиауи, была объявлена национальным парком. Еще во времена доколумбовой Америки парк Серра-да-Капивара был густонаселенной территорией, здесь концентрировалось большое количество общин предков современных индейцев. Наскальные рисунки, созданные при помощи угля, красного гематита и белого гипса, датируются 12-9 тысячелетием до нашей эры. Они относятся к культуре Нордести.


Пещера Ласко

Памятник периода позднего палеолита, один из наиболее хорошо сохранившихся на территории Европы. Пещера находится во Франции в долине реки Везер. В середине XX века в ней были обнаружены рисунки, созданные 18-15 тысяч лет назад. Они относятся к древней солютрейской культуре. Изображения располагаются в нескольких пещерных залах. Наиболее внушительные 5 метровые рисунки животных, напоминающих зубров, находятся в «Зале быков».


Национальный парк Какаду

Местность располагается на севере Австралии примерно в 170 км от города Дарвин. На протяжении последних 40 тысяч лет на территории нынешнего национального парка проживали аборигены. Они оставили любопытные образцы первобытной живописи. Это изображения сцен охоты, шаманские обряды и сюжеты сотворения мира, выполненные в особенной «рентгеновской» технике.


Найн-Майл-Каньон

Ущелье в США на востоке штата Юта длиной почти 60 км. Его даже прозвали самой протяженной художественной галереей из-за серии наскальных петроглифов. Некоторые созданы с помощью природных красок, другие выбиты прямо в породе. Большинство изображений создали индейцы фремонтской культуры. Помимо рисунков, интерес представляют пещерные жилища, дома-колодцы и старинные хранилища зерна.


Капова пещера

Археологический памятник, расположенный в Башкортостане на территории заповедника Шульган-Таш. Длина пещеры более 3 км, вход в виде арки 20 метров в высоту и 40 метров в ширину. В 1950-х годах в четырех залах грота были обнаружены первобытные рисунки эпохи палеолита — около 200 изображений животных, антропоморфных фигур и абстрактных символов. Большинство из них созданы с использованием красной охры.


Долина Чудес

Национальный парк Меркантур, который называют «Долиной Чудес», находится неподалеку от Лазурного Берега. Помимо природных красот, туристов привлекает гора Бего – настоящий археологический памятник, где были обнаружены десятки тысяч древних картин бронзового века. Это геометрические фигуры непонятного назначения, религиозные символы и прочие загадочные знаки.


Пещера Альтамира

Пещера находится на севере Испании в автономном сообществе Кантабрия. Она прославилась своими наскальными рисунками, которые выполнены в полихромной технике с использованием множества естественных красителей: охры, гематита, угля. Изображения относятся к мадленской культуре, существовавшей 15-8 тысяч лет до нашей эры. Древние художники были настолько искусны, что сумели придать изображениям бизонов, лошадей и кабанов трехмерный облик, используя естественные неровности стены.


Пещера Шове

Исторический памятник Франции, расположенный в долине реки Ардеш. Около 40 тысяч лет назад пещеру населяли древние люди, оставившие после себя более 400 рисунков. Самым старым изображениям более 35 тысяч лет. Росписи прекрасно сохранились благодаря тому, что долгое время до Шове не могли добраться, ее обнаружили только в 1990-х годах. К сожалению, доступ туристов в пещеру запрещен.


Тадрарт-Акакус

Когда-то на территории жаркой и практически бесплодной Сахары была плодородная и зеленая местность. Тому есть много свидетельств, в том числе – наскальные рисунки, обнаруженные в Ливии на территории горного массива Тадрарт-Акакус. По этим изображениям можно изучать эволюцию климата в этой части Африки, и проследить превращение цветущей долины в пустыню.


Вади-Метхандуш

Еще один шедевр наскального искусства на территории Ливии, расположенный на юго-западе страны. Рисунки Вади-Метхандуш изображают сцены с животными: слонами, кошачьими, жирафами, крокодилами, быками, антилопами. Считается, что самые древние были созданы 12 тысяч лет назад. Наиболее известная картина и неофициальный символ местности – две крупные кошки, сошедшиеся в поединке.


Лаас-Гааль

Пещерный комплекс в непризнанном государстве Сомалиленд с прекрасно сохранившимися древними рисунками. Эти росписи считаются наиболее уцелевшими среди всех на Африканском континенте, они датируются 9-3 тысячелетиями до нашей эры. В основном, они посвящены священной корове – культовому животному, которому поклонялись в этих местах. Изображения были обнаружены в начале 2000-х годов французской экспедицией.


Скальные жилища Бхимбетка

Находятся в Индии, в штате Мадхья Прадеш. Считается, что в пещерном комплексе Бхимбетка жили еще эректусы (Homo erectus — человек прямоходящий) непосредственные предки современных людей. Рисунки, обнаруженные индийскими археологами, относятся к эпохе мезолита. Интересно, что многие обряды жителей окрестных деревень похожи на сцены, изображенные древними людьми. Всего в Бхимбетке около 700 пещер, из которых хорошо изучены более 300.


Беломорские петроглифы

Рисунки первобытных людей находятся на территории археологического комплекса «Беломорские петроглифы», куда входит несколько десятков стоянок древних людей. Изображения расположены в месте под названием Залавруга на берегу Белого моря. Всего коллекция состоит из 2000 объединенных в группы иллюстраций, изображающих людей, животных, сражения, ритуалы, сцены охоты, также есть любопытная картина человека на лыжах.


Петроглифы Тассилин-Адджер

Горное плато в Алжире, на территории которого расположены самые масштабные рисунки древних людей, обнаруженные на севере Африки. Петроглифы стали появляться здесь с 7 тысячелетия до нашей эры. Основной сюжет – сцены охоты и фигуры животных африканской саванны. Иллюстрации выполнены в разных техниках, что свидетельствует об их принадлежности к разным историческим эпохам.


Цодило

Горный массив Цодило находится в пустыне Калахари в Ботсване. Здесь на площади более 10 км² были обнаружены тысячи изображений, созданных древними людьми. Исследователи утверждают, что они охватывают временной период 100 тысяч лет. Самые древние творения – примитивные контурные изображения, более поздние представляют собой попытку художников придать рисункам трехмерный эффект.


Томская писаница

Природный музей-заповедник в Кемеровской области, созданный в конце 1980-х годов с целью сохранения наскальной живописи. На его территории располагаются около 300 изображений, многие из них созданы примерно 4 тысячи лет назад. Самые ранние датируются X веком до нашей эры. Помимо творчества древнего человека, туристам будет интересно посмотреть на этнографическую выставку и музейные коллекции, входящие в состав Томской писаницы.


Пещера Магура

Природный объект находится на северо-западе Болгарии неподалеку от города Белоградчик. Во время археологических раскопок в 1920-х годах здесь были найдены первые свидетельства пребывания древнего человека: орудия труда, керамика, украшения. Также были обнаружены более 700 образцов наскальных рисунков, созданных предположительно 100-40 тысяч лет назад. Помимо фигур животных и людей, на них изображены звезды и солнце.


Заповедник Гобустан

Заповедная территория включает в себя грязевые вулканы и древнюю наскальную живопись. Более 6 тысяч изображений создавали люди, жившие на этой земле с первобытной эпохи и до Средних веков. Сюжеты довольно просты — сцены охоты, религиозных обрядов, фигуры людей и животных. Гобустан находится в Азербайджане примерно в 50 км от Баку.


Онежские петроглифы

Петроглифы были обнаружены на восточном берегу Онежского озера в Пудожском районе Карелии. Рисунки, датируемые 4-3 тысячелетиями до наше эры, размещены на скалах нескольких мысов. Некоторые иллюстрации имеют довольно внушительные 4 метровые размеры. Помимо стандартных изображений людей и животных, есть и мистические символы непонятного назначения, которые всегда пугали монахов расположенной неподалеку Муромской Свято-Успенской обители.


Наскальные рельефы в Тануме

Группа петроглифов, открытая в 1970-х годах на территории шведской коммуны Танум. Они располагаются вдоль 25-километровой линии, которая в бронзовом веке, предположительно, была берегом фьорда. Всего археологи обнаружили примерно 3 тысячи рисунков, собранных в группы. К сожалению, под влиянием неблагоприятных природных условий петроглифы находятся под угрозой исчезновения. Постепенно становится все сложнее различить их очертания.


Наскальные рисунки в Альте

Первобытные люди обитали не только в комфортном теплом климате, но и около Полярного круга. В 1970-х годах на севере Норвегии у города Альта ученые обнаружили большую группу доисторических рисунков, состоящую из 5 тысяч фрагментов. На этих картинах изображена жизнь человека в суровых погодных условиях. Некоторые иллюстрации содержат орнаменты и знаки, которые ученым не удалось расшифровать.


Археологический парк долины Коа

Археологический комплекс, созданный на месте обнаружения доисторической живописи, которая относится к периодам палеолита и неолита (так называемая солютрейская культура). Здесь есть не только древние изображения, некоторые элементы были созданы в Средние века. Рисунки расположены на скалах, протянувшихся на 17 км вдоль реки Коа. Также в парке есть Музей искусства и археологии, посвященный истории местности.


Ньюспейпер-Рок

В переводе название археологического памятника означает «Газетный камень». Действительно, петроглифы, покрывающие скалу, напоминают характерную типографскую печать. Гора располагается в американском штате Юта. Доподлинно не установлено, когда были созданы эти знаки. Считается, что на утес их наносили индейцы как до прихода на континент европейских завоевателей, так и после этого.


Пещеры Эдаккал

К одному из археологических достояний Индии и всего человечества можно отнести пещеры Эдаккал в штате Керала. В эпоху неолита на стены гротов были нанесены доисторические петроглифы. Эти символы еще не удалось расшифровать. Местность является популярным туристическим объектом, посещение пещер возможно только в составе экскурсии. Самостоятельный вход запрещен.


Петроглифы археологического ландшафта Тамгалы

Урочище Тамгалы находится примерно в 170 км от Алма-Аты. В 1950-х годах на его территории было обнаружено около 2 тысяч наскальных рисунков. Большая часть изображений была создана в бронзовом веке, также есть современные творения, появившиеся в эпоху Средних веков. Основываясь на характере рисунков, ученые выдвинули предположение, что в Тамгалы располагалось древнее святилище.


Петроглифы монгольского Алтая

Комплекс наскальных знаков, расположенный на территории Северной Монголии, занимает площадь 25 км² и тянется в длину на 40 км. Изображения были созданы в эпоху неолита более 3 тысяч лет назад, есть рисунки и подревнее, возрастом в 5 тысяч лет. На большинстве из них фигурируют олени с колесницами, также есть фигуры охотников и сказочных животных, напоминающих драконов.


Наскальная живопись в горах Хуа

Китайские наскальные художества были обнаружены на юге страны в горном массиве Хуа. Они представляют собой фигуры людей, животных, кораблей, небесных тел, оружия, окрашенные в цвет насыщенной охрой. Всего здесь насчитывается около 2 тысяч изображений, которые условно разделены на 100 групп. Некоторые картинки складываются в полноценные сюжеты, где можно разглядеть торжественную церемонию, ритуал или шествие.


Пещера Пловцов

Грот располагается в Ливийской пустыне на границе Египта и Ливии. В 1990-х годах там были обнаружены древние петроглифы, возраст которых превышает 10 тысяч лет (эпоха неолита). Они изображают плавающих в море или в ином водоеме людей. Именно поэтому пещеру назвали ее современным именем. После того, как грот стали массово посещать люди, многие рисунки начали портиться.


Хорсшу-Каньон

Ущелье входит в состав национального парка Кaньонлeндс, который находится в американском штате Юта. Хорсшу-Каньон стал знаменитым благодаря тому, что в 1970-х годах здесь обнаружили древние рисунки, созданные кочевыми охотниками-собирателями. Изображения нанесены на панели около 5 метров в высоту и 60 метров в ширину, они представляют собой 2-метровые человекоподобные фигуры.


Петроглифы Валь-Камоники

В первой половине XX века в итальянской долине Валь-Камоника (область Ломбардия) было обнаружено самое большое собрание наскальных изображений в мире – более 300 тысяч рисунков. Основная их часть была создана в железном веке, самые поздние относятся к культуре камунов, о которой пишут еще древнеримские источники. Любопытно, что, когда у власти в Италии находился Б. Муссолини, эти петроглифы считали доказательством зарождения высшей арийской расы.


Долина Твифелфонтейн

Самые древние поселения появились в намибийской долине Твифелфонтейн более 5 тысяч лет назад. Примерно в это же время были созданы наскальные рисунки, изображающую типичную жизнь охотников и кочевников. Всего ученые насчитали более 2,5 тысяч фрагментов, большинству из них около 3 тысяч лет, самым молодым – около 500 лет. В середине XX века кто-то украл внушительную часть плит с петроглифами.


Чумашская расписная пещера

Национальный парк в штате Калифорния, на территории которого располагается небольшой грот из песчаника с настенной росписью индейцев-чумашей. Сюжеты картин отражают представления аборигенов о мироустройстве. По разным оценкам, рисунки были созданы в период от 1 тысячи до 200 лет назад, что делает их вполне современными по сравнению с доисторической наскальной живописью в других местах мира.


Петроглифы Торо-Муэрто

Группа петроглифов в перуанской провинции Кастилья, которые были созданы в VI-XII веках во времена культуры Уари. Некоторые ученые предполагают, что к ним приложили руку инки. На рисунках изображены животные, птицы, небесные тела, геометрические орнаменты, а также люди в танце, вероятно, исполняющие какой-то ритуал. Всего удалось обнаружить около 3 тысяч разрисованных камней вулканического происхождения.


Петроглифы острова Пасхи

Одно из самых загадочных мест планеты, остров Пасхи, может удивить не только гигантскими каменными головами. Древние петроглифы, нанесенные на скалы, валуны, стены пещер вызывают не меньший интерес и считаются важным археологическим наследием. Они представляют собой то ли схематические изображения технического процесса, то ли несуществующих животных и растения – ученым только предстоит разобраться в этом вопросе.


Долгие годы современная цивилизация не имела представлений о каких-либо объектах древней живописи, однако в 1879 году археолог-любитель Марселино Санс де Саутуола вместе со своей 9-летней дочерью в ходе прогулки случайно наткнулся на пещеру Альтамира, своды которой были украшены множеством рисунков древних людей — не имевшая аналогов находка крайне потрясла исследователя и сподвигла его на её пристальное изучение. Годом позже Саутуола вместе со своим другом Хуаном Вилановым-и-Пьером из Мадридского университета опубликовали результаты своих исследований, в которых датировали исполнение рисунков эпохой палеолита. Многие учёные восприняли это сообщение крайне неоднозначно, Саутуолу обвиняли в фальсификации находок, однако позднее подобные пещеры были открыты во многих других уголках планеты.

Наскальные рисунки в пещере Альтамира

Пабло Пикассо посетив пещеру Альтамира воскликнул: «после работ в Альтамире все искусство пошло на спад». Он не шутил. Искусство в этой пещере и во многих других пещерах, которые находятся во Франции, в Испании и других странах, относится к числу величайшего достояния в области художества, которое когда-либо создавалось.

Пещера Магура

Пещера Магура является одной из крупнейших пещер в Болгарии. Она расположена в северо-западной части страны. Стены пещеры украшены доисторическими наскальными рисунками, созданными примерно от 8000 до 4000 лет назад. Обнаружено было более 700 рисунков. На рисунках изображены охотники, танцующие люди и множество животных.

Куэва-де-лас-Манос - «Пещера Рук».

Куэва-де-лас-Манос находится в Южной Аргентине. Название можно дословно перевести, как «Пещера Рук». В пещере изображены в большинстве своем - левые руки, но также есть сцены охоты и изображения животных. Картины, как полагают, были созданы 13000 и 9500 лет назад.

Бхимбетка.

Бхимбетка расположена в центральной Индии и содержит более 600 доисторических наскальных рисунков. Рисунки изображают людей, живших в то время в пещере. Животным также уделили много места. Были найдены изображения бизонов, тигров, львов и крокодилов. Считается, что самой старой картине 12.000 лет.

Серра-да-Капивара

Серра-да-Капивара - национальный парк на северо-востоке Бразилии. Это место - дом множества каменных убежищ, которые украшены наскальными рисунками, которые представляют собой ритуальные сцены, охоту, деревья, животных. Некоторые ученые считают, что самые старые наскальные рисунки в этом парке созданы 25 000 лет назад.

Доисторические наскальные рисунки в Лаас Гаал

Лаас Гаал представляет собой комплекс пещер на северо-западе Сомали, которые содержат некоторые из самых ранних известных художеств на Африканском континенте. Доисторических наскальным рисункам, по оценкам ученых, между 11000 и 5000 лет. Они показывают коров, церемониально одетых людей, домашних собак и даже жирафов.

Рисунок жирафа в Тадрарт Акакус.

Тадрарт Акакус образует горный хребет в пустыне Сахара, в западной Ливии. Этот район известен своими наскальными рисунками с 12 000 до н.э. до 100 года. Картины отражают меняющиеся условия пустыни Сахара. 9 000 лет назад здешние окрестности были полны зелени и озер, лесов и диких животных, о чем свидетельствуют наскальные рисунки, изображающие жирафов слонов и страусов.

Рисунок медведя в пещере Шове

Пещера Шове, на юге Франции, содержит некоторые из самых ранних известных доисторических наскальных рисунков в мире. Изображения, сохранившиеся в этой пещере могут иметь возраст около 32 000 лет. Пещера была обнаружена в 1994 году Жаном Мари Шове и его командой спелеологов. Картины, найденные в пещере, представляют изображения животных: горных козлов, мамонтов, лошадей, львов, медведей, носорогов, львов.

Наскальная живопись Какаду.

Расположенный на северной территории Австралии, Национальный парк Какаду содержит одну из самых больших концентраций произведений искусства, созданных аборигенами. Считается, что самым старым работам 20 000 лет.

Рисунок бизона в гещере Альтамира.

Обнаруженная в конце 19 века, пещера Альтамира находится в северной Испании. Удивительно, но картины найденные на скалах были такого высокого качества, что ученые долго сомневались в их подлинности и даже обвиняли первооткрывателя Марселино Санс де Саутуола в подделывании живописи. Многие не верят в интеллектуальный потенциал первобытных людей. К сожалению, первооткрыватель не дожил до 1902 года. В этом году картины были признаны подлинными. Изображения сделаны углем и охрой.

Картины Ласко.

Пещеры Ласко расположенные на юго-западе Франции, украшены впечатляющими и знаменитыми наскальными рисунками. Возраст некоторых изображений составляет 17 000 лет. В своем большинстве наскальные рисунки изображены далеко от входа. Самые известные изображения этой пещеры - изображения быков лошадей и оленей. Самый большой наскальный рисунок в мире - бык в пещере Ласко, длинна которого составляет 5.2 метра.

Открытие пещерных картинных галерей поставило перед археологами ряд вопросов: чем рисовал первобытный художник, как он рисовал, где размещал рисунки, что рисовал и, наконец, зачем он это делал? Изучение пещер позволяет с той или иной степенью достоверности ответить на них.

Палитра первобытного человека была бедной: в ней четыре основных краски - черная, белая, красная и желтая. Для получения белых изображений использовался мел и мелоподобные известняки; черного - древесный уголь и окислы марганца; красного и желтого - минералы гематит (Fe2O3), пиролюзит (МnО2) и природные красители - охры, представляющие собой смесь гидроокислов железа (лимонит, Fe2O3.H2O), марганца (псиломелан, m.MnO.MnO2.nH2O) и глинистых частиц. В пещерах и гротах Франции найдены каменные плиты, на которых растиралась охра, а также куски темно-красной двуокиси марганца. Судя по технике росписи, куски краски растирались, разводились на костном мозге, животном жире или крови. Химический и рентгеноструктурный анализ красок из пещеры Ласко показали, что использовались не только природные красители, смеси которых дают разные оттенки основных цветов, но и довольно сложные соединения, полученные путем их обжига и добавления других компонентов (каолинита и окислов алюминия).

Серьезное изучение пещерных красителей только начинается. И сразу возникают вопросы: почему использовались только неорганические краски? Первобытный человек-собиратель различал более 200 различных растений, среди которых были и красящие. Почему в одних пещерах рисунки выполнены разными тонами одного цвета, а в других - двумя цветами одного тона? Почему так долго входят в раннюю живопись цвета зелено-сине-голубой части спектра? В палеолите их почти нет, в Египте они появляются 3,5 тыс. лет назад, а в Греции - только в IV в. до н. э. Археолог А. Формозов считает, что наши далекие предки не сразу разобрались в ярком оперении "волшебной птицы" - Земли. Самые древние цвета, красный и черный, отражают суровый колорит тогдашней жизни: солнечный диск у горизонта и пламя костра, полный опасностей мрак ночи и приносящую относительное спокойствие тьму пещер. Красное и черное ассоциировалось с противоположностями древнего мира: красное - тепло, свет, жизнь с горячей алой кровью; черное - холод, тьма, гибель... Эта символика универсальна. Долгим был путь от пещерного художника, имевшего в своей палитре всего 4 цвета, до египтян и шумерийцев, добавивших к ним еще два (синий и зеленый). Но еще дальше от них до космонавта XX века, взявшего в первые полеты вокруг Земли набор из 120 цветных карандашей.

Вторая группа вопросов, возникающих при изучении пещерной живописи, касается технологии рисунка. Проблему можно сформулировать так: звери, отображенные на рисунках палеолитического человека, "вышли" из стены или "ушли" в нее?

В 1923 г. Н. Кастере обнаружил в пещере Монтеспан позднепалеолитическую глиняную фигуру медведя, лежащую на земле. Она была покрыта углублениями - следами ударов дротика, а на полу обнаружились многочисленные отпечатки босых ног. Возникла мысль: это "макет", вобравший в себя закрепленные десятками тысячелетий охотничьи пантомимы у туши убитого медведя. Далее прослеживается следующий ряд, подтвержденный находками в других пещерах: макет медведя, выполненный в натуральную величину, одетый в его шкуру и украшенный настоящим черепом, сменяется его глиняным подобием; зверь постепенно "встает на ноги" - его для устойчивости прислоняют к стене (это уже шаг к созданию барельефа); затем зверь постепенно "уходит" в нее, оставив прочерченный, а затем и живописный контур... Так представляет себе возникновение палеолитической живописи археолог А. Соляр.

Не менее вероятен и другой путь. По мысли Леонардо да Винчи, первый рисунок - это тень предмета, освещенного костром. Первобытный человек начинает рисовать, осваивая технику "обвода". Пещеры сохранили десятки таких примеров. На стенах пещеры Гаргас (Франция) видны 130 "призрачных рук" - отпечатков рук человека на стене. Интересно, что в одних случаях они изображаются линией, в других - закраской внешнего или внутреннего контуров (позитивный или негативный трафарет), затем появляются рисунки, "оторванные" от объекта, который изображается уже не в натуральную величину, в профиль или фронтально. Иногда предметы рисуются как бы в разных проекциях (лицо и ноги - профиль, грудь и плечи - фронтально). Постепенно растет мастерство. Рисунок приобретает четкость, уверенность штриха. По лучшим рисункам биологи уверенно определяют не только род, но и вид, а иногда - подвид животного.

Следующий шаг делают мадленские художники: средствами живописи они передают динамику и перспективу. В этом очень помогает цвет. Полные жизни кони пещеры Гранд-Бен как бы пробегают перед нами, постепенно уменьшаясь в размерах... В дальнейшем этот прием был забыт, и подобные рисунки не встречаются в наскальной живописи ни в мезолите, ни в неолите. Последний шаг - переход от перспективного изображения к объемному. Так появляются скульптуры, "вышедшие" из стен пещеры.

Какая из приведенных точек зрения справедлива? Сопоставление абсолютных датировок фигурок, выполненных из костей и камня, свидетельствует, что они имеют примерно один возраст: 30-15 тыс. лет до н. э. Может быть, в разных местах пещерный художник шел разными путями?

Еще одна из загадок пещерной живописи - отсутствие фона и обрамления. Фигуры лошадей, быков, мамонтов свободно разбросаны по скальной стене. Рисунки как бы висят в воздухе, под ними не проведена даже символическая линия земли. На неровных сводах пещер животные помещены в самых неожиданных положениях: вниз головой или боком. Нет в рисунках первобытного человека и намека на ландшафтный фон. Только в XVII в. н. э. в Голландии пейзаж оформляется в особый жанр.

Изучение палеолитической живописи дает специалистам обильный материал для поиска истоков различных стилей и направлений в современном искусстве. Так, например, доисторический мастер за 12 тысяч лет до появления художников-пуантилистов изобразил животных на стене пещеры Марсула (Франция) с помощью крохотных цветных точек. Количество подобных примеров можно множить, но более важно другое: изображения на стенах пещер - это сплав реальности сущего и его отражения в мозгу палеолитического человека. Таким образом, палеолитическая живопись несет информацию об уровне мышления человека того времени, о проблемах, которыми он жил и которые волновали его. Первобытное искусство, открытое более 100 лет назад, остается настоящим Эльдорадо для всевозможных гипотез по этому поводу.

Дублянский В. Н., научно-популярная книга

После посещения пещеры Альтамира на севере Испании, Пабло Пикассо воскликнул: «после работ в Альтамире все искусство пошло на спад». Он не шутил. Искусство в этой пещере и во многих других пещерах, которые находятся во Франции, в Испании и других странах, относится к числу величайшего достояния в области художества, которое когда-либо создавалось.

Пещера Магура

Пещера Магура является одной из крупнейших пещер в Болгарии. Она расположена в северо-западной части страны. Стены пещеры украшены доисторическими наскальными рисунками, созданными примерно от 8000 до 4000 лет назад. Обнаружено было более 700 рисунков. На рисунках изображены охотники, танцующие люди и множество животных.

Куэва-де-лас-Манос

Куэва-де-лас-Манос находится в Южной Аргентине. Название можно дословно перевести, как «Пещера Рук». В пещере изображены в большинстве своем – левые руки, но также есть сцены охоты и изображения животных. Картины, как полагают, были созданы 13000 и 9500 лет назад.


Бхимбетка

Расположенная в центральной Индии, Бхимбетка содержит более 600 доисторических наскальных рисунков. Рисунки изображают людей, живших в то время в пещере. Животным также уделили много места. Были найдены изображения бизонов, тигров, львов и крокодилов. Считается, что самой старой картине 12.000 лет.

Серра-да-Капивара

Серра-да-Капивара- национальный парк на северо-востоке Бразилии. Это место – дом множества каменных убежищ, которые украшены наскальными рисунками, которые представляют собой ритуальные сцены, охоту, деревья, животных. Некоторые ученые считают, что самые старые наскальные рисунки в этом парке созданы 25 000 лет назад.


Лаас Гаал

Лаас Гаал представляет собой комплекс пещер на северо-западе Сомали, которые содержат некоторые из самых ранних известных художеств на Африканском континенте. Доисторических наскальным рисункам, по оценкам ученых, между 11000 и 5000 лет. Они показывают коров, церемониально одетых людей, домашних собак и даже жирафов.


Тадрарт Акакус

Тадрарт Акакус образует горный хребет в пустыне Сахара, в западной Ливии. Этот район известен своими наскальными рисунками с 12 000 до н.э. до 100 года. Картины отражают меняющиеся условия пустыни Сахара. 9 000 лет назад здешние окрестности были полны зелени и озер, лесов и диких животных, о чем свидетельствуют наскальные рисунки, изображающие жирафов слонов и страусов.


Пещера Шове

Пещера Шове, на юге Франции, содержит некоторые из самых ранних известных доисторических наскальных рисунков в мире. Изображения, сохранившиеся в этой пещере могут иметь возраст около 32 000 лет. Пещера была обнаружена в 1994 году Жаном Мари Шове и его командой спелеологов. Картины, найденные в пещере, представляют изображения животных: горных козлов, мамонтов, лошадей, львов, медведей, носорогов, львов.


Наскальная живопись Какаду

Расположенный на северной территории Австралии, Национальный парк Какаду содержит одну из самых больших концентраций произведений искусства, созданных аборигенами. Считается, что самым старым работам 20 000 лет.


Пещера Альтамира

Обнаруженная в конце 19 века, пещера Альтамира находится в северной Испании. Удивительно, но картины найденные на скалах были такого высокого качества, что ученые долго сомневались в их подлинности и даже обвиняли первооткрывателя Марселино Санс де Саутуола в подделывании живописи. Многие не верят в интеллектуальный потенциал первобытных людей. К сожалению, первооткрыватель не дожил до 1902 года. В этом гору картины были признаны подлинными. Изображения сделаны углем и охрой.


Картины Ласко

Пещеры Ласко расположенные на юго-западе Франции, украшены впечатляющими и знаменитыми наскальными рисунками. Возраст некоторых изображений составляет 17 000 лет. В своем большинстве наскальные рисунки изображены далеко от входа. Самые известные изображения этой пещеры – изображения быков лошадей и оленей. Самый большой наскальный рисунок в мире – бык в пещере Ласко, длинна которого составляет 5.2 метра.