Семинар-практикум для воспитателей "нетрадиционные техники рисования в доу". Консультация для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования как приобщение детей к художественному творчеству

  • 17.04.2019

Валентина Мелихова

Мастер – класс для воспитателей

«»

Подготовила Мелихова В. Х.

«Ваза с сиренью»

Вид деятельности :

Нетрадиционная техника рисования (рисование по сырой бумаге , набрызг, рисование мятой бумагой , листья – штампы из картофеля).

Цель :

Учить рисовать сирень , передавая характерный образ, развивать эстетический вкус.

Задачи :

совершенствовать технические приёмы рисования ;

учить рисовать фон и соцветия , применяя несколько оттенков краски;

закреплять умения смешивать краски, получая новый цвет;

развивать творческие способности;

воспитывать любовь к природе .

Уважаемые коллеги, сегодня я хочу показать мастер – класс по нетрадиционной технике рисования . В нашей работе мы будем использовать несколько видов техники нетрадиционного рисования . А именно : рисование по сырой бумаге , набрызг, рисование скомканной мятой бумагой, картофельные штампы - листья.

Для работы нам понадобится :

2 листа бумаги размером А - 4

Карандаш

Мятая бумага

Печати из картофеля



Сначала я подготовила и вырезала на листе трафарет в форме вазы.


Берем большую кисть и белую гуашь смешанную с водой. Хорошо закрашиваем лист белой краской (лист должен быть хорошо смочен) .


Макаем кистью в синюю гуашь с водой, проводим горизонтальные полосы.

Макаем кистью в желтую или розовую гуашь с водой, и чуть ниже синей, проводим горизонтальные полосы.

Для плавного перехода смочим кисть водой, и хорошо размажем в горизонтальном направлении. Рабочий лист должен быть хорошо влажным. Оставляем бумагу для полного высыхания.


Прикладываем трафарет на фон и с помощью «набрызга» изображаем вазу.


Аккуратно убираем трафарет. Уже готов фон и ваза.


Следующий этап – сирень.

Берем бумагу, мнем и превращаем в шарик, обмакиваем в сиреневый цвет, ставим отпечатки в форме сирени.

Следующий шарик обмакиваем в синий цвет, ставим отпечатки в форме сирени.

Следующий шарик обмакиваем в белый цвет, также ставим отпечатки в форме сирени. Получился красивый букет только нужно дорисовать листья .



Все, наша работа готова. Остается вставить работу в рамку.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Конспект мастер-класс с детьми и родителями «Нетрадиционная техника рисования мятой салфеткой «Зимний лес» В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка - на кончике его пальцев». Цель: Вовлечение родителей в образовательный процесс. Задачи: 1. Учить.

"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают.

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционная техника рисования эбру» Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционная техника рисования «Эбру» Цель: Познакомить воспитателей с нетрадиционной техникой рисования Эбру.

Мастер-класс для родителей «Нетрадиционная техника рисования с детьми раннего возраста» Цель мастер-класса: познакомить родителей с приемами и способами изображения, научить использовать знания и умения в работе с детьми в домашних.

На занятиях по художественно-эстетическому развитию, мы используем нетрадиционные техники рисования. Ведь рисование нетрадиционными техниками.

Мастер-класс: нетрадиционная техника рисования «батик» «Позову я бабушку в лесочек погулять» Мастер – класс: нетрадиционная техника рисования «батик» «Позову я бабушку в лесочек погулять» Цель: Воспитывать у детей любовь и уважение.

Мастер-класс рассчитан для родителей и воспитателей, а также детей дошкольного возраста - от 3 до 6 лет. Назначение мастер - класса: В.

Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста.
Формирование у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Нетрадиционные техники рисования»

«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Цель:

Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста.

Формирование у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала.

Задачи:

Познакомить с разными техниками рисования; научить сочетать на практике несколько нетрадиционных методов в рисовании.

Развивать интерес различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге; повысить уровень мастерства педагогов.

Способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности.

Методы и приёмы: репродуктивный, практический.

Оборудование: столы, стулья для педагогов, влажные салфетки, коробочка для использованных салфеток, материал для практической деятельности – гуашь разного цвета, альбомные листы бумаги, картон, дощечки для лепки. Малярный скотч, акварельные краски, баночки с водой, кисти для рисования. Пищевая плёнка, свечка, соль, ватные палочки, ёмкости для использованных материалов.

Предварительная работа : обработка специальной литературы по данной теме. Подготовка оборудования, создание компьютерной презентации.

Оформление выставки детских рисунков в нетрадиционной технике рисования.

Вступительное слово

Актуальность выбранной темы мастер-класса:

На занятиях по рисованию решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе.

В процессе работы у детей формируются мыслительные операции, навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Наблюдения за эффективностью рисования в детском саду приводят к выводу о необходимости использования нетрадиционных техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды надо учитывать, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Дома у каждого из нас есть ненужные вещи (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д.). Гуляя по улице или в лесу можно найти много интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами возможно обогатить уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Использованием нетрадиционных техник:

Способствует снятию детских страхов.

Развивает уверенность в своих силах.

Развивает пространственное мышление.

Учит детей свободно выражать свой замысел.

Побуждает детей к творческим поискам и решениям.

Учит детей работать с разнообразным материалом.

Развивает чувство цветовосприятия, чувство фактурности и объёмности.

Развивает мелкую моторику рук.

Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Разрешите, я вам расскажу немного о них.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

Рисование пальчиками;

Оттиск печатками из картофеля, моркови, пенопласта;

Рисование ладошками.

  • рисование по мокрому листу бумаги

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

Тычок жесткой полусухой кистью.

Печать поролоном;

Печать пробками;

Восковые мелки + гуашь

Свеча + акварель;

Отпечатки листьев;

Рисунки из ладошки;

Рисование ватными палочками;

Волшебные веревочки;

Монотипия предметная.

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

Рисование солью, песком, манкой;

Рисование мыльными пузырями;

Рисование мятой бумагой;

Кляксография с трубочкой;

Монотипия пейзажная;

Печать по трафарету;

Кляксография обычная;

Пластилинография

Граттаж.

Практическая часть

Уважаемые педагоги! А сейчас я хочу провести небольшой мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Сегодня покажу, как с детьми использовать смешанные нетрадиционные техники рисования в одной работе.

Акварель - штука текучая и непослушная. Мы будем использовать как раз эти её не всегда удобные свойства, создавая «шедевры» в основном «по-мокрому». (Медведь на льдине, Дома на нашей улице, берёзовая роща).

Я с удивлением обнаружила, что скотч отлично по нескольку раз отклеивается от бумаги, а значит, его мы и используем как основу для трафарета. Его можно рвать руками на неровные полоски и рисовать лес. Отлично получаются любые геометрические композиции. В толщину скотча можно даже вырезать что-то более детальное, как, например, домики. Главное - этот трафарет не нужно дополнительно крепить и придерживать, и вероятность попадания под него краски не велика, если края хорошо пригладить. Кроме того, очень рекомендую закреплять скотчем лист по периметру перед началом рисования. Так он не «бегает» по столу, а рисунок сразу получается в аккуратной рамке.

Следующий этап - пищевая пленка.

Вы знали, что пленка тоже умеет рисовать? Достаточно постелить ее на мокрую акварель и подвигать. Получаются ледяные кристаллы или другого рода абстракции.

Следующий этап - соль по мокрой акварели.

Посыпав соль на ещё влажный прокрашенный лист, можно добиться занятных эффектов. Средне-крупная соль при высыхании оставляет «снежинки» на синем фоне. На зелёном фоне получится полупрозрачная листва. Мелкая соль экстра засыхает практически намертво. Так можно добавить фактуры дороге, камню, создать галактику.

Гуашь.

Первая техника у нас будет монотипия.

Монотипия (от моно… и греч. - отпечаток) - вид печатной графики. Техника монотипии заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность. Полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным.

Этап работы:

На гладкой поверхности, например, дощечке для лепки или на плитке рисуем пейзаж. Например, солнышко, небо и полянку. Рисовать нужно очень быстро, чтобы не высохла краска, иначе отпечаток не получится. Затем накладываем лист бумаги, хорошо прижимаем. У нас с вами получится отпечаток. Но можно поэкспериментировать и получить другой отпечаток. Указательным пальцем одной руки придерживаем верхний угол листа, другой рукой начинаем постепенно приподнимать лист бумаги с противоположной нижней стороны. Получаются так называемые лучики.

Следующий наш этап будет – техника р исование с помощью картона (ребром картона) .

С помощью стеки набираем краску, наносим её в нижней части листа. С помощью картона (ребром картона) мы с вами нарисуем дома. Мелкие детали прорисовываем ватными палочками. Это крыши домов, окна, антенны.

Следующий наш этап – рисование вилками.

Набираем вилкой краску и наносим её на лист бумаги. Быстрыми движениями руки начинаем делать отпечатки. С помощью вилок можно нарисовать забор, листву на деревьях.

А теперь мини - опрос.

Какой из представленных способов вызвал у Вас наибольший интерес? Почему?

Где вы можете их использовать?

С какими не представленными способами Вы хотели бы познакомиться?

Спасибо за ответы!

Уважаемые коллеги, спасибо вам за ваш интерес и активное участие в мастер - классе, за чудесные картины. Благодарю всех за внимание.

Заключительный этап.

1. Посвящение воспитателей в художники, рисующие в нетрадиционной технике (вручение шуточных медалей).

2. Памятки всем участникам мастер-класса.

В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимания на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!

Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.

До свидания!

Литература:

Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. /Дошкольное воспитание, 1991, №2.

Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия. /Дошкольное воспитание, 1991, №9.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб: КАРО, 2008.

Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет из серии: Рисуем и познаём окружающий мир.- М., 2007.

Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники рисования/ под ред. Казаковой Р.Г./-М., 2005.

«Притча о таланте, зарытом в землю»

Эта притча описана в 25-й главе Евангелия от Матфея . В те времена, о которых идет речь, талантом называлась римская серебряная монета. Это слово имеет греческое происхождение: им обозначалась монета большого достоинства.

«...Человек, который, отправляясь в другую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое. И одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.

По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И подошед получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: «Господин! пять талантов ты дал мне; вот другие пять талантов я приобрел на них».

Господин его сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». И подошел также и получивший два таланта и сказал: «Господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них». Господин его сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».

Подошел и получивший один талант и сказал: «Господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; И убоявшись пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое». Господин его сказал ему в ответ: «Лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отнести серебро мое торгующим, и я пришед получил бы мое с прибылью; Итак возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и умножится, и у не имеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов»».

Мораль : любой талант требует развития и постоянного вложения труда.

Название: Мастер-класс «Нетрадиционная техника рисования цветными опилками»
Номинация: Детский сад, Методические разработки, Мастер-классы в ДОУ, Методические разработки для педагогов ДОУ

Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: СП «Детский сад № 17» ГБОУ СОШ № 10 города Сызрани
Месторасположение: город Сызрань, Самарская область

МАСТЕР- КЛАСС
«НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ ЦВЕТНЫМИ ОПИЛКАМИ»

Данный мастер — класс предназначен для педагогов и родителей

«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев,
от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А. Сухомлинский

Рисование и занятие творчеством – одно из самых любимых занятий детей и взрослых. И я этому не исключение. Сегодня педагоги и родители проявляют истинную изобретательность в выборе и придумывании различных оригинальных способов творчества. Здесь главные критерии – новизна, увлекательность, удовольствие от процесса и интересный результат.

Одна из таких удачных находок – «рисование цветными опилками» . Материал прост и совершенно экологичен, опилки разных размеров можно приобрести в магазине и легко приготовить самостоятельно в любом количестве. Опилки можно окрасить в любой цвет и, в зависимости от их размера, получить разную текстуру – от мелко-бархатной до крупно-лохматой. Это позволяет значительно расширить диапазон выразительности творческих работ.

Цветные опилки – материал, который позволит ребенку не только раскрыть свой творческий потенциал, но и отдохнуть от трудных занятий и настроиться на «спокойную волну». Наблюдая за тем, как пересыпаются цветные крупинки, ребенок учится сосредоточенно и вдумчиво работать.

Рисунки цветными опилками выглядят, как настоящие произведения искусства, несмотря на то, что их изготовление не составляет больших трудностей.

Рисование цветными опилками – это необыкновенно красивое и очень полезное творчество. При работе с опилками задействованы одновременно зрительный и кинестетический каналы восприятия. Полимодальная работа приводит к целостному восприятию мира. И сам материал необыкновенно приятен. Он притягивает не только детей, но и взрослых. Попробуйте и убедитесь сами!!!

Как приготовить цветные опилки

☼ Подготовить опилки нужного «размера». Чем мельче, тем выразительнее и эстетичнее получится работа. При необходимости, опилки можно просто просеять через сито или дуршлаг.

☼ В миску поместить гуашь или пищевой краситель нужного цвета и немного развести водой до достаточно яркой концентрации.

☼ Поместить опилки в раствор, перемешать до полной пропитки.

☼ Выложить на бумагу или поднос и поставить сушиться в сухое место.

☼ После окончательного высыхания, поместить творческий материал в прозрачные баночки.

Как рисовать цветными опилками

Для детей младшего возраста лучше использовать готовый контурный рисунок. Бархатная бумага – идеальная основа для работы.

☼ Старшие дети могут проявить самостоятельное творчество, выбрать трафарет и обвести его или создать самостоятельный рисунок. Можно ребенку дать совет, что крупные фрагменты будут выглядеть выразительнее.

☼ Для детей 2-3 лет воспитатель сам наносит клей на нужный фрагмент рисунка. Дети постарше учатся сами «закрашивать» кисточкой с клеем нужный для окрашивания фрагмент. Для начала используем только один цвет опилок, приобретая навык техники. А затем можно создавать и комбинированные цветовые аппликации из опилок разного цвета.

☼ Посыпать опилками нужно так: пальчики держим щепоткой, высыпаем струйкой, как соль. Показывайте детям захват четырьмя пальцами, а не двумя. После того, как рисунок засыпан опилками нужного цвета, излишки нужно стряхнуть на тарелочку. А на листе остаются четкие и ровные «закрашенные детали».

☼ То же проделываем с остальными фрагментами рисунка поэтапно, меняя цвет.

Чем полезно рисование цветными опилками для детей

Рисуя опилками, ребенок создает удивительный цветной мир, развивая фантазию и воображение.

☼ Рисуя опилками, ребенок развивает мелкую моторику и координацию движений, так как высыпать из щепотки цветные опилки нужно «прицельно» и аккуратно.

☼ Рисуя опилками, ребенок становится внимательнее и аккуратнее, так как от этого зависит качество произведения.

☼ Рисуя опилками, ребенок отдыхает и успокаивается. Этот эффект связан со свойствами самого материала: древесные опилки приятны на ощупь, послушны творцу.

Цель мастер-класса :

  1. Распространение и передача педагогического опыта, обучение техники рисования цветными опилками.

Задачи мастер-класса:

1. Повышение профессионального мастерства педагогов.

2. Знакомство педагогов и родителей с техникой рисования цветными опилками.

Ход мастер-класса:

«Скажи мне – я забуду,

Покажи мне – я запомню,

Дай мне сделать это

И это станет моим навсегда».

2017 год считается годом экологии, а символ этого года Петух. И сегодня я представляю вашему вниманию мастер класс по рисованию цветными опилками уникального, яркого, голосистого Петушка!

«Не будильник и не мама,

Поднимает утром рано.

Будит Петя-петушок,

Чтобы солнышко встречали,

Вместе с солнышком вставали»

Для рисования цветными опилками нам потребуется:

  1. Древесные опилки
  2. Гуашь
  3. Емкости для окрашивания и сушки опилок
  4. Кисти, стека
  5. Клей ПВА
  6. Бумага или распечатанный рисунок
  7. Влажные салфетки
  8. Лак для волос
  9. Рамка

Пошаговый процесс рисования цветными опилками

1 шаг. Вначале необходимо просеять опилки через сито или дуршлаг (чем мельче опилки, тем картина получится аккуратнее) .

«Умелые ручки, разгонят все тучки,
Сошьют, нарисуют, приклеят, просеют.
Слепить, сварить или просто пожарить,
Всё могут они, их недаром так хвалят»

2 шаг. Затем нужно окрасить опилки в нужные цвета. Для этого гуашевую краску разведем водой и поместим в получившуюся жидкую краску опилки. Будем добавлять опилки до тех пор, пока вода при нажатии на опилки не будет выделяться. Дать пропитаться опилкам 15-20 минут.

«Все могут умелые ручки, их недаром все хвалят,

Умелые ручки – так зовут их недаром»

3 шаг. Окрашенные опилки раскладываем на тарелочки или листы бумаги для высыхания. После высыхания раскладываем цветные опилки по контейнерам.

«Ушла зима надолго, а с нею холода,

Но рученькам умелым не скучно никогда»

4 шаг. На картоне нужно выполнить набросок простым карандашом или взять готовую раскраску.

«Посмотри, какие штучки

Могут делать наши ручки!

Ловко пальчики, как ножки,

Пробежались по дорожке»

5 шаг. Затем готовим весь необходимый материал для работы: клей ПВА, кисточку для клея (для живописи не подходит, нужна грубая щетина) , стеку и окрашенные опилки.

«Возьмем цветных опилок мы и клея ПВА чуток,

И оживет, и запоет

6 шаг. По контуру рисунка, частями, наносится клей ПВА методом «прикладывания кисточки» по форме предмета и тут же посыпаются опилки нужного цвета, держа и растирая их подушечками пальцев. Затем можно добавить опилки дополнительного цвета для оттенка. (растирать опилки нужно обязательно, чтобы они были рыхлыми и «пушистыми» и + для массажа подушечек пальцев. Нанесенные опилки не трогать до приклеивания их к картону.

«Ручки глянули в окно:

Петушок клюет зерно.

Улыбнулись: «Ну и что же?

Мы клевать умеем тоже!»»

7 шаг. Для большей передачи объема, клей наносится поверх приклеенных опилок (примерно через 15-20 мин) небольшими капельками и сразу посыпаются опилки желаемого цвета.

8 шаг. Фон картины можно выполнить опилками естественного цвета, нанося клей широкими мазками (при таком нанесении остается малое кол-во клея на картоне — приклеится мало опилок). Пробелов (цвета картона) в рисунке предметов не должно быть. Клей наносить кистью в большом количестве каплями или мелкими мазками на предметы рисунка, но не в виде лужицы.

9 шаг. Готовую работу оставляем до полного высыхания, а затем закрепляем лаком для волос.

«А когда устали бегать —

Захотели пообедать:

Вмиг колечками сложились,

И баранки получились»

10 шаг. Можно поместить работу под стекло и оформить в рамку.

«Могут руки людей сделать чудо любое:

И по белому полю можно выткать цветы,

И по синему небу вышить солнце златое,

Чтобы стало чуть больше на земле красоты.

А мы с вами взяли в руки кисти и цветные опилки,

И немного фантазии и волшебства,

И нарисовали такое, что нам и не снилось,

Только чтобы на свете жила красота.

ЧТОБЫ ТОЛЬКО СИЯЛИ УЛЫБКАМИ ЛИЦА,

ТОЛЬКО ЧТОБЫ НА СВЕТЕ ЖИЛА КРАСОТА»!!!

ЖЕЛАЮ ВАМ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!!!

КОНСУЛЬТАЦИЯ:

"Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Воспитатель:

Похлебалова Н.А.

2015 г.

г. Ярославь

Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

«Искусство заключается в том, чтобы найти в необыкновенном обыкновенное и обыкновенное в необыкновенном.» Дени Дидро

Дошкольный возраст - это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и всех детей. Общение с искусством доставляет огромное удовольствие в жизни дошкольников.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.

Наблюдения за эффективностью рисования в детском саду приводят к выводу о необходимости использования нетрадиционных техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.

Уважаемые воспитатели, как вы думаете, что может обозначать слово нетрадиционно? (ответы воспитателей) Нетрадиционно - не основываясь на традиции. Происходя не в силу установившейся традиции, устраиваясь не по заведенному обычаю. Отличаясь оригинальностью. Не придерживаясь традиций.

Подберите слова синонимы к слову «нетрадиционно» (ответы воспитателей) Слова - синонимы: индивидуально, на новый лад, неординарно, неповторимо, нестандартно, нетривиально, оригинально, по-новому, по-своему, самобытно, самостоятельно, своеобразно, своеобычно.

Что подразумевается под словосочетанием «нетрадиционное рисование»? (ответы воспитателей)

Нетрадиционное рисование - это искусство изображать, не основываясь на традиции.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

Цели нетрадиционной изобразительной деятельности:

1.Развивать художественное творчество, воображение, фантазию дошкольников. Формировать индивидуальные, интеллектуальные творческие способности через использование нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности;

2.Развивать умения самостоятельно создавать, применять, использовать различный нетрадиционный материал и нетрадиционные техники в художественном творчестве.

Задачи:

1.Прививать и поддерживать интерес к нетрадиционным техникам рисования: создавать предметно-развивающую среду по художественному творчеству;

2.Продолжать знакомить дошкольников с нетрадиционными техниками рисования; находить нестандартные (креативные) способы изображения предметов и явлений;

3.Развивать изобразительные умения, навыки, систематизировать полученные знания;

4.Развивать технические художественные умения и навыки по принципу: от простого к сложному (переход от простых нетрадиционных способов изображения к более сложным);

5.Продолжать развивать чувство цвета, формы, композиции, пространственное воображение, художественный и эстетический вкус;

6.Расширять представление о прекрасном через наблюдение в природе, рассматривание красивых предметов интерьера, репродукций художников, иллюстраций в книгах, альбомах, прослушивание классической музыки, посещение красивых и культурных мест в городе: художественных салонов, выставок.

7.Сплотить детский коллектив путем совместного творчества.

8.Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

9.Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;

10.Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

11.Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

При организации образовательного процесса наиболее эффективно образовательная область «Художественное творчество» интегрируется со следующими образовательными областями:

. «Коммуникация» - развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практического овладения воспитанниками нормами речи;

. «Познание» - сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в серии изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений;

. «Чтение художественной литературы» - использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и художественного вкуса;

. «Физическая культура» - развитие мелкой и крупной моторики, использование на образовательной деятельности художественно-творческого цикла физкультурных минуток, двигательных заданий, формирование правильной осанки;

. «Музыка» - использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства;

. «Труд» - формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения готовить и убирать свое рабочее место, бережно относиться к пособиям и материалам, наводить порядок после игр и образовательной деятельности;

. «Безопасность» - формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности;

. «Здоровье» - цветотерапия, формирование первоначальных представлений о здоровом образе жизни при изображении на темы здоровья. Использование на образовательной деятельности художественно-творческого цикла глазной гимнастики, пальчиковых игр, приемов самомассажа рук;

. «Социализация» - формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувств принадлежности к мировому сообществу, реализация партнерского взаимодействия «взрослый - ребенок».

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Проведение творческой художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник:

Способствует снятию детских страхов;

Развивает уверенность в своих силах;

Развивает пространственное мышление;

Развивает в детях свободно выражать свой замысел;

Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

Развивает умение детей действовать с разнообразным материалом;

Развивает чувство композиции, ритма, колорита, чувство фактурности и объёмности;

Развивает мелкую моторику рук;

Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;

Во время деятельности дети получают эстетическое удовольствие.

Используете ли Вы в своей деятельности нетрадиционные техники рисования? Какие нетрадиционные техники рисования вы используете? (ответы воспитателей).

Нетрадиционные техники: пальцевая живопись, рисование ладошкой, рисование различными оттисками, монотипия, граттаж, ниткография, рисование свечой, углем, точечное рисование (пуантелизм), рисование по ткани, кляксография, выдувание и т.д.

Сочетание основ техник традиционного рисования и нетрадиционных техник изобразительной деятельности дает положительные результаты, дети получают истинное удовлетворение от художественной деятельности.

Применяют ли самостоятельно полученные знания и умения ваши воспитанники в нетрадиционной изобразительной деятельности? Какой используют нетрадиционный материал, техники? (ответы воспитателей)

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

Рисование пальчиками;

Оттиск печатками из картофеля, моркови, пенопласта;

Рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

Тычок жесткой полусухой кистью.

Печать поролоном;

Печать пробками;

Восковые мелки + гуашь

Свеча + акварель;

Отпечатки листьев;

Рисунки из ладошки;

Рисование ватными палочками;

Волшебные веревочки;

Монотипия предметная

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

Рисование солью, песком, манкой;

Рисование мыльными пузырями;

Рисование мятой бумагой;

Кляксография с трубочкой;

Монотипия пейзажная;

Печать по трафарету;

Кляксография обычная;

Пластилинография

Граттаж.

Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая творческая среда, которая должна стимулировать ребенка на активную деятельность.

При организации предметно - развивающей творческой среды в изобразительной деятельности нужно учитывать потребности детей. А потребность их состоит в том, чтобы они могли свободно, самостоятельно и доступно пользоваться традиционными и нетрадиционными изобразительными материалами в группе, также необходимо учитывать индивидуальные особенности, уровень знаний, умений и навыков в рисовании, возраст дошкольников.

Задачи уголка творчества: развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью; закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации; расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалах; развитие пальцевой моторики, творческого воображения, творческой фантазии.

Какая предметно-развивающая среда по нетрадиционному художественному творчеству детей создана в вашей группе? (ответы воспитателей)

Предметно-развивающая среда по изобразительной деятельности в группе детского сада должна содержать:

Уголок красоты:

Репродукции произведениями живописи, скульптура малых форм, произведения графики, книги с красивыми иллюстрациями, подлинные изделия мастеров народно-прикладного искусства; детские энциклопедии по изобразительной деятельности; диски с красивой спокойной мелодией, классической музыкой, магнитофон.

Уголок изобразительной деятельности:

Книжки-раскраски; картотека нетрадиционных техник рисования; альбомы для рассматривания «Городецкая игрушка», «Хохломская роспись» и др.; альбомы с разными изображениями травы, деревьев, солнца, домов и т.д., дидактические игры для развития творческих способностей, воображения;

Гуашь, акварельные краски, восковые карандаши, пастельные мелки, восковые мелки, фломастеры, маркеры разной толщины, цветные карандаши, графитные карандаши, набор шариковых ручек, вата, ватные палочки, поролоновые губки, тычки, уголь, сангина, свечки, коктейльные трубочки, оттиски разных форм, нитки, сухие листья и т.д.; глина, пластилин, тесто, материалы для декора; бумага различной фактуры и размера, картон, клей ПВА;

Инструменты: кисти нейлоновые или с натуральным ворсом от № 2 до № 10 (в зависимости от возраста и задач в рисовании) и щетина № 7, 8, ножницы, палитры, доски для лепки, печатки, валик, палочки, штампы, поролон, трафареты по темам; панно для выставки детских работ, магнитная доска, мольберты; клеенчатые скатерти, банки двойные, подставки под кист.

Таким образом, художественная предметно-развивающая среда должна обеспечивать принцип доступности и максимально комфортное состояние дошкольников в группе.

Предоставляете ли Вы свободу выбора изобразительных материалов в художественной деятельности? (Ответы воспитателей)

В деятельности по художественному творчеству необходимо предоставлять детям свободу выбора изобразительных материалов. Необходимо использовать разные материалы: краски, цветные карандаши, мелки. Это даёт возможность ребёнку выбрать художественный материал по желанию, развивается самостоятельность в работе, познавательная и экспериментальная активность, творчество.

Законченные работы обязательно выставляются на доске или раскладываются на столе, ковре в конце занятия. Анализ художественной деятельности важен для развития детского творчества, прежде всего тем, что дети видят результаты своей деятельности, учатся решать изобразительные задачи. Дети с удовольствием любят рассматривать свои работы, говорить о них. Эту активность педагог должен поддерживать, развивать. Анализ работ обязательно связывается с изобразительной задачей. Оценивается не сам ребёнок, а его рисунок.

Чтоб заинтересовать детей, педагог может предложить им показать понравившиеся работы, рассказать, почему они нравятся. В другом случае, педагог обращается к самому автору с тем, чтобы он объяснил, почему избрал такую форму, в третьем - предлагает каждому исполнителю оценить свою работу. Итог подводит вся группа.

Успех в развитии интереса к нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и навыки в изобразительной деятельности. Важно, перед тем, как показать детям определенную нетрадиционную технику, педагог должен изучить все тонкости данной техники, её методику. Результат будет зависеть от правильно подобранного материала, оборудования, доступности объяснения последовательности действий. Педагогу необходимо подобрать и изучить литературу по нетрадиционному рисованию, подобрать материал с учетом гигиеничности и безопасности материала, осуществлять планирование с учетом возраста детей, их индивидуальных особенностей и навыков в рисовании, самому быть творческой личностью, любить рисовать.

Методы, которые необходимо применять в изобразительной деятельности:

Информационно рецептивный; репродуктивный; исследовательский; эвристический; проблемное изложение материала.

В информационно-рецептивный метод включаются следующие приемы: рассматривание; наблюдение; экскурсия; беседы; слушание музыкальных произведений; чтение художественной литературы; показ воспитателя.

Репродуктивный метод - это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Другими словами, это владение техникой рисования. Техника рисования - это язык художника, не владеть техникой рисования, значить не уметь передавать свои впечатления и ощущения в рисунке. Этот метод упражнений, доводящие изобразительные навыки до автоматизма.

Эвристический метод направлен на самостоятельность в выполнении рисунка, проявление творчества, фантазии в художественной деятельности;

Исследовательский метод направлен на развитие у детей познавательной активности и умение экспериментировать с художественным материалом и техниками в изобразительном творчестве;

Метод проблемного изложения материала заключается в нахождении решений в проблемной ситуации или в вопросе. Эту проблемную ситуацию перед детьми создает педагог.

Развитие художественной деятельности с помощью нетрадиционных техник рисования происходит поэтапно:

От рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

От применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к сложным;

От использования готового оборудования, материала к применению, которые необходимо самим изготовить;

От использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

От применения в рисунке одного вида техники к использованию несколько нетрадиционных техник изображения;

От индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов в нетрадиционной технике рисования.

Творческий процесс - это настоящее чудо. Каждая из нетрадиционных техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя свободнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Дети раскрывают свои уникальные способности, испытывают радость, которая им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: "В творчестве не существует не правильный путь, есть только свой собственный путь"

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к художественной деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

Игра (дидактическая, игра-экспериментирование, творческая), которая является основным видом деятельности детей и мотивирует их.

Игры на развитие художественного воображения: «На что это похоже», «Расколдуй картинку», «Продолжи рисунок», «Волшебные картинки», «Дорисуй», «На что похожи наши ладошки», «Волшебные кляксы», «Волшебная ниточка», «О чем рассказала музыка», «Несуществующее животное или растение», «Цветные сказки», «Нарисуй настроение», «Закорючки», «Продолжи рисунок», «Представь себе», «Точка, точка».

· сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

· просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь, им важно почувствовать себя значимыми;

· создание проблемной ситуации;

· музыкальное сопровождение, чтение художественного слова и т.д.

· эмоциональное объяснение детям способов действий с нетрадиционным материалами и показ разных приемов нетрадиционного изображения.

Испытываете ли Вы трудности в использовании нетрадиционных техник в рисовании на занятиях? Какие проблемы возникают?

Трудности при применении нетрадиционных техник рисования могут заключаться:

В планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

В подборе оборудования и материалов;

В применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;

В разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.

Нетрадиционное рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами сверстников.

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению - память.

В художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно - исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует (смешивает краску с мыльной пеной, на изображенный предмет цветными мелками наносит гуашь). При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно - моторной координации. Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге.

Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно - моторной координации. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе нетрадиционного рисования зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Нетрадиционные техники изображения способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Художественное творчество очень важно при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по особенному смотреть на все их окружение, прививать любовь ко всему живому.

В работе нужно использовать такие формы организации как: целевые прогулки, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения.

Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению все новых и новых техник в рисовании.

Успехов в развитии творческих способностей у ваших воспитанников!

Мастер-класс по рисованию. Нетрадиционное рисование кусочком текстиля

Тема: «Пейзаж кусочком текстиля - за 3 минутки»

Мастер - класс рассчитан : на детей старшего дошкольного возраста, педагогов дошкольного образования, родителей.

Назначение : данный рисунок, выполненный своими руками в нетрадиционной техники, является отличным подарком родным и близким, может использоваться для оформления интерьера комнаты, выставок детского творчества.

Цели и задачи : развития художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования, развитие мелкой моторики пальцев рук и координации движений. Повышения уровня педагогического мастерства педагогов и родителей.

Материалы : бумага белая формата А - 4 , гуашь черная, палитра, кусочек текстиля размером 10 х5 см, клей белый ПВА, лист цветного картона.

Описание Мастер - класса:

Мы открыли мастерскую.

Полюбуйтесь - вот какую!

Приглашаем всех учиться

Вместе весело трудиться!

Только смелый и упорный

Доберется к цели бодро.

Я предлагаю вам сегодня на практике освоить нетрадиционные техники рисования, стать непосредственными участниками нашего мастер класса.

И хочу познакомить вас с нетрадиционной техникой рисования - рисование текстилем, то есть (тканью). И предлагаю вам сегодня написать пейзажи, без помощи кисточки - простым кусочком ткани.

Как мы знаем, пейзаж - это рисунок изображающий природу, то есть леса, реки, поля, луга, озера, горы.

Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака.

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется …пейзаж .

Ведь как гласит китайская мудрость.

Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю.

Поэтому предлагаю преступить.

Для работы нам понадобится: черная гуашь, так как рисовать мы будем в черном тоне, кусочки хлопчатобумажной ткани, лист белой бумаги формата А - 4, клей белый ПВА, лист цветного картона (для оформления работы).

Берем кусочек ткани размером 10 х5 см, сминаем, делаем что то вроде тампона.

Обмакиваем тампон из ткани в черную гуашевую краску и проводим на листе линию горизонта.

Горизонтом мы называем линию границы неба и земли. Чем выше линия горизонта, тем больше простора открывается нашему взгляду.

Нарисовали линию горизонта способом протяжки.

Теперь нам нужно нарисовать вдали лес, для этого мы примакивающими движениями печатаем хаотично деревья и кустарники, при этом мы получаем фактурные отпечатки.

Лес и кустарники на линии горизонта готовы.

Важно помнить, что на дальнем плане предметы кажутся маленькими, а на ближнем переднем плане более крупными, отчетливыми. Теперь на переднем плане рисуем тампоном способом протяжки линию берега.

Берег готов.

Приступаем к печатанию кустов.

Кусты готовы.

Рисуем способом протяжки, хаотичным размазыванием кусочком ткани на небе тучи или облака.

Тучи нарисовали.

Приступаем к рисованию ряби на озере.

Рябь готова.

Теперь рисуем солнце и его отражение в воде.